Народные приметы на Пасху: как привлечь деньги, любовь и удачу | | Женский онлайн-журнал — пасхальные приметы и поверья нашего народа

15.08.2019

Если хотите, чтобы весь следующий год вам сопутствовала удача, подойдите к ритуалу очищения со всей серьезностью.

Народные приметы на Пасху: как привлечь деньги, любовь и удачу

пасхальные приметы и поверья нашего народа

С праздником Пасхи издревле у нашего народа связано много примет и поверий, которые формировались веками.

В эпоху язычества традиционно отмечался день пробуждения природы, что было очень важно для тогдашних земледельцев. Начинался новый хозяйственный год, на который возлагались большие надежды и чаяния.

С принятием христианства этот праздник трансформировался в Светлое Христово Воскресение.

Многие народные пасхальные приметы и обряды вряд ли применимы в нынешней городской жизни, но все же некоторые из них вполне могут вписаться в современные реалии. При желании всегда можно воспользоваться народной мудростью, чтобы привлечь себе красоту, здоровье, а в дом — спокойствие и благополучие.

Пасхальное приветствие

Один из самых древних пасхальных обычаев: обмен приветствиями «Христос воскресе» — «Воистину воскресе». Обмениваться принято не только словами, но и объятиями и поцелуями при этом. Не хотите нарушать личные границы других людей — ограничьтесь словесными приветствиями и искренними пожелания добра и счастья.

Говорят, что в этот день открыт особый канал, по которому все наши мечты и желания, принимаются «небесной канцелярией» на заметку. Поэтому не стесняйтесь просить в молитвах то, о чем давно мечтаете — как для себя, так и для близких людей.

Пасхальные яства

Наши предки верили, что пасхальные угощения обладают настоящей волшебной силой, способной исцелять болезни, помогать в сложных делах, способствовать исполнению желаний.

Главные герои пасхального стола — это пасхальный кулич и крашеные яйца.

Выбрасывать объедки или любые остатки с праздничного стола нельзя. Все, что вы не доели, нужно использовать: остатки отдать нуждающимся, объедки скормить животным или покормить птиц. Даже крошки кулича со стола нельзя смахивать в мусорное ведро —так ненароком можно смести в мусор все благополучие.

Использовать нужно даже скорлупу от «крашенок». Если замочить такую скорлупу в воде и оставить на некоторое время — полученный настой будет просто волшебным эликсиром для полива огородных или домашних растений. Крестьяне припасали несколько пасхальных яиц, чтобы заручиться поддержкой земли — в начале сельскохозяйственных работ яйцо зарывали в землю на поле, прося высшие силы о покровительстве и хорошем урожае.

Начинать пасхальную трапезу нужно правильно. Семья, собравшись за столом, читает молитву, каждый из домашних съедает по яйцу и кусочку кулича и лишь затем все переходят к другим блюдам. Такая традиция символизирует стремление всех членов семьи жить в согласии.

пасхальные приметы и поверья нашего народа

Пасхальные приготовления

Немало традиций, связанных с привлечением любви и благополучия, начинаются в предпасхальные дни. Особенно важное значение имеет Чистый Четверг — последний четверг перед Пасхой.

Как понятно из названия, в этот день принято заниматься уборкой.

Если хотите, чтобы весь следующий год вам сопутствовала удача, подойдите к ритуалу очищения со всей серьезностью.

В этот день нужно тщательно убрать свое жилье, выметая весь сор и вымывая все углы. Так вы избавляетесь от проблем и неурядиц, которые беспокоили вас. Если вы живете в собственном доме, наведите порядок во дворе и возле дома.

Грязную воду после мыть желательно выливать где-то подальше от двора, но так, чтобы не «навредить» кому-либо другому.

Разберите завалы, переберите шкафы — все, чем вы не пользуетесь, раздайте тем, кто в этом нуждается.

В Чистый Четверг нужно также уделить внимание и банным процедурам. Вода в этот день смывает все болезни, проблемы и беды.

Существует поверье, что перед ними нужно подстригать кончики волос, чтобы волосы были густыми и красивыми. В этот же день стригли маленьких детей.

Купание следует заканчивать ополаскиванием холодной водой. А чтобы эта вода принесла удачу и достаток, нужно приготовить ее заранее, опустив в нее серебро или золото. Народная примета гласит — после умывания такой водой человеку начнет везти во всех делах и начинаниях.

Полотенца после мытья раньше развешивали для сушки на заборах — специально, чтобы кто-то из прохожих мог взять их себе. Если такое случилось, это считалось верным признаком предстоящего удачного замужества какой-то из женщин в семье.

Конечно, сейчас такую затею реализовать совсем не просто. Но при желании можно отдать те же полотенца, постельное белье, одежду, обувь или игрушки в детский дом или дом престарелых, ведь и с забора это снимали именно нуждающиеся. А взамен можно попросить о счастливых переменах в своей жизни — помните, в Светлое Христово Воскресение все просьбы и молитвы, идущие от чистого сердца, непременно сбудутся!

Источник: http://womanclub.in.ua/ezoterika/narodnye-primety-na-pasxu-kak-privlech-dengi-lyubov-i-udachu/

Что можно святить на Пасху?

пасхальные приметы и поверья нашего народаПеред священным для нашего народа праздником Пасха, в субботу Страстной недели, верующие стремятся попасть в храм или церковь, чтобы освятить еду! Торжественное освящение продуктов – это целый обряд, который люди начали совершать очень давно, еще в XV веке.

Согласно христианским законам, освящать можно определенные продукты, и обязательно на время освящения помещать их в корзину. Собранную еду называют пасхальной коврижкой. Сегодня человек несколько отступает от традиций в выборе продуктов для освящения. Более часто подбирает то, что хочется ему, однако все равно берет и «нужные» продукты, освящение которых несет некий тайный смысл, скрытое таинство, словно послание Богу.

Что входит в пасхальную корзину?

Готовясь к Пасхе, прежде всего, освящают пасхальный кулич, который часто называют «пасха». Приготовить такой символ хлеба можно из сладкого дрожжевого теста, замешанного на молоке, кефире, твороге, однако у него обязательно должна быть круглая форма. Наряду с пасхальным куличом кладут сдобные булочки, которые по традиции перед Пасхой выпекают в каждом доме. В дополнение можно положить немного сладостей. Это могут быть конфеты, пироги с вареньем и маком, кокосовой стружкой.

Следующий важный продукт, который должен быть освящен в церкви – это молоко и все, что из него производят – творог, сметана, кефир, сыр. Все, что сделано на молочной основе рассматривается как символ жертвенности и одновременно божественной нежности. Человек должен постоянно думать и просить о божией благодати, словно младенец просит испить грудного молока!

Существует поверье, что тайна жизни сокрыта в замкнутом пространстве яйца, именно оттуда пошла жизнь. Христиане же верят, что яйцо – это символ жертвы, на которую пошел Христос ради человечества. Учитывая это, коврижку дополняют яйцами, заведомо украшенными на усмотрение хозяйки. Обычно их раскраивают или оклеивают разноцветными наклейками, символизирующими праздник Пасху. Принято освящать и мясные продукты, в первую очередь это колбасы, копченые и соленые мясопродукты, печеное мясо.

В пасхальной корзине обязательно должен лежать хрен. Связана эта традиция с Ветхим Заветом. Хрен символизирует силу и несокрушимость человеческого духа, после того как тот примет таинство Исповеди.

Взаимодействие человека с Богом символизируется солью, которая любой пище придает особый неповторимый вкус. Соль стоит на каждом столе в момент трапезы, и она должна занимать определенное место в пасхальной корзинке.

Пасхальную корзинку важно дополнить веткой вечнозеленого растения. Нет, не для красоты, а в знак вечной, бессмертной жизни. Используют все, что есть под рукой (ель, сосну, мирт). Прообразом нити, которая символизирует линию человеческой жизни, является рушник, который важно положить на освящение. Говорят, что свет в душу каждого и в дом несет свеча, которую также кладут в корзинку.

Что нужно помнить?

Продукты, которые входят в пасхальную корзину, не должны наполнять ее в хаотичном порядке, всему свое место. Еда укладывается компактно и берется в небольшом количестве, не забывайте, что продукт для освящения – это ритуальная еда, которой должно быть немного! Освященной пищи должно лишь хватать на разговение и все. Коврижка не должна содержать спиртных напитков, несмотря на то, что в Библии имеются упоминания о вине!

Если вам хотелось бы освятить дополнительно еще какой-нибудь продукт, лучше всего о нем заранее проконсультироваться в церкви, чтобы в столь великий праздник не нарушить обычаи, даже не догадываясь об этом, поклониться Богу и в знак уважения освятить ритуальную пищу!

Источник: http://ladym.ru/publ/primety/chto_mozhno_svjatit_na_paskhu/12-1-0-12113

Народные приметы пасхальные приметы и поверья нашего народаБашни.Нет

пасхальные приметы и поверья нашего народа

Если чешется:
Левый глаз — к радости.
Правый глаз — к слезам.
Левая ладонь — к деньгам.
Правая ладонь — к знакомству.
Левая нога — к любви.
Правая нога — к дружбе.
Левая грудь — тоскует.
Правая грудь — гуляет с другой.
Левая бровь — увидишь его.
Правая бровь — познакомишься.
Левое ухо — сплетни.
Правое ухо — хвалят.
Живот — к счастью.
Ступни-к драки из — за тебя.
Губы — к поцелую.
Затылок — к обману.
Щеки — вечная любовь.
Между пальцев — обидится.
Подбородок — ревнует.
Нос — пить будеш.
Лоб — ссора.

Источник: http://bashny.net/Panda/2013/09/16/narodnye-primety_2.html

Тема: Народные приметы и суеверия.

Опции темы
  • Поиск по теме
    Отображение
    • Линейный вид
    • Комбинированный вид
    • Древовидный вид
  • Ну, примерно так. Но не все могут камни на голову кидать. Порчу так и насылают. На моей бывшей работе были два гадких начальника. Один финансовый директор все время ущемлял работяг, срезая расценки, итр премии резал и надбавки снимал, ну и прочая. Сволочь был еще тот. А другой сексот кгбшный, стучал со школьной скамьи на свех вокруг. Дослужился до начальника охраны и по утрам отбирал пропуска у опаздавших на секунду. Этих двоих ненавидили все. И посылали проклятья и в глаза и за глаза. Болеют оба и очень сильно. Финансовый в итоге вылетел с работы (проворовался), а начальник охраны стал простым охранником без власти. Болеть продолжают. Я считаю наши плохие мысли, типа, чтоб ты . материализовались в полной мере. У меня как и у тебя, подумаю о ком-то, что давно не виделись, как тут же и встретимся, или кто-то расскажет об этом человеке. Муж уйдет и долго нет. Только подумаю, что -то пропал, как он дверь открывает. Получается, что он уже идет к двери и думает про меня и его мысли передаются мне и я вспоминаю о нем. Вообще это очень сложно объяснять. Надо читать умных людей, понимающих в работе нашего мозга. Бехтереву почитай или посмотри в инет ее интервью.
    https://www.youtube.com/watch?v=sIaO. 1y1Pw&index=62
    https://www.youtube.com/watch?v=lKX4. 1y1Pw&index=61

    Вот это последнее интервью с Бехтеревой я смотрела на Культуре. Оно длинное, но очень интересное. Этой женщине можно доверять, т.к. она всю жизнь изучала мозг человека. И знала о нем почти всё.
    https://www.youtube.com/watch?v=lKX4. 1y1Pw&index=61

    Пасхальные приметы и суеверия

    5 мая 2013 года все верующие христиане буду праздновать самый светлый и самый замечательный праздник – Пасху. Наш народ всегда свято верил в то, что блюда, которые окропила святая вода и «овеяла» священная молитва, обладают колоссальной целительной силой. Они помогают человеку выбраться из сложной ситуации. Освященные яства хозяйки тщательно прятали, чтобы к ним даже мышь не прикоснулась. Считалось, что если животное отведает хоть кусочек пасхального кулича, то у него вырастут крылья.

    Отдаем дань традициям

    Как гласили поверья, даже косточки от угощений обладали волшебными свойствами: достаточно было бросить их в огонь во время грозы, и все беды и ненастья отходили. Верхушка освященного кулича съедалась хозяином в открытом поле, чтобы накликать щедрый урожай. Также, в день празднования Пасхи Господней, верующие определяли грядущую летнюю погоду: если Прощеное Воскресенье было солнечным и теплым, то и лето будет теплым и щедрым на урожай. Если же шли дожди – то на полях следовало ожидать урожая ржи.

    Сегодня Кузьма Огородник. Этот день — кукушкин: в это время она начинает куковать в лесах и рощах. С этой птицей было связано несколько примет: если кукушка закуковала — пора сеять лен; кукушка кукует на сухом дереве — к заморозку. Также считалось, что если кукушка летает по деревне — быть пожару. На Кузьму (Косму) традиционно сеют морковь и свеклу. Интересно, что посадкой и прополкой овощей на Руси занимались женщины — и не только потому, что эта работа была легче, чем, например, пахота. Считалось, что все, посаженное мужчиной, пойдет в цвет, а плода не даст. Копая грядки, приговаривали: «Пришел Кузьма — заглянул в погреба, лопату взял — у избы землю вскопал». По другому обычаю, семена полагалось вымачивать в речной воде в течение трех утренних зорей. Делать это нужно было непременно скрытно, иначе урожай будет худой — ведь завистливый глаз много вреда может принести. Люди говорили: «Чужой глаз завистлив, а зависть, что ржавчина — весь урожай поедом поест». А если сам съешь хотя бы одно семечко из приготовленных к посадке — все выросшие овощи пожрет червяк. О предстоящей погоде судили по разным приметам. Теплое начало мая было верным знаком того, что в конце месяца начнутся холода, и наоборот. По этому поводу говорили: «На Кузьму в рубашке пахать — в шубе сеять». Если же май выдавался холодным — год обещал быть плодородным. Хороший урожай предвещали и обильные дожди. Кстати, первым дождиком смачивали волосы, чтобы они росли густо, как майская трава.

    сегодня с 30.04.на1.05. -прошла вальпургиева ночь — это главный шабаш ведьм, а также один из важнейших языческих праздников, посвященных плодородию. это праздник, почтить который вниманием обязана каждая уважающая себя ведьма.

    мы не похожи на киноактрис,
    мы ходим по земле глазами вниз.
    по внешности — монахини скромней.
    ах, внешность, что скрывается за ней.

    Hо скрипнет в роще старая сосна,
    в окно заглянет полная луна,
    в глазах зажжется дикий огонек,
    и обернется встречный паренек.

    по метлам, девушки, сегодня наш черед.
    и с визгом-хохотом, красавицы, вперед!
    в душе восторг, в груди кураж,
    айда, подруги, на шабаш!
    кого ни встретим, точно будет наш.

    Hо замуж — прыг, ведь годы коротки.
    стирать мужьям их грязные носки.
    готовить борщ, растить детей,
    тушить пожар, ловить коней
    и сохнуть от безвыходной тоски.

    а дальше старость, пенсия, инфаркт.
    судьба уж нам не сдаст козырных карт.
    все отгорело, пепел лишь внутри —
    «ой, где вы, годы девичьи мои. «

    hо скрипнет в роще старая сосна,
    в окно заглянет полная луна,
    в глазах зажжется дикий огонек,
    и поперхнется встречный паренек.

    по метлам, бабушки, сегодня наш черед.
    и с визгом-хохотом, красавицы, вперед!
    в душе восторг, в груди кураж,
    айда, подруги, на шабаш!
    кого ни встретим, точно будет наш.

    Источник: http://pensionary.ru/forum/showthread.php?485-%D0%9D%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%8B-%D0%B8-%D1%81%D1%83%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F/page4&p=38558

    Поминальная неделя

    Поминальная неделя — это вторая неделя после Пасхи. Существует несколько названий этой неделе Фомин неделю, Радуница, провода, проводы, могилы, бабий Пасха, поминки и др. Радуница — это «весенняя радость». По народным поверьям, умершим очень приятно, когда живые о них вспоминают добрым словом, посещают их могилы.

    Еще за неделю обычно люди идут на кладбище, чтобы привести в порядок могилы, посадить цветы, а то и деревья, убрать. В основном сажают калину или вишню.

    Накануне проводов следует привести в порядок все в доме: чисто убрать, вымыть, побелить, в целом приготовиться, как к большому празднику.

    После обеда семья, желательно в полном составе, идет на кладбище, приносит с собой яйца, куличи и другие пасхальные блюда, угощает священника и смотрителя кладбища с просьбой поминать умерших родственников. Обычно семья «гостит» у умерших родственников достаточно долго — до вечера. В некоторых регионах Украины сохраняется обычай христосоваться с умершими. Вот как эта процедура выглядит: по деревне следует прокатить яйцо, приглашая умерших родственников хлеб-соль есть в честь большого праздника. А потом сразу надо съесть эту пасхальное яйцо, поминая этих людей добрым словом.

    Вечером можно поставить свечу в церкви, помолиться за упокой души умерших. Некоторые общины все еще посещают кладбище торжественно, все вместе, пели по дороге церковных песнопений, неся хоругви и кресты. Помолившись на могилах, производят торжественный обед.

    После обеда или уже ближе к вечеру начинаются игры, хороводы и другие развлечения. А почему возникло название «бабьи проводы»? Потому что в этих играх основном участвует не молодежь, а пожилые женщины.

    5 мая празднуем Красную горку. Издавна горы имели символическое значение. Обратите внимание: почти все древние города построены на горах. Горы издавна были местами языческих богослужений и судов для народов Европы, часто становились местами захоронения умерших. Обратите внимание: у нашего народа тоже есть торжественная традиция насыпки горы над умершим

    красная горка

    пасхальные приметы и поверья нашего народа

    человеком. В общем, почти у всех славян есть традиция празднования Красной горки.

    С этого дня начинается весенне-летний сезон свадьбы. Красный. — Значит весенний, позитивный, радостный. Кроме того, красный цвет ассоциируется с кровью и очистительной силой огня и солнца.

    Красная горка имеет еще одно название — праздник Лели. Девушки выбирают из своей среды самых достойную, самую красивую девушку — Лелю, празднично впитывают ее, сажают на почетное место и кладут рядом угощение.

    Затем вокруг выбранной Лели водят хороводы, сопровождая их пением. Позже к пению и игр присоединяются и ребята.

    День Святого Юрия

    Святой Юрий — покровитель земледельцев и скотоводов. Юрий — латинском Georgius — в переводе означает «земледелец, хлебороб».

    Иконописцы христиане изображали святого Юрия в образе рыцаря верхом на белоснежном коне, в руках он держит копье, которым убивает дракона.

    Дракон — символ язычества (видимо, внимательный читатель уже узнал Георгия Победоносца). Древняя христианская легенда повествует, что когда-то этот рыцарь спас девушку, которую принесли в жертву дракону. Прославленный этот храбрый воин-победитель и в народных песнях и других фольклорных произведениях.

    По народным поверьям, этот день, 6 мая, — день восшествия на землю весны. Народное мнение такое: до этого дня весну приглашали, встречали, а теперь она уже настоящая хозяйка на земле.

    Считается, что в этот день начинает петь соловей и ковать кукушка. Святой Юрий отпирает небо и землю, выпускает на волю росу и растения. В народном творчестве Юрий — олицетворение весны противопоставляется святому Дмитрию — олицетворению зимы. Роса в этот день имеет чрезвычайные целебные свойства: старые люди говорят, что она может слепому зрение вернуть, девушке красоту подарить, а если собранной до восхода солнца росой окропить домашнюю птицу, то хорошо плодиться.

    Хорваты и словенцы имеют красивый весенний обычай в честь святого Георгия: обвивают зелеными ветвями молодого парня — «зеленого Юрия» — и с пением, возвышенными стихами и шутками ходят от дома к дому. А сербские женщины и девушки украшают дома зеленью — чествуют день святого Георгия.

    В этот день в старину по всей Украине люди устраивали обход полей. Делать это обычай велел всем обществом, на поле службу Божью, молились за урожай. Обходины должны проводиться до восхода солнца. По народным поверьям положительно повлияет на урожай закопана яйцо, оставшуюся после Пасхи. Затем каждая семья возвращается домой и садится к обеденному столу. Застолье обычно сопровождается шуточными песнями — на урожай.

    В некоторых регионах Украины обедать принято прямо в поле. После обеда начинаются развлечения детей и молодежи. Считается, что если ребенок покачается по озимым посевам, то будет здоровым и сильным. Пока девушки водят хороводы, ребята пытаются подпрыгнуть как можно выше: вроде насколько высоко подпрыгнет, настолько и пшеница поднимется. Исследователи народных традиций склоняются к мнению, что обед в поле — это остаток обряда весеннего жертвоприношения большинства народов Европы.

    Не только Украинцы имеют традицию таких обходин полей. Еще древние римляне имели такую традицию, которая имела целью очистки весеннего поля. С песнями и молитвами обходят поля и сербы, и болгары, и немцы, и французы и некоторые другие народы. Традиции определенной степени отличаются, в частности у немцев священник не идет пешком, а едет верхом, только в отдельных местах слезает с коня и читает молитвы. Французы и бельгийцы предпочитают обходить весенние поля с факелами в руках.

    Необходимое условие хорошего урожая — достаточное количество дождей. Наверное, именно с этим связана традиция обливания пастухов. Этой традиции стараются придерживаться не только в Украине, но и в других европейских странах: Эстонии, Греции, Германии и других. В частности, у сербов принято украшать одну из незамужних девушек зелеными листьями и ветками, а затем водить от дома к дому и перед каждой обливать водой. А девушка при этом имеет якнайвеселише танцевать под дружное пение остальных девушек.

    Одно из важнейших действ этого дня — выгон скота на росу. Желательно погонять домашних животных святой вербой. Еще древние индусы практиковали использование ветвей священного дерева: в этом случае коровы становились молочнишимы и плодотворными. Считается, что такая процедура должна магическое действие — домашние животные очищаются от влияния злых сил.

    Юрьевская роса использовалась в апотропеичну и лечебной магии и соседних народов региона. Румыны собирали накануне Юрия из листьев и трав росу, чтобы промывать ею глаза. А для заклинания от ведьм в ведра для доения клали Чарзилля, наливали воды и оставляли на ночь на улице, чтобы на них выпала роса.

    В целом выгон на Юрьев росу символизирует начало весенне-летнего сезона выпаса скота. В некоторых регионах Украины когда впервые весной выгоняют скот выпасать, расстилают посреди двора кувшин от молока с продвинутым через ушки цепью. По народным представлениям, если скот переступит через кувшин и цепь и ничего не тронет, значит, и в лесу во время выпаса ей ничего не угрожает — никто ее не тронет. Некоторые хозяева прогоняют скот между двумя раскаленными головешками то и разложенными кострами — надежным средством очищения остается все же огонь.

    Еще один «мера», что практикуется в основном на севере Украины и в Белоруссии: хозяин стелет кожух и на нем раскладывает пасхальные яйца, а потом через кожух гонит скот. Это, по народным представлениям, должно обеспечить здоровье и плодовитость скота. В Германии принято бросать под ноги скоту яйца, чтобы корова раздавила их — к счастью. У некоторых народов принято во время первого выгона скота трижды ее обходить, как ограждающих защитным магическим кругом от любых посягательств злых сил. А если после тройных обходин внутрь круга бросают горсть соли, камень, то это должно объединяющую волшебным свойством: стадо теперь — единое целое. Англичане с юмором относятся к первому выгона скота: ребята рассвете преграждают путь на пастбище, а когда девушки гонят коров, следят, чья перепрыгнет препятствие на пути первая, а чья — последняя. Первую вечером украшают цветами, рога перевязывают разноцветными лентами, а последний достается украшение из крапивы и чертополоха. Так же приветствуют и молодых хозяек этих коров. Хозяйке первой — почет, хозяйке последней — насмешка.

    Кстати, и освященными ветвями били этот день не только скот, но и людей. Понятное дело, что биение это шутливое, чисто символическое.

    Поскольку святой Юрий занимается благополучием каждого животного, нельзя этого дня отбирать у зверя то, что он схватил. Если какую-то звериную человек в этот день обидит, то святой Юрий может даже на смерть ее наказать. В первую очередь заботится Юрий о волках, по крайней мере фольклорных упоминаний об этом больше.

    В Чехии накануне этого дня девушки на выданье ловят дикого голубя и несколько дней держат его у себя, а потом выпускают, распевая ритуальных песен. Считается, что такая магическая процедура обеспечивает удачный брак.

    Еще девушки на выданье в день святого Юрия гадают с помощью кукушки на женихов. Если на вопрос «Сколько мне еще у отца быть?» кукушка молча полетит прочь, значит, в этом году девушке суждено замуж пойти. Если начнет куковать — следует считать: сколько раз ковать, столько лет девушке еще с родителями жить.

    День святого Георгия — день волшебниц. По народным представлениям, накануне этого дня хозяйка имеет следить коров, поскольку волшебницы могут молоко ночью, украсть. Для этого колдуньи теряют человеческий облик, обращающихся временно на животных, преимущественно на кошек. Чтобы предотвратить вторжение в конюшню ведьм, хозяева окропляли здания святой водой, иногда окуривали ладаном, зажигали посвященные свечи.

    Бытует верования, что лучшее средство от ведьмовских хитростей — это Юрьев роса. Но если бросить корове на рога пропитан Юрию росой полотно, то животное будет худеть и болеть (сербское поверье). К этому мероприятию могут прибегнуть гадалки с зависти или злости, поэтому следует следить скот. В Исландии и Финляндии есть обычай молоком поливать священные деревья, чтобы предотвратить действия гадалок.

    Предостережение относительно ведьм-колдуний в обычном практике крестьян-украинский объясняется традиционными народными верованиями. Согласно им, праздник Юрия имело репутацию пограничных критической поры, когда активизовувалася «нечистая» сила и всевозможные колдуны. По гуцульским преданию, ведьмы собирались ночью напротив Юрия на Лысой горе, где «пьют и гуляют с чертями и ветрами». Ведьмовские совещания обычно завершались устройством банкетов и гуляний. В буковинцев ведьмы собирались в ночь накануне Юрия на Готаро, то есть сельской границы между селами, или на холмах, расположенных на границе, и так же устраивали там гулянки.

    Похожие мотивы встречаются и в поверьях румын Буковины. Румынские ведьмы полночь напротив Юрия выбирались наружу через дымоход и отправлялись к месту ежегодного сборища верхом на кочерге, пидсобляючы себе метлой. Для шабаша, на который собирались колдуньи из всех близлежащих сел, выбирали место, где сходятся Готаро. Собравшись вместе, ведьмы танцевали в воздухе.

    Как свидетельствуют проведенные нами опросы, в Надднестрянский селах Буковины местами до сих пор бытуют поверья о способности ведьм летать в ночь напротив Юрия. Мол, местные ведьмы вылетают в свое путешествие в Юрьевская ночь через дымоход и таким же путем могут проникнуть в той квартире, жители которой не позаботились о магическую защиту течение ведьмин поры.

    Календарные переводы и поверья о том, как ведьмы готовили свои магические средства и колдовали на пограничные праздники, продолжают бытовать и в наше время различных уголках региона. Собранный нами во время экспедиций полевой материал позволяет дополнить интересными штрихами картину ведьмин магии, изображенную этнографами классического периода. Среди магических манипуляций, к которым прибегают ведьмы для отбора молока в чужих коров, фигурируют уборки трав на границах, обход пастбища с подойником или веревкой и тому подобное. Характерно, что зафиксированные нами поверье связываются преимущественно с праздником Юрия. Как следует из рассказов старожилов Надднестрянский сел на Сокирянщине: «Те, что молоко отбирают, до восхода солнца на Юрия собирают из девяти границ такую траву и что-то шепчут к ней». По сообщению информаторкы из с. Зарожаны на Хотинщине, ведьма прибегала к колдовству обычно на рассвете на Юрия. При этом она должна распущенные волосы, была в одной рубашке и босса, а к левой ноге привязана веревка. В таком виде колдунья трижды обходила выгон, где пасся скот. После этого возвращалась домой и вешала магическую веревку на гвоздь, и с нее падали молоко от всех коров, которые были на пастбище. Такие манипуляции ведьма повторяла в среду и пятницу в течение следующих недель после праздника.

    У гуцулов главные действа вечера накануне праздника сосредоточивались вокруг ритуальной Юрьевского костра, которую наделяли особой магической силой. Ее раскладывали основном при воротах или на загоне, где ночевала скотина (то есть, крупный рогатый скот), иногда на огороде. К сухого хвороста старались как можно больше добросить веток колючей боярышника, для того, «чтобы сглазы маржини НЕ чипалися, как боярышника чипаеться ничего».

    А зажигая огонь, приговаривали: «Господи, дай только много маржини, килька будет пепла цеи костра!» Как поднимался дым, гадали по его направлению, потому что «с той стороны придет скотина». Когда костер угасал, через грань перегоняли скот — «чтобы такая остра была, как костер». Гуцулы искренне верили, что огнем можно отпугнуть от загона со скотом ведьм. Магическими свойствами наделяли и пепел Юрьевского костра: его рассеивали по области с сенокосами, чтобы коровы и овцы от потребленного с того места сена «давали много молока, быстро множились, пышно катились».

    Одним из самых распространенных защитных средств «от ведьмы, чтобы не воровала молоко» на Буковине издавна считались дернины — Кецко, или Кицки, с зеленой травой, которые выкладывали по две при каждой двери, воротах и колодцы. Этот обычай, зафиксированный этнографами более ста лет назад, сохранился до наших селах до сих пор. Кроме кицок, еще обкладывают дом терниями. А еще в древности накануне Юрия буковинцы рисовали дегтем крестики на дверях всех хозяйственных помещений, а вход в конюшню с коровой закладывали боронами, чтобы «не отнимали ведьмы манную».

    В буковинских селах над Черемошем, где обычай первого выгона на Юрия задержался до нашего времени, корову выгоняют из конюшни святой Бяшка и прогоняют через ворота, затичени терном. Этими мерами предосторожности надеются отогнать ведьму, чтобы и не забрала молоко у коровы.

    Действенным защитным средством считалось «сеяние» освященным маком. Это магическое действие исполняли «напротив Юрия», то есть накануне праздника, «посиваючы» все подворье и скот. Обряд моделировался по принципу имитационной магии, ярко свидетельствует соответствующее приговаривания. Так, на Буковинском Поднестровье приговаривали, что «ведьма не станет коров доить, пока не соберет тот мачок меленький». В Надднестрянский селах на Сокирянщине «задача для ведьмы» несколько осложнялось — ей следовало нагрести с рассыпанных зерен гору, что считалось невозможным: «Как горы не могу из мака нагрести, так чтобы ничего не могу был сделать».

    Вообще, праздник Юрия послужило предельной вехой в земледельческом календаре украинский. Так, в Надднестрянский селах считалось, что после этого дня уже не годится сеять лук и свеклу. Кто не справился заблаговременно, то мог хотя бы прикопать овощи накануне праздника.

    Источник: http://studbooks.net/69301/kulturologiya/pominalnaya_nedelya

    Читайте также:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *