ДЕКАБРЬ – календарь народных примет — Декабрь — Календарь САДОВОДА — Каталог статей — Персональный сайт — примета хлеба так зима холодна

01.07.2020

Кошка лапой морду закрывает – к морозу.

Примета хлеба так зима холодна

ДЕКАБРЬ

Календарь народных примет

Народные приметы известны с древних времен. Люди их постоянно накапливали и использовали в своей деятельности, прежде всего в сельском хозяйстве, где погода играет далеко не последнюю роль. Приметы погоды важны не только для тружеников села, но и человека любой специальности, рыболовов и охотников, грибников и заготовителей, туристов и дачников. Знание примет и особенностей климата своего региона помогает дать прогноз не только на завтра, но и предсказать, какая будет весна, лето, осень, зима.

Собирайте и запоминайте приметы, как это делала Клара Николаевна Селянгина.

ПРИМЕТЫ на ДЕКАБРЬ

Без трех подзимков зима не становится.

Будет крепкий мороз, если утром сильно пищит синица.

Будет сильный мороз , если кошка тепло ищет.

В лунные ночи снег не тает.

Ветер подул с запада или юго-запада – наступит потепление.

В народе говорят: если лютая зима, будет жаркое лето.

Воробьи начали собирать в свои укрытия пух и перья – жди сильных морозов.

Воробьи прячутся в хворост – на мороз или перед метелью.

Ворон кричит – к метели.

Ворона ходит по дороге – к теплу.

В одном гнезде несколько белок – на сильный мороз.

Готовь зимой телегу, а летом сани.

Гром зимою – к сильным морозам, молния – к буре.

Гром зимою – к сильным ветрам.

Декабрь – стужайло, студень.

Декабрь – самый темный месяц.

Декабрь – год кончает, зиму начинает.

Декабрь – снегами глаз тешит, да ухо морозом рвет.

Декабрь – и замостит, и загвоздит и саням ход даст.

Декабрь ворота зиме настежь открывает.

Декабрь все обберет и ничего не дает.

Декабрь хитрые узоры на окнах расписывает.

Дружно расчирикались воробьи – к оттепели.

Дубрава зимой почернела – к оттепели или буре.

Дым столбом – к морозу, волоком – к ненастью.

Если зима не промерзла, то летом соку не даст.

Если снег идет хлопьями – к урожаю.

Если ночью пал иней, днем снег не падает.

Если зимой днем ясно, а к вечеру при безветрии все небо покрывается туманным

слоем низких облаков, то это признак установившихся морозов.

Если в мороз на реке выступает вода на лед, скоро будет дождь или большое тепло.

Если в декабре большой иней, бугры снега, глубоко промерзшая земля – то это к урожаю.

Если зимой сухо и холодно, летом сухо и жарко.

Если окна начинают потеть при двойных рамах – к усилению мороза.

Звезды искрятся и очень ярки – к сильным морозам.

Зима – хранительница полей.

Зимой солнце сквозь слезы улыбается

Зимой солнце в кругу – к снегопаду.

Звезды «прыгают» — к холоду.

Зима вьюжная – жди летом ненастья.

Зимою вьюги – летом ненастье, зима снежная — лето дождливое.

Зовут зиму приберихой: она все вокруг освежает, очищает и припрятывает урожай до весны.

Коли зима гнилая, то ячмень уродится.

Кольца вокруг луны – к снегу.

Комар летает по комнате – к оттепели.

Кошка лапой морду закрывает – к морозу.

Когда дым без ветра бьет к земле – жди снега.

Красный огонь в печи и дрова горят с треском – быть сильному морозу.

К усилению морозов наблюдается постепенное ослабление ветра.

Курица (петух) на одной ноге стоит – к стуже.

Куры во дворе крутят хвостами – к морозу.

К урожаю хлеба – так зима холодна.

Лес весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает.

Месяц яркий – к ясной погоде, бледный – к снегу.

Обильный иней зимой – к урожаю.

Облака плывут низко – стужа близко.

Облака идут против ветра – к снегу.

Ожидай оттепели, если во время мороза лес зашумел.

Подул северный ветер, а туч нет – будет мороз.

Пасмурная погода сохранится, если зимой после оттепели направление ветра устойчивое, западное.

Перед сильным морозом вокруг луны видны один или два тусклых красных круга.

Перед теплом птицы садятся на верхушки деревьев.

По зиме погода: если месяц зимы хороший, снежный, то через полгода жаркий месяц должен быть, а если слякотный зимний месяц, то через полгода дождливый месяц, неведрие.

Прилетел снегирь под окно – к оттепели.

Пушистые инеи – к ведру

Раз в 10 лет декабрь теплым бывает. Даже снег он тогда сгоняет.

Раннее пение петухов в сильные морозы – к оттепели.

Рыхлый снег на замерзших окнах начал таять, образовались просветы. Через которые даже можно видеть на улице различные предметы – завтра наступит потепление.

Снег глубок – хлеб хорош.

Снег перестал скрипеть под ногами и заметно осел – наступит продолжительное потепление.

Снегирь поет (скрипит) зимой – на снег, вьюгу, слякоть.

Солнце закатывается в тучу – к бурану, выходит столбом – к морозу.

Скоро светает зимою – непременно будет снег.

Снег на поля ляжет буграми и гребнями – к урожаю ржи.

Снежные хлопья стали крупными – жди оттепели.

Солнце заходит в облака – к снегопаду.

Солнце летом греет, зимой – морозит.

Сухой декабрь – сухие весна и лето.

Сырое лето и теплая осень – к долгой зиме.

Табак и кухонная соль становятся влажными – будет оттепель.

Туман стелется по земле – жди оттепели.

Туманный круг около солнца или разорванный около луны – к метелям.

Утренние зори скоро перегорают – к холоду.

Частые звезды – к теплу и снегу, редкие – к ненастью и вьюге.

Чем наряднее зимние художества, тем пышнее зелень летом.

Источник: pskovdachnik.ucoz.ru

Путешествие по Карелии

Популярное:

Исследователи карельских петроглифов

примета хлеба так зима холодна

Народ и господа в сказках Салтыкова-Щедрина

Топонимика Могилёв-Подольский — Морава

Прогноз погоды и народные приметы Зима

примета хлеба так зима холодна

ЗИМА

«Кто в ноябре не зябнет, тому и в Крещенскую стужу не замерзнуть», — так характе­ризует народ ноябрьские холода.
За «Кузьмы-Демьяна, на восьмой день ноября [8 (21) ноября] глядишь и Михайлов день подойдет, который, по народному замечанию, подчас необлыжную (настоя­щую) зиму ведет». С Михайлова дня зима стоит — зем­ля мерзнет.
В первой трети ноября, около Михайлова дня неред­ко бывает возврат тепла: задождит, затуманит и пойдут оттопсли, разрушится первопуток Дсмьянский и опять «загрязнит» и напомнит дни октября «грязниха». Но ес­ли зимняя Матрена 6 (19) ноября поставит зиму на но­ги, а Федор-Студит 11 (24) ноября землю застудит, а выпавший в ночь пушистый снежок ляжет на мокрую землю, то зимний путь продержится до весны.
Вообще в народе считается, что прочный хороший снег выпадает с ночи, а дневной снег не держится долго.
На Мартына есть много разных народных примет и поговорок. Русский народ больше острит и играет сло­вами на поминаемого в этот же день Федора-Студнта — «станет холодно и сердито». «Со дня Федора-Студнта прилетают зимние ветры, бывает от них студено на дво­ре — морозно на земле». «Федор-Студит — на дворе сту­дит, в избе тепло, коли хозяйка хороша».
«На печке да около горячих щей и в Студитов день не застудишься». Вообще говорят: «С Мартынова н Сту-дитова дня зима встает на ноги».
«Но прошло Введение и лопнуло ледение». 21 ноября (3 декабря) очень часто в этот день начинается оттепель.
А за Введением и Екатерина 24 ноября (8 декабря) на санях катит к зимнему Егорию в гости 26 ноября (10 де­кабря). «А с Екатерины зима доймет не мытьем, так ка­таньем, не голодом, так холодом».
А бывает и наоборот, что иногда на «Екатерину зима заплачет». Понимать надо, что «зима без трех подзим-ков не живет» и что «хвали зиму только после Ииколииа дня». Вот и пойдут подчас с Екатерины оттепели да ту­маны и слякоть — тогда морозец уже не жди раньше Варварииа дня 4 (17) декабря — «Варварских» да «Ни­кольских» 6 (19) декабря в Николин день.
Ноябрь «студеный да листогнойный» Андреевым днем 30 ноября (12 декабря) кончается. Народ примечает и говорит: «Коли в Андреев день холодно и ясно — добрая примета, а коли тепло — плохая». «Если на Андреев день I нег пойдет-пойдет и уляжется, то он еще 110 дней про­жит». Вообще же считают, что ноябрь сухой и ясный — для следующего года опасен (неблагоприятен для буду­щего урожая).
«Если лист с деревьев к ноябрю не опал совсем и чи­сто — жди суровой зимы».
Ноябрь дает довольно определенные указания для бу­дущего времени, и если внимательно следить за соверша­ющимися в этот месяц физическими явлениями, то можно па основании их выводить заключение не только о насту­пающей зиме, но и о будущем урожае, если только сле­дующие за ним зимние месяцы не приведут с собой новых явлений, которые своими влияниями нарушат досто­верность ноябрьских примет.
Ноябрьская погода вообще отличается своим непосто­янством: переходы от тепла к холоду и обратно доволь­но часты, почему нередко в ноябре па один и тот же день приходится иногда противоречивая примета.
Ноябрем закапчивается последняя борьба зимы с осенью, а за ним па двор глядит уже студеный декабрь.
В декабре все реже и реже появляется солнышко, а появится, то слабо согревает землю своими косыми лу-чами, невысоко стоит оно над нашим горизонтом об эту пиру, а когда светит, то недолго. Дни коротки. Но вот подходит 12 (25) декабря, «когда солнце поворачивает На лето, а зима на мороз». Между тем, астрономически, По календарям, в северном полушарии зима начинается, Когда солнце вступает по небесной эклиптике (видимый по небу путь солнца) в созвездие Козерога, что бывает между 9-10 (22-23) декабря, на деле же в народе счи­тают, что зима началась, когда установится прочный сан­ный путь, станут реки и затрещат настоящие заправские морозы. «Зима стала, когда реки стали и снег выпал»,- инюрят. «Зимы нет, когда санный путь не установится». Долгую, суровую, холодную зиму народ отмечает словами: (имушка строгая — либо долгая», а зиму мягкую, пере­менную, с частыми оттепелями называют: «зимушка хи­лая», «зима сиротская», «ничтожная»,
С календарем народ особенно не считается, а когда наметит, что место восхода солнца над горизонтом сна­чала как бы приостановится, что бывает около 9-10 (22-23) декабря, а затем начнет отходить с запада к Востоку, и все выше и выше поднимается в полдень над горизонтом, что считается заметным около 12 (25) декабря на Спирндона-солнцеворота, то говорят; «что Солнце на лето пошло, а зима на мороз».

По древнему, не отжившему еще и до сих нор народ­ному поверию, солнышко в этот день рядится в празд­ничный сарафан, убирает волосы серебряные золотым кокошником и садится в свою колесницу, запряженную лихою тройкой коней: серебряным, золотым да алмаз­ным, круто поворачивает их на летнюю нору — с зимы на лето», и считается, что со Спиридона-солнцеворота и до Нового года дня прибавится «на куриный шаг», а то и меньше — «на гусиную лапку».
Радуясь победе источника света и тепла над силами тьмы и стужи, наши отдаленные предки в этот день по­ворота солнца разжигали в честь его костры, а но неко­торым местностям на Руси и посейчас поют песенку:
Спиридон-святоворот
Стоит прямо у ворот,
Колесо в руке несет,
Красно солнышко зовет,
Ко святой Руси ведет.
Разгорайся, солнце красно,
Ты на свете не погасло! Л старики примечают, что если в Спиридонов день сол­нышко покажется на горизонте да заиграет, то быть яс­ным дням на веселых рождественских святках, а если до 16 декабря будет висеть на ветвях деревьев иней, то святки придут на Русь не только ясными, но и теплыми, хотя «со Спиридона-поворота зима и повернула на мо­роз».
На зиму студеную да на морозы трескучие сложено на Руси немало всяких острых слов и прибауток: «В зим­ний холод — всякий голод», «Береги нос в большой мо­роз!», «Что мужику в мороз деется (делается) — бежит да греется», «Мороз не велик, да стоять не велит», «Мо­роз скачет по ельникам да березникам, по сырым бере­гам да по веретечкам» («веретечки» — сухие места в бо­лотце или у реки. — В. Даль), «Пришлось на печи сидеть сватье — застала зима в летнем платье».
«Ах, мороз-морозец — удалец ты русский! Ходит в рукавичках да в овчинной шапке», — поется в песне. А про очень сильный мороз говорят: «Такая стынь — хоть волков морозить!». А известно, что «серому волку зима не в диковинку, а в обычаи», — утренние морозцы ему нипочем. И много еще чего говорится про мороз да про зимушку студеную — всего не перескажешь.

ЗИМНИЕ ПРИМЕТЫ

Первым делом народ примечает и говорит: «Помни это, что зима — не лето», «Зима лета стоит», «Какова зима — таково и лето, а по ном и урожай», «Попе боль­шого урожая — суровая зима», «Декабрь-студень — на всю зиму землю застудит».
«Декабрь снежный и холодным обещает обильную жатву». «Пройдет декабрь с пасмурным небом — жди урожая, а с ясным — голодного года».
«В декабре большой иней, бугры снега и глубоко про­мерзшая земля — к урожаю», «Сухой декабрь предве­щает сухую весну и лето».
«Если рубить строевое дерево в последних числах де­кабря, то служит долго и не гниет, и червь его не бе­рет»,

ПРИМЕТЫ И ПОГОВОРКИ ПО СНЕГУ
«Снега надует — хлеба прибудет», «Снег поля улуч­шает» (удобряет). «Когда снег привалит вплоть к за­борам, плохое будет лето; а когда есть промежек — уро­жайное». «Наснежит за ночь — так и путь зимний ста­нет». «Денной снег не лежит, а первый надежный выпа­дет на ночь».
Снег должен выпасть своевременно — не слишком поздно и не слишком рано, почему и говорят: «Как в свой час снег у нас — и урожай Бог даст». Когда много снегу идет, то говорят: «На дворе снежит порядком». А кого в пути зимой сильно снегом заметет, то говорят: «Оснежило его», «Зимой дороженька удорожилась» (стала удобопроезжей).
«Первая пороша (первый снег) еще не санный путь». «Когда первый снег выпал (запорошило), то от него еще сорок дней до настоящей зимы»,
«Снежок подпал, и следок запал». Охотники говорят: «Пойдет снежок — оставит следок», «Снегу нету — и следу нету».
«Зима пройдет, и снег сойдет, а что посеяно — взой­дет». Когда снег падает легкими снежинками, то гово­рят: «Снег пухом валит».
Зимние метели начинаются вслед за выпаданием сне­га и называются на Украине «завирухи». На Чернигов-щине говорят: «Снег-завируха — бо вже зима коло ву-
По количеству и виду образующегося зимой на снегу наста или «настуды» (твердый замерзший верхний слой снега, держащий зверя и человека) судят о предстоящей летом погоде: «Если зимою образуются очень высокие и крепкие настуды — летом будут грозы и бури». «Если на­студы образовались — будет хороший год, если их нет — будет лето сухое и неурожайное».
Вообще же обилие снега зимой предвещает жаркое лето и обилие воды. «Зима должна быть снежная и мо­розная; зима теплая и малоснежная не сулит обильного хлебного лета» (сибирская примета).

ПРИМЕТЫ ПО ЖИВОТНЫМ (диким и домашним)

«Волки воют зимой под жильем — к морозу».
«Пока волки не появятся стаями — и зимы нет».
Зайцы зимой тоже при наступлении сильных морозов жмутся к жилью, появляются в левадах и садах, к теп­лой погоде — уходят в поля и леса. «Приходит заяц в сады — будет зима еще суровая».
Отличными синоптическими способностями обладают и ряд одомашненных человеком видов млекопитающих. Лошадь, например, перед наступлением ненастья хра­пит, фыркает, трясет головой и закидывает ее кверху; ложится на землю зимой перед тем, как пойдет снег.
Известны барометрические приметы, связанные с по­ведением собак. Собака свертывается и лежит колеч­ком — на холод. Растягивается на земле и лежит или спит, раскидав ноги и брюхом кверху, — на тепло.
Улавливают изменение погоды и домашние кошки. Перед холодами, морозом кошка выбирает место по­выше и потеплее, а то и на печку залезет, сворачивается калачиком, прикрывает мордочку лапкой и спит. Лижется по телу, лижет хвост, царапает стенку — к ненастью, ло­жится на спину — к хорошей погоде, лижет лапу — к ветру. Перед теплом кошка ложится посреди комнаты, вытягивается и спит.
приметы по птицам
Вороны сидят на макушках деревьев, усиленно кар­кают и чистятся — это зимой к снегу.
Если вороны к вечеру стайкой под тучи вздымаются и кружатся в воздухе, то опускаясь, то подымаясь, как бы не находят себе места для ночлега, то в эту же ночь будет буря, а зимой метель.
Вообще вороны зимой вьются в воздухе перед снегом; если затем спустятся и сядут на землю — будет отте­пель, а если рассядутся на хаты или верхушки деревьев, то будет мороз; сядут на нижние ветви деревьев — бу­дет ветер.
Ворона — птица «погодливая», и наблюдение за се поведением и образом жизни дает внимательному наблю­дателю немало погодных примет и зимой и летом.
«Сорока под стреху (крышу) лезет — к вьюге».
«Як сорока в зиму пид стриху пидглядае — буде за-нмрюха» (метель), — говорят на Черииговщине.
«Воробьи чирикают много зимой- к метели»,- при­мечают на Дону.
«Як горобцы (воробьи) збираются кучами и сидают у хворост в середину, то буде холод, а як сидают звер-ху на хворост и цвиринькают — то буде тепло (оттепель и дождь)», — говорят на Украине.
Вообще, если зимой воробьи беспокоятся, громко чи­рикают, прячутся в хворост и под крыши домов — будет мороз или метель.
«Если воробьи зимой пиво варят — собираются ку­чей и беспокойно чирикают — будет метель» (литовская примета).
«Дятел долбит дерево, начиная снизу и идет кверху, сдирая всю кору (обыкновенно больного дерева), — это предвещает суровую зиму и глубокие снега».
Снегирь — «пташка певчая, первозимняя» — появля­ется у нас стайками при начале зимы, по первому снегу, и по ней народ примечает: «Снегирь зимой поет — на снег, вьюгу и слякоть».
По домашней птице тоже примечают зимнюю погоду. «Петух зимой запоет вечером раньше 9 часов — быть
оттепели».
Если петух зимой ночью запоет не в обычное время, то это к ненастью, и вообще к перемене погоды. Если петухи в сильные морозы запоют раньше обычного, то надо ожидать наступления более теплой и умеренной по­годы. Если петух на дворе стоит на одной ноге — будет мороз.
«Куры на насест рано садятся — к морозу, и чем вы­ше, тем к большему» (воронежская примета).
Курица машет крыльями и вертит хвостом — на ме­тель, летом — к дождю.
Вообще, если куры нахохлятся и приподнимут перья, то это к холоду; если, севши на насест, жмутся одна к другой — к морозу.
«Гуси носы ховают (прячут) под крылья — на холод м стужу, крыльями хлопают, если мороз, — к отте­пели».
Зимой, если гусь загогочет — к теплу, а сидит, под­жавши ноги, — к холоду или к метели.
приметы по ветру, туману, дыму, звуку и инею
Восточный порывистый ветер со свистом зимой — к продолжительному холоду. Продолжительный, несколько дней подряд дующий северный ветер зимой предвеща­ет бурю и снежную метель, причем снег будет крупный и густой.
Шумит зимой лес — ожидай оттепели.
«Зимой в левадах верба шумит (ревет) — к метели»
(украинская примета).
Происходящий от некоторых ветров зимою особый шум леса, стук ставен у домов служит также признаком непогоды. «Шумит дубравушка к непогодушке», «Ставни стучат и скрипят — к оттепели».
Если колокольный звон слышен зимой издалека ясно и сильно, то будет мороз; слышен звон глухо и слабо — к снегу.
Туман опускается зимой к земле — предвещает отте­пель (одлигу), высоко держится над землей — хоро­шую погоду.
Если ночью осел иней — днем снега не выпадет.
Деревья «покуржавели» — покрылись инеем — к теп­лу, и через 90 дней
от этого дня будут осадки, если в зи­му — то снег, а на летние месяцы — дождь. И чем устой­чивей иней, тем сильнее осадки. И если 90-й день припа­дет на начало лунной четверти, то осадки будут всю чет­верть.
Дым из трубы опускается вниз и стелется по земле — жди зимой оттепели; идет вверх — жди мороза.
Дым без ветра бьет к земле — к снегу.
Если зимой облака идут против ветра, дующего внизу у земли, — будет снег.
приметы по огню
Характер горения дров в печах зимой также служит признаком предсказания предстоящей погоды:
«Красный огонь в печи — к морозу, белый — к отте­пели».
Если при горении дров в печи слышен писк и треск,
то это к морозу.
Дровя в печи шипят, дымят, плохо горят — к отте­пели.
приметы по солнцу, луне, звездам
Круги вокруг солнца или месяца зимой предвещают продолжительные метели с морозами.
Туманный круг солнца зимой — к метели. Светлые столбы около солнца зимой — к морозам. Если около солнца уши зимой — будет холодно и вьюга. «Ушями» называются короткие столбы, появляю­щиеся иногда около солнца ила луны, почему и говорят тогда «Солнце (или луна) с ушами».
Зимой от солнца идут иногда лучи света вниз, пуска­ми (ноги) — к холоду; идут лучи кверху (хвост) — к вьюге.
Ложные солнца (или круги вокруг солнечного диска) зимой предвещают лютые, трескучие морозы и холода.
Если звезд видно много и они очень часты, то зимой вто к холоду, если звезды редки — к ненастью и вьюге.
Звезды ярко блестят, посылая лучи во все стороны,- к сильному морозу и ветрам.
Если луна вскоре но нарождению представляется кру­той и как буди) с загнувшимися рогами, значит этот месяц в зимнее время будет холодный.

ДЕКАБРЬ СТУДЕНЫЙ

Декабрь не берет рекордов по холодам. Только изредка он оказывается морознее января (в 1902, 1916 и 1939 годах). И все-таки месяц этот справедли­во прозван студеным. Это и следует принимать, если учи­тывать исчисления декабря по старому стилю, где границы декабря с 14 декабря по 13 января, то это есть самый холодный период. «Декабрь-Студит на всю зиму землю студит». «Декабрь и замостит, и за гвоздит, и саням ход дает». «Декабрь глаз снегами тешит, да ухо морозом рвет». Приток солнечной энергии мал, а то, что попадает На землю, сильно отражается снежным покровом. Дни короткие, тусклые, зато ночам будто конца нету. Глухо-зимье навалилось невылазным снегом: в декабре метель дорогу переймет, перекрыв ее поперек сугробами.
О зиме судили с первого декабря, до того был лишь ее разбег.

1(14) декабря — Наума.
«Пришел Наум, зимний ветер подул». «Пророк Наум, наставь на ум». 4 (17) декабря — Варвары.
«Все тепло да тепло, погоди — прийдет Варвара, за-иарварят и морозцы». В этом случае говорится о том, что когда на Введение 21 ноября (4 декабря) лопается Л1 пение и зима с Екатерины 24 ноября (6 декабря) за­плачет, тогда морозцев уже не жди раньше Варварина дня.
«Трещит Варюха — береги нос да ухо».
После оттепели, как правило, наступает троекратное повышение мороза и на Руси об этом приметили;
Варвара мостит, 4 (17) декабря.
Савва вострит, 5(18) декабря,
а Никола гвоздит 6 (19) декабря.
Вернемся к данным нашей таблицы суммарной зим­ней температуры. Если «Варюха» склонна забирать за нос и ухо, давая с 3 на 4 (16-17) декабря в среднем око­ло 6° холода, то Савва имеет обыкновение дороги санить, отпуская температуру холода на тепло в среднем выше -5°, а отсюда мороз с 6-7 (19-20) декабря, спустив­шись опять несколько ниже -6°, свидетельствует, что у годотворца Николая имеется, вопреки Савве-саль­нику, стремление загвоздить стужу покрепче Варвары.
6 (19) декабря — Николы.
Вот уже к воротам и Никола зимний с морозами под­ступил. Никольские морозы не чета Введенским: «На Ни­колу зима с гвоздем ходит». Помнить надо, что зима без трех подзнмков не живет и что «хвали зиму только пос­ле Николина дня».
Коли в Николин день залетает снег, дороге не стоять от Николы до Рождества 25 декабря (7 января).
В июне в это время цветет рожь; если в это время зимой погода хорошая, то и цвет будет хороший.
Ежели на Николу ростепель, ссылались на проказы поспешной зимы: «Привезли зиму на санях до Николы, вот тебе и жданная оттепель».
Иней на Николу — урожай на следующий год. Это подтверждалось тем, что от инея на Николу через 90 дней пойдут хорошие осадки на 6 (19) марта, а это за­пас влаги.

12 (25) декабря — Спиридона-поворота.
Когда солнце поворачивает на лето, а зима на мороз, считается, что со Спиридона-солнцеворота и до Нового года дня прибавится на куриный шаг, а то и того мень­ше — на гусиную лапку.
Старики примечают, что если на Спиридонов день солнышко покажется на горизонте да заиграет, то быть ясным дням на веселых рождественских святках, а если до 16 (29) декабря будет висеть на ветвях деревьев иней, то святки придут на Русь не только ясными, но и теплыми, хотя «со Спиридона-поворота зима и повернула на мороз».
Охотники подмечали: с солнцеворота медведь в бер­логе на другой бок заваливается.
Молодые люди ломают с черемухи ветки и ставят в банки с водой — загадывают о чем делают: если сбудет­ся загадка, то должна ветка пустить листок на Рождест­во 25 декабря (7 января) и цвет на Крещение 6 (19) января.
На Руси примечали, если на Спиридона-солнцеворота устанавливался стабильно ветер одного направления, то ОН будет преобладающим до Сорока мучеников 9 (22) марта.
Первые закономерности таких периодов изучил и ис­пользовал великий мореплаватель Колумб, когда устой­чивые ветры одного направления использовались при пе­ресечении океана. И в дальнейшем это использовали мо­реплаватели парусного флота. Устойчивость направления ветра они сверяли по звездам. Лучи звезд при ветре во­круг звезды неодинаковые. Ветер дует всегда со стороны самого длинного луча, навстречу ему. Таким образом, моряки всегда знали об изменении направления ветра.
16 (29) декабря — Агей-инейсей.
«Коли сильный мороз затрещит — стоять ему до Кре­щения».
Коли иней в этот день — теплые святки 25 декабря (7 января).
При ветре в этот день примечали: если снег к забо­рам привалит вплотную — плохое лето, есть промежу­ток — урожайное.
25 декабря (7 января) — Рождество.
Рождественские морозы.
Ясный день — к урожаю. Тропки черны — к урожаю гречихи. Ночь звездная — много гусей и ягнят будет. Если в Рождество снег — будет хлеб. Если на святках снег — будет малина. Если святки морозные — будет урожай хлеба, потому что во время цветения будет дождь летом (около Петрова дня 29 июня (12 июля).
Если в день Рождества между заутреней и обедней спокойно, тихо падает снег — хлеб будет -хороший.
Если в день Рождества снег, будет урожай орехов.
Если в день Рождества холодно и вьюга, будет уро­жай хлеба, если тепло и вьюга, будет холодно летом.
Если на Рождество 2-3 дня капель, в Петров день 29 июня (12 июля) будет заморозок (холодно), не уро­дятся ни огурцы, ни вишни, ни просо, а гречиха будет хороша.
Если в ночь на Рождество звезд будет очень много, цветковые (горох, гречиха, лен, чечевица) хлебные ра­стения уродятся хорошо.
«Коли иней на деревьях — к урожаю», ПОЛЬЗующийся огромной популярностью во всей нашей чернозем­ной зоне, этот период 25 декабря (7 января) и 10 (23) января считается прогнозным для будущего урожая.
Издавна примечали на 10 (23) января — коли иней на скирдах — к мокрому (очевидно, дождливому) го-Дуэ _ Так категорически умозаключает народ. Народом было подмечено, что в какое время ожидать выпадения дождя после инея на 25 декабря (7 января) и 10 (23) января и определит сельскохозяйственное значение этих дождей. Оказалось, что иней 25 декабря (7 января) со­ответствует дождю около 16-37 (29—30) мая, когда культурным растениям он всего необходимее, а иней на 10 (23 января) — дождь 2-3 (15-16) июня, что состав­ляет 140-145-дневный период.
Если иней наблюдается в ряде дней с пасмурным не­бом, возобновляясь каждодневно или с каждым днем уве­личивается, то следует в среднем считать через 142,5 дня, ждать окладных дождей и ненастной сырой погоды приблизительно столько же дней.
Осевший в ясную погоду иней есть верный признак для ожидания через 142,5 дня дождя из грозовой тучи, причем очень редко такой дождь переходит в окладной с пасмурным небом, а почти всегда сопровождается ясной, приятной погодой.
Темные святки — молочные коровы. Светлые свят­ки — ноские куры.
Пять раз в году солнце играет: на Рождество 25 де­кабря (7 января); Крещение 6 (19) января; Благове­щение 25 марта (7 апреля); Пасху и в Иванов день 24 июня (6 июля).
31 декабря (13 января) отмечали день покровителя свиней Василия. Под старый Новый год на Руси кресть­яне, как правило, варили свиной холодец. Варили и раз­бирали по косточкам свиную голову. «Свинку да боров­ка до Васильева вечерка». На Васильев вечер дня прибы­вает на куриный шаг (на час).

ЯНВАРЬ-ПРОСИНЕЦ

«Январь-поволец году нача­ло, зиме середина».
Это самый морозный месяц. Недаром существует поговор­ка: «Январь трещит — лед па реке в просинь красит». Может быть оттого и название его та­кое — просинец.
Новогодье самая пора, разгар зи/йы. И пусть солнце на лето повернуло, зима все равно на мороз норовит. Впе­реди еще долгий срок владычества белой чародейки — два с лишним месяца. А снег подваливает и подваливает. Богатый зимний покров искони считают вестником уро­жая.
«Снег глубок — хлеб хорош».
«Снег по полях — зерно в закромах».
Потому-то и утверждает пословица: «Снег — кре­стьянское богатство». Январь сухой, снежный да мороз­ный принесет хороший год.

1 (14) января — старый Новый год.
Живущие на реках крестьяне Руси примечали: если на Новый год луна идет на ущерб — весной воды боль­шой не будет; если же луна идет на прибыль, то весной воды будет много.
Если к Новому году около кладей, стогов и заборов выдуло снег, то это к урожаю, а если привалило снегу, то к неурожаю.
6 (19) января — Крещение.
Крещенские морозы.
«Крещение под полный месяц — быть большой во­де».
«Коли в этот день прорубь полна — большой разлив будет».
Ясная и хорошая погода в день Крещения предвещает засуху, пасмурная и снежная — обильный урожай. В полдень облака — к урожаю. 8 (21) января.
Следи за ветром на Руси — коли подует с юга, лето грозное.
6 (19) янва­ря трескучий мороз и он стоит семь дней, то после этой недели следует неделя оттепели и тогда пиковая неделя — Тимофеевские морозы, как правило, всегда на 3-5 градусов сильнее, чем на Крещение. Но держатся они всего 2-3 дня, после устанавливаются легкие мо­розы. |
10 (23 января) — Григория.
Ежели на стога и скирды иней выпадет — лето пред­стоит сырое да мокрое.
(24) января — Федосея.
Федосеево тепло — на раннюю весну пошло. 12 (25) января — Татьяны.
На Татьяну проглянет солнышко — к раннему при­лету птиц.
Снег на Татьяну — лето дождливое.
18 (31) января — Афанасий-ломонос.
Афанасьевские морозы.
«Афанасий да Кирилло забирают за рыло».
«Афанасьевские морозы шуток шутить не любят».
«Это не диво, что Афанасий-ломонос морозит нос, а ты подожди Тимофея-полузимника»
19 января (I февраля) — Макарьев день. «Судили-рядили о весне: коли погода ясней — весну
ожидали рано».
20 января (2 февраля) — Ефимия.
22 января (4 февра­ля) — Тимофеевских морозов.
На Ефимия в полдень солнце — к ранней весне. Еже­ли метель — вся масляная неделя метельная.
22 января (4 февраля) — Тимофея-полузимника. Тимофеевские морозы. | На Руси примечали, если на Крещение
24 января (6 февраля) — Аксинья-весноуказатель-ница.
«Какова Аксинья — такова и весна». ! «На полузимницу вёдро — весна красная». «На полузимницу дорогу переметет — корм подме тет».
28 января (10 февраля) — Ефрем.
«Ветер понесся — к сырому году и холодному».

ФЕВРАЛЬ-БОКОГРЕЙ

На смену лютому январ заступил февраль-выоговей. П началу он почти не отличим о своего предшественника: с та­кой же стужей, с такими ж звездными озорными ночами.
В древней Руси феврал считали последним месяце года, поэтому и назывался он «сечень», как бы отсекаю щий год. Называли его еще «межень» — календарна межа зимы и весны, «снежень» и «лютый» — от снего­падов и морозов, приходящихся на эту пору. И все-та кв, пожалуй, самое меткое прозвище февраля — «боко грей», на солнечной стороне пригревать начинает,
Не выходит у крестьянина из головы дума о весне! какой она соберется да когда настанет — есть о чем по думать! Вот почему февральские приметы чаще всеп будут обращены на предугадывание теплого времен года.
Вьюги да метели под февраль налетели в загадке передаваемой от старого к малому. О вьюге говорите так: «Вдоль села бежит кобыла весела, под конец хвоа у нее кошель овса, бежит да потряхивает». Потряхи-т снегом, пухнут искрометные сугробы. А о морозе «ноя загадка сложена: «Старик у ворот тепло уволок, гам не бежит и стоять не велит».
Интерес к февральским приметам был еще и потому, •но они указывали, какой будет май. А с маем у крестья­нина все» надежды на будущий урожай.
Как и все зимние закономерности примет декабря и января, февраль тоже им под стать. Морозные сухие пе­риоды февраля указывают на жаркую сухую погоду м а я.
Однако следует помнить, что произвольно выхвачен-пал из ряда других, одна примета мало стоит.
Вообще полагайся на собственный опыт. В народе прямо говорилось: «Всяк Еремей про себя разумей: ког­да сеять, когда жать, когда скирды метать».
Предлагая наметки прогнозов, устные календари по­нуждали к непрерывности наблюдений за ходом време­ни года, приучали к постоянному поиску.
В феврале есть погода, указательная семидневка лун­ной четверти, которая позволяет сделать первые выводы: какое будет лето — сухое или мокрое — это 24 февраля.
Если в этот день будет иней, то это укажет на дождь на Мокия мокрого 11 (24) мая, а примета на Мо­кни гласит: «На Мокия дождь, то лето будет смошное».
Февраль — двуликий месяц: и лютый, и бокогрей. Вьюги да метели. «Злится коротышка, что ему дней мало дадено».
Длинные сосульки в конце февраля — к долгой весне.
«Февральская ростепель ничего не стоит», «Февраль ВШу выдувает, а март ломает», «Февраль силен метелью, В март капелью».
«Февраль лют, как бог, да и сам не плох: рисует, ма­люет, красную весну чует».
«Как в февраль аукнется, так осенью откликнется».
«Январь упустит — февраль подберет».
«Ушел февраль-недотрога — семена ближе к по­рогу».
«Февраль сшибает рог зиме».

1 (14) февраля — Трифона.
«На Трифона звездисто — к поздней зиме».
2 (15) февраля — Стретенье. «Стретенье — зима с весной встретились». Стретенье — первая встреча весны.
«На Стретенье зима весну встречает, заморозить крас­ную хочет, а сама, лиходейка, от своего хотенья только потеет».
«На Стретенье кафтан с шубой встретился».
«На Стретенье цыган шубу продает».
О весне судили так: ежели на Стретенье установится оттепель — весна ранняя и теплая, коли холода завер­нут — весна холодная; выпавший в этот день снег — к затяжной и дождливой весне.
Если на Стретенье снег через дорогу несет — весна поздняя и холодная.
4 (17) февраля — Никола студеный.
Редкий год этот день обходится без холодов.
10 (23) февраля.
«До Прохора старуха охала: «Ох, студено!». Пришел Прохор да Влас: «Никак скоро весна у нас!».
11 (24) февраля. Власьевские морозы.
«Семь крутых утренников: три до Власья, да три после Власья».
«Прольет Власий маслица на дороги — зиме пора убирать ноги».
Февраль зиму выдувает.
На Украине давно приметили: зима должна закон­читься сильной ночной метелицею, чтобы снег позабива­ло в каждую щелку. В народе про такую метель гово­рят: «Зима дитя ищет».
21 февраля (6 марта). Тимофей-весновей, теплые ветры.
24 февраля (9 марта). Коли Дмитриев день на сне­гу, то и Пасха на снегу.
27 февраля (12 марта). Прокоп перезимний доро­гу рушит.
28 февраля (13 марта) — Василий-капельник. С крыш повсеместно потекло — капель.
На Василия теплого солнце в кругах — к урожаю.
Вообще, всяких народных примет на зиму, да и на другие времена года, множество, это лишь часть из них. Народные приметы погоды заслуживают внимания кли­матологов и метеорологов.
Долг каждого читателя возродить, не дать погибнуть не вошедшим в данную книгу приметам о погоде.
Составитель Л. И. Горбань

Стоит посмотреть следующий материал:

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Источник: kartravel.ru

Народные приметы и обычаи

Зима снежная – лето дождливое.

Зима морозная – лето жаркое.

Если ночью был иней, днем снег не выпадет.

Иней на деревьях – на мороз, туман – на оттепель.

примета хлеба так зима холодна

Декабрь

примета хлеба так зима холодна

Коляда

С Солнцеворота дня (24.12), когда день «на воробьиный скок» прибыл и начинает разгораться зимнее солнце, языческие cлавяне отмечали Коляду. Коляда является воплощением исконно повторяющегося годового цикла. Коляда – богиня неба, мать Солнца. В день Солнцеворота (самый короткий день зимы) пекли Хлеб-Корочун. По поверью ритуальный Хлеб-Корочун способствовал уменьшению ночи, тьмы, холода и зла и увеличению дня, света, тепла и добра.

Празднование последнего дня праздника Коляды (6.01) было настолько популярно, что эта традиция сохранилась и после принятия на Руси христианства, правда со многими изменениями. Так, к примеру, Колядами стали называть весь святочный период с Рождественского сочельника (06.01) до Крещения (19.01).

Иногда Коляду изображал сноп или соломенная кукла, принесенные в дом на Рождество. Его (её) имя (после принятия христьянства – имя Христа) постоянно звучит в «колядках» – песнях, которые исполнялись ходившею по дворам молодежью и содержали пожелания благополучия дома и семье, требование подарков от хозяев. Иногда сами подарки: печенье, каравай – назывались Колядой. Сопровождалось все это ряженьем в коня, козу, корову, медведя и других животных, воплощавших плодородие.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Если в декабре большой иней, бугры снега, глубоко промерзшая земля, то будет хороший урожай.

Если в декабре снег привалит вплотную к заборам – к плохому лету, если остается промежуток – к урожайному.

В декабре ветер дует с северной стороны – к большим морозам.

Далее все даты по новому стилю (в скобках по старому).

1(18 нояб.) Каков Платон и Роман, такова и зима. Если на Романа ворона ходит по дороге – к теплу. Гляди зиму с Романа, чтобы похвалить ее на масленицу.

3(20 нояб.) Проклы. На Прокла проклинают нечисть лукавую. Коли на Прокла снег шел, то на Елену леносевку (3 июня н.с.) пойдет дождь.

4(21 нояб.) Если на Введение ляжет глубокая зима – будет хороший урожай хлебов. До Введения если снег выпадет,то растанет. На Введение делали пробные выезды на санях.

7(24 нояб.) Катеринин день. Первое катание на санях.

9(26 нояб.) На Юрьев день медведь в берлоге засыпает.

13(30 нояб.) День Андрея Первозванного. Андрею молятся о хороших женихах. Наслушивают воду: коли тиха — хорошая зима, коли шумна – морозы, бури и вьюги.

14(1) День Наума грамотника. Батюшка Наум, наведу на ум! В этот день начинают учить детей грамоте.

17(4) Варварин день.Варварины морозы. Трещит Варуха, береги нос да ухо! Варвара заварит, Сава засалит, Никола загвоздит.

18(5) Савин день. Сава стелет, гвозди острит, засалит.

19(6) День Николы зимнего. Два Николы: один с травой, другой с зимой. Никола зимний лошадь на двор загонит, а летний откормит. Егорий мостит, Никола гвоздит. Никольские морозы. Хвались зимой по Николе! Благому Чудотворцу два праздника в год, а Касьяну немилостивому в четыре года один. Всем богам по сапогам, а Николе бале, затем, что ходит доле, а это потому, что от Холмогор до Колы тридцать три Николы.

22(9) На Зачатие Анны беременным бабам пост. На Зачатие волки сходятся, а после Крещенья разбегаются.

25(12) День Спиридона поворота. Солнце на лето, а зима на мороз. Полагают, что в этот день медведь повернется на другой бок и корова на солнце нагреет один бок. С Солнцеворота дня прибудет хоть на воробьиный скок. Кормят кур гречихой из правого рукава, чтоб раньше неслись они. Спиридонов день, подымайся вверх! (приговаривают садовники, встряхивая яблоки).

Январь

примета хлеба так зима холодна

Святки

Святки – две недели зимних праздников, начинающихся с Рождества (07.01) и заканчивающихся Крещением (19.01). В эти дни не разрешалось поститься и совершать таинства брака. Отличительной особенностью Святок является повсеместно соблюдаемый запрет работать (особенно с наступлением темноты), что и определило народное толкование названия всего праздничного цикла – «святые вечера». О том, что эти даты воспринимались как единый цикл связанных между собой праздников, свидетельствует и специфическая народная терминология, и комплекс повторяющихся обрядов. Так, при широко известном у восточных славян названии для всего святочного периода «коляда» («коляды»). Рождественский сочельник часто именуется «Первая коляда», а Крещенский – «Другая (вторая) коляда». Та же цикличность отмечается и в вариантах названий основных дат, включающих слово «кутья» (обязательное обрядовое блюдо этого периода). Полесское название кануна Рождества «Первая кутья», кануна Нового года – «Другая (вторая) кутья», Крещенского сочельника – «Третья кутья». Особая насыщенность магическими обрядами, гаданиями, прогностическими приметами, обычаями и запретами, регламентирующими поведение людей, выделяет Святки из всего календарного года. Особое место занимали и приметы, по которым пытались угадать погоду и достаток в хозяйстве в течение будущего года.

Январь – перелом зимы, просинец (лед на реке в просинь красит).

Январь холодный – июль будет сухим и жарким, не жди грибов до осени.

В январе частые снегопады и метели – в июле частые дожди.

Если в январе висит много длинных и частых сосулек – к хорошему урожаю.

Серый январь – хлебам беда.

Далее все даты по новому стилю (в скобках по старому).

6(24 дек.) Рождественский сочельник. Как только загорается первая звезда – значит Иисус Христос пришел в мир, и можно начинать праздник.

7(25 дек.) Рождество Христово. Святки. На Святки Христа славят с вертепами, со звездой, гадают, колядуют. Темные Святки — молочные коровы, светлые — ноские куры. Небо звездисто — к гороху, метель — пчелы роиться будут, иней — к урожаю хлеба, путь хорош — к Урожаю гречи.
На Рождество не надевай чистой рубахи, а то жди неурожая.
На Святой рубаха хоть плохонька да беленька, а к Рождеству хоть сурова да нова: суровую и обновить можно. Пост холодный (Рождественский), пост голодный (Петровский), пост Великий (к Святой) да пост Малый-лакомка (Успенский). Пять раз солнышко в году играет: на Рождество, на Богоявленье, Благовещенье, Воскресенье (Светлое) и Иваново рожденье.

8(26 дек.) Бабьи каши. В селах отмечали праздник каш. В селах отмечали праздник каш. В этот день навещали бабку-повитуху и несли ей кашу те, кого она принимала.

9(27 дек.) В Стефанов день поят лошадей через серебро.

11(29 дек.) Страшный день. Этот день считался очень удачным для гаданий. В Страшный день детям рассказывают сказки и загадывают загадки.

13(31 дек.) День Меланки. Щедрый вечер, Васильев вечер.
Свинку да боров для Васильева вечерка. Васильева ночь звездиста – лето ягодисто. Под Василья ведьмы крадут месяц. В этот вечер девушки гадают о замужестве.

14(1) Если на Васильев день выпал снег – к хорошему урожаю. В Васильев день выпекалось печенье, напоминающее коров, овец и домашнюю птицу.

14(1) Крещенский сочельник. В этот день собирали снег для беления холстов. Метель в этот день принесет метель и на масленицу.

19(6) Если на Крещение ясная и хорошая погода – будет засушливое лето, пасмурная и снежная – к обильному урожаю. Крещенские морозы.

23(10) День Григория летоуказателя. Если в этот день на скирдах хлеба ляжет иней, то лето будет дождливое.

25(12) Татьянин день. Проглянуло солнышко – к раннему прилету птиц, идет снег – к дождливому лету.

31(18) Афанасий и Кирилла забирают за рыло. Афанасьевские морозы.

Февраль

примета хлеба так зима холодна

Сретенье
Громницы

Сретенье – это встреча зимы с летом, сретенские морозы.

В докрещенской Руси в этот день отмечали Громницы – праздник почитания огня: из воска делали свечу, которая по поверьям охраняла дом, в котором хранится от грома и молний.

Традиции празднования Громниц остались и после принятия на Руси христианства. В этот день бедным в церкви давали по свечке. Считалось, что если по дороге от церкви до дома свечка не потухнет и на руку три раза капнет воск, то будет большое счастье. Дома огнем этой свечки подпаливали себе вдоль и поперек волосы. А потушенная свеча разламывалась и раскладывалась в хлевах, чтобы оберегала скотину.

Февраль – бокогрей. Февраль месяц лютый: спрашивает, как обутый.

Февраль силен метелью, а март капелью.

Если февраль дождливый, то дождливые будут весна и лето, погодливый – к засухе.

Если февраль холодный и сухой к жаркому августу.

Далее все даты по новому стилю (в скобках по старому).

1(19 янв.) Если на Макария ясно, то будет ранняя весна.

2(20 янв.) Если на Ефимия в полдень солнце – к ранней весне.

Масленица. Если метель всю Масленицу, будет метель.

6(24 янв.) День Аксиньи полухлебницы. Если в этот день на рынках хлеб подешевеет, то и новый хлеб будет дешев. Если в этот день погода хорошая, то и весна будет красная. Какова Аксинья, такова и весна.

10(28 янв.) Ефремов день. Полагают, что в эту ночь домовой глумится на дворах, для него ставят на загнетке кашу.

14(1) Трифонов день. В этот день заклинают мышей, чтобы не портили скирды с хлебом.

15(2) Сретенье. Громницы. Покров не лето, Сретенье – не зима. После сретенских морозов не советуют выезжать в дальнюю дорогу на санях – зима скоро закончится. Оттепель на Сретенье служит предвестницей худой и гнилой весны. В Сретенье зима с весною встречаются. Коли на Сретение метель дорогу заметет, то корм весь подберет.

16(3) Полагают, что в эту ночь домовой заезжает лошадей.

18(5) День Агафии коровницы. Полагают, что в этот день по городам и селам бегает коровья смерть.

19(6) День Вукола телятника. На день Вуколы телятся жуколы (черные коровы).

24(11) Власьев день. До Прохора (23 фев. н.с.) старуха охала: “Ох, студно”. Пришел Прохор да Влас, никак скоро весна у нас.

Источник: calendarium.narod.ru

Примета хлеба так зима холодна

1 августа — Макрида
Народные приметы:

День Макриды — указник осени. По погоде сего дня замечали о будущей осени, крестьяне говорили: «Каков день выдается — такова и осень будет», «Смотри осень по Макридам», потому что «Если на Макриду мокро, то вся осень будет мокрая», «Вёдро (сухая, теплая погода) на Макриду — осень сухая» или «Дождливым будет день — и осень мокра; сухой — и осень тоже», «Коли на Макриду мокро, то страда ненастная». «Дождь с утра — не жди добра: будет осень вся мокра».

Поселяне твердо знали: «Коли на поле Макриды, а ты свое смекай (работай)», «Прошли бы Макриды, а то будешь с хлебом». Зависимость от природы заставила поселян тщательно наблюдать окружающий мир, и зоркий крестьянский глаз примечал самое характерное для каждого дня: «На Макриды если дождь — сев озимых хлебов будет хорош», «Если в этот день будет дождь, то не будет орехов». «Полетел пух с осины — иди за подосиновиками», «Оводы кусают последний день», «Макрида сажает осень, а Анна (7 августа) — зиму».


2 августа
— Ильин день
Народные приметы:

Илья-пророк. В народном воображении Илья — святой суровый, грозный, карающий, в его подчинении дожди, гром, молнии; с другой стороны, Илья — щедрый, наделяющий, так как посылает на землю плодородие.

Первый сноп, первый праздник: «Знать осень на Ильин день по снопам». В этот день на Руси пекли из новой ржи хлеб и приносили для благословения в церковь.

По наблюдениям, с Ильина дня начинается осень, появляются холодные утренники: «До Ильина мужик купается, а с Ильина дня с рекой прощается», «На Илью до обеда лето, после обеда осень», говорили: «На Ильин день олень копыта обмочил: вода холодна», «На Илью камень утром прозябает», «До Ильина дня тучки по ветру идут, после Ильина дня против», «До Ильина дня и под кустом сушит, а после Ильина и на кусте не сохнет», «На Ильин день зима с летом борются», «Придет Илья принесет гнилья (дождь)», но была и примета: «Дождь в этот день предвещает обильный урожай ржи на следующий год» или «Дождь в Ильин день, а также на Макковея (14 августа) и на Воздвижение (27 сентября) — к обильному урожаю на следующий год».

Начинались дожди: «До Ильи поп дождя не умолит, а после Ильи баба фартуком нагонит», «До Ильина дня дождь в закром, а после Ильина дня из закрома». По замечаниям ворожеек, дождь, собранный на Ильин день, избавляет «от очного призора, сглазу и всякой вражьей силы». И еще считали: «На Ильин день дождь — будет мало пожаров, вёдро — много», «Ильинская пятница без дождя — пожаров много», «Если в Ильинскую грозу молния зажжет избу, то тушить ее надо не водою, а молоком или сывороткой».

Илья громовержец — повелитель молний и громов. Этот день часто с дождями и грозами, говорили: «Илья пророк разъезжает по небу на огненной колеснице», «Илья словом дождь держит и низводит», «На Ильин день в поле не работают, стогов не мечут — спалит грозой», «На Илью грех возить сено — Илья сожжет его», «Илья грозы держит», «На Ильин день где-нибудь от грозы загорается», «Вознесение с дождем, Илья с грозой»

Чтобы отвести беду, умилостивить грозного пророка, в Ильин день не работали в поле, не косили и не убирали сена. «Пророк Илья лето кончает, жито (жниво) зажинает», и еще: «К Ильину дню хоть кнутом прихлыстни, да заборони».

На Ильин день перегоняют пчел, подчищают ульи, подрезывают первые соты, говорили: «Богат, как ильинский сот», но знали, что «Ильинский рой и не в корысть», потому что поздний, не успевает запастись пищей. Муха кусает до Ильина дня, питается; после Ильина запасается, после Ильи комары тоже перестают кусаться. После Ильина дня не советуют есть земляники, иначе будешь дремать.

С Ильина дня работнику две угоды: ночь длинна, да вода холодна, так как Илья пророк три часа светлого времени уволок.

Именины у Афанасия и Ильи. Афанасий с греческого — «бессмертный».

3 августа — Мария Магдалина
Народные приметы:

На 3 августа по всем приметам необходимо заниматься сушкой лекарственных растений, которые до этого томились на крышах и чердаках. Лучшая сушка лекарственных растений проходит на теплом горячем солнце, чтобы трава впитала в себя солнечные лучи и приобрела характерный аромат, после чего траву следует распределить по сухим пакетам, целлофановым или бумажным.
3 Августа именины, день рожденья или день ангела : Семён, Иван

4 августа — Мария Магдалина
Народные приметы:

Мария Магдалина-ягодница, сладостница. По преданию, этот день добрый. Если на Марию «громовый день», то «Коли гроза — сена будет за глаза», но «На Марию Магдалину в поле не работают — гроза убьет». В этот день наблюдали за росой. Если роса была обильная, то ожидали серого льна, говорили, что роса уничтожает белизну льна и «укоротывает самый рост»: «Коли на день Марии росы, то льны будут серы и косы». И еще: «На Марию вынимают цветочные луковицы».

Именины у Марии. Мария (евр.) — первоначальное значение — «горькая», другое значение — «госпожа».

5 августа — Трофим-бессонник
Народные приметы:

Мученики Трофима называл народ бессонником. В это время шла пора усиленных работ, страды, поэтому говорили: «Хорошему хозяину день мал», «Если идет работа — спать неохота», «Жать — не дремать». И как бы себе в поучение причитали: «Долго спать — добра не видать», «Долго спать — с долгом встать». На Трофима — калинники-малинники. «С малинника лыки не велики, да ягоды сладки; а с калинника лык надерешь, да ягод в рот не возьмешь».

6 августа — Борис и Глеб
Народные приметы:

К этому времени поспевала рожь — «Борис и Глеб в полях поспел хлеб» или «Борис и Глеб — дозревает хлеб». По замечаниям стариков, будто в старину на этот день бывали большие грозы и спаливали копны у тех, кто работал в поле, говорили: «Борис и Глеб — пали копны (гроза жжет копны)», поэтому в поля старались не выезжать, за полевые работы не браться; предупреждали: «На Глеба и Бориса за хлеб не берися». Наступает пора сбора черемухи, заготавливают березовые веники.

Именины у Бориса. Борис — славянское имя — «боец, борец».


7 августа
— Анна, Макарий
Народные приметы:

Анна-холодница. Макарий — ярмарка-именинница. По Анне судили о зиме. По наблюдениям поселян, если в этот день наступит холодный утренник, то зима будет ранняя и холодная, так как «Анна-зимоуказница» и «На день святой Анны зима припасает холодные утренники». Были на этот день и приметы: светлая и теплая погода предвещает холодную зиму, дождливая — теплую, снежную. Какова погода до обеда — такова зима до декабря; какова погода после обеда — такова зима после декабря. На Макария открывалась Нижегородская Макарьевская ярмарка.

Именины у Анны и Олимпиады. Анна с иврита — «благодать Божия». Олимпиада с греческого — «олимпийская».

8 августа — Именины у Параскевы
Народные приметы:

Именины у Параскевы. Параскева (Прасковья) с греческого — «пятница, приготовление».

9 августа — Пантелеймон, Никола
Народные приметы:

Пантелеймон-Палий. Пантелеймон-целитель. Никола кочанский, кочанный. «На Пантелея-целителя и Николу кочанского капуста в кочны завивается». Обычно с этого дня начинаются по утрам холода, а «На поле капустном — кочанов густо», «Капуста — шаровата, кудревата, на макушке плешь — на здоровье ешь», «У хозяина без капусты брюхо пусто», «Капуста не пуста, сама летит в уста». Капуста и картошка были главной пищей слетья (конца лета). В это время буреет картофельная ботва, подходит время копания клубней.

Пантелеймона называют «Палий» и боятся в этот день грозы, приметили: «Кто на Палия работает, у того гроза спалит хлеб», «Палий спалит двор того, кто возит в этот день копны на гумно» или «На Пантелеймона грех возить хлеб и сено — Пантелеймон сожжет».

Именины у Анфисы. Анфиса с греческого — «цветущая».

10 августа — Прохор и Пармен
Народные приметы:

Прохоры и Пармены – не затевай мены.

11 августа — Калинов день
Народные приметы:

Калинники. Замечали, что-появляющиеся с сего дня морозы убивают на жнивах хлеб, также боялись сырого тумана, который называли «мороком»: «Пронеси, Господи, Калинника мороком, а не морозом». Крестьянин хорошо знал свое дело: «Коли на Калинника туман — припасай косы про овес с ячменем», или: «Коли туман — припасай закрома про овес с ячменем».

Были и приметы на этот день: «На Калинов день не будет утренников, так и Луппа (5 сентября) не заморозит». «Калина не закалинит, так и Луппа не залупит».

Именины у Серафимы. Серафима в переводе с иврита — «пламенная».

12 августа — Сила и Силуян
Народные приметы:

Говорили: «Сила хлеб силит», «На Силы и Силуяна рожь бывает пьяна», так как полна зерном и клонится к земле. «Святой Сила прибавит мужику силы», «На Силу святителя и бессильный бога тырем живет (подошел новый хлеб, пища сытная)», «Дожить бы бабе до Силина дня да с яровым управиться, так засилья прибавится». «Кто посеет рожь на Силу — родится сильно». А с нечистой силой на Силу считали, что «ведьмы обмирают, опившись молока».

Еще приметили: «Если в это время дни стоят пасмурные и прохладные, то дождя опасаться не должно», «Если душно и тягостно и насекомые особенно злы и едки, то будет дождь».

Если в это время дни стоят пасмурные и прохладные, то дождя опасаться не должно. Если же душно и тягостно и насекомые особенно злы и едки, то будет дождь

Именины у Валентина. Валентин с латыни — «сильный».

13 августа — Евдоким
Народные приметы:

Евдокимово заговенье перед Успенским постом, про который народ говорит: «Успенский пост не голодный».

В эту пору всего много: хлеба нового, овощей, плодов, ягод.

14 августа — Спас
Народные приметы:

В Византии раз в год выносили крест из храмов для освящения мест и отвращения болезней. У нас этот празднк соединился с воспоминаниями о происходившем в этот день крещении Руси. Совершается чин водосвятия — это «Спас на воде», «Мокрый Спас», когда освящаются воды в озерах, колодцах, а также мед — «Медовый Спас». В православных святцах день этот именуется «Происхождением Честных Древ Животворящего Креста Господня» к которому с XII века присоединилось еще особое празднество «Всемилостивому Спасу Христу Богу нашему и Пресвятой Богородице Марии Матери Его», таким образом соединилось два церковных праздника.

Спасовки — первые две-три недели августа (по старому стилю 1, 6, 16 августа). Первый Спас — Медовый, второй — Яблочный, третий — Спожинки. Первый, Медовый, Спас называли еще мокрый, Маккавей. Для крестьянина этот день — большой праздник. «На первый Спас и нищий медку попробует».

Проводы лета. Со Спаса начинаются холодные росы, считали: «С первого Спаса и росы хороши», то есть безвредные, но «У Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро, и серопогодье». Якобы с этого дня пчелы перестают вырабатывать мед. Пасечники начинают выламывать соты: «спасовка-лакомка», говорили: «Если пчельник не „заломает сота, то соседние пчелы вытаскивают весь мед», к этому времени «Пчела перестает носить медовую взятку». Отцветают розы, по народному поверью: «Когда перестают цвесть розы, тогда происходит пере мена в росах». Отмечался отлет первых ласточек и стрижей. Появляются стаи грачей и скворцов.

А работы для крестьянина опять много: «Паши под озимь, сей озимь; готовь гумна и овины; защипывай горох; начинай заготовку лесной малины; собирай мак, а также поспевшие ягоды черемухи». «После водосвятия крестьяне купаются сами, купают лошадей, а пастухи пригоняют с пастбищ домашнюю скотину и вгоняют ее в реку. Лошадей, как и весь скот, обычно в этот день купают в последний раз». И еще: «На первый Спас святи колодцы». Приметили: «Если дождь в этот день,, то мало пожаров бывает».

С 14 августа начинается Успенский пост, считали, что «Успенский пост не голодный» или «Спасовка-лакомка». В эту пору всего много: и хлеба нового, и слетья разного (овощей), и плодов, и ягод, к этому времени созревают и дыни, и арбузы. Заканчивается пост 28 августа. Приметили: «Во что Маккавеи, в то и разговенье, (28 августа)».

15 августа — Степан-сеновал
Народные приметы:

К этому времени в лугах отрастала отава — «второе сено». Начинали косьбу: «И ставка — сену прибавка». «Отава — осеннее сено, летнее прибережет». На Степана кончали сенокосные работы.

Святой первомученик Стефан издавна известен у народа как покровитель лошадей, и потому самый день памяти его у наших предков имел свои особенности. В старину в этот день хозяева посвящали этому угоднику овес и сено. Говорили: «Какова погода в этот день, такова в сентябре простоит» или «Каков Степан, таков сентябрь». В далекой Руси в сей день крестьяне поили лошадей через серебро, то есть бросали в воду мелкую серебряную монету, потом поили лошадей из шапки, в которой тоже лежала монета, они предполагали, что от этого обряда лошади добреют, не боятся лихого глаза. А монетку прятали в конюшню под яслями. Эта монета переходила от отца к сыну.

Именины у Василия. Василий с греческого — «царский».

16 августа — Антон, Исаакий
Народные приметы:

Антон-вихревей. Исаакии-малинник. Вот уже и ветры холодные задули, говорили: «Каковы Анто-ны-вихревеи, таков октябрь», «По Исаакию октябрь». Наблюдали, если в сей день будет ветер с юга и появятся вихри, то ожидали зимой больших снегов, считали: «Ежели на Антона ветер с вихрями — ожидай снежную зиму» или «На Исаакия вихри — к крутой зиме». В это время полным ходом идет сбор лесной малины. А хозяйки кадушки шпарят, под засол готовят, огурцы срывают.

Именины у Антона. Антоний (Антон) с греческого — «приобретающий взамен».

17 августа — Авдотья
Народные приметы:

Авдотья-сеногнойка, малиновка, огуречница. «Какова Авдотья-сеногнойка, таков и ноябрь». Считали, что с этого дня начинают идти дожди, вредные для сева. Эти дожди и называли сеногнойками. «Дождям говорят, иди туда, где ждут, а они пошли, где жнут», а если дождь все сено сгноит: «Семь отроков-сеногнои сено гноят».

Авдотья — малиновка, к этому времени поспевает малина: «На Авдотью сбор малины — готовь плетенки», а если «Рясная малина — урожай на хлеб».

Евдокия — огуречница, поспевают огурцы: «На Евдокию срывай огурцы», убирают чеснок и лук.

Именины у Авдотьи. Авдотья (Евдокия) с греческого — «благоволение».

18 августа — Евстигней
Народные приметы:

Евстигней-житник. «Каков Евстигней, таков и декабрь». На Евстигнея жнивы заклинали на все четы ре стороны, призывали мать-сыру землю на помощь. На Евстигнея ели сырой лук с хлебом, солью и квасом, а в комнатах развешивали связки луковиц, чтобы воздух очищался.

Именины у Нонны. Нонна (егип.) — «посвященная Богу».

19 августа — Преображение или Второй яблочный Спас
Народные приметы:

К празднику Преображения поспевают многие плоды и овощи, оканчивается жатва, говорили: «Со Спаса Преображения погода преображается», «Второй Спас яблочком разговляется».

Народное название праздника — Второй яблочный Спас. Объясняется это тем, что до Преображения особенно строго запрещалось есть яблоки, вообще старались не есть никаких плодов, кроме огурцов. А с этого дня во всей Великой Руси начинали есть плоды и фрукты. «На второй Спас освящают яблоки и мед».

«Пришел Спас — всему час», яблоки поспевают, снимают плоды, а погода ухудшает ся изо дня в день, начинаются осенины, встреча осени, в этот день провожают закат солнца в поле с песнями, говорили: «Пришел Спас — бери рукавицы про запас», «Второй Спас всему час — шубу припас», к ночи становится холодно.

Но про работу не забывали, со второго Спаса засевали озими. А также приметили: «Какой второй Спас, такой и январь». «Каков день во второй Спас, таков и Покров» (14 октября).

20 августа — Марины, Пимены
Народные приметы:

Быть-то оно было, да нас при том не было. День прошел — все свое с собой унес. Если аисты готовятся к отлету, осень будет холодной. Пимены-Марины — не ищи в лесу. Спустя лето по малину в лес не ходят.

21 августа — Мирон-ветрогон
Народные приметы:

Как правило, этот день ветреный. Говорили: «Ветрогоны пыль по дороге гонят, по красном лете стонут», «Ветрогоны пыль погнали по белу свету, зарыдали по красну лету». В это время собирали осенние опята. Приметили: «Каковы Мироны, таков январь», «Ранние иней в конце лета — к урожаю будущего года».

22 августа — именины у Марии
Народные приметы:

Именины у Марии. Мария (евр.) — первоначальное значение — «горькая», другое значение — «госпожа».

23 августа — Лаврентий
Народные приметы:

Святой мученик Лаврентий считается у нашего народа целителем глазной боли, и поэтому простой люд молится ему о прозрении ослепших глаз. Угодник этот одарен был особенным даром врачевания. Он был целителем для всех, с каким кто недугом к нему ни обращался, и не раз подавал зрение таким людям, которые им не владели от рождения.

На Лаврентия день обычно тихий, поселяне смотрели в полдень на воду: если вода тиха в реках, озерах, болотах, если лодки стояли спокойно, то считали, что осень должна быть тихая и зима будет без метелей. «Осень и зима хороши живут, коли в этот день вода тиха и дождик», «Если сильная жара или сильные дожди, то будет так долго — всю осень». Предполагали, что погода этого дня устанавливается на всю осень.

24 августа — Евпл
Народные приметы:

Полагают, что в ночь на мученика Евпла на могилах ходят разные привидения: слышны свист, вой и песни, и бегает белый конь.

Именины у Василия. Василий с греческого — «царский».

26 августа — именины у Конкордии
Народные приметы:

Именины у Конкордии. Конкордия с латыни — «согласие».

27 августа — Михей-тиховей
Народные приметы:

Этот день известен своими ветрами, по силе которых судили о предстоящей погоде, а также наблюдали за журавлями: «Коли журавли полетят, то в середине октября мороз, а нет — то зима позже придет». Следили за ветром: «Если на Михеев день тихий ветер — к ясной теплой осени, буран — к ненастному сентябрю», «Коли дуют ветры-тиховеи — к ведренной осени, коли день с бурей — к недоброму сентябри», «Тихий ветер в сад — сухая осень в лес», «Михеев день с бабьим летом бурей-ветром перекликается». Михеев день Успенский пост кончает, осеннему мясоеду навстречу идет.

Средний срок начала листопада.

Именины у Аркадия. Аркадий с греческого — «пастух».

28 августа — Успение
Народные приметы:

Первая Пречистая, первая Госпожа, госпожинки. Этот праздник слывет у народа Успенщиною — дожинки, обжинки, оспожинки. В этот день во многих местах в церковь приносили семена и колосья разных хлебов для благословения и освящения, а на поле оставляли небольшую горсть несрезанных колосьев, перевязывали их лентой — «завивали бороду» и приговаривали: «Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!»

Успение — окончание жатвы, складчины, братское пиво, на мирскую складку варили пиво, убивали барана, пекли пироги и созывали родных и соседей на пир пировать. С Успения солнце «засыпается». «Молодое бабье лето начинается, а солнце засыпается»! До Успения пахать — лишнюю копну нажать. Озимь сей за три дня до Успения и три дня после Успения. «До Петрова дни взорать, до Ильина — заборонить, до Спаса — посеять».

На Успение солили огурцы, а на Сергия (8 октября) — капусту рубили.

Начало молодого бабьего лета до 11 сентября, а если погода хорошая, то старое бабье лето с 13—21 сентября — ждали ненастным

.
29 августа — Третий Спас
Народные приметы:

Третий Спас — ореховый, хлебный, холщовый. Говорили: «Первый Спас — на воде стоят; второй Спас — яблоки едят; третий Спас — на зеленых горах холсты продают», поэтому третий Спас еще называли «Спас на холстах», «Спас на полотне». Данный праздник отмечался торгом полотнами, холстами. Спас — хлебный, пекли пироги из нового хлеба.

Спас ореховый. К этому дню поспевают орехи. Считали, что «Ласточки отлетают в три раза, в три Спаса». На третий Спас последний отлет ласточек, а также отлет касаток в Архангельской области. Приметили: «Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно».

30 августа
Народные приметы:

С 30 августа начинается первый листопад, причем, по народной примете, чем зеленее лист опадает, тем более ранняя осень начнется и быстрее придут холода. Самой первой начинает опадать береза, и роняет она не только свои сережки, но и молодые листики. Если с 30 августа начинается березовый листопад, то после него следует листопад липы, вяза и черемухи.

День рожденья или день ангела : Павел, Ульяна

31 августа — Флор и Лавр
Народные приметы:

Флор и Лавр — лошадники. Конский праздник. На Флора и Лавра — лошадиный праздник. Купали лошадей в реке, кормили овсом, гривы и хвосты убирали лентами, приводили к церкви, где после молебна кропили лошадей святой водой. После по общему и неизменному правилу кормили их в полную сыть и ни в коем случае на них в этот день не работают, даже на скачках седлать лошадей было не принято. Крестьянин думал: «Если умолил Флора и Лавра, жди лошадям добра», «Флор и Лавр до рабочей лошади добер». В этот же день пекли особое печенье с изображением конского копыта и отдавали его священникам.

Флор и Лавр — кончай посев ржи (дожинки, досевки), после этого дня посев ржи считается запоздалым, говорили: «Коли до Флора не отсеешься — фролки (цветочки) и родятся». С Флора и Лавра начало осенним холодным утренникам. Начало листопада.

Именины у Фрола. Фрол (Флор) с латыни — «цветущий».

Источник: lutim.narod.ru

—>ВОРОЖЕЯ.ru —>

НАЙДИ СВОЙ СОН НА «ВОРОЖЕЕ»

примета хлеба так зима холодна

примета хлеба так зима холодна

примета хлеба так зима холодна

Народные приметы на август

Последний летний месяц, август. С первых его дней уже ощущается приближение осени. Когда-то август был шестым месяцем по счету, затем — последним, двенадцатым, ведь Новый год тогда праздновали 1 сентября. После реформы Петра I в 1700 году август стал восьмым. В Древней Руси он назывался «зорником», у чехов и словак — «серпенем», сербы называют его «прашником» и «женчем». В августе всегда запасали еду на предстоящую зиму, поэтому урожайный месяц «кормил всю зиму».

1 августа. Макриды, Макринин день.
Народные приметы на 1 августа:
«Смотри осень по Макридам. Макрида мокра — и осень мокра, Макрида суха — и осень суха».
Закончились летние полевые работы, Начался осенний сбор урожая и подготовка к следующему году.
«Макрида снаряжает осень, а Анна (7 августа) — зиму».
«Коли на Макрины дождь, на следующий год уродится рожь».

2 августа. Ильин день, Илья Пророк.
Народные приметы на Ильин день 2 августа:
«На Илью до обеда лето, после обеда осень». Если на Ильин день сухо, то будет сухо шесть недель, если идет дождь, будет идти шесть недель.
Больше не купаются в реке. Закончился сенокос, начинают жатву.

4 августа. День Марии Магдалины.
Народные приметы на 4 августа:
«Коли на Марью сильные росы — льны будут серы и косы».
«На Марию вынимают цветочные луковицы».
У этого дня есть еще одно название — Мария Ягодница: в лесах собирают ягоды.

6 августа. Борис и Глеб Летние.
Народные приметы на 6 августа:
«Борис и Глеб — поспел хлеб».

7 августа. Анна Холодница, зимоуказательница.
Народные приметы на 7 августа:
Если утро холодное, и зима холодная. Какая погода будет до обеда, такая зима до декабря; какая погода 7 августа после обеда — такая зима после декабря.

9 августа. Пантелеймон Целитель, Пантелей Травник.
Народные приметы на Пантелеймона 9 августа:
Начинают осенний сбор лекарственных трав. Этот день еще называют Никола Кочанский — капустные вилки в кочан завиваются.

11 августа. Калинник.
Народные приметы на 11 августа:
«Пронеси, Господи, Калинника мороком (туманом), а не морозом». Начинаются утренние холода.

12 августа. День Силы и Силуяна.
Народные приметы на 12 августа:
«Рожь, сеянная на Силу и Силуяна, родится сильно.» Начинается сев озимых.
«Святой Сила прибавит мужику силы», «На Силу бессильный богатырем живет (созрел новый урожай хлеба)».

13 августа. Евдоким.
Народные приметы на Евдокима 13 августа:
В эту пору созрело всего много: хлеба, овощей, ягод и плодов. Перед Успенским постом идет Евдокимово заговенье: «Успенский пост не голодный».

14 августа. Медовый спас, Первый спас.
Народные приметы на Медовый спас 14 августа:
Первые проводы лета. » На первый Спас и нищий медику попробует». «Ласточки отлетают в три Спаса (14, 19 и 29 августа)». «Первый Спас Медовый, второй Яблочный, третий Спожинки».

15 августа. Степан Сеновал.
Народные приметы на 15 августа:
К этому времени в лугах уже отрасла отава — «второе сено». Начинают косить: «И отавка сену прибавка». «Отава — осеннее сено, летнее прибережет».
«Каков Степан Сеновал, таков и Сентябрь». По дням 15-19 августа определяют погоду на сентябрь-январь.

16 августа. Исаакий и Антон Вихровей.
Народные приметы на 16 августа:
«Каков Вихровей, таков и октябрь». «На Вихровея ветер с вихрями — жди снежную зиму».
«Каков Исаакий, таков и Никола Зимний (19 декабря)».

17 августа. Евдокия. Авдотья Малиновка. Авдотья Огуречница.
Народные приметы на 17 августа:
Поспевает лесная малина. Собирают последний урожай огурцов. Авдотья Сеногнойка — дожди губят сено. «Семь отроков семь дождей несут».

примета хлеба так зима холодна19 августа. Преображение. Яблочный спас. Второй Спас.
Народные приметы на Яблочный спас 19 августа:
Яблочный Спас — массовое созревание яблок. Осенины — встреча осени. Если день сухой — будет сухая осень, мокрый — дождливая, а ясный — жди суровую зиму.
«Каков день во второй Спас, таков и Покров (14 октября)».

21 августа. Мирон Ветрогон.
Народные приметы на 22 августа:
«Ветры-ветрогоны пыль погнали по белу свету, зарыдали по красну лету».
«Каков Мирон Ветрогон, таков и январь».

23 августа. День Лаврентия.
Народные приметы на 23 августа:
Становится холодной вода. В полдень смотрят на воду в реках и озерах: если спокойная, то осень будет тихая, а зима — без вьюг и метелей. Если на Лаврентия сильная жара или сильный дождь, то так пройдет вся осень.

27 августа. Михей.
Народные приметы на 27 августа:
Начинается листопад. Если к этому дню начали улетать журавли, то к середине октября придет мороз, если нет — зима начнется позже.
День Михея знаменит своими ветрами, по их силе судят о предстоящей погоде. «Михеев день с бабьим летом бурей-ветром перекликается». «Михей с бурей — к ненастному сентябрю». «На Михея дуют ветры-тиховеи — к ведренной осени».

28 августа. Успение.
Народные приметы на Успение 28 августа:
Успение посвящали окончанию жатвы и встрече осени. Праздновали проводоы лета и окончания уборки урожая — дожинки.
Конец Успенского поста. «Успение провожай, осень встречай».

29 августа. Ореховый (Хлебный) спас, Третий Спас. Спожинки.
Народные приметы на Спожинки 29 августа:
В этот день пекли первый каравай нового хлеба — Хлебный день. Улетают последние ласточки. «Если журавли отлетят к третьему Спасу, то на Покров будет морозно»
«Пришел Ореховый спас — нового хлеба припас». «Коль хорош третий Спас — зимой будет квас». «Третий Спас – хлеба припас»

31 августа. День Фрола и Лавра, покровителей лошадей.
Народные приметы на 31 августа:
Начало осенним заморозкам. «Коли до Фрола не отсеешься, фролы и родятся (цветочки)».
Смотрели корни у полыни: если толстые — год будет урожайным.
«На Фрола и Лавра лошадиный праздник». «Умолил Фрола и Лавра — жди лошадям добра».
Последний день озимого посева.

Источник: vorozheja.ru

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2017-2020 © Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статьи

Контакты