Тема 1 — основные положения психоанализа

01.04.2020

Дата публикования: 2014-12-08 ; Прочитано: 7475 | Нарушение авторского права страницы

Тема 1. Основные положения теории психоанализа З.Фрейда

З.Фрейд в статье для Британской энциклопедии 1922 года заявил, что психоанализ это: 1) способ исследования психических процессов, иными путями недоступных; 2) метод лечения невротических расстройств, основанный на этом исследовании; 3) ряд понятий психологии, опирающихся на вышеуказанные методы исследования и лечения. Этим частям соответствуют три направления психоанализа: научно-исследовательский, лечебно-практический и социо-культурный. Они существуют относительно независимо друг от друга, и в разных странах имеют разное распространение. В США в середине прошлого века мощное развитие приобрело клиническое направление, поскольку возник большой спрос на индивидуальное консультирование и психотерапию. Во Франции преобладал интерес к социокультурной стороне психоанализа и его приложению в сфере искусства. В Европе большое распространение имеет, так называемый «университетский» психоанализ, который не предполагает овладения основами психотерапии, а изучение его как научного направления.

Теоретическое наследие З.Фрейда столь велико, что очень трудно коротко охарактеризовать его основные идеи и его вклад в разработку проблем психологии личности. Остановимся только на самых главных моментах его теории.

Согласно З.Фрейду, в психике человека можно выделить три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное. Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые человек отражает с помощью психических процессов. По мнению Фрейда, сознание вмещает в себя только малый процент всей информации, хранящейся в опыте человека. Область предсознательного, включает в себя опыт, не востребованный в данный момент, но который может вернуться в сознание спонтанно или с минимум усилий. Предсознательное является мостом между осознанными и неосознанными областями психического. Самая глубокая и значимая область психики — бессознательное. Оно представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений, а также эмоций и воспоминаний, которые в результате ряда причин были вытеснены из сознания. Бессознательное представляет собой ту часть психики, где сосредоточены запретные желания. В качестве основных движущих сил поведения человека З.Фрейд Рассматривал два влечения: сексуальное влечение (Эрос) и влечение к смерти (Танатос).

Согласно теории Фрейда, отдельные идеи и представления могут вступать между собой в конфликт, причем более слабые вытесняются из сознания, но продолжают на него воздействовать, не теряя динамических свойств. От сознания бессознательное отгорожено областью предсознательного. Для того, чтобы желания достигли сознания им нужно пройти через сферу предсознательного, которое осуществляет цензуру желаний.

Позднее Фрейд уточнил, что психическая деятельность бессознательного подчиняется принципу удовольствия, а психическая деятельность предсознательного подчиняется принципу реальности. Предсознательное вытесняет обратно в бессознательное социально неприемлемые желания и идеи. Сохраняющие активность неразряженные желания в этом случае находят окольные пути проникновения в сознание, маскируясь и обманывая цензуру. К числу таких путей относятся сновидения, грезы, случайные ошибочные действия, шутки и обмолвки, а также симптомы психической патологии.

По мнению З.Фрейда, личность состоит из трех основных систем: Оно, Я и Сверх-Я. Оно включает все то психическое, что является врожденным и присутствует при рождении, включая инстинкты. Оно является резервуаром психической энергии, который обеспечивает энергию для двух других систем. Когда энергия нарастает, Оно не может этого выдерживать, что переживается как дискомфортное состояние напряжения. Следовательно, когда уровень напряжения организма повышается – либо в результате внешней стимуляции, либо вследствие внутреннего возбуждения – Оно действует таким образом, чтобы немедленно снять напряжение и вернуть организм на удобный постоянный и низкий энергетический уровень. Принцип редукции напряжения, на основе которого действует Оно, называется принципом удовольствия.

Я подчиняется принципу реальности и действует посредством вторичного процесса. Цель принципа реальности – предотвратить разрядку напряжения до тех пор, пока не будет обнаружен объект, подходящий для удовлетворения. Чтобы удовлетворительно играть свою роль, Я контролирует все когнитивные и интеллектуальные функции; эти высшие ментальные процессы обслуживают вторичный процесс. Я называют исполнительным органом личности, т. к. оно открывает двери действию, отбирает из среды то, чему действие должно соответствовать, и решает, какие инстинкты и каким образом должны быть удовлетворены.

Осуществляя эти чрезвычайно важные исполнительские функции, Я вынуждено стараться интегрировать часто противоречивые команды, исходящие от Оно, Сверх-Я и внешнего мира. Его главная роль – быть посредником между инстинктивными запросами организма и условиями среды.

Третья и последняя развивающаяся система личности – Сверх-Я. Это внутренняя репрезентация традиционных ценностей и идеалов общества в том виде, в каком они интерпретируются для ребенка родителями и насильственно прививаются посредством наград и наказаний, применяемых к ребенку. Сверх-Я – это моральная сила личности, Его основная задача – оценивать правильность или неправильность чьего-то поведения, исходя из моральных стандартов общества.

Сверх-Я развивается в ответ на награды и наказания, исходящие от родителей. Ребенок принимает, или интроецирует, моральные нормы родителей. Совесть наказывает человека, заставляя чувствовать вину, идеальное Я награждает его, наполняя гордостью. С формированием Сверх-Я на место родительского контроля встает самоконтроль.

Все компоненты личности работают как единая команда под руководством Я. Оно может рассматриваться как биологическая составляющая личности, Я – как психологическая составляющая, Сверх-Я – как социальная составляющая.

Защитные механизмы – это неосознанные реакции, защищающие индивида от тревоги и чувства вины и направленные на поддержание позитивной самооценки. Важнейшие механизмы защиты – вытеснение, проекция, фиксация и регрессия, рационализация. Все механизмы зашиты отвергают, фальсифицируют или искажают реальность и действуют бессознательно, так что человек не подозревает об их существовании.

Вытеснение – защитный механизм, состоящий в том, что нежелательная информация не допускается в область сознания. Проекция — защитный механизм, состоящий в том, что индивид приписывает другим людям собственные неприемлемые мысли и желания. Регрессия– защитный механизм, состоящий в том, что индивид выбирает в качестве способа реагирования инфантильную форму. Например, капризничанье у взрослого человека. Рационализация — защитный механизм, состоящий в том, что человек пытается оправдать свое неблаговидное поведение благородными мотивами. Сублимация — защитный механизм, состоящий в том, что энергия влечения, которая не находит естественной разрядки переключается на творческую социально одобряемую деятельность.

Фрейд был первым психологом-теоретиком, который уделил особое внимание развитию личности и, в частности, подчеркнул решающую роль раннего детства в формировании базовых структур личности. Он полагал, что личность во многом формируется к концу пятого года жизни, а последующий рост по большей части представляет развитие этой базовой структуры. Ему принадлежит высказывание «ребенок – отец взрослого». Каждая стадия развития в течение первых пяти лет жизни определяется особенностями реагирования определенных телесных зон.

1 Оральная стадия. Она занимает первые 18 месяцев жизни ребенка. На ней важнейшей областью динамической активности является рот, поскольку она связана с сосанием материнской груди. Принятие пищи и кусание, являются прототипом многих появляющихся позже характерных черт.

2 Анальная стадия. Начинается с 18 месяцев и длится до третьего года жизни. Когда ребенка обучают правилам туалета, что обычно начинается на втором году жизни, он проходит первый и очень важный этап внешней регуляции инстинктивных импульсов. Неправильное прохождение этой стадии влияет на все виды несдержанности: жестокости, беспричинной деструктивности, своенравия, беспорядочности.

3 Фаллическая стадия. Она распространяется на возраст от трех до шести лет. На этой стадии личностного развития в центре оказываются сексуальные и агрессивные чувства, ассоциируемые с функционированием генитальных органов. В этом возрасте формируется Эдипов комплекс,который состоит в сексуальном стремлении по отношению к родителю противоположного пола и враждебном отношении к родителю своего пола. У девочек это называется комплексом Электры.

4 Латентный период. Длится от 6 лет до начала подросткового возраста, когда начинается половое созревание. В этот период снижается сексуальная активность, что связано, по мнению Фрейда, с сублимацией сексуальной энергии в интеллектуальную и спортивную деятельность, а также с усилением структур Я и Сверх-Я.

5 Генитальная стадия. Начинается с наступлением половой зрелости и продолжается всю жизнь. Подросток начинает любить других по альтруистическим мотивам, а не просто по эгоистическим или нарциссическим причинам. Начинают проявляться сексуальная привлекательность, социализация, групповая активность, профессиональное определение, подготовка к женитьбе и семейной жизни.

Теория Фрейда подвергалась критике за слишком большую механистичность и недостаточную гуманистичность во взгляде на природу человека. Его теория рисует слишком мрачную картину развития и жизни человека, предопределенную детским фрустрирующим опытом.

Другое направление критики связано с его методом сбора научных данных. Фрейда обвиняли в том, что он проводил наблюдения в неконтролируемых условиях. Фрейд признавал, что не располагает дословными записями того, что говорил он и его пациент во время сеанса, а работал на основе записей, сделанных им несколько часов спустя по памяти. Невозможно сказать, насколько достоверно эти записи отражают происходившее. Критики методов Фрейда возражали и против того, что он принимал сказанное пациентом на веру, не пытаясь проверить его слова при помощи каких-либо объективных данных. Фрейд тщательно избегал также количественного описания эмпирических данных, в связи с чем невозможно определить статистическую значимость и надежность его наблюдений.

З.Фрейд, по мнению К.Холла и Г.Линдсея, «возможно, не был строгим ученым или первоклассным теоретиком, но он был терпеливым, тонким, вдумчивым наблюдателем и упорным, дисциплинированным, отважным, оригинальным мыслителем».

Дата публикования: 2014-12-08 ; Прочитано: 7475 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

Источник: http://studopedia.org/6-29007.html

Основные теоретические положения психоанализа

Главная цель психоанализа заключается в выявлении и изуче­нии подсознательной сферы, которая управляет человеком. Счи­тается, что как только клиент перевел неосознаваемый материал в сознание, он способен изменяться и решать свои проблемы.

Одним из продуктивных путей проникновения в психику кли­ента является анализ его повторяющихся эмоциональных и пове­денческих стереотипов. Задача психолога — научиться распозна­вать повторяющиеся паттерны поведения, которые могут проя­виться в наборе защитных механизмов, действующих на подсозна­тельном уровне. Различают первичные, или примитивные (при­митивная изоляция, отрицание, всемогущий контроль, примитив­ная идеализация и обесценивание, расщепление, проективная идентификация и др.), и зрелые, или вторичные, защиты (вытес­нение, регрессия, интеллектуализация, рационализация, реактив­ное образовние, идентификация и др.). Приведем описание наибо­лее важных защитных механизмов:

S вытеснение — помещение в подсознание материалов жиз­ненного опыта, проявляющееся в упорном забывании чего-то, не­желании осознавать какие-то неприятные факты;

S отрицание — отказ признать травмирующую реальность;

S проекция — отказ замечать негативные черты, которые при­писываются другим, в себе самом;

S реактивное формирование — поведение человека, противо­положное его бессознательным желаниям;

S замещение — перенос действия, направленного на недоступ­ный объект, на действие с доступным объектом;

s идентификация — бессознательный перенос на себя качеств, присущих другому человеку, и др.

Психоаналитическая консультация направлена, прежде всего, на осознание, инсайт, сущностью которого является понимание функционирования «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» — инстин­ктивный полюс личности, его содержание является подсознатель­ным, частично наследственным и врожденным, а частично приоб­ретенным и подавленным. «Сверх-Я» — это все то, что личность приобрела в процессе социализации: социальные нормы, правила поведения, уровень должного. «Оно» неподконтрольно, «Сверх-Я» само олицетворяет контроль. «Я» служит буфером и проводником между «Сверх-Я» и «Оно», т.е. между сознательным уровнем с точки зрения морали и бессознательным полем страстей и жела­ний. Усилить «Я» можно путем сообщения клиенту его функций буфера между сознанием и подсознанием. «Я» оперирует на сознательном, предсознательном и подсознательном уровнях че­ловеческого опыта. При консультировании его влияние заметно на сознательном уровне.

Принятие творческих решений связано с техникой свободного ассоциирования, лежащей в основе многих техник психоанализа.

Техники психоанализа

1. Анализ свободных ассоциаций.Согласно 3. Фрейду, в сво­бодных ассоциациях человек не повторяет конфликтное содер­жание, а регрессирует, идя по следам актуального переживания. Возвращаясь к ранним конфликтам, пациент вместе с психоана-

литиком наблюдает, куда его приведет нить свободных ассоциа­ций.

Классическая процедура проводится следующим образом. Па­циент ложится на кушетку, психоаналитик садится в изголовье так, чтобы пациент его не видел. Пациенту предлагается прийти к состоянию спокойного самонаблюдения и, не раздумывая, со­общать все, что приходит ему в голову, не поддаваясь желанию что-нибудь отбросить. В содержании свободных ассоциаций (мыслях и чувствах, снах и фантазиях) выходит на поверхность вытесненное бессознательное. В ходе свободного ассоциирования пациент учится воспроизводить травматический опыт. Сниженная сенсорная активность (психоаналитик вне поля зрения, расслаб­ленная поза) дает возможность выразить подавленные эмоции и чувства.

Психоаналитик остается нейтральным, не занимая ни одобря­ющей, ни критикующей позиции. Его задача — слушать пациента, наблюдать за его речью, телодвижениями, мимикой. Во время се­анса он, как правило, молчит, даже когда пациент обращается к нему с вопросом. Когда вопрос проходит различные уровни пони­мания, пациент сам обретает возможность ответить на него и разрешить свой внутренний конфликт.

2. ■«Фрейдовская ошибка*. Ошибки (описки, обмолвки) — это возможность проникнуть в подсознание. Они указывают нам на забытые места, на мысли, прерванные на самом важном месте, на поведение, которое постоянно бессознательно повторяется, и др. Иногда их сложно расшифровать, но свободное ассоциирова­ние позволяет с большой вероятностью понять скрытый смысл оговорок.

3. Анализ сновидений. Фрейд называл сны «королевской до­рогой в бессознательное». Он рассматривал их как перевод скры­того (латентного) содержания бессознательного на язык симво­лов. Под скрытым содержанием подразумеваются вытесненные желания. Истинное, явное содержание сновидения можно выя­вить при помощи сгущения, смещения и вторичной обработки.

Сгущение — это комбинация разных элементов, их наложение друг на друга в одном фрагменте сновидения. Под смещением по­нимаются случайные элементы, мало связанные с главным содер­жанием фрагмента сна, в котором проявляется неосознанное пере­живание. Вторичная обработка — процесс, в результате которого сновидение приобретает цельность и связанность путем исправле­ния несоответствий, заполнения пробелов и др.

Психоаналитик воспринимает образы сна как ребус, загадку, которую он должен разгадать. Большинство образов, согласно взглядам Фрейда, носят универсальный характер и имеют сексу­альную природу. Чтобы проанализировать сновидение, необходи­мо разделить его на элементы и выяснить ассоциации, связанные с каждым из них.

4. Анализ сопротивления. Под сопротивлением понимают все эмоции, слова, идеи, импульсы, мысли, фантазии, которые проти­водействуют процедурам и процессам психоанализа. Например, рассказывая аналитику о своей жизни, клиент вдруг остановился и не смог сказать дальше ни слова. Эта блокировка — маленький пример сопротивления.

5. Анализ содержания переноса. Перенос, по словам Р. Грин-сона,— это особый тип объектных отношений. Под переносом по­нимают переживание чувств по отношению к какой-либо личнос­ти, обращенных на самом деле к другой личности. Клиент реаги­рует на реального человека так, как будто это личность из его прошлого.

Реакции переноса наиболее вероятны по отношению к людям, которые выполняют функции, сходные с функциями родителей. Например, врачи, учителя, актеры, лидеры, возлюбленные особен­но активизируют возникновение реакций переноса.

У всех людей есть реакции переноса. Аналитическая ситуация способствует их развитию. Аналитик ничего не рассказывает кли­енту о себе и своей личной жизни, оставаясь экраном для его про­екций. Поэтому все фантазии, чувства, влечения, идеи клиента об аналитике подвергаются анализу, интерпретации и реконструк­ции, позволяющим выяснить, к какому реальному объекту из жизни клиента они обращены.

Консультативный процесс

Цели психологической помощи:

s помощь клиенту в осознании неосознаваемых защитных ме­ханизмов, мотивов, способов поведения и принятии их интерпре­тации;

S усиление «Я» для более продуктивного существования в ми­ре и взаимодействия с окружением.

Роли и функции консультанта:

S способность к переходам из позиции сочувственного пони­мания и эмоционального вовлечения в позицию отстраненности и нейтралитета;

S личностная закрытость;

S умение выдерживать перенос и работать с контрпереносом; способность давать адекватные интерпретации;

S осознание собственных проблем и их возможного влияния на процесс консультирования и на клиента.

Ожидания от клиента:

S принятие теории психоанализа;

S полная открытость;

S готовность к длительной проработке собственных проблем;

■S воздержание от глобальных изменений в своей жизни (раз­вода, женитьбы и т.п.) на протяжении работы с консультантом.

Причины для изучения психологом-консультантом основ психоанализа:

S возможность осознанного отбора и использования психоана­литических моделей для реконструкции целостного жизненного пути личности клиента;

S возможность выстраивать профессиональные отношения с клиентом с учетом проявлений бессознательного: переноса, за­щитных механизмов, сопротивления;

S возможность профессионально обращаться с собственным контрпереносом и обеспечивать тем самым психологическую бе­зопасность клиента;

S возможность сознательно не использовать психоаналити­ческие методы при отсутствии показаний к работе в данных мо­делях.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы основные теоретические положения психоаналитичес­кого подхода?

Источник: http://lektsia.com/2x685d.html

Основные положения психоанализа

основные положения психоанализа основные положения психоанализа

webkonspect.com — сайт, с элементами социальной сети, создан в помощь студентам в их непростой учебной жизни.

Здесь вы сможете создать свой конспект который поможет вам в учёбе.

Чем может быть полезен webkonspect.com:

Источник: http://webkonspect.com/?id=2030&labelid=22446&room=profile

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА — РЕФЕРАТЫ — Реферат: Основные положения работы З. Фрейда Введение в психоанализ

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАБОТЫ ЗИГМУНДА ФРЕЙДА «ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОАНАЛИЗ»

“Лекции по введению в психоанализ” являются основной работой Зигмунда Фрейда,

в которой систематизированно изложена его концепция психоанализа. Работа

состоит из трёх частей, первые две из которых были подготовлены Фрейдом как

курс, прочитанный врачам и неспециалистам в течение двух зимних семестров

1915-1916 и 1916-1917 годах. Третья часть — “Продолжение лекций по введению

в психоанализ” — была написана в 1933 году. Итак, рассмотрим основные

положения, обозначенные Фрейдом в тридцати пяти лекциях цикла.

Первая лекция — это общее введение. Психоанализ здесь представлен как один

из методов лечения нервных заболеваний. Это — своеобразный разбор

психической жизни, и поэтому Фрейд полностью отказывается от гипноза и

создаёт метод свободных ассоциаций и метод объяснения сна, которые и стали

основой психоаналитического лечения. Здесь же определены два основные

положения психоанализа, его неоспоримые истины. Во-первых, “психические

процессы сами по себе бессознательны, сознательны лишь отдельные акты и

стороны душевной жизни”. Психическое есть понятием, гораздо более широким,

чем сознательное, и поэтому их невозможно отождествлять. Второе базовое

достижение психоанализа состоит в том, “что влечения, которые можно назвать

сексуальными. играют невероятно большую. роль в возникновении нервных и

психических заболеваний. Эти же сексуальные влечения участвуют в создании

высших культурных, художественных и социальных ценностей человеческого духа”.

Таким образом, Фрейд видит движущую силу развития человеческого общества и

отношений между личностью и культурой именно в биологических факторах

(сексуальных влечениях и агрессивных инстинктах), отрицая при этом роль

социально-экономических факторов. Этими же факторами объясняется

Следующие три лекции посвящены исследованию ошибочных действий — явлений,

“которые, не имея ничего общего с болезнью, наблюдаются у любого здорового

человека”. Описывая разнообразные ошибочные действия (которые Фрейд

подразделил на три группы), Фрейд делает вывод, что каждое из таких действий

имеет свой смысл, определённое значение и выдаёт существование

неосознаваемой, но реально имеющейся у субъекта тенденции, намерения,

желания. Ошибочные действия “не являются случайностями, а представляют собой

серьёзные психические акты, имеющие свой смысл, они возникают благодаря

взаимодействию, интерференции, противодействию двух различных намерений”.

Этими тенденциями есть нарушенная и нарушающая; вторая подвергается

оттеснению, её выполнение не допускается и в результате она проявляется в

нарушении первой. Многие ошибочные действия-забывания, например, являются

выражением стремления сознания избавиться от чего-либо неприятного,

выражением вытеснения тягостного аффекта в область бессознательного,

принципом защиты от нежелательных воспоминаний путём забывания. Они часто

используются также для выполнения желания, в котором необходимо себе

От рассмотрения ошибочных действий Фрейд переходит к детельному анализу

сновидений — этой via regis, царственной дороги в область

бессознательного. Он очень тщательно описывает структуру и скрытые

закономерности динамики сновидений. Сновидение по Фрейду есть ни что иное, как

“способ реагирования души на действующие во сне раздражители”. Сновидение

является промежуточным состоянием межлу сном и бодрствованием; “сон — это

состояние, в котором я ничего не хочу знать о внешнем мире”. Человек во время

сна как бы возвращается во внутриутробное состояние, так как создаются подобные

условия. Поэтому каждый сон должен быть лишён душевной деятельности, иначе

спящий не сможет достичь состояния душевного покоя. Однако от остатков

душевной деятельности полностью освободиться невозможно, и этим остатком и

будут сновидения. Согласно Фрейду, сновидение есть не психическим, а

Исходным положением при толковании сновидения Фрейд считает, что видевший сон

всё-таки знает об его истином значении, “он только не знает о своём знании и

полагает поэтому, что не знает его”. Это предположение ранее уже было

доказано в области гипнотических явлений, и исходя из него Фрейд предполагает

технику толкования сновидений, сущность которой состоит в том, что у

видевшего сон спрашивают, откуда появилось это сновидение, а объяснением

будет считаться первое его высказывание. Это так называемый метод свободных

ассоциаций, основной метод психоанализа. Суть этого метода состоит в подборе

к элементам сновидения замещающих представлений, по которым можно узнать

Структура сновидения является следующей:

1) недоступное сознанию видевшего сон, или бессознательное (скрытое,

латентное содержание сновидения);

2) элементы сновидения и полученные благодаря им замещающие представления,

или сознательное (явная форма).

К рассмотрению проблемы толкования сновидений Фрейд подходит со стороны

детских, или инфантильных, сновидений. В связи с этим выделяются их

некоторые характерные черты, которые впоследствии оказываются верными и для

большинства других сновидений. Такими основными признаками с одной строны

есть то, что сновидение “побуждается деланием, исполнение которого становится

смыслом сновидения”, а с другой стороны — то, что “сновидение не просто

выражает мысль, а представляет собой галлюцинаторное переживание исполнения

желания”. Сновидения подобны ошибочным действиям: нарушенной тенденцией

является желание спать, нарушающей — неисполненное желание. Общей функцией

сновидения становится устранение раздражений, мешающих полноценному сну,

путём галлюцинаторного удовлетворения потребностей, возникающих у спящего.

Существует ряд механизмов для преобразования, маскировки скрытого содержания

сновидения, превращения его в явное. Искажение сновидения возникает в первую

очередь благодаря цензуре, которая препятствует проникновению в сознание

неприемлемых для него элементов бессознательного и действует посредством

пропуска, модификации или перегруппировки (сгущения) материала. Цензура

осуществляется признанными тенденциями Я против неприличных побуждений,

шевелящихся у него ночью во время сна. Вторым фактором, влияющим на

сновидение, является символика сновидений. Именно такой характер отношений

устанавливается во сне между образом явного сновидения и его скрытым

значением. Фрейд разработал систему постоянных отношений, существующих между

элементами явного сновидения и скрытых его значений, составив своего рода

словарь для перевода образов явного сновидения в скрытые за этими образами

мысли. Явное предпочтение отдаётся тематике, связанной с сексуальными

переживаниями. Все сновидения в своей основе носят сексуальный характер, а

символика сновидений заключается в том, что каждая приснившаяся субъекту вещь

имеет сексуальный смысл. Небольшое число символов обозначает “человеческое

тело в целом, родителей, детей, братьев и сестёр, рождение, смерть, наготу”;

все остальные символы служат для обозначения области “сексуальной жизни,

гениталий, половых процессов, половых сношений”. Всё длинное и плотное

является половым членом, а всё, имеющее отверстие — женским гениталием;

каждое ритмическое движение обозначает движение при половом сношении и т.п.

Результатами работы сновидения есть:

1) сгущение, когда явное сновидение содержит меньше, чем скрытое;

2) смещение, который проявляется в том, что скрытый элемент замещается

намёком, а психический акцент смещается с важного элемента на не важный,

образуя таким образом новый центр сновидения;

3) представляет наибольший интерес для психоанализа, состоит в превращении

мыслей в скрытые образы.

Исходя из этих результатов, Фрейд даёт новое определение сновидения как

формы, в которую скрытые мысли переводятся благодаря работе сновидения.

Третья, основная часть “Лекций. ” посвящена общей теории неврозов, причинам

их возникновения и способам лечения. Основным методом лечения нервнобольных

есть психоанализ, который немного отличается от методов лечения

душевнобольных психиатрами. Психоаналитики приделяет большое внимание форме

проявления и содержанию отдельного симптома. Подобно сновидениям и ошибочным

действиям, каждый симптом осмыслен и находится в интимном отношении к

переживаниям больного. В связи с этими переживаниями и кроется смысл

симптома, и восстановления связи можно ожидать тем скорее, чем индивидуальнее

выражен симптом. Однако часто встречаются симптомы другого рода, так

называемые “типичные” симптомы болезни, которые выступают примерно

одинаковыми во всех случаях. При таких симптомах отсутствуют индивидуальные

различия, и поэтому симптом трудно отнести к отдельным пережитым ситуациям.

Хотя Фрейд всё-таки отрицает наличие фундаментальных различий между обеими

видами симптомов, он считает типичные симптомы одной из наибольших

трудностей, возникающих при историческом толковании симптомов.

Общей чертой всех неврозов является фиксация на определённом отрезке своего

прошлого; больной не может от него освободиться, поэтому настоящее и будущее

кажутся ему чуждыми. Так, Фрейд определяет новый вид неврозов —

травматические неврозы, в основе которых лежит фиксация на моменте травмы.

Смысл невротических симптомов должен содержаться в определённых

бессознательных процессах; однако, для возникновения симптомов необходимо

также, “чтобы смысл был бессознательным”. Симптомы исчезают, как только

соответствующие бессознательные процессы становятся сознательными — таково

фундаментальное положение психоаналитической терапии. Важная роль в

возникновении неврозов принадлежит пробелам в воспоминаниях — амнезии.

Задача психоаналитического лечения состоит именно в её устранении.

Фрейд предлагает такую систему душевного аппарата человека. Бессознательное

представляет собой своего рода переднюю, в которой существуют душевные

движения. За ним находится другая комната, где обитает сознание; но на

пороге между этими двумя комнатами стоит “цензура” — страж, проверяющий

каждое душевное движение и определяющий подходящие ему. Отвергнутые этим

стражем движения называются вытесненными, и они не способны проникнуть в

сознание. Остальные же становятся сознательными не сразу, а только после

того, как им удастся привлечь внимание сознания. Поэтому эту вторую комнату

Фрейд именует предсознательным. Отвергнутые бессознательные движения не

пропускаются в предсознательное, а страж есть сопротивлением, оказываемым

болным в процессе аналитического лечения. Такая структура психики “позволяет

понять возникновение невротических симптомов”.

Фрейд высказывает предположение о том, что симптомы являются заместителями

недостающего удовлетворения сексуальных желаний. Вообще, следует отметить

достаточно своеобразный взгляд Фрейда на развитие сексуальности. Сексуальным

есть всё то, “что складывается из учёта противоположности полов, получения

наслаждения, продолжения рода и характера скрываемого неприличного”. Однако

невротические симптомы могут быть замещением сексуального удовлетворения лишь

в тех случаях, когда в последнее понятие включаются так называемые

“извращённые сексуальные потребности”, что доказывается путём проведения

многочисленных параллелей между различными видами извращений и неврозами.

Определяя отношение между нормальной и извращённой сексуальностью, Фрейд

говорит: “если верно то, что реальное затруднение или лишение нормального

сексуального удовлетворения может вызвать у некоторых лиц извращённые

наклонности, которые в других условиях не появились бы, то у этих лиц следует

предположить нечто такое, что идёт навстречу извращениям; они имеются у них в

латентной форме”, то есть эти извращения имеются у таких лиц в латентной

форме. Именно здесь Фрейд подходит к изучению сексуальной жизни ребёнка.

Дети, как и взрослые, имеют свою сексуальную жизнь, которая начинается у них

с первых дней жизни. Именно у детей можно найти различные сексуальные

извращения, которые поэтому следует считать возросшей, расщепленной на

отдельные побуждения инфантильной сексуальностью. Выделяются определённые

стадии развития сексуальной функции, которые не имеют отношения к значительно

более поздно развивающейся половой функции. Если первая связана со

стремлением к своего рода удовольствиям, то последняя — со способностью

продолжения рода. Фрейд выделяет такие стадии влечения ребёнка к

1) оральная, когда объектом любви является материнская грудь, а формой

2) анально-садистская, связанная с приятными ощущениями, получаемыми ребёнком

при экскреторной деятельности толстой кишки и мочевого пузыря;

3) фаллическая, когда особое значение приобретает половой член.

4) латентный период, когда наблюдается затишье и спад в сексуальном развитии.

Этот период не обязательно должен на время прервать сексуальную деятельность;

однако большинство переживаний, имевших место до наступления этого периода,

подвергаются инфантильной амнезии.

Все эти стадии не связаны с генитальной, или половой, фазой, которая

представляет собой окончательную сексуальную организацию и наступает после

половой зрелости. Описанные выше проявления рассматриваются Фрейдом как

закономерные предстадии в развитии полового влечения. Над ними утверждается

так называемый Эдипов комплекс, как эмоциональная форма ранней сексуальности.

Комплекс этот развивается в превые детские годы, когда мальчик концентрирует

свои страстные желания на матери и испытывает враждебные чувства к отцу-

сопернику; подобные явления наблюдаются и у девочек. В связи с объяснением

сексуальной жизни ребёнка Фрейд вводит ещё одно ключевое понятие своей теории

— “либидо”, сексуальная энергия, направляемая на объект сексуального

стремления, аналогичная голоду, сила, в которой выражается сексуальное

влечение. Основными фазами развития либидо являются стадии детской

сексуальности; при этом первые две стадии объединяются в предгенитальную

фазу. Функция либидо проделывает длительное развитие, прежде чем станет

служить продолжению рода нормальным, неизвращённым способом.

Таким образом, сексуальная жизнь не появляется как нечто готовое, а проходит

ряд непохожих друг на друга фаз и является неоднократно повторяющимся

развитием. В развитии функции либидо может проявляться два вида опасности:

задержка и регрессия. Развитие энергии либидо не всегда происходит в

указанном выше порядке; иногда имеет место фиксация либидо на определённом

уровне развития. В случае подавления возникает регресс, и либидо

возвращается к местам фиксации, что и играет решающую роль для формы невроза.

Регрессия бывает двух видов: возврат к первым захваченным либидо объектам и

возврат общей сексуальной организации на более раннюю ступень. Важнейшим

условием возникновения невроза есть отнимание возможности удовлетворения

либидо, “вынужденный отказ”. При этом такой отказ “должен затронуть тот

способ удовлетворения, которого только и требует даное лицо, на который оно

только и способно”, то есть отказ не является “всесторонним и абсолютным”.

Среди процессов, защищающих от заболевания из-за лишения, выделяются

вытеснение, регрессия и сублимация; последней отводится особое место. При

сублимации сексуальное стремление отказывается от цели частного удовольствия

и направляется к связанной с ней социальной цели. Запретная сексуальная

энергия разряжается в форме деятельности, приемлемой для индивида и для

общества. Однако сублимация способна защитить лишь небольшую часть либидо,

и, помимо этого, к ней способны немногие люди. Что же касается остальных

защитных механизмов, то под вытеснением Фрейд понимает активное, но не

осознаваемое самим индивидом, устранение из сознания чувств, мыслей и

стремление к действию; регрессия же трактуется как соскальзывание на более

примитивный уровень развития и мышления.

Фрейд выделяет ряд факторов этиологии неврозов:

1) вынужденный отказ;

2) фиксация либидо, теснящая его в определённом направлении;

3) склонность к конфликтам в результате развития Я, отвергающая такие

Развитие Я и развитие либидо идут по похожему пути, и обое представляют

“унаследованные, сокращённые повторения развития человечества. в течение

длительного периода времени, начиная от первобытных времён”. Главная цель

работы нашего душевного аппарата состоит в получении удовольствия и

регулируется принципом удовольствия. Во время воспитания “Я узнаёт, что

неизбежно придётся отказаться от непосредственного удовлетворения, отложить

получение удовольствия, пережить немного неудовольствия, а от определённых

источников наслаждения вообще отказаться. Воспитанное таким образом Я стало

“разумным”, оно не позволяет больше принципу удовольствия владеть собой, а

следует принцип реальности, который, в сущности, тоже хочет получить

удовольствие, хотя отсроченное и уменьшенное, но зато надёжное благодаря

учёту реальности”. Такой переход является одним из важнейших успехов в

развитии Я. Для объяснения причины невроза Фрейд предлагает следующую схему:

Причина невроза = Предрасположение благодаря + Случайное переживание

фиксации либидо взрослого

Сексуальная конституция (доисторическое переживание) Инфантильное переживание

Фрейд подчёркивает положение о том, что “в мире неврозов решающей является

психическая реальность”, которой есть фантазии. Либидо возвращается к

фантазиям, чтобы найти в них открытый путь ко всем вытесненным фиксациям.

Такое явление называется интроверсией — “отказ либидо от возможностей

реального удовлетворения и дополнительное заполнение им безобидных до того

фантазий”; они являются переходной стадией на пути к образованию симптомов.

Обратным путём от фантазии к реальности Фрейд считает искусство. Каждый

художник интровертирован, он переносит свой интерес, либидо на желанные

образы фантазии; однако их личности обладают сильной способностью к

сублимации, они умеют обработать свои грёзы таким образом, чтобы предоставить

для наслаждения других. Поэтому он достигает “благодаря своей фантазии то,

что сначала имел только в фантазии”.

Многие нервнобольные жалуются на страх, считая его самым большим страданием.

Существует два противоположных вида страха — реальный и невротический.

Реальный страх является “чем-то вполне рациональным и понятным”, он есть

реакцией Я на восприятие внешней опасности, связан с рефлексом бегства и

рассматривается как выражение инстинкта самосохранения. Сам по себе страх и

его развитие не являются целесообразными; таковой есть лишь готовность

страха. Согласно Фрейду, при аффекте страха повторяется впечатление акта

рождения; первое состояние страха возникает в момент отделения от матери.

Это впечатление входит в организм настолько сильно, что ни один отдельный

индивид не может избежать аффекта страха.

Невротический страх имеет несколько форм выражения. Это, во-первых, так

называемый “невроз страха” — необычная степень свободного страха ожидания,

которая может выбрать любой объект; далее — “фобии”, более прочно связанные

с определёнными объектами или ситуациями. Страхи такого вида подразделяются

на три группы: общечеловеческие, вызывающие ужас у нормальных людей;

ситуативные, имеющие отношение ко второстепенной опасности; и фобии, не

имеющие отношения к реальной опасности, самая непонятная из всех форм страха.

Невротический страх находится в тесной зависимости от определённых процессов

в сексуальной жизни человека (например, использование либидо, сексуальное

воздеожание). Страх возникает, когда либидо пропадает, отвлекается от

нормального применения, и это происходит на почве соматических процессов.

При невротическом страхе имеет место бегство Я от требований своего либидо;

эта внутренняя опасность понимается больным как внешняя. При фобиях

неиспользованное либидо превращается в кажущийся реальным страх, и малейшая

внешняя опасность замещает требования либидо. Однако для возникновения

страха недостаточно одного неиспользованного либидо в форме тоски, оно должно

относиться к вытесненному психическому импульсу. Таким образом, сексуальные

влечения связаны с аффективным состоянием страха гораздо сильнее, чем

инстинкты самосохранения Я.

Целый ряд душевных состояний объясняется Фрейдом при помощи теории либидо. В

соответствии с ней сон, например, есть состоянием, в котором либидозные и

эгоистические привязанности к объектам возвращаются в Я. Подобная ситуация

создаётся в состоянии органического заболевания, болезненного раздражения,

влюблённости и т.п.

Фрейд коротко вводит читателей в суть терапии, на которой основывается

способность заниматься психоанализом. Целью психоанализа, необходимой для

достижения результата, есть “осознание бессознательных, уничтоженных

вытеснений, восполнение амнестических пробелов. ”. Психоаналитическая

терапия является каузальной, то есть направленной не на болезненные явления,

а на устранение причин болезни. Врач должен добиться перенесения чувств на

его собственную личность. Или, описывая механизм выздоровления в формулах

теории либидо, задачей психоанализа является освобождение либидо от

временных, отнятых у Я привязанностей и подчинение его опять Я. Необходимо

вначале оттеснить либидо от симптомов в перенесение и там сконцентрировать, а

затем бороться вокруг этого нового объекта и высвободить от него либидо.

На этом заканчивается вторая часть “Лекций. ”. Публикация книги вызвала

большой интерес, и Фрейд продолжал работать над своей теорией. Результатом

явилась публикация третьей части “Лекций. ”, содержащая расширенное,

дополненое понимание концепции Фрейда. Однако не следует считать, что эти

лекции каким-либо образом заменяют предыдущие, они лишь продолжают и

Одним из наиболее существенных, изменивших многие положения психоанализа,

новшеств является новая трактовка структуры человеческой личности. Если

раньше психоанализ исходил из трёх уровней организации психической жизни

(бессознательное, предсознательное, сознательное), то теперь эта структура

выступила в виде другой модели, компонентами которой есть психические

инстанции. “Сверх-Я, Я и Оно — вот три царства, сферы, области, на которые

мы разложим психический аппарат личности. ”. Под Оно понимается наиболее

примитивная часть человеческой личности, охватывающая всё прирождённое,

генетически первичное, подчинённое принципу удовольствия и ничего не знающее

о реальности или об обществе. Эта инстанция не признаёт никаких конфликтов и

противоречий, она есть иррациональной и аморальной. Её требованиям вынуждена

подчиняться другая инстанция — Я, которая также следует принципу реальности

и разрабатывает механизми, позволяющие адаптироваться к требованиям среды. Я

— это посредник между стимулами, идущими из этой среды и глубин организма, —

— с одной стороны, и ответными двигательными реакциями — с другой. К

функциям Я относятся самосохранение организма, запечатления опыта внешних

воздейсвий в памяти, избегание угрожающих влияний, контроль над требованиями

инстинктов и согласование требований со стороны реальности, бессознательного

и Сверх-Я. Третья инстанция — Сверх-Я — служит источником моральных и

религиозных чувств, своего рода “цензурой”. В отличие от Оно, вырастающего

из наследственного опыта, и Я, продукта индивидуального наследия, Сверх-Я

есть продуктом влияний, исходящих от других людей. Сверх-Я возникает в

раннем детстве, благодаря механизму идентификации с отцом, служащим моделью

для ребёнка, и практически не изменяется в последующие годы. Если Я

принимает решения или совершает действия в пользу Оно, но противоречащие

Сверх-Я, то оно испытывает наказания в виде угрызений совести, чувства вины.

В связи с новым разделением психической личности Фрейд принимает новую

ориентацию в проблеме страха. Три основных вида страха (реальный,

невротический и страх совести) “согласуются с тремя зависимостями Я — от

внешнего мира, от Оно и от Сверх-Я”. В связи с этим задача

психоаналитической процедуры сводится к освобождению Я от различных форм

давления на него и увеличению его силы. Функцией страха является сигнал,

указывющий на ситуацию опасности, а единственным местом страха есть

Ещё одним существенным нововведением Фрейда в “Продолжении лекций. ” стало

присоединение к прежнему сведению всех влечений к сексуальному (либидо)

особого инстинкта — “инстинкта смерти”. Существует “два различных по сути

вида влечений: сексуальные влечения, понимаемые в широком смысле, Эрос, и

агрессивные влечения, цель которых — разрушение”. Последние осложняют

совместную жизнь людей и угрожают её продолжению. Обосновывая своё

предположение, Фрейд пишет: “Если правда, что в незапамятные времена однажды

из неживой материи родилась жизнь, то тогда возникло влечение, которое

стремится вновь уничтожить жизнь и восстановить неорганическое состояние”.

Такое влечение к саморазрушению Фрейд именует влечением к смерти.

Сексуальные, эротические влечения стремятся привести всё ещё живую субстанцию

в общее единство, а влечения к смерти противостоят этому влечению и приводят

всё живое к неорганическому состоянию. Существование индивида — это

компромисс между этими главными видами влечений, смесь которых составляет все

остальные инстинктивные побуждения. “Из взаимодействия и борьбы и возникают

явления жизни, которым смерть кладёт конец”. Агрессивные влечения являются

даже более сильными, чем эротические; именно из их существования Фрейд делает

выводы о неотвратимости войн и общественного насилия. Однако, они никогда не

могут существовать отдельно от сексуальных, которые “в условиях созданной

человеком культуры могут многое смягчить и предотвратить”.

Особый интерес для философии представляет собой последняя лекция — “О

мировоззрении”, так как она посвящена вопросам, затрагивающим область

философии и религии, социологии и политики. Фрейд сосредотачивается здесь на

проблеме отношения психоанализа к религии, науке, мировоззрению, которым есть

интеллектуальная конструкция, единообразно решающая все проблемы нашего

бытия, исходя из некоего высшего предположения и в которой ни один вопрос не

остаётся открытым, а всё, вызывающее интерес, занимает своё определённое

место. Будучи специальной наукой, отраслью психологии, психоанализ не в

состоянии образовать особое мировоззрение, он заимствует свои

мировоззренческие принципы у науки. Фрейд выделяет три формы мировоззрения —

— научное, религиозное, философское. Наука есть молодая, поздно развившаяся

человеческая деятельностью особого рода, которая в неустанном поиске

действительности даёт не иллюзорную, а подлинную картину действительности.

Стремлением научного мышления есть достижение согласованности с объективной

действительностью — истиной. Наука способна на невероятные

совершенствования, и её невозможно заменить ничем другим, несмотря на её

некоторое несовершенство (ограничение истиной, отказ от иллюзий).

Одна религия может выступить в качестве серьёзного оппонента в споре с

наукой. Религия когда-то охватывала всё духовное в человеческой жизни,

занимала место науки в то время, как та только зарождалась. Она обеспечивает

людям защиту и жизненное счастье, направляет их убеждения и действия своим

предписаниям, объясняет происхождение и развитие мира. Согласно Фрейду,

религия возникает из детской беспомощности, смысл её содержится в желаниях и

потребностях детства, оставшихся в зрелой жизни.

Философия науке противостоять не может, поскольку она сама во многом

аналогична ей, работает частично при помощи тех же методов, но отдаляется от

неё, придерживаясь иллюзии о том, что может дать безупречную картину

реальности. Кроме этого, она не имеет непосредственного влияния на широкие

народные массы, поскольку остаётся малодоступной для всех, кроме небольшого

числа интеллектуалов. Фрейд описывает своё отношение к различным философским

течениям, которые, по его мнению, являются противниками науки. Он критикует

своего рода аналог политического анархизма. Такое мировоззрение противоречит

научному, оно складывается в уме мыслителей, отвернувшихся от мира —

“интеллектуальных нигилистов”, которые “исходят из науки, но стараются при

этом вынудит её к самоуничтожению, к самоубийству, что освобождает место для

мистицизма или же религии”. Согласно такому мировоззрению “нет никакой

истины, никакого надёжного понимания внешнего мира”. Здесь отсутствует

критерий истины, и потому все представления есть истиными и ложными

Вторым, более серьёзным противником, Фрейд считает марксизм. Он утверждает,

что не знает, насколько истиными есть положения марксизма, однако признаёт,

что не разделяет мнений Маркса о том, что развитие общественных форм является

естественноисторическим процессом, что изменения в социальных слоях

происходят в результате диалектических процессов, о возникновении классов

(согласно Фрейду, классы возникают в результате общественной борьбы, которая

разыгрывалась с начала истории между людьми, в чём-то отличающимися друг от

друга). Марксизм же объясняет все проявления человеческой жизни

экономическими формами, которые не есть единственными детерминантами

поведения. Ставя в заслугу марксизму отход от идеалистических систем и

иллюзий, Фрейд обвиняет его в новых иллюзиях (стремлении вселить веру в то,

что за короткий срок удастся изменить человеческую сущность и создать

общество, где “не будет ни одной неудовлетворённой потребности”). Однако

русский большевизм, проповедуя марксистские идеи, есть зловещим подобием

того, против чего ведёт борьбу классический марксизм (запретом на мышление,

поскольку запрещено исследовать теорию марксизма с критической точки зрения).

Фрейд так размышляет о будущем человечества: “в то время как великие нации

заявляют, что ждут спасения в сохранении христианской религиозности,

переворот в России, несмотря на прискорбные отдельные черты, выглядит всё-же

предвестником лучшего будущего”. Условием расцвета личности Фрейд считает

сочетание справедливых социальных порядков с прогрессом науки и техники.

В заключение следует отметить, что последняя часть “Лекций. ” трактуется как

развёрнутый вариант концепции Фрейда, как Рубикон, перейдя который Фрейд

превратился из врача в социолого и философа, основателя мировоззрения,

получившего огромное влияние на Западе. Хотя с многими положениями этой

Источник: http://www.f-mx.ru/filosofiya/referat_osnovnye_polozheniya_raboty_za.html

Сущность психоанализа

Понятие психологии как науки, место и роль в ней психоанализа, история его возникновения и развития. Становление и значение теории психоанализа З. Фрейда. Структура и элементы психики по Фрейду, их взаимосвязь. Изучение психоанализа Юнгом и Адлером.

РубрикаПсихология
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления08.04.2009
Размер файла15,5 K

основные положения психоанализа

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

План

Введение

1. Зарождение психоанализа. З. Фрейд и его теория

2. Развитие психоанализа

2.1 Психоаналитическое направление. К. Юнг, А. Адлер

2.2 Неофрейдизм

Заключение

Литература

Введение

По мере развития психологии как отдельной науки, обширнее становилось поле изучаемых ею явлений. Успехи развития биологии изменили взгляд на все жизненные функции, в том числе и психические. Восприятие, память, навыки, мышление, установки и чувства трактовались отныне как своего рода «инструменты», работающие на решение организмом задач, с которыми его сталкивают жизненные ситуации.

Рушилось воззрение на сознание как на замкнутый в себе внутренний мир. Психические процессы стали исследоваться с точки зрения развития.

Новые объекты требовали и новых объективных методов исследования. Ученые перешли из университетских лабораторий в детский сад, школу, психиатрическую клинику. Практика реальной исследовательской работы изменила взгляд на психологию как науку о сознании. Созревало новое понимание предмета, которое по-разному преломилось в теоретических воззрениях и системах, каждая школа отстаивала отличный от других собственный предмет. Вслед за структурализмом, представители которого считали, что психологи призваны заниматься поисками строительного материала непосредственного опыта и его структурами, получило распространение направление, которое считало главным делом выяснение, как эти структуры работают, когда решают задачи, касающиеся актуальных нужд людей, т.е. изучали психические функции, а не элементы.

В начале ХХ века возникает мощное направление, утвердившее в качестве предмета психологии поведение, понятое как совокупность реакции организма, обусловленная его общением со стимулами среды, к которой он адаптируется. Кредо направления запечатлел термин «поведение» (англ. «бихевиор»), а само оно получило название бихевиоризм.

Наряду с бихевиоризмом и в те же самые времена до основания подорвал психологию сознания психоанализ, на характеристике которого мы и остановимся подробнее.

1. Зарождение психоанализа. З. Фрейд и его теория

Без преувеличения можно сказать, что австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд является одним из тех ученых, кто во многом повлиял на все дальнейшее развитие психологии.

Ни одно психологическое направление не приобрело столь широкую известность за пределами этой науки, как фрейдизм. Это объясняется влиянием его идей на искусство, литературу, медицину, антропологию и другие области науки, связанные с человеком.

З. Фрейд был сыном от второго брака торговца тканями и скотом Якоба Фрейда. С ранних лет и до самой смерти матери, та была центральной фигурой в жизни сына. Поведение отца, проявившееся в пассивности на оскорбление его национальной принадлежности (он был евреем), разочаровал мальчика и в дальнейшем он всегда смотрел на отца сверху вниз[1,6].

Смерть отца вызвала в душе мальчика гнетущее чувство вины. Он ревновал отца к матери, всегда хотел отвлечь ее внимание на себя и в глубине души всегда хотел, чтобы отца не было рядом с ним и матерью. Анализируя впоследствии свои чувства и желание единолично обладать матерью, Фрейд пришел к выводу, что ситуация напоминает ему античную драму о «Царе Эдипе», который сам того не ведая, убил отца и женился на матери. Так был открыт Эдипов комплекс — основа основ психоанализа.

Став врачом, занявшись лечением больных психическими расстройствами, Фрейд на первых порах пытался объяснить их симптомы динамикой нервных процессов. Однако чем больше он углублялся в эту область, тем острее испытывал неудовлетворенность. Ни в нейрофизиологии, ни в царившей тогда психологии сознания он не видел средств, позволяющих объяснить причины патологических изменений в психике своих пациентов.

В поисках выхода Фрейд обратился от анализа сознания к анализу скрытых, глубинных слоев психической активности личности. До него они не были предметом психологии, после него стали его неотъемлемой частью [3, 113].

Первый импульс к их изучению дало применение гипноза. Внушив загипнотизированному человеку какое-либо действие, с тем, чтобы он выполнил его после пробуждения, можно наблюдать, как он, хотя и совершает его будучи в полном сознании, но истиной причины не знает и начинает придумывать для него мотивы, чтобы оправдать свой поступок. Истинные причины от сознания скрыты, но именно они правят поведением.

Фрейдовская теория складывалась постепенно, как конструктор из кубиков. Для начала он заменил гипноз методом свободной ассоциации. К нему он пришел в ходе психотерапевтических сеансов, столкнувшись однажды с клиенткой, которая протестовала против того, что ей мешали беспрепятственно излить поток своих мыслей. После этого случая Фрейд изменил тактику и перестал вмешиваться в спонтанный рассказ больного [5,261]. Фрейд использовал «свободные ассоциации» для того, чтобы проследить ход мыслей своих пациентов, скрытый не только от врача, но ит от них самих. В их содержании Фрейд искал ключ к бессознательному. Он пытался выяснить, чему соответствуют ассоциации не в мире внешних объектов, а во внутреннем мире субъектов.

Затем З. Фрейд объявил подавленную сексуальность основной причиной нервных расстройств. В качестве силы, движущей душевной жизнью, Фрейд выдвинул могучее сексуальное начало — либидо. Еще одним кубиком психоанализа стала тенденция к символизации, т.е. подмена реальных действий символами. Теорию дополнили объяснения таких проявлений подсознания, как сновидения, непроизвольные действия (оговорки, описки). Была сформулирована концепция вытеснения, согласно которой неприятные мысли изгоняются из области сознательного в подсознание. Отдельные работы ученый посвятил Эдипову комплексу, инстинктивному влечению человека одновременно к жизни (эрос) и к смерти (танатос).

Взгляды Фрейда можно разделить на три области: метод лечения функциональных психических заболеваний, теория личности и теория общества. При этом стержнем всей системы являются его взгляды на развитие и структуру личности.

Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев: сознательное, предсознательное, бессознательное, в которых и располагаются основные структуры личности.

Сознательное — это мысли, которые мы помним, понимаем откуда они появились, можем ими управлять.

Бессознательное — это все остальные психические поцессы того же человека. Подсознательный психический процесс проявляется обычно как противоречие сознательным процесса.

Предсознательное — состояние на грани перехода от бессознательного к сознательному. Во времена Фрейда считалось само собой разумеющимся, что вся психика — сознательная за исключением некоторых мелочей, вроде снов. Фрейд долгие годы боролся с этим убеждением, доказывая, что есть и другая часть психики — бессознательная.

В бессознательном расположена одна из структур личности — Ид, которая фактически является энергетической основой личности. В Ид содержаться врожденные бессознательные инстинкты, которые стремятся к своему удовлетворению, к разрядке и таким образом доминируют деятельность субъекта. Существуют два врожденных бессознательных инстинкта — инстинкт жизни и смерти, которые находятся в антагонистических отношениях, создавая основу внутреннего конфликта.

С точки зрения Фрейда, инстинкты являются каналами, по которым проходит энергия, формирующая нашу деятельность. Либидо, о котором так много писали и сам Фрейд и его ученики, и является той специальной энергией, которая связана с инстинктом жизни. Энергии, связанной с инстинктом смерти и агрессии, Фрейд не дал собственного имени, но постоянно говорил о ее существовании.

Вторая структура личности — Эго, по мнению Фрейда, также является врожденной и располагается как в сознательном слое, так и в подсознании. Таким образом, мы всегда можеи осознать свое Я.

Третья структура личности — Супер-Эго — не врожденная; она формируется в процессе жизни. Механизмом его формирования является идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого становятся содержанием Супер-Эго. В процессе идентификации у детей формируется также Эдипов комплекс (у мальчиков) или комплекс Электры (у девочек).

Важнейшее место в теории Фрейда занимал его метод — психоанализ, для объяснения работы которого и были созданы остальные части его теории. В своей психотерапии Фрейд исходил из того, что врач занимает в глазах пациента место родителя, доминирующее положение которого пациент признает безусловно. При этом устанавливается канал, по которому происходит беспрепятственный обмен энергией между терапевтом и пациентом, т.е. появляется трансфер. Благодаря этому терапевт не только проникает в бессознательное своего пациента, но и внушает ему определенные положения, прежде всего свое понимание, свой анализ причин его невротического состояния. Этот анализ происходит на основе символической интерпретации ассоциаций, снов и ошибок пациента, т.е. следов его вытесненного влечения. Врач не просто делится с пациентом своими наблюдениями, но и внушает ему свое толкование.

Открыв объективную психодинамику и психоэнергетику мотивов поведения личности, скрытую за «кулисами» ее сознания, Фрейд преобразовал прежнее понимание предмета психологии. Проделанная им и множеством последователей работа обнажила важнейшую роль мотивационных факторов как объективных регуляторов поведения, не зависимых от того, что нашептывает «голос самосознания»[3,114].

2. Развитие психоанализа

Первым нововведением Юнга было понятие о «коллективном бессознательном». Если, согласно Фрейду, в бессознательную психику индивида могут войти явления, вытесненные из сознания, то Юнг считал ее насыщенной формами, которые никогда не могут быть индивидуально приобретенными, но являются даром далеких предков. Анализ позволяет определить структуру этого дара, образуемого несколькими архетипами.

Будучи скрытыми от сознания организаторами личного опыта, архетипы обнаруживаются в сновидениях, фантазиях, галлюцинациях, а также творениях культуры. Большую популярность приобрело Юнгом человеческих типов на экстравертивный (обращенный вовне, увлеченный социальной активностью) и интровертивный (обращенный внутрь, сосредоточенный на собственных влечениях, которым Юнг, вслед за Фрейдом дал имя «либидо». Однако, следует отметить, что Юнг не считал правомерным отождествлять либидо с сексуальным инстинктом.

Адлер, модифицируя исходную доктрину психоанализа, выделил как фактор развития личности чувство неполноценности, порождаемое, в частности, телесными дефектами. Как реакция на это чувство возникает стремление к его компенсации и сверхкомпенсации, с тем, чтобы добиться превосходства над другими. В «комплексе неполноценности» скрыт источник неврозов.

Адлер отрицал положения Фрейда и Юнга о доминировании индивидуальных бессознательных инстинктов в личности и поведении человека, инстинктов, которые противопоставляют человека обществу и отдаляют от него. Не врожденные инстинкты, не врожденные архетипы, а чувство общности с людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей — вот та главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер [5,277].

Однако было и нечто общее, объединяющее концепции трех названных психологов: все они предполагали, что человек имеет некоторую внутреннюю, присущую ему одному природу, которая оказывает влияние на формирование личности. При этом Фрей придавал решающее значение сексуальным факторам, Юнг — первичным типам мышления, а Адлер подчеркивал роль общественных интересов.

Психоаналитическое движение широко распространилось в различных странах. Возникали новые варианты объяснения и лечения неврозов динамикой неосознаваемых влечений, комплексов, психических травм. Менялись и представления самого Фрейда на структуру и динамику личности. Ее организация выступила в виде модели, компонентами которой являются: Оно (слепые иррациональные влечения), Я (эго) и Сверх-Я (уровень моральных норм и запретов, возникающих в силу того, что в первые годы жизни ребенок идентифицирует себя с родителями).

Дальнейшее развитие психоанализ получил в группе исследователей, которые принято объединять под именем неофрейдистов.

2.2 Неофрейдизм

Это направление, усвоив основные схемы и риентации ортодоксального психоанализа, пересмотрело базовую для него категорию мотивации. Был развит, намеченный А. Адлером подход, где решающая роль была предана влияниям социокультурной среды и ее ценностям.

Лидером неофрейдизма признано считать К. Хорни. Испытав влияние марксизма она доказывала в теории на которую опиралась в своей психоаналитической практике, что все конфликты, возникающие в детстве, порождаются отношениями ребенка с родителями. Именно из-за характера этих отношений у него возникает чувство тревоги, отражающее беспомощность ребенка в потенциально враждебном мире. Невроз не что иное, как реакция на тревожность, а описанные Фрейдом извращения и агрессивные тенденции являются не причиной невроза, а его результатом.

Для того чтобы избавиться от тревоги, человек прибегает к психологической защите. Но если Фрейд считал, что психологическая защита помогает разрешать внутренние конфликты, возникающие между двумя структурами личности — Ид и Супер-Эго, то с точки зрения Хорни, психологическая защита направлена не на преодоление конфликта между обществом и человеком, поскольку задача защиты — привести в соответствие мнение человека о себе и мнение о нем окружающих, т.е. два «образа Я».

Психотерапия, считала Хорни, помогает человеку понять самого себя и сформировать более адекватное представление о себе. Подход Хорни к понятию психологической защиты существенно повлиял на позиции современной психологии.

Наиболее социально-ориентированным среди последователей Фрейда считается Эрих Фромм. Главное значение его работ состоит в том, что они оставаясь в русле основных положений психоанализа, отвечали и на новые, возникшие уже во второй половине ХХ века вопросы, соединяя идеи Фрейда и с Адлером, и с гуманистической психологией. Его попытки на языке психоанализа показать противоречивость позиции человека в его общении с окружающими, роль общества в развитии личности имели большое значение не только для психологии, но и для смежных наук — истории, социологии, философии, педагогики.

Развитие психоанализа не могло идти изолированно от новых тенденций. Влияние открытий, сделанных в смежных психологических школах, отразилось на концепциях таких исследователей как Г.С. Салливен, Э. Берн, Э. Эриксон.

Зигмунд Фрейд создал оригинальную, и как показало время жизнеспособную теорию, хотя в основу ее положил явление, не подвластное осознанию. Поэтому исследователь может лишь строить предположения по поводу бессознательного и накладывать его гипотетические признаки на реальность человеческой жизни.

Фрейдовская теория привела к появлению многочисленных модификаций (Адлер, Юнг, Хорни, Фромм, Эриксон и др), содержание главных понятий теории Фрейда при этом существенно изменились. Но все же представителей психоанализа объединяет признание позиции « сознательное-бессознательное».

Оценивая психоанализ Фрейда, нужно, прежде всего, помнить две вещи. Во-первых, во времена Фрейда психология делала свои первые шаги как наука. Во- вторых, эти первые шаги были сделаны именно в области подсознания (бессознательного).

Взгляды З. Фрейда вышли за границы психологии и наложили отпечаток на состояние развития разных форм культуры ХХ столетия. Созданное им направление положил основу психологической помощи человеку и тем самым утвердил психология как науку, которая имеет свою реальную практику.

1. Войнаровский М.О Фрейде и его теории // Открытия и гипотезы.- 2003.-№12. — С. 6-7, 11-12.

2. М’ясоїд П.А. Загальна психологія.-К.: Вища школа, 2001. — 487 с.

3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология.-М.: Академия, 2001. — 512 с.

4. Роменець В.А., Маноха І.П. Історія психології ХХ століття. — К.: Либідь, 1998. — 989 с.

5. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ столетия. — М.: Академія, 1998.-416с.

Подобные документы

Психоанализ как метод лечения. Философские и естественнонаучные предпосылки психоанализа. Развитие и распространения теории и практики психоанализа. Классическая форма психоанализа З. Фрейда. История психоанализа в России, обзор судеб его сторонников.

курсовая работа [107,5 K], добавлен 24.03.2011

З. Фрейд и появление психоанализа. Основные идеи психоанализа. Деление психики человека на сознательное и бессознательное. Основные понятия психоанализа. Методы расшифровки бессознательного. Проблемы и философия психоанализа.

реферат [26,1 K], добавлен 12.11.2002

Исторические факты жизни Зигмунда Фрейда. Сущность и значение учения психоанализа. Структура личности по Фрейду. Особенности концепции либидо. Сущность понятия невротического симптома. Характеристика психотерапевтических методов психоанализа З. Фрейда.

курсовая работа [44,8 K], добавлен 27.06.2012

Биография. Приход Фрейда в медицину. Предпосылки создания психоанализа. Первое упоминание о сексуальности. Ошибки Фрейда в разработке теории психоанализа. Мировое признание Фрейда. Недостатки подхода, основанного только на изучении сексуальности.

реферат [29,9 K], добавлен 23.07.2008

Жизнь и научная деятельность основоположника психоанализа З. Фрейда. Периоды формирования психоанализа. Идеи и техники психоанализа. Схема структуры личности. Основные характеристики «Оно». Признаки «Я», его функции и ответственность за принятие решений.

презентация [2,2 M], добавлен 10.10.2013

История возникновения психоанализа, его сущность и основные идеи. Экспериментальные разработки понятия бессознательного в работах Фрейда, Юнга и Лакана. Схема психосоциального развития личности. Психоаналитически ориентированные методы тестирования.

курсовая работа [41,9 K], добавлен 05.10.2012

Общее понятие и задачи психоанализа. Спор великих теоретиков психологии – Зигмунда Фрейда, Альфреда Адлера и Карла Юнга, возникший на основе расхождений разных направлений в теории психоанализа, основы их теорий и влияние на последующее развитие науки.

курсовая работа [23,1 K], добавлен 29.04.2009

Биографические сведения о детстве и юности З. Фрейда, получение образования и начало творческого периода в жизни. Отношение Фрейда с учениками, начало зарождения школы психоанализа и ее дальнейшее развитие. Отто Ранк как летописец истории психоанализа.

курсовая работа [39,1 K], добавлен 18.02.2011

Значение раннего детства в процессе становления творческой личности, происхождение и связь творчества с детской игрой. Основные движущие механизмы творчества с точки зрения психоанализа (по теории Фрейда). Функции культуры в свете проблем психоанализа.

реферат [28,2 K], добавлен 28.11.2012

Понятие личности в психологии и классификация теорий личности. Сущность теории личности З. Фрейда и ее значение для психологической науки. Периодизация развития согласно психоанализу. Дополнения к теории З. Фрейда других представителей психоанализа.

реферат [27,4 K], добавлен 29.03.2010

Источник: http://knowledge.allbest.ru/psychology/3c0a65625b3ac68b4c43b89521316c37_0.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *