Этап — Психология как наука о фактах, закономерностях и механизмах психики; Студопедия — наука о закономерностях развития и функционирования психики
10.06.2019- Наука о закономерностях развития и функционирования психики
- Психология — наука о закономерностях возникновения, функционирования и развития психики
- Й этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики
- псих. Психологиянаука о закономерностях развития и функционирования психики. Предмет Психологииизучает факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека.
- Психология — наука, изучающая закономерности и механизмы психики
Следует подчеркнуть, что сознание человека — это высший этап в развитии психики. Его возникновение и развитие обусловлены не только биологическими предпосылками, но и социально-историческими обстоятельствами. Последние играют определяющую роль в формировании в развитии сознания. Процесс развития сознания определяется всем ходом развития человеческого общества, процессом развития человеческого познания, накопленными в обществе знаниями. При этом сознание людей не только обогащается, но и начинает носить все более обобщенный и абстрактный характер.
Наука о закономерностях развития и функционирования психики
Взгляды на предмет психологии в ХIХ—XX вв. стали претерпевать изменения под влиянием диалектического материализма. Так, если психология сознания решала основные вопросы о соотношении между бытием и сознанием с позиций идеализма, то уже бихевиористы — с позиций вульгарного материализма. Новый путь в психологию открылся на новых методологических правилах диамата. Начался новый этап в развитии психологии, науки, где объектом выступает не поведение, сознание или душа, а психика. Появился ряд теоретических концепций, в основе которых содержится социальная обусловленность психики:
— Французская социологическая школа;
— Психология Пьера Жане;
— Генетическая психология Ж. Пиаже;
— Гуманистическая психология и др.
2.Современная психология — наука о закономерностях психической жизни и деятельности человека и различных форм общностей людей.
Психология как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики (А. В. Петровский).
Объектом психологии выступают не только люди, человек, но и другие высокоорганизованные животные, особенности психической жизни которых изучает такая отрасль психологии, как зоопсихология. Однако традиционно основным объектом психологии является человек.
В таком случае психология— это наука о закономерностях возникновения, формирования, развития, функционирования и проявлений психики людей в различных условиях и на разных этапах их жизни и деятельности.
Объектом психологии выступает не только конкретный и отдельный человек, но и различные социальные группы, массы и другие формы общностей людей
Таким образом, предметом психологии человека являются закономерности возникновения, формирования, развития, функционирования и проявлений индивидуальной и групповой психики, отдельных психических феноменов и механизмов в различных условиях и на разных этапах жизни и деятельности людей.
Человек в своем физиологическом и психическом становлении и развитии проходит различные стадии, участвует во многих сферах социальной жизни, занимается разными видами деятельности. Разнообразны и формы общностей людей: малые и большие социальные группы, возрастные, профессиональные, учебные, этнические, религиозные, семейные, организованные и стихийно складывающиеся группы и другие общности людей. В связи с этим современная психологическая наука представляет собой многоотраслевую сферу знаний и включает в себя более 40 относительно самостоятельных отраслей. Общая психология и социальная психология выступают базовыми по отношению к другим отраслям психологического знания: психологии труда, спорта, высшей школы, религии, средств массовой информации (СМИ), искусства, возрастной, педагогической, инженерной, военной, медицинской, юридической, политической, этнической и т.д.
Все отрасли психологии взаимосвязаны и обогащают друг друга. А потому психологическое образование специалиста не может быть полным, если оно осуществляется в рамках лишь отдельной отрасли психологии. Но в любом случае оно предполагает достаточно глубокое изучение прежде всего проблем общей и социальной психологии, создающих системное представление об индивидуальной и групповой, массовой психике и их отдельных феноменах.
Основная задача психологии состоит в познании истоков и особенностей психики людей, закономерностей ее возникновения, формирования, функционирования и проявлений, возможностей психики человека, ее влияния на поведение и деятельность человека. Не менее важной задачей психологии является выработка рекомендаций людям по повышению их стрессовой устойчивости и психологической надежности при решении профессиональных и других задач в различных обстоятельствах жизни и деятельности.
В целом психология как наука выполняет две основные функции:
— как фундаментальная наука она призвана разрабатывать психологическую теорию, выявлять закономерности индивидуальной и групповой психики людей и ее отдельных феноменов;
— как прикладная область знаний — формулировать рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности и обыденной жизни людей.
Психология — это область гуманитарного, антропологического знания. Она тесно связана со многими науками. При этом достаточно отчетливо проявляются два аспекта таких взаимосвязей.
1. Есть науки, которые выступают своеобразной теоретической основой, базой для психологии: например, философия, физиология высшей нервной деятельности человека.
Философские науки имеют для психологии прежде всего теоретико-методологическое значение. Они вооружают человека пониманием наиболее общих законов развития объективной реальности, истоков жизни, смысла человеческого существования, формируют у него определенное видение картины мира, понимание причин происходящих в живой и неживой материи и в сознании людей процессов и явлений, объясняют суть реальных событий, фактов. Философия вносит решающий вклад в формирование мировоззрения человека.
Известно многообразие философских школ, как материалистических, так и идеалистических, стоящих на позициях монизма и дуализма. А потому понимание сути, истоков, особенностей формирования и функционирования психики людей, ее отдельных феноменов во многом определяется мировоззренческой позицией человека, в том числе и профессионального психолога-исследователя. Именно этим и объясняется существование множества психологических школ, направлений, особенно на Западе (бихевиоризм, фрейдизм, когнитивизм, интеракционизм и т.д.), для которого характерен плюрализм философских школ.
Наша отечественная психология складывалась и развивалась преимущественно в рамках марксистской концепции и ей в значительно меньшей степени присущ плюрализм позиций в понимании сущности и истоков человеческой психики, сущности самого человека. Характерным для отечественной психологии является диалектико-материалистический монизм в понимании психики человека, общественного сознания.
В индивидуальной и групповой, общественной психике проявляют свое действие основные законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, раскрывающий истоки, причины развития; отрицания отрицания, показывающий, в каком направлении происходит развитие; перехода количественных изменений в качественные, объясняющий, как происходит развитие. С позиций и этих законов отечественная психология подходит к пониманию истоков, сути и направлений развития психики людей и отдельных психических феноменов.
Материальной основой психического выступает головной мозг. Психика человека является функцией нервной системы, прежде всего коры головного мозга. Поэтому большое значение в понимании индивидуальной психики и ее отдельных феноменов имеет естествознание, и прежде всего физиология высшей нервной деятельности, которая изучает строение и закономерности работы коры головного мозга.
Рефлекторная теория И. М. Сеченова, получившая дальнейшее развитие в учении И. П. Павлова об условных рефлексах, работы А.А.Ухтомского, П.К.Анохина и др. составили естественно-научную основу психологических знаний. Современные исследования нейрофизиологических механизмов деятельности мозга значительно расширили представления о физиологических механизмах психической деятельности.
2. Есть науки, в отношении которых психология выступает одной из базовых, теоретических основ. К числу таких наук в первую очередь относятся педагогические, юридические, медицинские, политологические и ряд других. Разработка своих проблем этими науками в настоящее время не может быть достаточно полной и обоснованной без учета человеческого фактора, в том числе и психики человека, психологии возрастных, этнических, профессиональных и других групп людей.
Психология выступает одной из базовых и профессиональных наук для педагогики, этики, политологии, поскольку для них основным объектом являются человек, организация и мотивирование его поведения и деятельности, формирование и развитие личности. К. Д. Ушинский не без основания считал: чтобы всесторонне воспитывать человека, его надо знать во всех отношениях, постоянно изучать, наращивать это знание и учитывать его как на этапе научных разработок педагогических, правовых, этических, политических систем, так и в практической деятельности.
Как видим, современная психология занимает особое место в системе научного знания. Все более тесными становятся взаимосвязи психологии с техническими науками и в целом с технической средой жизнедеятельности людей.
В этих связях есть две взаимодополняющие друг друга стороны.
Первое — по мере развития научно-технического прогресса в области производства, создания новых видов техники, средств связи, транспорта, энергетических, автоматизированных систем и т.п. все большие требования предъявляются к психическим возможностям человека, к профессиональной подготовке технических специалистов, к их способности правильно воспринимать, анализировать и оценивать состояния технических систем, эксплуатировать их, адекватно реагировать на происходящие в них процессы, особенно в экстремальных обстоятельствах.
Вторая — современные научно-технические знания позволяют конструировать и создавать технические системы, трудно поддающиеся непосредственному управлению человеком. А потому при их создании уже на этапе проектного конструирования важно учитывать рекомендации психологии в отношении психических и психофизиологических возможностей человека воспринимать, оценивать поступающую от этих систем информацию и на этой основе успешно управлять современными техническими системами. В этом смысле инженерная психология (изучает психологические проблемы взаимодействия человека и техники) и психология труда тесно взаимосвязаны с многими научными дисциплинами, участвующими в разработке технических систем, — эргономикой, кибернетикой, бионикой и др.
Как видим, современная психология, находясь на стыке многих наук, занимает как бы промежуточное положение между философскими, естественными, социальными и техническими науками. С многими из них она совместно разрабатывает проблемы, но это не лишает ее самостоятельности и сохранения своего предмета, своих теоретических принципов и путей изучения этого предмета.
Таким образом, психологию в системе современного научного знания можно представить следующим образом:
ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ | ||
СОЦИАЛЬНАЕ НАУКИ | ПСИХОЛОГИЯ | ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ |
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ |
3.Одно из центральных мест в психологии занимает понимание психики: ее сущности, истоков, содержания, форм проявления, функций и т. п.
В самом общем виде психика — это внутренний духовный мир человека: его потребности и интересы, желания и влечения, установки, оценочные суждения, отношения, переживания, цели, знания, умения, навыки поведения и деятельности и т. п.
Психика человека проявляется в его высказываниях, эмоциональных состояниях, мимике, пантомимике, поведении и деятельности, их результатах и других внешне выражаемых реакциях: например, покраснении (побледнении) лица, потовыделении, изменениях в ритмике сердца, артериальном давлении и др. При этом важно помнить, что человек может скрывать свои действительные мысли, отношения, переживания и другие психические состояния. Задача специалиста состоит в том, чтобы, опираясь на психологические знания и методы психологии, а также на соответствующий опыт общения с людьми, научиться распознавать действительное содержание и состояние психики человека.
Современная психология рассматривает психику как свойство особым образом организованной материи — головного мозга. Из данного положения вытекает два важных для понимания психики вывода.
1. Не всякая материя обладает свойством психического. Психика — это особое свойство только головного мозга, именно живого и функционирующего мозга. Непосредственным субстратом, носителем психического выступают те нейрофизиологические процессы, которые происходят, протекают в головном мозге. Эти процессы являются материальной основой психической деятельности, но нетождественны ей.
2. Выступая свойством особым образом организованной живой материи, психика неотделима от этой материи и не существует вне ее, вне данной материи. Ведь свойство — это определенная сторона, грань качественной характеристики материи. Важно уяснить, что психическое вторично по отношению к материи, свойством которой она является, а также и к остальной, существующей независимо от психики человека материи. Хотя, конечно, именно через взаимодействие человека с окружающей его материальной и духовной объективно существующей и в различных формах проявляющейся (социальной, физической, химической, биологической, духовной) средой и происходит развитие, формирование, функционирование и проявление психического.
Сущность психики состоит в отражении. Это особая форма отражения особым образом организованной материи. Психика — это субъективный образ объективного мира, идеальное (нематериальное) отражение реальной действительности.
Прежде всего это отражение субъективно, индивидуально, своеобразно, так как внешние воздействия как бы преломляются через призму знаний, опыта человека, его потребностей и интересов, индивидуально-психологических особенностей, своеобразие ситуативных психических состояний индивида и т. п. Этим же определяется и другая особенность психического отражения действительности — оно не только зеркально, но и избирательно: человек целенаправленно воспринимает и понимает мир, взаимодействует со средой, в которой он ищет способ реализации своих потребностей и интересов, устремлений. При этом он, как правило, опирается на свой профессиональной, в целом социальный опыт.
Характерной особенностью психического выступает активность. В каждом акте психического содержится не только констатация той или иной стороны действительности, но и отношенческий аспект, обусловленный системой ценностно-смысловых образований, потребностных состояний, притязаний личности. Тот или иной характер отношения человека к действительности побуждает его проявлять соответствующую активность.
Психическое отражение неодномоментно. Это процесс непрерывного познания действительности, движение от ее простого созерцания к абстрактному мышлению, к все более полному и глубокому познанию мира. Это отражение обладает способностью идти от восприятия формы проявления действительности к пониманию истоков и содержания, от содержания к пониманию сущностных особенностей вещей и явлений мира.
Одной из особенностей психического является способность опережать ход событий, предвидеть результаты действий, поведения, социальных и природных процессов на основе познания тенденций, закономерностей развития объективной реальности. Выявляя причинно-следственные связи и закономерности развития мира, человек в своем воображении может сознательно намечать цели деятельности, планировать ее и тем самым предвидеть будущее. А это позволяет ему осознанно прилагать волевые усилия для преобразования настоящего в интересах будущего. И в этом смысле сознание как бы творит мир. Как видим, при определенном развитии психика способна к так называемому опережающему отражению действительности (П.К.Анохин), например проектированию и созданию новых образцов техники, архитектурных и других сооружений, предвидению экологических процессов и явлений (смены времен года, землетрясений, затмений солнца и т.п.). В таком случае можно говорить о первичности психики, сознания человека по отношению к отдельным сторонам проявлений материи.
Выделяют три уровня психического отражения:
— досознательный (безусловно-рефлекторный, природообусловленный);
— сознательный, специфически человеческий уровень психического (условно-рефлекторный);
— послесознательный, надсознательный (условно-рефлекторный — автоматизмы, установки и т.п.).
Таким образом, в психике есть две стороны: неосознаваемое (как досознательное, так и послесознательное) и осознаваемое (С. Л. Рубинштейн).
Следует подчеркнуть, что сознание человека — это высший этап в развитии психики. Его возникновение и развитие обусловлены не только биологическими предпосылками, но и социально-историческими обстоятельствами. Последние играют определяющую роль в формировании в развитии сознания. Процесс развития сознания определяется всем ходом развития человеческого общества, процессом развития человеческого познания, накопленными в обществе знаниями. При этом сознание людей не только обогащается, но и начинает носить все более обобщенный и абстрактный характер.
Исключительно большое значение имеет понимание истоков, происхождения человеческой психики. Психика человека, и в первую очередь его сознание, — результат общественно-трудовой деятельности человека, его общения с другими людьми и включения в разнообразные виды деятельности (игра, учеба, научно-познавательная, производственная и другая деятельность). Особую роль в развитии сознания играет вторая сигнальная система — язык и речь как формы ее выражения. С помощью языка человек может информировать других людей (и получать от них информацию о прошлом, настоящем и будущем, передавать и приобретать социальный опыт). С помощью языка осуществляется особая форма обогащения людей: их взаимообогащение, развитие качеств мышления, памяти, внимания, профессионального воображения, эмоциональной и волевой сфер личности, формирование человеческих потребностей (эстетических, нравственных, профессиональных и др.).
С точки зрения влияния на деятельность и поведение человека выделяют две взаимосвязанные регулятивные функции психики: побуждения (потребностно-мотивационная сфера психики) и исполнения (знания, умения, навыки, привычки, способности человека).
К числу других функций психики человека относятся: функция отражения, формирования образа, функция смыслообразования и понимания, функция отношения, целеполагания, накопления опыта, самопознания.
Все многообразие форм существования психического обычно объединяют в следующие четыре группы.
1. Психические процессы человека:
а) познавательные (внимание, ощущение, восприятие, воображение, память, мышление, речь);
б) эмоциональные (чувства);
2. Психические образования человека (знания, умения, навыки, привычки, установки, взгляды, убеждения и др.).
3. Психические свойства человека (направленность, характер, темперамент, способности личности).
4. Психические состояния: функциональные (интеллектуально-Познавательные, эмоциональные и волевые) и общие (мобилизованности, настроенности, готовности, апатии, неуверенности и т.д.).
Содержание психики человека определяется реальной действительностью, которая, отражаясь психикой, закрепляется в ней в виде характеристик психических процессов, психических образований, свойств, состояний. В этом смысле содержательными компонентами психики человека являются профессиональные, нравственные, политические, эстетические, правовые, экологические и другие знания, взгляды, убеждения, позиции, отношения и т. п. личности.
Такое понимание психического, сознания сложилось в отечественной психологии.
Выше отмечалось, что предметом психологии выступают и групповая, общественная, массовая психика людей, закономерности ее возникновения, формирования, развития, функционирования и проявлений в различных условиях жизни и деятельности тех или иных форм общности людей.
Под групповой, массовой психикой (общественной психологией) принято понимать реальное, живое сознание, сферу духовной жизни людей той или иной общности. Эта духовная сфера жизнедеятельности людей характеризуется конкретным содержанием (нравственным, политическим, профессиональным, эстетическим, этническим, экологическим и др.), направленностью, уровнем функционирования (от апатии, безразличия до энтузиазма, подъема, высокого уровня функционирования), действенностью.
Истоками групповой, общественной (и индивидуальной в том числе) психики являются:
• исторический опыт существования, жизнедеятельности рассматриваемой общности людей, социальной группы;
• прижизненный опыт этой социальной общности;
• опыт жизнедеятельности других подобных общностей людей, который становится достоянием рассматриваемой социальной группы;
• конкретные жизненные обстоятельства, в которых оказалась эта социальная группа, общность людей;
• ведущий вид (и другие виды) деятельности данной социальной общности;
• особенности идеологического, воспитательного и другого целенаправленного информационного воздействия на людей данной общности и т.д.
Групповая, массовая психика представляет собой сложную совокупность социально-психологических процессов и явлений, социально-психологических феноменов, среди которых выделяются различные группы, системы этих феноменов в зависимости от оснований классификации.
Так, есть социально-психологические процессы и явления, выступающие разнообразными формами существования и проявления группового, массового сознания, психики: общие потребности, интересы, суждения, мнения, отношения, настроения, традиции, авторитет и др. А есть социально-психологические феномены, которые не являются выражением массового, группового сознания. Они выступают своеобразными психологическими механизмами взаимовлияния людей друг на друга, передачи индивидуальной и групповой информации при возникновении контактов между людьми. К их числу относят убеждение, внушение, психическое заражение, подражание, психологическое принуждение.
Достаточно продуктивным является подход к классификации социально-психологических феноменов, основанный на выделении носителей, субъектов таких феноменов:
а) есть социально-психологические процессы и явления, характеризующие ту или иную общность, социальную группу в целом; они выражают характерные для данной общности социально-психологические характеристики. Это так называемые массовидные социально-психологические феномены:общие потребности, интересы, цели, мнения, настроения, традиции, нормы, правила, ценности, установки, сплоченность, слаженность, морально-психологическая атмосфера, нравственный и профессиональный климат и др.;
б) каждая социальная общность состоит из отдельных конкретных людей, которые, включаясь в социальные связи и отношения, своеобразно проявляют свою индивидуальность, осуществляют свое социально-психологическое поведение. В связи с этим выделяются социально-психологические процессы и явления, характеризующие социально-психологическое своеобразие (индивидуальность) личности,особенности социально-психологического поведения и реагирования личности на внешние социальные и социально-психологические обстоятельства: лидерство, подчинение, сотрудничество, конформизм, нонконформизм, экстра-, интра-, нормовертированность личности, экстра-, интра-, импу-нитивность личности, стиль поведения и деятельности личности, особенности авторитета, самоутверждения, психологической адаптации личности и др.;
в) выделяются и социально-психологические феномены, характеризующие особенности взаимодействия членов социальной общностикак между собой, так и с социальной средой их жизни и деятельности: процессы социальной перцепции, взаимопонимание, взаимоотношения, симпатии, антипатии, доверие, неприязнь, эмпатия, аттракция, коллизии во взаимоотношениях вплоть до конфликтных отношений;
г) есть и общеинтегративные социально-психологические феномены: слаженность, сплоченность, морально-психологическая атмосфера, морально-психологический климат.
Данный подход к классификации социально-психологических феноменов можно представить в виде схемы.
В социальной психологии есть и другие подходы к типологии, классификации групповых психических феноменов. В зависимости от степени их устойчивости и динамики различают статические, динамические и статико-динамические социально-психологические процессы и явления (А.Д. Глоточкин). По характеру влияния на степень общности социальной среды выделяют социально-психологические феномены, интегрирующие, сплачивающие социальную общность и социально-психологические процессы и явления, оказывающие дифференцирующее и даже разлагающее влияние на социальную среду.
Очевидно, что знание специалистом особенностей индивидуальной и групповой психики позволит ему лучше ориентироваться в окружающей социальной среде, успешнее осуществлять свою профессиональную деятельность.
Источник: http://studopedia.ru/3_187659_etap—psihologiya-kak-nauka-o-faktah-zakonomernostyah-i-mehanizmah-psihiki.html
Психология — наука о закономерностях возникновения, функционирования и развития психики
страница | 2/74 |
Дата | 06.04.2019 |
Размер | 100,76 Kb. |
Тип | Закон |
Психология — наука о закономерностях возникновения, функционирования и развития психики. |
Следовательно, объектами отечественной психологии в настоящее время выступают система психических явлений живых существ (людей и животных), а также психология больших (общественных, этнических, религиозных и т.д.) и малых (корпоративных, производственных и т.д.) групп людей. В свою очередь, ее предметом являются закономерности формирования, функционирования и развития названных психических и психологических (социально-психологических) явлений.
Объекты и предмет психологии определяют перечень решаемых в ее рамках научных задач.
Таким образом, психология — это наука о психике и психических явлениях.
Хотя психические явления подчиняются общим закономерностям, для каждого человека они индивидуальны. Поэтому психология изучает индивидуально-психологические особенности людей, их личности, мотивы поведения, темперамента и характера. Мы будем разделять психические явления на три основных класса: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.
Задачи психологии в основном сводятся к следующим:
• научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
• научиться управлять ими;
• использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли.
Психология –наука о душе (психо-душа, логос-наука), появился в 16 в., первоначально относился к изучению психических явлений, потом явлений осознаваемых и не осозн. Психология – наука о функционировании психики. Объект – система психических явлений, психология групп. Предмет – закономерности формирования их. Псих. Явления индивидуальны, но подчиняются законам. Психология изучает: мотивы людей, темперамент, псих. процессы, явления. Задачи: понимать сущность явлений, управлять ими, использовать знания.
Источник: http://psihdocs.ru/chelovek-izuchaetsya-kak-predstavitele-biologicheskogo-vida-ka.html?page=2
Й этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики
1-й этап – психология как наука о душе. Люди начали задумываться над существованием некоего духовного начала, направляющего их поведение, в очень далекие доисторические времена. Первые теории, пытавшиеся объяснить поведение, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к индивиду: будь то «тень», обитающая в теле и покидающая его после смерти человека, или боги, которых считали ответственными за все действия людей. Учение о душе складывалось в рамках философии и медицины. Границы данного этапа развития психологии определяются с V века до н.э. до начала ХVII века н.э. Этап развития психологии как науки о душе связан с учениями таких древнегреческих ученых, как Демокрит (460-370/360 г.г. до н.э.), Гераклит (540-474 г.г. до н.э.), Анаксагор (500-428 г.г. до н.э.), Платон (427-347 г.г. до н.э.), Сократ (47-399 г.г. до н.э.), Аристотель (470-399 г.г. до н.э.).
Каждый из названных философов внес достойный вклад в развитие научных знаний, в том числе психологических, например, идея закономерного развития принадлежит Гераклиту, идея причинности или детерминизма – Демокриту. Взгляд на душу как на самостоятельную субстанцию, незримую, божественную, вечную, существующую наряду с телом и независимо от нее – Платону.
Согласно Аристотелю, душа есть причина и начало живого тела. Аристотель – ближайший ученик Платона. Мир и его развитие понимались Аристотелем как результат взаимопроникновения двух начал – пассивного (матери) и активного (формы). Материя не может существовать, не оформляясь, а форма не может существовать без материальной основы. Аристотель доказывал, что объективным содержанием и источником психического является внешний мир. Чувственные образы – первые свидетели внешнего мира. Мышление невозможно без чувственного опыта. Однако в вопросе о природе мышления Аристотель не смог преодолеть идеализм. Он выдвигает идею о существовании «родового разума», который в отличие от индивидуального мышления, не исчезает со смертью человека, «родовой разум» вечен и не ограничен пределами человеческой жизни.
Итак, учение о душе развивалось в постоянной борьбе материалистического и идеалистического способов объяснений. Однако, с одной стороны, глобальность, всеохватность, мифологичность категории души, а с другой – ее неопределенность и недоказуемость мешали выделению и становлению психологии как отрасли научного знания. Постепенно понятие о душе стало применяться не ко всем проявлениям жизни, включая растительные, чисто биологические процессы, а только к тому уровню, который сейчас называют психическим. Внутри самой категории психического зарождается понятие о сознании. Человек способен не только воспринимать окружающую действительность, размышлять, но и замечать, что данные мысли принадлежат только ему, он может не только действовать, но и знать, что эти действия исходят только от него.
Расчленения в некогда едином понятии о душе совершались под влиянием прогресса в опытном исследовании строения и функций организма, а также под влиянием социальных потребностей. Выяснилось, что не тело в целом, а определенные органы тела (нервы, мозг) нераздельно связаны с психикой. Душа как организующее начало любого проявления жизни и душа как организующее начало ощущений и движений, неотделимых от нервов, оказывались двумя разными душами.
Во II веке до н.э. римский врач Гален (ок.130-ок.200 г. до н.э.), обобщив достижения физиологии и медицины, обогатил представления о физиологической основе психики и приблизился к понятию сознания. Он отграничил движения, в которых участвует внимание, память, мышление, от движений, которые человек производит, например, в состоянии сна. И те, и другие, по его мнению, регулируются душой, но в первом случае участвуют дополнительные элементы.
2-й этап – психология как наука о сознании.
Нарождающееся понятие о сознании было использовано идеалистической философией. Августин (IV-V век н.э.) придал сознанию идеалистическую окраску. Это знание души о себе самой есть внутренний опыт, принципиально отличный от того опыта, который дают человеку внешние органы чувств. Познание души для теолога Августина означало познание Бога – занятие не для каждого человека, а лишь для просветлённого, приближённого к Богу.
Представления о душе и ее функциях в античные времена сменились в эпоху Средневековья почти полным господством христианской философии и идеологии, и все сохранившиеся психологические идеи приобрели религиозную окраску. Вера становится выше знания, о каком-либо познании природы и души, основанном на опыте, теперь не может быть и речи.
Постепенно историческое развитие приводит к стремлению получать новые знания из опыта. Английский философ 13 века Роджер Бэкон (ок. 1214-1294) считал, что без опыта ничего нельзя понять в достаточной мере. Правда, речь еще не шла об опытном познании души. Основы эмпирического познания души заложил Фрэнсис Бэкон (1561-1626).
Именно Ф. Бэкон своими работами завершает этап психологии как науки о душе и начинает новый, когда психология представляется как наука о сознании. Он призывает отказаться от пустых изучений сущности души и перейти к рассмотрению таких явлений, которые в наше время называются психическими.
В XVII веке благодаря теориям Рено Декарта зарождается психология, в основе которой лежит представление о сознании. «Мыслю, следовательно, существую (cogito ergo sum)», – считал Рено Декарт. А мыслить, по его мнению, означает не только понимать, но и желать, воображать, чувствовать. В этих утверждениях Декарта содержится основной постулат, из которого стала исходить психология конца 19 века – постулат, утверждающий, что собственное сознание – это первое, что человек обнаруживает в себе.
Новым содержанием наполнилось у Р. Декарта понятие души или психическое. За психическое принималось только то, что непосредственно осознает сам субъект. Декарт отделил психические функции от непсихических (физиологических) на основании того, что психические функции осознаются, а физиологические (телесные) – нет.
Эта концепция придала особую остроту психофизической проблеме, т.е. проблеме соотношения психических и физиологических (нервных) процессов. Для объяснения телесных функций Декарт ввел понятие «рефлекс». Суть рефлекса по Декарту в том, что внешние воздействия благодаря «животным духам» переносятся по нервам и создают напряжение определенных мышц, которое и представляет собой действие организма. Тело Декарт считает машиной, работа которой подчиняется материальным законам и не нуждается в привлечении души.
Декарт попытался таким образом объяснить возникновение ощущений, ассоциаций, страстей, однако, распространить свою рефлекторную схему на всю психическую деятельность он не сумел. Сознание в то время определялось, как способность человека думать, чувствовать, к чему-то стремиться, что-то желать. Основная же задача психологии – подвергать анализу состояния и содержания сознания.
Идеи Р. Декарта получили дальнейшее развитие, в т.ч. в трудах английского философа Джона Локка, которые способствовали становлению метода интроспекции (букв. «смотрю внутрь»), долгое время считавшегося единственным методом психологии. Основная его посылка – знания сами по себе не могут возникнуть, врожденных идей нет, все идеи и понятия проистекают из опыта.
Под опытом Дж. Локк понимает все то, чем наполняется душа человека в течение его индивидуальной жизни. Содержание опыта и его структура складываются из элементарных составляющих, обозначенных философом общим термином «идеи». Идеями Локк называл ощущения и образы, восприятия и состояния памяти, общие понятия и аффективно-волевые состояния.
По Локку, человек появляется на свет с душою, подобной чистому листу бумаги, на которой только при жизни внешний мир наносит своими воздействиями узоры. Приобретенные во внешнем опыте чувственные идеи выступают в качестве исходного материала для особой внутренней деятельности души. Это особая деятельность души, названная Локком рефлексией, представляет собой способность души обращать свой взор на собственное состояние.
В XIX веке психология бурно развивается, распространяется в развитых странах, поскольку демонстрирует свою практическую состоятельность в понимании и разрешении социально значимых проблем. Однако понятие «сознание» остается в значительной мере описательным, нечетким, допускающим возможность неоднозначной, субъективной трактовки.
3-й этап – психология как наука о поведении. В начале ХХ века бихевиористы заявили, что если психология хочет стать настоящей наукой, то она должна изучать исключительно поведенческие акты, доступные для объективного наблюдения. «Behaviour» означает по-английски – «поведение», оно и стало предметом психологии. С точки зрения основателя бихевиоризма американского ученого Джона Бродеса Уотсона (1878-1958), выраженной им в так называемом манифесте бихевиоризма, сознание как внутренний мир субъективных явлений объективно изучать невозможно. Д. Уотсон отрицает понятие сознания и утверждает, что сущность человека детерминирована внешней средой.
Отвергнув сознание как реальный регулятор человеческой деятельности, бихевиористы свели все психические явления к реакциям организма, преимущественно двигательным: мышление отождествляется с речедвигательными актами, эмоции – с изменением внутри организма и т.д.
За единицу поведения принимается связь стимула и реакции (S – R). Законы поведения фиксируют отношения между тем, что происходит на «входе» (стимул) и «выходе» (двигательный ответ) системы организма. Процессы внутри этой системы, как психические, так и физиологические, по мнение бихевиористов, не поддаются научному анализу.
Однако теория Д. Уотсона, полностью отрицавшая личностные характеристики, оказалась слишком радикальной для того периода и подверглась критике. Схема S – R не могла охватить бесчисленные вариации человеческого подведения. В реальных условиях разные люди на одинаковые стимулы реагируют по-разному. Объяснить причины этого схема S – R не могла.
Оформление бихевиоризма как научного направления связано также с работами Э. Толмена, Э. Торндайка, благодаря которым психология была поставлена на естественно-научный путь развития. Укрепить позиции бихевиоризма удалось Эдварду Чейсу Толмену (1886-1959), американскому психологу. Он усилил формулу еще одной составляющей (промежуточной переменной) и придал ей следующий вид: S – I – R, где I – индивид как носитель когнитивной карты. Когнитивная карта – это образ знакомого пространственного окружения, она создается и видоизменяется в результате активного взаимодействия субъекта со средой.
Э. Толмен в отличие от Д. Уотсона уже не игнорировал индивидуальные личностные проявления, но и свел их к созданию в мозге человека «карты» окружающей среды. Когнитивные карты формируются в мозге генетически, но в большей мере на основании приобретенного опыта и представляют собой целостный образ конкретных внешних ситуаций. Толмен понимает поведение не как сумму реакций, а как целостный феномен.
Американский психолог Эдуард Брэдфорд Титченер (1867-1927) положили начало структуралистскому подходу к сознанию-направлению, считавшему предметом психологии элементы сознания и — структурные отношения между ними. В структуре сознания различались три категории элементов: ощущение – простейший процесс, обладающий качеством, интенсивностью, отчетливостью, длительностью, образ и чувство (в его элементарной форме). Предметный характер восприятия отрицался и относился за счет «ошибки стимула». Под «ошибкой стимула» понимался ответ об интроспективных переживаниях, выраженный в терминах внешних ощущений, когда испытуемый подменял свои переживания, ощущения знанием о вызвавших их внешних раздражителях. Э. Титченер ввел метод аналитической интроспекции. Он изучал структуру сознания, отвлекаясь от функциональной роли интроспекции в поведении. Он считал, что хотя интроспекции доступно лишь собственное сознание, полученные результаты могут быть перенесены на других людей, животных, психически больных, исследователю необходимо лишь поставить себя на их место.
Бихевиоризм расширил класс исследуемых объектов: стало интенсивно изучаться поведение животных, младенцев, решались проблемы научения, образования навыков и др. Однако активность организма и роль психической организации в преобразовании среды, социальная природа человека бихевиористами игнорируется. Отвергается и роль сознания как регулятора поведения и деятельности человека на том основании, что оно якобы недоступно для объективного изучения.
4-й этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. В качестве основного предмета психологии выступает психика – свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях. Следует отметить, что приведенное определение предмета психологии является неустоявшимся, хотя дается в учебниках и учебных пособиях.
Функции психики – отражение окружающего мира и регуляция поведения и деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания, осознание человеком своего места в окружающем мире.
Специфика психического отражения состоит в том, что психические явления – это субъективные отражения объективной действительности. Субъективное отражение неизбежно связано с преобразованием информации, поступающей извне, в соответствии с той позицией, которую занимает данный человек: в каждый акт отражения включается накопленный им опыт, как бы спрессованный специфический путь его индивидуального развития.
Изучая психику, современная научная психология в круг своего рассмотрения включает как собственно психические явления, так и психологические факты. К психическим явлениям относят субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта: психические процессы, состояния и свойства. Под психологическими фактами понимаются различные проявления психики – акты поведения, телесные и неосознаваемые психические процессы, психосоматические явления, продукты деятельности людей и др. [4].
Психические явления принято разделять на три большие группы: психические процессы, психические состояния и психические свойства. Они взаимосвязаны между собою, переходят один в другой, оказывают друг на друга взаимное влияние.
Психический процесс характеризуется как функциональная система в действии. Выделяют:
· процессы психической регуляции (мотивационные процессы, которые инициируют, определяют интенсивность и временную организацию и направленность поведения. Центральным моментом мотивационного процесса является принятие решения и выбор варианта действия, который позволяет достичь наилучшего результата. Произвольную регуляцию поведения и деятельности человека обеспечивают процессы контроля. Они обычно следуют за мотивационной активацией и принятием решения. Благодаря им возможно выполнение действия и достижение необходимого результата;
· когнитивные процессы, которые обеспечивают отражение мира и преобразование информации. К ним относятся ощущения, восприятие, память, мышление, речь, воображение, внимание;
· эмоциональные процессы, которые осуществляют избирательное отношение человека к внешним и внутренним воздействиям. Психологическая функция эмоций – оценка явлений окружающей действительности и результатов поведения и деятельности, которая проявляется в форме эмоционального переживания.
Психические состояния – определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. К психическим состояниям относят проявления эмоций (радость, тревога, гнев и т.д.), проявление внимания (сосредоточенность, рассеянность), воли (решительность, растерянность), мышления (сомнение) и т.д.
Психические свойства – это устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Психические свойства – это сложные структурные образования личности, к которым относят направленность личности (систему интересов, убеждений, потребностей, ценностей), темперамент, характер, способности. Психические свойства характеризуют человека в системе его субъективных отношений к себе, к людям и к миру в целом, проявляясь в каждом из его поступков, деяний, поведении, стилях деятельности, способах общения и взаимодействия.
Психология как наука развивается в условиях крайнего плюрализма, при наличии разных точек зрения по поводу многих фундаментальных вопросов, в т.ч. и проблемы предмета психологии. Тем не менее, для обозначения явлений, изучением которых вы будете заниматься, необходимо дать общее определение. Психология – многоотраслевая область научного знания, предметом изучения которой являются закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных.
Психология, как любая наука, решает теоретические и практические задачи. Основными ее задачами являются: качественное изучение принципов и закономерностей функционирования психики, анализ закономерностей формирования и развития психики; изучение ее физиологических механизмов, а также планомерное внедрение психологических знаний в практику.
Психологи, как и представители других наук, делятся на две категории. Одних психологов интересуют теоретические аспекты. Они наблюдают психические явления и психологические факты в естественной обстановке или в лаборатории, интерпретируют, систематизируют полученные результаты. Вторая категория психологов занята практической работой: диагностикой, коррекцией, профилактикой психических нарушений.
Практический психолог решает множество повседневных задач и вопросов. Но главной целью его деятельности является психическое и психологическое здоровье населения.
Вопросы и задания для самоконтроля
· Каковы особенности психологии как науки?
· С чем связаны трудности определения психологии как науки?
· Каковы основные исторические этапы смены представлений о предмете психологии?
· Что такое психика? Каковы ее основные функции?
· В чем заключается специфика психического отражения?
· Что такое психические явления?
· Что относят к психологическим фактам?
· На какие группы делятся психические процессы?
· Что такое психическое состояние?
· Что относят психологи к психическим свойствам?
· Что изучает психология?
· Прокомментируйте следующее мнение. Ответьте на поставленный вопрос: Психология это не наука, а самая что ни на есть житейская практика! Посмотрите на таксистов, официантов, гадалок, нищих – чем не психологи? Войти в доверие, вовремя сориентироваться на ваши слова и состояния, заставить разоткровенничаться, поверить, довериться, угадать ваше настроение, социальное положение, особенности характера, а потом воспользоваться всем этим — да тут и дипломированным психологам есть чему поучиться!
· Запишите возникшие у вас вопросы для того, чтобы выяснить их у преподавателя либо на семинаре.
Дата публикования: 2015-10-09 ; Прочитано: 1795 | Нарушение авторского права страницы
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с) .
Источник: http://studopedia.org/13-84214.html
псих. Психологиянаука о закономерностях развития и функционирования психики. Предмет Психологииизучает факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека.
Название | Психологиянаука о закономерностях развития и функционирования психики. Предмет Психологииизучает факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека. |
Дата | 15.02.2018 |
Размер | 24.5 Kb. |
Формат файла | |
Имя файла | псих.doc |
Тип | Документы #36577 |
Подборка по базе: Жизненный цикл развития семьи.pptx, Формирование органов и систем в период внутриутробного развития , Роль органов юстиции в системе государственных органов Российско, Периодизация развития Э.Эриксона с примерами..docx, Психология развития и возрастная психология.doc, 8 стадий развития личности по Э. Эриксону.docx, История развития Ндс.docx, История развития Ндс.docx, История формирования и развития международных валютных отношений, Задание- таблица ТиМ математического развития.docx Психология-наука о закономерностях развития и функционирования психики. На рубеже 19-20вв появляется бихевиоризм, согласно которому психология должна изучать ток внешние,телесные реакции и стимулы, для него характерен метод повторения, «проб и ошибок». Этим руководствовался, изучая поведения животных Э.Ториндайк Экзистенциальная психология( роджерс, маслоу)утверждающая, что использ науч понятий и методов исследования препятствует саморазвитию. ф-ции:регулирующая, познавательная, эмоцтональная представление- образы предм и событ, возник на основе их припоминания Источник: http://topuch.ru/psihologiya-nauka-o-zakonomernostyah-razvitiya-i-funkcionirova/index.html Психология — наука, изучающая закономерности и механизмы психикиСтановление, развитие научных взглядов на сущность психики и связь психологии с решением основного вопроса философии — соотношения материи и сознания, материальной и духовной субстанции. Определение психологии как науки, изучающей закономерности психики.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную нижеСтуденты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны. Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники Кафедра психологии и педагогики изучающая закономерности и механизмы психики» На протяжении веков человек является предметом изучения многих и многих поколений ученых. Человечество познает собственную историю, происхождение, биологическую природу, языки и обычаи, и в этом познании психологии принадлежит совершенно особое место. Еще древний мудрец сказал, что нет для человека интереснее объекта, чем другой человек, и он не ошибся. В основе развития психологbи лежит постоянно усиливающийся интерес к природе человеческого бытия, условиям его развития и формирования в человеческом обществе, особенностям его взаимодействия с другими людьми. В настоящее время невозможно осуществление многих видов деятельности на производстве, в науке, медицине, искусстве, преподавании, в игре и спорте без знания и понимания психологических закономерностей. Система научных знаний о законах развития человека, его потенциальных возможностях необходима для всего общественного развития. Однако человек является объектом комплексного исследования средствами различных наук, каждая из которых имеет свой специфический круг проблем. При исследовании социальных процессов гуманитарными науками возникает необходимость в учете психологических факторов. Но каждая наука отличается от другой особенностями своего предмета. Еще С.Л.Рубинштейн в книге «Основы общей психологии» (1940) писал: «Специфический круг явлений, который изучает психология, выделяется отчетливо и ясно — это наши восприятия, чувства, мысли, стремления, намерения, желания и т.п., — т.е. все то, что составляет внутреннее содержание нашей жизни и что в качестве переживания как — будто непосредственно нам дано. ». Первая характерная особенность психического — принадлежность индивиду непосредственных собственных переживаний — проявляется лишь в непосредственном ощущении и никаким иным способом не приобретается. Ни из какого описания, как бы ярко и красочно оно не было,слепой не познает красочности мира, а глухой — музыкальности его звучаний без непосредственного их восприятия: никакой психологический трактат не заменит человеку, самому не испытавшему любви, всей гаммы этого чувства, не передает увлечения борьбы и радости творчества, словом, всего, что человек может пережить только сам. Трудность выделения особенностей психологии как науки состоит в том, что они издавна осознавались человеческим умом как из ряда вон выходящие явления. Совершенно очевидно, что восприятие какого-либо реального предмета в корне отличается от самого предмета. В качестве примера можно назвать глубоко укоренившиеся представления о душе как особом существе, отдельном от тела. Еще первобытный человек знал, что люди и животные умирают, что человек видит сны. В этой связи и возникло верование, что человек состоит из двух частей: осязаемой, т.е. тела, и неосязаемой, т.е. души; пока человек жив, его душа находится в теле, а когда она покидает тело — человек умирает. Когда же человек спит, душа покидает тело на время и переносится в какое-либо другое место. Таким образом, задолго до того, как психические процессы, свойства, состояния стали предметом научного анализа, накапливалось житейское психологическое знание людей друг о друге. Определенное представление о психике дает человеку и его личный жизненный опыт. Житейские психологические сведения, почерпнутые из общественного и личного опыта, образуют донаучные психологические знания, обусловленные необходимостью понимать другого человека в процессе совместного труда, совместной жизни, правильно реагировать на его действия и поступки. Эти довольно обширные знания могут способствовать ориентировке в поведении окружающих людей, могут быть правильными. Но в целом они лишены систематичности, глубины, доказательности, мы усваиваем их не только благодаря собственному опыту, но и из художественной литературы, пословиц, поговорок, сказок, легенд, притч. Именно в них заключены истоки почти всех психологических теорий и отраслей современной психологии. Что же представляет собой психология как наука? Что входит в предмет ее научного знания? Ответ на этот вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. Чтобы ответить на него, необходимо обратиться к истории психологической науки, к вопросу о том, как на каждом этапе ее развития трансформировалось представление о предмете научного знания в психологии. Психология и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она, тем не менее, вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает столетие, но основная проблематика занимает философскую мысль с тех пор, как существует философия. Известный психолог конца XIX — начала XX вв. Г.Эббинга-уз сумел сказать о психологии очень кратко и точно — у психологии огромная предыстория и очень короткая история. Под историей имеется в виду тот период в изучении психики, который ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными науками и организацией собственного экспериментального метода. Это произошло в последней четверти XIX в., однако истоки психологии теряются в глубине веков. Само название предмета в переводе с древнегреческого означает, что психология — наука о душе (психе — «душа», логос — «наука»). Согласно очень распространенному представлению, первые психологические воззрения связаны с религиозными представлениями. В действительности же, как свидетельствует подлинная история науки, уже ранние представления древних греческих философов возникают в процессе практического познания человека в тесной связи с накоплением первых знаний и развиваются в борьбе зарождающейся научной мысли против религии с ее мифологическими представлениями о мире вообще, о душе — в частности. Изучение, объяснение души и является первым этапом в становлении предмета психологии. Итак, впервые психология определялась как наука о душе. Но ответить на вопрос, что такое душа, оказалось не так-то просто. В разные исторические эпохи ученые вкладывали различное содержание в это слово. Становление и развитие научных взглядов на сущность психики всегда было связано с решением основного вопроса философии — соотношения материи и сознания, материальной и духовной субстанции. Именно вокруг решения этого вопроса и возникло два диаметрально противоположных философских направления: идеалистическое и материалистическое. Представители идеалистической философии рассматривали психику как нечто первичное, существующее самостоятельно, независимо от материи. Материалистическое понимание психики выражается в том, что психика рассматривается как явление вторичное, производное от материи. Представители идеалистической философии признают существование особого духовного начала, не зависимого от материи, они рассматривают психическую деятельность как проявление материальной, бесплотной и бессмертной души. А все материальные вещи и процессы толкуют лишь как наши ощущения и представления или же, как некоторое загадочное обнаружение какого-то «абсолютного духа», «мировой воли», «идеи». Идеализм зародился, когда люди, не имея правильных представлений о строении и функциях тела, думали, что психические явления представляют собой деятельность особого, сверхъестественного существа — души и духа, который якобы вселяется в человека в момент рождения и покидает его в момент сна и смерти. Первоначально душа представлялась в виде особого тонкого тела или существа, живущего в разных органах. Когда появилась религия, то душа стала пониматься как своеобразный двойник тела, как бестелесная и бессмертная духовная сущность, связанная с каким-то «потусторонним миром», где она обитает вечно, покидая человека. На этой основе и возникли различные идеалистические системы философии, утверждающие, что идеи, дух, сознание являются первичными, началом всего существующего, а природа, материя — вторичными, производными от духа, идей, сознания. Материалистический подход к пониманию психики человека был на многие века оттеснен идеалистической философией, которая рассматривала психику человека как проявление его духовной жизни, считая, что она не подчиняется тем же законам, что и вся материальная природа. И какие бы метаморфозы не претерпевали представления о душе, незыблемым оставалось убеждение в том, что она является движущим началом жизнедеятельности. Только в XVII в. Рене Декарт начал новую эпоху в развитии психологических знаний. Он показал, что не только работа внутренних органов, но и поведение организма — его взаимодействие с другими внешними телами — не нуждаются в душе. Особенно большое влияние его идеи оказали на дальнейшую судьбу психологической науки. Декарт ввел одновременно два понятия; рефлекс и сознание. Но в своем учении он резко противопоставляет душу и тело. Он утверждает, что существуют две независимые друг от друга субстанции — материя и дух. Поэтому в истории психологии это учение получило название «дуализм» (от лат. dualis — «двойственный»). С точки зрения дуалистов психическое не является функцией мозга, его продуктом, а существует как бы само по себе, вне мозга, никак не завися от него. В философии это направление получило название объективного идеализма. На почве дуалистических учений в психологии XIX в. получила широкое распространение идеалистическая теория так называемого психофизического параллелизма (т.е. утверждающая, что психическое и физическое существуют параллельно: независимо друг от друга, но совместно). Основные представители этого направления в психологии — Вундт, Эббингауз, Спенсер, Рибо, Бине, Джемс и многие другие. Примерно с этого времени возникает и новое представление о предмете психологии. Способность думать, чувствовать, желать стали называть сознанием. Таким образом, психика была приравнена к сознанию. На смену психологии души пришла так называемая психология сознания. Однако сознание еще долго понималось как явление особого рода, обособленное от всех других естественных процессов. Философы по-разному трактовали сознательную жизнь, считая ее проявлением божественного разума или результатом субъективных ощущений, где они видели простейшие «элементы», из которых построено сознание. Однако всех философов-идеалистов объединяло общее убеждение в том, что психическая жизнь — проявление особого субъективного мира, познаваемого только в самонаблюдении и недоступного ни для объективного научного анализа, ни для причинного объяснения. Такое понимание получило очень широкое распространение, а подход стал известен под названием интроспективной трактовки сознания. Согласно такой традиции психическое отождествляется с сознанием. В результате такого понимания сознание замыкалось в самом себе, что означало полный отрыв психического от объективного бытия и самого субъекта. Развитие психологии со времени ее оформления как самостоятельной науки во второй половине XIX в. осуществлялось в непрерывной борьбе сменявших друг друга теорий, которые ставили перед собой разные цели и пользовались различными способами исследования. Однако почти все теории конца XIX в. и часть теорий XX в. разрабатывались в рамках интроспективной психологии сознания. Характерным для этих теорий является ограничение предмета психологических исследований областью осознаваемых переживаний человека, рассматриваемых в отрыве от окружающей действительности и практической деятельности людей. Вопрос об отношении сознания и мозга решается этими теориями преимущественно с позиций дуализма. В рамках интроспективной психологии различие между теориями сводилось к разным характеристикам сознания со стороны его структуры, содержания и степени активности. Одна из характеристик, как правило, выделялась в качестве ведущей. На этом Основании обычно принято выделять пять разновидностей идеалистической психологии сознания: теория элементов сознания, основоположники В.Вундт и Э.Титченер, сюда же частично относится Вюрцбургская психологическая школа; психология актов сознания, связана с именем Франца Брен-тано; теория потока сознания, создана Уильямом Джемсом; гештальтпсихология — теория феноменальных полей; описательная психология Дильтея. Общим для всех этих теорий является то, что на место реального человека, активно взаимодействующего с окружающим миром, ставится сознание; в нем как бы растворяется действительное человеческое существо. Вся деятельность сводится к активности сознания. Основная особенность всех названных теорий заключается в характерном для них описательном подходе к психике, а не в объяснительном, хотя к этому времени в психологию уже вошел экспериментальный метод. В 1879 г. Вундтом в Лейпциге была организована первая экспериментальная психологическая лаборатория. В психологии сознания становится возможен и эксперимент, который заключается в том, что исследователь создает определенные внешние условия и наблюдает, как при этом протекают процессы. Однако эти наблюдения носят специфический характер, будучи наблюдениями человека за самим собой, над собственными внутренними состояниями, чувствами, мыслями, получив название метода интроспекции («заглядыва-ния внутрь»). Естественно, что такое наблюдение лишено главного научного требования — объективности. В результате в начале XX в. под влиянием запросов развития научного объективного знания, с одной стороны, и социально-экономических требований, с другой, — наметился кризис интроспективной психологии. «Психология сознания» оказывалась бессильной перед многими практическими задачами, обусловленными развитием капиталистического способа производства, требовавшего разработки средств, позволяющих контролировать поведение человека. Это привело к тому, что во втором десятилетии XX в. возникло новое направление психологии, представители которого объявили и новый предмет психологической науки — им стала не психика, не сознание, а поведение, понимаемое как совокупность извне наблюдаемых, преимущественно двигательных реакций человека. Это направление получило название «бихевиоризм» (от англ. behaviour — «поведение»). Это уже третий этап в развитии представлений о предмете психологии. Основоположник бихевиоризма Дж.Уотсон видел задачу психологии в исследовании поведения живого существа, адаптирующегося к окружающей его среде*. За одно лишь десятилетие бихевиоризм распространился по всему миру и стал одним из самых влиятельных направлений психологической науки. Итак, вначале психология — наука о душе, затем — психология — наука без души, и, наконец, психология — наука без сознания. Такое понимание предмета психологии очень быстро привело к следующему кризису. Да, наблюдая поведение, мы действительно исследуем объективные факты, но такая объективность обманчива, ибо за каждым нашим поступком, поведенческим актом стоят наши мысли, наши чувства, наши желания. И невозможно изучать поведение, не изучая мысли, чувства, побуждения. Причина кризисов в понимании предмета психологии кроется в тех философских методологических позициях, на которых строились названные теории. Так, психология сознания решала основные вопросы о соотношении между бытием и сознанием, между объективным и субъективным с позиций идеализма. Бихевиористы решали те же проблемы с позиций вульгарного материализма. Для них психическое совершенно не имело отличий от материального. Так, неверные исходные философские позиции закрывали для психологии пути к определению ее предмета. Выход из этого тупика открыла философия диалектического материализма. Диалектический материализм признает лишь одно начало всего существующего — материю, а психику, мышление, сознание ‘рассматривает как вторичное, производное от материи, Философский материализм является, следовательно, монистическим учением, материалистическим монизмом (от греч.: «монос» — один). Он основывается на данных науки и практики и по мере их развития уточняет и углубляет свои выводы. С точки зрения диалектического материализма первичным является материя; психика, сознание — это вторичное, отражение мозгом объективной действительности. В этом смысле материальное (предметы и явления действительности) и идеальное (отражение их в виде ощущений, мыслей и т.д.) противоположны друг другу. Но если иметь в виду физиологический механизм отражения действительности мозгом, то различение идеального и материального имеет уже не абсолютный, а относительный характер, так как ощущения, мысли, чувства и тд. — это деятельность материального органа — мозга, результат превращения энергии внешнего раздражения в факт сознания. Психика, сознание неотделимы от деятельности мозга и не могут существовать никаким другим способом. Такое понимание материи и психики, сознания полностью согласуется с исходным положением диалектического материализма о материальности мира. В мире нет никакого другого начала, кроме вечно существующей материи, которая обладает различными свойствами и находится в вечном движении. При этом движение материи — это не только перемена места, но и любое ее изменение. Это и развитие материи, возникновение у нее новых свойств. По определению Ф.Энгельса, «движение, в применении к материи, — это изменение вообще». Развитие материи есть переход от низших ее форм к высшим, от низших форм движения материи к высшим. Первоначально существовала лишь неорганическая материя, неживая природа. На определенной ступени развития материи, в результате ее длительной, много лет продолжавшейся эволюции возникла органическая материя, возникла новая форма движении материи, новое ее свойство — жизнь. В процессе развития материи появились растения, животные и, наконец, человек с его сознанием — высочайшим порождением материи. В системе категорий диалектического материализма, на которые опирается отечественная психология, основополагающее значение принадлежит категории отражения. Именно этой категорией раскрывается наиболее общая и существенная характеристика психики: психические явления рассматриваются как различные формы и уровни субъективного отражения объективной действительности. Теория отражения в психологии выступает в роли общей методологической платформы, позволяющей разобраться в лабиринте фактов, понятий, концепций, определить предмет психологической науки, разработать методы исследования. В чем состоит качественная специфика психического как свойства органической материи? Вся материя обладает свойством отражения. Являясь свойством материи, функцией мозга, психика выступает как особая форма отражения, как предпосылка развития психики. Будучи специфической формой отражения, психика и возникла в процессе развития материи, переходя от ее одних форм движения к другим. Возникнув закономерно в ходе биологической эволюции, психика стала важнейшим ее фактором. Благодаря отражению обеспечиваются более широкие многообразные связи организма со средой. Внутренняя психическая жизнь не существует без внешней, физической. То есть психика, сознание отражают объективную реальность, существующую вне и независимо от нее, это осознанное бытие. Было бы бессмысленно говорить об отражении, если бы действительность не существовала. Всякий психический акт — это и кусок реальной действительности: не либо одно, либо другое, я и одно и другое. Своеобразие психического именно в том и заключается, что оно является и реальной стороной бытия, и его отражением. Итак, функция психики состоит в отражении свойств и связей действительности и в регулировании на этой основе поведения и деятельности человека. Диалектико-материалистический подход к психике показывает, что психическое — это не замкнутый мир, начисто отрезанный от реальности и не имеющий с ней ничего общего. Что же составляет предмет научного знания в психологии с позиции диалектического материализма? Это, прежде всего, конкретные факты психической жизни. Рассмотрим простой пример. Возьмем в качестве факта психической жизни способность человека накапливать индивидуальный опыт, т.е. память. Но научная психология не может ограничиться описанием психологического факта — его необходимо объяснить, т.е. раскрыть законы, которым эти факты, эти явления подчиняются. Основная цель любой науки состоит в том, чтобы вскрыть объективные законы, которым подчиняются изучаемые ею процессы и явления. Именно этой цели подчинены теоретические и экспериментальные исследования. Научное познание состоит в раскрытии существенных, необходимых, устойчивых, повторяющихся связей (отношений) между явлениями. Вернемся к нашему примеру. Так, память имеет свои законы функционирования. Известно, что имеются различные виды памяти, что, например, повторение материала способствует запоминанию, а хорошо проструктурированный материал запоминается легче и быстрее, чем бессвязный. Задача выявления законов психики, раскрытие тех связей и отношений, которые можно было бы квалифицировать как закономерные, принадлежит в науке к числу сложнейших. Строго научный подход требует не только выявить объективный закон, но и очертить сферу его действия, а также условия, в которых он лишь и может действовать. Поэтому предметом изучения в психологии вместе с психологическими фактами становятся психологические законы. Но знание закономерных связей само по себе не раскрывает конкретных механизмов, посредством которых закономерность может проявиться. В задачу психологии входит наряду с психологическими фактами и закономерностями установление механизмов психической деятельности. А так как механизмы предполагают работу конкретных анатомо-физиологических аппаратов, осуществляющих тот или иной психологический процесс, то природу и действие этих механизмов психология изучает совместно с другими науками. Так, например, известно, что в основе долговременной и кратковременной памяти лежат различные механизмы. Таким образом, психология — наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики. Литература Ананьев Е.Г. Избр. психологические труды. М.: Педагогика, 1999. Т. 1. С. 19-31, 149-162, 170-179- Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 2003. С. 10—21, 70—85. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 4 Грановская P.M. Элементы практической психологии. Л. :Изд-во ЛГУ, 1988. С. 271-295, 392-404. Кон И.С. Открытие «Я». М: Политиздат, 1978. С. 6—74. Леонтьев А.Н. Избр. психологические произведения. М.: Педагогика, 2003. Т. 1. С. 76-96, Т.2. С. 186-229. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. С. 213-253. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 2004. С. 289-325. Сголин В.В. Самосознание личности. М. Изд-во МГУ, 2003. С. 7—11,62—71. Подобные документыСтановление психологии как науки от античности до наших дней: 1) психология как наука о душе; 2) как наука о сознании; 3) психология как наука о поведении; 4) психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. реферат [38,1 K], добавлен 28.11.2010 Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики. Предмет, задачи и структура современной психологии, этапы ее развития. Важнейшие особенности психического отражения действительности. Сознание как высшая форма психики человека. лекция [22,2 K], добавлен 17.09.2013 Изучение особенностей зарождения психологии как науки. Определение основных этапов и направлений ее развития. Проведение научных исследований психики, ее содержания и функций. Развитие отраслей психологии в современной России и особенности ее становления. реферат [1,8 M], добавлен 18.06.2014 Рассмотрение основных этапов развития психологии как науки. Ознакомление с направлениями развития психологии. Изучение особенностей психики как способности к отражению окружающей действительности. Характеристика сознания и бессознательного человека. презентация [434,6 K], добавлен 20.09.2015 Психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики — особой формы жизнедеятельности человека; основные направления: механизмы и закономерности психики, формирование психологических особенностей личности как сознательного субъекта. шпаргалка [66,1 K], добавлен 24.01.2012 Сущность понятия «развитие» в психологии. Развитие психики и развитие личности. Проблема ведущей деятельности. Специфика психического развития. Развитие психики в филогенезе. Проблема соотношения биологического и социального в развитии. реферат [28,7 K], добавлен 09.03.2002 Донаучный период развития психологии как науки гуманитарной и естественной одновременно, изучающей внутренние и внешние (поведенческие) проявления психики. Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологической науки о личности человека. реферат [35,0 K], добавлен 13.12.2009 Становление психологии как отдельной науки. Вундт: психология — наука о непосредственном опыте. Брентано: психология как изучение интенциональных актов. Сеченов: учение о рефлекторной природе психики. Классификация и характеристика методов психологии. реферат [33,3 K], добавлен 27.12.2010 Анализ закономерностей развития и функционирования психики как особенной формы жизнедеятельности человека. Изучение психических процессов, состояний и свойств личности. Основные формы проявления психики и их взаимосвязь. Место психологии в системе наук. презентация [155,6 K], добавлен 20.09.2015 Предмет психологии, методология и методы науки. Эволюционное введение в психологию. Изучение проблемы возникновения и развития психики, сознания человека, нейрофизиологических основ психической деятельности, особенностей поведения в социальной среде. контрольная работа [28,2 K], добавлен 09.10.2014 Источник: http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00027421_0.html Читайте также:
|
Добавить комментарий