Поверье — это — поверье или поверие
15.07.2020Значение слова Поверье по словарю Ушакова:
ПОВЕРЬЕ
поверья, ср. Предание, основывающееся на суеверных, мистических представлениях. Старинные поверья.
Поверье
Значение слова Поверье по Ефремовой:
Поверье — Предание, основанное на суеверии, убеждении в существовании мистических связей между явлениями.
Значение слова Поверье по Ожегову:
Поверье — Суеверное предание Поверье Убеждение, основанное на таком предании или примета х
Значение слова Поверье по словарю Ушакова:
ПОВЕРЬЕ
поверья, ср. Предание, основывающееся на суеверных, мистических представлениях. Старинные поверья.
Поверчивать Поверье Поверяльщик
Источник: http://tolkslovar.ru/p8773.html
Поверье
Суеверие (букв. — суетное, тщетное, то есть ложное верование [1] [2] ) — религиозный предрассудок [3] , представляющий собой веру или практику, основанную на восприятии сил, необъяснимых законами природы [2] , поскольку эти силы не находят себе обоснования в самом религиозном учении. Верование, которому противопоставляется истинная вера, формулируемая в вероучениях развитых религий. [1] Как правило, проявляет себя на поведенческом уровне в упрощённых обрядовых формах: использовании талисманов, татуировке, магических жестах и прочими вещами, связанными с апотропеической магией. Особое место занимают приметы: определённым событиям приписывается прогностическое значение. Предмет суеверного отношения, в отличие от предмета веры, поддается познанию человеческим разумом, что и дает критерий отличия веры от суеверия по их содержанию: вера неотделима от истины, а суеверие от заблуждения. Заповедь *не делай себе кумира* (Исх.20.4) возлагает на нас ответственность за то, чтобы религиозное поклонение не становилось суеверным, чтобы оно совершалось в духе истины. В истории религий нередки подмены веры суеверием. *Религиозная вера и суеверие совершенно различны. Одно вырастает из страха и представляет собой род лженауки. Другая же доверие* (Витгенштейн, Людвиг) [4] .
Содержание
- 1 Этимология
- 2 Суеверия и общество
- 3 Суеверия и религия
- 4 Суеверия и психология
- 5 Современные суеверия в России
- 6 См. также
- 7 Примечания
- 8 Литература
- 9 Ссылки
Этимология
Русское новообразование на базе сложения с соединительным -е- церк.-слав. сꙋи «пустой, тщетный» и церк.-слав. вѣрїе по церковнославянскому образцу. См. вера, суета [5] .
Суеверия и общество
Суеверия по своей природе противоречат понятиям большинства членов человеческих сообществ, но тем не менее сохраняются в этих сообществах в течение длительного времени. Среди причин живучести Р. Ландин (англ. R. W. Lundin ) [6] упоминает:
- эстетические традиции. Так, украшение дома растениями на Рождество сохранилось из древних северноевропейских обрядов, связанных с фертильностью, так как этот обычай красив;
- развлекательный элемент, который способствует сохранению, например, гадания и гороскопов.
Суеверия и религия
В словаре Ушакова суеверие определяется как «религиозный предрассудок, возникший на почве первобытных представлений о силах природы» [3] .
Фома Аквинский определял суеверие (superstitio) как «порок, который противоположен религии со стороны избытка», т.е. избыточное поклонение.
По своей сути, суеверия, это своего рода закамуфлированная, суррогатная «религия», основанием для которой является вера в необъяснимое и сверхъестественное. Большинство суеверий имеют глубокие исторические корни, часть относятся к древним религиозным верованиям. [ источник не указан 229 дней ]
С точки зрения традиционного православного богословия, Суеве́рие — есть суетная, то есть ложная вера: в приметы, предзнаменования, гадания, обычаи…, то есть идолопоклонство перед некоторыми предметами и народными преданиями. Основание суеверия всегда заключается в духовном невежестве — недостатке правильных религиозных познаний, в легкомысленности, а главное — в слабости или отсутствии истинной веры. [7]
«Суеверные приметы в мирских людях сопротивляются вере в Промысел Божий; а в нас, монахах, — духовному разуму» (прп. Иоанн Лествичник, 58, 193).
Кроме явлений несуществующих и естественных, принимаемых за сверхъестественные, в появлении и укреплении многих суеверий участвуют падшие духи, которым, по произвольному доверию к ним человека, попускается Богом исполнять свои намерения.
Суеверие осуждается Словом Божиим (Втор. 18:10-14; 1Тим. 4:7) [7] .
Таким образом, сущность суеверия, с точки зрения церкви, заключается в том, что суеверный человек принадлежащее только Богу приписывает творению и, вместо того, чтобы надеяться на Бога, возлагает свои упования на тварей. В истинной религии суеверие всегда осуждалось, а служители обязывались к борьбе с ним. «Священники в своем приходе должны наблюдать, чтобы не было чародеев, волшебников, ворожей и бабьих шептаний. Вся эта наука вышла из адской школы, равно и те, которые выливают воск и олово для того, чтобы предузнать что-либо; шептанием стараются свести бельма, также шепчут от укушения гадов, заговаривают кровь или носят выписки на шее; утверждают также, что такой-то человек для встречи хорош, а такой-то день благоприятен для путешествия или для начала какого-либо дела; если кто-либо с пустым ведром перейдет дорогу или известное животное перебежит её, то случится несчастье; во время чтения 12 Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа вяжут узелки и по ним толкуют сны, и бесчисленное множество других суеверий рассеивают в мире на пагубу людям, и от них простой народ на дно адово валится и погибает. Это зло и вред, губительный для души, надо стараться всячески искоренять» [8]
«Женщины, кормилицы и служанки, берут в бане грязь и, обмакнув в неё палец, помазывают чело младенца; если кто спросит: „Что значит эта грязь, это брение?“ — то говорят: „Она предохраняет от дурного глаза, от зависти и ненависти“. Увы! Грязи и брению приписывают такую способность и такую силу — разрушать всякие козни диавола! „Не стыдно ли вам“, — скажите мне? Поймете ли вы когда-нибудь, как диавол с раннего возраста человека мало-помалу раскидывает свои сети и употребляет свои хитрые уловки? Если грязь производит такие действия, то почему не помазываешь ею своего чела ты, достигший возмужалого возраста и имеющий у себя завистников более младенца? Почему не помазываешь грязью всего тела? Если она на челе имеет такую силу, то почему бы тебе не помазать грязью всего себя? Смешное и забавное внушение сатаны, впрочем, не смеху только, но и геенне подвергающее обольщаемых! Если это делается у язычников, то нисколько не удивительно; а когда поклоняющиеся Кресту, приобщающиеся неизреченных Таинств и достигшие любомудрия держатся таких постыдных обычаев, это достойно многих слез» (свт. Иоанн Златоуст, 54, 121). [9]
Суеверия и психология
Понятие «суеверие», и отнесение того или иного представления или ритуала к суевериям во многом субъективно, и зависит как от мировоззрения человека, так и от уровня образования и этнокультурной среды. Как правило, к суевериям относят представления, связывающие между собой предметы и явления, между которыми невозможно установить объективной связи (так, например, сложно установить связь между удачей и числом 13, учитывая условный характер любого порядкового счёта).
Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных, гадание и астрология — самым безумным, суеверие и деспотизм — самым несчастным. [10]
Психологическая специфика исключительной устойчивости суеверий связана с тем, что случаи их подтверждения (которые при достаточной массовости могут происходить просто в силу случайных совпадений) прочно фиксируются, а факты явной ошибочности (которых, в действительности, большинство) вытесняются. Подобное объяснение возникновения суеверий с точки зрения психологии было впервые предложено Б. Ф. Скиннером. В результате человек устанавливает ложную связь между своими действиями и некоторым независимым от них событием, которое начинает считать следствием своих действий. Скиннер экспериментально смоделировал возникновение суеверного поведения и, кроме того, показал, что суеверное поведение может быть присуще не только людям, но и животным. Также возникновение суеверий связано с эффектом Розенталя (Пигмалиона) и хоторнским эффектом.
- желание заглянуть в ближайшее будущее,
- избежать неблагоприятных ситуаций,
- утешить человека,
- желание подсказать человеку правильное поведение: или с помощью страха негативных последствий или поманив позитивными последствиями;
- приметы являются частью народного фольклора и коммуникативной культуры.
Эти причины и особенности психики способствуют распространению суеверий, особенно в экстремальных обстоятельствах.
Большинство суеверий имеют глубокие исторические корни, часть относятся к древним религиозным верованиям.
Источник: http://wikiredia.ru/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%8C%D0%B5
Старинные поверья о цветах — символах весны
Подобных примет много у всех народов мира. Для наших предков цветки были не просто украшениями сада, но и свидетелями древних легенд.
Поверья о тюльпане
Эти прекрасные и гордые цветы издавна зачаровывают людей. Их название означает преданную любовь. С этим связана грустная легенда про Фархада и его возлюбленную Ширин.
Фархад с детства любил Ширин, но, будучи простым каменотесом (в других источниках — пастухом), не смел открыть ей сердце. Когда пришло время выдавать Ширин замуж, она поставила условие, что станет женой лишь того, кто подведет воду из реки к их крепости за одну ночь. Фархаду почти удалось исполнить задачу, но подлый царевич Хисров при помощи хитрости убедил его, что он уже совершил это и скоро женится на его возлюбленной. Не желая жить без любимой, Фархад разбил голову киркой, и из капель его крови выросли прекрасные цветы. Обман был раскрыт и Хисрова изгнали с позором. Ширин так и не вышла замуж, продолжая любить Фархада до конца дней.
Многим не нравятся жёлтые цветы — они символизируют разлуку. Однако к тюльпанам это не относится. Напротив, существует поверье, что в бутоне жёлтого тюльпана заключено счастье. Многие пытались раскрыть его, но получилось это лишь у ребёнка. Он никогда прежде не видел таких красивых цветов, и от его искреннего восхищения тюльпан сам раскрыл лепестки и одарил дитя счастьем.
В Англии, на севере Девоншира, существует такая легенда. В один прекрасный вечер, прогуливаясь по саду, пожилая женщина увидела маленьких фей, которые мирно спали в бутонах. Ей было приятно наблюдать за ними и поэтому она насадила ещё больше тюльпанов, чтобы волшебные существа прилетали вновь и вновь. Сначала феи немного боялись её, но, видя доброе отношение, полюбили, и тюльпаны обрели самые невероятные цвета и замечательный аромат. Когда старушка умерла, дом отошел в наследство жадному родственнику, который уничтожил цветы и посадил овощи. Феи рассердились и портили растения, разорив владельца. Могила бывшей хозяйки всегда утопала в цветах, которые цвели вплоть до поздней осени. Вскоре предыдущего владельца сменил другой, ещё более жестокий, и вырубил все деревья. Феи были вынуждены улететь из этого края, и с того момента тюльпаны не имеют аромата.
Легенды про ирисы
Ирис — символ чистоты, невинности, душевного величия и благородства. С приходом христианства эти цветы стали знаменовать скорбь и тоску Богоматери за сыном. Существует множество легенд о происхождении этого цветка. Говорят, что первый ирис расцвел много тысячелетий назад и был так прелестен, что все животные и даже стихии не могли налюбоваться ним. Скоро возник спор, кому цветок будет принадлежать, но пока он длился, ветер и вода схватили его семена и унесли в далекие земли. Таким образом, ирис встречается практически во всех странах.
У древних греков есть легенда, согласно которой эти цветы принадлежат богине Ириде. Как известно, она служит посредницей между богами и людьми. Также Ирида сравнивается с радугой, которая соединяет землю и небо. Ирисы же считались осколками дуги, упавшими вниз, чтобы люди могли любоваться нею круглый год.
В славянской мифологии ирисы связаны с именем бога-громовержца Перуна. Согласно легенде, эти прекрасные цветы появляются в тех местах, куда ударила его молния. Не зря народное название ириса — перуника.
Много поверий, связанных с этим прекрасным цветком, повествуют о несчастной любви. Влюбилась однажды девушка из знатной семьи в простого пастуха. Они встречались тайком и были невероятно счастливы. Но злые люди рассказали об этом её отцу, он рассердился и приказал убить пастуха. Когда девушка узнала об этом, то горько заплакала, и там, где падали её слезинки, на следующий день проросли прекрасные цветы.
Мифы про анютины глазки
Анютины глазки популярны во многих странах. Именно поэтому с ними связано столько легенд и поверий. Старейшие из них принадлежат ещё древним грекам и римлянам. Рассказывают, будто эти цветы вырастил сам Зевс в подарок своей смертной возлюбленной — Ио, дочери аргивского царя. Жена Зевса Гера страшно ревновала его к царевне. Чтобы отвести от себя подозрения, бог обратил несчастную в корову, и только необычная белая масть напоминала о былой красоте. Гера же напустила на неё овода, который жалил без остановки. Спасаясь бегством, вне себя от боли, Ио была обречена на долгие муки и страдания, прежде чем ей удалось вернуть человеческий облик. Чтобы ободрить Ио, Зевс создал анютины глазки, которые символизируют конечность страданий Ио и её последующее вознаграждение.
У древних римлян этот цветок связан с богиней любви Венерой. Однажды, купаясь в озере, она обнаружила, что смертные наблюдают за ней. Разозлившись, она превратила их в анютины глазки, так как никто из обычных людей не смеет подсматривать за богами.
Русская легенда рассказывает об обманутой девушке Анюте. Она очень любила своего жениха, который, наигравшись, бросил бедняжку и уехал в далекие страны. Не выдержав разлуки и предательства, Анюта умерла, и на её могиле выросли трёхцветные фиалки, которые символизировали чувства девушки: белый лепесток — вера, жёлтый — удивление и фиолетовый — грусть.
Ещё существовало поверье, что анютины глазки — это люди, которые подсматривали за другими, за что и были наказаны. Однако у этой легенды есть двоякое толкование, поскольку существует миф, что это воплощение эльфов, которые обожают наблюдать за всем происходящим в мире.
Легенды о маргаритках
Название этих волшебных цветов переводится с древнегреческого как жемчужина. И это оправданно, так как несмотря на внешнюю простоту маргариток, они на протяжении долгих веков были любимыми растениями как знати, так и простолюдинов. С ними связано много поверий и мифов.
Наиболее известна легенда про Адмета и Алкестиду.
Адмет, царь Фер, был другом Аполлона, который смог уберечь его от смерти с условием, что когда придет черед Фера, кто-то другой заменит его на пути в царство Аида. Но никто не хотел жертвовать собой ради Адмета, и только его жена Алкестида, которая преданно любила мужа, согласилась умереть вместо него. В это время у Адмета в гостях был Геракл. Тронутый до глубины души самоотверженностью Алкестиды, герой спустился в Аид и забрал её. Несмотря на это, она не могла вернуться в прежнем обличье и превратилась в невиданный ранее цветок. Так и появились маргаритки.
Также рассказывают о прекрасной нимфе Бэлидес, которая играла в лесу с подругами. Однажды в неё влюбился бог плодородия и пастушества Пан и начал преследовать. Не зная, куда деваться от его настырной любви, нимфа попросила защиты у матери-Земли. Услышав мольбы Бэлидес, она превратила её в прекрасные растения.
Любовь и уважение к маргариткам прослеживается и в раннем христианстве. Они издавна считались цветами Девы Марии. Говорят, что когда Богоматерь получила знамение от Гавриила, то пошла к своей родственнице, дабы поделиться благой вестью. Где бы она ни проходила, повсюду вырастали маргаритки. Существует также легенда, будто Дева Мария хотела принести маленькому Иисусу цветы, но так как на улице стояла зима, ей не удалось отыскать ни одного. Тогда она взяла ткань и иголку и самостоятельно сшила их. Иисус очень обрадовался и играл всю зиму. Когда пришла весна, он посадил эти цветы и стал за ними ухаживать. Случилось чудо — тканевые маргаритки ожили и превратились в настоящие.
Поверья о весенних цветах — подснежниках
Наверное, каждый знает, как выглядит подснежник и хоть раз в жизни любовался им. Нужно заметить, что именно этот цветок распускается первым в садах после долгой зимы. Несмотря на кажущуюся хрупкость, подснежник не боится снега и заморозков. Его стойкость и сила восхищала наших предков, поэтому с ним связано столько красивых легенд.
Существует история, будто подснежник — первый цветок в мире. Адам и Ева, изгнанные из рая, брели по Земле, где царила зима. Ева горько расплакалась, сожалея о своем проступке, и Бог, пытаясь утешить и ободрить её, превратил слезы в прекрасные белые цветы, которые продолжали расти даже на морозе.
Ещё одно поверье связывает появление подснежника с наступлением весны. Когда-то хитрый Змей украл Солнце и запер её в своем царстве. На землю сразу же опустилась тьма и наступила вечная зима. Но однажды отважный юноша рискнул спуститься во дворец Змея и освободить Солнце. Ему удалось сделать это и на землю вновь пришла весна, но от полученных ран юноша погиб. Капли его крови, упавшие в снег, проросли подснежниками, чей белый оттенок напоминал чистую душу героя.
Поверья о весенних цветах — особый тип легенд. Они необычайно красивы, зачастую повествуют о большой любви или подвиге, но, к сожалению, с плохим концом. Однако даже в самой грустной легенде остается место для надежды на лучшее, и это ещё одна черта, которая выделяет эти мифы из ряда подобных.
Источник: http://grimuar.ru/primetyi/poverya-o-tsvetah-kotoryie-yavlyayutsya-simvolami-vesnyi.html
Обо всем интересном
Мой уголок-Гостиная
- Москва и ее старина. Прогулки.
- Русская кухня и ее секреты.
- Обо мне. Гостиная.
- Разное и интересное
- Свой сайт в Интернете.
ВОТ И ЛЕТО ПРОШЛО! Осенняя пора-очей очарованье.
Страницы
- Карта сайта
- Москва и ее старина. Прогулки.
- Свой сайт в Интернете.
- Филокартистам!
Карта
Недавние записи
- Загадки в народной традиции
- Растения обереги в славянской традиции
- Наши предки в обычаях, приметах, поверьях.
- Зимний салат с «золотыми зернами» инков.
- Правила хорошего тона джентельмена
- Войти
- RSS записей
- RSS комментариев
Поверья суеверия II
Суеверные поверья — запреты, связанные с едой.
Не ешьте украдкой и в темноте, дети могут стать воришками.
С чем связано такое поверье? Скорее всего оно относится к этике поведения человека. Если кто-то ест ночью украдкой, прячет пищу под подушку или одеяло, то этим он ничем не отличается от животных, которые добыв пищу, съедают ее, прячась ото всех. Еда для крестьянина — сакральная церемония, она предназначена для продления жизни. Есть надо за столом, открыто, не скрываясь от посторонних — сам заработал свой хлеб, не украл его, следовательно, мне таиться ото всех незачем. А если ты ведешь себя как воришка, то и дети станут такими же: яблоко от яблони недалеко падает.
Нельзя есть с ножа, иначе будешь злым.
Нож был оберегом от нечистой силы, относились к ножу с уважением. Воспринимали нож с мистическим страхом. Нож может поранить язык и губы и тогда через рану войдет нечистая сила, и, поневоле, будешь злым.
Нельзя есть телятину — это грех.
Это поверье — запрет бытовало на селе. Известно, что коровы хорошо доятся, когда с ними рядом телята, даже уже подросшие и не нуждающиеся в материнском молоке. Неразумно было убивать теленка, от этого корова хуже доилась, а молоко и хлеб были основной пищей на селе, если было молоко, то и дети были сыты.
Если ешь черствый хлеб, то будешь хорошо плавать и не бояться грозы.
О пользе подсушившегося, вчерашнего хлеба говорят и сейчас. Потому и сухари — привычная еда русского человека. В. Даль говорит об этом запрете, как о «педагогической обманке»: ешьте, что дают, не привередничайте. А какая связь с грозой и плаванием? В старину считалось, что полезно купаться и плавать в грозу, так наши предки общались с Перуном, богом молнии и грома — получали энергию от грозовой воды, насыщенной электричеством. И если ты следовал этому запрету, ел и черствый хлеб, не привередничал, то сулилось очень важное умение — плавать в грозовой воде.
Большой грех — выбрасывать хлеб, даже его крошки, тем более недоеденные куски.
Нельзя выбрасывать недоеденный хлеб, даже заплесневелый, его надо скармливать птицам, иначе бедным станешь. Поверье — запрет древнейшее, с очень прозрачным смыслом. Хлеб надо беречь, рожь и пшеница растет по милости Дажьбога. Чтобы вырастить урожай надо затратить много сил, и кто не бережлив к хлебу, того Дажьбог накажет голодом и бедностью. В древности считалось, что в птицах живут души умерших, поэтому крошки хлеба и недоеденные куски надо было отдавать им.
Первый блин — заупокойный. Кто на поминки блины печет, тот о насыщении души покойного печется. Если чужие смотрят, как блины печешь, то блины не зададутся, чужой глаз и сглазить их может. Первый испеченный блин надо класть на подоконник с приговором: «Честные наши родители! Вот для вашей души блинок!»
В славянских обрядах блины — сакральное блюдо. По своей форме блины олицетворяли солнечный круг, само Солнце (Ярило), которому славяне поклонялись, как верховному богу. Блины пеклись, когда зима переходила в весну — встреча весны (теперь Масленая неделя), блины пекли на свадьбу и на поминки.
Все поверья, связанные с первым блином, а их немало, основаны на том, что они предназначаются для душ умерших родных. Такие блины оставляют на подоконнике или на могиле. Слова печь (что-то) и печься = радеть (заботиться о ком-то, иметь попечение о ком-то, сравн.: Только о себе и печется!) — однокоренные. Поэтому они и перекликаются в примете: Кто на поминки блины печет, тот о насыщении души покойного печется (радеет, заботится). Блины — это первые изделия из зерна, они символизируют не только Солнце — Верховного бога славян, но и вечность ( круг). А что касается творения теста для блинов и их выпекания при чужих, то это, скорее всего, можно применить ко всему, что готовится хозяйкой: при чужих она может отвлекаться и плохо следить за готовкой. Почему это особо оговаривается для блинов в этой примете? Конечно, потому, что выпекание блинов, в принципе, было сакральным действием.
Отговев, надо купить связку бубликов и разделить их со всеми ближними (родными и друзьями) — тогда увидишься с ними и на том свете.
Говение — соблюдение строгого поста перед исповедью и причастиями. Т.е. в этой примете заключается важное правило, уходящее корнями в язычество: первая пища после говения — бублик, символ круга, символ вечности. А связка бубликов символизирует всех ближних, родных и друзей, связка, как бы, включает их в вечность и, если ты поделишся с ними бубликами на связке, то ты включаешь их в свой круг вечности.
Нельзя есть горох натощак — кого-нибудь сглазишь.
Горох у древних славян был магическим символом плодородия, невесту на свадебном обряде обсыпали горохом, желая ей много детей. Однако горох — пища тяжелая. Съеденная с утра гороховая каша будет весь день пучить живот. Настроение у человека испортится, следовательно, он может и сказать что-то ненужное.
Горшок с кашей в печи треснул — не к добру.
Наличие горшка с кашей в доме говорило о благополучии в семье, в доме. К горшкам относились уважительно их берегли, в горшке переносили домового (его переносили также и на венике) из старого дома в новый. Горшок в печи, круглый и горячий, в сознании славян соотносился с Солнцем. Печной горшок — предмет с которым гадали и связывались с душами умерших. Поэтому, если горшок с кашей, стоявший в печи давал трещину, то в этом усматривали мистическое зло, ожидающее дом или семью.
Не ешь, переступая через порог: нечистый тобою овладеть может.
Порог дома, избы — граница домашнего, защищенного домовым и другими покровителями дома, пространства. Там, за порогом чужое пространство, населенное разной «нечистью». Особенно всякие «нечистые» силы вьются перед порогом и, если человек ест переступая порог, то в открытый, жующий рот может вселиться «нечистый». Но этот правило важно еще и в бытовом смысле: есть надо не на ходу, можно и о порог споткнуться. Процесс приема пищи — сакральная церемония, она предназначена для продления жизни. Есть надо за столом, удобно и комфортно.
Не ешь во время учения: заешь выученное.
То же самое, что и не читай во время еды. Тут просто физиология.Еда стимулирует прилив крови к желудку и мозг в это время недостаточно снабжается кровью для того, чтобы воспринять и запомнить читаемое или услышанное во время учения. В этом поверье отражено и отношение к еде, как процессу приема пищи. У славян правила приема пищи строго оговаривались: что, когда, где и как можно есть.
Ложку на столе после обеда забыть — к гостю.
Понятие гостя у древних было связано с угощением, пищей. Оставить случайно ложку на столе, не прибрать ее, когда все уже встали из-за стола можно только для нежданного гостя.
Если соления (например, солонину) готовить во время новолуния, то они скоро испортятся.
Почему с новолунием у многих народов связана порча продуктов, пищи? Для древних Луна — планета мертвых, обитель душ, улетевших туда с Земли. Мертвый свет Луны — источник отрицательного влияния на все живое на Земле. Свет растущей Луны или Луны в полнолуние самый сильный. Поэтому и готовить что-то впрок нельзя. И на это указывает жизненный опыт и народные наблюдения: в разные фазы Луны процессы сушки, засолки, заготовки на зиму происходят по разному.
Не пей нападкой (то есть лежа или став на колени), не то подтолкнет черт лопаткой.
Вспомним сказку об Аленушке и братце Иванушке! Напился Иванушка из открытого «водоёма» и превратился в козлика. В основе лежит мистический запрет утоления жажды из открытого водоема, как бы кланяясь ему, т.е кланяясь водяному и всякой другой водяной нечисти. Вы можете оступиться (подтолкнет черт лопаткой), упасть в воду и вас утянет водяной.
Бумагой стол вытирать — к ссоре.
Поверье, вообщем -то, недавнее, т.к. и бумага в быту появилась недавно. Но основано на старинном уважении к столу, как к месту, за которым едят. Стол надо не просто обмахнуть, а тщательно вытереть и вымыть после еды мягкой тряпкой или полотенцем. Шорох бумаги ассоциируется в этом поверье с шумом ссоры. А ссориться в избе нельзя.
Ладонью крошки со стола не смахивай, будешь этой ладонью милостыню просить.
Поверье — запрет выражающее уважение к столу и хлебу. Крошки надо собрать и съесть или высыпать птице на дворе. Нельзя их смахивать на пол.
В начале и в конце обеда съесть кусочек хлеба с солью — к счастью.
Сочетание хлеба и соли — это символ гостеприимства. Но не только — соль это еще и оберег. Соль защищает от нечистой силы («Соль тебе в очи, головня тебе в зубы, горшок промеж щек»). Соль была в очень дорогим продуктом, но необходимым для приготовления пищи: без соли, и хлеб не естся, без соли стол кривой, без хлеба несытно, а без соли не сладко. В Древнем Риме солью платили жалование солдатам. Происхождение слова в языках индоевропейских народов связано с прилагательным «солодкий», т.е сладкий. Хлеб же в сознании народном — святой продукт.
Чаинка в стакане плавает — к подарку. Тоже самое и о мухе, попавшей в суп.
Такая примета успокаивает, скрашивает досаду от неприятного ощущения.
Яблоко со стола упало — к свиданию с возлюбленным.
Яблоко символизирует любовь. Вспомним миф о Парисе, отдавшего яблоко Елене и таким образом признавшись в любви, вспомним библейское яблоко, которым Ева поделилась с Адамом или сказочное яблоко на тарелочке, которое помогает увидеть любимого или любимую. А второй символ — это упавший предмет предвещает встречу, вспомните примету: нож упал — придет мужчина, ложка — придет женщина.
Отрезав ломоть, не втыкай нож в каравай, — это к голоду.
Воткнутый в каравай нож — кощунство, хлеб может «обидеться» и исчезнуть со стола — семья будет голодать.
Пересаливает женщина еду — значит, влюбилась.
В одном из любовных заговоров, связанное с солением пищи для предмета любви, указывается, чтобы девушка соли не жалела. Во время свадебного обряда нужно было пищу для родителей жениха солить невесте и чтобы ее не заподозрили в жадности (соль была дорогим продуктом) невеста соли не жалела, она хотела, чтобы родители жениха ее полюбили. Примета давняя, подмеченная в жизни, ее можно объяснить и по другому, с физиологической точки зрения: в состоянии влюбленности женщина ощущает нехватку соли, поэтому она и пересаливает пищу, не замечая, что другим слишком солоно.
За кем допиваешь, того грехи принимаешь.
Скорее болезни, хотя, конечно, наши предки придавали этому мистический смысл.
Соль рассыпать — к ссоре. Собери посыпанную соль в щепоть и брось через левое плечо, смеясь при этом — тогда все обойдется.
Соль это один из самых древних оберегов, нечистая сила боится соли. Это пищевой продукт, который не портится. Соль хранит продукты зимой (засолка овощей, засаливание мяса), поэтому для древних это м.б. стало символом вечности. Соль была очень ценным продуктом в смысле его дороговизны. Тот, кто отведал твоего хлеба-соли, не мог уже быть тебе врагом. Просыпать соль значило разгневать родителей и старших домочадцев. И, если это вдруг уже случилось, то надо обязательно отвести от себя и дома нечистую силу. Почему надо бросать соль через левое плечо? Считалось, что именно на левом плече сидит черт-искуситель и поэтому надо бросить щепотку рассыпанной прямо в него и при этом рассмеяться, показав, что ты не боишься лукавого и не показываешь ему своего страха и уныния. Тогда и ссоры в доме не будет.
Если за столом попросят передать соль, обязательно надо улыбаться, передавая, — не то поссоритесь.
Передавать соль за столом бывает опасно, можно просыпать, тогда случится ссора (см. выше) — передающий соль, сам того не желая, рассердится. Не нервничайте, опасаясь нехорошей приметы, улыбайтесь.
Посуду с питьем нельзя держать открытой — вражья сила поселится, черт в ведро плюнет
Считалось, что если не прикрыть чем-то ведро или кувшин с питьем, то к ним придет попить нечистая сила, а после нее и пить нельзя. Оно и понятно в открытые сосуды действительно попадает всякая нечисть: пыль, мошки, мухи, пчелы
Поперхнулся за столом — значит, кто-то к обеду спешит.
Поперхнулся, значит поспешил, а торопливость за столом нарушает обычай степенного, неторопливого «вкушения» пищи. Торопливость за столом осуждалась: «Ест, аж заталкивается, чтобы другому не досталось, если успеет».
Не убирай в дому, когда хлеб в печи, — достатка не будет.
Выпечка хлеба также была священнодействием, ритуалом. К хлебу относились как одушевленному существу. Если хозяйка начинала тесто для хлеба творить, то из дома нельзя было выходить — хлеб обидится, что его одного оставили. Нельзя было шуметь — тесто испугается и опустится. А убираться в дому, пока тесто поднимается или сидит в печи — вообще кощунство!
Квашеная капуста не испортится, если в нее ветку осины положить.
Осина — известное в поверьях дерево, с ним связано много примет. Из осины делали домашнюю посуду — плошки, ложки и пр. Осина имеет свойство сохранять продукты, в частности, капусту.
Большой урожай хлеба — к близкому голоду.
Наблюдения над закономерностями сельских работ позволило крестьянам сделать следующий вывод: за урожайным годом следовал неурожайный. Имея небольшой земельный надел, крестьянин сеял рожь, пшеницу, овес на одном и том же месте, не имея возможности чередовать злаковые с другими культурами. Земля истощалась, ей требовался отдых. За урожайным годом, зачастую, следовал неурожайный.
[начало статьи о суеверных поверьях см. здесь ]
Источник: http://valeria40.ru/raznoje-poverya-sueverya4/
Народные приметы, поверья, суеверия
Народные приметы, поверья, суеверия
01 июн 2009, 18:42
Народные приметы, поверья, суеверия — неотвратимость или возможность?
Народные приметы, поверия и суеверия — эти мудрости складывались в результате длительного наблюдения связи событий в природе, растительном и животном мире с жизнью людей.
Раннее утро, все бегут на работу, стараясь подольше оставаться в полусонном состоянии. Впереди идущий резко тормозит. Не сообразив спросонок, проскакиваю мимо него, и чуть не наступаю на прошмыгнувшую наперерез кошку. От огорчения просыпаюсь окончательно. Вспоминаются все произошедшие утром плохие приметы:
пропылесосила и вынесла полный пыли пылесборник, а по поверью выметать пыль из своего дома – выметать удачу из своей семьи;
в парадном на лестнице встретилась с соседкой, а по примете – это к несчастью, к тому же встреча утром первой с женщиной, тоже, говорят, не к добру;
во дворе на дереве каркала ворона;
часть дороги за мной прямо по моим следам шел кто-то, по примете, он забирает силу у впереди идущего;
и наконец – кошка перешла дорогу.
По всем приметам следует ждать неприятностей. Однако день прошел как обычно без особых неприятностей и огорчений.
Вспоминаю вычитанное о подобных приметах. Благо теперь книги о народных суеверьях, приметах и поверьях можно без труда найти на раскладках и в магазинах. В Интернете по критерию поиска «народные приметы, поверья, суеверия», можно найти даже не сотни, а тысячи сайтов с соответствующей информацией. В ворохе многонациональных примет нашлось, например, что по мнению англичан черную кошку надо иметь и в доме, и на корабле – это принесет счастье. У шотландцев черный кот на крыльце обещает достаток в доме. Американцы считают, что бродячий кот, особенно черный, обязательно предвещает удачу.
Что же такое все эти народные приметы, поверья, суеверия? Они обуславливают чуть ли не каждый наш шаг в жизни. Эти мудрости складывались в результате длительного наблюдения связи событий в природе, растительном и животном мире с жизнью людей. Из поколения в поколение предки передавали эти наблюдения и, исходя из них, а также увиденного самими, создавались определенные правила (приметы, суеверия, поверья), а затем и их толкования. Некоторые приметы, суеверия и поверья отражали природные закономерности, другие сложились в результате простых совпадений.
По определению примета – это явление, случай, которые в народе считаются предвестием чего-либо; поверье – идущее из старины и живущее в народе убеждение, вера в примету; суеверие – вера во что-нибудь сверхъестественное, таинственное, в предзнаменования, в приметы.
Приметы, которые на основании поведения животных, растений, природных явлений прогнозируют события природы, как правило, сбываются. Например, если кошка сворачивается клубочком, прячет мордочку, забирается на батарею (на печь) – к морозу или ненастью. Дым зимой поднимается столбом – на мороз. Вороны и галки вьются в воздухе – перед снегом. Вороны каркают стаей – к морозу. Вороны каркают, сидя на деревьях – на снегопад и метель. Галки стаями летают, ласточки шныряют низко, рыба не клюёт, лягушки квакают, птица и воробьи в пыли купаются – к дождю.
Но даже и эти природные приметы не стоит принимать как неотвратимость. Предсказываемые ими события – это всего лишь наиболее вероятная возможность, которая может и не сбыться. Природные приметы средней полосы России будут чаще сбываться именно в этой и похожих географических зонах, а, например, для жителей Англии, Франции, Ближнего Востока чаще не будут предсказанием.
Что же касается поверий и суеверий, правил относительно человеческих отношений, жизни, счастья и несчастья, богатства и т.д., то к ним следует относиться весьма критично.
С различными суевериями, поверьями, приметами связано много забавных инцидентов из жизни различных знаменитостей. Так, великий тенор Лучано Паваротти не начинал выступления без пятака в ботинке и гнутого гвоздя в кармане. Голливудская актриса Сельма Хайек, входя в любое помещение, обязательно переступает порог правой ногой по примете переступать порог правой ногой – к счастью, левой – к неудаче. Анатолий Чубайс, говорят, от сглаза носит под пиджаком приколотую булавку. Теннисистка Елена Дементьева никогда не проходит под лестницей и не возвращается домой или в отель, если едет на соревнования, даже в случае крайней необходимости.
Уверовав в поверье, несущее негативное предсказание (если сделать или не сделать что-то, то случится беда), мы сами программируем свой мозг на создание или сознание этой предсказанной беды. Здесь действует тот же принцип, что у Авиценны – легендарного врача древности, – если больной верит врачу, его можно вылечить чистой водой. А в отношении суеверия — как наша вера (наш мозг) может нас вылечить, так и может сделать нас несчастными, поверив в предсказание суеверия. Но значит наша же вера, может сделать нас счастливыми, если мы верим в свое счастье, радость силу.
Религия, особенно монотеистическая, и более всего та, что пришла с Ближнего Востока (иудаизм, христианство, ислам), считает всякого рода поверья наследием языческих традиций и жестко отсекает все, что не согласуется с ее собственными догмами и постулатами.
Хотя, конечно, как продукт тысячелетних наблюдений, суеверия, поверья, приметы заслуживают внимания, но критичного, учитывающего глубинные причины, приведшие к созданию того или иного поверья или приметы.
Источник: http://trindelka.net/forum/kultura/narodnie-primeti-poverya-sueveriya-t1345.html
- Приметы, связанные с птицами - Хозяйский подход - медиаплатформа МирТесен - народные приметы связанные с птицами
- Народные приметы про весну - народные приметы про весну
- Примета; одеть вещь наизнанку; Приметы - примета одеть одежду наизнанку
- Свадебные приметы и суеверия; Настольная книга Невесты - свадебные приметы и суеверия
- Чистый четверг – приметы - чистый четверг приметы и суеверия
- Упала вилка на пол - значение приметы - примета упала вилка на пол
- Когда сажать картошку в 2019 году по лунному календарю - благодарственные дни для посадки картофеля, народные приметы - народные приметы для посадки картофеля
- Приметы на 13 апреля 2020 - Великий понедельник: когда ждать тепла; Новости Казахстана - приметы на 13 апреля 2020
- Народные приметы - приметы это
- Приметы связанные с радугой - народные приметы про радугу
Добавить комментарий