Все приметы на Троицу и народные поверья в этот день — народные приметы на троицу

06.04.2019

Жаркое же солнце в этот день не особенно радовало людей, умудренных народными знаниями. Такая погода могла предвещать засуху, что не очень хорошо для посевов. Поля не принято было орошать. За ними природа ухаживала. Нынче можно только радоваться Троичной жаре. Для жителей мегаполисов это знак ясного, не дождливого лета. А вот для крестьян – признак грядущих забот.

Полный список примет на Святую Троицу

народные приметы на троицуХристианство – очень светлая религия. На Руси в него вплелись языческие традиции. От этого такими радостными и духовными являются Святые праздники. Их, если разбираться досконально, не так уж много. Среди главных праздников особое место занимает Троица.

Это время, когда земля подошла к ежегодному одариванию своих заботливых хозяев первыми урожаями. Она вся сочится силой, энергией. Крестьяне заканчивали к Троице тяжкие труды, отдыхали, набирались сил перед новым периодом сельскохозяйственных работ – сбором урожая. Все вокруг наполнялось волшебным ожиданием, неким радостным предвкушением.

От этого на период Троицы выпадало множество обрядов, традиций. Люди считали, что земля особенно благосклонная к ним, «разговорчива», так сказать.

Крестьянские приметы на Троицу

народные приметы на троицуЗа природой наблюдать было принято постоянно. Знающим толк в ее знаках, многое удавалось узнать, предвидеть (с ее помощью). Приметы и традиции хранили бережно, передавая в роду из уст в уста. По ним определяли множество вещей. Как теперь принято говорить, составляли план уборочной, заготовок, ремонтных работ и так далее. В этот день определяли, какой урожай будет в этом году. Нынче далеко не всех интересуют такие сельскохозяйственные тонкости. Тем не менее, многие из них могут повлиять на нашу нынешнюю жизнь.

Хорошо считалось, если в этот день идет дождик. Крестьяне радовались такому «дару небес». Если тучи начинали плакать, знать, урожай будет знатным, голодать не придется. Дождь предвещал поздние заморозки, что позволит спокойно справиться со сбором урожая, заготовить грибов, которых тоже предрекалось множество.

Жаркое же солнце в этот день не особенно радовало людей, умудренных народными знаниями. Такая погода могла предвещать засуху, что не очень хорошо для посевов. Поля не принято было орошать. За ними природа ухаживала. Нынче можно только радоваться Троичной жаре. Для жителей мегаполисов это знак ясного, не дождливого лета. А вот для крестьян – признак грядущих забот.

Любовные приметы

народные приметы на троицуНе только «хлебом насущным» жили наши предки. Конечно, труд у них был в чести, но не только об урожае думали. Невесты именно в этот праздничный день ждали сватов. Считалось, что если сговориться о браке на праздничном застолье, то жизнь будет безбедная, хорошая, радостная. Да и знакомиться принято было на гуляньях, что проводились в поселениях.

Говорили, если заприметить свою половинку (попросту влюбиться) на Троицу, то Ангелы будут хранить такой союз особенно бережно. Вот и посудите по знакомым своим, так ли это на самом деле. Естественно, выспрашивать нужно тех, кто хранит в памяти радостные минуты первой любви.

Женские заботы на Троицу

народные приметы на троицуЗамужние дамы так же в этот праздничный день не оставались в стороне от общих «духовных» трудов. Если девицам было положено думать о браке и продлении рода, то женщины постарше оберегали от зла свои семьи. Во-первых, перед Троицей обязательно к могилам предков ходили. Их убирали и обязательно обметали березовыми веточками. Говорили, что так зло от них отгоняют.

Береза вообще была, как нынче говорят, «брендом дня». Старики утверждали, что это дерево набирает к празднику особую силу. Об этом мало известно, только загадывать желание на Троицу тоже необходимо было у белоснежного ствола березки. Девушкам, обделенным вниманием парней, это шептали потихонечку. Им нужно было тайно поплакаться у ветвей деревца. Если оно «прошумит» листвой в ответ – примета хорошая. Знать, вскоре встретит свою судьбу.

Когда же «подружка» угрюмо молчала, не шелохнувшись, то девица понимала, что в этом году не выйдет замуж. Будет еще долго на родительских хлебах сидеть. Хорошо было, если Троичный день радугой людей приветствовал. Считалось, что счастье непременно придет в селение (или семью, или к человеку).

Житейские приметы на Троицу

Так как в празднике этом много сохранилось с языческих времен, то к традициям в селах относились очень бережно. С одной стороны, в Храм ходили к службе, с другой, присматривались по дороге к тем, кто навстречу попадался. Никого нельзя было обидеть. Девицам на выданье (вдовам) предписывалось обязательно привечать всех представителей мужского пола.

Хорошей приметой было угостить бродягу, путешественника, пришлого человека. В принципе стол для любого гостя накрывался, а вот нежданный (даже совсем чужой) предвещал приход благополучия в дом. На данной примете множество традиций и обрядов основано. Такого «случайного» гостя прямо зазывать начинали. А иной раз на улице всем подряд угощение раздавали. Доброта и щедрость, проявленные от души, всегда в чести были. Считалось, что такое поведение обязательно откроет двери счастью.

Источник: http://your-magic.ru/polnyj-spisok-primet-na-svyatuyu-troicu/

Народные приметы на Троицу

Сталкиваясь с этой очень интересной темой, необходимо в первую очередь окунуться в саму суть праздника Святой Троицы. Ведь его история имеет библейские корни. Многие этот праздник ассоциируют с большими народными гуляньями и весельем. Существуют даже приметы на Троицу, причем они самые разные, но об этом немного позже.

народные приметы на троицу

История праздника

Вообще, день Святой Троицы еще называют Пятидесятницей, потому как православные отмечают ее на пятидесятый день после Пасхи.

Перед тем как ответить на интересующие вопросы по теме «Троица, приметы и обычаи, заговоры», подойдем ближе к моменту возникновения самого праздника.

народные приметы на троицу

Итак, после Воскресения Иисуса Христа его ученики жили в постоянном ощущении праздника, так как их Учитель являлся к ним на протяжении сорока дней — то к кому-то одному, то к другому, то сразу ко всем. Прощаясь с ними до времени, Господь на глазах их поднялся над землей. Именно так он удостоверял своих учеников, что когда наступит последний день мира, он явится на землю так же, как и отошел к Отцу Своему. Он сказал, что пришлет им утешителя – Святого Духа, который будет исходить от Бога-Отца. Апостолы сначала не понимали, что это могло означать, но верили, что так все и будет по слову Его.

народные приметы на троицу

Возникновение первого храма

После всех этих событий они поддерживали в душах своих это благодатное состояние, как огонь в очаге. Изо дня в день они собирались в уединенной горнице на горе Сионе в Иерусалиме и там усердно молились и читали Святое Писание. Таким образом, сбывалось еще одно пророчество Господа Иисуса Христа: «От Сиона изыдет закон и слово Господне из Иерусалима». Вот так впервые возник христианский храм.

Неподалеку от него находился и дом одного из любимых учеников Господа – апостола Иоанна Богослова. В этом же доме по завещанию Иисуса Христа пребывала и Божья Матерь — Дева Мария. Вокруг нее всегда собирались ученики. Для всех верующих она была спасением и утешением.

народные приметы на троицу

Как появился праздник Святой Троицы

И вот случилось так, что на десятый день по Вознесении Господнем, в день первой иудейской жатвы, когда апостолы и Богородица находились в горнице, в три часа дня вдруг раздался сильный грохот, как будто бы начиналась буря. В воздухе появились языки огня, которые были не вещественными, а одной природы с тем благодатным огнем, который каждый раз исходит в Иерусалиме на Пасху и не обжигает.

Пронесшись над головами апостолов, языки пламени опустились в них и опочили. И тут за внешним явлением сразу произошло и внутреннее, которое свершилось в их душах: «Исполнишася вси Духа Свята». Все апостолы и Богородица почувствовали необыкновенную силу, которая ожила в них. Именно так ученики Господа получили благодатный дар глагола и стали понимать языки, на которых никогда прежде не говорили. Все это было нужно для того, чтобы проповедовать Евангелие по всему миру.

народные приметы на троицу

Святой дар

Одаренные щедро Святым Единым Духом и чувствуя, что это не последние духовные дары Господа, они стали держать друг друга за руки, при этом образуя новую светлую Церковь, в которой стал незримо присутствовать Сам Бог, отражающийся и действующий в их душах.

Возлюбленные дети вышли из стен горницы горы Сиона. Соединенные с Господом Святым Духом, они пошли проповедовать по всему миру Христово учение о любви.

И вот теперь в память об этом чудесном событии праздник Пятидесятницы можно еще называть днем явления Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца, как обещал апостолам Бог-Сын. Так появилось таинство единства Святой Троицы.

народные приметы на троицу

Троица: приметы и обычаи на Руси

С некоторых пор праздник Святой Троицы стал любимым у русского народа. Поэтому с ним связывают много народных примет, обычаев и обрядов, которых народ придерживается, помимо церковного празднования.

Приметы на Троицу пошли еще с древних языческих времен на Руси. С Троицкой, или «семицкой», «семиковой», неделей связывали много разных суеверий.

Эту неделю посвящали богине весны, ставшей победительницей над демонами зимы. По этому поводу происходили шумные всенародные игрища и гуляния. Обычное время для Святой Троицы — это конец мая или начало июня, и оно особенно подходило для весеннего праздника возрождения земли, когда свежая и пышная зелень еще не утратила своей красоты. Языческий месяцеслов, совпавший с христианскими праздниками, способствовал их объединению между собою.

народные приметы на троицу

Народные приметы на Троицу

Со временем древний обычай почитания богини весны Лады был забыт, и старые обряды слились с новыми, создав необычайно красивую и яркую обстановку вокруг первого летнего праздника.

И теперь семиковая (семицкая) неделя, седьмая после Пасхи, заканчивающаяся в день Святой Троицы, стала называться «зелеными Святками», а еще она называлась «русальной», «задушными поминками», «разгарой». И все это, конечно же, стало пережитком русского язычества.

Вот что значила раньше для русского народа Троица. Приметы и обычаи в это время были самыми разными, но в основе своей они составляли большие народные гулянья. Как говорится в народной прибаутке: «Честная Масленица в гости Семик звала, за что ей честь и хвала!» Семик – это четверг на седьмой неделе после Святой Пасхи перед Пятидесятницей.

Семик

Что делают на Троицу? Приметы и обычаи весеннего праздника имеют сходство с Масленицей. Только один праздник проходит в конце зимы, а другой в конце весны, и оба празднуются в честь красного солнышка.

Семик – прежде всего девичий праздник, проходящий за три дня до Троицы. Девушки целыми деревнями со всякими лакомствами собирались на берегу речки и плели венки, которые больше использовались не как украшения, а как обереги от нечистой силы. Некоторые девушки гадали на венках и бросали их в воду: если венок потонет, не выйти девице в этом году замуж, а то и вовсе пропасть (умереть). Хорошая примета, если венок всплывет и пойдет против течения. Потом девушки пели и водили хороводы вокруг кудрявой ветки березы, которую срубали, вкапывали в землю и украшали лентами.

народные приметы на троицу

Чего нельзя делать на Троицу

Многих не зря интересуют приметы на Троицу, что нельзя делать в этот день и как надо его отмечать. Самая первая примета заключается в том, что в этот праздник нельзя работать. В день Троицы не рекомендуется проводить обряды венчания и свадьбы. Запрещаются любые земельные работы. Однако очень хорошо заготавливать в день Святой Троицы различные целебные травы на целый год, так как считается, что они будут иметь тройную силу для исцеления.

Вообще, существуют разные, достаточно удивительные приметы на Троицу. Что нельзя делать еще? Это частый вопрос, и с ним надо разбираться более тщательно, потому как может случиться что-то непоправимое.

Опять-таки со времен язычества в Троицу нельзя было купаться, ведь со следующего дня наступала русальная неделя. Считалось, что вся водная нечисть типа русалок и водяных в это время заманивала в свои сети беспечных людей. Поэтому от воды желательно было держаться подальше. Также нельзя было ходить в лес одному.

Самые важные приметы

Вот самые запоминающиеся народные приметы на Троицу. За день до Троицы (в родительскую субботу) принято было ходить на кладбище, чтобы помянуть умерших родственников. Если кто забывал это сделать, то считалось, что умершие, разозлившись, могли забрать кого-нибудь из родственников с собой. Поэтому перед Троицей устраивался поминальный ужин, отдавалась одежда умерших, чтобы отогнать смерть.

Старые женщины ходили на Троицу на могилы и обметали их березовыми веничками, чтобы отступили злые силы, а вместе с этим умершие радуются и содействуют спокойствию, миру и согласию всей деревне.

Что касается темы «Троица, приметы, заговоры», то на Троицу многие сватались, и это было очень хорошей приметой. Говорили, что если сватание на Троицу, то на Покров — свадьба, а значит, и жизнь у молодоженов будет в любви и согласии.

Дождь на Троицу — к хорошему урожайному году, к грибам и теплой погоде.

А следующий день после Троицы считался днем именин Земли, когда также никто не работал, а кто хотел разбогатеть, ходил за кладом. Доброму человеку земля из своих недр могла открыть что-то очень ценное.

Главный оберег

Приметы на Троицу могут быть самыми разными, и если их придерживаться, то можно уберечься от многих бед. Однако главным оберегом от нечистой силы всегда являлся нательный крестик, который всегда нужно носить на себе, тем более в Троицу.

Теперь в теме «Приметы на Троицу, что нельзя и что можно» многое должно быть понятным. В этот праздник надо накрывать на стол и собирать гостей, чтобы отдохнуть и вдоволь повеселиться с родными и близкими людьми.

народные приметы на троицу

Праздник Троицы

В теме «Троица, приметы, заговоры» необходимо отметить очень важное дело: все знахари и колдуны знают, что в этот день все травы имеют тройную силу, но еще важнее знать, что во все времена христианам предписывалось проводить этот день в неустанной молитве к Святым Апостолам и просить их о снисхождении и защите. Молитва всегда действует на нечистую силу намного сильнее, чем любой колдовской заговор.

Продолжая тему «Троица: приметы и обычаи, заговоры», нужно отметить, что сегодня обычаи немного изменились. Теперь достаточно совершить вечернюю или утреннюю молитву, а дальше провести время в семье, откинув все хлопоты, не обижаться и не ругаться, чтобы отпраздновать достойно Троицу, тогда и Господь даст все, в чем будет нуждаться семья этого человека.

народные приметы на троицу

Заключение

Приметы на Троицу говорят о том, что культура русского народа настолько богата, что на этот праздник правой рукой в церкви он молится Богу, а левой держит букет из трав. После службы верующий человек выйдет из церкви и поклонится на все четыре стороны света. А потом придет домой, сплетет из трав веночек с заветными словами на удачу и здоровье и положит его за икону до следующего праздника Троицы.

Вот так постепенно христианские и языческие взгляды и традиции сливались в единое целое. И не было здесь никакого противоречия, все очень слаженно и гармонично.

Источник: http://fb.ru/article/197757/narodnyie-primetyi-na-troitsu

Народные приметы на Троицу

народные приметы на троицу

Праздник Троицы (Пятидесятница, Зеленые Святки) обычно отмечается в начале лета, на 50-й день после Пасхи. В православии в этот день почитается памятное событие – сошествие Святого Духа на апостолов и прославляется триединство Господа (Бог-Отец, Бог-Сын, и Бог-Дух Святой). С этим праздником в России связано множество обрядов и традиций. Существуют и особые народные приметы на Троицу, как дань языческому прошлому и культу урожая и плодородия, который существовал в те времена. В дохристианскую пору в эти дни чествовали богов и духов весны, а также окончательную победу над зимними холодами. Естественно, все это сопровождалось веселыми гуляньями, разудалыми игрищами и попытками задобрить духов (среди которых попадались и весьма коварные, например, русалки) с помощью особых обрядов. Отголоски этих ритуалов сохранились и до наших дней, и нашли свое отражение в приметах и народных поверьях.

Народные приметы на Троицу

1. На Троицу принято украшать зеленой травой и ветками дома, дворы и даже храмы – на счастье и благополучие, а также в знак благодарности Богу за его мудрость и милосердие.народные приметы на троицу

2. Говорят, что на Троицу русалки выходят из воды к людям. Считалось, что если младенец женского пола умер некрещеным – после смерти он превратится в русалку. Кроме того, облик русалки может принять незамужняя девушка-утопленница. Ходят русалки по земле до Петрова дня (12 июля).

3. Встретиться мужчине на Троицу с русалкой – к гибели. Защекочет до смерти!

4. Купаться на Троицу в водоеме нельзя – русалки могут утащить на дно.

5. Если взять пучок зеленой травы, которым украшали храм на Троицу и спрятать его на сеновале или в сарае – мыши не заведутся. Если положить эту траву на чердак – она на весь год станет надежным оберегом от пожара.

6. Кроме того, заткнуть такой травой норы в огороде – к гибели медведок и землероек.

7. Зеленой полевой травой украшают не только стены храмов, но и рассыпают ее по полу. Если поднять с пола горсть такой зелени, смешать ее с сеном, залить водой и вскипятить – такое снадобье поможет от многих болезней.

8. Если в капустную рассаду положить листья с Троицкой березки, выставленной у храма – капуста будет лучше расти.

9. Если на Троицу пригласить в гости понравившегося парня и накрыть стол двумя скатертями – ваши чувства вскоре будут взаимны!

10. В старину на Троицу гадали на венках: плели и бросали в воду. Если венок тонет – к беде, если плывет – к счастью, прибился к берегу – к новой любви, стоит на месте – год пройдет без особых перемен.

11. Если Троицкую березку по окончании церковной службы вынести в поле – можно обеспечить хороший урожай.

народные приметы на троицу

12. В праздник Троицы идет дождь – к хорошему урожаю грибов.

13. Если женщина держит дома пучок чабреца, собственноручно собранного в канун Троицы и зашитого в подушку – это «гарантирует» ей счастье в любви, в семье, а также крепкое здоровье.

14. Дать в руки больному человеку огарок Троицкой свечи – к его выздоровлению.

15. Если на Троицу идет дождь – нельзя заготавливать банные веники.

16. Нельзя на Троицу планировать рыбалку – в этот день рыба клевать не будет.

17. Сватовство на Троицу с последующей женитьбой на Покров – к долгой и счастливой семейной жизни. Так что, молодые, обратите внимание.

Источник: http://www.goroskop.ru/publish/open_article/89643/

Какие существуют приметы на Троицу

Троица, она же Пятидесятница, — Великий церковный праздник христианства. Именно в этот день христиане заканчивали все полевые работы и несколько дней отдыхали. Наши предки отмечали этот праздник бурно и весело. Особую роль народ отводил приметам, связанным с этим светлым днем. Народные поверья бережно хранились и передавались детям из поколения в поколение. Не остались они забыты и в наши дни. Какие есть приметы на Троицу и какое значение для людей они несут? Об этом мы сегодня расскажем в нашей статье.

народные приметы на троицу

Приметы на Троицу

Большинство примет на Троицу, а также их толкование, связано с христианскими обычаями, заговорами и гаданием. Несмотря на церковные каноны, большинство примет в этот день основаны на язычестве. Некоторые из них имеют языческие корни.

Значение примет

Приведенные ниже народные приметы на Троицу можно взять на вооружение, чтобы предугадать будущее. Как показывает многовековой опыт наших прародителей, они действительно сбываются:

  1. В этот Светлый день православные обряды для привлечения богатства заключались в украшении дома зеленью. В каждой комнате развешивали ветви березы, калины. В вазы ставили букеты из разнотравья. Такое изобилие зелени в доме сулило хозяевам хорошую урожайность и жизнь без нужды. Если верить в народные суеверия, ветви деревьев, развешанные у двери и по краям оконных рам, защищали дом от злых духов и всякой нечисти.
  2. Троица — церковный праздник, который пересекается с русальим периодом. Считалось, что именно в этот день русалки выходят на берег из водоемов и забирают с собой живых в мир мертвых, поэтому, народные приметы на троицу запрещали купаться. Делать это запрещалось не только в открытых водоемах, но и дома в ванной.
  3. Некоторые традиции тех времен хранят и почитают и в наши дни. Например, за день до праздника, в родительскую субботу, все ходили на кладбище, чтобы помянуть своих родственников. Считалось, что тот, кто не пошел на погост на родительскую субботу, притягивал к себе или своим родственникам смерть. В родительскую субботу нужно успеть отдать должное умершим. Родственники приносили покойнику угощения, его вещи. Таким образом они отгоняли от себя беду, горе и смерть.
  4. У наших предков существовали и другие традиции, связанные с Троицей. В этот церковный день можно и нужно было брать березовый веник, идти на кладбище и обметать им могилы умерших родственников. Считалось, что таким образом можно изгнать злых духов, порадовать мертвых и получить от них благодарность в качестве процветания и мира для всей деревни. Совершать такие обряды должны были только женщины пожилого возраста.
  5. Следующий день после праздника — Духов день. По традициям православного народа, в этот период нельзя было трудиться на земле. Тогда предсказатели советовали ходить на поиски кладов, поскольку вероятность найти что-то ценное и важное была очень велика.
  6. Как утверждают приметы на Троицу, удачным будет сватовство. Именно в этот праздничный день наши предки проводили обряды знакомства жениха с родителями невесты, устраивали помолвку и просили руки у девушки. Считалось, что жениху повезет, и он вскоре женится на своей возлюбленной.
  7. В троицкую неделю незамужние девушки соблюдали старославянские обычаи: плели венки. Таким образом они привлекали к себе судьбу и крепкую любовь. Венки плели из разных трав (чабреца, зверобоя, ромашек). Затем сплетенный предмет пускали на воду. Считалось, в какую сторону он поплывет, с такой стороны и суженый придет. Если венок оставался у берега, девушка еще не скоро выйдет замуж. Венок потонул — в скором времени девушка умрет.
  8. Если у девушки уже есть возлюбленный, она тайно дарила свой венок ему. Такие народные приметы на Троицу предвещали молодой паре счастливую семейную жизнь, гармонию и любовь. Но и это еще не все: сплетенный венок, полученный парнем от своей возлюбленной, мог стать настоящим оберегом, поэтому его нельзя было выбрасывать.
  9. Приметы о Троице гласят, что всякий труд в этот день — грех. В этот священный день ничего нельзя было делать. Разрешалось только приготовление пищи. Кто нарушал такой обычай, весь год трудился тяжело.
  10. Традиции прошлого и настоящего времени остались неизменными. В дом на троицу принято приглашать только хороших, добрых гостей, желающих счастья и благополучия дому хозяев. Чтобы год выдался богатым, стол накрывают зеленой скатертью, а сверху ставят разные блюда. Хозяюшки ставили много разной выпечки перед праздником, чтобы таким образом привлечь в дом достаток и изобилие. Выпечку хозяйка готовила сама.
  11. Яичница — неотъемлемое блюдо на столе в этот светлый праздник. Круглая яичница была символом солнца и дружной семейно пары, в которой нет ссор, разногласий. Во время приготовления хозяюшка присаливала блюдо четверговой солью, а по краям выкладывала веточки зелени и луковые перья. Как утверждают народные поверья, такое блюдо символизировало крепкую связь и искреннюю любовь между мужем и женой.
  12. Хорошей приметой было заготавливать веники для бани. Считалось, что такой атрибут будет обладать целебной силой и поможет исцелить человека от многих болезней.
  13. Как утверждают народные приметы про этот праздник, в этот день нужно было печь каравай. Несколько кусочков выпечки оставляли до свадьбы. Сухари от каравая измельчали и добавляли в тесто перед выпечкой свадебного пирога. Считалось, что такой пирог принесет молодым счастье и достаток.
  14. На Святую Троицу принято было собирать лесные травы, сушить их, а затем использовать от различных заболеваний. Как гласят народные суеверия, травяной сбор защищал дом от грозы и грома.

Приметы о погоде

Какие существуют приметы о погоде, связанные с днем Троицы? Наши прародители считали, что именно в этот светлый праздник начинается настоящая летняя пора.

  1. Если на Святую Троицу дождь и гроза, весь год будет хорошая погода, урожай на полях будет щедрым, а в лесу будет много ягод и грибов.
  2. Ветреная погода на Святую Троицу предвещает засушливое лето, а значит, урожай будет плохим.

Гадания

народные приметы на троицу

Магия исполнит все желания

Как утверждают приметы про этот праздник, нет лучшего дня для проведения магических обрядов, чем Троица. Несмотря на церковные запреты, наши предки считали, что гадания в церковные праздники обладали особой магической силой, ведь сама природа помогала людям в этом. Белая магия с самыми искренними и добрыми намерениями исполняла самые заветные желания:

  1. Как утверждают предсказатели, самые романтические и красивые ритуалы, связанные с троицей, — это плетение березок. Девушки уходили в лес, находили молодое березовое деревце и украшали его бусами, ленточками. Ритуал проводились летом, таким образом девушка привлекала к себе любовь и счастье.
  2. Православные приметы помогали девушкам найти суженого. Для этого девушки клали себе под подушку веточку молодой березки. Считалось, что парень, который придет к девушке во сне, станет ее мужем. Многие верят в это суеверие и в наши дни.
  3. Некоторые использовали гадания с березовыми ветвями на судьбу. Такой ритуал подходит не только для девушек, но и для женщин. Сделать нужно следующее: пойти в лес, найти березу и, не глядя на нее, сорвать веточку. В зависимости от состояния ветви можно было определить, какая судьба ждет женщину. Если попалась ровная и гладкая ветвь без сучков, девушку ждет счастливая и беззаботная жизнь на протяжении года. Если веточка кривая, значит, год будет сложным.
  4. Гадание для девушек по ромашке. Незамужние барышни собирали в поле ромашки, плели из них венок. Затем срывали случайно попавшийся бутон и обрывали на нем лепестки, проговаривая «любит — не любит, выйду замуж или нет». Говорить можно было все, что душе угодно. По народным поверьям считалось, что именно последний лепесток исполнит желание.

Магические обряды

Чтобы улучшить качество жизни, наши предки читали молитвы, заклинания и проводили разные ритуалы в этот церковный праздник. Рассмотрим самые популярные народные ритуалы, связанные с Троицей. Они помогут стать счастливее, богаче, привлечь здоровье и удачу.

На здоровье

Большинство знахарей и целителей, в том числе и известная сибирская целительница Наталья Степанова, рекомендуют в этот светлый день проводить оздоровительные и исцеляющие обряды.

Чтобы уберечь себя и свою семью от всякой хвори, наведенной порченниками, нужно сделать следующее: слепить из теста лепешки для каждого члена семьи. Перед тем как отправить их на выпекание, каждое изделие перекрестить и проговорить слова:

«Лепешка внутрь попадет — всякую хворь изгонит».

Как гласит народная примета, если все члены семьи отведают такую выпечку, их покинут все болезни и хвори. Проводить такой профилактический обряд можно каждый год на Троицу.

Считалось, что трава, оставшаяся на полу в церкви после праздника, обладает целебными свойствами, поэтому целители ее подбирали, просушивали и использовали для приготовления целебных отваров и мазей.

На красоту

Чтобы привлечь молодость и красоту, девушки надевали на себя белую рубаху и отправлялись рано утром в поле, когда с травы еще не сошла роса. По росе ходили босиком, затем омывали ею лицо, руки и все тело, проговаривая слова молитвы:

«Одаряет меня красотой, молодостью и здоровьем святой праздник троицы. Исцеляет мою душу и тело. Аминь».

После совершения обряда рубаху нельзя было стирать и выбрасывать. В будущем ее надевали на себя на случай болезни или недомогания.

На богатство

Какие денежные обряды можно было проводить в этот церковный день? Чтобы привлечь деньги и богатство в троицкую неделю проводили один очень эффективный ритуал. Человеку нужно было собрать пучок свежих трав, пойти в этот праздник в церковь и освятить его. Выходя из церкви, откланяться в разные стороны света и сплести из травы венок. В процессе заплетания венка проговаривали следующие слова:

«Венок заплетаю, урожай и достаток в дом привлекаю».

После этого венок клали за икону и читали слова молитвы на Троицу. Делать после такого обряда ничего нельзя, иначе привлечь богатство в дом не получится.

Источник: http://zagovormaga.ru/primetyi/narodnye-troicu.html

Северный дачник — Новости, Каталог, Консультации

Святая Троица — Пятидесятница. Народные приметы на Троицу, традиции праздника

народные приметы на троицуДень Святой Троицы, или Пятидесятница – один из самых близких русским людям христианских праздников. К этому времени, а Троица отмечается на пятидесятый день после Пасхи, окончательно просыпается природа, начинается новая, полноценная и полнокровная жизнь. Полы храмов устилают свежескошенной травой, стены украшают березовыми ветками, даже цвет одежд священников в этот день – зеленый.

Это – символ обновления, символ начала. Ведь в этот день родилась наша Церковь.

В 2015 году Святая Троица празднуется 19 июня

В этот день почти две тысячи лет назад апостолы сидели в горнице (верхней комнате) одного из иерусалимских домов на горе Сион. Чей это был дом – неизвестно. Но именно ему суждено было стать первым христианским храмом. Ведь в Сионской горнице Христос дважды являлся Своим ученикам после Своего Воскресения, там Он разломил хлеб и наполнил чашу вином, совершив таким образом первую литургию. В Сионской же горнице на апостолов и Деву Марию сошел Святой Дух – и произошло это на пятидесятый день после Воскресения Христа и на десятый – после Его Вознесения на Небо.

народные приметы на троицуК этому времени апостолы уже не были растеряны и подавлены, как после распятия Христа. Ученики Спасителя уже поняли, что Он оставил после себя не просто горстку последователей, но Церковь. Несмотря на то что апостолы не были жителями Иерусалима (большинство из них были из Галилеи), они уже пятьдесят дней не расходились по домам, ежедневно встречаясь в той самой Сионской горнице. Ведь Сам Христос попросил их не отлучаться из города и ждать крещения Святым Духом.

И вот «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деяния святых апостолов 2:2-4). Таким образом, в этот день в Сионской горнице триединый Бог предстал в третьей своей ипостаси, отсюда и название – Праздник Святой Троицы.

Бог Отец сотворил мир и послал Своего Сына, Иисуса Христа, на землю, чтобы показать людям путь к спасению, а Бог Святой Дух снизошел на апостолов, а через них – на каждого из нас, чтобы быть рядом с людьми. Сообщество людей, в котором присутствует Святой Дух, и называется Церковью. Каждый православный молится «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа . » Кроме того, в этот день Бог дал апостолам возможность говорить на разных языках. Ведь если земная история Христа закончилась, то жизнь Христовой Церкви только началась. Апостолы должны были идти в разные страны и рассказывать людям об Истине, которую Бог донес до них всеми возможными способами.

Однажды утром, услышав странный шум, удивленные жители Иерусалима стали подходить к дому, где собрались апостолы, и очень удивлялись, когда слышали, что люди внутри дома говорят на разных языках. Они даже подумали, что говорившие люди пьяны. Тогда к собравшимся вышел апостол Петр и сказал: «. мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» (Деяния святых апостолов 2:14-18).

Точно так, как говорил Петр, и произошло. Получив от Самого Бога дар пророчествовать, исцелять, а главное – нести людям Истину, апостолы разошлись по миру и проповедовали в самых дальних его уголках. Апостолов казнили (только один из двенадцати апостолов, Иоанн, умер своей смертью), но что могли сделать враги против тех, с кем всегда присутствует Святой Дух, с христианами? Поколения людей, правители, и даже целые государства исчезают с лица земли, а Церковь существует уже почти две тысячи лет. Начавшись когда-то с той самой маленькой кучки людей в горнице на горе Сион в Иерусалиме.

В материале использована репродукция картины К.Лебедева «Сошествие Святого духа»

Paskha.ru

Традиции празднования Троицы на Руси

Троица — очень красивый праздник. Дома и храмы украшают ветками, травой, цветами. И это неслучайно. Зелень, цветы символизируют жизнь. Так люди выражают радость и благодарность Богу за то, что Он возродил их черезnull крещение в новую жизнь.

Исторически сложилось, что для украшения храмов и домов используют ветки березы. Это дерево считается благословенным на Руси. Неспроста ему посвящено много стихов и песен. Праздник Троицы без березы — то же самое, что Рождество без елки. Но Россия большая страна, с разными климатическими условиями, видимо, этим можно объяснить тот факт, что в некоторых местностях праздничными деревьями были дуб, клен, рябина. Шумно и весело проходит Троица. Утром все спешат в храм на праздничную службу. А после нее устраивают народное веселье с хороводами, играми, песнями. Обязательно готовили караваи. На праздничный обед созывали гостей, делали друг другу подарки. В некоторых районах устраивали ярмарки.

С возрождением веры в России возрождаются и традиции празднования православных праздников. И уже в наше время в городах страны устраивают народные гуляния с играми, представлениями, песнями.

Троица — Зелёные Святки

Троицын день с незапамятных времен является одним из любимейших праздников русского народа. С ним связано и до сих пор много народных обычаев и обрядов, справляемых помимо церковного торжества. В стародавнюю пору, когда еще свежа была на Руси память языческого прошлого, с Троицею, или «Семицкою», неделею было связано столько самобытных проявлений народного суеверия — как ни с одним из других праздников, кроме Святок. Эта неделя, посвященная богине весны, победившей демонов зимы, издавна чествовалась шумными общенародными игрищами. Конец мая и начало июня, — на которые приходится-падает Троицын день, — особенно подходили к чествованию весеннего возрождения земли, покрывавшейся к этому времени наиболее пышной растительностью, еще не успевшею утратить своей обаятельной свежести.

Языческий месяцеслов наших отдаленных предков, совпавший в этом случае с христианскими праздниками, дал повод к объединению их с собою. Мало-помалу древнее почитание богини весны — светлокудрой Лады — было забыто, а сопровождавшие его обычаи слились с новыми обрядами, создав вокруг первого летнего праздника необычайно яркую обстановку. С течением времени языческий дух этой последней растворился в мировоззрении просветленной стремлением к горним вершинам добра новой веры славян; но пережившие многовековое прошлое стародавние обычаи и теперь все еще показывают, насколько прочны кровные связи народа-пахаря с окружавшей быт его пращуров и доселе отовсюду обступающей его жизнь природою.

«Семицкая» — седьмая по Пасхе — неделя, заканчивающаяся Троицыным днем, еще и до сих пор в некоторых местностях (например, в Рыбинском уезде Ярославской губ.) носит название «Зеленых Святок». В старые же годы она величалась этим прозвищем повсюду в народной Руси, именовавшей ее также «русальною», «зеленою», «клечальною», «задушными поминками», «разгарою» и другими подходящими именами, — каждое из которых находит свое объяснение в пережитках славяно-русского язычества. По простонародному прибаутку — «Честная Масленица в гости Семик звала». и, — добавляют краснословы деревенские, — «Честь ей за то и хвала!» Семик, это собственно — четверг на последней неделе пред Пятидесятницею. В этот четверг, посвященный древним язычником-славянином верховному богу Перуну-громовнику, совершались главнейшие приготовления к празднованию Троицына дня.

Все было так же, как в захолустной глуши, где этот четверг и теперь является желанным гостем непритязательной сельской молодежи, по преданию — выплачивающей весеннюю дань памятным пережиткам прошлого. В Тульской губернии семицкая березка до сих пор даже и не называется иначе, как «кумою», а слово «кумиться» еще в 40-х и начале 50-х годов только и означало — целоваться при прохождении под этою самой березкою.
Семик — преимущественно (а в иных местностях исключительно) девичий праздник. nullВ Поволжье, верхнем и среднем, повсюду к этому дню идет в деревнях девичья складчина: собираются яйца, пекутся лепешки, закупаются лакомства. Девушки, целыми деревнями, отправляются в рощу, на берег речки — завивать березки, «играть песни» и пировать. На березки вешаются венки, по которым красные загадывают о своей судьбе, бросая их на воду в самый Троицын день. Вслед за пирушкою — начинают водить хороводы, которые прекращаются с Троицы до Успенья.

Семицкие хороводы сопровождаются особыми обрядами, посвященными «березке-березоньке», которой воздаются особые почести — вероятно, как живому олицетворению древней богини весны. Лет пятьдесят тому назад в Воронежской губернии приносили на семицкие пирушки куклу из соломы, разукрашенную березовыми ветками, — в чем, несомненно, был слышен явный отголосок стародавнего язычества. В некоторых местностях на Семик обвивают лентами какую-нибудь особенно кудреватую березку, растущую на берегу речки, и поют ей старинную песню: «Береза моя, березонька, береза моя белая, береза моя кудрявая. » и т. д. В Вологодской губернии Семик более известен под именем «Поляны». Это является следствием того, что все приуроченные к нему обычаи справляются на полянках.

Семицкие обычаю были свойственны не одним славянам. Еще у древних греков и римлян существовали особые весенние празднества, посвященные цветам и деревьям. У германцев был так называемый «праздник венков», в котором еще более общего с нашим Семиком. По сравнительным данным языческого богословия, Семик является прообразом союза неба с землею.

Зелень и цветы и теперь составляют отличительные признаки празднования Троицына дня; повсюду на Руси церкви и дома украшаются в этот день ветками березок — как в деревнях, так и в городах. В старину же этому обычаю придавалось особое значение, связывавшее два мира — языческий с христианским. Игрища, устраивавшиеся в честь языческих божеств, в Польше существовали даже и по истечении пяти веков с принятия христианства; по словам польского историка Длугоша.

Длугош — известный польский историк, живший в XV-м веке. Он родился в 1415-м году, по образованию — питомец краковского университета; по окончании курса (диалектики и философии) был секретарем оржевского епископа — будучи при этом посвящен в сан каноника. С 1448 года началась его дипломатическая карьера, приблизившая его к королевскому двору. С 1467 года на Длугоша был возложен труд обучения королевских детей. Перед смертью он был избран в архиепископы, но смерть опередила посвящение его в этот сан: он умер в 1480-м году. Во все время своей дипломатической и педагогической деятельности он ревностно трудился над историческими памятниками родины. Из трудов его — самый капитальный «История Польши», доведенная «от баснословных времен» до третьей четверти XVI-ro столетия. Вся история польского народа исследуется Длугошем — как предмет прославления Польши и урок служения государства Церкви и ее задачам] они назывались «Стадом». В Литве они существовали еще дольше. На Белой Руси до сих пор немало общего с древнепольско-литовским в народных обычаях вообще и связанных с празднованием Троицына дня наособицу.

Существует поверье, что славянские нимфы и наяды — русалки, живущие в омутах рек, в эту неделю выходят из воды. Накануне Троицына дня, по малорусскому поверью, убегают они в поля и заводят свои ночные игры. — «Бух! Бух! Соломенный дух!» — будто бы кричат они: — «Мене мати породила, некрещену положила!» Русалки, по народному представлению, — тоскующие души младенцев, родившихся мертвыми или умерших некрещеными. Они, начиная с «Зеленых Святок» до Петрова дня, живут в лесах, ауканьем и смехом зазывая к себе путников, которых защекочивают до смерти. На зеленой русальной неделе в Малороссии никто не купается — из опасения попасть к ним в руки; Семик слывет здесь «великим днем русалок». Предохранительным средством от русалочьих чар считается полынь и трава «заря». В Черниговской губернии существовал до последнего времени обычай «русалочьих провод», когда речных чаровниц изгоняли — целой деревнею — парни и девушки. В Спасском уезде Рязанской губернии следующее за Троицыным днем воскресенье слывет «русальным заговеньем», вслед за проводами русалок прекращаются здесь до следующей весны игры в «горелки» и «уточку».

В старину против поверья о русалках и соединенных с ним народных игрищ и гаданий особенно восставали проповедники, обличавшие народ в языческом суеверии. В противовес народному празднованию разгульного Семика было установлено совершать в этот четверг поминовение убогих, похороненных в так называемых «убогих домах» и «скудельницах». Но не затемнилось в народном обиходе веселое празднество: смех и песни быстро сменяли слезы и рыдания в тот же самый день.

Из стародавних обычаев, связанных с этим праздником, далеко не все дошли до рубежа наших дней. Многое исчезло, даже не будучи занесено на страницы народоведческих исследований. Так сообщалось, что в Енисейской губ. (Минусинск, окр.) крестьянки, выбрав на Семик кудрявую березку и срубив ее, наряжают в свое лучшее платье и ставят в клеть до Троицы, а затем — с песнями — уносят ее к реке. В Казанской губ. (Чистопольск. у.) накануне Троицы совершается игрище в честь языческого бога Ярилы. В Пензенской и Симбирской губерниях на следующий за Троицыным день девушки, одевшись в худшие-затрапезные сарафаны, сходятся и, назвав одну из подруг «Костромою», кладут ее на доску и несут купать-хоронить к реке. Затем сами купаются и возвращаются домой, где переодеваются во все праздничное и водят хороводы до глубокой ночи. В Орловской губ. в Троицын день «молят коровай», испеченный из муки, принесенной всеми девушками деревни вскладчину: идут с этим караваем в рощу и поют над ним. В Псковской губ: во многих селах обметают могилы пучка-ми цветов, принесенных из церкви от троицкой обедни. Это называется — «глаза у родителей прочищать». Во многих местностях на Руси в старые годы в этот праздник происходили смотрины невест. Девушки собирались на лугу и, сойдясь в круг, медленно двигались с песнями. Вокруг стояли женихи и «высматривали» невест.

Многие из описанных обычаев уже исчезли, иные — видоизменились до неузнаваемости; но есть и немало таких, что еще доживают свой век с тем самым обликом, с каким были созданы народным воображением в стародавние дни. Троицын день во времена московских царей всея Руси сопровождался особой торжественностью в царском обиходе. Царь-государь в этот великий праздник «являлся народу». Царский выход был обставлен по особому уставу. Шел государь в наряде царском: на нем было «царское платно» (порфира), царский «становой кафтан», корона, бармы, наперсный хрест и перевязь; в руке — царский жезл; на ногах — башмаки, низанные жемчугом и каменьями. Венценосного богомольца поддерживали под руки двое стольников. Их окружала блестящая свита из бояр, разодетых в золотые ферязи. Во время следования царя к обедне свита царская шла рядом: люди меньших чинов — впереди, а бояре и окольничие — сзади государя. Постельничий со стряпчими нес «стряпню»: полотенце, стул «со зголовьем», подножье, «солношник» — от дождя и солнца и все прочее, что требовалось по обиходу.

Во всем блеске царского облачения входил государь в Успенский собор — в сопровождении бояр и всех людей ближних. Впереди всего шествия стольники несли на ковре пук цветов («веник») и «лист» (древесный, без стебельков). Царский выход возвещался гулким звоном с Ивана Великого «во все колокола с реутом»; звон прекращался, когда государь вступал на свое царское место. На ступенях этого «места», обитого атласом красного цвета с золотым галуном, ближние стольники поддерживали государя. Торжественно шла обедня. По окончании ее, перед троицкою вечернею, подходили к царю соборные ключари с подобающим метанием поклонов и подносили ему на ковре древесный лист, присланный патриархом. Смешав его с «государевым листом» и разными травами и цветами, они застилали им все царское место и окропляли его розовою водой. Взятым от государя листом они шли устилать места патриаршее и прочих властей духовных. Остаток раздавался боярам и другим богомольцам, по всему храму. Государь преклонял колена и — как говорилось в то время — «лежал на листу», благоговейно внимая словам молитвы. Когда кончалась Божественная служба, он выходил из собора прежним торжественным выходом, «являлся народу», приветствовавшему его радостными кликами, и — в предшествии одного из ближних стольников, несшего «веник» государев, возвращался во свои палаты царские. Колокольный звон не смолкал во все время его следования от собора до дворца.

На Троицкой зеленой неделе царевны с боярышнями увеселялись во дворце играми-nullхороводами, под наблюдением если не светлых очей самой государыни-царицы, то зоркого взгляда верховых боярынь и мамушек. Для игр и хороводов — как в царицыных, так и в царевниных хоромах были отведены особые обширные сени. Здесь находились и приставленные к царевнам «дурки-шутихи», бахари, домрачеи и загусельники со скоморохами, все — кто должен был доставлять «потеху» и «затеи веселыя». Царевен увеселяли сенные девушки, «игрицы», которыми — вероятно — «игрались» те же самые песни семицкие, что раздавались в это время под березками над водою по всей Руси, справлявшей свои стародавние игрища во славу «Семика честного» и Троицы — Зеленых Святок.

Народные обычаи и приметы на Троицу

Троица — воскресенье, пятидесятый день после Пасхи, праздник в честь Отца и Сына и Святого Духа. Другие его названия — День святой Троицы, День сошествия Святого Духа, Пятидесятница.
По церковному календарю. День святой Троицы называется также днем сошествия Святого Духа на апостолов.
Пятидесятница — второй из трех великих праздников древних иудеев, установленный в память дарования народу Закона при горе Синае.

По преданию, в этот день совершилось сошествие Святого Духа на апостолов.
Ученики Иисуса собрались тогда все вместе. Внезапно раздался шум с неба, как бы от сильного ветра. Явились в этот момент языки и сошли на каждого из учеников.

И начали говорить они на разных языках. Многоязычие было ниспослано для того, чтобы они могли проповедовать христианское учение среди различных народов. Иудейский праздник Пятидесятницы перешел в христианскую церковь.

По народному календарю. Троицын день можно с полным основанием назвать зелеными святками. В этот день прихожане выстаивали в церквах обедни с букетами луговых цветов или ветками деревьев, дома украшались березками. Полевые цветы, побывавшие в церкви, засушивали и хранили за иконами для разных надобностей: их клали под свежее сено и в житницу, чтобы не водились мыши, в норы на грядах от землероек и на чердак, чтобы устранить пожар.
Деревья возили на деревенские улицы целыми возами и украшали ими не только двери, но и косяки окон, а особенно церковь, пол которой усыпали свежей травой (всякий, выходя из церкви, старался захватить ее из-под ног, чтобы примешать к сену, вскипятить с водой и пить как целебную). Из листьев деревьев, стоявших в церкви, некоторые вили венки и клали их в горшки при выращивании рассады капусты.
Воскресенье проводили в лесу, вокруг березки.

В деревнях с утра пекся каравай и созывали гостей, для которых уже были сплетены венки из цветов и березы. А после обеда для молодежи начиналось самое веселье. Бабка-позыватка скликала девушек на гульбу в рощу, где nullрасстилалась скатерть, на которую ставили украшенные цветами караваи. Девушки начинали водить хороводы, а парни высматривали себе в хороводах невест. Троицкие каравай, скатерть и венки имели огромное значение для будущей брачной жизни. Скатертью тайно застилали стол под другой, верхней скатертью на смотринах (она должна была приковать суженого). Каравай засушивался в сухари и хранился до свадьбы. Сухари эти потом замешивали на счастье и любовь молодых в свадебный каравай, а венок некоторые девушки тайно передавали своим возлюбленным в качестве вестника брачного обета. С помощью венков осуществлялось и гаданье, которое в «зеленые святки» играло столь же важную роль, что и в зимние. В Троицын день девушки развивали березки: развит венок — желаемое не сбудется, засох венок — жди перемен в жизни: замужества или (пронеси и помилуй!) смерти, если зелен венок — продолжение девичества, что в общем-то редко кого радовало. А вечером, когда веселье постепенно стихало, шли к реке и бросали венки в медленно темнеющую весеннюю воду. Если венок поплыл — это благоприятный знак, если завертелся на месте — расстроится свадьба или начнутся нелады в семье, утонет — к большому несчастью: к смерти родных или суженого. А если венок встанет на месте — то свадьбы в этом году не бывать. После гадания, радостные или опечаленные, расходились по домам. А на следующий день, в понедельник, выпадал новый праздник — День Святого Духа, или Духов День, с которого, по народным приметам, наступало настоящее теплое лето.

Береза стала символом праздника, вероятно, потому, что она одна из первых одевалась в яркую нарядную зелень. Не случайно существовало поверье, что именно береза обладает особой силой роста и что нужно эту силу использовать.

Березовыми ветками украшали окна, дома, дворы, ворота, на церковной службе стояли с березовыми ветками, веря, что они обладают целебной силой. В троицкое воскресенье березу уничтожали — «хоронили», топили в воде или выносили в хлебное поле, стараясь тем самым вымолить у высших сил плодородие земли.
Завить березку — обряд из далекой древности. Девушки верили, что свяжут крепко-накрепко думы свои с полюбившимся парнем.
Или, завивая ветки березы, желали своей матушке скорого выздоровления. Березовые ветки именно в эти дни наливались целительной силой. Целительным считался и настой из листьев березы. Ветки березы использовали наши предки и в качестве оберега от всяких нечистых духов. До сих пор в пазы углов дома в Вологодской области крестьяне втыкают ветки березы, чтобы чистота и целительный дух передались стенам.
После обедни девушки меняли свой наряд, на голову надевали свежие березовые венки, переплетенные цветами, и в таком уборе шли в лес развивать березку. Придя туда, они становились в круг около завитой березки, и кто-нибудь из них срубал ее и ставил посреди круга. Все девушки подходили к березке и украшали ее лентами и цветами. Потом открывалось триумфальное шествие: девушки шли попарно, впереди всех одна из них несла березку. Таким образом они обносили березку вокруг всей деревни. На одной из улиц они втыкали березку в землю и начинали водить вокруг нее хороводы. К ним присоединялись парни. К вечеру с деревца снимали ленты, отламывали по прутику, а потом вырывали дерево из земли и тащили к реке топить. «Топи, Семик, топи сердитых мужей!» — и несчастная березка плыла туда, куда несло ее течение воды (Владимирская губерния).

В этот день девушки расставались с венком, сплетенным в Семик. Бросали его на воду и наблюдали. Плохо было, если венок тонул: замуж нынче не выйдешь, а может быть, даже умрешь. Если венок приставал к другому берегу — любовь девичья привьется, пристанет к сердцу любого парня.

Молодежь Новгородчины совершала обряд, приноровленный именно к Троице, называемый «трясти порох». Во время гулянья на лугу, среди хороводов и игр в огарыши (горелки) кто-нибудь из мужчин срывал картуз с молодого супруга, тряс им над головой и громко кричал: «Порох на тубе, жена мужа не любит». На этот крик быстро откликалась молодица, становилась перед мужем, кланялась ему в пояс, снимала картуз, который клали ему на голову в момент ее появления, брала мужа за уши, трижды целовала и снова кланялась ему и во все четыре стороны. При этом вслух поселяне оценивали ее качества и пускали разные шутки в ее адрес. Молодицы обычно стеснялись и говорили: «Когда трясут порох, лучше бы провалиться сквозь землю».

В Троицу совершался обряд поминовения усопших. Только на Троицу устраивались похороны покойников, которые не были погребены в течение года. Так, во времена войны, чумы, голода мертвые обычно сваливались в общую яму. На троицко-семицкой неделе тела умерших зашивали в рогожу, делали гробы и хоронили.

Старушки в Троицын день шли на кладбище обметать букетами и березовыми ветками, которые держали в руках, могилы, «глазыньки родителям пречищать».

На Троицу собирали росу и использовали ее как сильнодействующее лекарство от недугов и для посева семян овощей.

Народные приметы на Троицу

На Троицу дождь — много грибов, к теплой погоде.

Если поставленные на Троицу для украшения березки через три дня еще свежи, то ожидай мокрого сенокоса.

От Троицы до Успения хороводов не водят.

Если на Троицу посватаются, а на Покров поженятся, значит, жизнь у этих супругов будет долгой, счастливой, в любви и согласии.

На следующий за Троицей понедельник приходится Духов день. Говорили:»С Духова дня не с одного неба из-под земли тепло идет».

«Придет Свят Дух, будет на дворе, как на печке».

Источник: http://sotok.net/russkij-mir/3457-svyataya-troicza-ili-pyatidesyatnicza-narodnye-primety-i-tradiczii-prazdnovaniya.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *