Театральные суеверия — Театр — Планета Друзей — театральные приметы

07.05.2020

Раньше актеры гримировались кроличьей лапкой — она мягкая и грим ложится легко.
Существует такое поверье: если актер или актриса потеряет кроличью лапку из своей коробочки для грима, с ними случится беда.

Театральные суеверия

#1 OFFLINE Marichka

  • театральные приметы
  • Друг Планеты
  • 2 153 сообщений
  • 156 тем
  • Каждый человек верит в суеверия.

    Артист с тонкой гранью между вымыслом и реальностью не исключение.

    Артисты — в большинстве своем народ суеверный, и практически каждый имеет свой талисман.
    Например, Елена Образцова всегда носила с собой старенькую игрушку — пса Бобку.
    Лучано Паваротти получил от мамы в день первого большого концерта талисман — большой железный гвоздь, и не расставался с ним до момента, когда «изобрел» для себя другой талисман.

    Известно, что самый распространенный у актеров талисман — это гвозди, выдернутые из театральной сцены, многие их даже на цепочке на шее носят.

    Кроме талисманов и оберегов, театральный народ верит и следует старинным, уходящим корнями в далекое прошлое приметам.

    Нельзя сказать актрисе перед премьерой: «Желаю успеха». Надо сказать: «Ни пуха, ни пера».
    Актеру не говорите: «Желаю удачи», а скажите: «Сломи себе шею», — да еще плюньте в его сторону.

    Восьмидесятилетний Мариус Петипа ставил «Волшебное зеркало». Во время репетиции одно зеркало разбилось. Мариус Иванович ужасно перепугался, он очень верил в приметы. И этот балет был последним балетом Петипа.

    Актрисы, если им по роли положено в гриме «надевать» ресницы, никогда не поменяют их на новые. Примета плохая — можешь роль потерять.

    Ирина Мирошниченко просила гримера склеивать одни и те же ресницы. Гример в шутку этот процесс называла реанимацией — ресница разваливалась уже не на две части, на три-четыре, но актриса твердо стояла на своем: «Я этот спектакль начинала с этими ресницами и играть буду в них».

    Еще в драматических театрах есть такой старый театральный обычай — если ты случайно уронил текст своей роли, ты просто обязан сесть на него.
    Еще схожая примета — если вдруг ты надел часть костюма наизнанку, нужно срочно его снять, бросить на пол и посидеть на нем. Иначе роль или забудешь или потеряешь совсем.

    А вот пример настоящего театрального колдовства: артист МХАТА Михаил Болдуман перед тем, как выйти на сцену, долго-долго раскачивал дверь. Он стоял в актерском холле и, держась за ручку двери, все открывал и закрывал ее — туда-сюда. Не обращая внимания на то, что уже и партнеры нервничали, и время было на исходе, он все «шаманил» с дверью до последней минуты.

    Раньше актеры гримировались кроличьей лапкой — она мягкая и грим ложится легко.
    Существует такое поверье: если актер или актриса потеряет кроличью лапку из своей коробочки для грима, с ними случится беда.

    Насколько мне известно, источник суеверий, связанных с кроличьей лапкой, скорей всего заключен в теории, что крольчата рождаются с открытыми глазами, и, таким образом, должны помогать и от дурного глаза, и от происков нечистого.

    А вот случай из истории одного российского провинциального театра:

    Звонит один актер — пониженное давление, не может играть, просит отменить спектакль… Но больного актера все равно вызывают — билеты все проданы. Однако спектакль не хочет начинаться — выбивает правую сторону пультов (управление подвижной части сцены). Двадцать минут электрики налаживают, спектакль задерживается. Наладили, объявляют начало, дают 3 звонка — опять выбивает пульты, опять делают. За кулисами шепот — нельзя начинать спектакль, все силы направлены против. И что же вы думаете? Через 10 минут после начала — пожар на галерках…. Загорелись пульты, хорошо, что поблизости был огнетушитель — очень быстро потушили. Но была большая опасность, что от искр вспыхнет занавес, а театральный занавес горит меньше 40 секунд, за это время пожарный занавес не успевает опуститься.

    Вот так вот — не прислушиваться к желаниям чего-то свыше…
    Если не суждено спектаклю состояться, значит — не суждено.

    Известный тенор Беньямино Джильи играл в операх «Фауст» и «Огненный ангел». Там призывают недобрые духи, на них лежит нечто вроде заклятия, у них «дурной глаз».
    И вот Джильи выходит на сцену в «Огненном ангеле»… В сценах, когда пистолет «стрелял» тогда, когда герой был безоружен и наоборот, молчал, когда нужен был звук выстрела.
    По ходу действия, когда Джильи — дона Альваро раненного выносили на носилках, статисты его уронили на сцену. Ничего не оставалось, как встать и улечься на носилки снова под хохот зала.
    И в завершении всех несчастий на певце в ходе самой страстной сцены лопнули сзади аккурат по шву кожаные штаны… После этого Джильи поверил, что у опер тоже бывает «дурной глаз».

    Источник: http://planetadruzey.ru/index.php?showtopic=2135

    «Я Воланда играть не буду!»: какие любопытные приметы есть у актёров и чем они обусловлены?

    театральные приметы

    Приметы и поверья бывают не только народными, но и профессиональными. Основаны они на годами наработанном опыте людей, трудящихся в определённых сферах. Самыми суеверными по праву считаются врачи и лётчики. Этому есть вполне логичное объяснение: работа этих специалистов очень сложна и подразумевает огромную ответственность за жизни и здоровье других людей. Профессия артиста лишена серьёзных рисков, но тем не менее есть большое количество суеверий и примет у актёров.

    Приметы актёров на сцене

    театральные приметы

    Плохой приметой считается потерять сценарий или забыть его на первую репетицию

    Считается, что сцена — это особое духовное пространство, каждый профессиональный актёр должен тонко чувствовать её энергетику и уважительно относиться к сложившимся традициям. Предлагаем вам обзор актуальных примет артистов.

    А что за кулисами?

    театральные приметы

    В гримёрку к примам и известным актёрам стараются любыми способами проникнуть новички, чтобы впитать ауру «удачи и таланта» и переманить удачу

    Чего не любят артисты на репетициях

    Когда работы в театре завершены и актёры расходятся по домам, обязательно нужно оставить освещение на сцене.

    Суеверия про роли

    Кроме того, у каждого актёра существуют собственные приметы и ритуалы, которые они выполняют при исполнении ролей. Например, дебютируя в театре или кино, актёр должен запомнить, с какой ноги он вышел на сцену. Если роль была сыграна удачно, на сцену в дальнейшем нужно заходить именно с этой ноги. Если роль оказалась неудачной, то ногу нужно поменять.

    Не все артисты суеверны, но есть одна примета, которую все представители этой профессии стараются безоговорочно соблюдать: не рассказывать о творческих задумках. Чтобы не сглазить.

    Источник: http://sueveriya.ru/archives/21874

    Актерские приметы

    Примет и суеверий действительно очень много. Одни в них верят, а другие нет — это дело каждого. Однако существует такая, верная на все времена, поговорка: «Береженого Бог бережет», ведь кто знает, что таят в себе смешные на первый взгляд приметы.

    театральные приметы

    Известный факт, что приметы существуют в разных сферах жизни и в разных профессиях и актерская — не исключение. Более того, актеры, как правило, являются самыми суеверными и у них существуют приметы на все случаи в жизни и в работе.

    театральные приметыК примеру, одной из самых известных театральных примет считается, что сценарий ни в коем случае нельзя уронить. Однако если это все же произошло, то на него нужно сесть. И неважно куда он упал, будь то грязь, лужа или что-то другое. После того, как ритуальные действия были выполнены, неприятность Вас обойдет: слова не забудете и спектакль пройдет успешно.

    Никогда ни в одном театре Вы не увидите гримерку с номером 13. Это число актеры считают особенно неудачным и несчастливым. Для зрителей театр начинается с вешалки, а вот для актера — с гримерки. Именно гримерка — источник всех примет и суеверий, это святая святых. Туда нужно заходить только с левой ноги и никак иначе. Нельзя на дверь гримерки вешать разнообразные картинки и фотографии — они отнимают удачу. Если вдруг рассыпется грим — к неприятностям. Кроме того, актеры остерегаются того, чтобы кто-либо заглядывал в зеркало через их плечо. Казалось бы, что может быть странного в обычном кусочке мыла? Но и его нельзя давать своим коллегам — вместе с ним уйдет успешность в работе и даже здоровье.

    театральные приметыКонечно, щедра на приметы гримерка, но не отстает и сцена. Если по сцене прошел кот, то это сулит неудачу. При этом, если этот же самый кот пройдет по сцене во время спектакля, то все завершится большим успехом! Практически каждый актер знаком с такой приметой: найти на сцене гвоздь — к новой роли. С вниманием нужно относиться и к декорациям: считается, что использование живых цветов — к несчастью.

    Когда актер получает гонорар, он должен внимательно его тратить. Если на эти деньги окупается одежда или украшения, то стоит помнить, что их нельзя надевать до того, как пройдет премьера спектакля. Плохая примета — споткнуться на сцене. Иногда кажется, что актеры все, как на подбор, красавцы и красавицы. И это действительно так, но не потому, что некрасивые люди в театре не нужны, а потому, что они могут принести неудачу всей труппе. Свистеть в театре, как и в квартире, нельзя — не будет премьер, успешных спектаклей, да и вообще, успеха у всего театра.

    театральные приметыС большой осторожностью актеры относятся к так называемым «плохим» спектаклям: «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Вий» Гоголя и т.д. Далеко не каждый согласится играть в этих постановках потому, что они наполнены мистикой.

    Все мы часто видим в театре или по телевизору, как героев убивают или хоронят. На самом деле, очень сложно найти актеров, согласных на такие сцены. Именно в связи с этим появились свои особенные приметы и суеверия. Актер, перед тем, как лечь в гроб, должен положить под голову бутылку водки, а после съемок отдать ее друзьям, чтобы те выпили за его здоровье. При этом самому пить из этой бутылки нельзя.

    Источник: http://www.ikirov.ru/news/18988-akterskie-primety

    Театральные суеверия

    театральные приметыВ какой-то степени все люди подвержены суевериям, верят в приметы, выводят различные закономерности-знаки в повседневной жизни. Особо суеверными называют космонавтов, спортсменов и, конечно, актеров. Поэтому, если вы – начинающий актер или собираетесь на актерскую тусовку, не удивляйтесь, если:

    — вдруг вы вздумаете свистеть в гримерной, то вас из нее выгонят. Кроме того, вам необходимо будет покрутиться вокруг собственной оси (три раза), и лишь потом попробовать вернуться в гримерную (если вас, конечно, пустят).

    — увидите, как актер, обнаружив на своей одежде нитку, аккуратно снимет ее, трижды обнесет вокруг головы, а затем прицепит не воротник – это к новой сделке.

    — если во время репетиции вы не расслышите конца реплик. Да они просто не будут сказаны! Произнести свою последнюю реплику на репетиции – сорвать успех спектакля.

    Одной из самых страшных примет среди актеров считается уронить сценарий – это предвещает срыв спектакля или, как минимум, забытые слова роли. Действенный выход из такой неприятной ситуации демонстрируют артисты: на оброненный сценарий необходимо сесть, а затем, насидевшись и непременно взявшись за него рукой, встать.

    Особое внимание актеры уделяют своим гримерным. Во-первых, не в одном театре на двери вы не увидите номера «13». Во-вторых, с правой ноги туда просто запрещено входить. В-третьих, никаких картинок на стенах – актер потеряет удачу. Нельзя рассыпать грим, а также заглядывать в зеркало, когда происходит наложение косметики. И ни один актер не поделиться своим мылом, даже не просите, – побоится отдать свою удачу!

    На кон театра не принято выходить с живыми цветами: при декорировании гораздо охотнее используют искусственные. На сцене нельзя спотыкаться, зато просто необходимо найти гвоздь, хоть ржавый, хоть кривой – это к новой роли.

    Однако даже новым ролям можно радоваться не всем. Боятся актеры играть Гоголя и Булгакова, очень неохотно выступают с «Макбетом». Последний стараются не цитировать в театре вовсе, а «Песню ведьм» из этого спектакля никто не осмеливается напевать – актеры боятся вызвать нечистую силу.

    Крайне неохотно актеры соглашаются играть роли покойников, ложиться в гроб. Если без этого уж совсем никак, под голову актеру кладут бутылку водки, которую после спектакля труппа должна распить за здоровье несчастного. Несчастный же ни в коем случае не должен пить из этой бутылки, но присутствовать на мероприятии обязан. А выпить у него представится возможность: например, за успешную премьеру!

    Источник: http://clinic-virtus.com/teatralnye-sueveriya/

    Проклятые роли и прочие актерские приметы

    П редставители каждой отдельно взятой профессии имеют свои приметы, суеверия, по которым что-то непременно нужно, а что-то категорически запрещено делать. Не являются исключением в этом плане и актеры. Они, пожалуй, являются одними из наиболее суеверных людей. Да это-то и понятно: все они люди творческие, а, значит, очень впечатлительные и эмоциональные, психика их крайне подвижна, да и работа, несмотря на всеобщее мнение, очень и очень нелегкая. И иногда приходится такое делать, что без ритуалов и суеверий просто не обойтись.

    Одним из наиболее важных киношных ритуалов и, соответственно, примет является так называемая «тарелка», которую разбивают перед началом съемок о штатив камеры в первый день работы над новой картиной. На этой тарелке должны быть указаны фамилии всех тех людей, которые задействованы в работе над картиной (позже осколки от тарелки члены съемочной группы разбирают на сувениры). При этом обязательно нужно, чтобы тарелка эта разбилась с первого раза. В противном случае картине грозит провал. Нечто подобное, к слову сказать, существует и при спуске на воду нового корабля. Там также неразбившаяся бутылка сулит печальную участь судну.

    Нужно также отметить, что выход на сцену для каждого артиста – очень ответственный и важный момент, к которому они подходят со всей серьезностью. При этом правда, каждый артист имеет свою счастливую кулису: кто-то предпочитает выходить только справа, а кто-то исключительно слева. По всей видимости, связано это с тем, с какой именно кулисы человек вышел в день своего первого творческого успеха.

    Ни в одном театре нет гримерки с номером тринадцать, потому как данное число актеры считают особо несчастливым и неудачным. Кроме того, в гримерку нужно входить обязательно только с левой ноги, иначе артиста будут преследовать неудачи. Также категорически нельзя вешать на двери различные фотографии и картинки, поскольку считается, что они отнимают энергию. Одной из плохих примет считается рассыпавшийся на туалетном столике грим (это сулит неприятности), поэтому актеры очень тщательно следят за всеми своими коробочками и баночками. Помимо этого, актеры тщательно следят за тем, чтобы никто не заглядывал в зеркало через плечо, потому как таким образом можно лишиться не только удачи, но и здоровья. Категорически нельзя одалживать своим коллегам мыло, ведь вместе с ним можно отдать здоровье и успешность в творческой деятельности.

    театральные приметы

    На съемочной площадке категорически запрещено есть семечки – это обязательно приведет к провалу спектакля или фильма. Примечательно, что этому суеверию подвержены даже известные и успешные режиссеры, которым, казалось бы, бояться нечего. Так, к примеру, известный советский режиссер Георгий Данелия очень злился на Софико Чиаурели, свою двоюродную сестру и актрису, за то, что она постоянно приходила на съемочную площадку с семечками. И даже несмотря на то, что девушка отлично справилась со своей ролью, и картина «Не горюй» оказалась довольно успешной, больше режиссер ее не приглашал в свои фильмы.

    Неудачу сулит и кот, который прошел по сцене. В то же время, если этот же кот совершил подобный маневр во время спектакля, то спектакль этот просто обречен на успех. С большим вниманием необходимо относиться и к декорациям, ведь считается, что использовать живые цветы нельзя, поскольку это может привести к неудачам.

    Получив гонорар, актер должен очень внимательно относиться к тому, как его потратить. Если на эти деньги были приобретены украшения или одежда, то их ни в коем случае нельзя надевать до премьеры спектакля. Как правило, среди актеров и актрис нет некрасивых людей, поскольку считается, что они могут навлечь несчастья на всю труппу. В театре нельзя и свистеть, потому что это, как и в случае с квартирой, грозит отсутствием успешных премьер и спектаклей.

    Очень страшными последствиями грозит и падения текста сценария на землю или пол. Поэтому актеры стараются ни при каких обстоятельствах не выпускать бумаги из рук. Но если уж случилось так, что текст все-таки упал, каждый, даже начинающий актер, знает, что на него необходимо немедленно сесть, иначе можно лишиться роли.

    Запрещается актерам и смеяться на съемочной площадке. Считается, что если актерам весело, значит, зрителям будет совершенно не до смеха.

    Существует и еще одна примета, которая связана с режиссерами. Никто не имеет права садиться на режиссерский стул, иначе дело может закончиться серьезными проблемами и неприятностями.

    Удачным считается, если актер найдет на сцене гвоздь, а затем тайком забьет его где-нибудь за кулисами. Это сулит успешную актерскую карьеру и новые роли.

    И, пожалуй, самым страшным для любого актера считается сыграть смерть. Поэтому творческие люди придумали целый ритуал: после того, как сцена смерти снята, оператор не должен выключать камеру, чтобы актер успел посмотреть в объектив и показать язык. Тогда с ним в реальной жизни ничего плохого не случится.

    К слову сказать, в актерской среде существует и такое понятие, как «проклятые роли», которые обязательно приводят к трагическим событиям. Одной из таких проклятых ролей является роль Ивана Грозного – жестокого царя, погубившего в годы своего правления немало невинных людей. Эта роль погубила большое количество талантливых артистов. Так, к примеру, во время исполнения роли Грозного прямо на сцене умер актер МХАТа Николай Хмелев. Такая же печальная судьба была уготована и Евгению Евстигнееву, который едва усел сыграть образ Грозного в нескольких эпизодах в картине «Ермак». Снявшись всего в нескольких картинах, был убит Игорь Тальков. Его герой в одной из картин был убит (речь идет о фильме «Операция Люцифер», герой которого был застрелен). Самого актера застрелили спустя один год после съемок.

    Вообще необходимо отметить, что роль Ивана Грозного считается одной из самых опасных для актеров. Так, чудом удалось избежать смерти известному артисту Александру Михайлову, который получил главную роль в спектакле «Смерть Ивана Грозного». Когда актер узнал о том, что ему предстоит сыграть, то пришел к художественному руководителю театра с просьбой убрать слово смерть из названия. Однако тот выполнить эту просьбу отказался. В итоге у Михайлова после нескольких спектаклей пошла кровь горлом, и его еле успели довезти до Института Склифосовского. Затем был долгий период лечения и реабилитации, потеря почти двадцати килограммов веса, полгода в больнице. Когда Михайлов вернулся в театр, худрук согласился убрать слово смерть, и пьеса стала называться просто «Иван Грозный». Однако и позже перед выходом на сцену Михайлов трижды читал «Отче наш» и просил благословения у Бога. Если же артист забывал об этом, то у него пропадал голос и отнималась левая рука.

    Кроме того, считается, что смерть обязательно настигнет тех актеров, герои которых погибали в киношном мире. Так, к примеру, Василий Шукшин скончался вскоре после смерти его героя в картине «Калина красная». В начале лета 1980 года состоялась премьера Пушкинских «Маленьких трагедий», в которой главную роль сыграл известный поэт, бард и актер Владимир Высоцкий. Его герой погибает от каменного рукопожатия Командора. А спустя почти два месяца не стало и самого Высоцкого.

    Подобные суеверия существуют не только среди отечественных актеров. Они присущи и западным. Так, к примеру, одно из американских интернет-изданий опубликовало список знаменитостей, чьи роли в кино стали для них роковыми. В некоторых случаях эти роли можно считать просто проклятием. Одним из лучших примеров в данном случае может служить личная и творческая судьба актрисы Линды Блэр. После того, как актриса сыграла роль девочки, в которую вселилась нечистая сила (картина «Изгоняющий дьявола»), ей стали предлагать исключительно роли девочек-изгоев. Во взрослый период своей жизни Линде удалось сняться лишь в не слишком успешных картинах, да и с личной жизнью все было не в порядке. По словам самой актрисы, после роли в «Изгоняющем дьявола» люди стали ее просто бояться.

    В некоторых случаях актер настолько срастается с ролью, что ему просто больше не предлагают никаких значимых работ, потому как зрители хотят видеть уже полюбившегося героя, а не кого-либо нового. Самым лучшим примером в данном случае может выступить актер Марк Хэмилл, который сыграл в «Звездных войнах» Люка Скайуокера. В отличие от Харрисона Форда, которому съемки в этой же картине пошли лишь во благо, Хэмилл лишь потерял. Его практически больше не снимали в большом кино, поэтому актер был вынужден светиться в сериалах, озвучивать компьютерные игры. По мнению некоторых американских критиков, подобная участь может ожидать и Роберта Паттинсона, который сыграл одну из главных ролей в вампирской саге «Сумерки». Недавно на экраны вышел новый фильм с его участием (картина «Милый друг» по произведению Ги де Мопассана). Зрители могут убедиться в том, что молодому актеру очень трудно преодолеть тот готический образ, который прославил его в прошлом.

    Иногда актерам до конца своей творческой карьеры приходится преодолевать тот имидж, который был создан ими же в предыдущих своих работах Это касается Шона Коннери, сыгравшего Джеймса Бонда (на некоторое время актер сумел преодолеть образ супергероя, но это не мешает зрителям и сейчас считать его Бондом №1 в мире), Энтони Перкинса, сыгравшего роль психопата в картине «Психо».

    В советском кинематографе также можно найти немало примеров таких роковых ролей. Так, Фаина Раневская, согласно рассказам современников, постоянно слышала за спиной фразу «Муля, не нервируй меня», которую произнесла одна из ее героинь в картине «Подкидыш». Существует даже история о том, что эту же фразу сказал ей и Брежнев, когда вручал орден.

    Александр Збруев сыграл огромное количество самых разнообразных ролей в кино, однако его ассоциировали исключительно с персонажем из картины «Большая перемена» Ганжой. Такая же судьба постигла и Александра Демьяненко, которого, несмотря на обилие замечательных ролей, ассоциировали исключительно с Шуриком из «Операции «Ы»».

    Леонид Броневой для многих зрителей остался до конца жизни Мюллером, Владимир Высоцкий – Жегловым, а такие замечательные актеры, как Рина Зеленая, Савелий Крамаров и Валерий Носик – на всю жизнь заслужили репутацию героев эпизодов.

    Подобные трагически судьбы заставляют многих актеров задуматься, стоит ли играть ту или иную роль, верить ли во все актерские суеверия или воспринимать их понарошку. Верить или нет – это сугубо личное дело каждого актера, но не стоит забывать одну известную поговорку – «Береженного Бог бережет», ведь никому не дано знать, что на самом деле таят в себе смешные и несуразные на первый взгляд приметы.

    Источник: http://tainy.net/45174-proklyatye-roli-i-prochie-akterskie-primety.html

    Читайте также:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *