Исследовательская работа по теме; Приметы как жанр фольклора; | Социальная сеть работников образования — приметы фольклора

28.01.2019

Итак, все собранные приметы сгруппируем по тематическому принципу .

Исследовательская работа по теме» Приметы как жанр фольклора»

Скачать:

ВложениеРазмер
Исследовательская работа по теме «Приметы как жанр фольклора»2.88 МБ

Предварительный просмотр:

Я слышал и слышу очень много примет. Некоторые мне известны, но большинства других я не знаю. И думаю не только я. Поэтому я решил составить словарь примет и собрать их как много больше.

Цели работы: изучить примету как жанр фольклора и составить словарь примет.

  1. Узнать что такое фольклор
  2. Выяснить какие виды творчества входят в фольклор
  3. Изучить жанр фольклора – примета

А) Что такое примета?

Б) Попробовать классифицировать приметы

  1. Составить словарь примет
  2. Сделать вывод

Гипотеза исследования: возможно, старое поколение знает примет больше, чем молодое

Что такое фольклор.

Литература – искусство слова – началась ещё в древности, когда человечество не имело письменности. Первые литературные произведения появлялись в народе, у них не было как такового автора. Легенды, сказки, былины, пословицы, поговорки, загадки, мифы – передавались устно т.е. из уст в уста. Устное народное творчество принято называть фольклором – английским словом, которое переводится как «народная мудрость, знание».

Понимают этот термин по-разному: иногда за ним подразумевают любое народное искусство – танцы, музыку, резьбу по дереву и даже верования. Но российские учёные традиционно называют фольклором словесное творчество. Дореволюционные исследователи говорили ещё «живая старина», «народная словесность», «народная поэзия». Но т.к. люди передавали их устно, фольклорные произведения менялись – люди меняли эти произведения, как им нравилось, некоторые части произведений просто забывались. Живя в веках, фольклорные произведения обогащались чертами нового, иного быта. И в наше время продолжают жить обновлённые, переделанные древние сказки. А наряду с ними возникают новые песни, пословицы, поговорки. Фольклор народов мира – своеобразный исторический документ. Он раскрывает философию народа, его твёрдую веру в справедливость и счастье, в победу добра над злом.

Что означает слово «примета»?

Примета (по словарю Ожегова) – это отличительное свойство, по которому можно узнать кого-нибудь или что-нибудь.

Например, приметы весны: прилетели грачи – морозов больше не будет.

Особые приметы (характерные индивидуальные признаки), Например: левая ладошка чешется – к деньгам, правая – здороваться.

В старину на основе каких-либо примет пахали, сеяли, собирали урожай. Религия напрямую связана с теми или иными приметами, например: просыпать соль – к ссоре; увидеть домового — к беде, к смерти. Люди знали приметы и верили в них, примечали всё необычное для себя.

Слово «примета» часто употребляется во фразеологизмах или устойчивых словосочетаниях.

На примету взять кого-либо, что-либо (разг.) – взять во внимание, в расчёт на будущее.

На примете быть иметься (разг.) — на кого-нибудь, что-нибудь рассчитывают, например: есть на примете хороший специалист.

Молодое поколение мало интересуется приметами, а некоторая часть старого поколения до сих пор живёт по приметам. Очень многому можно научиться у тех, кто знает приметы. Ведь знания и опыт основаны на многолетних исследованиях, замечаниях и собственных ошибках; много веков наблюдения оформляются в краткие, ёмкие изречения, превращаются в совет, а иногда и в предостережение.

Итак, все собранные приметы сгруппируем по тематическому принципу .

Приметы о животных.

Народ наблюдал за животными, их поведением и приходил к определённому выводу.

Собака – животное, которое всегда было и есть другом человека. Она всегда была рядом с человеком, чтобы защитить его, спасти,

Птицы – Больше всего в народе считалось: Если птица темного цвета, то она предупреждает о плохом известии или несчастье.

Кошка. Животное мягкое, пушистое, возьмешь в руки, погладишь, а она в ответ промурлыкает. Кажется, что все приметы, связанные с наблюдениями за поведением кошек, должны нести только благо, добро. Однако это не совсем так. Сравните:

Плохие приметы о кошке возникали в основном в средние века, тогда считалось что ведьмы могли превращаться в кошек. Если какой-нибудь человек ранил кошку то соответствующую рану искали у местных ведьм

Конь. В далекие времена конь считался самым верным из животных. Всегда откликался на свист своего хозяина, а после сражений живым или мертвым привозил его домой. Поэтому неслучайно, что все приметы про лошадей только приятные.

Заяц. Животное быстрое, шустрое, пушистое, длинноухое и довольно милое, непонятно почему приметы о зайце, будут только про неприятности:

Мухи. Эти насекомые иногда надоедливые, иногда их поведение и присутствие приводит к неприятностям:

Кто бы мог подумать, что такое довольно неприятное, маленькое, почти незаметное и незначительное существо может предсказать приятные последствия:

Волки. Животные по внешности похожи на собак, а в суевериях волки и собаки абсолютно разные. Волки означают зло и худо, а собаки добро и счастье:

Приметы на основе природных явлений

Приметы, связанные с органами чувств

Оказывается, что в жизни человека органы чувств имеют большое значение: они очень чувствительны к изменениям в жизни человека. Они всегда у человека при себе, поэтому им больше всего мы доверяем.

Домовой. В славянской мифологии означает сказочное существо, обитающее в доме, злой или добрый дух дома. В верованиях религиозных и других народов «дух», живущий в доме. Вера в домового – пережиток первобытных, семейно-родовых культов. Другие называют: у русских «дедко», «хозяин», «доможил», «суседко» и прочее. У украинцев «хатний», «дидко». У поляков: «хованей». У чехов: «скрижитек», «рарашек» и другие. Согласно повериям, домовой – не только охраняет дом, но иногда наказывает людей за нарушение обычаев и непочтение, душит их во сне, пугает, в общем, злится на них. Отсюда приметы.

В ходе составления словаря я опрашивал родственников, друзей, использовал книги и Интернет. Некоторые приметы знал сам, очень много я их узнал от бабушек и дедушек. В итоге у меня собралось 375 примет на разные темы. Они все указаны в приложении. И так как большинство примет (по сравнению с молодежью) я узнал от бабушек и дедушек, моя гипотеза подтвердилась

Не может не восхищать наблюдательность и терпение народа! Он на протяжении многих лет, а может даже веков примечал поведение животных, птиц, насекомых, природные явления и какие изменения в погоде или жизни людей за этим последуют. Делал соответствующие выводы и в дальнейшем использовал эти приметы. На основе некоторых, народ пахал и сеял, на основе других – собирал урожай. Используя приметы, люди предполагали, какие сюрпризы преподнесет им судьба, и знали к чему готовиться.

Источник: http://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2014/12/24/issledovatelskaya-rabota-po-teme-primety-kak-zhanr

Примеры фольклора. Примеры малых жанров фольклора, произведений фольклора

Фольклор как устное народное творчество представляет собой художественное коллективное мышление народа, которое отражает его основные идеалистические и жизненные реалии, религиозные мировоззрения. Такое творчество создаётся целым народом и отражается в поэзии, народном театре, архитектуре, танце, а также в декоративно-прикладном и художественном творчестве.

Примеры фольклора обнаруживают себя во многих сферах современной человеческой жизни, начиная от напевания колыбельных и заканчивая созданием коллекций одежды.

Примеры фольклора в устной речи представляют собой по большей части частушки, пословицы, поговорки, словом, речевые обороты, используемые людьми в бытовой сфере ежедневно.

приметы фольклора

Основные русские фольклорные жанры

Фольклор подразделяется на три вида, каждый из которых систематизирован соответственно своей субъективной и объективной направленности, а также способам художественного выражения.

Первым фольклорным типом является эпос, представляющий собой произведения, отражающие объективные оценки окружающего мира, обличённые в повествовательную форму. Стихотворные примеры фольклора данного рода — различные былины, баллады, исторические песни и духовные стихи.

Прозаический эпос разделяется на сказочную и несказочную прозу, к первой относятся сказки о животных и волшебстве, анекдоты; ко второй — былички, легенды и предания.

Второй тип — лирика, отражающая субъективные переживания и внутренний мир человека. Это произведения фольклора, примеры которого раскрываются в причитаниях, частушках и песнях. Все эти произведения могут быть разделены на обрядовые и необрядовые тексты по своему целевому предназначению.

Третий фольклорный тип представляет собой драматургические произведения, передающие отношение к действительности через игровые действия. Примерами могут быть театральные актёрские постановки, кукольный театр, театр картинок, обрядовые и драматические игрища.

Четвёртый тип представляет собой фольклор речевых ситуаций — поговорки, пословицы, проклятия, благожелания, дразнилки, скороговорки и загадки.

приметы фольклора

Русский обрядовый фольклор

Он разделяется на календарный и семейный. Календарный тип представляет собой огромный пласт традиционных практических ритуалов и верований, призванных помочь человеку, обеспечить выживаемость рода и селения, повысить урожайность в животноводстве и сельском хозяйстве. Календарный фольклор формировался и воспроизводился круглый год. Примером является Масленица, следование правилам которой занимало у русского человека неделю.

Примеры фольклора, ориентированного на семейный обрядовый тип, — причитания, заговорные песни, гадания, а также магические ритуальные действия, направленные на привлечение будущих супругов и любви. Любое действие, касавшееся свадьбы и венчания, также сопровождалось целым набором ритуальных фольклорных элементов — рукобитьем, сговором, сватовством и прочими.

Особенности фольклорного театра

Примеры русского фольклора можно привести и в области театра. Исследователи разделяют драматическое народное творчество по его временным эволюционным этапам на дотеатральное и театральное.

Яркие примеры русского фольклора можно увидеть в календарных обрядах и игрищах, например, в процессах ряжения, изготовления кукол Масленицы, Ярилы, Купалы, и отыгрывания действий с ними. Эти элементы дотеатральных действий также присутствуют в семейных свадебных обрядах, например, в выкупе невесты или отыгрывании подругами её роли.

Театральные формы народного искусства развились в России только к середине 17 века. Это, собственно, драматическое театральное творчество в его современном понимании.

К отдельной группе представителей народного творчества, являющейся частью дотеатрального игрового фольклора, следует отнести скоморохов — комедиантов, дрессировщиков, плясунов и музыкантов.

Характеристика фольклорной поэзии

приметы фольклора

Поэтические произведения фольклора, примеры которых многочисленны, включены в российскую школьную программу по литературе и родной речи. Такими народными произведениями являются былины, духовные стихи, исторические песни, литературные басни, баллады, частушки и детские стихотворные песни. Все эти примеры фольклора устного народного творчества, передаваемые из поколения в поколение, составляют основу народной идеологии и мифологии. Например, в былинах описывается образ народного героя, в исторической песне раскрываются его стратегические и тактические таланты; частушки и детские песни формируют чувство юмора и ситуационную находчивость; в баснях в игровой и шуточной форме высмеиваются отрицательные качества героев.

Сказочная фольклорная проза

Данный жанр является письменной и устной формой прозы, выделившейся из мифа и повествующей о вымышленных событиях, происходивших с реальными героями. Фольклорные сказки имеются у всех народов мира. Они представляют несколько типовых линий — сказки о животных, о предметах и неживой природе, об одурачивании нечистой силы, о волшебстве. К этому фольклорному жанру также относятся небылицы, анекдоты и кумулятивные цепочные сказки. Стоит сказать, что сказочный жанр может как вытекать из жанра мифологической поэзии, так и трансформироваться в него обратно.

Примеры сказочного фольклора в устной речи более вариативны, чем в письменной, в силу субъективного восприятия рассказчика. Это варианты кумулятивной цепочной сказки «Колобок» и «Репка», «Лиса и Журавль», «Кот, петух и лиса», «Лиса и волк». Среди сказок о нечистой силе можно вспомнить «Гуси-лебеди», «Кощей Бессмертный».

Сказки, где главный герой — волшебник, с участием волшебных животных или предметов, — это, например, «Финист Ясен Сокол», «Иван Царевич и Серый Волк», «По щучьему веленью». Растения и явления природы, обладающие собственной магией, встречаются практически в каждой сказке — говорящие яблони, реки и ветер, стремящиеся укрыть главного героя от погони, спасти от смерти.

Фольклорная проза — ключ к русской демонологии

приметы фольклора

Второй пласт фольклорный прозы — несказочный. Он представлен историями или случаями из жизни, повествующими о контактах человека с представителями потусторонних сил — ведьмами, чертями, кикиморами, духами и так далее.

Следует отметить, что все эти существа пришли в современность бессознательными образами из глубины веков и имеют дохристианское языческое происхождение.

В категорию несказочного прозаического фольклора также входят рассказы о святынях, чудесах и творящих их святых — здесь раскрывается тема общения высших сил и человека, пришедшего в христианскую веру.

Прозаические примеры фольклора, относящегося к несказочному пласту, довольно разнообразны — это и легенды, и предания, и былички, и рассказы о сне.

Современный российский фольклор

Он состоит из двух пластов, сосуществующих и периодически перетекающих друг в друга.

Первый пласт составляют народные традиции и верования, перенесённые в современные реалии. Ими являются актуальные по сей день поговорки, религиозные и ежедневные обряды, приметы. Примеры русского фольклора, характерные для современной жизни, можно наблюдать как в обиходе (расположение веника метлой вверх для привлечения материальных благ), так и по праздникам. Ритуальными праздничными фольклорными элементами являются в том числе и исполняемые на святках колядки.

Второй пласт современного городского фольклора значительно моложе и представляет собой веру в техногенные научные теории, оформленные согласно человеческим убеждениям и страхам.

приметы фольклора

Современный городской фольклор

Он выступает как эгрегор собирательных образов страхов и убеждений людей, живущих в городах, ведёт своё начало с периода индустриализации, когда жёсткие жизненные условия и технический прогресс оказались наложенными на древний пласт старых русских верований.

Примеры фольклора, отражающего современные российские реалии, по большей своей части ориентированы на несколько типов человеческих страхов. Чаще всего это песни, обряды и жестикуляции, предназначенные для вызова потусторонних сил («Пиковой Дамы» гномов и т.п.): призраков, духов различных исторических личностей, а также для явления Божественного провидения и различных сущностей.

Отдельные элементы фольклорного творчества входят в научно-ориентированные теории индустриального характера.

Примеры городского фольклора, использующиеся в современных легендах, заполонили Интернет — это рассказы о закрытых для посещения станциях и ветках метро, о заброшенных бункерах и различного рода недостроях с сопровождающими их историями о таинственных помещениях, аппаратах и живых существах.

приметы фольклора

Литературный фольклор — от летописей до современности

Русская литература, изобилующая фольклорными элементами, разделяется на два пласта: дошедшая до нас с периода 12-16 веков, являющаяся опорой для построения каких-либо поздних символических образов; созданная с 17 по 19 вв., использующая эти образы в своих сюжетах. Соответственно, примеры фольклора в литературе обнаруживаются в произведениях обоих периодов. Рассмотрим наиболее известные из них ниже.

Примеры фольклора в «Слове о полку Игореве» заключаются в основном в метафорических сравнениях главных героев с языческими богами, например, Боян зовётся внуком Велеса, князья именуются внуками Даждьбога, а ветры — Стрибожьими внуками. Также зафиксировано обращение автора к Великому Хорсу.

В современной литературе фольклорные элементы используются главными героями в процессе их повседневной жизни.

Примеры фольклора в поэме «Кому на Руси жить хорошо» исходят из области малого и лирического фольклорных родов, включающих присказки, частушки, поговорки («хвали траву в стогу, а барина — в гробу»), обращение к народным приметам (глава «Крестьянка», где односельчане Матрёны видят причину неурожая в том, что она «. Рубаху чистую Надела в Рождество. «), а также вставки в текст народных русских песен («Барщинная», «Голодная») и использование сакральных цифровых символов (семь мужиков, семь филинов).

Малые фольклорные жанры

Выделают тип небольших фольклорных произведений, входящих в жизнь человека с самого рождения. Это малые жанры фольклора, примеры которых можно наблюдать в общении матери с ребёнком. Так, в пестушках (напевах стихотворной формы), потешках (песенках-поговорках с применением жестикуляции пальцев ручек и ножек ребёнка), прибаутках, закличках, считалочках, скороговорках и загадках задаётся необходимый ритм движения тела и передаются простые сюжетные линии.

приметы фольклора

Первые в жизни человека фольклорные жанры

Колыбельные песни и пестушки имеют древнейшее происхождение. Они являются частью так называемой материнской поэзии, входящей в жизнь ребёнка с момента его рождения.

Пестушки представляют собой ритмичные короткие приговоры, сопровождающие деятельность матери и новорожденного. В них наравне с содержанием важен ритм.

Колыбельная песня своим текстом и напевом ориентирована на достижение ребёнком состояния сна и не требует применения никакого музыкального инструмента. В данном жанре всегда присутствуют элементы оберега, защищающего новорожденного от враждебных сил.

Малые жанры фольклора, примеры которых приведены выше, являются самым древним пластом народного творчества.

Источник: http://fb.ru/article/158449/primeryi-folklora-primeryi-malyih-janrov-folklora-proizvedeniy-folklora

Небольшое сочинение на тему фольклора

Прочитайте и напишите своими словами.

Устное народное творчество, фольклор – это источник вековой народной мудрости. В этом утверждении заключена неоспоримая истина, ведь свое начало народное творчество берет еще с глубокой древности. Народный фольклор отражал опыт предыдущих поколений, его несли из уст в уста, поскольку письменность в те далекие времена была не распространена.

Все сферы жизни наших предков нашли свое оригинальное отражение в фольклоре. Именно поэтому устное народное творчество имеет такое богатое жанровое разнообразие. Это приметы, загадки, всеми любимые пословицы и поговорки, сказки и суеверные рассказы, шутки-прибаутки и анекдоты, колыбельные и частушки, баллады и былины, предания и легенды, исторические и лирические песни, семейно-бытовая и календарная обрядовая поэзия и даже целые драматические произведения. Каждому жанру присущи свои уникальные особенности и традиционно выверенный способ выражения и передачи. Многие жанровые виды фольклора включают в себя элементы театрализации и предполагают исключительно живое исполнение, что наполняет их новыми красками, обогащает душевностью каждого исполнителя в частности и последующего поколения в общем. Но при этом основная идея, ведущий замысел, общепринятый моральный и поучительный стержень, эстетическое оформление остаются неизменными. Все это возможно благодаря крепкой и неразрывной связи устного творчества с многовековыми традициями.

Такая особенность фольклора делает его близким и понятным любому человеку, независимо от возраста, пола и социального статуса. Даже в младенческом возрасте люди способны воспринимать интонационное, звуковое, речевое и смысловое богатство фольклора, которое, несомненно, влияет на их эмоциональное развитие и мозговую деятельность. Простота и завершенность форм, обобщенность образов, возможность легкого воспроизведения – эти качества народного творчества близки по своей природе к творчеству детей, и поэтому им так нравятся. По произведениям русского народного творчества современному взрослому поколению легко узнать и понять, как и чем жили наши далекие предки, какие проблемы их беспокоили и как они учились их решать. В фольклорных произведениях заключены многолетние наблюдения, воспроизведены традиции и обряды народа, выражена общая оценка жизни и коллективное мнение. Весь фольклор пронизан истинными жизненными ценностями, морально-этическими установками и благими поучениями.

Русское устное народное творчество – это колоссальный кладезь мудрости предков, их духовно-образовательный светоч, альманах моральн-этических правил и надежный проводник культуры для нынешнего и последующих поколений в современном мире.

Тут нестандартное сочинение :

http://school-essay.ru/sochinenie-na-temu-russkij-folklor.html
приметы фольклора

Источник: http://otvet.mail.ru/question/203009311

Завьялова Е. Е. Приметы как фольклорный жанр: опыт систематизации

Аннотация В статье анализируется такой малый фольклорный жанр, как приметы; дается определение приметам, выделяются основания для их типологизации, предлагается универсальный вариант систематизации многообразных словесных формул.

Ключевые слова: приметы, фольклор, паремиология, универсальная систематизация, классификация примет.

Завьялова Елена Евгеньевна — доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры литературы Астраханского государственного университета. Тел.: +7 (8512) 61-08-32. Эл. адрес: zavyalovaelena@mail.ru

Библиограф. описание: Завьялова Е. Е. Приметы как фольклорный жанр: опыт систематизации // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 2. С. 187–193.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Афанасьев, А. Н. (1988) Живая вода и вещее слово. М. : Советская Россия.

Иванов, В. В. (1978) Чет и нечет. Асимметрия мозга и знаковых систем. М. : Советское радио.

Назарова, И. Ю. (2007) Приметы в профессиональной сфере // Профессии.doc. Социальные трансформации профессионализма: взгляды снаружи, взгляды изнутри. М. : ООО «Вариант» ; ЦСПГИ. С. 295–312.

Народный месяцеслов (1992): пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде / сост. и авт. вводн. текстов Г. Д. Рыженков ; вступ. ст. и словарь А. Н. Розова. М. : Современник.

Никитина, Т. Г. (2010) Народная примета в лексикографическом отображении // Межкафедральный словарный кабинет имени проф. Б. А. Ларина. L / отв. ред. А. С. Герд, Е. В. Пурицкая. СПб. : Филологический факультет СПбГУ. С. 102–108.

Павлова, Е. Г. (1984) Опыт классификации народных примет // Паремиологические исследования / сост. Г. Л. Пермяков. М. : Наука. С. 294–299.

Токарев, С. А. (1990) Ранние формы религии. М. : Политиздат.

Харченко, В. К. (1992) Язык народной приметы // Русский язык в школе. № 1. С. 78–82.

Чичеров, В. И. (1957) Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI–XIX вв. М. : Изд-во АН СССР.

Шахнович, М. И. (1984) Приметы верные и суеверные. Атеистические очерки народного знания и бытового суеверия. Л. : Лениздат.

Щепанская, Т. Б. (2010) Сравнительная этнография профессий: повседневные практики и культурные коды (Россия, конец XX — начало XXI в.). СПб. : Наука.

приметы фольклора

—>

Забыли свой пароль?
Регистрация

© Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Источник: http://www.zpu-journal.ru/zpu/contents/2013/2/Zavyalova_Superstitious-Beliefs-Folklor-Genre/

Январь — фольклор и народные приметы

Январь-просинец. Как завороженный, восхищаешься необорными снегами, устлавшими наш край, куда ни глянь. Попробуй не подивись такому чуду!

Очарование алмазной зимы неотразимо. Ничего, что сугробы и оступиться с хоженой тропинки нельзя, один выход в суровую природу чего стоит. От зеленых хвойников тянет смолистой свежестью. Бинт дороги сворачивает в березняк. И тут своя прелесть. Тонкие краснованые ветки застыли на беловатом фоне неба. Вспомнилась старинная примета сеятеля: «Ежели январь сухой и морозный, то лето будет сухое, жаркое». Вот бы оправдался самобытный прогноз..

приметы фольклора

Растет день, растет и зима. Чем больше набирается она сил, тем гуще льется прямого солнечного света. Золотые январские дни — все как на подбор солнечные. Морозцы хваткие перестукиваются по лесам, по ледовым дорогам рек. Настает метелистое время. Конечно же, снег переносится прежде всего метелью. Случаются они обыкновенно при юго-восточном и южном ветрах.

Сугробы оказываются взбитыми высоко, и сами они пуховиты, нежны. Следы на них получаются глубокими, резко очерченными. Рыхло лежит снег и на деревьях.

приметы фольклора

Славен январь прибавкой дня. Уже в новогодье люди приговаривали: «После солнцеворота хоть на воробьиный скок да прибудет дня». Но и понемногу за январь набегает целых полтора часа света! Это существенная прибавка. Оттого январь и «просинец», что день проясняется и небо синеет повеселей.

Когда-то за новогодьем отмечали святки: водили ряженых, катались с гор на санях, кто на чем. Усаживались весело, сани неслись — только полозья свистели. Чуть не так — перевернешься и в сугробе искупаешься. Но у ловких и проворных — без происшествий. Подол горы позади, а они все мчатся. И только остановились, ватага парней подхватила сани — и снова на гору, для другой пары. Сколько смеха, сколько потехи и задора!

приметы фольклора

А совсем в давние времена на святки пряхи из прях, самые первые в деревне рукодельницы, катались с гор на прядильных донцах. Кто дальше прокатится — у той и лен летом лучше уродится. Поверье не поверье, а ежели лучшая за гребнем да за куделью, то будь такой и среди забавы. А что говорить о катаньях в упряжках! Тут ли не отличиться да не встряхнуться, чтоб все видали, как горячи лошади, как прилажена и украшена упряжь! Зададут такие гонки, лишь снег столбом.

приметы фольклора

И теперь зима молодит да радует. Румянит щеки, бодрит упорный мороз. Особенно он по душе лыжникам и конькобежцам, ведь им и налегке жарко.

Все чаще голубое небо озаряется солнцем. В морозы облачность невелика, и лучам ничто не мешает литься на заснеженные просторы. Поля, луга и леса, убаюканные метелями, раскрывают натуралистам немало занимательных тайн. Бодрствующие четвероногие оставляют на снегу автографы следов, рассказывающие посвященным о происшествиях. Заячьи, лисьи, волчьи следы, только умей различать их. В лесу нередко можно встретить следы рогатого великана — лося. Этим животным егеря сейчас подкладывают в укромных местах сено и срубленные осинки. Любители природы подкармливают птиц — поселенцев садов и рощ.

19 января — крещенские морозы. Крестьяне в этот день присматривались: ясная и холодная погода — к засушливому лету, пасмурная и снежная — на обильный урожай.

приметы фольклора

21 января следили за ветром: подует с юга — посулит грозное лето. 23 января, конечно, свои поверья. Ежели на стога и скирды иней выпадет — лето предстоит сырое и холодное. 24 января: «Федосеево тепло — на раннюю весну пошло». Окольная молва не обошла и следующее число: «На Татьяну проглянет солнышко — к раннему прилету птиц». Снег на Татьяну —лето дождливое. И не оправдывались поверья, а все равно существовали.

А вот и 29 января. Морозяка пробежал леском окоченелым, распарывая шубы стволовые. « Мороз и железо рвет, и на лету птицу бьет». Безмолвен зимний лес, лишь изредка от мороза потрескивают стволы деревьев, да нет-нет застрекочет любопытная сорока — кого-то завидела: белку или дятла. Но если внимательно присмотреться, то и в безлистном, суровом лесу январь не без перемен. Есть, есть новости и в эту студеную пору. Вон на верхушке ели в семействе клестов прибавление: в теплом гнезде вывелись птенцы. Детенышам не страшен холод; как бы ни свирепствовала стужа, до них ей не добраться. Глубокий пуховой домик не выпустит тепло наружу, а питательный корм — семена еловых шишек — придает силу и бодрость. Для добывания же этих семян клест наделен мощным, крестообразно изогнутым клювом. Такой клюв легко потрошит смолистые шишки, вынимая из них вкусные семена.

приметы фольклора

В реках под панцирем льда оживление. Хладолюб налим мечет икру. В теплое время пребывал в полусонном состоянии, а в разгар зимы ожил, подвижным сделался.

Снег уплотняться стал,- немного твердеть. Он утепляет землю и в то же время сугробы усиливают суровость зимы. Когда снег падает, он очищает атмосферный воздух — захватывает пыль, занесенную из далеких мест. Воздух непосредственно над снежным покровом здоровый, обогащен озоном. Аммиака в нем меньше, чем в обычном. Поглощенный снегом аммиак по весне сдобрит почву, умножая ее урожайную силу. Интересно, что снежный покров способен даже усмирять скорость ветра. Судите сами, нижний слой воздуха, охлажденный от снега, как более тяжелый, теряет резвость, тем самым противится ветру, сдерживает его прыть.

Заканчивается январь афанасьевскими морозами. В народном календаре сказано: «Афанасьевские морозы шуток шутить не любят». Студеное и бодрое время.

Февраль-бокогрей. День ото дня становится светлее. Почти на два часа возрастает в феврале долгота дня. Все чаще и причем подолгу озаряется небосвод солнцем: за месяц общая продолжительность солнечного сияния чуть ли не в два раза превысит январскую. Снегу намело столько, что с тропы не свернуть в сторону — тонешь в сугробе.

приметы фольклора

В Древней Руси февраль замыкал год, поэтому прозывался он «сеченем»: отсекал год. Называли его еще «межень» — календарная межа зимы и весны, «снежень» и «лютый» — от снегопадов и морозов, приходящихся на эту пору. И все-таки самое меткое прозвище февраля — «бокогрей»: на солнечной стороне сугрев заметен.

1 февраля снова судили-рядили о предстоящей весне: коли погода ясная — весну ожидали рано. Чистейшая белая книга зимы в полном составе, из нее еще долго не будет вырвана ни одна страница. Из подводных хоромов, чтобы проведать о весне, через полыньи и пустоледки выходят наружу бобры. И хотя путь морозных солнц — к весне, на ветках как сидели, так сидят снегири — наши зимние гости. Брусничной окраски грудки жаром отливают в полдневных лучах. В феврале у лосей даже молодые быки сбросили рога, и держатся звери сообща на стойбищах: так легче отбиваться. Начинаются свадьбы у волков. Февраль для многих животных месяц-свадебник.

4 февраля — полузимник: «Вьюги да метели под февраль налетели».

6 февраля — опять день-весноуказатель: ясный день — к красной весне.

приметы фольклора

У домашнего скота — прибавление: у коров — растел, у овец — окот. Коровы к тому же начинают линьку, теряя часть густого зимнего волоса. Его подберут птицы для постройки гнезд. Деревенские куры, перелиняв, начинают исправно нестись, оглашая округу несмолкаемым кудахтаньем.

10 февраля крестьяне приговаривали: «Ветер понесся — к сырому году». А еще четыре дня спустя предсказателем оказывалось ночное небо: коли звездисто — к поздней весне. Рыболовы сейчас заметили, что в студеной воде, в холоденке, оживился клев плотвы, ельца, подъязка и густеры. С подъемом солнечной дуги, с ростом долготы дня клев и дальше будет усиливаться. Хороша ты, подледная рыбалка!

приметы фольклора

15 февраля — первая встреча весны. Свесились с крыши сосульки-переростки, затенькали робкие капели, на солнышке весной потянуло. И пусть метель-свистунья выводит свои напевы и мороз засилье берет, первую встречу весны справляли именно на Сретенье, 15 февраля. А делалось это так. К вечеру детвора выбегала на сугробы закликать солнышко показаться «из-за гор-горы». Проглянет оно сквозь наволочь — первая встреча с весной прошла благополучно, а не увидишь солнышка — ожидай строгих власьевских морозов (24 февраля).

В переплете теней, на подсиненной скатерти сугробов раскиданы мелкие крылатые семена елей. В феврале еловые шишки расслабляют чешуи, топорщатся, пуская семена долу. Ветер и вода, как заправские сеятели, далеко разнесут их за пределы материнской кроны. Из каждой смолистой шишки вылетает сто и более семян, а всего гектар густого бора рассыпает на снег до десяти пудов посевного материала.

приметы фольклора

Много метких пословиц и поговорок создано о лесе. И выражено в них как удивление перед красотами, так и бережное отношение к его сокровищам. «Много леса — береги, мало леса — не руби, нет леса — посади» — учит завет старых людей. От большого дерева и большая польза. Но сколь не велика сосна, а ведь и она выросла из маленького семечка, из хрупкого побега. Вот и завет: «Не беречь поросли — не видать и дерева». В лесу все на взаимосвязи. «Мужик сосну рубит, а по грибам щепа бьет» — разве не справедливо такое утверждение? Где бережно относятся к природным сокровищам, там они не скудеют.

Вся вторая половина февраля на стужах и оттепелях. 24 февраля, на Власьев день, сеятель приговаривал так: «Прольет Власий маслица на дороги — зиме пора убирать ноги». Перелом зимы. Заметно осаживается и уплотняется снег. Особенно его поверху приглаживает, а то и просто утюжит сильный ветер. На полях, замерзших озерах да и на болотах к концу зимы будут встречаться плотные участки снега, так называемые ветровые доски. И лисица и тем более заяц бегают по ним, как по накатанной дороге, не тонут совсем. Да и не бегут они по ветровой доске, а как бы выступают, оставляя мелкий четкий след.

Источник: http://www.artly.ru/raznoe/yanvar-folklor-i-narodnye-primety.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2017-2023 © Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статьи

Контакты