Приметы и суеверия на Пасху; Белая Калитва — информационный портал города Белая Калитва — приметы и суеверия на пасху

25.05.2020

КАК ДОЖДЬ ИЛИ ПОГОДЫ В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ПАСХИ, ДАК ВЕСНА ДОЖДЛИВА БУДЕТ (Пинежье)
КТО НА ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ПАСХИ ЧТО-ЛИБО РАЗОБЬЕТ-УМРЕТ В ТОТ ГОД

Приметы и суеверия на Пасху

о старому стилю Пасха приходилась на период от 22 марта по 25 апреля.
У крестьян существовало поверье, что на Пасху «солнце играет». И многие старались подкараулить это мгновение. В средней полосе России дети даже обращались к солнцу с песенкой:

Солнышко, ведрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, покатись,
Красное, нарядись!

МОРОЗ ИЛИ ГРОМ НА ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ПАСХИ ПРЕДВЕЩАЮТ ХОРОШИЙ УРОЖАЙ ЛЬНА
(Тамбовская губ.).

КАК ДОЖДЬ ИЛИ ПОГОДЫ В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ПАСХИ, ДАК ВЕСНА ДОЖДЛИВА БУДЕТ (Пинежье)
КТО НА ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ПАСХИ ЧТО-ЛИБО РАЗОБЬЕТ-УМРЕТ В ТОТ ГОД

Масса примет, суеверий, обычаев приурочена народом к пасхальной ночи и торжественной заутрени, когда в церквах провозглашают воскрешение Иисуса Христа. «По мнению крестьян, в пасхальную ночь все черти бывают необычайно злы, так что с заходом солнца мужики и бабы боятся выходить на двор и на улицу: в каждой кошке, в каждой собаке и свинье они видят оборотня, черта, прикинувшегося животным», — писал С. В. Максимов на основе многочисленных наблюдений и сведений.

В то же время находятся смелые люди и озорники, которым все нипочем. Они утверждают, например, что если поцеловать замок у церкви на Пасху, обязательно увидишь ведьму; а если выйти с пасхальным яйцом на перекресток дорог и «покатить яйцо вдоль по дороге — тогда черти непременно должны будут выскочить и проплясать трепака»; в пасхальное воскресенье можно даже узнать, кто в деревне является ведьмой и сколько их: для этого взять заговоренный творог, встать с ним «у церковных дверей и держаться за дверную скобу — ведьмы будут проходить, и по хвостам их можно сосчитать всех до единой».

На Пасху «старики расчесывают волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове; старухи умываются с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть, а молодые взбираются на крыши», чтобы встретить солнце.
Во время пасхальной службы девушки тихонько шепчут: «Воскресение Христово! Пошли мне жениха холостого, в чулчонках да в порчонках!»; «Дай бог жениха хорошего, в сапогах да с калошами, не в корове, а на лошади!» Все девичьи пасхальные приметы об одном: если девица ушибет локоть, значит, ее вспомнил милый; если во щи упадет таракан или муха — к свиданию, губа чешется — к поцелуям; бровь станет чесаться — кланяться с милым. Девушки умывались с красного яйца, чтобы быть румяной, становились на топор, чтобы сделаться крепкой, и т. п.

У каждого своя корысть, и поскольку Пасха — величайший христианский праздник, когда высшие силы на радостях готовы исполнить любое желание православного человека, желания произносятся прямо на заутрени. О просьбах девушек мы уже сказали. Используют этот момент и охотники, которые специально являются в церковь с ружьями, и как только в первый раз запоют «Христос Воскресе», они стреляют в воздух в полной уверенности, что этим выстрелом убьют черта и обеспечат себе удачную охоту в течение года. Воры «употребляют все усилия, чтобы во время пасхальной заутрени украсть какую-нибудь вещь у молящихся в церкви, и при этом украсть так, чтобы никому и в голову не пришло подозревать их. Тогда смело воруй целый год, и никто тебя не поймает».

Свои правила поведения и способы получения выгоды от пасхальной службы выработали картежники. Когда в первый раз запоют «Христос Воскресе», надо иметь в руках виннового (пикового) туза и вместо «воистину воскрес» сказать попу «винновый туз есть» — «тогда с этим тузом можно сделаться настоящим невидимкой и все доставать»,- рассказывали в Тюменском крае. Неплохо также, отправляясь в церковь, слушать пасхальную заутреню, взять с собой колоду карт и, как только священник произнесет: «Христос Воскресе», сказать: «Карты здеся». На второе провозглашение «Христос Воскресе» картежник должен ответить: «Хлюст здеся», а в третий раз — «Тузы здеся». «Это святотатство, по убеждению игроков, может принести несметные выигрыши, но только до тех пор, пока святотатец не покается». Существует и такая примета: если собака во время пасхальной утрени будет лаять на восток — к пожару, на запад — к несчастью.

Как веянии большой праздник, к тому же длящийся неделю, Пасха заполнена различными играми, развлечениями, хождением в гости. На Пасху принято поздравлять друг друга с воскресением Христовым, христосоваться и обмениваться крашеными яйцами. На Пасху повсюду разрешается всем (мужчинам, парням) звонить в колокола, поэтому звучит беспрерывный колокольный звон, поддерживая радостное, праздничное настроение.

Исключительно пасхальным развлечением было катание яиц, для чего приготовлялись заранее специальные желобки я выбирались опытными игроками яйца особой формы — чтобы легко разбивало другие яйца, а само оставалось цело.

Пасхи не бывало без качелей. Едва ли не в каждом дворе устраивали качели для детей, а в традиционном месте (на деревенской площади, ближайшем выгоне и т. п.) загодя вкапывались столбы, навешивались веревки, прикреплялись доски — возводились общественные качели. Из разных местностей собиратели конца XIX — начала ХХв. сообщали о чрезвычайной популярности качелей на Пасху.

«. на качелях катаются решительно все», возле них образуется нечто вроде деревенского клуба: девушки с подсолнухами, бабы с ребятишками, мужики и парни с гармониками и «тальянками» толпятся здесь с утра до ночи: одни только глядят да любуются на чужое веселье, другие веселятся сами. Первенствующую роль занимают здесь, разумеется, девушки, которые без устали катаются с парнями».

На святой неделюшке
Повесили качелюшки.
Сначала покачаешься,
Потом и повенчаешься.
На горе стоят качели,
Пойду покачаюся.
Нынче лето отгуляно,
Зимой повенчаюся.
Скоро Пасха придет,
Кто нас покачает?
Как у ноненших ребят
Веревок не бывает!

С Пасхи гуляний молодежей переносятся на открытый воздух: пляшут, водят хороводы, затевают игры на лужайках за околицей, на лесных полянах, в конце деревенской улицы.

На середину лужка «выходит молодец — запевало и с помощью других начинает песню:
При компаньи мало стало,
Веселиться не с кем стало!
Ой, братцы, мало нас.
Ой, дружки, немножко!
Ты, Феденька, поди к нам.
Ехремыч, приступись!
Ой, братцы, мало нас,
Ой, дружки, немножко!

и т. д. до тех пор, пока не пригласит всех присутствующих молодцев. Затем таким же образом вызывают девиц. После этого, взявшись за руки, образуют круг, который движется то в ту, то в другую сторону и поют: У Казани у реки озеро воды.
Молодец коня поил, коня воронова.

Коль водицу конь не пьет,
Молодца горе берет.
В карман ручки он сует,
С рублик денег достает.
С рублик денег достает,
Красным девкам подает.
Одна девушка смела К молодчику подошла,
С парня рубличек взяла,
В караван гулять пошла.
В караване на лужке
Целоваться всем в кружке.

После этих слов играющие целуются» (Алтайский край).
В русских западных губерниях на Пасху совершался еще один обход дворов, напоминающий святочное колядование (нередко он ч назывался «зеленые святки»). Там, где этот обряд жил активной жизнью, исполнялся он группой мужчин — волочебников:

Ну-те, братцы-товарищи!
Собирайтесь до кучечки!
Пройдемте в тое село,
Поздравим их с праздником,
Их с праздником,
с Христовым днем,
С Христовым днем, красным яйцом!
В том селе лежит брусья,
Лежит брусья тесовая,
Тесовая, дубовая.
На том брусьи сидят мужи,
Сидят мужи, мужи честные,
Рядят раду, раду добрую:
«Ну-те, братцы-товарищи!
Дожидаемся мы двух праздников,
Двух праздников веселеньких:
Первый праздник — свет Егорий,
Другой праздник — свет Никола,
Свет Егорий с шелковой травой,
Свет Никола с засевочком,
С засевочком с овсяненьким».
«Ну те, братцы-товарищи!
Собирайтесь до кучечки!
Будем радить раду добрую:
Кому у нас, братцы, запахивать,
Запахивать и засевать?» —
«Запахивать пану Ивану,
Засевать его брату!»
И не шум шумит, и не гром гремит,-
Христос воскрес на весь свет!
Идут-бредут волочебнички,
Это не волочебнички — разбойнички.
«Хозяинушка ты наш батюшка!
Ай спишь ты лежишь, али так лежишь?
Подари ты нас, волочебников!
Наши дары не велики, малы —
Пару яиц да и рюмку вина,
Рюмку вина да кусок пирога!
Не хочешь дарить — пойдем ты с нам,
Кий волочить, людей смешить!
Хозяинушка наш батюшка!
Что у твоем дворе случилося?
Зажги огонь,
сходи ты на двор.
На твоем дворе три радости:
Перва радость — коровка телилася,
Друга радость — овечка ягнилася,
Третья радость — кобыла жеребилася.
Корова телила телочку,
Овечка ягнила ярочку,
Все ярочки по парочке,
Твоим дочкам на приданочки.
Кобыла жеребила коника,
Коника все вороника!
Сходи в гумно, там три праздника:
Первый праздник — Христов день,
Второй праздник — Егоров день,
А третий праздник — Илья-пророк.
Он межи сжинал, стоги ставил».
Христос воскрес на весь свет!

Волочебникам выносят яиц, сала, денег, пирогов, молока и пр. В адрес скупого хозяина могли прозвучать очень неприятные слова, которых боялись: Кто не даст нам яйца — околеет овца,
Не даст сала кусок — околеет телок,
Нам не дали сала — коровушка пала.

На Пасху нередко посещали кладбища — ходили христосоваться с покойниками. На могилах оставляли крашеные яйца, немного хлеба и пива.

Источник: http://www.kalitva.ru/45785-primety_i_sueverija_na_paskhu.html

Русские обычаи и суеверия на Пасху

За многовековую историю христианства на Руси, пасхальные праздники обросли огромным количеством примет и суеверий, практически все они собраны на этой странице. С древнейших времен сохранился один славянский обычай — ставить около икон маленькие кувшинчики с медом — «канунчики». Этими кувшинчиками с прикрепленными к ним горящими свечами поминали умерших родственников, устанавливали связь с ними. Иногда такие кувшинчики на пасхальной неделе относили на могилы.

Практичный подарок к Пасхе Кухонные комбайны Gorenje, от интернет магазина Fotos.ua

Для того чтобы пообщаться с умершими, надо было ваять три красных яйца и похристосоваться со своим умершим родственником на его могиле, после чего скормить яйца птицам.
На пасхальной неделе наносили друг другу визиты сваты. Жениха с невестой усаживали в красный угол, и жених должен был называть свою суженую только по имен отчеству, на «вы» и угощать ее разными вкусностями.

На колокольни допускались все верующие. Особенно много времени проводили там девушки: они пели песни, плясали, звонили в колокола. Колокольный звон на Пасху имел особый магический смысл: он, по старинным верованиям, положительно влиял на пчел, на урожай, особенно на хороший рост льна, конопли и гречихи. Каждая женщина старалась зазвонить в колокол первой, тогда, по народным поверьям, у нее вырастет самый лучший в округе лен.

Во время посева ржи хозяйка давала мужу верхушку от пасхального кулича, и тот отвозил ее, в поле и зарывал со словами: «Зароди нам, Господи, хлебушка!»

В канун Пасхи в деревнях из домов изгоняли клопов, тараканов и других паразитов.
С этой целью производили настоящие обряды и магические действия со словами: «Клопы и тараканы, вон из избы!» Одновременно старая женщина должна была энергично выметать сор за порог, а за тем выкинуть веник.
В некоторых местечках считалось, что если взять в руки красное яйцо и пойти с ним в ночь с субботы на воскресенье искать, клад, то обязательно найдешь зарытые ценности. Яйцо начнет нагреваться в руке, указывая место, где зарыты сокровища. Правда, старики утверждали, что этот обряд небезопасен, человека могут унести черти, охраняющие клад.

Обычаи и приметы

Суеверия

приметы и суеверия на пасху

С языческих времен на протяжении многих веков сохранялись старинные суеверия, принятые на Пасху:

1) Во время Пасхальной недели не венчали в церкви молодых, чтобы не отвлекать людей от великого праздника;
2) царственные особы раздавали верующим лебединые, гусиные, куриные, голубиные, утиные яйца окрашенные в красный, желтый или зеленый циста (царь Алексей Михайлович заказал для раздачи верующим 37 тыс. яиц);
3) считалось, что если в четверг на пасхальной неделе хорошо убраться и освободить дом от всякого хлама, весь год в доме будет чистота;
4) для того чтобы разбогатеть, верующие подавали монетку нищим;
5) для того чтобы дети не болели, малышей следовало сначала накормить освященным куличом, а уже потом давать другую пищу;
6) девушки избегали брать в руки соль, чтобы руки небыли потными весь год;
7) для того чтобы весь год быть здоровой и красивой, девушка клала в воду красное яйцо, а затем умывалась этой водой;
8) чтобы малыш стал крепким, его на Пасху ставили на ручку топора;
9) всю Пасхальную неделю пожилые люди расчесывали волосы, шепча при этом слова заклинания: «Пошли мне столько же внуков, сколь волос на расческе»;
10) для того чтобы не ссориться с родными и соседями, следовало на протяжении десяти дней есть вместе с ними освященные куличи;
11) открывались двери темниц, а в знак весенней свободы отпускались на волю птицы из клеток;
12) пасхальными свечами благословляли молодых, ставили их возле тяжелобольных, изгоняли с их помощью нечистую силу из домов;
13) женщина, желающая забеременеть, должна поставить на пасхальный стол липший прибор и положить на тарелку кусочек освященного пирога со словами: «Куличик для детишек», а после обеда кулич отдать птицам;
14) весь год хранилась скатерть с остатками воска от пасхальных свечей, она являлась оберегом дома от проклятий;
15) любящие супруги били за завтраком в воскресенье крашеные яйца друг об друга, у кого яичко не разбилось. Тот становился в семье как бы в подчиненное положение, иначе лада не будет;
16) молодые родители, имеющие капризного ребенка, непременно шли в церковь, чтобы замолить грехи;
17) для сохранения будущего урожая от града и других напастей крестьяне на Пасху зарывали в землю кости теленка;
18) хозяйка внимательно смотрела утром на скотину: смирную оставляли, а ту, что ворочалась, продавали или забивали;
19) всю неделю на восходе солнца гоняли с шестов кур, чтобы они снесли больше яиц;
20) воры старались украсть что-нибудь у верующих во время церковной службы — считалось, что это принесет им успех в их промысле;
21) в некоторых селах люди шли на родники и приносили оттуда святую воду, не произнося при этом ни слова, такая вода считалась особенно целительной;
22) первое снесенное на Пасху яйцо от черной курицы считалось оберегом стада от волков;
23) охотники при словах священника: «Христос Воскресе!» стреляли в воздух из ружья около церкви, чтоб весь год охота была удачной;
24) суеверные рыбаки всю неделю на слова «Христос Воскресе!» отвечали: «Рыба есть!»;
25) некоторые верующие приносили с собой в церковь на службу творожную пасху, чтобы увидеть хвосты ведьм;
26) собирали воск от сгоревших свечей и клали его в улей, чтобы меда было больше;
27) чтобы увидеть покровителя дома — домового, во вторник на пасхальной неделе поднимались на чердак, держа в руках церковную горящую свечу;
2S) считалось, что в Пасхальную ночь на земле появляются умершие, иногда верующие подглядывали ночью в церкви за тем, как христосовались умершие между собой (считалось, что это может стоить человеку жизни);
29) после заутрени следовало как можно быстрее добраться до дома и приняться за праздничную трапезу: чем быстрее это сделать, тем успешнее пойдут дела;
30) прятали провизию от мышей, чтобы те не обернулись нечистью и стали летучими мышами;
31) заядлые игроки клали под пятку монету или брали с собой карты и шли на службу в церковь — считалось, что такое святотатстве принесет им огромные прибыли в игре;
32) мужики катали яйца по дороге, прогоняя таким образом чертей;
33) считалось, что, если прийти к заутрене в новой одежде и неожиданно обернуться во время службы, можно увидеть колдунов — они повернутся спиной к алтарю;
34) считалось, что старики, умершие на Пасху, прямиком попадают в рай.

Считалось, что если поцеловались на Пасху на пороге — это к разлуке; под деревом — к радости; под карканье ворона — к ссоре или слезам; на перекрестке — к важным переменам в жизни.
Если девушке на праздничной неделе снились поцелуи, с ней должен был произойти неприятный случай. А вот если губы начинали чесаться — это означало скорые любовные поцелуи.

Суеверия не миновали и Пасхальную ночь. Считалось, что все темные силы: бесы, ведьмы, оборотни, вурдалаки — особенно опасны со Страстной пятницы до начала Светлой Заутрени, поэтому, занимаясь домашними делами и идя в храм, нужно быть очень осторожным.
На Украине профессиональные картежники верили, что если отстоять Пасхальную службу с пиковым тузом в кармане (что было страшным грехом), отвечая на восклицания священника «Христос Воскресе» «карты здеся», «тузы здеся», весь следующий год им будет везти в игре. Подобное поверье было и у воров: если во время праздничной литургии украсть какую-нибудь мелочь из кармана прихожанина, можно спокойно весь год воровать, не опасаясь быть поймай.
Считалось, что, если человек заблудился и лесу, ему следовало вспомнить, с кем он делил пасхальный завтрак, и дорога находилась.

Источник: http://restorator.name/prazdniki/istoriya-i-traditsii/887-obychai-i-sueveriya-na-pashu.html

Разные пасхальные приметы: на деньги, на любовь, на погоду

приметы и суеверия на пасху

Приметы на Пасху, чтобы деньги водились – это мощные обряды, которые помогают привлечь благосостояние, главное знать, каким приметам стоит доверять, а каким нет. Пасха – это большой праздник, когда энергетическое поле усиливается, и значит и сила желаний тоже, почему бы этим не воспользоваться?

Денежные приметы

Самой распространенной приметой на Пасху, которая касается материальной стороны, считается древнее поверье. Оно гласит, что если с самого утра совершить омовение водой, в которой все ночь накануне пролежало золотое или серебряное ювелирное изделие, крашеное пасхальное яичко, то можно быстро разбогатеть и привлечь финансовый поток в жизнь. Этот обряд не требует больших усилий, поэтому он так популярен.

приметы и суеверия на пасху

Читайте интересные материалы по теме:

Другая денежная примета гласит, что нужно начинать праздничную трапезу с употребления крашеного яйца, оно не должно быть битым или треснувшим. Перед тем, как съесть яйцо, надо его покатать по столу.

Также, можно и побиться крашеными яйцами с членами семьи или даже незнакомым человеком, который тоже отмечает Пасху. Если в результате битвы ваше яйцо останется целым, то его надо тоже покатать по столу, а потом скушать. Считается, что такое действие принесет в семью достаток, на столе всегда будет много вкусных угощений, а членов семьи не затронет горе.

Можно выполнить еще несколько традиций, обычаев и примет на Пасху. Например, накануне праздника взять мелочь, бросить ее в тазик из металла с водой и сказать следующие слова: «Как вода здесь есть, так и деньги у меня будут».

Любовные приметы

Пасха 2019 также включает и приметы на любовь. Ведь каждый хочет быстрее найти вторую половинку и построить крепкую и мирную семью.

В день Пасхи одинокие девушки должны прийти к колокольне, и под звон праздничных колоколов произнести свое желание трижды. Также, можно и самой ударить в колокол, проговаривая при этом свое желание. Такой обычай помогает найти не просто жениха, а состоятельного и заботливого мужа.

приметы и суеверия на пасху

Чтобы удачно выйти замуж, нужно всю пасхальную неделю засылать сватов. Чтобы между супругами царило понимание и уважение, надо в этот период времени называть друг друга по имени и отчеству.

Погодные приметы на Пасху

Есть немало пасхальных примет, которые предсказывают погоду на весь год, а также будет ли он урожайным. Вот несколько из таких примет:

Как уже отмечалось, примет на Пасху очень много:

приметы и суеверия на пасху

Традиции, обычаи на Пасху – это тоже часть праздника. Им можно следовать, можно их игнорировать, но главное, чтобы в сердце жила вера и сохранялась она при любых обстоятельствах, тогда никакие суеверия не испортят ни жизнь, ни настроение.

Источник: http://holiday-yes.ru/raznyie-pashalnyie-primetyi-na-dengi-na-lyubov-na-pogodu/

Пасха, приметы и суеверия

Одним из самых любимых и почитаемых праздников христиан является Пасха, когда жизнь побеждает смерть, а все верующие празднуют воскрешение Иисуса Христа. Однако связано с этим днем и немало примет.

Так считалось, что пасхальные яства, освященные в церкви, могут помочь в дальнейшей жизни. Кости со стола собирали и зарывали на нивах, чтобы уберечь их от града, часть их хранили, чтобы бросить в огонь во время грозы, тем самым отведя беду.

приметы и суеверия на пасху

Кусок кулича также брали на поле, чтобы хозяин мог его там съесть, что должно было обеспечить хороший урожай. Раньше игроки в карты клали под пятку монетку, отправляясь в церковь, т.к. считалось, что тогда их ждет крупный выигрыш.

Охотникам нельзя было проливать кровь в святую седмицу, т.к. это время должно было стать светлым и безоблачным для всех, даже для зверей и птиц. В противном случае охотник или застрелит себя или же заблудится и пропадет в лесу, замученный нечистой силой. Не совсем христианским обычаем является поход на могилу к умершим родственником.

Пасхальное яйцо

Однако раньше многие верующие считали, что при помощи пасхального яйца можно облегчить участь душ умерших. Для этого на могилке надо трижды похристосоваться с покойником, положить на могилу яйцо, разбить его и скормить птицам.

Вообще с пасхальными яйцами связано множество примет. Водой, в которой они варились, умывались девушки, чтобы цвет лица был красивым. Также умывались водой, оставленной с Чистого четверга, положив в нее предварительно серебряную вещицу или монетку.

Считалось, что это принесет красоту и богатство. Яйцо, которое клали в хлев, должно было увеличить приплод, спасти скот от болезней. Если одно из них зарыть в огороде, то оно принесет высокий урожай, не даст расти сорнякам. Также пасхальное яйцо берегло людей от разных напастей, помогало найти потерянные вещи, тушить пожары.

Для укрепления семьи первое пасхальное яйцо делили между всеми на одинаковые кусочки. Чтобы весь последующий год выдался удачным, надо было первым прийти после пасхального богослужения домой. Также жизненному успеху помогал пасхальный колокольный звон. Кроме этого он излечивал больных, исполнял желания.

Приметы про пасху

Есть такая примета: если при первом ударе колокола перекреститься и сказать, что Христос воскрес, а рабу такому-то здоровье», то поправиться даже тяжелобольной человек. Если же при первом звуке колокола произнести: «Христос воскрес, а ко мне женихи. Аминь», то считается, что и это желание сбудется.

Говорят, что в дни Пасхи сам Христос спускается на землю, поэтому в этот день нельзя шуметь. Рожденный в эти светлые дни должен вырасти знаменитым человеком. К тому же такой младенец не будет болеть. Если же кто-то скончался в Пасхальные дни, это считалось не столько горем, сколько удачей, т.к. его душа прямиком направлялась в рай. Поэтому многие деревенские старики и старухи просили Бога дать им умереть в пасхальную седмицу.

По особому в этот день светит и солнце, оно, как говорят, «играет». Раньше на Руси молодежь ходила караулить солнце, наблюдая за ним сквозь матовое стекло.

Пасха – красивый и светлый праздник, наполненный верой, любовью и радостью, один из самых любимых и почитаемых у христиан. И хотя церковь обычно не одобряет суеверия, в такие дни и она относится к ним снисходительно. Поэтому до сих пор верят в эти приметы тысячи людей, и, кто знает, может они действительно помогают, делая нашу жизнь более легкой и избавляя нас от многих проблем.

Источник: http://travuscka.ru/psihologiya/sueveriya-i-pasxa

БЛОГ ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ ДЛЯ ЖЕНЩИН

четверг, 12 апреля 2012 г.

Пасхальные приметы, обычаи и суеверия

приметы и суеверия на пасху

У крестьян существовало поверье, что на Пасху «солнце играет». И многие старались подкараулить это мгновение. В средней полосе России дети даже обращались к солнцу с песенкой:

Солнышко, ведрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, покатись,
Красное, нарядись!

МОРОЗ ИЛИ ГРОМ НА ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ПАСХИ ПРЕДВЕЩАЮТ ХОРОШИЙ УРОЖАЙ ЛЬНА (Тамбовская губ.).

КАК ДОЖДЬ ИЛИ ПОГОДЫ В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ПАСХИ, ДАК ВЕСНА ДОЖДЛИВА БУДЕТ (Пинежье)

КТО НА ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ПАСХИ ЧТО-ЛИБО РАЗОБЬЕТ-УМРЕТ В ТОТ ГОД

Масса примет, суеверий, обычаев приурочена народом к пасхальной ночи и торжественной заутрени, когда в церквах провозглашают воскрешение Иисуса Христа.

«По мнению крестьян, в пасхальную ночь все черти бывают необычайно злы, так что с заходом солнца мужики и бабы боятся выходить на двор и на улицу: в каждой кошке, в каждой собаке и свинье они видят оборотня, черта, прикинувшегося животным», — писал С. В. Максимов на основе многочисленных наблюдений и сведений.

приметы и суеверия на пасху

В то же время находятся смелые люди и озорники, которым все нипочем. Они утверждают, например, что если поцеловать замок у церкви на Пасху, обязательно увидишь ведьму; а если выйти с пасхальным яйцом на перекресток дорог и «покатить яйцо вдоль по дороге — тогда черти непременно должны будут выскочить и проплясать трепака»; в пасхальное воскресенье можно даже узнать, кто в деревне является ведьмой и сколько их: для этого взять заговоренный творог, встать с ним «у церковных дверей и держаться за дверную скобу — ведьмы будут проходить, и по хвостам их можно сосчитать всех до единой».

На Пасху «старики расчесывают волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове; старухи умываются с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть, а молодые взбираются на крыши», чтобы встретить солнце.

Во время пасхальной службы девушки тихонько шепчут: «Воскресение Христово! Пошли мне жениха холостого, в чулчонках да в порчонках!»; «Дай бог жениха хорошего, в сапогах да с калошами, не в корове, а на лошади!»

приметы и суеверия на пасху

Все девичьи пасхальные приметы об одном: если девица ушибет локоть, значит, ее вспомнил милый; если во щи упадет таракан или муха — к свиданию, губа чешется — к поцелуям; бровь станет чесаться — кланяться с милым. Девушки умывались с красного яйца, чтобы быть румяной, становились на топор, чтобы сделаться крепкой, и т. п. У каждого своя корысть, и поскольку Пасха — величайший христианский праздник, когда высшие силы на радостях готовы исполнить любое желание православного человека, желания произносятся прямо на заутрени. О просьбах девушек мы уже сказали.

Используют этот момент и охотники, которые специально являются в церковь с ружьями, и как только в первый раз запоют «Христос Воскресе», они стреляют в воздух в полной уверенности, что этим выстрелом убьют черта и обеспечат себе удачную охоту в течение года. Воры «употребляют все усилия, чтобы во время пасхальной заутрени украсть какую-нибудь вещь у молящихся в церкви, и при этом украсть так, чтобы никому и в голову не пришло подозревать их. Тогда смело воруй целый год, и никто тебя не поймает».

Свои правила поведения и способы получения выгоды от пасхальной службы выработали картежники. Когда в первый раз запоют «Христос Воскресе», надо иметь в руках виннового (пикового) туза и вместо «воистину воскрес» сказать попу «винновый туз есть» — «тогда с этим тузом можно сделаться настоящим невидимкой и все доставать»,- рассказывали в Тюменском крае. Неплохо также, отправляясь в церковь, слушать пасхальную заутреню, взять с собой колоду карт и, как только священник произнесет: «Христос Воскресе», сказать: «Карты здеся». На второе провозглашение «Христос Воскресе» картежник должен ответить: «Хлюст здеся», а в третий раз — «Тузы здеся». «Это святотатство, по убеждению игроков, может принести несметные выигрыши, но только до тех пор, пока святотатец не покается».
Существует и такая примета: если собака во время пасхальной утрени будет лаять на восток — к пожару, на запад — к несчастью.

приметы и суеверия на пасху

приметы и суеверия на пасху

Пасхи не бывало без качелей. Едва ли не в каждом дворе устраивали качели для детей, а в традиционном месте (на деревенской площади, ближайшем выгоне и т. п.) загодя вкапывались столбы, навешивались веревки, прикреплялись доски — возводились общественные качели. Из разных местностей собиратели конца XIX — начала ХХв. сообщали о чрезвычайной популярности качелей на Пасху.

«. на качелях катаются решительно все», возле них образуется нечто вроде деревенского клуба: девушки с подсолнухами, бабы с ребятишками, мужики и парни с гармониками и «тальянками» толпятся здесь с утра до ночи: одни только глядят да любуются на чужое веселье, другие веселятся сами. Первенствующую роль занимают здесь, разумеется, девушки, которые без устали катаются с парнями».

На святой неделюшке
Повесили качелюшки.
Сначала покачаешься,
Потом и повенчаешься.


На горе стоят качели,
Пойду покачаюся.
Нынче лето отгуляно,
Зимой повенчаюся.


Скоро Пасха придет,
Кто нас покачает?
Как у ноненших ребят
Веревок не бывает!

С Пасхи гуляний молодежей переносятся на открытый воздух: пляшут, водят хороводы, затевают игры на лужайках за околицей, на лесных полянах, в конце деревенской улицы. На середину лужка «выходит молодец — запевало и с помощью других начинает песню:

При компаньи мало стало,
Веселиться не с кем стало!
Ой, братцы, мало нас.
Ой, дружки, немножко!
Ты, Феденька, поди к нам.
Ехремыч, приступись!
Ой, братцы, мало нас,
Ой, дружки, немножко!

и т. д. до тех пор, пока не пригласит всех присутствующих молодцев. Затем таким же образом вызывают девиц. После этого, взявшись за руки, образуют круг, который движется то в ту, то в другую сторону и поют:

У Казани у реки озеро воды.
Молодец коня поил, коня воронова.
Коль водицу конь не пьет,
Молодца горе берет.
В карман ручки он сует,
С рублик денег достает.
С рублик денег достает,
Красным девкам подает.
Одна девушка смела
К молодчику подошла,
С парня рубличек взяла,
В караван гулять пошла.
В караване на лужке
Целоваться всем в кружке.
После этих слов играющие целуются» (Алтайский край).

В русских западных губерниях на Пасху совершался еще один обход дворов, напоминающий святочное колядование (нередко он ч назывался «зеленые святки»). Там, где этот обряд жил активной жизнью, исполнялся он группой мужчин — волочебников:

Ну-те, братцы-товарищи!
Собирайтесь до кучечки!
Пройдемте в тое село,
Поздравим их с праздником,
Их с праздником, с Христовым днем,
С Христовым днем, красным яйцом!
В том селе лежит брусья,
Лежит брусья тесовая,
Тесовая, дубовая.
На том брусьи сидят мужи,
Сидят мужи, мужи честные,

Рядят раду, раду добрую:
«Ну-те, братцы-товарищи!
Дожидаемся мы двух праздников,
Двух праздников веселеньких:
Первый праздник — свет Егорий,
Другой праздник — свет Никола,
Свет Егорий с шелковой травой,
Свет Никола с засевочком,
С засевочком с овсяненьким».


«Ну те, братцы-товарищи!
Собирайтесь до кучечки!
Будем радить раду добрую:
Кому у нас, братцы, запахивать,
Запахивать и засевать?» —
«Запахивать пану Ивану,
Засевать его брату!»

И не шум шумит, и не гром гремит,
— Христос воскрес на весь свет!
Идут-бредут волочебнички,
Это не волочебнички — разбойнички.
«Хозяинушка ты наш батюшка!
Ай спишь ты лежишь, али так лежишь?
Подари ты нас, волочебников!
Наши дары не велики, малы
— Пару яиц да и рюмку вина,
Рюмку вина да кусок пирога!
Не хочешь дарить — пойдем ты с нам,
Кий волочить, людей смешить!
Хозяинушка наш батюшка!
Что у твоем дворе случилося?
Зажги огонь, сходи ты на двор.
На твоем дворе три радости:
Перва радость — коровка телилася,
Друга радость — овечка ягнилася,
Третья радость — кобыла жеребилася.
Корова телила телочку,
Овечка ягнила ярочку,
Все ярочки по парочке,
Твоим дочкам на приданочки.
Кобыла жеребила коника,
Коника все вороника!
Сходи в гумно, там три праздника:
Первый праздник — Христов день,
Второй праздник — Егоров день,
А третий праздник — Илья-пророк.
Он межи сжинал, стоги ставил».
Христос воскрес на весь свет!

Волочебникам выносят яиц, сала, денег, пирогов, молока и пр. В адрес скупого хозяина могли прозвучать очень неприятные слова, которых боялись:

Кто не даст нам яйца — околеет овца,
Не даст сала кусок — околеет телок,
Нам не дали сала — коровушка пала.

На Пасху нередко посещали кладбища — ходили христосоваться с покойниками. На могилах оставляли крашеные яйца, немного хлеба и пива.

Источник: http://www.vsluhblog.ru/2012/04/blog-post_4857.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *