Словарь русских суеверий, заклинаний, примет и поверий — словарь русских суеверий

16.01.2020

Коли домовой по-своему завьет у лошади гриву, нельзя ее трогать, а то он рассердится и испортит лошадь.

Словарь русских суеверий

АИСТ прежде был человеком. Однажды Бог дал ему мешок с гадами и велел выбросить его в море, в огонь, закопать в яму или оставить на вершине горы. Человек из любопытства раз­вязал мешок, и вся нечисть расползлась по земле; в наказа­ние Бог превратил человека в аиста, чтобы он очищал землю от гадов. Со стыда у аиста покраснели нос и ноги.

Аисты имеют человеческие пальцы, душу; понимают язык человека; плачут слезами; молятся Богу (это их клекот); вместе справляют свадьбы; каждая семейная пара неразлучна и в слу­чае гибели одного из супругов другой добровольно идет на смерть вслед за ним; аист даже может покончить с собой из ревности! . —

Если аист покинул гнездо на крыше и перенес птенцов, быть в доме пожару или в него попадет молния.

Эти птицы охраняют избу от пожара: если и загорится, так начнут носить в клювах воду и заливать огонь.

Обидеть аиста, разорить его гнездо — накликать на свою голову великую беду!

Аист над чьей-то избой пролетит — к родам.

У кого-то совьет гнездо в трубе — к богатству.

Перенесет гнездо свое с дома на другой — быть беде тому хозяину, от которого улетел аист.

Летящий аист представляет здоровье, резвость, урожай, брак.

Неподвижный — боли в ногах, смерть, засуху, безбрачие.

Стоящий — высокий лен.

Пара аистов — замужество или роды.

При встрече с первым аистом деньги в кармане сулят бо­гатство, ключи — изобилие, а пустые карманы — убытки.

Крик первого аиста, услышанный натощак, приносит не­счастье или предвещает битье посуды в течение года.

При виде первого аиста нужно за ним бежать, приседая и кувыркаясь, чтобы не болели ноги;

прислониться к дереву или к плетню, чтобы не болела спинам

завявать узел на шнурке от шейного креста, чтобы летом не видеть змей;

взять из-под ноги землю и бросить ее в воду, чтобы не было блох.

В некоторые семьи, где хозяйка бесплодна, но ко птицам Божиим добра, аисты потихоньку приносят новорожденных

ЕСЛИ ВОРОБЬИ зимой дружно собирают пух и перья воз­ле курятников, утепляют свои укрытия, значит, через несколь­ко дней будут морозы.

Воробьи веселы, подвижны, драчливы — к хорошей пого­де.

Гнезда вьют — к вёдру.

Дружно чирикают— к теплу.

В пыли купаются или щебечут — дождь называют.

Воробей в избу влетит,— слышать о покойнике.

Только воробей завивает гнездо на Благовещенье, но это — птица окаянная и не знает праздника. Воробей потому счита­ется символом христопродавца, что когда распинали Спасите­ля, воробьи его палачам гвоздочки в клювах подносили. За то они не ходят, а меленько припрыгивают: лапки у них вере­вочкой связаны навечно.

На исходе августа, а иные говорят на Семен день, 14 сен­тября, ночи оттого темны, что в эту пору черт меряет воробь­ев под гребло: сколько войдет, уничтожит, а иную часть от­пускает на волю. Поэтому в эту пору воробьев нигде не вид­но: все к черту слетаются.

ВОРОНЫ в кучу собираются — к ненастью. Купаются — тоже. Каркают стаей летом — к ненастью, зимой — к моро­зу.

Воронье под тучи сбивается — быть морозу.

Если на Платона и Романа (1 декабря) ворона ходит по дороге — к теплу.

Ворона кричит на-полдень — к теплу, на север — к холоду.

Ходит, разинув рот, — перед грозой.

Вороны играют .вверху, толкуны толкутся — к вёдру. Если вороны играют на лету — жди вёдра.

Ворон каркает — к несчастью, ворона — к ненастью.

Ворон — птица вещая, приносит недобрые вести, живет он триста лет и все оттого, что питается одной только мертвечи­ной.

Через который двор ворон перелетел каркая, там будет покойник. Ворон каркает на церкви — к покойнику на селе, каркает на избе — к покойнику на дворе.

Ворон по дороге ходит — к ворам.

Кто в лесу поет и увидит ворона, тому наткнуться на во­лка.

Есть у воронов свой царь-ворон, и сидит .он в гнезде, сви­том на семи дубах.

Ворон купает своих детей в Великий четверг (Страстной не­дели, последней перед Пасхой) и приносит для этого воду в гнездо свое в выеденном яйце.

На Мартынов день (14 апреля) вороний праздник: каждый старый ворон в этот день отпускает своих годовалых воронят на отдельное гнездо — на особое житье.

КУКУШКА без гнезда за то, что завила его на Благове­щенье (7 апреля).

Кукушка — вещая птица. Сколько раз она прокукует, столько лет и будешь жить на свете.

Чтобы она подольше куковала и не улетала с ветки, нуж­но, подкравшись.к дереву, перевязать его поясом.

Голос кукушки вблизи жилья иногда может служить пред­вестием свадьбы.

Кто впервые услышит кукушкин голос на тощий желудок, тому год сулит несчастья.

Кукушка кукует — горе вещует. Когда слышит кто куко­вание кукушки справа от себя — ему жить благополучно и бо­гато; слева — несчастливо; в лицо — много лет здравствовать, а сзади себя услышит — скоро умрет.

Если эта птица залетит в деревню — к пожару.

При первой кукушке брякни в кармане деньгами, чтоб во­дились.

Ранняя кукушка (прежде появления листа на дереве) — ворам неудача. :

Кукушкин голос кто впервые весной услышит, в тот бы час из-под правой ноги взял земли и в доме своем посыпал, в этом. году блохи туда не пойдут.

Если кукушка впервые закукует при восходе солнца и на зеленом дереве, то год будет урожайный,-а если на ночь и па голом дереве. — будет голод и мор.

Кукушка до Егорья (6 мая) — к падежу скота.

Когда кукушка закукует, надо, чтобы семена уже заееяны были; а если в амбаре еще лежат, к плохому году. Кукушка, часто и сильно подающая голос весною — поел вещает теплое время.

Кукушка кличет на сухом дереве — к морозу На Петров день (12 августа) кукушка подавилась ватруш­кой (то есть перестала куковать). В этот день девки крестят

Эта птица перестанет куковать, когда рожь заколосится: говорят: «Кукушка житным колоском подавилась»

ПЕТУХ. ПЕРВЫЕ петухи — полночь, вторые — до зари, третьи — заря.

Если петух запел летом раньше девяти вечера — к дождю.

Петухи кричат вперемежку с лягушками — перед бурей и дождем.

Ночью поют не вовремя — к ненастью.

Если не вовремя поют зимой, при сильных морозах, то сту­жа уменьшится.

Петухи кричат — ворочайся на другой бок.

Петухи распелись ни с того ни с сего — к вестям.

Петухи всю ночь поют — не к добру.

При переходе в новый дом наперед пускают кошку и пе­туха,.

Петух головой трясет — к беде в доме.

Если много петухов в селе неожиданно распоются — к по­койнику.

Постель покойника на три дня выносят в курятник, чтоб петухи отпели.

Эта птица оберегает от пожаров, потому и ставят деревян­ного или железного петуха на коньке крыши.

Поет петух — на небе к заутрене звонят, а как перестанет петь — так и всему миру конец.

Когда петух к ночи поет раньше времени, то видит черта и гонит его.

При крике петушином говорят: «Свят дух по земле, диавол сквозь земли».

Первого крика петуха из всей нечисти не пугается только домовой.

Нельзя держать петуха на дворе дольше семи лет: семигодовалый яйцо снесет, а из этого яйца змей вылупится на па­губу люду православному.

КОШКА в печурку — стужа на двор.

Кошка лижет хвост, прячет голову — к ненастью.

Пол скребет — к вьюге, стену — к ветру или непогоде.

Мордочку прячет — к морозу либо к ненастью.

Кошка клубком — на мороз.

Крепко спит — к теплу.

Лежит брюхом вверх — к жаре.

Моется, лижет лапу — к вёдру.

Костыль ставит (заднюю лапу поднимает) — к вёдру.

Кошка на человека тянется — к обнове.

М0ется _ гостей намывает (зазывает). Теплая или холод­ная лапа, которою умывается, означает добрых или недобрых гостей.

Лошадь от кошки сохнет (от собаки добреет) почему и не берут с собою кошку в дорогу. Нельзя называть, лаская, котят мышатами: мать их загры­зет.

Если ночью на грудь навалилась серая кошка — это домо­вой давит. Надо его сразу спросить: «К добру или к худу?» — и выслушать ответ.

Кто спит с кошкой, у того лягушки в голове заводятся.

Если кошка что-нибудь обнюхала, это уже поганое, нельзя есть человеку, потому что оно осквернилось.

Если кошка съест вареного гороху, то оглохнет.

Во время грозы выкинь кота из дома, иначе притянет мол­нию и будет пожар.

Нечисть прячется в черную кошку на свят Ильин день (2 августа), когда Илья-Пророк сыплет с неба огненными стрела­ми.

На черную кошку можно выменять у нечистой силы шап­ку-невидимку и неразменный рубль.

Кошка может в темноте разглядеть нечисть, поэтому, ког­да она ночью нервничает, может статься, что видит призра­ков.

На чих кошки говори ей: «Будь здорова!» — зубы болеть не будут.

При переходе в новый дом вперед пускай кошку и петуха.

Кто кошек любит, будет жену любить.

Кто любит-бережет кошек, того этот хитрый зверь охраняет от всякой напрасной беды.

Трехшерстная кошка приносит счастье тому дому, где жи­вет; семишерстная является еще более верным залогом благо­получия.

Кошек бить нельзя: когда на том свете придется лезть по крутой горе и нечем будет зацепиться, они снабдят из друж­бы своими когтями тех, кто был с ними при жизни добр.

Кошка так живуча, что только девятая смерть и может ее уморить.

Кота убить — семь лет ни в чем удачи не видать.

Погладить кота — лучший способ избавиться от усталости и напряжения.

СОБАКА

СОБАКА по снегу валяется — к вьюге.

Катается — к дождю и снегу.

Мало ест, много спит — к ненастью.

Скучает, траву ест — к дождю.

Жмется к хозяину, заглядывает ему в глаза — к несчастью.

Если собака во время Пасхальной заутрени лает на восток — к пожару, на запад — к несчастью.

Если собаки много лают в Крещенье, будет много зверя и дичи.

На Ильин день (2 августа) собак и кошек не пускают из избы, чтобы в них не спрятался черт, коего Илья-Пророк по­разит своей молнией.

Собаки играют — к свадьбе.

Собака перебежала дорогу — неудача.

Трется около идущих по улице — к подарку.

Лает — к встрече с другом.

Роет норы — быть в доме покойнику.

Крох не ест после больного — он скоро умрет.

Воет, опустив морду, — к покойнику; подняв, — к пожа-РУ-

Собачий вой — на вечный покой.

Лошадь от кошки сохнет, от собаки добреет, потому соба­ку хорошо брать с собою в дорогу.

Если собака, стоя на лапах, качается — хозяину выпадет дорога.

Собака на человека потянулась — к корысти. Подушку под собой перевернуть и сказать: «На свою голо­ву!» — собака на дворе выть перестанет.

При виде свирепо лающей собаки следует проговорить три раза: «Щенилась слепая, теперь будь немая!» — причем каж­дый раз плевать налево.

Не бей собаку: и она была человеком, да обращена в пса за прожорливость.

Не пинай собаку — судороги потянут.

Собаку грешно кликать человеческим именем.

Кто после собаки ест, у того горло распухнет.

Чтоб собака не сбежала, у нее вырывают клок шерсти на загривке.

Чтоб не бесилась — ее щенят протаскивают сквозь колес­ную ступицу.

Собаку можно целовать в морду, а не в шерсть, кошку — наоборот.

Некоторые собаки имеют над каждым глазом по белому пятну. Эти пятна зовутся другими глазами, а собаки такие — двоеглазками. Настоящими глазами они видят обычные, вещественные предметы, а глазами-пятнами — нечистую силу. Леший, например, таких собак терпеть не может.

Если идет большая неожиданная беда, домовой извещает о ее приближении тем, что велит собакам рыть среди двора ямы и выть на всю деревню.

КОРОВА

О КОРОВАХ так молятся: «Защити мою коровушку, Св. Егорий, Власий и Протасий!»

Агафья-коровница (18 февраля) оберегает коров от болез­ней.

На Власьев день (23 февраля) пекут сдобные молочные пышки в честь «коровьего праздника», кормят ребят и пода­ют нищим. Одну пышку берегут на божнице до нового Власьева дня, так как это — лекарство от скотьей болести: стоит только накрошить ее в месиво, да с молитвою ко Власию дать больной животине — и у нее все как рукой снимет.

Корова без клички — мясо. Надо ее непременно именовать, иначе не минуть скоро зарезать.

Приведя в дом купленную корову, ее надо накормить в первый раз на печном заслоне.

Егорьевская корова комола (рожденная на Егория).

Если принесет корова двойней одношерстных — к добру, разношерстных — к худу.

Куда стельная корова головой ложится — на полночь или на полдень, — туда и отелится.

Чтобы стельная корова принесла телку, а не бычка, хозяйка едет доить ее в последний раз верхом на сковороднике.

Как под копытом мокро (весной и осенью), так корова мо­лока прибавит.

«Море под коровой, река молока!» — пожелание дойнице. Подойника не ставь на стул или кадку — молоко к выме­ни присохнет.

Лишний глаз при дойке коровы портит ее.

Если корова перестанет доиться, то кто-нибудь из счастли­вых в семье, обыкновенно девушка или ребенок, должны «вы­купить» ее у хозяйки или коровницы за грош. Корова с того времени станет собственностью покупателя и будет опять до­иться.

Если под корову нечаянно подлетит ласточка, у той будет кровавое молоко. Чтобы избавиться от этого, ее надо подоить сквозь обручальное кольцо.

Если корова перестала доиться, возможно, что вымя пере­вязала ведьма своим волоском, и надо его отыскать.

Чтобы спасти коров и телят от нападения ведьм, ставят на воротах и по углам скотного двора осины, срубленные или вырванные с корнем.

Когда по весне первый раз выпускают коров на пастбище, надо накрошить хлеба и давать на заслоне корове, пригова­ривая: «Как этот заслон каждую ночь стоит на своем месте, -так бы наша коровушка каждую ночь стояла в нашем дво­ре».

Выгоняя первый раз корову в поле, хозяйка заставляет ее переступать через положенную в воротах клюку, а потом, ударяя этой клюкой, приговаривает: «Тели телок, тели те­лок! »

Черная корова идет впереди стада — к пасмурной погоде, пестрая — к вёдру, красная — к хорошей погоде.

Чтобы проданная корова не тосковала о прежних хозяевах, привыкла к новым, они должны дать ей новую кличку.

В дымное окно коров скликать — сами будут домой ходить.

Под горшок в хлеву кладут камень и говорят: «Гложи, волк, свои бока!» — чтобы волк не съел коровы.

Корова мычит — хозяин будет сердит.

На Новый год черт выгоняет своих коров пастись к устью какой-нибудь речки, и если обойти это место с иконой, то черт, хотя и выскочит и коровы разбегутся, но двух-трех все-таки можно успеть захватить. Коровы эти зовутся «хватанные», проклятые.

ЭТА ЖИВОТИНА благословенная: она зарывала младенца Христа в солому (а свиньи отрывали).

На Симеона (16 февраля) привязывают к лошади кнут, ру­кавицы, онучи — для отогнания домового, чтобы подумал, будто человек верхом сидит — и не мучил животину.

Если на Феофана (25 марта) лошадь заболеет, то все лето работать не ртанет.

«Будь гладка, как яичко!» — говорят на Пасху, поглажи­вая лошадь яйцом.

Никола вешний (22 мая) считается покровителем лошадей, ему заказывают молебны с водосвятием, чтобы уберег коней от волков и медведей и даровал табунам здоровье.

14 августа, после первого Спаса, поят лошадей через сереб­ро. В последний раз выкупанных в Спасов день, их приводят на другое утро к колодцу, бросают в него серебряный пята­чок, зачерпывают воды, отпускают в бадью другой, «завет­ный», пятачок и поят коня. Исполнением этого обычая дума­ют умилостивить домового. Напоенные через серебро лошади добреют и не боятся лихого глаза. Монета, опускаемая в бадью, должна скрытно от всех домашних и, тем более, от посторон­них храниться в конюшне под теми яслями, из которых ест сено эта лошадь. Таким образом двор ограждается от конско­го падежа.

На Фрола и Лавра (31 августа) лошадиный праздник: кро­пят лошадей, украшают их, прикармливают. На лошадях в этот день не работают, не то падеж будет.

Некоторые люди умеют лошадей заговаривать так, что, хотя бы купивший ее жил за триста верст, она прибежит к старому хозяину, пренебрегая всякими опасностями. Веря в это, покупающий должен постараться через знахаря снять с лошади «уход».

Если домовой сядет на лошадь, которую не любит, то при­ведет ее к утру всю в мыле, лошадь спадет с тела. Она при­шлась не ко двору и ее непременно следует сбыть.

Коли домовой по-своему завьет у лошади гриву, нельзя ее трогать, а то он рассердится и испортит лошадь.

На конюшне надо держать козла для отогнания злого дво­рового.

Двужильную лошадь зарывай во дворе, не то падет за нею еще двенадцать лошадей.

Чтобы иметь коней добрых, в теле, следует держать в ко­нюшне кусок дерева, разбитого громом.

Лошадь от кошки сохнет, от собаки добреет, потому не бе­рут с собой кошку в дорогу.

Чепрак из барсовой кожи вреден для лошади.

Когда лошадь храпит, следует спросить: «Друга чуешь иль недруга? »

На чих лошади говори: «Будь здорова!» — и обругай.

Если ходить по тому месту, где валялась лошадь, будут лишаи на теле.

Ржет конь — к добру.

Топает — к дороге.

Копыта у лошадей потеют — к теплу.

Зимой конь ложится, катается, спит на назьму — к теп­лу.

Втягивает ноздрями воздух дорожный — дом близко.

Фыркает в пути — к дождю или к доброй встрече. , Лошадь трясет головой и вскидывает ее — к ненастью.

Храпит — к вьюге.

Если дорогой распряжется конь, быть беде неминучей, в доме нездорово или жена неверна.

Споткнется конь при выезде со двора — лучше воротить­ся, чтобы не вышло какого худа.

Конь воина обнюхивает — убитым быть.

Хомут, снятый с потной лошади, является у знахарок ле­чебным средством: надеть его на лихорадящего — всю хворь как рукой снимет.

Вода из недопитого лошадью ведра тоже может облегчать разные болезни, если умыться ею с наговорным словом.

От лихорадки положить в изголовье больного лошадиный череп.

Конский череп страшен для нечистой силы. Если в дерев­ню нежить повадилась, вокруг околицы или дворов надо на­тыкать на палки конские черепа.

Источник: http://studopedia.ru/10_167474_glava—urovni-slavyanskoy-mifologii.html

Купить Словарь русских суеверий, Елена Грушко, Юрий Медведев

словарь русских суеверий

Словарь русских суеверий

Уникальный словарь исследования народной мудрости — русских суеверий и поверий от древнейших времен до наших дней. Книга послужит не только интересным чтением, но и своего рода учебником жизни «для стара и млада».

Если Вы не читали «Словарь русских суеверий», Вы можете приобрести её в следующих магазинах:

Купить «Словарь русских суеверий», Елена Грушко, Юрий Медведев в магазинах:

При покупке в этом магазине Вы возвращаете на личный счет BM и становитесь претендентом на приз месяца от BookMix.ru!
Подробнее об акции

Вы можете приобрести книгу Словарь русских суеверий дешевле, чем в обычных магазинах, для этого выберите наиболее подходящий для Вас интернет-магазин и перейдите по ссылке «Купить». Вы сможете использовать различные варианты оплаты товара, наиболее удобные для Вас.

Информацию о способах оплаты и доставки Вы сможете узнать на странце каждого магазина, после того, как перейдете по ссылке Купить книгу Словарь русских суеверий.

словарь русских суеверий

Словарь русских суеверий

Издательство: Братья славяне, Русский купец, 1995

ISBN: 5882040361

Купить данное издание можно здесь

словарь русских суеверий

Словарь русских суеверий

Издательство: Братья славяне, 1995

ISBN: oz1931455

Купить данное издание можно здесь

Источник: http://bookmix.ru/bookprice.phtml?id=301848

Толкование (значение) слова суеверие

На этой странице представлена вся полезная информация собранная нами по слову суеверие. Если вы считаете что информация не полная, или не нашли того, что искали, то, пожалуйста, оставьте ваш комментарий в нашей группе ВКонтакте и мы постараемся улучшить наш словарь чтобы соответствовать вашим высоким требованиям.

Ниже вы найдете толкование слова суеверие, как правильно ставить ударение в слове суеверие, а так же синонимы к слову суеверие

словарь русских суеверий

Суеверие . явления и события в жизни проявлением чудесных сверхъестественных сил и предзнаменованием будущего. С. возникло на почве первобытных, пережиточных представлений о силах природы. Вера в приметы — одно из характерных проявлений суеверия.

СУЕВ Е РИЕ, -я; ср.
Предрассудок, основанный на вере во что-л. сверхъестественное. Искоренять суеверия. Впасть в с.

-я, ср. Вера во что-н. сверхъестественное, таинственное, в предзнаменования, в приметы. Старинные суеверия.

Ударение:

Суеверие, предрассудок, поверие, предубеждение.
См. предрассудок

Источник: http://formaslov.ru/%D1%81%D1%83%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B5

Bestiary.us

Быстрый переход

Марина Власова «Энциклопедия русских суеверий» — СПб.: Азбука, 2008 (48)

словарь русских суеверий

Аннотация

«Энциклопедия русских суеверий» знакомит со сложным комплексом верований, бытующих в среде русского крестьянства в XIX-XX веках. Его основные его основные «герои» — ведьмы, колдуны, покойники, черти, домовые, водяные, лешие и прочие нечистые духи. Их образы оказались поразительно живучими в народном сознании, представляя и ныне существующий пласт традиционной культуры. Бесспорный интерес вызывают широко цитируемые автором фольклорные и этнографические источники, архивные материалы и литературные публикации. Они приводятся практически без изменений, с сохранением диалектизмов и стилистических особенностей. Помимо основного раздела в издание вошли статьи «О незнаемом» М.Власовой, «Народная демонология в литературе» А.Некрыловой, словарь устаревших и диалектных слов и список литературы. Книга адресована как специалистам, так и широкому кругу читателей.

Содержание

От составителя (предисловие) c. 5–6

Список сокращений (справочные материалы) c. 7–10

Русские суеверия (иллюстратор: Валерий Есауленко) c. 11–576

Приложение. О незнаемом (статья) c.5 77–608

Приложение. Народная демонология в литературе. Материалы к словарю (статья) c.6 09–650

Список литературы (справочные материалы) c.6 51–665

Словарь устаревших и диалектных слов (словарь) c.6 66–669

Источник: http://www.bestiary.us/books/russkie-sueverija

Многоязычный словарь суеверий и примет PDF

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

Суеверия и приметы – это своеобразные формы воспоминания, являющиеся одновременно образцами, примерами и своего рода поучениями, они воспроизводят культурное прошлое, определяют сущность и свойства современной лингвокультуры. Данный многоязычный словарь является пока единственным и уникальным лексикографическим опытом нового поколения. На фоне русских суеверий и примет представлены их сходства и различия в разных культурах: английской, итальянской, французской, испанской, немецкой, японской и китайской.

Для филологов, культурологов, а также всех, кто интересуется европейской и восточной культурами.

Источник: http://www.litres.ru/raznoe/mnogoyazychnyy-slovar-sueveriy-i-primet-6244182/

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *