Герой и народ в поэме А — народные приметы в поэме василий теркин
19.07.2020- Герой и народ в поэме А. Твардовского «Василий Теркин»
- Поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин». Образ Василия Теркина
- Народный характер в поэме Александра Трифоновича Твардовского «Василий Тёркин»
- Народный характере в романе Твардовского «Василий Теркин»
- Урок 3. Народный характер поэмы «Василий Тёркин»
0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Герой и народ в поэме А. Твардовского «Василий Теркин»
Скачать сочинение | |||
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения |
Главным героем поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин» является простой солдат Василий Теркин. Сюжет произведения основан на описании его «приключений», которое перерастает в правдивое и многостороннее повествование о Великой Отечественной войне.
Каков же он, «неофициальный герой» войны, простой пехотинец Василий Теркин? Уже первая глава поэмы характеризует его как человека «свойского», легко находящего общий язык с новым коллективом. Автор подчеркивает, что Теркин – самый обыкновенный, один из миллионов: «Просто парень сам собой Он обыкновенный».
Твардовский наделяет своего героя «общерусской» внешностью, избегает слишком ярких индивидуальных примет (ростом «не высок» и т.д.). Вообще образ Теркина близок фольклорным персонажам — своей неуязвимостью и находчивостью в самых разнообразных ситуациях он напоминает героя бытовой солдатской сказки.
Автор показывает Василия Теркина в бою и на отдыхе, в госпитале и в доме старого солдата. Теркин – «на все руки мастер»: в разных ситуациях он оказывается то связистом, то стрелком, то разведчиком.
Твардовский подчеркивает, что его герой принадлежит к самому массовому и «демократичному» роду войск — пехоте. Таким образом, Василий Теркин — из числа чернорабочих войны, на которых и держится страна.
Через образ своего героя автор передает масштаб страны, масштаб войны и ее потерь: Теркин начинает воевать во время финской кампании, вновь вступает в строй с июня 1941 года, вместе со всей армией отступает, несколько раз оказывается в окружении, потом переходит в наступление и завершает свой путь в глубине Германии.
В первых главах поэмы (они появились во время тяжелейших боев осенью 1942г.) герой демонстрировал неиссякаемый оптимизм — ту бодрость духа, которая была всего нужнее в этой сложной фронтовой ситуации:
— Доктор, доктор, а нельзя ли
Изнутри прогреться мне,
Чтоб не все на кожу тратить?
(глава «Переправа»)
Напротив, в главах, описывающих переломные сражения и уверенные наступления нашей армии, Теркин все чаще задумывается о цене этих побед, вспоминает об утратах, скорбит о погибших товарищах. Так, в финале главы «На Днепре» Теркин остается в стороне от радующихся товарищей, «не встревает» в шутки, молча курит. Последние строчки главы показывают Теркина с еще более неожиданной стороны:
— Что ж ты, брат, Василий Теркин, Плачешь вроде.
— Виноват.
Но Теркин в книге — не только общенациональный тип «русского чудо-человека», но и личность. Истинное, природное стремление помочь людям, «силу чувствуя в плечах», а в душе веря в светлую сущность бытия, свойственно этому герою. Теркин – неисправимый оптимист: что бы ни произошло с ним на войне, каким бы страшным и тяжелым ни был его путь (ранение, контузия, опыт потерь), впереди он всегда видит свет.
Война для этого человека – необходимость, поставленная временем трудная задача, выполнить которую надо, проявляя самоотверженность и мужество. Не только в своих рассказах, но и в поступках Теркин оказывается «парнем хоть куда» — скромным героем, которому не нужны официальные награды: «…зачем мне орден? Я согласен на медаль. На медаль. И то не к спеху». Главное для него – победа, осознание того, что родина и народ свободны, вновь могут жить счастливой мирной жизнью:
Я загнул такого крюку,
Я прошел такую даль,
И видал такую муку.
И такую знал печаль!…
Мать-земля моя родная,
Ради радостного дня
Ты прости, за что – не знаю,
Только ты прости меня!
В поэме Твардовского имя «Василий» несколько раз рифмуется со словом «Россия». Это, на мой взгляд, говорит о том, что герой Василий Теркин в поэме является своеобразным воплощением богатырства всего русского народа. Теркин — «герой-народ», победивший в великой войне, совершивший подвиг, равного которому нет и не может быть.
0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Твардовский А.Т. / Василий Теркин / Герой и народ в поэме А. Твардовского «Василий Теркин»
Смотрите также по произведению «Василий Теркин»:
Источник: http://www.litra.ru/composition/download/coid/00754071314528057837/
Поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин». Образ Василия Теркина
Александр Трифонович Твардовский – известнейший советский писатель, журналист и поэт. Образ Василия Теркина, созданный им в самые тяжелые для нашей страны годы, знаком каждому с детства. Бравый, неунывающий и находчивый солдат и сегодня сохраняет свою притягательность. Поэтому именно поэма Твардовского и ее главный герой стали темой этой статьи.
Вася Теркин и «Книга про бойца»
Герой с именем Вася Теркин был создан еще до Великой Отечественной войны коллективом журналистов, одним из которых являлся Твардовский. Персонаж был непобедимым бойцом, удачливым и сильным, чем-то напоминающий былинного богатыря.
На Финской войне журналисту, которым и являлся Твардовский, образ Василия Теркина навевает идею о создании полноценного произведения в стихах. Вернувшись, писатель начинает работу и предполагает завершить книгу уже в 1941 году и назвать ее «Книга про бойца». Однако новая война смешала планы, Твардовский отправляется на фронт. В тяжелые первые месяцы у него просто нет времени думать о произведении, вместе с армией он отступает, выходит из окружения.
Создание образа главного героя
В 1942 году писатель возвращается к задуманной поэме. Но теперь ее герой воюет не на прошедшей, а на нынешней войне. Меняется и сам образ Василия Теркина в поэме. До этого он был весельчак и балагур Вася, теперь это совершенно другой человек. От него зависят судьбы других людей, исход войны. 22 июня 1942 года Твардовский объявляет новое название будущей поэмы – «Василий Теркин».
Произведение писалось во время войны, практически параллельно с ней. Поэту удавалось оперативно отразить фронтовые перемены и сохранить художественность и красоту языка. Главы поэмы печатались в газете, и солдаты с нетерпением ожидали нового выпуска. Успех произведения объясняется тем, что Василий Теркин — образ русского солдата, то есть собирательный, а значит, близкий каждому бойцу. Поэтому этот персонаж так воодушевлял и ободрял, придавал силы сражаться.
Тема поэмы
Главная тема поэмы Твардовского – жизнь людей на фронте. Как бы весело и задорно, с юмором и иронией писатель ни описывал события и героев, он в то же время не давал забыть о том, что война – трагическое и суровое испытание. И образ Василия Теркина помогает раскрыть эту мысль.
Поэт описывает как радость победы, так и горечь отступления, солдатскую жизнь, смерть, страх, все, что выпало на долю народа. И эти испытания проходили люди ради одного: «Смертный бой не ради славы, ради жизни на земле!»
Но Твардовский пронимает проблемы не только Великой Отечественной войны, он говорит о войне вообще. Поднимает философские вопросы о жизни и смерти, мирной жизни и сражениях. Через призму главных человеческих ценностей смотрит писатель на войну.
Символика в имени главного героя
Примечателен с точки зрения символики образ Василия Теркина. Сочинение, посвященное этому герою, можно начать как раз с этого, а потом перейти к подробной характеристике героя, которая ниже будет представлена подробно. Итак, как отмечалось выше, герой Твардовского резко переменился, он уже не тот балагур Вася. Его место занимает настоящий боец, русский солдат со своей биографией. Он участвовал в финской кампании, затем вернулся в армию в 1941 году, отступал, попадал в окружение, после вместе со всей армией переходит в наступление и заканчивает путь в Германии.
Образ Василия Теркина многоплановый, символический, воплощающий в себе народ, русский тип человека. Не случайно в поэме нет ни одного упоминания о его семье, личных отношениях. Описывается он как человек гражданский, вынужденный стать солдатом. До войны Василий жил в колхозе. Поэтому он воспринимает войну, как обычный мирный житель: для него она невообразимое горе, сродни стихийному бедствию. Он живет мечтой о мирной жизни. То есть Твардовский создает в Теркине типаж обычного селянина.
У героя говорящая фамилия – Теркин, то есть тертый жизнью, бывалый человек, в поэме про него сказано: «Жизнью тертый».
Образ Василия Теркина
Часто становится темой творческих работ образ Василия Теркина. Сочинение об этом персонаже стоит дополнить небольшой справкой о создании поэмы.
Разрозненную композицию произведения в одно целое объединяет главный герой, участник всех описанных событий – Василий Иванович Теркин. Сам он из смоленских крестьян. Добродушен, прост в общении, старается поддержать боевой дух, для чего часто рассказывает солдатам смешные истории из своей военной жизни.
Теркин с первых дней на фронте был ранен. Но его судьба, судьба простого человека, который смог перенести все невзгоды войны, олицетворяет силу русского народа, волю ее духа и жажду жизни. Самое главное в образе Теркина — то, что он ничем не выделяется, он ни умнее, ни сильнее, ни талантливее других, он, как все: «Просто парень сам собой / Он обыкновенный… Парень в этом роде / В каждой роте есть всегда».
Однако этот обычный человек наделен такими качествами, как смелость, мужество, простота, чувство юмора. Этим Твардовский подчеркивает, что все эти качества присущи всем русским людям. И именно в этом причина нашей победы над безжалостным врагом.
Но Теркин не только бывалый солдат, он еще и умелец, мастер на все руки. Несмотря на суровость военного времени, он чинит часы, точит пилу, а в перерывах между боями играет на гармони.
Чтобы подчеркнуть собирательность образа, Твардовский позволяет говорить герою о себе во множественном числе.
Примечателен разговор Теркина со Смертью. Боец лежит раненый, заканчивается его жизнь, и за ним является Костлявая. Но герой согласен с ней уйти, только если она даст ему отсрочку на один день, чтобы он мог «услыхать салют победный». Тогда Смерть удивляется этой самоотверженности и отступает.
Заключение
Итак, образ Василия Теркина – собирательный образ, призванный подчеркнуть героизм и мужество русского народа. Однако в этом герое присутствуют и индивидуальные черты: ловкость, смекалка, остроумие, способность не унывать даже перед лицом смерти.
Источник: http://fb.ru/article/180022/poema-a-t-tvardovskogo-vasiliy-terkin-obraz-vasiliya-terkina
Народный характер в поэме Александра Трифоновича Твардовского «Василий Тёркин»
Александр Трифонович Твардовский писал поэму «Василий Тёркин» на протяжении Второй Мировой войны, начиная с 1942 года и по 1945 год, главы произведений публиковались в газетах. Поэт был военным корреспондентом, он сообщал народу последние вести с фронта. Я предполагаю, что именно поэтому поэма «Василий Тёркин», созданная на основе жизни солдат в период войны, носит народный характер. Это выражается в том, что в своём произведении Александр Трифонович стремится показать читателям смелость, самоотверженность, жизнелюбие людей, храбро защищающих свою Отчизну.
В основном, поэт описывает не сам ход войны и сражений, а то, как солдаты проводят свободное время, которого у них бывает очень мало. Народный характер поэмы присутствует и в том, что Твардовский использует просторечные слова и фразеологизмы, тем самым стараясь максимально приблизиться к народу: «тыща танков», «стопка», «не видит ни черта», «на сердце маета». Во время чтения поэмы у меня создаётся ощущение погружения в это непростое для людей время, так как автор реалистично и точно с исторической точки зрения описывает суровую военную атмосферу.
Каждый солдат узнавал себя в образе Тёркина. Простое, незамысловатое имя персонажа намекает на то, что Василий Тёркин – это обобщённый образ. В этом герое поэмы воплощены лучшие качества русского бойца, которые были присущи каждому солдату тех времен. Кажется, что речь идёт не о простых солдатах, а о настоящих богатырях – сильных, отважных, самоотверженных патриотах своего Отечества. Солдаты Второй Мировой, как и богатыри из русского фольклора, проявляют находчивость, ум, патриотизм.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Напишем в день заказа!
Связаться с нами:
На досуге солдаты подбадривали друг друга, старались больше радоваться, что говорит об их жизнелюбии. Мужество, невероятная стойкость и отвага видны из главы «Переправа». В строчках «Так скажу: зачем мне орден? Я согласен на медаль» подчёркнута скромность бойца.
Источник: http://sochinyalka.ru/2014/08/narodniy-harakter-v-poeme-aleksandra-trifonovicha-tvardovskogo-vasiliy-terkin.html
Народный характере в романе Твардовского «Василий Теркин»
Ответ
Русский солдат в поэме Твардовского «Василий Теркин» Поэма Александра Твардовского «Василий Теркин» с газетного листа шагнула в ряд бессмертных произведений русской литературы. Как и всякое великое произведение, поэма Твардовского дает правдивую картину эпохи, картину жизни своего народа. В образе Василия Теркина поэт сумел выразить главное в русском национальном характере, выявить его лучшие черты. «Книга про бойца» — это произведение «без особого сюжета», «без начала, без конца», так как на войне, когда в любую минуту можно погибнуть, «кто доскажет, кто дослышит — угадать вперед нельзя. » Сознавая свою большую ответственность очевидца, Твардовский размышляет о своем герое и говорит:
В чем-то я его богаче, —
Я ступал в тот след горячий,
Я там был. Я жил тогда. Вот перед нами первая глава «От автора». Здесь Твардовский определил пафос поэмы: изображение правды, какой бы она ни была.
. А всего иного пуще
Не прожить наверняка —
Без чего? Без правды сущей,
Правды, прямо в душу бьющей,
Да была б она погуще,
Как бы ни была горька. События поэмы происходят на фронте, то есть на той полосе земли, где непосредственно готовились и шли сражения. Сюжет «Теркина» дает ответ на всенародный вопрос: как победить, что для этого нужно? Есть в поэме и героизм, и человечность, и та «скрытая теплота патриотизма», которая была у Льва Толстого при описании другой Отечественной войны — 1812 года. Эта параллель не случайна. Ведь эпический герой Твардовского — русский солдат, наследник своих героических предков:
Тем путем идем суровым,
Что и двести лет назад.
Проходил с ружьем кремневым
Русский труженик—солдат. Путь русского труженика-солдата, советского солдата печальных дней отступления, возникает в главе «Перед боем»:
Вслед за властью за советской,
Вслед за фронтом шел наш брат. Но в этой горькой картине больше оптимизма и веры в конечную победу, чем в иных бравурных маршах. В знаменитой главе «Переправа» трагическое переходит в героическое:
Бой идет — святой и правый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле. Обычное, «мирное» слово «переправа» приобретает трагическое звучание:
Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый,
Снег шершавый, кромка льда.
Кому память, кому слава,
Кому темная вода, —
Ни приметы, ни следа. Динамичные, скупые, точные в описании событий строки поэмы потрясают читателя. Твардовский разворачивает картину трагической гибели русских солдат. Глубокая скорбь звучит в этих строчках:
И увиделось впервые,
Не забудется оно:
Люди теплые, живые
Шли на дно, на дно, на дно. В центре поэмы — народный характер, обобщенный в образе Василия Теркина. Это не просто балагур и весельчак, каким он кажется с первого взгляда. В главе «На привале», где он впервые рассказывает о себе — молодом бойце, мы узнаем, что ему уже порядком досталось от войны. Он был трижды в окружении: «Был рассеян я частично, А частично истреблен. Но, однако, жив вояка». И вот приходит к солдатам Теркин со своей «политбеседой», короткой и простой:
Я одну политбеседу повторял: — не унывай,
Не зарвемся, так прорвемся.
Будем живы — не помрем.
Срок придет, назад вернемся,
Что отдали — все вернем. Тяжела война, страшны потери, но самый большой урон — это уныние, отчаяние, безверие. Солдату нужно крепиться. Вот и вся теркинская «пропаганда» , но сколько в ней спрессовано народной мудрости и уверенности в том, что зло не может быть бесконечным и безнаказанным.Теркин встает перед всеми как бывалый солдат, для которого жизнь — это оставшийся от отца дом, милый, обжитой и находящийся в опасности. Он — работник, хозяин и защитник этого дома. В Теркине чувствуется большая душевная сила, стойкость, умение подниматься после каждого удара. Вот он шуткой смягчает рассказ о трех «сабантуях»; вот он ест «со смаком» солдатскую пищу; вот невозмутимо укладывается на сырой земле под дождем, укрывшись «одной шинелькой». Мечта Теркина о награде («Я согласен на медаль») — это не тщеславное желание прославиться или выделиться. На самом деле это желание увидеть родные края и родных людей свободными. В главе «О горе», когда Теркин с любовью, с «дрожью сердечной» вспомнил смоленскую родную землю, глотнул ее воздух, услышал ее голос, восклицает от всей души:
Мне не надо, братцы, ордена,
Мне слава не нужна,
А нужна, больна мне Родина,
Родная сторона! Не раз смерть встает в «книге про бойца» в самых различных обстоятельствах и обличиях. О ней сказано без смягчений, в прямых словах и точных подробностях:
Ждут, молчат, глядят ребята,
Зубы сжав, чтоб дрожь унять.
Ты лежишь ничком, парнишка
Двадцати неполных лет.
Вот сейчас тебе и крышка.
Вот тебя уже и нет. Смерть тушит все краски жизни, она подло обкрадывает человека. Инстинктивному страху смерти нужно уметь по-человечески противостоять, если не можешь ее одолеть.
Источник: http://znanija.com/task/11315944
Урок 3. Народный характер поэмы «Василий Тёркин»
Цель урока: показать роль поэмы в годы Великой Отечественной войны, её место в русской литературе, народность и новаторство поэмы.
Оборудование урока: иллюстрации к поэме «Василий Теркин».
Методические приёмы: лекция с элементами беседы, постановка вопросов и обсуждение прочитанного, анализ эпизодов.
Ход урока
I. Слово преподавателя
Поэма «Василий Теркин», пожалуй, самое известное, популярное произведение Твардовского, которое высоко оценивали люди самых разных политических и эстетических взглядов. Даже И. А. Бунин, резко негативно относившийся ко всему советскому, восторженно отозвался о поэме: «Это поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный, солдатский язык — ни сучка ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого, слова. Возможно, что он останется автором только одной такой книги, на чнет повторяться, писать хуже, но даже и это можно будет простить (ему за «Теркина» (И. Бунин. Письмо к Н. Д. Телешову от 10 сентября 1947 г. // Бунин И. Кн. 1. Лит. наследство. Т. 84. Кн. 1. М., 1973)
Сам Твардовский так рассказывает о творческой истории своей поэмы: «Василий Теркин. известен читателю, в первую очередь армейскому, с 1942 года. Но «Вася Теркин» был известен еще с 1939—1940 годов — с периода финской кампании.
Просмотр содержимого документа
«Урок 3. Народный характер поэмы «Василий Тёркин»»
Урок 3. Народный характер поэмы «Василий Теркин»
Цель урока: показать роль поэмы в годы Великой Отечественной войны, её место в русской литературе, народность и новаторство поэмы.
Оборудование урока: иллюстрации к поэме «Василий Теркин».
Методические приёмы: лекция с элементами беседы, постановка вопросов и обсуждение прочитанного, анализ эпизодов.
I. Слово преподавателя
Поэма «Василий Теркин», пожалуй, самое известное, популярное произведение Твардовского, которое высоко оценивали люди самых разных политических и эстетических взглядов. Даже И. А. Бунин, резко негативно относившийся ко всему советскому, восторженно отозвался о поэме: «Это поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный, солдатский язык — ни сучка ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого, слова. Возможно, что он останется автором только одной такой книги, на чнет повторяться, писать хуже, но даже и это можно будет простить (ему за «Теркина» (И. Бунин. Письмо к Н. Д. Телешову от 10 сентября 1947 г. // Бунин И. Кн. 1. Лит. наследство. Т. 84. Кн. 1. М., 1973)
Сам Твардовский так рассказывает о творческой истории своей поэмы: «Василий Теркин. известен читателю, в первую очередь армейскому, с 1942 года. Но «Вася Теркин» был известен еще с 1939—1940 годов — с периода финской кампании.
Как-то, обсуждая совместно с работниками редакции задачи и характер нашей работы в военной газете, мы решили, что нужно завести что-нибудь вроде «уголка юмора» или еженедельного коллективного фельетона, где были бы стихи и картинки. И вот мы, литераторы, работавшие в редакции «На страже Родины», решили избрать персонаж, который выступал бы в сериях занятных картинок, снабженных стихотворными подписями. Это должен был быть некий веселый, удачливый боец, фигура условная, лубочная. Кто-то предложил назвать нашего героя Васей Теркиным, именно Васей, а не Василием. Были предложения назвать Ваней, Федей, еще как-то, но остановились на Васе. Так родилось это имя.
Перед весной 1942 года я приехал в Москву и, заглянув в свои тетрадки, вдруг решил оживить «Василия Теркина». Сразу было написано вступление о воде, еде, шутке и правде. Быстро дописались главы «На привале», «Переправа», «Теркин ранен», «О награде», лежавшие в черновых набросках. Перемещение героя из обстановки финской кампании в обстановку фронта Великой Отечественной войны сообщило ему совсем иное, чем в первоначальном замысле, значение».
Изменился не только герой поэмы — другим стал ее характер, ее содержание, философия, форма: композиция, жанр, сюжет. Главной темой стали родина и народ, народ на войне. «Книга про бойца» — такой подзаголовок дал автор своей поэме.
II. Беседа по тексту поэмы
— Каков он, Василий Теркин, что мы знаем о его внешности, его биографии, его судьбе?
(Автор отвечает на этот вопрос так:
Теркин — кто же он такой?
Просто парень сам собой
Образ Теркина предельно обобщен. Теркин «большой охотник жить лет до девяноста», гражданский, мирный человек, «из запаса рядовой», солдат по необходимости. Обычная его жизнь в колхозе прервана войной, и война для него — «работа», продолжение обычной жизни. И вся поэма о войне пронизана мечтой о мирной жизни.
Теркин — национальный тип, сходный с типом русских былинных богатырей, в то же время балагур и весельчак, связанный с образом находчивого солдата из старинной бытовой сказки, удальца-умельца, мастера на все руки.
Теркин — пехотинец. «В нем — пафос пехоты, войска, самого близкого к земле, к холоду, к огню и смерти», — писал Твардовский. Это обобщенный образ русского солдата, вынесшего на себе всю тяжесть войны. Уже в начале повествования, в главе «На привале» бойцы определяют Теркина так: «Свой». В главе «От автора»:
Словом, Теркин, тот, который
На войне лихой солдат,
На гулянке гость не лишний,
На работе — хоть куда.
— Какие качества сделали Теркина любимейшим героем читателей?
Теркин — яркая личность, жизнерадостная, добро душная русская натура, «щедрое сердце», «помочь любитель», человек с открытой душой, соединивший в себе душевность и благородство, остроумие и веселость, простоту, сметливость и мудрость с выдержкой и терпением, здравым смыслом, жизнестойкостью, смелостью, с чувством воинского долга, ответственностью, скромностью. Основа всех этих качеств — искренний патриотизм.
Задание для обучающихся
Подобрать эпизоды, в которых раскрываются эти качества героя.
— О чем говорит фамилия героя?
(«Теркин» значит тертый жизнью, бывалый. Есть поговорка «тертый калач». «Этот тертый человек», — определяет его автор. В то же время фамилия звучит простонародно, коротко, ярко.
В главе «Теркин — Теркин» герой встречает своего однофамильца, Ивана Теркина. Оба герои, оба гармонисты, весельчаки. И старшина заключает: «По уставу каждой роте / Будет придан Теркин свой».)
— Как развивается характер Теркина?
(С одной стороны, Теркин — персонаж почти былинный, сказочный, а значит, не развивающийся. Он не теряет присутствия духа, не унывает ни при каких обстоятельствах. В первых главах Теркин балагур, глядя на него, всем становится легче: «Хорошо, как есть такой / Парень на походе». Однако этот образ выходит за фольклорные рамки. Веселость Теркина не то что напускная, скорее, он маскирует свои переживания — так ему легче самому и так он поддерживает других. Он, как политрук, поднимает дух солдат в дни отступлений: «Шли бойцы за нами следом, / Пока дая пленный край, / Я одну политбеседу / Повторял: / — Не унывай!» (глава «Перед боем»). Теркин испытывает и боль, и горечь, и досаду, которые он может скрывать за шуткой, может порой откровенно плакать (глава «На Днепре»). Образ развивается и за пределами поэмы, в произведении, написанном Твардовским уже после войны — «Теркин на том свете».)
— Каковы отношения Автора и его героя? Какова роль Автора в поэме?
(Образ Автора — в лирических отступлениях, в специальных главах «От автора». В них Автор представляет Теркина своим другом, товарищем: «Не шутя, Василий Теркин, / Подружились мы с тобой». Не случайно многие думали, что Теркин — реальный человек. Общая у автора и его героя «малая родина» — Твардовский сделал Теркина своим земляком, уроженцем Смоленщины. Война для героя и Автора становится битвой за родной дом. Представление о большой, общей Родине неотделимо от памяти о конкретных родных местах.
Твардовский с необычайной теплотой и лиризмом пишет о своем герое:
От Москвы до Сталинграда
Неизменно ты со мной —
Боль моя, моя отрада,
Отдых мой и подвиг мой!
Вся поэма пронизана авторским лиризмом. Автор ведет с читателем свободный разговор, обращается к нему уважительно: «друг-читатель». Доверительный разговор Автора приближает читателя к изображаемым событиям, к героям поэмы. Автор выступает посредником между героем и читателем.)
III. Заключительное слово преподавателя
«Василий Теркин» был, по признанию самого поэта, его лирикой и публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю.
Можно сказать, что Автор и его герой прошагали дорогами войны рядом. Публикация первых глав началась в 1942 году после тяжелого летнего отступления наших войск к Волге и Северному Кавказу. Поэма была оперативной, реагировала на военные события. Печаталась она по главам, которые обладают относительной самостоятельностью, и в то же время поэма — целостное произведение. Три части поэмы соответствуют трем этапам положения на фронтах: начальное отступление, переломный этап после победы под Сталинградом, победное наступление 1944—1945 годов и полный разгром врага на его территории: одна из последних глав называется «По дороге на Берлин». Закончил Твардовский поэму синхронно с окончанием войны.
Конфликт в поэме носит, как пишет Н. Л. Лейдерман, «надличный» характер — он поднят на высоту Великой Отечественной войны, когда все люди одной страны объединяются в народ, единый в своем стремлении спасти свою Родину, а значит и свою семью, свой дом от порабощения и унижения.
Домашнее задание
1. Познакомиться с лирикой А.Т. Твардовского, ответить на вопрос: какие традиции русской лирики нашли отражение в творчестве поэта?
2. Подготовиться к проверочной работе по поэме «Василий Тёркин»
Источник: http://multiurok.ru/files/urok-3-narodnyi-kharaktier-poemy-vasilii-tiorkin.html
- Миртовое дерево: приметы и суеверия - миртовое дерево приметы и суеверия
- Народные приметы на 5 апреля | Sabibon - народные приметы на 5 апреля
- Народные приметы - в нашем краю старинная примета
- Приметы и поверья на сегодня, 26 апреля 2020 года, расскажут о погоде на ближайшее время и на лето - приметы на 26 апреля 2020
- К чему чешется левая пятка: значение приметы у девушки и парня - чешется левая пятка примета
- Весенние народные приметы и суеверия о погоде - весенние народные приметы
- Антуриум: приметы и суеверия для мужчин и женщин, фото - антуриум приметы и суеверия
- Примета красные трусы на люстре: что делать и как - LadyLiga - примета красные трусы на люстре
- Какие есть приметы? Ответ ЗДЕСЬ! - какие есть народные приметы
- 23 апреля - народные приметы | Приметы и суеверия - народные приметы на 23 апреля
Добавить комментарий