Гиперактивный ребенок, что делать – советы психолога — ребенок гиперактивный психолог

26.04.2018

Если доктор все же установил вашему крохе диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (сокращенно СДВГ) — это не приговор. Особой проблемы в этом нет, все лечится, главное, разобраться в причинах заболевания, его характерных признаках и подобрать необходимые методы корректировки поведения.

Как помочь гиперактивному ребенку – 5 рекомендаций родителям

ребенок гиперактивный психолог

Как только не называют родители своих чрезмерно активных чад — «непоседа», «попрыгунчик», «вечный двигатель». Радостно умиляются их неуемной энергии и закрывают глаза на некоторое упрямство ребенка. Но когда малыши плохо спят, часто и сильно плачут, выпадают из коляски, намеренно не реагируют на замечания или не могут усидеть на одном месте, чтобы дослушать сказку, может ли это означать, что ребенок не в состоянии контролировать свою энергию? Стоит ли переживать, если малыш настолько активен?

Для начала необходимо разобраться с симптоматикой, ведь не каждого возбужденного, активного и невнимательного ребенка следует называть гиперактивным и уверенно относить его к категории детей с расстройствами центральной нервной системы. Тем более что у всех детей время от времени могут случаться перемены настроения от всплесков бурной радости до состояния гнева и обиды. Лучше предоставьте возможность разобраться в этом квалифицированному специалисту.

Если доктор все же установил вашему крохе диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (сокращенно СДВГ) — это не приговор. Особой проблемы в этом нет, все лечится, главное, разобраться в причинах заболевания, его характерных признаках и подобрать необходимые методы корректировки поведения.

Причины

Само собой разумеется, что синдром повышенной гиперактивности не появляется на пустом месте. Причинами его возникновения могли стать:

  1. Генетическая предрасположенность. Ученые пришли к выводу, что более 30% родителей, имеющих детей с СДВГ в детстве сами страдали аналогичным недугом.
  1. Образ жизни в период беременности. Пристрастие женщины к алкоголю, никотину, наркотическим веществам либо любое взаимодействие с лакокрасочными и токсичными веществами, а также тяжелыми металлами оказывает серьезные пагубные последствия на деятельность центральной нервной системы как самой будущей матери, так и новорожденного малыша. Узнав о беременности, следует немедленно отказаться от всех пагубных привычек.
  1. Нарушения внутриутробного развития плода. Если будущая мама в период течения беременности страдает от изматывающих токсикозов и от склонности к повышенному давлению, а у ребенка диагностируют внутриутробную асфиксию, то в будущем риск возникновения СПВГ возрастает в три раза как минимум.

    Признаки СДВГ

    Чаще всего основными признаками гиперактивного поведения у детей дошкольного и младшего школьного возраста можно считать:

    • Чрезмерную импульсивность, плаксивость, эмоциональную нестабильность;
    • Повышенную двигательную активность, суетливость, неусидчивость, постоянное беспокойство;
    • Дефицит внимания, забывчивость, невозможность долго концентрироваться на чем–то одном, склонность постоянно терять вещи;
    • Упрямое игнорирование любых норм и правил поведения;
    • Наличие проблем со сном;
    • Сложности при адаптации в коллективе и общении со сверстниками;
    • Задержку в развитии речи.

    Наличие у малыша большего количества этих признаков может стать для родителей поводом для обращения к специалисту.

    Коррекция гиперактивности у детей

    Конечно, каждый ребенок по–своему индивидуален, поэтому коррекция поведения должна проводиться специалистом невропатологом или психологом персонально в каждом конкретном случае. Мы же можем дать родителям лишь несколько общих рекомендаций относительно воспитания гиперактивного ребенка.

    Совет №1 Работа над собой

    Прежде чем искать проблемы в поведении гиперактивного ребенка следует начать с себя, ведь ребенок как губка впитывает все ваши манеры, особенности поведения и черты характера. Поэтому если не уверенны, что вас можно приводить в качестве положительного примера, то постарайтесь в корне пересмотреть свои взгляды на жизнь. Начните уделять ребенку еще больше внимания, проводите в ним все свободное время, ведь иногда подобным детям просто не хватает родительского тепла, одобрения, понимания и поддержки, и они выражают это при помощи агрессивного поведения.

    Если ребенок сильно возбужден не отдергивайте и не ругайте его, постарайтесь плавно сменить окружающую обстановку, верните ребенка к более спокойному ритму, например, предложите ему изменить игру, передохнуть, выпить стакан воды, включите спокойную музыку или уведите в другую комнату.

    Совет №2 Контроль времени

    Плохая концентрация и забывчивость чаще всего проявляются при неправильном восприятии времени. Помогите ребенку разобраться с временными рамками, отведенными под каждое действие. Придерживайтесь сами и дайте понять малышу, что существует определенный режим дня, который следует соблюдать. Кушать, гулять и ложиться спать лучше всегда в одно и то же время, тогда и проблемы со сном уйдут, и ваш малыш будет четко понимать и определять необходимое время для своих игр и учебных занятий. Это обязательно поможет гиперактивному ребенку при адаптации в детском саду и школе.

    Совет №3 Постановка задач

    Если вы, что-то пообещали, старайтесь не изменять своего решения. Ребенок должен быть уверен, что если он выполнил поставленное перед ним задание, то обязательно получит вознаграждение или похвалу. А если поступит намеренно неверно, то может понести наказание. Он должен четко понимать эту последовательность. Совместно с ребенком выработайте правила и придерживайтесь их. Не следует жертвовать правилами из-за слез и капризов.

    И еще, зная о невнимательности и слабости логического мышления гиперактивных детей, родителям не стоит давать им большое количество поручений одновременно.

    Не ругайте его за это, а повторите задание еще раз. Старайтесь давать поручения в логической последовательности, делая это короткими понятными предложениями, без лишних смысловых нагрузок, применения сравнительных образов и длинных сложных формулировок. А на первых этапах лучше проделайте все вместе с ребенком и проконтролируйте его.

    Совет №4 Редко говорите «нет»

    Корректно формулируйте запреты. При обращении к гиперактивному ребенку старайтесь выстраивать предложения таким образом, чтобы избежать резкого отрицания, тем более на повышенных тонах. Например, не стоит говорить: «Нельзя сейчас включать компьютер!», эффективнее будет сказать: «Дорогой, давай лучше сначала вместе почитаем книгу!».

    Но если вы все-таки вынуждены запретить ребенку что-либо обязательно объясните с чем это связано, и предложите альтернативные варианты.

    Помните, в любой конфликтной ситуации вам необходимо сохранять королевское спокойствие.

    Совет №5 Выброс энергии

    Гиперактивные дети характеризуются повышенной подвижностью, поэтому ребенку с таким диагнозом необходимо создать соответствующие условия, например, организовать дома детский спортивный уголок, подобрать подходящие динамические игры, записать его на секцию, в бассейн или в конно-спортивную школу, в общем, найти занятие по душе, во время которого он сможет выплеснуть весь накопившийся избыток энергии. Тем более что спорт серьезно дисциплинирует и отлично поддерживает здоровье.

    А вечером перед сном, после такого эмоционального дня, отличным средством для успокоения станет массаж и принятие расслабляющей ванны с аромомаслами или травами.

    Медицинское лечение

    Когда малыш становится неуправляемым и вам кажется, что его поведение характеризуется максимальным сочетанием признаков гиперактивности, то следует обратиться к невропатологу. Только специалист, на основании собранной информации, сможет точно установить диагноз СДВГ. Для этого ему потребуется провести самостоятельную оценку симптомов ребенка на основе психологических тестов и специальных критериев, собрать всю имеющуюся информацию о прохождении беременности и родов и о заболеваниях, перенесенных малышом и его матерью. Может быть проведена абсолютно безопасная магнитно-резонансная томография и электро-энцефалографическое исследование. Лишь имея все эти данные, можно уверенно определить наличие расстройства и назначить необходимое лечение.

    Как правило, в этом случае рекомендуют принимать успокаивающие препараты, действие которых направлено на снижение раздражительности, уменьшение тревоги и нормализацию сна. Выбор препарата и курс лечения определяется строго индивидуально для каждого ребенка. Перед покупкой успокаивающего средства следует тщательно изучить инструкцию по применению, особо обращая внимание на все возможные противопоказания и побочные действия. Помните главное, бесконтрольный прием подобных препаратов может привести к серьезным негативным последствиям.

    Главное не забывайте, что синдром дефицита внимания с гиперактивностью — это не какой-то страшный неизлечимый недуг, а просто специфическая особенность нервной системы вашего малыша. Поэтому любите свое ребенка, поддерживайте и заботьтесь о нем. И тогда вы вместе сумеете преодолеть все.

    Источник: http://woman-l.ru/kak-pomoch-giperaktivnomu-rebenku-5-rekomendacij-roditelyam/

    Гиперактивный ребенок: что делать родителям? Советы психолога и рекомендации родителям гиперактивных детей

    Зачастую наиболее часто встречаемой причиной гиперактивности ребенка является нехватка внимания. Своей чрезмерной подвижностью и занятостью он пытается привлечь родителей, сверстников, учителя к себе. Иногда же такой причиной может стать особенность характера человека. Однако наибольшее влияние имеют многие другие факторы: в группе риска дети, которые появились на свет через кесарево сечение, искусственники и т. д. Поэтому достаточно важно разобраться в первопричине.

    Судя по статистическим данным, гиперактивность встречается практически у каждого двадцатого ребенка, кстати, следует отметить, что у мальчиков в два-три раза чаще. Получается, в учебном классе можно встретить как минимум одного малыша с чрезмерной активностью. Советы родителям гиперактивного ребенка раздают все кому не лень, но на самом деле прислушиваться нужно лишь к специалистам.

    Ученые доказали, что гиперактивность является диагнозом

    На протяжении долгого времени данный диагноз считался лишь особенностью поведения ребенка, но совсем недавно было доказано, что это является психическим отклонением, которое нельзя исправить простыми педагогическими методиками. И если в семье есть гиперактивный ребенок, что делать родителям? Советы психолога помогут в этом разобраться.

    ребенок гиперактивный психолог

    Что интересно, в 1970 году были проведены исследования, которые показали: в основе данного заболевания лежат физиологические и генетические причины, и сам синдром относится не только к педагогике и психологии, но и связан с медициной.

    Основные причины возникновения

    • Недостаток необходимых гормонов в организме ребенка.
    • Перенесенные заболевания и травмы.
    • Болезни матери во время беременности.
    • Любые болезни, которые перенес ребенок еще младенцем. Они могли повлиять на работу мозга.

    И вне зависимости от того, что медицина достигла больших успехов в данном вопросе, и существуют фармакологические методы лечения и психолого-педагогические, все же детская гиперактивность считается неизлечимым синдромом, которую можно скорректировать в подростковом возрасте. Исходя из этого, постараемся сделать выводы и дать рекомендации: гиперактивные дети, что делать родителям?

    Советы психолога смогут помочь адаптироваться малышу к социуму и в дальнейшем стать всесторонне развитой личностью.

    Болезнь в зрелом возрасте

    На самом деле многие взрослые люди страдают от данного заболевания, но чаще всего их попросту считают чересчур импульсивными, активными и взбалмошными. Данный синдром возникает в детстве, он еще не до конца исследован, поэтому не доказано, что оно остается и в более зрелом возрасте.

    Как распознать гиперактивного ребенка

    С первыми признаками родители могут столкнуться сразу: детки плохо спят, много плачут, в течение дня очень раздражительны, могут реагировать на любой шум и смену обстановки.

    Гиперактивный ребенок в год уже начинает проявлять себя, например, в речевой задержке, неловких движениях из-за нарушенной моторики. Тем не менее он постоянно активен, пытается идти, двигаться, он суетлив и подвижен. Его настроение также постоянно меняется: в один момент ребенок веселый и радостный, а в следующую минуту он может резко закапризничать. Итак, перед вами гиперактивный ребенок (1 год). Что делать родителям? Таким детям придется уделять намного больше внимания, и для достижения результатов необходимо приложить усилия.

    ребенок гиперактивный психолог

    Критичный возраст

    Когда дело доходит до подготовительных занятий, ребенку также сложно сосредоточиться на одном задании: он не может усидеть на месте, довести до конца хотя бы одно дело или же сделать упражнение внимательно и сосредоточенно. Малыш делает все спустя рукава, чтобы закончить работу и приступить к чему-то новому.

    Разумные советы родителям гиперактивного ребенка может дать только специалист, также как и распознать гиперактивность. Но прежде чем обратиться к профессионалу, мать и отец должны понаблюдать за своим чадом, определить, насколько чрезмерная активность и импульсивность мешает ему в обучении и построении взаимоотношений со своими сверстниками. Какие ситуации настораживают?

    Основные симптомы

    1. Невнимательность. Ребенку всегда сложно сосредоточиться на задании или игре. Родителям постоянно приходится напоминать о будничных делах, ведь ребенок попросту забывает о них, а еще постоянно ломает или теряет свои вещи. Кроме того, нарушено внимание: малыш никогда никого не слушает, даже когда речь обращена непосредственно к нему. Если он самостоятельно делает задание, то зачастую не может правильно организовать свою работу, постоянно отвлекаясь и не доводя задание до конца.
    2. Импульсивность. На уроках ребенок, не дождавшись своей очереди, выкрикивает с места. Ему сложно соблюдать установленные правила, он постоянно вмешивается в разговор и т. д.
    3. Гиперактивность. Ребенку сложно усидеть на месте, он постоянно ерзает на стуле, много болтает, постоянно бегает даже там, где нельзя этого делать. Малыш не может спокойно играть или отдыхать, он все время задает множество вопросов, но не может запомнить даже один ответ. Многие поступки и действия ребенка совершенно необдуманны, он часто ломает предметы, или же бьет посуду. Даже во время сна он не спокоен — постоянно просыпается, ворочается, иногда кричит во сне.

    Гиперактивный и активный: различия

    Нередко когда родители говорят о своем ребенке, что он гиперактивный, они вкладывают в это слово положительный смысл. Но большинство людей попросту путает два различных понятия – активный и гиперактивный. Действительно хорошо, когда ребенок любознательный, проявляет интерес к окружающему миру, тянется к новым знаниям. Но гиперактивность и синдром дефицита внимания, которые зачастую взаимосвязаны, относятся к неврологически-поведенческим расстройствам. Они наиболее болезненно дают о себе знать после пяти лет, что, несомненно, негативно сказывается на ребенке, мешая ему развиваться наравне с остальными детьми.

    ребенок гиперактивный психолог

    Активные дети могут быть подвижными дома, на спортивной площадке с друзьями, в садике, но придя в любое для них новое место, например, в гости или на прием к врачу, они сразу же успокаиваются и начинают вести себя как настоящие тихони. С гиперактивными же детьми все по-другому независимо от обстоятельств, места и людей, которые их окружают: они всегда ведут себя одинаково и просто не могут усидеть на месте.

    Активного ребенка можно увлечь обычной игрой, например, шашками или собиранием пазла, у гиперактивного же не хватает усидчивости.

    В любом случае все очень индивидуально, поэтому лишь исходя из наблюдений можно давать рекомендации родителям. Гиперактивных детей сложнее испугать, у них занижен болевой порог, они ничего не боятся, совершенно не думая о своей безопасности.

    Из всего вышесказанного следует, что если малыш любит подвижные игры, ему нравится узнавать что-то новое, и это любопытство не мешает ему в учебе и в социальных взаимоотношениях, то не следует называть его гиперактивным. Ребенок просто нормально развивается для своего возраста. Если же малыш не может усидеть на месте, дослушать сказку до конца или же закончить задание, постоянно требует к себе внимания или же закатывает истерики, то это гиперактивный ребенок. Что делать родителям? Советы психолога смогут помочь в этом нелегком вопросе.

    Обучение в школе

    Если до начала занятий в школе родителей не особо волнует подобная черта характера, то с началом обучения видя множество проблем, с которыми сталкивается их чадо, они начинают сильно беспокоиться. Этим детям сложно понять, как можно себя вести, а как нет. Ребенок не знает, где находится допустимая грань, им сложно наладить взаимоотношения с другими детьми и учителем, да и просто спокойно усвоить урок. Поэтому в адаптационный период необходимы рекомендации родителям гиперактивных детей, так как этот возраст является наиболее критическим. Можно отвести ребенка к психологу. Если у вас гиперактивный ребенок, рекомендации специалистов нужно соблюдать буквально во всем.

    Важно помнить, что гиперактивность и дефицит внимания зачастую идут в комплексе с другими серьезными проблемами.

    ребенок гиперактивный психолог

    Советы родителям гиперактивного ребенка

    Гиперактивный ребенок: что делать родителям? Советы психолога, которым необходимо следовать, читайте ниже.

    Важно внимательно подойти к технике безопасности, убрать все небезопасные и острые предметы, выходя из комнаты, отключать бытовые приборы, так как и обычные дети часто что-то ломают, или же падают и ударяются, а с гиперактивными это случается вдвое или же втрое чаще.

    Если что-то важное должен усвоить гиперактивный ребенок, советы психолога родителям будут полезны. Необходимо убедиться, что он слушает. Недостаточно просто окликнуть его – нужно установить контакт, убрать из поля зрения игрушки, выключить телевизор или компьютер. И только убедившись, что чадо вас действительно слушает, можно с ним начинать беседу.

    ребенок гиперактивный психолог

    Необходимо установить в семье правила, которым ребенок бы неуклонно следовал. И очень важно, чтобы они всегда выполнялись каждый день без исключения, независимо от обстоятельств. О них важно постоянно напоминать ребенку, повторять, что какие-то задания нужно выполнять всегда, а что-то делать категорически запрещено.

    Очень важным нюансом является режим. Малыша нужно приучать выполнять все по времени, причем исключений нельзя делать даже в выходной день. К примеру, всегда вставать в одно время, завтракать, делать уроки, идти на прогулку. Возможно, это и слишком строго, но наиболее действенно. Именно это правило поможет в дальнейшем ребенку адаптироваться к школе и усваивать новый материал.

    Эти детки очень восприимчивы к настроению, поэтому очень важно, чтобы те эмоции, которые они получали, были положительными. Необходимо хвалить их даже за малейшие достижения. Пусть чувствуют, что его родители гордятся им. Следует поддерживать чадо в нелегкие для него моменты, чаще говорит о любви к нему, обнимать.

    Можно организовать систему поощрений, например, если всю неделю он вел себя хорошо, то на выходных он получает небольшой презент или же вылазку на природу, поход кино, музей. Пусть родители придумают совместные игры, которые увлекут малыша. Безусловно, времени, терпения и изобретательности понадобится немало, но результат не заставит себя ждать.

    Важно в целом следить за атмосферой в семье, чтобы все конфликты проходили мимо малыша, и особенно нельзя, чтобы он в них участвовал.

    Если же ребенок плохо себя вел, то можно и наказать, но несильно, а от рукоприкладства вовсе лучше отказаться.

    У гиперактивного ребенка никогда не иссякает энергия, поэтому постоянно необходимо создавать ему условия, чтобы он куда-то ее девал. Малышу следует больше гулять на воздухе, ходить в спортивную секцию, играть. Но здесь также есть важный нюанс: ребенок должен быть уставшим, но не слишком переутомленным.

    Запрещая что-то ребенку, крайне важно предоставить ему альтернативу, при этом спокойным тоном объяснив, почему его действия неправильны.

    ребенок гиперактивный психолог

    Нельзя вести свое чадо в места, где преобладает большие скопления людей: его психика и без того излишне чуткая и слабая, а толпа может привести к перевозбуждению нервной системы, поэтому следует избегать массовых мероприятий, супермаркетов в часы ажиотажа. А вот прогулки на свежем воздухе, вылазки на природу благотворно действуют на малыша. Играть такому ребенку лучше только с одним другом.

    Неплохо будет, если родители заведут дневник наблюдений, в котором смогут отмечать все изменения и реакции на окружающий мир, происходящие с гиперактивным ребенком. После этот дневник можно показать педагогу (ему будет значительно легче составить общую картину).

    Гиперактивный ребенок: что делать родителям? Советы психолога, перечисленные выше, помогут решить множество проблем.

    Работа в школе

    Изначально учитель должен знать о наличии гиперактивного ребенка у себя в классе, чтобы в дальнейшем правильно строить работу с ним, поэтому родители должны заранее предупредить педагога, а также поделиться всей имеющейся информацией.

    В первую очередь ребенок должен сидеть как можно ближе к учителю – так последнему будет значительно проще проконтролировать дисциплину. Также важно, чтобы малыш имел возможность в любой момент задать все необходимые вопросы.

    Все задания учитель должен записывать на доске и на определенный период времени давать лишь одно задание. Если же задание слишком велико, то его необходимо разбить на несколько частей, ограничить выполнение временем и постоянно контролировать их исполнение.

    Гиперактивному ребенку трудно долго усидеть на одном месте и еще при этом запоминать изложенный материал. Поэтому необходимо обучать его последовательно, вовлечь его в урок, даже если малыш крутится, выкрикивает, ерзает на стуле. В следующий раз малыш пусть сосредоточится лишь на том, чтобы вести себя спокойно.

    Ему просто необходимо двигаться, поэтому лучше уж сильно не следить за его поведением на уроках, дать ему побегать на школьной площадке или спортивном зале.

    Также детки часто попадают в замкнутый круг: похвалы для них просто необходимы, но хорошо учиться стоит им невероятных усилий. Из-за того, что они невнимательны и не могут нормально сосредоточиться, они совершают множество ошибок и их работы неаккуратны. Поэтому изначально следует относиться к ним менее строго.

    Во время занятия может несколько раз смениться деятельность, и если обычным детям это идет на пользу, то гиперактивному переключаться значительно сложнее. Поэтому их нужно предупреждать заранее, дать возможность подготовиться.

    Источник: http://fb.ru/article/245095/giperaktivnyiy-rebenok-chto-delat-roditelyam-sovetyi-psihologa-i-rekomendatsii-roditelyam-giperaktivnyih-detey

    Гиперактивный ребенок – что делать родителям? Советы психолога и рекомендации педагогам.

    ребенок гиперактивный психолог

    В настоящее время все чаще говорят о гиперактивности детей. Многие люди не до конца понимают, что означает это термин, и применяют его ко всем подвижным и активным детям. Однако гиперактивность – это не просто повышенная активность малыша, это нарушение поведенческих реакций ребенка, связанных с нарушением работы мозга.

    Какой он гиперактивный ребенок? Что делать родителям такого ребенка? Ведь им предстоит столкнуться с массой проблем, научиться корректировать поведение своего чада, помочь ему адаптироваться в школе, а это обычно очень непросто.

    Что такое гиперактивность

    Сам термин «гиперактивность» означает сильно повышенную активность и возбудимость человека. Гиперактивность наиболее часто встречается у детей, так как они хуже контролируют свои эмоции.

    При гиперактивности обычно не уравновешена нервная система. У ребенка возникают поведенческие расстройства, требующие коррекции. В современном мире все больше детей страдают этим расстройством.

    Обычно гиперактивный ребенок имеет такие нарушения:

    • Не может длительно концентрировать внимание на каком-либо действии. Это особенно часто приносит проблемы в школе.

    Ведь ребенку трудно высидеть урок, слушать учителя, выполнять задания. Такие дети забывчивы, рассеяны. Даже надолго усидеть перед телевизором проблематично для таких детей.

    • Повышенная эмоциональность и импульсивность.

    Гиперактивные дети часто не могут контролировать свои эмоции, выплескивая их на окружающих, совершают неожиданные импульсивные действия.

    • Двигательная активность сверх меры.

    Многие дети особенно в дошкольном и начальном школьном возрасте бывают довольно подвижны. Однако гиперактивные дети выделяются даже на их фоне. Он не могут усидеть на месте, буквально приплясывают, если их усадили. В движении находятся их кисти рук, ноги, бегают глазки, меняется мимика.

    Важно вовремя заподозрить и диагностировать это нарушение, чем потом пожинать плоды непонимания своего чада.

    С медицинской точки зрения гиперактивность – гипердинамический синдром – это диагноз. Установить его может врач невролог или невропатолог. Чаще всего этот диагноз связан с минимальной мозговой дисфункцией и нарушениями функции ЦНС.

    В следующем видео о том, что такое гиперактивность, вам расскажет доктор Комаровский:

    Когда проявляется

    Считается, что наиболее ярко синдром гипердинамической активности проявляется в дошкольном (4-5 лет) и начальном школьном возрасте (6-8 лет). Ребенок попадает в детский коллектив и не выдерживает современного темпа обучения.

    Сразу проявляются все признаки его гиперактивности: с ребенком не справляется воспитатель или учитель, он не усваивает программу обучения и прочие проблемы его поведенческих нарушений.

    Однако первые признаки гипердинамического синдрома можно обнаружить еще в младенческом возрасте. Такие детки очень подвижны и эмоциональны: выпутываются из пеленок, падают, стоит лишь на мгновенье отвернуться, плохо спят, их сон поверхностный, беспокойный, а могут всю ночь прокричать без причины.

    По мере взросления поведение гиперактивных детей продолжает «радовать» родителей: выбираются из манежей и колясок, часто падают, везде влезают, все опрокидывают.

    Что делать родителям, если они заподозрили в ребенке синдром гиперактивности?

    Норма или патология. Ложная гиперактивность

    Очень часто гиперактивность путают с нормальным поведением ребенка, ведь большинство детей в возрасте 3-7 лет довольно активны и импульсивны, трудно контролируют эмоции. Если ребенок неусидчивый, часто отвлекается, то говорят, что он гиперактивный. Однако для детей младших классов недостаток концентрации внимания и невозможность долго усидеть на месте обычно является нормой. Поэтому гипердинамический синдром бывает непросто диагностировать.

    С точки зрения неврологии этот диагноз является довольно серьезным и ребенку необходимо лечение, чем раньше, тем лучше.

    Диагностика

    Если родители заподозрили у своего ребенка СДВГ, то необходимо обратиться за консультацией к детскому неврологу. Врач назначит соответствующее обследование, которое необходимо пройти. Ведь под симптомами гипердинамического синдрома могут скрываться и более серьезные патологии.
    Диагностика включает в себя три этапа:

    1. Врач собирает данные о поведении и реакциях ребенка, об особенностях протекания беременности и родов, перенесенных заболеваниях, наследственных патологиях членов семьи.
    2. Проводит специальные тесты и оценивает результаты и количество затраченного времени, а также реакцию и особенности поведения ребенка при этом. Обычно такие тесты проводят для детей 5-6 лет.
    3. Электроэнцефалограмма. Это обследование позволяет оценить состояние мозга ребенка. Оно безболезненно и неопасно.

    После получения всех результатов врач – невролог ставит диагноз и дает свое заключение.

    ребенок гиперактивный психолог

    Признаки

    Основные признаки, помогающие распознать гиперактивность ребенка:

    1. Ребенок обладает повышенной беспричинной двигательной активностью. Он все время крутится, прыгает, бегает, везде лезет, даже если знает, что нельзя. У него отсутствует процесс торможения в ЦНС. Он просто не может себя сдерживать.
    2. Не может усидеть на месте, если его усадить, то он крутится, встает, ерзает, не может сидеть спокойно.
    3. При разговоре часто перебивает собеседника, не выслушивает вопрос до конца, говорит не по теме, не задумывается.
    4. Не может тихо сидеть. Даже играя, он шумит, пищит, делает неосознанные движения.
    5. Не может выстоять очередь, капризничает, нервничает.
    6. Имеет проблемы при контакте со сверстниками. Вмешивается в чужие игры, пристает к детям, не умеет дружить.
    7. Не считается с чувствами и потребностями других людей.
    8. Ребенок очень эмоционален, не имеет возможности контролировать ни положительные, ни отрицательные эмоции. Часто устраивает скандалы и истерики.
    9. Сон ребенка неспокойный, днем часто вообще не спит. Во сне ворочается, сворачивается калачиком.
    10. Быстро теряет интерес к занятиям, перескакивая с одного на другое и не доводя до конца.
    11. Ребенок рассеянный и невнимательный, не может сконцентрировать внимание, часто делает из-за этого ошибки.

    Родители гиперактивных детей сталкиваются с трудностями с ранних лет. Ребенок не слушается родителей, необходимо все время его контролировать, постоянно находится рядом.

    Подробнее о признаках этого синдрома вы можете узнать, посмотрев видео:

    Причины

    Основными причинами, которые могут вызывать нарушение функций нервной системы ребенка, а, следовательно, и синдром гиперактивности, специалисты считают следующие ситуации:

    • Наследственность (генетическая предрасположенность)
    • Повреждения клеток мозга во внутриутробном периоде или во время родовой деятельности.

    Это могут быть гипоксия плода, инфекции, родовые травмы.

    • Нарушения, вызванные в результате неблагоприятной обстановки в семье, ненормальными условиями обитания, неправильного воспитательного процесса, заболеваниями и травмами после рождения.

    По статистически данным гиперактивностью чаще страдают дети мужского пола. На пять мальчиков только одной девочке ставят такой диагноз.

    Классификация синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

    Выделяют такие разновидности синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ):

    1. Гипердинамический синдром без дефицита внимания.
    2. Синдром дефицита внимания присутствует, однако без гиперактивности (обычно бывает у детей женского пола – это девочки спокойные, рассеянные, тихони).
    3. Сочетание синдрома дефицита внимания и гипрединамичности.

    СДВГ может быть первичным, возникшим во внутриутробном периоде, и вторичным (приобретенным), полученным после рождения в результате травмы или заболевания.

    Лечение

    К лечению СДВГ необходимо подходит комплексно. Применяют некоторые процедуры, медикаменты, диеты, но основной упор делается на психологическую коррекцию и правильный подход в воспитании гиперактивного ребенка.

    Эти средства более эффективны при дефиците внимания.
    При упоре на гипердинамический синдром применяют препараты, влияющие на тормозные реакции центральной нервной системы (Фентибут, Пантогам).

    Назначать лекарственные препараты может только врач! Прием лекарств проводится под наблюдение специалиста. Кроме того возможно применение процедур, связанных со стимуляцией мозга слабыми импульсами электрического тока.

    Важно и питание ребенка. Так при несбалансированной диете метаболизм детей нарушается, что может провоцировать раздражительность и капризность. Растущий организм требует белок, витамины и минералы. В рационе должны присутствовать продукты с высоким уровнем Омега3-жиров, оказывающие полезное действие на ЦНС. А вот количество сладостей и углеводов лучше уменьшить. Лучше давать ребенку ягоды и фрукты. Можно оставить в рационе немного черного шоколада.

    ребенок гиперактивный психолог

    Обязательна при лечении психологическая коррекция поведения ребенка. Психолог помогает ребенку лучше разобраться в своих действиях, а также даст советы родителям по построению отношений с таким ребенком и методам его воспитания и обучения.

    Большая часть детей «перерастает» это заболевание, если у них не было осложнений и оказано своевременное лечение. В некоторых случаях СДВГ переходит и во взрослую жизнь, особенно при неоказании своевременной адекватной помощи ребенку.

    Больше информации о лечении синдрома вы можете узнать из видео:

    Особенности общения с такими детьми

    Воспитывать гиперактивного ребенка бывает не просто. Даже при сильной любви к своему чаду, родители не всегда могут выдерживать все его проделки, часто срываются и кричат. А бывает, что вообще перестают заниматься его воспитанием, решив «что вырастет, то вырастет».

    Не редко родители пытаются привить такому малышу строгую дисциплину, жестоко пресекая все его выходки и непослушание. Ребенка наказывают за малейшую провинность. Однако такое воспитание только усугубляет проблемы поведения ребенка. Он становится более замкнутым, неуверенным, непослушным.

    Перегибать в отношении детей с СДВГ нельзя, чтобы к уже имеющимся нарушениям не добавить новые проблемы (заикание, недержание мочи и прочие). К каждому ребенку с СДВГ необходимо найти свой подход, учитывая его неврологические особенности.

    Что делать родителям, воспитателям и учителям

    Ребенку с гипердинамическим синдромом требуется много родительского внимания. Необходимо стараться его выслушивать, помогать выполнять задания, развивать его усидчивость и взаимодействие с окружающим миром. Ему нужны похвалы и награды, одобрение и поддержка, больше родительской любви. Родители прежде, чем наказать ребенка, должны учесть, что он вполне нормальный по интеллекту, но у него проблемы с регулированием своей моторной деятельности. Поэтому он не специально совершает то, что ему запретили, а просто не может себя остановить.

    Необходимо правильно организовать режим дня. Придумать свои ритуалы. Больше гулять на улице. Желательно записать ребенка на спортивную секцию. Хорошо подойдут плаванье, гимнастика, бег, верховая езда, спортивные танцы. Необходимо и дома устроить спортивный уголок, чтобы ребенку было, где выплеснуть энергию.

    ребенок гиперактивный психолог

    Отдавая ребенка в детский сад, необходимо заранее выбрать подходящий, где есть группы с возможностью играть, дети активно двигаются, выполняют задания и отвечают по желанию. Поговорите с воспитателем об особенностях малыша.

    Если из-за поведения ребенка возникает конфликт в саду, то лучше забрать его оттуда. Нельзя обвинять кроху, что в этом виноват он, скажите, что просто ему не подошла эта группа.

    Учеба в школе также имеет свои сложности. Обсудите, что делать учителю, чтобы не травмировать гиперактивного ребенка, помочь ему адаптироваться в классе. При выполнении домашних заданий следует подготовиться заранее, не отвлекаться. Занятия должны быть короткими, но эффективными, чтобы ребенок не потерял внимание. В

    ажно делать уроки регулярно, в одно и то же время. Необходимо понаблюдать за ребенком и определить наиболее подходящее время: после еды или после физической нагрузки.
    При наказании гиперактивного ребенка не стоит выбирать те, которые не дают ему двигаться: ставить в угол, сажать на специальный стул.

    Положительные качества гиперактивных детей

    Несмотря на все неприятные поведенческие особенности детей с гипердинамическим синдромом, они имею и много положительных качеств, развитию которых родители должны уделить особое внимание.

    • Гиперактивный ребенок обладает креативным творческим мышлением.

    Он может выдавать массу интересных идей, а если хватит терпения, то и заниматься творчеством. Такой ребенок легко отвлекается, но имеет своеобразный взгляд на окружающий мир.

    • Гиперактивные дети обычно энтузиасты. Они не бывают скучными.

    Интересуются многими вещами и являются, как правило, яркими личностями.

    • Такие дети энергичны и деятельны, но часто непредсказуемы.

    Если у них есть мотив, то они выполняют все быстрее, чем обычные дети.

    • Ребенок с СДВГ очень гибкий, изворотливый, и может найти выход там, где другие не заметят, решить задачу необычным способом.

    Интеллект детей с СДВГ никак не нарушен. Очень часто они имеют высокие художественные и интеллектуальные способности.

    Конкретные способы общения и взаимодействия с такими детьми приводятся в следующем видео:

    Советы психологов

    Психологи отмечают, что ели у ребенка имеются признаки гиперактивности, то следует начать их устранение, чем раньше, тем лучше. Такой подход помогает избежать трудностей, возникающих из-за поведенческих нарушений ребенка, стрессов и разочарований со стороны его родителей и окружающих людей, да и самого малыша. Поэтому при установленном диагнозе СДВГ не следует пренебрегать помощью врача – специалиста и психолога, чтобы не потерять время.

    Психологи отмечают, что правильно организованный распорядок дня, благоприятная обстановка в семье помогает ребенку в лечении СДВГ. Кроме того советы психолога такие:

    1. Обеспечьте ребенку спокойную, стабильную, нераздражающую обстановку. Это поможет снизить накопление и выброс сильных эмоций.
    2. У него должны сформироваться необходимые рефлексы, которые помогут четко соблюдать распорядок дня. Например, лечь спать после того, как мама прочтет сказку или споет песенку.
    3. Для сброса лишней двигательной активности необходимо организовать ребенку занятия в спортивных секциях.
    4. Не заставляйте гиперактивного ребенка долго заниматься утомительной работой, сидеть на одном месте. Периодически позволяйте активные действия для выхода лишней энергии.

    Устранить проблемы, связанные с гиперактивностью у детей вполне выполнимая задача. Главное давать ребенку возможность выплеснуть лишнюю энергию, заинтересовывать учебным процессом, развивать творческие способности, а главное учитывать особенности ребенка при оценке его действий.

    Мульфильмы для профилактики гиперактивности.

    Следующие мультфильмы помогут вашему ребенку больше понять о своем состоянии, обсуждая сюжет и героев со своим ребенком вы сможете помочь ему бороться с этой проблемой.

    Итак список мультфильмов:

    • «Непоседа, Мякиш и Нетак»
    • «Маша больше не лентяйка»
    • «Вот какой рассеянный»
    • «Крылья, ноги, и хвосты»
    • «Петя Пяточкин»
    • «Обезьянки»
    • «Непослушный медвежонок»
    • «Нехочуха»
    • «Осьминожки»
    • «Непослушный котенок»
    • «Непоседа»

    Источник: http://umnyash.com/razvitiye/giperaktivnyj-rebenok-chto-delat-roditelyam.html

    Гиперактивный ребёнок, что делать родителям — советы психолога

    Если вы заметили, что ваш ребенок неусидчив, не может на чем-либо сосредоточиться на длительный период, не в состоянии всегда контролировать свои поступки, импульсивен и рассеян, то, вероятнее всего, он гиперактивен. Разберемся детальнее в том, что такое гиперактивность, и можно ли с ней как-то бороться.

    Гиперактивный ребёнок

    ребенок гиперактивный психолог

    Гиперактивность у детей, что это такое

    Еще более тридцати лет назад повышенную двигательную активность медики начали относить к отдельным болезням, дав ей название «синдром дефицита (нарушения) внимания с гиперактивностью», то есть СДВГ. У гиперактивного ребенка проявляются признаки этого заболевания в трудностях с концентрацией на чем-либо, обучением и памятью. Также такому малышу не всегда легко уловить информацию, которую до него пытаются донести.

    Признаки и симптомы гиперактивного ребенка

    Как правило, основные симптомы повышенной активности проявляются у детей в 2-3 года. Тем не менее, родители далеко не всегда сразу обращаются к врачу – нередко первая консультация проходит, когда дети начинают ходить в школу, и становится очевидно, что из-за СДВГ у них появились трудности в обучении.

    • Импульсивность, плаксивость, эмоциональная нестабильность;
    • Беспокойство, суетливость, тревожность;
    • Бессонница;
    • Отсутствие адекватной реакции на правила поведения;
    • Задержка в развитии речи.

    Если вы наблюдаете хотя бы один из перечисленных симптомов, то это серьезный повод для того, чтобы проконсультироваться со специалистом. Вполне возможно, что врач все же выявит у вашего ребенка гиперактивность – в таком случае вы узнаете, как бороться с симптомами и помочь чаду адаптироваться в социуме.

    Поведение и проявление гиперактивного ребенка

    Несмотря на то, что такой малыш всегда активен, у него присутствуют определенные нарушения в координации: он часто роняет какие-то предметы, отличается неуклюжестью, нередко ломает вещи или падает. Зачастую, ребенок СДВГ набивает себе шишки, получает ссадины и царапины, но при этом не делает соответствующих выводов и все повторяется снова.

    Помимо прочего, симптомами СДВГ считаются рассеянность, невнимательность, упрямство, регулярная смена настроения, агрессивность, вспыльчивость. Замечено, что такие дети нередко игнорируют дневной сон даже в младенчестве. Впрочем, и его ночной сон нельзя назвать спокойным. Обычно гиперактивный ребенок обращает на себя внимание в общественных местах – он постоянно что-то трогает, не слушает родителей, демонстрирует очень эмоциональные реакции.

    Причины возникновения гиперактивности

    Возникновению СДВГ может послужить несколько причин. Рассмотрим подробнее наиболее распространенные из них. Заметим, что каждая из этих причин проявляется еще до момента рождения.

    Изменения в нормальном образе жизни беременной

    Как известно, развитие нервной системы плода напрямую зависит от того, какой образ жизни ведет будущая мама. Например, если у женщины имеются вредные привычки, вроде курения, то это в дальнейшем может обернуться для ребенка СДВГ. Также проблемы могут возникнуть из-за частого переутомления, вызванного, например, тяжелой работой. Не идут на пользу малышу и регулярные стрессы в жизни будущей матери.

    Осложнения в период беременности

    Нередко гиперактивность диагностируют у детей рожениц, которые во время беременности страдали от сильного токсикоза. Помимо этого в зоне риска находятся женщины, у которых в период беременности давление было повышенно. Если медики выявили у ребенка внутриутробную асфиксию, то это тоже повышает вероятность того, что впоследствии у него будет развиваться СДВГ.

    Осложнения в период родового процесса

    Если роды женщины были чем-то осложнены, то не исключено, что у ее младенца будет диагностирована гиперактивность. Речь может идти, как о затяжных родах, так и о слишком стремительных.

    Гиперактивные дети – психологическая характеристика

    ребенок гиперактивный психолог

    Гиперактивный ребенок — признаки до года

    Ниже перечисленные признаки могут быть признаками гиперактивности, но это вовсе не обязательно – истинная гиперактивность может быть установлена лишь невропатологом. Не следует ставить такие диагнозы без консультации с врачом.

    Итак, возможные симптомы:

    • Такие младенцы даже в первые месяцы жизни довольно мало спят. Несмотря на то, что их сверстники в этом возрасте в основном погружены в сон и бодрствуют лишь несколько часов в сутки, гиперактивные дети чаще не спят и могут плакать по 3-4 часа подряд. Когда их силы на исходе и уже явно пришло время сна, такие малыши начинают особо яро капризничать и проявлять активность. Они становятся более возбудимыми, и могут успокоиться лишь тогда, когда оказываются на руках у мамы, либо после длительного укачивания.
    • Чадо демонстрирует бурные реакции при смене обстановки, видя новые лица и слыша громкие звуки. Несмотря на то, что эти перемены могут восторгать его, вместе с этим он еще больше капризничает.
    • Он очень чутко спит, будучи чувствительным к любому, даже еле слышному шуму, из-за которого может неожиданно проснуться и с трудом уснуть вновь.
    • Малыша тяжело чем-то увлечь – он может заметить новую игрушку и почти сразу потерять к ней интерес.

    Гиперактивный ребенок: признаки 2-3-4 года

    • Ему сложно на чем-то сконцентрироваться, однако если он действительно увлекся чем-то, то в таком случае его непросто от этого отвлечь.
    • Может схватить игрушку, которая его заинтересовала и сразу же ее отбросить, толком не рассмотрев.
    • Такой кроха обычно лишен чувства страха – он может прыгнуть с большой высоты, выбежать на оживленное шоссе и тому подобное.
    • Задает множество вопросов, но редко дожидается ответов, и почти никогда их не запоминает.
    • Ему нелегко спокойно сидеть на месте несколько минут подряд – он начинает проявлять бесцельную двигательную активность.

    Гиперактивность у детей дошкольного возраста, нужно ли лечение

    Рекомендации психологов для родителей

    • Позитивная модель взаимоотношений. Хвалите свое чадо всякий раз, когда он этого заслуживает – обращайте внимание даже на весьма незначительные достижения. Как правило, дитя не воспринимает упреки, но очень хорошо реагирует на похвалу. Важно, дабы ваши отношения строились не на страхе, а на полном доверии. Пусть он чувствует вашу поддержку во всех ситуациях – дайте ему понять, что вы на его стороне, если у него возникли трудности, например в саду или школе. Также старайтесь сглаживать любые конфликты.
    • Распорядок дня. Если вы хотите добиться успеха в воспитании гиперактивного ребенка, то следует всегда соблюдать определенный распорядок дня. Следовательно, прием пищи, отдых, игры, отход ко сну и прочее желательно выполнять примерно в одно и то же время. Видя, что ребенок соблюдает правила, непременно его за это хвалите. Заметим, что ребенку с СДВГ необходим здоровый сон (не менее 7-8 часов) – это поможет ему быть спокойнее. В свою очередь, в рационе питания нежелательны пищевые красители, чрезмерное употребление шоколада, соленой и острой еды.
    • Комфортные условия. Как известно, шумное и вызывающее поведение крохи с гиперактивностью, является один из методов привлечения внимания. Старайтесь уделять больше времени ребенку – помогайте ему постигать новые знания, играйте с ним. Если чадо неверно понимает какое-то задание, ни в коем случае не раздражайтесь – просто повторите поручение. Также желательно, чтобы малыша ничего не отвлекало, когда он сидит за занятиями – по этой причине уберите со стола не нужные гаджеты, игрушки и прочие лишние в учебе предметы. Следите за тем, чтобы он не переутомлялся.
    • Нормы поведения и поощрения. Заметьте, что вседозволенность пойдет во вред вашему ребенку. Он должен четко понимать, как поступать можно, а как нельзя. Можно ввести некую знаковую систему поощрения – к примеру, отмечайте галочкой или звездочкой все хорошие поступки. Когда будет собрано определенное число галочек или звездочек, вознаграждайте его какой-то вкусностью или игрушкой.
    • Избыточная энергия. Будет очень хорошо, если гиперактивный малыш увлечется неким хобби. Конечно, стоит взять во внимание его интересы и то, чем он увлекается. Дайте возможность ребенку развиться в какой-либо области – так он будет больше в себе уверен. Наверняка, ему пойдут на пользу занятия в какой-нибудь спортивной секции – физические упражнения способствуют выплеску избыточной энергии, а также помогают ребенку научиться дисциплине.

    В каких случаях требуется медицинское лечение

    Когда ребенок начинает проявлять ярко выраженные признаки гиперактивности, родители готовы пойти на любое лечение, дабы прекратить это. Тем не менее, важно помнить, что необходимый лечебный курс может назначать лишь специалист. Обычно юным пациентам назначают определенные успокаивающие препараты – они подбираются индивидуально. Как правило, действие этих лекарств направляется на снижение раздражительности и суетливости, нормализацию сна, уменьшение чувства тревожности и подавление прочих симптомов СДВГ. Самостоятельно вы не сможете определить – нужно ли в вашем случае медицинское лечение. Следует провести комплексное обследование ребенка в медицинском учреждении.

    Что делать родителям, если ребенок все время гиперактивный — советы психолога

    Многие родители не знают, что делать со своим гиперактивным чадом и как скорректировать его поведение. Стоит заметить, что лишь специалист должен назначать курс лечения, ведь каждый случай СДВГ индивидуален.

    Тем не менее, предлагаем ознакомиться с некоторыми общими рекомендациями психологов:

    Четкие задачи

    Наверняка, вам известно, что гиперактивные дети отличаются рассеянностью и не очень развитым абстрактным и логическим мышлением – именно поэтому вам важно четко формулировать свои просьбы и задачи. Общаясь с ребенком, говорите короткими предложениями, которые не будут изобиловать лишними смысловыми нагрузками. Не прибегайте к длинным формулировкам.

    Если ваш сын или ваша дочь страдают СДВГ, то рекомендуем при постройке предложений избегать отрицаний и слова «нет». К примеру, вместо того, чтобы заявить: «Не неси свои игрушки на кухню!», скажите: «Играй в комнате». Даже если вы понимаете, что назрела конфликтная ситуация, постарайтесь быть максимально спокойными. Запрещая что-то своему чаду, непременно поясните причину, а также предложите альтернативные варианты.

    Сохраняйте последовательность

    Одним из основных признаком гиперактивности можно назвать невнимательность. По этой причине нежелательно поручать ребенку сразу несколько задач, к примеру: «Доделай уроки, покушай и позвони бабушке». Ребенку сложно воспринять сразу всю информацию – скорее всего, в итоге он переключится на что-то иное, и не будет выполнять поручения. Именно поэтому старайтесь озвучивать задачи в логической последовательности.

    Чувство времени

    Помимо прочих проявлений, гиперактивные дети, порою, страдают нарушенным чувством времени – из-за этого обстоятельства вам следует самим следить за сроком, к моменту которого необходимо выполнить задание. Если вы планируете накормить ребенка ужином, закончить с ним прогулку или отправить его спать, то непременно сообщите ему об этом за 5-10 минут.

    Как успокоить гиперактивного ребенка — пути коррекции

    Нервная система ребенка с СДВГ весьма возбудима, поэтому ее следует оберегать. Постарайтесь любые капризы и истерики «гасить» в самом начале, и не пытайтесь в воспитательных целях сразу же наказывать кроху. Конечно же, это не значит, что необходимо всегда потакать капризам и идти у чада на поводу – просто незаметно переключите его внимание. Такой метод, безусловно, требует от родителей немало выдержки и терпения, но он наиболее действенный.

    Не подвергайте ребенка в течение дня лишний раз слишком ярким впечатлениям. Также обратим взор на то, что нежданные многочисленные визитеры, шумные компании и тому подобное могут расшатывать нервную систему малыша.

    Если ваш ребенок гиперактивен, то этот факт не стоит игнорировать – его воспитание требует особого подхода. Ни в коем случае, не пренебрегайте общими рекомендациями и советами врача – это может усугубить ситуацию.

    Источник: http://alfalady.org/psihologiya/158-giperaktivnyy-rebenok-chto-delat-roditelyam-sovety-psihologa.html

    Гиперактивные дети: что делать с непоседливым ребенком, как воспитывать и нужно ли лечить – советы психолога родителям

    Гиперактивный ребенок – это не болезнь. Все дети разные, они часто отличаются темпами физиологического развития, склонностями, характером и темпераментом. Некоторые малыши могут спокойно проводить время сами, со своими игрушками, книжками и раскрасками, другие же не могут оставаться без внимания и пять минут. Бывают дети, которым трудно сосредоточиться на чем-то, не под силу долго оставаться на одном месте – к примеру, сидеть в парикмахерском кресле, на занятиях в детском саду или в школе, за ними проблематично уследить на детской площадке.

    Таким малышам непросто дается обучение – это и есть гиперактивность. Мозг гиперактивного ребенка с трудом концентрирует внимание и воспринимает информацию. Гиперактивные дети быстро меняют сферу деятельности, они импульсивные и неусидчивые, специфические в общении со взрослыми и сверстниками, в проявлении своих талантов. Попробуем подробно разобраться в сути проблемы и приведем пути ее решения.

    Гиперактивные дети не могут сосредоточиться на одной задаче, их трудно заинтересовать спокойным делом и утихомирить

    Причины гиперактивности

    Гиперактивность у детей – прежде всего не физиологическое отклонение, а поведенческое расстройство развития. Медицинское название гиперактивности – СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Современная медицина придерживается мнения, что синдром возникает при неблагоприятном внутриутробном развитии детей и тяжелых родах. Так, если у будущей мамочки был выраженный и долгий токсикоз, а у плода диагностировали внутриутробную асфиксию, то риск рождения гиперактивного ребенка возрастает в три раза. Любое оперативное вмешательство во время родов, нахождение новорожденного в реанимации также вносят свою лепту в развитии синдрома ДВГ.

    Симптомы гиперактивности

    Каковы признаки гиперактивного ребенка? Как отличить, малыш активный и энергичный, как и полагается здоровому карапузу, или у него развивается синдром дефицита внимания и гиперактивности?

    Как же проявляется гиперактивность у детей:

    • беспокойство и тревожные состояния даже тогда, когда серьезные причины этого отсутствуют;
    • эмоциональная лабильность, плаксивость, излишняя ранимость и впечатлительность;
    • бессонница, слишком чуткий сон, плач и разговор во сне;
    • проблемы с речью;
    • трудности в общении;
    • игнорирование запретов, норм поведения в обществе и правил – говоря попросту, малыш очень непослушный;
    • приступы агрессии;
    • редко, синдром Туретта – неконтролируемое выкрикивание неуместных и оскорбительных слов.

    Все эти проявления и признаки у вашего чада должны стать поводом обращения к специалисту. Невропатолог и психолог выпишут рекомендации и дадут советы, как правильно воспитывать малыша, как его успокоить и снизить вероятность негативного восприятия обществом.

    Несмотря на свою активность и болтливость, гиперактивный ребенок часто остается непонятым другими детьми и испытывает значительные трудности в общении

    Лечение гиперактивного малыша – нужно ли?

    Гиперактивный ребенок часто и сильно устает от неконтролируемых эмоций, меняет режим дня и планы из-за своего не всегда адекватного поведения, не дает родителям вести нормальный образ жизни. Взрослым людям терпеть это сложно, ведь не всегда есть время, физические и моральные силы бороться с истериками.

    Следить за гиперактивным ребенком, чтобы он адекватно реагировал на внешний мир и умел вести себя с другими людьми, а не бездумно выплескивал энергию, без причины плакал и смеялся, могут только очень терпеливые и не очень занятые родители или няня. Нередко приходится прибегать к коррекции поведения ребенка – она может включать как медикаментозное лечение, так и посещение психолога, логопеда, успокаивающий массаж, занятие спортом и посещение различных творческих кружков. Медикаментозное лечение врач назначает после обследований и осмотра ребенка.

    Некоторые современные врачи считают, что лечить до 4 лет от гиперактивности нельзя, потому что большая часть малышей в этом возрасте еще не умеют справляться с собственными ощущениями, они полны энергии и пытаются выплеснуть ее любыми путями.

    Как вести себя с гиперактивным ребенком?

    Как воспитывать гиперактивного ребенка? Многие родители становятся в тупик, особенно, когда малыш идет в сад, либо в школе сталкивается со множеством проблем, связанных с обучением и социумом. Гиперактивный ребенок всегда на особом счету у воспитателя, учителя и детского психолога. Прежде всего, помочь ему должны родители – воспитание таких детей требует терпения, мудрости, силы воли и духа. Не позволяйте себе срываться, повышать на ребенка голос или поднимать на него руку (рекомендуем прочитать: как не срываться на ребенка: советы психолога). Только в случае если он сделал что-то, навредившее другим людям, вы можете применить такие жесткие методы.

    Как воспитывать “непоседу”?

    1. Запрещайте корректно. Формулируйте запреты так, чтобы в предложении отсутствовало слова «нет», «нельзя». Гораздо эффективнее сказать: «Выйди на дорожку», чем произнести: «Не бегай по мокрой траве». Всегда мотивируйте свои запреты, обосновывайте их. К примеру, если ребенок не хочет уходить с площадки вечером, скажите: «Я хотела почитать тебе перед сном интересную историю про любимого мультипликационного героя, а если ты будешь долго гулять, я не успею это сделать».
    2. Четко ставьте задачи. Такие детки плохо воспринимают информацию, которая передается при помощи длинных предложений. Говорите лаконично.
    3. Будьте последовательны в своих действиях и словах. Например, неразумно говорить: «Иди возьми у бабушки чашку, потом принеси мне журнал, вымой руки и садись ужинать». Соблюдайте очередность.
    4. Контролируйте время. Ребенок с СДВГ плохо контролирует временные рамки если он чем-то увлечен, может заниматься этим долго и забудет про остальные дела.
    5. Соблюдайте режим. Режим дня – очень важный аспект жизни гиперактивного малыша, он поможет успокоить малыша, приучить к порядку (рекомендуем прочитать: как можно приучить ребенка к порядку: советы психолога).
    6. Воспитывать малыша – значит вести себя лояльно и придерживаться позитивной нотки в общении с ним, настраивать себя, его и окружающих на позитив. Сглаживайте конфликтные ситуации, хвалите за победы, подчеркивайте, когда малыш повел себя особенно хорошо, послушав вас.
    7. Занимайте ваше чадо полезными делами. Дети обязательно должны иметь позитивное русло для выплескивания энергии – это может быть творческий или спортивный кружок, прогулки на велосипеде и самокате, лепка из полимерной глины или пластилина дома.
    8. Создайте дома комфортные условия. Малыш должен меньше не только сам смотреть телевизор и играть в компьютерные игры, но и видеть, как это делают другие. Рабочее место должно быть без лишних предметов, плакатов.
    9. При необходимости давайте гиперактивному ребенку гомеопатическое успокоительное, но не злоупотребляйте лекарствами.

    Как помочь, если началась истерика?

    Как успокоить гиперактивного ребенка? В момент, когда у детей истерика и они не слушаются, вы можете поступить, выбрав один из вариантов:

    1. Уйдите в другую комнату. Лишенный зрительского внимания, малыш может перестать плакать.
    2. Переключите внимание. Предложите конфету, покажите игрушку, включите мультфильм или игру на планшете или телефоне. Громко предложите ему не плакать, а заняться чем-нибудь интересным – к примеру, выйти во двор и там поиграть, побегать на улице.
    3. Дайте воды, сладкий чай или настой успокоительных трав.

    В повседневной жизни детей поддерживайте их нервную систему. Успокаивающий травяной сбор хорошо помогает при добавлении в ванну, если ребенок маленький, и в чай, если речь идет о школьнике (рекомендуем прочитать: успокаивающие травы для купания ребенка). Читайте перед сном книжки, гуляйте на свежем воздухе. Старайтесь, чтобы ребенок видел меньше агрессии и негатива. Изучайте природу, больше смотрите на деревья, небо и цветы.

    Гиперактивный школьник

    Особенно трудная ситуация с гиперактивным ребенком складывается в учебном заведении. Неусидчивость, эмоциональность, сложности в концентрации внимания и восприятии потока информации могут поспособствовать тому, что ребенок будет отставать в учебе, с трудом найдет общий язык со сверстниками.

    Тут нужны постоянные консультации психолога, терпение и понимание со стороны учителей, поддержка родителей. Помните, что ваш отпрыск не виноват в том, что имеет определенное поведенческое расстройство.

    Хотите лучше понимать ваших детей? Вам поможет видео, где дает советы знаменитый отечественный педиатр доктор Комаровский, для которого гиперактивный ребенок – это полноценный член общества со своими особенностями психического развития. Нужно быть терпеливыми и спокойными в общении с ним, выделять и развивать таланты, творческие наклонности. Пусть малыш не замыкается, а прогрессирует, ведь гиперактивность не должна тормозить развитие человека. Она представляет собой не серьезное отклонение, а специфическую индивидуальность.

    Источник: http://vseprorebenka.ru/vospitanie/psihologija/giperaktivnyj-rebenok.html

    Читайте также:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *