Можно ли работать психологом без специального медицинского образования? | Психологический форум — психолог без образования

16.06.2018

В школі, в соціальній сфері, на підприємствах — можна, для цього і випускають спеціалістів із дипломом «Практичний психолог» та «Психолог». Щодо медичної сфери, у т.ч. і психіатричної — є тенденція до залучення медичних психологів і лікарів-психологів.

можно ли работать психологом без специального медицинского образования?

fgerald.В школе, на предприятии, в медицинской сфере работают психологи с не медицинским образованием. Однако уже появились врачи-психологи, с медицинским образованием. Если у вас есть место работы, которым вы дорожите, то изучите КЗОТ и не бойтесь новшеств. Обычно, новая нормативная база касается последующих выпускников, а к тем, кто имеет опыт работы требование пройти курсы, аттестацию по данной специализации. Но, так делали при «совке», так сделали в РФ, еще 1996 году. У нас как, большой вопрос.

В школі, в соціальній сфері, на підприємствах — можна, для цього і випускають спеціалістів із дипломом «Практичний психолог» та «Психолог». Щодо медичної сфери, у т.ч. і психіатричної — є тенденція до залучення медичних психологів і лікарів-психологів.

В школі, в соціальній сфері, на підприємствах — можна, для цього і випускають спеціалістів із дипломом «Практичний психолог» та «Психолог». Щодо медичної сфери, у т.ч. і психіатричної — є тенденція до залучення медичних психологів і лікарів-психологів.

И еще. fgerald, С вашего поста делаю догадку.
Вы, наверное, имели в виду то, что может ли психолог с немедицинским образованием проводить психотерапию в школе?
Иначе, ума не приложу откуда ветер дует.

Уважаемый,ait, в первую очередь, хочу выразить искреннюю благодарность за участие в обсуждении поставленного мною вопроса — спасибо.

На самом деле, все несколько тривиальней, поскольку в моем окружении все говорят, именно о некой эфемерной, с моей точки зрения новости, а именно: якобы во время анонса в новостях проекта Закона 6299 «о запрете деятельности в т.ч. астрологов и др. » вторым пунктом звучало, что психологам без медицинского образования запретят работать.

И поскольку, я это слышала много раз от многих людей, и не нашла ни где в письменном виде среди проектов ничего подобного, решила обратиться к миру с таким вопросом, дабы окончательно развеять свои сомнения. Таким образом, речь идет о новшестве в законодательной базе Украины.

Дякувати долі, про психологів тут ні слова )))))))

а как вам это:
Порядок застосування методів психологічного і психотерапевтичного впливу
http://www.ru.psyhonulp.org/norm_doc/porpsyhol/index.htm —
как вам
Прям европейский стандарт.
или махровая «савдепия» (проект создавался при «демократах»)

Це документ взагалі просто супер

То есть фактически благодаря этому документу, такого явления как психолог-психотерапевт просто не существует. А как же Страсбургская Декларация в которой говорится, что «Психотерапия является особой дисциплиной из области гуманитарных наук, занятие которой представляет собой свободную и независимую профессию». И пройдя обучение в рамках одного из психотерапевтических направлений, выполнив все требования по количеству теоретических, практических часов, супервизий и т.д. психолог с немедицинским образованием назвать себя психотерапевтом не может?

Цей наказ — певна спроба Мін-ва охорони здоровя підімяти під себе нову і досить таки прибуткову сферу діяльності. І поки що — це лише наказ МОЗ, який відповідно, поширюється на працівників, що МОЗ підпорядковуються. Але, боюся, далі буде. 🙁

Чтобы принимать участие в обсуждении, авторизируйтесь или пройдите регистрацию!

Источник: http://upsihologa.com.ua/psi-psi.php?id=325

Психология образования — психология

Психология образования, психология высшего образования

психолог без образованияпсихолог без образования

Психология образования – это один из важнейших и наиболее активно развивающихся разделов психологии.

Она занимается изучением методов воспитания и их воплощением в жизнь для повышения эффективности процесса преподавания, педагогическими мерами, улучшающими преподавание с психологической стороны, а также формированием общеобразовательных норм и правил, тем самым она тесно связана с социальной психологией.

Воспитание происходит на всех этапах жизни человека, и реже всего связано с целенаправленным на него влиянием, обычно выражаясь в получении определенного социального опыта, в том числе и в процессе передачи этого опыта

Занимаясь, кроме всего прочего, закономерностями формирования личности, психология образования соприкасается с когнитивной психологией, которая, в свою очередь, занимается изучением познавательных процессов человека, которые являются неотъемлемой составляющей личности. Впрочем, она скорее лишь использует методы когнитивного подхода, чем делает вклад в её развитие.

Разделы психологии образования

Являясь комплексным разделом, в психологии образования существуют свои подразделы, к которым относятся:

Остановимся более подробно на психологии высшего образования и психологии профессионального образования.

Психология высшего образования занимается изучением познавательных процессов, особенностями педагогической работы в среде студентов высших учебных заведений. Радикально не отличаясь от школьного образования, она учитывает изменения и усложнения в поведенческой и мотивационной сферах учеников ВУЗов в сравнении со школьниками, изменением их приоритетов, взрослением их личности.

Психология профессионального образования, в отличии от предыдущей, фокусируется уже не на людях, которые проходят процесс обучения в специализированных заведениях, а на личностях, которые этот процесс уже завершили и теперь либо только начинают профессиональную деятельность, либо уже какое-то время ей занимаются. Эта отрасль является более сложной, так как обучающийся получает знания теперь не в рамках целенаправленного воспитания, а в процессе получения профессионального опыта. За счет этого, становится невозможным непосредственное влияние на процесс его развития учителей, преподавателей и т.д.

Роль мотивации

Неотъемлемой составляющей обучения и воспитания личности является её мотивация. Ведь именно от её наличия зависит, будет ли человек использовать полученные знания повсеместно, или просто отложит их в дальний уголок своего сознания.

Образование, по своей сути, невозможно без должного уровня выдержки и силы воли, необходимых для того, чтобы поставленные в процессе обучения задачи доводились до логического завершения.

Конечно, можно и заставить человека завершить необходимые действия, но правило, о котором говорится в известной поговорке «насильно мил не будешь» тут, как нигде, работает в полную силу. Ведь важнейшей составляющей воспитания является именно самовоспитание.

Именно оно приводит к тому, что полученные в его ходе знания становятся непосредственными, то есть выполняемыми в связи с внутренним влечением, и без раздумий, а не с «выдавливанием» необходимых действий из себя. Таким образом, мотивационный компонент является одним из важнейших компонентов, используемых в психологии образования.

Психология образования

психолог без образованияпсихолог без образования

Психология образования является одним из разделов психологии, который направлен на изучение методов человеческого обучения. Кроме этого, психология образования занимается изучением эффективности выполнения образовательных мер, педагогических задач, психологических аспектов преподавания.

Психология образования разместилась между социальной и когнитивной психологией и представляет особенно большой интерес для тех людей, которые связаны со сферой образования. Ведь ни для кого не секрет, что достучаться до сердец обучаемых гораздо легче, если знать при этом их психологию.

Педагогикой называется наука, которая изучает закономерность передачи младшему поколению социального опыта от старшего поколения. Вместе с опытом педагогика изучает степень усваиваемости обучаемыми необходимых для труда и жизни знаний. Рассматривая основные категории педагогики, следует выделить следующие:

  1. Развитие.
  2. Образование.
  3. Воспитание.
  4. Обучение.

Об этих категориях педагогики и роли в них психологии образования мы узнаем более подробно во второй части нашей статьи.

Категории педагогики

Процесс развития подразумевает под собой становление личности под воздействием внутренних и внешних факторов, которые при этом активно взаимодействуют с природными и социальными явлениями.

Для того, чтобы процесс воспитания получался эффективным, потребуется отличное владение навыками психологии образования. В узком смысле слова понятие «воспитание» подразумевает под собой целенаправленное и систематическое воздействие со стороны воспитателя на своих воспитуемых.

При этом основная мысль, которая закладывается в подобные действия, основывается на формировании у людей общепринятого отношения к окружающему миру.

Образование представляет собой целенаправленный процесс, результатом которого должно стать полное усвоение определенных знаний. На основании этого происходит развитие личности до соответствующего уровня.

Получить образование можно лишь в процессе обучения в учебном заведении.

Для этого понадобится также руководство педагогов, и чем будет выше уровень навыков у последних, тем выше будут скорость обучения и его качество.

Не последнюю роль, а скорее даже лидирующую, занимает в образовательном процессе психология обучения.

Благодаря ей преподаватели и учителя воздействуют на сознание обучаемых, прививая им любовь к изучаемым дисциплинам и умение производить самостоятельное обучение.

Важно понимать, что самообразование занимает с каждым днем все более важную роль, поскольку позволяет педагогам отказаться от участия в процессе обучения.

Таким образом, роль психологии процесса обучения сегодня сложно переоценить. Благодаря ей значительно упрощается развитие и получение воспитания, повышается эффективность труда образовательных органов, а сам процесс заинтересовывает обучаемых.

Программа Психология образования

психолог без образованияпсихолог без образования

Программа вступительного испытания по направлению

44.04.02 Психолого-педагогическое образование,

программа Психология образования

Целью магистерской программы «психология образования» является фундаментальная теоретическая и методическая подготовка специалистов для решения задач психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса в разных видах образовательных учреждений, психологического сопровождения всех субъектов образовательного пространства, психологической оценки образовательной деятельности и образовательных результатов.

программа предусматривает изучение основных тенденций в сфере психологии образования, формирование у магистров понимания сущности психических процессов и явлений, специфики отражения и развития психологических феноменов в образовательном пространстве. Программа обеспечивает углубление компетенции магистрантов в вопросах психологического сопровождения проектирования и экспертизы образовательных проектов, мониторинговых исследований в образовании.

При желании магистр может продолжить образование в аспирантуре по специальности 13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (Дошкольное образование).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ,

НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА,

И УСЛОВИЯ КОНКУРСНОГО ОТБОРА

Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра, должны иметь высшее профессиональное образование определенной ступени (бакалавр, специалист), подтвержденное документом государственного образца.

Лица, имеющие диплом специалиста по педагогическим и психологическим специальностям или диплом бакалавра по направлениям 44.03.01 (050100) Педагогика , 44.03.02 (050400) Психолого-педагогическое образование, зачисляются в магистратуру на конкурсной основе по результатам вступительного испытания. Форма вступительного испытания – собеседование.

Программа вступительных испытаний предусматривает проверку теоретических знаний в области дошкольной педагогики и психологии.

В ходе собеседования оценивается:

Основное содержание

Общая и возрастная психология

Принципы и задачи современной психологии. Место психологии в системе наук, взаимосвязь ее с другими науками. Отрасли психологии. Характеристика общей, возрастной и педагогической психологии. Методы психологии. Проблема классификации методов научно-психологического исследования.

Понятие о психическом развитии. Основные направления теорий психического развития: биогенетические теории, социогенетические, теории конвергенции двух факторов, теории отечественных ученых. Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии.

Движущие силы и основные закономерности психического развития. Роль деятельности и общения в психическом развитии. Проблема индивидуальных различий психического развития.

Обучение и психическое развитие, учение Л.С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития. Проблема развивающего обучения в психологии.

Понятие о деятельности. Отличие деятельности человека от жизнедеятельности животных. Проблема структуры деятельности в психологии (подход С.Л. Рубинштейна и подход А.Н. Леонтьева). Соотношение внешней и внутренней деятельности. Характеристика отдельных видов деятельности. Освоение деятельности, выработка навыков, умений, привычек.

Проблема возрастной периодизации впсихологии (Э. Эриксон, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.)

Развитие познавательной сферы. Ощущения и их роль в познании действительности. Физиологические основы ощущений. Классификация ощущений. Восприятие и его роль в познании действительности.

Физиологические основы восприятия. Характеристика основных свойств восприятия: целостность, осмысленность, предметность, константность, избирательность и др.

Особенности восприятия пространства, времени и движения.

Внимание как условие осуществления деятельности. Физиологические основы внимания. Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Характеристика основных свойств внимания (объем, распределение, переключение, устойчивость).

Память как психический процесс, характеристика видов памяти. Непроизвольная память. Этапы развития произвольной памяти. Разви­тие логической, опосредованной памяти. Развитие процессов памяти. Средства развития произвольной памяти.

Мышление и его роль в познании действительности. Физиологические основы мышления. Виды и формы мышления. Мышление и решение задач. Операции мышления (сравнение, противопоставление, анализ, синтез, абстрагирование, понимание, обобщение, конкретизация). Характеристика творческого мышления.

Воображение и его роль в познании действительности. Физиологические основывоображения. Виды воображения. Характеристика основных способов создания образов фантазии: агглютинация, типизация, гиперболизация, схематизация и др. Воображение и творчество.

Понятие о личности: человек, индивид, личность, индивидуальность. Структура личности, различные подходы к структуре личности в современной психологии. Индивидуально-психологические особенности человека, их характеристики.

Проблема темперамента в психологии. Физиологические основы темперамента. Характеристика свойств и типов темперамента. Темперамент и деятельность, пути приспособления темперамента к требованиям деятельности.

Проблема характера в психологии. Взаимосвязь темперамента и характера, физиологические основы характера. Структура характера. Акцентуация характера.

Общая характеристика способностей. Проблема соотношения задатков и способностей. Количественные и качественные характеристики способностей. Структура способностей. Общие и специальные способности.

Общие закономерности и пути развития эмоций и чувств в онтогенезе. Развитие динамики и содержания эмоций и чувств. Развитие произвольности, разумности эмоций и чувств. Диф­ференциация, обогащение переживаний. Развитие высших чувств как обобщение эмоций, направленных на определенный объект.

Понятие о возрасте в психологии: хронологический, биологический, социальный, психологический, субъективный. Основные характеристики возраста: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, новообразования.

Психологическая характеристика периодов онтогенетического развития: младенческий, ранний, дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский, зрелый, пожилой возраст.

Психологические основы становление разных видов деятельности в разные возрастные периоды

Педагогическая психология

Ассоциативная теория обучения. Ассоциация как механизм образования явлений в психике. (Д. Локк, Д. Гартли). Задачи ассоциативного обучения. Пример ассоциативного механизма обучения в теории Я.А. Коменского. Адаптивные теории обучения (Г. Эббингауз, Э. Торндайк). Задачи адаптивного обучения. Характеристика принципа переноса навыка.

Научение в процессе закрепления навыка. Законы научения. Пример адаптивного механизма научения в теории обучении. Бихевиоризм, необихевиоризм, гещтальтпсихология в адаптивной теории обучения. (К. Коффка, Э.Толмен, Б. Скиннер и др.). Теория социального научения (А.Бандура).

Стратегии формирования новых знаний: стратегия интериоризации , экстериоризации, проблематизации и рефлексии.

Основные линии психического развития в учебном процессе. Характеристика уровней умственного развития на основе «уровня актуального и ближайшего развития». Показатели уровня актуального развития (А.К. Маркова, А.Б. Орлов, Т.А. Матис).

Использование принципов развивающего обучения в образовании.

Теория учебной деятельности в общей теории учения. (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.К. Маркова, П.Я. Гальперин Н.Ф. Талызин, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.). Проблемы теории учебной деятельности. Определение и основные психологические характеристики учебной деятельности (И.И. Ильясов, Д.Б. Эльконин, И. Лингард).

Предметное содержание, средства и способы учебной деятельности. Разные подходы к пониманию структуры учебной деятельности (П.Я Гальперин., И.И. Ильясов, Я-А Коменский, К.Д. Ушинский, Выготский, С.Л. , В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн ). Характеристика общеучебных умений и навыков.

Характеристика компонентов внешней структуры учебной деятельности. Понятие учебной мотивации. Характеристика учебной задачи, психологические требования к учебным задачам. Характеристика различных видов учебных действий. Усвоение как центральное звено учебной деятельности. Контроль и самоконтроль в учебной деятельности.

Формирования навыка в процессе обучения. Показатели для изучения учебной деятельности.

Основные подходы к исследованию мотивации. (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев, Л.И. Божович и др.). Понятие «мотивационная сфера». Структура мотивации. Основные классификации мотивов: А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, П.М. Якобсон, Л.И. Божович и др. Иерархия мотивов по А.

Маслоу. Понятие «учебная мотивация». Факторы, влияющие на проявление учебной мотивации. Мотивационная готовность в структуре общего понятия «готовность к обучению в школе». Характеристика учебных мотивов и мотивов учебной деятельности в дошкольном возрасте.

Характеристика основных подходов к проблеме в исследованиях Л.И. Божович, Л. А. Венгер, Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков, Н.И. Гуткина, Кравцова Е.Е. и др. Диагностика мотивационной готовности к обучению в школе. Причины нежелания ребенка идти учится в школу.

Основные пути преодоления отрицательной мотивации.

Социальная психология

Понятие о группах и коллективах. Виды групп. Уровни развития групп. Групповая дифференциация и ее особенности.

Психология малой группы. Феноменология малых групп. Возникновение и развитие группы. Процесс группового функционирования.

Особенности и специфика процессов группообразования и социально-личностного развития в условиях наиболее массовых категорий российских образовательных учреждений.

Методы исследования и диагностики малой группы. Базовые методики и методические приемы, необходимые для диагностико-исследовательской работы с ученической группой любого типа. Методы управления.

Проблема руководства и лидерства в психологии. Проблема выделения и изучения параметров межличностных отношений в группах и коллективах. Межличностные конфликты и их особенности.

Понятие об общении, функции и виды общения. Общение как обмен информацией (вербальная и невербальная коммуникация). Язык и речь, их функции, физиологические основы речи, механизмы речи, виды речи.

Общение как взаимодействие: роли, ролевые ожидания, нормы и социальный контроль, позиции во взаимодействии, позитивное и негативное взаимодействие. Общение как восприятие и понимание человека человеком. Идентификация, рефлексия, стереотипизация.

Межличностная аттракция и процессы казуальной атрибуции.

Общая педагогика

Педагогика как наука. Характеристика основных подходов в изучении педагогических явлений (деятельностный, системный, антропологический, полусубъектный, личностный, комплексный). Структура и логика научно-педагогического исследования.

Характеристика структурных компонентов психолого-педагогического исследования: проблема, тема актуальность, цель, задачи, объект исследования, предмет исследования, гипотеза, теоретическая новизна и практическая значимость Содержательная характеристика методов педагогического исследования.

Сущность и виды педагогического эксперимента. Профессионально-значимые личностные качества исследователя.

Подходы к трактовке понятия «образование». Многоаспектность образования. Образование как: ценность, система, процесс и результат. Основные функции образования.

Ведущие парадигмы образования (когнитивная, личностно-ориентированная, функционалисткая, культурологическая. Понятия «содержание образования» и «содержание обучения».

Знания, умения, навыки, опыт творческой деятельности, развитие познавательных способностей — результат процесса образования.

Характеристика понятий «обучение», «закон», «закономерности», «принципы» обучения. Объективный характер дидактических принципов, обусловленность их целями и закономерностями процесса обучения.

Принципы государственной политики в об­ласти образования, принципы формирования содер­жания образования, частно-методические принципы, техно­логичные принципы педагогической деятельности, общедидактические принципы, или принципы целостного педагогического процесса.

Теория методов в педагогике. Понятие метода. Соотношение понятий «метод» и «прием». Субъективная и объективная сторона метода. Подходы к класиификации методов обучения и воспитания (М.А. Данилов, Б.П. Есипов, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Г.И. Щукина, М.И. Махмутов, Ю.К., Бабанский, Б.Т. Лихачев, И.П. Подласый ). Характеристика методов воспитания и обучения.

Условия выбора метода. Понятие «активные методы обучения». Понятие контроля, его цели и функции. Классификация видов контроля. Требования к проверке и оценке знаний, умений, навыков студентов. Основные виды проверки знаний, их задачи. Функции и виды оценок. Модели оценивания. Рейтинговый, тестовый контроль, безотметочное оценивание.

  1. Абрамова Г.С. Практическая психология Учебник для студен­тов вузов — Изд 6-е., перераб. и доп. — М : Акаде­мический Проект, 2001. — 480 с.
  2. Абрамова Г.С. Общая психология. – М.: Академический проект, 2003.
  3. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 2003.
  5. Детская практическая психология /Под ред. Т.Д.Марцинковской. – М., Гардарики, 2007 — 254 с.
  6. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Издательский центр Академия, 2006. – 245 с.
  7. Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
  8. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000.
  9. Левина Технологии профессионально-педагогического образования: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 268 с.
  10. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М.: Прометей, 1992 – 528с.
  11. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001.
  12. Мухина В.С. Детская психология. — М.: АКАДЕМИЯ, 2007, с.546
  13. Педагогика/ Под ред П.И. Пидкасистого. М., 2001
  14. Подласый И.П. Педагогика. – М.:Гуманит.изд.центр. ВЛАДОС, 2000.
  15. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М,: Просвещение, 2003. – 480с.
  16. Психология / Под общей ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001.
  17. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.И. Педагогика.- М.: «Школа-Пресс», 2007, с. 567.
  18. Смирнов В.И. Общая педагогика. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 416 с.
  19. Шаграева О.А. Детская психология. Теоретический и практический курс. — М.: АКАДЕМИЯ, 2001, с. 286.

Дополнительная литература

  1. Кантор И.М. Понятийно-терминологическая система педагогики. М., Просвещение, 1980. – 246 с.
  2. Левина М.М. Основы технологии обучения профессионально-педагогической деятельности. — Минск, 1996.
  3. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию. – М.: «Академия»,2005.
  4. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2004. – 350 с.
  5. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М.: Просвещение, 1974 – 248 с.
  6. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. – М.: МПСИ: «Флинта», 1999.

Поделитесь с Вашими друзьями:

I.1.1. Практическая психология образования и ее технологии

психолог без образования

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса — ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Практическая психология – отрасль психологической науки, предметом изучения которой является индивидуальность, неповторимость человека и конкретных обстоятельств его жизни [1].

Она также ставит своей задачей обоснование воздействий на личность с целью проявления ее потенциальных возможностей.

Практическая психология одновременно является видом профессиональной деятельности, цель которой – решение конкретных психологических задач и оказание психологической помощи отдельным людям и группам людей.

Объектом практической психологии как профессиональной деятельности является индивидуальность человека и его психологической ситуации.

Предметом практической деятельности психолога выступает та или иная грань психической реальности человеческой индивидуальности.

Социальный заказ ориентирован на работу с учащимися разного возраста, относящимися к категории психической нормы.

Клиентом практического психолога становится человек (взрослый или ребенок), который сообщает о себе психологическую информацию и включен в процесс ее получения.

Заказник на работу практического психолога (педагог, родитель и т.д.) сообщает психологическую информацию о клиенте, будучи отчужденным от нее. Информация о конкретном человеке дополняет и уточняет обобщенное психологическое знание и обеспечивает обоснование для воздействия на него в работе практического психолога.

Психологическая служба также рассматривается как вид научной и практической деятельности, представляя собой часть практической психологии. Ее целью является решение проблем психологического обеспечения учебно-воспитательного и управленческого процессов в образовании. И.В. Дубровина выделяет три аспекта психологической службы:

научный – одно из направлений возрастной, педагогической и практической психологии, изучающее закономерности развития личности с целью разработки методов и средств профессионального применения психологических знаний в условиях современной школы;

прикладной, методический – разработка технологий психологического обеспечения учебно-воспитательной работы;

практический – непосредственная работа психолога в учреждении образования.

Задачами психологической службы образования являются:

содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе;

обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку на основе его психолого-педагогического изучения;

профилактика и преодоление отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей.

Целью практической психологической работы с детьми может быть достижение психического здоровья ребенка, а его психическое и личностное развитие – условием и средством достижения этой цели [7].

Принято выделять взаимосвязанные между собой соматическое, психическое и социальное здоровье человека.

Соматическое (биологическое, физическое) здоровье– это отсутствие хронических заболеваний, физических дефектов, функциональных нарушений, ограничивающих социальную дееспособность человека.

Для оценки здоровья детей и подростков используются три основных критерия: соответствие процесса роста и развития биологическим законам и социальным потребностям; достигнутый уровень физической работоспособности, отражающий функциональные возможности организма; наличие хронических заболеваний и физических дефектов, степень резистентности (сопротивляемости) организма.

Психическое здоровье– в литературе нет однозначного толкования этого понятия, равно как и его критериев.

Часто этот термин используют в медицинской практике, в том числе в психиатрии, разграничивая «норму» и «патологию» и особо акцентируя условия психосоциального развития детей.

Понятие психического здоровья тесно связано с психосоматической медициной, связывающей любое соматическое нарушение с изменениями в психическом состоянии.

В психологическом словаре понятие психического здоровья определяется как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности. Отмечается также, что содержание понятия психического здоровья не исчерпывается только медицинскими и психологическими критериями, в нем отражены также общественные и групповые нормы и ценности.

Для оценки психического здоровья используются следующие критерии:

осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;

чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;

критичность к себе, своей деятельности, ее результатам;

адекватность психических реакций силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;

способность к самоуправлению поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;

способность планировать свою собственную жизнь и реализовывать это;

способность изменить способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

Экспертами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) установлено, что нарушения психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными внешними неблагоприятными факторами, воздействующими на психику.

Нарушения психического здоровья в детстве имеют две важные характерные черты: во-первых, они представляют собой лишь количественные отклонения от нормального процесса психического развития; во-вторых, многие их проявления можно рассматривать как реакцию на специфические ситуации.

И.В. Дубровина вводит понятие «психологическое здоровье». По ее мнению, это то, что делает личность самодостаточной. Общество же извне задает ей нормы и рамки. Оно вооружает ее средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития в контексте взаимодействия с другими людьми в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира.

Социальное (личностное) здоровье это определенный уровень развития, сформированности и совершенства форм и способов взаимодействия индивида с внешней средой (приспособление, уравновешивание, регуляция); определенный уровень психического и личностного развития, позволяющий успешно реализовывать это взаимодействие (И. В. Кузнецова). Антиподом социального здоровья является состояние социальной запущенности.

Критериями социального здоровья детей и подростков могут служить:

адаптация в референтных общностях (семья, группа детского сада, класс);

овладение ведущими и другими видами деятельности (игровая, учебная, учебно-профессиональная);

овладение нормативным, правилосообразным поведением;

уравновешенность процессов социализации и индивидуализации;

выработка индивидуального стиля поведения (деятельности);

наличие самоконтроля и саморегуляции поведения в зависимости от обстоятельств;

общая средовая адаптация – интеграция в общество.

Основываясь на принципе функционального единства организма (П.К.

Анохин), обусловливающего взаимосвязь и взаимовлияние всех видов здоровья, педагог-психолог ориентирован на сохранение и укрепление психологического и личностного здоровья детей и подростков как средства и условия их полноценного психического здоровья. Он подходит к решению данной проблемы комплексно, т.е. работает с детьми, педагогами и родителями.

Основными направлениями деятельностипсихологической службы и видами работы психолога являются психодиагностика, психопрофилактика, развитие, коррекция и консультирование.

Психопрофилактическая работа – это формирование у педагогов и детей потребности в психологических знаниях, желания использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития, создание условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе, своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности.

Психодиагностическая работа – это углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка на протяжении всего периода дошкольного и школьного детства, выявление его индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в развитии.

Развивающая и коррекционная работа – это активное воздействие психолога на развитие личности и индивидуальности ребенка и обеспечение соответствия этого развития возрастным нормативам, оказание помощи педагогическим коллективам в индивидуализации воспитания и обучения детей, развитии их способностей и склонностей.

Консультативная работа – это консультирование взрослых и детей по вопросам развития, обучения и воспитания.

Психологическое сопровождение – это вся система профессиональной деятельности психолога.

Она направлена на создание социально-психологических условий для эмоционального благополучия, успешного развития, воспитания и обучения ребенка в ситуациях социально-педагогических взаимодействий, организуемых в рамках образовательного учреждения (Р. М. Битянова). Ребенок является активным участником взаимодействия.

Педагоги транслируют ему общекультурные и социальные ценности, ориентируя на определенные пути развития: их роль носит формирующий характер. Родители являются носителями социокультурных ценностей и выполняют регулирующие функции.

Психолог преимущественно участвует в развитии как сопровождающий, он создает условия для продуктивного движения ребенка по тем путям, которые он выбрал сам и на которые его ориентировали педагоги и родители. Важнейший принцип сопровождения – безусловная ценность внутреннего мира каждого ребенка, приоритетность потребностей его развития.

В своей практической деятельности психолог руководствуется нормативными документами, регламентирующими его права, обязанности, основные направления деятельности, ее цели и задачи. Основным таким документом является Положение о психологической службе (приложения 1,2).

Общая классификация технологий и методов работы педагога-психолога.

Как любая другая новая область человеческой деятельности, практическая психология интенсивно разрабатывает и осваивает собственные технологии и отдельные методы или заимствует их из смежных дисциплин: различных отраслей психологии и педагогики, социальной работы и социологии, медицины и др. На этапе становления неизбежны методологические дискуссии в науке. «Путаница ролей» происходит и в сфере практической деятельности. Чаще всего это связано с уточнением функционально-содержательной иерархии и особенностей применения технологий, особенно относящихся к другим профессиональным областям. Возникает проблема уточнения сущности и специфики последних, их упорядочения в общей системе, составляющей фонд практической психологии образования.

Понятие «технология» используется в разных значениях. С одной стороны, это способы материализации знаний, навыков и опыта человека в процессе деятельности по преобразованию предмета труда или социальной реальности. С другой – это рациональная последовательность использования инструментария с целью достижения качественных результатов труда.

В широком смысле слова технология – это способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и выбора оптимальных средств и методов их выполнения.

Характерными признаками технологии являются процессуальность как единство целей, содержания, форм, методов и результатов деятельности; совокупность методов изменения объекта и проектирование процесса изменения.

Технологии предполагают эффективность работы при наименьших затратах времени и сил, воспроизводимы в различных условиях, имеют четко выраженные этапы, связанные между собой, и подвергаются корректировке на основе обратной связи. Общая классификация технологий может осуществляться по самым разным параметрам: видам деятельности, характеру решаемых задач, уровням и сферам применения и др.

Источник: http://obu4ayka.ru/psihologiya/psihologiya-obrazovaniya-psihologiya.html

Психолог без образования

На территории Российской Федерации деятельность психологов обязательному лицензированию не подлежит. Вы даже не можете получить лицензию психолога в добровольном порядке – это не предусмотрено законодательством РФ. То есть, если Вы хотите устроиться на работу или начать свою частную практику, и Вы имеете соответствующее образование – этого достаточно для начала работы

Задайте вопрос юристу и получите ответ за 1 минуту!

Источник: http://rossovet.ru/item/1331420-psiholog-bez-obrazovaniya.html

Психолог без образования

39 ответов на горячие вопросы об отношениях.

Четкие практические рекомендации.

Ценные бонусы + Скайп-консультация в подарок.

Видеокурс

Пошаговый видеокурс «Как стать слабой: Как стать женщиной, о которой мужчина мечтает заботиться?»

Что значит стать «слабой» для мужчины?

Как быть, если из отношений уходят внимание и забота?

О какой женщине мужчина мечтает заботиться?

психолог без образования

Статистика

Статей на сайте: 607

Базовое психологическое образование

В этих странах имеется длительный опыт научной и преподавательской деятельности психологов, исторически сложившиеся системы высшего образования.

В других европейских странах, в Австралии, в странах Азии, Африки, Южной Америки за образец обычно берется какая-либо из уже существующих моделей высшего психологического образования, которая кажется наиболее приемлемой.

Традиционные типы базового психологического образования, развивавшиеся в течение XX в., существуют в ряде европейских стран, таких как Великобритания, Германия, Франция, Швейцария, Австрия, Бельгия, Нидерланды, Россия, а также в США и Канаде. В этих странах имеется длительный опыт научной и преподавательской деятельности психологов, исторически сложившиеся системы высшего образования.

В других европейских странах, в Австралии, в странах Азии, Африки, Южной Америки за образец обычно берется какая-либо из уже существующих моделей высшего психологического образования, которая кажется наиболее приемлемой.

Ее статус и структура в отдельных странах в значительной степени определяются национальными традициями высшего образования, а содержание изучаемых учебных дисциплин — достижениями психологии как науки и практической деятельности.

Психология и преподаватели психологии имеют разный статус в системе высшего образования в разных странах, а иногда и в рамках одной страны. Различные наименования учебных заведений и их структурных подразделений представляют определенную трудность для понимания.

В России традиционно высшее образование приобретается в институтах, университетах или академиях. Основными составными частями этих учебных заведений являются факультеты (в последнее время, правда, для обозначения основных учебных подразделений университета стал использоваться термин «институт»). Кафедры представляют собой административные подразделения факультетов (институтов), в рамках которых преподаватели выполняют свою научную, методическую и педагогическую работу.

В большинстве европейских стран высшее образование осуществляется в университетах, которые состоят из факультетов, которые в свою очередь состоят из институтов (например, в Германии и Норвегии).

В США основным учебным заведением (или подразделением), осуществляющим программы высшего образования, является колледж. Он может быть составной частью университета или иметь самостоятельный статус. В свою очередь колледжи состоят из школ, которые представляют собой крупные административные единицы, объединяющие преподавателей. Более мелкие по численности подразделения называются департаментами (Department). Американские школы психологии в некотором роде (по численности и статусу) сходны с европейскими институтами или департаментами.

Даже в рамках одной страны в разных университетах психология может относиться к факультетам (институтам или школам) естественных, социальных или гуманитарных наук.

В некоторых случаях изучение психологии находится в ведении педагогических факультетов. Этот статус порой определяет цели, задачи и содержание преподаваемых психологических дисциплин.

В настоящее время уже накоплен определенный опыт сравнительных исследований систем базового психологического образования в разных странах (New-stead, Makinen, 1997; Karandashev, 2000; Карандашев, 2001; International Conference on Psychology Education, 2002).

Рассмотрим основные характеристики базового психологического образования в разных странах.

Длительность базового психологического образования. В Европе период психологического образования составляет обычно от 3 до 5 лет. В Англии базовое психологическое образование предполагает 3 года обучения. В Германии, Франции — 5 лет. В некоторых странах, например в Норвегии, после первого вводного курса, в ходе которого изучаются основы философии и введение в психологию, студенты на конкурсной основе могут быть зачислены на 5-летний курс профессионального психологического образования. В Шотландии длительность базового психологического образования составляет 4 года.

Во многих странах для реального завершения психологического образования требуется больше времени. Это связано прежде всего с тем, что в этих странах студенты имеют возможность самостоятельно регулировать учебную нагрузку и темпы изучения психологии. Например, в Германии для полного выполнения программы при условии интенсивной учебной нагрузки студенту необходимо 9 семестров, т. е. 4,5 года. Но большинству студентов для этого требуется 12 семестров, т. е. 6 лет.

Психологическое образование в США включает три основных уровня, дающих определенные возможности для продолжения обучения и при устройстве на работу.

Первый уровень — обучение в двухгодичных колледжах (Community colleges), которое осуществляется на базе школьного образования. Учебные заведения первого уровня обеспечивают общеобразовательную и некоторую профессиональную подготовку специалистов, что дает им возможность вести практическую работу в учреждениях или клиниках в качестве вспомогательного персонала, принимающего участие в психологическом обслуживании под наблюдением квалифицированного специалиста.

Это учебные заведения в некотором отношении сходны с российскими средними профессиональными училищами и техникумами. Их выпускники получают степень младшего специалиста. Предполагается, что успешное завершение такой учебной программы дает будущему специалисту возможность эффективно общаться, понимать и оценивать основные области человеческого знания, своих коллег и окружающую обстановку, а также сосредоточиться на главной теме изучения и подготовиться к продолжению учебы в четырехгодичном колледже. Подготовка психологов на этом уровне не осуществляется, и психологической специализации нет.

Второй уровень — базовое психологическое образование (Undergraduate) — предполагает обучение в университетах и колледжах по 1-летним программам и получение степени бакалавра (Bachelor degree). Оно также осуществляется на базе школьного образования (но возможно зачисление и после двухгодичных колледжей).

Степень бакалавра считается в США вполне приемлемой для начала самостоятельной профессиональной деятельности и достаточной для выполнения функций помощника психолога.

По программам бакалавриата осуществляется обучение специалистов в области психологии, которые под руководством квалифицированного психолога могут заниматься тестированием, проводить работу непосредственно с клиентами и их семьями, помогать отдельным людям или группам в решении стоящих перед ними проблем.

Специалисты такого рода трудятся в центрах психического здоровья, в профессиональных реабилитационных учреждениях или преподают психологию в средних школах. Работают они обычно под руководством опытного психолога.

Последующее образование обычно называется послевузовским (Graduate или Postgraduate). Для большинства студентов четырехгодичные колледжи и получение степени бакалавра служат всего лишь подготовкой для продолжения учебы в магистратуре (Master program) или профессиональной школе (Professional school). Магистратура обымно больше ориентирована на подготовку к научной работе, профессиональная школа — на подготовку к практической психологической работе.

Для России традиционной является 5-летняя модель подготовки специалистов, которая в соответствии с приведенной выше международной типологией может быть охарактеризована как «непрерывное пятилетнее общее» образование. В 1990-х гг. в российское психологическое образование была внедрена многоуровневая система подготовки психологов, аналогичная американской.

В соответствии с ней первый уровень образования предполагает присвоение степени бакалавра (при получении студентом образования по 4-летней программе по определенному направлению).

В ряде вузов России осуществляется подготовка психологов по программам бакалавриата в области психологии. Получение степени бакалавра обеспечивает общее психологическое образование.

Второй уровень такой многоуровневой системы психологического образования — степень магистра психологии. В настоящее время подготовку по таким программам проводит небольшое количество вузов России. Для получения этой степени обычно необходимо пройти 2-летний курс обучения после получения степени бакалавра или годичный курс обучения после получения диплома специалиста. Магистерские программы представляют собой специализированное психологическое образование в одной из отраслей психологии.

Структура программ базового психологического образования

В образовательных программах базового психологического образования обычно выделяются 3 блока, которые в программах разных стран могут называться по-разному, но, в сущности, выполняют сходную функцию.

1. Основные дисциплины.
2. Дополнительные дисциплины.
3. Дисциплины общего образования.

Доля психологических дисциплин как основных в структуре образовательных программ базового психологического образования в разных странах различается.

В большинстве европейских стран психологические дисциплины составляют подавляющее большинство учебных предметов, изучаемых студентами-психологами. В качестве дополнительных дисциплин для изучения могут предлагаться предметы биологического или социального профиля.

В США для студентов, выбравших психологию как major (мэджор), психологические дисциплины составляют обычно 1/3 от общего числа изучаемых предметов. Еще 1/3 составляют учебные предметы общеобразовательного профиля. Из оставшейся части дисциплин половину может составить minor (майнор), т. е. дисциплины дополнительной специализации, а другая половина может состоять из любых курсов, преподаваемых в университете (по выбору студента), или это может быть второй майнор.

Майнора может и вообще не быть, тогда вся оставшаяся 1/3 дисциплин может составлять курсы по свободному выбору студента. Таким образом, возможны различные структуры учебных планов, которые могут выбирать студенты.

В России структура образовательных программ базового психологического образования имеет сходство с американскими программами: и в том и в другом случае значительный вес имеют общеобразовательные дисциплины (1/3 изучаемых курсов). Однако в российских программах профессиональные психологические дисциплины составляют 2/3 от общего числа изучаемых предметов, а в США — 1/3. Связано это, по-видимому, с тем, что российское базовое психологическое образование (в отличие от американского) предполагает не только получение высшего образования, но и профессиональную подготовку.

В США студенты колледжей имеют право на выбор дисциплин и своего учебного плана в соответствии с будущей Специализацией. Однако действует система «предварительных условий», которая вносит определенный порядок в учебную программу студента. Условий может быть довольно много. Одно из них — заранее регламентированная последовательность предлагаемых и выбираемых курсов.

В учебные программы подготовки бакалавров входят три группы дисциплин:

— общеобразовательные дисциплины;
— специальные дисциплины (основные — major и второстепенные — minor);
— дисциплины по выбору студента (electives).

Общеобразовательная подготовка — существенная часть учебной программы психологов-бакалавров. Она различается в разных колледжах и университетах и может включать, например, такие дисциплины, как «Философия», «Этика», «Логика», «Литература», «Математика», физические и биологические науки, религиозные дисциплины, социальные дисциплины, «Научное исследование», курсы по письменной речи, методы количественного анализа, иностранный язык, теория и история искусств, изучение современного мира и его прошлого. Следует учесть, что это только предметные области, из числа которых студент выбирает курсы для изучения.

Специальное обучение в высших учебных заведениях США основывается прежде всего на профессиональной ориентации будущих специалистов, направленной на подготовку к научной деятельности или же к практической психологической работе. В связи с этим студентам предлагаются различные учебные курсы, соответствующие общему (General Track) или специальному (Career Track) направлениям подготовки.

Студентам предлагается три типа курсов по психологии:

— обязательные;
— специальные курсы по интересам;
— продвинутые интегративные курсы.

Особенностью базового психологического образования в России (в отличие от американского и английского) является то, что высшее образование самым тесным образом связано с профессиональной подготовкой студентов. Этим обусловлена, в частности, его большая продолжительность.

Кроме того, российское высшее психологическое образование, как и американское, отличается широкой общенаучной и общекультурной подготовкой студентов. За время обучения в вузе студент-психолог изучает широкий круг гуманитарных, социально-экономических, математических, естественнонаучных и психологических дисциплин.

Российское высшее образование по психологическим специальностям и направлениям дает широкую гуманитарную и социально-экономическую подготовку. В связи с этим в перечень учебных дисциплин включаются такие предметы, как философия, логика, этика, эстетика, экономика, иностранный язык, история, право, социология, политология, педагогика.

Естественнонаучная и математическая подготовка имеет также большое значение для обучения студентов-психологов. Поэтому они изучают такие предметы, как концепции современного естествознания, анатомия и физиология центральной нервной системы, физиология высшей нервной деятельности, антропология, математика, информатика и вычислительная техника, математические методы в психологии.

О содержании психологических дисциплин, изучаемых студентами-психологами, речь пойдет ниже.

Полный курс базового высшего психологического образования дает достаточную квалификацию для того, чтобы начать самостоятельную психологическую деятельность.

Министерство высшего образования и психологические организации разрабатывают определенные критерии и требования для того, чтобы обеспечить высокий уровень образования и профессиональной подготовки психологов. Базовое психологическое образование в России осуществляется в высших учебных заведениях, имеющих лицензию на данную образовательную деятельность. Лицензия выдается Министерством высшего образования и дает учебному заведению право вести образовательную деятельность по программам подготовки психологов.

При выдаче лицензии министерство учитывает качество разработанной программы обучения, имеющиеся преподавательские кадры, которые будут осуществлять обучение, наличие обучающих ресурсов в виде учебной литературы и других учебных материалов. Однако лицензия сама по себе еще не дает учебному заведению права выдавать диплом государственного образца. Лицензия только разрешает вести образовательную деятельность и выдавать определенный сертификат или диплом. Государственная аккредитация означает право высшего учебного заведения выдавать диплом государственного образца.

В настоящее время в российском высшем образовании существуют три типа психологических специальностей и квалификаций:

1. «020400 — Психология» с присвоением квалификации «Психолог. Преподаватель психологии» (3-я ступень профессионального образования в соответствии с ОКСО); относится к группе гуманитарно-социальных специальностей.
2. «031000 — Педагогика и психология» с присвоением квалификации «Педагог-психолог» (3-я ступень профессионального образования в соответствии с ОКСО); относится к группе педагогических специальностей.
3. «022700 — Клиническая психология» с присвоением квалификации «Клинический психолог» (3-я ступень профессионального образования в соответствии с ОКСО); относится к группе гуманитарно-социальных специальностей.

1. Обучение по специальности «020400 — Психология» предполагает общее психологическое образование и специальную подготовку, позволяющие специалисту работать в разных сферах психологической науки и практики, а также преподавать психологию в учебных заведениях.

Деятельность специалиста направлена на изучение и оптимизацию психологических факторов во всех видах деятельности и формах взаимодействия людей. Он может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:

— диагностическую и коррекционную;
— экспертную и консультативную;
— учебно-воспитательную;
— научно-исследовательскую;
— культурно-просветительную.

На старших курсах студенты могут получить дополнительную специализированную подготовку в той области, которая их интересует. Специализация является частью специальности, в рамках которой она создается, и предполагает получение более глубоких профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности по профилю специальности. Наименование специализации развивает наименование основной специальности.

Студенты, обучающиеся по специальности «психология», могут специализироваться в одной из следующих сфер:

1. Общая психология.
2. Психология личности.
3. Социальная психология.
4. Политическая психология.
5. Психология менеджмента.
6. Юридическая психология.
7. Психология труда и организационная психология.
8. Клиническая психология (с 1998 г. стала отдельной специальностью).
9. Психофизиология.
10. Специальная психология.
11. Психология развития и акмеология.
12. Педагогическая психология.
13. Психологическое консультирование.
14. Психология социальной работы.
15. Спортивная психология.

Предметная профессиональная подготовка по дисциплинам специализации организуется в объеме от 500 до 2000 часов. Однако в дипломе, который получает выпускник, полученная специализация обычно не указывается.

2. Обучение по специальности -«031000 — Педагогика и психология» предполагает психологическое образование и профессиональную подготовку, позволяющие специалисту осуществлять деятельность, направленную на психологическое обеспечение образовательного процесса, личностное и социальное развитие учащихся. Такой специалист может работать в образовательных учреждениях различного типа.

Он может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:

— коррекционно-развивающую;
— преподавательскую;
— научно-методическую;
— социально-педагогическую;
— воспитательную;
— культурно-просветительную;
— управленческую.

3. Обучение по специальности «022700 — Клиническая психология» предполагает психологическое образование и профессиональную подготовку широкого профиля, Позволяющие специалисту осуществлять практическую и научно-исследовательскую деятельность, направленную на повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека, на гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию. Клинический психолог работает с людьми, имеющими трудности адаптации и самореализации, обусловленные их физическим, социальным и духовным состоянием.

Он может выполнять следующие виды профессиональной деятельности в учреждениях здравоохранения, образования, социальной помощи населению, в сфере управления, производства и бизнеса:

— диагностическую;
— экспертную;
— коррекционную;
— профилактическую;
— реабилитационную;
— консультативную;
— научно-исследовательскую;
— культурно-просветительную;
— учебно-воспитательную.

В системе высших педагогических учебных заведений психология нередко существует в качестве дополнительной психологической специальности, например:

030900 — Дошкольная педагогика и психология (с присвоением квалификации «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии»);
031900 — Специальная психология (с присвоением квалификации «Учитель-психолог»);
032000 — Специальная дошкольная педагогика и психология (с присвоением квалификации «Педагог-дефектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии»).

В случаях, когда психология является дополнительной специальностью в учебной программе, объем учебного времени и количество изучаемых студентами дисциплин значительно меньше. В этом случае выпускники лучше подготовлены к работе по основной специальности, чем по дополнительной.

Психология существует в российском высшем образовании также в качестве направления подготовки бакалавров и магистров.

521000 — бакалавр психологии (2-я ступень профессионального образования в соответствии с ОКСО);
521000 — магистр психологии (3-я ступень профессионального образования в соответствии с ОКСО).

Большой опыт организации таких образовательных программ накоплен в Российском государственном педагогическом университете, Санкт-Петербургском университете.

В России существуют также высшие учебные заведения, предлагающие различные формы заочного, вечернего или очно-заочного психологического образования. Однако таких учебных заведений немного.

Источник: Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии
Просмотров: 26942

Все материалы из данного источника: Карандашев В.Н. ->

Понравился проект и хотите отблагодарить?
Просто поделитесь с друзьями, кликнув по кнопкам социальных сетей!

В этих странах имеется длительный опыт научной и преподавательской деятельности психологов, исторически сложившиеся системы высшего образования.

В других европейских странах, в Австралии, в странах Азии, Африки, Южной Америки за образец обычно берется какая-либо из уже существующих моделей высшего психологического образования, которая кажется наиболее приемлемой.

Вам также может быть интересно:

Будьте в курсе. Присоединяйтесь к нашему сообществу!

Источник: http://psyarticles.ru/view_post.php?id=123

Где может работать психолог? Можно ли работать психологом без профильного образования.

Многие из тех, кто задумывается о получении специальности психолога, достаточно слабо представляют себе, чем они могут заниматься. Различные области применения психологических знаний часто смешиваются в голове. Согласитесь, работа психолога в детском саду принципиально отличается от работы по оказанию экстренной психологической помощи в чрезвычайных ситуациях.

Поэтому, еще на этапе получения психологического образования стоит определиться с желаемым направлением деятельности и лучше узнать о том, чем может заниматься психолог и где он может работать. Многим психологам приходится испробовать самые разные профессии, прежде чем они находят именно то, чем хотели бы заниматься . Кто-то проходит через работу в школе, в детском саду или на телефоне доверия, прежде чем понимает, что хотел бы заниматься психологическими тренингами. Кто-то находит свое призвание в работе с детьми-сиротами и психологической реабилитации семей. Кто-то с самого начала знает, что его путь — это частная психологическая практика, со своим кабинетом. Кто-то выбирает научно-исследовательское направление.

Все эти направления — очень разные. В каждом их них необходимы разные навыки, умения, опыт. Даже внутри одной сферы деятельности можно заниматься самыми разными вещами. Например, частнопрактикующий психолог может работать с детьми, с семьями, или с конкретными проблемами. Психолог в школе может работать с родителями, с детьми и с педагогами, проводить занятия, заниматься психологической диагностикой.

Если направление будущей профессиональной деятельности известно заранее, можно уже на этапе обучения фокусироваться на той или иной тематике и сфере деятельности, получать дополнительные навыки и знания, нужные именно для этого направления. Однако если определиться очень сложно, попытки найти себя в разных направлениях вряд ли принесут вред — они, скорее, позволят расширить кругозор, лучше понять себя, определиться, чем именно хотелось бы заниматься.

В психологи идут те, кто хочет работать с людьми, помогать или обладать властью над ними. А кто-то просто считает эту профессию модной, популярной и престижной. Психологическое образование в современных условиях становится важным фактором достижения успеха в различных сферах (кадры, торговля, услуги, управление). Специалисты, понимающие принципы поведения человека и умеющие общаться, востребованы везде и всегда.

Окончив обучение, молодой специалист может работать:

Получение диплома для психолога — только начало. Нужно выбирать сферу приложения сил, терпеливо накапливать опыт и «учиться, учиться и еще раз учиться». Хороший психолог без работы не останется.
Психолог с образованием, но без опыта работы может рассчитывать на работу в школах, детских садах, государственном психологическом центре и т.д.
Психолог-специалист с опытом работы от трех лет, может продолжать совершенствоваться профессионально или, поменяв сферу деятельности, может заняться кадровой работой, администрированием, продажами, начиная с низшей или средней ступени.
Психолог-профессионал с опытом работы от пяти лет может работать в специализированной психологической службе, заниматься частным консультированием, устроится бизнес-тренером, стать директором по персоналу или генеральным директором.

Чтобы добиться успеха, психолог должен быть : личностно зрелым человеком (аутентичным), обладать жизненным опытом, высоким интеллектом, эрудицией, эмоциональной устойчивостью и компетентностью, чувством юмора и обаянием.

Представим, что вы решили работать в области психологии, в сфере образования, бизнеса, культуры, социальной сфере. Известно ли вам, какие специалисты нужны в этих областях, и чем конкретно они занимаются? Вот неполный их список:
Организационный психолог — решает задачи оптимизации использования человеческих ресурсов в учреждениях, фирмах, общественных объединениях. Это, прежде всего, все виды кадровой работы — от подбора персонала до разработки кадровой политики фирмы, помощь руководителям, обеспечение внешних связей организации с общественностью.
Юридический психолог работает в сфере правовых взаимоотношений, чаще всего в тесном контакте с юристами различного профиля. Это может быть работа с личным составом правоохранительных органов, включая специальные подразделения, в учреждениях исполнения наказаний. Юридический психолог может стать незаменимым помощником адвокатов, участвуя в судебных процессах как со стороны истца, так и со стороны ответчика.
Клинический (медицинский) психолог — это специалист, который берет на себя ответственность за организацию специального процесса, в ходе которого клиент приобретает способность решать свои жизненные затруднения. Традиционно клинический психолог занимается психодиагностикой (например, в ходе медико-социальной экспертизы), консультированием (неврачебной психотерапией) и реабилитацией (восстановлением утраченных психических и физических возможностей). В последнее время все большее развитие получают такие современные направления работы клинического психолога как нейропсихология, психофармакология.

Где может работать клинический психолог?

В первую очередь это сфера здравоохранения, различные лечебные учреждения общесоматического и психоневрологического профиля в стационарных и амбулаторно-поликлинических условиях для взрослых и детей.
Другой важной сферой приложения сил является сфера образования, где клинические психологи могут работать психологами в образовательных учреждениях разного уровня, преподавателями психологии в средних, специальных и высших учебных заведениях любого профиля.
Третья важная сфера — это работа в подразделениях Министерства чрезвычайных ситуаций. Это работа с многообразными проявлениями у взрослых и детей посттравматических стрессовых расстройств, возникших в результате произошедших чрезвычайных событий: катастроф, террористических актов, смерти близких и родственников и т.д.
Еще одна важная сфера и очень востребованная сфера деятельности клинического психолога — это пенитенциарная система, активно развивающая психологическую службу и испытывающая острую нужду в высококвалифицированных кадрах клинических психологов.
Наконец — это обширнейшая сфера социальной работы во всем ее многообразии.
Кроме того, клинические психологи могут работать менеджерами по управлению персоналом, консультантами в сферах управления, бизнеса и связям с общественностью.

Следует отметить, что широчайшая и фундаментальная профессиональная подготовка, обеспечивающая выполнение клиническими психологами диагностической, коррекционной, консультативной, экспертной, профилактической, реабилитационной, научно-исследовательской и учебно-воспитательной деятельности делает их вполне конкурентноспособными и востребованными специалистами в самых разных и порой неожиданных сферах.

Кем работают специалисты практической психологии? В большинстве своем клиническими психологами в больницах общего профиля, в психиатрических больницах, психоневрологических и наркологических диспансерах, детских реабилитационно-восстановительных центрах, центре патологии речи, а также на предприятиях в отделах по управлению персоналом.

Психолог в системе образования проводит работу в образовательном учреждении, направленную на обеспечение психического здоровья и развития личности детей и подростков. Выявляет условия, затрудняющие становление личности ребенка и посредством психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, консультирования и реабилитации. Оказывает помощь детям, учителям и родителям (лицам, их заменяющим) в решении личностных профессиональных и других конкретных проблем. Формирует психологическую культуру детей, учителей и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуру полового воспитания.

Консультирует руководителей и сотрудников образовательного учреждения по вопросам развития данного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности детей, учителей, родителей (лиц, их заменяющих).

Практический психолог — специалист, имеющий соответствующее образование и уровень квалификации, оказывающий психологическую помощь (психологические услуги) населению, включающую полный или частичный спектр из направлений, предусмотренных соответствующими должностным обязанностям, определяемыми соответствующим «Положением о психологической службе» и конкретной ситуации, требующей психологического вмешательства или использования специальных психологических знаний и технологий.

Основными направлениями деятельности практического психолога в учреждении системы образования, предусмотренные «Положением о психологической службе образования» являются:

Психолог-консультант. Понимание консультирования как «помощи людям в их оказании помощи самим себе».

В практической работе консультанта, особенно если он использует в качестве метода помощи системные изменения, его помощь может принимать самый различный характер: от семейного консультирования и психотерапии (в случае работы с семьей как микросистемой) до организационного и политического консультирования. Тем не менее, несмотря на столь широкий диапазон, который может иметь психологическая помощь, следует иметь в виду ряд специфических, типичных для практики оказания помощи возможных исходов, или результатов :

Консультирование является процессом, в котором человек достигает более высокого уровня личной (личностной) компетентности.
Так же как психолог может работать в различных профессиональных «амплуа» в зависимости от целей, задач и места работы (например, как исследователь, теоретик, эксперт, психотерапевт, консультант, психолог-тренер, преподаватель и др.), так и консультант в зависимости от целей, задач и места работы может в различной степени использовать преимущественно те или иные методы оказания помощи.
Безусловно, что, сколько бы видов помощи мы ни выделяли, каждый из них не может быть свободен от теоретических принципов и ценностей.

Организационный психолог – специалист, умеющий применять на практике работающей компании методики, технологии, инструменты личностной, межличностной, коллективной психологии. Сфера его полезной деятельности безгранична:

Где вы могли уже познакомиться с организационными психологами

Хотя профессия была «уложена» в терминологические рамки оргпсихологии меньше полувека назад, объективный спрос рынка труда в специалистах направления растет давно. Даже те, кто до нынешнего моменты считал, что не имеет представления о бизнес-психологии, многократно встречался с носителями этой спецификации. Кто они?

Куда и кем пойти работать организационным психологом

Наш факультет бизнес-психологии создавался на базе острых потребностей рынка труда. Мы собрали сильнейшую команду педагогов, отлично владеющих предметом, способных передать знания, организовать поле их практического применения.

Потому ограничивать набором должностей перспективы выпускников факультета оргпсихологии несправедливо. Путь бизнес-психолога прокладывает он сам, мы лишь открываем для него все двери:

Работа в холдингах и корпорациях для организационного психолога

Для понимания полезности диплома оргпсихолога: все компании из списка топ-100 крупнейших международных организаций работают с собственным штатом бизнес-психологов. Сфера деятельности специалистов профиля очень широка:

При должной степени вовлеченности специалист психологического профиля покажет отличный результат на любой управленческой должности.

Частное консультирование организационного психолога

Бизнес-консультирование – одно из направлений, способных заинтересовать наших студентов немалыми перспективами дохода. Практикующий психолог может не только устроиться в консалтинговое бюро, но и вести собственную практику консультаций. Реквизиты таких специалистов предприниматели обычно бережно хранят и передают только доверенным партнерам.

Организационная психология в качестве дополнительного/второго образования

Профессия консультанта, психолога, специалиста по выстраиванию коллективных отношений подходит не каждому. Но, обнаружив в себе отсутствие тяги к подобной деятельности, выпускник не окажется перед необходимостью поступать вновь.

Знания методик, приемов, сути и законов психологии коллектива/личности пригодятся ему на всех уровнях организации быта – на работе по иной профессии, дома, при трудоустройстве. Все коммуникации (с руководством, коллегами, родными) строятся на единых законах.

Проводить тренинги – нечто большее, чем консультирование

да, основная проблема — в отношении к тебе. Многие воспринимают психологов либо как мудрецов, которые за некоторую плату разрешат все ваши личностные кризисы, вернут мужа в семью, излечат от алкоголизма, и вы выйдете через час из кабинета совершенно другим человеком. Либо как шарлатанов, которые всего вышеперечисленного сделать не могут, а деньги за сеанс берут. Все почему? Потому что уровень психологической грамотности у нас в стране чрезвычайно низок. Масса людей психолога от психиатра не отличает, и, когда предлагают посетить специалиста, какую фразу слышим чаще всего? Я НЕ ПСИХ!

Зато «экспертов» в психологи у нас масса. Тут у нас и диванные психологи без соответствующего образования, и психологи кухонные, которые за рюмочкой горячительного расскажут вам, в чем сила, брат. А все это может привести к последствиям не самым приятным.

Что касается клинической психологии — да, отрасль преимущественно новая. Не так много университетов готовят по такой специальности. А те, которые выпускают клиников, сами толком не знают, что должно входить в образовательную программу.

Сфера клинической психологии включает в себя диагностику психического здоровья, организацию и проведение научных исследований для понимания психофизиологических проблем и разработку, проведение и оценку психологической коррекции. Естественно, научных и медицинских дисциплин тут в разы больше, чем у простых психологов. Мы должны знать основы функционирования ГМ, всех отделов, которые отвечают за различные функции. Методики восстановления впф и многое другое. Работа клинического психолога направлена на повышение психологических ресурсов и адаптационных возможностей человека, гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию.

При этом клиенты зачастую не видят НИКАКОЙ разницы между психологом обычным и психологом медицинским, требуют разрешения своих личностных проблем и вот этого всего. Клинический психолог этим не занимается!

И вот попробуй это объяснять всем — и клиентам, и тем, кто тебя на работу берет. Успевай укрываться от презрительных взглядов работников сферы медицинской, отклонять предложения об участии в бизнес- или еще каких-либо тренингах, объясняй, что для работы с детьми или психотерапии нужна специализация.

Но нет, ты психолог на все руки, когнитивист, бихевиорист, психоаналитик, психиатр,воспитатель, учитель, тренер, диагност, маг и волшебник за 13 тысяч в месяц. На обучение организация тратиться не хочет — им выгодней взять выпускника, который будет работать на энтузиазме, чем оплачивать повышение квалификации молодого специалиста. Ну и прочие бюрократические тонкости.

Лично я со здоровыми людьми никогда работать не хотела. Работаю с больными, занимаюсь психологической реабилитацией. Работа действительно интересная — столько жизненных историй. А главное,ты знаешь, что людям НЕОБХОДИМА твоя помощь.

Конечно, после этого всего и самому психологу нужна помощь супервизора, но, хех, явно не нашем отделении. С выгоранием и прочими душевными терзаниями как бы разбираетесь сами.

Стоит помнить, что всем помочь нельзя.

Такие дела, ребята.

Не утверждаю, что у всех психологов/клиников такая ситуация. Просто описала частный случай.

О чем думают люди, поступающие на факультет психологии? Кто-то хочет разобраться в собственном внутреннем мире, кому-то нравится работать с людьми. Навязанные многочисленными фильмами образы психоаналитиков демонстрируют нам радужные перспективы, будь то просторный кабинет и очередь на консультации или увлекательная работа с серийными убийцами. Но как же обстоят дела на самом деле и почему работа в детском саду это один из лучших вариантов? Поговорим об этом.

Психолог-педагог в школу или детский сад

Где может работать психолог? Наиболее распространенный вариант по специальности — детский сад. Спрос здесь есть всегда. К тому же, сюда можно смело отправляться сразу после вуза, достаточно просто высшего образования. Естественно, для того, чтобы работать с детьми – нужно их любить. В детском саду часто выполняет функции педагога – проводит различные развивающие игры и тренинги, занятия творчеством.

Школьная психология чревата большими объемами бумажной работы, необходимо составлять планы, методические пособия и т.д. Занятия психологией как таковой здесь гораздо меньше, изредка на консультацию будут приходить проблемные дети.

Телефон доверия, онлайн-консультирование

Один из немногих возможных вариантов удаленной работы для психолога. Такие вакансии можно встретить довольно часто. Для приема на работу, кроме высшего образования необходим опыт личной терапии, определенное количество часов консультирования.

Реабилитация пациентов в больницах и поликлиниках

Для того, чтобы попасть на работу в больницу или реабилитационный центр, нужно иметь образование по направлению «медицинская психология». С чистым диломом попасть на такую работу довольно проблематично, т.к. работать нужно с людьми с пост-операционным синдромом, возможно с неизлечимо больными или их родственниками. Также медицинский психолог должен обладать развитой эмпатией и быть устойчивым к воздействию стресса.

После окончания вуза можно устроиться в психоневрологический диспансер, однако нужно понимать, что сразу к «тяжелым» пациентам вас никто не подпустит, кроме того, что такая работа очень тяжелая в моральном плане.

Психологи-дефектологи могут работать с детьми больными ДЦП, в специальных детских интернатах.

Кем может работать психолог в идеале? Профессия-мечта каждого второго выпускника факультета психологии — это психотерапевт. Но для многих, увы, она так и остается мечтой. Для того чтобы стать сертифицированным психоаналитиком высшего образования недостаточно. Как минимум, нужно быть готовым к тому, что вам самим придется пройти курс личного психоанализа, чтобы освободиться от предрассудков, эмоционального подхода и всего, что может помешать в будущей работе. Помимо этого необходимы: клиническая работа под наблюдением опытного специалиста, теоретические и практические семинары, желательно обучение заграницей. Путь к желанной профессии может длиться 6-8 лет, и заканчивается сдачей экзамена на членство в Международной ассоциации.

Стать психоаналитиком могут специалисты как с дипломом психолога, так и . Но вести прием можно только при наличии сертификата.

Что касается шикарного личного кабинета и очереди на консультацию. Новичкам в психотерапию путь закрыт. Только опыт работы, практика и дополнительные образовательные курсы помогут вам добиться желаемого. Начать можно с малого. Главное – оставаться в профессии и усердно работать, а там и шикарный личный кабинет не за горами.

Кем еще может работать психолог — читайте в следующей статье.

В век стремительно развивающихся технологий, есть вещи, которые остаются неизменными и самое главное — это стремление человека познать себя, свою сущность через призму взаимоотношений. Профессия психолог помогает разобраться и понять многие психические механизмы, паттерны и взглянуть на себя и других людей как в чем-то схожих, так и уникальных.

Кто такой психолог?

Многие люди путают психолога с психиатром, да в этих профессиях есть общие объединяющие моменты, но и различий существенно много. Профессия психолог это – помогающая специальность, относящаяся к разряду: «человек – человек». Психолог – эксперт, разбирающийся в тонких механизмах человеческой души, во взаимоотношениях и особенностях психотипа (разного вида классификаций), присущих каждому человеку. В рамках своей специальности, психолог – это тот, кто:

Что нужно, чтобы работать психологом?

Профессия психолог, как и любая другая специальность имеет ряд требований и особенностей к человеку, который хочет стать экспертом в какой-либо области психологии. Существуют следующие критерии:

  1. Высшее психологическое образование в ВУЗе, специализирующемся на подготовке психологов.
  2. Повышение квалификации каждые пять лет — это обязательное условие, но многие психологи ценящие свою специальность, учатся постоянно.
  3. Прохождение личной терапии и обучение тому, как работать с психологом другому психологу. Для этого существуют интервизии и супервизии. Психолог тоже человек, периодически нуждающийся во взгляде со стороны другого эксперта. Второй момент, бывают сложные случаи в практике, когда коллегиальная помощь помогает увидеть с чем надо поработать, чтобы выйти из кризиса.
  4. Начинающему психологу желательно наработать опыт в течение 1 – 3 лет в государственных учреждениях.
  5. Психологи с большим опытом стремятся к самостоятельной практике, на этом этапе важно получить лицензию и открыть свое дело.

Востребована ли профессия психолога?

Врачеватели человеческих душ – так называют психологов. Востребованность профессии психолог всегда актуальна. Современное время с его перенасыщенностью информации и постоянно меняющимися условиями жизнедеятельности, на которые влияют: государство и предпринимаемые им законы, политическая обстановка в стране и во всем мире, СМИ с постоянно тревожными новостями – все это накладывает отпечаток на мышление и . В условиях стресса, друзья и близкие не всегда могут помочь, а профессиональная помощь способна дать «второе дыхание» человеку.

Психолог — характеристика профессии

Существует распространенное заблуждение, что психолог – это тот, кто раздает советы. И приходя на консультацию, человек ждет, что ему расскажут, как надо жить, дадут много подсказок и жизнь поменяется, как по мановению волшебной палочки. Это далеко не так. Профессиональный психолог, к разочарованию многих людей, не дает советов. В чем же тогда заключается профессия психолога? В профессиональном подходе к проблеме клиента. Характеристика профессии психолог предполагает, что личность психолога — это самый главный инструмент успешной терапии.

Качества, которыми должен обладать профессионал:

Психолог — разновидности профессии

Профессия психолог, при всей многочисленности ответвлений имеет 3 официально-признанных подхода в деятельности. Психолог — направления профессии:

  1. Педагогическая деятельность (теоретическая) – направлена на осуществление передачи знаний о психологической науке (профессия педагог-психолог самая востребованная в образовательных учреждениях)
  2. Научно-исследовательская — проведение экспериментов, анализ, обобщение данных, статистика психологических явлений, динамика процессов и их обоснованность. Написание трудов, диссертаций по психологии
  3. Практическая деятельность включает в себя:

Профессия психолог — плюсы и минусы

Человек, выбравший для себя эту специальность должен изучить основы профессии психолог и выработать понимание, что кроме положительных аспектов, у профессии есть и «темные» стороны, часто непредсказуемо всплывающие в разных ситуациях. Сознательный выбор в пользу психологии предполагает принятие негативных моментов, с которыми придется столкнуться, и знание как это преодолеть, чтобы профессия приносила моральное удовлетворение.

Плюсы профессии психолога

В психологию, в основном идут люди стремящиеся к самопознанию. Бывает и так, что человек принял решение избавиться от застарелых травм и комплексов и затем помочь в этом другим. Плюсы и достоинства профессии психолог:

Опасности профессии психолога

Работать психологом — это не всегда позитивная отдача, и стойкий положительный результат. Работа в государственных учреждениях с социальной направленностью на неблагополучные семьи, служба в хосписах, детских домах – очень специфична, требует огромной самоотдачи и видение своей деятельности как миссии, но даже это не спасает от , которое наступает быстрее, чем в других профессиях. Другие минусы специальности:

Где может работать психолог?

Актуальность профессии психолог, на сегодняшний день, признается государственными и частными учреждениями. Работодатели заинтересованы в высококвалифицированных сотрудниках, а люди, обращающиеся в психологические центры, нуждаются в помощи специалистов. Кем может работать психолог при всей многогранности профессии, ведь прикладных сфер для реализации много — выбор зависит от стремления сделать карьеру в определенном направлении.

Сфера здравоохранения:

Система образования:

Источник: http://kbect.ru/gde-mozhet-rabotat-psiholog-mozhno-li-rabotat-psihologom-bez-profilnogo.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *