Кикимора болотная: образ в славянской мифологии, как выглядит на фото и кто она такая, приметы и народные истории, защитные ритуалы — где по славянским поверьям могли обитать кикиморы

17.06.2020

В отличие от домашнего духа они имеют зеленый цвет кожи и очень длинные волосы, покрытые тиной. Кикимора болотная редко показывается людям на глаза, а так же очень боятся солнечного света, потому что под ярким светом их кожа приобретает зеленый оттенок.

Кикимора болотная: кто это, как выглядит и как изгнать из дома самостоятельно?

В славянской мифологии есть множество духов, они обитают в природе и даже в дома человека. Некоторые духи помогают человеку и оберегают его, другие же против,проказничают и даже доводят людей до смерти. К последним относят кикимору — злой дух в мифологии славян.

Духи отличаются от сущностей тем, что не имеют визуального образа. Кикимор по другому называют шишиморы. Это духи самоубийц, проклятых людей или самоубийц. Поговорим о них подробнее и рассмотрим, как они могут навредить человеку и способы защиты от них.

где по славянским поверьям могли обитать кикиморы

Кикимора образ в славянской мифологии

У кикимор есть несколько происхождений согласно славянским традициям:

Считается, что кикиморы не появляются беспричинно в жилище человека. Они селятся там, где умер ребенок или по какой-либо причине повесился человек. Эти духи не могут стать причиной смерти человека, но они сильно пугают хозяев жилья и пакостят

Любимым занятием кикимор согласно славянском мифологии является тканья и прядение. Считается, что они жгут и треплют кудель в ночь перед Рождеством, если хозяйка предварительно не замолила ее.

По роду своих занятий кикимора напоминает другой дух славянской мифологии — богиню Мокшь.

Изредка кикимору даже ассоциировали с образом помощницы в некоторых хозяйственных делах: выпечке хлеба, уходу за детьми и мытье посуды.

Кикимора — как выглядит на фото и кто она такая

На северных территориях Руси кикимору традиционно изображали, как маленькую сгорбленную старуху, одетую в лохмотья. Отличительный внешний признак — неряшливый вид.

На святки некоторые старушки нарочито одевались в костюм кикиморы и вооружались длинной палкой. Бабушка заходила в дом и садилась на печь, а молодые девушки по очереди подбегали к ней, смеялись и дергали ряженую за ноги. Старушка била девушек палкой.

где по славянским поверьям могли обитать кикиморы

В южных регионах кикимору ассоциировали с молодой девушкой, одетой в сарафан и белую либо черную рубаху. Костюмы описывали по разному, в славянском мифологии также сохранился образ молодых нагих девушек, олицетворяющих собой злой дух.

где по славянским поверьям могли обитать кикиморы

где по славянским поверьям могли обитать кикиморы

Есть и общие признаки, которые приписывали кикиморам жители Руси — они невидимы человеческому глазу, способны быстро перемещаться в пространстве и отличаются неугомонным нравом.

Болотная кикимора на фото

Согласно народным поверьям этот вид кикимор обитает в лесах, болотах. Они редко забираются в домах человека или баню. По поверьям они напоминают безобразных старушек, которые покрыты мхом. Ее основные проказы: кража грудных детей и указание путникам неправильной дороги. Болотные кикиморы часто упоминаются в художественных произведениях.

Появление болотной кикиморы в доме — сигнал о том, что хозяев в скором времени ожидают несчастья, или,что в их доме есть “нечистая сила”.

Болотная кикимора по поверьям предков был активна круглый год. И только в некоторых регионах ее пробуждение связывали с днями святой нечисти.

где по славянским поверьям могли обитать кикиморы

Днем болотная кикимора , согласно народным традициям, всегда скрывалась от людского взгляда в укромных местах или в заброшенных строениях. Ночью она выходила из укрытия и занималась своими любимыми делами — прядением или какими-либо домашними делами. Но все работы “нечисть” выполняла некачественно, поэтому хозяйкам приходилось все за ней переделывать.

Домашняя кикимора

Эти сущности по поверьям причиняли людям различные бытовые неприятности. Согласно приметам они могли напугать детей, кидаться или поломать домашние вещи, издавать мешающие посторонние звук, выстригать клок волос у людей или скота. В русских народных сказках есть истории, где домашние кикиморы убивали людей или заставляли их покинуть свои жилища.

где по славянским поверьям могли обитать кикиморы

Представления о домашней кикиморе более расплывчатые, чем о болотной. Не всегда ее считали злым духом, который только проказничает и выгоняет людей из жилище. Она могла рассматриваться как жена домового и помощница по хозяйству.

Приметы и народные истории, связанные с кикиморой

Согласно народным повериям, кикимору чаще считали источником неприятностей, чем помощницей в доме. Поэтому в народе появилось множество историй, относительно этого духа и способов, как него навсегда изгнать из дома.

У одного хозяина в доме завелась кикимора.По ночам она выстригла волосы у членов его семьи и скота. Он перепробовал все способы избавиться от злого духа, но ничего не вышло.

Единственный выход,который нашла для себя семья — это переехать в другой дом. Они надеялись, что злая старуха останется на старом месте.Когда стали собирать вещи, хозяин спросил “”Все ли взяли из дома”.

А в ответ ему раздался тонкий голосок “Не знаю, все ли взяли Вы, но я свои ножницы взяла”.

Для кикимор свойственно в припадке шалости наваливаться и душить хозяев. Также они могут дергать людей за волосы.

В одном доме завелась кикимора, которая не давала покоя взрослым и детям: ночью била посуду и кидалась вещами. Хозяева съехали из своего дома, и в нем временно поселились цыгане с медведем. Ночью кикимора по ошибке набросилась на медведя и тот сильно помял ее.

После того, как все успокоилось, хозяева вновь приехали в избу. Как-то раз, кикимора, проходя мимо дома, спросила у детей — живет ли еще с ними большая лохматая кошка. На что дети ответили “Живет и еще потомство принесла”.

После этих слов кикимора ушла из избы насовсем со словами : “Была одна кошка, а теперь еще и с котятами — так и вовсе к доме не подступишься”.

По приметам кикимору в доме человек мог увидеть только перед важными событиями:

Считалось, что если спросить кикимору о грядущих событиях, то она может ответить хозяину дома стуком коклюшек.

Защитные славянские ритуалы

Наши предки знали несколько способов, как защитить себя от проделок злого духа. Каждый из них озвучим подробнее. Возможно, они покажутся очень необычными и смешными.

Использование кикимор-кукол

По древним поверьям кикимор насылали в дом печники, плотники или те, кто имеет обижен на семью. Недоброжелатели делали кукол из дерева и щепок и оставляли ее в доме. Изображающая кикимору кукла закладывалась между бревнами в избе или в укромном уголке печи. После этого в избе начинала хозяйствовать “подсаженная” кикимора. Людям она показывалась в образе различных животных.

Для того чтобы избавиться от видений необходимо было произвести тщательный осмотр помещения, а найденную куклу сжечь .

Куриный бог

Универсальный амулет от злых богов — это черный камень размером с куриное яйцо или уцелевшее горлышко от разбитого кувшина. По другому этот камень называли “кикиморой одноглазой”. Это оберег вешали 15 января на стенах курятника, чтобы уберечь семью от низших мифических существ — кикимор, домовые и бесов.

Способы, как защититься от домашней и болотной кикиморы отличаются:

  1. Защита от болотной старухи. Считалось, что этот дух пугает лесников и охотников кряканьем, портит погоду, заводит людей в чащу лесов или в топь. Для того, чтобы защититься от ее проделок, из дома не выходили в неурочное время: например, в канун больших церковных праздников. Тото. кто собирался на природу брал собой семейный оберег или растения с защитными свойствами. По поверьям кикимора не любит можжевельник.
  2. Защита от домашнего духа. Избавиться от нее было гораздо тяжелее. Для этого нужно было найти “подсаженную куклу”. как описано выше. Также можно было попробовать изловить проказницу ночью, а после этого выстричь на ее голове волосы в виде креста. После этого ритуала кикимора превращалась в человека, который имел физические недостатки: заикался или был слабоумным.

Если уже готовые талисманы и обереги от нечистой сил. Они подходят тем, кто не знает, как самостоятельно защитить себя и свою семью от потусторонних сил.

16 февраля проводили ритуал избавления от кикимор. Считалось, что в этот день они особенно смирные. Ведуны проводили обряды против докучливых домашних духов.

Есть множество образов того, как выглядит кикимора на фото, также даются разные описания — кто она такая. В одни регионах ее ассоциируют со старой сгорбленной старушкой, в других с молодой девушкой. Однако в славянской мифологии она всегда является низшим злым духом, который приносит в дом неприятности и предупреждает хозяев о грядущих неприятных переменах в жизни.

Кикимора в славянской мифологии — где она обитает и чего боится?

где по славянским поверьям могли обитать кикиморы

В словарях кикимора трактуется, как женский дух, живущий с людьми, который приносит вред и чинит множество неприятностей, действуя только ночью. Ее еще называют шишиморой или марой, приписывают роль жены домового. Существовали и болотные кикиморы, которые плутали путников, и к каждому из этих созданий имелся свой подход.

Кто такая кикимора?

До сих пор люди верят в существование домашних духов и стараются их задобрить. Кикимора — это одно из немногих существ, ублажить которых очень сложно.

Сохранились истории, как эти духи бросают в хозяев овощами, разбрасывают одежду и рвут подушки, вредят домашним животным. При всем этом ночные «развлечения» этих духов не оставляют следов, наутро в доме наблюдается полный порядок.

Со временем кикимора стала олицетворением нерадивой хозяйки, у которой все валится из рук.

Существует несколько версий о происхождении этих существ, это души:

  1. Некрещеных или убитых детей.
  2. Самоубийц.
  3. Малышей, проклятых родителями.

Свое имя кикимора получила от слияния слов «кыка» — кыкать, кричать, и «Мара» — имени славянской богини морока. Эти вредные домашние духи выбирают жертвами слабых: детишек, женщин или стариков. Бытует мнение, якобы наслать кикимору могут обиженные оплатой строители или колдуны, подбросив в дом куколку. А болотные кикиморы – жены лешего, сбивают с дороги путников и похищают детей.

где по славянским поверьям могли обитать кикиморы

Славянская мифология — кикимора

Славяне-язычники очень почитали всех духов, которые находились в услужении у богов, и к каждому имелся свой подход и особые подношения.

В разных летописях и сказаниях отмечено, что шишиморы – существа слабые, но могут получить дополнительную силу, если на то будет воля свыше. И такие – самые опасные. Считалось, что увидеть мару – к скорой смерти.

Настоящая кикимора у славян олицетворялась с вредным духом, их разделяли на 2 вида:

  1. Домовая. Жили только в домах или хозяйственных постройках. Если ее заселили колдуны, можно было избавиться от «подарка», если найти куколку и сжечь. Если же заселилась сама, то выкурить мару не получится. Единственный шанс – добиться хороших, мирных отношений в семье, тогда она уйдет, поскольку считалось, что этот вредных дух поселяется в доме, где часто ссорятся.
  2. Болотная. Сказания описывают ее, как уродливую старуху, которая пугает и путает путников. От домовой отличается только местом проживания, а в пакостях и характере они похожи. Люди, которым доводилось ночевать в лесу, непременно брали оберег от этой нечисти, которая могла испортить ночевку, увести в болото коней.

Существует ли кикимора?

Кикимора у древних славян считалась:

Легенды о шишиморах рассказывают, что рождаются они от огненного змея, а потом их переносят в обучение к колдунам. А те уже распихивают духов по домам людей. И сегодня многие исследователи паранормальных явлений уверены, что кикимора существует, только называют ее барабашкой.

Определен даже день рождения кикиморы – 2 марта – день славянской богини Мары, в этот день выбрасывали весь ненужный хлам, особенно — старую посуду, чтобы дух мог вдоволь наиграться. Для этого специально определяли место возле колодца или перекрестка, до которого выметали дорожку.

Где обитают кикиморы? Наши предки считали, что живут эти духи за печкой, в тепле. Ночью мара могла шуметь, греметь, стучать, безустанно прыгать, мешая хозяевам спать.

А если не нравился дом, то дух мог даже изжить оттуда хозяев разными пакостями, добивая расколотой посудой, сломанной мебелью, порчей домашнего скота. А вот болотные шишиморы имеют жилище в укромном месте на болотах, откуда выходят, чтобы вредить путникам.

Считалось, что жены лешего селятся в местах возле болот, где совершались убийства или разбойные дела, и накоплено много негативной энергии.

Как выглядит кикимора?

Ее описывали, как маленькую старушку с носом крючком, с горбом и в лохмотьях. Голос у существа якобы есть, но общается с людьми лишь звуками, похожими на стук посуды или детский плач, мяуканье или лай.

Невидимы и неутомимы, очень быстро бегают, имеют длинные руки и короткие ножки, голова – большая, фигура – тонкая, всегда выпученные глаза и мохнатые лапы-кисти, есть даже рожки и хвост, местами кожа покрыта перьями или шерстью.

Как выглядит кикимора болотная? Почти также, как и домашняя, только цвет кожи – землистый, с наростами из травы и мха. В некоторых преданиях говорится, что шишимора может появляться и в виде:

где по славянским поверьям могли обитать кикиморы

Чего боится кикимора?

Считается, что задобрить шишимору – почти невозможно, но бороться с ней – вполне реально. Непременно нужно класть вещи с молитвой, а углы дома окроплять святой водой и рисовать там кресты. Кикимора в славянской мифологии описывается, как вредный дух, с которым можно было бороться несколькими способами:

Как вызвать кикимору?

У язычников существовал особый обряд – пробуждение кикиморы, отмечали его 1 марта, когда начинается весна.

Водили хороводы, пекли блины и плясали, дети и девушки носили в лес угощение лешему и кикиморе, чтобы в лесу не плутать и с грибами-ягодами быть.

И сейчас во многих регионах на этот праздник организовывают народные гуляния, а в Заповеднике сказок и дети, и взрослые дружно будят кикимору, примечая, в какое окошко домика она выглянула. Поверья гласят:

Кикимора — мифы

Наши предки считали, что увидеть кикимору – к беде или смерти, если она начинает шуметь или стучать – знак возможных неприятностей для семьи.

Образ вредной бабки-кикиморы, обожающей путать пряжу, современные исследователи рассматривают, как копию образа греческой мойры, которая прядет нити судьбы.

Анализ сказок позволяет рассматривать этого духа и как полезного помощника, который приглядывает за домом, если с ним договориться по-хорошему. А если вредит хозяевам, то потому, что те ленивые и нерадивые.

Кикимора на болоте тоже вредничает якобы не просто так. Она указывает, где человек нарушил границы природы, заманивает в чащу только тех путников, которые пришли в лес без уважения.

А детишек уводят лишь таких, к кому родители невнимательны, чтобы научить тех заботе.

Бытует поверье, если мать и отец вовремя спохватятся и начнут искать ребенка, то кикимора его вернет живым и здоровым, и даже одарит способностью читать тайны леса.

Кикимора болотная

где по славянским поверьям могли обитать кикиморыВ мифологии очень часто встречается упоминание таких существ, как кикимора болотная. Другие их имена шишига или шишимора. Кто они, откуда взялись, и как взаимодействуют с человеком, до сих пор интересует людей.

Кто такая Кикимора болотная?

Первоначально появилось слово «мора», а затем к нему прибавилось «кики», что означало горбатая. Словом кикимора называют жену домового, который охраняет человеческое жилище. Она обычно представляется женщиной со спутанными волосами и очень некрасивой. Местом ее обитания считается дом.

Ее родной сестрой можно считать болотную кикимору. В чем-то они схожи и внешне, и по характеру, и по поведению, но есть и определенные отличия. Кикимора болотная– это жена лешего, которые живут глубоко в топях.

В отличие от домашнего духа они имеют зеленый цвет кожи и очень длинные волосы, покрытые тиной. Кикимора болотная редко показывается людям на глаза, а так же очень боятся солнечного света, потому что под ярким светом их кожа приобретает зеленый оттенок.

Так и живут они в глухих топких местах и морочат головы проходящим по лесу путникам.

Как выглядят болотные кикиморы

Так же как и домашние духи, болотные принимают образ некрасивой женщины с маленькими глазами, тонкими губами и крючковатым носом. На ее лице могут быть бородавки.

Волосы такой кикиморы очень длинные. В них она вплетает тину и болотные растения. Одеваются болотные кикиморы, обычно, в подобие сети.

Так же она очень сильно любит различные меха, которые тоже использует как наряд.

Простой человек это существо видит крайне редко. Обычно кикимора болотная появляется перед теми, кого сами и заманили в топкие болота. Они показываются, чтобы испугать и окончательно дезорганизовать тонущего человека.
Появление кикиморы болотной

Очень часто можно услышать, что кикиморой называют женщин со скверным ворчливым характером, которые постоянно всем недовольны. Такое сравнение появилось неслучайно. У этой нечестии действительно очень скверный нрав.

Откуда же появились болотные кикиморы?

где по славянским поверьям могли обитать кикиморыПо этому поводу выдвигается несколько версий. Болотными кикиморами могут стать младенцы, которых ненавидела и проклинала мать, а так же утонувшие и некрещеные дети женского пола. Так же к вдовам и тоскующим по возлюбленному девушкам прилетал огненный змей, который превращался в юношу и соблазнял несчастную. От таких отношений получались дети, которые и становились кикиморами.

Запустить в дом вредное существо могут плотники и печники, которым не заплатил хозяин за работу. После того, как оплата производилась, все становилось на свои места, и никто уже не стучал и не гремел ухватами.

На Урале бытует поверье, что детей, которые зашли в топкие места, воруют кочки – это болотная нечисть. Она весь день прячется в тине, показывая только свои пушистые волосы. Ближе к вечеру болотные охотники – кочки выходят и выискивают свою жертву. Заметив ребенка, они обвивали его руками-веревками и затягивали в трясину. После этого появлялась еще одна болотная кикимора.

В глухих деревнях до сих пор происходят странные встречи людей с болотной нечестью, особенно в тех местах, где топи страшные и непроходимые. Обычно такие истории связаны с исчезновением детей. В уральском селе исчезнувшая в болоте девочка появилась только через несколько лет. Она продолжала жить нелюдимо, и с ней никто не хотел общаться.

Когда представилась возможность спасти заплутавшего в болоте человека, она это сделала. Но у спасенного возникло ощущение, что с ним случилось, нечто мистическое и нереальное. Он потерял счет времени, остался без корзинки с грибами и ягодами, а так же прямо возле деревни. В то время как минуту назад тонул в трясине.

Такие загадочные истории происходят с людьми достаточно часто, но они редко бывают озвучены.

Связь болотной кикиморы с богами

У болотных кикимор и их домашних сестер есть свой день рождения, который связан с появлением богини Мары. Второго марта зима заканчивается и приходит весна. С этим событием были связаны особенные ритуалы.

В первую очередь необходимо сделать в жилище уборку. В качестве ритуальной использовалась старая метла, которой прометали по всем углам. Затем ее заворачивали и выкидывали подальше от дома, а иногда сжигали дотла. Помимо дома необходимо было вымести весь двор и дорожки до колодца или водоема, а так же как ориентир использовался перекресток.

Старая одежда и битая посуда выкидывалась из дома как можно дальше. Чаще всего ее оставляли на перекрестке или у колодца.

Некоторые хозяева вынуждены были бросить свой дом и уйти жить в другое место, когда кикиморы начинали их выводить и выживать. Люди иногда пытались выгнать этого навязчивого духа из жилища. В этом случае не обходилось без церковного ладана. Им кропили шерсть животных и засовывали оберег между досок. На этот случай существовал магический заговор.

Кикимора болотная и её шалости

где по славянским поверьям могли обитать кикиморыВывести болотных кикимор из их родных топей невозможно, да никто и не стремился это делать, так как даже у самых гиблых мест должен быть свой хозяин. Болотные кикиморы очень скрытные, они никогда специально не показываются на глаза людей, но их присутствие ощущается. Когда человек оказывается на болоте, то он нередко слышит характерные звуки. Бульканье, треск, плачь ребенка или крик женщины, вой собаки и так далее очень часто слышится с болот. Кто может издавать такие звуки?
Ученые утверждают, что из болотных глубин выходят газы, которые могут издавать определенный звуковой фон, но не все можно оправдать данным явлением. Плачь человека трудно перепутать с выходом метана.

Обычно, человек, услышавший призывный крик себе подобного старается оказать помощь, не задумываясь об опасности, которая таится под зелеными мхами. Наступив на такое место, спаситель начинает погружаться в топкую жижу, из которой практически нет спасения, при этом плачь и стоны могут превратиться в демонический хохот.

В этот момент утопающий видит страшное зрелище. Из разверзшихся мхов и топей появляется непонятное существо с зеленой кожей, длинным, спутанным волосом и одетое в сплетенный из водорослей наряд.

Кикимора болотнаяпоявляется в последний момент, чтобы увидеть агонию умирающего и испугать его так, чтобы сил на сопротивление трясине уже не осталось.

Помощники болотного духа

У коварной и страшной для человека болотной кикиморы есть несколько помощников и слуг, которые боятся ее и устраивают людям различные пакости. Болотницы и хмыри, крыксы и злыдни представляют для людей опасность.

Неудивительно, для тех, кто бывал на болотах, такое явление, как появление огней. Синие огонечки, мерцающие и вспыхивающие неоткуда, пугают путников и манят их. Так как те, кто не знает, что впереди болото, идут на свет, как к человеческому жилищу.

Вот эти самые огни, по поверьям, зажигают болотные кикиморы и их ближайшие помощники.

По не до конца доказанным и исследованным данным, болота считаются колыбелью всего живого на земле. В них найдено уже около двух тысяч мумий.

А в глубинах торфа можно найти отпечатки существ, которые ранее существовали в природе. Человек себя чувствует в этих местах очень неуютно. Он начинает испытывать ужас, чувство страха и слабость.

Возможно, это происходит из-за многочисленных тайн, скрываемых болотом, а может из-за присутствия там нечисти.

Кикимора — тайны мира.загадки планеты

Кики́мора (кики́мара, шиши́мора, шиши́мара, сусе́дка, ма́ра и т. д.) — преимущественно отрицательный персонаж славянской мифологии, один из видов домового

Кикиморы бывают разного происхождения:

Кикиморы, как правило, поселяются в помещениях, если под ними был зарыт труп ребёнка, повешенный или неотпетый покойник, также в доме, где по какой-либо причине умерло дитя. Может быть наслана колдуном.

Кикиморы любят шутить с людьми и иногда появляются в виде покинутого на пути ребенка; подобранные и пригретые людьми, они убегают, насмеявшись над ними. Её представляли по-разному: как хозяйку избы, жену домового или лешего.

Кикимора болотная или лесная обвинялась в похищении детей, вместо которых оставляла зачарованное поленце. Присутствие её в доме можно было легко определить по мокрым следам.

От кикиморы можно было защититься словом молитвы, призыванием имени Божьего или же, наоборот, бранью.

Любимое занятие кикимор — тканье и пряжа. В ночь под Рождество они треплют и жгут кудель, оставленную без молитвы рассеянными пряхами на прялках.

Эта особенность в занятиях кикиморы роднит ей с языческой богиней Мокошью, влияние культа которой, вероятно, оставило свой след в образе этого домашнего духа.

Изредка кикимору даже считали женской помощницей в выпечке хлеба, мытье посуды, по уходу за скотиной и в убаюкивании детей.

Считалось, что кикимору можно увидеть перед особыми событиями, значимыми для членов семьи, часто на пороге. Если она плачет или громко стучит коклюшками для кружевного плетения, это предвещает беду, если прядёт, то следовало ожидать чью-то смерть. Если вопросить кикимору, то та может ответить стуком.

Пойманную кикимору можно было превратить в человека, если выстричь на её темени волосы в виде креста. Однако навсегда останется какой-либо напоминающий о прошлом недостаток: заикание, сутулость, слабый ум.

В лице кикиморы мы имеем остаток какого-то низшего божества древних славян. Вера в них, вероятно, находится в связи с культом душ усопших предков. Некоторые отожествляют кикимору с французским духом cauchemar.

где по славянским поверьям могли обитать кикиморы

Внешний вид и описание

Народ представляет себе кикимор в виде безобразных карликов или малюток, у которых голова с наперсток, а туловище — тонкое, как соломинка.

Они обладают способностью быть невидимыми, быстро бегать и видеть на далекое расстояние, не носят ни одежды, ни обуви — это вечно юные девочки, маленькие и неугомонные.

По другим описаниям, кикимора похожа на маленькую скрюченную и безобразную старушку, одетую в рваные лохмотья, смешную и неряшливую, которая боится что её унесёт ветром, а потому не покидает дом. Изредка кикимору представляли в облике мужчины.

Изредка в облике девы с распущенными волосами или длинной косой, совсем неодетой или в одноцветной рубахе. Изредка — в облике замужней женщины в повойнике. Есть поверья, что кикимора показывалась похожей на собаку, свинью, утку, а также подобной зайцу, хомяку.

Занятия и образ жизни

По сродству с домовыми духами, кикиморы обычно живут за печкой, под полом, на чердаке. Могут также обитать в заброшенных строениях, во дворе, в бане, в хлеву, на гумнах, в курятнике; даже — в кабаке. Днём от людей прячется, активна ночью, порой надоедают хозяевам шумом и вознёй.

В тихие ночи бывает слышно, как они подпрыгивают, прядут и сучат нитки. Может допрясть оставленную пряжу, вот только не слева направо, а наоборот, но чаще обрывает и мусолит нити, жжет кудель, запутывает шерсть, которая была брошена без благословения.

Шьёт плохо, стежки кикиморы — неравномерные, неровные: «От кикиморы рубахи не дождешься» (русская пословица).

где по славянским поверьям могли обитать кикиморы

Проделки кикиморы

Появляясь в доме, кикиморы являются постоянным источником неприятностей, творят мелкие пакости: мешают спать шуршанием, воем, писком, плачем, разбивают посуду, кидают из подполья луковицы, сбрасывают одежду, загоняют по ночам лошадей, стригут перья у кур и шерсть у овец:

У одного хозяина кикимора сильно мучила овец, выстригала у них шерсть, и как ни старались избавиться от нее, ничего не выходило. Тогда хозяева решили переехать в другую деревню. Надеялись, что кикимора на старом месте останется. Как вещи на подводу уложили, хозяин спрашивает: «Все взяли из дома?» А с подводы раздался тоненький голос: «Все ли вы взяли, не знаю, а я свои ножницы взяла!»

Иногда в припадке шаловливости кикиморы, подобно домовым, наваливаются на хозяев и душат их по ночам, могут дергать за волосы. Была популярна следующая быличка:

В одной избе завелась кикимора, она ходила целые ночи по полу и сильно топала ногами. Потом она стала греметь посудой и бить плошки. Хозяевам пришлось уехать из этого дома, и он остался в запустении. Через некоторое время там поселились цыгане с медведем. Кикимора, не зная, с кем связалась, набросилась на медведя, но тот сильно помял ее. Кикимора убежала из этого дома. Когда хозяева узнали, что в доме перестало «пугать», они вернулись туда. Через месяц подошла к дому кикимора в образе обычной женщины и спросила у детей: — Ушла ли от вас большая кошка? — Кошка жива и котят принесла, — ответили ей ребята. Кикимора пошла обратно, бормоча на ходу: «теперь совсем беда, зла была кошка, а с котятами к ней вообще не подступишься».Пословицы Есть русская пословица «От Кикиморы рубахи не дождешься».. Вероятно этот образ накладывается на общее представление о бестолковых хозяйках, которые бросают незаконченной свою пряжу, шьют неопрятно, а по хозяйству копошатся без видимых результатов. Обитает Кикимора за печкой, на чердаке, под полом в сарае и в заброшенных домах. Поселившись в доме, она бьет посуду, разбрасывает лук, выщипывает шерсть овец и перья кур.У разных народов в мифологии существует один и тот же образ духа, который приходит по ночам и душит человека. Это Ночной кошмар, обличенный в образ Кикиморы, сновидения, мучения, беспокойства. Кикиморе приписываю эти проделки – удушье хозяев во сне.

Если же печнику и плотнику не заплатили за работу, обиженные, они могли бросить между бревнами сшитую растрепанную куклу – маленькую Кикимору. Тогда хозяевам мерещились то кошки, то собаки, и разные наваждения. Чтобы прекратить это, нужно было найти и сжечь «насаженную кикимору».

По народному календарю 15 января в Сильвестров день чистят курятники, и вешают в них оберег, называемый куриным богом. Он бережет кур от домовых и Кикимор. Сильные запахи прогоняют прочь всякую нечисть. Поэтому, чтобы оградить свой дом от Кикимор люди оплетали солонки можжевельником, мыли посуду настоем из папоротника, либо раскладывали по углам верблюжью шерсть и ладан.

В народном календаре 1 марта празднуют день Меремьяны Кикиморы. Как святая Мариамна могла стать Кикиморой – объяснить достаточно сложно.

Таким образом, мифическая Кикимора – многосторонний образ, на счету которого, как неопасные для жизни проделки, так и приносящие смерть удушливые ночные кошмары. Удивительно, что слово Кикимора славянского происхождения, но имеет соответствующие названия для сверхъестественных героев у других народов. Возможно, это просто образ неряшливого зануды. Но и в этом случае многие языки имеют подобные соответствия для определения такого типа людей.КИКИМОРА

(Шишимора) — дворовый дух, который считается злым и вредным для домашней птицы. Обычное место поселения — курятники, те углы хлевов, где садятся на насест куры. В курятниках вешают камни, т.н. «курячьи боги» для того, чтобы кикиморы не давили кур.

Занятие кикимор прямое — выщипывать перья у кур и наводить на них «вертун» (когда они кружатся, как угорелые, и падают околевшими). Кикиморы треплют и сжигают куделю, оставленную у прялок без крестного благословения. Кикимор представляют безобразными карликами или малютками, у которых голова — с наперсток, а туловище — тонкое, как соломинка.

Они наделены способностью являться невидимками, быстро бегать и зорко видеть на далекие пространства; бродят без одежды и обуви, никогда не стареются и любят стучать, греметь, свистать и шипеть.

В Вологодской губернии за ними числятся и добрые свойства: в летнее время сторожат гороховища, умелым и старательным хозяйкам покровительствуют, убаюкивают по ночам маленьких ребят, невидимо перемывают кринки и оказывают разные услуги по хозяйству. Наоборот, ленивых баб они ненавидят и пугают.

Имя кикиморы, сделавшееся бранным словом, употребляется в самых разнообразных случаях: так зовут и нелюдимого домоседа, и женщину, которая очень прилежно занимается пряжей. «— Га! — прыснул тонкий голосок,— ха! ищи! а шапка вон на жерди. Хи-хи. хи-хи! А тот как чебурахнулся, споткнувшись на гладком месте. Лебедкам-молодухам намяла я бока…

Га! ха-ха-ха! Я Бабушке за ужином плюнула во щи, а Деду в бороду пчелу пустила. Аукнула-мяукнула под поцелуи, хи. — Вся затряслась Кикимора, заколебалась, от хохота за тощие животики схватилась» (А.М. Ремизов. «Сказки»). «В заколдованных болотах там кикиморы живут,/Защекочут до икоты и на дно уволокут» (В.С. Высоцкий. «Песня о нечисти»)

17 марта по народному календарю отмечается день Герасима-грачевника – это единственный день в году, когда по русскому народному поверью из дома можно выгнать злой дух – кикимору, еще известную в народе как кикимра, кукимора, кикиморка, шишимора, шмышка, игонь.

По церковному календарю это день памяти преподобного Герасима из Ликии и преподобного Герасима – первого Вологодского чудотворца. Этот праздник на Руси совпал со временем прилета грачей, поэтому и получил такое народное название – день Герасима-грачевника. Про этот день существовало поверье: «Герасим-грачевник грача на Русь вернет, а со святой Руси кикимору выгонит».

Поверьем называют всякое укоренившееся мнение в народе, которое передается из уст в уста и принимается на веру, без доказательств. Русские поверья были как истинными, так и ложными, которые называются суевериями.

К поверьям в старину относились очень серьезно, особенно к тем, которые жили в народе многие века, зародившись еще во времена языческой Руси. Самыми распространенными поверьями были рассказы о различных таинственных существах – домовых, русалках, леших, кикиморах.

Причем, это были именно поверья, а не суеверия, так как в старину многие люди готовы были поклясться, что они лично разговаривали с домовым, а в лесу встречались с лешим.

Кикимора – одна из разновидностей домового из древнерусского поверья. Ее представляли в виде карлика или маленькой женщины. Если ее изображали в виде женщины, то голова ее была маленькая, с наперсток, а тело тоненькое, как соломинка.

Внешность ее была безобразна, одежда – неряшлива и неопрятна. Если изображали в виде карлика, то обязательно с глазами разных цветов: один для сглазу, другой для проказу.

Реже кикимору представляли в образе девушки с длинной косой, нагую или в рубахе.

Иногда кикимору считали женой домового, и когда он отлучался из дома, на нее возлагалась его обязанность присматривать за хозяйством. Также кикиморой называли и жену лешего – звали ее лешачихой или кикиморой болотной. Ее изображали в образе маленькой сгорбленной старушки. Вот такое разнообразие образа кикиморы представлено в древнерусских поверьях.

Слово «кикимора» – сложное и состоит из двух частей. «Кики» – имеет значение «крик», а «мора» – имя древнеславянского злого духа Мары (Моры), близкого по описанию и своим качествам к кикиморе. Это одна из версий происхождения слова «кикимора».

Русичи верили, что кикимору насылают люди недобрые, желающие хозяевам дома зла. Ее могли «напустить» при строительстве дома плотники или печники. Подкладывали ее в дом тайно в виде фигурки куклы, изготовленной из щепок и тряпочек, отчего со временем в доме заводилась кикимора. Но кикимора могла завестись и сама, такой дом называли неблагополучным.

Проживала она в доме за печкой, днем занималась прядением и ткачеством, а по ночам начинала хулиганить. Била посуду, топала ногами, раскидывала вещи, но наутро хозяева находили все вещи на своих местах в целости и сохранности. Еще она любила досаждать хозяевам своим шуршанием, воем, плачем, мешая спать, и пакостить домашним животным, выстригая у них шерсть, а у птиц выщипывая перья.

В старину считалось, что если кикимора показалась на глаза, то стоит ждать беды в доме. Она была предвестником смерти кого-нибудь из членов семьи.

Кикимор не любили и старались от них избавиться любыми способами, что было чрезвычайно трудно. Как раз на Герасим-день считалось, что они становились тихими и безобидными, и тогда их можно было выгнать из дома. В другие дни люди защищались от кикиморы с помощью молитв и оберегов.

Наилучшим оберегом от кикиморы, чтобы она не прижилась в доме, служил «куриный бог» – камень с естественным отверстием, созданным природой. Также использовали горлышко от разбитого кувшина с лоскутом красной ткани, которое вешали над куриным насестом, чтобы кикимора не мучила птиц.

Боится кикимора можжевельника, веточки которого развешивали по всему дому, особенно тщательно защищая солонки с солью, чтобы ночью она не просыпала соль, которая в старину стоила очень дорого. А если кикимора досаждала грохотом посуды, то надо было ее перемыть водой, настоянной на папоротнике.

При изгнании кикиморы знахарь, который выгонял ее из дома, использовал специальный заговор:

Выходи ты, кикимора-домовая из горюнина дома,а не то задерут тебя калеными прутьями, сожгут огнем-полымем,зальют черной смолой.

Слово мое твердое. Аминь.

Обязательно в доме надо было отыскать куклу или посторонний предмет, с помощью которого наслали кикимору на семью. Этот предмет следовало аккуратно вынести из дома и выбросить, а лучше всего сжечь. До сих пор существует примета, что если человек хочет другому нанести вред, то оставляет в его доме заговоренный предмет, и чтобы снять порчу, необходимо избавиться от этого предмета.

По народным поверьям, если в доме подметать полы веником из полыни, то нечистая сила не заведется, в том числе и кикимора. В основе поверья – отношение к полыни как одному из оберегов. В народе считалось, что резкий запах этой травы отпугивает нечистую силу и злых людей.

где по славянским поверьям могли обитать кикиморыПо мифологическим представлениям восточных славян — злой дух дома. По определению в словаре Владимира Даля, кикимора — это вид домового. Некоторые исследователи быта русского народа полагают, что кикимора — жена домового.

Пращуры наши считали ее злым божеством ночных кошмаров, а позднее — недобрым духом крестьянской избы. Родятся кикиморы от Змея Огненного, и нечистая сила переносит их за тридевять земель, к злым колдунам, где они обучаются всякому недоброму волшебству. С виду кикимора тоненькая, маленькая, голова с наперсточек, а туловище не толще соломинки.

Крадучись, пробирается кикимора в крестьянскую избу и поселяется за печкой. Отсюда и выходит она по ночам, чтобы проказить с веретенами, прялкой, вязаньем, начатой пряжей. Берет рукоделие и садится на своем излюбленном месте — в правом от входа углу, подле печи. Сидит ли, прядет ли кикимора — беспрестанно подпрыгивает на месте.

Стучат коклюшки, свистит на всю избу веретено, крутятся нитки, но хоть кикимора и работает всю ночь, толку от ее работы никакого нет. Перепутает нитки, порвет пряжу, скомкает кудель, а потом уберется за печку, чтобы и там стучать и скрипеть, пугая малых детей.

Но это еще так, озорство! Вот если невзлюбит кого — всех из избы выгонит своими причудами. Ничто тогда кикиморе не по сердцу: и печь не на месте, и стол не в том углу, и скамья не по той стене. Все в доме тогда падает и рушится, посуда бьется, молоко прокисает, пироги подгорают.

А если уйдет она из избы жить в курятник, всем курам перья повыщиплет! Можно, конечно, в курятнике повесить «курячьего бога» — камень с природной сквозной дыркой, который считался оберегом. Можно все в избе перемыть настойкой горького корня папоротника — кикимора его очень любит и за угождение может оставить в покое.

Но самое лучшее и надежное — призвать на Герасима-грачевника (4 марта по старому стилю) знахаря и особыми, потайными заговорами изгнать непрошеную гостью, чтоб она и дорогу к дому забыла!

Вместе с тем люди верили и в то, что умелым хозяйкам кикимора помогает, а вредит только ленивым и нерадивым.

Когда в старину выгоняли из дома кикимору? День Герасима-грачевника

По церковному календарю это день памяти преподобного Герасима из Ликии и преподобного Герасима — первого Вологодского чудотворца. Этот праздник на Руси совпал со временем прилета грачей, поэтому и получил такое народное название — день Герасима-грачевника. Про этот день существовало поверье: «Герасим-грачевник грача на Русь вернет, а со святой Руси кикимору выгонит».

Поверьем называют всякое укоренившееся мнение в народе, которое передается из уст в уста и принимается на веру, без доказательств. Русские поверья были как истинными, так и ложными, которые называются суевериями.

К поверьям в старину относились очень серьезно, особенно к тем, которые жили в народе многие века, зародившись еще во времена языческой Руси. Самыми распространенными поверьями были рассказы о различных таинственных существах — домовых, русалках, леших, кикиморах.

Причем, это были именно поверья, а не суеверия, так как в старину многие люди готовы были поклясться, что они лично разговаривали с домовым, а в лесу встречались с лешим.

Кикимора — одна из разновидностей домового из древнерусского поверья. Ее представляли в виде карлика или маленькой женщины. Если ее изображали в виде женщины, то голова ее была маленькая, с наперсток, а тело тоненькое, как соломинка.

Внешность ее была безобразна, одежда — неряшлива и неопрятна. Если изображали в виде карлика, то обязательно с глазами разных цветов: один для сглазу, другой для проказу.

Реже кикимору представляли в образе девушки с длинной косой, нагую или в рубахе.

Иногда кикимору считали женой домового, и когда он отлучался из дома, на нее возлагалась его обязанность присматривать за хозяйством. Также кикиморой называли и жену лешего — звали ее лешачихой или кикиморой болотной. Ее изображали в образе маленькой сгорбленной старушки. Вот такое разнообразие образа кикиморы представлено в древнерусских поверьях.

Слово «кикимора» — сложное и состоит из двух частей. «Кики» — имеет значение «крик», а «мора» — имя древнеславянского злого духа Мары (Моры), близкого по описанию и своим качествам к кикиморе. Это одна из версий происхождения слова «кикимора».

Русичи верили, что кикимору насылают люди недобрые, желающие хозяевам дома зла. Ее могли «напустить» при строительстве дома плотники или печники. Подкладывали ее в дом тайно в виде фигурки куклы, изготовленной из щепок и тряпочек, отчего со временем в доме заводилась кикимора. Но кикимора могла завестись и сама, такой дом называли неблагополучным.

Проживала она в доме за печкой, днем занималась прядением и ткачеством, а по ночам начинала хулиганить. Била посуду, топала ногами, раскидывала вещи, но наутро хозяева находили все вещи на своих местах в целости и сохранности. Еще она любила досаждать хозяевам своим шуршанием, воем, плачем, мешая спать, и пакостить домашним животным, выстригая у них шерсть, а у птиц выщипывая перья.

В старину считалось, что если кикимора показалась на глаза, то стоит ждать беды в доме. Она была предвестником смерти кого-нибудь из членов семьи.

Кикимор не любили и старались от них избавиться любыми способами, что было чрезвычайно трудно. Как раз на Герасим-день считалось, что они становились тихими и безобидными, и тогда их можно было выгнать из дома. В другие дни люди защищались от кикиморы с помощью молитв и оберегов.

Наилучшим оберегом от кикиморы, чтобы она не прижилась в доме, служил «куриный бог» — камень с естественным отверстием, созданным природой. Также использовали горлышко от разбитого кувшина с лоскутом красной ткани, которое вешали над куриным насестом, чтобы кикимора не мучила птиц.

Боится кикимора можжевельника, веточки которого развешивали по всему дому, особенно тщательно защищая солонки с солью, чтобы ночью она не просыпала соль, которая в старину стоила очень дорого. А если кикимора досаждала грохотом посуды, то надо было ее перемыть водой, настоянной на папоротнике.

При изгнании кикиморы знахарь, который выгонял ее из дома, использовал специальный заговор:

Выходи ты, кикимора-домовая из горюнина дома, а не то задерут тебя калеными прутьями, сожгут огнем-полымем, зальют черной смолой.

Обязательно в доме надо было отыскать куклу или посторонний предмет, с помощью которого наслали кикимору на семью. Этот предмет следовало аккуратно вынести из дома и выбросить, а лучше всего сжечь. До сих пор существует примета, что если человек хочет другому нанести вред, то оставляет в его доме заговоренный предмет, и чтобы снять порчу, необходимо избавиться от этого предмета.

По народным поверьям, если в доме подметать полы веником из полыни, то нечистая сила не заведется, в том числе и кикимора. В основе поверья — отношение к полыни как одному из оберегов. В народе считалось, что резкий запах этой травы отпугивает нечистую силу и злых людей.

Поверья в жизни русского народа играли большую роль, они отражали быт, культуру и традиции того времени. От этих древних славянских поверий до наших дней дожило обидное прозвище «кикимора», так называют неряшливую, некрасиво одетую женщину.

Источник: http://ivblagochinie.ru/numerologiya/kikimora-bolotnaya-kto-eto-kak-vyglyadit-i-kak-izgnat-iz-doma-samostoyatelno.html

Кикимора, какая она и где живет?

Город Владимир — заходите в гости! 🙂 Не, правда, меня так один знакомый зовет. Но я ничего общего, кроме того, что выросла в краю болот и имею гадкий характер, с настоящей кикиморой не имею.

А кикимора — это маленькая, сухонькая старушка, похожая на щепку, живёт на болоте, захаживает в дома, иногда там поселяется надолго. У неё вредный характер, иногда имеет привычку пугать детей и пакостничать.

В более поздних русских легендах Кикиморой называют злого женского духа, ночное божество, связанное с судьбой и прядением. Кикиморы бывают домашние, болотные(или водяные) и лесные.

По внешнему кикиморы виду чаще всего бывают в образе маленьких старушек, обычных женщин или девушек с длинными косами. Чаще их описывают как уродливых, неряшливых и вредных существ. Любит сильно шуметь и зло шутить над людьми.

Вот какой про кикимору сохранился рассказ якобы очевидца:

где по славянским поверьям могли обитать кикиморы

Дома кикиморы живут за печкой или в подполье, а также обитают в хлеву, на чердаке или в курятнике, в бане. Иногда любят вслух сказать что-нибудь хозяевам или обернуться в серую кошку, часто воруют маленьких детей. Если кикимора в хорошем расположении духа, то тогда помогает по хозяйству.

Есть предание, что кикиморы получаются из некрещёных детей или из тех, кого родители прокляли в младенчестве. Бывало и такое, что заговоренную куколку-кикимору замуровывали в стены дома, и тогда жильцы не могли в нём жить, так как страшно было.

Но в древности у славян Кикимора была добрым домашним духом, низшим божеством, которая помогала оберегать дом от всякого зла и помогала по хозяйству. Любила играть с прялкой, веретенами и домашними вещами, пряла пряжу, даже ткала холсты и шила одежду. Но Кикимора помогала только мирной семье, где люди уважали своих предков и чтили заповеди своих богов.

Лесная кикимора часто была женой Лешего, а болотная или водяная вела образ жизни русалки.

где по славянским поверьям могли обитать кикиморы

Одна из моих любимых тем, спасибо, Разоблачитель!)

Кикимора (мара, шишимара, шишимора и т.д.) — это какое-то низшее славянское божество, часто связываемое людьми со смертью, с душами умерших. Считалось, что в кикиморе воплощаются души умерших некрещенных детишек, или души детей, проклятых своими родителями. печальная статистика, в общем. Кикимор присылали в некоторые жилища, чтобы следить за порядком в качестве, например, жены домового. Она могла печь хлеб с хозяйкой, баюкать младенца и в то же время могла спутать пряжу, если находила для этого повод) Кикиморы были почему-то очень некрасивыми — сгорбленными маленькими существами, порой с нечеловеческим лицом, но в женском обличии и всегда с отрицательной ролью, злая и мстительная. По всему, с ними лучше было дружить, чем враждовать)

где по славянским поверьям могли обитать кикиморы

Попробую ответить, но не думаю, что мой ответ будет сто процентов правильный.

Сказочная кикимора — это персонаж славянских мифов — давно забытых сказаний, которые сейчас перевираются на все лады. Кто такая кикимора уже точно никто не знает.

Известно, что есть лесная, болотная и домовая кикиморы. Считается, что это воплощение убитых, погибших детей, поэтому некоторые представляют себе кикимор в детском образе. Некоторые считают, что это старухи. Я, например, привык считать кикимору старухою.

Домовая кикимора живет в доме — в подполе или за печкой. Почему-то русская печь стояла всегда не вплотную к стене, а с небольшим расстоянием. Туда человеку протиснуться было нельзя, и поэтому считалось, что в этом темном закутке и обитает кикимора.

В основном — это отрицательный персонаж. Кикиморы путали нитки, пряжу, чем-то постоянно стучали ночью, мешая спать. Но иногда они делали и добрые дела — на праздники помогали печь пироги (подводили тесто).

Вот такие были поверья.

Дело в том, что христианские священники запрещали людям верить в эти языческие образы, ругали за это верующих. Точные данные про кикимор, может быть, уже утеряны.

Например, за Сергеем Плачинда, известным исследователем старославянской культуры, кикимора — это богиня сновидений, дочка Мары, богини зла, по старославянской мифологии. Представлялась в виде бледной девы, что жила в дымоходе или за печкой.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/84045-kikimora-kakaja-ona-i-gde-zhivet.html

Кто такая кикимора? ЛЕГЕНДЫ, МИФЫ, ФАКТЫ!

По мифологическим представлениям восточных славян — злой дух дома. По определению в словаре Владимира Даля, кикимора — это вид домового. Некоторые исследователи быта русского народа полагают, что кикимора — жена домового.
Пращуры наши считали ее злым божеством ночных кошмаров, а позднее — недобрым духом крестьянской избы.

Родятся кикиморы от Змея Огненного, и нечистая сила переносит их за тридевять земель, к злым колдунам, где они обучаются всякому недоброму волшебству. С виду кикимора тоненькая, маленькая, голова с наперсточек, а туловище не толще соломинки.
Крадучись, пробирается кикимора в крестьянскую избу и поселяется за печкой. Отсюда и выходит она по ночам, чтобы проказить с веретенами, прялкой, вязаньем, начатой пряжей.

Берет рукоделие и садится на своем излюбленном месте — в правом от входа углу, подле печи. Сидит ли, прядет ли кикимора — беспрестанно подпрыгивает на месте. Стучат коклюшки, свистит на всю избу веретено, крутятся нитки, но хоть кикимора и работает всю ночь, толку от ее работы никакого нет. Перепутает нитки, порвет пряжу, скомкает кудель, а потом уберется за печку, чтобы и там стучать и скрипеть, пугая малых детей. Но это еще так, озорство!

Вот если невзлюбит кого — всех из избы выгонит своими причудами. Ничто тогда кикиморе не по сердцу: и печь не на месте, и стол не в том углу, и скамья не по той стене. Все в доме тогда падает и рушится, посуда бьется, молоко прокисает, пироги подгорают. А если уйдет она из избы жить в курятник, всем курам перья повыщиплет! Можно, конечно, в курятнике повесить «курячьего бога» — камень с природной сквозной дыркой, который считался оберегом.

«ПРЕДАНИЕ О КИКИМОРЕ»
Поведаю преданье древнее,
Молвою народной оговорённое,
Про Кикимору злую, страшную,
Не крещённую, ужасную.
Ведьма от чёрта,
В купальскую ночь,
Родила на свет белый
Мертвородную дочь.
Нечистый мраком её спеленал
И жить к кудеснику в горы послал.

Живёт, растет Кикимора
У кудесника, в горах каменных.
От утра до вечера говорит ей
Кот Баюн череду сказаний пламенных.
Сказаний заморских, волшебных,
Не слыханных, суеверных.
От вечера, до бела света
Качают Кикимору во хрустальной колыбельке.
И живёт, растёт так Кикимора
От-то дня в день, от недельке к недельке.
А через семь годков вырастает тонёшенька,
Да как ночка зимняя черным чернёшенька.

Стучит, гремит Кикимора
В доме человеческом с утра до ночи.
Свистит, гремит за печкою
Колдовством людям ослепляя очи.
Ослепляя им очи завистью,
Черня им душу ненавистью.
Зло на уме держит Кикимора
На весь люд честной.
На люд честной
Что выгоняет Кикимору весной — красной.

Открывая двери и окна, чтоб выдул ветер Кикимору,
И жили люди счастливо и беззаботно.
Вот предание народа славянского,
От княжества Новгородского до Киева града.
На том прощайте люди добрые,
Сказочнику уж и в путь-дорогу надо.. .
(Автор стихов Рунар)

Кики́мора (кики́мара, шиши́мора, шиши́мара, сусе́дка, ма́ра и т. д. ) — преимущественно отрицательный персонаж славянской мифологии, один из видов домового.

Происхождение имени: Слово кикимора и «кикимара» является двусоставным: кики и мара или мора
«кик-/кык-/кук» — древний балто-славянский корень, означающий «скрюченность, горбатость» ;
«моръ» — общеславянский корень, означающий «смерть» . В европейских легендах Мара садится на грудь спящего, вызывая удушье.

Альтернативное прозвище — «шишимора» , так «шишами» называли всех чертей.
Мифологический образ
Кикиморы бывают разного происхождения:
это младенцы, умершие некрещеными, мертворожденные, недоноски, выкидыши, уродцы без рук и без ног
дети, проклятые своими родителями и потому похищенные или обмененные нечистой силой.

Кикиморы, как правило, поселяются в помещениях, если под ними был зарыт труп ребёнка, повешенный или неотпетый покойник, также в доме, где по какой-либо причине умерло дитя. Может быть наслана колдуном.

Кикиморы любят шутить с людьми и иногда появляются в виде покинутого на пути ребенка; подобранные и пригретые людьми, они убегают, насмеявшись над ними. Её представляли по-разному: как хозяйку избы, жену домового или лешего. Кикимора болотная или лесная обвинялась в похищении детей, вместо которых оставляла зачарованное поленце. Присутствие её в доме можно было легко определить по мокрым следам. От кикиморы можно было защититься словом молитвы, призыванием имени Божьего или же, наоборот, бранью.

Любимое занятие кикимор — тканье и пряжа. В ночь под Рождество они треплют и жгут кудель, оставленную без молитвы рассеянными пряхами на прялках. Изредка кикимору даже считали женской помощницей в выпечке хлеба, мытье посуды, по уходу за скотиной и в убаюкивании детей.
Считалось, что кикимору можно увидеть перед особыми событиями, значимыми для членов семьи, часто на пороге. Если она плачет или громко стучит коклюшками для кружевного плетения, это предвещает беду, если прядёт, то следовало ожидать чью-то смерть. Если вопросить кикимору, то та может ответить стуком.

Пойманную кикимору можно было превратить в человека, если выстричь на её темени волосы в виде креста. Однако навсегда останется какой-либо напоминающий о прошлом недостаток: заикание, сутулость, слабый ум.

Внешний вид и описание:

Народ представляет себе кикимор в виде безобразных карликов или малюток, у которых голова с наперсток, а туловище — тонкое, как соломинка. Они обладают способностью быть невидимыми, быстро бегать и видеть на далекое расстояние, не носят ни одежды, ни обуви — это вечно юные девочки, маленькие и неугомонные. По другим описаниям, кикимора похожа на маленькую скрюченную и безобразную старушку, одетую в рваные лохмотья, смешную и неряшливую, которая боится что её унесёт ветром, а потому не покидает дом.

Источник: http://otvet.mail.ru/question/93133589

Кикимора

В иных культурах:

Кикимора (кикимара, шишимора, шишимара, суседка, мара) — восточнославянский женский мифологический персонаж, обитающий в жилище человека, приносящий вред, ущерб и мелкие неприятности хозяйству и людям.

Происхождение имени

По мнению С. Максимова, слово кикимора является двусоставным: кик и мор.

Альтернативное прозвище — «шишимора» есть затабуированное название кикиморы, так «шишами» называли нечистую силу. Есть теория, что оно восходит к глаголам русского диалектного происхождения «шишить, шишать» — «копошиться, шевелиться, делать украдкой».

Мифологический образ

Согласно славянским поверьям, кикиморы поселяются в помещениях, если под ними был зарыт «неправильный» покойник: труп ребёнка, повешенный или неотпетый покойник, также в доме, где по какой-либо причине умер ребёнок. Известны поверья о кикиморах как детях, похищенных или обмененных нечистой силой. Иногда считалось, что кикиморы появляются от любовной связи девушек с нечистым в образе огненного змея. Может быть наслана колдуном.

Считалось что кикиморы любят шутить с людьми и иногда появляться в виде оставленного на дороге ребёнка; подобранные и пригретые людьми, они убегают, насмеявшись над ними. Её представляли по-разному: как хозяйку избы, жену домового или лешего. Кикимора болотная или лесная обвинялась в похищении детей, вместо которых оставляла зачарованное полено. Присутствие её в доме определяли по мокрым следам. считалось что защититься от кикиморы можно молитвой или же, наоборот, бранью.

Любимое занятие кикимор — тканье и пряжа. В ночь под Рождество они треплют и жгут кудель, оставленную без молитвы рассеянными пряхами на прялках. Эта особенность в занятиях кикиморы роднит ей с языческой богиней Мокошью, влияние культа которой, вероятно, оставило свой след в образе этого домашнего духа. Изредка кикимору даже считали женской помощницей в выпечке хлеба, мытье посуды, по уходу за скотиной и в убаюкивании детей.

В Вологодской губернии считали, что кикиморы во время Святок рожают своих детей-шуликунов. Шуликуны вылетвют из дома через трубу на улицу, где находятся до Крещения.

Считалось, что кикимору можно увидеть перед особыми событиями, значимыми для членов семьи, часто на пороге. Если она плачет или громко стучит коклюшками для кружевного плетения, это предвещает беду, если прядёт, то следовало ожидать чью-то смерть. Если вопросить кикимору, то та может ответить стуком.

Пойманную кикимору можно было превратить в человека, если выстричь на её темени волосы в виде креста. Однако навсегда останется какой-либо напоминающий о прошлом недостаток: заикание, сутулость, слабый ум.

В образе кикиморы мы имеем остаток какого-то низшего божества древних славян. Вера в них, вероятно, находится в связи с культом душ усопших предков. Некоторые отожествляют кикимору с французским духом cauchemar.

Внешний вид и описание

Народ представлял себе кикимор в виде безобразных карликов или малюток, у которых голова с наперсток, а туловище — тонкое, как соломинка. Они обладают способностью быть невидимыми, быстро бегать и видеть на далекое расстояние, не носят ни одежды, ни обуви — это вечно юные девочки, маленькие и неугомонные. По другим поверьям, кикимора похожа на маленькую скрюченную и безобразную старушку, одетую в рваные лохмотья, смешную и неряшливую, которая боится, что её унесёт ветром, а потому не покидает дом. Изредка кикимору представляли в облике мужчины. Изредка в облике девы с распущенными волосами или длинной косой, совсем неодетой или в одноцветной рубахе. Изредка — в облике замужней женщины в повойнике. Существовали поверья, что кикимора показывалась похожей на собаку, свинью, утку, а также подобной зайцу, хомяку.

Занятия и образ жизни

Кикиморы обычно живут за печкой, под полом, в курятнике, в хлеву, на чердаке. Могут также обитать в заброшенных строениях, во дворе, в бане, на гумнах, даже в кабаке. Днём от людей прячутся, активны ночью, порой надоедают хозяевам шумом и вознёй. В тихие ночи бывает слышно, как они подпрыгивают, прядут и сучат нитки. Могут допрясть оставленную пряжу, вот только не слева направо, а наоборот, но чаще обрывают и мусолят нити, жгут кудель, запутывают шерсть, которая была брошена без благословения. Шьют плохо, стёжки кикиморы — неравномерные, неровные: «От кикиморы рубахи не дождёшься» (русская пословица).

Проделки кикиморы

Согласно поверьям, кикиморы являются постоянным источником неприятностей, появляясь в доме творят мелкие пакости: мешают спать шуршанием, воем, писком, плачем, разбивают посуду, сбрасывают одежду, загоняют по ночам лошадей, стригут перья у кур и шерсть у овец:

У одного хозяина кикимора сильно мучила овец, выстригала у них шерсть, и как ни старались избавиться от неё, ничего не выходило. Тогда хозяева решили переехать в другую деревню. Надеялись, что кикимора на старом месте останется. Как вещи на подводу уложили, хозяин спрашивает: «Все взяли из дома?» А с подводы раздался тоненький голос: «Все ли вы взяли, не знаю, а я свои ножницы взяла!»

Иногда в припадке шаловливости кикиморы, подобно домовым, наваливаются на хозяев и душат их по ночам, могут дёргать за волосы. Была популярна следующая быличка:

В одной избе завелась кикимора, она ходила целые ночи по полу и сильно топала ногами. Потом она стала греметь посудой и бить плошки. Хозяевам пришлось уехать из этого дома, и он остался в запустении. Через некоторое время там поселились цыгане с медведем. Кикимора, не зная, с кем связалась, набросилась на медведя, но тот сильно помял её. Кикимора убежала из этого дома. Когда хозяева узнали, что в доме перестало «пугать», они вернулись туда. Через месяц подошла к дому кикимора в образе обычной женщины и спросила у детей: — Ушла ли от вас большая кошка? — Кошка жива и котят принесла, — ответили ей ребята. Кикимора пошла обратно, бормоча на ходу: «теперь совсем беда, зла была кошка, а с котятами к ней вообще не подступишься».

Одна из проделок кикиморы описана в романе Алексея Толстого «Хождение по мукам»:

Ещё во времена Петра Первого дьячок из Троицкой церкви, что и сейчас стоит близ Троицкого моста, спускаясь с колокольни, впотьмах, увидел кикимору — худую бабу и простоволосую, — сильно испугался и затем кричал в кабаке: «Петербургу, мол, быть пусту», — за что был схвачен, пытан в Тайной канцелярии и бит кнутом нещадно.

— Толстой А.Н. Хождение по мукам. М., 1976. С. 1

Текстологический анализ показывает, что А. Н. Толстой использовал протоколы реальных допросов Тайной канцелярии. На их основе можно заключить, что кикимора была замечена в 1722 году и, следовательно, является старейшей зафиксированной в Санкт-Петербурге нечистью.

Магия предметов, связанных с кикиморой

Куколки-кикиморы

Существовало поверье, что кикимор насылают на хозяев печники или плотники, недовольные или обиженные при расчёте за постройку. Сделанная из щепок или сшитая из тряпочек куколка, изображающая собой кикимору, закладывается где-либо в доме, часто между брёвен или балок, после чего в доме появляется «насаженная кикимора», насылающая на хозяев всевозможные наваждения: им показываются то заяц, то поросенок, то собака, то бык, мерещатся песни-пляски, сами собой открываются двери.

Чтобы прекратить бесчинства кикиморы, следовало найти и сжечь подкинутую куколку. Или выбросить её в отдалённой местности.

Куриный бог

Универсальным оберегом от кикиморы считался «куриный бог» — чёрный камень величиною с гусиное яйцо и с отверстием природного происхождения, целое горлышко от разбитого кувшина или поношенный лапоть. «Куриный бог» на Вологодчине также называли «кикиморой одноглазым». 2 (15) января, в «Сильвестров день», его вешали за нитку на стене курятника, чтобы уберечь кур от домовых и кикимор.

Прочие предметы

Считалось что кикимора не любит можжевельник, из веточек которого делали оплетение для солонки, чтобы кикимора не таскала соль. Настоем из папоротникаомывали горшки и другую посуду, чтобы кикимора их не трогала. В одном лечебнике XVIII столетия для избавления от кикиморы предлагалось положить в доме верблюжью шерсть с ладаном.

Кикимора в народном календаре

По некоторым местным поверьям, кикимора до Святок живёт на улице или на гумне, а потом уходит неведомо куда. В Вологодской губернии считали, что на Святках кикимора рожает детей. Новорождённые вылетают в трубу на улицу, где и живут до Крещения, это — шулыканы (шушканы). В святочные гулянья старухи изображали «шишимор»: надевали рваную одежду и с длинной заостренной палкой садились на полати, свесив ног и с бруса и, поставив прялку меж ног, пряли. Девушки, смеясь, хватали их за ноги, а «кикимора» отбивалась от них палкой. Иногда же кикимору изображал парень, одетый в старушечьи лохмотья и с глиняным горшком на голове, заменяющим кокошник. После того, как горшок разбивали, «кикимора» превращалась в обычного парня.

Святая Мариамна, чей день памяти отмечается церковью 17 февраля (2 марта) , в народе нарекалась Маремьяной-Кикиморой и нередко отмечалась на день раньше — 16 февраля (1 марта). «В Малороссии явно таскают по улицам при встрече весны (1 марта) с пением веснянок чучело, называемое марой или мареной».

4 (17) марта, в день «Герасима Грачевника», кикимору можно было выжить из дома, в эту пору они становятся смирными. Для изгнания кикиморы пользовались заговором: «Ах ты, гой еси, кикимора домовая, выходи из горюнина дома скорее!»

Просмотров: 5599

Создан: 2015-11-26

Источник: http://cultura-russia.ru/article/kikimora

Кикимора

Кикимора – персонаж, свойственный в основном севернорусской мифологической традиции. Ее представляли домовой хозяйкой и иногда – женой домового.

Имя этого персонажа состоит из двух частей: «кик» и «мора». Одни исследователи считают, что первая часть, возможно, происходит от глагола «кикать» в значении «кричать, плакать, причитать». Другие же возводят ее к древнему балто‑славянскому корню кик‑ / кык‑ / кук‑, содержащему значение горбатости, скрюченности. Вторая часть слова «кикимора» – «мора», а также близкое ему в славянских языках слово «Мара» мот быть именами самостоятельного мифологического персонажа, тоже домашнего духа, и восходят к общеславянскому корню моръ‑, означающему «смерть». В местных огласовках имя кикиморы могло звучать как «шишимора». Это слово ученые связывают с глаголом «шишить», существующем в народных говорах и имеющим значение «копошиться, шевелиться, делать что‑то украдкой». Нельзя не отметить, что смысловые оттенки всех приведенных корней и слов соотносятся с соответствующими характеристиками образа кикиморы в традиционных представлениях.

Кикимора в славянском фольклоре

В мифологических рассказах кикимора предстает уродливой, сгорбленной старухой, в лохмотьях, неряшливой, с распущенными волосами. Довольно часто ее изображали в бабьем кокошнике на голове. На Вологодчине и в Ярославской губернии кикимору представляли в образе крохотной женщины или старушки. Вологодские крестьяне считали, что кикимора так мала, что, опасаясь быть унесенной ветром, никогда не появляется на улице. В Восточной Сибири кикимору представляли в виде нагой девушки с длинной косой.

В некоторых местах Олонецкой, Новгородской и Вологодской губерний существо, подобное кикиморе, называли «марой», «мокушей» или «мокошей». Ее воображали в виде женщины с большой головой и длинными руками. На основе имени мокоши и причастности ее к женским работам исследователи полагают, что в ней можно видеть трансформированный образ древнесла‑вянского божества Мокоши. В некоторых местностях был известен также образ запечельницы, или запечельной мары, который, как и мокоша, был близок по своим характеристикам кикиморе. Запечельницу тоже представляли в виде старухи, в сарафане и бабьем головном уборе, иногда – с непокрытой головой и распущенными волосами.

Происхождение кикиморы в народном сознании связывалось с представлениями о «неправильных» покойниках. Согласно поверьям, она появляется в домах, построеных на «нехорошем» месте: например, на меже, где захоронен «нечистый» покойник. Кое‑где полагали, что кикиморами становятся дети, умершие некрещеными. В Вятской губернии и Поволжье среди крестьян бытовало мнение, что кикиморы – это неотпетые покойники или проклятые люди. Известно также народное представление о кикиморах как детях, похищенных или обмененных нечистой силой. А иногда считалось, что кикиморы появляются от любовной связи девушек с нечистым в образе огненного змея.

В крестьянской среде существовало поверье, что в строящийся дом кикимору могут запустить плотники или печники, которые остаются недовольны вознаграждением хозяев. В таких случаях они изготавливали из щепок и лоскутков кукольное изображение кикиморы и закладывали его за матицу с особым приговором. В одном мифологическом рассказе повествуется о том, как может мерещиться в доме от «насаженной» кикиморы:

У нас три чуда было. Вот в этой избе. Заяц бегал, бык, собака и поросенок. Хозяйка ушла за дровами, а в избе поросенок. Она пришла – он на лавку, на стол, везде. А потом в этом доме стала маячить собака. А то двери раскроются. Вдруг все двери – раз – все открылись. А потом что? Стали искать – куколка завязана: будто как платочек личико – или, как сказать? – мордочка перевязана. Сожгли эту куколку – маячить не стало.

Появление кикиморы в доме или хозяйственных постройках считалось плохим предзнаменованием: крестьяне верили, что она будет вредить в хозяйстве и досаждать домочадцам. В рамках крестьянского хозяйства кикимора, согласно поверьям, может обитать в хлеву, во дворе, в курятнике, на чердаке. В северных и восточных губерниях у русских полагали, что она может находиться в пустых постройках, в бане. Но чаще всего ей приписывают местопребывание в доме, за печью или в подполе.

В обычное время кикимора и подобные ей существа невидимы. В Вятской губернии рассказывали, что кикимора, оставаясь невидимой, может проявлять себя голосом: требовать, чтобы неугодные ей жильцы убирались из дома, а также действиями: бросанием предметов, битьем посуды. Домашний дух, мокоша, иногда издает звуки, как будто щелкает веретеном по косяку двери.

Днем кикимора сидит за печкой или в подполе, и ее не видно. По поверьям, она старается не попадать на глаза людям из опасения, что на нее могут накинуть нательный крест, и тогда она останется недвижима. Ночью же кикимора выходит из своего убежища проказить. Она растворяет двери, перебегает из комнаты в комнату, топает, стучит посудой, кидается из подполья луковицами, мешает спать детям. Кикимора очень любит позабавиться с веретенами, прялкой и начатой пряжей.

Этот домашний дух, связанный в первую очередь с печью и с домашним хозяйством, по народным представлениям, имеет отношение к такой женской работе, как прядение. Считается, что ее любимое место для «работы» – правый от входа угол рядом с печью, куда обычно сметают сор со всей избы. Крестьяне рассказывали, что когда кикимора прядет, свист от веретена раздается по всей избе. Особенностью кикиморы, когда она сидит или прядет, является то, что она постоянно подпрыгивает на одном месте. Кроме того, в народе говорили, что кикимора прядет нитки наоборот, в другую сторону, чем обычно это делают люди. При этом она путает, мусолит и рвет пряжу. Во многих местностях считали, что таким образом кикимора, а также и мокуша, и запе‑чельница специально вредят тем, кто после работы оставляет пряжу неубранной, а прялку без благословения.

Кикимора в народных поверьях

По народным поверьям, работу, до которой дотронется кикимора, хозяйке после трудно закончить: клок кудели придется прясть целый день; если же она потрудится над недошитой рубашкой, то ее и за неделю не удастся закончить – придется все время распарывать и шить заново. Известно, что кикимора шьет неровно и сама никакую работу до не доводит конца. Неслучайно существует пословица: «От кикиморы рубахи не дождешься». Ленивым девушкам в связи с этим же представлением раньше говорили: «Спи, девушка: кикимора за тебя спрядет, а мать выткет».

В некоторых местах Олонецкой, Новгородской и Вологодской губерний крестьяне считали, что близкая кикиморе мокуша по ночам стрижет овец и прядет шерсть, а если остается недовольной, то отстригает немного волос и у самих хозяев дома.

Согласно мифологическим рассказам, кикимора очень не любит ленивых хозяек. Она всячески старается им насолить: тормошит маленьких детей так, что они ночью плачут, пугает подростков блеском своих выпученных глаз и рожками на голове, портит хозяйственную утварь и прядево. И напротив, как и другие домашние духи, кикимора благоволит к хорошим хозяйкам, умелым и старательным. Чтобы им облегчить работу, она баюкает по ночам маленьких детей, перемывает посуду, устраивает так, что тесто хорошо всходит и пироги выпекаются пышные. Незадачливой хозяйке, чтобы добиться покровительства кикиморы, приходится найти в лесу горький корень папоротника, настоять его на воде и перемыть ею все кринки и горшки. По поверьям, кикимора очень любит папоротник, и за оказанное ей внимание может оставить женщину в покое.

Кикимора считалась злым и вредным духом для домашних животных и птицы. Так, в Вологодской губернии был записан мифологический рассказ о том, как кикимора мучила лошадь:

Повадилась кикимора у мужика ездить по ночам на кобыле и, бывало, загоняет ее до того, что оставит в яслях всю в мыле. Изловчился хозяин устеречь ее рано утром на лошади:

Сидит небольшая бабенка, в шамшуре, и ездит вокруг яслей. Я ее по голове плетью – соскочила и кричит во все горло:

Не ушиб, не ушиб, только шамшурку сшиб.

В Новгородской губернии рассказывали, что кикимора может безобразно подстричь овец. А в некоторых местностях, считали, что она живет в курятнике и выщипывает курам перья. Чтобы кикимора не вредила птице, под нашестом для нее привешивали яркие лоскутки кумача, горлышко от глиняного умывальника или камушек с природным отверстием, который в народе называется «куриным богом».

Проделки кикиморы в крестьянском хозяйстве доставляют домочадцам в основном неприятности. Подчас она даже может выжить людей из избы, о чем свидетельствует вятский мифологический рассказ:

В Сарапульском уезде Вятской губернии во вновь построенном доме оказалась «кикимора»: никого не видно, а человеческий голос стонет; как ни сядут за стол, сейчас же кто‑то и скажет: «Убирайся‑ка ты из‑за стола‑то!», – а не послушают – начнет швырять с печи шубами или с полатей подушками; так и выжила кикимора хозяев из дому. По традиционным представлениям кикимора может выступать в роли предвестницы, чаще всего плохих событий в семье. Во многих местностях на Русском Севере считали, если кикимора покажется, например привидится с прялкой на передней лавке, это к смерти кого‑либо из домочадцев. Когда она выходит из подполья или плачет – тоже к несчастью. В вологодских деревнях существовало поверье, что перед бедой у девушки‑кружевницы кикимора начинает со стуком перебирать коклюшки, подвешенные на специальной подушечке для кружевоплетения. Реже кикимора или близкие ей мифологические персонажи своим появлением предвещают добро. В Архангельской губернии, например, считали, что если доможириха, схожая с кикиморой, покажется сидящей за ткацким станком, то это к прибыли. Об этом повествует мифологический рассказ:

Вот я раз ночью выйтить хотела, встала, смотрю месяц светит, а на лавки у окоска доможириха сидит и все прядет, так и слышно нитка идет: «дзи» да «дзи», и меня видала, да не ушла. А я сробела, поклонилась ей да и говорю: «Спаси Бог, матушка!»

А потом вспомнила, как меня мать учила относ делать. Взяла шанечку да около ей и положила. А она ницего – все прядет. А собою как баба, и в повойнике. И много у нас тот год шерсти было.

Как избавиться от кикиморы

Избавиться от кикиморы очень сложно. Правда, как и в случае с другими мифологическими существами, от нее можно защититься, произнеся молитву, Божье имя, или, напротив, – матерную брань. Одним из действенных способов отвязаться от кикиморы считалось обвязывание использующейся в семье солонки можжевельником: по поверьям, в этом случае кикимора не сможет брать из нее соль и солить хлеб своему мужу‑домовому. Чтобы кикимора не мучила кур, согласно одному из лечебников XVIII века, под шесток следовало положить верблюжью шерсть и ладан. Изгнать это вредное создание можно было, окропив дом святой водой. Для избавления от кикиморы существовали также заговоры. В Южной Сибири ее выпроваживали из дома в день Герасима Грачевника (17 марта ст ст.) с особым приговором: «Ах ты, гой еси, кикимора домовая, выходи из горюни‑на дома скорее, не то задерут тебя калеными прутьями, сожгут огнем‑полымем и черной смолой зальют». «Насаженную» кикимору можно было уничтожить, лишь обнаружив ее изображение в виде куклы.

В Вологодской губернии считали, что кикиморы во время Святок рожают своих детей, которыми являются шуликуны. Шуликуны вылетают из дома через трубу на улицу, где находятся до Крещения.

В некоторых местах Вологодской и Новгородской губерний бытовали представления о кикиморах как сезонных мифологических существах: здесь считали, что они появляются только в Святки или даже только, одну ночь перед Рождеством. Возможно, с этими представлениями был связан местный обычай на Святки рядиться кикиморами. Ряженые, чаще всего это были старухи, приходили на святочные игрища в образе этих мифологических существ: они надевали рваную одежду, брали большую палку, изображающую веретено, садились на полати, свесив ноги вниз, и «пряли», «показывая пример» девушкам. Если же те смеялись над ряжеными старухами и хватали их за ноги, «кикиморы» били их палкой‑«веретеном».

В поверьях XIX века и более позднего времени образ кикиморы в значительной степени утратил свои специфические черты; кикиморами в народе могли уже именовать разнообразных опасных для человека персонажей.

Источник: http://etnograd-vrn.ru/%D0%BA%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B0.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *