Духи огня в мифологии — дух огня в средневековых поверьях

27.09.2019

Духи огня в японской мифологии имеют важное значение. Японцы поклоняются Кагуцути как богу огня и кузнечного дела. Верующие почитают его в храме Акиба, Одаки и Атаго, с момента основания выступающим главным храмом для почитания божества. Раньше культ Кагуцути имел огромное влияние. Люди остерегались гнева божества, неустанно приносили дары и молились ему, веря, что так они защитят дом и семью от пожара. К сегодняшнему дню эти ритуалы практически исчерпали себя, но в народе сохранилась традиция отмечать с началом года праздник Хи-мацури, в момент протекания которого верующие люди относят в дом факелы, подожжённые священником огнем из алтаря в храме.

Духи огня в мифологии

Огонь. Завораживающий танец его языков, полный очарования и загадок, породил множество легенд и мифов, напрямую связанных с возникновением стихии, а также с силами, контролирующими её на планете. Если рассматривать мифологию разных народов, можно проследить нити, ведущие к божественному происхождению огня. Мощь и безграничная сила, заключённая в стихии, не оставляла в разумах людей пространства для зарождения мысли, что они сами смогли бы добыть искру, из которой родилось пламя. Пантеоны богов непременно имели божество, контролирующее опасную стихию, а духи огня встречаются во многих сказаниях. Пусть они написаны на разных языках, но имеют общую идеологию.

дух огня в средневековых поверьях

Духи огня — разновидность стихийных или природных духов. В большинстве случаев это формы существ, испускающих жар. Если верить преданиям, с их руки начинались возгорания и пожары, но, несмотря на это, они несут на себе не только функцию разрушения, но и обновляют окружающее пространство. К стихийным существам относятся духи огня, воды, земли, воздуха.

Саламандра

Саламандры — в преданиях Средневековья духи огня, оберегающие стихию и являющиеся её олицетворением. Проживают в открытом пламени, в любом из его проявлений. Обычно изображаются как небольшие ящерицы. Находились люди, считавшие саламандру не просто духом, но и некой необычной субстанцией огня.

Легенды рассказывают, что, несмотря на природу духа, его тело всегда остаётся холодным, что позволяет ему иной раз погасить огонь. Если в доме появилась саламандра (обычно такое происходит в пламени камина или печи) это не означает ничего нехорошего. Впрочем, и удачи ожидать не стоит. Если некоторые существа открыто воздействуют на судьбу человека, заталкивая его в водоворот неудач или одаривая благом, то саламандра считается нейтральным духом. Иногда её называют алхимическим духом огня.

Феникс

Феникс (от латинского phoenix) — птица, упоминающаяся в мифах многих народов, способная сжигать сама себя, после чего возрождаться. В большинстве преданий феникса часто относят к культу солнца. Как правило, изображался в виде орла в огненно-красном оперении с вкраплением золота. Чувствуя приближение смерти, птица сжигает себя, прилетая в родное гнездо, а из образовавшегося пепла возникает птенец. В некоторых интерпретациях сказаний из пепла восстаёт взрослый феникс. Как правило, в мифах упоминалось, что эта птица — единственная представительница своего вида. Если рассматривать феникса как метафору, он является символом бессмертия, обновления, подчиняющегося определённому циклу.

дух огня в средневековых поверьях

В христианстве эта птица символизирует воскрешение, победу бессмертной жизни, непоколебимую веру и неизменность. Птица — символ Иисуса Христа. Один из ранних периодов христианства окрашен частым изображением феникса на могильных плитах, где он выступал в качестве триумфа жизни над смертью, воскрешения из мёртвых. У древних русичей имелись свои аналоги феникса, духи огня: финист и Жар-птица.

Кагуцути

Когда Кагуцути появлялся на свет, то обжёг своим огнём родительницу Идзанами, отчего та скончалась. Отец божества, Идзанаги, поддавшись отчаянию, лишил сына головы легендарным оружием Амэ но Охабари, после чего поделил останки Кагуцути на 8 равных частей. Из них впоследствии родилось 8 вулканов. Кровь божества огня, капающая с лезвия Амэ-но Охабари, породила большое количество богов, в число которых входит Ватацуми, божество моря, а так же Кураоками, имеющий власть над дождём.

дух огня в средневековых поверьях

Духи огня в японской мифологии имеют важное значение. Японцы поклоняются Кагуцути как богу огня и кузнечного дела. Верующие почитают его в храме Акиба, Одаки и Атаго, с момента основания выступающим главным храмом для почитания божества. Раньше культ Кагуцути имел огромное влияние. Люди остерегались гнева божества, неустанно приносили дары и молились ему, веря, что так они защитят дом и семью от пожара. К сегодняшнему дню эти ритуалы практически исчерпали себя, но в народе сохранилась традиция отмечать с началом года праздник Хи-мацури, в момент протекания которого верующие люди относят в дом факелы, подожжённые священником огнем из алтаря в храме.

Гефест

Духи огня в греческой мифологии встречаются довольно часто. Древние греки поклонялись Гефесту как богу огня, а также покровителю кузнечного ремесла. Считалось, что ни один кузнец не мог превзойти его в мастерстве. Когда Гера родила Гефеста, то увидела, что он больной и хилый ребёнок, вдобавок хромает на обе ноги. Богиня ужаснулась и сразу же отреклась от сына, скинув его с вершины Олимпа. Однако ребёнок не погиб. Фетида, морская богиня, воспитала ребёнка, заменив ему собой родную мать. Гефест проживал на дне моря, где и научился ковать. Позднее он узнал о своих настоящих родителях и послал в подарок Гере золотой трон, сковавший её невидимыми путами, как только та села на него. В обмен на её освобождение он получил право выбрать жену, место на Олимпе и стал входить в пантеон богов.

Рагор

дух огня в средневековых поверьях

Рагор — огненный сокол, символизирующий честный поединок и честь в целом. Он представляет собой аллегорию прямоты и справедливости. Рагор — метафорический образ людей, отказавшихся от лжи и хитрости, лицемерия и коварства. Именно он находился на стяге Святослава Игоревича, когда тот в своих походах стирал с лица земли упоминания о хазарах и их вероломных действиях. Некоторые ошибочно считают его славянским богом огня. Единственные духи огня в мифологии славян, которые можно назвать божествами — это Семаргл и Ингл.

дух огня в средневековых поверьях

Локи — скандинавский бог коварства, считавшийся и божеством огня, сын Лаувей и великана Фарбаути. В совершенстве владеет магическим искусством смены облика, что неустанно использует, чтобы прийти на помощь к богам или причинить им вред. Имеет высокий рост, красивую, привлекательную внешность и смелую натуру, но от природы коварен и зол. Принимал участие в сотворении первых людей. Локи выступает в качестве родителя королевы подземного мира Хель, ужасного дракона Ермунгада, а также волка Фенриса. В мифологических сюжетах Локи выступает в роли добытчика-похитителя, оружием которого являются хитрость и обман. Он действует добровольно или вынуждено, иной раз принося пользу богам, а в другой — вредя им.

Источник: http://fb.ru/article/245736/duhi-ognya-v-mifologii

О саламандре — духе огня, змее-драконе

дух огня в средневековых поверьях

Мир поддерживают 4 стихии, верно — огонь жизни — Солнце — в небе, здесь на земле же это земля, вода и воздух. Огонь же является СТИХИЕЙ РАЗРУШЕНИЯ, сатанинской. Наша цивилизация вся построена на огне смерти, она демонична, разрушительна и убога. Она не друидическая (древляне например — мы сливались с природой, были её частью, разумной, творили не разрушая, о чем говорит Анастасия В.Мегре, был рай на земле, святые мудрецы жили в лесах — например лес Тапаван в Бхагавата-пуране, лес где совершали аскезы, так название и переводится с санскрита, когда был Золотой век все так и жили — в ашрамах в лесу, не чтобы только дрова рубить да брать у природы, но и строить гармоничные экосистемы, ТВОРИТЬ.
Кстати последнего святого царя всей земли Парикшита убил ЗМЕЙ), а демоническая.
Никакая техника никогда не превзойдет творения Бога, они совершенны, саморазвивающиеся, саморемонтирующиеся, сами себя питающие и т.д. насколько сложно устроены живые клетки, организмы.
Она построена на принципе пирамиды (господа-надсмотрщики-рабы, а сверху наблюдающий за стройкой масоонов-иудеев и т.д. сатанинский глаз — всевидящее око Шивы в треугоьнике острием вверх, как раз его символ в маген-давиде, символе совокупления Шивы и Кали в древности, от которого проистекает «нектар» — РАЗРУШЕНИЯ МИРА — ЯД! ) еще со времен хваленых древних цивилизаций Египта, Индии, Месапотамии., где везде был рабовладельческий строй.
Вместо раскрытия всего творческого потенциала каждого индивидуума и взаимопомощи, симбиоза, на чем основана божественная культура. Бог хочет чтобы каждый из его детей вырос и стал взрослым, равным ему — Творцом. Я имею в виду ближайшего Отца в Космическом Роду, а не Ра-М-Ху. Конечно Отец будет всегда старшим, мудрее и т.п.

Кто построил её? Сатана (не стареющий Махатма Мория — Люцифер, как они пишут «думаете легко смотреть когда гибнут континенты?», им пофигу точно — см. философию индийскую — РАВНОДУШИЯ А НЕ ЛЮБВИ, в той же Бхагавад-Гите.
О том что Мория это Люцифер даже Трехлебов упомянул в своей книге «Кощуны Финиста» , я цитировал раньше, ну и др. цитаты были, потом соберу в одну кучу) и его команда — «серые», обитающие в Шамбале, оплот демонов на Земле. Те кто на тарелках — это из Била-Сварг. «подземных» демонических технократических миров райского типа, драконы и наги из мира тьмы — Паталы, дна ада . Я писал уже об этом в письме «Наша Вселенная и миры в неё входящие».

ВПЕРЕДИ НАС ЭПОХА АГНИ, ОГНЕННАЯ, как говорят последователи Рерихов, Водолея/Волка, на радость сатанистам — они все радуются, их эпоха — расцвет демонизма. Люди упали в своих страстях и глупостях. Блуда сатане достаточно чтобы стадо баранов сделать стадом волков-демонов. Фактически все люди занимаются тантрой левой руки, осталось лишь принять сатанинский культ в явном мире.

Вообще-то саламандра это:

Источник: http://via-midgard.com/blogs/15890-o-salamandre-duxe-ognya-zmee-drakone.html

Дух огня

Воскресенье, 16 сентября 2018 г.
Рубрика: Мистика
Метки: Дух, огонь, стихия
Автор статьи: grizman
дух огня в средневековых поверьяхКаждая из четырех стихий представлена своими духами – элементалями. Наиболее мощным из них является дух огня, который имеет две ипостаси. Одна из них дарит тепло, защиту, поддерживает жизнь, а вторая наоборот — уничтожает все существующее.

Согласно многим легендам, дух огня обитает в самом сердце земли — раскаленном ядре. К его владениям также принадлежат все существующие огни, вулканы, молнии и взрывы. Без его позволения не может зажечься даже спичка. Дух огня — это дух трансформаций, смерти и возрождения. Именно он управляет чувствами и эмоциями. Это единая сущность, которая может воплощаться в тысячах разных созданий.

Воплощения духа огня

дух огня в средневековых поверьяхСамое известное из воплощений духа огня – Саламандра, предстающая в виде ящерицы, созданной из затвердевших частиц пламени, а также человека с огненно-рыжими волосами.

В старинных книгах встречается также следующее описание этого существа — голова ящерицы, тело молодой кошки, перепончатые крылья и змеиный хвост. Саламандры могут являться в виде небольших световых шаров (саламандры-актиничи). К проявлениям последних приписывали так называемые огни святого Эльма, проявлявшиеся на концах мачт кораблей в ночное время.

В древности шаровые молнии воспринимали как проявления этих духов. Некоторые средневековые авторы описывают саламандр как огненных гигантов. По одной из восточных легенд, Заратустра был сыном Весты (считавшейся женой Ноя) и огромной саламандры Оромасиса. В честь пламенного отца Заратустры на алтарях древних персов поддерживались вечные огни.

Саламандра покровительствует людям, обладающим смелостью, энтузиазмом, вдохновением, творческими талантами, благородством, сильной волей. Их она наделяет жизненными силами и дарует удачу. Несмотря на свою неоднозначность, это скорее добрый дух, чем злой. В «Докторе Фаусте» Гете саламандра предстает как представитель чистой стихии, обладающий разумом и способный противостоять самому дьяволу.

дух огня в средневековых поверьяхСаламандра живет в любом открытом огне и является перед смертными чаще всего в пламени костра, на склонах вулканов во время их извержения. Ее цвет ослепительно белый, в зависимости от накала пламени может изменяться до синего и ярко-красного. Для этой сущности огонь совершенно безвреден, более того, она обладает способностью погасить любое пламя холодом своего тела.

Алхимики считали, что человек может поселить саламандру в своем доме. Для этого с помощью зеркал, расположенных особым образом, фокусировали солнечные лучи в середине круглой стеклянной колбы. Из этих лучей через некоторое время появлялась огненная субстанция саламандры, созидательная часть этого духа, которая, по легенде, могла быть использована для создания философского камня.

Человек, который вступил в контакт с саламандрой и подчинил ее, становился могущественным магом. Тот, над кем этот дух взял власть, превращался в ее покорного раба и обретал непреодолимую страсть к пиромании.

Какие духи огня упоминаются в летописях?

Рафаэль – дух высшей иерархии, ангел огня. Живет в пламени, обладает горячим и вспыльчивым нравом. Вместе с тем, быстр и напорист при оказании помощи. В пылу ярости может превратиться в молнию или проснувшийся вулкан. Покровительствует людям, рожденным под огненными знаками Зодиака (Овну Льву и Стрельцу).

Агни – верховный дух огня в ведических практиках. Имеет в своем подчинении более мелких сущностей — дэвов и элементалов этой стихии – как на физическом, астральном, так и ментальном уровне.

От-Ана (огонь-мать) – дух огня у алтайских шаманов. Покровительствует им и служит связующим звеном между шаманом и божеством более высокого ранга.

Рарог – воплощение духа огня у западных славян. Проявляется чаще всего в виде хищной птицы, извергающей огонь из клюва, огненного дракона или вихря. Он покровитель домашнего очага. Согласно чешским поверьям, может появиться из яйца, которое человек 9 дней и 9 ночей высиживает на печи. Выступает посредником между богами и людьми.

Жиж – дух огня у древних белорусов, который постоянно ходит под землей и выпускает из себя пламя. Если жиж ходит медленно, то согревает почву, а если быстро — огонь вырывается из-под земли, начинаются пожары, уничтожающие леса и поля.

Абабинили – дух огня у некоторых племен североамериканских индейцев. Одновременно является у них высшим божеством, дарующим жизнь, свет и тепло.

Ифриты – злые воплощения духов огня у мусульман, разновидность джиннов, демонов. Обитают в одном из низших кругов ада. Выглядят как огромные огненные люди мужского и женского пола.

Чжужун – дух огня в Китае. Имеет туловище зверя и лицо человека. Является повелителем юга.

Феникс. Олицетворяет возрождение и трансформацию, которые присущи духам огня. Являет собой птицу, способную к самосожжению и восстановлению из пепла.

Огневушка — поскакушка, огненный полоз, Жар-птица – все это существа, в виде которых представляли духов огня в России. Огневушка – крохотная рыжеволосая девочка, появляющаяся из пламени костра. Она обладает способностью согревать почву даже в лютые морозы, мгновенно создавая островки лета посреди зимы. Существо является хозяйкой поверхностного золота, хранящегося в верхних пластах земли.

Полоз – змей, обладающий ядовитым дыханием, может в гневе поджечь любую постройку. Несмотря на опасность полоза, от него легко можно откупиться любимым лакомством – хлебом. Жар-птица – пернатое существо с огненным оперением, слепящим глаза, исполняющее желания смелых, сообразительных и чистых духом людей, способных ее поймать.

Духи огня в африканской традиции

дух огня в средневековых поверьях

Одна из самых четких и полных классификаций воплощений духа огня представлена в верованиях африканских шаманов. Согласно им, этот дух предстает в следующих ипостасях:

Аганжу. Повелевает подземным огнем и вулканами. Он является посланником Богов, донося их гнев до смертных в виде извержений и землетрясений.

Шанго. Дух грома и молний, огня исходящего с небес. Его функция также карательная, особенно этого духа стоит опасаться убийцам и ворам. В то же время, эта сущность несет справедливость и наделяет наиболее безупречных духом магов сильнейшими талисманами, камнями, образующимися от удара молнии в песок. Шанго также считается хранителем всего огня на земле, именно он дал людям ту искру, с помощью которой они разожгли свой первый костер.

Дух земного огня. Сущность, повелевающая кострами, огнем домашнего и промышленного использования, а также различными пожарами.

Ору – дух Солнца, дающий тепло и поддерживающий жизнь. Благодаря огромному количеству людей, поклонявшихся ему во все времена, этот дух стал настоящим божеством.

Как вызвать духов огня?

дух огня в средневековых поверьяхИздревле люди обращались к духам огня за помощью, чтобы узнать, что их ждет, исполнить желание, получить содействие в амурных делах, выжечь негатив, отогнать злых сущностей.

Получить поддержку от духов огня можно просто наблюдая за открытым пламенем. Эти элементали любят, когда на них смотрят и наделяют зрителей энергией, а также вдохновением для осуществления самых сокровенных мечтаний.

Существуют различные ритуалы вызова духа огня. Например, нужно сесть на красную ткань, обратив лицо к югу, развести костер или зажечь красную свечу. Далее потребуется сжать руку в кулак и направить его вперед (знак огня). После этого необходимо сделать круг из бумаги, записать на нем все цифры от 0 до 9 и буквы алфавита. Взять иголку с ниткой и поместить ее над кругом, произнеся слова призыва и озвучив свой вопрос либо желание. Из тех букв и цифр, на которые укажет иголка, висящая над кругом, и будет состоять ответ.

В Пятикнижии (Торе) в Седьмой книге Моисея среди двенадцати таблиц духов есть и та, с помощью которой можно призвать духов огня. Для этого нужно назвать каждого из семерых (как указано в книге) духов по имени вслух.

В шаманской традиции для того, чтобы задобрить духа огня, рекомендуется покормить его перед, во время или после вызова. С этой целью в костер бросают масло, крупу, хлеб, мясо, сало, льют молоко или спиртные напитки.

Проявления духов огня в современном мире

дух огня в средневековых поверьяхЛюди, которые чаще всего имеют дело с открытым огнем – это пожарные. Они рассказывают о случаях противоестественного поведения огня, ведущего себя так, будто им управляют разумные силы, а также о странных видениях, связанных с возгораниями.
Подобное происходило в конце ХХ века в США, в штате Техас, где были зарегистрированы серии спонтанных пожаров. Их свидетели в один голос утверждали, что поджигателями являлись огненные шары и столбы, один из которых атаковал даже полицейскую машину. Похожие пожары имели место также в Сан Хуане — столице Пуэрто-Рико в середине 80-ых. — по показаниям очевидцев, в том числе полицейских и пожарных, очагом возгорания были громадные огненные птицы с языками пламени вместо перьев.
К проделкам огненных духов относят и зафиксированные комиссиями по аномальным явлениям, и даже полицией, случаи спонтанного самовоспламенения предметов, целых помещений и загадочные самовозгорания людей.

Источник: http://gfom.ru/duh_ognya_grizmana.php

Саламандра — огненный элементаль и легендарная ящерка

Саламандра — это не только известное каждому земноводное, о котором сложено множество легенд. Так называют дух огня, крошечную ящерку, живущую в каждом костре, пламени свечи или другом источнике огня.

Саламандра — стихийный элементаль, живущий в огне

дух огня в средневековых поверьях

Саламандра является знаменитым и вместе с тем таинственным созданием из мифов Греции и Средних Веков. Ее считали крошечной ящеркой, проживающей в огне. Алхимики и маги почитали ее как воплощенный символ огня, огненный дух. Всего существует четыре элементаля, олицетворения стихий — ундины, гномы, сильфы и саламандры.

Вера в эту сверхъестественную ящерку, живущую в огне, не изживала себя до конца Возрождения. Многие видели в языках пламени танец юрких ящериц. Мошенники торговали тканями, вытканными из асбеста, выдавая их за кожу мифических созданий из огня.

Иногда утверждали, что огненная ящерица столь холодна, что одно ее прикосновение к огню гасит даже самое сильное пламя, а притронуться в ней — как коснуться голой рукой льда. Считалось, что она ядовита. Этот яд отравлял пищу и воду.

Для средневековых алхимиков она символизировала философский камень. Для христиан — была символом противостояния безгрешной души низменным и грешным позывам тела. Кроме этого, огненная ящерица была геральдическим существом, как и симплициссимус. В геральдической символике саламандра в окружении языков пламени говорила о стойкости и презрении к опасности.

Легенды о саламандрах

Саламандрой называют не только мифологическое, но и вполне реальное земноводное. О нем было сложено много легенд. Так, например, несколько сотен лет назад это земноводное считалось бессмертным. Кроме этого, в старину верили, что со временем небольшая ящерка вырастает и становится огромным драконом.

Шкура этой ящерки использовалась целителями и шаманами. В различных странах верили, что с помощью приготовленного из нее снадобья можно вылечить любую болезнь. Правда, появление этого земноводного в населенном пункте считалось предвестником беды.

Плиний описывал саламандру как невероятно ядовитое существо, что роднит его с одноименным огненным духом. Фрукты с дерева, на которое она залезла, считали ядовитым, как и все, что находилось на столе, на котором сидело земноводное. Если оно падало в воду, водоем считали ядовитым. Также остерегались брать это животное в руки, поскольку это грозило выпадением волос. В действительности же эта яркая ящерица ядовита, но не настолько.

В целом, саламандра является воплощением огненной стихии. Кроме того, существует и вполне реальное, не мифологическое земноводное саламандра. О ней также сложено немало легенд.

Источник: http://grimuar.ru/poltergeist/salamandra-yashherka.html

alindomik

Калейдоскоп

Мечтать не вредно

Средневековые маги и алхимики считали саламандру духом огня. Было принято считать, что для поддержания равенства 4 стихий — огня, земли, воздуха и воды — должны существовать животные, которые могли жить в огне. Таковым животным и стала саламандра.

дух огня в средневековых поверьях

Вера людей в способность саламандры жить в пламени сохранялась до конца эпохи Возрождения, и многим виделись в огне пляшущие маленькие ящерицы. Под видом саламандровой кожи продавали ткани, изготовленные из асбеста, и они казались неоспоримым доказательством существования саламандры. Утверждали также, что саламандра настолько холодна, что, лишь только прикоснется к пламени, оно тотчас погаснет, словно бы в него положили кусок льда, и что ее ядом можно отравлять воду и фрукты.

Образ саламандры широко использовался в символике. В средневековой алхимии саламандра была символом философского камня.

Саламандра — знак стихии огня, отображает сознание огня с его бесконечной подвижностью и непостоянством. Огонь может разрушать любые формы, а также своей потенцией нести очистительную функцию. В средневековых поверьях саламандра обитает в огненной реке, дает умные советы, живя в огне и олицетворяя его стихию. Ее символика использовалась в магии.
дух огня в средневековых поверьях
В качестве мужской, активной и невещественной стихии противопоставляется воде и земле и сближается с воздухом в способности символизировать духовные и божественные явления.
Огонь считается персонифицированной, одушевленной, живой силой: он стремительно движется; пожирая все живое, остается голодным; он питается и растет, превращаясь в гигантское пламя; будучи красного цвета, он уподобляется человеческой крови; жар огня схож с теплом человеческого тела.дух огня в средневековых поверьях

Огонь предстает и как небесный, и как земной по своему происхождению: он нисходит на землю вместе с молнией, и он же живет в вулканах под землей. В целом огонь наделяется амбивалентной символикой, подобно воде.

«Закон и истина родились из воспламенившегося жара. Отсюда родилась ночь. Отсюда — волнующийся океан».
Тушение огней перед Новым годом кладет конец существующим формам, которые износились за год, и готовит место для новых.
Огонь очага — это символ семейного благополучия и мира; он очищает и защищает, отвращает зло. Огонь противостоит воде, но и тесно связан с ней: он магическим образом отгоняет дождь, но также своим дымом привлекает дождевые облака во время засухи.дух огня в средневековых поверьях

У Гераклита огонь — то, что лежит в основе всего сущего, и то, из чего все возникает. Как посредник между формами исчезающими и формами создающимися, огонь, подобно воде, является символом преобразования и перерождения.
Душа по своей сути есть огненная субстанция, все лучшее в ней связано с огнем, тогда как худшее — пороки, чувственность — с водой («душам смерть — воде рожденье»).

Миф об обретении огня фиксирует выделение человека из мира природы. Особый статус закрепляется в этой связи за женщиной как хранительницей домашнего очага. Во многих традициях распространены мифы о первопредках, героях и животных, которые даровали людям огонь. Культурные герои приносят его с небес, нередко с другими благами.
Греческий культурный герой Прометей крадет огонь у кузнеца Гефеста. Персонаж мифологии догонов (Мали), первый кузнец Номмо, приносит на землю огонь и первые полевые плоды.
В вулканических областях огню приписывается подземное происхождение. Мауи, герой маори, похищает его у демонической прародительницы Махуик в глубине земли и помещает в дерево; с тех пор огонь получают из древесины (например, трением). В традициях с развитым культом предков огонь (как и другие блага) считается принесенным из загробного мира (как в Восточной Африке).
Долгое время добывание огня трением рассматривалось как сексуальный акт, особенно в Восточной и Южной Африке, Индии, Индонезии и Мексике.

дух огня в средневековых поверьях
В особенности часто огненосное начало связывается с женской природой. Так, например, в Новой Гвинее существует представление, согласно которому огонь, появившийся от прародительницы людей с тех пор присутствует в гениталиях всех женщин. С другой стороны, в некоторых архаичных цивилизациях священный вечный огонь (государственный огонь), помещавшийся в жилищах властителей и в храмах, вероятно, наделялся фаллической символикой. Его поддерживали девственницы, которые считались женами огня

Девы — служительницы культа огня имелись в Древнем Риме (весталки), в некоторых африканских культурах и в доколумбовой Америке. У майя (Центральная Америка) орден покровителей огня был основан божественной «девой огня».
Гашение прежнего и разжигание нового огня в ходе церемонии вступления на престол отражает представление о связи духовной и витальной силы правителя с государственным огнем и символизирует циклическое обновление государства в очистительном огне, таким образом знаменуя начало новой эпохи.
Существование в огне, и прохождение через огонь (в ритуальных практиках) являются образами трансгрессии и символизируют выход за пределы человеческих возможностей.

Загадочность огня породило огромное количество мифов и легенд, которые связаны с происхождением этой стихии, а также ее контролированием на земле.дух огня в средневековых поверьях

Мифы про происхождение огня повествуют о многогранности этой стихии.
Каждый народ поклонялся огню. Об этом свидетельствуют не только многочисленные обряды, но и сложенные веками легенды и мифы об этой очищающей и неутомимой стихии.

дух огня в средневековых поверьях
Саламандра — по-настоящему легендарное земноводное. Практически во всех мифах любого народа встречается упоминание об этом существе. Какие только качества ей не приписывали: и то, что она бессмертна, и то, что ее шкурка способна лечить от всех болезней, и что это — маленький дракончик, из которого через сотню лет вырастет огнедышащее чудовище. «Самый жуткий из всех зверей — это саламандра. Другие кусают, по крайней мере, отдельных людей и не убивают многих сразу, а саламандра может погубить целый народ так, что никто и не заметит, откуда пришло несчастье. Если саламандра залезет на дерево, все фрукты на нем становятся ядовитыми… Если саламандра дотронется до стола, на котором пекут хлеб, то хлеб становится ядовитым… Упав в поток, она отравляет воду… Если она дотронется до любой части тела, даже до кончика пальца, то все волосы на теле выпадают…» — так описывал это земноводное в 20 году до нашей эры древнегреческий ученый-натуралист Плиний.

В германской мифологии саламандра — дух огня; по греческому поверью, пришедшему из средневековья, она не горит в огне, а, проходя по нему, гасит. Разумеется, с точки зрения христианства, саламандра — это посланница ада.
Вымысел и реальность тесно переплетаются, когда речь идет о саламандрах. Сейчас, конечно, они изучены, но все равно некоторый суеверный страх присутствует, когда упоминаешь о саламандрах. Это еще и потому, что эти земноводные ядовиты, и страх весьма обоснован.

Желтые или оранжевые пятна, покрывающие черного цвета тело, Плиний Старший, Альберт Великий и другие связывали со светом звезд. Возможно, поэтому ей же приписывали участие в появлении метеоров и в огненных явлениях на Земле. Окраска саламандры даже современному человеку с определенной долей воображения может напомнить черные уголья и языки пламени. Не удивительно, что и самая распространенная из легенд о ней связана с огнем.

По-видимому, это поверье уходит корнями в мифологию древних греков и иудеев. И. П. Вурфбайн, автор первой монографии о хвостатых земноводных, приводит отрывок из древнееврейского произведения «Врата неба»: «Из огня рождается животное, называемое саламандрой, которое питается одним огнем; и огонь даже является ее материей, и она появится в сверкании печей, которые горят в течение семи лет». Ее образ очень часто встречается в религиозной символике Европы: уже в «Физиологе» (восходящем прибл.к II-III вв. н.э.) — раннехристианской интерпретации античных зоологических сочинений — саламандра уподобляется трем праведникам, не сгоревшим в пещи огненной. Из «Физиолога» образ перекочевал в средневековые бестиарии.

Аристотель в «Истории животных» писал, что, «как передают», саламандра гасит огонь. Исходя из такого взгляда, в средние века из разных частей ее тела изготовляли амулеты, предохраняющие от огня. Тот же Вурфбвайн нашел описание одного амулета и способа его изготовления: на куске пергамента, под чтение заклинаний, кровью этого животного писалось слово salamandra в виде особого треугольника. Древние авторы считали, что гасить огонь саламандре позволяет ее «холод». И действительно, — на ощупь ее тело, как и любого холоднокровного животного, кажется холодным, однако не имеет никакого отношения к стойкости в огне. Но слизь, вырабатываемая кожными железами саламандры для защиты от высыхания на суше, вероятно, может ненадолго предохранить и от быстрой смерти, и от сгорания, – но лишь в слабом огне или на угольях и при условии, что она может быстро спастись бегством.

Источник: http://alindomik.livejournal.com/159572.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2017-2023 © Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статьи

Контакты