Структура и функции психики «Общая психология» — функции психики в психологии

19.04.2018

Эти функции взаимосвязаны и взаимообусловлены: отражение регулируется, а регулирование основано на информации, полученной в процессе отражения. «Единство психики как системы выражается в общей ее функции: являясь субъективным отражением объективной действительности, она выполняет функцию регуляции поведения»[1].

Мир Психологии

«Общая психология»

Предмет и методы психологии

Структура и функции психики

Основными функциями психики являются отражение и регулирование.

Эти функции взаимосвязаны и взаимообусловлены: отражение регулируется, а регулирование основано на информации, полученной в процессе отражения. «Единство психики как системы выражается в общей ее функции: являясь субъективным отражением объективной действительности, она выполняет функцию регуляции поведения»[1].

Тесная взаимосвязь указанных функций обеспечивает целостность психики в норме, единство всех психических проявлений, интеграцию всей внутренней психической жизни. Эти же функции обеспечивают и непрерывное взаимодействие, взаимосвязь, интеграцию человека с окружающей средой. Человек – активная система, и в окружающем его мире также много активных объектов. Поэтому следует различать активное и реактивное отражение, активное и реактивное регулирование.

Тогда функциональная структура психики человека в общенаучных категориях выглядит так:

Функциональная структура психики человека в общенаучных категориях
(по В.А. Ганзену)[2]

функции психики в психологии

Функциональная структура психики человека в психологических понятиях
(по В.А. Ганзену)[3]

функции психики в психологии

Функциональная структура психики человека (в психологических категориях), представленная в радиально круговой системе координат (по В.А. Ганзену)[4]

функции психики в психологии

Форма представления функциональной структуры психики в радиально-круговой системе координат имеет явные преимущества. Она обладает большой целостностью, лучше согласована с возможностями отражающей системы человека, здесь значительно нагляднее проявляются соотношения между компонентами психики.

Приведенные схемы структуры психики касаются прежде всего ее сознательного уровня. Следует однако помнить о наличии бессознательного уровня в структуре психики. Бессознательными могут быть как процессы психического отражения, так и процессы регулирования. В понятие бессознательного разные авторы вносят различный смысл (например, З. Фрейд, К.Г. Юнг, Д.Н. Узнадзе и т.д.) В соответствии с этим по-разному выглядит структура бессознательного. Фрейдовское «Ид» – это совокупность биологических (прежде всего сексуальных) инстинктов, желаний, влечений. У Юнга – более сложная структура бессознательного. Она включает в себя такие элементы:

С точки зрения Д.Н. Узнадзе, понятие бессознательного следует свести или даже заменить понятием психической установки.

Литература.

  1. бессознательное. Природа, функции, методы исследования:В 4-т. – Тбилиси: Мецниереба, 1978.
  2. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. – Л.: ЛГУ, 1984.
  3. Кузьмин В.П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода. //Психол. журн. – 1982, т.3
  4. Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии. – М.: Мысль, 1972.
  5. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. – М.: Наука, 1982.
  6. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. – Служебный перевод.

[1] Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии. //Вопр. психол. – 1975. – № 2. С.39
[2] Ганзен В.А. Системные описания в психологии. – Л.: ЛГУ, 1984.
[3] Там же.
[4] Там же.

Источник: http://www.persev.ru/book/struktura-i-funkcii-psihiki

Функции и способности человеческого сознания в психологии

функции психики в психологии

Качественной особенностью человеческой психики является наличие сознания, самосознания.

Они выполняют целый ряд функций, определяющих отношение человека к самому себе и к окружающей действительности.

О видах и признаках нарушения сознания человека читайте здесь.

Основные понятия

функции психики в психологии

Сознание — это высшая функция человеческого мозга.

Она позволяет отражать окружающую действительность, трактовать все происходящие явления и события, планировать предстоящие действия и предвидеть их результаты.

Сознание помогает контролировать свое поведение, регулировать деятельность.

Основными его компонентами являются: внимание, память, воля, эмоции и чувства.

Внимание — способность к восприятию окружающей обстановки и концентрации на отдельных предметах. Внимание помогает человеку в познавательной деятельности.

Память — это способность фиксировать усвоенные образы и воспроизводить их при необходимости в будущем.

Воля направляет все действия и поступки индивида. Она является побуждающей силой, которая заставляет действовать целенаправленно.

Эмоции и чувства — высшие ступени развития сознания, благодаря которым становится возможным построение межличностных отношений, проявление испытываемых внутренних ощущений.

функции психики в психологии

Особым явлением с точки зрения психологии является способность отключения сознания.

После того, как необходимые навыки и умения усвоены, они могут осуществляться автоматически.

В этом случае контроль над своим поведением уже не нужен, так как организм сам делает привычные действия, отработанные во время приобретения навыка.

Так, опытный пианист не думает о движениях своих рук во время игры, а водитель со стажем не анализирует совершаемые им манипуляции во время управления транспортом.

Самосознание — это высшая ступень сознания, которая отражает восприятие человеком себя как личности. Оно формирует представления о своем теле, о характере, о взаимоотношениях с людьми, о месте в обществе, о достижениях и т.д.

Существует три основных уровня самосознания:

  1. Первый. Представления о теле и его месте в окружающем пространстве. На этом уровне складывается понимание того, что наше тело — отдельное самостоятельное явление, которое в определенной степени включено в существующий порядок вещей.
  2. Второй. Отношение себя к определенной социальной группе, сообществу, социальному институту. На этом уровне индивид воспринимает себя через призму его социальной жизни.

функции психики в психологии

  • Третий. Самый сложный и важный уровень, который позволяет выявить собственное «Я». Человек воспринимает себя как полноценную личность с набором качеств, эмоций, чувств, способностей. Он полностью понимает свои душевные, эмоциональные и интеллектуальные потребности и способности. Он несет ответственность за собственные поступки, желания и за свое будущее.
  • к содержанию ↑

    Свойства

    Можно выделить следующие основные свойства, присущие сознанию индивида с психологической точки зрения:

      Активность. Только в условиях активной мозговой деятельности становится возможным достижение поставленных целей, получение желаемых результатов. Мозг постоянно находится в состоянии готовности. Любая ситуация анализируется, любая возможность рассматривается и используется для достижения целей.

    Каждый человек понимает, чего он хочет, к чему стремится. Также он объективно понимает, что для получения желаемого ему необходимо предпринимать соответствующие шаги.

    В стремлении получить необходимую вещь, достичь заветного результата обычно человек способен на многое и не останавливается перед трудностями.

    функции психики в психологии

  • Динамичность. Внимание всегда меняется и переключается. Когда возникает необходимость сконцентрироваться на каком-либо объекте или воспринять важную информацию, индивид полностью мобилизует свои ресурсы и направляет на конкретный объект. Если ситуация изменяется и возникает необходимость в проявлении внимания к другому объекту, сознание тут же перестраивается. Такая динамичность позволяет гарантированно погружаться в сущность явлений и процессов, имеющих актуальность на текущий момент времени.
  • Рефлексия. Под рефлексией понимается склонность к постоянному самоанализу, к размышлениям о собственной жизни. Каждый индивид периодически задумывается о собственных удачах и неудачах, о достижениях и провалах. Он анализирует себя в прошлом и в настоящем, предъявляет себе претензии и намечает план дальнейшего развития. Рефлексия позволяет эффективно наблюдать за собой и своими переживаниями в течение всей жизни, делать важные выводы и стремиться поменять ситуацию в лучшую сторону.

    Постоянная работа над собой — эффективный инструмент развития.

  • Ценностная ориентированность. Нравственные установки и принципы, которые свойственны людям, преимущественно определяют их поведение. Человек редко действует несообразно своим внутренним установкам, поскольку это приводит к серьезным внутриличностным конфликтам и психологическим проблемам в будущем. Как правило, любая мыслительная деятельность формируется именно на основании анализа существующих ценностных установок.
  • к содержанию ↑

    Функции

    функции психики в психологии

    Уровень развития компонентов сознания влияет на степень выраженности его функций.

    Все люди обладают разными способностями, поскольку особенности памяти, воли и внимания у них отличаются.

    Основные функции сознания:

      Познавательная. В процессе всей своей жизни человек познает окружающую его действительность. Это выражается в приобретении знаний о природе, о мире, об обществе, о самом себе. Познавательная функция начинает проявляться с первых дней появления ребенка на свет по мере развития его интеллекта и получения элементарных представлений о мире. В течение всей жизни этот процесс продолжается. Получение образования, усвоение моральных и ценностных норм в семье, саморазвитие — все это приводит к постоянному познанию действительности.

    Чем более индивид склонен к познавательной деятельности, тем выше уровень его развития.

    Конструктивная. Человек способен самостоятельно представлять какие-либо объекты, используя имеющиеся знания и собственное воображение. Он может прогнозировать развитие событий, создавать несуществующие ранее предметы. Именно благодаря этой функции стал возможен научный прогресс. Люди не останавливались на восприятии тех образов и явлений, которые уже существовали на данный момент. Они всегда стремились к новым достижениям и создавали самостоятельно предметы, которых раньше не было.

    функции психики в психологииВоображение является мощным стимулом активности. Когда-то люди считали, что невозможно подняться в небо или попасть в космос. Но конструктивная способность сознания лиц, занимающихся изучением данных вопросов, позволила изменить существующие представления и достичь поставленных целей.
    Регулятивная. Это способность к самоконтролю, к самодисциплине. Если бы мы не умели контролировать свои эмоции, свои желания и поведение, то жизни в обществе представляла бы собой сплошной хаос. Человек способен управлять своим поведением и даже своими мыслями. Это позволяет ему при взаимодействии в обществе действовать в соответствии с существующими правилами и нормами.

    Лица с нарушенными регулятивными функциями, как правило, отличаются девиантным поведением.

  • Прогностическая. Люди стремятся предвидеть свое будущее, насколько это возможно. Они всегда строят планы, ориентируясь на собственные представления, желания, жизненный опыт. Невозможно спрогнозировать всю свою жизнь, поскольку в ней часто происходят незапланированные, непредсказуемые события. Но отдельные моменты до определенного предела предвидеть можно.
  • Самосознание выполняет следующие функции:

      функции психики в психологии

  • Регулятивная. Человек контролирует и организует свое поведение, руководствуясь внутренними установками и представлениями о себе. Регулятивная функция позволяет выстроить не только взаимоотношения с самим собой, но и с окружающими.
  • Самосовершенствования. Каждый из нас имеет определенный потенциал, который может быть реализован в полной мере или только в некоторой части. Степень стремления к самосовершенствованию и развитию напрямую определяется целеустремленностью личности, ее заинтересованностью в самом процессе развития. Личности, стремящиеся к самореализации, к расширению своего жизненного пространства, всегда стараются совершенствовать себя.
  • Экзистенциальная. Любой человек, независимо от уровня его развития, задумывается периодически о смысле жизни. Это могут быть размышления о существовании мира в целом или же мысли о собственном предназначении.

    Экзистенциальная функция мотивирует на достижение новых целей, оправдывающих существование и дающих стимул к дальнейшей жизни.

    Интегративная. Способность эффективно совмещать собственные индивидуальные установки с общественными нормами. Личные ценности формируются во многом под влиянием общечеловеческих ценностей (усвоенных из традиций, культуры, истории), что позволяет установить гармонию между социализацией и индивидуализацией. Человек чувствует свою причастность к обществу, в котором он живет, но при этом не отказывается от собственных черт.

    функции психики в психологии

  • Защитная. Осознавая собственное «Я», индивид всегда стремится защитить его от внешнего вмешательства. Он не позволяет мнениям и установкам других членов общества пошатнуть его представления о самом себе, изменить его восприятие собственной личности.
  • к содержанию ↑

    Состояния: сон и бодрствование

    Одними из наиболее распространенных состояний сознания, испытываемых на постоянной основе, являются сон и бодрствование.

    Сон — это период отдыха, во время которого полностью или частично прекращается мыслительная деятельность. Полноценный сон является важным условием здорового физиологического и психологического состояния.

    Недосыпы, бессонницы, плохое качество сна незамедлительно сказываются негативно на работе сознания. Все его ключевые компоненты (внимание, память и т.д.) начинают работать со сбоями.

    Бодрствование — период активности, во время которого личность функционирует в полной мере. У подавляющего большинства взрослых людей состояние бодрствования наблюдается значительно чаще состояния сна. В среднем 2/3 суток у взрослого человека отводится на бодрствование.

    функции психики в психологии

    Постоянное стремление к активности в ущерб сну приводит к большому количеству проблем: раздражительность, низкая стрессоустойчивость, нарушения памяти, проблемы с концентрацией внимания т.д.

    Согласно функционализму, психология — это наука о функциях сознания. Сознание и самосознание являются неотъемлемыми элементами личности.

    Чем выше уровень их развития, тем больше у человека наблюдаются способности к объективному восприятию себя и окружающих.

    Структура и функции сознания:

    Источник: http://psyholic.ru/lichnostniy-rost/funktsii-soznaniya-v-psihologii.html

    Психика и организм. Мозг и психика. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики.

    Музыкальная психология и педагогика

    Конспекты лекций

    Для студентов музыкальных вузов

    Автор-составитель — Ольга Лучинина

    «Музыкальная психология и педагогика» — конспекты лекций для студентов музыкальных Вузов

    Автор-составитель — Ольга Лучинина

    Предисловие

    Предлагаемый сборник конспектов лекций создан в помощь студентам музыкальных Вузов. Программы по психологии и педагогике для студентов-музыкантов существенно отличаются от программ, по которым учатся студенты иных специализаций. Поэтому музыканту нередко бывает сложно ориентироваться в учебниках по психологии и педагогике, чаще всего написанных для студентов педагогических вузов. К тому же обилие специальной терминологии зачастую оказывается не по душе музыканту-исполнителю, привыкшему к чёткости и конкретике.

    Мы специально выбрали наиболее ясные и прозрачные формулировки по каждой теме программы.

    Если у вас возникли вопросы — обращайтесь по адресу сайта

    «Психология — музыкантам»: http://arelbina.ucoz.ru/

    На обложке — неизвестный мастер 16 века «Музыкантши»

    Содержание:

    Раздел 1. Общая психология

    Психология: основные школы, отрасли и направления. Предмет, объект

    и методы психологии. Место психологии в системе наук. . 5

    Психика и организм. Мозг и психика. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. 7

    Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. 8

    Структура психики. Основные психические процессы. Структура

    Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление.

    Воображение. Мышление и интеллект. Внимание. Память.

    Эмоции и чувства. Общение и речь. 10

    Формы существования и передачи психологических знаний. 13

    Задачи «академического» психологического направления. 14

    Задачи «практической» психологии. 14

    Принципы целостного подхода к человеку в современной психологии. 14

    Личность. Её формирование и развитие. Условия развития личности. 15

    Индивид, личность, субъект, индивидуальность. 16

    Телесно ориентированные направления в психологии. 17

    Основные характеристики «психологического пространства» и их

    Основные характеристики «психологической атмосферы» и их

    Идеи психоанализа в повседневной жизни и педагогике . 20

    Психоанализ. Его основные идеи. Формы проявления бессознательного. 20

    Структура личности с позиции различных психоаналитических

    Трансактный анализ. 22

    «Игры», «защиты», «компенсации». . 23

    Субличности, социальные роли и жизненные сценарии. 25

    Общение и конфликт с позиции трансактного анализа. 26

    Бихевиоризм, его основные идеи. . 27

    Формы и виды подкреплений. Наказание. 28

    «Технология поведения» и поведенческий тренинг. 28

    «Гуманистические» направления в психологии — основные идеи . 29

    Самоактуализация, черты актуализированной личности. 30

    Базовые потребности человека . 31

    Раздел 2. Педагогика

    Проблемы педагогического общения . 31

    Структура и отрасли педагогики. . 33

    Понятие о воспитании. Концепции воспитания . . 34

    Понятие о развитии. Факторы развития человека. Основные

    подходы к проблеме развития . 34

    Механизмы развития и воспитания человека. 35

    Модели взаимодействия педагога и воспитанника. Условия

    успешного взаимодействия . . 35

    Стили взаимоотношений педагога и воспитанника . . 37

    Возрастные особенности личности в связи с задачами

    воспитания и развития. Возрастные периодизации. 39

    Основные категории дидактики. . 44

    Обучение и образование — черты сходства и отличия понятий. 45

    Принципы обучения и образования . 45

    Концепции обучения . 47

    Проблема оценочной деятельности педагога. Оценка и отметка. 47

    Свойства учебного материала. 48

    Раздел 3. Музыкальная психология

    Структура музыкальной психологии. 49

    Психология музыкальных способностей . 50

    Музыкальный слух . 51

    Чувство музыкального ритма . 53

    Музыкальная память . 55

    Музыкальное мышление . 56

    Исполнительские способности . 57

    Психология музыкального восприятия . 59

    Социальная психология музыки . 61

    Личностно-профессиональное развитие музыканта . 62

    Функциональные состояния в творческой деятельности

    музыканта исполнителя и педагога . 65

    Акцентуации характера . 67

    Темперамент и музыкальная деятельность . 68

    Музыкотерапия и музыкальная психокоррекция . 70

    РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

    Психология: основные школы, отрасли и направления. Предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук

    Психология (от греч. psyche — душа и logia — понимание, знание) — в дословном переводе наука о душе.

    Позднее вместо понятия «душа» в качестве области изучения психологии стал использоваться более термин «психика». Психика, как и душа, — это субъективная реальность, отличная от внешней реальности.

    У различных психологических школ и течений нет единого мнения относительно предмета психологии. В психоаналитической психологии предметом выступает психика человека, включающая структуры сознания, бессознательного и сверхсознание. В бихевиоризме предметом является поведение. В ряде школ отечественной психологии предметом является психически управляемая деятельность.

    Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин. Существуют фундаментальные и прикладные, общие и специальные психологические науки, а также практическая психологиякак система психологической помощи.

    Всего можно назвать более 200 самостоятельных направлений психологии. В их числе:

    Общая психология носит фундаментальный характер, изучает общие фундаментальные свойства, качества и состояния, характеризующие психику в целом.

    Психику человека и животных в конкретных сферах изучают специальные отрасли психологии. Дифференциальная психология выявляет и описывает индивидуальные различия людей.

    В возрастной психологии — данные различия представляются по возрастам.

    Сравнительная психология сравнивает, осуществляет сопоставление психики животных и человека.

    Зоопсихология изучает особенности психики животных.

    Медицинская психология изучает психические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения.

    Социальная психология исследует психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных общественных группах.

    Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения и воспитания.

    Психология торговли рассматривает психологические особенности воздействия рекламы, индивидуальное восприятие товаров и другие особенности спроса, психологические факторы обслуживания клиентов.

    Психология спорта выявляет психологические особенности личности и деятельности спортсменов

    Музыкальная психология рассматривает вопросы музыкальной деятельности людей и социальных групп, а также особенности личности, деятельности и развития музыкантов-профессионалов.

    Психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности формирования и развития трудовых навыков.

    В России и за рубежом активно функционируют многочисленные психологические школы, объединяющие психологическую теорию и практику. В числе наиболее известных можно назвать следующие школы:

    Гештальтпсихология. Ее создатели — Макс Вертгеймер (1880-1943), Курт Коффка (1816-1841), Вольфганг Келер (1887-1967). Гештальтпсихология изучает восприятие целостных объектов окружающего мира.

    Бихевиоризм. Основатель бихевиоризма — американский психолог Джон Уотсон (1878-1958). Главный предмет изучения — поведение животных и человека.

    Психоанализ. Основоположником психоанализа является австрийский врач-психоневролог Зигмунд

    Фрейд (1856-1939). Психоанализ основывается на идее о том, что поведение человека определяется не только и не столько его сознанием, сколько бессознательными предпосылками

    Учение И. М. Сеченова, И. П. Павлова, В. М. Бехтерева о рефлекторной природе психики; учение об условных и безусловных рефлексах

    Культурно-историческая теория человеческой психики Л. С. Выготского. Выготский (1896-1934) создал теорию с помощью которой стремился определить специфику психического мира человека, Выготский различает два уровня психики человека: низшие натуральные и высшие социальные психические функции. Натуральные функции даны человеку как природному существу. Они носят психофизиологический характер и во многом роднят человека с животными. Высшие психические функции носят социальный и культуральный характер.

    Методы психологии:

    Существуют 3 группы методов в психологии

    Первая группа — методы сбора информации

    Метод наблюдения имеет множество форм. Различают внутреннее и внешнее наблюдение. Внутреннее наблюдение (самонаблюдение, интроспекция) — когда объектом наблюдения является сам наблюдатель (испытуемый). При внешнем наблюдении мы наблюдаем за кем-то другим извне, со стороны. По характеру контакта различают непосредственное наблюдение и опосредованное. При непосредственном наблюдении наблюдатель и объект наблюдения находятся в непосредственном контакте и взаимодействии. При опосредованном наблюдении исследователь знакомится с наблюдаемым объектом косвенно, например изучая документы, аудио или видеозаписи.

    По информированности участников различают скрытое и открытое наблюдение. В случае скрытого

    наблюдения о присутствии наблюдателя исследуемым не сообщается, при открытом наблюдении исследователь оповещает испытуемых о своей роли. По характеру взаимодействия с объектом различают включенное наблюдение и невключенное. При включенном наблюдении исследователь сам становится членом группы, при невключенном наблюдении исследователь остаётся «внешним» наблюдателем.

    2. Эксперимент — это метод исследования, целью которого является установление причинно-следственных связей того или иного процесса. Эксперимент отличается от наблюдения активным вмешательством исследователя в ситуацию. Выделяют естественный эксперимент и лабораторный.

    3. Тест — это стандартизированная психологическая методика, предназначенная для оценки у человека изучаемого психологического качества (тест-опросник, тест-задание и т.п.).

    4. Проективные методы — методы, использующие механизм проекции, согласно которому испытуемый при ответах на неопределенный стимул проецирует на тестовый материал свои чувства, потребности, жизненные ориентации (метод завершения, ассоциативные методы и т. д.).

    5. Опрос — метод психологического исследования, в процессе которого испытуемым задаются вопросы и на основе ответов на них судят о психологических качествах людей и характере межличностного взаимодействия в группах, коллективах. Опросы делятся на устные (интервью) и письменные (анкета).

    Вторая группа методов — методы обработки и анализа информации. Здесь различают количественные (статистические) и качественные (описательные) методы. Для научной (академической) психологии статистические методы очень важны. Любое психологическое явление или процесс должны быть статистически значимы для больших групп людей. В практической психологии статистическая значимость не играет столь существенной роли. Главное для практического психолога — помощь конкретному человеку или группе.

    Третья группа методов — методы практической психологии (психологической помощи и поддержки). Методы психологической помощи и поддержки включают в себя индивидуальные и групповые сессии, консультации, тренинги, деловые игры и др.

    Место психологии в системе наук.

    Одним из истоков психологии, как и многих других наук, стала философия. Еще в III в. до н. э. Аристотель написал трактат «О душе». И в наши дни философия играет заметную роль в психо-

    логических исследованиях, потому что проблемы душевной жизни не могут разрабатываться вне решения мировоззренческих проблем: об отношении материального и идеального, телесного и духовного, объективного и субъективного, биологического и социального и т. д.

    Связь биологии и психологии прослеживается по нескольким направлениям. Например, многие авторы утверждают, что существует биогенетический закон, согласно которому онтогенез (индивидуальное развитие человека) есть сокращенное повторение филогенеза (развития человечества).

    Несомненна зависимость решения психологических проблем от данных генетики, предоставляющих материал для осознания соотношения врожденного и приобретенного в течение жизни человека. На базе связи с генетикой развивается специальная отрасль психологии — психогенетика.

    Значительна связь психологии с физиологией высшей нервной деятельности.

    На стыке психологии и невропатологии возникла патопсихология, изучающая различные варианты патологии психического развития. Медицина в значительной мере способствовала появлению нейропсихологии, которая изучает мозговые механизмы высших психических функций на основе локальных поражений мозга.

    Существует специальная отрасль знания, находящаяся на стыке психологии и социологии, решающая проблему межличностного взаимодействия, в том числе социальных групп.

    С историей психологию сближает интерес к особенностям духовного облика человека в различные исторические эпохи и в различных культурах: особенности мировосприятия, личности, формирования эталонов поведения, взаимоотношений, особенности возникновения и формирования групп и т. д.

    На стыке психологии и этнографии возникла этнопсихология, изучающая особенности психики людей различных народов и культур, исследующая проблемы национального характера, самосознания и т. д.

    Психика и организм. Мозг и психика. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики.

    В современной психологии наибольшую известность приобрели конституциональные типологии человеческой психики немецкого психолога Э. Кречмера и американского психолога У. Шелдона. Э. Кречмер в своей работе «Строение тела и характер» стремился обосновать положение, согласно которому тип телосложения предопределяет основные характерологические особенности личности.

    Значительное внимание в психологии уделяется выяснению роли врожденных, генетических факторов, определяющих особенности психики того или иного индивида.

    Особое внимание к связи психики и организма уделяется в специальном направлении — Телесно-ориентированной психологии (см. вопрос N 12)

    Мозг часто называют «материальным субстратом психики». Структурно-функциональной единицей мозга, как и всей нервной системы, является нейрон. Различают три вида нейронов:

    рецепторные (чувствительные, афферентные), имеющие чувствительные нервные окончания, которые способны воспринимать раздражения из внешней и внутренней среды;

    эффекторные (эфферентные), окончания которых передают сигнал на тот или иной орган;

    ассоциативные (вставочные, центральные), являющиеся промежуточными в составе рефлекторной дуги и передающие информацию с чувствительного нейрона на эффекторные.

    Ни один поведенческий акт не возможен без возникновения на клеточном уровне процессов, которые сопровождаются электрическими и химическими изменениями и процессами двух видов: возбуждения и торможения.

    Нервную систему подразделяют на центральную и периферическую. Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга. Периферическая включает в себя все нервные структуры, расположенные за пределами головного и спинного мозга. Головной мозг является высшим отделом центральной нервной системы. При внешнем осмотре в нем выделяют мозговой ствол, большой мозг и мозжечок. В свою очередь, мозговой ствол подразделяют на продолговатый мозг, мост, средний мозг и промежуточный мозг. Большой мозг представлен двумя полушариями — правым и левым, которые связываются друг с другом мозолистым телом. Наружная часть большого мозга покрыта «плащом», который в физиологии обозначается как кора больших полушарий. Кора составляет важнейшую часть головного мозга, являясь материальным субстратом высшей нервной

    деятельности, главным регулятором всех жизненных функций организма. В коре головного мозга выделяют зоны, отвечающие за функции зрения, слуха, движения, речи, мышления и т.п. В промежуточном мозгу выделяют две важные структуры: таламус и гипоталамус. Таламус представляет собой коллектор почти всех сенсорных путей. Гипоталамус является важным центром, обеспечивающим поддержание постоянства внутренней среды организма (межклеточной жидкости).

    Психика, поведение и деятельность.

    Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Вследствие продуктивной деятельности человек создал знаковые системы (речь, цифры и т. д.), орудия воздействия на себя и природу.

    Деятельность человека имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, структуру и средства. Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется.

    Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма. Материальные мотиры побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов, инструментов и вещей.Социальные мотивы порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей. Духовные мотивы лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека.

    Поведение — любое внешнее проявление деятельности человека или животного (подробнее см. Бихевиоризм)

    Основные функции психики.

    Можно выделить 3 основные функции психики:

    1) Отражающая — Отражение воздействий окружающего мира. При психическом отражении действительности любое внешнее воздействие всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека или животного. Поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях.

    2)Оценочная — оценка ситуации и своего места в окружающем мире. Эта функция психики обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию в мире.

    3)Регулятивная — Регуляция поведения и деятельности в данных конкретных условиях

    Источник: http://mylektsii.ru/7-81637.html

    СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПСИХИКИ

    СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПСИХИКИ

    Основными функциями психики являются отражениеи регулирование .

    Эти функции взаимосвязаны и взаимообусловлены: отражение регулируется, а регулирование основано на информации, полученной в процессе отражения. «Единство психики как системы выражается в общей ее функции: являясь субъективным отражением объективной действительности, она выполняет функцию регуляции поведения» [4].

    Тесная взаимосвязь указанных функций обеспечивает целостность психики в норме, единство всех психических проявлений, интеграцию всей внутренней психической жизни. Эти же функции обеспечивают и непрерывное взаимодействие, взаимосвязь, интеграцию человека с окружающей средой. Человек – активная система, и в окружающем его мире также много активных объектов. Поэтому следует различать активное и реактивное отражение, активное и реактивное регулирование.

    Тогда функциональная структура психики человека в общенаучных категориях выглядит так:

    Функциональная структура психики человека в общенаучных категориях

    (по В. А. Ганзену[5])

    Функциональная структура психики человека в психологических понятиях

    (по В. А. Ганзену[6])

    функции психики в психологии

    Функциональная структура психики (в психологических категориях), представленная в радиально-круговой системе координат

    (По В. А. Ганзену[7])

    Форма представления функциональной структуры психики в радиально-круговой системе координат имеет явные преимущества. Она обладает большой целостностью, лучше согласована с возможностями отражающей системы человека, здесь значительно нагляднее проявляются соотношения между компонентами психики.

    Приведенные схемы структуры психики касаются прежде всего ее сознательного уровня. Следует однако помнить о наличии бессознательного уровня в структуре психики. Бессознательными могут быть как процессы психического отражения, так и процессы регулирования. В понятие бессознательного разные авторы вносят различный смысл (например, З. Фрейд, К. Г. Юнг, Д. Н. Узнадзе и т. д.) В соответствии с этим по-разному выглядит структура бессознательного. Фрейдовское «Ид» – это совокупность биологических (прежде всего сексуальных) инстинктов, желаний, влечений. У Юнга – более сложная структура бессознательного. Она включает в себя такие элементы:

    – тень (аналог фрейдовского «Ид»)

    С точки зрения Д. Н. Узнадзе, понятие бессознательного следует свести или даже заменить понятием психической установки.

    1. Бессознательное. Природа, функции, методы исследования: В 4-т. – Тбилиси: Мецниереба, 1978.

    2. Ганзен В. А. Системные описания в психологии. – Л.: ЛГУ, 1984.

    3. Кузьмин В. П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода. //Психол. журн. – 1982, т. 3.

    4. Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии. – М.: Мысль, 1972.

    5. Платонов К. К. Система психологии и теория отражения. – М.: Наука, 1982.

    6. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. – Служебный перевод.

    Источник: http://psy.wikireading.ru/56903

    Ii. Введение в психологию

    страница4/77
    Дата19.03.2018
    Размер0.49 Mb.
    Название файла
    ТипЗакон
    Функции психики:

    • Отражение окружающей действительности
    • Обеспечение целостности организма
    • Регуляция поведения.

    Основная функция психикиобеспечение адаптации через поддержку гомеостаза ( состояния динамического равновесия внутренней среды организма).

    2.3.Сознание и его функции

    Сознание – это высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, форма формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. «Мое отношение к моей среде – есть мое сознание», — писал К. Маркс.

    Источник: http://genew.ru/ii-vvedenie-v-psihologiyu.html?page=4

    Читайте также:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *