Отражение военного времени в рассказе ьева «Фотография, на которой меня нет» — фотография на которой меня нет приметы времени
17.05.2018- Отражение военного времени в рассказе В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет».
- Цитаты из книги Фотография, на которой меня нет
- Нужен цитатный план по произведению «Фотография на которой меня нет»
- Фотография на которой меня нет приметы времени
- Цитаты о главном герое из произведения Фотография, на которой меня нет — Виктора Астафьева
Действия в рассказе происходят глухой зимой примерно в середине 1930-х годов в Сибири. Из рассказа мы узнаем о трудной, полной лишений жизни деревни, и о нравах ее жителей, и о народных приметах, и о «таинстве расцветания» деревьев и цветов.
Отражение военного времени в рассказе В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет».
Действия в рассказе происходят глухой зимой примерно в середине 1930-х годов в Сибири. Из рассказа мы узнаем о трудной, полной лишений жизни деревни, и о нравах ее жителей, и о народных приметах, и о «таинстве расцветания» деревьев и цветов.
Люди в деревне были небогаты, жили скудно, питаясь дарами леса и продуктами своего хозяйства. Благосостояние и уклад жизни каждой семьи можно было изучить по окнам, «еще не заходя в дом».
Приезд фотографа в деревню – уже событие, «неслыханно важное», ради него даже прервали занятия в школе. Отношение к учителю и его жене в деревне тоже особое. Его уважают за образованность, за то, что всегда готов помочь, за вежливость. Учитель поговорил с пьяницей дядей Левонтием – и тот «исправился», понимая его к себе отношение. Учитель многое сделал для школы: выхлопотал учебники, в обмен на утиль получил для учеников карандаши, тетради, краски, мужики сделали для детей столы и скамейки, не взяв с учителя платы. Все стараются отплатить семье учителя добром
Деревенские будни школы благодаря рассказу В.П. Астафьева представляются очень отличающимися по форме, но похожими по содержательному наполнению. Как ни бедна была школа в сибирской деревне, но всё-таки и там были такие же уроки, ребята также сидели за партами и баловались; что-то у них получалось на уроках, что-то нет, кому-то было более интересно, кому-то — менее. Конечно, это была только начальная школа, но здорово, что учитель был там такой терпеливый и никогда не унывал, а находил возможность заниматься в самых сложных условиях.
В рассказе, как кажется изначально, темы войны нет вообще. Здесь все – не о войне, но и все – о ней. Недаром память автора рассказа ненавязчиво обращается к главной художественной детали – фотографии, на которой запечатлены довоенные лица. В последнем абзаце Астафьев, используя отчасти язык публицистики, очерка, обращается к этому образу, за которым стоит другой – трагический – образу фотографии. Трогательным звучанием наполнены последние абзацы рассказа. Рассказчик вспоминает о своих школьных товарищах, погибших на войне. Сколько грусти, тоски и печали в словах героя. Ему трудно представить, что эта нехитрая жизнь деревни в одночасье может быть уничтожена.
Деревенские фотографии становятся отражением истории деревни и в целом народа. Перечисляя эти фотографии, помимо той, главной, которой и посвящено произведение, автор сначала говорит именно о военных карточках, а потом о мирных, смешных. И эта фотография его класса, где нет героя, тоже кажется сначала смешной. Но автор не смеется. Через лица одноклассников он видит из далекого прошлого грядущую трагедию народа – Великую Отечественную войну.
В последнем абзаце рассказа улавливаем антитезу, на которой отчасти и построено все произведение. Это противопоставление образа войны образу мирной деревенской жизни. Астафьев, говоря о деревенских фотографиях, начинает описание с фотографий именно военного характера, на которых изображены солдаты и унтеры в начищенных сапогах первой мировой. А далее перечисляются смешные фотографии тетки в шляпке, дяди в кожаном шлеме, сдвинутом на глаза, братишки Кеши, высунувшего голову в дыру материи. писатель подчеркивает, что все эти фотографии – «Своеобычная летопись нашего народа, настенная история». Именно этой мыслью заканчивается рассказ. Характерно, что в этом отрывке три раза встречаемся с однокоренными словами (смешно, смешная). Сначала автор говорит о том, что фотография, на которую он смотрит, смешная. Но его герой не может смеяться: «Я все равно не смеюсь. Не могу смеяться», — пишет Астафьев. Ведь это не только история его деревни, но и история перед трагической страницей в жизни народа. Автор пишет, беря эту фотографию в руку: «И снова нахлынет, нахлынет». Нахлынут довоенные воспоминания, которые пронизаны авторской болью и скорбью о безнадежно ушедшем детстве и одноклассниках в грядущей войне.
Прочитайте наизусть стихотворение А.С.Пушкина «Во глубине сибирских руд». Как вы понимаете слова: «скорбный труд», «высокое стремленье», «свободный глас»?
Это стихотворение адресовано сосланным в Сибирь декабристами, многие из которых были друзьями А.Пушкина. Обращаясь к ним, поэт подчеркивает, что не пропадет их скорбный труд и дум высокое стремленье. Скорбный труд − это борьба декабристов за свободу, в которой они потерпели поражение, потому труд и скорбный. Автор верит, что идеи декабристов (высокие стремленья) в будущем все же воплотятся в жизнь. Надежду стремиться подарить узникам свободный глас Пушкина, потому что поэт всегда волен говорить то, что хочет, и его голос всегда свободен.
БИЛЕТ №29
1. Предания как исторический жанр русской народной прозы (на примере произведений «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…»).
Предание − жанр устной несказочной прозы, рассказ об исторических лицах, событиях, отражающий восприятие их современниками. Само название говорит о том, что предание передавалось из уст в уста, из поколения к поколению, это источник важных сведений для потомков. Возникали предания часто из рассказа очевидца. В центре предания одно важное событие. Популярность преданий можно объяснить тем, что грамотность и книги были мало кому доступны, а знать свое место в жизни и разбираться в событиях хотелось каждому. До XIX века предания заменяли литературу, трактуя события прошлого и настоящего времени. Предания рассказывают нам о событиях, про которые нельзя прочитать в книгах, но чаще всего приукрашенных. Например, народ считал, что в прежние времена жили великаны, поэтому на местах сражений находятся большие кости. Народные герои наделяются волшебными качествами, например, Ермак считался неуязвимым, Степан Разин был колдуном. В центре событий в преданиях находится яркая историческая личность – царь, князь, генерал, атаман, разбойник. Из них можно узнать о великих исторических событиях: о взятии Иваном Грозным Казани, о покорении Ермаком Сибири. Главные герои преданий чаще всего цари (Иван Грозный, Петр Первый), народные вожди (Ермак, Разин, Пугачев).
Предание «О Пугачеве» напоминает обычный бытовой рассказ, он включает в себя диалоги, реалистические детали сочетаются с полусказочными образами (оборотни казаки). Лексика предания приземленная (скинул, набегался, народился, выпивка). Для придания характерны обороты разговорной речи, разговорные частицы: «Пугачев-то был-то был», «в конце-то концов», «ну вот», «мол». Достоверность придания прямо подчеркивается: «Это все точно было». Но это не означает, что все происходящее в предании полностью достоверно. Отход от фактической первоосновы и появление в сюжете предания вымышленных событий сближает этот жанр со сказкой и легендой. Прошлое в преданиях приукрашивается. Пугачев представляется народу как простой человек, жертва дворцового переворота. Предание может представлять собой набор отрывочных, часто противоречащих друг другу сведений (Пугачев сошелся не то с княгиней, не с итальянской барышней). Данное предание не соответствует исторической правде: рассказчик считает, что Пугачев на самом деле был царем, и не говорит о смертной казни. Пугачев якобы является в Москву, и императрица уступает ему престол. Хотелось народу верить в это.
В предании «О покорении Сибири Ермаком» главный герой представляется народу гордым, свободолюбивым, сильным человеком. Казаки уважают и любят своего атамана, прислушиваются к его мнению. Основная задача предания – рассказать об истории освоения сибирских земель. Но снова события приукрашены, ничего не говорится о враждебном отношении Ивана Грозного к Ермаку. Для Ивана Грозного цель похода – освоение Сибири, для Ермака – получение свободы. В предании противопоставлены бояре и бедный слуга-крестьянин, боярские советы бестолковы, а советы крестьянина – дельные для царя. Данное предание воплощает мечту народа о том, чтобы царь оценил народную мудрость и преданность.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
Источник: http://zdamsam.ru/b30196.html
Цитаты из книги Фотография, на которой меня нет
Деревенская фотография — своеобычная летопись нашего народа, настенная его история, а еще не смешно и оттого, что фото сделано на фоне родового, разоренного гнезда.
- Опции
- Добавить в избранное
- Пожаловаться
- Открыть в новом окне
- Поделиться
- ВКонтакте
- Твиттер
- Фейсбук
- Одноклассники
- Мой Мир
- Googe+
Прошли годы, много, ох много их минуло. А я таким вот и помню деревенского учителя — с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперед и оборонить своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь.
Источник: http://readly.ru/book/70414/quotes/
Нужен цитатный план по произведению «Фотография на которой меня нет»
15 цитат надо,спасибо
Ответы и объяснения от Мегамозга
1. Подготовка к приезду фотографа в деревню: «Глухой зимою, во времена тихие, сонные нашу школу взбудоражило неслыханно важное событие. Из города на подводе приехал фотограф!».2. Болезнь Саньки: «Ночью наступила расплата за отчаянный разгул — у меня заболели ноги».3. Визит учителя: «Я понял: к нам нагрянул важный гость, поскорее спрятался на печку и с высоты увидел школьного учителя, который обметал веником катанки и прицеливался, куда бы повесить шапку».4. История деревенской школы: «А в какой школе начали работу наши учителя! В деревенском доме с угарными печами. Парт не было, скамеек не было, учебников, тетрадей, карандашей тоже не было. Один букварь на весь первый класс и один красный карандаш».5. История раскулаченных: «Раскулаченных и подкулачников выкинули вон глухой осенью, стало быть, в самую подходящую для гибели пору».6. Эпизод со змеей: «Вот тебе и на! Нам надо было учителя-то оборонять, а мы?!».7. Воспоминания о прошлом: «Деревенская фотография — своеобычная летопись нашего народа, настенная его история, а еще не смешно и оттого, что фото сделано на фоне родового, разоренного гнезда».
Источник: http://gramotnye.com/vopros/42464.html
Фотография на которой меня нет приметы времени
Учитель: Липина О.В.
Урок литературы в 8-м классе по теме:
В.П. Астафьев. Слово о писателе.
Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет».
Цели урока:
Образовательная цель – познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, провести детальный анализ художественного текста, опираясь на задания и вопросы, раскрыть своеобразие рассказа; способствовать формированию потребности читать внимательно и вдумчиво художественную литературу.
Развивающая – учить детей выражать свое отношение к прочитанному, уметь самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы; создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков обобщения, структурирования, развитию речевых навыков.
Воспитательная – способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей, обращаясь к памяти исторической, памяти человеческой. Воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности.
1. Эпиграф на доске.
Как много желтых снимков на Руси В такой простой и бережной оправе! И вдруг открылся мне и поразил Сиротский смысл семейных фотографий: И близких всех душа не позабудет. 2. Вступительное слово учителя. 3. Работа со словом. — Прочитайте эпиграф, записанный на доске. Дополните свое информационное поле словами из эпиграфа. — Прочитайте определение слова “память” в толковом словаре. Выпишите еще слова. 1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений. 2.Воспоминание о ком – чём — нибудь. 3.То, что связано с умершим (вопоминания о нём). (С.Ожегов. Словарь русского языка). 2. Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой разум. (Франсуа Ларошфуко) 3. Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова. (Джордж Сантаяна) 4. Прошлое – чужая страна, там все по-другому. (Лесли Хартли) 5. Единственной мерой времени является память. (Владислав Гжегорчик) 6. Все, что мы делаем, все, что мы собою представляем, тесно примыкает к вековой работе прошлого. (Эрнест Ренан) 7. Воспоминания о прошедшем всегда кажутся выше того, что мы можем ждать от будущего. (Стендаль) 8. Боюсь не смерти я. О, нет! Боюсь исчезнуть совершенно. 9. Память – странное сито: На нем остается все хорошее о нас и все плохое о других. (Веслав Брудзиньский) 10. Слабая память прибавляет нам сил. (Бертольд Брехт) 11. Время – движущееся подобие вечности. (Платон) — На сегодняшний урок вы должны были прочитать рассказ «Фотография, на которой меня нет». Как бы вы определили тему рассказа? (Дань памяти.) — Сегодня мы поговорим с вами о нравственной памяти. Как вы думаете, как раскрывается в этом рассказе тема памяти? (фотография – это память). — Мы с вами узнали, что в рассказе речь идёт об одной фотографии. — Старые фотографии пробуждают память и воображение, помогают оживить образы ушедших от нас людей, по-новому взглянуть на своих родных. Не потому ли так дорога старая фотография автору повести “Последний поклон” Виктору Астафьеву? 5. Биография писателя. Сообщение учащегося. С отцом и мачехой Виктор переезжает в Игарку – сюда выслан с семьей раскулаченный дед Павел. «Диких заработков», на которые рассчитывал отец, не оказалось, отношение с мачехой не сложились, она спихивает обузу в лице ребенка с плеч. Мальчик лишается крова и средств к существованию, бродяжничает, затем попадает в детдом – интернат. «Самостоятельную жизнь я начал сразу, безо всякой подготовки»,- напишет впоследствии В.П.Астафьев. Учитель школы-интерната, сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский замечает в Викторе склонность к литературе и развивает её. Сочинение о любом озере, напечатанное в школьном журнале, развернется позднее в рассказ «Васюткино озеро». В 1951 году, попав как-то на занятие литературного кружка при газете «Чусовской рабочий», Виктор Петрович за одну ночь написал рассказ «Гражданский человек», впоследствии он назовет его «Сибиряк». С 1951 по 1955 год Астафьев работает литературным сотрудником газеты «Чусовской рабочий». В 1953 году в Перми выходит его первая книжка рассказов «До будущей весны», а в 1955 году вторая- «Огоньки». Эти рассказы для детей. В 1955-1957 годах он пишет роман «Тают снега», издает еще две книги для детей: «Васюткино озеро» (1956) и «Дядя Кузя, куры, лисы и кот» (1957), печатает очерки и рассказы в альманахе «Прикамье», в журнале «Смена», сборниках «Охотничье были», «Приметы времени». С апреля 1957 года Астафьев – спецкор Пермского областного радио. 1958 году увидел свет его роман «Тают снега». В.П.Астафьева принимают в Союз писателей РСФСР. В 1957 году, опираясь на воспоминания прошлого, Астафьев начинает писать цикл автобиографических рассказов от 1-го лица о собственном детстве, о тех впечатлениях, которые им были вынесены из той поры. Впоследствии эти рассказы составили книгу “Последний поклон”. Книга «Последний поклон» сложилась к 1967 году. Об этом времени Астафьев писал: «В основном добил «страницы детства», которые начал еще в 1956 году. Вижу, что получилась моя лучшая книжка. Очень много я вложил в книгу самого себя». Рассказ “Фотография, на которой меня нет” входит в книгу «Последний поклон». 1. Как бабушка относится к внуку и как это ее характеризует? 2. Обратите внимание на речь бабушки, богатую народными выражениями, разговорными, просторечными словами. Приведите примеры. С какой целью автор в точности воспроизводит речь бабушки, не заменяя ее правильной литературной речью? 3. Как любовь бабушки к цветам и украшению зимних окон характеризует ее? 4. Чем бабушка главного героя напоминает бабушку Алеши Пешкова из повести М. Горького “Детство”? 1. Обратите внимание на внешность учителя. Что можно сказать о человеке по выражению глаз, деталям внешности? 2. Как характеризуют учителя его поступки, отношение к людям: а) забота о школе; б) отношение к детям и деревенским жителям; в) случай со змеей. 3. Какое отношение к учителю в деревне, приведите примеры. Почему? 1. Опишите школу, в которой учился герой. На какие детали вы обратили внимание? Какие чувства испытали? 2. Перечитайте описание школьной фотографии. Какими вы представляете учеников “Овсянской начальной школы”? Над чем заставляет задуматься эта фотография? 3. Обратите внимание на одного из учеников школы, на Саньку. Охарактеризуйте его. Начните свой рассказ со слов: “Писатель штрихами, деталями восстанавливает прошедшие годы. ”. 1. Каким вы представляете главного героя? Охарактеризуйте его, проанализировав следующие эпизоды рассказа: а) приезд фотографа; в) наблюдение за цветком; г) отношение к школьной фотографии. 2. Подберите определения. Какой он, герой рассказа? «та школьная фотография жива до сих пор. Она пожелтела, обломалась по уголкам. Но всех ребят я узнаю по ней… Смешная фотография. Но никогда я не смеюсь над деревенскими фотографиями. Не могу смеяться. Деревенская фотография – это своеобычная летопись нашего народа, настенная его история») Заканчивая разговор о рассказе Астафьева, я хочу зачитать цитату из рецензии Т. Шатской на книгу “Последний поклон”: “Если вам легко и беззаботно в какое-то время, не беритесь за книги Виктора Астафьева, если вам трудно, найдите его: он умеет помогать умно, ненавязчиво, сердечно”. Живёт, возвращается, поражает. Прошлое не проходит бесследно. Фотография. Сегодня на уроке я открыл. почувствовал. узнал. понял. задумался. испытал. приобщился. и т. д. 9. Домашнее задание. 1. Написать сочинение-рассуждение о том, как вы понимаете фразу, которой заканчивается повествование: «Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история». 2. Написать сочинение «История одной фотографии». Словарь к уроку: Люди мы пропащие (разговор.) — безнадежные. Увал — пологий холм, имеющий значительную протяженность. Ни гугу (разг.) — молчу. Навалом — здесь много. Рукой сняло — здесь: все прошло, кончилось, стал совсем другим. Кляча — (пренебрежительное) плохая лошадь. Щеколда — запор для дверей, ворот. Снедь – (просторечие) еда. Умиротворенный — полный покоя. Сокрушалась — (разг.) печалилась. Сулилась — (просторечие) обещала. Нахлынет — здесь: начинаются воспоминания. Из всех живых существ стадный инстинкт наиболее развит у троллейбусов. Видоизмененный Юрий Шанин Источник: http://davaiknam.ru/text/rasskaza-fotografiya-na-kotoroj-menya-net Цитаты о главном герое из произведения Фотография, на которой меня нет — Виктора АстафьеваЦитаты о главном герое из произведения Виктора Астафьева «Фотография, на которой меня нет»Цитаты о главном герое: «Я долго терпел, чтоб не завыть, очень долго» «Он бабушку послушат? Он добрым словом воньмет?» «Я уж ни гугу, не огрызался, не перечил бабушке-лечит она меня». «Я скатился с печи с намерением показать бабушке, что все могу, что нет для меня преград, но подломились худые ноги, будто не мои они были». « — Все равно пойду! – кричал я на бабушку. – Давай рубаху! Штаны давай! Все равно пойду!» «Тут я заполз обратно на печку и заревел от горького бессилия». «Я всегда караулил то мгновение, тот миг совершающегося таинства – расцветания, и ни разу скараулить не мог». « — Гляди-ко, живунчик какой у нас народился!». «Нет, не видно. Да и откуда я там возьмусь, коли на печке лежал и загибала меня «худая немочь». «На этой фотографии меня нет. И не будет!» «насмехаться над деревенскими фотографиями я не могу, как бы порой нелепы они не были». Источник: http://bookbf.com/tsitati/tsitaty-o-glavnom-geroe-iz-proizvedeni.html Читайте также:
|
Добавить комментарий