если сверкает молния, а грома нет – будет сухое лето.
Приметы весны для детей
Для взрослого человека смена сезонов иногда даже проходит незамеченной – мы настолько погружены в свои проблемы и заботы, что машинально отрываем листки на календаре, не придавая особого значения, когда февраль сменяется мартом.
Но для малышей это сказочное время, когда природа оживает, не должно быть омрачено какими-то бытовыми неурядицами. Ведь взрослые должны стараться сделать мир детей еще красочней, на то оно и детство, чтобы наложить неизгладимый положительный след на всю жизнь маленького человека.
Чтобы обратить внимание малыша на наступление новой поры существуют старинные народные весенние приметы для детей, понять смысл которых сможет даже дошколенок. Самым маленьким можно указывать на приметы весны по дороге в садик или на прогулке. Набухающие почки, а затем появляющиеся из них нежные зеленые листики всегда интересны для наблюдения деткам.
На березках после долгой зимы появляются сережки, но это не украшения, а своеобразные цветы, они появляются перед тем, как появится листва на дереве. Следует обратить внимание ребенка на небо, которое весной становится пронзительно-голубым и высоким, в отличие от серого низкого в зимний период.
Вот такие понятные приметы непременно заинтересуют ребенка и отложатся в его памяти:
если с крыш свисают длинные сосульки, то весна будет длинной;
птички-синички слетаются ближе к жилью – ждите холодов;
синички поют на деревьях – скоро теплые деньки;
облака высоко плывут по небу – будет хорошая погода;
перелетные птицы летят большими стаями – скоро наступят теплые дни;
увидеть весной белого зайца – весна будет затяжная.
Народные приметы весны для детей-школьников
Детям, которые уже учатся в школе, становятся более понятны народные приметы, и им будет интересно проверить на практике, сбудутся ли они. Хотя, справедливости ради стоит заметить, что сейчас уже некоторые из них неактуальны, ведь климат, экология и окружающая среда сильно изменились со времен наших прапрабабушек, когда эти приметы возникли.
Приметы ранней весны:
ранней весной гром – будет холодно;
если молния без грома в марте, будет сухим лето;
жаворонки и грачи прилетели рано – холода скоро закончатся и установится теплая погода;
если сверкает молния, а грома нет – будет сухое лето.
Приметы, какая будет весна, имели для наших предков большое значение. И сейчас те, кто занимается земледелием, наряду с календарем и синоптическими данными полагается и на народные методы.
Приметы весны для детей: весенние идеи для дошкольного обучения
Весна приносит нам новую жизнь, изменчивую погоду и, конечно же, праздники. Воспитатели в детском саду могут использовать эти темы на своих занятиях, а также в проектах по декоративно-прикладному искусству. Например, можно по-весеннему оформить группу детского сада или предложить ученикам сделать поделки для их мам на 8 Марта. Весна в детском саду – это множество тематических идей для дошкольников.
Новая жизнь
Когда зимние холода сменяются весенним цветением, мы видим зарождение новой жизни вокруг нас. Используйте эту тему на занятии в детском саду в первый день весны. Предложите дошкольникам посадить семена в небольшие цветочные горшочки, позже они смогут следить за ростом растений. Чтобы уменьшить беспорядок в группе, можно ограничиться одним растением, и обязательно поощряйте наблюдение дошколят за развитием цветка.
На тематику новой жизни воспитатели также могут украсить стенд в группе. Для этого прекрасно подойдут изображения животных и их детенышей. Попросите учащихся соотнести малышей с их матерями. Вы можете взять фотографии уток и утят, гусениц и бабочек, головастиков и лягушек.
Признаки весны для детей
Поговорка «Апрель с водой, а май с травой» справедлива для каждой весны. Так что используйте ее, чтобы объяснить дошкольникам весенние явления природы, характерные для этой поры года.
Например, вы можете помочь дошкольникам увидеть признаки весны в природе, проведя следующие мероприятия:
Разделите стенд на две части: апрель и май. Для апреля подберите дождливые образы, капли дождя, лужи, зонтики, а для мая – солнце, голубое небо, расцветающие цветы. Обсудите с детьми пользу дождя. Объясните им, что вода нужна для того, чтобы новые цветы выросли и зацвели.
Очень часто в весенние дни дует сильный ветер. В один из таких дней запустите с учениками воздушного змея и расскажите, как ветер управляет им.
Проекты на 8 Марта
Международный женский день – традиционно главный праздник весны в детском саду. Это прекрасная возможность для дошкольников создать подарки своими руками для мам, бабушек или педагогов детского сада.
Предлагаем реализовать следующие идеи:
Приобретите терракотовые цветочные горшочки. Дети смогут украсить их пальчиковыми красками, пайетками и блеском.
На одном из творческих занятий предложите детям создать открытки-бабочки из цветной бумаги.
Помимо этого, украсьте стенд или стену в раздевалке группы самолетиками с надписями: «Я люблю свою маму, потому что…». Помогите дошкольникам нарисовать или написать, почему они любят своих мам. Это приветствие обрадует мам, когда они будут забирать своих деток в конце дня.
Идеи для информационного стенда
Стенд или специально отведенный для этого уголок можно использовать, чтобы продемонстрировать творчество детей и рассказать о некоторых весенних фактах.
Вместе с детьми вы можете сделать следующие весенние поделки:
Дошколята могут нарисовать и вырезать из бумаги белые и синие капли дождя и повесить их на верхнюю часть стенда. Затем сделайте внизу из зеленых подручных материалов траву и наклейте на нее разноцветные капкейки (бумажные формочки для выпекания кексов). Это продемонстрирует, как дождь помогает цветам вырасти и зацвести.
Расскажите дошкольникам про жизненный цикл птиц. Для этого вам понадобится сделать внизу стенда гнездо из полосок коричневого картона. Попросите детей вырезать из белой бумаги яйца и поместить их в ваше гнездо. Через несколько дней раздайте дошколятам шаблоны для аппликации в виде птенцов и перьев. Пусть они наклеят перья на птичек и разместят в гнезде готовых птенцов вместо яиц. Согласитесь, это отличная и оригинальная поделка на тему «Весна» для детского сада.
Дошкольник.ру — сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации. дошкольник.рф — журнал воспитателя.
Сервисы
Реклама у нас
Новости портала
Форум
Авторы детских сказок, стихов
Дошкольник рекомендует
Стартовая
Пользовательское соглашение
Авторские права
Файлы cookie
Пожертвования
Сезонные скидки
Размещаем статьи
Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата
Фейсбук
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы. Тема: «Весна. Приметы весны»
Занятия по теме «Весна»
Автор: Седова Ирина Николаевна
12.11.2015 11:13
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы. Тема: «Весна. Приметы весны»
Цель: Активизация словарного запаса по лексической теме «Весна, приметы весны».
Образовательные задачи: Закрепить знания детей о весне, весенних приметах; умение детей отвечать на вопрос полным ответом, согласовывая все части речи в предложении.
Развивающие задачи: Развивать элементарные навыки звуко–слогового анализа; умение согласовывать имена прилагательные с существительными в роде и числе, существительные с глаголами.
Воспитательные задачи: Воспитывать желание и уважение детей выслушивать ответы своих товарищей и при необходимости уметь исправить или дополнить ответ.
Оборудование: иллюстрации по темам: «Весна, приметы весны, резиновый мяч, фонограмма «Пение птиц», конверт с письмом.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, закличек о весне, наблюдение в природе, рассматривание иллюстраций.
Вводная часть: (дети стоят полукругом)
Цель: сосредоточить внимание детей на проблемной ситуации и активизировать желание выполнять задание совместно для достижения общей цели.
— Ребята, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся с нашими гостями! Здравствуйте!
— Наша беседа совсем не случайно началась с этого слова. Говоря по обычаю «здравствуйте», мы желаем друг другу здоровья, добра, благополучия.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Давайте подарим друг другу наши с вами улыбки.
(Обращаю внимание на письмо на окошке)
Кто- то бросил нам в окошко
Может это лучик солнца, что щекочет нам лицо.
Или это воробьишко, пролетая обронил.
Или это кот письмо, как мышку
На окошко заманил!
— Ребята! Нам пришло тревожное письмо от жителей сказочного города. А называется он «город красивой речи». Они просят о помощи и надеются только на нас. Из – за долгой «Зимы» город становится бесцветным и помочь несчастью может только «Весна», так как с ее приходом вся природа оживет и город станет разноцветным. Но она куда то запропастилась. Жители надеятся на вашу смекалку и сообразительность.
Ребята, давайте поможем жителям города и подскажем, как приходит весна. Что происходит с наступлением весны?
— Ну что, ребята, поможем жителям сказочного города? С настоящей зимой справиться будет сложно, но сказочную мы с вами точно одолеем, так как
— Мы ребята смелые, ловкие, умелые.
Мы друг другу помогаем, и друзей в беде не бросаем.
Основная часть:
— Ребята, в старину «Весну» зазывали закличками. Это небольшие стихи, которыми люди просили весну прийти.
Послушайте:
Звонко с крыши капли скачут.
Над окном сосульки плачут.
Скачут капли мне в ладошку.
И на бабушкину кошку.
Игра «Вопрос – ответ» — проводится с использованием резинового мяча.
Скажите, о каком явлении в природе говориться в этом стихотворении? (капель)
Что скакало с крыши в стихотворении, которое я прочитала? (капли)
Как можно назвать маленькую каплю? (капелька)
Если капли капают, какие они? (капающие)
— Давайте повторим вместе слова одной семейки, начиная со слова
КАПАТЬ, КАПЛЯ, КАПЕЛЬКА, КАПЕЛЬ, КАПАЮЩИЕ.
— Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием.
Дыхательная гимнастика «Ветерок»
— Ребята! Кто вспомнит, какие месяцы в календаре отводятся для весны? (март, апрель, май)
— А сейчас какой месяц? (март)
— А какая погода у нас на улице? (Холодная)
— А какой ветер дует весной? (теплый, весенний, холодный, ласковый и т. д.) — Давайте и мы изобразим весенний ветерок.
— Подуем на ладошку теплым, еле слышным ветерком.
А теперь подул сильный, прохладный ветер. Подуем на ладошку. Чтобы было слышно сильный ветер (вдох через нос. Выдох через рот. Щеки не надуваем, 3 раза)
— Молодцы! Замерзли ладошки от холодного ветра, разогреем наши ладошки, А теперь свои замерзшие ладошки
Друг об друга мы потрем немножко (потирают руки).
Мы потерли хорошо.
Что за чудо? Нам тепло!
Игра «Приметы Весны» — проводится с использованием резинового мяча.
Цель: Уточнение и расширение знаний о весне и ее признаках.
— А какие приметы весны вы еще знаете?
— небо стало высокое и голубое.
— солнце светит ярко и пригревает.
— на солнце снег начинает таять.
— появились первые проталинки вокруг деревьев.
— ночи стали короче, а дни длиннее.
— побежали веселые ручейки.
— мы зимнюю тяжелую одежду поменяли на легкую — весеннюю.
— вся природа просыпается от зимнего сна.
— прилетают перелетные птицы с юга.
— птицы строят гнезда и выводят птенцов.
— Молодцы, ваши ответы радуют меня.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел
Взвился вверх и полетел. (Повторить 4 раза).
Воспитатель приглашает детей за стол.
Игра «Капельки или раздели на слоги»(за столами)
Цель: Совершенствование навыка слогового анализа слов
— Ребята, будем мы сейчас водить
будем вслух произносить
Слово нужно повторить
и на слоги разделить
(Ручей, солнце, капля, туча).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что лежит на ваших столах?
Что нарисовал художник, мы сможем узнать только тогда, когда отгадаем загадку:
Висит за окошком
Он полон капели
И пахнет весной.
Дети. Это сосулька.
— Ребята, давайте подготовим наши пальчики к работе.
Пальчиковая игра «Весна»
Весна пришла по снежному,
По влажному ковру (загибаем по одному пальцу на каждой руке)
Рассыпала подснежники (трем ладошки друг о друга)
Посеяла траву (раздвигаем и сдвигаем пальцы рук)
Теперь зовет со всех сторон (руки согнуть в локтях, пальцы открыты)
Гусей, стрижей и аистов
Кукушек и скворцов (загибаем по одному пальцу на каждой руке)
Обведите по точкам сосульки голубым карандашом.
Заключительная часть:
Ребята, я горжусь вами и очень рада, что и с этим заданием вы справились достойно. Посмотрите ребята, наши старания были не напрасны.
В городе «Красивой речи» наступила волшебная «Весна». Она пробудила город от зимнего сна, все вокруг ожило и стало ярким, и разноцветным.
Вы ребята, молодцы, через все прошли преграды.
Итог:
— Что мы делали сегодня на занятии? Что больше всего вам понравилось?
— Ребята, о каком времени года мы говорили сегодня? (О весне).
— Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май).
— Какие признаки весны вы знаете? (Весной становится теплее, солнце сильно нагревает землю, появляются первые цветы и трава, тает снег, прилетают птицы из теплых стран).
— Ребята, вы справились со всеми заданиями. Молодцы, все сегодня хорошо поработали.
Источник: http://doshkolnik.ru/vesna/14901.html
Детям о временах года: весна
В этой статье Вы найдете материалы для игр, проектов, занятий с детьми по теме «Времена года. Весна»:
игра — наблюдение «Разведчики весны» (весенние приметы в природе),
как приходит к нам весна,
весенние эксперименты и логические задачки для детей,
речевые игры и упражнения для детей по теме «Весна»,
физкультминутки про весну,
пальчиковые весенние комплексы упражнений,
картинки о весне с заданиями для детей,
познавательные видео для детей о весне,
весенние загадки и пословицы
Игра «Разведчики весны»
Утром, выйдя на улицу по дороге в детский сад, в школу, на прогулку поиграйте с ребенком в разведчиков весны. «Разведчики» в нашей игре должны быть очень внимательными и замечать всё вокруг. Задача – найти как можно больше примет весны в окружающем мире.
Вариант 1. Вы с ребенком по очереди называете приметы весны, которые видите вокруг себя. Побеждает тот, кто назвал последним. Условие для взрослых – взрослый всегда в этой игре называет самые сложные, на первый взгляд невидимые признаки весны или же те признаки, на которые малыш пока внимания не обращает. Например, солнце стало раньше вставать. Или на лужах теперь нет льда. Или: на снегу образовалась тоненькая корочка наста.
Вариант 2. Дается 1 минута чтобы найти как можно больше признаков весны. При этом все игроки молчат и только наблюдают. Если играете на площадке, то дайте возможность ребенку побегать, потрогать, всё обследовать во время этой минутки. После этого каждый рассказывает о том, что увидел. Кто был самый внимательный и кто назвал больше признаков весны – тот сегодня «главный разведчик весны».
Что могут увидеть наши «разведчики весны» в этой игре, или весенние наблюдения с детьми в природе.
Солнце: а)Трехлетние дети заметят, что весеннее солнышко теплее, хочется снять варежки или расстегнуть пальто. А у некоторых малышей и взрослых от солнца появляются веснушки! От солнца бывают и солнечные зайчики. Б) Четырехлетние и более старшие малыши уже могут заметить, что солнце встает рано и будит людей. Встаешь, а уже светло на улице. А зимой, когда мы просыпались, было еще темно. Значит, день стал длиннее, а ночь короче.
Сосульки: под крышей появились сосульки, с них капает вода – можно услышать звуки капели. На солнце сосульки блестят и красиво сверкают. Зимой сосулек было мало, а теперь их много.
Снег стал темный, грязный, ноздреватый, зернистый, на солнце он тает. Часто можно увидеть осевший сугроб, из-под которого текут струйки воды – ручейки. В тени и холодных местах снега еще много, а на солнышке он уже растаял. Четырехлетние малыши и более старшие дети уже могут заметить наст – корочку на снегу.
Воздух пахнет весной. Он теплый. Можно снять рукавички и протянуть руки к солнышку – ладошкам будет тепло. А в морозы хотелось спрятать руки в теплые варежки. Мы переоделись в более легкую одежду (вместо шубы носим куртку, вместо сапожек – ботиночки и т.д.)
Лужи. Весной появляются лужи. Утром они еще затянуты тоненькой корочкой льда. Если нажать на лед палочкой, то он разломится и под ним будет видна вода. Днем лужи тают, и вокруг бегут журчащие ручейки. Почему же лед тает днем?
Небо. Весеннее небо ярко-голубое, а зимой оно часто было серым. В небе плывут кучевые облака то быстрее, то медленнее. Почему так получается? Это зависит от силы ветра. Если ветер сильный, облака плывут быстрее.
Ручьи. Потекли ручьи. А куда течет ручеек – вверх или вниз? Куда уходит вода? Покажите, как в городе вода стекает в особые решетки. Скажите, что в природе мелкие ручейки впадают в более крупные, а крупные ручьи впадают в речки. Речки переполняются водой, и выходят из берегов.
Воробьи прыгают радостно в лужах, купаются, щебечут, греются на солнышке. А зимой они сидели на ветках, нахохлившись.
Птицы – снегири, синички, дятлы — перестали прилетать на кормушку. Почему? В лесу уже тепло, появилось много насекомых, и птицы сами находят себе еду. А некоторые птицы улетели от нас, они вернулись на свою родину на север.
Насекомыепроснулись весной.
К нам прилетели-вернулись домой перелетные птицы. Почему же они вернулись? Появились насекомые – их корм.
Ледоход.Во льду на речке образуются трещины, он раскалывается и трогается с места. Ледоход – откуда появилось это слово? Ледоход = Лед ходит, лед идет! Лед стал перемещаться по реке, лед тронулся с места!
Половодье в лесу или в парке. Почему весной происходит половодье? Снег тает и образовавшиеся ручейки бегут к рекам. Реки выходят из берегов и начинается половодье . На что похоже слово «поло – водье». Полная вода! Полон водой берег реки и лес!
Современным городским детям трудно увидеть половодье. Но у нас есть замечательный мультфильм «Дедушка Мазай и зайцы» по мотивам произведения Н. Некрасова, в котором малыши могут увидеть это явление.
Ваш ребенок или дети могут спросить, почему весна не приходит сразу, почему так медленно изменяется природа? Ответьте им стихотворением Ф.И. Тютчева о споре зимы и весны. Весна приходит незаметно, чтобы зима ее не прогнала со двора! Ведь Зима не сразу пускает весну, метет метелями, засыпает ее снегом.
Зима недаром злится, Прошла ее пора — Весна в окно стучится И гонит со двора. И все засуетилось, Все нудит Зиму вон — И жаворонки в небе Уж подняли трезвон. Зима еще хлопочет И на Весну ворчит. Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит…
Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя, Пустила, убегая, В прекрасное дитя… Весне и горя мало: Умылася в снегу И лишь румяней стала Наперекор врагу.
Посмотрите с малышом мультфильм «Веснянка» о споре зимы и весны и о том, как как злая Баба Вьюга не пускала молодую весну в лес. https://youtube.com/watch?v=q9xFdi_Zneg Именно такая борьба весны и зимы происходит в марте, когда погода очень переменчива и то похожа на весеннюю, а то на зимнюю. Сейчас пишу эти строчки, а за окном вьюга и снежно, хотя еще неделю назад журчали ручьи, и казалось, что зима уже не вернется! Малыши в подобных ситуациях часто путаются и не понимают, какое же идет время года. Сказка и стихотворение о борьбе зимы с весной поможет уточнить представление детей о том, что смена времен года происходит не сразу, а постепенно.
Весна: простые весенние эксперименты и логические задачки для детей
С 3 лет. Почему тает снег? Положите снег или лед в формочку и поставьте формочку на солнце. Снег превратится в воду. Спросите малыша, почему так случилось? Можно попробовать занести формочку со снегом в комнату – снег также растает. Почему же тает снег? Когда он тает?
С 4 лет. Где быстрее тает снег – в тени или на солнце. Возьмите две формочки и положите в них снег или лед. Одну формочку поставьте на солнышко, а вторую спрячьте в тень у забора или у дома. Где лед/снег быстрее растает? Почему? После этого задайте малышу вопрос – где быстрее растает снег – в лесу, где много деревьев или на лужайке? (На лужайке солнечно, поэтому там снег растает быстрее. В лесу много тени от деревьев, и поэтому снег в лесу тает медленнее)
С 4 лет. Где быстрее наступит весна? Возьмите формочку и налейте в нее воду. Заморозьте воду в морозильнике или на улице, если еще холодно. Другую такую же формочку (вместо формочек можно использовать стаканчики из-под йогурта или сметаны) наполните снегом. Занесите домой обе формочки – с льдом и со снегом. Поставьте их рядом на стол и наблюдайте, что растает раньше – лед или снег? После этого задайте малышу вопрос – где быстрее наступит весна – на полянке или на реке? (Правильный ответ – весна быстрее наступит на полянке, так как снег тает быстрее чем лед)
С 4 лет. Где будут первые проталины? Возьмите пустые стаканчики из-под йогурта или из-под сметаны и заполните их снегом. Очень важно: часть стаканчиков должна быть темной, а часть стаканчиков — белой! Поставьте стаканчики на солнце рядом друг с другом и пронаблюдайте, в каких стаканчиках снег растает быстрее ( в темных). Загадайте малышу загадку – возле какого дерева появятся первые проталины – возле березы или возле рябины? Рассмотрите кору березы – она белая. А ствол рябины темный. Вспомните про наш эксперимент со стаканчиками. Возле какого дерева снег быстрее растает? (возле дерева с темным стволом). Получается, что возле деревьев с темным стволом теплее!
С 4 лет. Что плывет, а что тонет? Когда по земле побегут ручейки, бросайте в воду камешки, щепки, палочки, листочки и наблюдайте, какие предметы поплывут в ручейке, а какие утонут. Почему так получается? Какие предметы тонут, а какие плывут в воде? (так малыши познают такое свойство предметов как «легкий – тяжелый»).
С 3 лет. Когда появляются листочки? Возьмите на улице ветки тополя и дома поставьте в банки с водой. Воду меняйте каждые 3-4 дня.Через некоторое время появятся листочки. Спросите, почему дома на ветках уже появились листья, а на улице еще нет? Пусть малыш догадается, что для распускания листочков нужно тепло.
С 4 лет. Где больше сосулек? Прогуляйтесь с малышом вокруг дома и пронаблюдайте, одинаковое ли количество сосулек на крыше дома? Нет, где-то их больше, а где-то меньше. Почему так бывает? Почему сосульки падают с крыши днем? Оказывается, солнышко днем греет, поэтому на солнечной стороне дома сосульки блестят на солнце и тают, падают вниз на землю, капают. Подставьте ведерко под капающие капли воды и посмотрите, сколько воды в него наберется. Скажите малышу, что талой водой можно поливать растения – они очень любят такую воду.
С 5 лет. Весенний снег. Спросите малыша, какой снег убирать труднее – рыхлый или снег спресовавшийся с дорожек? Попробуйте убрать снег лопаткой, чтобы проверить предположение и сделать вывод. Понаблюдайте с ребенком, где снег быстрее тает – в сугробе, или там где его раскололи на кусочки? На солнце или в тени?
С 5 лет.Когда бывает капель? Понаблюдайте с ребенком, когда капельки воды капают с сосулек на крышах домов – днем или ночью? Для этого послушайте капель утром, днем, вечером. Вы увидите, что поздним вечером, как правило, капель прекращается. Почему? Становится холодно, и капельки воды застывают прямо на сосульке. От этого она становится толще.
А теперь давайте поиграем с весенними словами.
Речевые упражнения и игры с детьми по теме «Весна»
1.Грамматические загадки о весне
Отгадывая эти весенние загадки малыш научится согласовывать прилагательные и существительные в числе и роде.
О чем мы можем сказать «весеннее»? (ВесеннЕЕ облако, весеннее солнце, весеннее настроение, весеннее небо, весеннее утро).
О чем говорят «весенний»? ( весеннИЙ дождь, весенний ручеек, весенний вечер, весенний лес, весенний парк).
А о чем мы говорим «весенняя»? (весеннЯЯ погода, весенняя капель, весенняя проталинка, весенняя речка) Догадайся, что я загадала:
Весенний журчащий – это речка или ручеек? Как ты догадался? (О речке мы бы сказали «весенняя журчащая»).
Весеннее радостное – это утро или вечер? Откуда ты узнал?
Весеннии красивые – это тюльпаны или лес? Почему ты так решил?
Весенняя первая – это проталинка или подснежник? Как ты догадался?
Лексическая игра «Помощники весны»
Задача игры – подобрать как можно больше весенних слов.
Вариант 1. Нарисуйте на листе бумаги солнышко. И попросите ребенка или группу детей подобрать как можно больше слов о весне. Каждое слово будет одним лучиком. Чем больше подберем слов, тем больше получится лучиков у нашего солнышка! И тем теплее оно будет греть! Малыш сказал слово – рисуем лучик. Этот лучик – это лучик от его весеннего слова! Теперь Ваша очередь. Вы подобрали слово – новый лучик и так далее.
Вариант 2. Нарвите или нарежьте на кусочки лист белой бумаги. В нашей игре это будут комья снега. Возьмите рисунок с изображением подснежника. Положите на рисунок подснежника Ваши снежные кусочки бумаги так, чтобы цветка не было видно из-под снежного сугроба. Покажите получившийся снежный сугроб детям. Предложите малышам помочь весне, растопить снежный сугроб и увидеть, что спрятано под сугробом снега. Чтобы помочь весне, надо подобрать весенние слова. Одно слово весеннее сказано – убираем один комочек снега. Задача – помочь весне растопить снег полностью. А под снегом детей ждет сюрприз – первые весенние цветы – подснежники, которым они будут очень рады. Обычно такая игра вызывает столь бурную речевую активность наших маленьких помощников весны, что приходится делать огрооооомный сугробище, чтобы всем хватило снега. А когда снег тает, что получается? Ручьи! Вот о них мы и будем говорить в этой игре.
Примерный словарь для игры.
Весенние ручьи что делают? Бегут, журчат, звенят, шумят, сливаются в речку.
Земля весной какая? Влажная, сырая, холодная, плотная, рыхлая, мокрая.
Если Вы хотите провести этот вариант игры с группой детей, то очень рекомендую использовать пластиковую массу UHU для прикрепления к доске рисунков. Эта пластиковая масса похожа на пластилин белого цвета. Она рассчитана на многоразовое применение, т.е. можно прикрепить картинку, а затем снова ее открепить, и на листе не останется ни следов, ни пятен.
Лексическое упражнение «Скажи наоборот»
Предлжите малышу сказать наоборот:
Погода солнечная – погода какая? (пасмурная)
Весна ранняя – весна …? (поздняя)
Весна нежданная – весна ….? (долгожданная)
Ручей мелкий – ручей… ? (глубокий)
Зимой снег чистый, а весной он…? (грязный)
Зимой дни холодные, а весной дни…? (теплые)
Зимой солнце тусклое, а весной солнце…? (яркое)
А теперь давайте отдохнем! Физкульминутки и разминки о весне!
Выберите из этих пауз-физкультминуток о весне те, которые Вам больше понравятся и принесут радость Вашему ребенку! И поиграйте с малышом, подвигайтесь под эти ритмичные стишки!
К сожалению, я не знаю авторов многих из этих строчек. Если Вы знаете – подскажите мне, пожалуйста, в комментариях к статье. Ведь для автора всегда очень важно, что его знают и помнят и ему благодарны за его творчество. Тогда я впишу фамилии авторов в текст.
Физкультминутка 1. Мишка
Мишка вылез из берлоги, Огляделся на пороге, (повороты влево и вправо) Потянулся он со сна: (потягивание рук вверх) К нам опять пришла весна! Чтоб скорей набраться сил, Головой медведь крутил (вращение головой) Наклонялся взад, вперед (наклоны) Вот он по лесу идет (ходьба вперевалочку) Ищет мишка корешки, (наклоны вперед) И трухлявые пеньки. В них съедобные личинки – Для медведя – витаминки. Наконец медведь наелся, И на бревнышке уселся (садимся)
Физкультминутка 2. Игра на лужайке
На лужайке поутру Мы затеяли игру. Ты — ромашка, я — вьюнок. Становитесь в наш венок. (Взялись за руки, построились в круг) Раз, два, три, четыре, Раздвигайте круг пошире. (Ходьба по кругу) А теперь мы — ручейки, Побежим вперегонки, (Бег по кругу) Прямо к озеру спешим, Станет озеро большим. (Ходьба по кругу) Раз, два, три, четыре, Раздвигайте круг пошире. Становитесь в круг играть. Мы — веселые лучи. Мы — резвы и горячи. (Прыжки на месте) Раз, два, три, четыре, Раздвигайте круг пошире. Раз, два — вперед нагнуться! (Наклоны вперед) Три, четыре — быстрей чуть-чуть! Приподняться, подтянуться, (Прогнулись, руки вверх) Глубоко потом вдохнуть. Раз, два — назад прогнуться, Не сгибать колен ничуть. Раз, два, три, четыре, Взмах руками, ноги шире! (Махи руками) Раз, два, три, четыре, пять! (Прыжки на месте) Стали бегать и скакать!
Физкультминутка 3. Воробей. Слова народные
Как поиграть в эту интереснейшую народную игру для детей и как ее использовать для физкультминутки или веселой зарядки подробно описано в статье «Детям о птицах. Воробей». Там же Вы найдете слова к игре и музыкальную аудиозапись.
Что может увидеть воробей и что будут движением показывать дети? Как бежит ручей, как растаял снег, как летит скворец, как поет капель, как идет весна, как сажают лён и многое другое, что Вы придумаете в совместном творчестве с детьми.
Физкультминутка 4. Не идет ли к нам весна? Слова – П. Заднипру
На орех взобрался Мишка (имитация движений – показать, как мишка карабкается на дерево) С ветки даль ему видна (ладошку поставить как козырек ко лбу) Смотрит на холмы и крыши (соединяем руки над головой как домик – крыша) Не идёт ли к нам весна? (поднимаем плечи – удивление) За деревней,за долиной Где прозрачен небосвод (повороты головы вправо и влево). Клин увидев журавлиный (показ взмахов крыльев журавлей) Закричал: «Весна идёт!» (руки поднять в стороны вверх с радостью и улыбнуться весне!)
Физкультминутка 5. Шаловливые сосульки. Слова – Ю. Клюшников
Шаловливые сосульки (Руки поставить на пояс и весело шаловливо подпрыгивать.) Сели на карниз. (Приседание или сесть на ковер, на пол, на стульчик) Шаловливые сосульки (Подъем и опускание плеч) Посмотрели вниз. (Руку приставить как козырек и посмотреть вниз вдаль) Посмотрели, чем заняться? (Пожать плечами) Стали каплями кидаться. (Руками изображаем это действие) Две сосульки вниз смотрели (повторяем движение – руку приставить как козырек ко лбу и посмотреть вниз) И на солнышке звенели: Кап-кап, дзинь-дзинь, (В такт наклонять голову вправо – влево.) Кап-кап, дзинь – дзинь. И на солнышке звенели И…растаяли. (Расслабленно сесть, руки и ноги болтаются. Потрогайте ручку ребенка – приподнимите ее, и она упадет сама расслабленно вниз. Потрогайте ножку малыша, она тоже должна быть полностью расслаблена. Потрясите легонько ручку или ножку).
Физкульминутка 6. Солнечные зайчики
Возьмите маленькое зеркало и начните пускать солнечные зайчики. Можно это делать как на улице, так и дома в солнечную погоду. Ведущий берет зеркальце в руки и пускает зайчиков. Дети в это время изображают солнечных зайчиков. Читает стихотворение:
Солнечные зайчики Играют на стене, Помани их пальчиком, Пусть бегут к тебе (дети манят пальчиками зайчиков). Вот он светленький кружок, Вот, вот, вот – левей, левей, Убежал на потолок.
«Лови зайчика!» – по этой команде малыш пытается поймать зайчика, бегает за ним, а зайчик убегает. Если удалось поймать зайчика, то ребенок становится ведущим.
Для этой подвижной разминки подходит и другое стихотворение.
Скачут побегайчики – Солнечные зайчики. Мы зовем их – не идут. Были тут – и нет их тут. Прыг, прыг по углам. Были там – и нет их там. Где же зайчики? Ушли. Вы нигде их не нашли? (А. Бродский)
Времена года: весна в картинках с заданиями для детей
Вот мы и познакомились с весной. А теперь – задание посложнее. Это задание по картинкам. В большом размере для показа детям все картинки из этой статьи вы можете скачать по этой ссылке или в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (см. раздел фотографии, альбом «Весна»).
Попросите ребенка внимательно рассмотреть 4 картинки и найти на них весну. Попросите его доказать Вам, что это действительно весна. Можете сделать преднамеренную ошибку и показать малышу неправильную картинку. Пусть он докажет, что Вы не правы, а Вы похвалите его за внимательность! Дети очень любят исправлять взрослых, так давайте же дадим им возможность почувствовать себя знающими и компетентными!
Попросите назвать и найти на картинке время года, которое идет до весны? Наступит после весны?
А теперь предложите ребенку рассмотреть еще одну картинку и найти на ней признаки весны.
Весна: загадки для детей.
Загадка – это гимнастика ума для маленьких детей. Ведь из текста загадки нужно выделить существенные признаки и по ним сделать вывод. А еще нужно доказать свое мнение!
Выберите из представленных ниже весенних загадок те, которые подходят Вашему ребенку по возрасту. Прочитайте загадку и попросите малыша догадаться, что это? Попросите его доказать свое мнение. Можете сказать неправильную отгадку – пусть он докажет, что это не так! Это научит малыша отстаивать свое мнение, аргументировать свои ответы.
Загадка 1. Прочитайте малышу загадку и попросите назвать как можно больше признаков весны, которые он услышал в этой загадке. Можно перечитать загадку еще один раз, чтобы малыш смог внимательнее ее послушать и запомнить. Можно зарисовать те признаки, о которых говорится в этой загадке простыми рисунками – пиктограммами и по ним составить рассказ о весне.
Светает рано по утрам. Весь снег растаял тут и там, Ручей шумит как водопад. Скворцы к скворечникам летят. Звенят под крышами капели. Медведь с еловой встал постели. Всех солнышко теплом ласкает. Кто это время года знает? (Весна)
Загадка 2.
Тает снежок, Ожил лужок, День прибывает, Когда это бывает? (Весной).
А почему ты решил, что весной, ведь снег бывает и зимой тает? (потому что день прибывает весной, лужок просыпается и оживает тоже только весной, а не зимой)
Загадка 3.
Если снег повсюду тает, День становится длинней, Если всё зазеленело И в полях звенит ручей, Если солнце ярче светит, Если птицам не до сна, Если стал теплее ветер, Значит, к нам пришла… (весна)!
О каких приметах весны говорится в загадке?
Загадка 4.
Она пришла с лаской И со своей сказкой. Волшебной палочкой взмахнет – В лесу подснежник расцветет! (Весна).
Как ты догадался, что это весна?
Загадка 5.
Под крышей гвоздь висит. Солнце припечет – гвоздь упадет (Сосулька).
Чем сосулька похожа на гвоздь? Почему в загадке сказано «солнце припечет – гвоздь упадет»?
Загадка 6.
Первым вылез из землицы На проталинке, Он мороза не боится, Хоть и маленький. (Подснежник).
Как ласково называется земля в этой загадке? Землица! Что такой проталинка? Почему подснежник так называют – «под-снежник». Под-снегом! Это первый цветок, который появляется из-под снега весной.
Загадка 7.
Бегу я, как по лесенке, По камешкам звеня! Издалека по песенке Узнаете меня! (Ручеек)
Загадка 8.
Я раскрываю почки, Зеленые листочки, Деревья одеваю, Посевы поливаю, Движения полна, Зовут меня… (весна).
Как весна одевает деревья? Почему в загадке говорится, что весна «движения полна»? Что за движение происходит весной? (Бегут ручьи,растут почки и листочки, просыпаются звери и насекомые и выходят из своих зимних укрытий, идет ледоход) Загадка 9.
Белый, по реке идет, А не теплоход. (Ледоход)
Почему в этой загадке лед сравнивается с теплоходом? Чем он похож на теплоход (он белый, идет по реке)
Что еще может идти? (Часы идут, время идет, мальчик идет, автобус идет, собака идет)
А теперь давайте снова отдохнем и поиграем с пальчиками
Детям о временах года: пальчиковая гимнастика о весне
Пальчиковая гимнастика 1. Пришла весна!
Стучат всё громче дятлы, Синички стали петь (соединяем ладошки и изображаем «клювик», то раскрывая, то закрывая его). Встаёт пораньше солнце, Чтоб землю нашу греть (растопырить пальцы на обеих руках как лучики у солнца) Бегут ручьи под горку, Растаял весь снежок, (волнообразные движения ладонями, ладонь смотрит вниз на стол) А из под старой травки Уже глядит цветок… (ладони соединить и чуть раскрыть, пальцы полусогнуть чтобы получилась чашечка цветка) Раскрылся колокольчик В тени там, где сосна, (раскрываем наш цветочек) Динь-динь, звенит тихонько, Динь-динь, пришла весна. (покачиваем наш цветочек из стороны в сторону)
Пальчиковая гимнастика 2. Капель
Изображаем капель. Пальцы сгибаются и стучат по ладошке в медленном темпе по очереди – сначала ладошки касается указательный пальчик, потом средний, далее безымянный, мизинчик и всё повторяется снова. После этого гимнастика повторяется с другой ладошкой.
С крыши капает капель: Кап-кап, кап- кап! (В медленном темпе.) Это к нам пришёл апрель: Кап-кап, кап-кап! (Увеличиваем темп.) Солнце припекло сильней («Солнышко» из ладошек, пальчики растопырены как лучики солнца) И быстрей звенит капель: Кап, кап, кап, кап, кап! Кап-кап-кап-кап. (повторяем движение капели быстром темпе.)
Автор слов – Е. Карельская
Весна: приметы о весне. Давайте проверим 🙂
Дружная весна – жди большой воды.
Снег скоро тает, и вода бежит дружно – к мокрому лету.
Грачи прямо на гнезда летят – дружная весна будет.
До первой грозы лягушки не квакают.
Май холодный – год хлеборобный.
Ласточки прилетели – скоро гром загремит.
Когда цветет черемуха, всегда живет холод.
Длинные сосульки – к долгой весне.
Пословицы о весне
Почему так говорят?
Весенний день год кормит.(Весной люди делают посадки зерновых, овощей, чтобы они успели взойти и вырасти. Потом урожай соберут, и урожай будет целый год людей кормить)
Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна!
Кто весною потрудится, тот осенью повеселится.
Кто спит весной, тот плачет зимой.
Март с водой, апрель с травой.
Грач на горе – весна на дворе (Грачи – перелетные птицы, они возвращаются к нам весной).
Весенний дождь лишним не бывает (Дождик весной нужен, чтобы хорошо взошли семена)
Весна красна цветами, а осень – пирогами (Весной распускаются цветы, а осенью собирают урожай хлеба и пекут пироги)
Май леса наряжает, лето в гости ожидает.
Времена года — познавательный видеофильм для детей «Весна»
А в заключении статьи я хочу представить Вам замечательный ролик для детей о весне. В этом интересном и добром ролике дети познакомятся с природой весной и увидят тех птичек, которые прилетают в наши парки и леса весной.
Вот и закончился наш разговор о таком замечетальном времени года — о весне! Желаю Вам новых открытий, интересного общения с детьми и весеннего настроения!
Еще о весне занимательные авторские материалы для игр и занятий с детьми Вы найдете в статьях сайта:
Речевые игры и интересные задания по теме «Времена года. Весна» для детей 3-4 лет Вы найдете в статье «Весна-красна».
В статье » Животные весной» собраны логические задачи о животных для детей, познавательные сказки и рассказы.
Стихи о весне и видео для детей, словесное рисование по стихотворениям о весне — в статье «Стихи про весну для детей»
Сказки про весну: 11 познавательных сказок в картинках и заданиях для детей.
Весенний народный календарь: март. Весенние словесные игры, подвижные игры, заклички, загадки, приметы, выпечка.
До новых встреч в рубрике «Мир вокруг нас»
А если Вы захотите своими руками сделать весенние подарки и сувениры, то много интересного найдете в разделе «Весенние поделки».
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки
Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»
Просмотр содержимого документа «»Весенние приметы»»
ВЕСНА
Весенние приметы о погоде
Р анняя весна — ранняя зима.
Очень теплая весна — холодное лето.
Если ранней весной сверкает молния, а грома нет, ожидайте сухого лета.
Дубы распускаются — к холоду.
Длинные весенние сосульки предвещают непогоду и то, что до потепления еще далеко.
Весна без дождей — к дождливой осенней поре.
Появление высокой радуги в середине дня означает, что в этот день дождя уже не будет.
Низкая радуга в полдень обещает сильный ливень.
Возникновение радуги после дождя обещает хорошую, ясную погоду на оставшийся день.
Ночные зори багрового цвета предвещают на следующий день ветреную погоду.
Обилие хрущей — к засушливому лету.
Скорое таяние снега и сильно бегущие ручьи — к мокрому лету.
Таяние снега на муравейнике со стороны юга — к холодному и короткому лету, а со стороны севера — к теплому и продолжительному.
Раннее возвращение грачей и прилет жаворонков говорит о наступлении теплой весны.
Много сока из березы — к дождливому лету.
Е сли птицы вьют свои гнезда на солнечной стороне деревьев, то ждите холодного лета.
После прилета дроздов морозов больше не будет.
Когда кукушка кукует, сидя на сухом дереве, ожидайте морозной погоды.
Если ранней весной воробьи купаются — это к теплу.
Низкий полет ласточек — к дождю.
Прилет журавлей сигнализирует о наступающем сходе льда.
Возвращение скворцов означает приближение весны.
Если возле жилых домов много синиц, то весна будет холодной.
Длинные сосульки, висящие с крыш, предупреждают о продолжительной весне.
Когда во время первого весеннего грома дует южный ветер, это означает приход теплой весны, западный — дождливой, северный — холодной, восточный — теплой и сухой.
После прилета трясогузки-ледоломки ледоход начинается через 12 дней.
Если лещина украсилась сережками, то земля промерзать уже не будет, а значит можно сажать редис, мак, васильки, ноготки.
Если снег начинает таять вокруг деревьев, образуя круги с круглыми краями, то это обещает скорую и стремительную весну, а если с пологими, то затяжную.
МАРТ-ПРОТАЛЬНИК, ПОЗИМЬЕ
Имя свое месяц март получил в честь древнего бога войны Марса. На Руси его звали капельником, протальником, весновеем, грачевником.
Март — первый весенний месяц, стоит на перепутье между зимою и весною, поэтому из всех мартовских примет следует отметить общую боязнь слишком раннего тепла в марте, преждевременного наступления весны, за которым неизбежно следует возврат холодов. Март вообще месяц непостоянный. Это время усиленной борьбы весны с зимою, тепла с холодом, причем всего лучше, когда зима уступает весне место постепенно, шаг за шагом.
П риметы на март
Снег или дождь в марте стоит половины удобрений.
Холодная и сухая погода в марте — к урожаю хлеба.
Появление дятла обещает позднюю весну.
Какой будет март, такая и весна придет.
Снежный март — к дождям в апреле.
Март с водой, апрель с травой.
А если солнце Авдотья смотрит, то есть косо, неприветливо, разгулялась в полях свистунья?
В Сибири с марта (до пахоты) начинался дроворуб— «та же страда».
В конце марта у медведей пошли «потягушеньки».
В марте облака плывут быстро и высоко — к хорошей погоде.
В марте осина ярко зеленит кору, раскрытые почки обметает пушок.
В марте первое яйцо — у воронихи.
В начале марта садятся на гнездовья синицы, воробьи подбирают себе пары (Подмосковье).
В первой пятидневке марта ожидай первое таяние снега, а в начале второй начинается сокодвижение в березах и кленах.
Весновка ясна и морозна — к недороду.
Весной грач прилетел — через месяц снег сойдет.
Герасим Грачевник грачей пригнал.
Грач прилетел — через месяц снег сойдет.
Грачи играют — к хорошей погоде; с криком вьются, сядут на гнезда и опять взовьются — погода переменится.
Грачи сели в гнезда — через три недели на сев.
Гром ранней весной — перед холодом.
День Евдокии красный — на огурцы и грузди.
Длинные сосульки — к долгой весне.
Если в марте вода не течет, в апреле трава не растет.
Если в марте вода не течет, то в апреле трава не растет.
Если в мартовские метели снег ложится на полях неровно, волнисто, буграми, то хорошо родятся огородные овощи и яровые хлеба.
Если на Евдокию вода, то на Егорье вешнего еще будет в реках лед.
Если на Теплого Алексея 30 марта подует теплый ветер — будет лето теплое и мокрое, если ж снег, мороз и ветер — лето будет холодное, а если пройдет дождь — все лето будет дождливое.
Если первый гром грянет при северном ветре — к холодной весне; при восточном — к сухой и теплой весне, при западном — к мокрой весне, при южном — к теплой весне.
Если ранней весной сверкает молния, а грома не слышно — лето будет сухое. Если снег тает вокруг дерева, образуя круги с крутыми краями — весна крутая, а круги с пологими краями — весна будет затяжная (продолжительная).
Если у сосульки нет в середине пустоты, то налив хлебов полный и богатый.
Как только лещина украсит сережками, земля больше не будет промерзать, можно сеять редис, мак, васильки, ноготки.
Каковы ручьи, таковы и поймы (вешний разлив).
Когда весной поверхность снега шершавая — к урожаю, гладкая — к неурожаю.
Коли грачи прямо на гнездо летят, весна будет теплая, дружная.
Коли на Евдокию холодно, скот кормить лишних две недели.
Кора, во множестве потрескивающая весною на березах и других деревьях, предсказывает на будущее время продолжительную, хорошую и сухую погоду (Воронежская губ.).
Кукушка часто и сильно кукует по весне — верный указатель приближающегося тепла.
Кукушка, часто и сильно кукующая весною, предвещает теплое время.
Курочка в Евдокии напьется, овечка на Егорье (6 мая) наестся.
Куры, напившись талой воды, начинают много нестись.
Мартовская вода (из мартовского снега.) целебная она от веснушек и загара.
Мартовский гром — признак плодородия. В марте облака плывут высоко и быстро — к хорошей погоде.
Множество майских жуков весною — урожай проса в этом году.
На Василия-Капельника с крыш каплет.
На Евдокию через дорогу перенос снега — весну жди крутую.
На исходе марта щука хвостом лед разбивает.
Не бойся того оста, когда в закромах нет пуста, страшен и мясоед, когда в амбаре хлеба нет
Не дадим зерну пропасть, раньше жито выжнем!
Не нарубишь до пахоты — так зиму сырником и будешь топить.
Новичок (молодой месяц) под Евдокию с дождем — быть лету мокрому.
Первый снег в марте считается благодатным, его собирают и воду из него берегут: называется мартовскою и употребляется при болезнях, ею также окрапывают кустарники и плодовые деревья, чтобы водились и роились пчелы (Орловская губ.).
По народным приметам, если на Евдокию идет дождь или снег — лето будет дождливым, и наоборот, солнечный день 14 марта предвещает хорошее, сухое лето.
Погода ясна — уродится рожь, и пшеница, и травы.
Поет синица, но бывает ветер.
Полдня не будет ветра, а после полудня подует, то первая половина лета будет хорошая, а после от ветра осыплется хлеб.
Посмотри на Васильев день на капельки, и капель пойдет.
Пришли Евдокии — мужику затеи, соху точить, борону чинить.
Ранний прилет грачей и жаворонков — к теплой весне.
Ребята порубят дровишек где-нибудь недалеко: все же хоть на осень истопить пригодится.
С Евдокии ворона больно шибко кричит — весна скоро.
С гор снеговая вода — на богат укос.
Случившийся в марте гром — признак плодородия.
Смотри лето по Евдокии: на Евдокию снег с дождем — к мокрому лету, а мороз и северный ветер — к лету холодному.
Сочатся порознь ручейки из сугробов, не расплакались снега разом быть плохим кормам.
Сухой март — плодородие, дождливый — неурожай.
Те, кто постарше да посильнее, отправляются рубить дрова подальше от слободы, на ночеву, то есть ночи на три-четыре, а то и на неделю.
Авдотья красна — и весна красна. В марте вода, в апреле трава. В марте день с ночью меряется, равняется. В марте и на корыте едешь (бездорожье). В марте и сзади и спереди зима. В марте курица из лужицы (под порожком) напьется. В марте мороз скрипуч, да не жгуч. В марте югом веет, старого греет. В марте — апреле зима сзади и спереди. Весне сынок, зиме пасынок. Видишь скворца, знай, весна у крыльца! Грач зиму расклевал. Грач на горе, так и весна на дворе. И в марте мороз на нос садится. Иногда и март морозом хвалится. Март — ветронос, водотек, грачевник. Март — грачевник, грачей пригнал. Март — зимобор, с зимой борется. Март — наследник февраля. Март — протальник. Март зиму кончает, весну начинает Март и снегом сеет, и солнцем греет. Март зиму-зимскую на нет сводит. Март и снегом сеет, и солнцем греет. Март корове рог сшибает. Март месяц любит куролесить. Март морозом гордится. Март не весна, а предвесенье. Март неверен: то плачет, то смеется. Март позимье кончает, апрелю пролетному путь-дорожку кажет. Март похоронит, август схоронит (хлеб: похоронишь в землю, схоронишь в закроме). Март сенному быку рога своротит. Март сухой, да мокрый май — будет каша и каравай. Март теплом всех привечает. Март у матери-зимы шубу купил, да через три дня ее продал. Март февралю-бокогрею — младший брат. Март — не весна, а предвесенье. Март, зажги снега, заиграй овражки! Мартовский мороз с дуплом (не настоящий). Мартовское солнце свой след оставит. Мартушка еще закружит метельную вертушку. Мартушка закрутит вертушку. Февраль воду подпустит, март подберет (о заморозках). На исходе марта щука хвостом лед разбивает. На плющиху погоже — все лето пригоже. Налетели грачи, стали зиму толчи. Ни в мдрте воды, ни в апреле травы. Перезимок-март февралю-бокогрею меньший брат. Пора холод запасать — когда март на дворе. Пост — не мост, не объедешь. Придет март-капельник — и зима заплачет. Пришел Алексей — выверни оглобли из саней. Пришел марток — надевай семеро порток. Пришли Евдокеи — мужику затеи: соху точить, борону чинить. Раненько март веснянку затягазает — ненадежное тепло (ненадежная эта песня). С гор вода — рыба со стану. С крыш хоть и капает, а мороз за нос цапает. С марта пролетье, весна начинается. Сверху печет, снизу течет, Алексей с теплом — весь год с добром. Синичка в марте запела — весеннее тепло ворожит. У раннего марта — апрельские проталины. Федот — ветронос, задирает курам хвост.
АПРЕЛЬ-СНЕГОГОН
Очередной весенний месяц — апрель, получивший свое название еще в Византии. «Апрель» переводится как расцветающий, раскрывающий свои дары. Снегогон, солнечник, цветень, водолей — так ласково звали наши предки славяне этот месяц. Апрель ветром дует, небо синит — тепло сулит.
C точки зрения народных наблюдений и примет, апрель характеризуется непостоянством — тепло в нем с холодом чередуется и ясная погода с дождливою. В начале апреля продолжается таяние снегов, разливаются весенние воды, и чем больше разлив — тем лучше. Поворотом на тепло у нас считается 5/18 апреля, Федул, с которого тепляк подул. 8/21 апреля зимний путь окончательно рушится, с 12/25 апреля земля греется, парится. С Мартына лисицы из зимних нор выходят, вороны новые семьи заводят. С половины апреля выставляются ульи. В это же время идет посев и посадка огородных овощей. Так — до Егорья, 23 апреля/6 мая, когда наступает уже полный разгар весны, хотя сам по себе день этот часто бывает холоден и мрачен. Тем не менее весна вступает в свои права под зашитою весеннего внтязя Св. Георгия Победоносца, покровителя земледелия, скотоводства, охоты, повелителя диких зверей. К этому дню относятся наем пастухов, начало пастьбы, разгар весеннего посева. Дожди на Егорье полезны хлебам. К концу апреля надо заканчивать посев овса и ранних яровых. Хорошо, когда последние дни апреля ясные и теплые. Теплый и влажный апрель, за которым следует холодный и ветреный май, представляется наиболее благоприятным для урожая. Теплые дожди в апреле, и в особенности в конце месяца, — благословение полям. Что в апреле зародится, взойдет, то в мае взрастет, в июне — июле расцветет, созреет, в августе в закрома и амбары схоронится, в долгую зиму дотла подберется.
П риметы на апрель
Апрель с водой – май с травой.
Апрельский цветок ломает ледок.
Если листочки на березе распустятся до ольхи, то ожидайте сухого лета, а если наоборот, то лето будет дождливым.
Множество звезд в конце апреля — к урожайному году.
Синее апрельское небо сигнализирует о теплой и дождливой погоде.
Жаркая погода днем и прохлада ночью предвещает безветренную погоду.
7 апреля (третья часть весны) – Благовещенье — певчих птиц выпускают на волю. Если в этот день ветер, туман или иней, то год будет урожайным. Если на крышах еще есть снег, то он еще в течение месяца останется в поле. Холодная погода в этот день обещает утренние заморозки.
18 апреля – день Федула-ветренника. В народе говорили: «С Федула теплынью тянет». До этой даты хозяйки не открывали окна после зимы, поговаривая: «Раньше Федула окна настежь – весеннему теплу дорогу застишь!»
21 апреля – «Родион воды принес». В южной части России в этот день начинала цвести сирень. Солнечная погода означала приход хорошего лета, пасмурная — ненастного.
23 апреля – Юрьев день. Народная примета гласит: «На Юрьев день Луна молодая, сев яровых будет ровный. Ожидаются ранние заморозки, а если Луна на ущерб, с севом можно не спешить – морозов до поздней осени не будет».
2 4 апреля – если снег не начал таять, воды не потекли, то ожидается поздняя весна и плохое лето.
25 апреля – день Василия Парийского. Весна землю парит. Василий – серьезный святой. Народ говорил: «Выверни оглобли, закинь сани на поветь». Такая народная примета означала, что наступила пора убирать сани в сарай на хранение.
«Антип без воды — закрома без хлеба.»
«Антипы-водополы — подставляй подолы, жита будет некуда сыпать.»
«Апрель обманет — под май подведет.»
«Апрель с водою, октябрь с пивом.»
«В Благовещенье дождь — уродится рожь колосиста, умолотиста».
«В Благовещенье мороз — под кустом овес.»
«В апреле в землю не положишь, так и с земли не возьмешь.»
«В апреле мокро — грибное лето, гроза — к теплому лету и урожаю орехов».
«Вербная неделя ведреная, утренники морозные, то яровые будут хорошими.»
«Вешний ледок, что чужой порог — ненадежен.»
«Во что погодой зимобор, во то и Фекла запрядальная (7 октября).»
«Гавриил на пахоте с сохой, Дева Мария с лукошком — хлеба сеет. »
«Где в апреле река, там в июле лужица».
«Если в апреле поверхность снега шершавая — к урожаю».
«Завели калоши парню — женить пора!»
«Коли лед и вода сходят вдруг — год будет легким, хорошим.»
«Мокрое Благовещенье — на губину, к грибному году».
«Мокрый апрель — хорошая пашня».
«На Вербной мороз — яровые хлеба хороши будут.»
«На крышах снег лежит, в полях лежать ему до Егорья (6 мая)».
«На сходе снега ложится на траву лонской (прошлогодний) тенетник, лягушки заквакают, да замолкнут от возврата холодов — будет помеха урожаю».
«При восходе солнца на небе красные круги — год обещает плодородие».
«Солнышко с утра до вечера — об яровых тужить нечего: благая весть — будет чего поесть».
«Третья хвоя падает, через три недели и река пойдет.»
«Ясные ночи в апреле кончаются заморозками»
Пословицы и поговорки про апрель
«3аймовать — очи сокольи, а платить — и вороньих нет». «Антип воду льет на поймы, Василий пару земле поддает». «Апрель — первоцвет, месяц говорливой воды, хранитель вешнего шума». «Апрель — снегогон». «Апрель Егорьем красен». «Апрель богат водою». «Апрель водою славен. Апрель воду подбирает, цветы раскрывает». «Апрель всех напоит». «Апрель землю красит». «Апрель ленивого не любит, проворного голубит». «Апрель обманет — под май подведет». «Апрель открывает ключи и воды». «Апрель с водою, а май с травою». «Апрель с маем — ко всему году ключ». «Апрель снег морит — сугроб горит». «Апрель со двора — отыгралась половодьем река». «Апрель черен в поле, но в лесу еще бел (то есть снег тает в поле, но остается еще в лесу)». «Апрель, апрель — на дворе звенит капель». «Апрель-батюшка в поле зовет». «Апрельская забота сгонит с печи». «Апрельские ручьи землю будят». «Апрельский скворец — весны гонец». «Апрельский цветок ломает снежок». «Апрельское тепло ненадейчиво». «Благовестное яйцо — болтун». «Была бы апрельская водица, а зелень народится». «В апреле земля преет». «В апреле земля теплеет и воды разливаются». «В апреле лес звенит от птичьих хоров». «В апреле огородные сверчки начинают свои скачки». «В апреле сено в стогах преет». «В апреле снег от земли, лед от воды тает». «В землю крошки, из земли лепешки. » «В месяце апреле держи одежду ближе к телу (то есть бывают еще холода)». «Верба распутицу ведет, гонит с реки последний лед» «Где вороне не летать, все навоз клевать». «Говенье ломается, на печи Христос обувается» «Дождались полой водицы, аи да батюшка апрель»! «Ерема ярится, ветром грозится, хоть не сей ярового, семян не соберешь». «Зазвенели капели в апреле». «Заладила сорока в день Якова одно про всякого!» «Зосима-Савватий цветы пчеле растит, в цвет мед наливает». «Играй пока, матушка-Ока, апрель на дворе». «Из благовестного теляти добро не ждати». «Лазарь за вербой лазал» «Мужик с медом лапоть съел» «На Акулину дождь — хороша будет калина, коли плоха яровина» «На Василъя и земля запарится, как старуха в бане». «На Евтихия день тихий — к урожаю ранних яровых». «На Федула растворяй оконницу» «На святого Пуда доставай пчел из-под спуда» «На то и апрель, чтобы в землю прель». «Не бойся в апреле зимы, бойся отзимка». «Не ломай печей, пока апрель у плечей». «Не ломай печи, еще апрель на дворе». «Непостоянен обманщик-апрель: на дню семь погод». «Ни в марте воды, ни в апреле травы». «Ни холоднее марта, ни теплее мая не бывал апрель». «Первый апрельский дождь воза золота стоит». «Попалась ворона в сеть, попытаюсь, не станет ли петь». «После Федула бабе стряпать веселее: в горшке пустые щи, зато под печкой сверчок поет». «Пришел Федул, теплый ветер подул, окна растворил — избу без дров натопил» «Пришел день Агафы и Руфы — земля рухнет. » «Пришла Марья — зажги снега, заиграй овражки». «Прясть на Гаврилу — работа не впрок». «С апреля земля преет, ветром и теплом веет». «Снег в апреле — внук за дедом пришел». «Три дождя в апреле да один в мае — тысячи дождей стоят». «У кого медок и маслице, у того праздничек» «Февраль насорит снегом — апрель смоет водой». «Федул губы надул» «Что ни родится на Гаврилу — уродливо, криво». «Шибу шибком, вырастет дубком, заолешничком».
Май важный месяц, от него зависит урожай. Холода в мае не опасны и даже желательны, если они не переходят известной меры, не превращаются в губительные для молодой растительности морозы. Теплый май не опасен тоже, если он сопровождается сыростью, в особенности там, где растения уже успели ранее укорениться и набрать силу. Дожди в мае всего нужнее и полезнее для хлебов и трав. Наиболее важными погодоуказателями в мае, к которым приурочено наибольшее число наблюдений и примет, являются — Николин день 9/22, 1/14 — Еремей Запрягальник, 11/24 — Мокий, 14/27 — Сидор (Сидоров день, считающийся переходом от весны к лету: «Прошли Сидоры — прошли и сиверы»), 15/28 — Пахом, который летним теплом пахнет, 29 мая/11 июня Федосья Колосяница, начинается колошение хлеба. Эти важные для жизни растений моменты находятся всецело под влиянием метеорологических условий, и если условия складываются благоприятно, то будущий урожай может уже считаться в значительной степени обеспеченным. Последующий июнь только в исключительных случаях может погубить то добро, что сделал май, но зато он иногда может исправить и то, чего май недоделал. Поэтому в мае можно уже до некоторой степени радоваться предстоящему урожаю, если хлеба ласкают глаз, но и отчаиваться еще не следует, как бы поля ни казались на вид плохи, а надо подождать, что принесет с собой июнь.
С древних времен сохранены о мае приметы, подсказывающие крестьянам время
Приметы на май
Дождливая, холодная и ветреная погода в мае — к урожаю.
Май холодный – год хлебородный.
Когда начинаются раскрываться листья на дубах, ждите похолодания.
Сирень и черемуха начинают цвести через неделю после того как распустилась береза.
4 мая – если черемуха уже зацвела, значит будет теплое лето.
5 мая — ночные заморозки предвещают 40 холодных утренников.
8 мая — появление яркой высокой радуги обещает хорошую погоду, низкой и бледной – ненастье.
11 мая — с этого дня по традиции начинали собирать березовый сок. Деревенские знахарки применяли его в лечебных целях. В этот день они выходили на дорогу и после полудня ждали теплого ветра, который тоже считали целебным.
13 мая — в разных регионах существовали свои народные приметы, касающиеся этой даты. Так жители Подмосковья считали, что если вечернее небо будет звездным и подует теплый ветер, то стоит ждать теплого лета с грозами и хорошего урожая. В Рязанской области традиционно наблюдали за восходом солнца: если на востоке небо было чистым и безоблачным, то и лето предвещало быть хорошим; если солнце было закрыто облаками, то лето обещало быть дождливым.
16 мая — обильно цветущая черемуха означает наступление мокрого, дождливого лета.
22 мая — день «Святого Николая» считался началом трудового крестьянского лета. Если в этот день шел дождь, то это обещало урожайный год.
24 мая — Мокей Мокрый. Народная примета гласит: «На Мокея мокро – все лето мокро». Восход багряного цвета и дождливый день являлись предвестниками мокрого лета с грозами.
2 5 мая — день Епифана. В народе говорили: «Если на Епифана утро в красном кафтане, то лето будет сухое, пожарное».
26 мая — Лукерья Комарщица. С этого дня появлялись комары и ожидалось потепление ночью. Начиная с 26 мая наши, предки собирали лекарственные травы. Если в этот день ласточки летали низко над землей, то то ждали дождя.
27 мая — день Сидора. Согласно старинной примете: «На Сидора – северко и все лето таково». Это означало, что если в этот день дул северный ветер, то и все лето должно быть прохладным. С прилетом стрижей и касаток ожидается наступление тепла.
28 мая — день Пахома Бокогрея. С этой поры солнце начинает согревать. В народе говорили: «Пришел Пахом – запахло теплом», а согласно примете «На Пахом тепло – все лето теплое».
31 мая — Федот Овсяник. Считалось, что устанавливается постоянная теплая погода и прогревается воздух. Народная примета звучит так: «Пришел Федот – принялась земля за свой род».
«Сей хлеб — не спи, будешь жать — не станешь дремать».
«Где оратай плачет (тяжело!), там жнея скачет (с веселья, что хлебушек удался!)».
«Если дождей в мае много, то их мало в сентябре (и наоборот)».
«Если курицы весной рано с насеста сходят, будет плохое лето, а если поздно, то хорошее».
«Если начало мая теплое — в конце будут холода (и наоборот)».
«За сырым маем — сухой июнь».
«Запоет соловей на другой день после Еремея — будешь с хлебцем».
«Зерновые выдадутся — травы не изладятся».
«Коли май в начале тепел, жди холодное со второй половины».
«Много выморочек-проплешей на озимях — к грибному году. ».
«На одетый лес кукушка прилетела — доброе лето».
«Первый гром с запада — к урожаю».
«После ключника и дожди теплые».
«Поют соловьи перед Маврой — весна зацветет дружно».
«Раннее яровое сей, когда вода сольет, а позднее — когда цвет калины в кругу».
«Солнце встает — выдается лето сухо и ведрено; облачный восход — на дождливый сенокос».
«Соловей неумолчно поет ночью — к вёдру».
«Теплый вечер, звездная ночь — к урожаю».
«Туманы в мае обещают плодородие, грозы — обилие, град — градобойное лето».
«У вяза много почек — уродится ячмень».
«Хвощ прет — на недород».
Пословицы и поговорки про май
«Березовицы на грош — лесу на рубль изведешь». «Бывает май — под кустиком рай, а то такой май — коню сена дай, а сам на печь полезай.» «В мае все принарядится — там листком, тут цветком, а где и травинкой». «В мае даже ветер поет». «В мае два холода: когда черемуха цветет и когда дуб распускается». «В мае жениться — век маяться». «В поле не давай дуракам воли. ». «Весенний дождь лишним не бывает». «Весной пролежишь — зимой с сумой побежишь». «Внучок за дедушкой пришел». «Время дорогое — мужику нет покоя». «Даст небо дождь, а земля — рожь». «Дождь в мае лишним не бывает». «Дождь в мае хлеба подымает». «Дождь в мае хлеба подымает». «Загоняй кобылу и паши под пшеницу». «Захотел ты в мае добра»! «Захотел ты в мае у мужика перепутья! (Дорожной пищи)». «Коли в мае дождь, так и будет рожь». «Май — коню сена дай, сам на печку полезай». «Май — под каждым кустиком рай». «Май — пора сева». «Май землю греет, а сивером веет». «Май лежа наряжает, лето в гости ожидает (приглашает)». «Май лошадь откормит». «Май на май не приходится». «Май на порог весну приволок». «Май обманет — в лес уйдет». «Май обманет, в лес уйдет». «Май распустился, из-под спуда зелену траву выгоняет». «Май смаит». «Май создает хлеба, а июнь — сено». «Май холодный — год хлебородный». «Май холодный — не будешь голодный». «Майская роса — коням лучше овса». «Майская травка и голодного накормит». «Майский мороз не выдавит слез». «Майский мороз не выдавит слез». «Малая птичка соловей, а май знает». «Малый дождь землю грязнит, большой — очищает». «На первую майскую росу бросай горсть яровины на полосу». «Наш пономарь понадеялся на май, да и стал без коров». «Не обездоль корову едой, будет удой». «Ненадежно майское тепло». «Ой, аи, месяц май: и тепел, и холоден (не холоден, так голоден)». «Паши мелко, сей редко: редкий сев к частому в сусек не ходит». «Пришел май — только успевай, да не зевай». «Пришел май, а тепло будет». «Рад бы жениться, да май не велит». «Рожь говорит: сей меня в золу, да в пору, а овес — сей меня в грязь, а я буду князь, хоть в воду — да в пору». «Рыбка-плотичка — осетру сестричка». «Снег наземь — тот же назем (навоз)». «Снег поля утучняет». «Совет глупцу, что зеркало слепцу. ». «Соловей мал, да знает май». «Соловей птица малая, а и та знает, когда месяц май». «Теплый май со дня на день лето ждет». «Тот и хорош, у кого рожь». «Три долга у весны, три завета: тьму зимнюю одолеть — с этим март справляется, снег согнать, землю разбудить и отогреть — апрель тридцать дней только этим и занимается; третий долг — теплую землю в зелень нарядить — достается маю, который лес наряжает, лето в гости приглашает». «Хлеб по хлебу сеять — не молотить, не веять!». «Чудак рыбак: рыбу ловит, а сам не ест».
Стихи для детей про весну
Весна
Опять весна пришла на дачу. Ликует солнце. День подрос. И лишь одни сосульки плачут, Жалея зиму и мороз. Г. Новицкая
Дзинь-дзинь-дзинь
«Дзинь-дзинь-дзинь», — поют капели. «Ля-ля-ля», — поет скворец. Дзинь-ля-ля! На самом деле: Наступил зиме конец! В. Степанов
Подснежник
Рядом с сосенкой подснежник Смотрит в небо — светлый, нежный Что снежинки лепестки! Не тяни к нему руки — Вдруг растают лепестки. Иван Емельянов
Воробей взъерошил Пёрышки- Жив, здоров И невредим. Ловит мартовское Солнышко Каждым пёрышком Своим. В. Орлов
Рассеянная зима
Ещё кругом стоят Деревья голые, А с крыши капли Капают весёлые.
Зима куда-то Убежала в панике И очень плохо Закрутила краники.
На полянке, у тропинки Пробиваются травинки. С бугорка ручей бежит. А под ёлкой снег лежит.
По весне набухли почки
По весне набухли почки, И проклюнулись листочки. Посмотри на ветки клена: Сколько носиков зеленых! Т . Дмитриев
Если снег повсюду тает
Если снег повсюду тает, День становится длинней, Если все зазеленело И в полях звенит ручей, Если стал теплее ветер, Если птицам не до сна, Если солнце ярче светит, Значит, к нам пришла весна. Е. Карганова
Пробудившись ото сна, Кистью мягкою весна На ветвях рисует почки На полях — грачей цепочки, Над ожившею листвой — Первый росчерк грозовой, А в тени прозрачной сада — Куст сирени у ограды. В. Лунин
Шепчет солнышко
Шепчет солнышко листочкy: — Hе pобей, голyбчик! И беpёт его из почки За зелёный чyбчик
Весенние месяцы
У весны весёлый старт — На пороге стоит Март. Весело звенит капель — К нам уже спешит Апрель. Май их быстро догоняет, Всех цветами он встречает. Света, радости полны Все три месяца весны. Е. Эрато
То мороз, То лужи голубые, То метель, То солнечные дни. На пригорках Пятна снеговые Прячутся от солнышка В тени. Над землёй- Гусиная цепочка, На земле — Проснулся ручеёк, И зиме показывает Почка Озорной, зелёный Язычок. В. Орлов
Весенние певцы
У весны весёлый старт — На пороге уже Март, Неба синяя река, Кораблики в ней – облака, Дружно так поют скворцы, Они – весенние певцы, И вокруг всё расцветает — По земле весна шагает. Е.Эрато
В горшок я посажу росток, Поставлю на окне. Скорей, росток, Раскрой цветок — Он очень-очень нужен мне.
Промчатся ветры за окном Со снежною зимой, Но будет выше С каждым днем: Расти цветочек мой!
Когда же по календарю Весны настанет срок, Восьмого марта Подарю я маме свой цветок! В. Шуграева
Подарок маме
Маму я свою люблю. Ей подарок подарю. Я подарок сделал сам Из бумаги с красками. Маме я его отдам, Обнимая ласково. О. Чусовитина
Всю зиму Белый снег Белел, А в марте взял И почернел. Почернел с досады, Что люди Солнцу рады! М. Садовский
Первый солнечный денёк,
Дует вешний ветерок.
Воробьи развеселились
В эти тёплые часы,
А сосульки прослезились
И повесили носы.
В апрельском лесу
Хорошо в лесу в апреле: Пахнет лиственною прелью, Птицы разные поют, На деревьях гнёзда вьют; На полянах медуница Выйти к солнышку стремится, Между травами сморчки Поднимают колпачки; Набухают веток почки, Пробиваются листочки, Начинают муравью Поправлять дворцы свои. Г.Ладонщиков
Улетела Ласточка За тридевять земель… Возвращайся, Ласточка! На дворе апрель. Возвращайся, Ласточка! Только не одна: Пусть с тобою, Ласточка, Прилетит Весна! Б. Заходер
Леса вдали виднее, Синее небеса, Заметней и чернее На пашне полоса, И детские звонче Над лугом голоса. Весна идёт сторонкой, Да где ж она сама? Чу, слышен голос звонкий, Не это ли весна? Нет, это звонко, тонко В ручье журчит волна … А. Блок
Полюбуйся весна наступает
Полюбуйся, весна наступает, Журавли караваном летят. В ярком золоте день утопает, И ручьи по оврагам шумят. Скоро гости к тебе соберутся, Сколько гнёзд понавьют, посмотри! Что за звуки, за песни польются День-деньской от зари до зари! И. Никитин
День Победы
Что такое День Победы? Это утренний парад: Едут танки и ракеты, Марширует строй солдат.
Что такое День Победы? Это праздничный салют: Фейерверк взлетает в небо, Рассыпаясь там и тут.
Что такое День Победы? Это песни за столом, Это речи и беседы, Это дедушкин альбом.
Это фрукты и конфеты, Это запахи весны. Что такое День Победы? Это значит — нет войны. А. А. Усачев
На дворе стоит весна! После зимней лютой стужи Просыпается от сна Вся природа. Даже лужи Не покроет лед за ночь, Гонит солнце зиму прочь! Набухают соком почки, И зеленые листочки Скоро в струях ветерка Заиграют! А пока Цвета солнца у реки Появились огоньки! Все! Закончились морозы! Распускаются мимозы! В. Косовицкий
Добавить комментарий