Напишите таёжные приметы из — таежные приметы

17.04.2018

Решил, что надо взять себя в руки, «перво- наперво надо развести огонь. Собрал сухие ветки, сорвал пучок сухого мха-бородача, сложил всё в кучу и поджёг. Запасся на ночь дровами.
мальчик своё спасение вот, что привлекло его внимание (В озере. “Утку отнесло, значит, есть тягун, озеро проточное”, удивило Васютку, когда он глядел в озеро- Много рыбы. “В озере – белая рыба! ”

Напишите таёжные приметы из рассказа васюткино озеро

Решил, что надо взять себя в руки, «перво- наперво надо развести огонь. Собрал сухие ветки, сорвал пучок сухого мха-бородача, сложил всё в кучу и поджёг. Запасся на ночь дровами.
мальчик своё спасение вот, что привлекло его внимание (В озере. “Утку отнесло, значит, есть тягун, озеро проточное”, удивило Васютку, когда он глядел в озеро- Много рыбы. “В озере – белая рыба! ”

помогло Васютке спастись : Знания о жизни тайги, умение рассуждать и искать выход из положения
Какими знаниями владел Васютка? Умел определить стороны света, найти в лесу реку, выбрать направление выхода из леса
Откуда берет он эти знания? Из рассказов взрослых, учителей, из книг, из своего опыта.

Источник: http://botanim.com/literatura/3650093.html

Таежные приметы

quote: Originally posted by spirikraft:

Вирусятину словить?

quote: Originally posted by spirikraft:

Вирусятину словить

Убить больное животное)))

касторка posted 27-7-2010 22:52

quote: Originally posted by Marveld:

Убить больное животное)))

Взять медведя с трихонеллезом — пропустить зараженный скрипт.
А вот сьесть его печень — убить систему.

Marveld posted 27-7-2010 22:58

quote: Originally posted by касторка:

Добыть зверя — . (варианты?)

Модератора забанить))).

касторка posted 27-7-2010 23:07

quote: Originally posted by Marveld:

Модератора забанить))).

-1
Крамола

Marveld posted 28-7-2010 00:17

)))

Egor Irkutsk posted 28-7-2010 04:44
.
. Как и при сборах в боевой поход, русские охотники придавали большое значение не только чистоте внешней, но и внутренней, . Накануне дня, назначенного к выступлению псовой охоты в отъезжее поле, каждый из ее участников должен был непременно вымыть и вычистить свою лошадь и собак, побывать в бане и удержаться в ночь, предшествующую отъезду, от . Незадача охоты в полях частенько списывалась на малодушие какого-нибудь молоденького стремянного, соблазнившегося объятиями страстной поселянки. В этом поверье отразилось мнение церкви о женщине, как о , . Вероятно, и другое поверье — о не сулящей добра встрече охотника при выходе из дома в поле с женщиной (именно с женщиной, а не с незамужней девицей), особенно если женщина несет пустые ведра, имеет те же корни.

Негативное отношение Православной церкви к охоте — занятию праздному, выразилось в следующей примете: .

Не несла удачи охотнику встреча с перебегающим дорогу зайцем, который не мог стать добычей для двигавшейся в походном порядке псовой охоты. По народным же представлениям, зайцы, находясь в подчинении лесного царя — лешего, являлись недобрыми вестниками, направляемыми навстречу людям . Леший управлял подвластными ему животными через особых заячьих, волчьих, соболиных — зверей редких окрасов или огромных размеров. Добыча такого охотником была предзнаменованием беды: Встречи охотников с заячьим и соболиным князьями описаны С.Т.Аксаковым в и А.Черкасовым в , а драматическая травля приведена Р.Л.Марковым в одноименном рассказе.

Немалую опасность для охотника и его собаки представляли знающиеся с люди — колдуны, знахари и прочие, способные или . Поэтому, выйдя из дома, следовало всеми силами избегать встречи с обладателями .

Однако народная традиция знала и средства, использование которых спасало охотника от последствий дурных встреч и предзнаменований. Из ведических арийских верований перекочевало в русский фольклор мнение о магическом, очищающем действии воды. Верным средством от считалось купание охотника с собакой после встречи с человеком. Поздней осенью и зимой, когда купание было невозможным, защитную роль играли клочок красной шерсти или ленточка, прикрепленные к собачьему ошейнику, крест на шее охотника, вырезанный из (дербенника иволистого), способной разрушить любые колдовские козни. Даже в наши дни, выезжая на полевые испытания и состязания, довольно-таки часто приходится встречать собак с красными ленточками на сворных ошейниках.

Залогом успеха предстоящих охот считалось окуривание охотничьих принадлежностей и собаки дымом травы с произнесением соответствующих заговоров, купание собаки в Чистый четверг и незаметное кропление кем-либо из домочадцев охотника перед выходом в поля Святой водой.

Нейтрализовать возможные последствия встречи с зайцем на большой дороге можно было несколькими способами: во-первых, перекрестясь, сказать заговор: , а во-вторых, сделать , то есть надломить ветку у придорожного дерева, что будто бы сводит дурное предзнаменование на нет.

Существовало на Руси множество и других примет: сулящий неудачи в пути месяц, освещающий дорогу с левой стороны, крики ворона, совы или филина. Для каждой такой приметы находились и свои спасительные заговоры, обереги.

КАЛЕНДАРНЫЕ ПРИМЕТЫ ОХОТНИКОВ
(ВСЕ ДАТЫ ПРИВЕДЕНЫ ПО НОВОМУ СТИЛЮ)

25 апреля — день Святого Преподобного Василия Парийского. Зайцы в этот день бегают днем. . Говорят: , .

27 апреля — день Святого Мартина Исповедника. По приметам охотников, в этот день лисицы переселяются из старых нор в новые и в первые три дня и три ночи своего переселения бывают, якобы, слепы и глухи. В народе день этот носит название Мартына Лисогона. , .

2 августа — день Пророка Илии, Ильин день. Первый выезд псовых охотников на волков. Примета: .

14 сентября — Преподобный Симеон, Семен Летопроводец, Семенов день, Осенины. Первый праздник псовых охотников, выезд в отъезжее поле на зайца-русака и лисицу, с гончими — в лес по чернотропу гонять беляка. Поговорка: .

12 ноября — день Священномученика Зиновия и мученицы Зиновии, Зиновьев день. Праздник псовых охотников, выезжающих на первую порошу. По первой пороше надо затравить хотя бы одного зайца, который называется , иначе будет незадача в полях на весь предстоящий год.

собираясь на охоту, в ответ на добрые пожелания провожающих: , не отвечает: , как будто не охота вовсе предстоит человеку, а другие дела. Охотник в свою очередь подтверждал, что он якобы пошел к черту. У эвенков напутствие мужчинам-добытчикам делается летом на празднике перед началом охоты. Исполняется песня, в которой говорится: .

Распространено мнение, и даже в песне семидесятых годов поется, что не повезет, если черный кот дорогу перейдет. Оказывается, это не всегда так. Более грамотные суеверы утверждают, если черный кот дорогу переходит справа налево, то есть как бы в пазуху мужской одежды, то наоборот, будет прибыль, удача на охоте. В некоторых местностях считают нечистой силой не черного кота, а зайца. И если последний перебежит дорогу, то уже наверняка охота не получится. — и сегодня можно услышать пожелание на юге Украины.

Существует и такая примета. Рубеж октября и ноября в старых календарях означал наступление — начала зимней охоты на косого. В некоторых деревнях охотники в это время отправлялись в лес и вешали на нижний сук дерева небольшую связку моркови, при этом приговаривали: . Тем самым желали обеспечить себе успешную добычу. А на празднике охотников, который на Руси считали 12 ноября (день Зиновия), надо было обязательно затравить хоть одного длинноухого, чтоб быть удаче весь год.

В северных лесных краях нашей страны охотники с суеверием относятся к медведю. Они никогда в лесу вслух не назовут его медведем, чтобы не вызвать гнев зверя. Его предпочитают называть уважительно , и т.п. А у некоторых народов медведя приравнивают к человеку, но в природной шубе, считая, что у него то же строение тела, та же плоть. И потому нельзя есть медвежатину, ибо по вековечному запрету нельзя есть мясо, подобное себе — иначе на тебя обрушится безумие, и род твой выродится.

Среди предрассудков, особенно , широко распространен такой, как . Ефим Пермитин в одном из своих охотничьих рассказов приводит пример, как опытный сибиряк Поликарп Корзинин, готовясь к охоте, закрывал во дворе ворота, чтобы никто не видел его и не сглазил, так как>. по суеверному поверью Поликарпа Мефодьевича, сборы на охоту должны быть без чужого . Об этом суеверии также писал классик охотничьей литературы Сергей Аксаков. , или , очень укоренена в охотниках. Они верят этой силе безусловно и не только сами боятся встречи с такими людьми, особенно при выходе на охоту, но берегут от них собак и ястребов, даже прячут ружья и всякие звероловные и рыболовные снасти.

.
1) Встреча с людьми недоброжелательными, по большей части имеющими будто бы дурной глаз, с людьми насмешливыми (озорниками), вообще с женщинами и в особенности с старахами. Выходя на какую бы то ни было охоту, охотник внимательно смотрит вперед и, завидя недобрую встречу, сворачивает с дороги и сделает обход стороною или переждет, спрятавшись где-нибудь на дворе, так, чтобы идущая старая баба, или недобрый, или ненадежный человек его не увидел. Если какая бы то ни была женщина, не примеченная охотником, неожиданно перейдет ему поперек дорогу, охотник теряет надежду на успешную охоту, нередко возвращается домой и через несколько времени отправляется уже совсем в другую сторону, по другой дороге Женщины знают эту охотничью примету, и потому благонамеренные из них, завидя идкщего охотника, ни за что не перейдут ему дорогу, а дождутся, пока он пройдет или проедет. Замечательно, что эта примета до девиц не касается.

2) Встреча с пусттыми телегами или дровнями не предвещает также успешной охоты, тогда как, напротив, полнчй воз хлеба, сена, соломы или чего бы то ни было считается добрым предзнаменованием.

3) Крик ворона, филина и совы, если охотник услышит его, идя на охоту, не предвещает успеха.

4) Если кто-нибудь скажет охотнику, идущему стрелять: «Принеси крылышко», зверолову — «Принеси шерстки или хвостик», а рыбаку — «Принеси рыбьей чешуйки», то охотник считает, что охота его в этот день не будет удачна. Вышеприведенными мною словами часто дразнят охотников нарочно, так, ради шутки, за что они очень сердятся и за что нередко больно достается шутникам.

Для противодействия дурным встречам и предзнаменованиям считается довольно верным средством: охотнику искупаться, собаку выкупать, а ястреба вспрыснуть водою.

5) Есть еще примета у некоторых рыбаков с удочкою, что в ведро, куда предполагается сажать свою добычу, не должно наливать воды до тех пор, покуда не выудится первая рыба. Впрочем, эта примета далеко не общкя.

6) Дробины или картечи, вынутые из тела убитой птицы или зверя, импют в глазах охотников большую важность; они кладут такие дробины или ксртечи, по одной, в новые заряды и считают, что такой заряд не может пролететь мимо.

7) Почти все охотники имеют примету, что если первый выстрел будет промах, если первая рыба сорвется с удочки или ястреб не поймает первой птицы, то вся охота будет неуспешна. Это обстоятельство случается нередко с охотниками запальчисыми, особенно ружейными, не имеющими даже никаких примет, и случается по причине самой естественной: охотнип разгорячится, а горячность поведет за собой нетерпение, торопливость, неверность руки и глаза, несоблюдение меры и — неудачу. Все это обыкновенно приписывается первому промаху . Но вот странность: я знал одного славного ружейного охотника, уже немолодого, у которого была примета, что если первый выстрел будет пудель, то охота будет задачна и добычлива. Я много раз бывал с ним на охоте и должен сказать, что опыт, к моему удивлению, всегда подтверждал его странную примету. Этот охотник добродушно уверял меня, что несколько раз пробовал нарочно промахнуться первым выстрелом, но что в таком случае примета оказывалась недействительною. Эта примета уже личная и служит только новым доказательством, как сильно влияние мысли на телесные наши действия.

Приметы об охоте и ужении рыбы

Если в заячник следов на свежем снегу много — охота будет успешной.

На невод не ступать и не плевать- рыба не будет ловиться.

Поймать белого перепела — успех и богатство на всю жизнь.

Если охотнику не удается охота — он должен перекувырнугься на месте три раза.

Если вышел из дома, намереваясь отправиться на рыбалку, и первой встретил женщину, в особенности старуху вообще людей недоброжелательных, по большей части имеющих дурной глаз, с людьми насмешливыми (озорными) — можешь смело идти обратно, все равно удачи не будет; выходя на какую бы то ни было охоту охотник внимательно смотрит вперед и, завидя недобрую встречу сворачивает с дороги и обходит стороной или пережидает, спрятавшись где-нибудь на дворе, так, чтоб не увидели.

Для противодействия дурным встречам и предзнаменованиям у охотников считается довольно верным средством искупаться, выкупатъ собаку, а ястреба спрыснуть водой.

Встретить священника по дороге на рыбалку — не к добру.

Дробины или картечи, вынутые из тела птицы или зверя, имеют в глазах охотника большую важность; они кладут такие дробины или картечи, по одной, в новые заряды — такой заряд не может пролететь мимо.

Если рыбак, собравшийся в море, по пути к своей лодке встретит женщину в белом фартуке, плавание будет несчастливым.

Летняя щука берет приманку только с глубины — верный признак того, что в ближайшее время наступит похолодание.

Коли в начале рыбалки крупно не повезет (например, первая рыба сорвется с крючка) или первый выстрел будет промах (а также ястреб не поймает первой птицы) — вся охота будет неудачной.

Ловцы рыбные — люди гиблые.

Если кто-нибудь скажет охотнику идущему стрелять: принеси крылышко; зверолову — принеси шерстки или хвостик; рыбаку-принеси рыбьей чешуйки — к неудачной охоте и рыбалке.

Если грачи покинули свои гнезда, жди беды.

Убить белку — накликать себе беду. Если спортсмен-стрелок застрелит белку, не видать ему призовых мест.

В ведро, куда предполагается сажать рыбу, не должно наливать воды до тех пор, покуда не выудится первая рыба.

Если рыболову попадется мелкая рыбешка — он должен посечь ее со словами: пошли отца, пошли мать, пошли тетку — и отпустить опять в реку, чтоб попались более крупные рыбы.

Крик ворона, филина или совы, если охотник услышит его, идя на охоту, не предвещает успеха.

Бросить баранью кость в огонь — накликать беду.

Если белый голубь садится на печную трубу, это предвещает смерть в доме.

Рыбу ловить — при смерти ходить.

Добрая примета — встретить дурачка или уродца, если идешь рыбачить.

Прежде чем бросить крючок в воду на приманку надо поплевать — чтобы лучше клевало.

Если с самого утра становится душно — будет хороший улов.

Несчастье случится с любым рыбаком, который помянет кролика.

Если домашние рыбки роются в песке аквариума — будет хорошая погода и отличный клев.

Сияние Стожар — к успешной охоте на медведя.

Ранним утром, отправляясь в лес, охотник на зайца вешает на нижние ветки какого-либо дерева маленькую морковку приговаривая: на сто зайцев.

Если какая-нибудь женщина (но не девица), не примеченная охотником, неожиданно перейдет ему дорогу- к полной неудаче в охоте; охотник должен вернуться назад и через некоторое время пойти по совершенно другой дороге.

Если по пути на рыбалку ты заметишь уховертку, рыбалка будет неудачной.

Встреча с пустыми телегами или дровнями не предвещает успешной охоты. тогда как полный воз хлеба, сена, чего бы то ни было считается добрым предзнаменованием.

Увидеть одну галку — к несчастью.

Ерш (бобырь), попавшийся в первом улове, — к неудачному промыслу.

Если над твоей головой пролетела выпь, загадай желание. Если ты идешь на стрельбище с когтем выпи в петлице, стрельбы будут. удачными.

Не забывай плюнуть в невод или сеть перед тем, как забросить их в море.

Если рыбаку или охотнику пожелали удачного лова или охоты — жди обратного результата.

Гром в жаркий день — к удачной охоте на медведя.

KZ_HUNTER posted 28-7-2010 10:02

quote: Originally posted by касторка:

Запись в избушечном Домовом журнале

можно пояснить что за журнал такой загадочный?

KZ_HUNTER posted 28-7-2010 10:03 спасибо уважаемому Egor Irkutsk, наиболее полный и отвечающий теме пост.

dennovv posted 28-7-2010 10:38

quote: Originally posted by Egor Irkutsk:

На невод не ступать и не плевать- рыба не будет ловиться.
Не забывай плюнуть в невод или сеть перед тем, как забросить их в море.

На выбор

Чукля Чунь posted 28-7-2010 11:13 Неее — поверий и сяких псевдометок масса

А вот особенный прибамбас — когда вертак начинают чинить на твоих глазах.
Я об ЭТОМ много рассказать мог бы — но не охота
Тут вам и бычки обязательно в томате на рыбалке
и Васька с пустым ведром(за бражкой посунулся)

ramon posted 28-7-2010 11:34 Не сочтите за рекламу. Уж очень подходит по теме.

из книги А.Карпова «Закон Тайги», рассказ «Мумка» ( топикстартеру-ссылка где то на пятой странице, если не прочитали мой пост.)
————
«И днём-то по тайге идти непросто, а ночью — совсем тоска!

Здесь первое правило такое:

Второе, может быть, важнее первого:

Это правило не всем дано, но в критической ситуации оно часто помогает. Главное, чтобы ты духом не пал и уверен в победе был. Со временем к этому так привыкнешь, что и не заметишь, что сам, как собака стал. Догадаешься об этом, когда поймёшь, что сохатого и зимовьё за полкилометра чуять начинаешь.

Ещё третье правило есть, которое, бывает, и опытных охотников подводит:

Светить можно, когда хоть какая-то дорога, хоть след собачий, но есть. Или звезда на небе, которую ты для себя наметил.

А если уж у тебя собачка с собой, так тут переживать особо нечего, ты теперь только себе не верь, и она выведет. В тайге только тот рядом с собакой погиб, кто считал, что он умнее её!

И с компасом так же.

Остановись! Подумай спокойно, сообрази, в каком районе ты находишься. Сориентируйся и выбери направление. Но только всего одно — не больше! Всего одно! Только его и придерживайся. Только его! Как только мысль к тебе пришла, что не туда идёшь, сверь направление и гони её подальше! Можно матом — хоть трехэтажным, — главное, чтобы она больше тебя не посещала!

Тогда — по приметам, где Север, а где Юг, про которые тебе ещё в пятом классе учительница природоведенья рассказывала. А если у тебя двойка по тому предмету была, так тогда и чёрт с тобой, загибайся здесь — туда тебе и дорога! Если, прежде чем попасть сюда, ты даже про это не удосужился узнать.

Тайга, она дураков не любит!

Тебе в тайге главный постулат усвоить надо: — он называется. Если ты эмоциям поддаваться начал, то смело можешь считать, что конец твоего жизненного пути уже на горизонте замаячил. Как только ты от своего же трезвого решения отходишь, сомневаться начинаешь, или без ума — на удачу решишь что-либо сделать, так знай, что это девка таёжная — Синильгой зовут! — сначала смеяться над тобой будет, а как поймёт, что ты себя в узде удержать не можешь, так примется на ухо шептать — к себе манить. Вот тут ты и станешь между ними дёргаться — между её наущениями и здравым смыслом. А как она разберется, что ты её слышишь, так тут же и наяву появится, — теперь уже не шепотом, а рукой манить станет, а то и под твои же белы ручки тебя возьмёт и в свои края проводит!

Вот тут-то, паря, и пришел тебе конец!

А уж как прибрать тебя к своим рукам, она найдёт способ.

То на скалу тебя загонит, чтоб, вроде, ты получше с неё огляделся, а ты с неё рухнешь — убьёшься.

То по курумам, где ход, вроде, полегче — по камням скакать тебя заманит, где ты ноги переломаешь.

То речку заставит форсировать без ума, где десяток способов найдёт, как тебя на тот свет переправить.

Или ещё что поковарнее придумает!

Мало кто из объятий Синильги смог выбраться, но все, кто видел, одно говорят:

spirikraft posted 28-7-2010 11:54 [QUOTE] Найди в себе зверя! Только верь и не думай, [/QUOTE

Не надо его искать, поживешь в лесу пару недель, он тебя сам найдет.

Дядя Сережа posted 28-7-2010 14:22 Привет ребята! Ружишко в руки взял 35 лет назад. Дед, бабушка, батяня были охотниками. Бабку не помню, деда смутно. Учился у отца просто. Пока он мог по лесу ходить, я ходил с ним и смотрел, перенимал, просто слушал, старался делать как он. Специально батя почти ничему не учил. Но небыло не чего хуже как услышать от него осуждения какого либо поступка на охоте. Так скажет, что каждое слово как приговор в душу ляжет и второй раз повторять его тебе не придется никогда. Бывало хотя и редко. Много он знал и умел, ничего не скрывал, но и не выдавал. Его слова были — «придет время сам сможешь, а пока не можеш учись, что я ради твоей науки зверя портить буду». Шептал он однако что-то на березу. Так и не расказал что. Я сам, для себя придумал. Помогает когда к тому что наговариваеш сам серьезно относишся и никому другому этих слов знать нельзя. Видно сбываются его слова — приходит время сам научился.
Самое простое. Если уж очень часто в необъяснимых случаях подранки уходят. Найди северный ручеек. Неспеша, промывая из него ствол пошепчи на него чтонибуть, только с определенным тобой, искренним чувством (не знаю какие правилно слова-то сдесь подбирать) и охта пойдет. Если не пошла значит не то чувствовал когда шептал, а этому не научиш. Рано еще значит. Придет время . . Вот и понимайте как хотите. Самые «мудрые» можете даже попытаться объяснить. Но скажу точно — у того кто это хочет объяснить с березой и ручейком точно толку не будет.
vladdrakon posted 28-7-2010 15:30 ..Хотите верьте, хотите-нет,но Синильга-есть. Баил старый удэгэ, малолетком зимой к вечеру взял первого изюбря, пока освежевал, разделал-стемнело.У туши нодью поджёг, лапнику нарубил, длинную ночь коротает.. Кто у нодьи зимой ночевал-знает, крутишься как лещ на сковороде-один бок костром жжёт,другой-морозом давит, не сон — маета и не спишь, и не бодрствуешь. И вот парню в полусне-полуяви к костру выходит дева.»Ты-Синильга?»парень спросил-«Я,»отвечает красавица,»с полем тебя, охотник-только,что же ты у нодьи мерзнешь, ляг на шкуру изюбря-да ею же накройся, тепло тебе будет и покойно.»Удеге так и сделал-и выспался, как на печке. А утром-смёрзший в железо конверт разомкнуть не смог, так и лежал двое суток, пока отец с братом по следам за ним не пришли. А если б один был?Но,лежать было-тепло и покойно..
Egor Irkutsk posted 28-7-2010 15:59 Кстати о Синельге. По легенде у одного тунгуса родилась дочь. Когда он вышел из чума на улицу, там падал снег, и тунгус решил назвать дочь Синильгой, что в переводе с эвенкийского и означало — снег. Когда дочь выросла, то стала шаманкой. При этом была она редкой красоты и ума. Умерла Синильга внезапно, в молодом возрасте, по неизвестной причине. По тунгусским обычаям, была похоронена в выдолбленной из цельного ствола дерева колоде, подвешенной на деревьях, на берегу одной из рек Эвенкии. Эта молодая неуспокоившаяся шаманка по ночам бродила по земле и вытворяла разные чудеса, иногда страшные, иногда — не очень. Чаще всего она приходила к домам одиноких мужчин, стучалась к ним в окна.

Её приход ощущался как лёгкое движение воздуха в безветренную погоду и резким похолоданием, даже в жарко натопленной избе.

В общем-то, ничего плохого она не делала. Кроме лёгких проказ в виде переноса вещей с одного места на другое или беспорядочного раскидывания их, стуков в дверь и окно, а также создавания неведомых необычных звуков и видений.
Но само появление мёртвой шаманки наводило ужас на простодушных тунгусов. Они начинали, с помощью действующих шаманов, ставить Синильге заслоны в своём жилье.
Стерегли её шайтаны (черти) и, чтобы они хорошо это делали, шаманы задабривали их подарками и уговаривали магическими заклинаниями. А если одинокий мужчина поддавался на её уговоры и просьбы о любви, то в скором времени обязательно умирал.

Те же самые шаманы, которые следили за ограничением свободы действий Синильги, в случае необходимости особыми заклинаниями и определёнными ритмами ритуального бубна — непременного атрибута шаманской деятельности — вызывали её из потустороннего мира на помощь.

Источник: http://forum.guns.ru/forummessage/14/660980-8.html

Таежные приметы

таежные приметы

Таежные приметы из текста рассказа «Васюткино озеро».

Много хвои , редкий медведь, рыси .

Если ответ по предмету Литература отсутствует или он оказался неправильным, то попробуй воспользоваться поиском других ответов во всей базе сайта.

Источник: http://zubrit.com/literatura/zu586245.html

СИБИРСКИЕ ПРИМЕТЫ, ОБЫЧАИ, ПОВЕРЬЯ

Русский Национальный Ресурс
Украшение блюд
Букеты из конфет
Детский праздник

таежные приметы

Раздел:
Сибирская кухня, сибирские традиции
15-я страница

КАЛЕНДАРЬ СИБИРСКИХ НАРОДНЫХ ПРИМЕТ

«Божье посещение …от бывшею в реке Енисее великои вешнеи воды, …скотину водою разнесло, и довольно в анбарах и на поле посевного хлеба потопило». (1766 г.)

Цикличность уклада жизни сибиряка-землепашца, круг ежегодных работ и забот базировались на ежегодной повторяемости природных явлений. При этом периодичность и своевременность принимаемых решений, во многом, зависели от умения предугадывать изменения в природе, от прогнозирования возможного урожая или неурожая.

За два-три столетия жизни на сибирской земле, путем кропотливых эмпирических наблюдений и систематизации знаний, трудом многих поколений сибиряков был собран богатейший метерологический материал. Уникальность народного календаря состоит в сообразности природно-климатическим условиям края, его резко-континентальному климату.

Несмотря на то, что многие приметы воспринимаются ныне несерьезно, их цивилизационная ценность несомненна. Многие из них, несмотря на глобальные изменения климата, могут помочь сибиряку и в наше время, кроме этого, собранные по крупицам и систематизированные приметы народного календаря лишний раз свидетельствуют о любознательности, уме, сообразительности, наблюдательности, расчетливости и просчитанности уклада жизни старожилов.

Даты сибирского календаря народных примет приводятся по новому стилю:

• Васильева (Новогодняя) ночь (с 13 на 14 января в XX – XXI вв.) звездиста — к урожаю ягод.

• На Новый год (14 января) кить (мягкий снer) падет, — то к урожаю;

• На Новый год тепло и снег — то лето теплое, дождливое;

• На Новый год тепло и без снега — то к неурожаю и к болезням;

• На Новый год приготовишь на стол много перемен блюд вкусных, — то сытно будешь есть весь год;

• На Рождество иней — к урожаю хлебов. Темная ночь — коровы будут молочными, светлые — в году куры будут ноские;

• Если Богоявление (Крещенье) приходится на полный месяц (Богоявление — 19 января), — к большому разливу;

• На Григория (23 января) иней на стогах — к мокрому лету;

• На Ефимия (2 февраля) в полдень солнце — то к ранней весне;

• На Полузимицу (7 февраля) ведро — весна будет красна;

• На Трифона (14 февраля) звездиста ночь — к поздней весне;

• На Сретенье (15 февраля) утром снег — к урожаю ранних хлебов; в полдень снег — к урожаю средних хлебов; к вечеру — к урожаю поздних хлебов;

• Какова Авдотья (14 марта), таково и лето. Если тепло и каплет с крыш, — лето будет теплое;

• На Василия Теплого (4 апреля) солнце в кругах — к урожаю;

• На Благовещенье (7 апреля) вывешивают мокрое полотенце. Если к утру полотенце «заколеет» (замерзнет) — лето дождливое будет; если будет «волглое» (сырое) — лето будет среднее; если полотенце высохнет к утру — лето будет хорошее;

• На Благовещенье взвешивали три первых куриных яйца. Если первое самое тяжелое, — то к хорошему урожаю, если третье — то к плохому;

• На Якова (13 мая) ясный восход солнца, — будет «вёдреное» лето;

• На Иова (19 мая) большая роса — к урожаю огурцов;

• На Николу (22 мая) дождь — это благодать божья на весь год;

• В мае кукушка закукует на «голый» лес — к неурожаю;

• На Мокея (24 мая) будет мокро, — лето будет мокрое; если на Мокея сухо, — то лето будет сухое; туман на Мокея — к мокрому лету;

• На Луку (13 июня) южный ветер — к урожаю, северо-западный ветер — к сырому лету;

• На Ивана Купалу (7 июля) будет небо звездисто — много грибов будет;

• На Ивана обильная роса — к урожаю огурцов;

• На Самсона (10 июля) будет дождь, — до бабьего лета будет сыро, дождливо;

• Коли на Петров день (12 июля) дождь — сенокос будет мокрый;

• На Афанасия (18 июля) месяц на восходе «играет» — к урожаю;

• До Успенья (28 июля) пахать — лишнюю копну нажать. ;

• Коли на Серафиму-Макрину (1 августа) мокро — страда ненастная; Макрина суха — осень сухая будет;

• До Ильина (2 августа) и под кустом сохнет, а после Ильи и на кусте не сохнет;

• На Анну (7 августа) утренник холодный — зима будет холодная;

• На Исакия (16 августа) вихри — к крутой зиме;

• Каков Средний Спас (19 августа) — таков будет и Покров (14 октября);

• На Лаврентия (23 августа) смотрят в полдень на воду: коли вода тиха, то и осень будет тихая, а зима без вьюг;

• 11 сентября: коли журавли на юг полетели, — к ранней весне;

• На Семенов день (14 сентября) ясно – бабье лето теплое простоит. Лист с деревьев валится, – рыба по реке тянется;

• На Евстафия и Михайлу (2 октября) примечают ветры: северный — к стуже, южный — к теплой зиме, западный — к мокрой зиме, а восточный — к ясной и холодной зиме;

• Октябрь ни колеса, ни полоза не любит;

• На Покров нет снега (14 октября), — до Митрия (9 ноября) земля «наголе» будет;

• С Матрены Зимней (22 ноября) зима встает на ноги. Иней на деревьях — к морозам;

• Туман на Матрену — к частым оттепелям;

• Каков Платон (1 декабря) — такова и зима будет, мягкая или студеная;

• На Андрея Первозванного (13 декабря) «наслушивают» воду: тихая вода — то зима хорошая будет, шумная вода подо льдом — то будут бури, метели;

• Каков день на Миколу Зимнего (19 декабря), таков и на Миколу Вешного (22 мая) — ясный или хмурый, дождливый или теплый. ;

• На Анну Зимнюю (22 декабря) иней на деревьях — к урожаю;

• На Рождество (7 января) метель — пчелы хорошо роиться будут.

Сопоставление погоды:

• «Ноябрь отвечает маю»; Снег — к сырости;

• «Декабрь отвечает июню»; Мороз — к жаре;

• «Январь отвечает июлю»; Метель — к затяжному ненастью;

• «Февраль отвечает августу».

Общие приметы:

• Снега глубоки — воды большие будут;

• Студена зима – к жаркому лету;

• У забоев (снежных сугробов) гребни закруглены — к урожаю;

• В какой день Масленицы будет тепло (понедельник, вторник, среду и т.д.), то в тот день сеять пшеницу — урожай будет;

• На Масленицу, в Прощенный день снег — к урожаю;

• Если в Христову Пасху «поспихать» клюкой куриц с насеста, то они рано начнут нестись;

• Обильный орех и рябина в тайге — к студеной зиме;

• Если свинья осенью стаскивает в «гнездо» прутья и солому, то зима холодной будет;

• Если у «забитой» скотины селезенка увеличена, то это к студеной зиме;

• Если лист осенью падает с деревьев более с вершины, то к холодной зиме; если беспорядочно – то к мягкой зиме;

• Если осенью лывы (лужи) замерзают чистым темным зеркалом, то зима мягкая будет. Если лед застывает «тарелками» (белыми пятнами), — то к холодной зиме;

• Если снег падает на сухую землю, — зима будет спокойной, морозной и ясной. Если снег ложится на мокрую землю — зима будет метельная, слякотная и сырая;

• Ранние морозы — то обязательно к студеной зиме;

• Морозы в Сибири приходят трижды. Если Пасха ранняя, то третий пик морозов приходится на середину Великого поста.

В качестве совета
Изготовьте старинный народный «барометр» для прогнозирования краткосрочных изменений в природе — ясной или дождливой погоды в течение 2-4 ближайших дней.
Для этого отпилите от ели отрезок ствола длиной 20-30 см с одной длинной веткой (Лучше всего от новогодней елки). Очистите от коры и прикрепите к стене в естественном положении за ствол так, чтобы ветка слегка прилегала к стене.
«Барометр» устанавливается в тени, на стене балкона, дачного домика, на крыльце. Движение ветки вверх предскажет наступление «вёдра» (солнечной погоды); отклонение вниз — дождливой.
Проградуируйте на стене по ходу ветки ваш «барометр».

СИБИРСКИЕ ПРИМЕТЫ, ОБЫЧАИ, ПОВЕРЬЯ

НА ПРОМЫСЛЕ И НА ПАШНЕ.

Старик-хозяин ладит «вентерь» (вентель) «на весну рыбу идти промушлять». Чтобы пройти в избу, приходится перешагнуть через разложенную по полу рыболовную снасть. — «Не, паря, этова не надо; никовда не надо. Не шагай через. Через это рыба в него не пойдет. Испортить вентерь можно».

При первом весеннем лове … первую же пойманную более или менее крупную рыбу бьют палкой и при этом приговаривают, ударяя по рыбе, — «попала, да не та, посылай мать да отца, бабушку да дедушку».

Желательно в день посева украсть у кого-нибудь что-нибудь, хотя бы, например, серянку [спичку]. Урожай и сев будут удачны.

Во время посадки [клубней] картофеля нельзя их есть, а то крот будет их уносить и портить.

О ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЯХ.

Как же, как же, паря, это верно — пожар от грозы, это уж как не «Божья милось». Так и говорят — «гореть Божею милосью». Нет, водой тушить такой пожар никак нельзя. Потом уж разгрести [золу] можно.

При граде и при грозе выбрасывают на улицу через окошко (д. Ярки) или через ворота (с. Богучаны, д. Карабула) на улицу же лопату, которой садят хлеб в печь … или печную клюку, чтоб скорее прекратилось то и другое.

Весной при вскрытии реки все спешат умыться свежей водой — чтоб здоровым быть.

О ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ.

Бывает, что собака теряет аппетит. В д. Пинчуге, чтоб она ела, рубят ей кончик хвоста, а в с. Богучанах одевают ей на шею ободок из черемухового прутика, обмазанного дегтем, или же просто «дехтяну веревочку».

Коров выпускают на волю вскоре после Пасхи. Старший член семьи выходит во двор и там обмазывает смолой наподобие креста двери хлевов, стаек и ворот, произнося при этом молитву.
Вдоль тех ворот, через которые выпускаются коровы, на земле он расстилает поясок, снимаемый с себя. Положив поясок и снова сотворив молитву, он делает несколько полупоклонов.
Затем, став перед воротами, он «три раз» перегородит (перекрестит) их.
Тогда хозяйка берет в руки ковригу хлеба, выходит за ворота и, отламывая кусок за куском, манит корову — «тпруси, тпруси, молена, тпруси, Ивановна, тпруси» и т.д. Мимо идущей корове она дает кусок хлеба.
Так переходят все коровы одна за другой, переступая поясок, который расстилается для того, чтоб они знали свой дом, свои ворота.
А хозяин вслед за уходящими коровами шепчет: «Христос с вами, Христос с вами!» — и крестит одну за другой.
День этот считается полупраздником и в течение его не полагается ругаться.

ПРИ ПОСТРОЙКЕ НОВОГО ДОМА.

При выборе места постройки кидают жребий. Хозяйка из ржаной муки печет 3 небольших «колобушка» хлебца. Эти последние выпекаются раньше всей остальной стряпни.
На следующий день, до восхода солнца, хозяин берет эти хлебцы и кладет их за пазуху, предварительно подпоясавшись.
Придя на намеченное место, хозяин … читает молитву; затем распоясывается и следит за количеством выпавших из-за пазухи хлебцев.
Если выпадут все три хлебца, место считается удачным и счастливым для поселья; если два выпадут — то «так-сяк», а один — вовсе плохо — селиться не следует.

Когда подымают «матицу» на только что возведенные стены строящегося дома, то поступают так. На «матицу», которая одним концом лежит на стене, кладут ковригу хлеба, немного соли и иконку; всё привязывают к матице новым рукотерником [полотенцем].
По поднятии матицы остаток дня считается праздничным.

В старину при постройке избы под окладку [нижний венец бревенчатых стен] всегда клали деньги в небольшом количестве, а под матню [матицу] третью часть того, что кладут под окладку.

В жилом доме нельзя прорубать окно или дверь — хозяин умрет или будет вообще крупная потеря.

ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА!

Э! Паря, ты не тово, от моёво куска не откусывай и из чашки из моёй не пей. Изурочишь, поди, паря. Мою всю силу через рот возьмешь. Обессилишь меня.

Хлеб отрезанной стороной или отломанной следует класть внутрь стола. Так же точно нельзя класть ковригу или калач вверх «исподней» [нижней] коркой. В первом случае будет мало хлеба, а во втором — на том свете [черти] будут держать вверх ногами.

При дележе в семье [семейном разделе] старший режет ковригу ржаного хлеба на дольки по числу делящихся или имеющихся в семье мужиков. Отделяющийся берет свою часть и отходит от стола. Бабы разливают квашню и уносят свои части.

В старину был обычай не рушить вечером непочатую ковригу хлеба. Говорили, что «коврига спит».

Хлеб нельзя тыкать вилкой — на том свете [черти] самого на вилах будут поднимать.

В СЕМЕЙНОМ БЫТУ.

Нельзя ребенка класть или сажать на стол — будет уросить [капризничать].

Нельзя ребенка хватать за ноги — худо ему может быть — не скоро будет ходить.

Невеста идет под венец — должна под левую пятку класть серебряную монету — значит, в замужестве в деньгах нуждаться не будет.

Во время болезни нельзя снимать ту рубаху, в которой заболел, иначе болезнь не скоро пройдет.

Умершему кладут в гроб кудель, а иногда даже чистое льняное волокно, чтоб ему помягче лежалось в земле.

РЕЛИГИЯ И ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ.

Рассейский народ молитвенный. А мы, челдоны, их [молитвы] не знам. В нашей семье семь человек, а Иван один только знат «Отче» и «Богородицу».

После Пасхи до Троицы нельзя в окно ничего выбрасывать — там стоит Христос, — «штоб не ушибить ево».

Вечером накануне праздников нельзя мести избу и выбрасывать сор из нее. Не будет богатства у хозяев.

Нельзя растягиваться на лавке ногами к божнице — Бог силу отберет.

Всякий праздник обязательно начинается накануне с закатом солнца и кончается также с закатом солнца. Канун праздника называется «вечерей».

Богатырский пир
РУССКАЯ КУХНЯ
Традиционные русские яства
Многие из этих блюд станут истинным украшением любого торжественного банкетного стола
Cоветы кухонным мужикам (т.е. поварам)

Источник: http://supercook.ru/sibir-k/sibir-15.html

Таежные приметы из текста рассказа «Васюткино озеро».

таежные приметы

много хвои , редкий медведь, рыси .

Другие вопросы из категории

Охарактерезуйте главного героя произведения.

Читайте также

курица , не логики , не фантазии , прошу , я надей , что вы мне поможете .

Напишите отзыв по рассказу » Васюткино озеро » .

1.Что вспоминал Васютка? Как прислушивался к лесным звукам, очем разговаривал с лесными жителями?
2.Почему рыбаки решили назвать озеро Васюткиным именем?
3.Как начинается и как заканчивается рассказ «Васюткино озеро»?
Поскорее, даю 15 баллов!

1. Почему у рыбаков не стало улова?
2. Чем занимались рыбаки в такое время?
3. О каких таежных законах вы узнали, читая этот рассказ?
4. Что пришлось сделать Васютке приманивая глухаря?
5. Как в лесу определить где север, где юг?
6. Почему Васютка стал разговаривать вслух, когда заблудился?
7. В каком направлении решил идти Васютка? Почему?
8. Какие признаки указывали на приближение водоема?
9. С какими приметами был знаком Васютка? (трех примет хватит)
10. Как Васютка устраивал себе ночлег?
11. Почему в озере было много белой рыбы?
12. Как начинается и как заканчивается рассказ «Васюткино озеро»?
13. Подберите текст из рассказа «Васюткино озеро» к иллюстрациям, помещенным в учебнике.
14. Объясните слова: холодная изморось, осетр, стерлядь, небылицы, хилые березки, затеси, белая рыбы, шлюпка, бот, пацан, хлопец, варнак, рыбная тара. Помогите пожалуйста. За ответ лучший дается 26 баллов.

1)Почему рассказ называется Васюткино озеро??

2)Васюткин портрет. НЕ РИСУНОК. Там надо описать его внешность,какой он был И ПОЧЕМУ.
Прошу только ПОДРОБНО,И МНОГО.

Источник: http://russkij-yazyk.neznaka.ru/answer/2221800_taeznye-primety-iz-teksta-rasskaza-vasutkino-ozero/

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *