Права и обязанности эксперта-психолога — Диагностика эмоционального состояния подследственных в процессе допроса — эксперт психолог

06.04.2020

За дачу заведомо ложного заключения эксперт подлежит привлечению к уголовной ответственности в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации. Под заведомо ложным, подразумевается неправильное заключение, данное умышленно. В случае менее серьезных упущений и нарушений возможна постановка вопроса о дисциплинарной ответственности эксперта или применении к нему мер общественного воздействия. При нарушении порядка в зале судебного заседания эксперт может быть удален; наложение штрафа законом не предусмотрено.

Эксперт психолог

В юридической науке существует несколько форм использования специальных психологических познаний. Понятие «специального познания» появилось в юриспруденции, когда для разрешения вопросов, касающихся собирания, использования и оценки доказательств, стали приглашать лиц, обладающих специальными знаниями в науке, технике, искусстве и ремесле — экспертов (ст. 57 УПК РФ).

На предварительном следствии процессуальными формами использования специальных психологических познаний являются:

а) участие специалиста психолога в производстве процессуальных действий (ст. 168 УПК РФ);

б) назначение и производство судебных экспертиз (гл. 27 УПК РФ).

Специалист-психолог — это лицо, сведущее в области психологии, приглашенное для участия в проведении следственных действий.

Основные виды судебных экспертиз, в которых психолог участвует в роли эксперта, — это судебно-психологическая и комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертизы.

При проведении однородной судебно-психологической экспертизы психолог выступает как самостоятельный эксперт. Он проводит экспериментально-психологическое исследование, в котором больший удельный вес обычно имеют методы, направленные на исследование личности, а не познавательных процессов (памяти, мышления, внимания). Кроме того, он обязательно проводит тщательный психологический анализ материалов уголовного дела и медицинской документации. Ответы на вопросы, интересующие суд и следствие, базируются на сопоставительном анализе как экспериментальных данных, так и результатов психологического анализа документов (см. рис. 1.2.).

Рис. 1.2. Функции психолога при производстве судебно-психологической экспертизы

Эксперт-психолог в силу своего процессуального положения должен действовать строго в рамках закона. Наиболее общие нравственные ценности, реализуемые экспертом-психологом в своей деятельности, — это служение истине и справедливости, беспристрастность, объективность, ответственность.

Профессиональная компетентность эксперта-психолога складывается из специальных психологических познаний и искусства производства судебной экспертизы и психодиагностического исследования.

Основой этики отношения к подэкспертному лицу является личностный подход, включающий уважение прав личности, чести и достоинства подэкспертного лица.

Независимость эксперта от судебно-следственных органов, от других участников уголовного процесса, от коллег по профессии и от собственных предубеждений является основой его объективности и беспристрастности.

Конфиденциальность информации об испытуемом является одним из важнейших этических принципов деятельности эксперта-психолога, а также его законодательно определенной обязанностью.

Принципы добровольного, осознанного и информированного согласия и не причинения вреда испытуемому составляют основу проведения научных психологических исследований на контингенте подэкспертных лиц.

Закон предоставляет эксперту ряд прав, которые являются важнейшими юридическими гарантиями добросовестности его экспертных исследований и правдивости даваемых заключений.

Проводить психологическую экспертизу следует при наличии общего основания к ее назначению, а выбор вида экспертизы зависит от специфики правовой природы дела, рассматриваемого судом.

Для успешной деятельности эксперту-психологу необходимо ознакомиться со всеми материалами дела, имеющими отношение к экспертизе. С этой целью закон наделил эксперта правом «ходатайствовать о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения, либо привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов».

Подобное ходатайство эксперт может (устно или письменно) заявлять как в момент объявления постановления о назначении экспертизы, так и в ходе ее производства. Необходимо, чтобы эксперт указал, какие именно дополнительные материалы и для производства каких исследований ему нужны.

В соответствии со ст. 57 УПК РФ эксперт-психолог имеет право «отказаться от дачи заключения по вопросам, выходящим за пределы специальных знаний, а также в случаях, если представленные ему материалы недостаточны для дачи заключения». В этом случае он в письменной форме сообщает лицу, назначившему экспертизу, о невозможности дать заключение до получения материалов в полном объеме. Если требование эксперта не удовлетворяется, то материалы экспертизы остаются без исполнения.

Эксперт имеет право «знакомиться с материалами уголовного дела, относящимися к предмету судебной экспертизы». Это ограничение вполне оправдано, так как ознакомление эксперта со всеми без исключения материалами дела может способствовать предвзятости его суждений, порождать тенденцию к решению вопросов не на основе изучаемых признаков, а путем оценки имеющихся в деле доказательств.

На основании ст. 57 УПК РФ эксперт вправе «давать заключение в пределах своей компетенции, в том числе по вопросам, хотя и не поставленным в постановлении о назначении судебной экспертизы, но имеющим отношение к предмету экспертного исследования». В заключении могут быть отмечены только те данные, установление которых входит в компетенцию этого вида экспертизы. Обо всех иных данных, обнаруженных экспертом по собственной инициативе, он может сообщить в письме на имя лица, назначившего экспертизу.

В случае нарушении прав эксперта-психолога, он может «приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда, ограничивающие его права». В случае, если эксперт делает следователю какие-либо замечания, заявления или возбуждает ходатайства, связанные с проведением экспертизы, то об этом составляется протокол.

Эксперт так же имеет право «участвовать с разрешения дознавателя, следователя и суда в процессуальных действиях и задавать вопросы, относящиеся к предмету судебной экспертизы», так как это может положительно повлиять на результаты экспертизы.

Противоречит закону практика самостоятельного собирания экспертом по собственной инициативе или по указанию органа, назначившего экспертизу, дополнительных материалов.

Эксперты имеют право совещаться между собой перед дачей заключения. Эксперт, не согласный с мнением остальных членов комиссии, составляет отдельное заключение. Таким образом, если мнения экспертов-психологов разделились, то по поводу одного и того же подэкспертного составляются два (или более) заключения.

В уголовно-процессуальном законодательстве сформулировано положение о том, что эксперт дает заключение от своего имени и несет за него личную ответственность. Именно поэтому каждый член комиссии экспертов, не пришедших к единому мнению, дает свое заключение отдельно.

Объективность заключения означает, что его дает лицо, не заинтересованное в исходе дела, на основе специальных познаний и оценки по внутреннему убеждению результатов исследований в совокупности. Нарушением этого требования является дача заключения при недостаточности данных или на основании материалов дела, исследование и оценка которых не входят в компетенцию эксперта, неприменение апробированных или применение опровергнутых или непроверенных методик.

Эксперт не имеет право «проводить без разрешения дознавателя, следователя, суда исследования, могущие повлечь полное или частичное уничтожение объектов либо изменение их внешнего вида или основных свойств».

Согласно ст. 57 эксперт не вправе «разглашать данные предварительного расследования, ставшие известными ему в связи с участием в уголовном деле в качестве эксперта, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном статьей 161 УПК РФ». Необоснованное предание огласке данных предварительного следствия может существенно осложнить решение задач производства по уголовному делу и повлечь за собой нарушение прав и законных интересов граждан. В отличие от судебного разбирательства гласность на предварительном следствии ввиду специфичности последнего допустима лишь в строго ограниченных пределах. Разрешение на предание огласке материалов предварительного следствия в определенном объеме дается правомочным следователем или прокурором в письменной форме. За разглашение данных предварительного расследования эксперт несет ответственность в соответствии со статьей 310 Уголовного кодекса Российской Федерации.

За дачу заведомо ложного заключения эксперт подлежит привлечению к уголовной ответственности в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации. Под заведомо ложным, подразумевается неправильное заключение, данное умышленно. В случае менее серьезных упущений и нарушений возможна постановка вопроса о дисциплинарной ответственности эксперта или применении к нему мер общественного воздействия. При нарушении порядка в зале судебного заседания эксперт может быть удален; наложение штрафа законом не предусмотрено.

Таким образом, мы можем видеть, что наряду с предоставлением широких возможностей в обеспечении условий необходимых для проведения экспертизы, закон налагает на эксперта определенные обязанности и запреты, что делается с целью успешного и эффективного производства по уголовному делу.

Источник: http://studbooks.net/1616396/psihologiya/prava_obyazannosti_eksperta_psihologa

Психолог как судебный эксперт или как писать официальные психологические заключения

эксперт психолог

Кудзилов Дмитрий Борисович, психолог, клинический психолог, судебный эксперт-психолог. Проведение судебной психологической экспертизы и досудебных исследований.
тел. +7 911 215 46 91

Последнее время, коллеги все чаще обращаются за консультациями и помощью в составлении официальных заключений специалиста или эксперта. Причиной повышенного интереса к этой теме, к сожалению чаще всего, становится увеличение количества разводов и необходимость определения места жительства ребенка в судебном порядке.

Основной вопрос касается формы заключения, методов используемых в исследованиях. Вопрос оформления заключений действительно очень важный и от качества оформления документа, его соответствие требованиям предъявляемым к заключениям эксперта часто зависит, будет ли заключение принято в качестве доказательства или останется без внимания суда.

Вы можете подумать, что не занимаясь непосредственно судебной экспертизой, у вас никогда не возникнет потребность в знаниях правильного оформления документов, однако следует помнить, что экспертом в соответствии с законом может стать любое лицо имеющее специальные познания. А это значит, что в любой момент суд или следствие может обратиться к вам с просьбой о производстве определенных психологических исследований с целью выяснения тех или иных вопросов входящих в вашу сферу компетенции. Безусловно, вы можете отказаться от такого предложения и взять самоотвод или сослаться на свою некомпетентность в интересующих суд или следствие вопросах. Но согласитесь, отказываясь от проведения экспертного исследования вы подписываетесь в собственной некомпетентности, это часто выглядит странно, когда детский психолог, много лет жизни отдавший работе с детско–родительскими отношениями, вдруг на просьбу клиента отвечает, что не занимается проведением исследований для суда или органов опеки и попечительства или следствия. Клиент конечно в изумлении и непонимании, как так, психолог который продолжительное время наблюдал семью, ребенка, позиционировавший себя как бесспорного лидера в детской психологии, вдруг отказывается писать заключение если ситуация того требует, например развод и необходимо заключение специалиста для определения места жительства ребенка. Здесь есть две стороны медали, психолог который продолжительное время вел семью, вступившую на путь развода, не самый лучший эксперт ибо имеет слишком большой объем информации о семье и имеет свое отношение к этой ситуации и её участникам.

Но как показывает моя практика отказы от специалистов звучат вовсе не по причине сильной вовлеченности в процесс, а потому, что большинство специалистов не имеют представления о том, как и что писать в официальных заключениях.

И конечно в этой ситуации самое лучшее это отказаться и честно назвать причину, не надо придумывать небылицы и аргументировать свой отказ в отсутствии специальных разрешений, лицензий, аккредитаций и прочего. Ничего вам кроме вашего диплома о высшем образовании и ваших крепких знаний, для написания официального заключения в рамках психологической экспертизы, которое может быть принято судом, не надо, закон однозначно об этом говорит. К слову сказать, многие клиенты которым требуется проведение досудебных или судебных исследований до момента обращения уже самостоятельно изучают тему в интернете и когда слышат от специалиста, что-то о лицензиях и разрешениях, которые в действительности не нужны и это клиенту известно, начинают думать о специалисте не как о грамотном профессионале. Давать правильно оформленные заключения по результатам любых психологических исследований по просьбе клиента, это обязанность психолога.

Теперь поговорим о правилах. Что бы ваше заключение специалиста являлось в полной мере официальным документом для различных инстанций, в том числе для суда, оно должно соответствовать требованиям ст. 25 Федерального закона от 31 мая 2001г. №73-ФЗ.

Я не буду вдаваться в детали юридического характера, это тема отдельная, единственное что необходимо сделать, это ответить на вопрос который возможно у вас уже возник, а именно, в чем разница между заключением эксперта и заключением специалиста, и почему заключение специалиста должно быть оформлено по форме экспертного заключения для суда.

Заключение специалиста это письменный итоговый документ содержащий данные экспериментально-психологического исследования проведенного по обращению клиента (родителя, адвоката, попечителя и пр.) в досудебном порядке, а заключение эксперта это письменный документ содержащий данные экспериментально-психологического исследования проведенного по назначению суда.

Таким образом, разница в том, что в первом случаи за исследованием обращается какая-либо сторона до суда, т.е. самостоятельно, а во втором случае к вам обращается суд. Вот когда к психологу обращается суд, тогда психолог превращается из специалиста в эксперта и тогда его заключение будет называться «заключением эксперта», в этом случаи с психолога берут подписку о предупреждении об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ (заведомо ложные показания, заключение эксперта, специалиста).

Отдельных требований закона к содержанию и форме заключению специалиста нет, что по сути дает некую свободу, однако на практике суды не принимают заключения специалистов оформленные каким либо иным способом нежели чем заключения эксперта к которым есть жесткие требования закона. Вот почему заключение специалиста необходимо писать, опираясь на форму, предусмотренную ст. 25 Федерального закона 73.

А требования следующие:

Статья 25. Заключение эксперта или комиссии экспертов и его содержание

На основании проведенных исследований с учетом их результатов эксперт от своего имени или комиссия экспертов дают письменное заключение и подписывают его. Подписи эксперта или комиссии экспертов удостоверяются печатью государственного судебно-экспертного учреждения.

В заключении эксперта или комиссии экспертов должны быть отражены:

Следует дать пояснения к вопросам, которые могут возникнуть из прочтения данной статьи. Поскольку это закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», то речь и речь в нем идет государственных судебно-экспертных учреждениях, пусть вас это не смущает. Повторюсь, что согласно законам ст. 57 УПК РФ, ст. 85 ГПК РФ, ст. 55 АПК РФ, экспертом может являться любое лицо, имеющее специальные познания. Место работы специалиста никак может быть не связанно с организацией по производству экспертиз, т.е. вы можете работать в детском психологическом центре или психологом в детском саду и дать заключение специалиста или быть привлечены судом в качестве эксперта.

В качестве иллюстрации правильно оформленного заключения специалиста ниже приведу образец реального заключения, которое было принято судом как надлежащее доказательство по гражданскому делу. В целях экономии, заключение привожу с сильными сокращениями по содержанию, ибо обычный объем заключения 7-8 стр., но не по оформлению. Обратите внимание на разделы содержащиеся в заключении, я выделил их в синие рамки, сравните его с требованиями закона предъявляемыми к заключениям эксперта, единственное отличие это, то что в представленном тут образце нет расписки об предупреждении об уголовной ответственности ибо это заключение специалиста а не эксперта, а об ответственности по ст. ст. 307 УК РФ предупреждает только суд.
Важно, что каждый лист заключения подписывается специалистом, а его подпись заверяется печатью. Так же не забудьте прикрепить к заключению заверенную работодателем или нотариусом копию своего диплома и иных документов, подтверждающих вашу квалификацию.

ООО «Психологический центр «Город»

ИНН 7807388306 КПП 780701001 ОГРН 1147847061548

Санкт-Петербург, Пулковская улица, дом 6/4, оф. 262

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

по результатам психологического исследования

Источник: http://psy-space.ru/?page=psiholog-kak-sudebnyy-ekspert-ili-kak-pisat-oficial-nye-psihologicheskie-zaklyucheniya

Центр экспертизы и оценки

Москва: +7 (499) 347-13-15
+7 (925) 294-64-63
Нижний Новгород: +7 (831) 283-00-32
+7 (930) 283-00-12

  1. Экспертиза
  2. Статьи по теме
  3. Психологическая экспертиза, психологическое исследование

Выбрать категорию

Психологическая экспертиза, психологическое исследование

Исследование непатологических явлений психики и выявление влияния особенностей психического состояния личности на поведение лица в исследуемый момент. Определяется состояния аффекта, психологический анализ личности участников исследуемого процесса.

Независимая психологическая экспертиза направлена на исследование непатологических явлений психики и выявление влияния особенностей психического состояния личности на поведение лица в интересующий момент, определение состояния аффекта, психологический анализ личности заинтересованных участников процесса.

— живые лица, требующие очного обследования;

— лица, в отношении которых обследование проводится заочно ( в отсутствии лица либо в отношении умершего лица, посмертные);

— вещественные доказательства: тексты (рукописные, печатные), видео- и аудиозаписи, предметы;

— документы и материалы дела.

Специфика объекта психологической экспертизы обусловлена недоступностью психики непосредственному познанию. Однако исследование психической деятельности возможно через анализ действий и поступков, являющихся отражением этой деятельности. Эксперт-психолог получает информацию из материальных источников, а также путем экспертного психологического обследования живых лиц с применением соответствующих методов. При этом зафиксированные результаты экспериментально-психологического обследования также становятся источниками информации, которые содержат общие психологические сведения о субъекте и сведения о психическом состоянии и особенностях психической деятельности (в том числе поведения) субъекта в определенный период.

Экспертному исследованию и анализу подвергаются показания родственников и знакомых, неформальные характеристики, трудовые книжки; послужные списки; авторские произведения, письма, дневниковые записи и проч.; справки, медицинская документация; показания участников процесса; письменные доказательства, вещественные доказательства; аудио- и видеозаписи; заключения других экспертиз: медицинской, психиатрической, криминалистической, например, портретной, фоноскопической, автороведческой, почерковедческой и др. Изучение и анализ материалов дела является основным методом психологической экспертизы.

Психологическая экспертиза личности

Такая экспертиза проводится в случаях, когда следствию (суду) необходим «психологический» портрет обвиняемого, информация о механизмах поведения обвиняемого, психологических мотивах его поступков (действий). При назначении экспертизы необходимо указывать, какие конкретно психологические качества интересуют следствие или суд.

В рамках данного вида психологической экспертизы может быть поставлен вопрос:

Вопросы, решаемые психологической экспертизой несовершеннолетних по уголовным делам

Психологическое исследование аудио- и видеозаписей с целью диагностирования наличия/отсутствия признаков оказания психического воздействия на конкретное лицо, группу лиц

Подобные исследования проводятся в случаях, когда обвиняемый (-ые) утверждает (-ют), что свои показания, зафиксированные с помощью средств аудио- и видеозаписи, он/они давал/-и под влиянием допрашивающего лица или иных лиц, присутствующих при проведении следственного действия.

Вопросы, которые могут быть решены в рамках такого исследования:

Одновременно проводится психологическое обследование испытуемого.
Для достижения наилучшего результата такие исследования проводятся в рамках комплексных экспертиз: видеофонографической и психологической либо видеофонографической и психолого-лингвистической.
По гражданским делам:
По фактам бракоразводных дел для определения постоянного места проживания ребенка и порядка участия родителей в его воспитании:
По определению факта причинения морального вреда:
По делам о сделках, совершенных лицами с пороками воли:
Специалисты компании проконсультируют Вас по следующим вопросам:

Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по делам о сексуальном насилии:

Судебно-психологическая экспертиза с целью определения физиологического состояния аффекта и иных эмоциональных состояний:
Посмертная судебно-психологическая экспертиза:

Диагностика и экспертные заключения по результатам психологического обследования детей, подростков и взрослых:

Исследование психологической готовности ребенка к школе
(для дошкольников и младших школьников)

ДЛЯ ЧЕГО?
В последние годы значительно возросло количество обращений к психологам со стороны родителей младших школьников с единственной проблемой – ребенок отказывается ходить в школу, наотрез отказывается учиться. Хотя до этого ребенок нормально посещал детский сад, подготовительные занятия и внешне «не было никаких проблем». В таких обращениях со стороны родителей часто звучит слово «гиперактивность» — термин, который используют школьные педагоги, не задумываясь о его точном (медицинском) значении, и путая его с обычной активностью здорового ребенка. Однако родителям необходимо понимать принципиальное различие между болезненной «гиперактивностью» и нормальной активностью ребенка, понимать, в чем состоит различие.

Определить, что именно происходит с вашим ребенком, в чем причина нежелания учиться, связано ли оно с недоразвитием психических функций, с темпераментом ребенка или эмоциональным фоном в школе — в этом поможет разобраться специальная диагностика, которую необходимо провести с ребенком и получить ответы на ваши вопросы.

Мы проводим:

Исследование эмоционального климата в семье, детско-родительских и внутрисемейных отношений

ДЛЯ ЧЕГО?
Ни для кого не секрет, что на ребенка, его учебу, его поведение (в том числе деструктивное) влияет, прежде всего, тот психологический семейный климат, в котором ребенок живет и развивается. Часто родители (а тем более бабушки и дедушки) сами не замечают, что именно они становятся причиной эмоциональных, психологических и поведенческих проблем, ярким «выразителем» которых оказывается ребенок. Чтобы понять истоки указанных проблем и определить стратегию их преодоления, необходимо провести глубинный анализ семейных взаимоотношений всех сторон конфликта. Психологическая экспертиза ребенка.

Для этого мы проведем:

Исследование индивидуальных особенностей при профотборе

ДЛЯ ЧЕГО?
Далеко не каждый старшеклассник к 9-му или даже к 11-му классу знает, чем бы он хотел заниматься в дальнейшей — профессиональной жизни. Бывает и так, что подростка раздирают противоречия, иногда прямо противоположные. С одной стороны, хочется быть врачом, с другой – изучать юриспруденцию. Или – вообще ничего не хочется, но родители настаивают на выборе, потому что «время поджимает». Иногда выбор делают спонтанно, наспех, молодые люди не задумываются о том, как именно они будут реализовываться в будущей профессии и хватит ли у них для этого личных ресурсов. И неудивительно, ведь выбор часто делается с ориентацией на какой-то яркий пример: эффектное выступление адвоката или красивый костюм военного. Это естественно для молодого человека.

Поэтому никогда не будет лишним узнать о том, на какие свои личные способности, особенности темперамента и характера можно будет опираться, выбирая ту или иную профессию. И поможет вам в этом грамотная психологическая диагностика:

Источник: http://esin-expert.ru/expertiza/stati-po-teme/psikhologicheskaya-ekspertiza-psikhologicheskoe-issledovanie

Эксперт психолог

В настоящее время проблема подготовки квалифицированных профессиональных кадров для судебно-психологической экспертизы является малоразработанной. Следует признать, что система подготовки судебных психологов-экспертов в нашей стране поставлена неудовлетворительно. Согласно действующему законодательству, судебно-следственные органы имеют право привлекать в качестве эксперта любое лицо, обладающее необходимыми познаниями для дачи заключения, но на практике экспертом назначают человека, имеющего по диплому специальность психолога, независимо от того, является ли привлекаемый к экспертизе психолог специалистом в судебной психологии: можно допустить ситуации, когда в качестве эксперта может выступать человек, занимающийся психофизиологией, инженерной психологией или зоопсихологией. Между тем, за исключением проведения экспертиз в специализированных экспертных учреждениях, в целом по стране судебно-психологические экспертизы в основном проводят преподаватели психологии высших учебных заведений и медицинские психологи, работающие в психиатрических клиниках. Многие из них, приступая к экспертизе, не имеют четких представлений о сущности экспертного исследования, о необходимых специальных психологических познаниях, о пределах своей профессиональной компетенции, о методах исследования объекта экспертизы, о процессуальных нормах, которых они должны придерживаться, — в результате чего проводят экспертное исследование неквалифицированно. В масштабах страны такое положение дел приводит к судебным ошибкам или большому числу повторных и дополнительных судебных экспертиз, к неоправданному продлению сроков пребывания под стражей обвиняемых, т.е. к существенным моральным и материальным издержкам.

Какие же основные требования можно предъявить к системе образования и подготовки судебных психологов-экспертов? Психолог, регулярно участвующий в проведении судебной экспертизы, должен всесторонне обладать всей совокупностью специальных профессиональных познаний. Основное, что следует из сформулированного выше понимания проблемы специальных познаний, — это положение о том, что лицо, привлекаемое к судебно-психологической экспертизе, должно иметь высшее психологическое образование и ориентироваться во всем спектре современных психологических проблем.

Какими теоретическими психологическими дисциплинами, кроме общей психологии, психолог-эксперт должен владеть в первую очередь? Если рассмотреть тот круг задач, которые решаются судебно-психологической экспертизой, то становится ясным, что они требуют профессиональных знаний прежде всего в областях возрастной, клинической и социальной психологии. Кроме того, необходимо знать основы таких дисциплин, как психиатрия, уголовное и уголовно-процессуальное право. И, наконец, в систему высшего образования судебных психологов в обязательном порядке должны входить такие дисциплины, как теория, практика судебно-психологической экспертизы и основы комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы.

Особого внимания требует система постдипломной подготовки специалистов. На сегодняшний день в области судебно-психологической экспертизы сложилась парадоксальная ситуация: в специализированных экспертных учреждениях (например, в ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. Сербского) психологи, которые в основном владеют специальными познаниями в очерченном выше объеме, обязаны обучаться практике экспертизы около года перед получением права самостоятельной подписи заключений судебно-психологической и комплексной психолого-психиатрической экспертиз, а привлекаемые в качестве экспертов психологи, не являющиеся сотрудниками специализированных экспертных учреждений, могут приступать к экспертной работе, не обладая зачастую ни необходимыми познаниями, ни практическим опытом в этой области.

Такое положение дел приводит к необходимости дополнительного обучения психологов с высшим образованием, желающих работать в области судебной экспертизы. По окончании обучения в полномочных комиссиях психологи получали бы право на привлечение их в качестве судебных экспертов в рамках психологической или комплексной психолого-психиатрической экспертиз, оформленное в виде сертификата. Кроме того, возможно и лицензирование судебных экспертов-психологов. Для юридических органов названные документы служили бы достаточной гарантией того, что психолог обладает необходимыми для проведения экспертизы специальными профессиональными познаниями.

В настоящее время такое постдипломное образование осуществляется только на кафедре социальной и судебной психиатрии факультета последипломного профессионального образования Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова (на базе ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского). Один раз в год проводится цикл тематического усовершенствования «Медицинская и судебная психология» для медицинских и судебных психологов, работающих в области судебной экспертизы. Продолжительность обучения — 10 дней (60 часов). Целью обучения является совершенствование теоретических знаний и практических навыков в области организационных и правовых аспектов комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы, современных проблем патопсихологии и психодиагностики. Цикл обучения строится на базе утвержденного Министерством здравоохранения РФ курса «Основы судебной и медицинской психологии» (составитель — Ф.С. Сафуанов), в него включены и разделы курсов по социальной и судебной психиатрии, наркологии, сексологии, основам уголовного и уголовно-процессуального права [10]. По его окончании выдается свидетельство о прохождении повышения квалификации в области медицинской и судебной психологии.

Резюме

Объектом исследования эксперта-психолога является психическая деятельность подэкспертного лица в юридически значимых ситуациях.

Предметом исследования судебного психолога-эксперта являются закономерности и особенности протекания и структуры психических процессов (психической деятельности), имеющие юридическое значение и влекущие определенные правовые последствия.

Специальные познания (знания) эксперта-психолога — это психологические теоретические и методологические знания о закономерностях и особенностях протекания и структуры психической деятельности человека, имеющих юридическое значение, полученные в результате специальной профессиональной психологической подготовки и внедренные в практику судебной экспертизы, которые используются при расследовании преступлений и рассмотрении уголовных дел в суде в целях содействия установлению истины по делу по основаниям и в порядке, определенном уголовно-процессуальным кодексом.

За пределами профессиональной компетенции судебного эксперта-психолога находятся:

Лицо, привлекаемое к проведению судебно-психологической экспертизы, должно иметь высшее психологическое образование и специализированное постдипломное образование по судебной психологии. Объем специальных познаний эксперта-психолога включает теоретические и методические знания в областях общей, возрастной, клинической и социальной психологии; знания основ судебной психиатрии, уголовного и уголовно-процессуального права; знания специализированных дисциплин -теории и практики судебно-психологической и комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы.

Литература

1. Виндберг А.И., Малаховская Н. Т. Судебная экспертология. Волгоград, 1979.

2. Жирное В.Д. К вопросу о предмете и методе медицины // Вестник АМН СССР. 1972. № 3. С. 17-22.

3. Коченов М.М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. М., 1980.

4. Коченов М.М. Теоретические основы судебно-психологической экспертизы / Автореф. дисс. д-ра психол. наук. М., 1991.

5. Кудрявцев И.А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. М.,1988.

6. Махов В.Н. Сущность и понятие специальных знаний в советском уголовном процессе // Вопросы борьбы с преступностью. М., 1986. Вып. 44. С. 56-66.

7. Метелица Ю.Л., Шишков С.Н. Объекты судебно-психиатрической экспертизы // Современное состояние и перспективы развития новых видов судебной экспертизы. М., 1987. С. 143-153.

8. Поляков Ю.Ф. Проблемы и перспективы экспериментально-психологических исследований шизофрении // Экспериментально-психологические исследования патологии психической деятельности при шизофрении. М., 1982. С. 5-28.

9. Сафуанов Ф.С., Шишков С.Н. Человек в зеркале психоанализа и уголовное право // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева, 1992. № 3. С. 92-97.

10. Унифицированная программа последипломного образования врачей по социальной и судебной психиатрии. М., 1995.

11. Философский словарь. М., 1980.

12. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

13. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

14. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1990.

15. Шишков С.Н. Предмет судебной психиатрии // Советское государство и право. 1990. № 11. С. 31-38.

1. Сафуанов Ф.С. Об основных категориях судебно-психологической экспертизы в уголовном процессе // Психологический журнал. 1994. Т. 17. № 3. С. 51-54.

Источник: http://studopedia.ru/12_73525_podgotovka-sudebnih-ekspertov-psihologov.html

Экспертиза: для чего нужен психолог в суде?

эксперт психолог

«Экспертиза – это в значительной степени технология. Эксперт, который ее не знает или не соблюдает, несостоятелен, каким бы хорошим психологом он ни был. Психолого-психиатрическую экспертизу проводит комиссия: несколько экспертов знакомятся с материалами дела, общаются с подэкспертным и согласовывают выводы. Если у суда возникают сомнения в этих выводах, то эксперты могут быть вызваны на допрос, чтобы доказать свою точку зрения, или суд может назначить повторную экспертизу с другим составом экспертов.

Экспертизу вправе назначить следователь и суд (в гражданском процессе – только суд). Стороны защиты и обвинения могут лишь ходатайствовать об этом. В уголовных делах экспертиза чаще всего нужна для определения вменяемости и установления состояния аффекта в момент преступления. Принудительно ее проходят обвиняемые, которые содержатся под стражей. Все остальные участники процесса – и свидетели, и потерпевшие – могут от экспертизы отказаться.

Ни один эксперт не может «посадить» человека. Приговор выносит суд, и выводы экспертизы – лишь один из множества факторов, которые могут приниматься им во внимание. Законом предусмотрены списки смягчающих и отягчающих обстоятельств. Так вот, список отягчающих – закрытый. Ни одно обстоятельство, кроме названных в нем (например, в составе группы лиц, по предварительному сговору), не может отягчать вину. Все эти обстоятельства не имеют никакого отношения к психологии, так что результаты экспертизы не могут усугубить положение обвиняемого. А вот список смягчающих обстоятельств – открытый. Там названы наиболее типичные: стечение тяжелых жизненных обстоятельств, противоправное поведение потерпевшего… Но судья может счесть смягчающими и другие обстоятельства. И более чем в половине случаев это психологические характеристики личности. Поэтому мнение экспертов тут очень значимо: наше заключение часто смягчает вину либо заставляет переквалифицировать преступление на более «мягкие» статьи.

Эксперт должен понимать, что он может делать, а чего нет. Например, мы работаем только с материалами дела, а в уголовных процессах – еще и в рамках версии следствия. Мы не вправе строить свои версии или собирать доказательства. Скажем, если при рассмотрении вопроса об опеке эксперты-психологи пишут, что «побеседовали с няней ребенка и рекомендуют следующее…» – этим они перечеркивают свою экспертизу: ни общаться с кем-то самостоятельно, ни давать рекомендации по собственной инициативе эксперт не вправе.

В своей работе мы очень сильно зависим от качества следствия. Иногда работать просто не с чем. В этом случае эксперт вправе отказаться от проведения экспертизы – пока не будет собрано достаточно материалов. Он может переформулировать вопрос или отказаться на него отвечать. Например, нельзя спрашивать эксперта о достоверности показаний или о том, содержатся ли в действиях обвиняемых признаки состава преступления: мотивы религиозной ненависти, призывы к межнациональной розни, свержению конституционного строя. Психолог имеет право вообще не знать, что это такое.

В гражданских процессах экспертов чаще всего привлекают, когда нужно решить, с кем останется ребенок после развода. Поначалу мне казалось, что в сравнении с уголовными делами проводить экспертизу по гражданским будет несложно. Я ошибался. Со своим опытом я более или менее в состоянии понять психологические механизмы, ведущие к преступлению. А вот когда люди, которые любили друг друга, годами жили бок о бок, делят детей или оспаривают завещание… Отрицательные стороны человеческой натуры открылись мне здесь даже больше, чем в уголовных делах.

Эксперты в процессах, определяющих судьбу детей, анализируют особенности личности и стиль воспитания родителей, чтобы определить, могут ли они негативно повлиять на развитие ребенка. Мы не даем советов, с кем ребенку будет лучше, наша задача – уберечь от худшего. И радость, когда мы проводим экспертизу, а из суда сообщают: уже не нужно, стороны примирились.

Главное, чему учит моя профессия, – понимать других людей, даже совершивших самые чудовищные поступки. Не делить мир на черное и белое, а понимать его во всей глубине. У эксперта возникают симпатии и антипатии, и в этом трудность нашей роли: как профессионал я должен их преодолеть. В начале работы мне пришлось работать по делу о насилии в отношении детей двух-трех лет. А у меня самого ребенку два года. Я сумел тогда отрефлексировать свои эмоции. И экспертиза избавила обвиняемого от тюрьмы: у него была шизофрения.

Для меня существуют три этических принципа работы эксперта. Он независим от суда и следствия. Он независим от подэкспертного лица. Наконец, он независим от себя самого – от своих эмоций и убеждений. Это самое сложное. Хотя это еще и вопрос к тем, кто назначает экспертизу. Если, например, судят фаната «Спартака», а эксперт болеет за «Зенит», то стоит подумать – доверять ли экспертизу именно ему. Хотя хороший эксперт умеет оставаться объективным.

Бывают случаи, когда экспертное заключение не принимается или игнорируется судом. Нечасто, но бывают. Например, после нашей экспертизы вдруг назначают еще одну. Она подтверждает наши выводы. Потом третью – с тем же результатом. А четвертая находит какие-то «нужные» зацепки. Чаще всего это значит, что в результатах процесса заинтересованы где-то наверху. Это бывает редко и именно такие случаи становятся обычно достоянием СМИ. Через меня прошли тысячи дел, и я ни разу, повторяю, ни разу не видел, чтобы в прессе хоть одно из них было отражено полно и беспристрастно.

Большинство дел не интересует ни власть, ни прессу, ни олигархов, и они, как правило, разбираются судами грамотно. Но единичные процессы создают ложное мнение о том, что наша судебная система полностью коррумпирована или просто не работает. Это не так. Хотя возможны и ситуации, когда суд ошибается. Например, я убежден, что человек действовал в состоянии аффекта, а ему дают срок за убийство с особой жестокостью. Что эксперт может сделать? Ничего. Авдокат может, конечно, попытаться обжаловать приговор. Но участие эксперта в процессе закончено. Что я чувствую в такие моменты? Разочарование, конечно. Чувствую, что наш мир – не самое идеальное место, что не все и не всегда в нем происходит по справедливости. Главное, чтобы это не сделало меня циником и завтра я смог снова делать свою работу честно и объективно».

Границы компетенции

Судебно-психологическая экспертиза возникла в 1920-х годах и относилась к компетенции психиатрии. В отдельную отрасль она выделилась полвека назад. По закону экспертом может быть назначено «лицо, обладающее специальными знаниями». Экспертные структуры, в которых работают квалифицированные люди, есть у Министерства здравоохранения и Министерства юстиции. А в тех городах или регионах, где государственных экспертов нет, суд обращается к психологам медицинских учреждений, преподавателям… И здесь возможны проблемы: даже хороший психолог или психотерапевт, не зная специфики экспертизы, вполне может допустить серьезные ошибки. Ф. С.

Источник: http://www.psychologies.ru/psychotherapy/methods/ekspertiza-dlya-chego-nujen-psiholog-v-sude/

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *