Основные психологические школы: психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология — отличия и сходства школ бихевиоризм психоанализ гуманистическая

15.04.2020

Конгруэнтность (непротиворечивость, согласованность) – это соответствие переживания, сознавания опыта его настоящему содержанию. Принадлежность к группе и чувство самоуважения – необходимые условия для самоактуализации, так как человек может понять себя только получая информацию о себе от других людей.

Основные психологические школы: психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология.

Психоанализ З. Фрейда. Основная идея психоанализа – поведение человека определяется не столько его сознанием, сколько бессознательным, к которому относятся те желания, влечения, в которых человек не может себе признаться и которые поэтому не допускаются до сознания/вытесняются из него, но в реальности остаются в душевной жизни и стремятся к реализации, побуждая человека к тем или иным поступкам, проявляясь в искаженном виде (во снах, фантазиях и т.д.). По Фрейду, психика, личность Ч состоит из 3-х уровней: ОНО, Я, СВЕРХ-Я. ОНО – бессознательная часть психики, биологические инстинктивные влечения: агрессивные и сексуальные. ОНО подчиняется принципу удовольствия, т.е. удо-вольствие и счастье — главные цели в жизни человека. Уровень Я-сознания находится в состоянии постоянного конфликта с ОНО, подавляет сексуальные влечения. На Я воздействуют 3 силы: ОНО, СВЕРХ-Я и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. Я старается установить гармониию между ними, подчиняется не принципу удовольствия, а принципу «реальности». СВЕРХ-Я служит носителем моральных стандартов, это часть личности, которая играет роль критика. Если Я примет решение/совершит действие в угоду ОНО, но в противовес СВЕРХ-Я, то испытает наказание в виде чувства вины, стыда. СВЕРХ-Я не пускает инстинкты в Я, и тогда энергия этих институтов сублимируется, трансформируется, воплощается в иных формах деятельности, которые приемлемы для общества и человека (творчество, искусство, общественная активность). Если энергия «либидо» не находит выхода, то у человека возникают психические болезни, неврозы, истерики. Для спасения от конфликта между Я и ОНО применяются ср-ва психол защиты: вытеснение, подавление, непроизвольное устранение из сознания недозволенных мыслей, чувств, желаний в бессознательное ОНО; Задача психоанализа по Фрейду – помочь страдающему понять истинную причину страданий, скрытую в бессознательном, вспомнить забытые травмирующие переживания, сделать их сознательными и как бы пережить заново; это приводит к эффекту катарсиса – очищения, освобождения. Недостатком фрейдизма является преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психике человека. Таким образом, человек с позиции фрейдизма – это противоречивое, изначально порочное, мучающееся, страждущее существо, невротичное и конфликтное. Заслуга Фрейда в том, что он привлек внимание ученых к серьезному изучению бессознательного в психике, впервые выделил и стал изучать внутренние конфликты личности человека.

Центральной идеей А. Адлера является идея о бессознательном стремлении человека к совершенству; это стремление определяется исходным и неизбежным переживанием чувства собственной неполноценности и потребностью его компенсировать. Задача психотерапии — помочь невротическому субъекту осознать, что его мотивы и цели неадекватны реальности, чтобы его стремление компенсировать неполноценность нашло выход в творческих актах. Основа теории К. Юнга – учение о коллективном бессознательном, существующем в душевной жизни наряду с бессознательным и сознательным. В коллективном бессознательном запечатлен опыт человечества. Если содержание личного бессознательного составляют комплексы, то содержание коллективного бессознательного составляют архетипы–первообразы, образцы поведения, мышления, существующие наподобие инстинктов. Таким образом, классические положения – роль бессознательного в психической жизни, роль детского опыта взаимоотношений со взрослыми, проблема внутреннего конфликта, формирование психологических защит –присутствуют практически в любой психоаналитической концепции, что и дает возможность говорить о психоанализе как целостном направлении. Э.Фромм попытался соединить идеи псих-за, марксизма и экзистенциализма. Он считал, что в личности нет ничего прирожденного. Все ее психические проявления — это следствие погруженности личности в различные социальные среды. Фромм выводит характер формирования того или иного типа личности не из прямого воздействия социальной среды, а из двойственности человеческого существования «экзистенциального» и «исторического».

1) Экзистенциальная составляющая –

1. Человек, изначально находится между жизнью и смертью, «он брошен в этом мире в случайном месте и времени» и «выбирается из него опять же случайно»;

2. Существует противоречие между тем, что каждое человеческое существо является носителем всех заложенных в нем потенций, но не может реализовать их в результате кратковременности своего существования. Человек не может избежать этих противоречий, но реагирует на них различными способами, соответственно своему характеру и культуре.

2) Исторические противоречия. Не являются необходимой частью человеческого существования, а создаются и разрешаются человеком или в процессе его собственной жизни, или в последующие периоды истории. Устранение исторических противоречий Фромм связывал с созданием нового гуманистического общества.

Фромм выдвигает идею создания небольших общностей, в которых люди должны иметь свою собственную культуру, стиль жизни, манеру поведения, основанную на общих «психодуховных ориентациях», напоминающих результаты и символы церковной жизни.

Бихевиоризм (Дж. Уотсон). Задача психологии — по реакции определить вероятный стимул, а по стимулу предсказать определенную реакцию. Личность человека – совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Та или иная поведенческая реакция возникает на определенный стимул, ситуацию. Формула «стимул — реакция» (S-R) является ведущей в бихевиоризме. Связь между S и R усиливается, если есть подкрепление. Подкрепление может быть положительным (похвала, получение желаемого результата, материальное вознаграждение и т. п.) либо отрицательным (боль, наказание, неудача, критическое замечание и т. п.). Поведение человека вытекает чаще всего из ожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает желание прежде всего избежать отрицательного подкрепления, т. е. наказания, боли и пр Человек в концепции бихевиоризма понимается прежде всего как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведение. Толмен ввел между S и R важную переменную — психические процессы данного индивида, зависящие от его наследственности, физиологического состояния, прошлого опыта и природы стимула (S-I-R). Позднее Скиннер доказал, что любое поведение определяется своими последствиями и сформулировал принцип оперантного обуславливания (поведение живых организмов определяется последствиями, к которым оно приводит). В зависимости от того, будут ли последствия приятными, безразличными или неприятными – живой организм проявит тенденцию повторять данный поведенческий акт, не придавать ему никакого значения или же избегать его повторения в дальнейшем. Таким образом, заслуга бихевиоризма в том, что он показал возможность объективного подхода к психическим явлениям.

В центре гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Т. Оллпорт) – понятие становления личности, представление о необходимости максимальной творческой самореализации, что и означает истинное психическое здоровье. В отличии от классического психоанализа, гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или хотя бы нейтрален; агрессия, насилие и прочее возникают под влиянием окружения. Маслоу подчиняет интерес гуманистической психологии к психически здоровой личности; прежде, чем анализировать болезнь, нужно понять, что есть здоровье.

По Маслоу потребности человека иерархически организованы по уровням. Если эту иерархию представить в виде пирамиды, то выделяются следующие уровни (снизу вверх): 1.Базовые физиологически потребности (пища, вода, одежда и т.д.); 2.Потребности, связанные с безопасностью (материальная надежность, здоровье и т.д.); 3.Соц. потребности (любить и быть любимым, включенность в гр. и т.п.); 4. Потребности в уважении и самоуважении; 5. Потребности в самоактуализации и личностной состоятельности.

Самоактуализацию Маслоу определял как желание стать всем, чем возможно; это – потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала. «Самоактуализирующейся личности» присущи следующие особенности: 1.полное принятие реальности и комфортное отношение к ней (не прятаться от жизни, а знать, понимать ее); 2. профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, на дело; 3.автономность, независимость от социальной среды, самостоятельность суждений; 4. способность к пониманию других людей, внимание, доброжелательность к людям; 5.постоянная новизна, свежесть оценок, открытость опыту; 6.различение цели и средств, зла и добра («Не всякое средство хорошо для достижения цели»); 7. саморазвитие, проявление способностей, потенциальных возможностей, самоактуализирующее творчество в работе, любви, жизни;

Конгруэнтность (непротиворечивость, согласованность) – это соответствие переживания, сознавания опыта его настоящему содержанию. Принадлежность к группе и чувство самоуважения – необходимые условия для самоактуализации, так как человек может понять себя только получая информацию о себе от других людей.

отличия и сходства школ бихевиоризм психоанализ гуманистическая

отличия и сходства школ бихевиоризм психоанализ гуманистическая

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Источник: http://cyberpedia.su/12×4200.html

Абрахам Маслоу и теория самоактуализации личности

Краткая биография Маслоу и его работы. Отличие гуманистической психологии от психоанализа и бихевиоризма. Концепция иерархии потребностей в мотивации человека. Две глобальные категории мотивов. Опросник личностной ориентации для оценки самоактуализации.

РубрикаПсихология
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления18.11.2009
Размер файла21,8 K

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте, исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

отличия и сходства школ бихевиоризм психоанализ гуманистическая

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Краткая биография Абрахама Маслоу. Анализ иерархии потребностей А. Маслоу. Потребность в самоактуализации как вершина человеческих потребностей. Способы удовлетворения потребности. Пирамида Маслоу и выявление закономерности развития потребностей.

курсовая работа [39,1 K], добавлен 16.11.2010

Краткие биографические сведения из жизни известного психолога А. Маслоу. Сущность, основные концепции и принципы гуманистической теории личности. Концепция самоактуализации А. Маслоу, ее фундаментальные положения. Иерархия человеческих потребностей.

презентация [1,7 M], добавлен 29.04.2014

Развитие проблемы самоактуализации личности в психологии. Положения о формировании личности как непрерывном выходе за пределы самого себя. Концепция самоактуализации А. Маслоу. Основные методы исследования и обработки данных: беседа, наблюдение, тест.

курсовая работа [187,5 K], добавлен 10.06.2011

Психоанализ. Гештальтпсихология. Истоки изучения самоактуализации. Теория самоактуализации. «Пик-переживание». «Плато-переживание». Иерархия потребностей. Жалобы и мета-жалобы. Дефициентная и бытийная мотивация, познание.

курсовая работа [34,3 K], добавлен 12.11.2003

Формирование феномена самоактуализации и способы ее достижения через манипуляции. Использование эффекта ложного подозрения. Иерархия потребностей по Маслоу. Рассмотрение личности с позиции гуманистической психологии. Анализ свойств сознания человека.

курсовая работа [483,4 K], добавлен 06.09.2014

Основные принципы и направления гуманистической психологии. Мотивация: иерархия потребностей. Психология третьей силы Маслоу. Внутренняя природа человека и творческий потенциал. Дефицитарная мотивация и мотивация роста. Неудовлетворение метапотребностей.

реферат [25,9 K], добавлен 27.02.2009

Концепция самоактуализации А. Маслоу, ее фундаментальные положения. Иерархия человеческих потребностей и их классификация. Дефицитарные (голод, холод) и бытийные (актуализация потенциала) мотивы. Пиковые переживания в личностном росте (трансцендирование).

курсовая работа [21,7 K], добавлен 24.08.2009

Гуманистическая теория личности А. Маслоу: оценка самоактуализации, характеристики самоактуализирующих людей. Гуманистическая теория К. Роджерса. Поле опыта. Самость. Идеальная самость. Конгруэнтность и неконгруэнтность. Тенденция к самоактуализации.

контрольная работа [40,1 K], добавлен 04.12.2007

Теория мотивации А. Маслоу. Пять наборов целей. Когнитивные и эстетические потребности самореализации. Потребности безопасности и защиты, принадлежности и любви. Самоуважение и оценка со стороны других. Влияние социализации на процесс самоактуализации.

презентация [678,1 K], добавлен 29.05.2013

Возникновение и этапы развития гуманистической парадигмы в рамках гуманистической психологии, ее принципы. Содержание теории личностных черт Г. Олпорта, а также самоактуализации А. Маслоу. Понятие и значение конгруэнтности личности в теории К. Роджерса.

контрольная работа [41,1 K], добавлен 03.10.2014

Источник: http://otherreferats.allbest.ru/psychology/c00034049.html

Экзистенциально–гуманистическая психология

Новая ситуация, сложившаяся в мире в связи с последствиями первой и в особенности второй мировой войн, безумие фашизма обратили психологическую мысль запада к новой проблематике – смысла (или бессмысленности?) бытия, трагизма бытия, свободы (или несвободы?) личности, одиночества (или неодиночества?) человека, его ответственности, жизни и смерти – к проблемам, разрабатывавшимся в философии экзистенциализма . Помимо того, что эта философия повлияла на многих неофрейдистов (мы уже называли К. Хорни, Э. Фромма и других), она вызвала к жизни новую психологию, пересмотревшую базовые основания предшествующей и во многих отношениях противопоставившую себя как бихевиоризму, так и психоанализу прежде всего в понимании подлинной природы человека. Это направление в целом часто обозначается как экзистенциально–гуманистическая психология. Здесь не место обсуждать различия между течениями внутри данного направления; мы рассмотрим некоторых наиболее ярких его представителей.

В 1964 г. в США состоялась первая конференция по гуманистической психологии. Ее участники пришли к выводу, что бихевиоризм и психоанализ (они были обозначены как две главные на тот момент «психологические силы») не видели в человеке того, что составляет его сущность именно как человека. Вы уже имели возможность убедиться, что и психоанализ (во всяком случае, ортодоксальный, фрейдовский), и бихевиоризм в его классической форме рассматривали человека с позиций естественнонаучных: у Фрейда человеческая нравственность и духовность рассматривались не как самостоятельные реалии, а как следствие сложностей психосексуального развития и, соответственно, вторичные, производные от влечений и их судьбы; в бихевиоризме же (за исключением некоторых вариантов социобихевиоризма, который формировался в те же годы, что и гуманистическая психология) такие вещи, как свобода, достоинство человека и др., не только не рассматривались, но устами известного вам Б. Скиннера были объявлены фикциями, то есть искусственно созданными и не имеющими отношения к реальности понятиями. Гуманистическая психология обозначила себя как «третья сила» в психологии, противопоставленная психоанализу и бихевиоризму.

Возникновение названия и формулирование основных принципов связано в первую очередь с именем американского психолога Абрахама Маслоу(1908–1970). В центре гуманистической психологии – понятие становления личности, представление о необходимости максимальной творческой самореализации, что означает истинное психическое здоровье.

Обозначим, вслед за Маслоу, основные отличия гуманистической психологии от первых двух «сил».

Прежде всего, гуманистическая психология подчеркивает, что человека нужно рассматривать как творческое саморазвивающееся существо, стремящееся не только к покою и определенности, то есть равновесному состоянию, но и к нарушению равновесия: человек ставит проблемы, разрешает их, стремясь реализовать свой потенциал, и понять человека именно как человека можно, лишь приняв во внимание его «высшие взлеты», высшие творческие достижения.

Индивидуальность в гуманистической психологии рассматривается как интегративное целое, в противовес бихевиоризму, ориентированному на анализ отдельных событий.

В гуманистической психологии подчеркивается нерелевантность (непригодность) исследований животных для понимания человека; этот тезис также противостоит бихевиоризму.

В отличие от классического психоанализа, гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или, в крайнем случае, нейтрален; агрессия, насилие и т. п. возникают в связи с воздействием окружения.

Наиболее универсальной человеческой характеристикой в концепции Маслоу является креативность, то есть творческая направленность, которая врождена всем, но во многом утрачивается большинством в связи с воздействием среды, хотя некоторым удается сохранить наивный, «детский» взгляд на мир.

Наконец, Маслоу подчеркивает интерес гуманистической психологии к психологически здоровой личности; прежде чем анализировать болезнь, нужно понять, что есть здоровье (в психоанализе Фрейда путь обратный; по словам Маслоу, Фрейд показал на больную сторону психики; пора показать здоровую). Подлинное же здоровье – не в медицинском, а экзистенциальном смысле – означает творческий рост и саморазвитие.

Эти принципы в основном распространяются и на другие гуманистические концепции, хотя в целом гуманистическая психология не представляет единой теории; ее объединяют некоторые общие положения и «личностная» ориентация в практике – психотерапии и педагогике.

Мы рассмотрим гуманистическую психологию на примере взглядов А. Маслоу и К. Роджерса.

«Сердце» концепции Маслоу – его представление о человеческих потребностях. Маслоу полагал, что так называемые «базальные» потребности человеку «заданы» и иерархически организованы по уровням. Если эту иерархию представить в виде пирамиды или лестницы, то выделяются следующие уровни (снизу вверх):

1. Физиологические потребности (в пище, воде, кислороде, оптимальной температуре, сексуальная потребность и др.).

2. Потребности, связанные с безопасностью (в уверенности, структурированности, порядке, предсказуемости окружения).

3. Потребности, связанные с любовью и приятием (потребность в аффективных отношениях с другими, во включенности в группу, в том, чтобы любить и быть любимым).

4. Потребности, связанные с уважением и самоуважением.

5. Потребности, связанные с самоактуализацией, или потребности личностной состоятельности.

Общий принцип, предлагаемый Маслоу для трактовки развития личности: нижележащие потребности должны быть в какой–то мере удовлетворены, прежде чем человек может перейти к реализации высших. Без этого человек может и не подозревать о наличии потребностей более высокого уровня.

В целом, полагал Маслоу, чем выше человек может «подняться» по лестнице потребностей, тем больше здоровья, гуманности он будет проявлять, тем более индивидуален он будет.

На «вершине» пирамиды оказываются потребности, связанные с самоактуализацией. Самоактуализацию Маслоу определял как стремление стать всем, чем возможно; это – потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала. Этот путь труден; он связан с переживанием страха неизвестности и ответственности, но он же – путь к полноценной, внутренне богатой жизни. Кстати, самоактуализация не обязательно предполагает художественную форму воплощения: общение, труд, любовь – также формы творчества.

Хотя все люди ищут внутренней состоятельности, достигают уровня самоактуализации (которая не состояние, но процесс!) немногие – менее 1 %. Большинство, по Маслоу, просто слепо к своему потенциалу, не знает о его существовании и не ведает радости движения к его раскрытию. Этому способствует окружение: бюрократическое общество имеет тенденцию к нивелированию личности (вспомните аналогичные идеи «гуманистического психоанализа» Э. Фромма).

Равным образом это относится к обстановке в семье: дети, растущие в условиях дружелюбия, когда удовлетворена потребность в безопасности, имеют больше шансов для самоактуализации.

В целом же, если человек не выходит на уровень самоактуализации, это означает «блокировку» потребности более низкого уровня.

Человек же, вышедший на уровень самоактуализации («самоактуализирующаяся личность»), оказывается человеком особым, не отягощенным множеством мелких пороков типа зависти, злобы, дурного вкуса, цинизма; он не будет склонен к депрессии и пессимизму, эгоизму и т. д. – все это не соответствует подлинной человеческой природе, все это – проявления психического нездоровья в том его понимании, в котором оно рассматривается гуманистической психологией.

Кстати, одним из примеров самоактуализирующейся личности А. Маслоу считал уже известного вам гештальтпсихолога Макса Вертгей – мера, с которым познакомился после его эмиграции в США.

Такой человек отличается высокой самооценкой, он принимает других, принимает природу, неконвенционален (то есть независим от условностей), прост и демократичен, обладает чувством юмора (причем философского плана), склонен к переживанию «вершинных чувств» типа вдохновения и т. д.

Итак, задача человека, по Маслоу, стать тем, чем возможно – а значит, быть собой – в обществе, где условия не способствуют этому. Человек оказывается высшей ценностью и отвечает в конечном итоге лишь за то, чтобы состояться.

Понятие самоактуализации оказывается в центре концепции одного из наиболее популярных психологов XX века (в том числе среди практиков – терапевтов и педагогов) – Карла Роджерса(1902–1987), теоретические взгляды которого формировались по мере совершенствования практической работы. Для него, в отличие от Маслоу, понятие самоактуализации оказывается обозначением той силы, которая заставляет человека развиваться на самых различных уровнях, определяя и его овладение моторными навыками, и высшие творческие взлеты.

Человек, как и другие живые организмы, полагает Роджерс, имеет врожденную тенденцию жить, расти, развиваться. Все биологические потребности подчинены этой тенденции – они должны быть удовлетворены в целях позитивного развития, и процесс развития протекает несмотря на то, что на его пути встают многие препятствия – есть много примеров того, как люди, живущие в жестких условиях, не только выживают, но продолжают прогрессировать.

По Роджерсу, человек не таков, каким предстает в психоанализе. Он полагает, что человек изначально добр и не нуждается в контроле со стороны общества; более того, именно контроль заставляет человека поступать плохо. Поведение, ведущее человека по пути к несчастью, не соответствует человеческой природе. Жестокость, антисоциальность, незрелость и т. п. – результат страха и психологической защиты; задача психолога – помочь человеку открыть свои позитивные тенденции, которые на глубоких уровнях присутствуют у всех.

Тенденция актуализации (так иначе обозначается потребность в самоактуализации в динамике ее проявления) – причина того, что человек становится более сложным, независимым, социально ответственным.

Первоначально все переживания, весь опыт оцениваются (не обязательно сознательно) через тенденцию к актуализации. Удовлетворение приносят те переживания, которые соответствуют этой тенденции; противоположных переживаний организм старается избегать. (Термин «организм» в данном случае означает человека как единое телесно–психическое существо). Такая ориентация характерна для человека как ведущая до тех пор, пока не формируется структура «Я», то есть самосознание. Проблема же заключается, по Роджерсу, в том, что вместе с формированием «Я» у ребенка возникает потребность в положительном отношении к себе со стороны окружающих и потребность в положительном самоотношении; однако единственный путь выработки положительного самоотношения связан с усвоением таких способов поведения, которые вызывают положительное отношение других. Иными словами, ребенок будет руководствоваться теперь не тем, что способствует актуализации, а тем, насколько вероятно получение одобрения. Это означает, что в сознании ребенка в качестве жизненных ценностей будут возникать не те, которые соответствуют его природе, а в представление о себе не будет допускаться то, что противоречит усвоенной системе ценностей; ребенок будет отвергать, не допускать в знание о себе те свои переживания, проявления, тот опыт, которые не соответствуют «пришедшим извне» идеалам. «Я–концепция» (то есть представление о себе) ребенка начинает включать ложные элементы, не основанные на том, что есть ребенок на самом деле.

Такая ситуация отказа от собственных оценок в пользу чьих–то создает отчуждение между опытом человека и его представлением о себе, их несоответствие друг другу, что Роджерс обозначает термином «неконгруэнтность» ; это означает – на уровне проявлений – тревогу, ранимость, нецельность личности. Это усугубляется и ненадежностью «внешних ориентиров» – они нестабильны; отсюда Роджерс выводит тенденцию примыкать к относительно консервативным в этом отношении группам – религиозным, общественным, малым группам близких друзей и пр., так как неконгруэнтность в той или иной степени свойственна человеку любого возраста и социального положения. Однако конечной целью, по Роджерсу, является не стабилизация внешних оценок, но верность собственным чувствам.

Возможно ли развитие на основе самоактуализации, а не ориентации на внешнюю оценку? Единственный путь невмешательства в самоактуализацию ребенка, полагает Роджерс – безусловное позитивное отношение к ребенку, «безусловное принятие» ; ребенок должен знать, что он любим, независимо от того, что он делает, тогда потребности в положительном отношении и самоотношении не будут в противоречии с потребностью в самоактуализации; лишь при этом условии индивид будет психологически цельным, «полностью функционирующим».

Как практик Роджерс предложил ряд процедур, смягчающих неконгруэнтность; они нашли отражение прежде всего в индивидуальной и групповой психотерапии. Первоначально Роджерс обозначил свою психотерапию как «недирективную», что означало отказ от рекомендаций предписывающего плана (а чаще всего от психолога ждут именно этого) и веру в способность клиента самому решать свои проблемы, если создается соответствующая атмосфера – атмосфера безусловного принятия. В дальнейшем Роджерс обозначил свою терапию как «терапию, центрированную на клиенте»; теперь в задачи терапевта входило не только создание атмосферы; важнейшую роль играла открытость самого терапевта, его движение в направлении понимания проблем клиента, проявление этого понимания, то есть важными оказываются и чувства клиента, и чувства терапевта.

Наконец, Роджерс развивал терапию, центрированную на человеке, принципы которой (главное внимание – человеку как таковому, не социальным ролям или идентичности) распространились за пределы психотерапии в традиционном понимании этого слова и легли в основу групп–встреч, охватили проблемы обучения, развития семьи, межнациональных отношений и др. Во всех случаях главным для Роджерса является обращение к самоактуализации и подчеркивание роли безусловного позитивного отношения как того, что позволяет человеку стать «полностью функционирующей личностью». Свойства же полностью функционирующей личности в понимании Роджерса во многом напоминают свойства ребенка, что естественно – человек как бы возвращается к самостоятельной оценке мира, характерной для ребенка до переориентации на условия получения одобрения.

Близка к гуманистической психологии позиция Виктора Франкла(1905–1997), основателя 3–й Венской школы психотерапии (после школ Фрейда и Адлера). Его подход носит название логотерапия, то есть терапия, ориентированная на обретение смысла жизни (в данном случае логос означает смысл.) В основу своего подхода Франкл ставит три основных понятия: свобода воли, воля к смыслу и смысл жизни.

Таким образом, Франкл обозначает несогласие с бихевиоризмом и психоанализом: бихевиоризм по сути отвергает представление о свободной воле человека, психоанализ выдвигает идеи о стремлении к удовольствию (Фрейд) или воле к власти (ранний Адлер); что касается смысла жизни, то Фрейд в свое время полагал, что человек, задающийся этим вопросом, проявляет тем самым психическое неблагополучие.

По Франклу, этот вопрос естествен для современного человека, и именно то, что человек не стремится к его обретению, не видит путей, к этому ведущих, выступает основной причиной психологических трудностей и негативных переживаний типа ощущения бессмысленности, никчемности жизни. Главным препятствием оказывается центрация человека на самом себе, неумение выйти «за пределы себя» – к другому человеку или к смыслу; смысл, по ‘Франклу, существует объективно в каждом моменте жизни, в том числе самых трагических; психотерапевт не может дать человеку этот смысл (он для каждого свой), но в силах помочь его увидеть. «Выход за свои пределы» Франкл обозначает понятием «самотрансценденция» и считает самоактуализацию лишь одним из моментов само–трансценденции.

Для того чтобы помочь человеку в его проблемах, Франкл использует два основных принципа (они же – методы терапии): принцип дерефлексии и принцип парадоксальной интенции.

Принцип дерефлексии означает снятие излишнего самоконтроля, размышлений о собственных сложностях, того, что в обиходе называют «самокопанием».

Так, в ряде исследований было показано, что современная молодежь в большей степени страдает от мыслей о том, что несет в себе «комплексы», нежели от самих комплексов.

Принцип парадоксальной интенции предполагает, что терапевт вдохновляет клиента именно на то, чего тот старается избежать; при этом активно используются (хотя это не обязательно) различные формы юмора – Франкл считает юмор формой свободы, аналогично тому, как в экстремальной ситуациии формой свободы является героическое поведение.

Направление, развиваемое В. Франкл ом, как и гуманистическую психологию, трудно назвать теорией в традиционном естетвеннонаучном понимании. Характерно высказывание Франкл а о том, что главным аргументом, подтверждающим правомерность его позиции, является его собственный опыт пребывания в качестве заключенного в фашистских концентрационных лагерях. Именно там Франкл убедился в том, что даже в нечеловеческих условиях возможно не только оставаться человеком, но и возвышаться – иногда до святости, – если сохраняется смысл жизни.

Дата публикования: 2014-11-03 ; Прочитано: 1462 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с) .

Источник: http://studopedia.org/3-77420.html

Бихевиоризм

В начале XX века появляется новое направление в психологии под название бихевиоризм. Данное название происходит от английского слова «behavior» — поведение. Исходя из названия, можно сразу сделать вывод, что предметом изучения бихевиоризма является поведение человека.

Бихевиоризм очень схож с психоанализом, так как обе эти школы противопоставляли себя существующим понятиям о психологии, но различия их в том, что для бихевиористов понятия «переживание» и «осознание» были субъективными.

Главным представителям этой психологической школы являлся Джон Уотсон. Бихевиоризм получил огромную популярность в свое время благодаря формуле Уотсона «S — R» (S — стимул, R — реакция). Согласно этой формуле стимул заставляет организм вести себя определенным образом и вызывает определенную реакцию. Бихевиористы считали, что такая схема действует не только на человека, но и на животных. Поэтому они проводили эксперименты на собаках, крысах и кошках.

У данной психологической школы существовали и свои недостатки:

· Они не понимали, что нельзя изучать совершение определенного действия отдельно от личности.

· И так же бихевиористы не понимали, что на один стимул у разных людей и разных животных может возникнуть разная реакция.

Гештальтпсихология

В ответ структурализму в 1890 году Х. Эренфельсом было введено понятие гештальтпсихология. Это психологическая школа, которая изучает сознание, как единое целое. Основные представители данной школы — К. Коффка, В. Келер, К. Левин, М. Вертгеймер.

Предметом данной психологии является сознание, строящееся на взаимодействие всех его частей.

В данной школе существуют единицы анализа сознания, так называемые гештальты, которые анализируются, описываются и наблюдаются.

Главным психическим процессом здесь является зрительное восприятие. Прошлый опыт не относится к решению задач в настоящем или будущем.

Благодаря опытам по исследованию зрительного восприятия Макс Вертгеймер выяснил, что принцип целостности формирует понятия и образы. Открыл законы восприятия

Гуманистическая психология

отличия и сходства школ бихевиоризм психоанализ гуманистическая

В 1960-е годы в США появилось новое направление психологии. Оно противопоставляло себя психоанализу и бихевиоризму. Эта психологическая школа носит название Гуманистическая психология.

Основными представителями ее были А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл. Предметом изучения данной психологии является личность, ее уникальность и неповторимость, осознание человеком самого себя, своих потребностей и смысла жизни.

Данная психологическая школа получила известность благодаря пирамиде Маслоу.

отличия и сходства школ бихевиоризм психоанализ гуманистическая

Рисунок 3. Пирамида потребностей

Представители гуманистической психологии считали, что челок — особый, активный объект познание. Он не должен оцениваться по образцу, как все остальные. Человек может выбирать способы поведения.

Источник: http://studbooks.net/1689858/psihologiya/biheviorizm

Основы гуманистической психологии

В середине XX века (50-60 годы) в США возникла гуманистическая психология – целое направление, альтернативное школам бихевиоризма и психоанализа. Лидеры гуманистической психологии К.Роджерс, Р.Мэй, А.Маслоу, Г.Олпорт. Последний отмечал, что в американской психологии мало собственных идей, но именно Америке принадлежит активное распространение и уточнение вкладов Павлова, Бине, Фрейда и других ученых в науку. Теперь, считает Олпорт, американская психология может сослужить такую же службу и в отношении философских учений Хайдеггера (немецкий философ, один из основоположников немецкого экзистенциализма. Развил учение о бытии («фундаментальная онтология»), в основе — которого противопоставление подлинного существования (экзистенции) и мира повседневности, обыденности; постижение смысла бытия связано, по Хайдеггеру, с осознанием бренности человеческого существования), Ясперса, немецкий философ, представитель религиозного экзистенциализма, психиатр. Основную задачу философии усматривал в раскрытии «шифров бытия» — различных выражений трансценденции (непостижимого абсолютного предела бытия и мышления). Соотнесенность экзистенции с трансценденцией прозревается человеком в т. н. пограничных ситуациях (страдание, борьба, смерть). Эта идея Олпорта говорит о влиянии философского экзистенциализма (экзистенция – основа, существо), его идея сегодня жива в психологических исследованиях.

Гуманистическая психология усматривала недостатки других психологических школ в том, что картину личности они представляли фрагментарно, нецелостно, не считали личность неповторимой и единой. Это была либо «система реакций» (Скиннер), либо структур «Я», «Оно», «Сверх-Я» (по Фрейду), т.е. личность лишалась ими такой черты, как свобода воли, она зависима от раздражителей, сил «полей», бессознательных стремлений и т.д. Стремления личности сводились к разрядке внутреннего напряжения (редукции), к достижению равновесия со средой, сознания и самосознания личности, либо игнорируются вовсе, либо маскируются под «бессознательное».

А гуманистическая психология призывает понять человеческое существо (экзистенцию) во всей непосредственности и неповторимости. Возникла необходимость в новых подходах к личности, к объяснению возможностей людей преодолевать давление ситуаций, «встать над полем» (К.Левин), реализовать имеющиеся у человека способности. Эти стремления человека невозможно было объяснить в терминах старой психологии только на основе естественной детерминации без философской основы.

Гуманистическая психология обратилась к наработкам экзистенциальной философии, изучавшей внутренний мир и существование человека. Так появилась новая детерминация – психологическая; она объясняла развитие человека его стремлением к самореализации, творческой реализации своих способностей (самореализации). Гуманистические психологи пересматривали отношение личности с обществом, потому что социальное окружение не всегда может обогатить человека, способствовать его саморазвитию, но и стереотипизированность его.

Логика развития психологии и идеология общества (после второй мировой войны люди в экстремальных ситуациях проявляли себя стойкими, достойными личностями – подвиги, героизм) привели к появлению нового, третьего пути в психологии (третьей силы после психоанализа и бихевиоризма) – гуманистической психологии.

Т.Д. Марцинковская предлагает таблицу «Теории гуманистической психологии»

Основные теории гуманистической психологии

УченыйДвижущие силы развитияи структура личностиОсновные достижения
Г. ОлпортОсновные и инструментальные черты, набор которых уникален и автономенОткрытость системы человек — общество, опросники (например, MMPI)
А- МаслоуИерархия потребностей, приори-тет бытийных или дефицитных потребностейПотребность в самоактуализации, механизмы идентификации и отчуждения
К. Роджерс«Я-концепция», в центре которой гибкая и адекватная самооценкаКонгруэнтность, личностно-ориентированная терапия

30. Концепция личности Гордона Олпорта (1897 — 1967)

Его концепция – альтернатива поведенческому подходу бихевиоризма и биологическому, инстинктивному подходу психоаналитиков.

Олпорт возражал против переноса фактов, связанных с больными людьми, невротиками на психику здорового человека.

Он считал необходимым не просто собирать и описывать факты наблюдений за здоровыми людьми, как это практиковали бихевиористы, но обязательно систематизировать факты и объяснять их. Олпорт писал: «Собирание голых фактов делает психологию «всадникам без головы»; нужно не только разрабатывать способы исследования личности, но и создавать объяснительные принципы развития личности».

Один из главных постулатов теории Олпорта таков: личность является открытой и саморазвивающейся. Он не признавал идеи психоанализа об антагонизме личности и общества; он считал человека существом социальным, который не может развиваться вне общества. Общение личности с обществом, по Олпорту, — это взаимодействие, а не стремление личности уравновеситься со средой.

Олпорт не признавал также общепринятое положение о развитии как бы адаптации человека к окружающему миру. Он доказал, что человеку свойственна потребность взорвать равновесие и достичь новых вершин. Одним их первых Олпорт заговорил об уникальности каждого человека, неповторимости, индивидуальности, о наличии в каждом своеобразного сочетания качеств и потребностей, которые он назвал trite – черта. Эти черты личности он разделил на основные и инструментальные. Основные являются врожденными, генотипическими, стимулируют поведение человека, а инструментальные черты оформляют поведение человека, формируются в течение жизни, т.е. они являются фенотипическими образованиями. Набор этих черт составляет ядро личности. Олпорт разработал положение об автономности этих черт, которые развиваются со временем: у ребенка ее нет, его черты полностью еще не сформированы. А вот у взрослого эти черты уже не зависят ни от биологических потребностей, ни от давления общества, значит, они автономны. Эта автономность черт дает человеку возможность, оставаясь открытым для общества, сохранять свою индивидуальность.

Таким образом, Олпорт решает проблему идентификации – отчуждения, ставшей важной для гуманистической психологии.

Кроме теоретической концепции личности, Олпорт смог разработать методы системного исследования психики человека. Он создал многофакторные опросники, наиболее известным опросником является опросник Миннесотского университета – MMPI для анализа совместимости профпригодности и других параметров.

Кроме того, он пришел к выводу, что интервью более информативно, чем анкета. Четкость критериев, наличие объективных ключей для расшифровки отличают методы Олпорта по исследованию личности от субъективных психоаналитических методик.

31. Абрахам Маслоу (1908 — 1970) и его теория

После окончания Висконсинского университета получил степень доктора психологических наук в 1934 году. Собственную теорию разработал к 50-м годам XX века как альтернативную третью силу, третье направление, кроме психоанализа и бихевиоризма. С 1951 года работает в Бренденском университете, а в последние годы жизни – президент американской психологической ассоциации.

Маслоу всегда подчеркивал, что он — не противник психоанализа и бихевиоризма, а антидоктринер, т.е. он выступает против абсолютизации опыта этих направлений.

Он считает недостатком психоанализа принижение роли сознания, рассмотрение психологии развития с точки зрения адаптации к окружающей среде, к стремлению, к равновесию с ней. Как и Г.Олпорт, Маслоу считал такое равновесие личности со средой смертью для личности.

Он был против сведения всей жизни только к поведению, т.е. не абсолютизировал бихевиоризм.

Самым ценным в психике он считал ее Самость, стремление к развитию, Самость не может быть описана только психологией поведения, она должна быть дополнена психологией сознания, психологией, которая бы исследовала «Я-концепцию личности», Самость личности.

Его пилотажные исследования подтвердили эти теоретические рассуждения. Так он подошел к исследованию самоактуализации – первого из центральных понятий своей концепции. В отличие от психоаналитиков, интересовавшихся отклоняющимся поведением, Маслоу считает, что изучать человеческую природу надо, «изучая ее лучших представителей». Только так можно понять границы человеческих возможностей, истинную природу человека, которая недостаточно полно представлена в менее одаренных людях. Маслоу выбрал в группу для своего исследования 18 выдающихся личностей, 9 из которых были его современниками, а 9 – историческими личностями: А. Линкольн, Б.Спиноза, В. Джеймс, А. Эйнштейн и другие. Он пришел к мысли, что существует определенная иерархия потребностей человека:

отличия и сходства школ бихевиоризм психоанализ гуманистическая1) физиологические потребности – в пище, еде, сне и др; 5

2) потребность в безопасности – т.е. в стабильности, порядке; 4

3) потребность в любви и принадлежности – в семье, дружбе; 3

4) потребность в уважении – самоуважение и признание; 2

5) потребность в самоактуализации, т.е. развитии способностей. 1

Слабым местом теории Маслоу является утверждение о том, что эти потребности находятся в навсегда заданной жесткой иерархии, т.е. более высокие возникают после того, как удовлетворяются более элементарные. Критики и последователи Маслоу считали, что часто потребности в самоуважении и самоактуализации доминировали и определяли поведение человека, несмотря на неудовлетворенность его, например, физиологических потребностей, т.е. потребностей низшего уровня.

Несколько позже Маслоу отказался от этой «жесткой конструкции» и объединил все потребности человека в два класса:

потребности нужды или дефицита;

потребности развития или самоактуализации.

Большинство представителей гуманистической психологии приняли термин «самоактуализация» и описание самоактуализирующейся личности.

Самоактуализация связана с умением понять свою внутреннюю природу и научить «сонастраиваться» в соответствии с этой природой, исходить из нее в своем поведении. Это не одномоментный акт, это процесс, не имеющий конца, это способ «проживания, работы, отношения с миром, а не единичное достижение».

Маслоу выделил в этом длительном процессе наиболее значимые моменты, стимулирующие рост личности. Это может быть мгновенное переживание – «пик-переживание» или длительное переживание – «плато-переживание».

Самоактуализирующаяся личность – это, как правило, человек, адекватно и эффективно воспринимающий ситуацию, центрированный на задаче, а не на себе. Ему свойственно стремление к уединению, автономии, независимости от окружающей среды. В теорию Маслоу входят понятия идентификации и отчуждения, но полностью эти механизмы не раскрыты им.

Маслоу считал, что осознание стремления и мотивы – суть человеческой личности. Невротики — люди с неразвитой или с неосознаваемой потребностью в самоактуализации. Оптимальными, по Маслоу, являются идентификация во внешнем плане, т.е. в общении с окружающим миром, и отчуждение во внутреннем плане, т.е. в плане развития самосознания. Именно такой подход дает человеку возможность эффективно общаться с окружающими и — одновременно — оставаться самим собой.

Такая позиция Маслоу сделала его теорию очень популярной среди интеллектуалов, т.к. во многом она отражала взгляды этой социальной группы на связь между личностью и обществом. А.Маслоу одним из первых исследовал достижения личностного роста, личного опыта и раскрыл пути для саморазвития любого человека.

32.Теория личности Карла Роджерса (1902 – 1087)

Окончил Висконсинский университет и отказался от карьеры священника, о которой мечтал с юности. В первой его книге — «Клиническая работа с проблемными детьми» (1939) — отражена работа практикующего психолога в Центре помощи детям. Его приглашали на должность профессора в университет Огайо. В 1945 году он открывает в Чигагском университете консультационных центр, работая в котором он описал основы своей индирективной терапии, «терапии центрированной на клиенте». В 1957 году пишет книгу «Свобода учиться», в которой описывает право студентов на самостоятельность в учебной деятельности. Конфликт с администрацией Чикагского университета по поводу слишком большой свободы для студентов привел к уходу К.Роджерса из госуниверситета и к организации Центра для изучения личности: свободное объединение представителей терапевтических профессий, где он работал до конца жизни.

В теории личности К.Роджерса дается система понятий, в которой человек может создавать, изменять свои представления о себе и близких. В этой же системе развернута терапия, помогающая человеку изменить себя и отношения с другими. Как и у других представителей гуманистической психологии, идея ценности и уникальности человека – центральная у К.Роджерса.

Он считает, что опыт человека, который он называл «феноменальным полем», индивидуален, уникален. Этот мир человека может совпадать с реальностью, а может и не совпадать, т.к. не все предметы осознаются субъектом. Степень тождественности этого феноменального поля с реальной действительностью К.Роджерс назвал конгруэнтностью. Высокая ее степень означает, что то, что человек сообщает другим, то, что происходит вокруг, и то, что он осознает в происходящем более или менее совпадают между собой. Нарушение конгруэнтности ведет к росту напряженности, тревожности, к невротизации личности. К невротизации приводит и отказ от самоактуализации, которую и К.Роджерс и А.Маслоу считали важнейшей потребностью личности.

К.Роджерс соединяет в своей теории идею конгруэнтности с самоактуализацией. В структуре «Я» особое значение он придавал самооценке, в которой выражается сущность человека, его Самость. По К.Роджерсу, самооценка должна быть не просто адекватной, а гибкой, меняющейся в зависимости от ситуаций.

Его теория связана с концепцией «творческого Я» А.Адлера, повлиявшей на многие теории личности второй половины XX века. К. Роджерс говорит о влиянии опыта на самооценку и о необходимости быть открытым навстречу опыту.

В отличие от большинства других концепций личности, которые настаивали на ценности будущего для человека (Адлер) или на влиянии на жизнь человека его прошлого (Фрейд, Юнг), К. Роджерс подчеркивал значение настоящего: люди должны жить в настоящем, осознавать и ценить каждый момент жизни. Только тогда можно будет говорить о полной реализации или, как говорил К.Роджерс, «полном функционировании личности».

Соответственно у К.Роджерса был свой подход к психокоррекции: психотерапевт не должен навязывать пациенту свое решение, должен подводить к правильному решению, которое тот примет самостоятельно. В ходе психотерапии пациент должен учиться больше доверять себе, своей интуиции, ощущениям. Тогда он лучше сможет понять других и будет иметь «озарение», который поможет ему изменить его самооценку или, как говорил К. Роджерс, «переструктурировать гештальт» (это выражение Вертгеймера и Келера). Умение изменять гештальт повышает конгруэнтность, позволяет принять себя и других, снижает тревожность и напряжение.

Терапия идет как встреча терапевтом с клиентом (с клиентами – в групповой терапии). К. Роджерс создал «группы встречи» или энкаунтер-группы, сегодня это одна из самых распространенных технологий психокоррекции и обучения.

Логотерапия Виктора Франкла

Стала одной из самых популярных видов психотерапии. В.Франкл – австрийский психолог, положения его экзистенциальной теории роднят его с гуманистической психологией. С конца 30-х годов XX века работает (после активного увлечения психоанализом) над собственной концепцией, которая окончательно оформилась у него, когда он был узником фашистских концлагерей (1942 — 1945). После Второй мировой войны стал директором неврологической клиники в Вене и одновременно читал лекции в Венском университете.

Его теория представлена в нескольких книгах, но самой популярной стала вышедшая в 50-е годы «Человек в поисках смысла».

Его теория включает три части:

Учение о стремлении к смыслу;

Учение о смысле жизни;

Учение о свободе воли.

Стремление к осознанию смысла жизни В.Франкл считает врожденным, а этот мотив должен быть ведущей силой развития личности. Причем смыслы жизни не универсальны, смысл жизни уникален для каждого человека в каждой момент его жизни.

Смысл жизни всегда связан с реализацией человеком своих возможностей (очень близко к понятию самоактуализации Маслоу). Особенностью теории является то, что обретение смысла жизни он всегда связывает с внешним миром, творческой активностью, с его достижениями.

В.Франкл, как другие экзистенциалисты, считал, что отсутствие смысла жизни или невозможность реализовать его ведет к неврозу, к состоянию экзистенциального вакуума, фрустрации.

В центре концепции В.Франкла – учение о ценностях, т.е. понятиях, несущих в себе обобщенный опыт человечества о смысле наиболее типичных жизненных ситуаций. В.Франкл считает, что есть три класса ценностей, которые делают жизнь человека осмысленной: ценности творчества (например, труд); ценности переживания (например, воображение); ценности сознательного отношения к критическим жизненным обстоятельствам, которые мы не может изменить.

Смысл жизни можно найти в любой из этих ценностей или в любом из обстоятельств, порождаемых этими ценностями. Вывод В.Франкла: нет таких ситуаций жизни, в которых бы жизнь человека утратила смысл. Нахождение смысла в конкретной ситуации, он называл осознанием возможностей действия по отношению к данной ситуации.

На это осознание и направлена вся логотерапия В.Франкла, она помогает человеку увидеть целый спектр, большое количество потенциальных смыслов, альтернативных выходов, содержащихся в ситуациях, и выбрать тот, который соответствовал бы совести человека. При этом смысл должен быть не просто найден, реализация смысла этой ситуации должна быть реализацией человеком самого себя, при этом деятельность человека должна быть абсолютно свободной. В.Франкл стремится вывести человека из-под влияния биологических законов. Если философы обращались к разуму, творчеству, нравственности, писали о всеобщем детерминизме, то В.Франкл вводит понятие о ноэтическом уровне существования человека. Он считал, что наследственность и внешние обстоятельства ограничивают возможности поведения человека. В.Франкл выделил три уровня существования человека: биологический, психологический, ноэтический (духовный). Именно в духовном уровне заключены смыслы и ценности, которые доминируют над лежащими ниже уровнями:

ноэтический

психологический

биологический

Таким образом, Франкл сформулировал идею о возможности самодетерминации, связанной с духовным миром и существованием человека в нем.

Итак, разработчики гуманистической психологии впервые писали не только об отклонениях, трудностях и негативных явлениях в поведении человека, наконец, обратили внимание на позитивные стороны развития личности, раскрыли механизмы формирования личности, пути ее саморазвития и самосовершенствования.

Гуманистическая психология более широко распространена в странах Европы, а не в США, т.к. в Европе более сильны традиции философии экзистенциализма и феноменологии. Их идеи не были популярны среди американских интеллигентов, ориентированных на психологию У.Джеймса, его прагматизм, а в Европе жили Сартр, Камю, Антониони, чьи идеи были чрезвычайно популярны.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; Нарушение авторского права страницы

Источник: http://infopedia.su/3×8960.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *