Основные направления и виды деятельности психолога; Студопедия — направления работы психолога

12.05.2018

16. Заказ J * 5 7 7 .

Направления работы психолога

можностей для гармонического развития и формирования его пси­хологической готовности к созидательной жизни в обществе. А это возможно только при создании благоприятных психологических условий для развития всех и каждого.

Оба направления связаны между собой, влияют друг на друга; но более определяющим является все-таки перспективное направ­ление в достижении целей школьной психологической службы. При этом чрезвычайно важным моментом является осуществление прак­тическим психологом стыковки начальной и конечной целей дея­тельности по отношению к ребенку.

На начальном этапе взаимодействия школьного психолога с ребенком определяется готовность ребенка к систематическому обучению в школе. Разработано и используется много программ комплексного обследования детей. Результаты позволяют находить оптимальные для данного ребенка способы обучения и воспитания.

На конечном этапе взаимодействия психолога со школьни­ком целью является сформированность его психологической го­товности к жизненному самоопределению, которое включает лич­ностное, социальное и профессиональное самоопределение [16, с. 15]. Обратим особое внимание на указание специалистов о том, что речь идет не об окончательном, состоявшемся самоопределе­нии старшеклассников, а именно о психологической готовности к такому самоопределению, которая включает в себя: «а) сфор-мированность на высоком уровне психологических структур, преж­де всего самосознания школьников; б) развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность, внутреннее бо­гатство личности, среди которых центральное место занимают нравственные установки, временные перспективы и ценностные ориентации; в) становление индивидуальности как результата развития и осознания своих способностей и интересов каждым старшеклассником» (там же).

Работа практического психолога в системе образования осуществляется по следующим основным направлениям: психо­логическое просвещение, психопрофилактическое, психодиагнос­тическое, развивающее, психокоррекционное и консультативное.

Психологическое просвещение направлено на приобщение взрос­лых и детей к психологическим знаниям. Просветительская дея­тельность психолога может осуществляться в разной форме (лек­ции, беседы, семинары, выставки, подбор литературы и др.). Ос­новной смысл просветительской работы — знакомство с совре­менным состоянием психологической науки, основными законо-

16. Заказ J * 5 7 7 .

482 Глава X. Практическая психология образования

мерностями и условиями психического развития человека. Про­светительская деятельность психолога направлена на формирова­ние представления о практической значимости психологического знания и психологической помощи формирующемуся человеку, а также на построение педагогического процесса с учетом возраст­ных и индивидуально-психологических особенностей учащихся.

Психопрофилактическая работа — ф о р м и р о в а н и е у педагогов, детей, родителей или лиц, их заменяющих, общей психологичес­кой культуры, желания использовать психологические знания в работе с детьми или в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития ребенка на каждом возраст­ном этапе; своевременное предупреждение нарушений в станов­лении личности и интеллекта.

Можно говорить о трех уровнях психопрофилактики. Первый уровень — первичная профилактика, направленная на детей, не имеющих значительных эмоциональных, поведенческих и учеб­ных проблем. Второй уровень — вторичная профилактика, работа с детьми «группы риска», у которых замечено появление соответ­ствующих проблем. Третий уровень — третичная профилактика в работе с детьми с ярко выраженными и запущенными учебными и поведенческими проблемами. На этом уровне собственно про­филактическая деятельность осуществляется параллельно с кор-рекционной.

В зависимости от типа учебно-воспитательного учреждения, в котором работает психолог, психопрофилактическая работа вклю­чает в себя:

• адаптацию детей к детскому саду, рекомендации родителям или лицам, их заменяющим, по оказанию помощи детям в адап­тационный период;

• обследование детей при переходе из старшей группы в под­готовительную в плане их готовности к обучению, подготовка для родителей или лиц, их заменяющих, и воспитателей рекоменда­ций по ликвидации возможных отставаний и пробелов в подготовке к школе;

• определение психологической готовности к обучению в школе для оптимального выбора учебного заведения, раннего выявления способностей, отклонений в развитии и их коррекции;

• подготовка совместно с учителем программы индивидуаль­ной работы с теми детьми, которые в этом нуждаются;

• проведение психологического обследования детей при по­
ступлении в учреждение интернатного типа с целью создания

§ 2. Основные направления и виды деятельности психолога483

максимально благоприятных условий для развития детей и соци­ально-психологической реабилитации;

• предупреждение у детей психологической перегрузки и не­вротических срывов, вызванных условиями их жизни, обучения и воспитания;

• создание благоприятного психологического микроклимата в учебно-воспитательном учреждении через оптимизацию форм общения педагогов с детьми, педагогов с коллегами и родителя­ми, консультирование работников учреждения по широкому кру­гу проблем.

При п р о ф е с с и о н а л ь н о грамотном р е ш е н и и задач психо­логической службы и дошкольный, и школьный психолог зани­маются в основном психопрофилактической работой. Но если на одной из возрастных ступеней нормальные условия развития ре­бенка нарушаются, на последующей ступени приходится основ­ное внимание сосредоточивать на коррекции и проводить специ­альную развивающую работу 1 .

Психодиагностическая работа — психолого-педагогическое ис­следование детей на протяжении всего периода дошкольного дет­ства и школьного, выявление индивидуальных особенностей их развития, определение причин выявленных нарушений развития личности и интеллекта.

Для реализации этих задач практический психолог:

• проводит в случае необходимости психологическое обсле­дование ребенка с целью определения его психического разви­тия, соответствия развития возрастным нормам;

• проводит изучение психологических особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей с целью ранней диагно­стики одаренности, обеспечения индивидуального подхода к каж­дому ребенку, помощи в п р о ф е с с и о н а л ь н о м и ж и з н е н н о м самоопределении;

• диагностирует психологические причины отклонений в ин­теллектуальном и личностном развитии детей разного возраста, причины нарушения поведения, уровень овладения необходимы­ми навыками и умениями;

• проводит диагностику общения детей со взрослыми и сверст­никами, выявляет психологические причины нарушения общения.

Психодиагностическая работа психолога предусматривает про­ведение и изучение практического запроса и формулировку пси- 1 См.: Практическая психология образования / Под ред. И.В Дуброви­ной. М., 1998.528 с.

484 Глава X. Практическая психология образования

хологической проблемы, выбор метода диагностики и проведение исследования, а также постановку психологического диагноза. За­ключительным этапом работы можно считать разработку практи­ческих рекомендаций.

Развивающая и психокоррекционная работа — активное воз­действие практического психолога на процесс формирования лич­ности ребенка. Для осуществления развивающей и психокоррек-ционной работы практический психолог разрабатывает и осуще­ствляет:

• программы, направленные на формирование личности с учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе;

• программы коррекции, направленные на устранение от­клонений в психическом развитии;

• программы психологической помощи детям и подросткам, оказавшимся в экстремальных и критических жизненных ситуа­циях.

Программы развивающей и психокоррекционной работы вклю­чают психологическую и педагогическую части. Психологическая часть планируется и осуществляется психологом. Педагогическая часть разрабатывается психологом совместно с педагогом, роди­телями или лицами, их заменяющими.

Развивающая и коррекционная работа может проводиться в процессе специальной работы практического психолога с отдель­ными детьми, с группами детей, в русле воспитательных мероп­риятий, с участием родителей, лиц, их заменяющих, других род­ственников ребенка.

Психолого-педагогическая коррекция осуществляется в тех случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием органического поражения — центральной нервной системы или психического заболевания.

Консультативная работа психолога направлена на оказание помощи при решении человеком определенных проблем. Направ­ления этой деятельности:

• консультирование администрации, педагогов, родителей, лиц, их заменяющих, по проблемам обучения и воспитания детей;

• консультирование детей, родителей, лиц, их заменяющих, по вопросам выбора учебного заведения и программы обучения при поступлении в школу, при переходе с одной ступени на другую;

• консультирование работников учреждений интернатного типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по вопросам социально-психологической реабилитации детей;

Источник: http://studopedia.ru/8_108664_osnovnie-napravleniya-i-vidi-deyatelnosti-psihologa.html

Основные направления в работе психолога

Методологические основания рассмотрения практико-ориентированной и научной психологии. Психологическая практика и наука. Основные направления деятельности практико-ориентированного психолога. Задачи психопрофилактики и психологическое просвещение.

РубрикаПсихология
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления03.02.2009
Размер файла25,6 K

направления работы психолога

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Основные направления в работе психолога.

Психопрофилактика и психологическое просвещение

1. Методологические основания рассмотрения практико-ориентированной и научной психологии

2. Психологическая практика и психологическая наука

3. Основные направления работы практико-ориентированного психолога

4. Понятие о психопрофилактике, психогигиене

5. Характеристика психологического просвещения

Исторически приоритетным направлением (до 90-х годов) в профессионально-психологическом образовании в нашей стране было академическое, или подготовка психологов к научной деятельности. Происходящие социально-экономические изменения, растущий интерес к проблемам человека обусловили спрос на специалистов-психологов, способных оказывать реальную практическую помощь в условиях профессионального труда и жизни. Сегодня появляется потребность в профессиональных психологах, способных продуктивно решать проблемы в сферах образования, производства, управленческого труда, бизнеса, политики, в областях повседневной жизни. Можно констатировать, что с середины 90-х гг. подготовка практико-ориентированных психологов становится преобладающей в современном психологическом образовании.

Рассмотрим методологические основания изучения заявленных вопросов.

Тюков А.А. в предисловии к книге И.Н. Карицкого «Социально-психологические практики» пишет: «Всякая психологическая практика — это воздействие профессионального субъекта (индивидуального или группового) на личность, сознание, деятельность и, в целом, поведение другого субъекта (индивидуально существующего или находящегося в группе)… Практик, осуществляющей воздействие на человека, — это всегда конкретная личность и конкретный ум, вступающий во взаимодействие с другой личностью и другим умом. Это значит, что психологическая практика — это ответственность перед своим профессионализмом и перед обществом».

1. Методологические основания рассмотрения практико-ориентированной и научной психологии

Методология — учение о методе познания. Методология является фундаментом познания. Рассматривая методологические основания психологии как деятельности, И.Н. Карицкий следует деятельностному подходу А.Н. Леонтьева и использует схему деятельности (в структуре которой вычленяются: субъект и объект деятельности, цель, средства, условия, процесс деятельности и ее результатом, а также потребность, мотив, предмет деятельности, действия, задачи, операции, психофизиологические механизмы). Данная схема используется при анализе психологических практик.

Дадим небольшие пояснения. Категории субъект и объект являются общенаучными. Субъект — тот, кто совершает активность, деятельность и организует ее. Объект — то, на что направлена активность, деятельность.

Всякая практика, пишет И.Н. Карицкий, является деятельностью. Логическим основанием для вычленения практической деятельности обычно является разделение деятельности на духовную (нематериальную) и материальную.

По характеру связи между субъектом и объектом деятельность может быть разделена на практическую (воздействие) и познавательную (восприятие). Момент воздействия субъекта на объект, если он является ведущим, конструирует деятельность как практическую. Момент отражения объекта в субъекте, если он составляет основное содержание деятельности, определяет ее как познавательную (рис.1).

Педагогическая, политическая, управленческая, рекламная, журналистская, художественная, психотерапевтическая, психопрактическая деятельности являются практическими, т.к. ведущим моментом в каждой из них является воздействие субъекта на объект, его преобразование или изменение поведения и деятельности. Педагогическая деятельность направлена на формирование и развитие личности школьника и студента, их воспитание и образование. Журналистская формирует мнение. Возбуждает интерес, вводит в круг общественного достояния новые факты. Художественная деятельность создает новые смыслы, идеалы, представления, воздействуя ими на общественное сознание. Психотерапевтическая и психопрактическая деятельность направлена на преобразование внутриличностных связей и межличностных отношений, а также при необходимости работу с внеличностным психическим содержанием.

В отличие от них научная деятельность (если брать ее прикладной аспект) по преимуществу является познавательной, в ней познавательная составляющая превалирует над преобразованием предмета познания.

Таким образом, практика (практическая деятельность) в самом общем виде может быть определена как и деятельность, направленная на воздействие на объект и его изменение. Это воздействие на объект осуществляется путем выделения его предметной стороны, которая становится предметом деятельности. Практика является социальной, сознательной, субъектно-активной, целенаправленной, поскольку таковы характеристики человеческой деятельности. Подчиненным моментом практики является ее познавательный аспект, который выполняет ориентировочную и контрольную функции практической деятельности. Общая структура деятельности является также и общей структурой практики.

2. Психологическая практика и психологическая наука

Как уже отмечалось, человеческая деятельность в содержательном отношении имеет два основных момента: это воздействие на предмет деятельности (ее праксеологический аспект) и его отражение, восприятие (гносеологический аспект деятельности). В реальном процессе деятельности они существуют в единстве как ее необходимые взаимодополняющие стороны. В конкретной деятельности может доминировать один из этих моментов. И тогда речь идет либо о практической деятельности: ведущим выступает аспект воздействия, преобразования предмета, либо о познавательной деятельности: превалирует аспект исследования, познания предмета. В первом случае мы имеем дело со всеми видами человеческой практики, во втором с различными разделами науки.

В применении к психологии это означает, что психология имеет два основных подразделения: 1) научная психология (или психология как наука) и 2) практико-ориентированная психология (или психология как практика) (рис. 2). Обе имеют один и тот же предмет — психологические (психические) явления. Но в первом случае он выступает как предмет исследования (психология как наука), во втором — как материал для практического использования, воздействия и преобразования (психология как практика). Психология как наука при всей познавательной значимости полученных ее результатов обретает свое действительное значение только тогда, когда ее данные начинают широко применяться в общественной практике вообще, в частности — в психологической практике, что конституирует собой практическую психологию как специфическую область человеческой деятельности.

Наряду с практической психологией выделяют прикладную. Понятие прикладной психологии (как, например, и прикладной математики, прикладной финики) подчеркивает, что научная психология прикладывается, применяется в практической деятельности. Понятие практической психологии значительно шире, чем прикладной.

Прикладная психология — это приложение (использование) данных психологической науки в различных сферах общественной практики. Она является практической психологией, поскольку используется в сфере практики и используется практическим образом. В общественной практике цель не является психологической, хотя в ней могут существенно использоваться психологические закономерности. Например, в управлении людьми предметом (целью) является управление, психология — только средство. В маркетинге цель — продвижение товара, психологические и социально-психологические закономерности — одно из средств. В педагогической практике — цель образование и воспитание, хотя использование психологических средств многообразно.

Рис. 2. Основное подразделение психологии (по критерию преобладающего момента)

В со6ственно психологической практике — и цель и средство носят психологический характер. Это — например, психологическое тестирование с целью выявления характеристик личности; психологическое консультирование экзистенциональных, внутриличностных или межличностных проблем; психологические тренинги, развивающие те или иные качества личности (тренинги ассертивности, общения, сенситивности, креативности, интеллекта, мотивации и др.) и т.п. Помимо того, что практическая психология имеет свою собственно-имманентную ей вотчину, она, в отличие от прикладной, включает в себя также как научные методы и концепции, так и огромный спектр вненаучных (не значит — неистинных, неработающих) представлений и приемов. Ненаучная (обыденная, житейская, а также вненаучная (например, религиозная), зачастую ошибочная, ложная) психология, конечно, присутствует во всех обществах как часть совокупного человеческого опыта, но если в обычном процессе жизни она составляемую не самую существенную ее часть, то когда на основе ненаучных представлений или приемов строятся психологические практики, то здесь они уже составляют существенные основания этих практик (рис. 4). В силу этого имеет смысл о них говорить как о специфике части практической психологии.

Рис. 3 Подразделение практической психологии по предмету деятельности (по А.Н. Лентьеву)

Таким образом, во всем спектре практической психологии следует различать прикладную психологию как использование научной психологии в различных сферах а, как приложение психологии к тем или иным видам социальной практики, и ту часть практической психологии, которая имеет свою собственную специфическую область приложения — а именно сферу психологической практики.

И.Н. Карицкий утверждает, что пространство собственно психологической практики представлено следующими ее видами (психопрактиками): психотерапия, психологическое консультирование, психологический тренинг, психологическое тестирование, психологическая помощь, психологическая поддержка, психологическая коррекция, психологическая профилактика, психодуховные практики, в отдельных случаях целительство и даже оккультные практики (рис. 3).

Субъектом психологической практики является практический психолог или индивид, владеющий необходимыми знаниями и умениями. Объектом психологической практики являются социальные объекты, т.е. люди и их группы, объединения, общности.

Психологическая практика (психопрактика) как специфическая практическая деятельность отличается от любой другой деятельности своим специальным предметом. Этот предмет — психическая реальность как совокупность психических явлений. Непосредственным предметом конкретной психопрактики являются конкретные психические явления (рис. 6), Собственно говоря, этого критерия достаточно для разграничения психологической и других видов социальной практики.

Вместе с тем существует такой вид медицинской практики как психиатрия, предметом которого также является психическая реальность. Разница предметов психиатрии и психологической практики в том, что психиатрия занимается патологическими проявлениями психики, а психологическая практика ориентируется на норму, если не вдаваться во все сложности разграничения нормы, патологии и пограничных состояний.

Психиатрия имеет дело с недееспособной или ограниченно дееспособной личностью, психологическая практика исходит из того, что клиент в принципе является дееспособным. Существует также дополнительный критерий различения психиатрии и психологической практики. В психиатрии преобладают медикаментозные и технико-инструментальные способы воздействия на психическую реальность, вплоть до хирургического вмешательства (лечение). В психологической практике превалируют психологические средства, хотя также могут использоваться химические, биохимические препараты и техническая аппаратура, но они рассматриваются как дополнительные, вспомогательные. При использовании этих средств акцент делается на психологической составляющей их воздействия и принципиально считается недопустимым возможный ущерб от их действия для личности.

Схема 6. Объект и предмет психологической практики

Таким образом, психологическая практика (психопрактика) — это практика, предметом которой является психическая реальность, а используемые средства по преимуществу являются психологическими. Эта психическая реальность рассматривается как нормальная. Или, с учетом ранее проведенного анализа практической деятельности, психопрактика — это деятельность по преобразованию и изменению психической реальности психологическими средствами.

3. Основные направления деятельности практико-ориентированного психолога

Деятельность практико-ориентированного психолога имеет целью оказание психологической помощи или поддержки клиенту. И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун и Н.С. Пряжников в авторском учебном пособии пишут, что «чаще всего под оказанием психологической помощи подразумевают услуги психолога тем, кто испытывает серьезные трудности в социализации, адаптации» (с.153). Соглашаясь с таким подходом, мы, кроме того, считаем, что психологическая помощь может быть оказана и тем, кто стремится стать более продуктивным и результативным в своей деятельности и жизнедеятельности.

В этическом кодексе Российского психологического общества (РПО) используется понятие «психологическая поддержка», которая определяется как система социально-психологических способов и методов, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентаций и самосознания, повышения ее конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственной карьеры. Психологическая поддержка, как отмечают разработчики Этического кодекса РПО, осуществляется путем оптимизации психологического состояния человека как следствие полного разрешения или снижения актуальности психологических проблем, препятствующих трудовой, профессиональной, социальной самореализации на каждом из этапов отдельного человека, малых групп, коллективов, формальных и неформальных объединений людей.

Большинство специалистов в качестве основных видов психологической помощи и поддержки рассматривают психотерапию и психологическое консультирование, а также психопрофилактику, психологическое просвещение, индивидуальную и групповую психотерапию, тренинги и др.

Нам предстоит последовательно рассмотреть основные направления деятельности практико-ориентированного психолога, представленные в подходе Г.С. Абрамовой:

· психопрофилактику, психогигиену и психологическое просвещение,

В ходе данной лекции остановимся на характеристике психопрофилактики, психогигиены и психологического просвещения.

4. Психогигиена и психопрофилактика — два взаимосвязанных направления. Психогигиена — область практической психологии, в рамках которой разрабатываются формы и методы специальной помощи практически здоровым людям для предотвращения нервно-психических и соматических заболеваний и оказания помощи в кризисных ситуациях (производственного, семейного, учебного и пр.). Психопрофилактика — система предупредительных мер, призванная обеспечить эффективное функционирование человека, группы, организации.

Задачами психопрофилактики являются: снижение угрозы дезадаптации человека в социуме и количества психосоматических заболеваний; содействие успешному функционированию человека.

В частности, профилактика предполагает:

1) помощь в адаптации тем, кто только начал включаться в новую социальную систему («новичкам»);

2) создание условий для нормального функционирования обучающихся или работающих в организации;

3) подготовку членов коллектива к изменениям и введению новых подходов в работу.

Психологическое просвещение

Психологическое просвещение — это направление практико-ориентированной психологии, целью которого является передача и распространение психологических знаний. Психологическое просвещение зачастую рассматривают как первичная форма приобщения людей к психологическому познанию. Психологическое просвещение имеет различные формы, типы и способы своей реализации. С точки зрения подхода к психологическому просвещению как психологической практике имеет смысл остановиться на таких типах психологического просвещения, которые обусловлены, с одной стороны, степенью количественного охвата населения, с другой — степенью технической опосредованности этой деятельности.

Психологическое просвещение может осуществляться как в форме массовых акций, так и в форме непосредственных контактов. Чаще всего трудно оценить эффективность массового психологического просвещения. В психологическом просвещении, осуществляемом в непосредственном контакте, можно говорить об его эффективности или неэффективности, т.к. здесь можно вычленить момент психологического воздействия на клиента и отследить его реакцию. Такого рода психологическое просвещение, безусловно, является психологической практикой, а также важным моментом других психопрактик: психотерапии, консультирования, тренингов.

Примером психологического просвещения является выступление психолога на родительском собрании, где он информирует родителей о возрастных психологических особенностях детей, дает рекомендации по оптимизации межличностных отношений с ними. Здесь же психолог имеет возможность ответить на вопросы родителей, что обеспечивает полноценную обратную связь в ходе просвещения.

Другим примером может стать публикация статей по психологической проблематике в современных журналах: как справляться со стрессами, как стать уверенной в общении с другими (в том числе представителями противоположного пола) и т.д. Сейчас весьма популярны приглашения психологов для участия в телевизионных передачах в качестве эксперта, где он оценивает и объясняет поведение людей в той или иной ситуации, дает рекомендации. Все эти моменты, безусловно, можно рассматривать как психологическое просвещение.

Другие направления психологической практики мы рассмотрим в следующих лекциях.

Подобные документы

Цели и задачи образовательного учреждения. Принципы в работе психолога образователного учреждения. Продолжительность различных видов работ педагога-психолога образования. Этические принципы и правила работы практического психолога. Кабинет психолога.

отчет по практике [106,9 K], добавлен 27.02.2007

Психологическая помощь. Психологическая помощь как основной род деятельности специалиста-психолога. Этический кодекс профессионального психолога. Квалификационные требования к специалистам-психологам в России и за рубежом. Понятие психопрофилактики.

реферат [21,0 K], добавлен 24.09.2008

Необходимость психологического вмешательства как основа деятельности практического психолога. Содержание психологической помощи клиентам, типы их взаимодействия с психологом. Этические элементы практической психологии и требования к личности психолога.

контрольная работа [25,9 K], добавлен 18.06.2014

Основные направления деятельности специального психолога. Требования к личности и профессиональной подготовке специального психолога. Профессионально-этические нормы деятельности специального психолога. Основная цель практической психологической работы.

курсовая работа [42,5 K], добавлен 12.07.2015

Особенности профессии психолога. Организация психологической службы на предприятии. Типизация и формы профессиональной деятельности. Положение о структурном подразделении психологической службы. Традиционные направления работы психолога-практика.

реферат [20,2 K], добавлен 17.03.2010

Направления работы психолога в фирме и его профессиональные качества. Социально-психологическое изучение коллективной деятельности специалистов в работе с резервом руководящих кадров. Проведение деловых тренингов и конкурсов при назначении на должность.

курсовая работа [39,2 K], добавлен 26.02.2012

Особенности, направления и методы работы психолога ДОУ. Психологическое здоровье как развивающее направление работы педагога-психолога. Реализация программы О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я», цель которой сохранение психологического здоровья детей.

отчет по практике [2,9 M], добавлен 22.07.2010

Развитие психологии как самостоятельной научной дисциплины. Направления деятельности практического психолога: психодиагностическая и психопрофилактическая работа, психологическое консультирование, психотерапия, коррекционно-развивающая деятельность.

контрольная работа [22,9 K], добавлен 18.06.2014

Направления работы психологической службы в школе. Цели и задачи работы педагога-психолога. Основные проблемы, с которыми обращаются к психологу. Практика проведения психодиагностики ребят младшего школьного возраста, используемые при этом методики.

отчет по практике [20,2 K], добавлен 18.04.2013

Специфические особенности и направления деятельности психолога в дошкольном образовательном учреждении. Принципы планирования и разработки развивающих и психокоррекционных программ, критерии оценки их эффективности. Анализ качеств личности психолога.

отчет по практике [142,2 K], добавлен 23.07.2015

Источник: http://knowledge.allbest.ru/psychology/2c0b65625a3ac68b5d53b88521216d27_0.html

Основные направления деятельности педагога-психолога в оу

страница1/4
Дата14.02.2016
Размер81,46 Kb.
ТипРешение

Основные направления деятельности педагога-психолога в ОУ
Решение приоритетных задач учреждений образования, обеспечивающих получение среднего образования, требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Главной целью деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования (см. Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования, утв. Постановлением Министерства образования № 42 от 27.04.2006 г.) является «необходимость своевременной комплексной личностно – ориентированной социально-педагогической, психологической помощи обучающимся и воспитанникам в вопросах личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения». Реализация данной цели требует от педагогов-психологов наряду с диагностическими, консультативными и коррекционными умениями способности к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию инициативной деятельности, направленной на их разрешение, соорганизации собственных усилий с деятельностью всех участников образовательного процесса учреждения образования. Объектом комплексной помощи выступает учебно-воспитательный процесс, предметом – ситуация развития ребенка как система его отношений с миром, с окружающими сверстниками и взрослыми, с самим собой.
Основная цель деятельности педагога-психолога в рамках социально – педагогической и психологической службы (СППС) учреждения образования – повышение эффективности деятельности учреждения образования посредством гармонизации психического развития учащихся, обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков, предупреждения отклонений в их развитии и поведении.
Для достижения этой цели педагогами-психологами учреждений образования решаются следующие задачи:

  • изучение личности учащихся и ученических коллективов в целях организации индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания;
  • пропаганда среди учащихся, педагогов и родителей здорового образа жизни, содействие в преодолении школьных факторов риска утраты здоровья;
  • реализация программ преодоления трудностей в обучении, создание условий для получения коррекционно-развивающей поддержки всем нуждающимся школьникам, содействие в социализации, преодолении кризисных периодов на всех этапах обучения;
  • своевременное выявление детей и подростков, оказавшихся в социально-опасном положении, содействие созданию условий для формирования адаптивных социальных навыков; предупреждение семейного неблагополучия;
  • ранняя профилактика отклонений в развитии, поведении, деятельности и общении несовершеннолетних;
  • содействие в приобретении обучающимися, педагогами и родителями психологических знаний, умений, навыков необходимых для успешного обучения, воспитания и развития;
  • оказание целенаправленного влияния на формирование благоприятного социально-психологического климата в учреждении образования, создание условий для социально-психологического развития классных коллективов;
  • создание психологических условий для реализации образовательных программ (профилизация обучения, работа с одаренными детьми, идейно-нравственное воспитание учащихся и пр.).

Психолого-педагогическое сопровождение на разных этапах (ступенях) образования имеет специфические особенности.

Так, на этапе дошкольного образования важна диагностика раннего развития, содействие развитию и коррекция нарушений в развитии, психологическая подготовка к обучению в школе.

Приоритетными направлениями сопровождения в начальной школе являются: определение готовности к обучению в школе; содействие адаптации к школе, формированию эмоционально позитивного отношения к школе; развитие самостоятельности и самоорганизации, развитие творческих способностей.

В базовой школе – психологическое обеспечение адаптации при переходе в среднее звено школы; поддержка учащихся в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития; помощь в решении проблем социализации; содействие в формировании благоприятной атмосферы в детских и педагогическом коллективах; помощь в выборе профиля обучения, формировании жизненных навыков, построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками; профилактика асоциального поведения, наркозависимости; поддержка талантливых детей.

В старших классах школы специфика психолого-педагогической деятельности заключается в оказании помощи в профильной ориентации и профессиональном самоопределении; поддержке в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности); развитии временной перспективы, способности к целеполаганию; развитии психосоциальной компетентности, профилактике девиантного поведения, наркозависимости у учащихся.

1. Направления деятельности педагога-психолога школы и их краткая характеристика:

социально–психологическое обеспечение управленческих процессов;

психологическая профилактика и просвещение;

методическая работа.
Психолого-педагогическая диагностика

Цель данного направления деятельности — психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности учащихся для выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии; определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы; раннего выявления профессиональных и познавательных интересов; определения индивидуального стиля познавательной деятельности и др.

Основанием для проведения психодиагностических мероприятий является план работы школы.

Массовая диагностика носит ограниченный характер. Основными в работе педагога-психолога являются три диагностических минимума

Первый психодиагностический минимум проводится в начальный период обучения в школе в два этапа. Цель диагностического исследования на первом этапе – выделение группы детей, у которых осложненно протекает процесс адаптации. На втором этапе проводится изучение личностных и индивидуальных особенностей учащихся для выделения групп детей, находящихся в социально опасном положении, учащихся с повышенными интеллектуальными способностями, имеющих особенности обучения и развития для психолого-педагогического сопровождения или определения индивидуального образовательного маршрута.

Второй психодиагностический минимум проводится также в два этапа – в четвертом и пятом классах. Основная цель диагностики в четвертом классе – мониторинг процесса обучения и уровня обученности учащихся для организации профилактической и развивающей работы, подготовки психолого-педагогических рекомендаций педагогам средней школы. Цель диагностики в пятом классе – содействие созданию благоприятных социально-психологических условий учащимся и классным коллективам в период перехода из начального в среднее звено школы.

Третий психодиагностический минимум проводится на этапе допрофильной подготовки с целью определения способностей и склонностей учащихся. Результаты этого минимума служат основанием для организации последующей профориентационной работы.

Другие диагностические мероприятия могут осуществляться согласно плану работы учреждения с целью обеспечения выполнения основных задач, а также в случаях необходимости подготовки психолого-педагогической характеристики на отдельных учащихся.

Все диагностические мероприятия с учащимися могут проводиться только с согласия родителей или лиц, их замещающих. Форму получения согласия учреждение образования определяет самостоятельно.

Некоторые диагностические мероприятия, такие как диагностика социально-психологического климата классных коллективов, анкетирование учащихся и родителей по отдельным проблемам, могут осуществляться совместно с классными руководителями и социальными педагогами.

Здоровьесберегающая деятельность

Основная цель данного направления – формирование установок на здоровый образ жизни, содействие в сохранении и укреплении здоровья у участников учебно-воспитательного процесса.

Формами реализации данного направления являются: мониторинг психофизиологического и эмоционального состояния учащихся в учебно- воспитательном процессе; посещение уроков с целью наблюдения за соответствием режима учебных занятий, методов преподавания, структуры урока, условий внешней среды возрастным особенностям учащихся; информирование классных руководителей, педагогов-предметников об особенностях здоровья, работоспособности, типе высшей нервной деятельности учащихся.

Педагог-психолог на основании данных мониторингов выделяет группы для организации последующей психолого-педагогической работы.

В процессе развивающих мероприятий педагог-психолог обучает учащихся навыкам оценки и саморегуляции двигательной активности, эмоционального состояния, управления стрессом. Осуществляет психологическую профилактику вредных привычек, пагубно влияющих на состояние здоровья.

Коррекционно-развивающая работа
Цель данного направления работы – создание условий для коррекционно-развивающей поддержки всем нуждающимся учащимся через оказание услуг или направление к соответствующим специалистам.

В рамках данного направления педагог-психолог на основании собственных наблюдений, а также наблюдений классных руководителей, педагогов-предметников, социального педагога, родителей, а также на основании результатов диагностических мероприятий выделяет группы детей, нуждающихся в коррекционной поддержке.

Педагог-психолог мотивирует учащихся и их родителей на посещение коррекционных мероприятий. Включение учащихся в коррекционные группы возможно только с разрешения родителей или лиц, их замещающих.

Педагог-психолог располагает сведениями об учреждениях, организациях и специалистах, оказывающих специальные медицинские, психологические, психотерапевтические услуги. Направляет учащихся на консультации или в коррекционные группы, работающие в региональных центрах, в том числе социально-педагогических, центрах внешкольной работы, центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и т. д. Поддерживает связь с ведущими коррекционных групп, собирает информацию о происходящих изменениях (ведет учет, базу данных).

На основании рекомендаций, полученных от ведущих групп, формулирует систему мер для педагогов и классных руководителей с целью поддержки результатов коррекционной работы с учеником. При отсутствии возможности оказания ребенку психологической коррекционно-развивающей помощи в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) (например, в силу территориальной удаленности) специалисты данного центра составляют совместно с педагогом-психологом школы развернутую коррекционно-развивающую программу, оказывают методическую помощь.

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога в школе ориентирована на коррекцию межличностных отношений в классах, содействие преодолению кризисных периодов в жизни учащихся (например: переход в среднюю школу, в профильные классы, вступление в подростковый возраст, подготовка к сдаче экзаменов и т. п.) через систему больших психологических игр, малых тренингов с коллективами классов.

Значимым направлением развивающей работы педагога-психолога является помощь старшеклассникам в определении их жизненных планов, в прояснении временной перспективы, в профессиональном и личностном самоопределении.

Психолог организует коррекционно-развивающую работу в виде факультативов, кружков, клубов, в рамках часов школьного компонента.

Основная роль в коррекции познавательной сферы учащихся младших классов, имеющих трудности в обучении, принадлежит школьным логопедам и дефектологам.

В тех случаях, когда в населенном пункте отсутствуют учреждения и организации, оказывающие специализированную психологическую помощь, и невозможно осуществить диспетчерскую функцию, педагог-психолог ведет коррекционные группы, в том числе психотерапевтической направленности.

Психолого-педагогическое консультирование
Цель данного направления работы – оказание помощи учащимся, их родителям и педагогам в решении актуальных задач развития, социализации, учебных трудностей, проблем взаимоотношений.

Психолого-педагогическое консультирование носит характер индивидуальной или групповой работы и реализуется по отношению ко всем участникам учебно-воспитательного процесса.

Для учащихся возможны такие консультативные формы, как телефон доверия, консультирование в школьной печати, групповые консультации на классных часах, а также психологическая поддержка в экстренных случаях.

Консультации для родителей организуются по специфическим проблемам учащихся (например: информирование о школьных трудностях их ребенка, разъяснение особенностей переживаемого ребенком возрастного этапа, информирование об особенностях взаимодействия с детьми-подростками, характере оказания помощи в подготовке домашних заданий и т. п.).

С педагогами проводятся психолого-педагогические консилиумы по вопросам предотвращения дезадаптации учащихся, индивидуальные консультации в случаях возникновения острых проблемных ситуаций.

В случае появления запроса на психотерапевтическое и психологическое консультирование по личным проблемам со стороны родителей или педагогов педагог-психолог выполняет диспетчерскую функцию, направляя к другим специалистам, сведениями о которых он располагает.

Психопрофилактика и просвещение
Цель принципиально важного направления школьной практической деятельности педагога-психолога – развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, педагогов, родителей.

Психопрофилактическая работа педагога-психолога строится в соответствии с планами работы учреждений образования, согласуется с заместителем директора по воспитательной работе. Осуществляется в интерактивной форме на педсоветах и методических объединениях, родительских собраниях, классных часах и т.п.

Содержанием психопрофилактической и просветительской работы для педагогов должно стать обучение педагогов учреждения образования технологиям проведения мероприятий по социализации учащихся на разных этапах обучения и воспитания, приемам интерактивного взаимодействия учителя с учениками, организации и проведения педагогического диагностического мероприятия и т.п.

С учащимися мероприятия организуются на классных часах, с родителями – на родительских собраниях и др. К проведению этих мероприятий могут привлекаться соответствующие специалисты. Основой для выбора темы являются: ситуация в образовательной среде данной школы; психологическое содержание возрастных и кризисных периодов обучения; психологические аспекты трансформации образования.

Еженедельное просветительское мероприятие должно стать нормой для педагога-психолога.
Методическая работа
Цель методической работы – накопление психологических методических материалов для организации учебного и воспитательного процесса и предоставление возможности их использования учителями, классными руководителями, руководителями методических объединений, администрацией школы.

Методическая работа включает сотрудничество с заместителями директора школы по вопросам реализации поставленных перед учреждением образования задач, в том числе – участие в составлении плана работы школы, с педагогом социальным – разработку психологически адекватных программ воспитательного воздействия, с педагогами-предметниками – участие в подготовке заседаний предметных методических объединений.

По запросу администрации педагог-психолог выполняет психологический анализ мероприятий. Участвует в программах работы с молодыми специалистами.
Социально-психологическое обеспечение управленческих процессов
В рамках данного направления педагог-психолог участвует в разработке программ развития учреждения образования, проводит мониторинговые исследования социально-психологического климата в коллективе педагогов, продуктивности управленческой коммуникации в системах администрация – учителя, администрация – учителя – ученики, учителя –- ученики.

Педагогом-психологом осуществляется поиск и апробация форм эффективного делового и досугового взаимодействия классных руководителей, педагогов-предметников, педагогов социальных и педагогов-организаторов. Он регулярно информирует членов педагогического коллектива о своих профессиональных обязанностях, плане работы, а также о системе взаимодействия с классными педагогами и учителями-предметниками.

Педагог-психолог в учреждении образования подчиняется руководителю (директору), свою деятельность координирует с заместителем руководителя (директора) по воспитательной работе.

В качестве обязательных документов педагог-психолог должен иметь:

1) план работы на год, утвержденный руководителем учреждения;

планы работы на месяц, на день (неделю) и отчеты об их выполнении;

индивидуальные психодиагностические материалы, которые хранятся до выпуска обучающихся из учреждения образования;

аналитические отчеты о работе за год;

отчеты и аналитические материалы о реализации программ психологической поддержки и планов оказания помощи конкретным категориям обучающихся, воспитанников, родителям;

журнал учета консультаций обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов;

перечень психологических методик, используемых в работе.
При увольнении педагог-психолог обязан оставить в учреждении образования все документы и материалы, касающиеся профессиональной деятельности, за исключением литературы, приобретенной за счет собственных средств.

Рекомендации по организации работы СППС с детьми и подростками, нуждающимися в социально-педагогической и психологической помощи

Документация школьного психолога — Документация (планы, отчеты, характеристики)
В Положении о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования (далее – Положение) отмечается необходимость взаимодействия социальных педагогов и педагогов-психологов. Цель, задачи и функции СППС ориентированы на совместную деятельность специалистов.

В связи с этим вопросы профилактики асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений обучающихся, воспитанников также лежат в плоскости объединения усилий специалистов. В Положении указывается: «СППС организует выявление и учет обучающихся и воспитанников, нуждающихся в социально-педагогической и психологической помощи, а также находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите» ; осуществляет «разработку и реализацию комплексных программ социально-педагогической и психологической помощи обучающимся и воспитанникам; осуществление коррекции, направленной на преодоление нарушений в поведении» . Таким образом, все направления и виды работ планируются единым координационным планом, учитывающим возможности собственного учреждения образования, а также возможности специализированных учреждений.

Работы должны начинаться, безусловно, с составления плана совместной деятельности. Планируется выявление и учет несовершеннолетних, нуждающихся в социально-педагогической и психологической помощи, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите; составление и реализация индивидуального плана помощи несовершеннолетнему.

В Инструкции о порядке выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите (Постановление Министерства образования от 28.07.2004 № 47) дается определение несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. К несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, относятся несовершеннолетние, которые

1) воспитываются в семье, где родители или другие их законные представители не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей,

— либо отрицательно влияют на их поведение,

— либо жестоко обращаются с ними,

— вовлекают в преступную деятельность, приобщают к спиртным

напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ,

— принуждают к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми;

2) вследствие безнадзорности или беспризорности

— находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья

— либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию,

— либо совершают правонарушения или антиобщественные действия;

3) являются жертвами физического, психического или иного вида насилия;

4) пострадали в результате военных действий, природных или техногенных аварий, бедствий, катастроф;

5) оказались в других неблагоприятных условиях, экстремальных ситуациях.
В Положении об СППС учреждения образования группы учета представлены следующим перечнем:

1) «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, воспитывающиеся в опекунских и приемных семьях, дети с особенностями психофизического развития»,

2) «оказавшиеся в сложной жизненной ситуации»,

3) «ставшие жертвами преступлений, жестокости, психического и физического насилия»,

4) «с нарушением эмоционально-волевой сферы»,

5) «родители которых ненадлежащим образом выполняют функции по воспитанию детей, злоупотребляют алкоголем»,

6) «из семей беженцев, либо из семей, которые пострадали в результате стихийных бедствий, катастроф»,

7) «с асоциальным и делинквентным поведением»,

8) «употребляющие алкоголь, наркотические и токсичные вещества»,

9) «имеющие конфликтные отношения с педагогами, родителями, ровесниками, оставившие семью или учреждение образования»,

10) «из числа выпускников специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа либо освободившиеся из мест лишения свободы»,

11) «другие категории обучающихся, имеющие проблемы».

Учреждения образования выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, на основании:

обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетних;

анализа участия родителей в жизнедеятельности учреждений образования;

анализа обращений близких родственников, соседей, других граждан;

учета посещения несовершеннолетними учреждения образования;

выявления несовершеннолетних, не получающих общего базового образования;

учета и анализа совершения несовершеннолетними правонарушений и преступлений».
Признание несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении, постановка и снятие с учета должны осуществляться по решению педагогического совета (совета профилактики) с ведома несовершеннолетних, его родителей или других законных представителей.

В учреждении образования целесообразно централизованное ведение учетных документов (карт). Обычно (и это обоснованно) в школах такая функция возлагается на социального педагога при условии внесения в карты и журналы всех работ, выполняемых другими специалистами. Такая функция других специалистов, в том числе и педагога-психолога, должна быть разработана технологически: (например: каждый понедельник с 9.00 до 11.00 – внесение всеми специалистами новых сведений в учетные документы).

Основные психодиагностические обследования выполняют педагог-психолог, социальный педагог и классный руководитель. Классный руководитель для составления паспорта класса может проводить социометрическое обследование, результаты которого отражают положение в группе всех учащихся. Социальный педагог может выявить внеучебные интересы для ориентации во внеклассной деятельности. Психолог вносит существенный вклад в составление психодиагностического портрета личности учащегося. При этом необходимо учитывать, что психодиагностические сведения о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, можно выделять из результатов психодиагностических минимумов: в первую очередь информацию об особенностях интеллектуального, личностного развития. Выполнение диагностических минимумов на начальном этапе обучения в школе позволит выделить группу риска по интеллектуальным особенностям и обучаемости, которая при отсутствии необходимых мероприятий в начальной школе непременно дает в последующем переход в группу трудновоспитуемых.

Нецелесообразно проводить специальные психодиагностические обследования всех детей и воспитанников, относящихся к учетным группам. Так, по отношению к группе «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, воспитывающиеся в опекунских и приемных семьях, дети с особенностями психофизического развития» углубленную диагностику проводят центры усыновления, ЦКРОиРы, либо педагог-психолог учреждения образования по сформулированному органами опеки запросу.

Несовершеннолетние, «оказавшиеся в сложной жизненной ситуации», представляют собой детей, проживающих в семьях, переживающих развод, тяжелую болезнь близких, негативное влияние культурных или религиозных факторов. Другая группа: учащиеся и воспитанники «из семей беженцев, либо из семей, которые пострадали в результате стихийных бедствий, катастроф». Такие дети нуждаются не в психодиагностических процедурах, а в поддержке, социальном принятии. В работе с ними показаны арт-терапевтические методы.

Несовершеннолетние, «ставшие жертвами преступлений, жестокости, психического и физического насилия», чаще всего стремятся скрыть свою ситуацию, и диагностическую информацию удобнее получать посредством наблюдения: насколько учащийся или воспитанник отличается от своих сверстников, как изменилось поведение после инцидента, какие поведенческие компоненты наиболее выражены и т. п.

В дошкольном образовательном учреждении к группе «с нарушением эмоционально-волевой сферы» относят агрессивных, вспыльчивых, пассивных, гиперактивных детей .

В начальной школе к группе детей «с нарушением эмоционально-волевой сферы» можно отнести учащихся с повышенной двигательной активностью, которым показано вначале обследование у психоневролога и только затем какие-либо мероприятия школьных специалистов с учетом рекомендаций медиков; детей с повышенной обидчивостью, слишком застенчивых, эмоционально – расторможенных, робких, тревожных. В средних и старших классах группа «с нарушением эмоционально-волевой сферы» в принципе трудно выделяема из всего контингента учащихся и воспитанников, так как, известно, что в подростничестве большинство учащихся, проходя возрастной кризис, могут демонстрировать неустойчивость психики. Педагогу-психологу важно уметь отличить подростковую эмоциональную неустойчивость от патологической.

Несовершеннолетние, «родители которых ненадлежащим образом выполняют функции по воспитанию детей, злоупотребляют алкоголем» не должны подвергаться дополнительным психодиагностическим процедурам, кроме тех случаев, когда их же поведение является проблемным. В данном случае речь идет в большей степени о родителях, дети которых могут быть вполне адаптированными.

Четыре следующие категории можно объединить в одну с условным названием «несовершеннолетние с проблемным, диссоциальным поведением» — «с асоциальным и делинквентным поведением», «употребляющие алкоголь, наркотические и токсичные вещества», «имеющие конфликтные отношения с педагогами, родителями, ровесниками, оставившие семью или учреждение образования», «из числа выпускников специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа либо освободившиеся из мест лишения». В случае, когда планируются диагностические мероприятия, они должны в первую очередь иметь цель отделения непатологических форм поведения от патологических. Непатологический тип не связан с психическими расстройствами или нарушениями психического развития и не является их следствием. Непатологическое асоциальное поведение обусловлено социальными факторами и формируется по психологическим и психосоциальным механизмам. Оно может также наблюдаться у детей и подростков с нетяжелыми последствиями ранних органических поражений головного мозга, акцентуациях характера, дисгармонически протекающем пубертатном кризе, который сочетается с педагогической и социальной запущенностью. Патологические же формы поведения, как правило, болезненно мотивированны и возникают при измененной эмоциональности, истинных нарушениях влечений, выраженных личностных расстройствах. Патологическое диссоциальное поведение в соответствии с критериями Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10) расценивается как расстройство социального поведения.

Таким образом, существенным является выделение клинических признаков, значимых социальных проблем, которые несовершеннолетний испытывал в семье, школе, своем окружении, а также проблем, связанных с отклонениями в возрастном психическом и личностном развитии, соматическом здоровье. Оценка поведения, особенно при решении диагностических и реабилитационных задач, должна опираться на многоосевую квалификационную систему, придерживаясь которой сотрудники СППС смогут избегать ошибок, способных причинить вред подростку.

Так, в первую очередь должны быть выявлены или отсечены клинические психиатрические симптомы, исключая расстройства психологического развития, или собственно психические расстройства (обследование психоневролога, психиатра по направлению).

Далее целесообразно исследовать общие и специфические расстройства психологического развития, включая нарушения развития речи, психомоторных, школьных, социальных навыков и расстройства поведения (обследование дефектолога, логопеда, психолога).

После этого подлежит изучению уровень интеллектуального развития с оценкой умственной отсталости и сопутствующими нарушениями поведения (психолог).

Параллельно целесообразно получить сведения о соматическом здоровье и дефектах, которые оказывают влияние на психические и поведенческие расстройства (терапевт).

Оценку социальной ситуации развития, которая имела отношение к формирующимся психическим расстройствам и отклонениям психического развития, производит социальный педагог.

Наконец, психолого-педагогический консилиум определяет в целом характер социального и психологического функционирования с оценкой нарушений межличностных отношений в семье, в школе, со сверстниками, которые причинно связаны с проблемами психологического развития или психическими расстройствами.

Такой диагностический подход является первым шагом в алгоритме консультативно-диагностической и реабилитационной работы с детьми и подростками, имеющими диссоциальные расстройства.

Таким образом, рекомендуется медико-дефектологическое обследование в первую очередь, исследование социального и психологического функционирования – во вторую. Такая последовательность диагностики помогает разделять патологические и непатологические формы поведения. Следствием нарушения этой схемы может оказаться ситуация, при которой социальный педагог и педагог-психолог организуют свою работу с несовершеннолетним, требующим иного, с точки зрения медицины, подхода.

Для составления плана психодиагностического обследования необходимо руководствоваться также потребностями органов, учреждений и организаций, запрашивающих информацию о несовершеннолетних. Возможно следование принятым в учреждении образования требованиям к составлению психолого-педагогической характеристики.

В психодиагностическом исследовании личности, демонстрирующей непатологические диссоциальные формы поведения, целесообразно остановиться на каком-либо теоретическом основании. Например, существует гипотеза , что девиантное, а за ним и делинквентное поведение характеризуется прежде всего:

— общими трудностями и отставанием в развитии;

— отношением к будущему, представлением о нем, наличием и степенью четкости жизненных планов, содержанием ведущих ценностных ориентаций, уровнем притязаний на будущее и их обоснованностью настоящим. Методики: «Карта интересов» Голомштока, «Ценностные ориентации» М. Рокич, тест определения уровня притязаний;

— социальными отношениями. Сюда входит изучение социальной ситуации, которая также может провоцировать дезадаптацию.

Источник: http://psihdocs.ru/osnovnie-napravleniya-deyatelenosti-pedagoga-psihologa-v-ou.html

Основные направления работы психолога

ü ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Психологическая диагностика представляет собой углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.

· составление социально-психологического портрета школьника;

· определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии;

· выбор средств и форм психологического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.

Из форм организации диагностической работы можно выделить следующие:

1. Комплексное психолого-педагогическое обследование всех школьников определенной параллели — так называемое фронтальное обследование. Такая форма представляет собой первичную диагностику, результаты которой позволяют выделить «благополучных» и «неблагополучных» детей в отношении измеряемых характеристик.

Примером такого обследования в начальной школе могут служить изучение готовности будущих первоклассников к обучению в школе, отслеживание динамики адаптации первоклассников к школьному обучению и т. д. Такая форма диагностической работы является плановой и проводится в соответствии с графиком работы психолога с каждой из параллелей начальной школы.

2. Углубленное психодиагностическое обследование — используется при исследовании сложных случаев и включают применение индивидуальных клинических процедур. Такая форма работы проводится по результатам первичной диагностики либо, как правило, является обязательным компонентом консультирования педагогов и родителей по поводу реальных трудностей ребенка в общении, обучении и др. Углубленное психодиагностическое обследование имеет индивидуальный характер с использованием более сложных методик с предварительным выдвижение гипотез о возможных причинах выявленных (или заявленных) трудностей, с обоснованием выбора стратегии и методов обследования.

3. Оперативное психодиагностическое обследование — применяется в случае необходимости срочного получения информации с использованием экспресс-методик, анкет, бесед, направленных на изучение общественного мнения.

ü КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА

Психологическая коррекция — активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, дефектологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и других специалистов.

Психологическая профилактика — предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работника, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.

1. Оптимизация социальной ситуации развития.

2. Развитие видов деятельности ребенка.

3. Формирование возрастно-психологических новообразований.

ü КОНСУЛЬТАТИВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Психологическое просвещение представляет собой формирование у обучающихся и их родителей (законных представителей), у педагогических работников и руководителей потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

Консультативная деятельность — это оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования. В данном пособии предлагаются основные формы и методы возрастно-психологического подхода в консультировании.

1) ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка;

2) своевременное первичное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития и направление их в психолого-медико-педагогические консультации;

3) предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике (совместно с детскими патопсихологами и врачами);

4) составление (совместно с педагогическими психологами или педагогами) рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей в школьном обучении для учителей, родителей и других лиц;

5) составление (совместно со специалистами по семейной психотерапии) рекомендаций по воспитанию детей в семье;

6) коррекционная работа индивидуально или (и) в специальных группах при консультации с детьми и родителями;

7) психологическое просвещение населения с помощью лекционной и других форм работы.

Дата публикования: 2015-02-03 ; Прочитано: 320 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Источник: http://studopedia.org/8-189795.html

Направления работы психолога

1. Профессия и ее роль в жизни человека. Профессионально важные качества
2. Понятие о профессиограмме и психограмме. Профессионализм и профессиональная компетенция.
3. Соотношение академической (научной), житейской и практической психологии
4. Значение рефлексии в жизнедеятельности психолога
5. Основные направления деятельности современного психолога
6. Психодиагностика как одно из направлений практической психологии
7. Содержание психологической помощи в процессе психологической коррекции
8. Характеристика психологического консультирования как вида психологической помощи
9. Особенности психотерапии как вида психологической помощи
10. Понятие о службе психологической помощи
11. Основные качества профессиональной деятельности квалифицированного психолога
12. Задачи взаимодействия клиента с психологом (социальные, этические, нравственные, собственно психологические)
13. Диалог в контексте профессиональной деятельности практического психолога. Особенности глубинного общения
14. Ценности и ценностные ориентации практического психолога как основа его личностно-профессионального саморазвития
15. Эмпатия как важнейшее качество личности практического психолога
16. Возможные ошибки психолога и пути их профилактики
17. Профессионально-этический кодекс психолога. Обязанности и права психолога
18. Профессиональная позиция и статус психолога в образовательном пространстве
19. Принципы организации школьной психологической службы
20. Профессиональные требования к личности практического психолога
Психолого-педагогическое сопровождение

« назад Оглавление вперед »
4. Значение рефлексии в жизнедеятельности психолога &#0171 | &#0187 6. Психодиагностика как одно из направлений практической психологии

Методологические основания рассмотрения практико-ориентированной и научной психологии. Психологическая практика и наука. Основные направления деятельности практико-ориентированного психолога. Задачи психопрофилактики и психологическое просвещение.

Источник: http://referatwork.ru/psychology-professiona/section-5.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2017-2022 © Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статьи

Контакты