Приметы про аистов — по народному поверью аист стережет счастье

10.05.2020

Самые известные приметы про аистов тесно связаны с новорожденными и появлением в семье младенца. Однако есть и другие народные поверья про этих птиц, как хорошие, так и не очень.

Народные приметы про аистов

Самые известные приметы про аистов тесно связаны с новорожденными и появлением в семье младенца. Однако есть и другие народные поверья про этих птиц, как хорошие, так и не очень.

по народному поверью аист стережет счастье

Народные приметы про аистов

Когда селится на крыше

Наиболее известное поверье касается поселившейся во дворе на крыше дома птицы, свившей гнездо, в котором появились птенцы. Пара таких жильцов с крыльями по соседству непременно предсказывает пополнение в семье, проживающей под этой крышей. Многие верят, что даже увидеть пернатых на крыше не наяву, а лишь во сне, — все равно вестник удачи.

Семьи, на крыши чьих домов прилетели аисты и вьют гнездо, ждут по весне их возвращения, чтобы предстоящий год принес добро и удачу. Некоторые кладут еду, чтобы заманить пернатых.

В народе считается, что прилетевший и проживающий на крыше аист станет охранять царящее в доме благополучие и обеспечивать домочадцам гармонию в семейных отношениях. Многие верят, что отношения между близкими людьми аист сделает не материально зависимыми, а основанными на истинном чувстве любви и уважения, хотя нельзя сказать, что в доме, на чьей крыше он поселился и свил гнездо, будет недостаток в деньгах.

Когда пролетает мимо

Совсем необязательно, чтобы птица поселилась на крыше дома. Принести радость и удачу на крыльях она может, просто пролетая мимо. Для этого тоже есть немало хороших поверий.

Для будущих родителей

Есть хорошая примета, когда аист кружит над домом или часто пролетает мимо определенного жилища, где проживает будущая мама. Согласно народному поверью, ее будущий ребенок станет обязательно счастливым, принеся на птичьих крыльях для родителей долгожданную радость.

Мечтающая скорее стать родителями молодая пара, увидя пролетающего аиста, может готовиться к прибавлению в семействе. Обещает потомство и птица, перешедшая женщине дорогу.

Для здоровья

Для сильно болеющих тяжелой болезнью людей, по примете, увидеть в небе аиста — значит, обрести веру в выздоровление. Для женщин с поставленным диагнозом бесплодие встретить аиста — значит, обрести надежду, что скоро можно рассчитывать на чудо.

Для свадьбы

по народному поверью аист стережет счастье

Крылатые в небе сулят счастливый брак

Летящие мимо жениха и невесты в момент свадебной церемонии аисты значат удачный брак и благосостояние будущей семейной пары, полное согласие и взаимопонимание, потому не зря многие молодожены отправлялись в места, где было большое птичье скопление, чтобы эта народная примета обязательно сбылась.

Засидевшаяся без жениха девушка, видя парящего в небе пернатого, могла рассчитывать на судьбоносную встречу в предстоящем году. Более того, приметы про аиста над головой обещали ей супруга достойного и финансово обеспеченного. Однако если удалось лишь взглянуть вслед уже улетевшей особи, которая показала незамужней девушке хвост, быть ей без мужа еще не один год.

Для работы

Для целеустремленных людей, у которых впереди намечены какие-то задачи, пролетевший мимо крылатый означает, что они справятся с поставленными целями и удачно реализуют намеченные планы через продуктивную работу. Это хороший знак для тех, кто еще сомневается, начинать ли собственный бизнес, потому как птица заверяет, что предстоящие риски будут оправданны и принесут финансовый успех.

Пролетающий мимо поля, он обещает работникам сельского хозяйства богатый урожай. Если он свил гнездо на крыше хозяйственной постройки, где проживает скот, можно ждать, что домашних животных вскоре прибавится, да и продукции от них станет больше: коровы и козы обеспечат большие молочные удои, а курицы нанесут много яиц.

Когда предупреждает об опасностях

Народные приметы об аистах не все, к великому сожалению, являются хорошими. Есть поверья, по которым птица может принести на своих крыльях плохие вести:

Староверцы никогда не охотились на аистов и гнезда их не разоряли, считая это дурной приметой. Они охраняли особь как священную, умеющую защитить простой народ от напасти, а их дома — от темной силы.

Приметы на погоду

Источник: http://mestozagovora.ru/primetyi/pro-aistov.html

Белый аист — вестник весны и счастья

— Ад чаго ты самотны, бусел, у гняздзе над знямелай вёскай? — Я сумую па Белай Русі, дачарнобыльскай, чыстаросай. — Ад чаго пачарнеў ты, бусел, у палескім бары атрутным? — Ад жалобы па Белай Русі, зганьбаванай і шматпакутнай. — Ад чаго пасівеў ты, бусел, І чаму не ляціш у вырай? — Лепш памерці на Белай Русі, чым чужыну назваць Радзімай.

Аист — одна из самых популярных птиц. «Носитель счастья» — персонаж бесчисленного множества сказок, преданий, легенд и песен. Но если симпатии, питаемые к аистам, большей частью имеют чисто фольклорную основу, то внимание ученых к этим птицам основано на подлинных фактах. Ведь именно аист положил конец многовековым спорам о зимнем местообитании пернатых. Целая плеяда ученых от великого Аристотеля до Карла Линнея терялась в догадках относительно зимовок птиц, а гипотезы выдвигались одна невероятнее другой.

В мае 1822 года в немецком городе Мекленбурге поймали аиста, в шее которого торчала стрела. Находку показали специалистам. Стрела африканская — установили они. Это было первым доказательством того, что европейские аисты, а возможно, и другие птицы, зимовали в Африке. Полвека спустя в Германии были окольцованы три молодых аиста. Через четыре дня после отлета один из них был обнаружен за тысячу двести километров от родных мест по дороге в Африку.

Цвет Беларуси – сине-зеленый. Море лесов под синими небесами, заливные луга и озера, цветущие нивы льна создают этот непередаваемый колорит. Мягкие волны хлебов, васильки на обмежках, голубика на моховых болотах и колокольчики на опушках, вечерние туманы над рекой и утренние росы в лощинах тоже легли голубым по зеленому. Даже октябрьской порой, когда в природе господствует багрец и золото дубов, берез и осин, а над всем этим привольем разливается густая синь неба, холод высоты и последний жар земли приглушает чистейшая свежесть озимых, зеленый покой дремучих боров.

И потому белый аист, которому так доверчиво подарил любовь человек и который в ответ одарил его привязанностью, птица, которой кроме воды, лугов и деревьев нужен покой, родным берегом на востоке Европы признал Беларусь. Он не зимует у нас, но каждой весной, возвращаясь из теплых краев, возвещает о том, что этот голубовато-зеленый край ему — родина, а он — ее символ: символ миролюбия, тихой прелести и потаенно-мудрой силы.

Белый аист имеет и эстетическое значение, украшает населенные пункты, способствует воспитанию у людей любви к природе, традиционно охраняется. Посмотрим, как это делается у соседей.

Музей белого аиста в Польше Прилет аистов открывает туристический сезон в польской деревне Клопот, которая расположена на территории Кшесинского природного парка в долине Одры. Каждый год в этой местности гнездятся около 20 аистиных пар. На сегодня половина гнезд уже занята, а в некоторых даже есть яйца. Примечательно, что там же находится единственный в стране Музей белого аиста. Он открылся в 2003 году. В музее можно посетить выставку, посвященную аистам, а также отправиться на экскурсию по окрестностям, воспользовавшись специально организованным маршрутом. Создана туристическая база, где можно переночевать в палатках.

Деревня Клопот находится недалеко от Зелена-Гуры, которую также называют «Аистиной деревней» или просто — «Аистово», благодаря обширному поселению этих птиц. Музей белого аиста в селе Перемышль Похожий музей создан в здании Воротынского лесничества национального парка «Угра» в селе Перемышль Калужской области России. Он учреждался с целью просвещения населения по сохранению и привлечению белого аиста.

Посетителей музея ждет экспозиция, рассказывающая об истории происхождения аистообразных, расселении их на территории России, Калужской области и в национальном парке, миграциях, международных учетах этих птиц, пищевом рационе и др. Особые приметы, строительство гнезда, этапы жизни семьи белых аистов от высиживания до первого вылета птенцов из гнезда проиллюстрированы фотографиями. Там же приведены карты расселения, типы гнездовий по территории Калужской области и НП «Угра», а также традиции, связанные с культом белого аиста у народов мира, и выставки детских работ.

Аисты в легендах, сказках, поверьях и пословицах Всем хорошо известно народное поверье, что белые аисты приносят детей. В швейцарских селах в день, когда в семье появляется новорожденный, над домом вывешивают флаг с вышитым изображением этой птицы, держащей младенца. В Турции распространено мнение о том, что гнездо аиста защищает от молнии и пожара.

Интересные поверья есть и в Германии. Если девушка увидит впервые белого аиста весной – станет уже в этом году невестой.

Птица стала священной у многих народов. Об этом говорят многочисленные легенды, сказки, поверья, пословицы. По свидетельству Плутарха, в Тессалии того, кто убил аиста, карали смертью. Со времен Аристофана и Софокла аист был в Греции олицетворением заботы о родителях. Считалось, что когда старые птицы становились слабыми и теряли оперение, молодые выщипывали у себя перья и «одевали» родителей. Изображения аистов можно увидеть на многих античных произведениях искусства, на греческих геммах, а в Македонии их чеканили даже на монетах. Аптекари включили изображение птицы в свой щит как символ благодеяния. У зороастрийцев аист обозначал один из годов календарного цикла.

Священным он был и у армян. Там он считался защитником полей. Два аиста олицетворяли солнце. В мифах эта птица (по-армянски «арагил») фигурирует как вестник одного из главных армянских языческих богов Ара Гехецика. Это был умирающий и воскресающий бог, подобный финикийскому Таммузу, египетскому Осирису, греческому Адонису. Он символизировал годичный цикл — отмирание и оживание природы. Очевидно, вестником этого бога не зря стал именно аист, ведь он прилетает рано весной и «приносит» с собой тепло. Армяне также верили, что аисты – это люди из дальних стран, которые лишь на короткое время одеваются в перья.

Интересно, что выбрасывание птенцов из гнезда объяснялось тем, что перед отлетом аисты приносят одного из своих детей в жертву богу. У древних германцев белый аист также был посланцем богов. Он считался вестником богини Хольды, которая возвещала весной возрождение природы. Ее появлению предшествовали посланцы — аист и ласточка.

У немцев, славян, прибалтийских народов белый аист с древних времен считался птицей судьбы, предвестником счастья и благополучия. В Украине крестьяне верили, что в дом, на котором появилось его гнездо, придет счастье и согласие, в семье прекратятся ссоры, дети будут расти здоровыми, их обойдут стороной болезни, хозяина усадьбы ждет хороший урожай на поле, в окрестностях гнезда будут хорошо родить фрукты. Село, в котором поселилось много аистов, могло рассчитывать на богатый урожай и не бояться засухи. По всей Европе, да и за ее пределами, в Турции, например, распространены представления о том, что их гнезда защищают от удара молнии и пожара. Белый аист у многих народов считался птицей бога грома, поэтому такая связь не удивительна — не может же тот поразить своего посланца.

Привлечение аистов на гнездование — давняя народная традиция Чтобы птицы заселили искусственное гнездо, расстояние до ближайших кормовых угодий (луга, болота) не должно превышать 1-2 км. Вероятность заселения увеличится, если поблизости уже есть гнезда аиста. Новое гнездовье надо строить хотя бы в 200-300 м от существующих гнезд, чтобы соседи не ссорились. Делать это лучше до прилета аистов — осенью или ранней весной, до середины апреля. Гнездовья для аистов можно устроить на крыше, столбе или срезанной верхушке дерева. Подлету птиц ничего не должно мешать. Особенно опасны электрические провода — причина более половины случаев гибели аистов. Обычно гнездовья строят на высоте 4-10 м. Опора для них должна быть надежной, чтобы выдержать вес выводка (30-40 кг) и гнезда, которое ежегодно надстраивается и тяжелеет.

по народному поверью аист стережет счастьеОснованием для гнездовий могут стать колеса от телег и велосипедов, легкие бороны, а также специально сделанные помосты из досок, веток, жердей или сваренные из металлических прутьев. Такое сооружение должно быть около метра в диаметре. По краям желательно прикреплять большие гвозди, планки, колышки, которые препятствуют рассыпанию веток. Сделать помост — только половина работы. Аисты охотнее занимают старые гнезда, чем строят новые. Поэтому необходимо сымитировать построенное на помосте гнездо: положить слой сухих веток (20-30 см), посредине — немного соломы, сухого коровьего или конского навоза. Можно укрепить на гнездовье несколько вязанок хвороста, только не используйте грубую проволоку (чтобы птицы не поранили ноги).

Чтобы строение было еще более похожим на старое покрытое пометом гнездо, его обрызгивают по краям известкой.

Гнездовья на деревьях размещают на срезанных сухих верхушках или в основании толстой боковой ветви. Вокруг следует обрезать ветки, которые мешают подлету. Основанием для гнездовья может стать сбитый из досок помост или старое колесо. Можно обойтись и тем, что находится под рукой. Если дерево заканчивается на верхушке разветвлением из нескольких веток, можно их срезать недалеко от развилки.

Отрезки этих веток длинной в метр прибиваются к сучкам, которые остались. На полученную таким образом раму сверху прибивается еще несколько веток или досок, которые и будут опорой для гнезда.

по народному поверью аист стережет счастье

Два крепких деревянных бруска длиной около 130 см сбивают накрест, чтобы получились длинные концы около метра и короткие в 30 см. Две такие крестовины объединяются доскам и на расстоянии около метра.

Полученные «козлы» закрепляются на коньке крыши. Сверху, к коротким концам крестовины, прибивается деревянный помост, колесо, решетка из жердей или планок. Можно использовать деревянные, бетонные или металлические столбы (например, старые или бракованные электрические), надежно вкапывая их в землю, чтобы выдержали вес гнезда и сильный ветер. Привлекать аистов на действующие опоры электролиний не стоит. К деревянному столбу гнездовье прибивают, к железному или железобетонному — приваривают. Можно сделать конструкцию, которая надевается на верхнюю часть столба.

Очередным этапом нашей работы стало изучение гнездования белого аиста, которое проводилось весной 2013 года. Метод исследования: учет гнезд белого аиста и опор для гнезд, учет птенцов. Исследование проводилось в деревнях, которые относятся к микрорайону Ратичской школы Гродненского района, а также в близлежащих селах.

Там обнаружено 50 гнезд, из которых два были не заняты. Из 48 занятых — 5 оказались неуспешными. Из остальных гнезд вылетели 84 птенца. Гнезда в основном расположены на деревьях (48%) и на столбах (46%). Особенностью является то, что все гнезда на столбах сделаны без искусственной основы, за исключением двух.

Характеристика гнезд белого аиста По результатам нашей работы видно, что для проведения учетов таких хорошо заметных и определяемых птиц, как белые аисты, использование возможностей краеведческих кружков, научного общества вполне возможно и эффективно. Для привлечения этих птиц нужно изготавливать им искусственные опоры для гнездований и вовлекать в эту работу местное население, родителей и учащихся школы.

по народному поверью аист стережет счастье

Полвека назад некоторые зоологи рассматривали значение отдельных видов с очень узкой, чисто утилитарной точки зрения, относя их к полезным, вредным или нейтральным. В настоящее время получило всеобщее признание мнение, что каждый вид животных и растений уникален и играет в природе исключительную роль. Исчезновение аистов было бы большой потерей для природы и, следовательно, для людей, так как экологическое равновесие в природе необходимо для нашего существования, здоровья и процветания.

Пока в большинстве местностей, аистов достаточно много, однако снижение численности в отдельных местностях и даже их полное исчезновение из-за изменения в этих районах экологической обстановки под влиянием бурной хозяйственной деятельности человека уже вызывают тревогу. Люди так или иначе препятствуют гнездованию этих птиц в обычных для них местах, а, сокращая площади занятые естественной средой природы и загрязняя планету, лишают их пищи. Если так будет продолжаться и дальше, то численность аистов неизбежно уменьшится, и со временем они могут исчезнуть. А в Африке, где зимуют птицы, их едят. Это еще одна причина уменьшения их численности. Сохранять аистов можно лишь при условии, что будет сохранена природа вообще. Только в этом случае могут быть успешными мероприятия по привлечению их к гнездованию.

Проведение данных исследований послужило целенаправленному и систематическому общению детей с природным окружением, способствующим постепенному накоплению и структурированию природоохранных знаний, умений, навыков, сформировало систему ведущих природоведческих понятий, на основе которых учащиеся уясняют не только существование природных взаимосвязей и взаимозависимостей, но и необходимость сохранения и поддержания их. Это позволило добиться осмысления знаний и сформировать у детей убеждения, предопределяющие разумное, бережное отношение к природе. Работа обогатила личный опыт учащихся пониманием того, что природа является естественной основой жизни общества и каждого человека, что все необходимое для удовлетворения жизненных потребностей люди берут из нее. Она развила и углубила также мотивы охраны природы: экономические, научно-познавательные, гуманистические, эстетические и санитарно-гигиенические, регулирующие нормы отношения к природе, выработала высокую экологическую культуру. Способствовала воспитанию нравственных личностных качеств: доброты, заботы, отзывчивости, ответственности и любви к родному краю и Республике Беларусь, ибо безответственность, безразличие, бесхозяйственность нанесли и продолжают наносить большой ущерб окружающей среде.

Аисты в деревне Кулаковщина В деревне Кулаковщина случилась интересная история с аистами. У Сергея Слизевича на трубе дома они строили гнездо. Хозяин разбурил его и сделал основу для гнезда на крыше сарая. Но аисты прилетели строить гнездо обратно на трубу, а не на сарай. Сергей понимал, что из-за этого не будет выходить дым наружу, и снова разбурил гнездование. Через несколько дней аисты вновь начали строить гнездо. Позже в гнезде появились яйца, из которых вывелись два птенчика. Тогда хозяин решил оставить все как есть. Взрослые аисты приносили пищу своим птенцам: мелкую рыбу, улиток, червячков. Спустя некоторое время аистята подросли. Они пытались летать. Было так смешно! Начнет махать крылышками, чуть-чуть подлетит вверх, а потом — бух в гнездо. Наступила осень. Пора аистам улетать. Они все вместе, вчетвером, покружились над домом, жалобно покричали и вскоре улетели. Погода стояла холодная, хозяин решил затопить печь, потому что гнездо, как только птицы улетели, он разбурил. Точно так было и на следующий год. Нынче хозяин даже не трогал гнездо на трубе, печку не топил. Он разбурил его только тогда, когда аисты улетели.

по народному поверью аист стережет счастье

Аисты в деревне Ратичи Не менее интересный случай произошел в деревне Ратичи. Аисты свили себе гнездо на высокой старой березе. Гнездо было очень большим. Сухие ветки плотно переплетались. Весной два взрослых аиста занялись его ремонтом. Птицы приносили новые веточки и аккуратно вплетали их в гнездо, делая его еще больше. Спустя некоторое время там появились три маленьких птенца. Родители заботились о них, кормили, а птенцы грелись на солнышке и подрастали. Вдруг случилась беда. Было тихое утро. Повсюду блестели росинки, над полями слышались заливистые голоса жаворонков. Ветер навевал прохладные интонации свежего задорного воздуха. Старая, трухлявая береза больше не смогла держать на своих ветвях гнездо и рухнула. Вместе с ней на землю упали и маленькие аистята. Хозяин, возле дома которого росло дерево, достал их из-под гнезда и принёс их домой. Птицы выжили, но у одного было сломано крыло.

Этот человек ухаживал за птенцами, потому что взрослые аисты боялись людей и к малышам не подлетали. Хозяин долго думал, чем кормить своих питомцев. Он давал им и хлеб, и зерно, и жуков, но все это было для них несъедобным. Он решил покормить их улитками, которых было много на болоте. И они стали их есть. Позже, подрастая, аистята научились ходить на болото и самостоятельно добывать корм. Спустя время птенцы стали пробовать летать. Два из них полетели с третьего раза, а тот, у которого было сломано крыло, не мог взлететь. Взрослые аисты, поняв, что людей не стоит бояться, стали кормить малышей. Два аистенка быстро окрепли. К тому времени, когда птенцы научились летать, их родители свили новое гнездо на столбе. Птенцам оно очень понравилось. Каждое утро они приветствовали друг друга дружным клекотом.

по народному поверью аист стережет счастье

Пройдет немного времени, и они тоже будут строить гнезда и растить птенцов. История повторится.

Люцина ГАПОНИК, учитель химии и биологии Ратичской средней школы Гродненского района, педагог дополнительного образования Гродненского районного центра творчества детей и молодежи

Источник: http://wildlife.by/ecology/articles/Beliy%20aist%20-%20vestnik%20vesni%20i%20schastyya/

Аисты. Мифы, легенды, символика, поверья — Аюрведа Плюс. Магазин аюрведических товаров.

Аисты. Мифы, легенды, символика, поверья

В народной культуре аист — одна из наиболее почитаемых, «святых» птиц. В различных мифопоэтических традициях птицы могут быть божествами, демиургами, героями, превращенными людьми, трикстерами, ездовыми животными богов, шаманов, героев; тотемными предками и т.п. Они выступают как символы верха, неба, солнца, грома, ветра, свободы, роста, жизни, плодородия, изобилия, вдохновения, пророчества. Типология птичьих образов в мифах охватывает не только реально существующие виды птиц, но и фантастических птиц (Симурга, жар-птицы и т.п.), или существ гибридной природы (сфинкс, химеры, сирены, горгоны, Пегас, грифоны, анчутка и т.п.).

На мировом древе или древе жизни место Птицы на его вершине. В качестве птицы мирового древа в каждой конкретной традиции обычно выступает наиболее царственная Птица — чаще всего орел. Птица на мировом древе обозначает верх и в этом смысле противопоставлена животным классификаторам низа — хтоническим животным, прежде всего змее. Многие мифы описывают поединок Птицы и змеи, в котором Птица выступает как пернатый помощник бога. Мотив подобного поединка нередко сохраняет следы поединка бога и его противника, тем более, что Птица мирового древа в разных традициях соотносится с громовержцем: Зевсом, Юпитером, Индрой и др.

Широко распространены представления о Птицах как первопредках, тотемах племени. Высказывается мнение о тотемическом происхождении голубя в древнееврейской традиции, развитием которой является, видимо, и христианская тема голубя. Почитание Аиста у славян также объясняется его тотемическом происхождении. В ряде традиций орел выступает как «первоцарь», а также как эмблема власти, в частности царской (ср. роль изображений орла в геральдике).

В мифах отмечено огромное количество примеров превращения в Птиц богов, героев, людей. В виде орла выступают Зевс и Дионис; позднее с головой орла изображался евангелист Иоанн.

Связь богов, жрецов, людей с Птицами проявляется и в мотиве проповеди (или беседы) среди птиц (тибетская легенда о Будде, беседующем с птицами, проповедь св. Франциска птицам). Понимание птичьего языка в мифологии и фольклоре приписывается обычно персонажам, которые особенно близки к природе, часто обладают магической властью над нею.

Птицам отведена значительная роль в ритуалах. Например, праздник встречи весны часто был приурочен к прилету первой весенней птицы. Исключительное место среди ритуальных танцев занимают «птичьи» танцы: русский вариант весеннего хоровода — «вутица», «журавлиные» танцы в Греции и т.п.

Широко бытует поверье, что аисты приносят людям младенцев. Добрым знаком, указывающим на то, что в семье скоро появится ребенок, считался прилет аистов в гнездо, расположенное вблизи от усадьбы. Если же аисты строили гнездо на крыше, то считалось, что такой дом защищен от пожара и удара молнии.

Гнездо Аиста устраивают на доме, хлеве или дереве возле жилья, используя для этого старую борону или колесо. Мотив колеса характерен и для детских закличек Аиста: «Дядька бусел, закружысь калесом! Твае детки за лесом. Не ўсе, не ўсе, палавина ў аўсе». В Подлясье колесо должен втащить наверх холостяк с помощью девушки. Повсеместно гнездо Аиста на доме является счастливой приметой. Дом, который Аист избегает, проклят; уход Аиста с гнезда предвещает запустение дома.

Нарушение запрета причинять вред Аисту считается тяжким грехом и сулит обидчику несчастье — болезнь или смерть для него самого и для близких.

В славянской культуре

Аист (бочан, бусел, стерх) — особо почитаемая птица, наделяемая в народных представлениях человеческими свойствами. В легендах и весенних обрядах Аист выступает в роли охранителя и очистителя земли от гадов и прочей нечисти — змей, жаб, насекомых и нечистой силы.
Легенда связывает происхождение Аиста с человеком. Бог дал человеку мешок с гадами и велел выбросить его в море, в огонь, закопать в яму или оставить на вершине горы. Человек из любопытства развязал мешок, и вся нечисть расползлась по земле; в наказание Бог превратил человека в Аиста, чтобы он очищал землю от гадов. Со стыда у Аиста покраснели нос и ноги.

В других легендах аистом стал косец, не ответивший на приветствие Христа; косец, у которого перед Христом спали штаны (ср. представление, что, прилетая, Аист скидывает штаны и ходит в жилетке); убийца, разбросавший части тела убитого, ставшие лягушками, и др. Аиста часто называют человеческим именем: Иван, Василь, Яша, Грицько, Адам и др. Черно-белая окраска Аиста также связывается в легендах и поверьях с его человеческим происхождением: с одеянием ксендза шляхтича, с черной жилеткой и др. Согласно польским свидетельствам для прекращения дождей, вызванных убийством Аиста, советовали похоронить его, как человека, в гробу на кладбище. Аистам приписывают ряд человеческих особенностей: они имеют человеческие пальцы, душу, понимают язык человека; плачу слезами; молятся Богу (так воспринимается их клекот); вместе справляют свадьбы; каждая семейная пара неразлучна и в случае гибели одного из супругов другой добровольно идет на смерть вслед за ним;

Аист может покончить с собой из ревности, самку, заподозренную в супружеской измене, судят публично и убивают.

Известны приметы, связанные с первым увиденным весной Аиста. Летящий Аист предвещает здоровье, резвость, урожай, замужество; неподвижный — боли в ногах, смерть, засуху, безбрачие; стоящий — высокий лен: пара Аистов — замужество или роды. Деньги в кармане при встрече с первым Аистом сулят богатство, ключи — изобилие, а пустые карманы — убытки. Крик первого Аиста, услышанный натощак, приносит несчастье или предвещает битье горшков в течение года. При виде первого Аиста бегут вслед за ним, приседают, кувыркаются, чтобы не болели ноги; кувыркаются по земле, прислоняются к дереву, к дубу, к плетню, чтобы не болела спина; завязывают узел на шнурке от шейного креста, чтобы летом не видеть змей; берут из-под ноги землю и бросают ее в воду, которой кропят себя и дом, чтобы не было блох. На Благовещение к прилету Аистов выпекают специальные хлебцы с изображением ноги Аиста. Дети подбрасывают их вверх, обращаясь к Аисту с просьбой об урожае. У южных славян дети приветствуют Аиста в надежде, что он принесет кошелек с деньгами.

Существует поверье о мифической земле Аистов. Болгары называют Аиста паломником, считая, что он ежегодно посещает святую землю. Верят также, что Аисты улетают на зиму в далекую землю на краю света, где, искупавшись в чудесном озере, становятся людьми, а весной, искупавшись в другом озере, вновь становятся птицами и возвращаются, так как в своей земле Господь запретил им выводить птенцов. В Польше тоже известно поверье, что Аисты улетают далеко за море, где обращаются в людей. Весной они вновь превращаются в Аистов и прилетают назад, причем человек, попав на берег того моря, тоже может таким же образом обратиться в Аиста и перелететь в их землю. Верят также, что, прилетев в теплые края, Аист мочит свой клюв в крови и становится человеком, а когда омочит себя в воде, вновь станет Аистом. По народным представлениям, совершая перелет, А. несут на себе ласточек или трясогузок.

Поверье, что Аист приносит детей, особенно распространено у западных славян. Аист вытаскивает их из болота, из моря, приносит в корзине, в лохани, в корыте, бросает в дом через дымоход. Или бросает в печную трубу лягушек, которые, проникая в дом через дымоход, приобретают человеческий облик. Детям говорили, что нужно поставить на окно тарелку с сыром, чтобы Аист принес ребенка. Дети просили Аиста принести им братика или сестричку, например: «Буську, буську, принеси менi Маруську!» В Белоруссии во время празднования родин в дом приходил ряженный аистом и поздравлял родителей с новорожденным. Согласно приметам, ребенка следует ожидать там, где кружит Аист, или тому, к кому на поле часто прилетает Аист. Если он встанет на трубу во время свадьбы, у молодых будет ребенок. Аист снится женщине к беременности или рождению сына. Представления об отношении Аиста к деторождению связаны с фаллической символикой его клюва, которая проявляется, в частности, в поведении ряженного аистом в рождественской обрядности, когда он клюет своим клювом девушек.

Гнездо для Аиста устраивают на доме или возле жилья, используя для этого старую борону или колесо, которые, как считают в некоторых местах, должен втащить холостяк с помощью девушки. Повсеместно гнездо Аиста на крыше дома — счастливая примета. Оно оберегает дом от молнии и пожара, от града, от злых чар и духов, способствует прибыли в хозяйстве и обогащению хозяина. Дом, который Аист избегает, считают проклятым. Отсутствие гнезда Аиста на доме или в селе сулит пожар, а уход Аиста с гнезда — запустение дома или смерть кого-либо из домашних. В предчувствии попадания молнии или пожара Аист покидает гнездо и переносит птенцов.

Нарушение запрета разорять гнездо Аиста, уничтожать птенцов и особенно убивать Аист считается тяжким грехом и сулит обидчику несчастье, смерть, смерть его матери или сына, телесные уродства, слепоту, глухота у детей, ущерб в хозяйстве, молоко с кровью у коров. Наиболее распространенное наказание — пожар: считается, что Аист мстит обидчику, высекая огонь клювом или принося в клюве головню или уголь, которыми поджигает крышу.

Мотив вытекания огня отражен и в закличках, обращенных к Аисту: «Дядько Михаль, выкраш агню, закурым люльку!», «Барыс, дай закурыть!» Существует легенда, что в Аиста Бог обратил курильщика. Многие наказания за вред, причиненный аисту, относятся к области метеорологии: считают, что будет засуха, наводнение, продолжительный ливень (говорят, что убитый Аист три дня после смерти «плачет»), что Аист навлечет страшную тучу, ударит молния или налетит ураган. Болгары считают, что Аист — предводитель градовой тучи. Поляки считают, что Аист разгоняет градовые тучи, когда кружит высоко в небе, а клекот его служит предвестьем ливня и бури. В польской легенде Аист дает человеку красный платок, усмиряющий бурю на море. В белорусском Полесье жницы просят Аиста: «Иванько, Иванько, зашли нам трохи витру, бо не здюжим жаты».

Легенды связывают происхождение аиста с человеком. Однажды Бог дал человеку мешок с гадами и велел бросить его в море или отнести на высокую гору. Человек из любопытства развязал мешок, и вся нечисть расползлась по земле. В наказание Бог превратил человека в аиста, чтобы он собирал змей, лягушек и других гадов, уничтожал их и очищал от них землю. От стыда у аиста покраснели нос и ноги. А зад почернел оттого, что рассерженный Бог отхлестал аиста прутом, огрел раскаленным железом или толкнул в грязь. По другим легендам, аистом стал крестьянин, наказанный за то, что пахал в праздник. С тех пор аист всегда ходит за плугом. Рассказывают также, что в аиста был обращен косец в жилетке, у которого перед Христом свалились штаны. Коса его превратилась в клюв, а черно-белая окраска напоминает о жилетке. Говорили, что, прилетая весной, аист скидывает штаны и ходит в жилетке. Дети дразнили аиста, что он без порток.
Видя в аисте согрешившего и наказанного человека, его называют человеческими именами: Иваном, Богданом, Адамом, Василием и др. Аисту приписывают многие человеческие особенности. Считается, например, что его ноги напоминают человеческие. Верят, что у аистов есть душа и они «чувствуют сердце» человека, понимают его язык. Когда-то давно они сами умели говорить, как люди.
Они принадлежат к христианской вере. Клекот аиста принимают за отчаянные мольбы грешника, взывающего о покаянии. Аисты собираются вместе и справляют свадьбы. Самец и самка неразлучны и привязаны к своим детям. Если погибнет один из супругов, другой добровольно идет на гибель вслед за ним, а может покончить с собой и из ревности. Самку, заподозренную в супружеской измене, публично судят и убивают. На зиму аисты улетают в неведомую заморскую землю. Перед отлетом они собираются на совет и решают, кого не возьмут с собой. В чужой земле они купаются в волшебном озере и становятся людьми, а весной, искупавшись в другом озере, вновь приобретают птичий облик и летят назад. По другим поверьям, они превращаются в людей, омочив свой клюв в крови, и вновь становятся аистами, искупавшись в воде. Весной на берегу моря они хлопают в ладоши, превращаются в аистов, перелетают море и возвращаются назад. Верят, что если человек попадет на берег того моря, то и он обратится в аиста и перелетит в их края:

Аист и ворон
(мифы и легенды Австралии)

В те дни, когда аист и ворон были людьми, аист пригласил ворона к себе в гости.

— Я наловил сетью много рыбы, — сказал аист. — Приходи ко мне, поедим с тобой рыбы.

-Ладно, приду, -сказал ворон.

Ворон взял плетеную сумку и каменный топор и отправился к аисту. Погода стояла холодная. Ворон был голоден, он шел и думал о рыбе, которую поймал аист.

«Добрый малый этот аист, — сказал он сам себе. — Приятно, когда у тебя есть такой друг».

Шел ворон, шел и вдруг заметил, что в ствол одного дерева залетают пчелы.

— Э-э! Да это пчелиное гнездо! — вскричал ворон. — Поем-ка я сначала меда, а потом уж поем рыбы.

Он влез на дерево и прорубил каменным топором дыру в стволе в том месте, куда влетели пчелы. Потом сунул в дупло руку и вытащил один сот, который так и сочился медом. Он съел этот сот и вытащил другой, он ел и ел мед, пока не съел его весь. И не оставил ни капельки меда для аиста.

— У аиста вон сколько рыбы, — сказал ворон, обмывая руки в ручье. — А у меня рыбы нет!

Когда он подошел к стойбищу аиста, ворон увидел, что тот жарит на костре рыбу.

— Иди сюда, к костру, — позвал его аист. — Я приготовил тебе много рыбы.

Ворон сел у костра, взял большущую краснорыбицу и стал ее есть.

— Вкусную я дал тебе рыбу, — сказал аист. — Вот съешь ее, а потом мы посидим, поговорим.

Ворон уплетал рыбу, а аист сидел и смотрел на него. И вдруг аист заметил в волосах у ворона кусочек сота и пчелу.

— Эге! — воскликнул он. — Да у тебя в волосах застряла пчела и ячейка сотов.

Ворон ничего ему не ответил. Он смаковал краснорыбицу.
Аист подумал-подумал и говорит:

— Перестань есть мою рыбу, а то ты испортишь мне всю рыбную ловлю. Заброшу я свою сеть в речку, и не попадет в нее ни одной рыбешки. Увидит рыба пчелу и ячейку сотов у тебя в волосах, испугается и уплывет.

Услышал ворон такую речь, встал и отошел от костра. Он сел на поваленное дерево и ничего не ответил аисту.

А тот сидел у костра и раздумывал о вороне.

— Ты чего туда ушел? — спросил он наконец.

— Чтобы не есть твоей рыбы, — сказал ворон. — Съем я твою рыбу, а она увидит пчелу у меня в волосах, и тогда ты не поймаешь своей сетью ни одной рыбины.

— Не надо так говорить, — сказал аист. -Это ведь твоя земля, ты волен делать, что хочешь. Иди поешь еще рыбы.

— Нет, не пойду, — заупрямился ворон. — Не могу я есть твою рыбу, а то испорчу тебе всю рыбную ловлю. Забросишь сеть в речку, а рыба-то вся и уплывет.

Ничего не поделаешь, аист, не могу я теперь есть твою рыбу.
Но аист надеялся уговорить ворона и все твердил:

— Иди поешь еще рыбы. А ворон отвечал:

Наконец ворон разозлился. Он встал и сказал:

— Прощай, аист. Пойду -ка я домой, в те края, откуда пришел.

И ушел, даже не оглянулся на аиста.

Ворон жил на склоне горы, и называлась эта гора Аргулуп. Жил он в пещере, а внизу было большое озеро, где гнездилось множество лебедей.

В ту пору лебеди начали кладку яиц. Ворон взял корзину и пошел на озеро собирать яйца.

Яиц было так много, что он быстро набрал полную корзину. Он отнес яйца в пещеру и пошел собирать еще. Когда в пещере набралась большая груда яиц, ворон послал аисту приглашение: «Приходи ко мне есть лебединые яйца. У меня много лебединых яиц».

Передали аисту это приглашение, он подумал и говорит:

— Ладно, пойду. Хочется мне повидать ворона, поглядеть, как он живет. И отправился в гости к ворону.

— Здравствуй, друг! — приветствовал его ворон. — Смотри, сколько я тебе яиц набрал.

Разжег ворон большой костер и испек яйца.

— Иди садись сюда, и я дам тебе яиц, — сказал он аисту. — Здесь тебе будет удобно. Аист сел, взял яйцо и стал его есть. А ворон не сводил с аиста глаз, покуда тот ел, и вдруг заметил у него в полосах несколько зеленых муравьев.

— Эге! — воскликнул ворон. — Да ты лакомился зелеными муравьями! Теперь ты испортишь лебединые яйца! Пропадут они все, ведь ты ел зеленых муравьев. Тому, кто ест лебединые яйца, нельзя есть зеленых муравьев, а кто ест зеленых муравьев, тому нельзя есть лебединые яйца. Первый раз в жизни вижу существо, которое ест лебединые яйца после зеленых муравьев. Вот что я тебе скажу, аист.

— Ах, так! — обиделся аист. — Тогда прощай!

— Прощай, — ответил ворон. — Не хочу я больше тебя видеть!

— И я тоже! Уж больше я не приглашу тебя в гости, — сказал аист и ушел.
Вот почему аиста и ворона теперь никогда не увидишь вместе.

В славянской мифологии существует множество легенд об Аистах, которые рассказывает о происхождении этой птицы и её примет (красные клюв с ногами и черные кончики крыльев), каждая из легенд по своему красиво рассказывает подробности становления аистов такими, какими мы можем видеть их сейчас. Славяне и некоторые другие европейские народы очень почитают аистов, с ними связано множество легенд, сказок, примет и преданий, в которых птицы выступают в качестве положительных героев помогающих людям.

Как гласит одна из легенд, аист — это человек, наказанный Богом за непослушание. В наказание, он превратил этого человека в птицу. Все началось, когда Бог собрал всех земных гадов в большой мешок (змей, лягушек, ящериц всех сортов и оттенков). И велел Бог человеку стереть этот мешок, со всем его содержимым с лица земли, уничтожит его, испепелить, дабы не было больше гадов на земле. И велел, так же, Бог ни в коем случае не открывать мешка, что бы ни один гад не выполз обратно на землю. Человек со свойственным ему любопытством наказа не выполнил. Он развязал мешок и заглянул в него, что бы утешить своё любопытство. Многие гады рванулись на свободу и стали расползаться по всей земле. За ослушание, Бог превратил любопытного ослушника в Аиста, и наказал ему очищать землю от выползших гадов. Ноги и нос аиста со стыда покраснели.

Другая легенда рассказывает историю, в которой объясняется, почему у аистов крылья черного цвета. На соломенной крыше дома, в которой жили отец мать и двое младенцев, было гнездо аистов. Однажды случился пожар, и дом загорелся, красные языки пламени скользили по стенам на крышу. Аисты заволновались, стали кричать и звать хозяев дома, но они ушли далеко от дома и не услышали крик аистов. Птицы не побоявшись пламени, бросились в пылающий дом и вынесли двух младенцев из огня. Именно с того времени кончики крыльев у аистов черные, а ноги и клюв красные от ожогов.

В народе очень широко распространено поверье, что младенцев людям приносят Аисты. Добрым знаком, указывающим на скорое появление ребенка в семье, считается прилет в гнездо, расположенное вблизи дома, аистов. Если аисты построят гнездо на крыше, то считается, что этот дом защищен от удара молнии и пожара.

Во многих народных сказках и легендах белый аист представляется положительным героем, который помогает людям, оказавшимся в тяжелом положении.

Существует множество примет, связанных с тем, каким человек видит первого Аиста весной:

* Летящий Аист — здоровье, резвость, урожай, замужество;
* Неподвижный Аист — боли в ногах, смерть, засуху, безбрачие;
* Стоящий Аист — высокий лен;
* Парочка Аистов — замужество или роды;

Если при встрече с первым Аистом у вас в карманах ест деньги — это сулит вам богатство, если в кармане есть ключи — вас ожидает изобилие, ну а пустые карманы — к убыткам;

Крик первого Аиста услышанного весной, на голодный желудок, не к добру и может предвещать битые горшки в течение года;

Если вы увидели первого аиста, Вам непременно надо бежать вслед за ним, приседать, кувыркаться, чтобы ваши ноги не болели;

Для того, что бы не болела спина, надо кувыркаться по земле вслед за аистом ли прислониться к дереву (дубу или плетню, подойдет, наверное, любое дерево);

Что бы избежать встречи со змеями летом, при виде первого Аиста завязывают узел на шнурке;

От блох помогает другая примета, если вы увидели первого аиста весной, возьмите земли из-под ног и бросьте её в воду, затем окропите этой водой себя и свой дом;

Так же по приметам, Аисты приносят удачу, счастье и богатство. Эти птицы хорошо разбираются в людях и строят гнезда только у домов добрых и работящих людей.

К прилету первых аистов на праздник Благовещение пекут специальные хлебцы с изображением ноги аиста. Дети подбрасывают эти хлебцы в небо, и обращаются к Аисту с просьбой о хорошем урожае.

У южных славян дети приветствуют Аиста и надеются, что он принесет им кошелек с деньгами.

по народному поверью аист стережет счастье

Поверия:
— иногда в гнездах аистов обнаруживаются обугленные прутья, куски полусожженных сучьев, подобранные птицами на месте костра. Если головешка не совсем погасла, огонь может быть раздут ветром, и таким образом аист «поджигает» свое гнездо. Такие случаи послужили основанием для легенды о том, что аисты приносят в клюве горящую головешку и поджигают дом, если разрушить его гнездо.
— в Меллине считают, что если девушка слышит, как трещит клювом только что вернувшийся из-за моря аист, то что-нибудь разобьет; если она увидит такого аиста в полете, то суждено ей ехать в свадебном экипаже; если она увидит аиста стоящим, про нее пойдут сплетни.
— в Стендале есть поверье, что если аист кружит над группой людей, один из этой компании умрет.

Источник: http://ayurvedaplus.ru/articles/29444/255787/

Раздел: «»

по народному поверью аист стережет счастье

Уже рассказывалось, что аистов почитали в культурной традиции многих народов. Древние германцы считали, что белый аист, посланец богов, приносит с неба новую жизнь на поля после длительной зимней ночи. Они соотносили птицу, прежде всего, с богиней Хольдой, которая приносила весной возрождение природы.

Они прилетают ее вестниками, а по осени возвращаются в светлое царство богини, что находится в стране эльфов, и там принимают человеческий облик. Право же, совершенно неслучайно в одном из диалектов Нижней Саксонии последний весенний снег называют «аистиным снегом» (и в Турции, кстати сказать, буря в конце марта тоже зовется «аистиной»).

У балтийских пруссов белый аист связан с богом весны Потримпосом, у армян асит (арагил) – священная птица, вестник Ара Гехецика – умирающего и воскресающего бога, подобного финикийскому Таммузу, египетскому Осирису, греческому Адонису. Он символизировал годичный цикл – отмирание и оживание природы. В христианстве аист как предвестник весны считается символом новой жизни, благовещенской птицей.

Космогонические воззрения индоарийских народов связывают аиста с посмертным существованием души в его образе. У древних существовали развитые представления о реинкарнации, т.е. о перерождении души. В частности, была широко распространена идея о том, что она после смерти человека отдыхает в некоем месте, а через определенное время возрождается в одном из своих потомков.

Что же это за место?

Имеется в виду некий идеальный мир, который находится или на небе, или где-то очень далеко, за морями, например, на волшебных островах блаженных у кельтов и древних греков. У славян это Ирий (Вырий), где душа обретает встречу с предками и счастье. В украинском языке до сих пор сохранилось выражение: птахи відлітають у вирій . Славяне считали, что аисты приносят из Вырия весну (которую в ряде регионов и встречали лишь с их прилетом), а осенью забирает тепло обратно.

Французы считали, что родиной их является гора Синай, где аисты становятся людьми. Болгары называли паломниками, исходя из того, что они ежегодно посещают святую землю. Верили и в то, что аисты отправляются зимовать в далекую землю на краю света, где, искупавшись в чудесном озере, обретают человеческий облик, а весной, окунувшись в другом водоеме, вновь оборачиваются птицами и возвращаются, так как в своей земле Господь запретил им обзаводиться потомством.

Схожее поверье хранят поляки. По их версии, аисты улетают далеко за море, где превращаются в людей. Весной они вновь становятся аистами и прилетают назад, причем человек, попав на берег того моря, может таким же образом обратиться в аиста и перелететь в ту таинственную землю. По другому преданию, аист, прилетев в теплые края, мочит свой клюв в крови и становится человеком, а окунувшись в воду, превращается в птицу. Армяне тоже верили, что аисты – это люди из дальних стран, которые лишь на короткое время облачаются в перья.

Что сулит встреча с аистом?

Поскольку к аистам у славян, немцев и у многих других народов было принято относиться, как к благодетельным предкам, которые заботятся об оставшихся на земле потомках, существовали разнообразные способы получить их помощь. Например, для пользы здоровья полагалось при виде первого аиста совершать различные ритуальные действия, какими бы забавными они не показались досужему свидетелю:
– бежать вслед за ним, приседать, кувыркаться (чтобы не болели ноги);
– прислоняться к дереву или плетню (чтобы не болела спина);
– завязывать узел на шнурке от шейного креста (чтобы летом не встречаться со змеей);
– брать из-под ноги землю и бросать в воду, которойзатем окропить и себя, и дом (чтобы не было блох).

На Благовещение к прилету птиц выпекали специальные хлебцы с изображением аистиной ноги. Детям доверялось подбрасывать их вверх, обращаясь к птице с просьбой об урожае. У южных славян дети приветствовали аиста в надежде, что он принесет кошелек с деньгами. В Полесье просили у него урожая, приговаривая: «Бузьку, бузьку, на тобі галіопу, а ти мені дай жита копу, на тобі борону, а мені дай жита сторону, на тобі серпа, а мені дай жита снопа».

Галиопой (или жаворонками) называлось обрядовое печенье в форме птицы. Просили у аиста и ветра при зное во время жатвы: «Іванько, Іванько, зашли нам трохи вітру, бо не здюжимо жати». Считалось, что если молодая девушка ранней весной увидит первый раз пару аистов, то выйдет в этом году замуж, а если одиночного, то останется в девичестве. Сербы считали, что тот, кто впервые увидит стоящего аиста, будет здоровым, сидящего – не миновать болезней.

На Украине крестьяне верили, что в дом, на котором появилось его гнездо, придет счастье и согласие, в семье не будет ссор, дети вырастут здоровыми, хозяина усадьбы ждет хороший урожай на поле и в саду. Село, в котором поселилось много аистов, могло рассчитывать на богатый урожай и не бояться засухи.

По немецким поверьям, летящий первый аист предвещает здоровье, резвость, и – опять же – урожай. Увидевший его будет много путешествовать. Деньги в кармане при встрече с таким аистом сулят богатство, ключи – изобилие, а пустые карманы – убытки.

Кроме того, крик первого аиста, услышанный натощак, был знамением несчастья или. битья горшков в течение года. Если девушка увидит впервые весной летящего аиста, то станет в этом году невестой, стоящего – кумой, потрескивающего клювом – будет много битой посуды. В Бадене тот, кто первым сообщал наместнику о прилете аистов, получал от него в награду каравай хлеба.

В Померании считалось, что если первого аиста увидишь за поиском корма или постройкой гнезда, то и сам будешь весь год старательным, если же спящего или улетающего – ленивым. Для славян аист – божья птица-защитница. Например, истребляет жаб, в которых превращаются ведьмы, а гнездо его охраняет от всех злых духов. С идеей подачи благ связаны и украинские народные песенки об аистах (лелеках). Например:

Бузьку Iване,
Дай менi сметани –
Я ж ноги помащу,
За тобою полечу.
*****
Бузько Микола,
Крутися довкола.
Завтра раненько
Буде тепленько.
*****
Чорногузе-дядьку,
Зроби менi хатку
I ставок, i млинок,
I цибулi грядку,
*****
– Лелеко, лелеко!
До осенi далеко?
– Як замовкнуть жаби,
Як померзнуть баби,
Тодi осiнь настане,
Теж їсти не стане,
Полечу в кращий край,
На той рiк дожидай.

Аналогичны приведенным песенкам и загадки, в частности:
Летiв птах через дах,
Сiв на воротях в червоних чоботях.
Якi ноги заввишки, такий нiс завдовжки.
Хату на хатi має, всiм жабам рахунок знає.
На вершку палати хатина,
А там пан високий.

С сезонностью пребывания аистов связано внимание к ним с точки зрения фенологических примет . Так, по славянским поверьям, если аисты рано прилетели, будет теплое лето, если в течение лета они часто собираются в стаи и кружатся, значит, осень будет холодная и ненастная, но если не начинают отлетать до Спаса, то будущая зима обещает быть мягкой и теплой.

. Скоро, очень скоро прилетят «человечьи» птицы аисты, недолго ждать осталось. Кувыркаться ли при виде их и просить ли о чем-нибудь – каждый волен решать сам, но то, что их появление – само по себе радость, это несомненно. Так ведь?

Автор: Baлeнтинa Пoнoмapeвa
Просмотров страницы: 2363

Источник: http://guidelife.ru/life.php?AIS=33623

Прочитайте онлайн Полное собрание сочинений. Том 1. В соболином краю | Картинки природы

по народному поверью аист стережет счастье

Аисты знают, где селиться

Сказочная птица. Много легенд сложено о ней. По народному поверью, аист стережет счастье, не пускает беду в дом…

Много аистов живет в селе Званном. Каждую осень они улетают и каждую весну возвращаются.

Аистиные стаи прилетают на теплую Украину, а эти вот отделяются и — сюда, в Курскую область.

Село Званное стоит на берегу тихой речки Сейм. Корму возле нее для птиц вдоволь. Но не только за это полюбили аисты село с приветливым названием. Хорошие люди живут в Званном, хозяйственные, гостеприимные, сердечные. Село похоже на зеленую пристань на степных дорогах. Издали видны только беленые трубы среди тополей и лозинок. Аисты и устремляются к этой зелени.

Никто тут не обидит птицу, зверя. В лугах я видел, как косцы бережно отнесли в безопасное место зайчонка. В доме, где остановился на ночлег, мать сокрушенно, стараясь не разбудить гостя, отчитывала семилетнего мальчика:

— Ах ты, негодник! Выпорю, если еще раз увижу. А ну, неси на место.

В окно было видно, как мальчишка, пыхтя, полез класть в гнездо воробьиных птенцов…

А рядом со Званным есть другое село. Аисты там не селятся. Аисты знают, где селиться.

по народному поверью аист стережет счастье

Волчье логово

Приходилось видеть волчье логово? Если нет — приезжайте немедленно!

Телеграмма была от подмосковного лесника, и я сразу же выехал.

Продираемся сквозь малинник, переходим вброд гнилой ручеек…Орешник, вывороченная елка, заросли кустарника.

— Увела… — с разочарованным видом останавливается лесник у темной впадины.

Старая землянка. Бревна осели, вход зарос крапивою и лозняком. В этом оставшемся после войны убежище волчица и облюбовала себе жилье. Почуяв слежку, минувшей ночью волчица перетащила волчат на новое место.

— Далеко не должна уйти, — размышляет вслух лесник, оглядывая место. — У нее тут где-нибудь запасное логово. Поближе к воде надо искать…

К нам присоединился сын лесника Лешка, и мы, разделившись, начинаем вглядываться в следы на сыром песке, раздвигаем траву под обрывами. Уговор такой: кто найдет — сигнальный выстрел.

Часа четыре плутали мы с Лешкой по зарослям. Я потерял надежду найти логово и интересовался больше малиной. Вдруг мы слышим: бух! Мы в ответ — бух! — и прислушались. Еще выстрел. Значит, нашел. Бежим!

Лесник начал раскапывать тесную нору. Я приготовил фотоаппарат.

Почти все логово разрыто. Осталась небольшая ниша в обрыве. Семь маленьких зверьков испуганно глядят на свет. Мягкие, незлобивые, как щенята.

— Через год бы вы взглянули на них, — сказал лесник, — самый вредный зверь. Матушку бы вот их подстеречь…

— За этих по пятьсот рублев премию получим, — не без удовольствия сказал Лешка, взваливая на спину мешок с живой добычей.

Я знал, какая участь ожидает волчат. Почему-то вдруг стало жалко их.

— Не нужны ли волчата. Да, только что из логова, — позвонил я на киностудию.

— Хорошо, берем…У нас как раз готовится фильм…

Повезло серым братьям! Сейчас на кинобазе во Владимирской области они уже проходят специальную дрессировку. Через год мы встретимся с ними на экране.

по народному поверью аист стережет счастье

Фото автора. 12 июля 1959 г.

Источник: http://litra.info/book/polnoye-sobraniye-sochineny-tom-1-v-sobolinom-krayu/page-83.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *