Славянские поверия о доме; Мидгард-Сваор — поверье это

29.06.2020

Не сиди, девица, на подоконнике – замуж не выйдешь – Одна из запретительных примет, которая должна подействовать, если не действует нормальное объяснение, что негоже девушке сидеть на подоконнике. Во-первых, это опасно; а во-вторых – испокон веков девушка не должна была выставлять себя напоказ. О сидящей на подоконнике девице, которая только и делает, что на улицу пялится, пойдет слава, что у нее только одно на уме: с парнями знакомиться, жениха высматривать.

Славянские поверия о доме

поверье это

Перебираясь в новый дом, старый веник с собой неси – Это поверье связано с тем, что под веником может жить домовой. Но, кроме того, в народе сложилось непростое отношение к венику в силу его мистической двоякости. С одной стороны, веник и метла – излюбленные орудия ведьм, которые на них и летают, и росу ими стряхивают, и порчу наводят, болезни насылают (швырнули веник вослед или подбросили его под порог – и готово!). С другой стороны, поскольку с помощью веника избавляются от грязи, ему приписывают и возможность избавлять от нечистой силы (метут им дорогу перед молодоженами и т.д.). Если веником выметали солому, на которой обмывали покойника, такой веник обязательно выбрасывают. Но старый веник при переезде в новый дом обязательно брали с собой: во-первых – чтобы перенести домового; во-вторых – чтобы на выброшенный веник не наступили и тем самым не причинили хозяевам неприятностей.

Не свисти в доме – денег не будет. Нельзя свистеть в доме, а то он опустеет – К свисту в народе вообще отношение отрицательное. Свист – забава бездельников. К тому же, резко свистнув, можно напугать ребенка, беременную женщину, так что эта забава и опасна. А мистически это ассоциируется со свистом ветра, который может унести из дома деньги, добро. Но ближе всего в данном случае бытовое пояснение: разве может нравиться всем остальным домочадцам, когда один из них постоянно насвистывает? Вот и дают они ему понять: будешь свистеть – на всех несчастье накличешь, в том числе и на самого себя.

Мыть или подметать пол сразу после отъезда близкого или гостя – все равно, что вымывать, выметать его из дому – Поверье, суть которого – в мистическом восприятии человека и «следов от него». Человек ушел, но атмосфера в доме, где он пробыл какое-то время, еще осталась, как остается и некий «духовный след» от пищи на посуде, из которой только что ели. Не надо уничтожать эти мистические следы немедленно (если, конечно, речь не идет о «следах» врага).

Забыть какую-либо вещь в чужом доме – к скорому возвращению туда – Думается, тут и без всякой мистики ясно: если уж что-то забыл, то волей-неволей придется возвращаться. А поскольку при себе обычно носят необходимые на каждый день вещи (в наше время – телефон, зонтик и т.д.), то логично, что возвращаться надо будет поскорее.

Выпал кирпич из печи – добра не жди – Это связано с отношением к печи как к одному из самых главных символов дома (не говоря уж о бытовой опасности такого повреждения). Печь в сознании народа – это не только тепло и горячая еда, но и место, через которое дом связан с внешним миром (мы помним сюжеты о ведьмах, вылетающих из печной трубы). Раньше на печи еще и спали, поэтому сновидения и образ печи тоже совмещались. Выпавший кирпич нарушает целостность печи как границы между домом и открытым миром. Через образовавшуюся дыру в дом может попасть нечистая сила, душа умершего, болезнь, насланная порча и т.д. Некоторые поверья связывают выпавший кирпич с проникновением в дом мифического огненного змия. Думается, в этом сокрыт и бытовой смысл, поскольку речь идет об увеличивающейся возможности пожара.

Здороваться и прощаться на пороге – к ссоре – Смысл этого поверья восходит к особой роли порога в доме (как и печи) – мистической границы между внешним миром и жилищем (о чем мы уже говорили). Но и бытовой смысл достаточно ясен: негоже начинать приветствия, еще не пригласив человека войти, или продолжать разговор, когда гость уже уходит. То есть речь идет о правилах приличия, вежливости.

Веник должен стоять в углу ручкой вниз: это спасает от злого глаза – Веник воспринимается не только как предмет для уборки в доме, но и как один из немаловажных мистических символов. Мусор связывали с неприкаянными душами умерших, а веник ведь в постоянном соприкосновении с мусором. Веник – и одно из пристанищ домового. В то же время на венике (на метле) летают ведьмы, нечистая сила заметает им свои следы, посредством оставленного где-нибудь нерадивой хозяйкой веника можно навести порчу, наслать болезнь. Исходя из всего этого и отношение к венику двойственное. Ставить его ручкой вниз – значит, использовать его защитную функцию, а именно – призывать на помощь домового и показывать врагам дома, что вы готовы их вымести. В сущности же, бережливые хозяйки всегда держат веник ручкой книзу по той простой причине, что так он дольше служит. И, наконец, ручкой вниз можно поставить только чистый веник, на что подспудно и наталкивает этот обычай.

Хранить разбитую посуду – к несчастью – Разбитая посуда символизирует ущербность, нецелостность (можно вспомнить обычай бить посуду на свадьбе, связанный с тем, что невеста расстается с девственностью). Следовательно, хранение разбитой посуды в доме может привести к разладу, несогласию. С бытовой же точки зрения разбитая посуда попросту опасна: можно пораниться. И потому лучше не провоцировать несчастье, склеивая черепки, а избавиться от них. Не зря сохранилось старинное поверье: «Посуда бьется – к счастью». Все уж забыли, что это имеет отношение к невесте, и повторяют, просто чтобы не омрачать себе настроение из-за разбитой чашки.

Двери начали скрипеть – к несчастью – Это поверье может быть объяснено так же, как и поверья о печи или пороге. Дверь – не только реальная защита от посторонних, но и символическое препятствие для нечистой силы. Естественно, что её скрип воспринимается как своего рода предупреждение. Реально же скрип двери нагнетает обстановку больше, чем любое его мистическое толкование. И чем дольше дверь будет оставаться несмазанной, тем больше вероятность взаимных претензий и возможной ссоры, что и есть одно из проявлений «несчастья».

Не сиди на пороге – заболеешь – О мистической роли порога мы уже не раз говорили. В бытовом же смысле все ясно: сидя на пороге, человек держит дверь открытой и оказывается на сквозняке. К тому же порог расположен близко к земле, к сырости, что также провоцирует заболевание.

При переезде в новый дом не оставляй в старом мусора: по нему могут порчу навести – Очень дельный совет, скажем мы, особенно если представим те слова и мысли новых хозяев, которые будут адресованы неряхам. А слово, как известно, обладает и физической силой. Порою предлагается старый мусор в новый дом переносить, а уж там выбрасывать. Думается, это – излишнее усердие; лучше употребить такое усердие на уборку – тогда и порчу не почему будет наводить.

Вечером мусор не выбрасывай: могут обворовать – Мистический смысл поверья связан с опасностью лишаться чего-то, отнимать от себя что-то после захода Солнца, когда начинает властвовать нечистая сила. Остался в этом запрете и след верования в то, что мусор – пристанище неприкаянных душ; поэтому негоже избавляться от него на ночь глядя, в темное время суток. По той же причине сохранился кое-где обычай выбрасывать мусор на дорогу, на перекресток (автор этих строк много раз наблюдал подобное на Украине, в частности в Ильинке и Знаменке, где именно так пояснялся смысл действий). И по той же причине не рекомендуется домашний, комнатный мусор сжигать.

Чтобы уберечь дом от колдунов и злых людей, надо воткнуть в дверь булавку или иглу острием наружу – Поверье связано с отношением к острым предметам как к мистической защите от недоброжелателя. При этом не имеет значения, видит он иглу или нет. Главное, чтобы хозяева были спокойны, зная, что злой взгляд обезврежен. Мистическая сила приписывалась и растениям-оберегам, которые либо имеют колючки (чертополох), либо способны вызывать жжение (крапива), либо обладают резким запахом (мята), острым вкусом (перец).

Въехал в новый дом – потолок целый год белить не надо – В течение года дом дает осадку, потолок деформируется и побелка все равно будет испорчена. Побелив потолок, хозяйка все время будет ходить с веником, и подметать (как это и происходит ныне во всех новых домах, особенно городских).

Не сиди, девица, на подоконнике – замуж не выйдешь – Одна из запретительных примет, которая должна подействовать, если не действует нормальное объяснение, что негоже девушке сидеть на подоконнике. Во-первых, это опасно; а во-вторых – испокон веков девушка не должна была выставлять себя напоказ. О сидящей на подоконнике девице, которая только и делает, что на улицу пялится, пойдет слава, что у нее только одно на уме: с парнями знакомиться, жениха высматривать.

Не начинай строить дом на старости лет, а то скорей умрешь – Есть и другой вариант этого поверья: покупать новую одежду на старости лет – к смерти. Многие, к сожалению, верят в это и лишают себя маленьких человеческих радостей. Хотя, если вдуматься, в основе поверья – всего лишь обычный закон: на старости лет не знаешь, достроишь ли ты дом, долго ли тебе носить новую одежду.

В один день двумя вениками не мети: богатство разметешь – Тут просматривается мистическая связь с домовым, который в доме один и поэтому не может находиться сразу под двумя вениками. Бытовая же причина кроется в пословице: «Всякая метла по-своему метет»: То есть, подметая разными вениками, хозяйка помимо воли может оставить где-то мусор.

Если в доме подметать веником из полыни, нечистая сила не заведётся – В основе поверья – отношение к полыни как к одному из оберегов. Считается, что резкий запах этой травы отпугивает не только нечистую силу, но и злых людей, а также противостоит порче.

Когда в доме подметаешь, мети не к порогу, а от порога, не то все богатство выметешь – Мести к порогу – значит двигаться за пределы своего дома, своего пространства. При этом вместе с мусором (который, как мы знаем, тоже мистифицировался) можно вымести что-то свое – хорошее, ценное. Даже во дворе после выноса покойника мусор мели по направлению к дому, мотивируя это желанием, чтобы все живые в доме остались.

Загудело в печной трубе – душа покойника мучается – Считалось: если закрыть печную заслонку, то связь дома с внешним миром прекращается. Значит, душа, которая хотела побывать в доме, осталась в трубе и мучается там, завывает. В таком случае надо помолиться за умерших.
Заслонкой закрывали печь, когда кто-нибудь отправлялся в дорогу, – чтобы домашние разговоры о нем не вылетали в трубу и не были услышаны «чужими».

Передний угол в доме трещит – несдобровать хозяину – Угол для славян – не только символ собственного дома (свой угол иметь), но и одно из мест обитания домового. В некоторых местностях считают, что в углу вообще живет нечистая сила (отсюда – окуривание углов дома для изгнания болезни и всякой нечисти). Под наружный угол дома выливали воду, которой обмывали покойника, сжигали там оставшийся после похорон мусор. Такое мистическое отношение к углу объясняет и поверья, связанные с ним. Неожиданные звуки – треск, стук, – доносящиеся из угла, считались знаком потусторонних сил. Бытовое объяснение поверья – в том, что хозяину надо попросту обратить внимание на состояние углов дома. Если они оседают (именно из-за этого раздается треск), то уж точно несдобровать – не только хозяину, но и всем домочадцам.

Петух головой затряс – быть беде – Поверье основано на двояком отношении к петуху. С одной стороны, это вещая птица, способная бороться с нечистой силой. С другой стороны, и сам он, постарев, становится представителем дьявольских сил (может даже «снести яйцо», из которого появляется на свет «маляк», доводящий потом хозяев до смерти). Головой начинает трясти, как правило, именно старый петух. Поэтому в поверье, зафиксирована рекомендация поскорее избавиться от него. То, что старый петух в хозяйстве не нужен, – однозначно. И суеверие – повод расстаться с ним во имя благополучия в доме.

Стук в доме без причины – к чьей-либо смерти – Основание поверья то же, что и в описанном выше случае с треском в углу, Считается, что чья-то душа пришла и предупреждает о скором покойнике в доме.

Вымести сор из дома, где покойник лежит, до его выноса – значит всех живых из дома вымести – Поскольку в домашнем соре, мусоре сохраняется часть ауры покойного (как и во всех предметах и в самом воздухе жилища), то мусор не надо выметать, пока тело находиться в доме. Если это делать раньше, то душа умершего будет неспокойна: часть её уже выметают, как бы спеша избавиться от нее. Бытовое пояснение кроется в том, что действительно убирать надо после выноса тела, и не на скорую руку, а как следует.

Не пропусти лучшее

Суть таинства Творения

Завеса беспамятства существует только в Третьей плотности. Чтобы механизмы запутывания или свободной воли могли работать с вновь индивидуализировавшейся совокупностью сознания, сущности Третьей плотности необходимо забыть, кто она на самом деле.

Суть таинства Творения

Творение

Первая известная вещь в Творении – бесконечность.

Мой дом — моя крепость

Метафизика и космология Николы Теслы

Совершенно очевидно, что Тесле было знакомо то, что, за нехваткой лучшего выражения, можно назвать парапсихологией.
Способ, с помощью которого он приходил к своим открытиям или работал в своей лаборатории, как уже сказано, безусловно, не имеет аналогов в истории науки.

Источник: midgard-svaor.com

Народные приметы и поверья

Теории и причины возникновения приметы и поверья. Приметы и поверья народов разной религии: христианство и мусульманство. Причины совпадения примет и поверья разных народов. Суеверия и приметы славянского народа, которые дошли до нас из глубины веков.

РубрикаКраеведение и этнография
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления21.07.2011
Размер файла33,2 K

поверье это

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное агентство по образованию РФ ГОУ ВПО

«Бурятский государственный университет»

Кафедра «Педагогики начального и дошкольного образования»

Факультет «Дошкольная педагогика и психология»

«НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ И ПОВЕРЬЯ»

СОДЕРЖАНИЕ

1. Теория возникновения приметы и поверья

2. Приметы и поверья народов разной религии

3. Приметы и поверья народов мира

4. Приметы славянского народа

1. Теория возникновения приметы и поверья

Шиллер сказал: «И в детской игре кроется иногда глубокий смысл». А Шекспир сказал: «И на небе и на земле есть еще много такого, чего мудрецы ваши не видывали и во сне». Оба эти высказывания справедливы в отношении к народным приметам и поверьям. Многие, кто презрительно насмехаются над всеми народными предрассудками, сами верят им втихомолку, или, по крайней мере, из предосторожности, на всякий случай, не выезжают со двора в понедельник и не здороваются через порог.

Поверья народа заслуживают нашего внимания, как значительная частица народной жизни. Это путы, которые человек надел на себя и он должен жить и умереть в этих путах, если не может стряхнуть их и быть свободным. Чтобы противодействовать самому глупому и вредному суеверию необходимо изучение смысла, источника, значения и силы каждого поверья.

Поверье это всякое укоренившееся в народе мнение или понятие. Поверье может быть истинным или ложным, в последнем случае оно называется собственно суеверием или, по новейшему выражению, предрассудком. Между этими двумя словами разницы мало. Из поколения в поколение предки передавали наблюдения и, исходя из них, а также увиденного самими, создавались определенные правила (приметы, суеверия, поверья), а затем и их толкования. Некоторые приметы, суеверия и поверья отражали природные закономерности, другие сложились в результате простых совпадений.

По определению примета — это явление, случай, которые в народе считаются предвестием чего-либо; поверье — идущее из старины и живущее в народе убеждение, вера в примету; суеверие — вера во что-нибудь сверхъестественное, таинственное, в предзнаменования, в приметы.

Приметы возникли в процессе познания и осмысления окружающего мира и стали свидетельством гармонического единения древнего человека с природой, а также ярким выражением его народной практической философии. Они дают нам понятие о той культурной среде, в которой наряду с использованием естественных богатств родного края происходило формирование обширных знаний об окружающем мире, о пространстве и времени.

Не только у всех народов земного шара есть поверья и приметы, но у многих они довольно схожи между собою, указывая на один общий источник и начало. Причины этого могут быть следующими:

ь поверье, возникшее в древности, до разделения двух народов, сохранилось по преданию в обоих.

ь родившись у одного народа, распространилось и на другие.

ь поверье, возникло тут и там независимо одно от другого.

2. Приметы и поверья народов разной религии

Приметы и поверья существуют с незапамятных времен. В народе всегда находились наблюдательные и способные к анализу люди, которые примечали причинно-следственную связь разных повседневных явлений. И если эта связь устойчиво повторялась, они заносили свои наблюдения в копилку житейского опыта. Поэтому многие приметы и поверья у разных народов нередко совпадают. Например, привычка трижды стучать по деревяшке — «чтоб не сглазить» — присуща не только русскому человеку. Нам она досталась от далеких предков, знавших особые свойства деревьев. Древние христиане свято верили, что дотронуться до деревянной поверхности означает прикоснуться к Христу, распятому на деревянном кресте (то есть попросить защиты от злых сил).

В магическую силу деревьев верили и древние египтяне, потомки которых до сих пор носят на шее связки деревянных амулетов, и британцы, которые и сегодня чуть что — сразу восклицают: «Touch wood!» («Дотронься до дерева!»). Причем лучше всего стучать по дубу — это дерево издавна считается божественным. Его почитал и Зевс, и божества друидов, и древние славяне, называющие дуб «великим батюшкой», защитником леса и людей. Прикосновение к этому священному дереву убережет вас от сглаза и гнева высших сил и отведет любую беду.

Но почему стучать по дереву нужно именно три раза? Во-первых, тройка — священное число для любого христианина. Ведь Бог един в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын и Дух Святой. Ислам признает существование трех разумных форм жизни: ангелов, джиннов и людей. Индийская философия также оперирует тремя гуннами — состояниями материи: Саттва — все сохраняющее, Раджас — все порождающее и Тамас — все разрушающее.

К тому же три — первое в магическом ряду число. Потому и принято три раза стучать по дереву и столько же раз плевать через левое плечо, чтобы изгнать злых духов.

По правую сторону от человека находится Бог, а по левую — дьявол, незримо искушающий нас. В левое ушко он нашептывает разные пакости, смущает душу и тело соблазнами, толкает на совершение грехов. Для того чтобы отмахнуться от недобрых «указаний» черта, у нас и существует привычка трижды плевать через плечо.

Вероятно, любой из нас хотя бы раз в жизни, рассказывая о чьих-то болячках, недугах или травмах, пытался для наглядности показать на себе, где и что болит — а в ответ, возможно, слышал возглас: «На себе не показывай!». В основе этой популярной приметы лежит известный каждому магу эффект наложения рук, который представляет собой священное действие.

Касание руками являются элементами контактной магии, но разбираются в них только посвященные. В отличие от них дилетанты часто недооценивают силу, исходящую от рук, и невольно могут навредить себе и окружающим. Дело в том, что когда человек показывает на себе чужую болезнь, он думает не об исцелении, а о тяжести заболевания. Это усиливает негативные энергии болезни, и от этого может ухудшиться состояние как больного, так и рассказчика.

Особенно опасно показывать на себе чужие болезни левой рукой. Кстати, именно она чаще всего используется черными магами — в отличие от правой, которая, хорошо, развита и активнее задействована у белых магов.

С правой стороной вообще связано много добрых примет: правый глаз чешется — к счастью, если с него ресничка упала — к хорошей вести, а если утром встать с правой ноги — день будет удачным. Все эти поверья связаны с тем, что за правым плечом у нас притаился ангел-хранитель. День и ночь он неотступно сопровождает нас во всех дорогах жизни, наставляет на путь истинный и хранит от греха. Когда вы совершаете добрый поступок, ангел радуется, а когда вы творите зло, он горько плачет. Почаще радуйте своего хранителя добрыми делами, оберегайте его (как он вас), и тогда вам не будут страшны ни проделки дьявола, ни пугающие суеверия!

3. Приметы и поверья народов мира

суеверие примета поверье

Приметы, поверья и суеверия окружают человека с рождения и до смерти. У всех народов мира существует множество примет и поверий, некоторые из них общие для многих стран.

В каждой культуре существуют суеверия. И продвинутый европеец, и абориген из племени туарегов, верит в чудесную силу талисманов и опасается дурного глаза. Некоторые приметы у жителей разных стран схожи: подкова — знак удачи, число 13 — мрачная «чертова дюжина», разбилось зеркало — жди беды. Но бывает, что одно и то же предзнаменование имеет совершенно противоположный смысл. Пресловутая встреча с черным котом в России сулит беду и требует немедленных профилактических мер в виде плевка через плечо. Англичане же напротив, дарят открытки с изображением черных кошек, желая друг другу удачи. Знакомство с приметами и суевериями из разных стран наверняка может многих удивить и позабавить.

Занимательны суеверия, бытующие в Греции. Многие ее жители привыкли носить в кармане или кошельке косточку летучей мыши — от дурного глаза. В то же время убийство этого зверька, даже во имя добычи заветной косточки, считается очень плохой приметой.

Еще в Греции (как с недавних пор и в России) для отвода сглаза к одежде крепят амулет в виде синей бусинки с нарисованным на ней зрачком. Подходит и любая другая синяя бусинка. Этот цвет обороняет от зла, хотя одновременно считается весьма опасным: голубоглазые люди чаще всего наводят порчу! Поэтому если ваши глаза небесной синевы, не стоит расточать комплементы, путешествуя по Греции. Увидев голубоглазого человека, грек просто тихо произнесет: «Scorda!» («чеснок») и трижды плюнет — на себя.

В любом уважающем себя греческом доме вблизи от порога растет пышный кактус. Вооруженный острыми колючками, он эффективно охраняет жилище от разных бед.

Любая обувь, перевернутая подошвой вверх предвещает нехорошее. Поэтому если вы, разуваясь в доме у грека, уронили ботинки, и они приземлились вверх подошвой, немедленно верните их в нормальное положение и скажите «Scorda!». Пара плевков при этом не помешает.

Везение и удача будут сопутствовать тому жителю Англии, который встретит на улице черную кошку, найдет листок клевера с четырьмя «лопастями» вместо трех, в первый день месяца громко произнесет фразу «белые кролики» и поймает как можно больше падающих осенних листьев. И, напротив, пройти под лестницей, разбить зеркало или увидеть сороку — предзнаменования весьма дурные. Ни один истинный англичанин в здравом уме не раскроет зонтик на пороге своего дома и не поставит новые ботинки на стол — эти действия, уверены жители Туманного Альбиона, зовут в дом смерть.

Англичанин будет очень раздосадован, если увидит летучую мышь или услышит ее крики. Так уж повелось со средневековья, что эти зверьки считаются спутниками ведьм. А лучшей защитой от дурного глаза в Англии считается радужное пятно павлиньего пера.

Соседи англичан, уроженцы Ирландии, издавна слывут одним из самых суеверных народов. Давным-давно только что разродившиеся ирландки имели привычку ходить по колено в воде с новорожденным ребенком на руках, чтобы проверить, человеческое это дитя или коварная фея, забавы ради принявшая человеческий облик. Любому ирландцу известно, что оборотни боятся воды. Также «потусторонние» младенцы могли выдать себя любовью к волынке: нередко инструмент клали рядом с колыбелью, наблюдая, не проявит ли дитя нездоровой тяги к музыке.

Особой магией в наши дни ирландцы наделяют железо и тех, кто его «укрощает» — кузнецов. Считается, что люди этой профессии при надобности могут отогнать злого духа или излечить от болезни.

«В каждой избушке свои погремушки» — это про Италию.

Здесь в каждой области — целый букет собственных поверий. Но есть и универсальные. Так, счастье придет к любому итальянцу, который услышит, как чихает кошка. Зато птичка, залетевшая в дом — это скверно. Нелюбовь к пернатым распространяется даже на отдельные перья, особенно павлиньи, которые имеют наверху пятно, подозрительно похожее на «дурной глаз».

Тема дурного глаза («maloccio») беспокоит итальянцев чрезвычайно. Потому и рецептов против него — множество. К примеру, можно сложить из пальцев защитную «козу»: указательный и мизинец выставлены, остальные подогнуты. А можно носить на шее кулончик в виде рога. Итальянцы не доверяют комплиментам, считая их главным оружием сглаза. Если вы похвалите младенца, не удивляйтесь, когда его родитель станет тыкать в вас «козой». Чтобы определить, есть ли на вас порча, итальянцы советуют уронить каплю оливкового масла в святую воду. Если капля сохранит свою форму, то все в порядке, а если растечется по поверхности — дурной знак.

В Китае многие поверья связаны с метлой. Считается, что в каждом помеле обитает дух, поэтому пользоваться этим предметом следует осторожно. Подметать дом можно, а вот чистить алтари или домашние статуи богов — нельзя. А уж ударить кого-то веником — это и вовсе равносильно многолетнему проклятью. Особенно скверно, если метла коснется головы.

Счастливым числом в Китае считается 8 (слово «восемь» фонетически напоминает слово «удача»), а несчастливым — 4 (которое звучит как «смерть»). Соответственно, число 8 стараются использовать как можно чаще, а четверку игнорируют, избегая ее появления в номерах машины, квартиры, улицы. Другой нехорошей цифрой считается 1 — «одиночество».

Несмотря на то, что многие боги и герои изображаются с усами и бородой, ношение этих «аксессуаров» в китайском обществе не приветствуется — бородач или усач может запросто навлечь неудачу не только на себя, но и на свое семейство.

А еще ни один китаец не станет подстригать ногти после 12 ночи — чтобы не привлечь визитеров с того света.

Многие приметы в Японии связаны с предвестием смерти. Не следует втыкать палочки в рис. Подушка никогда не должна быть направлена на север. Не стоит фотографироваться втроем — тот, кто окажется посередине может навлечь на себя погибель. Не желательно оставлять на ночь незанавешенным зеркало в спальне. И уж ни в коем случае нельзя в темноте в него смотреться. К этим приметам японцы относятся с большой серьезностью. Чтобы не навлечь на себя неудачу, верят японцы, не стоит отвечать человеку, который разговаривает во сне. Также нужно избегать поломанных расчесок и гребешков. На место, где недавно сидел нищий, нужно кинуть ритуальную щепотку соли.

4. Приметы славянского народа

«Без примет и ходу нет. Не примечать и не дать». Так гласит народная мудрость. А само слово “примета” происходит от слова “примечать”, т.е. наблюдать. В результате наблюдений за тем, что происходит вокруг человека, у него накапливается жизненный опыт. Эти знания передавались из поколения в поколение бережно хранились и им народ доверял, как священной книге.

Множество примет дошло до нас из глубины веков, не утратив своего знания.

Каждый из нас волен выбирать: отмахнуться от всего этого, как от нелепого суеверия или повнимательнее присматриваться к приметам и серьезнее отнестись к многовековому опыту поколений. Большинство из нас, сдавая экзамены, просят их ругали, похвалившись какой-то удачей или везеньем, сплевывали, чтобы не сглазить или стучали по дереву, идти в обход, если черная кошка перешла дорогу, боимся числа 13 и многое другое.

Все, что связано с приметами, заложено где-то глубоко в нашем подсознании. Часто мы их вспоминаем машинально, бессознательно или просто в шутку. Но, бесспорно, в приметах таится множество точных знаний и практическая мудрость наших предков. Они охватывают все характерные, часто трудно уловимые, явления природы.

В приметах сохранилось очень много, того что было в старых народных праздниках и обычаях, они помогают предвидеть погоду, вырастить урожай. Кроме всего этого в приметах есть неповторимая поэзия, в которой открывается ум, сердце, кругозор русского человека, его жизненный уклад, самобытность и неповторимость. В сохранении и соблюдении русских традиций, связанных с приметами прослеживается не только практическая польза для жизни и быта современного человека, но и спасение его культурного наследия.

Многие приметы остались издревле, как наследство, влиявших, чем либо на наших предков, народов, с которыми волей или неволей приходилось сближаться и обмениваться обычаями русскому народу.

Славянские народы остаются весьма суеверными. На все случаи и явления жизни есть свои приметы. Наши предки придавали огромное значение явлениям мира, примечали все события и на этой основе вырастали приметы и поверья. В течение многих веков наш народ добавлял в свой список новые приметы, заимствовал их у соседних народов. И к настоящему моменту весь список славянских примет стал огромен. Север наш издавна славится большим числом и разнообразием поверий и суеверий о кудесничестве. Вероятно, большая часть этого перешла к нам от чудских племен. Кудесники и знахари северной полосы отличаются также злобою своею, и все рассказы о них носят на себе этот отпечаток. На юге видим больше поэзии, более связанных, сказочных и забавных преданий и суеверий, в которых злобные чернокнижники являются только необходимым украшением, для яркой противоположности. Нигде не услышите вы столько о порче, изурочении, как на Севере нашем. Нигде нет столько затейливых и забавных рассказов, как на Юге.

Дом, это самое основное пристанище и укрытие, самое святое и дорогое, что есть у каждого человека в жизни.

Бесспорно, тот, кто дом построит и облагородит, тот и в нем хозяин, но и здесь никак не обойтись без потусторонней силы, которая проявляет доброту хозяину и зло к его недоброжелателям другими словами, преданно и верно оберегает жилище и является истинным хозяином и даже членом семьи. Речь идет о всем нам известным с детства Домовом. Его также величали домовитым хозяином, соседушкой, домоседушкой. Где именно живет домовой неизвестно, но может принимать вид какого-то животного. Иногда домового видели в обличии маленького человечка с необыкновенно толстыми руками и ногами, всего в шерсти.

Существует поверье, что кот родственник домового и замечает его, когда тот отлучается по делам. Вот почему крестьянин, заводя котенка, выбирает его тщательно, подбирая такую масть, которая соответствует цвету волос хозяина дома. Если кошка убегала, значит, домовой не возлюбил ее.

Домовой, может быть, и проказничать: нализать волосы на голове у спящего человека, после чего образуются “колтуны”, погреметь посудой, спрятать вещи. От таких проказ избавляются при помощи липовой палки или и т.п.

Считается, что домовой становится видимым перед приближающимся несчастьем. А иногда наваливается на хозяина ночью и начинает душить. Для спасения надо зачураться или прочитать молитву. По тому, каков внешний вид домового, судят о достатке в доме. Если же лапа голая — это к бедности. “Наваливается” он обычно к переменам в жизни.

У домового есть жена домовилиха или домовиха. Она может горько плакать ночью к беде. А так же, у домового и домовихи есть много родных сестер и братьев, живущих в доме и вокруг него. Это и дворовой, и приемник, и кладовой, и овинник, и полевой, и стоговой, и хлевник, и бука, и банник, и анчутка, и амбарник и т.д.

Откуда взялись все эти духи, расскажет нам древнее предание. Оно повествует о том, что у первых людей Адама и Евы, после их грехопадения родились дети, которые были настолько уродливы, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Адам хотел их утопить в реке Евфрат, Ева затупилась за своих детушек и упросила мужа не убивать их, а спрятать так, чтобы ни одна живая душа их не смогла увидеть. С той поры все эти дети разбросаны по всему свету. Они прячутся от людей, и лишь изредка им являются и потихоньку творят всякие пакости. Но если человек к ним хорошо относится и считается с их присутствием, то они им помогают.

Добрую половину своей жизни мы проводим дома. Поэтому с домашними делами и предметами связано много примет.

Очень важным действием на Руси всегда являлось строительство нового дома. От соблюдения и знания многих тонкостей зависело и благополучие обитателей нового дома, и даже сама их жизнь.

“Закладка фундамента под новый дом, возведение стен, крыши, отделка дома, переезд на новое место, в только, что построенный дом, праздник новоселья — все это сопровождалось различными ритуалами. Строители и владельцы дома никогда не пренебрегали народными приметами, поверьями” (“Приметы на каждый день” сбор., Сост. О. Терпакова). По поверью строители закладывают дом на чью-то голову и тот на кого дом заложен, скоро умереть. Добросовестные мастера закладывали дом на голову кота или мыши. Если не закладывать на чье-то голову, то смерть ожидает их самих. Считалось, что пока дом строится, хозяин не умрет, но после 50-ти лет нельзя начинать строительство нового дома иначе ждет скорая смерть. В углы, и в щели дома затыкали вычесанные или остриженные человеческие волосы или ногти, чтобы дом дольше стоял. Посреди сруба сажали живое деревце или прикапывали зеленую ветку, чтобы дом дольше простоял. Все эти и еще много других примет соблюдались людьми с древности при строительстве жилища.

Перед новосельем пускали в дом черного петуха или курицу и оставляли на ночь. На второю ночь пускали черного кота или черную кошку. И только на третью ночь хозяева сами заходили в новое жилище. При переселении в новый дом нужно было быстрей устроить праздник, для отпугивания злых и для приманки бодрых духов. Отсюда получило свое распространение новоселье.

Обращаясь к народным приметам, мы можем увидеть, что даже такая простая в домашнем обиходе вещь, как веник, имеет свою загадочность, а подметание в избе настоящее магическое действие. Иногда приходится удивляться тому, с какой точностью в народе подмечено связь мира материального и мира тонкого на самом обыденном, бытовом уровне.

Существует множество примет связанных с бытовыми предметами. Вам ли известно, что веник стоящий метелкой вверх отпугивает злых духов, а внезапно заскрипевшая дверь сулит несчастье, порвалась занавеска быть ссоре между подругами, падает икона к смерти, если хорошо растут комнатные цветы — быть в семье миру, вянущие сулят неспокойствие в доме, мыло запазухой спасает от порчи, через окно нельзя бросать мусор, выливать помои — под окном стоит ангел-хранитель.

Но самым интересным предметом является зеркало. Издавна зеркало считалось одной из загадок человеческого обихода. По мнению староверов, зеркало в доме это грех.

А если уж оно у вас есть, то выходя из дома, следует посмотреть в него, как бы отдавая наставление своему двойнику стеречь дом.

Каждому известно с детства, что разбитое зеркало обещает несчастье. А уж если такое произошло, то непременно осколки нужно зарыть в землю, дабы в них не заглядывал черт.

Когда в доме покойник, все зеркала следует занавесить, чтобы душа не заблудилась в зеркальном лабиринте.

Новорожденных стараются мимо любого зеркала, чтобы избежать сглаза. Дарить зеркало нельзя. После ухода гостей нужно протирать зеркало влажной губкой.

Хорошо если зеркало висит напротив входной двери, потому что оно отражает все зло, желающее проникнуть в дом.

Народная мудрость примет коснулась и приготовления пищи и прихода гостей и поведения за столом.

Хлеб резать на весу, голод кликать. Если в чашке с чаем на поверхности плавают пузырьки к деньгам. Для того, чтобы примета исполнилась надо собрать пузырьки в ложку и вылить на голову. Яблоко со стола упало — придет леший и др.

Многие приметы связаны с насекомыми, которые могут водиться в доме. Например, рыжие тараканы — к печали, черные к подарку. Крысы в доме к несчастью, а муха появившаяся зимой — к покойнику.

Отправляясь в путь нужно помнить о том, что полынь и вербена сулят благополучие в путешествии, а также оберегают от утомления в дороге. Нельзя перед дальне дорогой что-то зашивать, мыть волосы, купаться. Не к добру наступать на чужой след, а вот украсть зажигалку или коробок спичек перед дальней дорогой к счастью. Если заблудился в лесу — переверни крест с груди на спину и отыщешь дорогу.

Очень часто в дороге нас сопровождают какие либо потери или находки.

Найти гвоздь, пуговицу или чужой носовой платок — не к добру. Зато монетка орлом вверх предвещает счастье, а девушка, потерявшая из волос шпильку, в скором времени лишится поклонника.

Приметы, связанные с экзаменом настолько изучены современными студентами, что трудно найти такую из них, которая была бы неизвестна, в наши дни. Так же есть целый ряд примет для игроков, посещающих казино, игорные дома. Все они пришли к нам из прошлого. Полезно помнить, что при игре независимо от выбранного игрока способы привлечения удачи, десятую честь выигрыша всегда нужно отдавать в пользу бедных; в противном случае удача отвернется от игрока.

Особое место в народных приметах, так же как и вообще в жизни русского человека всегда занимала семья, а это значит любовь, свадьба, супружеская жизнь и дети.

Для того, чтобы сватались женихи, по народной примете, нужно помыть первому сватающемуся мыски обуви водой, затем этой водой помыть руки и даже умываться невесте, приговаривая: “По твоему следу пойдут ко мне сто женихов”.

Много примет связано с торговлей. Первого покупателя нельзя упускать торговли не будет; товар, упавший с полки будет продан в первую очередь; а вот если кого нечаянно обсчитать — втрое больше денег потеряешь.

Существует множество примет связанных с теми, кто окружает человека, т.е. с животными дикими и домашними. Люди верили, что птицы, звери, насекомые, могут, предвещать счастье и несчастье человека.

Аист приносит новорожденных и вьет свои гнезда над добрым домом, над домом которого ожидает счастье. Возможно это объясняется тем, что над домом, в котором живут добрые и любящие люди царит аура покоя и благополучия. И чувствуя эту благоприятную ауру, птицы вьют гнезда именно над такими домами. А там, где постоянные скандалы и ссоры, где живут люди злобные и нервно больные возвышается аура зла, неприятное и не притягивающая к себе птиц и животных, а обитатели более чем люди чувствительны к таким факторам. Именно поэтому дом, над которым гнездо аиста — очаг благополучия и взаимопонимания. И этот факт тоже был подмечен народом.

Голубь прилетает либо к пожару, либо к известию, и плохому человеку голубь не прилетит; дятел около жилья предвещает смерть, встретить по дороге зайца дурная примета, если впереди стадо вечером идет рыжая корова — следующий день будет солнечным, если черная — к ненастью; если животное домашнее не имеет имени — то оно скоро заболеет и умрет; кошка трехцветного окраса сулит в доме достаток и богатство; если курица закричит петухом быть беде; если разорить гнездо ласточки — не миновать пожара; если лошади в стоиле без причины потеют — умрет хозяин; мыши пищат — к свадьбе; паука убить — к несчастью; петухи распелись — к вестям; птица хохлиться — к непогоде; если пчелиный рой влетит в дом, то в течении года кто-то скончается; свинья навстречу — к счастью; не бей и не пинай собаку — с тобой судороги случаться; тараканы в доме — к богатству.

5. Заключение

Таким образом, приметы и поверья народные — это мудрость многих поколений. Приметы и суеверия предсказывают будущее человека и предлагают ему методы воздействия на судьбу, с тем, чтобы отвоевать у нее успех и богатство. С детства мы пользуемся народными приметами, не задумываясь и не предполагая, какие знания они таят в себе. Знания практические, проверенные и работающие. Народ веками накапливал их и облекал в форму примет и поверий. Приметы народные стали надежным источником знаний о мире.

Каждый из нас имеет свои приметы — привычки, которым, шутя или всерьез, старается следовать — «авось сработает», некоторые из них приобретены жизненным опытом, а некоторые просто — приметы народные. Человек, которому, на первый взгляд, чужды всяческие суеверия, вернувшись, домой за забытой вещью, нет-нет да посмотрится в зеркало, сплюнет три раза через левое плечо — «чтобы не сглазить» или присядет «на дорожку» перед дальним путешествием. «Не свисти в доме, — приговаривает бабушка, — денег не будет», «ругай меня сегодня», — просит подружка, отправляясь на экзамен, «не узнал — богатым будешь», — радостно сообщает знакомый, «не садись на угол — замуж не выйдешь», — предупреждают родственники за праздничным столом.

Множество примет дошло до нас из глубины веков, не утратив своего знания. В глубокие дохристианские времена человек, сталкиваясь с необычными явлениями, создал целую систему правил и запретов, которые, по его мнению, оберегали от худа. А повторявшиеся раз за разом события фиксировались в народной памяти, со временем превратившись в устойчивые приметы и поверья. Перед многими из них оказывается бессильно даже время.

Но замечено, что приметы сбываются, как правило, у тех, кто безоговорочно верит в них. В этом нет никакой мистики. Все дело в психологии человека. Именно верой он программирует себя на те или иные поступки, которые воспринимаются потом как сбывшаяся примета — хорошая или плохая, не важно. Но самыми живучими остаются те суеверия, которые по-настоящему работают. А работают они потому, что стали результатом скопившегося за века опыта наблюдений за жизнью и природой нескольких поколений наших предков.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Взгляды и обычаи разных народов на брачные обряды. Этнографическая картина обычаев и обрядов, связанных со свадебными церемониями, поверья, символы и аллегории. Голосовые свадебные причитания, свадебные приметы и предосторожности, одежда новобрачных.

реферат [15,0 K], добавлен 21.07.2010

Празднование Ивана Купала до крещения Руси, отражение быта и веры. Рождение Иоанна Крестителя в день летнего солнцестояния. Купальские символы в обрядах и таинствах, поверья, приметы и гадания, традиционный стол. Особенности праздника в ближнем зарубежье.

реферат [47,3 K], добавлен 15.03.2011

Анализ представлений о времени и пространстве в традиционной культуре восточных славян. Предсказание будущего, связанные с погодой, урожаем и домашними животными. Приметы и поверья в повседневном быту. Родильная, свадебная и похоронная обрядность.

курсовая работа [88,7 K], добавлен 01.04.2016

Истоки религиозного поклонения источникам воды у народов Крыма, связанные с ними легенды и поверья. Характеристика и история открытия основных фонтанов Крыма, названных в честь святых. Почитание родников при мечетях, особенности их химического состава.

реферат [24,0 K], добавлен 19.04.2010

Понятие и содержание суеверий, основные причины их возникновения, степень распространенности в современном обществе, формы и особенности проявления. Сравнение, отличительные и сходные признаки, истоки суеверий в английской и русской субкультурах.

научная работа [40,5 K], добавлен 01.03.2011

Кустарная металлургия якутских кузнецов, история и поверья ремесленной культуры. Технология конструкций варганов у народов Сибири, Европы, Америки. Хомус — якутский национальный музыкальный инструмент, его изготовление с использованием технологии литья.

курсовая работа [50,2 K], добавлен 14.11.2011

Свадебные традиции и обычаи сибирских немцев. Опрос жителей села Карповка (представителей немецкой национальности). Порядок свадебной церемонии, праздничный стол и символы. Приметы и суеверия, связанные с днем свадьбы. Основные свадебные аксессуары.

реферат [30,5 K], добавлен 04.06.2011

Особенности свадебных обрядов на Руси. Исследование роли и образа свахи на основе летописных источников и произведений русской литературы XIX века (Н.В. Гоголь «Женитьба», Н.В. Лесков «Воительница»). Традиции и приметы, сопровождающие смотрины невесты.

реферат [15,5 K], добавлен 08.02.2012

Этнические особенности коренных народов. Коренные малочисленные народы Ханты-Мансийского автономного округа, ханты и манси — два родственных народа. Пирода и традиции народов Западной Сибири. Самобытность традиционной культуры и традиционного воспитания.

контрольная работа [22,4 K], добавлен 09.03.2009

Процессы этногенеза на раннем этапе истории. Взаимоотношения народов на островах Японского архипелага. Оценка вклада неяпонских народов в культуру японцев. Айны в период становления японского этноса. Роль корейцев в становлении японской цивилизации.

курсовая работа [53,0 K], добавлен 12.03.2012

Источник: otherreferats.allbest.ru

Поверье это

От суеверия рождается безверие

поверье это«

– Что же такое суеверие?

Иерей Алексий Колосов: –
Суеверие можно охарактеризовать как веру в пустое, суетное, сиюминутное – как доверие тому, что недостойно доверия.

Иерей Михаил Михайлов: —
Суеверие – это суррогат, эрзац веры. Одно из распространенных суеверий – если вам встретился священник – это к несчастью. Это очень показательное суеверие, проливающее свет и на саму природу суеверий. Это отголосок язычества: священника боялись, потому что он приводил людей к вере, разрушая идолов. Вторая причина таких суеверий – это стыд человека, забывшего дорогу в храм.

Грешащий человек стремится спрятаться от Бога, избегает встречи с тем, что может ему напомнить о необходимости покаяния. Именно поэтому это суеверие настолько сильно в сельской местности, где священник намного лучше знает своих прихожан. Когда я служил на селе, у нас в храме был один прихожанин, который одну неделю пил, вторую неделю выходил из запоя, а затем усиленно работал, чтобы выработать нужное количество трудодней. Поэтому в храм он не ходил месяцами, а когда мы встречались на улице, то стыдился. От суеверия рождается безверие. Суеверия уводят человека с пути спасения. Человек верит не в Промысл Божий, а в приметы. Отсюда идет вера в предсказания, в га
дания, в астрологию.

– Почему православный человек не должен быть суеверным?

Иерей Алексий Колосов: – Суть нашей веры – доверие Богу: открывая Ему свои сердца, мы твердо веруем, что Он ведет нас прямым путем, путем свободным от какой-либо двойственности, от механистических, магических закономерностей. «Где Дух Господень, там свобода» (2Кор.3, 17) – эту свободу нам и дает вера, суеверие же лишает нас ее, порабощая «стихиям мира» (Кол.2,8), порабощая праху. Поэтому вера и суеверие несовместимы – нельзя служить двум господам, свободе и рабству. Эта проблема шире, чем «черная кошка» или «пустые ведра»: речь о том, что каждый из нас стоит перед выбором: либо жизнь по Евангелию, либо по закону греха, возмездие за который – смерть (Рим.6, 23). Третьего не дано.


— Но ведь нередко суеверия сбываются, не случайно же они возникли?

Иерей Алексий Колосов: – Факты сами по себе мало что значат – важна их трактовка: «чистому все чисто» (Тит. 1,15), а пораженный грехом и не имеющий доверия Богу обманывается своим «Я» и видит «закономерности» там, где их нет. Беда в том, что эти закономерности востребованы – человеку страшна Библейская картина миробытия: Сотворение мира, долгий путь к спасению, Благовестие, Искупление, Церковь, Второе Пришествие и Страшный Суд – все это пугает. Мы боимся ответственности за свою вечную жизнь, той ответственности, что идет рука об руку с Евангелием. Нам хочется чего-нибудь попроще, такого, что щадило бы греховное «Я». Проще уцепиться за эти «закономерности», нежели жить по Христу.

Иерей Михаил Михайлов: — Тут все очень просто: вероятность совпадения велика – либо сбудется, либо нет. Вот кошка перебежала дорогу. Кто знает, что случится за этот день. Но при чем тут кошка? А если бы она не перебежала дорогу, что, не случилось бы? Человек от безверия находит объяснения своим несчастиям, своим неприятностям и своим удачам и неудачам. Важно и то, что если мы посмотрим на приметы разных народов, то увидим, что одни и те же явления имеют абсолютно разный смысл! Например, во Франции влетевшая в окно птица – предвестник счастья!

– С чем, на Ваш взгляд, связано большое количество околоцерковных суеверий?

Иерей Алексий Колосов: – Человек не приходит в Церковь зрелым христианином. У человека множество вопросов, нешуточная внутренняя борьба. Даже войдя в Церковь, он не становится совершенным в мгновение – это лишь начало долгого пути к Небу. Пока же реальностью является борьба ветхого и нового начал: ветхое, греховное не умирает в Крещении совершенно – оно лишается власти над человеком. Это дает возможность семени новой жизни, посеянному в Крещении прорасти, укорениться и принести «плод мног» (Мк.4, 1-9).

Но повторюсь: это долгий процесс, который часто охватывает весь отпущенный нам срок земной жизни, и пока ветхое еще живо, оно будет стремиться давать свои ответы на те вопросы, с которыми человек приходит к Церкви. Эти ответы приятнее, проще для человека – духовное еще слишком «заумно», в какие-то моменты соблазнительно… Страшно, в конце-концов, – а ну как в останешься в дураках?! Никто не хочет обмануться, каждому хочется чего-то твердого, доказуемого, очевидного: для «обыкновенного» человека этими качествами как раз и обладают механистические «закономерности», которые мы называем суевериями.

Поэтому именно «околоцерковная» среда, состоящая из едва начавших воцерковление или «всегда учащихся, но не могущих дойти до познания истины» (2Тим.3,7) и является благоприятной почвой для суеверий. Те, кто имеет решимость веровать, имеет решимость последовать Господу, тот преодолевает этот опасный период легко. Тот же, кто стремиться и с Бога получить нечто и мирского не потерять, легко может завязнуть в этой тине – почему и говорит нам Спаситель: «не можете служить Богу и мамоне!» (Лк.16,13).

– Мы знаем, что гадать грешно, особенно если гадать на Библии. Но во многих жизнеописаниях именно так тянули жребий – открывали наугад главу из Священного писания….

Иерей Алексий Колосов: – Почему грешно любое гадание? Потому что за ним стоит не решимость последовать откровению, а интерес, пытливость – «а вот как оно там?» Гадание – это попытка заглянуть в «зазеркалье», этакий духовный кураж, за которым скрывается слабость. Ну, покуражится человек перед грядущим, а потом все равно поступит так, как подсказывает мелочное «Я». Святые же, прибегая в крайних случаях к такому методу познания воли Божией, имели твердую решимость поступать по откровенному несмотря ни на что – даже на смерть.

– Как отличить благочестивую традицию от суеверия?
Например, когда священник выходит на полиелей, нельзя проходить между ним и царскими вратами?

Иерей Михаил Михайлов: — Священник стоит всегда перед престолом. В алтаре никто не пройдет между священником и престолом Господним. Никогда, ни при каких обстоятельствах. Это не примета, а устроение церковное, которое нельзя нарушать и которое можно объяснить.

Иерей Алексий Колосов: – Благочестивая традиция разумна, в некотором смысле даже рациональна – она имеет твердое богословское и историческое обоснование. Ее начало можно проследить в истории, она открыта и динамична в том смысле, что здесь нет никакой нерушимой магической зависимости. Она всегда учитывает внутренний духовный мир человека, не нависая над ним «дамокловым мечем», но давая духовный простор.

Благочестивая традиция не подавляет человека, не карает его – она помогает ему удерживаться на пути спасения. Суеверие же, как правило, «вещь в себе» – это закономерность, не зависящая ни от духовного состояния, ни от Евангелия. Это данность: «так положено», «так делается». Почему? Никто не в состоянии объяснить – просто если поступишь так, то будет хорошо, а если нет, то плохо. Хочешь «плохо»? Нет? Тогда делай как все – поступай по принципу «то Евангелие, а то – жизнь»! Но ведь душу-то свою так не спасешь – об этом забывается напрочь…

– Какие самые распространенные церковные суеверия? Опасны ли они?

Большая часть церковных суеверий связана с церковной свечой, со святыней и погребением. В разных областях господствуют разные суеверия. Приведу лишь то, с чем приходилось встречаться лично. К примеру, некоторые считают опасным зажигать свечу от другой свечи – можно взять на себя чужие грехи: так и будет ходить человек по храму, тыкая свечой во все лампадки и гася их одну за другой (по этой же причине боятся и найденных нательных крестиков: поднимешь чужую беду!). Другие боятся передавать свечу через левое плечо.

Люди молятся за обидчиков, «чтобы Господь им отомстил». Иногда задают вопрос: можно ли до сорокового дня наводить порядок в доме? Про бросание в могилу денег я уже и не говорю – это чистейшее язычество, исходящее из того, что за гробом покойный будет вести жизнь, подобную этой (другой пример такого рода – втыкание в могилы сигарет: «любил покойничек подымить!»).

Впрочем, как-то слышал, что этими монетками покойный, якобы, поделится на входе в Царство Небесное. До истерик и скандала доходит, если вдруг вспомнят, что у покойного связаны ноги – как же он пойдет на Небо?! Слышал, что нельзя ставить на могилах каменные памятники – после общего Воскресения покойному будет не под силу идти с этим камнем на Страшный Суд (очевидно, предполагается, что на этот Суд усопшие будут отправляться со сборных пунктов, куда надо будет явиться с «удостоверением личности»).

Очень много страхов «потерять благодать после Причастия» – и никого не интересует вопрос: а зачем вообще нужна такая немощная благодать, которая улетучится, если ты поцелуешь икону? По совету «бабушек и тетушек» освящают квартиры свечкой. Сколько суеверий вокруг Богоявленской воды… Опасно ли все это? Это добровольное отравление своей души! Другой большой пласт суеверий связан с так называемыми «порчей» и «сглазом». Люди разных возрастов и образования бегут в храм со словами «мне/моей дочери/ внуку сделали. Как быть?!»

Я умолчу о том, что верующий Богу православный христианин не должен бояться этих «бабьих басен» – это должен понимать каждый! «Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, ибо в этом все для человека» (Эккл.12,13) – не колдуна, а Бога бойся и Ему, а не своему страху служи! Удивительно другое – нежелание видеть корень проблемы в себе.

Конечно, тяжело признать, что ты мало внимания уделяла дочери и пропустила развитие заболевания. Или признать, что дала ей такое воспитание, которое не позволяет найти покой в семье, не привила ей нравственных ценностей, сама не хотела и дочку не научила терпеть. Нелегко признать, что и твоя вина в том, что дети находят утешение в водке или наркотиках. Гораздо проще объяснить взвинченный характер внука сглазом, нежели избалованностью – ведь кто баловал-то? Боишься соседки? А кто обострил отношения хуже некуда? «Порча» и «сглаз» очень легко нас извиняют: мы ведь хорошие, добрые, это ближние наши плохи – вот, хотят нас со свету сжить… Где здесь вера?! Где благочестие?! Нет и в помине.

– Как оградиться от суеверий?

Иерей Алексий Колосов: – Суеверия – тьма. Тьма есть недостаток света. Соответственно, свет рассеивает тьму – подобно этому и суеверия разрушаются истинной верой, которая есть доверие Богу, и настоящим благочестием. Если мы Ему доверяем, то мало того, что нам ничто не вредит – наоборот: «любящим Бога, призванным по Его произволению, все способствует ко благу» (Рим.8,28).

Все – и радости и скорби, и прибыток и лишения, и здоровье и болезнь. Все! Это доверие свидетельствует о любви к Богу, а «совершенная любовь изгоняет страх»(1Ин.4,18). Не надо «ограждаться» от суеверий – не надо бороться с тьмой: надо просто «включить» евангельский свет и тьма суеверий исчезнет сама собой. Однако, это труд…

Что касается силы Креста, то от начала Церковь ограждается ей: Крест – хранитель всей Вселенной.

– Острая январская тема – Крещенская и Богоявленская вода…

Иерей Михаил Михайлов: – Да, это больной вопрос! Вода – это вообще больной вопрос: например, у нас в храме сейчас небольшой бак для воды и ее хватает на день-два. Приходят люди и стараются набрать как можно больше. Мы забываем, что капля святой воды освящает любое количество воды: «капля море освящает».

Помню, когда я служил в сельской местности, на молебен мы принесли 10 бидонов воды. А израсходовали только один бидон: люди брали воды понемногу и дома уже доливали святую воду в большие емкости. Крещенская и Богоявленская вода…

В чем отличие? Вернемся во времена патриарха Никона: он специально уточнял у Антиохийского Патриарха, нужно ли освящать воду в сам день Крещения Господня: ведь накануне, в сочельник, уже воду освятили. И получил ответ, что греха в том не будет, это можно сделать еще раз, чтобы все могли взять воды. А у нас сегодня приходят за одной водой, а назавтра за другой – дескать, тут вода сильнее.

А чем же она более сильная? Так и видим, что люди даже не слушают молитвы, которые читаются на освящении. И не знают, что вода освящается одним чином, читаются одни и те же молитвы. Святая вода абсолютно одинакова в оба дня – и в день Крещения, и в сочельник Крещенский.

– Как не обращать внимания на суеверия? Умом понимаешь, а внутри–то, в душе, все равно
страшно…

Иерей Алексий Колосов: – Повторю еще раз – «совершенная любовь изгоняет страх»(1Ин.4,18): надо стремиться к совершенству в вере, учиться доверять Богу и тогда все встанет на свои места. Благодать и вера – лучшее лекарство от болезни страха.

Иерей Михаил Михайлов: — Как относиться к суевериям? А как относиться к язычеству? Если мы верим суевериям, то мы – язычники. Мы, христиане, должны помнить о силе Креста Господня – Хранителя Вселенной, чтобы не было так, что крестное знамение для нас второстепенно, а вот кошка черная имеет большое значение. Если мы христиане, то должны помнить, что христианину не страшны вещи и намного более опасные, чем просыпанная соль или черная кошка: «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам» (Лк. 10:19)

Источник: experiment12.ucoz.ru

Дачный участок

Популярные статьи

Развенчиваем мифы: происхождение 13 популярных суеверий

Суеверия имеют над многими людьми страшную власть. Даже самые несуеверные из нас стараются обходить стороной черных кошек и время от времени стучат по дереву .

поверье это

Мы решили выяснить происхождение самых распространенных примет. Оказалось, что у каждой из них есть своя история!

Вот откуда на самом деле произошли 13 самых популярных суеверий.

1. “Рассыпанная соль – к ссоре!”

поверье это

Соль издавна использовалась при магических обрядах. В Индии человека, вероломно разорвавшего дружеские отношения, называли “предателем соли”.

На знаменитой картине Леонардо да Винчи “Тайная вечеря” изображен Иуда, опрокинувший солонку.

Вот простое объяснение живучести этой приметы. Раньше соль была чрезвычайно дорогим продуктом. Поэтому рассыпавший белые крупинки мог вызвать сильный гнев хозяина. Нарочно опрокинув солонку, человек выказывал крайнюю степень презрения!

Возможно, эту примету придумали специально для слуг и детей, которые не знали истинной ценности соли.

2. “Если черная кошка перебежит дорогу, то это к несчастью”

Одна из наиболее правдоподобных версий возникновения этой приметы такова. Еще 100 лет назад проезжие дороги никак не освещались, поэтому ночью сложно было заметить черное животное. Если такая кошка внезапно перебегала дорогу конному, то лошадь взбрыкивала и всадник мог упасть на землю.

Другая история возникновения этого суеверия связана с тем, что черная кошка издавна считалась одним из воплощений ведьмы. Кстати, славяне-язычники боялись белых котов!

3. “Разбитое зеркало — к 7 годам бед!”

В старину верили, что любое зеркало хранит в себе часть души своего владельца. Если его разбить, то человек будет беззащитен перед темными силами.

На самом деле, в древности зеркала были безумно дорогой вещицей, которую передавали по наследству. Приобрести такой предмет обихода могли только очень богатые люди!

4. “С ножа есть нельзя!”

Со времен язычества нож был воплощением магической силы. Поэтому его можно было использовать исключительно по назначению: для защиты или как орудие труда. Тот, кто нарушал это древнее правило, рисковал вызвать гнев богов. В том числе, мог порезать язык!

5. “Передавать нож острием – к ссоре!”

Практический смысл этой приметы заключается в том, что такое действие опасно: подающий нож может случайно совершить резкое движение, которое приведет к ранению.

В древности передача оружия острием вперед означало объявление войны.

Кстати, этот факт послужил возникновению еще одной предметы: если человеку дарят нож, то он должен заплатить за него символическую сумму. Этим одариваемый показывал, что не принимает вызов, а заключает сделку.

6. “Нельзя видеть невесту в день свадьбы!”

поверье это

Эта примета возникла потому, потому что ранее были распространены браки по сговору. Естественно, родители переживали, что если невеста заранее увидит жениха, то может передумать.

7. “Чтобы не сглазить удачу, нужно постучать по дереву!”

Этот обряд зародился еще в языческие времена. Предки-идолопоклонники верили, что в деревьях живут духи-хранители, поэтому любую беду можно отогнать, напрямую обратившись к ним. А в христианские времена можно было найти убежище от преследователей, всего лишь прикоснувшись рукой к деревянным воротам храма.

8. “Дарить часы — к разлуке!”

Это поверье пришло к нам из Китая. В этой стране подаренные часы издавна являются приглашением на похороны. В нашей же культуре такой подарок предвещает всего лишь расставание, поскольку отсчитывает срок дружбы.

9. “Сидеть на пороге — искушать судьбу!”

В старину порог дома служил незримой границей между безопасным внутренним и враждебным внешним мирами.

10. “Нельзя выносить мусор после захода солнца!”

Считалось, что если не успеть вынести мусор до заката, то дом окажется под властью злых сил. На самом деле, такой ритуал помогал предкам соблюдать чистоту.

11. “Число Зверя: 666”

В Библии это число принадлежит “Зверю”, то есть Сатане. Почему же именно 666? Точно до сих пор неизвестно. Но некоторые лингвисты считают такую трактовку священного текста всего лишь ошибкой переводчиков. Кстати, в Азии число 666 символизирует удачу.

12. “Нельзя праздновать свое сорокалетие!”

поверье это

В многих религиях число 40 считается сакральным, означая завершение какого-то события или даже смерть. Славяне считали, что в сорок лет в жизни каждого человека наступает переломный момент, когда самосознание должно полностью измениться. Иначе смерть не за горами! Понятно, что бурное празднование юбилея к переосмыслению жизни никак не относится.

13. Кошмарная пятница

Почему же все так боятся пятницу 13? Оказывается, именно в этот день, согласно верованиям христиан, умер Христос, Адам и Ева попробовали запретный плод, а Каин убил Авеля. Кроме того, по преданиям, в такую пятницу на шабаш слетаются двенадцать ведьм. А тринадцатый участник — сам Сатана!

Между прочим, до сих пор каждую пятницу 13 автомобильные потоки на дорогах снижаются на 29%!

Психологи заметили, что наиболее суеверными являются женщины в возрасте 17-29 лет. Более 23% процентов из них верят в существование мистических явлений. Но уже после 50 лет каждый 3-й мужчина и каждая 9-я женщина отказываются от суеверий.

Надеемся, что эта информация поможет вам перестать верить в давно изжившие себя приметы!

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Как превратить курятник в оригинальное украшение приусадебного участка

поверье это

Казалось бы, что может более обыденным на приусадебном участке, нежели хозпостройки. Но некоторые умельцы даже с самого неприглядного курятника способны сделать настоящую «конфетку». Неизвестно, насколько будет приятней обитать курам в сказочно красивых домиках, но то, что они украсят любое подворье – это неоспоримый факт.

1. Почему к вопросу постройки курятников многие относятся несерьезно

поверье это

Даже курятник можно превратить в оригинальное украшение приусадебного участка.

Большинство из нас прекрасно знает, насколько отличаются яйца кур, выращенных на птицефабриках, от домашних.

поверье это

Зачастую курятники выглядят не очень привлекательно. | Фото: mchick.ru/ kuryatnik.info.

Учитывая, что куры сами по себе неприхотливые птицы, им, как правило, отводится место где-нибудь на задворках, а их убежище сооружают из бросовых остатков стройматериала. Но есть умельцы, которые творчески подходят к строительству даже самого обычного птичника, проявляя поистине фантастическую выдумку и фантазию.

поверье это

Такие домики понравятся не только курам. | Фото: cpykami.ru/ landshaftdizajn.ru.

Конечно же, вряд ли они так пекутся об «эстетическом воспитании» кур, но свое подворье действительно украшают. Именно для тех, кто старается украсить свой приусадебный участок, превратив тривиальный курятник в произведение искусства, мы подобрали несколько оригинальных идей, которые помогут определиться, что же лучше подойдет именно вашим курочкам.

2. Какую модель выбрать

поверье это

Летние переносные курятники можно устанавливать там, где есть подходящее место. | Фото: landshaftdizajn.ru.

Если вы планируете содержание домашней птицы как временное увлечение, то можно сделать мобильную конструкцию, которую можно свободно переставить в любое место и запросто разобрать.

поверье это

Оригинальный вольер для наседки с цыплятами. | Фото: landshaftdizajn.ru.

поверье это

Мобильные мини-курятники сгодятся и для дачи. | Фото: bouw.ru/ stroy-podskazka.ru.

В остальных случаях лучше всего подойдет стационарный птичник, возведенный на фундаменте. Он может быть совмещен с другими хозяйственными помещениями. Единственное, о чем не стоит забывать, если планируете содержать кур-несушек, так это о том, что у них в обязательном порядке должна быть зона выгула. Нередко в подобных сараях держат несколько видов птиц, создавая настоящие птичьи базары.

поверье это

Если планируете выращивать кур круглый год, то без зимнего сарая не обойтись. | Фото: mvkursk.ru.

3. Выбор конструкции и материалов

поверье это

Для создания летней куриной резиденции можно использовать доски и металлическую сетку. | Фото: yellowhome.ru/ stroyka-house.ru.

Со строительством курятника справится даже начинающий мастер, было бы желание. Каждый хозяин должен учитывать регион, в котором живет, ведь от этого зависит, каким будет основной строительный материал и какая понадобится теплоизоляция.

поверье это

Для того, чтобы птице было комфортно зимой, курятник нужно хорошенько утеплить. | Фото: yastroyu.ru/ remoo.ru.

Несмотря на неприхотливость, зимой куры намного комфортней чувствуют себя в теплом сарае и даже будут радовать свежими яйцами, хотя и не в том объеме, что весной или летом. Если же вы планируете держать кур только в весенне-осенний период, достаточно будет простого деревянного домика без утепления.

поверье это

В любом птичнике нужно оборудовать насесты для кур. | Фото: pinterest.com/ news.rambler.ru.

поверье это

Внутри курятника должно быть достаточно места для каждой особи.| Фото: pinterest.com.

Важно: Если планируете строить курятник для кур-несушек, то можно рассчитать его площадь следующим образом: на условном «квадрате» должно быть не больше двух кур. В тесноте птица намного хуже несется. Также не стоит забывать, что внутри птичника нужно установить кормушки, поилки и трап, даже если основное время куры проводят на улице. А если разводите бройлеров для мяса, то курятник нужно оборудовать клетками, и количество особей также напрямую зависит от габаритов сооружения.

поверье это

Вольер для прогулки кур нужно тщательно огораживать, чтобы хищники не смогли пробраться в птичник. | Фото: idealsad.com/ kuryatniki.ru.

Также не стоит игнорировать вопрос безопасности, ведь не секрет, что куры — лакомый кусочек нежного мяса для многих хищников. Поэтому при создании курятника должна быть надежно защищена не только прогулочная зона, но и место для ночлега. Так что, если не хотите утром собирать перья по двору и подсчитывать убытки, продумайте этот вопрос заранее, стараясь предусмотреть даже самые невероятные ситуации.

4. Куда поставить курятник

поверье это

Каким бы красивым курятник ни был, устанавливать его возле дома или соседского забора запрещено. | Фото: landshaftdizajn.ru/ pinterest.ph.

Казалось бы, что вопрос расположения курятника не доставит проблем. Но не все так просто как многие думают. Неправильное месторасположение может доставить массу неудобств, неприятных моментов и даже проблем с законом, если соседи надумают жаловаться.

поверье это

На конструкции подобного рода ограничения не распространяются. | Фото: купить-курятник.рф/ landshaftdizajn.ru.

Запомнить нужно главные требование, которые даже прописаны в нормативно правовых актах, а именно: нельзя строить стационарные сараи и курятники ближе 12–15 м от жилого дома, от птичника до границы соседнего участка должно быть не менее 4 м. Если же надумаете делать мобильный курятник небольшого размера, то его ставить можно где душе угодно.

поверье это

Курятники лучше устанавливать в тихом, сухом и безветренном месте. | Фото: купить-курятник.рф/ rodovid.me.

Хотя и в этом случае лучше прислушиваться к практическим рекомендациям:

— если планируете делать окна в птичнике, то лучше располагать их на юг. В этом случае будет больше солнечного света. Солнце и тепло хорошо влияют на самочувствие пернатых и их яйценосность;

— нежелательно ставить курятник в низине, где чаще бывает сырость;

— лучше не строить птичник в тех местах, где много шума (детская площадка, автомагистраль и т.д). Как ни странно, но куры очень пугливы и если будут жить в постоянном стрессе, то яиц вы не увидите;

— не стоит располагать курятник в том месте где всегда сквозняк. Уютней всего куры себя чувствуют возле глухого забора (но не соседского), тогда ветер будет меньше их беспокоить.

5. Несколько оригинальных идей курятника

поверье это

Два в одном: для тех, у кого проснулась тяга к хозяйствованию. | Фото: hr.bestuserschoice.com/ pinterest.com.

поверье это

От «готики» до деревенской самобытности. | Фото: secondstreet.ru/ make-self.net.

поверье это

Роскошные хоромы для курочек. | Фото: hr.bestuserschoice.com/ happymodern.ru.

поверье это

В этих курятниках владельцы воплотили свою мечту иметь домик на дереве. | Фото: happymodern.ru/ 1dacha-sad.com.

поверье это

Глядя на подобный курятник, возникает непреодолимое желание самому в нем поселиться. | Фото: make-self.net.

поверье это

В этих домиках живут не хоббиты, а куры креативных домовладельцев. | Фото: pikabu.ru/ landshaftdizajn.ru.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник: zakustom.com

Обо всем интересном

Мой уголок-Гостиная

ВОТ И ЛЕТО ПРОШЛО! Осенняя пора-очей очарованье.

Страницы

  • Карта

    Недавние записи

    • Загадки в народной традиции
    • Растения обереги в славянской традиции
    • Наши предки в обычаях, приметах, поверьях.
    • Зимний салат с «золотыми зернами» инков.
    • Правила хорошего тона джентельмена
    • Войти
    • RSS записей
    • RSS комментариев
  • Поверья шуточные

    поверье это

    У всех народов есть свои поверья, у многих народов они схожи, что указывает на один общий источник или на то, что они результат независимых бытовых наблюдений схожих явлений.

    Источник: valeria40.ru

    Читайте также:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *