Чаще всего зарницы; бывают в июле, когда созревают хлеба — существует поверье что зарницы зарят хлеб

18.05.2019
Содержание:
  1. Чаще всего зарницы бывают в июле, когда созревают хлеба. поэтому и существует народное поверие, что зарницы «зарят хлеб», – освещают его по ночам – и от этого хлеб наливается быстрее. рядом с зарницей стоит в одном поэтическом ряду слово «заря» – одно из прекраснейших слов языка. это слово никогда не говорят громко. нельзя даже представить себе, чтобы его можно было прокричать. потому что оно сродни той устоявшейся тишине ночи, когда над зарослями деревенского сада занимается чистая и слабая синева. «развидняет», как говорят об этой поре суток в народе. в этот заревой час низко над самой землей пылает утренняя звезда. воздух чист, как родниковая вода. в заре, в рассвете, есть что-то девическое, целомудренное. на зорях трава омыта росой, а по деревням пахнет теплым парным молоком. и поют в туманах за околицами пастушьи жалейки. светает быстро. в теплом доме тишина, сумрак. но вот на бревенчатые стены ложатся квадраты оранжевого света, и бревна загораются, как слоистый янтарь. восходит солнце. осенние зори иные – хмурые, медленные. дню неохота просыпаться – все равно не отогреешь озябшую землю и не вернешь убывающий солнечный свет. все никнет, только человек не сдается. с рассвета уже горят печи в избах, дым мотается над селами и стелется по земле. а потом, глядишь, и ранний дождь забарабанил по запотевшим стеклам. заря бывает не только утренняя, но и вечерняя. мы часто путаем два понятия – закат солнца и вечернюю зарю. вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдет за край земли. тогда она овладевает меркнущим небом, разливает по нему множество красок – от червонного золота до бирюзы – и медленно переходит в поздние сумерки и в ночь. какие средства связи между предложениями используются в тексте ? какой связи между предложениями в этом тексте ? выписать ключевые слова и словосочетания. ! нужно
  2. Изложение по текстуя уже упоминал о зарнице.чаще всего зарницы бывают в июле, когда созревают хлеба. поэтому и существует народное поверие, что зарницы «зарят хлеб», – освещают его по ночам – и от этого хлеб наливается быстрее.рядом с зарницей стоит в одном поэтическом ряду слово «заря» – одно из
    прекраснейших слов языка.это слово никогда не говорят громко. нельзя даже представить себе, чтобы его можно было прокричать. потому что оно сродни той устоявшейся тишине ночи, когда над зарослями деревенского сада занимается чистая и слабая синева. «развидняет», как говорят об этой поре суток в
    народе.в этот заревой час низко над самой землей пылает утренняя звезда. воздух чист, как родниковая вода.в заре, в рассвете, есть что-то девическое, целомудренное. на зорях трава омыта росой, а по деревням пахнет теплым парным молоком. и поют в туманах за околицами пастушьи жалейки.светает быстро.
    в теплом доме тишина, сумрак. но вот на бревенчатые стены ложатся квадраты оранжевого света, и бревна загораются, как слоистый янтарь. восходит солнце.осенние зори иные – хмурые, медленные. дню неохота просыпаться – все равно не отогреешь озябшую землю и не вернешь убывающий солнечный свет.все
    никнет, только человек не сдается. с рассвета уже горят печи в избах, дым мотается над селами и стелется по земле. а потом, глядишь, и ранний дождь забарабанил по запотевшим стеклам.заря бывает не только утренняя, но и вечерняя. мы часто путаем два понятия – закат солнца и вечернюю зарю.вечерняя
    заря начинается, когда солнце уже зайдет за край земли. тогда она овладевает меркнущим небом, разливает по нему множество красок – от червонного золота до бирюзы – и медленно переходит в поздние сумерки и в ночь.кричат в кустах коростели, бьют перепела, гудит выпь, горят первые звезды, а заря еще
    долго дотлевает над далями и туманами. только не сильно маленькое​
  3. Существует поверье что зарницы зарят хлеб
  4. Существует поверье что зарницы зарят хлеб
  5. Итоговая контрольная работа по русскому языку 6 класс

Лирическое стихотворение, лиричный тенор, лиричное настроение.

Чаще всего зарницы бывают в июле, когда созревают хлеба. поэтому и существует народное поверие, что зарницы «зарят хлеб», – освещают его по ночам – и от этого хлеб наливается быстрее. рядом с зарницей стоит в одном поэтическом ряду слово «заря» – одно из прекраснейших слов языка. это слово никогда не говорят громко. нельзя даже представить себе, чтобы его можно было прокричать. потому что оно сродни той устоявшейся тишине ночи, когда над зарослями деревенского сада занимается чистая и слабая синева. «развидняет», как говорят об этой поре суток в народе. в этот заревой час низко над самой землей пылает утренняя звезда. воздух чист, как родниковая вода. в заре, в рассвете, есть что-то девическое, целомудренное. на зорях трава омыта росой, а по деревням пахнет теплым парным молоком. и поют в туманах за околицами пастушьи жалейки. светает быстро. в теплом доме тишина, сумрак. но вот на бревенчатые стены ложатся квадраты оранжевого света, и бревна загораются, как слоистый янтарь. восходит солнце. осенние зори иные – хмурые, медленные. дню неохота просыпаться – все равно не отогреешь озябшую землю и не вернешь убывающий солнечный свет. все никнет, только человек не сдается. с рассвета уже горят печи в избах, дым мотается над селами и стелется по земле. а потом, глядишь, и ранний дождь забарабанил по запотевшим стеклам. заря бывает не только утренняя, но и вечерняя. мы часто путаем два понятия – закат солнца и вечернюю зарю. вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдет за край земли. тогда она овладевает меркнущим небом, разливает по нему множество красок – от червонного золота до бирюзы – и медленно переходит в поздние сумерки и в ночь. какие средства связи между предложениями используются в тексте ? какой связи между предложениями в этом тексте ? выписать ключевые слова и словосочетания. ! нужно

Ответы на вопрос

Расставьте знаки препинания. 1. Он был отличным собеседником, и я никогда не встречал ни в одном другом человеке такой размашистой широты мышления. 2. Мы долгое время не могли увидеть ни одного зверька, а видели только норы, и нор этих действительно было очень много. 3. Охотник ещё не произнес ни слова, но Дудырев уже почувствовал панический ужас. 4. Ещё одно движение ножа, и ещё десяток грибов. Запах сушеных белых грибов не сравним ни с чем: ни с запахом других грибов, ни вообще с какими бы то ни было запахами. Что случилось с Ялтой? Смеркается, темнеет, но почему-то нигде ни одного огня на набережной, ни одного прохожего.

Доверчивый человек, доверительная интонация, доверительная доверительный разговор.

Лирическое стихотворение, лиричный тенор, лиричное настроение.

Командированный человек, командировочное удостоверение.

Нестерпимая боль, нестерпимый холод, нетерпимый поступок.

Зимой я мастерю кормушки для птиц и постоянно слежу за тем,чтобы они не были пустыми. Птицы с удовольствием прилетают в мою кормушку, чтобы полакомиться.

Источник: http://iznaniya.com/russkij-yazyk/question33629941

Изложение по текстуя уже упоминал о зарнице.чаще всего зарницы бывают в июле, когда созревают хлеба. поэтому и существует народное поверие, что зарницы «зарят хлеб», – освещают его по ночам – и от этого хлеб наливается быстрее.рядом с зарницей стоит в одном поэтическом ряду слово «заря» – одно из
прекраснейших слов языка.это слово никогда не говорят громко. нельзя даже представить себе, чтобы его можно было прокричать. потому что оно сродни той устоявшейся тишине ночи, когда над зарослями деревенского сада занимается чистая и слабая синева. «развидняет», как говорят об этой поре суток в
народе.в этот заревой час низко над самой землей пылает утренняя звезда. воздух чист, как родниковая вода.в заре, в рассвете, есть что-то девическое, целомудренное. на зорях трава омыта росой, а по деревням пахнет теплым парным молоком. и поют в туманах за околицами пастушьи жалейки.светает быстро.
в теплом доме тишина, сумрак. но вот на бревенчатые стены ложатся квадраты оранжевого света, и бревна загораются, как слоистый янтарь. восходит солнце.осенние зори иные – хмурые, медленные. дню неохота просыпаться – все равно не отогреешь озябшую землю и не вернешь убывающий солнечный свет.все
никнет, только человек не сдается. с рассвета уже горят печи в избах, дым мотается над селами и стелется по земле. а потом, глядишь, и ранний дождь забарабанил по запотевшим стеклам.заря бывает не только утренняя, но и вечерняя. мы часто путаем два понятия – закат солнца и вечернюю зарю.вечерняя
заря начинается, когда солнце уже зайдет за край земли. тогда она овладевает меркнущим небом, разливает по нему множество красок – от червонного золота до бирюзы – и медленно переходит в поздние сумерки и в ночь.кричат в кустах коростели, бьют перепела, гудит выпь, горят первые звезды, а заря еще
долго дотлевает над далями и туманами. только не сильно маленькое​

конго камерун экваториальная гвинея нигерия кения танзания заир ангола сенегал, гамбиия гвинея-бисау сьерра-леоне, либерия берег слоновой кости, гана того, бенин,центрально-афроиканская республика габон

1)1см=5км, 14см*5км/см=70км на месности

2)1см=10км, 14см*10км/см=140км на месности

завтра в твери температура воздуха будет колебаться от -9 до -1 возможен не большой снег с утра по обед будет облачно но потом облачно с прояснениями. ветер от 11 до 7 м/с. владжность от 90 до 70%. и осадки от 23 до 5% за день

Источник: http://xn--b1agzqc.com/%D0%B8%D0%B7%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%82%D1%83%D1%8F-%D1%83%D0%B6%D0%B5-%D1%83%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B0-31703700

Существует поверье что зарницы зарят хлеб

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.

Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Добро пожаловать!

*9. Назовите слова, которые образовались на наших глазах от слов луна и атом. Определите их значения.

*10. Докажите, что приведённые слова образованы морфологическим способом. Определите, как именно Дворник, пригород, подножка, горошинка, приход, ученик, антивоенный, кленовый, гитарист, настольный, приготовить.

*11. Определите, при помощи каких продуктивных суффиксов образованы приводимые ниже слова. Что они обозначают Радиометрист, кинодокументалист, горноспасатель, тяжеловесник, шоссейник, отделочник, ядерщик, электронщик, озеленитель.

*12. Найдите слова, имеющие в своём составе две или более приставки, два суффикса. Определите, какая из морфем является словообразующей: подосиновик, лакомка, обезуметь, чайник, озорник, понавыдумывать, подорожник, сортировщик, формовщик, черновик, въехал, приналечь.

*13. Превратите словосочетания в слова, образованные морфологическим способом: вне класса, под облаками, при школе, при море. Ответьте, как образованы они Докажите, что вы правы.

*14. Прочитайте примеры «детских» слов, взятые из книги К. И. Чуковского «От двух до пяти»:

– Проехались по ледяной дорожке, и никакого паду.

– Смотри, как налужил дождь.

– Ой, какой пузырь я напузырил! – Дай мне распакетить пакеты.

– На тебе кочергу, покочергай! Как образованы эти слова Являются ли они «беззаконными» Почему Приведите свои примеры из наблюдений за речью малышей.

15. Напишите сочинение-миниатюру по теме «Словотворцы». Примерно вот такое сочинение даёт Л. А. Шкатова в своей книге «Подумай и ответь» (М.: Просвещение, 1989): Под окном у нас висит кормушка, у которой целый день кормятся зеленогрудые синички. К нам приехал погостить пятилетний племянник. Чтобы он не скучал, я предложил ему понаблюдать, как кормятся синички. Минут через десять я спросил: «Ну, много синичек» – «Синичек нету. Только одни зеленички». (По материалу «Учительской газеты» от 18 апреля 1974).

*16. Выделите слова, к образованию которых имеет отношение способ сложения: броненосец, семиклассник, барабанщик, коребельщик, кораблестроитель, краснофлотец, многомерный, бессловесный, остроумный, умник, злоязычный, язычник, водокачка, водник, водолаз, строитель, домостроительный, пятилетка, пятёрка, сладкоежка.

*17. Определите, как образованы слова: дымоход, ледокол, землемер, снегопад, птицелов, пешеход, водолаз, лесовоз, птицефабрика, охотовед, двухъярусный, кресло-кровать, спецкор, телеаппарат, радиожурналист, фотоклуб, космолёт.

*18. Придумайте названия для машин будущего. Например, космического мотоцикла; аппарата, который движется взмахами крыльев; корабля, который движется энергией от солнечных батарей.

*19. Определите, к какому типу сложения относятся следующие образования: вуз, юннат, профсоюз, металлолом, грамзапись, танцплощадка, детдом, МГУ, продмаг, НИИ.

*20. Определите, как «сделаны» новые слова (неологизмы) из журнала «Юный техник» за 1975 год: электрофитиль, виброплуг, камбалолет, гидрошасси, дельтоплан, самолётодирижабль, пингвиноход, ОЛа (спортивный снаряд из одной лыжи), солнцемобиль, микролёт, электросито.

*21. Найдите на вывесках своего города (села) слова, образованные за счёт перехода из одной части речи в другую. Ну-ка, внимательнее: вот столовая, а вот пельменная, вареничная… *22. Отличите слова, образованные морфологическим способом, от слов, образованных неморфологическим способом: автолюбитель, малопродуктивный, самокопнитель, маслозавод, соковыжималка, вполоборота, сейчас, тоже, зверолов, белоручка, слаборазвитый, скоропортящийся, отчего, языковед, скороход.

*23. Напишите сочинение-миниатюру «Как образуются слова в русском языке». Вспомните о всех разновидностях морфологического способа, но не забудьте и о неморфологических. Для примеров возьмите свою любимую книжку. Наверняка там встретите слова, образованные самыми разными способами.

*24. Составьте вопросы, которые можно было бы задать ученикам, изучившим раздел «Словообразование».

25. В «Школьном словаре строения слов русского языка» З. А. Потихи (М.: 1987) слова расчленены на значимые части. Выделите основы приведённых ниже слов и укажите, из каких частей они состоят:

род/и/тель/ск/ий род/овит/ый родник род/ов/ой родник/ов/ый родств/енн/ый роднич/ок 26. В «Обратном словаре русского языка» слова располагаются по алфавиту конечных букв. Приведём некоторые слова на букву о. О каких из них, по-вашему, можно говорить «имеет окончание», а о каких – «оканчивается на о» какао самбо тоскливо рабство небо кружево слово чувство спасибо зарево одинаково юношество 27. Являются ли однокоренными слова гимн, гимнаст, гимнастёрка в современном русском языке Для доказательства используйте толкование этих слов в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова или в «Школьном толковом словаре».

28. В учебнике ботаники вы встретились с терминами тычинка, пестик, лепесток, чашелистик, венчик. Следует ли выделять в них суффиксы Докажите свою мысль.

29. Что общего у слов, входящих в приводимые ниже пары Ветвь и ветка, ветошь и ветхий, живой и жизнь, клятва и прокляну.

30. Найдите корень в словах: беседка, бестолочь, безделка, бездна, бесёнок, бескозырка, бестия.

31. Найдите «четвёртое лишнее»:

1) Подоконник, подстаканник, подъёмник, подсвечник;

2) Чтец, жилец, певец, спец;

3) Накал, навет, навес, накат;

4) Подрамник, подрезка, подружка, подрыв;

5) Судить, присудить, суд, сосуд;

6) Светило, зубило, грузило, точило.

Корень тот же, что в слове склоняться, суффикс тот же, что в слове обращение, окончание существительного среднего рода в именительном падеже, а целое – грамматический термин.

Если взять корень из слова полагать, приставку из слова приложение, суффикс из слова восклицательный, окончание из слова числительное, то получим слово, обозначающее признак предмета.

Определите слова по названным признакам и попытайтесь сами составить подобные шарады.

33. Есть ли в приводимых ниже предложениях слова с одинаковыми окончаниями Утром мы любуемся восходом.

Вечером мы любуемся закатом.

34. Верно ли в стихотворении М. Исаковского подчёркнуты однокоренные слова Летят перелётные птицы Ушедшее лето искать.

Летят они в жаркие страны, А я не хочу улетать.

35. Верно ли подчёркнуты однокоренные слова в стихотворении Г. Комаровского и Г. Ладонщикова У меня друзей немало, Катя катит, Но я всех нарисовала: Тоня тонет, Коля колет, Но не дам ей утонуть! Поля полет, Я спасу подружку Тоню:

Паша пашет, Подрисую что-нибудь! Соня спит, Исправьте ошибки! 36. Какие из приведённых следует отнести к однокоренным словам, а какие – к формам того же слова Лес, лесник, лесок, леса, перелесок, лесной, лесником, лесистый, лесничий, лесники.

37. Являются ли в настоящее время однокоренными слова стрела и стрелять А в истории языка Вспомните, как и чем стреляли в древности.

38. Секрет родственных слов.

Учительница дала задание подобрать «родню» к слову уголок. Одна девочка ответила: угол, гол, голыш. Как вы думаете, правильно она ответила Вы догадываетесь: она ошиблась. А в чём ошибка Как будто бы всё на месте: в каждом слове одинаковое сочетание букв – гол. Да только по смыслу все «голы»– разные.

Ребята в классе развеселились и стали нарочно выдумывать такие неродственные слова: «А кошка – не родня кошмару» – «Картон» – не братец картошке» – «В каких родственных отношениях кости и костюмы» «А свинец – не сыночек ли свинтуса» Дети так веселились, что было видно: они разгадали секрет корня, который не поняла девочка.

Расскажите, что это за секрет, используя приведённые выше слова и свои собственные.

39. «Третий лишний».

В каждой тройке слов одно – не родственное. Обнаружьте его. Обоснуйте своё решение.

1) лес, лестница, лесничий; 2) честный, чесночный, чеснок; 3) седло, седловина, седина; 4) смешной, смешать, смешить; 5) дивный, удивлённый, диванный; 6) левый, лев, налево; 7) водичка, водитель, водяной.

*40. Из каждой тройки исключите неродственное слово:

1) жаркое, жаровня, раскалённый; 2) ветер, вихрь, безветренный;

3) сосна, дерево, деревянный; 4) мчаться, бегущий, мчащийся; 5) зубрить, изучить, учить; 6) сожаление, сочувствие, жалость.

41. Прочитайте выразительно стихотворение Э. Мошковской о прогульщиках. Найдите в нём все родственные слова к слову прогульщик и выделите в них корень.

Шёл прогульщик на прогулку, Но прогуливал буфетчик, Шёл и песенку свистел. И не видно продавцов.

Захотел прогульщик булку И гулял киномеханик – И баранку захотел. Не показывал кино, Захотел он шоколадку, Футболисты и артисты Пососал бы леденцов… Прогуляли заодно… И обиделся прогульщик! И прогульщик не смолчал! И прогульщикам прогульщик «Вы прогульщики!» – кричал.

42. Даны два «родственника» с приставками, а вы подберите к ним слово без приставки или с другой приставкой и найдите корень:

1) невежа, невежливый; 2) связывать, связист; 3) закат, закатился;

4) подставка, подставивший.

43. Вставьте пропущенные буквы в словах и определите, какая это орфограмма и в какой части слова (морфеме): 1)Фокусник расст..лил на траве разноцветный коврик. 2) Кругом расст..лается бескрайняя пустыня. 3) Давайте пост..лем на праздничный стол новую скатерть. 4) Туман заст..лал глаза. 5) В окнах заж..гались мягко светящиеся огни. 6) Охотнику и рыболову надо уметь разж..чь костёр при любой погоде.

7). Приж..гание – это лечебный метод. Небольшие ранки и царапины можно приж..чь йодом.

44. Вставьте пропущенные буквы в корнях слов. В какие группы можно объединить эти слова, учитывая орфографические правила, «управляющие» написанием гласных в корнях Поз..л..та, пл..вник, р..вновесие, скл..няться, подж..гатель, стихотв..рение, ск..кун, ч..татель, бл..стящий, заг..релый, оз..ряемый, распол..жение, прид..раться, непром..каемый, раст..тельный, попл..вок, отп..рать, подск..чить, соприк..саться, неразб..риха, подр..стковый, расст..латься, млек..питающее, укл..няться, отл..жить.

45. Ударим по безударным гласным! Перепишите стихи Булата Окуджавы. Найдите в них слова с безударными гласными. Расскажите, что надо знать по составу слова, чтобы не допустить ошибки на эту орфограмму.

По Смоленской дороге леса, леса, леса, По Смоленской дороге столбы гудят, гудят.

Над Смоленской дорогою, как твои глаза, – Две вечерних звезды голубых глядят, глядят.

*46. «Пересаженные» корни.

Подумайте над заголовком. О чём, по-вашему, пойдёт речь в тексте – спрашивают авторы книги «Секреты орфографии» (М.: Просвещение, 1991).

На земле всегда жило много народов, которые говорили на разных языках. Но люди торговали между собою, учились друг у друга, перенимали многое, а для этого нужно было взаимное понимание. И люди изучали языки друг друга. При этом некоторые слова и их части, главным образом, корни и приставки, «пересаживались» в другие языки и «прорастали» в них. Чем сильнее и культурнее был народ, тем больше слов его языка «пускали корни» в языках других народов. В старину такими могучими и культурными были Древняя Греция и Древний Рим. Из этих языков много слов и морфем пришло в русский язык… Многие такие корни вы знаете. Вам хорошо знакомы – телефон, микрофон, магнитофон; а раньше были граммофон, патефон. Есть музыкальные инструменты саксофон и ксилофон. А первый прибор, изобретённый Эдисоном для записи и воспроизведения звука, получил название фонограф.

Какой общий корень вы можете выделить в этих словах Что вы можете рассказать о нём Пользуясь словарями, найдите ещё родственные слова с этим корнем.

*47. Зарница и заря.

Прочитайте текст. Постарайтесь представить себе на своём «мысленном экране» то, о чём рассказано. Перескажите содержание. Потом прочитайте текст снова, обратите внимание на те места, которые вы пропустили при первом чтении, и перескажите всё вместе снова. А затем напишите на эту тему изложение-миниатюру. Постарайтесь ввести в него слова, родст венные употреблённым в заголовке. Объясните правописание гласных в этих корнях.

Я уже упоминал о зарнице. Чаще всего зарницы бывают в июле, когда созревают хлеба. Поэтому и существует народное поверие, что зарницы «зарят» хлеб и от этого хлеба наливаются быстрее.

Рядом с зарницей стоит в поэтическом ряду слово заря, одно из прекраснейших слов русского языка. Это слово никогда не говорят громко.

Нельзя даже представить себе, что его можно прокричать. На зорях трава омыта росой, а по деревням пахнет тёплым парным молоком. В этот заревой час низко над самой землёй пылает утренняя звезда.

Но вот на бревенчатые стены ложатся квадраты оранжевого цвета, и брёвна загораются, как янтарь. Восходит солнце.

Осенние зори иные – хмурые, медленные. Дню неохота просыпаться.

Всё никнет, только человек не сдаётся. Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя. Мы часто путаем эти два понятия: заход солнца и вечернюю зарю. Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдёт за край земли. Тогда она овладевает меркнущим небом. Горят первые звёзды, а заря ещё долго догорает над далями и туманами. Северные белые ночи – это непрерывная вечерняя заря, или, пожалуй, соединение двух зорь, вечерней и утренней.

48. Скажите, одинаков ли способ образования слов железобетон, кинотеатр и сельскохозяйственный 49. Почему дочка не поняла мать в стихотворении Агнии Барто «Разговор с дочкой» – Мне не хватает теплоты – Она сказала дочке.

– Мёрзнешь ты И в летние денёчки! – Ты не поймёшь, ещё мала, – Вздохнула мать устало.

А дочь кричит: – Я поняла! И тащит одеяло.

Какое слово в этом тексте является ключевым Как оно образовано Одно ли оно 50. От одного слова к двум.

Писатель В. Лидин в своих воспоминаниях о Михаиле Пришвине рассказывает об одном комичном случае путаницы:

В мои руки попали как-то аккуратные тетрадочки зелёного цвета, в которых С. Т. Аксаков собственноручно вёл счёт убитой им дичи… В одной графе я прочёл слово гоголь и, не разобравшись как следует в записи, рассказал об этих тетрадочках Пришвину и выразил предположение, что вместе с Аксаковым охотился и Гоголь. Михаил Михайлович ничего не ответил, но позднее подарил мне свою книжку охотничьих рассказов «Смертный пробег» с весьма ехидной надписью: «На память о птице гоголь».

51. Какой способ словообразования преобладает в глаголах Почему 52. Какой из способов образования новых слов является наиболее употребительным при образовании имён существительных Для ответа воспользуйтесь этим материалом: шутник, кипятильник, выжимки, плавка, враждебность, космонавтика, байкалит, свидетельница, пушкиниана, виноградина, котёнок, Петрович, рассказец, Катенька.

53. О каком словообразовательном явлении свидетельствуют приведённые примеры: 1) Перевезти, перелететь, перебросить, перейти;

2) Пересеять, переучить, переформировать;

3) Перегреть, перегулять, перекормить, пересолить 54. Прочитайте отрывок из стихотворения И. С. Аксакова «Варварино» Куда ты взор ни обратишь, Какая ширь! Какая тишь! Что это за словообразование К какому словообразовательному типу относятся выделенные слова Случайно ли эти примеры даны в стихотворной речи 55. С каким словообразовательным явлением сталкиваемся мы при выяснении способа образования следующих слов:

1) спортсменка, журналистка, казачка, москвичка;

2) варка, колка, рубка, чистка, заправка, кройка;

3) ириска, морковка, конфетка, шоколадка;

4) зачётка, многотиражка, читалка, столовка;

5) берёзка, дорожка, лошадка, синичка, дочка 56. Как образованы следующие слова Одинаков ли способ их образования 1) диван-кровать, вагон-ресторан, плащ-палатка;

2) долгоиграющий, близлежащий, многознающий;

3) молокозавод, формообразование, словообразование;

4) самообслуживание, самореклама, самоконтроль;

5) сорвиголова, скопидом, вертишейка (птица).

57. Как образованы данные слова Одинаковые ли в них суффиксы 1) уверенный, смиренный, умеренный, усиленный;

2) буквенный, клюквенный, лиственный, жизненный;

3) высоченный, широченный, тяжеленный.

*58. Инопланетяне на Земле.

Вам, должно быть, приходилось слышать рассказы, о неопознанных объектах («летающих тарелках»), в которых нас посещают разумные существа с других планет. Пока об этом никто ничего точно не знает. Но давайте представим себе, что инопланетяне посетили нашу Землю. Вот как они описали свои впечатления о Земле и её жителях:

На огромной землистой полянке, У большой земноводной реки, Есть большие-большие землянки, А в землянках живут земляки.

Источник: http://knigi.dissers.ru/books/1/1696-5.php

Существует поверье что зарницы зарят хлеб

Цветок лотос — символ чистоты и благородства. Он зачастую произрастает в иле и мутной воде, но не загрязняется ими. С лотосом можно сравнить людей, которые себя не запятнали, не покорились злу и тяжелой судьбе. Зацветает лотос в июле, в августе в тихих прудах. Толпы удивленных, восхищающихся людей с утра до вечера не покидают берега водоемов. Изящными очертаниями лепестков, характерным шелестом листьев лотос производит неизгладимое впечатление. «Лотос — друг солнца», — писали в священных книгах Индии. К сожалению, чудесный цветок чарует зрителей только три дня. И только листья его, как зонтики, продолжают стоять на воде. (И. Лобода.)

(91 слово. Правописание безударных гласных в корне, корней с чередованием, окончаний имен существительных. Тире между подлежащим и сказуемым, пунктуация в сложном и простом осложненном предложении, при прямой речи, вводных словах.)

1. Произведите фонетический разбор слов судьбе (I вариант), листья (II вариант).

2. Произведите морфемный разбор слов запятнали (I вариант), зацветает (II вариант).

4. Определите тему текста (I вариант), стиль речи, укажите его приметы (II вариант).

5. Запишите 2—3 поговорки (пословицы) о цветах.

Сколько превосходных слов существует в русском языке для называния природных явлений! Зарница — долгий отблеск далеких молний. Чаще всего зарницы разгораются в июне. Существует народное поверье, что зарницы «зарят хлеб», — и от этого он растет быстрее.

В одном поэтическом ряду с зарницей стоит слово «заря». Это слово не произносят громко. Оно возникает из тишины ночи, когда над зарослями деревенского сада занимается чистая и слабая синева.

Вот на бревенчатые стены ложатся квадраты оранжевого света, и бревна загораются, как янтарь. Восходит солнце. Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя. Множество красок расстилается по небу — от червонного золота до бирюзы. Загораются первые звезды, а заря еще долго остывает над далями и туманами. (По К. Паустовскому.)

(99 слов. Правописание безударных гласных в корне, корней с чередованием гласных а//о, окончаний имен существительных, согласных з — с в приставках. Тире между подлежащим и сказуемым, знаки препинания в сложном предложении.)

1. Произведите фонетический разбор слов язык (I вариант), июнь (II вариант).

2. Произведите морфемный разбор слов возникает (I вариант), бревенчатые (II вариант).

3. Найдите в тексте и графически объясните правописание слов с чередованием гласных в корне.

4. Выпишите 3 слова, состав которых соответствует схеме:

Вечерняя заря догорала. Начал расстилаться туман. Я решил вернуться домой. Быстрыми шагами миновал я заросли кустов. У ног моих простиралась равнина, а дальше стеной возвышался мрачный лес. Я осмотрел окрестность и спустился с холма. Высокая трава на дне долины белела ровной скатертью. Куда я зашел? Как найти дорогу?

Я вышел на опушку и пошел полем. Трудно было пробираться по узкой тропинке. Кругом росла высокая рожь. Ночная птица промчалась и коснулась меня крылом.

Но вот на вечернем небе стали зажигаться звезды. Заблестел серп молодого месяца. Теперь я узнал дорогу и предполагал, что через час буду дома. (По И. С. Тургеневу.)

(94 слова. Правописание безударных гласных, корней с чередованием гласных ао, е — и. Знаки препинания при однородных членах, в сложном предложении.)

1. Произведите синтаксический разбор предложений У ног моих простиралась. (I вариант), Ночная птица низко промчалась. (II вариант).

2. Произведите морфемный разбор слов зажигаться (I вариант), заблестел (II вариант).

3. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне: а//о (I вариант), е//и (II вариант).

4. Выпишите глагольное и именное словосочетание.

ЧУДЕСА В ЛУЖЕ

Как интересно глядеть в воду! По поверхности лужи скользят презабавные длинноногие водомерки. Они не тонут, потому что их лапки смазаны жиром. Вот из глубины поднимается большой черный жук-водолюб и набирает в свои воздушные мешки запас свежего воздуха.

Водолюб — миролюбивое существо. Он питается мелкими подводными растениями, водорослями. А у паучка-серебрянки среди водорослей имеется воздушный колокол, как у настоящего водолаза. (По Г. Скребицкому.)

(58 слов. Правописание сложных слов с соединительной гласной и без нее, слов с чередованием гласных в корне, окончаний существительных и прилагательных, приставок. Тире между подлежащим и сказуемым, знаки препинания при однородных членах предложения.)

1. Выпишите однокоренные слова с корнями -вод- (I вариант), -раст-//-рос-(II вариант).

2. Произведите морфемный разбор слов водомерки, воздушные (I вариант), поверхности, длинноногие (II вариант).

3. Произведите синтаксический разбор 2-го предложения (I вариант), 4-го предложения (II вариант).

Мы приходили в отчаяние и не могли придумать, как разыскать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь.

Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Наконец кот попался. Он залез в лаз под домом. Мы заложили лаз старой рыбацкой сетью и начали ждать.

Когда Ленька схватил кота и поднял над землей, мы рассмотрели негодника. Он оказался тощим беспризорником с белыми подпалинами на животе.

«Что же нам с ним делать?» — спросил Рувим. «Выдрать», — ответил я. Тогда Рувим прикоснулся к коту, погладил по худенькой спинке и придумал: «Надо его накормить!»

Мы втащили кота в чулан и дали ему сытный-пресытный ужин. Кот ел больше часа. С этого дня он у нас прижился и прекратил воровать. (По К. Паустовскому.)

(113 слов. Правописание слов с безударными гласными, чередующимися корнями, приставок пре- — при-, приставок на з — с, суффиксов и окончаний имен существительных и прилагательных. Знаки препинания в простом и сложном предложении, в конструкциях с прямой речью.)

1. Отметьте приставки в словах 1-го и 3-го абзаца (I вариант), 4-го и 5-го абзаца (II вариант).

2. Составьте схему 6-го предложения (I вариант), 3-го предложения (II вариант).

ЧТО СЛЫШНО В КОСМОСЕ?

Почему мы вообще слышим? Скрипач ведет по струне смычком, и она начинает дрожать. В этом можно убедиться, если прикоснуться к ней пальцем. От струны дрожит и окружающий воздух. Дрожание воздуха мы воспринимаем как звук.

Звук распространяется не только в воздухе, но и, например, в воде. Любому ныряльщику известно, как перекатывается галька в полосе прибоя. Прекрасно распространяется звук в металле. Приложишь ухо к рельсу — за много километров услышишь перестук колес приближающегося поезда.

Но звук не может распространяться там, где нечему дрожать, — в пустоте. Поэтому даже скоростные метеориты в космосе движутся бесшумно, там всегда царит абсолютная тишина. (По М. Ларину.)

(95 слов. Правописание различных приставок, безударных гласных в корне слова, окончаний глаголов. Знаки препинания в сложном предложении, при вводных словах.)

1. Произведите пунктуационный разбор предложений Звук распространяет ся. (I вариант), Поэтому даже скоростные метеориты. (II вариант).

2. Выделите приставки в словах 1-го абзаца (I вариант), 2-го абзаца (II вариант).

3. Произведите морфемный разбор слов скоростные (I вариант), абсолютная (II вариант).

4. Отметьте слово, в котором приставка уже не выделяется.

Остров Орлов на Черном море все привыкли считать заповедным. Повеет весенним ветром, и летят сюда птицы. Они как преогромные тучи и могут прикрыть на минуту небо. Позже в птичьих домах уже шевелятся презабавные пушистые комочки.

Приметы осени заставят чаек покинуть родной остров. Но он не пустует. Заповедник привлекает караваны бакланов, гусей. В прибрежных зарослях камыша чинно расхаживают цапли. На пригорках столбиками застыли суслики. Дорогу то и дело перебегают небольшие стайки куропаток. Многие обитатели тайги, тундры, гор, озер и болот находят на гостеприимном острове безопасное пристанище и обильный корм. (По И. Константинову.)

(88 слов. Правописание различных приставок, проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне, сложных слов с соединительной гласной, имен собственных. Знаки препинания при однородных членах, в сложном предложении.)

1. Озаглавьте текст.

2. Произведите синтаксический разбор предложений Приметы осени заставят. (I вариант), В прибрежных зарослях камыша. (II вариант).

3. Произведите морфемный разбор слов привлекает (I вариант), гостеприимном (II вариант).

Источник: http://claw.ru/book14/007.htm

Итоговая контрольная работа по русскому языку 6 класс

существует поверье что зарницы зарят хлеб

1.В каком слове неверно выделен ударный звук?

1)стОляр 2)досУг 3)цЕнтнер 4)газопровОд

2.Укажите предложение, в котором присутствует устаревшее слово.

1)Мы приобрели несколько экземпляров новой книги.

2)Голову девушки украшал расписной кокошник.

3)Вдруг раздался гортанный крик журавлей.

4)Мне приходилось ночевать в стогах.

3.В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1)соб…раться, гр…бной, обв…нять

2)д…ждевой, приг…рел, возл…гать

3)т..полиный, предпол…гать, к…снитесь

4)прот…рать, ц…нитель, д…ржать

4.В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1)д…гнать, п…прыгать, н…ткнуться

2)бе…вкусица, бе…звёздная, ра…смеяться

3)пред…дущий, под…тожить, вз…грать

4)раз…ёмный, б…ёт, с…ест

5.В каком ряду во всех словах пропущена буква И?

1)пр…вязать, пр…высить 3)пр. клеить, пр…скакать

2)пр…ехать, пр…одолеть 4)пр…глушить, пр…кратить

6.В каком словосочетании использовано разносклоняемое существительное среднего рода, в предложном падеже?

1)луч солнца 2)разговор об имени 3)задумался о знании 4)прочитать рассказ

7.Укажите предложение, в котором не со словом пишется раздельно.

1)У него был (не)решительный характер.

2)(Не)взлюбила мачеха свою падчерицу.

4)Голубые (не)забудки росли на грядке.

8.Какой суффикс (ск или к) нужно писать в прилагательных кавказ…кий и рус…кий? Объясните почему.

9.В каком случае ВЕРНО указаны морфологические признаки имени прилагательного из предложения.

По необходимости в комнате для гостей мог оставаться письменный стол.

1)качественное, в ед. ч., м. р., И. п. 3)относительное, в ед. ч.,м. р., И. п.

2)относительное, в ед. ч., ж. р., В. п. 4)притяжательное, во мн. ч., ж. р., Т. п.

10.Укажите словосочетание, в котором в прилагательном нужно писать НН:

1)серебря…ый портсигар 3)авиацио..ый планшет

2)овся…ое печенье 4)соболи…ая шуба

11.Какое прилагательное пишется через дефис?

1)полу(годовой) 2)русско(немецкий) 3)водо(непроницаемый) 4)сельско хозяйственный)

12.Запишите порядковое числительное 268 в родительном падеже.

13.Какое местоимение пишется слитно?

1)(кое)кто 2)(не)сколько 3)какой(либо) 4)(не)(у)кого

14.Укажите предложение с безличным глаголом.

1)Возвращаюсь домой. 3)Детям не сидится дома.

2)Наступили холода. 4)Повернитесь налево

15.Укажите предложение, в котором глагол стоит в форме изъявительного наклонения.

1)Всю жизнь стремитесь к высшему и учитесь.

2)Если у меня было бы желание, я бы хорошо учился.

3)Чем ты людям помог?

4)Эй, барабанщик, сильней барабань.

16.Укажите глагол, в суффиксе которого пишется буква И:

1)буш…вать 2)подта…вать 3)коч…вать 4)туш…вать

17.Установите соответствие между словом и способом его образования: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВА

3) сложение двух основ

18.Укажите номера предложений, в которых необходимо поставить ОДНУ запятую. (Знаки препинания не расставлены).

1) В лучших пословицах народ передавал от отцов к сыновьям от дедов к внукам свои заветные правила жизни учил детей разуму.

2)Русские писатели поэты любили слушать народ и записывали меткие изречения.

3)Все наши замечательные писатели использовали народные пословицы и поговорки в своих книгах.

4)Синичка сядет а ветка не дрогнет.

5)Косяки журавлей уверенно шли на юг где солнце играло трепещущим золотом в затонах Оки.

Часть 2. Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Сколько превосходных слов существует в русском языке для называния природных явлений!

(2)Зарница – долгий отблеск далёких молний. (3)Чаще всего зарницы разгораются в июне. (4)Существует народное поверье, что зарницы «зарят хлеб», — и от этого он растет быстрее.

(5)В одном поэтическом ряду с зарницей стоит слово «заря». (6)Это слово не произносится громко. (7)Оно возникает из тишины ночи, когда над зарослями деревенского сада занимается чистая и слабая синева.

(8)Вот на бревенчатые стены ложатся квадраты оранжевого света, и бревна загораются, как янтарь. (9)Восходит солнце.

(10)Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя. (11)Множество красок расстилается по небу – от червонного золота до бирюзы. (12)Загораются первые звезды, а заря еще долго остывает над далями и туманами.

19.Какой тип речи используется в предложениях 1-6?

20.К какому стилю относится текст?

21.В каком предложении наиболее полно раскрывается основная мысль текста?

22.Какое из заглавий лучше отражает тему текста?

1)Превосходные слова русского языка. 3)Зарница

2)Природные явления. 4)Заря и зарница

23.Выпишите из предложения 11 слово с чередующейся гласной в корне.

24.Выпишите из предложений 8-10 слова-антонимы.

25.Из предложения 2 выпишите его грамматическую основу.

26.Найдите среди предложений 8-11 предложение с однородными членами. Напишите его номер.

27.Найдите среди предложений 9-12 сложное. Напишите его номер.

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба?». Ответ аргументируйте примерами из собственного жизненного опыта. Объем сочинения не менее 40 слов.

Итоговая контрольная работа по русскому языку 6 класс

1.В каком слове неверно выделен ударный звук?

1)звОнят 2)занятА 3)мастерскИ 4)цЕнтнер

2.Укажите предложение, в котором присутствует неологизм (новое слово).

1)Экскаватор работал до самой ночи.

2)Журавли устраивают танцы на болоте.

3)Перед самым восходом солнца на поляну ложится первый мороз.

4)На некоторых сайтах можно найти сведения о различных художниках.

3.В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1)ж…стяной, ш…лестят, взб…раться

2)вх…дить, заг…релось, к…сание

3)отп…рать, т…шина, выч…слить

4)цв…точный, выт…рать, проц…дить

4.В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1)н…клеить, з…лаять, пр…петь

2)ра…ширить, бе…ценный, бе…крылый

3)сверх…нтересный, по…грать, под…скать

4)с…агитировать, в…ёт, без…ёмкостный

5.В каком ряду во всех словах пропущена буква И?

1)пр…творить (дверь), пр…сытиться 3)пр. озерный, пр…хорошенький

2)пр…открыть, пр…лепить 4)пр…забавный, пр…вратить

6.В каком словосочетании использовано разносклоняемое существительное среднего рода, в предложном падеже?

1)ветер перемен 2)задумался о прошении 3)нога в стремени 4)написать повесть

7.Укажите предложение, в котором не со словом пишется раздельно.

1)Он с детства (не)навидел ложь.

2)Дом был вовсе (не)высокий..

4)(Не)вежа тот, кто позволяет себе грубость.

8.Какую букву (ч или щ) нужно писать в суффиксах слов перевоз…ик и рассказ…ик?

9.В каком случае ВЕРНО указаны морфологические признаки выделенного имени прилагательного из предложения.

Зелёная лягушка сбросила свою лягушачью кожу и обернулась красной девицей.

1)качественное, в ед. ч., м. р., И. п. 3)притяжательное, в ед. ч, ж. р.В. п..

2)относительное, в ед. ч., ж. р., В. п. 4)притяжательное, во мн. ч., ж. р., Т. п.

10.Укажите словосочетание, в котором в прилагательном нужно писать НН:

1)масля…ая краска 3)кури…ый бульон

2)ути…ый выводок 4)клюкве…ый кисель

11.Какое прилагательное пишется через дефис?

1)лево(бережный) 2)термо(прочный) 3)все(сильный) 4)сине(красный)

12.Запишите порядковое числительное 347 в родительном падеже.

13.Какое местоимение пишется слитно?

1)(не)кто 2)(кто)нибудь 3)(кое)(к)чему 4)какой(то)

14.Укажите предложение с безличным глаголом.

1)Солнце начинает спускаться. 3)Пойдите сегодня в театр обязательно.

2)На небе зажигаются звезды. 4)Детям хочется на свежий воздух.

15.Укажите предложение, в котором глагол стоит в форме условного наклонения.

1)Ребята, берегите своих друзей.

2)Не тебе бы говорить, да не мне бы слушать.

3)Упал на мерзлую землю последний золочёный лист.

4)Дорога та книга, за которой стоит большой человек.

16.Укажите глагол, в суффиксе которого пишется буква О:

1)рассчит…вать 2)треб…вать 3)показ…вать 4)угад…вать

17.Установите соответствие между словом и способом его образования: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВА

3) сложение двух основ

18.Укажите номера предложений, в которых необходимо поставить ОДНУ запятую. (Знаки препинания не расставлены).

1) Рыбаки наделали во льду лунок и сквозь них стали запускать сети.

2)Володя помогал выпутывать и выбирать рыбу.

3)Все заволновались повскакивали с саней.

4)Через час пришел пароход и перегрузил к себе людей сани лошадей и рыбу.

5)В средневековый период времени верили что семь лилий на щите или знамени делают рыцаря непобедимым.

Часть 2. Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Проснувшись поутру, я увидел, что наша карета стоит на отлогом песчаном берегу. (2)В ней пахло какой-то особенной свежей сыростью. (3)Она чувствуется только на берегах больших рек. (4)Это не то, что сырость от болот, которая имеет неприятный запах.

(5)Ширина Волги поразила меня. (6)По берегам тянулись, как узоры, следы сбежавшихся волн. (7)Это были гладкие окраины из песка и гальки. (8)Восточный ветерок становился сильнее, и поверхность Волги беспрестанно меняла цвет.

(9)Нам проворно подали большую лодку.(10)Мы расселись на самой ее середине и оттолкнулись. (11)Страшная громада воды понесла нашу лодку, как щепку вниз. (12)После нелегкого пути мы удачно причалили к пристани.

19.Какой тип речи используется в предложениях 9-12?

20.К какому стилю относится текст?

21. Что больше всего поразило мальчика?

1)свежая сырость 2)ширина 3)песок и галька 4)громада воды

22. Какое из заглавий лучше отражает тему текста?

1)На песчаном берегу. 3)Путешествие по реке на лодке

2)На Волге. 4)Приключения на Волге.

23.Выпишите из предложений 2-3 слово с непроизносимой согласной в корне.

24.Подберите синоним к слову проворно (предложение 9).

25.Из предложения 10 выпишите его грамматическую основу.

26.Найдите среди предложений 5-8 предложение с однородными членами. Напишите его номер.

27.Найдите среди предложений 6-9 сложное. Напишите его номер.

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта?». Ответ аргументируйте примерами из собственного жизненного опыта. Объем сочинения не менее 40 слов.

Итоговая контрольная работа по русскому языку 6 класс

1.В каком слове верно выделен ударный звук?

1)нАчать 2)дышАщий 3)агЕнтство 4)принЯл

2.Укажите предложение, в котором присутствует профессиональные слова.

1)Посмотрите, как хорошо начертил он систему координат.

2)Человек без Родины – что цветок сорванный.

3)Анютины глазки были известны еще в древности.

4)Бабушка положила мои варежки в печурку для просушки.

3.В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1)выр…сли, к…саться, г…рит

3)сг..рит, прик…саешься, р…сточек

4)выж…гать, зап…рать, д…ревянный

4.В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1)д…лить, п…ехать, н…лететь

2)ра…свет, ни…падать, ра…шатать

3)меж…нститутский, раз…грать, без…звестный

4)сверх…естественный, п…еса, с…ехать

5.В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?

1)пр…бежать, пр…тих 3)пр. возмочь, пр…тупиться

2)пр…увеличить, пр…града 4)пр…одоление, пр…шить

6.В каком словосочетании использовано разносклоняемое существительное среднего рода, в родительном падеже?

1)огонь пламени 2)разговор о значении 3)задумался о жизни 4)прочитать сказку

7.Укажите предложение, в котором не со словом пишется раздельно.

1)(Не)уклюжий медвежонок играл на полянке.

2)(Не)место красит человека, а человек место.

4)Наступила серая, (не)настная осень.

8.Какой суффикс (ск или к) нужно писать в прилагательных немец…ий и рыбац…ий? Объясните почему.

9.В каком случае ВЕРНО указаны морфологические признаки выделенного имени прилагательного из предложения.

Взмолилась золотая рыбка, голосом молвит человечьим, чтоб отпустил ее старик в синее море.

1)качественное, в ед. ч., м. р., И. п. 3)относительное, в ед. ч.,м. р., И. п.

2)притяжательное, в ед. ч., м. р., Т. п. 4)притяжательное, во мн. ч., ж. р., Т. п.

10.Укажите словосочетание, в котором в прилагательном нужно писать НН:

1)звери…ый след 3)конопля. ое масло

2)пусты…ый уголок 4)кожа…ая куртка

11.Какое прилагательное пишется через дефис?

1)авто(дорожный) 2)грубо(неприятный) 3)пяти(этажный) 4)жаро(прочный)

12.Запишите порядковое числительное 159 в дательном падеже.

13.Какое местоимение пишется через дефис?

1)(ни)какой 2)(не)(с)кем 3)кто(то) 4)(кое)(к)кому

14.Укажите предложение с безличным глаголом.

1)Иду в ближайшую рощу.. 3)Когда вы пишете контрольный диктант?

2)Повеяло теплом. 4)Пришла весна.

15.Укажите предложение, в котором глагол стоит в форме повелительного наклонения.

1)Что ты сделал хорошего?

2)Мне хотелось бы, чтобы люди научились удивляться.

3)Берегите силы, улучшайте жизнь и никогда не падайте духом.

4)Наступила настоящая зима.

16.Укажите глагол, в суффиксе которого пишется буква Е:

1)гор…вать 2)покач…ваются 3)наста…вать 4)рассе…вать

17.Установите соответствие между словом и способом его образования: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВА

3) сложение двух основ

18.Укажите номера предложений, в которых необходимо поставить ОДНУ запятую. (Знаки препинания не расставлены).

1) Не приблизительный а точный ответ дал ученик.

2)Я человек подневольный за барское добро я отвечаю.

3)Пушкин любил слушать русские песни и сказания

4)Синицы слетаются на стук дятла копошатся в снегу жучков и червячков подбирают.

5)Повесть рассказывает о том как в годы войны ребята помогали взрослым ковать победу в тылу.

Часть 2. Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Многие явления в природе помогают предсказать погоду. (2)Вот дым костра поднимается к небу, стелется туманом по траве. (3)Ты смотришь на дым и уже знаешь, какая будет завтра погода.

(4)В ясные дни небо кажется очень высоким. (5)А горизонт сжимается, кажется близким. (6)После заката у горизонта долго держится серебряная полоса. (7)Звезды зеленоватого цвета слабо мерцают. (8)Обильная роса пропадает только после восхода солнца. (9)Пчелы с раннего утра отправляются за добычей. (10)В сумерках рыба играет, плещется на поверхности воды.

(11)Перед ненастьем ветер усиливается, направление его меняется. (12)Ласточки летают над самой землей, цветы сильно пахнут. (13)Во влажном воздухе звуки слышатся очень далеко. (14)Солнце иногда всходит в багровой мгле, а черные облака почти касаются земли.

19.Какой тип речи используется в предложениях 4-7?

20.К какому стилю относится текст?

21.В каком предложении наиболее полно раскрывается основная мысль текста?

22.Какое из заглавий лучше отражает тему текста?

1)Каким может быть летний день. 3)Приметы плохой погоды.

2)Что помогает предсказать хорошую погоду.. 4)Приметы погоды.

23.Выпишите из предложений 1-2 слово с чередующейся гласной в корне.

24.Подберите антоним к слову ранний (предложение 9).

25.Из предложения 2 выпишите его грамматическую основу.

26.Найдите среди предложений 9-12 предложение с однородными членами. Напишите его номер.

27.Найдите среди предложений 2-5 сложное. Напишите его номер.

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое ложь?». Ответ аргументируйте примерами из собственного жизненного опыта. Объем сочинения не менее 40 слов.

Итоговая контрольная работа по русскому языку 6 класс

1.В каком слове неверно выделен ударный звук?

1)тортЫ 2)цемЕнт 3)цыгАн 4)фарфОр

2.Укажите предложение, в котором присутствует фразеологизм.

1)Мягкий ковер из листьев укрывает землю.

2)Все в природе замерло и погрузилось в дремотное состояние.

3)Мы валились со смеху от того, как Федя изображал попугая.

4)Всякому овощу своё время.

3.В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1)ж…мчужина, ц…нтральный, перест…лить

2)предпол…гаемый, оч…ровательный, г…рящий

3)уг…реть, прик…сается, прор…сли

4)соб…рать, прот…рать, п…рчатка

4.В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1)пер…бежать, пр…дчувствовать, пр…двидеть

2)бе…платный, ра…четливый, во…мутительный

3)по…ск, пр…искусный, без…нтересный

4)пред…дущий, с. езд, об…явленный

5.В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?

1)пр…летел, пр…неприятный 3)пр. лечь, пр…скучный

2)пр…скверный, пр…кратился 4)пр…школьный, пр…поднять

6.В каком словосочетании использовано разносклоняемое существительное среднего рода, в предложном падеже?

1)вкусный напиток 2)о товарном вагоне 3)дорожить знаменем 4)задуматься об имени

7.Укажите предложение, в котором не со словом пишется раздельно.

1)Мы (не)будем говорить громко.

2)Это была приятная (не)ожиданность.

3)К беде (не)опытность ведет.

4)Это была (не)большая речка.

8.Какой суффикс (чик или щик) нужно писать в существительных смен…ик и камен…ик? Объясните почему.

9.В каком случае ВЕРНО указаны морфологические признаки имени прилагательного из предложения.

Волга протекает через удивительно красивые по растительному покрову и животному миру места.

1)качественное, в ед. ч., м. р., И. п. 3)относительное, в ед. ч.,м. р., Д. п.

2)относительное, в ед. ч., ж. р., В. п. 4)притяжательное, во мн. ч., ж. р., Т. п.

10.Укажите словосочетание, в котором в прилагательном нужно писать НН:

1)гуси…ый жир 3)полотня. ая скатерть

2)оси…ое гнездо 4)пенсио…ый возраст

11.Какое прилагательное пишется через дефис?

1)жизне(утверждающий) 2)сто(процентный) 3)бледно(лиловый) 4)сельско(хозяйственный)

12.Запишите порядковое числительное 475 в творительном падеже.

13.Какое местоимение пишется через дефис?

1)(ни)сколько 2)(не)(с)кем 3)(кое)что 4)(ни)какому

14.Укажите предложение с безличным глаголом.

1)В углу кто-то похрапывал. 3)Из одной муки хлеба не испечешь.

2)Виноград собирают осенью. 4)Как легко дышится в весеннем лесу!

15.Укажите предложение, в котором глагол стоит в форме повелительного наклонения.

1)Сначала обсохните хорошенько, а потом идите купаться.

2)Кто и знал бы, коли сам не сказал бы.

3)Дружба не услуга, за нее не благодарят.

4)Позади дома был старый сад, заглушенный бурьяном.

16.Укажите глагол, в суффиксе которого пишется буква Е:

1)нал…вать 2)увелич…вать 3)гор…вать 4)суж…вать

17.Установите соответствие между словом и способом его образования: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВА

3) сложение двух основ

18.Укажите номера предложений, в которых необходимо поставить ОДНУ запятую. (Знаки препинания не расставлены).

1) В космосе всегда стоит абсолютная тишина потому что там пустота.

2)Волны набегали на яхту и мчались дальше во мрак.

3)Под могучими порывами ветра мачта сильно наклонилась.

4)Шквалы налетали чаще небо низко нависло волнение воды усилилось.

5)Слышны не птичьи голоса а самолетное гудение.

Часть 2. Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Сколько же лет я тут не был? (2)И не припомнить. (3)Всё спешил, всё бежал в надежде побольше увидеть, почувствовать. (4)И уж слишком узкой стала казаться родная тропинка, мелкая речка, привычным куст ивы над рекой. (5)Со временем все это куда-то отодвинулось, как будто ничего и не было.

(6)А речка, оказывается, все так же текла, журча на перепадах, и родники все те же били, перезваниваясь меж собой. (7)И если бы я к ним сегодня не пришел, они бы ничего не потеряли. (8)А вот я, быть может, потерял бы многое.

(9)Я раздвигаю заросли крапивы и отыскиваю один родничок, второй, третий…(10)Пробую из каждого по глотку и чувствую, как рождается в сердце какая-то особенная радость.

(11)Я поднимаюсь по заросшей тропинке детства к родительскому дому и тихо благодарю судьбу за то, что есть у меня вот эта Живая гора с живой родниковой водой. (12)Сюда я могу прийти на свидание с детством.

19.Какой тип речи используется в предложениях 9-10?

20.К какому стилю относится текст?

21.В каком предложении наиболее полно раскрывается основная мысль текста?

22.Какое из заглавий лучше отражает тему текста?

1)Воспоминания о речке. 3)Свидание с детством.

2)Живая гора. 4)Особенная радость

23.Выпишите из предложений 8-9 слово с чередующейся гласной в корне.

24.Подберите синоним к слову мелкая (предложение 4).

25.Из предложения 9 выпишите его грамматическую основу.

26.Найдите среди предложений 6-9 предложение с однородными членами. Напишите его номер.

27.Найдите среди предложений 1-5 сложное. Напишите его номер.

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое зависть?». Ответ аргументируйте примерами из собственного жизненного опыта. Объем сочинения не менее 40 слов.

Источник: http://pandia.ru/text/80/536/80691.php

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2017-2021 © Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статьи

Контакты