Народные приметы — в нашем краю старинная примета
19.07.2020Про сбор рябины у народа и песенка сложена: «Выдем на долинку, сядем под рябинку — хорошо цветет!»
В нашем краю старинная примета
1 сентября — Андрей Народные приметы: Андрей Стратилат-тепляк. Фекла-свекольница. Бабье лето. Считали: «Каков Андрей, таков весь месяц», «Каков первый день сентября, такова и вся осень». Угодник Андрей Стратилат слывет в народе под именем Тепляка, под которым разумеется ветер, дующий около этого времени с юга и, по замечанию сельских хозяев, особенно способствующий созреванию овса. В этот день крестьяне наблюдали за течением ветра: «Ветер, дующий в этот день с юга, обещает хороший урожай овса», «Батюшка юг пустил ветер на овес», «На Стратилата тепляк — пошли овсы на спех», «Стратила-тов день приспел — овес поспел». Дозревает овес. Еще говорили: «Ветер-тепляк в паутину одет — ушедшему лету кланяется вслед». Фекла-свекольница. Начинается уборка свеклы. Отлет журавлей с 1 по 5 сентября предвещает раннюю зиму. Если в начале месяца луна как бы опрокинулась на спину ( первая четверть) — погода будет солнечная и тёплая несколько дней. Именины у Андрея. Андрей с греческого — «мужественный, мужчина». Крестьяне считают пророка Самуила в числе особых своих покровителей и заступников перед господом: «Самойло-пророк сам Бога о мужике молит», — говорили в народе. Сильная рябина — к урожаю овса. 3 сентября — Фаддей Поселяне приметили, что «Если этот день будет ясный, то надобно ожидать, что еще четыре недели будет хорошая погода». А речистые краснобаи приговаривали: «Кто Фаддей — тот своим счастьем (в этот день) владей!» Именины у Вассы. Васса с греческого — «пустыня». 4 сентября — Агафон-огуменник Агафон-огуменник. На Агафона леший из лесу в поле выходит раскидывать снопы по гумнам, развязывает их. Поселяне стерегли гумна: собираясь в ночное, надевали тулуп навыворот, голову обвязывали полотенцем, для обороны брали кочергу. Так караулили они снопы от потехи лешего. Этот день редко обходится без ветра. Именины у Агафона и Афанасия. Агафон — имя греческое и означает оно — «добрый, благой». Афанасий с греческого — «бессмертный». 5 сентября — Луппа — брусничник День мученика Луппа, святомученика Иринея Лионского, святителя Каллиника Константинопольского. Луппа — брусничник. Гром в сентябре — теплая осень и снежная зима. На Луппу часто наступают первые заморозки. На Святого Луппа — мороз овсы лупит. Луппы льны на юг потянули — или овес лупят. Если на Луппу журавли — зима наступит ранняя. Если журавли летят низко, то зима теплая, если высоко — то холодная. Журавли летят низко, быстро, молчком — жди скорого ненастья. 6 сентября — Евтих Дни 5 и 6 сентября называли в народе «Евтихиевы дни». Православная церковь чествует в эти дни двух Евтихиев — преподобного да священномученика. День 6 сентября должен быть тихим, безветренным, иначе льняное семя обсыплется; об этом говорится так: «Хорошо, коли Евтихий будет тихий, а то не удержишь льняное семя на корню: все дочиста вылупится». Коли на Евтиха дождь — будет сухая осень и хороший урожай на будущий год. Именины у Арсения и Юрия. Арсений с греческого — «мужественный». Георгий (Юрий, Егорий) с греческого — «земледелец». Тит и Варфоломей. Титов день. Говорили: «Пришел Варфоломей — жито на золу сей», а «Святой Тит последний гриб растит». Молотьба не за плечами, отсюда и поговорка: «Тит, а Тит, пошел молотить». Хлебород — перед строгой зимой. 8 сентября — Наталья-овсяница В этот день в одних местах закашивают овес, в других оканчивается уборка овса. Поселяне в первый день покоса, скосивши пук овса, вяжут сноп и несут его с песнями на боярский двор или в свою избу. Ставили сноп под образа. Хозяин со своими работниками садился за стол, а хозяйка угощала гостей дежнем-толокном, замешенным на кислом молоке или на воде с медом, а потом угощала овсяными блинами. Уходя, гости говорили: «За сладкий дежен и за сытные блины спасибо, хозяин с хозяюшкой!» Где оканчивалась уборка овса, также последний овсяный сноп с песнями уносили с поля, считали: «К этому дню не выкосишь овес — намотаешься до слез», «Не вырастет овес — наглотаешься слез», потому что «Не кони везут, овес везет». К этому времени пора и рябину срывать, прилаживать на зиму кистями под крышу, собирают грибы, идет клев судака. Была и примета: «Холодный утренник предвещает раннюю и холодную зиму». Именины у Натальи. Наталья (лат.) — «природная». 9 сентября Гром в сентябре — к долгой осени. 10 сентября — Анна и Савва Анна и Савва — скирдники. Поселяне спешили убрать хлеб в скирды. В эту пору свозили снопы, хлеб-складывали в одонья, клади, скирды. Спешили убрать до наступления ненастья все, что было выращено в поле. Говорили: «У хорошего хозяина — копна со скирдой спорит, а у лежебоки — скирдешка с копенку!». Чем суше и теплее простоит сентябрь, тем позднее наступит зима. Именины у Анны, Анатолия и Афанасия, у Вениамина. Анна с иврита — «благодать Божия». Анатолий с греческого — «восточный». Афанасий с греческого — «бессмертный». Вениамин с иврита — «сын любимой из жен». 11 сентября — Иван постный Иван — постный, полетний, полетовщик. В этот день заканчивалось лето красное, встречали бабье лето. А поселяне приметили: «Иван Постный пришел, лето красное увел», «С Постного Ивана не выходит мужик без кафтана», «Иван Предтеча гонит птицу за море далече», а «Коли журавли на Киев (юг) пошли — к ранней зиме, скоро наступят холода». С Ивана Постного убирали репу, но «репный» праздник отмечался без песен, потому что Саломея плясани-ем и песнями выпросила отрубить голову Иоанна Крестителя. Праздник отмечался постной едой, угощением бедных, нищих, странников, но не разрешалось есть ничего круглого: капусту, лук, арбузы, яблоки, картофель, так как они напоминают голову Иоанна Крестителя, также нельзя брать в руки нож и вообще острые предметы. Говорили, что если кто-нибудь в этот день станет рубить капусту, то на ноже появится кровь, поэтому «На Предтечу круглое не едят, щей не варят». Соблюдался строгий пост: «Иван Постный — осени отец крестный». И еще: «Если на Ивана Купалу собирают преимущественно травы, то на Ивана Постного — коренья». Если осенью падает много звёзд, на следующий год будет неурожай и мор. Именины у Арсения и Даниила. Арсений с греческого — «мужественный». Даниил с иврита — «судья Божий». На Куприянов день журавли собираются на болотине уговор держать, каким путем-дорогою на теплые воды лететь, и часто наступающий день уже не застает их более в наших краях; растянувшись на синем небе своим разноплечим клином, они улетают на юг, прощаясь с русскою землею характерным гортанным криком, далеко разносящимся в чистом осеннем воздухе. На Куприяна начинают дергать корнеплоды, кроме репы. Копают картофель, придавая ему большое значение, так как «Картофель хлебу подспорье», «Картошка хлебу присошка». Если выпадет снег осенью, когда ещё деревья не сбросили листву, он скоро растает. Именины у Геннадия. Геннадий с греческого — «благородный». Симеон Столпник. Семен-летопроводец. Семен-день. Марфа. Этот день был знаменит, поскольку с середины XIV века до 1700 года Новый год начинался с 1 сентября по старому стилю в Семенов день. Семен-летопроводец: «Семен лето провожает» и «Семен бабье лето наводит». Бабье лето всего одну неделю— с 14 по 21 сентября. У русских — бабье лето, в Америке— индейское лето, во Франции — лето святого Мартина, в Германии — бабушкино лето. Немцы говорили: «Если первый день бабушкиного лета ясен, то осень теплая». У чехов — паутинное лето, говорили: «Бабье лето летает». Приметили. Если первый день бабьего лета будет ясный и теплый, то вся осень будет теплая и ведренная, и наоборот. На Семен-день ясно — бабье лето тепло. Если на Семен-день теплая погода, то вся зима будет тепла. Бабье лето ненастно — осень сухая, ясная. Бабье лето ведренно — осень будет ненастна и холодна. На Семеновы осенины много тенетника — осень долгая да ясная. Если много тенетника, дикие утки садятся, а скворцы не отлетают — осень протяжная и сухая. Если гуси улетают на Семен-день, жди ранней зимы. На Семена журавли отлетают в теплые края. На Семен-день ужи выходят на берег, ходят по лугам на три версты. На Семен-день выезжали поохотиться за зайцами: «Первый праздник псарных охотников, выезд в отъезжее поле. Охотники на Семен-день притравливали зайцев». С Семена-дня начинались бабьи работы: «С бабьего лета — бабий праздник и бабьи работы». С раннего утра мяли и трепали пеньку, мыли в воде лен и стелили по лугам. Начинались бабьи супрядки, посиделки да беседы, а также игры, хороводы, обряды, засидки и тому подобное. По народному обычаю, поселяне под Семен-день тушили огонь, кроме тепла лампадного, но едва только начнет заниматься утренняя заря, вздували новый огонь. На Симеона солят огурцы. Листопад, последняя гроза. И еще: «Семенов день — счастливое новоселье». Именины у Марфы. Марфа (Марта) — «наставница» (арам.). Мамонт-овчарник. Федот и Руфина. Не выгоняли со двора поутру скотину: выгонишь — беду нагонишь. По дедовским поверьям, не выпускали в этот-день до полудня ни коров, ни овец. Если первый осенний снег нападает так, что свесится с крыш, то он стает. Именины у Руфины. Руфина (греч.) — «рыжеватая». 16 сентября — Василиса, Домна Домнин день. В этот день в старину с утра до ночи прибирали бабы всякую рухлядь в доме), «припасая себе этим благополучие и спорину во всем на целую осень». Во многих местах особенно уважали старые, изношенные лапти, которые считаются верным средством от сглаза, их привешивали у крыш домов и скотных дворов, якобы тогда никто не «изурочит» или не «сглазит». Большие муравьиные кучи к осени — на суровую зиму. Именины у Домны и Василисы. Домна с латыни — «госпожа». Василиса с греческого — «царственная, властительница». 17 сентября — Неопалимая Купин Богородица Неопалимая Купина. Неопалимая Купина считается охранительницей от пожа-и и молнии. Она может уберечь от пожара, но может и наслать гром, молнии, огонь и камни с неба, как Илья-пророк. Неопалимой Купине о защите дома 11 скота от огня. На Неопалимую Купину начинают выкапывать лук из гряд. Большой урожай рябины — к морозам зимою. 18 сентября — день Елизаветы-предсказательницы В память того, что святая Елизавета предсказала пресвятой Деве Марии рождение Христа, этот день считается счастливым для предсказаний. Поэтому на Захария и Елисавету охотно посещают ведунов и знахарок. В лесу много рябины — осень будет дождливая, а мало — сухая. Именины у Раисы, Елизаветы, Афанасия. Раиса с греческого — «легкая». Елизавета с иврита — «почитающая Бога». Афанасий с греческого — «бессмертный». 19 сентября — Михайлов день Михайлов день. Первая Братчина. В древнее время на мирских сходках решались семейные и частные дела. После примирений предлагались взаимные угощения, переходящие как бы в особое празднество, известное под именем братчин, где водворялось дружество, миролюбие и братство. Главных братчин две — Михайловская и никольская: первая — в честь архистратига Михаила 19 сентября, вторая — в честь святого Николы зимнего 19 декабря.В эти дни поселяне ставят общим миром в церкви большую свечу и служат молебен о ниспослании на них всяких благ. Первые морозы, михайловские утренники. День укоротился на 5 часов. Считали: «На Михаилу нельзя работать — Бог накажет». Именины у Архипа и Михаила. Архип с греческого — «хозяин лошадей». Михаил в переводе с иврита — «подобный Богу». Не зря это имя носит один из 4х архангелов. 20 сентября — Луков день Созонт. Луков день. В селах начиналась заготовка репчатого лука, повсеместно убирали лук, а то его головка не успеет высохнуть. В комнатах развешивали луковицы — воздух очищался. Считали, что лук от семи недуг, поэтому его ели с хлебом, солью, квасом и были здоровы, имели свежий цвет лица. Издавна считали, что лук играет важную роль, говорили: «Лук с чесноком — родные братья», «Кто ест лук, того Бог избавит от вечных мук», «В нашем краю — словно в раю: луку да рябины не приешь», так и ходят в народной Руси поговорки о луке: «Лук да баня все поправят», «Лук — добро и в бою, и во щах», но приметили: «Много одежки на луковицах — быть зиме холодной». Лук продавали на базарах и на осенних ярмарках. Выросли шишки на ели низко — быть ранним морозам, а если наверху — настоящие холода в конце зимы. 21 сентября — Рождество Богородицы Вторая Пречистая, малая Пречистая. Рождество Богородицы. Осенины. Оспожинки — праздник урожая. Рождество Пресвятой Богородицы называют в народе Госпожинками, или второй Пречистой; в основании этих названий лежат известные наименования, которые обыкновенно придаются нашею Церковью пресвятой Деве Марии. Вторая встреча осени — Осенины. В этот день встречали Осенины играми и песнями. Рано утром женщины выходили к берегам рек, озер и прудов с овсяным хлебом встречать матушку Осенину. Старшая женщина стояла с хлебом, а молодые вокруг нее пели песни, а к новобрачным сходились все родные и знакомые посмотреть на их житье-бытье и поучить уму-разуму. Недавно поженившиеся пары угощали свою родню, отчего этот праздник также назывался «подне-сеньев день». Гости, по обыкновению, должны были хвалить и одновременно учить молодых. Хозяин водил гостей на двор, показывал амбары, угощал пивом из бочонка. С Рождества Богородицы — луковая неделя, женщины собирали лук. Также убирали пчел с пасек или пчельников. С Осенин начинались посиделки: девушки с пряжей собирались в одну избу, к ним приходили парни с гармоникой и угощением. Вторая встреча осени. Длинная паутина летит к ясной осени и нескорому снегу. Именины у Анны. Анна с иврита — «благодать Божия». 23 сентября — Петр и Павел-рябинники День осеннего равноденствия. Петр и Павел-рябинники. На Руси два дня Петра и Павла — большой да малый, летний да осенний. Разрешалось с Петрова дня летнего есть землянику и другую ягоду, а с осеннего Петра-Павла рвать рябину, делающуюся с этого дня менее горькою из-за первых утренников — заморозков. Осенний Петр-Павел рябинник, рябина гроздна — зима морозна. В этот день срывали ягоды рябины и кистями вешали под крышу, чтобы провяла, сахару понабрала. Часть рябины предусмотрительно оставляли на кусте — дроздам-рябинникам, снегирям-краснозобам и всякой другой птице. Про сбор рябины у народа и песенка сложена: «Выдем на долинку, сядем под рябинку — хорошо цветет!» Еще приметили: «Если рябины в лесу много — осень дождливая, если же мало — сухая», «Много ягод на рябине предвещает строгую зиму, посему и заготавливают тогда рябинный квас, слабительный и прохладительный, предсказывая на зиму воспалительные болезни, неразлучные со строгою зимою». 24 сентября — Федора-обдёра Федора-обдёра (обивается оставшийся на корню хлеб), Федора — замочи хвосты. Третья встреча осени: «На Федору лето кончается, осень начинается», «И бабье лето до Федоры не дотянет». Уже становится слякотно, все чаще идут дожди, поэтому говорили: «Федора — замочи хвосты», «Осенние Федоры подол подтыкают, зимние Феодоры (12 января) платком рыло закрывают». Считали: «Преподобная Феодора — всякому делу аминь». Не каждое лето до Федоры дотянет. Именины у Феодоры и Дмитрия, у Ии. Федора (Феодора) в переводе с греческого — «дар Божий». Дмитрий с греческого — «принадлежащий богине Деметре». Ия с греческого — «фиалка». 25 сентября — Артамон Существовало поверье, что змеи с этого дня перебираются из полей в леса и уходят в землю: «На Артамона змеи уходят в леса и прячутся». Если осенью листья берёз начнут желтеть с верхушки — весна будет ранняя, а если снизу, то поздняя. 26 сентября — Корнилий Говорили: «С Корнилия корень в земле не растет, а зябнет», «Корнильев день на дворе — всяк корешок в своей норе!», «Корнилий святой — из. земли корневище долой!». К этому времени убирают все корневые овощи: картофель, морковь, брюкву и так далее, кроме репы. Когда грач улетает — снег пойдёт. Именины у Валериана. Валериан с латыни — «родом из города Валерии». 27 сентября — Воздвиженье Этот день в летописях известен под названием «Ставрова дни» — от греч. «саурос» — «крест». В этот день наступали первые заморозки. Подмечали: «Воздвиженье тепло сдвигает, а холод надвигает», «Воздвиженье кафтан с плеч сдвинет, тулуп надвинет», «Пришло Здвиженье — кафтан с шубой сдвинулись и шапка надвинулась», «Шуба за кафтаном тянется», но: «Воздвиженские зазимки — мужику не беда», но осень к зиме все быстрее идет. В это время — последняя копна с поля: «Хлеб с поля двинулся», «Гад и змея не движется, а хлеб с поля сдвигается», «На Воздвижение — последний воз с поля сдвинулся, а птицы в отлет пошли». Первой улетает в обетованную страну и последнею возвращается оттуда кукушка, которая поэтому и зовется ключницей Ви-рая. Ирьем, или вырием, вирием, называют неведомые теплые страны. Медведь залегает в берлогу, змеи — в нору, в спячку впадают, и «На Воздвижение ни змеи и никакой гад по земле не движется». С Воздвижения начинали рубить капусту, Начало капустникам, капустниц, капустенских вечерок, кои длятся две недели. Были и приметы. Высоко летят гуси в Воздвиженье — к высокому половодью, низко — к малому. На Воздвиженье, если змея ужалит кого-либо, то ей не уползти, так как в наказание она остается мерзнуть в холодные дни. В день Воздвижения крестьяне воздвигали часовни, кресты; соблюдали пост. Третья встреча осени. 28 сентября — Никита Никита-гусепролет, гусар и, гусятник, репорез. В эти дни крестьяне обыкновенно срезают и убирают с полей репу; в это же время в России бьют обычно гусей. Поселяне замечали, что с этого дня «дикие гуси улетают стадами на теплые моря»: «Гуси летят в отлет — зимушку на хвосте тащат». По крику гусей и полету они заключали о наступлении скорых холодов. Гусиные промышленники скупали по селам гусей. Огородники в этот день вырывали в полях репу, обрезали ботву и корень. Говорили: «Уж видно мужика по репе, что подошли репорезы», «Не дремли, баба, на репорезов день» и подшучивали: «Поел бы репки, да зубы редки», «Репа брюху не укрепа». В это время стригли овец, считая, что до наступления больших морозов они обрастут новой шубой, а снятая шла на валенки, шерстяные онучи. Крестьяне на Никиту «задабривают водяного, бросая ему гуся без головы, которую относят домой, для счета домового». Конец бабьего лета. 29 сентября — именины у Людмилы, Виктора Коли много тенетника, дикие гуси садятся, скворцы не отлетают — осень протяжливая и сухая. Именины у Людмилы, Виктора. Людмила — имя славянское — «милая людям». Виктор с латыни — «победитель». День памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Всесветные бабьи именины. Народное слово отметило эти имена в прибаутках: «Бабушка, Надежда, на чужое-то надейся, да свои паси!», «Надейся, Надежда, на добро, а жди —худа!», «Люба парню девка Любаша — к венцу, а не люба — к отцу!», «Хоть и Любовь, да не люба!», «И Вере не поверю, коли сам не увижу!», «Нет вернее Веры, когда спит!», «Не одна Софья по тебе сохнет, да все еще не высохла!» Коли ранняя белка голубая, ранняя весна будет. Именины у Софии, Веры, Надежды и Любви. София (греч.) — «мудрость, премудрость». Надежда — она и есть «надежда», так же, как и Любовь есть «любовь», а Вера — «вера». Источник: http://lutim.narod.ru/astro/9s.htm Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочникВалгина Нина Сергеевна, Еськова Наталья Александровна, Иванова Ольга Евгеньевна, Кузьмина Светлана Максимовна, Лопатин Владимир Владимирович, Чельцова Людмила Константиновна Ответственный редактор В. В. Лопатин Оформление Е. Ененко Предисловие Предлагаемый справочник подготовлен Институтом русского языка им. В. В. Виноградова РАН и Орфографической комиссией при Отделении историко-филологических наук Российской академии наук. Он является результатом многолетней работы Орфографической комиссии, в состав которой входят лингвисты, преподаватели вузов, методисты, учителя средней школы. В работе комиссии, многократно обсуждавшей и одобрившей текст справочника, приняли участие: канд. филол. наук Б. 3. Букчина, канд. филол. наук, профессор Н. С. Валгина, учитель русского языка и литературы С. В. Волков, доктор филол. наук, профессор В. п. Григорьев, доктор пед. наук, профессор А. Д. Дейкина, канд. филол. наук, доцент Е. В. Джанджакова, канд. филол. наук Н. А. Еськова, академик РАН А. А. Зализняк, канд. филол. наук О. Е. Иванова, канд. филол. наук О. Е. Кармакова, доктор филол. наук, профессор Л. Л. Касаткин, академик РАО В. Г. Костомаров, академик МАНПО и РАЕН О. А. Крылова, доктор филол. наук, профессор Л. П. Крысин, доктор филол. наук С. М. Кузьмина, доктор филол. наук, профессор О. В. Кукушкина, доктор филол. наук, профессор В. В. Лопатин (председатель комиссии), учитель русского языка и литературы В. В. Луховицкий, зав. лабораторией русского языка и литературы Московского института повышения квалификации работников образования Н. А. Нефедова, канд. филол. наук И. К. Сазонова, доктор филол. наук А. В. Суперанская, канд. филол. наук Л. К. Чельцова, доктор филол. наук, профессор А. Д. Шмелев, доктор филол. наук, профессор М. В. Шульга. Активное участие в обсуждении и редактировании текста правил принимали недавно ушедшие из жизни члены комиссии: доктора филол. наук, профессора В. Ф. Иванова, Б. С. Шварцкопф, Е. Н. Ширяев, кандидат филол. наук Н. В. Соловьев. Основной задачей этой работы была подготовка полного и отвечающего современному состоянию русского языка текста правил русского правописания. Действующие до сих пор «Правила русской орфографии и пунктуации», официально утвержденные в 1956 г., были первым общеобязательным сводом правил, ликвидировавшим разнобой в правописании. Со времени их выхода прошло ровно полвека, на их основе были созданы многочисленные пособия и методические разработки. Естественно, что за это время в формулировках «Правил» обнаружился ряд существенных пропусков и неточностей. Неполнота «Правил» 1956 г. в большой степени объясняется изменениями, произошедшими в самом языке: появилось много новых слов и типов слов, написание которых «Правилами» не регламентировано. Например, в современном языке активизировались единицы, стоящие на грани между словом и частью слова; среди них появились такие, как мини, макси, видео, аудио, медиа, ретро и др. В «Правилах» 1956 г. нельзя найти ответ на вопрос, писать ли такие единицы слитно со следующей частью слова или через дефис. Устарели многие рекомендации по употреблению прописных букв. Нуждаются в уточнениях и дополнениях правила пунктуации, отражающие стилистическое многообразие и динамичность современной речи, особенно в массовой печати. Таким образом, подготовленный текст правил русского правописания не только отражает нормы, зафиксированные в «Правилах» 1956 г., но и во многих случаях дополняет и уточняет их с учетом современной практики письма. Регламентируя правописание, данный справочник, естественно, не может охватить и исчерпать все конкретные сложные случаи написания слов. В этих случаях необходимо обращаться к орфографическим словарям. Наиболее полным нормативным словарем является в настоящее время академический «Русский орфографический словарь» (изд. 2-е, М., 2005), содержащий 180 тысяч слов. Данный справочник по русскому правописанию предназначается для преподавателей русского языка, редакционно-издательских работников, всех пишущих по-русски. Для облегчения пользования справочником текст правил дополняется указателями слов и предметным указателем. Составители приносят благодарность всем научным и образовательным учреждениям, принявшим участие в обсуждении концепции и текста правил русского правописания, составивших этот справочник. ОРФОГРАФИЯ ВВЕДЕНИЕ Общие сведения о русском письме Русское письмо — звуко-буквенное: основные его единицы — буквы соотносятся с фонетическими (звуковыми) единицами языка. Правила, определяющие общепринятую запись слов, называются правилами орфографии. Они делятся на четыре основные группы: буквенная передача звукового состава слов; слитное, дефисное и раздельное написание; употребление прописных и строчных букв; правила переноса. В свою очередь, буквенная передача звукового состава слов определяется двумя типами правил: общими правилами употребления букв (их называют также правилами графики) и правилами написания значимых частей слова. Знаки препинания, или пунктуационные знаки (точка, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие, вопросительный и восклицательный знаки, скобки, отчасти — кавычки), не участвуют в оформлении слова, а расчленяют письменный текст, выделяют синтаксические единицы. Правила употребления знаков препинания называются правилами пунктуации. Русский алфавит (набор букв, расположенных в условном, но строго определенном порядке) состоит из 33 букв, каждая из которых существует в двух вариантах: прописная (большая, заглавная) и строчная (малая). Источник: http://bookriver.org/read.php?b=2981&p=92 Народные приметы на урожай в РоссииНаблюдательность и смекалистость всегда были отличительными чертами русских людей, помогавшими им преодолевать самые трудные времена. Именно благодаря этим качествам появились русские народные приметы на урожай, которые по праву можно назвать энциклопедией сельской жизни. За многовековой период этих знаний накопилось столько, что и сегодня они являются для нас неоценимым подспорьем. Весенние народные приметы на урожайВ своих наблюдениях за природой наши предки особое место отводили весенним дням. Это неслучайно, ведь именно они несут с собой возрождение природы. Было подмечено, что какими они будут, таким и окажется урожай в этом году. Свои наблюдения селяне начинали с первых дней марта, когда солнце ещё только слегка касалось земли своими лучами. Старые люди учили молодёжь, что если март выдастся сухой, то это верный знак того, что порадует земля-матушка своих тружеников обильным урожаем. Тогда торопись починять старые амбары и строить новые. И наоборот. Если весна в своём начале расплачется дождевыми слезами, то отольются эти слёзы и крестьянину, оставшемуся по осени без урожая. Народные приметы на урожай зимой и летом верные, проверенные многими поколениями. Добрым знаком считался и мартовский снежок. Даже малые дети знали, что если весна запорошит им огороды, то будет что собрать с грядок и заготовить на зиму. И уж с особым волнением ожидали день 25 марта. Очень многое от него зависело — знали, если будет он туманным, а ещё лучше, с первым весенним громком, то уж это — знак такого урожая, что никаких амбаров для него не хватит. Апрельские приметы в сельской жизниКогда на смену марту приходил апрель, то уже считалось, что дождями природа не плачет, а радостно умывается после зимнего сна. Соответственно, и приметой это было самой доброй, сулящей отменный урожай. Она же предвещала лето, богатое грибами, а вот апрельская гроза — верный знак урожая орехов. Но самые искушённые знатоки примет дожидались раннего утра 4 апреля — дня Василия Солнечника. Вставали ещё затемно и шли в поле ловить первые лучи солнца. Считалось, что если вокруг пробуждающегося светила видны красные круги, то сомнения можно отбросить — изобильным будет год. Предсказания последнего весеннего месяцаВесьма своеобразными были народные приметы на урожай, связанные с погодой в мае. Современные люди, особенно городские жители, радуются, если он выдаётся сухой и тёплый, а вот для наших предков, занимавшихся крестьянским трудом, это была наихудшая примета, не сулящая в будущем полных амбаров. Именно холодная и дождливая погода последнего весеннего месяца обещала хороший урожай. Даже подсчитывали количество дождей в этом месяце. Считалось, что, сколько их прольётся на землю, столько и будет урожайных лет впереди. Лето красное, и всё, что оно несёт с собойНо вот капризная и изменчивая весна сменилась погожими летними днями. Для людей бывалых и опытных народные приметы на урожай и здесь несут в себе много информации. Знатоки авторитетно рекомендуют обратить особое внимание на 10 и 16 июня. В первый из этих дней урожай обещает безветренная погода, а во второй — ветер, и желательно южный. Тут важно ничего не перепутать, чтобы не ввести в заблуждение ни себя, ни окружающих. Приметы могут сообщать не только о размерах будущего урожая, но и о его качестве. Например, прописной истиной считается тот факт, что если с 18 по 20 июня погода сухая и тёплая, то зерно в колосьях уродится крупное, а вот дождь, случившийся на день Федота (20 июня) — несомненный предвестник тощего налива. Главные же ценители и потребители огурцов с особым волнением ожидают 7 июля — праздника Ивана Купалы. Богатый урожай их любимого продукта гарантируется обильно выпавшей в этот день утренней росой. А если уж и ночь накануне выдастся звёздной, то ассортимент закусок зимой изрядно пополнится и грибками. Приметы осенних днейОсень также не обходят стороной народные приметы на урожай. В России это всегда была пора, когда, подводя итог летним трудам, наполняли амбары и житницы, а полевые работы уступали место свадьбам. Но и за весёлым гуляньем крестьян не оставляли заботы о будущем урожае. И здесь погода давала земледельцам ответы на важнейшие вопросы их жизни. Картина осенних дождей — унылая и безрадостная для городских жителей, радовала сердце крестьянина. Именно она была предвестницей будущего обилия плодов земных. Это и понятно. Нынешний урожай собран, и непогода ему не страшна, а вот для будущих всходов напоить землю дождевой водицей — дело немаловажное. Кстати, народные приметы на урожай являют собой свидетельство не только народной наблюдательности, но и заложенного в нём безграничного оптимизма. Если внимательно в них разобраться, то нетрудно заметить, что подавляющее большинство примет сулят удачу и радость. Осень — яркий пример тому. Предвестниками богатого урожая будущего года принято считать: яркие звёзды в ночь на 25 октября (день святого Прова); слякоть после дождя 30 октября; осенние листья, падающие на землю, и переворачивающиеся при этом наизнанку; сухой и колючий первый снег; снежинки, лежащие на земле и не тающие; обилие снега в ноябре. Кажется, и добавить сюда нечего. Что-то из перечисленного обязательно произойдёт и вселит уверенность в будущем урожае. Зимние народные приметы на урожайНе оставлял наших предков оптимизм и с наступлением зимы. Считалось, что снежный и вьюжный декабрь с основательно промёрзшей землёй и инеем на деревьях, несомненно, сулит в будущем году богатый урожай всех без исключения сельскохозяйственных культур. При этом настоятельно рекомендовалось обратить внимание на погоду 19 декабря, в праздник зимнего Николы. Иней в этот день был доказательством предстоящей обильной жатвы. Многообразны и интересны народные приметы на урожай. Зимой за два дня до Рождества (по старому стилю) селяне определяли будущее плодородие земли по тому, насколько ветреным окажется этот день. Замечено: чем сильнее задувает метель, тем лучше для урожая. Снегопад в канун Рождества также сулил обильные всходы. Солнце, выглянувшее на небосводе 8 января, считалось предвестником богатого сбора проса. Немаловажное значение имела погода и в канун новогоднего праздника (также по старому стилю). В этот день по направлению ветра узнавали очень много нужного и важного для жизни. Если он дул с юга, то старики говорили: «Ждите год урожайный, но жаркий, а потому для крестьянина тяжёлый». Восточный же ветер предвещал небывалое изобилие ягод и фруктов. Тут надо было заранее подумать, как ими распорядиться. Мороз и снег в праздничную новогоднюю ночь предвещали хорошие всходы зерновых. Особые приметы декабря и январяНельзя обойти вниманием и ещё некоторые народные приметы на урожай. В России зимой знающие люди умели до мельчайших подробностей предсказать, что и как уродится на полях будущим летом. Ещё 19 декабря, в случае обильного снегопада, они говорили об урожае трав, а следовательно, и тучных кормах для домашней скотины. Солнечная и ясная погода в последнюю декаду декабря предвещала, по их словам, хороший сбор всех культур. В предсказании погоды не было мелочей. Например, большое значение имел цвет облаков, проплывших по небу зимним днём 19 января. Если они имели тёмно-синий отлив, то можно было быть спокойным — без хлеба не останешься. А вот при наличии лёгких белоснежных или, что ещё хуже, вообще безоблачной ясной погоды, — жди неприятностей. Лето будет жарким и засушливым, какой уж тут урожай. Наглядный пример предсказания урожаяИ в заключение один интересный опыт. Он стал результатом многолетних наблюдений, как и все народные приметы на урожай. В Московской области в Крещенскую ночь (19 января) вынесли на улицу несколько открытых ёмкостей с зёрнами различных культур. К утру только некоторые из них оказались покрытыми инеем, но именно эти культуры дали в тот год самый обильный урожай. Опыт повторяли несколько лет и в разных районах страны — результат был везде одинаковым. Источник: http://fb.ru/article/237872/narodnyie-primetyi-na-urojay-v-rossii Запишите народные приметы на урожай в твоем краеОтветПроверено экспертомМай холодный – к богатому урожаю. Если выпал снег 14 марта (именины Евдокии): отличный урожай грибов и огурцов. Сильный гром весой-хороший урожай овощей Как только заметил первый огурец— срывают и сразу съедают не отходя от грядки. Дождь идет в солнечную погоду, называют грибным, потому что после него много грибов. Если 1 января погода ясная и морозная, то уродится хорошая пшеница. Источник: http://znanija.com/task/22809917 В нашем краю старинная примета
Народные приметы на урожайНародные приметы на урожай весной Если март будет сухой, в апреле будет много дождей, а в мае погода станет холодной, то это предсказывало хороший урожай. Гром в марте также сулил богатый урожай. Сыро в апреле – будет много грибов и ягод в наступающем году. Если апрель теплый, то это указывает на то, что уродится много орехов. Половодье в апреле – к густой и сочной траве. Если же этот месяц будет сухим, то лето ожидается жарким и засушливым. Дождливый или холодный май тоже предвещал богатый урожай. Если весной снег быстро растаял, то это к богатому урожаю раннего посева. Особенно это касается зерновых культур. Много комаров по весне – хорошая примета. Это значит, что будет много ягод . Если же много мошек – ждите грибного лета. Если сосульки внутри пустые – это к плохому урожаю. Также неурожайный год предсказывает долго не тающий лед во время половодья. Если первый весенний гром прогремит с западной стороны, то это лето будет неурожайным. Если снег весной тает от дождя, то год будет неудачным для садоводов и огородников. А если снежные покровы растопит солнце, год будет богат на грибы, ягоды, зерновые, овощи и фрукты. Народные приметы на урожай летом Если в начале лета частые зарницы, то урожай будет богатым. Если на Ивана Купала (7 июля) будет много росы, то ждите много огурцов. Да и вообще, если летом много росы на траве, это всегда сулит хороший урожай. Ночи темные в июне – будет много ягод и грибов. Если ботва на картошке рано высохнет – картофель будет мелкий. Туманы летом по утрам указывают на множество грибов. Если летом хорошо уродилась земляника и клубника, то грибов будет мало. Народные приметы на урожай осенью Частые дожди и ливни осенью — урожай будет хорошим как в этот год, так и следующий. Если же осень будет засушливая и жаркая, то щедрых даров природы ждать не стоит. Однако для грибников эта примета хорошая. Если осенью дождливо, то будет много опят. Если во время листопада листья падают внутренней стороной, это значит, что урожай в следующем году будет славный. Если осенью первый снег выпал сухим, то дары природы будут щедрыми в следующем году. Богатый урожай сулит и первый снег, который лег на уже подмороженную землю и не растаял. Много снега в конце осени – будет хороший урожай. Народные приметы на урожай зимой В Рождество и на Крещение много снега – год будет урожайным. В конце декабря солнечно и ясно – ждите щедрых даров природы. Много снега в декабре – урожай на следующий год будет богатым. Согласно народной примете, урожай будет хорошим, если зимой много снега. Если верить этой мудрости, то и трава на лугах будет сочной и густой. Если зимой наблюдается частый иней, то уродится много зерна. Если в конце зимы длинные сосульки, то это предсказывает хороший урожай. укажите e-mail и раз в неделю получайте лучшие Если верить в народные приметы на урожай, то можно заранее узнать, каким будет год для огородников и фермеров. Источник: http://uchportfolio.ru/blogs/read/?id=1454 Читайте также:
|
Добавить комментарий