ТОЛЬКО НЕ ГОВОРИ; МАКБЕТ: ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПРИМЕТЫ И СУЕВЕРИЯ; МОСТ — журнал о современной культуре МОСТ — журнал о современной культуре — театральные суеверия

18.11.2019

№6 А что в конце, узнаем только на спектакле

ТОЛЬКО НЕ ГОВОРИ “МАКБЕТ”: ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПРИМЕТЫ И СУЕВЕРИЯ

театральные суеверия

Кто-то может подумать, что самая суеверная профессия на свете – это космонавт (со своими веточками полыни), кто то – что пожарный. А некоторые и вовсе скажут, что суеверия – это абсурд, и следовать им абсолютно бессмысленно и неразумно. Но есть на свете люди, которые верят, что выполнение особых ритуалов обязательно принесет им удачу. Одни из них – работники театра.

Чтобы лучше представить “суеверную» атмосферу, царящую в стенах театра, необходимо совершить небольшое путешествие по его интерьерам.

№1 Свистеть не положено!

Представьте, что весело насвистывая, зритель с уверенностью переступает порог театра, но на него тут же смотрят укоризненным взглядом. Все потому, что в доме искусства нельзя свистеть. Свист в театральных стенах приносит несчастье. Разрешается это действие исключительно во время спектакля, да и то только если положено по сценарию.

Пройдя немного дальше, перед зрителем откроется дверь “раздевалки”, но переступать ее порог можно только лишь с левой ноги. На дверях гримерок нет картинок, плакатов или постеров. Вешать их туда не положено. А также нигде не увидить гримерной номер 13, так как он считается несчастливым числом. В самом помещении, где актеры готовятся к спектаклю, тоже царят особые правила. Личное мыло нельзя отдавать коллегам, даже на время, его же нельзя и выносить за пределы грим-уборной. С опаской относятся и к одежде: ее нельзя надевать задом наперед и шиворот-навыворот.

театральные суеверия

№3 На лежачего сесть!

Когда зритель дойдет, наконец, до сцены, то увидит, как репетируют артисты. Нечаянно один из них роняет свой сценарий и совершает странный жест – тут же вскакивает и садится на него. Это одна из самых важнейших театральных примет, поступиться которой не может ни один актер. Считается, что роль или даже весь спектакль может провалиться, если человек претерпевает такой конфуз. После того, как на сценарии посидят, его нужно обязательно взять в руки и с ним же встать. Проделать этот ритуал нужно вне зависимости от того места, где и куда упала заветная рукопись. Также на сцену нельзя приносить живые цветы. Это вестник неудач и провалов. В декорациях и реквизите могут использоваться только искусственные бутоны.

№4 Водку всем, кроме покойника!

Очень неохотно актёры театра соглашаются на роли со смертельным исходом, или так называемые роли «на костылях». Играя на сцене, артист проживает судьбу своего героя, и иногда она может повториться и в жизни. Чтобы несчастья «сценической судьбы» не повторились наяву, актеры стремятся обезопасить себя. Например, если в спектакле присутствует сцена с траурной процессией, в изголовье гроба, под подушку, кладут бутылку с водкой. После окончания спектакля, водку должны выпить все коллеги, игравшие с «усопшим» на сцене. Они выпивают её в присутствии актера, но ему пить напиток ни в коем случае нельзя. После этого артисту более ничего не угрожает в реальной жизни, а ритуал считается завершенным.

№5 Покупайте очищенные семечки

Если во время этого маленького путешествия зритель увлеченно поедал семечки, то работники театра не предложат ему добавки. И совсем не потому, что от семечек много шелухи и они оставляют мусор. Просто существует поверье, что можно «прощелкать» всю выручку от билетных сборов.

театральные суеверия

№6 А что в конце, узнаем только на спектакле

Самая приятная и почетная примета именно для зрителя связана со сценарием. На репетициях запрещено произносить последнюю реплику пьесы. Услышать ее впервые дозволено только на премьере зрителям.

№7 Где угодно, только не за кулисами!

Помимо всего перечисленного, в театре могут встретиться множество интересных примет. Одна из них – запрет на произнесение «Макбета» за кулисами. Несчастье бедной пьесы Шекспира состоит в том, что театр, в котором было произнесено роковое слово, может претерпеть крах. Но данное суеверие вполне объяснимо. «Макбет» – одна из самых популярных и распространенных пьес во всем мире. Театры ставят её, чтобы привлечь зрителей и собрать кассу. Поэтому произнесение «Макбета» за кулисами означает, что в доме искусства настали не лучшие времена.

Театр – это маленькая страна? Театр – это целая вселенная, со своими планетами, обитателями, а, следовательно, и со своей мистикой и суевериями. Поэтому остается лишь надеяться и верить, что эти приметы действительно хранят актеров и оберегают закулисье от бед и неудач.

Источник: http://mostmag.ru/teatr-sueveriya/

Чего боятся фильммейкеры

Кинематографисты весьма суеверны, что естественно: просчитать успех того или иного фильма сложно, реакция аудитории непредсказуема – поневоле начнешь тут верить в обереги, притягивающие успех, и проклятия, его всячески отталкивающие

театральные суеверия

В современное кино многие суеверия перешли из традиционного театра – где еще, как не там, собираться мнительным творческим личностям с букетами разнообразных фобий и предрассудков? Принести в театр перо павлина – к несчастью. Уронить на сцену гребень – к несчастью. Вязать в зрительном зале – плохая примета. Если сесть задом на уроненный текст пьесы или сценарий и только после этого поднять его, это поможет спасти всю постановку от кассового провала. Цветы, подаренные актеру до премьеры, – к несчастью. Звезда, забывшая мыло в душевой, рискует потерять часть удачи – не исключено, что фарт перейдет к тому, кто этим мылом намылится после. Найти на сцене гвоздь и вбить его в укромном углу – значит обеспечить себе долгую карьеру.

Все это старые приметы, к которым прислушиваются как кино-, так и театральные актеры. А есть и такие вещи, которые встречаются только в кинематографе, – например, разбивание тарелки с написанными на ней именами членов киногруппы о штатив камеры в первый день съемок. Похожая традиция есть у мореходов – только там разбивают бутылку шампанского о спущенное на воду судно. Если тарелка не разбилась с первого раза – фильм, по всей видимости, провалится в прокате. Это чисто советское поверье, как и запрет на лузганье семечек на съемочной площадке, считающееся занятием бездельников. Есть также традиция, запрещающая посторонним садиться на стул режиссера (даже пустующий, даже никак не подписанный), – если ее не придерживаться, на съемках все пойдет кувырком.

Жора Крыжовников на съемочной площадке фильма «Горько! 2»

театральные суеверия

Никто не любит умирать в кадре, тем более ложиться в гроб. Если этого не избежать, под голову «покойнику» кладут бутылку водки, которую он потом должен выпить за свое здоровье (в комедии «Горько! 2», где герои полфильма таскаются с гробом, протокольная бутылка присутствовала, так что традиция жива и здорова), а в конце дубля требуется открыть глаза и показать камере язык – так нейтрализуется «мрачная» ситуация. Никто не снимает похороны в первый день съемок: многие подозревают, что у актера, лежащего в гробу, могут начаться реальные проблемы со здоровьем, из-за чего застопорится производство всего фильма. Операторы и режиссеры никогда не говорят «мой последний фильм» или «сегодня мы сняли последний кадр» – а то вдруг он и правда окажется последним? Чтобы не накаркать, вместо «последний» киношники предпочитают использовать слово «крайний» (так же делают и летчики, говоря о своих полетах).

А что по другую сторону океана? Голливуд в приметы верит с большой охотой, и ритуалов, пришедших с Бродвея, там хватает. На киностудиях вы не найдете тринадцатых этажей, их обозначают как 12А (Голливуд вообще помешан на нумерологии, примерно как болливудские актеры – на «счастливых» буквах). Дабы не спугнуть удачу, на «фабрике грез» избегают класть шляпу или обувь на кровать. А вера в разного рода гороскопы – многолетняя голливудская мода.

Свист в гримерке во время съемочного периода несет несчастье: кто-то из команды фильма скоро вылетит из профессии. Чтобы этого не случилось, засвистевший по забывчивости актер выходит из гримерки, поворачивается три раза и стучит по дереву (когда-то свистками в театре общались рабочие сцены, набиравшиеся из матросов, и чужой свист мог запутать их, заставив привести в движение не те декорации или уронить на свистящего мешок с песком – занятно, во что это табу трансформировалось сегодня). Вообще, в гримерке много чего нельзя делать: смотреть через плечо, притаскивать с собой грим из дома, а тем более его рассыпать… И не стоит вешать фотографии на дверь: по мнению некоторых, они способны воровать частицы души и ведут к ухудшению актерской игры. Выходить из гримерки полагается только с левой ноги, входить – с правой. Раньше также была традиция вешать на зеркало первую поздравительную телеграмму по поводу успеха фильма или пьесы (если она быстро желтела, значит, постановка должна была стать успешной), но с появлением СМС гадание на телеграммах увяло.

Нехорошей приметой является использование настоящих денег как на сцене, так и перед камерой (в кино, где часто фигурируют целые чемоданы денег, это табу подкрепляется еще и вопросами безопасности). Реальные драгоценности в Голливуде не котируются – на съемках принято использовать бутафорские. То же касается Библии – от нее используют только обложку, надетую на другую книгу.

Желать актеру удачи – дурной тон, ведь вокруг полно зловредных призраков, и они все сделают наоборот! Потому в англоязычных странах нормой считается пожелание «чтоб ты ногу сломал!» – как раз для того, чтобы вместо травмы актера ждал успех. По другой версии, имеет место игра слов: leg – это не только нога, но еще и кулиса, так что напутствие «порви кулису!» – это пожелание искрометного перформанса на сцене. Вообще у актеров популярны любого рода пожелания несчастья – примерно как у наших идущих на экзамен студентов, которых принято «ругать» на удачу. Принцип «от обратного» исповедуют многие фильммейкеры, ведь когда что-то дается слишком легко, это как минимум подозрительно. Поэтому переругивание и разного рода накладки во время репетиций – это хорошо, это полезно, это к удачной премьере. Режиссер Леонид Гайдай верил, что комедии надо делать с серьезным лицом – и если на съемках стоял смех, переписывал сценарий: когда актерам слишком весело, считал он, то зрители смеяться не будут. Помимо прочего, в театре не приветствуются зеркала: если нечаянно разбить на сцене зеркало, можно навлечь несчастье на всю постановку. В кино зеркала тоже нечастые гости – то ли по этой же причине, то ли потому, что в них часто отражается то, что зрителям видеть не следует, например, оператор с камерой.

Леонид Гайдай и Александр Демьяненко на съемках фильма «Кавказская пленница»

театральные суеверия

Если смысл запрета на павлиньи перья более-менее понятен («павлиний глаз» – дурное око, обладавшее нехорошими свойствами еще в древних мифах), то смысла некоторых других суеверий никто уже и не вспомнит. Их просто повторяют. Например, Фрэнсис Форд Коппола вынес из театрального колледжа привычку начинать съемки не раньше, чем команда его новой ленты образует круг, возьмется за руки и трижды прокричит индейское выражение «пу-ва-ба!». Эти слова из языка восточных шошонов звучат в переводе полной бессмыслицей, но их на всякий случай уважают. Например, в театре после такого «разогревочного» ритуала актерам полагается молчать, пока не настанет их очередь говорить на сцене.

Многие кинозвезды приходят на съемки с набором собственных правил и талисманов. У каждого лицедея своя история успеха, так что и вещи, служащие символами этого успеха, бывают самыми разными. Например, Рэйчел Вайс считает, что ей приносит удачу правильный подбор туфель. Колин Фаррелл признавался, что на киносъемках всегда носит одни и те же боксерские трусы, украшенные «счастливыми» трилистниками. Британский актер Джон Миллс везде возил с собой черного кота, а Робин Уильямс – перламутровую статуэтку, доставшуюся от отца. Джон Уэйн всегда стрелял на съемках из одного и того же шестизарядного револьвера, с которым снимался еще в своем самом первом вестерне. Джеймс Стюарт носил в течение всей кинокарьеры одну и ту же шляпу. Бетт Дэвис считала дождливые дни удачными для карьеры. Рита Хэйворт на любые съемки надевала что-нибудь голубое. Джеффри Раш, идя на вручения кинопремий, кладет в карман «на удачу» резинового утенка, которому дал имя Даффи (и, как можно судить по количеству его побед, утенок отлично справляется с задачей).

Кстати, с главной актерской премией связано так называемое «любовное проклятие “Оскара”» – многие верят, что актриса, выигравшая заветную статуэтку, не сумеет сохранить свой брак. Это подтверждается многочисленными примерами из жизни, хотя существует немало и тех, на кого «проклятие» не подействовало.

Существуют произведения и роли, считающиеся несчастливыми и негативно влияющими на здоровье и актерскую судьбу: скажем, в России актеры с большой опаской играют Ивана Грозного, участвуют в «мистических» постановках Гоголя и Булгакова или примеряют на себя роль дьявола и чертей. От «чертовщины» ничего хорошего не ждут, в гробу лежать не любят – а вдруг это как-то аукнется в реальной жизни? Многие лицедеи склонны связывать собственные проблемы со здоровьем именно с подобными случаями.

В Великобритании и США самой сомнительной и несчастливой постановкой считается шекспировский «Макбет» – репутация у этой пьесы настолько «темная», что ее название даже запрещено произносить в театрах (если же это случилось, нарушителю настоятельно рекомендуют совершить ритуал очищения, включающий повороты вокруг своей оси и плевки через левое плечо). В быту актеры предпочитают называть «нехорошее» произведение «Шотландской пьесой». Ситуация несколько странная: историки подсчитали, что несчастных случаев, травм, смертей и разных технических неудач при постановке «Гамлета» было несоизмеримо больше – но репутация испорчена именно у «Макбета».

Роберт Змекис на съемочной площадке фильма «Назад в будущее»

театральные суеверия

Кинопродюсеры суеверны на свой лад: они ни за что не запустят в производство сюжеты, которые плохо окупались в прошлом. Например, дурной славой пользуются истории, в которых фигурирует ручная обезьянка – считается, что ни один фильм с малыми обезьянками нормальных денег никогда не принес. Даже Роберту Земекису пришлось в итоге переписывать сценарий «Назад в будущее», превращая ручного шимпанзе в собаку по имени Эйнштейн. Аналогичное финансовое проклятие лежит на фильмах о пиратах. А еще Голливуд питает отвращение к вопросительным заголовкам, на которые якобы не клюет зритель, и старается при случае убирать из них знак вопроса («Что гложет Гилберта Грейпа» – лишь один из примеров). Земекис и здесь «прогнулся» под студийные требования, выпустив комедию с названием «Кто подставил кролика Роджера»… Но не все столь суеверны – иначе на свет никогда не появилась бы комедия «Где моя тачка, чувак?», драма «Кто боится Вирджинии Вульф?» и другие весьма успешные фильмы. Да и популярность «Пиратов Карибского моря» говорит о том, что пиратов, видимо, зря списали со счетов.

В общем, верить в киношные условности или нет – дело ваше. Но когда на кону стоят большие деньги и кассовый провал может стоить карьеры многим людям, поневоле начнешь вовлекаться во всеобщую игру – ну, просто на всякий случай. Ради успеха и «пуваба» трижды скажешь, и утенка в карман положишь – особенно если за этими ритуалами стоят уважаемые имена… Профессионалы ведь ерунды не посоветуют. Так что если ваша политая кровью сердца короткометражка за целый год собрала на YouTube лишь полтора десятка просмотров, есть смысл задуматься – возможно, все дело в том, что перед съемками вы забыли разбить тарелку. Не стесняйтесь, крушите посуду – в любом случае это на счастье. И, как говорят в Голливуде, да пребудет с вами неудача.

Источник: http://www.film.ru/articles/suevernaya-professiya

Примета про Театр кукол

Актеры — люди чувствительные, ранимые и до крайности суеверные. Из века в век они придумывают особые правила, которые призваны обеспечить успех. И наоборот — строго соблюдают многочисленные табу, появлению которых трудно придумать рациональное объяснение.

И первое, и второе не понравится местным духам, которые обязательно отплатят провалом.

Особые «кукольные» приметы

Участие в тех или иных постановках может обеспечить успешную карьеру или привести к полному профессиональному краху. Считается, что эта примета родилась еще в средневековой Англии. Тамошние звезды подмостков получали право на собственный стоп-лист при выборе ролей и никогда не играли в «несчастливых» спектаклях. Кукловоды в более выгодном положении, они сами на сцене не появляются, поэтому приметы театра кукол не так строги.

Встречаются среди примет и другие, совершенно мистические, непонятные непосвященным.

Распространенное суеверие гласит, что в этом случае игрушка может получить собственную душу, и театр обзаведется маленьким личным полтергейстом.

Приметы Москвы — театр кукол и его часы

Одно из символических мест Москвы — театр кукол Образцова. В 1970 году свежевыстроенное здание украсили великолепные часы, созданные с учетом рекомендаций основателя и художественного руководителя. Идея родилась у главного режиссера после изучения похожих конструкций в разных уголках мира. В результате на фасаде Театра кукол появились двенадцать домиков, в которых большую часть суток прячутся герои известных сказок. Проходит очередной час, раздается громкий петушиный крик, раскрываются дверцы — и один из персонажей появляется перед случайными зрителями.

И только дважды в сутки порядок меняется — в полночь и пополудни сразу все куклы приветствуют прохожих.

Работает это следующим образом — надо оказаться напротив фасада ровно в 12 часов и с первыми криками петушка внятно озвучить свою сокровенную мечту.

Трудно сказать, насколько действенным будет такой способ в реальности, но застать ночной «магический сеанс», связанный с театром кукол Образцова, в последние годы стало сложнее. По просьбам жителей окружающих жилых домов с наступлением вечера волшебный петушок приглушает свои крики, поэтому ждать явления сказочных персонажей придется с собственными часами в руках.

Источник: http://magya-online.ru/statyi/primeta_pro_teatr_kukol

Приметы актёров

Автор: Админ.

театральные суеверия

Приметы актеров отличаются своим разнообразием и непохожестью на другие поверья. Актеры, пожалуй, самые суеверные люди на свете. Не случайно в театрах нет гримерной под №13.

Приметы актеров, когда нужно сыграть мертвого

Весьма неохотно актеры выступают в ролях, где приходится «играть» мертвого, лежать в гробу. Особенно им не по нраву пьесы Гоголя и Булгакова. Произведения этих авторов актеры стараются обходить стороной. Если все же кто-то и решается лечь на сцене в гроб, то обязательно кладет под подушку бутылку водки. Затем народные приметы и суеверия предписывают распить эту бутылку друзьям и коллегам, но ни в коем случае нельзя пробовать из нее самому актеру, решившемуся на столь зловещую роль.

Приметы в гримёрке актера

В гримерных держать портреты и фотографии других актеров опасно – могут сглазить. Коробочку с гримом по народным приметам чистить не следует, рассыпать грим или разбить коробочку – не к добру. Дурной приметой также считается, если кто-то заглядывает в зеркало через плечо актера, особенно в тот момент, когда тот гримируется. Поверья говорят, что такой человек забирает у актера не только удачу на сцене, но и здоровье. Хорошей приметой считаются парики – они приносят успех. Также большую удачу актеру сулит найденный на сцене гвоздь, особенно если он кривой и ржавый.

Скидывая ботинки, актеры смотрят, как они упали: если на подошвы рядышком – хорошо, если перевернулись – плохо.

Покидая гримерную, актер перешагивает порог только левой ногой, если же ботинки при этом скрипнут – нужно ждать успеха премьеры!

Приметы на сцене

Споткнуться или зацепиться костюмом за декорацию, выходя на сцену – быть освистанным. Кошмарная примета – павлинье перо, даже если его носит кто-то из зрителей.

Цветы на сцене должны быть только искусственные, равно как и питье, украшения, еда – все должно быть имитацией, иначе приметы и поверья обещают провал. Ни в коем случае нельзя допускать на сцене предательского желтого цвета, а также коварных зеркал.

Друг другу актеры желают перед выходом: «Чтоб тебе провалиться!»

Сценарий актеры стараются никогда не ронять, а если это все же произошло, народные приметы велят тут же на него сесть, а чтобы лучше запомнить роль, сценарий нужно на ночь положить под подушку.

Источник: http://mistic-world.ru/primety-aktery.php

Актерские приметы

Примет и суеверий действительно очень много. Одни в них верят, а другие нет — это дело каждого. Однако существует такая, верная на все времена, поговорка: «Береженого Бог бережет», ведь кто знает, что таят в себе смешные на первый взгляд приметы.

театральные суеверия

Известный факт, что приметы существуют в разных сферах жизни и в разных профессиях и актерская — не исключение. Более того, актеры, как правило, являются самыми суеверными и у них существуют приметы на все случаи в жизни и в работе.

театральные суеверияК примеру, одной из самых известных театральных примет считается, что сценарий ни в коем случае нельзя уронить. Однако если это все же произошло, то на него нужно сесть. И неважно куда он упал, будь то грязь, лужа или что-то другое. После того, как ритуальные действия были выполнены, неприятность Вас обойдет: слова не забудете и спектакль пройдет успешно.

Никогда ни в одном театре Вы не увидите гримерку с номером 13. Это число актеры считают особенно неудачным и несчастливым. Для зрителей театр начинается с вешалки, а вот для актера — с гримерки. Именно гримерка — источник всех примет и суеверий, это святая святых. Туда нужно заходить только с левой ноги и никак иначе. Нельзя на дверь гримерки вешать разнообразные картинки и фотографии — они отнимают удачу. Если вдруг рассыпется грим — к неприятностям. Кроме того, актеры остерегаются того, чтобы кто-либо заглядывал в зеркало через их плечо. Казалось бы, что может быть странного в обычном кусочке мыла? Но и его нельзя давать своим коллегам — вместе с ним уйдет успешность в работе и даже здоровье.

театральные суеверияКонечно, щедра на приметы гримерка, но не отстает и сцена. Если по сцене прошел кот, то это сулит неудачу. При этом, если этот же самый кот пройдет по сцене во время спектакля, то все завершится большим успехом! Практически каждый актер знаком с такой приметой: найти на сцене гвоздь — к новой роли. С вниманием нужно относиться и к декорациям: считается, что использование живых цветов — к несчастью.

Когда актер получает гонорар, он должен внимательно его тратить. Если на эти деньги окупается одежда или украшения, то стоит помнить, что их нельзя надевать до того, как пройдет премьера спектакля. Плохая примета — споткнуться на сцене. Иногда кажется, что актеры все, как на подбор, красавцы и красавицы. И это действительно так, но не потому, что некрасивые люди в театре не нужны, а потому, что они могут принести неудачу всей труппе. Свистеть в театре, как и в квартире, нельзя — не будет премьер, успешных спектаклей, да и вообще, успеха у всего театра.

театральные суеверияС большой осторожностью актеры относятся к так называемым «плохим» спектаклям: «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Вий» Гоголя и т.д. Далеко не каждый согласится играть в этих постановках потому, что они наполнены мистикой.

Все мы часто видим в театре или по телевизору, как героев убивают или хоронят. На самом деле, очень сложно найти актеров, согласных на такие сцены. Именно в связи с этим появились свои особенные приметы и суеверия. Актер, перед тем, как лечь в гроб, должен положить под голову бутылку водки, а после съемок отдать ее друзьям, чтобы те выпили за его здоровье. При этом самому пить из этой бутылки нельзя.

Источник: http://www.ikirov.ru/news/18988-akterskie-primety

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *