Ответы: Перестройте предложения в бессоюзные сложные — существует народное поверье что зарницы зарят хлеб

27.06.2020

❸ Есть народное поверье: зарницы «зарят хлеб», то есть освещают его по ночам.

Перестройте предложения в бессоюзные сложные

Задание Ваше предельно простое: чтобы получить бессоюзные сложные предложения (БСП), из сложносочинённых предложений надо убрать сочинительный союз, соединяющий его части, а из сложноподчинённых – подчинительный союз или союзное слово. Останется в полученном БСП поставить нужный знак между его частями.

Этим знаком может оказаться запятая, точка с запятой, двоеточие или тире – выбрать нужный помогают пунктуационные правила, изучаемые в 9-м классе. Кстати, здесь в преобразованных из ССП и СПП бессоюзных сложных предложениях надо сделать выбор между двоеточием и тире (в основном ставится тире).

Лишнее – авторов и простые предложения – убираю.

❶ Пословицы и поговорки всегда кратки – ума и чувства вложено в них на целые книги.

❷ Ногами человек должен врасти в землю своей родины – глаза его пусть обозревают весь мир.

❸ Есть народное поверье: зарницы «зарят хлеб», то есть освещают его по ночам.

❹ Маленькие комнаты или жилища собирают ум – большие его рассеивают.

❺ Собираетесь кого-нибудь полюбить – научитесь сначала прощать.

❻ Вы собрали книги – книги собрали вас.

❼ Хочешь быть богатым – не помышляй увеличить свое имущество, а только уменьши свою жадность.

Поставили двоеточие в получившемся БСП № 3, так как второе предложение дополняет содержание первого (пример № 3 в табличке, можно вставить союз ЧТО).

существует народное поверье что зарницы зарят хлеб

Поставили тире в получившихся БСП:
► №№ 1, 2, 4, 6, так как их части имеют значение противопоставления (пример № 4 в табличке можно вставить союз А или НО);
► №№ 5, 7, так как первое предложение выражает значение условия (пример № 2 в табличке, можно вставить союз ЕСЛИ).
.
существует народное поверье что зарницы зарят хлеб

Источник: http://touch.otvet.mail.ru/question/218513732

ФИЗИКА И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Качественные задачи по физике от Александра Ивановича Куприна

Предлагаю вниманию читателей несколько качественных задач по физике – отрывков из произведений Александра Ивановича Куприна в которых отражены те или иные физические явления и являющиеся своеобразными условиями – «литературными иллюстрациями» для сформулированных к ним вопросов и задач по физике. По традиции зелёных страничек побалуем себя шедеврами мировой живописи

Куприн Александр Иванович (07.09.1870–25.08.1938) – выдающийся русский, советский писатель и переводчик.

Задача №1
ЧЁРНАЯ МОЛНИЯ
«Чёрная молния», 1912 год
Александр Иванович Куприн

«…Сверкнула первая молния – наверху загрохотало и оборвалось сухим треском, за ней другая, третья. Потом пошло и пошло без перерыва.
Это была одна из тех ужасных гроз, которые разражаются иногда над большими низменностями. Небо не вспыхивало от молний, а точно всё сияло их трепетным голубым, синим и ярко-белым блеском. И гром не смолкал ни на мгновение. Казалось, что там наверху идёт какая-то бесовская игра в кегли высотою до неба. С глухим рокотом катились там неимоверной величины шары, всё ближе, всё громче, и вдруг – тррах-та-та-трах – падали разом исполинские кегли.
И вот я увидал чёрную молнию. Я видел, как от молнии колыхало на востоке небо, не потухая, а всё время то развёртываясь, то сжимаясь, и вдруг на этом колеблющемся огнями голубом небе я с необычайной ясностью увидел мгновенную и ослепительно чёрную молнию…»

Термин «чёрная молния» появился в научной литературе сравнительно недавно. На существование в природе этого явления указывали как результаты наблюдений, так и научные изыскания по химической физике воздушной среды. Изучались также материальные следы этого вида молний. Как же объясняется природа чёрной молнии? Есть ли у чёрных молний какая-либо связь с шаровыми молниями?

Воробьёв Максим Никифорович (17.08.1787–11.09.1855) – русский живописец, педагог.

Для любознательных: Казалось бы, не светящейся молнии быть не может. Действительно, электрические разряды, в частности линейные молнии, как правило, сопровождаются излучением многочисленных квантов света, поэтому чёрными быть не могут. Однако среди шаровых молний чёрная совсем не редка. Сведения о ней содержатся в древних рукописях ещё античной эпохи.
Как же объясняется природа чёрной молнии? Одна из теорий основана на представлении о молекулярно-аэрозольных конгломератах. В атмосфере они возникают в результате длительного воздействия на воздух солнца, космических лучей, электрических полей облаков, линейных молний, других физико-химических факторов. При этом образуются химически активные частицы, положительно и отрицательно заряженные ионы и аэрозоли. При определённых условиях возможно концентрирование этих частиц сначала в ядра конденсации, затем в молекулярно-аэрозольные конгломераты. Накопившиеся в них химически активные частицы и вещества могут реагировать между собой, что вызывает разогрев конгломерата. Он приобретает относительно сферическую форму и превращается в пылающую шаровую молнию, способную взрываться.
Шаровая молния не может существовать в светящемся состоянии более двух минут, а чёрная «живёт» гораздо дольше и нередко оседает на поверхности различных предметов. Она не видна в ночное время. Её хуже регистрируют радиолокационные средства. Чёрную молнию легко принять за летящую птицу или за какой-нибудь предмет.
С чёрной молнией можно встретиться даже там, где грозовая деятельность теоретически невозможна. Примечательно, что в большинстве случаев при приближении самолёта к такой молнии она или превращается в шаровую, или взрывается…

Задача №2
КАКОГО ЦВЕТА ЛУНА?
«Одиночество», 1898 год
в издании 1911 года рассказ имел название «На реке»
Александр Иванович Куприн
«…Воздух сгустился, похолодел. Откуда-то донёсся и скользнул по палубе слабый запах мёда и сырой травы. На востоке, за волнистой линией холмов, разрастался тёмно-золотой свет луны, готовой взойти. Она показалась сначала только одним краешком и потом выплыла большая, огненно-красная и как будто бы приплюснутая сверху…»
Почему в приведённом выше описании луна «огненно-красная»? От чего зависит цвет, а также размер и форма Луны на небосводе?

§ Подсказку к решению этой задачи можно найти на зелёной страничке «Луна в живописи | иллюзия Луны»
§ Об изменчивости и непостоянстве цвета Луны читайте на зелёной страничке «Описание Луны в поэтических произведениях» – прогулка по лунной поэзии и живописи.

Васнецов Аполлинарий Михайлович (06.08.1856–23.01.1933) – русский художник, мастер исторической живописи, искусствовед.

Задача №3
МОРОЗНЫЕ УЗОРЫ НА ОКНАХ
«Мясо», 1895 год
Александр Иванович Куприн

«…На дворе было светло, хотя солнце ещё не всходило; замёрзшие на оконных стёклах ледяные узоры – снежные ёлочки, кладбищенские кресты и пальмы – окрасились в розовый нежный цвет утренней зари. День обещал быть морозным и ясным…»
Почему зимой оконные стёкла покрываются замысловатыми морозными узорами?

§ Предлагаю читателям побаловать себя морозной «живописью» – заглянуть на зелёную страничку «Морозные узоры на окнах – Физика вокруг нас». Вашему вниманию фотографии в сопровождении занимательно-познавательного материла – статьи из научно-популярного физико-математического журнала «Квант»: «О морозных узорах и царапинах на стекле» (1990 год, №12).

Задача №4
ЗАРНИЦЫ
«Пустые дачи», 1904 год
Александр Иванович Куприн

«…Кто-то произнёс мечтательно и грустно:
– Это последняя ночь лета. Последняя ночь…
Помню: я тогда поглядел направо, на юг. Там – от земли до полнеба – сгрудились тяжкие сонные тучи и в них бегали зарницы. А под ними простирались кроткие усталые поля и чёрные холмы, и редкие деревья стояли, как чёрные печальные призраки.
И почудилось мне, что там, на полях, сверх холмов и деревьев, лежит кто-то большой, невидимый, всезнающий, жестокий и весёлый, – лежит молча, на животе и на локтях, лежит, подперев ладонями густую курчавую бороду. Тихо, с злобной радостью улыбается он чему-то идущему и молчит, и молчит, и лукаво щурит глаза, играющие беззвучными фиолетовыми молниями…»

Вечером или ночью летом в безоблачном небе или в небольших тучках над горизонтом иногда наблюдаются кратковременные вспышки, которые называют зарницами. Объясните их происхождение.

Для любознательных: Зарница – мгновенные вспышки света, озаряющие горизонт вечером или ночью, при отдалённой грозе. При зарницах раскатов грома не слышно из-за дальности, но можно увидеть вспышки молний, свет которых отражается от туч и облаков (преимущественно их вершин). В народе зарницы иногда называют хлебозарами.
«Чаще всего зарницы бывают в июле, когда созревают хлеба. Поэтому и существует народное поверие, что зарницы «зарят хлеб», – освещают его по ночам – и от этого хлеб наливается быстрее.» («Золотая роза», Константин Георгиевич Паустовский, 1955 г.)

Задача №5
ТУМАН
«На глухарей», 1899 год
Александр Иванович Куприн

«…Ночь побледнела ещё больше. От земли поднялся густой туман. Я слышу его влажное прикосновение на своём лице, слышу его сырой запах. На его седом фоне ближайшие сосны однотонно, плоско и неясно вырисовываются своими прямыми, голыми стволами. В их неподвижности среди этой глубокой тишины, среди этого холодного, мокрого тумана чувствуется что-то суровое, сознательно печальное и покорное…»
С каким физическим явлением связан туман? От чего зависит видимость в тумане? Какие бывают туманы?

Васнецов Аполлинарий Михайлович (06.08.1856–23.01.1933) – русский художник, мастер исторической живописи, искусствовед.

Задача №6
РАДУЖНЫЕ ВЕНЦЫ ВОКРУГ ФОНАРЕЙ
«Первый встречный», 1897 год
Александр Иванович Куприн

«…О, даже умирая, я вспомню это число и этот ненастный, мокрый и холодный вечер! В воздухе висел густой туман, и в двадцати шагах глаз ничего не разбирал. Огни электрических фонарей казались издали большими радужными пятнами…»
Почему вокруг электрических фонарей в туманную погоду возникают радужные венцы?

Ответ: Возникновение радужных венцов вокруг электрических фонарей объясняется дифракцией света на препятствиях, соразмерных с длиной волны света. Свет, проходя через неоднородную среду, даёт дифракционную картину.

Задача №7
ВОЛШЕБНЫЙ БЛЕСК БРИЛЛИАНТОВ
«Брильянты», 1904 год
Александр Иванович Куприн

«…На белых плюшевых щитках, ряд над рядом, освещённые скрытыми рефлекторами, горят разноцветные капли огня. Как радует, как очаровывает наш глаз в ночной темноте их волшебный блеск!
В средине два брильянта, каждый величиной в лесной орешек. Их граней, их очертаний не видно. Это не камни – это два странные таинственные огня. Они горят, дрожат, играют, переливаются, смеются тысячами неуловимых, сияющих, лукавых улыбок, и манят, и обещают, и обманывают…
Вот блеснул синий сноп лучей. Такого цвета не бывает ни на небе, ни в море: бывает только в раннем детстве, когда слушаешь сказку. Блеснул, затрепетал и скрылся, и вот уже льётся оттуда, точно кровавое вино, точно зарево огромного пожара, точно безумная, пьяная радость, красный торжествующий огонь. Но – мгновение, незаметный поворот головы, сотрясение мостовой под экипажем, – и загорелось зелёное сияние, тихое, глубокое, загадочное, похожее на мерцание июньского светляка в густой траве. Ещё миг – и заструился весёлый золотой свет солнца, и вдруг заметались, заплясали все цвета радуги…»

Как вы можете объяснить, руководствуясь законами физики, такую восхитительно яркую игру красок излучаемых бриллиантами? Каким образом можно отличить бриллиант от стеклянной или хрустальной имитации?

Задача №8
СТОНЫ, ВИЗГ И ДИКИЙ СМЕХ ВЕТРА
«Олеся», 1898 год
Александр Иванович Куприн

«…Ветер за стенами дома бесился, как старый озябший голый дьявол. В его рёве слышались стоны, визг и дикий смех. Метель к вечеру расходилась ещё сильнее. Снаружи кто-то яростно бросал в стёкла окон горсти мелкого сухого снега. Недалёкий лес роптал и гудел с непрерывной, затаённой, глухой угрозой…»
Объясните причины возникновения таких разноголосых и дьявольски ярких звуков, гуляющего по улице ветра.

Ответ: При обтекании ветром ветвей деревьев, проводов, фасадов зданий и кровли воздушный поток становится неустойчивым и с препятствий могут срываться вихри. Они и создают колебания давления воздуха, которые мы воспринимаем как звуки.

Сверчков Николай Егорович (1817-1898) – русский жанровый живописец.

Задача №9
ДИАПАЗОНЫ ЗВУКОВЫХ ВОЛН
«Чёрная молния», 1912 год
Александр Иванович Куприн

«…Из окон дуло, в ночной трубе завывал то басом, то визгливым сопрано разгулявшийся ветер. Унылым колеблющимся пламенем светила тоненькая, оплывшая с одного бока свеча…»
К какому диапазону звуковых волн относят бас; сопрано – низкочастотному или высокочастотному?

Ответ: Бас – к низкочастотному (Бас ≈ 82–349 Гц); сопрано – к высокочастотному диапазону (Сопрано ≈ 262–1046 Гц).

Задача №10
ГРАДОБИТИЕ
«Олеся», 1898 год
Александр Иванович Куприн

«…Гроза, медленно накоплявшаяся за весь этот жаркий, нестерпимо душный день, разразилась с необыкновенной силой над Перебродом. Молния блистала почти беспрерывно, и от раскатов грома дрожали и звенели стёкла в окнах моей комнаты. Часов около восьми вечера гроза утихла на несколько минут, но только для того, чтобы потом начаться с новым ожесточением. Вдруг что-то с оглушительным треском посыпалось на крышу и на стены старого дома. Я бросился к окну. Огромный град, с грецкий орех величиной, стремительно падал на землю, высоко подпрыгивая потом кверху. Я взглянул на тутовое дерево, росшее около самого дома, – оно стояло совершенно голое, все листья были сбиты с него страшными ударами града…»
Как образуется град? В какое время года и в каких широтах наиболее вероятно выпадение осадков в виде града? Ответ поясните.

Для любознательных: Град – наиболее интересный вид осадков, который может наряду с дождём выпадать из кучево-дождевых облаков. Град нередко доставляет большие неприятности. Сильный град калечит плодовые деревья и кустарники, уничтожает посевы и даже способен разрушать строения, убивать людей и животных. Обычно град выпадает при сильной грозе в летнее время года, когда температура воздуха у поверхности земли выше 20°C и возникают особенно мощные восходящие потоки воздуха. Градины представляют собой льдышки размерами от миллиметра до нескольких сантиметров (в отдельных случаях до десятков сантиметров). Градина часто состоит из нескольких чередующихся слоев прозрачного и непрозрачного (белого) льда; толщина отдельного слоя не менее 1 мм. Ледяные кристаллики – зародыши градин – образуются на высотах 8–10 км, где температура понижается до – 40°C. Падая вниз и сталкиваясь с переохлаждёнными водяными каплями, они обрастают льдом, увеличиваются. В нижней части облака они подтаивают; там возникают крупные дождевые капли в окружении мелких градин. Мощные восходящие воздушные потоки забрасывают мелкие градины в верхнюю часть облака, где те повторно обрастают льдом. Затем градины снова падают вниз и снова могут быть возвращены наверх восходящими потоками. Так повторяется несколько раз, пока градины не станут достаточно тяжёлыми. Чередующиеся процессы нарастания льда и подтаивания как раз и приводят к возникновению образующих градину слоёв льда разной степени прозрачности.

Яковлев Павел Филиппович (1853–1921) – русский живописец, художник бытового жанра, график, иллюстратор.
Градобитие – уничтожение или повреждение градом культурных растений полей, садов, огородов. Степень градобития зависит от интенсивности и продолжительности града, величины градин, силы ветра, а также вида растения и фазы развития. Для хлебов градобитие наиболее опасно в фазе колошения и созревания зерна (перед уборкой).

Задача №11
ЧАРУЮЩАЯ МАГИЯ ВЕЧЕРНЕЙ ЗАРИ
«Поединок», 1905 год
Александр Иванович Куприн

«…Было начало апреля. Сумерки сгущались незаметно для глаза. Тополи, окаймлявшие шоссе, белые, низкие домики с черепичными крышами по сторонам дороги, фигуры редких прохожих – всё почернело, утратило цвета и перспективу; все предметы обратились в чёрные плоские силуэты, но очертания их с прелестной чёткостью стояли в смуглом воздухе. На западе за городом горела заря. Точно в жерло раскалённого, пылающего жидким золотом вулкана сваливались тяжелые сизые облака и рдели кроваво-красными, и янтарными, и фиолетовыми огнями. А над вулканом поднималось куполом вверх, зеленея бирюзой и аквамарином, кроткое вечернее весеннее небо…»
Источником какого света для нас являются сумерки, утренние и вечерние зори? Почему в сумерки окружающие нас предметы утрачивают свои цвета?

Ответ: Сумерки, утренние и вечерние зори являются для нас источниками рассеянного солнечного света, молекулами атмосферных газов и пылевых частиц, находящихся в атмосфере.

Дубовской Николай Никанорович (17.12.1859–28.02.1918) – русский живописец, член Товарищества передвижников.

Задача №12
НЕРАСТОРОПНЫЕ КАЛОШИ
«Поединок», 1905 год
Александр Иванович Куприн

«…На дворе стояла совершенно чёрная, непроницаемая ночь, так что сначала Ромашову приходилось, точно слепому, ощупывать перед собой дорогу. Ноги его в огромных калошах уходили глубоко в густую, как рахат-лукум, грязь и вылезали оттуда со свистом и чавканьем. Иногда одну из калош засасывало так сильно, что из неё выскакивала нога, и тогда Ромашову приходилось, балансируя на одной ноге, другой ногой впотьмах наугад отыскивать исчезнувшую калошу…»
Почему человеку трудно вытащить ноги, увязшие на размытой дождём грунтовой дороге? Какую роль играет здесь атмосферное давление?

Ответ: Влияние атмосферного давления сказывается весьма заметно при ходьбе по вязкой почве (размытой грунтовой дороге). При поднятии ноги под нею образуется разряженное пространство; избыток внешнего давления препятствует поднятию ноги. Сила давления на ногу взрослого человека может достигать 1 000 Н.

Задача №13
СТУК КОЛЁС ПОЕЗДА
«Ужас», 1896 год
в издании 1911 года рассказ имел название «Дьявол»
Александр Иванович Куприн
«…Разговорились мы совершенно нечаянно, как можно только разговориться, сидя друг против друга в вагоне, в длинный декабрьский вечер. Угарный запах железной печки, зловещий тускло-жёлтый полусвет, изливаемый двумя фонарями, задёрнутыми занавесками, утомительно однообразный стук колёс, в такт с которыми колыхались и вздрагивали на потолке вагона уродливые тени, – всё это сообщило нашей беседе странный, полуфантастический характер…»
Почему стучат колёса поезда? Как возникает этот специфический, «утомительно однообразный стук»? В какое время года – зимой или летом стук колёс поезда будет более сильным и выразительным?

Ответ: При укладке железнодорожных рельсов в полотно, учитывая суровый российский климат, между рельсами оставляют небольшие зазоры в стыках, рассчитанные на удлинение рельсов в летнее время, когда они сильно нагреваются солнцем. Стук возникает, когда колёса поезда, наезжая на стыки между рельсами, прогибают их своей тяжестью и, ударяя по рельсу, со стуком «запрыгивают» на следующий участок пути (удар будет тем сильней, чем больше зазор в стыке). Затем к стыку между рельсами подъезжает следующая колёсная пара, вследствие чего звук повторяется – колёса поезда «выбивают утомительно однообразный такт». Зимой рельсы сужаются, размер зазора в стыке увеличивается, соответственно удар колёс о стык зимой будет выразительнее и сильней, чем летом.

Яковлев Борис Николаевич (1890–1972) – русский живописец-пейзажист – мастер индустриального и лирического пейзажа. Член-корреспондент Академии Художеств СССР.

Задача №14
ПОЧЕМУ У КОШКИ ГЛАЗА СВЕТЯТСЯ?
«Ю-ю», 1925 год
Александр Иванович Куприн

«…Она спрыгивала на пол и, не оглядываясь, шла к двери. Она не сомневалась в моём повиновении.
Я слушался. Одевался наскоро, выходил в темноватый коридор. Блестя жёлто-зелёными хризолитами глаз, Ю-ю дожидалась меня у двери, ведущей в комнату, где обычно спал четырёхлетний молодой человек со своей матерью. Я притворял её. Чуть слышное признательное «мрм», S-образное движение ловкого тела, зигзаг пушистого хвоста, – и Ю-ю скользнула в детскую…»

Поясните почему у кошки Ю-ю в тёмном коридоре глаза засветились, заблистали драгоценными «жёлто-зелёными хризолитами». Почему у кошек, собак и других животных, имеющих хорошее ночное зрение, глаза светятся в темноте?

§ Ответ на этот вопрос можно найти на зелёной страничке «Почему у кошки глаза светятся?» – «физическая неожиданность и интересность» 😉

Задача №15
ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ЦВЕТ МОРЯ?
«Гранатовый браслет», 1910 год
Александр Иванович Куприн

«…Глубоко-глубоко под ними покоилось море. Со скамейки не было видно берега, и оттого ощущение бесконечности и величия морского простора ещё больше усиливалось. Вода была ласково-спокойна и весело-синя, светлея лишь косыми гладкими полосами в местах течения и переходя в густо-синий глубокий цвет на горизонте…»
Почему море синее, ведь вода сама по себе прозрачная? От чего зависит цвет моря? Следует ли отличать понятие цвет моря от понятия цвет морской воды?

Дубовской Николай Никанорович (17.12.1859–28.02.1918) – русский живописец, член Товарищества передвижников.

§ Подсказку к решению этой задачи можно найти на зелёной страничке «Путешествие по зелёному цвету». Её величество геометрическая оптика во всей своей красе 😉 – преломление, отражение…

Материалы этой статьи полезно будет применить не только на уроках физики и художественной литературы, но и во внеклассной работе. Надеюсь, что решение предлагаемых в статье качественных задач по физике не только поможет побудить у школьников интерес к предмету, но и расширить их знания и культурный кругозор 😉

Уважаемые читатели зелёных страничек, рада сообщить вам о выходе в свет моей книги – «Узнавай физику, читая классику».
Впрочем… «моей книги», это таки нескромно сказано 🙂 В первую очередь… это божественная классика художественной литературы: А.П. Чехов, И.А. Бунин, К.Г. Паустовский, А.Н. Толстой… а уж потом мои познавательные комментарии, касающиеся физики и астрономии… Большое спасибо Татьяне Борисовне Дергач – ведущему редактору издательства «Аванта» (ООО «Издательство АСТ»), за слаженную и приятную во всех отношениях работу над книгой.
Книга посвящается моим родителям: маме – Лебедевой Лидии Степановне и папе – Лебедеву Валерию Владимировичу, которые в далёком 1984 году категорически настояли на том :-), чтобы я попробовала свои силы на вступительных экзаменах в РОФМШ

существует народное поверье что зарницы зарят хлеб

В интернет-магазине OZON.ru книга закончилась…
Но можно узнать о поступлении 😉
Приобрести книгу можно в интернет-магазине «Читай-город» – chitai-gorod.ru
Книга: «Узнавай физику, читая классику»

Шикарно! Высший пилотаж!
Задачи по физике от Александра Ивановича Куприна восхитительны!
Задачка про чёрную молнию на 5 с плюсом.
И вспомнилась молодость – школьные уроки литературы – «Песня о буревестнике» Максима Горького:
«Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник, чёрной молнии подобный.

Буревестник с криком реет, чёрной молнии подобный, как стрела пронзает тучи, пену волн крылом срывает. Вот он носится, как демон, – гордый, чёрный демон бури, – и смеётся, и рыдает… Он над тучами смеётся, он от радости рыдает!»

Каждый выпуск ваших зелёных страничек жду с большим нетерпением и не перестаю удивляться!
Спасибо за ваши идеи!
Творческого вам долголетия!

ФИЗИКА И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Качественные задачи по физике

§ Физика и художественная литература: Оптика
Чарующая магия лунного света…
Учёные те же фантазёры и художники; они не вольны над своими идеями; они могут хорошо работать, долго работать только над тем, к чему лежит их мысль, к чему влечёт их чувство. В них идеи сменяются; появляются самые невозможные, часто сумасбродные; они роятся, кружатся, сливаются, переливаются. И среди таких идей живут и для таких идей они работают. Владимир Иванович Вернадский

§ Физика и художественная литература: Оптика
Гадание с зеркалами на Святки…
Ощущение тайны – наиболее прекрасное из доступных нам переживаний. Именно это чувство стоит у колыбели истинного искусства и настоящей науки. Альберт Эйнштейн

§ Физика и художественная литература: Оптика (Н.В. Гоголь и Х.К. Андерсен)
Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить.
Николай Васильевич Гоголь

Качественные задачки по физике Николая Васильевича Гоголя и Ханса Кристиана Андерсена 😉 Интеграция: Мировая художественная литература и живопись.

§ Физика и художественная литература: Оптика
Басня «Мартышка и Очки» Ивана Андреевича Крылова
Наше дело – учиться и учиться, стараться накоплять возможно больше знаний, потому что серьёзные общественные течения – там, где знания, и счастье будущего человечества только в знании.
Антон Павлович Чехов

§ Физика и художественная литература: Механические волны – звук
Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять. Джордано Бруно

§ Физика и художественная литература
поэтический сборник для истинных ценителей науки и искусства
Наука без литературы бездушна и груба; литература же без науки пуста, ибо сущность литературы есть знание. Анатоль Франс

§ Физика и художественная литература (Антон Павлович Чехов)
Образование делает людей лёгкими для направления, но трудными для управления; лёгкими для правления, но невозможными для порабощения. Уильям Блэйк

§ Физика и художественная литература (Владимир Галактионович Короленко)
Вдохновение не есть исключительная принадлежность художника: без него не далеко уйдёт и учёный, без него не много сделает даже ремесленник, потому что оно везде, во всяком деле, во всяком труде. Виссарион Григорьевич Белинский

§ Физика и художественная литература (Константин Георгиевич Паустовский)
Знание органически связано с человеческим воображением. Этот на первый взгляд парадоксальный закон можно выразить так: сила воображения увеличивается по мере роста познаний. Константин Георгиевич Паустовский

§ Физика и художественная литература (Иван Алексеевич Бунин)
Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как лёгкие и сердце, так что если один орган извращён, то и другой не может правильно действовать.
Лев Николаевич Толстой

§ Физика и художественная литература (Иоганн Вольфганг Гёте «Фауст»)
Гёте представляет, быть может, единственный в истории человеческой мысли пример сочетания в одном человеке великого поэта, глубокого мыслителя и выдающегося учёного. Климент Аркадьевич Тимирязев

§ Физика и художественная литература (Майн Рид «Всадник без головы»)
Целью научных занятий должно быть направление ума таким образом, чтобы оно выносило прочные и истинные суждения о всех встречающихся предметах.
Рене Декарт

Предлагаю Вашему вниманию интегрированные качественные задачи по физике от прославленного английского капитана Майн Рида.

§ Физика и художественная литература: Тепловые явления
Красота – сиянье истины. Платон
Вашему вниманию 20 качественных задач по физике (две карточки по десять задач) и… в тему 🙂 небольшая галерея: «Туман в живописи».

БИОФИЗИКА НА УРОКАХ ФИЗИКИ

§ Биофизика: Звучание насекомых
Басня «Стрекоза и Муравей» Ивана Андреевича Крылова

Суть басни Крылова «Стрекоза и муравей», казалось бы, лежит на поверхности – «Кто не работает, тот не ест», но в реалиях современной России получается всё шиворот-навыворот 🙁

§ Биофизика: Ноги, хвосты… главное… – уши!
Познавательный материал, посвящённый приспособлению животных к различной температуре на примере представителей семейства псовых – фенека, лисицы, песца…

§ Биофизика: Эхо в мире живой природы – сонары летучих мышей
Цель моя – вызволить ум из цепких суеверий. Тит Лукреций Кар
Почему летучие мыши даже в полной темноте не налетают на препятствия?
Познавательный биофизический материал, посвящённый удивительным животным – летучим мышам, незаслуженно обиженным человеческим родом…

§ Биофизика: Тайны дельфина
Занимательно-познавательный биофизический материал, который приоткрывает завесу тайны над некоторыми особенностями организации дельфинов: самонастраивающаяся кожа и непревзойдённый гидролокатор…

§ Биофизика: Реактивное движение в живой природе
По принципу реактивного движения в живой природе передвигается целый ряд животных, например медузы, морские моллюски гребешки, личинки стрекозы-коромысла, кальмары, осьминоги, каракатицы…
Познакомимся с некоторыми из них поближе 😉

§ Биофизика: Почему у кошки глаза светятся?
«Физическая неожиданность и интересность» 😉
Почему у собак, кошек и других животных, имеющих хорошее ночное зрение, глаза светятся в темноте?

ШКАТУЛКИ КАЧЕСТВЕННЫХ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ

§ Физика и География Казахстана
Совместный проект: ОФРО «БЭСТ» и Технический лицей №165 (г. Алма-Ата)

§ Як-3 – самый лёгкий истребитель Второй мировой войны
Специальный тематический выпуск зелёных страничек.
Вашему вниманию пять вопросов и заданий, посвящённых легендарному советскому истребителю Як-3… + тематическая подборка из 10 задачек.
«Только в бодром горячем порыве, в страстной любви к своей родной стране, смелости и энергии родится ПОБЕДА. И не только и не столько в отдельном порыве, сколько в упорной мобилизации всех сил, в том постоянном горении, которое медленно и неуклонно сдвигает горы, открывает неведомые глубины и выводит их на солнечную ясность…» Михаил Васильевич Ломоносов

§ Шкатулка качественных задач по физике «сборная солянка» 🙂
Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые, иначе такое бросание будет пустою забавою. Козьма Прутков
Шкатулка состоит из четырёх тематических блоков: 1) Броуновское движение. Диффузия; 2) Атмосферное давление; 3) Свойства жидкости. Архимедова сила; 4) Тепловые явления.

§ Шкатулка качественных задач по физике: Строение вещества, диффузия
Творчество поэта, диалектика философа, искусство исследователя – вот материалы, из которых слагается великий учёный. Климент Аркадьевич Тимирязев

§ Шкатулка качественных задач по физике:
Элементы статики: равновесие тел, момент силы, простые механизмы
Науку всё глубже постигнуть стремись, познанием вечного жаждой томись. Лишь первых познаний блеснёт тебе свет, узнаешь: предела для знания нет. Фирдоуси

§ Шкатулка качественных задач по физике: Инерция
Посвящается Чернобаю Александру Арсеньевичу,
директору РОФМШ (Алма-Ата, РОФМШ, 1984–1987 год)
Пусть никто не думает, что великое создание Ньютона может быть ниспровергнуто теорией относительности или какой-нибудь другой теорией. Ясные и широкие идеи Ньютона навечно сохранят своё значение фундамента, на котором построены наши современные физические представления… Альберт Эйнштейн

§ Шкатулка качественных задач по физике: Сила трения
Гораздо труднее увидеть проблему, чем найти её решение. Для первого требуется воображение, а для второго только умение. Джон Десмонд Бернал

§ Шкатулка качественных задач по физике: Давление твёрдых тел
Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые. Дьёрдь де Хевеши

§ Шкатулка качественных задач по физике: Работа, мощность, энергия
Чем больше развивается наше знание, тем больше загадок природы встаёт перед нами… Иван Антонович Ефремов

§ Шкатулка качественных задач по физике: Архимедова сила
Естествознание так человечно, так правдиво, что я желаю удачи каждому, кто отдаётся ему… Иоганн Вольфганг фон Гёте

§ Шкатулка качественных задач по физике: Плавление и кристаллизация
Наука – сила, которая раскрывает отношения вещей, их законы и взаимодействия. Александр Иванович Герцен. Вашему вниманию 50 качественных задач по физике и… в тему 🙂 небольшая галерея: «Зима в живописи».

§ Шкатулка качественных задач по физике: Испарение, конденсация, кипение
Приложи сердце твоё к учению и уши твои – к умным словам. Библия, Ветхий Завет, «Книга Притчей Соломоновых»

§ Шкатулка качественных задач по физике: Тепловые двигатели
Живи так, как будто ты умрёшь завтра. Учись так, как будто ты будешь жить вечно. Махатма Ганди

§ Шкатулка качественных задач по физике: Магнитные явления
Знание должно служить творческим целям человека. Мало накоплять знания; нужно распространять их возможно шире и применять в жизни. Николай Александрович Рубакин

§ Шкатулка качественных задач по физике: Механические волны – звук
Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы, но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий. «Плоды раздумий», Козьма Прутков

Источник: http://iralebedeva.ru/physic33.html

Итоговая контрольная работа по русскому языку для 6 класса

существует народное поверье что зарницы зарят хлеб

Итоговая работа по русскому языку для 6 класса состоит из 2 частей. Первая — тест по основным темам за курс 6 класса. Вторая — работа с текстом.

Просмотр содержимого документа
«1 вариант»

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ.

1. В каком слове неверно выделен ударный звук?

2. Укажите предложение, в котором присутствует устаревшее слово.

1) Мы приобрели несколько экземпляров новой книги.

2) Голову девушки украшал расписной кокошник.

3) Вдруг раздался гортанный крик журавлей.

4) Мне приходилось ночевать в стогах.

3. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) соб…раться, гр…бной, обв…нять

2) д…ждевой, приг…рел, возл…гать

3) т..полиный, предпол…гать, к…снитесь

4) прот…рать, ц…нитель, д…ржать

4. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) д…гнать, п…прыгать, н…ткнуться

2) бе…вкусица, бе…звёздная, ра…смеяться

3) пред…дущий, под…тожить, вз…грать

4) раз…ёмный, б…ёт, с…ест

5. В каком ряду во всех словах пропущена буква И.

1) пр…вязать, пр…высить

2) пр…ехать, пр…одолеть

3) пр. клеить, пр…скакать

4) пр…глушить, пр…кратить

6. В каком словосочетании использовано разносклоняемое существительное среднего рода, в предложном падеже?

2) разговор об имени

3) задумался о знании

4) прочитать рассказ

7. Укажите предложение, в котором не со словом пишется раздельно.

1) У него был (не)решительный характер.

2) (Не)взлюбила мачеха свою падчерицу.

3) (Не)кричите громко!

4) Голубые (не)забудки росли на грядке.

8. В каком случае ВЕРНО указаны морфологические признаки имени прилагательного из предложения.

По необходимости в комнате для гостей мог оставаться письменный стол.

1) качественное, в ед.ч., м.р., И.п.

2) относительное, в ед.ч., ж.р., В.п.

3)относительное, в ед.ч.,м.р., И.п.

4)притяжательное, во мн.ч., ж.р., Т.п.

9. Укажите словосочетание, в котором в прилагательном нужно писать НН.

1) серебря…ый портсигар

2) овся…ое печенье

3) авиацио..ый планшет

4) соболи…ая шуба

10. Какое прилагательное пишется через дефис?

11. Запишите порядковое числительное 268 в родительном падеже.

12. Какое местоимение пишется слитно?

2) (не)сколько

3) какой(либо)

4) (не)(у)кого

13. Укажите предложение, в котором глагол стоит в форме изъявительного наклонения.

1) Всю жизнь стремитесь к высшему и учитесь.

2) Если у меня было бы желание, я бы хорошо учился.

3) Чем ты людям помог?

4) Эй, барабанщик, сильней барабань.

14. Укажите глагол, в суффиксе которого пишется буква и.

15. Установите соответствие между словом и способом его образования: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВА

3) сложение двух основ

16. Укажите номера предложений, в которых необходимо поставить ОДНУ запятую. (Знаки препинания не расставлены).

1) В лучших пословицах народ передавал от отцов к сыновьям от дедов к внукам свои заветные правила жизни учил детей разуму.

2) Русские писатели поэты любили слушать народ и записывали меткие изречения.

3) Все наши замечательные писатели использовали народные пословицы и поговорки в своих книгах.

4) Синичка сядет а ветка не дрогнет.

5) Косяки журавлей уверенно шли на юг где солнце играло трепещущим золотом в затонах Оки.

Прочитайте текст и выполните задания.

(1) Сколько превосходных слов существует в русском языке для называния природных явлений!

(2) Зарница — долгий отблеск далёких молний. (3) Чаще всего зарницы разгораются в июне. (4) Существует народное поверье, что зарницы «зарят хлеб», — и от этого он растет быстрее.

(5) В одном поэтическом ряду с зарницей стоит слово «заря». (6) Это слово не произносится громко. (7) Оно возникает из тишины ночи, когда над зарослями деревенского сада занимается чистая и слабая синева.

(8) Вот на бревенчатые стены ложатся квадраты оранжевого света, и бревна загораются, как янтарь. (9) Восходит солнце.

(10) Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя. (11) Множество красок расстилается по небу — от червонного золота до бирюзы. (12) Загораются первые звезды, а заря еще долго остывает над далями и туманами.

17. Какой тип речи используется в предложениях 1 — 6?

18. В каком предложении наиболее полно раскрывается основная мысль текста?

19. Выпишите из предложения 11 слово с чередующейся гласной в корне.

20. Выпишите из предложений 8 — 10 слова-антонимы.

21. Из предложения 2 выпишите грамматическую основу.

22. Найдите среди предложений 8 — 11 предложение с однородными членами. Напишите его номер.

23. Найдите среди предложений 9 — 12 сложное. Напишите его номер.

Просмотр содержимого документа
«2 вариант»

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ.

1. В каком слове неверно выделен ударный звук?

2. Укажите предложение, в котором присутствует неологизм (новое слово).

1) Экскаватор работал до самой ночи.

2) Журавли устраивают танцы на болоте.

3) Перед самым восходом солнца на поляну ложится первый мороз.

4) На некоторых сайтах можно найти сведения о различных художниках.

3. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) ж…стяной, ш…лестят, взб…раться

2) вх…дить, заг…релось, к…сание

3) отп…рать, т…шина, выч…слить

4) цв…точный, выт…рать, проц…дить

4. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) н…клеить, з…лаять, пр…петь

2) ра…ширить, бе…ценный, бе…крылый

3) сверх…нтересный, по…грать, под…скать

4) с…агитировать, в…ёт, без…ёмкостный

5. В каком ряду во всех словах пропущена буква И.

1) пр…творить (дверь), пр…сытиться

2) пр…открыть, пр…лепить

3) пр. озерный, пр…хорошенький

4) пр…забавный, пр…вратить

6. В каком словосочетании использовано разносклоняемое существительное среднего рода, в предложном падеже?

1) ветер перемен

2) задумался о прошении

3) нога в стремени

4) написать повесть

7. Укажите предложение, в котором не со словом пишется раздельно.

1) Он с детства (не)навидел ложь.

2) Дом был вовсе (не)высокий..

3) Ответ был (не)вежливый

4) (Не)вежа тот, кто позволяет себе грубость.

8. В каком случае ВЕРНО указаны морфологические признаки выделенного имени прилагательного из предложения.

Зелёная лягушка сбросила свою лягушачью кожу и обернулась красной девицей.

1) качественное, в ед.ч., м.р., И.п.

2) относительное, в ед.ч., ж.р., В.п.

3) притяжательное, в ед.ч, ж.р.В.п..

4) притяжательное, во мн.ч., ж.р., Т.п.

9. Укажите словосочетание, в котором в прилагательном нужно писать НН.

1) масля…ая краска

2) ути…ый выводок

3) кури…ый бульон

4) клюкве…ый кисель

10. Какое прилагательное пишется через дефис?

11. Запишите порядковое числительное 347 в родительном падеже.

12. Какое местоимение пишется слитно?

2) (кто)нибудь

3) (кое)(к)чему

13. Укажите предложение, в котором глагол стоит в форме условного наклонения.

1) Ребята, берегите своих друзей.

2) Не тебе бы говорить, да не мне бы слушать.

3) Упал на мерзлую землю последний золочёный лист.

4) Дорога та книга, за которой стоит большой человек.

14. Укажите глагол, в суффиксе которого пишется буква О.

15. Установите соответствие между словом и способом его образования: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВА

3) сложение двух основ

16. Укажите номера предложений, в которых необходимо поставить ОДНУ запятую. (Знаки препинания не расставлены).

1) Рыбаки наделали во льду лунок и сквозь них стали запускать сети.

2) Володя помогал выпутывать и выбирать рыбу.

3) Все заволновались повскакивали с саней.

4) Через час пришел пароход и перегрузил к себе людей сани лошадей и рыбу.

5) В средневековый период времени верили что семь лилий на щите или знамени делают рыцаря непобедимым.

Прочитайте текст и выполните задания.

(1) Проснувшись поутру, я увидел, что наша карета стоит на отлогом песчаном берегу. (2) В ней пахло какой-то особенной свежей сыростью. (3) Она чувствуется только на берегах больших рек. (4) Это не то, что сырость от болот, которая имеет неприятный запах.

(5) Ширина Волги поразила меня. (6) По берегам тянулись, как узоры, следы сбежавшихся волн. (7) Это были гладкие окраины из песка и гальки. (8) Восточный ветерок становился сильнее, и поверхность Волги беспрестанно меняла цвет.

(9) Нам проворно подали большую лодку.(10) Мы расселись на самой ее середине и оттолкнулись. (11) Страшная громада воды понесла нашу лодку, как щепку вниз. (12) После нелегкого пути мы удачно причалили к пристани.

17. Какой тип речи используется в предложениях 9 — 12?

18. Что больше всего поразило мальчика?

1) свежая сырость

3) песок и галька

19. Выпишите из предложений 2 — 3 слово с непроизносимой согласной в корне.

20. Подберите синоним к слову проворно (предложение 9).

21. Из предложения 10 выпишите грамматическую основу.

22. Найдите среди предложений 5 — 8 предложение с однородными членами. Напишите его номер.

23. Найдите среди предложений 6 — 9 сложное. Напишите его номер.

Источник: http://multiurok.ru/files/itoghovaia-kontrol-naia-rabota-po-russkomu-iazy-32.html

Существует народное поверье что зарницы зарят хлеб

Жанр: Иностранные языки

Рейтинг:

Просмотров: 1062

Итак, запятая, точка с запятой, точка выстраиваются в функционально объединенный ряд, который представляет собой постепенное восхождение от знака, минимально отделяющего друг от друга однородные синтаксические единицы (запятая), через знак «средней делимости» (точка с запятой) к знаку, членящему текст на отдельные единицы высказывания (точка). Но такое обобщенное сходство при количественном различии отнюдь не означает семантического тождества, что обнаруживается при выявлении однонаправленности взаимозаменяемости знаков: взаимозаменяемость возможна при направленности от точки к точке с запятой и запятой и не всегда возможна при направленности от запятой к точке с запятой и к точке.

Многоточие наряду с общей отделительной функцией обладает рядом конкретных, разнообразных значений, которые чаще всего отражают эмоциональную окраску речи. Это знак, передающий недосказанность, недоговоренность, прерванность мысли, часто — ее затрудненность, вызванную либо большим эмоциональным напряжением, либо причинами иного плана, например: — Звезда упала. — проговорил Мейер, кутаясь в пальто (Ч.);—Такие-то дела, дорогой мой. — начал он опять, ласково глядя на следователя (Ч.);— И ушла я. ушла куда глаза мои глядят (Ч.);— О чем же ты думаешь, милая?— О детях,о тебе. о своей жизни. Я ведь, Алеша, много пережила. Как начнешь вспоминать, как начнешь. Господи боже мой!— Она засмеялась (Ч.).

Многоточие может передавать многозначительность сказанного, указывать на подтекст, скрытый смысл, может подчеркивать алогизм. Например: Вот таким он [Мануэль] запомнился мне: невысокий человек с кудрявой, окладистой, иссиня-черной бородой на умном тонком лице — один на поле. А за спиной у него уже раздавались выстрелы — перестрелка из центра города сместилась к территории аэропорта. (Коме, правда); Дождь. в наказание (Коме, правда).

Двоеточие предупреждает о последующем разъяснении и пояснении. Эта функция знака раскрывается разными значениями: причинной обусловленности, обоснования, раскрытия содержания, конкретизации общего понятия. Например: Светлый день пришел: на земле снег лежал, на небе облака растаяли, солнце показалось (Пришв.); Гарт поворачивал голову к окну, и предчувствие сбывалось: безветрие и бледная осень стояли над городом (Пауст.).

Тире— знак очень широкого употребления. Оно означает всевозможные пропуски: пропуск связки в сказуемом, пропуск членов предложения в неполных и эллиптических предложениях, пропуск противительных союзов. Например: Самый ужасный из местных ветров — новороссийская бора (Пауст.); Кроме того, приходилось посылать деньги одной тетке во Владивосток, а другой — в Киев (Пауст.). Вторая функция тире — смысловая: передача значений условия, времени, сравнения, следствия, противопоставления и сопоставления, в тех случаях, когда эти значения не выражены лексически; в конечном счете это тоже фиксация своеобразных пропусков. Например: Она вспомнила Винклера— мертвая тоска внезапно сжала ей сердце и вернула силы (Пауст.); Биться в одиночку — жизни не перевернуть (Н. Остр.).

Тире может быть и показателем «неожиданности» — смысловой, композиционной, интонационной; в таких случаях знак передает эмоциональную напряженность речи (динамичность, резкость, быструю смену событий и т.д.). Например: Казалось еще одна минута — и конвойные бросятся к нему (Пауст.); И когда был еще один скачок рассвета — бледное пятно оказалось лицом человека (Пришв.).

Как формальный знак — разграничитель, тире употребляется, например, при оформлении прямой речи, при разграничении реплик диалога: — Ты очень устал, Ефим?—Я не могу быть усталым, я должен работать весь день. (Пришв.).

Знаки вопросительный и восклицательный оформляют соответствующие предложения: — Какая тишь!Деревья-то, как восковые!(Пришв.); Где вы видели такое прозрачное море?Нигде!Когда вы жили среди таких добрых и честных людей? Никогда! (Пауст.).

Абзацный отступ служит цели выделения значимых частей текста. Причины же выделения могут быть различными, и поэтому конкретные функции абзаца привязаны к целевой установке текста. Например, при разграничении реплик диалога абзац является формальным средством такого разграничения. В монологически организованном тексте абзац выполняет либо логико-смысловую функцию (делит текст на логически и по смыслу — тематически — объединяемые части), при которой фиксируется последовательный переход от одной мысли к другой, либо функцию экспрессивно-эмоциональную, когда абзац разрывает логико-смысловую последовательность высказываний, и тогда служит ярким стилистическим средством выделения.

Специфика абзацного членения определяется целевой установкой самого текста, его композиционными особенностями, в текстах художественных — к тому же еще и авторской модальностью.

Знаки выделяющие — з а п я т ы е, тире, скобки —выделяют в предложении особо значимые части; особая значимость проявляется в дополнительной смысловой нагрузке (обособленные члены предложения), в специфической функции (обращения, междометия, вводные слова, словосочетания и предложения), в передаче добавочных сообщений (вставные конструкции). Разница в степени выделенное™ подчеркивается выбором выделительных знаков: по степени выделительной значимости знаки образуют градационный ряд от запятых (меньшая степень) к тире (средняя степень) и, наконец, к скобкам (высшая степень выделенности, граничащая с полным выключением конструкции из состава предложения, например, при оформлении вставок к абзацу, т.е. за пределами предложения). Примеры: Крестьянские кони, согнанные в ночное на луга, дико смотрят на белые звезды электрических фонарей, повисшие в далеком лесу, и всхрапывают от страха (Пауст.); Б лугах — в землянках и шалашахживут болтливые старики (Пауст.); На некоторых мшарах (на Красном болоте и на болоте Пильном) уже началась добыча торфа (Пауст.).

Выделительные знаки различаются не только степенью передаваемого ими выделения, но и функционально. В последнем смысле однозначными являются только скобки — они выделяют только вставки, т.е. дополнительные сообщения. Что же касается запятых и тире, то их функции шире и разнообразнее: они могут передавать различные смысловые, интонационные и акцентные тонкости (особенно тире). Например: У нас уже падал снег, но только стаял, а в лесу под елочкой — смотришь — и сидит заяц (Пауст.); Все это лето я узнавал наново — на ощупь, на вкус, на запах — много новых слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далекими и непережитыми (Пауст.); Чаще всего зарницы бывают в июле, когда созревают хлеба. Поэтому и существует народное поверье, что зарницы «зарят хлеб»,— освещают его по ночам — йот этого хлеб наливается быстрее (Пауст.); Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдет за край земли. Тогда она овладевает меркнущим небом, разливает по нему множество красок — от червонного золота до бирюзы — и медленно переходит в поздние сумерки и в ночь (Пауст.).

Источник: http://robotlibrary.com/book/288-sovremennyj-russkij-yazyk-valgina-ns/200-Page200.html

Конспект урока 37

МАОУ «Чердынская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»
Конспект урока русского языка в разновозрастной группе (7 -8 классы)
Учитель Кошелева Евдокия Павловна
7 класс 8 класс
Тема: «Написание НЕ с наречиями на О — Е» Тема: «Безличные предложения»
Цель: знакомство со слитным и раздельным Цель: знакомство с группой безличных предложений
написанием НЕ с наречиями на О-Е
Задачи: закрепление знаний учащихся о написании Задачи: формирование умения находить безличное
наречий, формирование умения различать наречия предложение и характеризовать его,
и омонимичные словоформы, закрепление знаний учащихся о группе односоставных
совершенствование навыка самостоятельно предложений глагольного типа
формулировать правило. .

Оборудование: раздаточный материал, электронные тестеры, опорный конспект «Односоставные предложения
глагольного типа», словари различных типов.
Тип урока: изучение нового материала и закрепление знаний, умений и навыков.

Ход урока время
1. О целях и задачах урока 2 мин.
Оформление работ

2. Этимологическая разминка. Записать слова по началу этимологической справки к ним. 5 мин.
Отметить гласные, проверяемые этимологией слова
лат. porto (порто) лат. plane (плане)
греч. tele (теле) лат. trado (традо)
лат. festa (феста) лат. patria (патриа)
итал. soldo (сольдо) греч. phone (фоне)
Возможные слова: портфель, портсигар, портмоне, телевидение, телефон, фестиваль, солдат, планетарий,
планета, традиция, патриот, фонетика, фонотека и др.

3. Изучение нового материала. 17 мин.
а) Самостоятельная работа а) Работа с опорным конспектом (см. Приложение №1)
Учебник, стр. 112 – 113, упр. 252- «Односоставные предложения глагольного типа»
подготовиться к ответу по данному Подобрать примеры на каждый тип
материалу, подобрать примеры на К какому типу вы не можете подобрать предложение?
каждый пункт и записать в тетрадь б) Работа с материалом учебника, стр. 83 – 84.
б) Проверка выполнения самостоятельной в) Самостоятельно: составить схему по новому материалу
работы . Сформулировать правило написания (см. Приложение №2 – возможный вариант)
Не с наречиями (предварительно, если кто-либо
из учащихся пожелает, записать ответ на диктофон Выполнение упражнения №132
с последующим его анализом )

4. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а. Вспомнить слова категории состояния ( 7 – 8 кл. вместе) 6 мин.
— Где можно употребить слова категории состояния? Составить безличные предложения со словами категории
состояния. Например, мне грустно оттого, что весело тебе.
Работа со словами, записанными в тетради во время этимологической разминки.
Выбрать 5 слов.
С данными словами, используя наречия, С данными словами составить безличные и другие
составить предложения и записать их односоставные предложения и записать их в тетрадь.
в тетрадь.

5. Самостоятельная работа с тестами (проверка усвоения нового материала и закрепление ранее изученного
с использованием электронных тестеров)
Задания по теме «Наречие» Задания по теме «Односоставные предложения» 7 мин.
(см. Приложение №3)

6. Самостоятельная работа. Из набора выбрать нужные предложения и записать в тетрадь 6 мин.
(Предложения со словом заря, см. Приложение №4)
Выписать предложения с наречиями Выписать односоставные предложения , из четверостиший записать
одно простое предложение (дать его характеристику – по плану)

7. Подведение итогов урока. Прокомментировать работу учащихся на уроке. 2 мин.
Вопросы учащимся.
— Что вы взяли для себя с сегодняшнего урока? Что нового узнали?
— Какое из заданий было самым интересным? Как вы оцениваете свою работу на уроке
8. Домашнее задание
параграф 18, упражнение 257. параграф 21, упражнение 135 45 мин.
Никита – 10 предложений с наречиями
из художественных текстов.

Односоставные предложения глагольного типа
(Приложение №1)
Определённо – личные предложения.
Формы глаголов 1-го и 2-го лица употребляются в единственном и множественном числе
изъявительного и повелительного наклонения.

Неопределённо – личные предложения
Глагол имеет форму 3-го лица множественного числа или форму
прошедшего времени множественного числа

Обобщённо – личные предложения
Обобщённое значение передаётся формами глагола 2-го лица ед. числа, реже – формами 3-го лица множественного числа при условии отсутствия подлежащего. (Пословицы, афоризмы)

Безличные предложения.
Глагол не указывает и по своей форме не может указывать на действующее лицо.

Безличное предложение Приложение №2
Сказуемое в безличном предложении может быть выражено:

безличным глаголом, словами НЕТ, НЕ БЫЛО
при котором подлежащее (не оказалось, не удалось и др. инфинитивом в сочета-
невозможно. Друзей нет ( не было, не нии с безличным вспо-
Нездоровится. оказалось). могательным глаголом
Знобит. – Знобило. Друзей мне не удалось
повидать.
инфинитивом
безличной формой личного Эту дверь не открыть.
глагола, который может
употребляться в двусостав- наречиями (словами категории состояния) или
ном предложении. краткими страдательными причастиями в форме
Понаехало гостей. – среднего рода со словом БЫТЬ или без него
Гости понаехали. Мне было грустно. На улице жарко.
Об экзаменах уже сообщено.
Приложение №3
7 класс Тест по теме «Наречие» 8 класс Тест по теме «Односоставные предложения»
Какое из данных слов – наречие? 1. Найдите безличное предложение
а) шалаш а) От вас беру воспоминанье, а сердце оставляю вам.
б) красив б) Действительно, в наших краях знают толк в пении.
в) возьмёшь в) Придорожным мёдом веяло с гречих.
г) наотмашь г) Храни меня, мой талисман.

В каком из предложений есть наречие в сравнительной степени? 2. Найдите двусоставное предложение.
а) Мой брат выше меня. а) Наряжу коня, наточу булат, затяну чекмень, полечу в леса.
б) Человеческое слово стрелы острее. б) Сейчас за нами придут.
в) Дым Отечества светлее чужого огня. в) Предрассветная синяя тишина.
г) Мой брат через планку прыгает выше меня. г) Миша встал и ощупью в потёмках добрался до окна.
3. Найдите наречие, образованное суффиксальным способом. 3. Найдите определённо-личное предложение.
а) когда-нибудь а) Теперь зубров не только охраняют, но и разводят.
б) негде б) Чужим умом умён не будешь.
в) доныне в) Вижу, вижу лунный луг сквозь листву густых ракит.
г) во-первых г) Ночью холодом веет с земли.
4. Какое из наречий обозначает время действия? 4. Найдите безличное предложение.
а) приехали сегодня а) Мох пахнет грибной сыростью.
б) мало интересовался б) На шоссе было совершенно безлюдно.
в) сражайся смело в) Его последнее слово ещё звенело в ушах.
г) обидеть сгоряча г) Лекарства хранят в тёмном и прохладном месте.
5. В каком из словосочетаний НЕ пишется раздельно? 5. Найдите обобщённо-личное предложение.
а) сделать (не)аккуратно а) Снявши голову, по волосам не плачут.
б) пришить (не)крепко, а слабо б) У нас сорвало обе мачты и паруса.
в) висит (не)высоко в) Примите дивное посланье из края дальнего сего.
г) выглядеть (не)опрятно г) От его слов Илье становится жутко.
6. В каком словосочетании НЕ пишется слитно? 6. Найдите безличное предложение
а) ничуть (не)высоко а) Охотно мы дарим, что нам не нравится самим.
б) нисколько (не)далеко б) Пашню пашут, так руками не машут.
в) излагать (не)последовательно в) В небесах торжественно и чудно!
г) вовсе (не)красиво г) Отвели мне участок неподалёку от автозавода.
7. К какому глаголу можно добавить отрицательное наречие с приставкой НИ? 7. Найдите двусоставное предложение
а) идти а) Чуть тянет морозный утренний ветерок.
б) положить б) Остаётся пожелать вам счастливого пути.
в) ждать в) Тетрадей оказалось достаточно
г) не боялся г) Бумагу изготовляют из древесины ели и сосны.
Приложение№4
1. Чаще всего зарницы бывают в июле-августе, когда созревают хлеба. Поэтому
и существует народное поверье, что зарницы «зарят хлеб» — освещают его по ночам-
и от этого хлеб наливается быстрее.
Рядом с зарницей стоит в одном поэтическом ряду слово «заря» — одно из пре –
краснейших слов русского языка. Это слово никогда не говорят громко.
(К. Г. Паустовский)
2. Там о заре прихлынут волны 3. И не пуская тьму ночную
На брег песчаный и пустой, На золотые небеса,
И тридцать витязей прекрасных Одна заря сменить другую
Чредой из вод выходят ясных Спешит, дав ночи полчаса.
(А. С. Пушкин)
4. Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
(И. С. Никитин)
5. Осенние зори иные – хмурые, медленные. Дню неохота просыпаться – всё равно
не отогреешь озябшую землю и не вернёшь убывающий солнечный свет.
(К. Г. Паустовский)
6. Встаёт заря во мгле холодной,
На нивах шум работ умолк,
С своей волчихою голодной
Выходит на дорогу волк (А. С. Пушкин)

Примечание: учебники Русский язык 7, 8 кл. под ред. М. М. Разумовской
Журналы «Русский язык в школе» (разных лет издания)

Источник: http://educontest.net/ru/2068629/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82-%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0-37-2/

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *