ВРОЖДЕННЫЕ ФОРМЫ ПСИХИКИ И ПОВЕДЕНИЯ; Студопедия — врожденные формы психики и поведения

08.04.2020
Содержание:
  1. Врожденные формы психики и поведения
  2. Врожденные формы психики и поведения
  3. Врожденные и приобретенные формы поведения
  4. 1.1 Понятие поведения
  5. 1.2 Основные группы поведения
  6. 2.1 Врожденные формы поведения
  7. 2.2 Пр иобретенное поведение
  8. 1. Привыкание, или габитуация — процесс, в результате которого утрачиваются уже имеющиеся реакции. Животные привыкают не реагировать на стимулы, с которыми часто сталкиваются, но которые не имеют для них особого значения. Например, молодые животные часто проявляют беспокойство в ответ на многие стимулы, однако к большей части из этих стимулов они очень быстро привыкают и перестают на них реагировать. Габитуация выгодна тем, что благодаря ей усиливаются реакции животного на новые стимулы, выделяющиеся на фоне тех, к которым животное уже успело привыкнуть. Кроме того, отсутствие реакции на безразличные стимулы помогает экономить энергию, которая может быть потрачена на бесполезные поведенческие акты.
  9. Поведение на основе научения (обучения) формируется постепенно с накоплением индивидуального опыта и приобретением определенных навыков. Способность к различным формам обучения «включается» наследственной программой на определенном этапе развития или под воздействием некоторых факторов.
  10. Элементарная рассудочная деятельность проявляется у некоторых животных в новой, нестандартной ситуации и осуществляется при отсутствии предварительного обучения. Способность к такой деятельности заложена в наследственной программе животного и реализуется только под ее руководством, предоставляя особи возможность принимать экстренные нетрадиционные решения.
  11. Реальное поведение животных, в числе которых насекомые, чаще всего представляет собой сложное переплетение базовых инстинктивных действий и приобретенного индивидуального опыта.
  12. Врожденные формы психики и поведения
  13. Психическое развитие ребенка первого года жизни

Проведенные исследования обнаружили, что в мозге ребенка, с момента рождения которого прошло не более полутора суток, можно зарегистрировать различные электрические потенциалы, возникающие в ответ на воздействия цветовых раздражителей на орган зрения. К этому времени мозг уже в состоянии формировать условные рефлексы.

Врожденные формы психики и поведения

Без точного знания того, с чем ребенок рождается на свет, без глубокого понимания процессов его естественного развития по биогенетическим законам трудно воссоздать полную и достаточно сложную картину развития ребенка, строить на ее основе обучение и воспитание.

Люди, окружающие младенца, помогают ему с рождения во всем. Они обеспечивают физический уход за организмом ребенка, обучают, воспитывают его, способствуют приобретению человеческих психологических и поведенческих черт, приспособлению к условиям общественного существования. Поддержка ребенка со стороны родителей и взрослых наминается с рождения и продолжается как минимум в течение полутора десятков лет до тех пор, пока ребенок не станет взрослым и не сможет вести независимый, самостоятельный образ жизни. Но и современному взрослому человеку для того, чтобы оставаться человеком и развиваться как человек, нужна постоянная поддержка со стороны других людей, общение и взаимодействие с ними. Без этого он быстро деградировал бы как личность.

Вместе с тем младенец уже при рождении обладает немалым запасом практически готовых к употреблению, сложных сенсорных и двигательных способностей— инстинктов, позволяющих ему приспосабливаться к миру и быстро прогрессировать в своем развитии. У новорожденного с рождения, например, имеется немало сложных движений, развивающихся в основном по генетически заданной программе в процессе созревания организма, в том числе рефлекторных, возникающих сразу и без специального обучения с первых часов жизни под воздействием соответствующих внутренних и внешних стимулов, закодированных в качестве ключевых в программах Развития этих движений. При рождении у младенца имеются ощущения всех модальностей, элементарные формы восприятия, памяти, благодаря которым становится возможным его дальнейшее познавательное и интеллектуальное развитие. Они представляют собой генетически заданные структуры или блоки сенсорных систем, из которых непосредственно или при незначительной прижизненной модификации строятся более сложные познавательные структуры. В число таких базовых элементов восприятия можно включить, например, механизмы зрительного, слухового и мышечного сосредоточения, слежения за объектами, их сличения, локализации в пространстве, сохранения в памяти, обработки в мозге следов их воздействий.

Младенец, которому от рождения всего лишь 1—2 дня уже способен различать химические вещества по вкусу. Обоняние как один из древнейших и важнейших органов чувств начинает у него функционировать также сразу после рождения. Такими же особенностями обладают элементарное зрение, движения и слух.

В первые два месяца жизни ребенок демонстрирует способность к рефлекторному повороту головы в ответ на прикосновение какого-либо предмета к уголку рта, сильно сжимает ладони при касании их поверхности, совершает общие некоординированные движения руками, ногами и головой. У него имеется также способность зрительного слежения за движущимися объектами, поворота головы в их сторону. В родильных домах дети в первые дни их жизни инстинктивно поворачиваются лицом в сторону окна, из которого льется дневной свет.

Младенец способен различать вещества на вкус. Он определенно предпочитает сладкие жидкости другим и даже способен определить степень сладости. Новорожденный ощущает запахи, реагирует на них поворотом головы, изменениями в частоте сердцебиений и дыхания. Эти двигательные и физиологические реакции аналогичны тем, которые наблюдаются у взрослых людей при повышенном внимании и особом интересе к чему-либо.

Следует также назвать, признав в качестве врожденных, группу процессов, способствующих самосохранению и развитию детского организма. Они связаны с регуляцией пищеварения, кровообращения, дыхания, температуры тела, обменных процессов и т. п. Несомненно врожденными являются сосательные, защитные, ориентировочные, хватательные, опорно-двигательные и ряд других рефлексов; все они отчетливо проявляются уже на втором месяце жизни ребенка.

Готовность к функционированию с рождения обнаруживают не только основные органы чувств, но и головной мозг. Количество нервных клеток в коре головного мозга у новорожденного почти такое же, как у взрослого человека, однако эти клетки еще незрелые, а связи между ними слабые. Созревание мозга и организма ребенка, их превращение в мозг и организм взрослого происходят в течение нескольких лет после рождения и заканчиваются только с поступлением в школу. Созревание и развитие мозга находится под прямым влиянием множества разнообразных внешних воздействий и впечатлений, которые получает ребенок от окружающей среды.

Проведенные исследования обнаружили, что в мозге ребенка, с момента рождения которого прошло не более полутора суток, можно зарегистрировать различные электрические потенциалы, возникающие в ответ на воздействия цветовых раздражителей на орган зрения. К этому времени мозг уже в состоянии формировать условные рефлексы.

Применительно к младенцу важно знать не только врожденные формы психики и поведения, но и процесс естественного развития организма. Особое значение имеет развитие движений в первые месяцы жизни.

Источник: http://studopedia.ru/18_35565_vrozhdennie-formi-psihiki-i-povedeniya.html

Врожденные формы психики и поведения

врожденные формы психики и поведения

  1. Врожденные формы психики и поведения.
  2. Развитие познавательной сферы.
  3. Личностные новообразования младенчества.

Врожденные формы психики и поведения.

Ребенок появляется на свет беспомощным, имеющим лишь очень ограниченный набор безусловных рефлексов (сосательный, ориентировочный, оборонительный) и некоторых двигательных — атавистических рефлексов (цеплятельный, плавательный, отталкивания).
К моменту рождения ребенка кора больших полушарий мозга еще полностью не сформировалась: количество отростков у нервных клеток очень мало и они еще не покрыты миелиновой оболочкой.

Результатом является быстрое распространение возбуждения по коре и трудность образования условных рефлексов.
Однако такое обстоятельство следует рассматривать как положительное, так как младенец обладает большими возможностями для усвоения нового опыта.
Эксперименты, проводимые с детьми, возраст которых всего 1,5 суток, показали, что при воздействии на орган зрения цветовых раздражителей в коре регистрируются различные электрические потенциалы, что означает возможность формирования условных рефлексов.
Укажем некоторые условные рефлексы, которые образуются у ребенка уже на первом месяце жизни.
Рефлекс голодного возбуждения может сформироваться уже на 5–7 день жизни.
Если ребенка кормить строго через определенные периоды времени, то он быстро привыкает к режиму, просыпается и криком показывает, что ему пора есть.
Рефлекс на положение под грудью проявляется к концу второй недели жизни.
Его суть в следующем: если с первых дней жизни мать кормит ребенка грудью, для чего берет его на руки и придает определенное положение под грудью, то уже на 9–15 день матери достаточно взять ребенка на руки и придать обычное для кормления положение, чтобы младенец начал производить сосательные движения, хотя слизистая рта ребенка не раздражается.
Итак, в новорожденный период еще возможно наблюдать проявление врожденных форм поведения, формирование же условных рефлексов начинается на первом месяце жизни.

Развитие познавательной сферы у младенца.

Процесс познания окружающего мира начинается с момента рождения.
Первым активно развиваться начинает зрение. Месячный ребенок способен производить следящие движения глазами, сначала в горизонтальной плоскости, затем в вертикальной, а к двум месяцам начинают фиксироваться элементарные движения глаз.
На втором месяце жизни возникает зрительное сосредоточение, однако вплоть до 2–4 месячного возраста зрение младенца еще относительно слабое.
Примерно со второго месяца младенец способен различать простые цвета, а на 3–4 — формы предметов.
Вероятно, что за две первые недели жизни у новорожденного сформировался единый образ лица и голоса матери.
Как показали наблюдения и эксперименты, младенец проявляет беспокойство, если он видит лицо матери, но слышит совсем другой голос, и, наоборот, если видит незнакомого человека, который говорит голосом матери.
На втором месяце жизни ребенок начинает проявлять эмоционально-двигательное возбуждение, если взрослый начинает с ним общаться («комплекс оживления»).
3–4 месячный малыш своим поведением демонстрирует предпочтение общению со знакомыми ему людьми.
Около восьми месяцев ребенок беспокоится, если видит незнакомого человека или попадает в незнакомую обстановку, даже если рядом находится мама.
Это чувство боязни продолжает прогрессировать и достигает максимума примерно к 14–18 месяцам жизни ребенка, а затем постепенно угасает.
В такой реакции, вероятно, проявляется чувство самосохранения, когда ребенок начинает осваивать новые пространства в связи с прямо хождением, а защитные реакции еще слабы.
Вскоре после рождения ребенок в состоянии различать тембр, громкость и высоту звуков, после 3–4 месяцев узнает лицо и голос матери в любое время дня, а в 8–12 месяцев — предметы, причем даже по отдельным частям.
В это время начинается активный поиск внезапно исчезнувших из поля зрения предметов, что говорит о способности ребенка сохранять в памяти образ предмета.
Самостоятельное передвижение в пространстве приводит к развитию восприятия глубины у младенца.
В течение второго полугодия первого года жизни ребенок может восстановить образ предмета по памяти.
Таким образом, восприятие и память начинают развиваться уже с первых дней жизни, постепенно совершенствуясь и развиваясь.
В развитии речи младенца можно выделить следующие этапы:

  1. в первый месяц жизни наблюдается повышенный интерес к человеческой речи;
  2. в возрасте около месяца начинается произнесение простейших звуков;
  3. в 2–4 месяца ребенок как бы «кряхтит», «гукает»;
  4. в 4–6 месяцев наблюдается повторение простых слогов, «гуление» — протягивание гласных;
  5. с 6 месяцев в речи ребенка появляются слоги, лепет;
  6. в 9–10 месяцев младенец способен произнести первые слова.

Во второй половине первого полугодия ребенок начинает выразительными движениями реагировать на речь взрослого, что может свидетельствовать о понимании младенцем этой речи, хотя первоначально дети лучше понимают жесты, чем слова.
В 6–6,5 месяцев ребенок способен связать предмет со словом, его обозначающим.
К концу первого года жизни малыш понимает приблизительно 10–20 слов. 7–8 месячный ребенок выполняет простые движения в соответствии со словесной инструкцией, а в последние месяцы первого года может устанавливать простейшие связи между предметами.Эти отношения между предметами устанавливаются при помощи практических проб, что является проявлением наглядно-действенного мышления.
Как правило, малыш понимает связи между теми предметами, которые ему показал взрослый.
Таким образом, к концу младенческого возраста на основе организованных взрослыми действий возникают элементарные формы мышления, первые слова, активно развивается пассивная речь.

Личностные новообразования младенчества.

Утверждение, что личностное развитие ребенка начинается с 2–3 лет, не совсем верно. Это справедливо лишь в отношении проявления внешних признаков, однако процесс образования этих личностных свойств начинается гораздо раньше их внешнего проявления.
Такие выводы можно сделать, исходя из следующих положений:

  1. никакое психологическое качество сразу же в готовом виде не появляется;
  2. многие личностные качества проявляются лишь по прошествии довольно длительного времени с того момента, когда они начали формироваться.

Таким образом, можно предположить, что личностное формирование ребенка начинается уже на первом году жизни, но внешне это проявляется позднее.
Есть данные, говорящие о том, что многие личностные качества, проявляющиеся, прежде всего, в отношениях с другими людьми, корнями уходят во взаимоотношения матери с младенцем.
Уже с первых дней жизни малыши своеобразно реагируют на речь взрослых, воспроизводя в движениях ритм произносимых слов.
Производился покадровый анализ видеозаписи движений рук и пальцев новорожденного, который показал, что при обращении к нему взрослого ритм их микродвижений совпадал.
Такое синхронное взаимодействие до сих пор выявлено только у человека.
Экспериментально также удалось выявить у новорожденных способность к подражанию.
Даже шестидневные малыши высовывают язык, открывают рот, глаза, если подобные движения производит мать, и это не является результатом совпадения.
Итак, личностное развитие ребенка начинается уже на первом году жизни.

Источник: Н. А. Богачкина «Психология. Конспект лекций»

Источник: http://www.vseodetishkax.ru/mladenecz-rebenok-do-1-goda/81-godovalyj-rebenok-dostizheniya-k-1-godu/360-psixicheskoe-razvitie-rebenka-mladencheskogo-vozrasta

Врожденные и приобретенные формы поведения

Понятие и основные группы поведения, их отличительные черты и свойства. Врожденные и приобретенные формы поведения, их психологические и врожденные основы. Главные особенности проявления инстинктивных и индивидуально-изменчивых форм поведения личности.

РубрикаПсихология
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления11.05.2009
Размер файла15,9 K

врожденные формы психики и поведения

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Содержание

Введение

Под поведением разумеют определенным образом организованную деятельность, осуществляющую связь организма с окружающей средой. В то время как у человека внутренний план сознания отдифференцирован от поведения, у животных психика и поведение образуют непосредственное единство, так что изучение их психики необходимо включается как компонент в изучение их поведения.

В большом многообразии конкретных актов поведения, которые приходится наблюдать у индивидов на разных ступенях эволюционной лестницы, обычно выделяют три основных, различных по своей психологической природе, типа поведения: инстинктивное поведение, навыки и разумное поведение. Старания исследователей были сначала направлены главным образом на то, чтобы выявить их отличительные особенности и друг от друга отграничить. Однако в настоящее время с не меньшей настойчивостью встает и вопрос об их взаимосвязях. Лишь раскрыв и их различия, и их взаимосвязи и взаимопереходы, лишь уяснив, как эти различные по своей психологической природе формы поведения сплетаются в конкретном поведении в сложное единство, функционируя одна внутри другой, можно понять их истинную природу и подлинные пути их развития.

Развитие психологически различных форм поведения совершается в результате борьбы двух антагонистических, внутренне противоречивых тенденций наследственности и изменчивости, фиксированности и лабильности. В каждой форме поведения в той или иной мере представлена как одна, так и другая, как фиксированность, так и лабильность, но их соотношение, мера их в ходе развития изменяется, и это изменение их меры приводит на некоторых узловых точках развития к качественным изменениям типа поведения.

Цель работы рассмотреть врожденные и приобретенные формы поведения. Задачи: во-первых, охарактеризовать понятие поведения, затем рассмотреть такие его виды как врожденное и приобретенное.

1. Понятие поведения

1.1 Понятие поведения

Нужда в чем-либо для поддержания жизни и развития организма вызывает особое состояние, называемое потребностью. Сложный комплекс приспособительных двигательных актов, направленных на удовлетворение имеющейся у организма потребности и проявляющихся в целенаправленной деятельности, называется поведением. Поведение представляет собой совокупность физиологических и психических процессов.

Переводя все это на более понятный язык, можно сказать, что потребность в пище у волка вызывает великое множество разнообразных движений, направленных на поиск добычи и охоту на нее, а так же поглощение пищи и удовлетворение существующей потребности. Все это можно назвать охотничьим поведением.

В самом широком плане поведение можно подразделить на два типа: врожденное и приобретенное, но между ними нет четкой границы, и большинство поведенческих реакций высших организмов, несомненно, содержит элементы того и другого типа.

1.2 Основные группы поведения

Успешная жизнедеятельность всех живых существ, включая насекомых, во многом обязана многообразию форм и механизмов их поведения. Существуют различные способы классификации поведения. Это связано с большим количеством критериев, которые могут быть положены в ее основу.

Одна из общепринятых классификаций объединяет все формы поведения животных в три основные группы: индивидуальное, где проявляются их индивидуальные поведенческие особенности, репродуктивное — взаимоотношения между самцами и самками, родителями и детьми, и социальное — поведение между членами сообщества животных и межвидовые взаимоотношения.

Индивидуальное поведение связано преимущественно с пищедобыванием (отыскание, схватывание, удержание добычи и последующее манипулирование ею), оборонительными (защитными) и другими действиями. Например, представители некоторых видов стрекоз, не имеющих возможность быстро спастись от нападения, защищают себя едкой жидкостью. При попытке ящериц или других животных их схватить, насекомые выбрасывают из себя струйки оранжевой жидкости. Разлетаясь с большой скоростью на расстоянии 40-50 см, она вызывает сильные ожоги кожи.

Репродуктивное поведение — это сложнейший комплекс поведения, связанный с образованием брачных союзов, строительством жилищ, выведением потомства, его кормлением, защитой, воспитанием и др. Для ряда видов насекомых характерна сложная активная забота о новом поколении, как, например, у домашних рыжих тараканов. Самка носит капсулу с яичками почти месяц, пока не разовьются зародыши. А когда поступает сигнал о том, что детям пришла пора покидать яички, она забирается в щель, ловко отцепляет капсулу и отгрызает боковой рубец. Появившихся беленьких тараканчиков с черненькими глазками мать поглаживает усиками и подталкивает к специально подготовленным крошкам пищи. А потом она водит их из щели в щель, обучая добывать еду. Интересно, что несколько самок группы тараканов объединяются для воспитания малышей, что помогает их выживанию даже в самых сложных условиях среды обитания.

Социальное поведение характеризуется различными типами взаимодействия животных в сообществе себе подобных и межвидовыми взаимоотношениями особей. Социальное поведение присуще в основном общественным насекомым. В их сообществах существуют как отдельно растущие и размножающиеся особи, так и их закономерно развивающиеся и воспроизводящиеся жизненные организации.

2. Врожденные и приобретенные формы поведения

2.1 Врожденные формы поведения

Врожденным поведением называются такие формы поведения, которые генетически запрограммированы и которые практически невозможно изменить. Врожденные формы поведения развивались и совершенствовались на протяжении многих поколений путем естественного отбора, и главное их приспособительное значение состоит в том, что они способствуют выживанию вида. К врожденным формам поведения относятся безусловные рефлексы и инстинкты.

Для осуществления врожденных рефлексов организм имеет готовые рефлекторные дуги. Центры безусловных рефлексов расположены в спинном мозге и в стволовой части головного мозга, т.е. в нижних отделах ЦНС. Для их осуществления необязательно участие коры полушарий большого мозга. Важная роль в механизме безусловных рефлексов принадлежит обратной связи — информации о результатах и степени успешности совершенного действия. Благодаря безусловным рефлексам сохраняется целостность организма, поддерживается постоянство внутренней среды и происходит размножение. Безусловные рефлексы лежат в основе всех поведенческих реакций животных и человека.

Осуществление врожденных безусловных рефлексов обусловлено наличием соответствующих потребностей, которые возникают в результате временного нарушения внутреннего постоянства (гомеостаза) организма или в результате сложных взаимодействий с внешним миром.

Можно сказать, что изменение внутреннего постоянства организма — повышение, например, количества гормонов в крови — приводит к проявлению половых рефлексов, а неожиданный шорох — воздействие внешнего мира — к настораживанию и проявлению ориентировочного рефлекса. Поэтому можно полагать, что возникновение внутренней потребности фактически является условием реализации безусловного рефлекса и в определенном смысле его началом.

Врожденное поведение еще называют инстинктивным. Инстинктивное поведение строится в основном по наследственно обусловленной программе и не требует для своей полной реализации специального обучения или тренировки. Оно соответствует базовым врожденным, или инстинктивным, действиям.

Понятие инстинкта (от лат. instinctus — побуждение) появилось в трудах философов еще в III веке до нашей эры. Оно означает врожденную способность живых существ выполнять определенные стереотипные действия в силу внутреннего побуждения по определенной наследственной программе. В современной науке обычно избегают употребления понятия «инстинкт» в связи с многообразием и нечеткостью его толкования. Более употребимым является понятие «инстинктивное поведение», которое понимают как врожденный видотипичный (типичный для данного вида) комплекс поведенческих актов.

Инстинктивные проявления живых существ отличаются удивительной сложностью и целесообразностью, что зачастую не поддается научному пониманию.

2.2 Пр иобретенное поведение

1. Привыкание, или габитуация — процесс, в результате которого утрачиваются уже имеющиеся реакции. Животные привыкают не реагировать на стимулы, с которыми часто сталкиваются, но которые не имеют для них особого значения. Например, молодые животные часто проявляют беспокойство в ответ на многие стимулы, однако к большей части из этих стимулов они очень быстро привыкают и перестают на них реагировать. Габитуация выгодна тем, что благодаря ей усиливаются реакции животного на новые стимулы, выделяющиеся на фоне тех, к которым животное уже успело привыкнуть. Кроме того, отсутствие реакции на безразличные стимулы помогает экономить энергию, которая может быть потрачена на бесполезные поведенческие акты.

Поведение на основе научения (обучения) формируется постепенно с накоплением индивидуального опыта и приобретением определенных навыков. Способность к различным формам обучения «включается» наследственной программой на определенном этапе развития или под воздействием некоторых факторов.

Элементарная рассудочная деятельность проявляется у некоторых животных в новой, нестандартной ситуации и осуществляется при отсутствии предварительного обучения. Способность к такой деятельности заложена в наследственной программе животного и реализуется только под ее руководством, предоставляя особи возможность принимать экстренные нетрадиционные решения.

Реальное поведение животных, в числе которых насекомые, чаще всего представляет собой сложное переплетение базовых инстинктивных действий и приобретенного индивидуального опыта.

Заключение

1. Инстинктивные формы поведения в более узком, специфическом смысле слова, т.е. формы поведения с такой зависимостью функции от структуры, при которой изменение поведения по отношению к жизненно важным ситуациям в основном возможно лишь в результате изменения наследственной организации.

2. Индивидуально-изменчивые формы поведения.

Индивидуально-изменчивые формы поведения в свою очередь подразделяются на: а) те, которые основываются на функциональных стереотипах, вырабатывающихся в процессе индивидуального развития, и адаптируются к наличной ситуации, лишь, поскольку она является повторением уже бывших ситуаций: индивидуально-изменчивые формы поведения типа навыков; б) связанные с развитием интеллектуальной рассудочной деятельности.

Установить, что является врожденным, а что приобретенным в поведении животного, возможно лишь опираясь на генетические позиции. Поведенческие проявления, как и морфологические признаки, обусловлены генетической программой животного, но обычно они воспроизводятся в новом организме под воздействием на него каких-либо факторов. Чтобы изолировать особей от этих факторов, в экспериментах в основном применяется метод воспитания молоди без контактов с родителями и членами сообщества. Тогда выступают инстинктивные признаки поведения животного, которые независимы от научения и приобретения индивидуального опыта. А если животное воспитывать без изоляции от традиционного окружения, то проявятся те дополнительные признаки, которые могут развиваться только при обучении. В отдельных случаях это происходит и при участии элементарного мышления. Но в любом случае способность к приобретению новых индивидуальных признаков генетически обусловлена.

Список литературы

1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. 1976. Асратян Э.А. Рефлекторная теория высшей нервной деятельности., 1975.

2. Батуев А.С. Физиология высшей нервной деятельности., 1991.

3. Боровский В.М. Психическая деятельность животных. — М.; Л., 1936.

4. Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. М., 1986.

5. Дудел Дж., Рюэг И., Шмидт Р., Яниг В. Физиология человека. — В 4 томах, М., Мир, 1985.

6. Куффлер С., Николс Дж. От нейрона к мозгу., 1979.

7. Общий курс физиологии человека и животных // Под ред. Ноздрачева А.Д. — М., Высшая школа, 1991.

8. Физиология поведения. Нейробиологические закономерности. Руководство по физиологии, 1987.

9. Физиология человека // Под ред. Косицкого Г.И. — М., Медицина, 1985.

Подобные документы

Подходы к изучению экономического поведения человека, экономическое мышление как основа рационального выбора, формы проявления экономического поведения, потребности и интересы как детерминанты трудового поведения.

курсовая работа [25,0 K], добавлен 25.01.2003

Аддикция как одна из форм деструктивного поведения, ее характеристика и отличительные признаки, типы и виды реализации. Деструктивная сущность аддиктивного поведения, степень и основные причины распространения в современном обществе, меры профилактики.

курсовая работа [46,4 K], добавлен 17.01.2010

Понятие «социальная норма» и отклонения поведения учащихся от нормы. Психологические классификации отклоняющегося поведения. Специфика аутодеструктивного поведения. Характеристика отклоняющегося поведения. Формы девиантного и делинквентного поведения.

контрольная работа [20,9 K], добавлен 28.12.2010

Главные функции социальных норм. Биологические, психологические, социальные причины девиации. Аддиктивный, патохарактерологический, психопатологический типы девиантного поведения. Основные формы проявления девиантного поведения несовершеннолетних.

презентация [1,9 M], добавлен 27.04.2015

Виды, условия и причины возникновения конфликтов как столкновения интересов, мнений, взглядов субъектов взаимодействия. Психологические особенности поведения личности в конфликте. Методика предотвращения и конструктивного разрешения конфликтной ситуации.

курсовая работа [87,4 K], добавлен 11.06.2014

Проблема девиантного поведения в современной литературе. Особенности проявления девиантного поведения подростков. Основные направления и формы предупреждения девиантного поведения подростков. Цели, задачи, этапы опытно-экспериментального исследования.

дипломная работа [373,3 K], добавлен 15.11.2008

Суицид: общие понятия, этапы и характерные черты личности суицидента. Мотивы, причины, поводы данного поведения. Психологические особенности подросткового возраста, этапы психокоррекционной программы по профилактике сиуцидального поведения среди них.

дипломная работа [388,0 K], добавлен 19.06.2015

Анализ причин преступного поведения. Психодиагностическое исследование осужденных: индивидуально-психологические особенности личности, характеристика уровня агрессии и эмпатии. Методы психокоррекции по снижению агрессивности поведения осужденных.

дипломная работа [885,6 K], добавлен 12.05.2010

Понятие «личность», её поведение в социальной среде. Критериальная база поведения человека. Факторы организационного поведения. Психологические особенности типов личности по К. Юнгу и Майерс-Бриггс. Психологические типы «невротических» руководителей.

контрольная работа [153,5 K], добавлен 31.01.2012

Социально-психологические причины девиантного поведения в подростковом возрасте. Основные направления и формы его предупреждения. Характерологические особенности акцентуированных подростков. Методика коррекции отклоняющегося поведения у школьников.

курсовая работа [235,1 K], добавлен 04.11.2013

Источник: http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00017958_0.html

Врожденные формы психики и поведения

Если у Вас есть хорошие книги и учебники в электронном виде, которыми Вы хотите поделиться со всеми — присылайте их в Библиотеку Научной Литературы [email protected] .

Произведения4 911
Биографии2 004
Библиографии10 251
Словари161
Словарные статьи1 244 714
Алфавитный каталог

АвторНемов Р. С.
НазваниеПсихология образования Книга 2
Год издания1995
РазделКниги
Рейтинг3.34 из 10.00
Zip архивскачать (697 Кб)
Поиск по произведению

Глава 3.
Психическое развитие ребенка младенческого возраста

Краткое содержание

Врожденные формы психики и поведения. Значение точного знания врожденны форм психики и поведения, законов их естественного, генетически детерминировав ного развития для правильного обучения и воспитания детей. Беспомощность ч ловеческого младенца, длительный период его зависимости от людей. Рефлектор ные, генотипически обусловленные движения младенца. Автоматическое включено сразу после рождения в работу основных органов чувств: зрения, слуха, осязател ного, двигательного анализаторов, рецепторов вкуса. Врожденные механизмы зрд тельного и слухового восприятия у младенца. Прирожденная способность к сло ным реакциям, сочетающим в себе работу органов чувств и мышц. Анатомо-физи логическая характеристика и функционирование мозга ребенка в период нов рожденности. 1

Двигательная активность ребенка. Быстрый прогресс двигательной активное ребенка в течение первого года жизни. Освобождение рук от функций локомоц и приобретение способности к прямохождению. Развитие зрения и наглядно-де ственного мышления на основе ручных движений. Помесячное совершенствов ние движений ребенка в течение первого года жизни. Возможность ускоренное развития движений под влиянием обучения. Особенности формирования маний лятивно-исследовательских движений рук ребенка на первом году жизни. Нач> имитационных движений во втором полугодии жизни, их значение для дальнейше обучения и воспитания ребенка. Появление указательного жеста, его роль в псиз благодаря которым становится возможным его дальнейшее цдльное и интеллектуальное развитие. Они представляют нетически заданные структуры или блоки сенсорных систем, 1 оторых непосредственно или при незначительной прижизненной модификации строятся более сложные познавательные структу] В число таких базовых элементов восприятия можно включи например, механизмы зрительного, слухового и мышечного сосре точения, слежения за объектами, их сличения, локализации в про ранстве, сохранения в памяти, обработки в мозге следов их в действий.

Младенец, которому от рождения всего лишь 1-2 дня, у способен различать химические вещества по вкусу. Обоняние 1 один из древнейших и важнейших органов чувств начинает у и функционировать также сразу после рождения. Такими же особ ностями обладают элементарное зрение, движения и слух.

В первые два месяца жизни ребенок демонстрирует способн( к рефлекторному повороту головы в ответ на прикосновение как руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся далее основным источником познания ребенком окружающей действительности.

К концу младенческого возраста у ребенка возникает особая форма движения, служащая средством направления внимания взрослого человека и управления .его поведением с целью удовлетворения актуальных потребностей ребенка. Это в первую очередь указательный жест, адресованный взрослому, сопровождающийся соответствующей мимикой и пантомимикой. Ребенок указывает взрослому рукой на то, что его интересует, рассчитывая на помощь взрослого.

Восприятие и память у младенцев

Из всех органов чувств главнейшее значение для человека имеет зрение. Оно первым начинает активно развиваться в самом начале жизни. Уже у месячного ребенка можно зафиксировать следящие движения глаз. Сначала такие движения осуществляются в основном в горизонтальной плоскости, потом появляется слежение по вертикали и, наконец, к двухмесячному возрасту отмечаются элементарные криволинейные, например круговые, движения глаз. Зрительное сосредоточение, т. е. способность фиксировать взор на предмете, появляется на втором месяце жизни. К концу его ребенок может самостоятельно переводить взгляд с одного предмета на другой.

Младенцы первых двух месяцев жизни большую часть времени бодрствования занимаются рассматриванием окружающих предметов, особенно тогда, когда они накормлены и находятся в спокойном состоянии. Вместе с тем зрение, по-видимому, является чувством, наименее развитым при рождении (имеется в виду тот урок’ которого зрение может достичь у взрослого человека).

Хотя новорожденные в состоянии следить глазами за движущихся объектами, однако вплоть до 2-4-месячного возраста их ие является относительно слабым.

Досточно хороший уровень развития’ движений глаз можно у ребенка примерно к трехмесячному возрасту. Процесс «Рования и развития этих движений не полностью предопределен генетически, его скорость и качество зависят от создания соответствующей внешней стимулирующей среды. Глазные движения детей развиваются быстрее и становятся более совершенными при наличии в поле зрения ярких, привлекательных предметов, а такж людей, совершающих разнообразные движения, за которыми може наблюдать ребенок.

Примерно со второго месяца жизни у ребенка отмечается спо собностьк различению простейших цветов, а на третьем-четвертом месяцах — формы предметов. В две недели у младенца, вероятно уж сформировался единый образ лица и голоса матери. Опыты проведенные учеными, показали, что младенец проявляет очевидней беспокойство в том случае, если перед его взором появляется матц и начинает говорить голосом или когда чужой, незна комый человек вдруг голосом матери (такая экспе риментальная ситуация с помощью технических средств искусс1 венно создавалась в ряде экспериментов с детьми младенческор возраста).

На втором месяце жизни младенец особым образом реагируг на людей, выделяя и отличая их от окружающих предметов. Ег реакции на человека являются специфическими и почти всегда ярк эмоционально окрашенными. На улыбку матери в возрасте око.; 2-3 месяцев младенец реагирует также улыбкой и общей актив> зацией движений. Это называется комплексом оживления. Было б неправильно’ связывать возникновение у ребенка комплекса ожи ления со зрительным восприятием хорошо знакомых лиц. Мног) слепые с рождения дети также начинают улыбаться примерно в дв трехмесячном возрасте, услышав только голос своей матери. Ус новлено, что интенсивное эмоциональное общение взрослого с < бенком способствует, а редкое и бездушное препятствует развит>комплекса оживления и может привести к общей задержке псия ческого развития ребенка.

Улыбка на лице ребенка возникает и поддерживается не са собой. Ее появлению и сохранению способствует ласковое обраще> матери с ребенком или заменяющего ее взрослого человека. Д этого выражение лица взрослого должно быть добрым, радостно а его голос приятным и эмоциональным.

К трех-четырехмесячному возрасту дети своим поведением четливо показывают, что они предпочитают видеть, слышать и общаться лишь со знакомыми людьми, как правило, с членами семьи. в возрасте около восьми месяцев ребенок проявляет состояние родимого беспокойства, когда в поле его зрения оказывается лицо незнакомого человека или когда он сам попадает в незнакомую обстановку, даже если в этот момент времени рядом с ним находится родная мать. Боязнь чужих людей и незнакомого окружения довольно быстро прогрессирует, начиная с восьмимесячного возраста и до конца первого года жизни. Вместе с ней растет и стремление ребенка постоянно находиться рядом со знакомым человеком, чаще всего с матерью, и не допускать долгой разлуки с ним. Наивысшего своего уровня эта тенденция возникновения страха перед чужими людьми и боязни незнакомой обстановки достигает примерно к 14- 18 месяцам жизни, а затем постепенно уменьшается. 3 ней, видимо, проявляется инстинкт самосохранения в тот особо опасный для ребенка период жизни, когда его движения неуправляемы, а защитные реакции слабы.

Рассмотрим некоторые данные, которые характеризуют развитие восприятия предметов и памяти у детей в младенческом возрасте. Замечено, что такое свойство восприятия, как предметность, т. е. отнесенность ощущений и образов к предметам окружающей действительности, возникает к началу раннего возраста, около одного года. Вскоре после рождения ребенок способен различать тембр, громкость и высоту звуков.’ Способность запоминать и хранить образы в памяти в своих первичных формах также складывается у младенца в течение первого года жизни. До 3-4-месячного возраста ребенок, по-видимому, в состоянии хранить образ воспринятого предмета не более одной секунды. После 3-4 месяцев время сохранения образа увеличивается, ребенок приобретает способность узнавать лицо и голос матери в любое время дня. В 8-12 месяцев он выделяет предметы в зрительном поле, причем узнает их не только в целом, но и по отдельным частям. В это время начинается активный поиск предметов, внезапно исчезнувших из поля зрения, что свидетельствует о том, что ребенок сохраняет образ предмета в долговременной памяти, надолго выделяет его из ситуации и соотносит с ней, т. е. фиксирует объективные связи, существующие между предметами.

Специфика ассоциативной памяти, которая уже есть у детей младенческого возраста, состоит в том, что довольно рано они ываются способными к созданию и сохранению временных связей между сочетаемыми раздражителями. Позднее, примерно к полутора годам, формируется долговременная память, рассчитанная Длительное хранение информации. Ребенок второго года жизни » знакомые предметы и людей через несколько недель, а на году жизни даже через несколько месяцев. — — Запорожец, известный отечественный исследователь дет-.др психологии, описал процесс познавательного развития мла-у п бДующим образом. Формирование хватательных движений ика, начинающееся примерно с третьего месяца жизни, оказывает существенное влияние на развитие у него восприятия фс мы и величины предметов. Дальнейший прогресс в восприят глубины у детей напрямую связан с практикой передвижения \ бенка в пространстве и с действиями освобожденной от локо> торных функций руки. Сенсорные процессы, включаясь в обслуя вание практических действий по манипулированию предмета перестраиваются на их основе и сами приобретают характер ори тировочно-исследовательских перцептивных действий. Это проис дит на третьем и четвертом месяцах жизни. 1

При изучении зрительного восприятия детей установлено, 4 стимулы, близко расположенные друг к другу в Пространстве, объец нтся ими в комплексы гораздо чаще, чем удаленные друг от дру » «юрожт.ает типичные ошибки, которые совершают дети младшего возраста. Ребенок может, например, схватить башню из ц биков за самый верхний кубик и очень удивиться, обнаружу что только один кубик, а не вся башня в целом, оказался у него в ке. Ребенок этого возраста может также делать многочислен и усердные попытки цветок с платья матери, не пони того, что этот цветок составляет часть плоского рисунка. Зац чено, что при восприятии предметов дети вначале ориентируют на их форму, а затем на их величину и только позднее — на ц Последнее происходит в возрасте около 2 лет. 1

Младенцам годовалого или близкого к этому возраста прис отчетливо выраженный познавательный интерес к окружающ миру и развитая познавательная активность. Они способны со доточивать свое внимание на деталях рассматриваемых изобра ний, выделяя в них контуры, контрасты, простые формы, перех от горизонтальных к вертикальным элементам рисунка. Младец проявляют повышенный интерес к цветам, у них весьма выраж ориентировочно-исследовательская реакция на все новое и необ ное. Младенцы оживляются, воспринимая явления, отличные 1 тех, с которыми они уже встречались раньше. 1

Существует гипотеза, предложенная Ж. Пиаже, что у младе уже существует прототип схемы в форме элементарной способнее упорядоченного отражения действительности в виде общих свой присущих ряду сходных, но не идентичных явлений. Об этом говО тот факт, что многие годовалые дети различают группы предмет объединенных по общим признакам: мебель, животных, еду, в числе по изображениям.

Если на первом полугодии жизни ребенок обнаруживает спо( ность узнавать предметы, то в течение второго полугодия жи он демонстрирует возможность восстановления образа предмете памяти. Простой и эффективный способ оценить умение ребе воспроизводить образ заключается в том, чтобы спросить его,1 находится известный ему предмет. Ребенок, как правило, начи активно искать этот предмет поворотами глаз, головы, тулов Выраженность этой способности от первого полугодия жиэЩ полутора годам постепенно возрастает. .К концу этого срока время хранения образа в памяти после того, как предмет был впервые 1 увиден и спрятан, увеличивается до 10 сек. 1 Суммируя данные о сенсорном развитии детей первого года 1 жизни, Ж. Пиаже выстроил следующую последовательность его 1 стадий:

1 1. Стадия развития структур взаимодействия ребенка с нежи-1 дь1ми предметами. Он включает в себя: 1 А. Стадию операционной консолидации (1-4 месяца). Ребенок 1 при помощи простых движений глаз или рук пытается восстановить 1 перцептивную или эмоциональную ситуацию, которая ‘для него 1 представляет интерес в познавательном или в эмоциональном плане. 1 В каждом таком случае ребенок своими движениями стремится 1 восстановить прежние ощущения (например, движение глаз в сторону привлекательного объекта или движение руки ко рту). 1 Б. Стадию операционной координации (4-8 месяцев). Пример: 1 движение чашки весов, увидев которое ребенок затем старается 1 воспроизвести. Вообще, заметив интересное движение чего-либо, 1,младенец почти моментально схватывает его, воспроизводит, наблюдая с большим любопытством за реакцией. В данном случае помимо 1 движения, произведенного самим ребенком, возникает реакция слежения за этим движением.

1 В. Бифокальная координация (8-12 месяцев). Произвольное 1 повторение одного и того же движения с разными частями объекта 1 (нажатие левой чаши весов после того, как произведено движение Оправой). Если перед 4- 8-месячным ребенком поставить барьер 1 на пути следования к привлекательной для него цели, то ребенок не предпримет никаких попыток его устранить. 8-12-месячный ребе-1 нок убирает барьер довольно легко. Это значит, что он усматри-вает связь между двумя объектами: барьером и целью, предвидит 1 результат действия с первым из объектов — барьером — как сред-ство достижения второго-цели. 1 Г. Усовершенствованная координация (12-18 месяцев). Ти-1 личный пример — опыты В. Келера с использованием орудий. Здесь 1 проявляется способность совершать движения с объектами — средствами (орудиями) в любую сторону, независимо от тех ручных движений, которые необходимы для непосредственного достижения 1 Цели.

1 Аналогичные подстадии можно выделить в развитии движений 1″Р»э зрения, а также движений, связанных с едой и питьем, со-1″ь»ым взаимодействием и речью. Параллельно у детей форми-1 структуры, относящиеся к взаимодействию с людьми, особым способом невербального общения ребенка со взрослым, который ухаживает за ним. Выделим аналогичные стадии в этом ГФоцессе.

Стадии развития структур взаимодействия ребенка с окружающими людьми. Они содержат:

1 ‘ Операционную консолидацию (1-4 месяца). К концу этой 1 и ребенок замечает отклонения от привычного для него поведения матери и предпринимает усилия, направленные на то, чтоб вызвать с ее стороны привычную реакцию. Если это не получаете то ребенок отворачивается и начинает заниматься чем-то другим Данное поведение свидетельствует о том, что у ребенка начали складываться первичные намерения.

Б. Операционная координация (4-8 месяцев). Ребенок совер шает намеренные действия для того, чтобы с их помощью привлеч; внимание матери или другого взрослого человека (тянет мать за во лосы, трясет игрушкой, протягивает руки к матери и т.п.). Те дей ствия, которые вначале преследовали определенную цель, тепе< начинают играть роль сигналов, стимулов, преднамеренно вводимь в процесс общения и направленных на другого человека.

В. Бифокальная операционная координация (8-12 месяцев Здесь структуры взаимодействия с неживыми объектами коорД1 нируются со структурами взаимодействия с людьми (игра с м. терью в какие-либо игрушки). Внимание ребенка одновреме но сосредоточивается и на человеке, и на неживом объекте (игрушке).

Г. Усовершенствованная координация (12-18 месяцев). ! этой стадии появляется имитация ребенком движений и действй совершаемых другими людьми, ведется активный поиск интересно объектов с целью продемонстрировать их другому человеку.

Для того чтобы глубже понять, какого уровня развития достигает младенец в восприятии, необходимо обратиться к понятию когнитивной схемы. Схема — это главная единица восприят> которая представляет собой след, оставленный в памяти человб воспринятой картиной и включающий в себя наиболее инфор тивные, существенные для субъекта признаки. Когнитивная схв> объекта или ситуации содержит в себе подробную информац) о наиболее важных элементах этого объекта или ситуации, а таЩ о взаимосвязях этих элементов. Способность создавать и сох1 нять когнитивные схемы есть уже у младенцев. Старшие дети (1 мируют когнитивные схемы незнакомых объектов после того, посмотрят на них в течение нескольких секунд. Чем взрослее бенок, тем лучше он научается выделять информативные приз ки воспринимаемого объекта и абстрагироваться от недостатоЯ информативных. Для того чтобы уловить настроение челов взрослым, самостоятельно изучать, исследовать их.

Активные действия детей с предметами возникают между 7 10 месяцами жизни. Примерно около года в деятельности ребенка появляется новый момент: он начинает исследовать предметы 1. только с помощью рук, но также и других предметов, употребляемых им в-качестве орудий. Например, взяв в руки палочку, ребенс может прикасаться ею к другим предметам, воздействовать на (толкать, двигать, переворачивать и т. п.).

Появление и развитие звуковой стороны речи ребенка мож слова типа , . Около одного года эти слова приоб тают определенный смысл, отнесенность к конкретному пред или человеку (до этого времени они походили на обычный леп Заметим, однако, что качество и частота лепета ребенка в первом полугодии его жизни не предопределяют речевое развитие ребе в более поздние годы. Во второй половине первого года жи у младенцев появляется явное намерение общаться с окружающ1 причем соответствующую потребность ребенок вначале выраХ языком мимики и жестов. Младенцы знают и понимают гораздо больше слов, чем произносят. 1

Уровень понимания слов ребенком мало зависит от ур развития у него продуктивной речи. Средний запас слов, исп зуемых полуторагодовалыми детьми, равен примерно 50. М слова и их значения дети усваивают с помощью культурно отрабо ного , который родители постоянно выпол с того момента, когда ребенок начал самостоятельно произносить сочетания звуков, напоминающие слова. Поначалу дети приписы-ддют словам иные значения, чем взрослые. Одно слово для ребенка может выражать мысль, заключенную для взрослого в целом предложении и даже в нескольких связанных друг с другом фразах. ногда одновременно с фразовой насыщенностью слова наблюдается сужение детьми значений отдельных слов по сравнению р тем, как они употребляются взрослыми людьми.

Подведем итог сказанному, обозначив вслед за С. Н. Карповой основные этапы развития речи в младенческом возрасте’.

К концу первого — началу второго месяца жизни у ребенка возникает специфическая реакция на человеческую речь-особое внимание к ней, называемое слуховым сосредоточением.

На третьем месяце жизни в ответ на речевые обращения взрос-дого у ребенка появляются собственные речевые реакции, входящие в состав известного . Вначале ребенок произносит короткие отрывистые звуки. Затем у него появляются протяжные, певучие и тихие звуки, которые преимущественно воспроизводят интонацию взрослых. Позднее возникает ритмическое и звуковое речевое подражание. В это время звуки, произносимые ребенком, еще выражают его эмоциональные состояния и связаны в основном со сферой эмоционального общения со взрослым.

Примерно с четырех месяцев ребенок начинает различать высказывания взрослых по. интонации, что свидетельствует о том, что он уже умеет пользоваться речью как средством эмоциональной коммуникации (общения).

На шестом месяце жизни ребенок ориентируется не только на эмоциональный тон и характер высказывания, но также и на другие его признаки, например на ритмику. Одновременно возрастает фонетическая организованность собственных звуков ребенка.

Между четвертым и шестым месяцами жизни ребенок переходит к лепету, который представляет собой следующий шаг в развитии активной речи. К концу первого полугодия жизни наряду с эмоциональным общением возникает и обособляется предметное общение.

Во втором полугодии жизни ребенок начинает пользоваться *псевдословами> — сочетаниями звуков, которые выполняют номя-, «этивную, или сигнальную, функцию и еще не обладает постоянными обобщенными значениями.

С 8-9 месяцев ребенок произносит звуки, а затем нецелые слова по заданному взрослым образцу.

Лишь к концу первого года жизни ребенок усваивает семанти- ова как целостный комплекс физических звуков, имеющих некоторый обобщенный смысл.

К концу первого года жизни ребенок точно понимает в. среднем 10-20 слов и определенным образом реагирует на них..В ответ на произнесение взрослым названия предмета он, например поворачивает голову в сторону этого предмета и активно иц его. ладенец 7-8-месячного возраста способен выполнять просто движения по словесной инструкции, выбирать один предмет из трех находящихся в поле его зрения, не только начинать, но и прекр щать начатое действие по словесной инструкции. Последнее наблюл ется Примерно в 10-12 месяцев. Данные факты свидетельствуют том то ребенок начал активно овладевать номинативной и праг 1-ичесои функциями речи. 1

Рассмотрим теперь, как идет развитие познавательной сферы младенц подготавливающее формирование интеллекта ребенка. Нс рожд»ые младенцы не включены в практическую деятельно они только общаются со взрослыми, а в период бодрствова1 находясь в одиночестве, изучают при помощи органов чувств с ближайшее окружение. С помощью рук, отчасти ног, они манипу руют находящимися в пределах их досягаемости предметами, т-1 вырабатывают умения и навыки, которые впоследствии оказывается включенными в процесс решения практических сенсомотор.

Узнает окружающий мир главным образом благодаря привычным ствия, с помощью которых он на этот мир практически воздейс ет. С» временем, как правило, уже за пределами младенчес возраст’ мир оказывается представленным ребенку еще и в обра1 сравнительно свободных от действий, а далее и в понятиях.

Вплоть до конца первого года жизни узнавание объектов р ; складни на себя, но выпускает их. Движение повторяется несколько раз ПОДРЯД-После того как в очередной раз ткань выскальз из рук девочка, не разжимая кулачка, подносит руку, осторожно ее разжимает. Затем она внимательно смотрит на свои дьцы и, убедившись в том, что в ладони ничего нет, вновь повторя-,т движение. Все это происходит много раз подряд. По-видимому, для )ебенка достаточно дотронуться до предмета, полагая, что он уже трачен и находится в руке.

Во втором полугодии жизни ребенка возникает тесная связь жду восприятием и действием. Первоначально действие ребенка .дрершается только при помощи рефлекторных движений органов (увств, например принимает форму , обЬа-)уживающегося в движениях глаз или ориентации головы. Позднее являются схватывание рукой, захватывание ртом, удерживание в )уке и т. п.

Образовавшаяся связь между восприятием и действием подготавливает развитие интеллектуальных операций, первыми элементарными проявлениями которых выступают сенсомоторные действия ребенка направленные на поиск предметов и преодоление различных препятствий, возникающих на пути его продвижения.

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

Тема 1. Врожденные формы психики и поведения

  1. Врожденная беспомощность младенца, ее положительные и отрицательные стороны.
  2. Зависимость психического развития младенца от окружающих людей. Рефлекторная природа врожденных движений ребенка. Элементарные признаки готовности основных органов чувств к нормальному функционированию.
  3. Инстинктивные формы поведения младенца. Мозг ребенка в период новорожденности.

Темы для рефератов

  1. Врожденные формы психики и поведения младенцев.
  2. Развитие двигательной активности ребенка в течение первого года жизни.
  3. Формирование восприятия и координированной работы различных анализатор младенческом возрасте.
  4. Этапы становления речи у младенца.

Темы для самостоятельной исследовательской работы

  1. Психолого-педагогические средства развития моторики у детей младенче возраста.
  2. Формирование сенсорных и моторных схем в течение первого года жизни.
  3. Предпосылки к развитию мышления, возникающие к концу младенческого воз

Литература

1

    Асеев В. Г. Возрастная психология: Учебное пособие. Ирк1 1989. 1 (Младенческий возраст: 50-56.) 1 Бауэр Т. Дж. Р. Психическое развитие младенца. М., 1979. 1 (Восприятие у младенцев: 27-164. Развитие движений у младенцев: 165-21 ориентировочно-исследовательской деятельности и конструктов творческой работы.

Примерно к трем годам память, восприятие, воображение и внимание ребенка начинают приобретать человеческие свойства. Но главное состоит в том, что в данном возрасте ребенок овладевает «.ем умением, которое существенным образом влияет на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие. Речь идет о способности понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми. Благодаря постоянному речевому взаимодействию со взрослыми ребенок из биологического существа к середине раннего детства превращается по своим поведенческим и психологическим качествам в человека, а к концу этого периода — в личность. Развитие познавательных процессов и речи помогает ребенку ускоренно приобретать знания, усваивать нормы и формы человеческого поведения.

Именно в раннем возрасте ребенок впервые открывает для себя тот замечательный факт, что все в мире людей имеет свое название. Через речь, которой ребенок практически овладевает в эти годы, он получает прямой доступ к важнейшим достижениям человеческой материальной и духовной культуры. Через речевое общение со взрослыми он приобретает в десятки раз больше информации об окружающем его мире, чем с помощью всех данных ему от природы органов чувств.

Для ребенка речь является не только незаменимым средством общения, но также играет важнейшую роль в развитии мышления и в саморегуляции поведения. Направленная с конца раннего детства не только на окружающих людей, но и на самого себя, речь позволяет ребенку овладевать собственным поведением и собственными психическими процессами, делать их в определенной степени произвольно регулируемыми. Без речи невозможны были бы ни человеческое восприятие действительности, ни человеческое внимание, ни развитая память, ни совершенный интеллект. Благодаря речи между взрослым и ребенком возникает деловое сотрудничество, становится . возможным сознательное, целенаправленное обучение и воспитание.

Для того чтобы представить себе, как в раннем возрасте идет процесс развития предметной и игровой деятельности, начавшийся Ще в младенчестве, необходимо расширить систему понятий, с «°»ощью которых описываются данные виды жизнедеятельности. ы будем далее называть продуктивной такую деятельность ребенка, которая содержит в себе попытку трансформировать и преоб-Рать воспринимаемую реальность. Такая деятельность включает себя совокупность всех действий ребенка, за исключением тех, оторые выполняют роль копирования действительности, например «Р»ятие, подражание. В отличие от этого репродуктивной мы бу-д » «сновать деятельность, содержащую в себе попытку предстает принимаемую реальность в том виде, в каком она непосред-( » Дана нашим органам чувств, без стремления субъекта тран-тировать или преобразовать ее.

В начальный период усвоения речи ребенок годовалого возраст реагирует на слова как на ситуацию в целом. Для него слово ча всего связывается с обстановкой, а не с отдельными представляют ми ее предметами. Внимательно наблюдая за действиями взросло произносящего слова, ребенок воспринимает мимику и жесты, реа руя на них, улавливая по ним смысл того, что говорит взросл человек. Можно было бы сказать, что в самом начале обучец речи ребенок реагирует на слова примерно так же, как на < реагируют высшие животные, например антропоиды, дельфины и ) баки. 1

Прежде всего ребенок усваивает словесные обозначения окру ющих его вещей, затем имена взрослых людей, названия игруц и, наконец, частей тела и лица. Все это — имена существителы и они обычно приобретаются в течение второго года жизни. К Ц годам нормально развивающийся ребенок понимает значения прац чески всех слов, относящихся к окружающим его предметам. Э способствует постоянное и разнообразное общение взрослых с ребенком. 1

После полутора лет жизни ребенок начинает проявлять 006011 ную активность в речевом общении и сам спрашивает назв окружающих его предметов. Вначале о> пользуется языком тмим жестов и пантомимики для постановки подобного рода вопри» часто просто указывая взрослому рукой или пальцем на то, чт интересует, и ждет от взрослого названия соответствующего пр та или явления. Затем к жесту добавляется вопрос ребенка, выраа ный словом.

Любопытно, что ребенок, уже слышавший ранее название Ш го-либо предмета, иногда повторно обращается к взрослому с , касающимся его. Если взрослый ни вильно называет уже знакомый ребенку предмет, то ребенок 41 вольствуется таким ответом и повторяет свой вопрос до тех пор ка не получит на него правильный ответ. Подобными вопро ребенок раннего возраста как бы проверяет свои знания и зай нает интересующие его названия.

Около трех лет ребенок начинает внимательно прислушив В ответ на такой 1 вопрос взрослый обычно не только называет предмет, но и показы-1 дает ребенку, как им правильно пользоваться.

1 После интонационного оформления голосовых реакций ребенка 1 начинается процесс становления фонематического слуха. Он в ос-1 новном завершается к двум годам, когда ребенок уже может разли-[чать слова, отличающиеся друг от друга всего лишь одной фонемой. Дальнейшее развитие процесса овладения речью включает ряд ) аспектов: семантический, морфологический, синтаксический и праг матический.

1 В усвоении грамматики ребенком раннего .возраста наблюдают-1 ся следующие закономерности. Первый период речевого развития, 1 охватывающий возраст от 1 года до 2 лет, характеризуется слабым 1 развитием грамматических структур и употреблением ребенком слов 1 в основном в неизменном виде. Второй период, включающий проме-1 жуток времени от 2 до 3 лет, представляет собой начало интен-1 сивного формирования грамматической структуры предложения. 1 Отдельные слова в это время становятся частями предложения, 1 происходит согласование их окончаний.

1 Развитие семантической функции в детской речи связано с опре-1 делением смысла слов, его дифференциацией, уточнением и приобре-1 тением словами обобщенных значений, которые с ними связываются [ в языке. Существует продолжительный этап речевого развития, когда 1 в речи ребенка появляются многозначные слова. Их количества от-1 носительно невелико, от 3 до 7% словарного запаса ребенка, употребляемого между одним и тремя годами жизни. Далее происходит распад многозначных слов и приобретение устойчивости их значениями. Это связано с началом обобщения признаков предметов и их «»ией в словесных значениях. Основаниями для обобщений служат различные признаки предметов.

Особую линию в речевом развитии представляет та, котор1 связана с использованием речи как средства общения, управлец поведением других людей и саморегуляцией. Ребенок в возрад примерно от 2,5 до 3,0 лет еще не в состоянии следовать сложной речевой инструкции взрослого, особенно тогда, когда в нее включат ся требование выбора одного действия из нескольких альтер тивных. Только к 3,5 годам, а иногда к 4 годам у детей формируя сложная реакция выбора под действием речевой инструкции.

Речь трехлетнего ребенка состоит в основном из простых пред жении. Начиная с этого возраста появляются первые призн эгоцентрической речи, на специфике, функциях и судьбе которой 1 остановимся в дальнейшем.

Двухлетние дети понимают и общие вопросы, требующие от типа или , и специальные вопросы, начинающиеся со ц , , . Они также верно отвечают на вопросы . Как же усваивается язык и формируется речь ребенц точки зрения психологических механизмов этого сложного проце Предполагают, что тремя основными путями усвоения языка и щ видуального развития речи являются следующие: подражание, о учения.

Появление предметной и игровой деятельности

В раннем возрасте ребенок открывает для себя назначение многих предметов человеческой материальной и духовной культуры и [«дцинает действовать с ними по-человечески. У ребенка формируется \предметная деятельность. Ее отличие от простого манипулирования окруужающими предметами, характерного для детей младенческого возраста, состоит в том, что действия и способы обращения ребенка 1 предметами начинают подчиняться функциональному назначению 1данных предметов в жизни культурного человека. Полуторагодовалый-двухлетний малыш с ложкой, мячом, книгой, стульчиком дей-1вует совершенно иначе, чем шести-восьмимесячный ребенок, т. е. [дит-ивность ребенка более старшего возраста с этими предметами но-1сит характер, соответствующий их общекультурному назначению. ) Представление о ‘большинстве предметов домашнего обихода, [способах их использования дети усваивают на втором году жизни. [Возникающая на этой основе предметная деятельность постепенно заменяет собой естественные, природой и устройством организма обусловленные движения ребенка. К началу третьего года жизни предметная деятельность уже сформирована, по крайней мере в отношении тех предметов домашнего обихода, которыми ребенок пользуется. ‘

В отличие от младенца ребенка раннего возраста начинают гораздо больше интересовать новые вещи. Если младенец, получив их в руки, просто начинает манипулировать ими, то ребенок двух-трех лет прежде всего приступает к детальному и внимательному изучению и только после этого обращается к использованию вещи в своей практической деятельности. Ребенок раннего возраста сначала должен выяснить функциональное назначение вещи, прежде чем употреблять ее, поэтому он часто задает окружающим вопрос , рассчитывая в ответ получить как раз такую информацию.

С первого полугодия второго года жизни дети начинают выполнять с игрушками действия, которые они наблюдают у взрослых. 1 Куклу малыш укладывает спать, кормит ее, водит на прогулку, везет ! шину, коляску, моет, чистит предметы домашнего обихода, готовит пищу, стирает и т. д. Около трех лет многие дети от полного выпол-«»» Действия начинают переходить к его символическому изобра-«- Благодаря совершенствованию символической функции дети только используют в игре предметы по их прямому назначению, подчиняют функциональное употребление предмета своим идеям и дд У игры. Однако в этом возрасте функциональное назначение цр» Устанавливается еще с ориентацией на его физические ка-«а и свойства.

На втором и третьем годах жизни развитие символически действия проявляется в том, что рисунки детей становятся боз сложными. Сначала дети изображают каракули, которые могут пр у ребенка определенных личностных качеств.

Детские игры предметного плана могут быть трех типов: и> исследование, игра-конструирование и ролевая игра. Все видыд имеют существенное значение для развития ребенка, определяя продвижение в когнитивном, личностном и социальном развит

Непосредственное взаимодействие между детьми на первом жизни практически не наблюдается. Десятимесячные младенцы 01 сятся друг к другу как к живым игрушкам: что-то лепечут, прояви живой интерес, дергают за волосы, трогают пальцами глаза и 1 В возрасте около 18-20 месяцев у детей возникают первые непос ственные взаимодействия с партнерами по игре. Начиная с этого раста дети стремятся больше играть друг с другом. Однако двух ние дети еще не в состоянии играть вместе в игры с правилу.

Позднее появляется сюжетно-ролевая игра. Ее возникновен) жизнедеятельности детей связано с рядом обстоятельств. Во-пе у ребенка к этому времени должна достичь высокого развития волическая функция, он должен научиться пользоваться предме не только по их прямому назначению, но и в соответствии с за лом игры. Во-вторых, у ребенка должна возникнуть потребность ровать действия взрослых. В-третьих, он должен научиться взаимодействовать с другими людьми — детьми и взрослыми.

В сюжетно-ролевой игре ребенок копирует способы обращ людей с предметами и способы общения друг с другом в ра ных социальных ситуациях. Тем самым ребенок лучше усвав предметные действия, формы и нормы общения, а также ро, поведение. Сюжетно-ролевую игру с функциональной точки з; можно рассматривать как подготовку ребенка к участию в общее ной жизни в различных социальных ролях.

В раннем возрастет ребенка начинают складываться созна но контролируемые произвольные действия. Они проявляются 81 вании, конструировании, в других видах творческой деятель Связанные с этим действия мы называем произвольными по то чине, что они возникают не под воздействием каких-либо вн полнения одного и того же действия, демонстрируя способность оперантному научению. От полутора до двух лет у ребенка появ ется способность к решению задач не только методом проб и ошиб1 ио также путем догадки (инсайта), т. е. внезапного непосредств ного усмотрения решения возникшей про’блемы. Это становится в можным, как считает Ж. Пиаже, благодаря внутренней координа1 сенсомоторных схем и интериоризации действия, т. е. его перен из внешнего во внутренний план.

Источник: http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/nemov_psi2/01.aspx

Психическое развитие ребенка первого года жизни

Период новорожденности знаменует начало младенческого возраста и охватывает первые недели жизни малыша. Главной его особенностью выступает отсутствие поведения в собственном смысле слова. Наблюдаются лишь инстинктивные формы — безусловные рефлексы. Поведение ребенка связано с выделением какого-то объекта из окружающего мира. Новорожденный же большую часть времени спит и просыпается лишь для того, чтобы поесть. Он совершенно беспомощен и без опеки и заботы взрослого может погибнуть. Поэтому период новорожденности рассматривается как переходный между внутриутробным и внеутробным. Ребенок уже отделился от матери физически, но не физиологически, потому что она обеспечивает все его жизненно важные функции, начиная с кормления. С первого дня жизни малыша его жизнь социально опосредована. Такое опосредование состоит прежде всего в уходе за ребенком. Применяемые при этом средства — предметы для кормления, купания, сна, то есть для удовлетворения физиологических потребностей, социально сформированы, выработаны в процессе культурно-исторического развития общества. А с другой стороны, важнейшим средством опосредования выступает сам социально организованный образ жизни младенца, и прежде всего режим дня, предполагающий соответствующее чередование сна и бодрствования.

врожденные формы психики и поведенияПо мере роста и развития младенца инстинктивные формы поведения теряются, что дает возможность для практически безграничного формирования новых, социальных форм поведения, которые вырабатываются в течение жизни.

Условные рефлексы формируются на основе зрительного и слухового сосредоточения на лице и голосе матери, которое возникает во время кормления ребенка в положении под грудью. Такое сосредоточение — очень важное приобретение новорожденного, поскольку определяет в дальнейшем развитие всех многообразных собственно человеческих форм поведения.

Взрослый является центром ситуации развития младенца. Он организует жизнь ребенка, вызывает и поддерживает его активность, наполняет бодрствование малыша новыми впечатлениями. Подчеркнем, что особенностью психического развития младенца является тот факт, что развитие органов чувств опережает развитие телесных движений и, более того, создает предпосылки для их формирования.

Взрослый стимулирует становление у ребенка новых эмоций. Первые эмоции новорожденного отрицательные, ведь для него важно показать окружающим, что ему угрожает, что его не удовлетворяет. В ответ на доброжелательное внимание, любовь и заботу взрослого у малыша возникают положительные социальные переживания. Первой социальной эмоцией, первым социальным жестом выступает улыбка ребенка в ответ на разговор с ним взрослого. Она говорит о том, что малыш выделил первый объект, на который направил свою активность. Таким объектом является взрослый. Улыбка свидетельствует о том, что заканчивается период новорожденности и начинается новая стадия развития — период младенчества. На границе этих периодов вырабатывается особое поведение ребенка — «комплекс оживления», специфический акт поведения младенца в отношении взрослого. Он включает, кроме эмоциональных реакций, двигательные и вокализации.

Таким образом, взрослый стимулирует развитие важных потребностей малыша — социальных потребностей в познании и общении.

Несмотря на кратковременность периода новорожденности, происходят важнейшие приобретения в плане психического развития:

Суммируя все вышесказанное, можно выделить особенности развития ребенка в период новорожденности. К ним относятся: отсутствие сложившихся форм поведения при наличии минимального количества врожденных рефлексов и наиболее быстрое развитием органов чувств по сравнению с движениями, а главное — социальная опосредованность жизни с первых ее дней.

Неразрывная связь ребенка и взрослого сохраняется на протяжении всего первого года жизни, поэтому социальную ситуацию психического развития в младенчестве Л. С. Выготский назвал «Мы». Действительно, ребенок не может существовать без взрослого, который обеспечивает все его существование, выживание и направление его активности. Ребенок не может самостоятельно передвигаться, самостоятельно поддерживать свое существование. Младенец к тому же не имеет средств воздействия на взрослого, кроме экспрессивно-мимических, таких, как плач, крик. Противоречие этой ситуации развития и состоит в том, что ребенок максимально нуждается во взрослом, но не имеет средств воздействия на него. Взрослый же обращается с малышом так, будто надеется на его ответные действия, будто ребенок понимает обращенные к нему слова, жесты, эмоциональные реакции. Взрослый как бы приписывает младенцу понимание своих действий. И в результате такого поведения взрослого у ребенка появляется первая социальная потребность -потребность в общении со взрослым. Она знаменует собой возникновение первой деятельности ребенка -деятельности общения, где предметом становится другой человек (М. И. Лисина). Теперь активность в установлении контактов переходит от взрослого к ребенку. Малыш сам начинает воздействовать на взрослого, чтобы вступить с ним в общение, побудить его к контакту.

Общение носит ситуативный и непосредственный характер, поскольку осуществляется только в данной конкретной ситуации и по ее поводу. Малыш еще не владеет основным средством общения — речью, которая помогает выйти за пределы конкретной ситуации. В зависимости от содержания общения на протяжении младенчества выделяют два его вида — ситуативно-личностное и ситуативно-деловое.

Общение является ведущей деятельностью в младенческом возрасте, поскольку обеспечивает главные линии психического развития.

Период младенчества делится на два этапа развития.
Первый — от рождения до 5-6 мес. — характеризуется становлением ситуативно-личностного общения и интенсивным развитием сенсорных систем, зрения, слуха.

Переход ко второму этапу связан с развитием хватания, установлением зрительно- двигательных координации (координации между рукой и глазом). Теперь ребенок может удержать предмет и поэтому интенсивно осваивает манипулирование с предметами. Пространство ребенка расширяется. Создаются предпосылки для развития манипуляций с предметами и предметного восприятия. Теперь общение протекает на фоне манипуляций по поводу предметов. Зарождаются предпосылки для развития речи. Причем сначала складываются основы понимания речи взрослого.

Таким образом, между ребенком и взрослым тесная ситуация взаимодействия начинает постепенно разрываться за счет того, что «вклинивается» новая деятельность — предметная, сначала манипулирование предметами, а затем и освоение их функции. Дальнейший разрыв ситуации «мы» обусловлен освоением ходьбы, стимулирующей рост самостоятельности малыша. Теперь он сам может выбирать объект, с которым будет действовать.

Выделим ведущие достижения в младенческом возрасте в сферах деятельности, познания и личности:

Источник: http://psyera.ru/2321/psihicheskoe-razvitie-rebenka-pervogo-goda-zhizni

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *