Что вспоминал Васютка? как прислушивался к лесным звукам, о чём разговаривал с лесными жителями, литература — чьи слова приметы вспоминал васютка

23.10.2019

именно *родной*) *************(я не помню какое тут слово-глагол) историй иль сказаний ,а может размышляю я под властью заклинаний ? Если кто — то знает пожалуйста напишите даже если вы не уверенны P.S. заранее спасибо просто мне не у кого спросить

что вспоминал Васютка? как прислушивался к лесным звукам, о чём разговаривал с лесными жителями?

чьи слова приметы вспоминал васютка

Васютка вспоминал о друзьях, школе и родных.Вспоминал,как учили ориентироваться в лесу, по каким приметам находить дорогу.

«Васютка долго стоял прислушиваясь.Тук-тук-тук, тук-тук-тук… — билось сердце. «

Разговаривал с кедровкой так :»ну что смотришь? слетала бы к родным сказала бы, что я заблудился»

Другие вопросы из категории

Следуюшее задание.
2)Используя краеведческую литературу, подготовте сообщение об одном из водоёмов (Пензы). Запишите сообщения.Укажите источники информацыи.

Читайте также

1. Мало двигается
2. Когда я прихожу — она не гавкает
3. Все время лежит и не ходит
4. Когда с ней гуляю, она все время проситься домой
СКАЖИТЕ ЧТО ЭТО С НЕЙ ТАКОЕ?? СТАРОСТЬ ИЛИ БОЛЕЗНЬ КАКАЯ?

на своё хобби .Я пыталась и вот что получилось :
Нежная и . нужно подобрать слово
Красивая брюнетка
Добрая и милая женщина с карими глазами
Трудолюбивая и любит готовить

именно *родной*) *************(я не помню какое тут слово-глагол) историй иль сказаний ,а может размышляю я под властью заклинаний ? Если кто — то знает пожалуйста напишите даже если вы не уверенны P.S. заранее спасибо просто мне не у кого спросить

арата nikon d3200 на комп Windows xp фотографии. подключила юсб кабель, он что-то начал устанавливать, а потом написал надо подключиться к интернету и в добавок высветится что приложение может работать неправильно и высветится что обнаружил вирус какой-то непонятный

В лесу Небольшая дорожка вела нас через свежескошенный луг, и мы вволю налюбовались веселым полевым пейзажем. Как только мы вошли в лес, внимание наше привлек незнакомый нам доселе знак, вырубленный на сосне. Он напоминал изображение оперенной стре- лы, длиной не менее полутора-двух метров, так что оперение охва- тывало ствол во всю его ширину. Приглядевшись к одной из сосен, мы увидели, что у нижнего конца стрелы там, где положено быть наконечнику, прикреплен к дереву железный колпачок, наполненный белой массой, похожей на топленое масло. Тогда память подсказала читанное в ученых книгах и даже стихах небезызвестное слово «живица». Сегодня сосна оказалась с таким же фантастическим значком, и третья, и четвертая. Всмотревшись в неясную далекую глубину бора, мы увидели, что все сосны, как одна, несут на себе изображение огромной стрелы. Сквозь сосны вскоре проглянули невысокие постройки, и мы, пред- варительно спросив у продавщицы магазинчика, сидевшей на зава- линке у своего сельпо и щелкавшей тыквенные семечки, очень скоро нашли технорука. Это был молодой мужчина невысокого роста, с малозаметными усиками, в простой, в полоску, рубахе с резинка- ми на рукавах, в шевиотовых брюках, заправленных в валяные са- поги. Звали его Петр Иванович. Он, извиняясь за свой внешний вид, сообщил нам, что весной застудил ноги и теперь вынужден даже в жару ходить в валенках. Рассказывая, он незаметно подвел нас к домику и, смущаясь, пригласил войти. В комнате с высокой дощатой перегородкой, сплошь увешанной плакатами и картинками с видами леса, нас встретила молодая красивая хозяйка, с черными до блеска волосами и ярко-голубыми глазами. На ней было скром- ное ситцевое платье с какими-то замысловатыми разводами совер- шенно непонятного цвета. Не успели мы как следует поздороваться с ней, как она уже поставила на стол большое деревянное блюдо с вареными грибами, чашку с печенным в золе картофелем, кваше- ную капусту, моченые яблоки, молоко, хлеб. 5-9 класс другой ответов 1

Источник: http://literatura.neznaka.ru/answer/170007_cto-vspominal-vasutka-kak-prislusivalsa-k-lesnym-zvukam-o-cem-razgovarival-s-lesnymi-zitelami/

Что помогло Васютке выжить?

чьи слова приметы вспоминал васютка

Что помогло Васютке выжить в лесу? Это можно узнать прочитав рассказ «Васюткино озеро» Астафьева.

Что помогло Васютке выбраться из тайги?

Васютка 5 дней ходил в тайге, он прошел 60 км. Но благодаря своему мужеству, Васютка вышел из леса победителем. Выжил, потому что не пал духом, потому что верил в себя.

Но больше всего помогли Васютке выдержка, выносливость и самообладание, не дававшие ему опускать руки, терять надежду. Мальчик с честью выдержал испытание.

Васютка сумел выжить благодаря тем навыкам, которые сам знал и благодаря тем советам, которые ему когда-то давали взрослые.

Что помогло выжить Васютке?
Приобретенные навыки и умения«В свои тринадцать он уже много умел. Стрелял он и уток,и куликов, и куропаток, но глухаря подстрелить ему еще не удавалось».

Умел разжечь костер даже в дождь

Добыть и приготовить дичь

Ориентировался по зарубинам и пометкам на деревьях

Умел без компаса определить стороны света

Знал особенности эха в лесу

Знал, как сберечь в тайге припасы от грызунов

Знал, как подготовить в лесу теплое место для ночлега

Знал приметы погоды

Умение преодолеть растерянность и страх в самом себеУмение вспомнить и оценить советы взрослых, знание таежных законов:Не расходовать зря патроны.

Не съедать припасы все сразу

Вспомнить в самую страшную минуту слова отца и деда: «Тайга хлипких не любит», «Природа не любит слабых и трусливых» Эти слова придали ему сил.Собственные догадки:«Откуда все же взялась в озере речная рыба?», «А если озеро проточное и из него вытекает речка, она … приведет …к Енисею».

«Стал складывать в костер дрова: догадался, что у костра скорей его заметят»

Стал стрелять из ружья, чтоб выстрелы привлекли внимание людей на рыбосборочном катере.Умение оценить знания и наблюдения рыбаковРечная рыба водится только в проточных озерахЗнание приметТайга для Васютки – открытая книга. Он сумел прочитать эту книгу, и она указала мальчику выход из тупика.

Умел по деревьям определять направления (север-юг,…) «Он знал, что лучше идти на север, а не на юг, где километровая тайга без конца и без края».

Найти по типу леса реку.

Знал, что лиственный лес обычно тянется по берегам Енисея.

Знал, что стебли травы среди мха, мелкий кустарник свидетельствуют, что где-то вблизи водоем (болото, озеро)

Знал, что свидетельствует о близости реки в тайге

Васюткино озеро – отражение души подростка, чистой, глубокой, щедрой. Не мог он погибнуть в тайге: как лесное озеро питают реки и речушки, сама мать Тайга и батюшка Енисей, так и Васютку спасает опыт взрослых людей, вера, надежда, приобретенные знания и любовь — любовь к своим родителям, к природе, к Родине.

Теперь Вы знаете что помогло Васютке выжить в тайге, и понимаете что нужно делать в похожей ситуации.

Источник: http://kratkoe.com/chto-pomoglo-vasyutke-vyizhit/

Какие советы и приметы помогают Васютке? Какие пословицы он вспоминает Рассказ Астафьево Васюткино озеро

чьи слова приметы вспоминал васютка

Васютке помогают советы отца и дедушки. Он делал засечки на деревьях- это ему подсказал отец

Другие вопросы из категории

«О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?

Варианты ответа:
а- владимир мономах
б-петр первый
в- иван грозный
г- борис годунов

План
I. Вступление (Можно рассказать не много о писатели или об истории написание рассказа)
II.Жилин и Костылин сравнение поведение героев в одинаковых ситуациях.(+ подпункты)
1.Портрет (найти в рассказе описание героев).
2.Отношение к окружающим.
3.Взаимноотношение героев.
4.Отношение к природе.
III.Заключение. Высказать свое мнение,сделать вывод.
Помогите плиззззззззззз. Зарание Спасибо!

Читайте также

Часть 1. Произведения, которые ты прочитал.

1. Занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях:

а) сказка;
б) повесть;
в) рассказ.

2. Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл:

а)стихотворение;
б) басня;
в) сказ.

3. Стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание, с острым, напряжённым сюжетом:

а) сказка;
б) басня;
в) баллада.

4. Небольшое повествовательное произведение, объединённое сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов:

а) сказ;
б) рассказ;
в) сказка.

5. Вид эпического произведения (средняя форма), в котором рассказывается о людях, событиях, больше рассказа, но меньше романа:

а) повесть;
б)стихотворение;
в) баллада.

6. Жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора:

а) сказ;
б) баллада;
в) рассказ.

7. Литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене театра:

а) повесть;
б) рассказ;
в) пьеса.

Часть 2. Знаешь ли ты литературоведческие термины?

8. Иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты:

а) аллегория;
б) антитеза;
в) анализ.

9. Исследовательское прочтение художественного текста:

а) аллегория;
б) антитеза;
в) анализ.

10. Противопоставление образов, картин, слов, понятий:

а) аллегория;
б) антитеза;
в) анализ.

11. Событие, знаменующее начало развития действия в эпических и драматических произведениях:

а) кульминация;
б) завязка;
в) развязка.

12. Момент наивысшего напряжения в художественном произведении:

а) кульминация;
б) завязка;
в) развязка.

13. Один из элементов сюжета, заключительный момент в развитии действия в художественном произведении:

а) кульминация;
б) завязка;
в) развязка.

14. Переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому:

а) сравнение;
б) метафора;
в) эпитет.

15, Изображение одного явления с помощью сопоставления с другим:

а)сравнение;
б) метафора;
в) эпитет.

16. Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным:

а) сравнение;
б) метафора;
в) эпитет.

Часть 3. Узнай героя литературного произведения по портрету (описанию внешности).

17. «Белолица, черноброва, / Нраву кроткого такого»:

а) мачеха;
б) молодая царевна;
в) Василиса Прекрасная.

18. «В чертах усталого лица / Всё та ж покорность без конца»:

а) бурлак из поэмы Н. А. Некрасова «На Волге»;
б) полковник из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»;
в) ловчий из басни И. А. Крылова «Волк на псарне».

19. «. Мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рождения»:

а) Степан из сказа П. Бажова «Медной горы Хозяйка»;
б) Герасим из рассказа И.С. Тургенева «Муму»;
в) Иван-царевич из русской народной сказки «Царевна-лягушка».

20. «. Был молчаливый, недоверчивый. отвечал сердитым басом. »:

а) Никита из рассказа А. П. Платонова;
б) Васютка из рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро»;
в) Филька из сказки К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб».

Часть 4. Внимательный ли ты читатель?

21. Какого героя нет в сказке «Царевна-лягушка»:

а) чудо-юдо;
б) Ивана-царевича;
в) Василисы Прекрасной.

22. В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» на следующий день после боя русская армия была готова:

а) отступить;
б) продолжить бой;
в) укрепить свои позиции.

23. В сказке К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб» Филька понял, что совершил отвратительный, злой поступок, когда:

а) обидел коня;
б) усилился мороз;
в) услышал рассказ бабушки.

24. Герой рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник», русский офицер Жилин, находясь в плену у татар:

а) постоянно думал о побеге;
б) тосковал, скучал и ждал выкупа;
в) не надеялся на удачное освобождение.

25. Какие слова деда и отца вспомнил Васютка, герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро», заблудившись в тайге:

а) «С тайгой надо дружить!»;
б) «Тайга хлипких не любит!»;
в) «В тайге одному делать нечего!».

Критерии оценки:
«5» — в работе допущено не более 1 ошибки;
«4» — в работе допущено 2-4 ошибки;
«3» — в работе допущено 5-10 ошибок;
«2» — в работе допущено более 10 ошибок.

РЕШИТЕ ЧТО МОЖЕТЕ . ☺

пожалуйста помогите! выберу лучший.

Источник: http://russkij-yazyk.neznaka.ru/answer/1540947_kakie-sovety-i-primety-pomogaut-vasutke-kakie-poslovicy-on-vspominaet-rasskaz-astafevo-vasutkino-ozero/

В. П. Астафьев, слово о писателе. Автобиографический характер повести «Васюткино озеро», сюжет рассказа, его черты. Поведение мальчика влесу, действенность и естественность его поступках в исключительных обстоятельствах

НазваниеВ. П. Астафьев, слово о писателе. Автобиографический характер повести «Васюткино озеро», сюжет рассказа, его черты. Поведение мальчика влесу, действенность и естественность его поступках в исключительных обстоятельствах
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипРассказ

www.dopoln.ru >География >Рассказ

Тема В.П.Астафьев, слово о писателе. Автобиографический характер повести «Васюткино озеро», сюжет рассказа, его черты. Поведение мальчика влесу, действенность и естественность его поступках в исключительных обстоятельствах.
Цель: Знакомство с творчеством В.П.Афанасьева (Биографическая основа рассказа). Обучение анализу прозаического текста. Развитие навыков устного словесного рисования. Комментированное чтение текста. Развитие навыков самостоятельной работы с текстом. Рассмотреть, как раскрываются взаимоотношения человека и природы в повести.

  1. Слово учителя. Эпиграф
  2. Краткий обзор биографии Виктора Петровича Астафьева

«… Родился я неподалеку от Красноярска, в ночь на второе мая 1924 года, в селе Овсянка, жители которого носят убийственное прозвище – гробовозы… Сказка про гробовозов была первым художественным произведением, узнанным мной в жизни…»

Далеко не каждый писатель отважится так начать рассказ о себе. Как часто знаменитые люди повторяют громким голосом: « . мои земляки. моя деревня!» — и так редко помнят об этом на самом деле, от души. Виктору Астафьеву не нужно доказывать свою любовь, она и так слышна.

Ему досталась нелегкая судьба – как и всему русскому народу. Мальчику было семь лет, когда утонула мать, Лидия Ильинична. Её он любил безгранично. Только заботами бабушки было скрашено одинокое сиротское детство. Однако, довелось Вите быть беспризорником, узнать, что такое детский дом.

Из родных мест ушёл году на фронт, сражался, был тяжело ранен. Вернулся, стал писателем.

В послевоенные годы пришлось сменить будущему писателю много профессий. В 1951 году он становится сотрудником газеты «Чусовой рабочий», где был опубликован его первый рассказ. Это и стало началом его творческой биографии.

Я надеюсь, ребята, что вы заинтересовались произведениями В. Астафьева, его личностью, стремящейся к правде.

Под стать сибирским богатствам и просторам и талант писателя. Он создал много книг о войне, о мире, о детях, о природе, и каждая из них пропитана радостной музыкой человеческой души. Произведения, вышедшие из-под пера писателя, хорошо известны в нашей стране и за рубежом.

Это многочисленные рассказы и повести: «Перевал», «Стародуб», «Звездопад», «Пастух и пастушка», «Царь-рыба». В.П. Астафьев – искренний и правдивый писатель. В подтверждение этому обратимся к словам А.Михайлова: « … хочется сказать, что он … много испытал и выстрадал, прежде чем попытался рассказать о пережитом, о виденном».
Вывод (слово учителя): Вот с такой душой рождены все его многочисленные книги: повесть о голодном, несправедливом детстве «Кража», книга о войне, названная неожиданно «пастух и пастушка» и самый первый рассказ для детей «Васюткино озеро».
Учитель обращается к выставке книг по творчеству Астафьева.

— Судьба рассказа очень любопытна.

Рассказ учителя (автобиографический).

Работа с кроссвордом.

Работа с текстом.
Викторина «Самый внимательный читатель»

  1. Почему стала плохо ловиться рыба?
  2. На какой реке происходили события?
  3. Сколько рыбы вытаскивали рыбаки за одну тоню в сутки?
  4. Чем снабжал Васютка рыбаков?
  5. почему мать заставила Васютку взять в тайгу хлеба?
  6. Что такое затесь?
  7. Какую птицу первой увидел мальчик?
  8. Стрелял ли в нее Васютка?
  9. Как Васютке удалось отвлечь внимание глухаря?

10.Сколько, по его мнению, весил пойманный глухарь?

11. Когда Васютка понял, что заблудился?

12. О чем пожалел мальчик после того, как зажарил глухаря?

13. Сколько патронов осталось у Васютки, после того, как он выстрелил в воздух?

14. По каким признакам мальчик определил, что выходит к воде?

15. За чем наблюдал Васютка, ночуя у костра?

16. Почему удивился Васютка, увидев в озере рыбу?

17. Как Васютка выбрался к реке?
Вывод: Вижу, что Вы внимательно и добросовестно прочитали данную повесть, так как отвечали на вопросы правильно и быстро.

— давайте поделимся впечатлениями о прочитанном:

  • Понравился ли вам рассказ?
  • Что больше всего запомнилось?
  • Что заинтересовало?
  • Происходили ли с вами подобные ситуации?

Беседа по тексту:

  1. Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил, что заблудился? (Разговаривал в слух, подбадривал себя «ать два», ругался на глухаря)
  2. Чьи слова он вспомнил, когда ему стало плохо? (слова отца и дедушки: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит»)
  3. Что он сделал в первую очередь? (Стал вспоминать все, чему его учили, что знал из рассказов охотников; развел костер)
  4. Как он приготовил себе еду? (яму выкопал, положил птицу, сверху головни насыпал, присыпал мхом, золой)
  5. В чем укорил себя Ванютка? (В том, что соли не взял)
  6. Какие черты характера обнаружились в мальчике? (Терпеливый, внимательный, наблюдательный, смелый, умный)

Словарная работа

— Давайте обратим внимание на слова и выражения, характерные для стиля В. Астафьева:

  • Таинственный шорох в глубине потемневшего леса,
  • Упал с вылежни,
  • Отрешенно подумал,
  • Хлипких не любит,
  • Пучок сухого мха-бородача,
  • Монотонно зудя, пылающие головни,
  • Затеси.

Работа в группах:

I группа: Как и почему относился Васютка к окружающей его фегуне?

1. Убивал дичь как любой охотник, чтобы прокормиться.

2. Заботился о том, чтобы прокормить других.

3. Воспринимал животных, как равных (сердился на кедровку, разговаривал с белкой)

Это говорит о том, что мальчик хорошо знает жизнь животных, наблюдает за ней.
II группа: Поведение Васютки в лесу.

  1. Вспоминает чему его учили.
  2. Народные приметы.
  3. Навыки, полученные в общении со взрослыми пригодились ему.
  4. Не растерялся, был умным, смекалка.

III группа: Мысли и чувства Васютки, которые помогли ему сделать правильные выводы и выбраться к реке.

  1. Мальчик постоянно размышляет, думает, ищет.

^ Комментированное чтение эпизода (Пейзажная зарисовка)

— Давайте (про себя) прочитаем описание тайги

— Что вы сейчас прочитали? (описание природы)

— как по другому можно назвать (пейзаж)

-Какое значение у слова «пейзаж» мы можем найти в словаре литературных терминов?

Из словаря зачитывают:

Пейзаж – картина природы, имеющая различное художественное значение в зависимости от стиля автора. В реалистической литературе значение пейзажа таково: он изображает реальную обстановку, в которой разворачивается действие, им подчеркивается или оттеняется душевное состояние персонажей, характер происходящих событий.

Просмотр слайдов.

  1. Почему тайга показалась Васютке «молчаливой, равнодушной»? (как темное море, небо тянулось далеко-далеко, облака то редкие, то густые, зеленое море).
  2. Почему она напомнила Васютке море? (лиственный лес обычно тянется по берегам реки, но кругом темный сплошной хвойник)
  3. Как автор усиливает мрачность пейзажа? (тайга глухая, угрюмая, «Енисей, видно и тот затерялся в глухой, угрюмой, тайге», Васютка почувствовал себя маленьким и крикнул с тоской и отчаянием:

— Эй, мамка, папка, дедушка, заблудился я.

4. Какие слова автор использует при описании тайги ? (облака спрессованной ватой)

5. Как и почему почувствовал себя мальчик в этот момент? (задумался, руки делали свое, а в голове вопрос «Куда идти?», боялся осени, ведь уже конец августа).

6. Какое впечатление производит этот пейзаж? (как бы и на стороне Васютки, но и обманывает его, испытывает).

7. Какую, по-вашему цель ставил автор при создании этого пейзажа?

Источник: http://www.dopoln.ru/geografiya/201590/index.html

Конспект урока на тему «В.П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу»

Тема урока:

В. П. Астафьев. Слово о писателе.

«Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу.

Цели:

1. Познакомить учащихся с детством В.П.Астафьева.

2. Пробудить интерес к личности, произведениям писателя, местам, которые он изображает.

3. Совершенствовать речевые умения путем пересказа художественного произведения.

4. Развивать умение высказывать свое мнение о прочитанном.

5. Обеспечить развитие у школьников умения работать с источниками информации (с книгой, с рассказом товарища), составлять тезисы.

6. Развитие воображения и творческой активности школьников.

7. Помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью.

8. Вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей.

ТИП УРОКА: ознакомление с новым материалом.

Использованы педагогические технологии:

— технология групповой работы;

Методы урока: интерактивный: взаимодействие в режиме диалога.

Форма организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.

Возрастная категория: 5 класс.

Учебник: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 5 кл.: Учеб.-хрестоматия: В 2 ч. М.: Просвещение, 2012.

Средства наглядности: иллюстрации, текст, презентация.

Оборудование: проектор, экран.

Место урока: первый урок по данной теме.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему «В.П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу» »

В. П. Астафьев. Слово о писателе.

«Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу.

1. Познакомить учащихся с детством В.П.Астафьева.

2. Пробудить интерес к личности, произведениям писателя, местам, которые он изображает.

3. Совершенствовать речевые умения путем пересказа художественного произведения.

4. Развивать умение высказывать свое мнение о прочитанном.

5. Обеспечить развитие у школьников умения работать с источниками информации (с книгой, с рассказом товарища), составлять тезисы.

6. Развитие воображения и творческой активности школьников.

7. Помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью.

8. Вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей.

ТИП УРОКА: ознакомление с новым материалом.

Использованы педагогические технологии:

технология групповой работы;

Методы урока: интерактивный: взаимодействие в режиме диалога.

Форма организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.

Возрастная категория: 5 класс.

Учебник: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 5 кл.: Учеб.-хрестоматия: В 2 ч. М.: Просвещение, 2012.

Средства наглядности: иллюстрации, текст, презентация.

Оборудование: проектор, экран.

Место урока: первый урок по данной теме.

Организационный момент. Разговорная пятиминутка:

Мотивация обучающихся и целеполагание.

Создание проблемной ситуации.

Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на эти картины. (Показ слайдов 1-6: тайга, Сибирь, Овсянка Красноярский край, Енисей, глухарь, белая рыба). Как вы думаете, ребята, какое они отношение имеют к нашему уроку?

Дети: Сибирь, Овсянка Красноярский край, Енисей связаны с именем Виктора Петровича Астафьева, тайга – место действия рассказа «Васюткино озеро», глухарь, белая рыба – герои этого рассказа.

Формулировка темы и цели урока обучающимися. Учитель: Правильно, скажите, пожалуйста, что мы с вами будем изучать сегодня на уроке и какие цели мы должны перед собой поставить?

Дети: тема урока – В. П. Астафьев, его биография. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу. Цель: узнать о жизни и творчестве писателя и дать характеристику главному герою.

Деятельность обучающихся по усвоению новых первичных знаний и выработке новых умений.

Учитель: Откройте, пожалуйста, ваши тетради и запишите число и тему нашего урока. (Слайд 7)

Совсем недавно ушёл из жизни В.П. Астафьев. Он родился в Красноярском крае, в селе Овсянка, что на реке Енисее. (Слайд 8)

К самому берегу подступает вековая тайга. В.П. Астафьев писал: «Землю люблю свою и не устаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и доброте …. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой». (Слайд 9)

Под стать сибирским богатствам и просторам и талант писателя. Он создал много книг о войне, о мире, о детях, о природе, и каждая из них пропитана радостной музыкой человеческой души. Произведения, вышедшие из-под пера писателя, хорошо известны в нашей стране и за рубежом. Это многочисленные рассказы и повести: «Перевал», «Стародуб», «Кража», «Звездопад», «Пастух и пастушка», «Последний поклон», «Царь-рыба». (Слайд 10)

А жизнь великого сына земли красноярской была нелёгкой. Об этом нам расскажут девочки.

Сообщения учащихся.

1) Астафьев вырос в детском доме, учился в ремесленном училище, воевал. Вот что напишет в «Биографической справке о себе писатель: «Родился я 1 мая 1924 года в с. Овсянка. Все, кто ездил или собирался поехать из Красноярска в Дивногорск, никак не минуют моего родного села. Село расстроилось, сделалось почти что пригородом. Но есть ещё приметы, невиданные стороннему глазу и ведомые мне: лишь только скатится автобус по немыслимо крутому, извилистому спуску к речке Большой Селезнёвке, в её устье чуть заметен будет травянистый бугорок – здесь стояла когда-то водяная меленка, построенная моим прадедом.

Кругом живут родичи или близкие сердцу односельчане, всё напоминает детство, а красота наших мест: горы, Енисей, тайга всё не перестают манить, волновать и восхищать меня»

2) Виктор Петрович Астафьев прожил трудную и счастливую жизнь. Детство его – труднее не придумать. Мальчику было всего 7 лет, когда в Енисее утонула его мать Лидия Ильи’нична. «Если бы мне надо было повторить жизнь – я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями, победами и поражениями, восторгами и горестями утрат. И лишь одно бы я попросил у своей судьбы – оставить со мною маму. Её мне не хватало всю жизнь…

Берегите матерей, люди! Берегите! Они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не может! Говорит это вам человек, который имеет право на доверие , — он пережил свою мать…»

1) Начало литературного пути Астафьев отсчитывает с первых послевоенных лет – с рассказа о войне «Гражданский человек». В 1953 году вышел первый сборник В.Астафьева «До будущей весны».

2) В.П. Астафьев прожил долгую жизнь, почти 80 лет, творя добро, призывая нас к тому же. В ноябре 2001 года перестало биться сердце этого замечательного художника слова. Но он будет жить. Пока мы читаем его произведения. (Слайды 11-15)

Учитель: В основе произведений Астафьева история его собственной жизни.
«. думал я, думал, и вышло, что мне надо рассказывать о своих земляках, в первую голову о своих односельчанах, о бабушке и дедушке и прочей родне. Они были интересны мне и любимы мной такими, какие они есть на самом деле». (Слайд 16)

Одним из самых интересных рассказов для детей — «Васюткино озеро». (Слайд 17) Он написан в 1956 году. Сейчас мы познакомимся с историей его создания.

Сообщение ученика о предыстории рассказа «Васюткино озеро».

До войны в детском доме он написал сочинение о любимом озере, где ловил рыбу, где впервые познал счастье общения с природой. Сочинение похвалил строгий учитель. Вот как об этом говорит будущий писатель: «С тайным волнением ждал я тетрадей с сочинениями. Многие из них учитель ругательски ругал за примитивность изложения, главным образом за отсутствие собственных слов и мыслей. Кипа тетрадей на учительском столе становилась всё меньше, и скоро там сиротливо заголубела тоненькая тетрадка. «Моя!» Учитель взял её, бережно развернул – у меня сердце замерло в груди, жаром всего пробрало. Прочитав вслух моё сочинение притихшему классу, Игнатий Дмитриевич поднял меня с места. Долго, пристально вглядывался и наконец молвил редкую и оттого особенно дорогую похвалу: «Молодец!»

В перемену Игнатий Дмитриевич сказал мне, что поместит моё сочинение в школьном рукописном журнале».

Астафьев не забыл своё школьное сочинение и позже написал рассказ «Васюткино озеро».

Учитель: Действительно, «Васюткино озеро» — это автобиографический рассказ, появился из школьного сочинения «Жив!» в 1956 году. Автор вспоминает о нескольких днях, проведённых в тайге, когда он заблудился. То есть рассказ «Васюткино озеро» основан на реальных событиях жизни автора.

Запишем в тетради этот термин: Автобиографичность – свойство художественного произведения отражать реальные события жизни автора. (Слайд 18)

Первичное закрепление умений по использованию на практике новых знаний.

Учитель: А теперь вспомним содержание этого рассказа.

(Работа с текстом рассказа «Васюткино озеро». Аналитическое чтение. Беседа.)

— Кто главный его герой? Сколько ему лет?

— Почему Васютка отправился в тайгу? Отчего ему было скучно? (Слайд 19).

— Что дала ему мать перед дорогой и каковы были её напутственные слова?

Посмотрим диалог, матери и сына, подготовленный ребятами (инсценировка диалога):

— К ученью надо готовиться, а ты в лесу пропадаешь.

— Чего ты, мамка? Орехи кто-то должен добывать? Должен. Охота ведь рыбакам пощёлкать вечером.

— «Охота, охота»! Надо орехов, так пусть сами ходят. Привыкли парнишкой помыкать да сорить в избе… Ты от затесей далеко не отходи — сгинешь. Хлеба взял ли с собой?

— Да зачем он мне? Каждый раз обратно приношу.

— Не разговаривай! На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать.

-Почему мать так говорит?

-Каков старинный порядок? (Идёшь в лес – бери еду, бери спички.)

-Почему Васютка не стал спорить?

-Как сначала себя чувствовал Васютка в тайге? Найдите в тексте. Зачитайте. (стр.122)

-Почему Васютка спокойно шёл по тайге? ( Знакома, не раз бывал, следил за затесями)

-Почему Васютка разговаривал в тайге вслух?

Молодцы, ребята. Сейчас посмотрите на иллюстрации по рассказу «Васюткино озеро», сделанные вами. Какие эпизоды изображены на них?

— Итак, по вашим иллюстрациям и рассказам мы узнаем, что Васютка попал в беду, почему? (Слайд 20) (Увлёкся охотой за глухарём. Нарушил наказ матери и потерял затеси.)

— В какой момент Васютка понял, что заблудился? («Где же затеси?»)

— Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил что заблудился?

— А потом он увидел истлевшую тушку птицы, муху, попавшую в паутину.

«Васютка ещё не знал, что страшное в жизни начинается очень просто».

-О чём он подумал? Какое мысленное сравнение пришло ему в голову?

(Муха – пленница паука, а он сам – пленник тайги.)

-Страшно ли было Васютке? Почему?

(Да, ведь он знал много случаев, когда взрослые погибали, оказавшись один на один с тайгой. Чувство страха свойственно всем людям. Не надо его стыдиться, надо стараться перебороть страх, найти выход.)

— Чьи слова Васютка вспомнил, когда ему стало плохо? Что это за слова? Объясните их смысл. (Тайга наша кормилица, хлипких не любит)

— Что он сделал в первую очередь? О чём это свидетельствует? (Решил, что надо взять себя в руки, «перво- наперво надо развести огонь. Собрал сухие ветки, сорвал пучок сухого мха-бородача, сложил всё в кучу и поджёг. Запасся на ночь дровами.)

— Как мальчик приготовил себе еду?

— В чём укорил себя Васютка, когда начал ужинать?

-Что сделал, поев? (Сложил остатки еды в мешок, повесил его на сук, чтобы мыши или кто-нибудь ещё не добрался до харчей, перенёс в сторону костёр, убрал все угольки, набросал веток с хвоей, мху и лёг, укрывшись телогрейкой)

— О чём говорит такое поведение мальчика в тайге?

-Расскажите, как прошла первая ночь Васютки в тайге?

— Какие черты характера обнаружились в мальчике?

-На следующий день произошла ещё одна встреча мальчика с миром природы. С кем? Почему Васютка разговаривал с белкой? (Слайд 21)

-На основании поведения Васютки ответьте на вопрос: «Как и почему Васютка относится к окружающей его природе?» ( Васютка убивал дичь как охотник, чтобы прокормиться, а не ради забавы, воспринимал животных и птиц как равных: сердился на кедровку, разговаривал с белкой. Он хорошо знает жизнь и повадки птиц и животных).

-Мы много говорили о поведении мальчика в тайге. Автор неоднократно описывает тайгу. Прочитаем одно из описаний и попробуем определить его роль в произведении. –стр.136 «Тайга, тайга без конца и края».- выразительное чтение. (Слайд 22)

-Почему тайга казалась мальчику молчаливой и равнодушной? Почему тайга напоминала Васютке море? Как автор усиливает мрачность пейзажа? Какие слова использованы при описании тайги? Какое впечатление производит этот пейзаж на читателей? Почему? Как чувствует себя мальчик в этот момент? Какую роль играет здесь пейзаж?

— Какие ещё трудности пришлось преодолеть мальчику на своём пути?

-Где провёл мальчик 2-ую ночь? Почему ему было очень тяжело?

-Чем отличалась 3-я ночь?

-Почему Васютка искал лиственные деревья среди хвойных? (Слайд 24)

-Расскажите, как Васютка нашёл озеро.

— В чём увидел мальчик своё спасение? Что привлекло его внимание? (В озере. “Утку отнесло, значит, есть тягун, озеро проточное”). (Слайд 25)

— Что удивило Васютку, когда он глядел в озеро? (Много рыбы. “В озере – белая рыба!”)

-Кому благодарен Васютка за своё спасение?

-Почему называет реку Енисеюшко?

— Какое чувство охватило Васютку при встрече с рекой после четырёх дней скитания по тайге? Только ли радость оттого что спасён? Докажите словами из текста. Как это его характеризует?

— Что предпринял Васютка для своего спасения, увидев рыбосборочный бот? (Разжёг сильнее костёр, кричал и звал, стрелял из ружья.)

— Что помогло Васютке выжить, выстоять наедине с суровой тайгой? (Слайд 26)

-Чему можно поучиться у Васютки?

-Какие достоверные знания о тайге, особенностях поведения в ней вы получили, прочитав рассказ? Что нового для себя о жизни тайги узнали?

-Как человек должен относиться к природе?

Интересен и богат язык произведения. (Слайды 28-37)

Узнайте по эпитетам, о чем говорится:

(лес) неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый, полуголый;

(тайга) молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая;

(озеро) небольшое, унылое, подёрнутое ряской;

(туман) молочный, клейкий, неподвижный;

(звезды) далёкие, таинственные, мерцающие;

5. Обобщение.

1. Почему же так назван рассказ?

Васютка открыл озеро, его не было на карте. Васютка – проводник. Он привел отца и его бригаду к озеру, в котором водилось много речной рыбы. Тем самым помог потерявшим работу взрослым, выйти из отчаяния.

В 5 классе Виктор Астафьев назвал своё сочинение “Жив”. Какое из этих названий вам нравится больше? Почему?

2. Где же находится это озеро? Прочитайте. С. 152. Обратиться к картам.

3. Какие мысли возникают у вас после чтения рассказа “Васюткино озеро”?

Изучать и знать природу, знать повадки животных, уметь ориентироваться. Ведь мальчик мог погибнуть в тайге. Автор заставляет читателя лучше узнать о своем крае.

4. Какова идея рассказа? Что хотел донести В.П.Астафьев до читателя?

Автор показал одновременно суровость, строгую красоту и щедрость тайги. Необходимо любить, беречь свой край, гордиться им, как гордился и любил свой край сам автор.

5. Какой Васютка?

Добрый, заботливый, пытливый, ловкий, внимательный, славный, выносливый, терпеливый, разумный, смышлёный, разговорчивый, откровенный, смелый, рассудительный.

6. Подведение итогов урока. Итоговая беседа. Комментирование деятельности учащихся

7. Домашнее задание. Составить памятки: «Советы идущему в лес», «Если ты заблудился в тайге».

Источник: http://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/konspiekt-uroka-na-tiemu-v-p-astaf-iev-slovo-o-pisatielie-vasiutkino-oziero-chierty-kharaktiera-ghieroia-i-iegho-poviedieniie-v-liesu

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2017-2020 © Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статьи

Контакты