Чем психология отличается от психики? — психика в психологии это определение

25.03.2020

Добрый вечер помогите пожалуйста ответить на вопрос завтра экзамен по психологии , а я не могу дать нормальный ответ на вопрос . Чем психология отличается от психики . Заранее спасибо

Чем психология отличается от психики?

Добрый вечер помогите пожалуйста ответить на вопрос завтра экзамен по психологии , а я не могу дать нормальный ответ на вопрос . Чем психология отличается от психики . Заранее спасибо

Вам надо выучить определение психики, и определение психологии, психология это наука, изучающая процессы, происходящие в психике, вот и все. А психика — это отражение действительности. которая объясняет поведение человека. Определений психики много, так что выучите что-нибудь полегче.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1026378-chem-psihologija-otlichaetsja-ot-psihiki.html

Определение эмоции – что это в психологии

В повседневной жизни люди постоянно сталкиваются с проявлением эмоций, не задумываясь о том, какова их роль в жизни человека. А между тем их количество огромно. Причем это понятие в психологии означает не то же самое, что чувство, настроение и прочие состояния.

Определение понятия

Одним из видов эмоциональных процессов являются эмоции, в жизни человека их огромное множество.

Википедия определяет это понятие как средней продолжительности психический процесс, который отражает субъективное оценочное отношение к объективному миру и к наступившим или возможным ситуациям.

Характеризуют ее три компонента:

  1. Ощущение, которое переживается или осознается в психике.
  2. Процессы, которые происходят в пищеварительной, дыхательной, нервной и прочих системах организма.
  3. Наблюдаемые выразительные комплексы.

Это определение эмоции дано с пометкой, что в психологии это психическое явление изучено недостаточно, поэтому в различных источниках можно встретить несколько отличающиеся от этого варианты определений.

Говоря простыми словами, это непродолжительная психическая реакция на ту или иную ситуацию. Зачастую это понятие путают с чувствами. Более того, современные ученые, которые изучают эмоции и чувства, условно разделились на четыре группы.

Первая группа, рассматривая соотношение понятий, отождествляет их и считает синонимичными. Психологи дают им схожее определение. Другие утверждают, что чувства являются подклассом. Ученые третьей группы объединяют различные виды психических процессов как формы переживаний, включая аффекты, настроения, страсти и чувства.

Одна и та же эмоция может выражать разные чувства, как и одно и то же чувство может выражать разные эмоции.

Представители последней, четвертой группы, разделяют понятия. Хотя они и тесно взаимосвязаны, между данными видами эмоциональных процессов существует разница.

Сравниваемые характеристикиЧувстваЭмоции
ПродолжительностьДлительные, стабильныеКратковременные
Привязка к объектуОтражают устойчивое отношение к какому-либо объектуВозникают по отношению к ситуации в целом, а не по отношению к кому-либо или чему-либо
ПроявлениеЗачастую не имеют внешнего проявления. Они скрыты глубоко, о них можно лишь догадыватьсяВнешне проявляются мгновенно, очевидно, ярко. Это может быть интонация, мимика лица, жест и т. п.
ВозникновениеСвязано с социальной сферойСвязано с биологическими процессами

Чувства к какому-либо объекту могут быть выражены посредством определенных эмоциональных реакций в зависимости от той ситуации, в которой оказывается объект.

Например, мать, которая любит своего ребенка, может переживать во время сдачи ребенком экзаменов, в зависимости от результата: тревогу в течение экзамена; в момент сообщения об успешной сдаче экзамена – радость; в момент известия о провале – разочарование, злость. Этот и ему подобные примеры наглядно демонстрируют отличие эмоций от чувств.

Классификация и функции

Эмоций существует огромное множество – несколько десятков. Большинство людей, исходя из жизненного опыта или интуитивно, легко могут их различать у других по внешним проявлениям. В психологии выделяют базовые, элементарные их виды. Из них складываются более сложные эмоциональные явления.

Виды эмоций

Различные ученые предлагают свои варианты определения основных характеристик понятия. Так, Грог считает, что разделять их надо, исходя из двух основных душевных состояний: пессимизма и оптимизма.

Ученый полагал, что эти состояния способны только уменьшать энергию деятельности человека, поскольку мешают ему распознать то, что имеется, чего следует хотеть и ради чего проявлять активность.

Психолог В. Вундт предлагал классифицировать их в системе трех осей: положительные – отрицательные; напряжение – покой; энергия – вялость. Но широкого распространения в науке такая система группировки не получила, хотя и вызвала широкий интерес и была поддержана в экспериментальных исследованиях.

Основные признаки классификации следующие:

По валентности, или тону:

По интенсивности. Интенсивность зависит от множества факторов, в том числе полноценности центральной и вегетативной нервной системы.

Для иллюстрации принципа формирования положительных либо отрицательных проявлений явления различной интенсивности применяется формула психофизиолога П.В. Симонова.

По содержанию. Данная классификация включает в себя десятки различных наименований, каждое из которых сопровождается определенной физиологической реакцией. Основные эмоции человека условно можно разделить на три категории: негативные, позитивные и нейтральные.

Отдельно можно выделить злорадство. При классификации с ним возникают затруднения. Злорадство, возникая, приносит человеку положительные реакции. Определяется как радость, вызванная неудачами других людей.

Но одновременно происходят разрушительные, негативные процессы в душе самого человека, испытывающего его. Получается, что злорадство все же относится к отрицательным эмоциям.

Функции

Человек, являясь самым эмоциональным представителем животного мира, в каждой конкретной ситуации испытывает определенные эмоции, что помогает ему жить полноценной жизнью и адекватно реагировать на происходящие события.

И их основные функции в психологии следующие: оценочная, мобилизационная, компенсирующая, коммуникативная и функция дезорганизации.

Оценочная функция

Каждому человеку известно, что очень важным является именно первое впечатление, которое он производит на нового знакомого. Сначала дается эмоциональная оценка объекта или ситуации.

Затем происходит сознательная переработка этой информации. То есть, если первое эмоциональное восприятие было положительным, то в дальнейшем формируется позитивное мнение, изменить которое не просто.

В случае с негативным восприятием также бывает трудно заменить его противоположным.

Эмоциональная оценка дается независимо от желания человека. Подсознательно происходит мгновенное оценивание всего, что происходит, формируется впечатление от знакомства и общения с другим субъектом.

Мобилизационная функция

Суть данной функции состоит в возможности стимулировать все силы организма для преодоления преград и решения возникших проблем. Функция работает на физиологическом уровне таким образом:

  1. Эмоция страха — выброс в кровь адреналина — способность к бегству.
  2. Эмоция страха — выброс в кровь чрезмерной дозы адреналина — наступает ступор.
  3. Эмоция радости, счастья — выброс в кровь определенного гормона — прилив сил.

При возникновении сильной стрессовой ситуации, организм мобилизует внутренние ресурсы, перестраивается и функционирует в режиме стресса. Это делает возможным сделать значительно больше, чем обычно.

Затем, после решения поставленных задач, на смену подъему энергии приходит сильная усталость. Это связано с повышенным расходованием сил организма в чрезвычайной ситуации.

Компенсирующая и коммуникативная функции

Эта функция используется организмом при нехватке информации для рационального принятия решения.

В этой ситуации организм ориентируется на эмоциональную оценку, которая при встрече с незнакомым объектом придает ему определенную окраску по аналогии с ранее встречающимися объектами.

Эта информации обобщенная, но дает возможность человеку выйти из тупика. Гипотеза проявления данного психического процесса как механизма принадлежит П. В. Симонову.

Выразительные проявления легко распознаются окружающими. Некоторые из них могут вызывать альтруистические настроения. Когда человеку понятно эмоциональное настроение другого, он может «заразиться» им.

Например, если один из компании людей начинает весело хохотать, его смех подхватывается и остальными членами этой компании.

На заметку! Особенно важна коммуникативная функция в развитии малышей, которые еще не владеют речью, а могут общаться и познавать окружающий мир только на эмоциональном уровне.

https://rocketme.top/ads/

Возникновение

На каждую жизненную ситуацию человек реагирует той или иной реакцией. Бывает так, что в схожих обстоятельствах эмоционально люди реагируют по-разному.

Чтобы понять, как возникают эмоции, следует уяснить, что происходит это не автоматически, а по причине определенных факторов и обстоятельств:

Это интересно! Принципы устройства бытия: что это такое онтология

Внешнее проявление

Поскольку классификаций очень много, для изучения их внешнего проявления потребуется продолжительное время. Но для повседневной жизни достаточно знать, как проявляются базовые семь наименований. Это поможет лучше понимать окружающих и позволит скорректировать собственные реакции.

Вот как внешне выглядит каждая из семи основных и как проявляются эмоции на лице:

УдивлениеСтрахОтвращениеГневПечальРадостьИнтерес
БровиПодняты, изогнуты дугообразноПриподняты и немного сведеныОпущеныОпущены и сведеныВнутренние уголки приподняты, участки под бровями напоминают треугольникиСпокойныПриподняты и слегка сведены
МорщиныГоризонтальная на лбуВ средней части лбаВертикальные между бровямиНосогубные складки, гусиные лапки
ГлазаГлядят пристально, могут быть немного выкачены наружу
Верхние векиОткрыты, над радужкой заметен белок глазПриподняты, обнажают склеруНапряжены
Нижние векиНапряжены, приподняты вверхНапряженыПриподняты
Нижняя челюстьОпущена
Верхняя губаРазмыкаютсяНапряжены, оттянуты назадПриподнята1. Плотно сжаты, уголки прямые или опущены.

2. Раздвинуты, образуя прямоугольник, напряжены, как при крикеДрожащиеУголки оттянуты в стороны и приподнятыПоджатыНижняя губаПриподнята и придвинута к верхней или опущена и немного выдвинута впередРотБез напряженияОткрытУголки опущеныЗакрытПриоткрытНоздриРаскрытыНосСморщенГлазаПрищуреныЩекиПриподнятыПриподнятыВзглядПеремещен по направлению к объекту

Распознать эмоции зачастую бывает достаточно трудно, поскольку человек редко испытывает одну из них, обычно их возникает сразу несколько.

Например, при появлении страха человек одновременно может испытывать стыд, тревогу, недовольство собой или отчаяние.

Также трудности распознания связаны с тем, что реакции человека не всегда бывают искренними, они часто рассчитаны на окружающую аудиторию.

Только человек способен испытывать огромное количество самых разнообразных психических процессов. Но в современном мире считается неприличным открыто демонстрировать собственные переживания.

Кроме того, открытый человек становится более уязвимым для окружающих. С другой стороны, насильно скрывая проявления эмоциональности, подавляя естественные реакции, можно разрушить психику.

Важно! Подавлять естественные эмоции вредно и категорически не рекомендуется. А вот бороться с чрезмерной эмоциональностью нужно

Самое меньшее, что грозит человеку при подавлении естественных реакций, – это депрессия, различные формы неврозов. Также при подавлении естественных реакций страдает эндокринная система организма.

Это приводит к гормональным сбоям и нарушениям в работе щитовидной железы и всех остальных желез организма.

Как следствие – возникновение физических и психических болезней. Поэтому подавлять естественные психические реакции вредно и категорически не рекомендуется.

Однако некоторые люди являются чрезмерно эмоциональными. У них вытеснение происходит медленнее, чем накопление. Как следствие, такой человек быстро раздражается и происходит взрыв эмоций, характеризующийся бурной эмоциональной реакцией.

Надо понимать, что это – эмоциональное реагирование, при котором происходит ослабление волевого контроля поведения. Такое состояние облегчает человеку переход к действию. Явление кратковременное, после которого появляется бессилие, полная апатия, сонливость.

Бороться с излишней эмоциональностью нужно. Рекомендуется использовать для этого физические упражнения, крик в подушку, медитации и дыхательные комплексы.

Полезное видео

https://rocketme.top/ads/

Подведем итоги

Психические процессы человека играют огромную роль в его развитии выживании. Жизнь без них совершенно невозможна. Благодаря эмоциональности люди способны понимать друг друга, оценивать состояние друг друга, осуществлять совместную деятельность.

Это самая интересная, разнообразная и загадочная область человеческой психики.

Источник: http://znaniya.guru/psihologiya/emotsii-v-psihologii.html

В чем заключаются функции психики?

психика в психологии это определение

Функции психики представляют собой уникальные качества, характерные для каждого определенного человека. Именно эти функции помогают индивиду адаптироваться в разных изменяющихся обстоятельствах в жизни.

Ни для кого не секрет, что каждый человек отличается своей индивидуальной психикой. А это все происходит от ее функции. На самом деле функция психики не является врожденным качеством, и на ее образование влияют многие факторы — по сути, все, что происходит в окружении человека. Именно поэтому важно понимать, что индивид становится личностью только в социуме. Так как в случае изолирования у человека развивается «синдром Маугли», и его психика и поведение уподобляются дикому животному.

Полезная реклама. Рекомендуем обратить внимание на страховку от коронавируса COVID-19 . Стоимость полиса от 1690 рублей, есть тарифы для всей семьи. Совместно с Zetta Страхование.

Функции психики присущи только человеку, так как в ходе эволюции только он смог подняться на более высокую планку в развитии и усовершенствовать себя.

психика в психологии это определение

Несколько слов о главном

Психология определяет психику как нечто, выполняющее определенные функции, к примеру, отражает воздействие окружающего мира, регулирует поведение индивида и деятельность разных людей, помогает осознать свое место в окружающем мире и тому подобное.

Психика у человека представляет собой широкий спектр и состоит из 4 глобальных компонентов:

  1. Отражение.
  2. Осознание себя.
  3. Урегулирование поведения.
  4. Коммуникация.

На самом деле функции психики представляют собой сложные механизмы, которые, имея ряд особенностей, должны рассматриваться по отдельности.

Отражение реальности или окружающего мира

Для начало нужно понять, что говоря «отражение», не имеется в виду простое, механическое, некое зеркальное отражение окружения. На самом деле это весьма непростой процесс, который все время меняется и зачастую приводит человека к немалым противоречиям.

Отличительной чертой этого свойства является то, что во время психического отражения объективной реальности все внешние воздействия воспринимаются человеком через призму уже сложившегося опыта и исходя из особенностей психики. Именно эта функция «виновата» в том, что одно и то же явление в окружающем мире отражается совершенно иначе у разных индивидов. Интереснее всего, что и у одного и того же индивида одно и то же явление может отражаться по-другому, исходя из условий и времени.

Надо помнить, что отражение представляет собой правдивое отображение действительности. Вся материальная реальность, которая возникает в образах у индивида, представляет собой некое подобие снимка, копию существующего явления или же события, либо предмета. А это, в свою очередь, означает, что, несмотря на факт, что эта функция является субъективной, все равно окружающий мир не перестает отображаться в объективной реальности. Именно это и делает данную функцию уникальной и особенной.

Урегулирование поведения и деятельности человека

Есть еще одна очень интересная функция психики, которая отличается своей уникальностью, благодаря чему психика или сознание индивидуума не просто отражает окружающую действительность, помогая человеку адаптироваться в нем, но и регулирует весь сложнейший процесс создания внутренних установок, благодаря которым человек может понять, как нужно вести себя в разных случаях.

Именно эта функция дает возможность человеку осознавать мотивы необходимости поступить определенным образом, поставить перед собой цели, решать трудные задачи, совершать то или иное действие. Если бы не эти свойства, человек бы не смог вырабатывать разные методы и манипуляции для того, чтобы достигнуть результатов.

Функция психики, помогающая найти свое место в мире

Следующая, не менее интересная функция психики — это осознание своего места в окружающем мире. Благодаря этой функции человек может правильно адаптироваться и ориентироваться в объективном мире, и именно эта функция гарантирует эффективность осмысления внешнего мира и позволяет иметь адекватное отношение к нему.

Помимо этого, данная функция позволяет индивиду воспринимать самого себя как отдельную личность, которая имеет определенные персональные, социально-психологические характерные черты, благодаря которым он принадлежит к конкретному обществу и в то же время отличается от остальных. Это дает человеку возможность осознать свою уникальность, не теряться в межличностных отношениях.

Коммуникативная функция психической деятельности

И последним важным компонентом является коммуникация.

Эта функция психики разделяется на:

Именно она способствует развитию как общества, так и каждого члена в нем. Общаясь, люди взаимодействуют и осуществляют хоть и сложную, но все же совместную деятельность, передают свой опыт, знания и, конечно же, благодаря общению формируются межличностные отношения.

Источник: http://psihter.ru/teoriya/funktsii-psihiki/

Что такое психика в психологии определение. Определение психики человека

Психика животных — субъективный мир животного, охватывающий весь комплекс субъективно переживаемых процессов и состояний: восприятие, память, мышление, намерения, сны и т. п.

Психика характеризуется такими качествами, как целостность, активность, развитие, саморегуляция, коммуникативность, адаптация и т. д. ; связана с соматическими (телесными) процессами. Появляется на определённой стадии биологической эволюции . Человеку присуща высшая форма психики — сознание . Изучением психики занимается психология .

Энциклопедичный YouTube

✪ Психология как наука (рассказывает Олег Глазунов)

✪ Наука о мозге и мифы психологии. Андрей Курпатов и Илья Мартынов

✪ Все, что нужно знать о психике человека. Факт-карта

Субтитры

Вопросы происхождения и развития психики

В истории науки высказывались различные точки зрения на место психики в природе. Так, согласно панпсихизму , одушевлённой является вся природа. Биопсихизм приписывал психику всем живым организмам, включая растения. Теория нейропсихизма признавала наличие психики только у существ, имеющих нервную систему. С точки зрения антропопсихизма психика есть только у человека, а животные являются своего рода автоматами .

В более современных гипотезах в качестве критерия наличия психики принимается та или иная способность живого организма (например, способность к поисковому поведению). Среди множества таких гипотез особое признание получила гипотеза А. Н. Леонтьева , предложившего считать объективным критерием наличия психики способность организма реагировать на биологически нейтральные воздействия. Такая способность называется чувствительностью; согласно Леонтьеву, она имеет объективный и субъективный аспекты. Объективно она проявляется в реагировании, в первую очередь двигательном, на данный агент. Субъективно — во внутреннем переживании, ощущении данного агента. Реагирование на биологически нейтральные воздействия обнаруживается практически у всех животных, поэтому есть основания считать, что у животных есть психика. Эта способность реагирования есть уже у простейших одноклеточных организмов, например, у инфузории .

У растений науке известны реакции только на биологически значимые воздействия. Например, корни растений при соприкосновении с раствором питательных веществ в почве начинают их всасывать. Способность реагировать на биологически значимые воздействия называется раздражимостью. В отличие от чувствительности, раздражимость не имеет субъективного аспекта .

В эволюции форм психики А. Н. Леонтьев выделил три стадии:

  1. стадию элементарной сенсорной психики;
  2. стадию перцептивной психики;
  3. стадию интеллекта.

На стадии элементарной сенсорной психики животные способны отражать лишь отдельные свойства внешних воздействий. На стадии перцептивной психики живые существа отражают внешний мир уже в форме не отдельных ощущений, а целостных образов вещей .

Психика (от греч. psychikos — душевный) — форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении, деятельности регулятивную функцию.

Структура психики человека

Психика человека представляет собой весьма сложную систему, состоящую из отдельных подсистем, ее элементы иерархически организованы и очень изменчивы. Основным свойством психики является ее системность, целостность и нерасчлененность.

Психика как система обладает определенной организацией. В ней выделяют психические процессы, психические свойства и психические состояния.

Психические процессы — это процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях. Они подразделяются на познавательные, регулятивные и коммуникативные процессы.

Познавательные психические процессы обеспечивают отражение мира и преобразование информации. Они включают в себя сенсорно-перцептивные процессы ( и ), процессы памяти и , процесс мышления.

Процессы психической регуляции обеспечивают направленность, интенсивность и временную организацию поведения. К ним относятся процессы мотивации, целеполагания, принятия решений, процессы контроля, эмоциональные и волевые процессы.

Процессом, связывающим познавательную и психорегулятивную сферу психики, является внимание, которое обеспечивает избирательность отражения, запоминания и переработки информации.

Коммуникативные процессы обеспечивают общение между людьми, выражение и понимание мыслей и чувств. Они представлены в речи и невербальном общении — передаче информации с помощью мимики, поз, жестов, взгляда, интонации, громкости и высоты голоса, дистанции общения и т.д.

Психические свойства — индивидуально-психологические особенности, определяющие постоянные способы взаимодействия человека с миром.

Как и любая система, психика человека обладает психическими свойствами, имеющими индивидуальную меру выраженности. Эти свойства относительно неизменны во времени, хотя и могут изменяться в ходе жизни под влиянием внешних воздействий, опыта деятельности и биологических факторов.

К психическим свойствам относят темперамент, характер, способности личности.

— внутренняя целостная характеристика индивидуальной психики, относительно неизменная во времени. Выделяют следующие основные характеристики психических состояний:

Все формы психических явлений взаимосвязаны между собой и переходят одна в другую. Например, такой сложный психический процесс, как мышление, в зависимости от объекта и условий может вызвать состояние усталости и пассивности или возбуждения и активности. Если человеку в процессе его деятельности (например, студенту) приходится систематически изучать новый материал и решать задачи, то различные психические состояния, связанные с процессом мышления, обобщаются и становятся устойчивым психическим свойством его личности, выражающемся в мыслительных способностях. Человек с развитым мышлением может мобилизовать внимание, активизировать память, преодолеть усталость.

Во всех формах психических явлений выступают в неразрывном единстве ум, чувства и воля человека вместе с его потребностями. Даже в таком относительно простом психическом процессе, как ощущение, могут иметь место осознание и оценка предмета, воздействующего на соответствующий орган, переживание, вызванное раздражением, и регуляция практических действий. С еще большей очевидностью выступает единство человеческой психики в более сложных формах се проявления.

Психические процессы, состояния и свойства образуют основной понятийный «каркас», на котором строится здание современной психологии.

Далеко не все процессы, происходящие в психике человека, осознаются им, кроме сознания у человека есть и бессознательное. В структуре психики человека с точки зрения осознаваемости психических явлений выделяют бессознательное, подсознание, предсознание, сознание и сверхсознание (рис. 1).

Первоначальный уровень психики является . Бессознательное представлено в форме индивидуального бессознательного и коллективного бессознательного. Индивидуальное бессознательное связано главным образом с инстинктами, к которым относятся инстинкты самосохранения, размножения, территориальный и т.д. Концепция коллективного бессознательного была разработана в 30-40-с гг. XX в. швейцарским психологом К.Г. Юнгом, который в работе «Структура души» и в ряде других утверждал, что в недрах человеческой души живет память об истории всего человеческого рода, что в человеке, кроме личных свойств, унаследованных от родителей, живут и свойства его далеких предков. Коллективное бессознательное, в отличие от индивидуального (личностного бессознательною), идентично у всех людей и образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека, наиболее глубинный уровень психики. Юнг образно сравнивает коллективное бессознательное с морем, которое является как бы предпосылкой каждой волны. Так и коллективное бессознательное является предпосылкой каждой индивидуальной психики. Между отдельным человеком и другими людьми все время протекают процессы «психического проникновения».

Рис. 1. Структура психики человека

Коллективное бессознательное выражается в архетипах — древнейших психических первообразах, непосредственно воплощенных в мифах.

К подсознанию относятся те представления, желания, устремления, которые ушли из сознания или же были восприняты психикой в форме сигналов, но не были допущены в сферу сознания.

Образы подсознания могут быть актуализированы. Например, человек может совершенно непроизвольно вспомнить какое-то свое ощущение, чувство, мысль, казалось бы, давно забытые.

Предсознание представляет собой промежуточное психическое состояние между бессознательным и сознанием, существующее в форме «потока сознания» — спонтанного течения мыслей, образов и ассоциаций. Уровень предсознания представлен также и эмоциями, характеризующимися большим разнообразием.

Как компонент психики включает в себя такие высшие психические функции, как представление, мышление, воля, память, воображение.

К сверхсознанию относятся психические образования, которые способен сформировать у себя человек в результате целенаправленных усилий. Эти сверхспособности психики могут проявляться, например, в сознательном регулировании соматических состояний (хождение по раскаленным углям, замедление ритма сердцебиения и т.д.).

Выделение уровней в структуре психики связано с ее сложностью. Бессознательное — более глубинный уровень психики по сравнению с подсознанием и т.д. В психике конкретного человека жестких границ между различными уровнями не существует. Психика функционирует как единое целое.

Сознание

Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, в результате чего достигается познание и преобразование окружающего мира, если психику рассматривают с материалистических позиций, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику трактуют с идеалистической позиции.

В истории психологии проблема сознания является труднейшей и наименее разработанной.

Независимо от того, каких мировоззренческих позиций придерживались исследователи сознания, с ним неизбежно связывали так называемую рефлексивную способность , т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологии, ибо без нее психические явления были бы закрыты для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь представление о том, что у него есть психика.

Психологическая характеристика сознания включает:

Сознание тесно связано с волевым контролем со стороны человека его собственных состояний психики и поведения. Сознание отличается от бессознательного тем, что человек произвольно, т.е. при помощи волевого усилия, сознательно сосредоточивает свое внимание на мысленном представлении, какой-либо идее, воспоминании, определенном течении мыслей, отвлекается от несущественного в данный момент.

Сознание связано с речью и без нее в высших своих формах не существует. Осознание чего-либо возможно только при его словес- но-понятийной означенности, наделенности определенным смыслом, связанным с человеческой культурой. Слова-понятия содержат в себе указания на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании класса предметов. В сознании отражаются не все и не случайные, а только основные, главные, сущностные характеристики предметов и явлений, т.е. то, что присуще именно им и отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений.

Важнейшая характеристика сознания — его способность к коммуникации, т.е. передаче другим людям того, что осознает данный человек с помощью языка и других знаковых систем.

Сознание структурировано и включает в себя несколько слоев. В работах ведущею отечественного психолога В.П. Зинченко выделялись два уровня сознания: бытийное и рефлексивное.

Первый исходный уровень — бытийное сознание (сознание для бытия), или экзистенциальное , — включает в себя:

На бытийном уровне сознания решаются очень сложные задачи, поскольку для эффективного поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной программы движений. Образ действия должен вписываться в образ мира, что и обеспечивает бытийный слой сознания (рис. 2).

Второй уровень сознания — рефлексивное (сознание для сознания) — включает в себя:

Значение — содержание общественного сознания, усваиваемое человеком.

Смысл — субъективное понимание человеком ситуации, информации и отношение к ним.

Смысл и значение взаимосвязаны: смысл указывает на значение того или иного предмета, явления для личности. Происходят процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов).

Рис. 2. Структура сознания

Рассмотрим эту схему с точки зрения целостности сознания.

Мир предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия бытийного уровня сознания.

Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью бытийного слоя сознания.

Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значениями рефлексивного уровня сознания.

Мир человеческих ценностей, переживаний, эмоций соотносится со смыслами рефлексивного уровня сознания.

Сознание проявляется и присутствует во всех этих мирах. Оно управляет самыми сложными формами поведения, требующими от человека постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в тех случаях, когда:

Подобного рода ситуации возникают перед людьми практически непрерывно, поэтому сознание как высший уровень психической регуляции поведения постоянно функционирует.

В последних работах В. П. Зинченко, наряду с другими психологами, признает ограниченность любой модели сознания, в которой не представлен его духовный слой: «В своих ранних работах по структуре сознания я развивал двухслойную модель. Теперь я убежден в ее недостаточности. Духовный слой сознания в человеческой жизни играет не меньшую роль, чем бытийный и рефлексивный слои». Наличие духовного слоя для психологов в настоящее время становится очевидным. Более того, духовный слой в структуре целого сознания должен играть ведущую роль, одушевлять и воодушевлять бытийный и рефлексивный слои. Однако в рамках материалистически ориентированной психологии отсутствуют понятия для выражения духовных компонентов сознания. В современной научной психологии, в отличие от христианской, еще слишком мало опыта обсуждения проблем сознания на основе трехслойной модели и требуется немалая концептуальная работа для того, чтобы без противоречий «вписать» духовный слой в структуру сознания.

Душевное и духовное в психике человека

Большой опыт познания духовного слоя сознания накоплен в христианской психологии, объясняющей психическую жизнь человека не только с точки зрения ее функционирования, но и направленности жизненного пути человека к высшим духовным ценностям. Внутренняя жизнь человека описывается при помощи понятий души и духа. Классической работой, раскрывающей соотношение душевной и духовной жизни человека, является работа В.Ф. Войно-Ясенецкого, архиепископа и нейрохирурга. Современные психологи указывают на необходимость освоения научной психологией основных идей, изложенных В.Ф. Войно-Ясенецким в эссе «Дух, душа и тело».

В этом труде Войно-Ясенецкий отмечает, что христианская психология принимает научное представление психической деятельности как колоссально сложной нервной деятельности, но не считает его исчерпывающим.

Состояния и акты сознания у человека определяются не только воздействием внешней и внутренней среды, но и воздействием высшей духовной реальности — Бога.

Согласно В.Ф. Войно-Ясенецкому, состояния и акты сознания, такие, как мышление, воля, чувства, страсти, любовь и другие, вызываются:

Акты сознания носят взаимосвязанный характер, мысль всегда сопровождается чувством, чувство и воля — мыслью, акты воли связаны с мыслью и чувством и т.д. Эти состояния сознания непрерывно меняются, ибо акты сознания находятся в постоянном движении. Объем сознания определяется разнообразием и глубиной актов и состояний сознания. Объем сознания также постоянно изменяется в сторону увеличения либо в случае патологии — в сторону уменьшения. В актах и состояниях сознания всегда участвует духовная сторона, определяя и направляя их. В свою очередь, дух растет и изменяется от деятельности сознания, от его отдельных актов и состояний.

Полнота психической жизни обозначается в христианской психологии понятием души.

Душа — это объединяемый самосознанием комплекс органических и чувственных восприятии, мыслей, памяти, эмоций и волевых актов.

В деятельности души участвует дух, имеющий своим источником дары Святого Духа, который проявляется в высших свойствах духовности — религиозности, нравственном чувстве, философском и научном мышлении, тонкой художественной и музыкальной восприимчивости.

Жизнь духа нераздельно и теснейшим образом связана с жизнью тела. Духовная сущность человека выражается во всей его внешности. В.Ф. Войно-Ясенецкий обращает внимание на то, что не только глаза — зеркало души, но и все формы тела человека и его движения соответствуют душе, духу. Дух грубый и жестокий, передающийся по наследству, уже в процессе эмбриогенеза направляет развитие соматических элементов и создаст отражающие его грубые формы. Дух чистый созидает соответствующие телесные формы. Формирующее влияние духа создает тончайшую разницу между похожими соматически лицами: хотя они и похожи, но одно лицо выглядит вульгарным, а другое — тонким и красивым.

Дух и душа человека нераздельно соединены при жизни в единую сущность: проявление духа связано со всей нейроисихической деятельностью.

В духе отпечатываются все наши мысли, чувства, волевые акты — все то, что происходит в нашем сознании как отражение внешнего и внутреннего мира. Духовные отпечатки представляют собой нечто иное по сравнению со следами и отпечатками в нервных клетках, которыми физиологи и психологи объясняют память.

В христианской психологии дух человека рассматривается как более важный и могучий субстрат памяти по сравнению с мозгом. Для проявления духа нет никаких норм времени, не нужны последовательность и причинная связь, воспроизведение в памяти событий пережитого, необходимые для функций мозга: «Дух сразу обнимает все и мгновенно воспроизводит все в целостности». Дух может работать без ведома сознания о его работе: очень сложные интеллектуальные операции проходят мимо сознания, на поверхность которого дается готовый результат. Целый мир неведомых идей содержится внутри нас.

Элементы душевной деятельности человека, его чувства и мыслительные процессы, неразрывно связанные с деятельностью мозга, органические и чувственные восприятия, составляющие элементы самоощущения и самовосприятия, являются смертными. Но бессмертны те элементы самосознания, которые связаны с жизнью духа. Дух человека свободен, дух дышит, где хочет, а его низшая чувственная душа подчиняется законам причинности.

ПСИХИКА — свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную

действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение.

ДУША — понятие, употребляемое для обозначения внутреннего мира человека, его сознания и самосознания. В настоящее время вместо понятия «душа» используется понятие «психика».

Психика имеет уникальное свойство — она может отражать окружающий мир. Благодаря этому возможно познание.

Психическое отражение не зеркально, не пассивно, оно сопряжено с поиском, выбором, является необходимой стороной деятельности человека.

ПСИХИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ характеризуется рядом ОСОБЕННОСТЕЙ:

Оно даёт возможность правильно отражать окружающую действительность.

Совершается в процессе активной деятельности.

Углубляется и совершенствуется.

Преломляется через индивидуальность.

Носит опережающий характер.

Психическое отражение обеспечивает целесообразность поведения и деятельности. В тоже время сам психический образ формируется в процессе предметной деятельности.

Таким образом, ОСНОВНЫМИ ФУНКЦИЯМИ ПСИХИКИ являются ОТРАЖЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ И РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

СОЗНАНИЕ — высший уровень психического отражения действительности, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

СТРУКТУРА ПСИХИКИ:

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ — динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Виды: познавательные процессы (ощущения, восприятие, мышление, память, воображение, внимание, речь), эмоционально-волевые (чувства и воля).

ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА — устойчивые образования, обеспечивающие определённый количественно-качественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Свойства группируются по процессам: интеллектуальные, эмоциональные, волевые. Это направленность личности, темперамент, способности, характер.

ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ — под этим понимаем определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется впонижении или повышении активности личности. Под влиянием обстановки, хода работы илидеятельности, физиологического состояния человека, времени, словесного воздействиявозникают: устойчивый интерес, творческий подъём, убеждённость, сомнение, апатия,угнетённость, рассеянность и т.д.

ПСИХИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАНИЯ — это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

СТРУКТУРА ПСИХИКИ ЗАВИСИТ ОТ:

материальных и духовных условий жизни и деятельности человека.

формируется в деятельности.

изменяется в процессе развития общества и человека.

зависит от обучения и воспитания.

6 Тема: Высшая нервная деятельность и психика.

Живой организм — это сложная система, состоящая из бесконечного ряда частей, связанных друг с другом и с окружающей средой. Его нельзя рассматривать изолированно.

ВНД одновременно является физиологической (мозг — орган нашего организма) и психической деятельностью, осуществляемая мозгом.

ДЕЙСТВИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ ВНД РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ НА ВСЮ БЕЗ ОСТАТКА, ПСИХИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НА ВСЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ.

Основной механизм деятельности нервной системы животных и человека — РЕФЛЕКС. Это ответное действие нервной системы на раздражение органов чувств.

В едином звене рефлекса принято различать: чувствующую, двигательную, центральную части.

Мозг должен получать информацию об этапе протекания и результате, иначе организм был бы оторван от среды, к которой ПРИСПОСАБЛИВАЕТСЯ (холод — дрожь) и ИЗМЕНЯЕТ (холод — костёр). Реакция на раздражение зависит от опыта и силы раздражителя.

Рефлексы (условные и безусловные) осуществляют связь организма с окружающей средой.

Обеспечивают универсальную ориентировку. Существуют следующие рефлексы:

УСЛОВНЫЕ рефлексы вырабатываются постоянно в течении жизни.

БЕЗУСЛОВНЫЕ рефлексы дают организму строго ограниченную программу действий в определённых условиях, даны при рождении (кашель, чихание, глотание, моргание и др.)

Для образования УСЛОВНЫХ рефлексов нужны два центра возбуждения:

Центр на раздражитель, вызывающий безусловный рефлекс.

Центр на нейтральный раздражитель.

Систему условных нервных связей, в основе которой лежит устойчивое распределение очагов возбуждения и торможения в коре головного мозга и которая обусловливает относительную устойчивость поведения в данных условиях, Павлов назвал динамическим стереотипом (динамичность — подвижность, изменчивость; стереотипность — одинаковость, устойчивость). Динамический стереотип — результат приспособления организма к повторяющимся, однообразным воздействиям внешней среды. Как только однообразие внешней среды меняется, естественно, должен измениться и старый стереотип, хотя это и происходит с известным трудом. Чем старее и прочнее стереотип, тем упорнее и длительнее он сохраняется, тем труднее его переделывать. Больше того, в некоторых случаях перестройка, ломка старого стереотипа приводят к острым конфликтам и нервным срывам.

Таким образом, сильный очаг притягивает слабый и усиливает его. Образуется временная связь — условный рефлекс. Относительно устойчивая система условно-рефлекторных связей, выработанных в процессе жизни, называется ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП.

ВНД основана на тончайшей координации функций коры больших полушарий. Это возможно за счёт взаимодействий процессов возбуждения и торможения. Это два основных процесса, которые протекают в коре головного мозга. Они противоположны по своим действиям.

ВОЗБУЖДЕНИЕ — активная деятельность коры.

ТОРМОЖЕНИЕ — прекращение деятельности коры, необходимо для восстановления работоспособности. Возбуждение и торможение подчинено ЗАКОНАМ :

1. ИРРАДИАЦИИ И КОНЦЕНТРАЦИИ. Иррадиация — способность нервного процесса распространяться из места своего возникновения на другие нервные элементы. Концентрация — способность нервных процессов ограничивать сферу своего распространения исходным очагом возникновения.

2. ЗАКОНУ ВЗАИМНОЙ ИНДУКЦИИ. Индукция — возникновение противоположного по знаку нервного процесса вслед за существующим процессом (последовательная индукция) или за его территориальными пределами (одновременная индукция). ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ИНДУКЦИЯ — если первичный процесс — торможение, вслед за которым, по закону индукции возникает возбуждение. ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ ИНДУКЦИЯ — если первичный процесс — возбуждение, вслед за которым, по законам индукции возникает торможение.

Психическая деятельность осуществляется посредством множества специальных физиологических механизмов, что обеспечивает активную ориентацию организма в среде.

Нервная система функционирует как единое целое, тем не менее, определённые функции приурочены к деятельности определённых её областей. НАПРИМЕР: простые двигательные реакции осуществляются спинным мозгом, ходьба, бег — стволом мозга и мозжечком. Сложную психическую деятельность обеспечивает КБП.

В психической жизни человека особая роль принадлежит ЛОБНЫМ ДОЛЯМ. Поражение лобных долей ведёт к снижению умственных способностей и ряду нарушений в личностной сфере человека. Анализ и синтез зрительных раздражений происходит в затылочной области коры; слуховых – в височной; осязательных — в теменной и т.д.

Анатомо-физиологический механизм рефлекторной деятельности обеспечивает:

приём внешних воздействий;

преобразование их в нервный импульс (кодирование) и передача в мозг;

декодирование и переработка информации, выдача команд в виде импульсов к мышцам, железам;

приём и передача в мозг информации о результатах совершенного акта (обратная связь);

коррекция повторных действий с учётом данных обратной связи.

КБП испытывает воздействие разнообразных сигналов, идущих извне, так и из самого организма. И.П. Павлов различал два принципиально отличных друг от друга типа сигналов, или сигнальных систем: ПЕРВАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА — это разнообразные зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные и осязательные раздражители, они имеются и у животных, и у человека.

ВТОРАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА – это реагирование на слова и словосочетания, причем слово выступает в трёх видах: как слово слышимое, видимое (написанное) и произносимое про себя. Самое важное, что человек реагирует на смысловое содержание, а животные — на звуковую оболочку. У человека обе сигнальные системы неразрывно взаимосвязаны и постоянно взаимодействуют. Вторая сигнальная система – продукт общественной жизни человека и присуща только ему, у животных нет второй сигнальной системы. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МОЗГА включает три основных блока (А. Р. Лурия):

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ БЛОК поддерживает тонус, необходимы для нормальной работывысших отделов коры (расположен в верхних отделах мозгового ствола).

БЛОК ПРИЁМА, ПЕРЕРАБОТКИ И ХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ (включает задние отделыобоих полушарий, теменные, затылочные и височные отделы коры).

БЛОК, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ ПРОГРАММИРОВАНИЕ, РЕГУЛЯЦИЮ И КОНТРОЛЬДЕЯТЕЛЬНОСТИ (лобные отделы коры).

При повреждении функций первого блока внимание становится неустойчивым, появляется безразличие, сонливость; второго блока — потеря чувствительности глубокой (проприоцептивной) и кожной, теряется чёткость движений; третьего блока — приводит к дефектам поведения, изменениям в сфере движений. Нарушение левой височной доли нарушает слуховую память. Человек может хорошо ориентироваться в условиях задачи, устанавливать логические отношения, но не может использовать прошлый опыт. Поражение теменной и затылочной долей — интеллектуальная деятельность остаётся осмысленной, но затрудняется установление временных отношений.

Поражение лобных долей — возможно, выполнение отдельных логических операций, но невозможно спланировать ход решения задачи, выпадает ориентировочная основа действий.

Значительная часть коры больших полушарий занимают клетки, связанные с деятельностью кисти рук, особенно большого пальца, а так же клетки, связанные с функциями мышц органов речи — губ и языка. Следовательно, в КБП наиболее широко представлены те органы движений, которым принадлежит основная функция в труде и общении.

Одной из функций коры, обеспечивающей психическое отражение мира, является разложение сложных явлений на отдельные элементы. Эту работу выполняет механизм анализаторов.

7 Тема: Идеалисты и материалисты о психике.

психика первична по отношению к материи;

Высший Разум создал вселенную и человека;

Бог наделил людей бессмертной душой;

Тело — хранилище души. Душа оказывает решающее влияние на тело. Вселяется с рождением ипокидает его после смерти.

психика является продуктом длительного развития материи;

отрицают наличие души;

отрицают Высший Разум (Бога); — бытие определяет сознание.

8 Тема: Развитие психики в животном мире.

Психика нужна для уравновешивания организма с окружающей средой.

Существует как бы две истории психики: филогенез и онтогенез.

ФИЛОГЕНЕЗ — историческое развитие психики, которое охватывает миллионы лет эволюции.

ОНТОГЕНЕЗ — история развития психики того или иного живого существа от рождения до конца

ЭТАПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ (гипотеза А.Н. Леонтьева):

ЭЛЕМЕНТАРНАЯ СЕНСОРНАЯ ПСИХИКА — характерна для живых существ, обладающих такой психикой, где окружающий мир представлен в виде таких отдельных свойств и элементов, от которых зависит удовлетворение основных жизненных потребностей. Такому уровню отражения соответствует сетевидная нервная система (кишечнополостные) и ганглиозная (узловая) нервная система (насекомые).

ПЕРЦЕПТИВНАЯ (ВОСПРИНИМАЮЩАЯ) ПСИХИКА — животные, которые находятся на этой стадии развития, отражают окружающий мир в форме образов целостных вещей (т.е. у них есть глаза, уши, нос, язык, кожные ощущения…) и их соотношений друг к другу! Этому соответствует развитие центральной нервной системы (птицы, животные).

Основные типы целесообразного поведения животных — инстинкт, навык и простейший интеллект.

ИНСТИНКТ — целесообразное в определённых условиях, но стереотипное, шаблонное поведение, данное при рождении. Инстинкт основан на безусловных рефлексах, вырабатывается в результате накопления и закрепления в ряде поколений, приобретается под влиянием окружающей среды.

НАВЫК — действие, сформированное путём повторения, характеризуется отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Навык формируется на базе условных рефлексов. Окружающая среда задаёт неожиданные задачи, и для их решения в процессе эволюции возник более совершенный способ приспособления. К врождённым «встроенным в психику» программ, добавляются выученные, основанные на собственном опыте, индивидуальные формы поведения.

Но выработка навыков очень длительный процесс проб и ошибок. При любом изменении надо обучаться заново. Не успеешь — смерть.

ПРОСТЕЙШИЙ ИНТЕЛЛЕКТ (рассудочное поведение животных) — простейшая форма мыслительной деятельности, основанная на установлении связей между предметами. Мышление животных заключается не в «думании» и размышлении, а в действиях, то есть мышление можно увидеть в поступках животных.

Отсутствие второсигнальных временных связей, при помощи которых оформляются мысли, лишает животных возможности предварительно думать и планировать свои действия.

У животных есть любознательность. Они могут использовать орудия труда, но не могут создавать их.Животные объединяются в общества, где есть иерархия. Необходимость в стадных объединениях, вызванная инстинктом самосохранения, привела к развитию самостоятельной потребности к жизни среди себе подобных, в общение с членами стада. Потребность в общении может быть избирательна.

3. СТАДИЯ ИНТЕЛЛЕКТА — характерна животным, которые выделяют в практическойдеятельности особую, ориентировочно-исследовательскую фазу. Способность решать одну и ту жезадачу разными методами. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия.Создание и использование в деятельности примитивных орудий. Сюда относятся: обезьяны,дельфины, слоны, собаки.

4. СТАДИЯ СОЗНАНИЯ — характерна человеку как носителю высшей степени развития психики.

9 Тема: ХАРАКТЕРИСТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ.

Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя на него планы и программы. Все это вместе взятое связано со сферой человеческого сознания.

В истории психологической науки сознание явилось труднейшей проблемой, которую до сих пор не удалось решить ни с материалистической, ни с идеалистической позиции.

Независимо от того, каких философских позиций придерживались исследователи сознания, с ним неизбежно связывали так называемую рефлексивную способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологических наук, ибо без нее данный класс феноменов был бы закрыт для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь даже представления о том, что у него есть психика.

Рефлексия (по Р.С.Немову) — способность сознания человека сосредоточиться на самом себе, т.е. посмотреть на себя со стороны.

Для ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ характерно:

1.ОЩУЩЕНИЕ СЕБЯ ПОЗНАЮЩИМ СУБЪЕКТОМ, способным мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность, т.е. все это — чувственная ткань — переживание «чувства реальности».

2.МЫСЛЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, умение человека абстрагировать, т.е. отвлечение от второстепенного, и сосредоточение сознания на самом существенном (например: грезы, мечты, фантазии, воображение).

3.РЕЧЕВАЯ (словесная) ФОРМА СОЗНАНИЯ включает:

— смысл слова -это специфическое значение, которое слово приобретает в речи употребляющего его человека. Например: слово «лето» у всех ассоциируется с теплом, солнцем, жарой, может быть морем и т.д. Но надо отметить, что смысл может быть личностным. Например: учитель задает ребенку вопрос, пытаясь понять, что он знает или даже «вытянуть» его на лучшую отметку, а ученик считает, что к нему придираются. И такой смысловой барьер может возникнуть в любой ситуации.

— значения слов — называют то содержание, которое вкладывается в них носителем языка. Или, это общие слова, схемы, карты, чертежи и т.п., которые понятны всем людям, говорящим на одном языке, принадлежащим к одной культуре или близким культурам. Например: дорожные знаки понятны всем жителям Западной Европы, если они путешествуют из одной страны в другую. А также универсальным языком значений является язык искусства-музыки, танца, живописи, театра, архитектуры — здесь сознание представлено в образной форме, а не только в словесной.

— способность человека к коммуникации , т.е. передаче другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем. Здесь информация об окружающем мире носит объективный характер, т.е. то, что человек знает, видит, понимает, представляет и т.п.

4.ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ НАЛИЧИЕ ВОЛИ И ВНИМАНИЯ. Воля регулирует и контролирует процесс сознания, а внимание обеспечивает осознанность или осознаваемость предметов или явлений окружающего мира.

СОЗНАНИЕ и БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Основной предпосылкой и условием возникновения сознания человека явилось развитие человеческого мозга.

Становление человеческого сознания было длительным процессом органически связанным с общественной (речевой) трудовой деятельностью.

Сознание является высшим уровнем психического отражения. Однако, область психического шире области осознанного. Это те явления, процессы, приемы, свойства и состояния, которые возникают, но человеком не осознаны.

Бессознательной может быть мотивация действий и поступков. Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные зрительные, слуховые ощущения («мне показалось что-то», «послышалось»), а также восприятие. Например: восприятие сигналов, уровень которых находится за пределами наших органов чувств. (25 кадр).

Также образы восприятия могут проявляться в феноменах, связанных с узнаванием ранее виденного, в чувстве знакомости.

Бессознательно запомнившееся часто определяет содержание мысли человека.

В настоящее время вопрос об отношениях между сознанием и бессознательным остается сложным и не решается однозначно.

Понятие «бессознательного» трактуется по разному представителями разных направлений психологической и философской мысли.

Открывший бессознательное австрийский психиатр и психолог З.Фрейд считал, что бессознательными могут быть переживания, побуждения которые противоречат представлению человека о себе, принятым социальным нормам и ценностям. Осознание таких побуждений может нанести травму психике человека. Поэтому психика строит защиту, создает барьер, включает психологические защитные механизмы.

Сознание и бессознательное по З.Фрейду находятся в постоянном конфликте. Бессознательное проявляется в сновидениях, оговорках, шутках, описках и т.д.

Сознание следует отличать от осознаваемости предметов, явлений. Во-первых, в каждый момент осознается преимущественно то, на что направлено основное внимание. Во- вторых, помимо осознаваемого, сознание содержит то, что не осознается, но может быть осознанно в любой момент при постановке специальной задачи. Например: если человек грамотен, он пишет автоматически, не задумываясь. Однако при затруднении может вспомнить правила, сделать их осознанными.

Явления нашей психики, которые актуально не осознаются, но могут быть осознаны в любой момент, называются ПОДСОЗНАТЕЛЬНЫМИ (предсознательными)

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ–такое содержание психики, которое ни при каких условиях не может быть осознано (переживания, отношения, чувства, эмоции и т.д.).

свойство мозга как высокоорганизованной материи, проявляющееся в отражении объективного мира в мозгу человека. П. существует как деятельность мозга, продуктом которой является психическое отражение. Оно объективно по своему содержанию, однако имеет и субъективные особенности в силу того, что внешние воздействия преломляются через всю совокупность внутренних свойств субъекта. П. обладают и животные, однако только человек обладает высшей ее формой — сознанием. Специфика человеческой П. связана с социальной природой человека, его трудом и речью и проявляется в активности как познавательной, так и практической, преобразующей внешний мир деятельности человека. П. является объектом изучения специальной науки — психологии, реализуется в психических процессах, свойствах и состояниях человека и проявляется в различных формах психического отражения. Психические процессы являются важнейшей формой отражательной деятельности мозга. Различают три вида таких процессов: 1) познавательные, которые дают нам возможность познавать мир и самих себя (ощущение, восприятие, представление, память, мышление и др.), эти процессы отличаются друг от друга различной степенью полноты и глубины отражения действительности; 2) эмоциональные, в которых мы выражаем свое отношение к окружающей действительности и самим себе в виде различных переживаний удовольствия или неудовольствия; 3) волевые, посредством которых мы регулируем свои действия, поступки, отношение к миру (желания, стремления, намерения, решения и т. п.). Психические свойства включают потребности, интересы, склонности и убеждения, способности, темперамент и характер. Эти свойства — наиболее устойчивые черты личности, характеризующие каждого отдельного человека. Психические состояния- это временные сочетания психических процессов и свойств, особенностей организма, своеобразно переживаемые человеком в данный отрезок времени и оказывающие влияние на его деятельность, поведение.

ПСИХИКА

существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие их ориентацию и деятельность. Неотъемлемое свойство живого. Взаимодействие живых существ с внешним миром реализуется посредством качественно отличных от физиологических, но неотделимых от них процессов, актов, состояний психических.

Психика — системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на ее основе поведения и деятельности. Психика обеспечивает эффективное приспособление к среде.

Отражение психическое мира всегда совершается в активной деятельности. В психике представлены и упорядочены события прошлого, настоящего и возможного будущего. У человека события прошлого выступают в данных опыта, представлениях памяти; настоящего — в совокупности образов, переживаний, умственных актов; возможного будущего — в побуждениях, намерениях, целях, а также в фантазиях, грезах, сновидениях и пр. Психика человека и осознанна и неосознанна; но и неосознанная — качественно отличается от психики животных. Основное отличие человеческой психики от животной — именно в сознательной целенаправленности психических проявлений. Сознание — ее сущностная характеристика.

Благодаря активному и опережающему отражению органами чувств и мозгом головным внешних объектов в форме психики делается возможным выполнение действий, адекватных свойствам этих объектов, а тем самым — выживание организма, его активность поисковая и надситуативная. Итак, определяющие признаки:

1) отражение, дающее образ среды, где действуют живые существа;

2) их ориентация в этой среде;

3) удовлетворение потребности в контактах с нею. А эти контакты по принципу связи обратной контролируют правильность отражения.

У человека контрольной инстанцией служит социальная практика. Благодаря связи обратной результат действия сопоставляется с образом, появление коего опережает этот результат, предваряя его как своеобразная модель действительности. Так психика выступает единой цикличной системой, имеющей историю и рефлекторной по типу. Здесь рефлекторность означает первичность объективных условий жизни организма и вторичность их воспроизведения в психике, закономерный переход воспринимающих компонент системы в исполнительные, целесообразность двигательных эффектов и их «обратное» влияние на образ. Активность психики проявляется:

1) при отображении реальности, ибо оно предполагает преобразование физико-химических раздражителей, действующих на нервные аппараты, в образы предметов;

2) в сфере побуждений, придающих поведению энергию и стремительность;

3) при исполнении программы поведения, включающей поиск и выбор вариантов.

Углубление в филогенетическую историю психики подводит к вопросу об ее объективном критерии. То есть такой, который позволяет определить, есть ли у данного организма психика. Современные теории не опускаются в поисках психики ниже животного мира. Но предлагаемые ими критерии приводят к разной локализации «порога» психического. Вот некоторые из них: способность к поведению поисковому, способность к «гибкому» приспособлению к среде, способность к «проигрыванию» действия во внутреннем плане и пр. Само разнообразие теорий говорит о том, что они скорее являются дискуссионными гипотезами, чем разработанными теориями.

Среди этих гипотез одна из самых признанных (в отечественной психологии) принадлежит А.Н. Леонтьеву. В качестве объективного критерия психики она предлагает способность организмов реагировать на воздействия абиотические (нейтральные биологически). Реагировать на них оказывается полезным потому, что они находятся в устойчивой связи с биологически значимыми объектами и, значит, являются их потенциальными сигналами. Отражение абиотических свойств оказывается неразрывно связанным с качественно иной формой активности существ — поведением. До того жизнедеятельность сводилась к усвоению пищи, выделению, росту, размножению и пр. Теперь появляется активность, «вставленная» между актуальной ситуацией и витальным актом — обменом веществ. Смысл этой активности — обеспечить биологический результат там, где условия не позволяют ему реализоваться непосредственно. С предлагаемым критерием связаны два фундаментальных понятия: раздражимость и чувствительность. При этом чувствительность предполагает субъективный аспект отражения; предположение, что он впервые появляется вместе с реакцией на раздражители абиотические, — очень важная гипотеза, потребовавшая экспериментальной проверки. Согласно психоанализу З. Фрейда, психика состоит из трех инстанций — сознательного, предсознательного и бессознательного — и системы их взаимодействия. Деление психики на сознательное и бессознательное — основная предпосылка психоанализа, и только оно позволяет понять и исследовать часто наблюдаемые и очень важные патологические процессы в душевной жизни. Итак, психика шире, чем сознание. Психическая жизнь человека определяется его влечениями, главное из коих — влечение сексуальное.

Согласно Р. Ассаджоли, существуют такие составляющие психики:

1) самость высшая — своего рода «внутренний бог»;

2) самость сознательная — Я — точка ясного осознания;

3) поле сознания — анализируемые чувства, мысли, побуждения;

4) бессознательное высшее, или сверхсознание — высшие чувства и способности, интуиция, вдохновение;

5) бессознательное среднее-подобие Фрейдовского предсознательного — мысли и чувства, кои могут легко осознаться;

6) бессознательное низшее — инстинктивные побуждения, страсти, примитивные желания и пр.

Важную роль играет также понятия субличностей — как бы относительно независимых, более или менее развитых «малых» личностей внутри человека; они могут соответствовать ролям, кои человек играет в жизни.

ПСИХИКА

греч. psychikos — относящийся к душе, душевным свойствам). Свойство высокоорганизованной материи, мозга, являющееся особой формой активного отражения субъектом объективной реальности. П. возникает в результате взаимодействия высокоорганизованных живых существ с окружающей действительностью. Психическое отражение порождается деятельностью субъекта, оно опосредует ее и выполняет функцию ориентации, управления ею. Благодаря П. деятельность человека и его поведение постоянно подвергаются саморегулировке. П. определяет деятельность человека, в процессе которой происходит проверка адекватности отражения действительности. П. человека характеризуется возникновением сознания как ведущего уровня регуляции деятельности и формирования личности, являющейся источником высших проявлений активности П. В ней различают осознанные и неосознаваемые формы деятельности (сознательное и бессознательное).

Син.: психическая деятельность.

Психика

Словообразование. Происходит от греч. psychikos — душевный.

Специфика. Активность отражения проявляется прежде всего в поиске и опробовании будущих действий в плане идеальных образов.

ПСИХИКА

1. Древние греки представляли себе психику как душу или саму суть жизни. 2. Более традиционное значение ограничено внутренним миром человека. Хотя оба эти значения отражают своего рода дуализм, значение 2 менее проблематично и является общепринятым. 3. См. самость, психический (1 ИЛИ 3).

ПСИХИКА

Этот термин и то, что он обозначает, является избитым результатом объединения философии и психологии. На некотором глубинном уровне мы его нежно любим и лелеем и видим в нем большой потенциал, но из-за нашей собственной несостоятельности мы непрерывно злоупотребляем им грубо прибегая к излишним домыслам. В употреблении этого термина обнаруживаются две противоречивые тенденции: тенденция рассматривать психику как метафизическое объяснительное явление, отдельное от механистических систем, и тенденция рассматривать его как удобную биологическую метафору, представляющую проявления се еще не понятых нейрофизиологических процессов мозга. Следующие модели употребления этого термина являются наиболее важными и распространенными, и в них можно увидеть основной конфликт. 1. Психика как множество гипотетических мысленных процессов и действий, которые могут служить объяснительными приемами для психологических данных. За последние годы эта модель употребления термина стала доминирующей. Здесь мысленные компоненты являются гипотетическими, потому что они имеют в соответствующих теоретических рамках объяснение. Представляет интерес нежелание, даже отказ тех, кто занимает эту позицию, размышлять о нейропсихологических структурах, с которыми это могло бы соотноситься. Внимание обычно сосредоточивается на эффективности гипотетической модели сознания в объяснении, а не просто описании, наблюдения эмпирических исследований. Наиболее часто это значение используется теми, кто работает в области искусственного интеллекта, современными когнитивными психологами и некоторыми философскими школами, например функционализмом (3). 2. Психика как множество сознательных и бессознательных умственных опытов организма индивида (обычно, хотя не всегда, человеческого организма). Фактически это использование представляет собой попытку избежать вышеупомянутой метафизической проблемы, но это создает проблемы второго порядка того же типа из-за путаницы с тем, как характеризовать сознание. Часто даже сторонники бихевиористского подхода таким образом «открывают для себя черных ход» в рассуждения о психике, но они неизменно заменяют сознание поведением и действиями. 3. Психика как совокупность процессов. Возможно, это следующая наиболее распространенная точка зрения. В качестве аргумента здесь выдвигается то, что некоторые процессы, обычно рассматриваемые под рубриками восприятия и познания, вместе и составляют психику. Здесь нет никаких реальных попыток дать определение, процессы только перечисляются и предпринимаются попытки их понять. Очистите значение 1 от теории и получите значение 3. 4. Психика как эквивалент мозга. Эта позиция, которая восходит к Вильяму Джемсу, в конечном счете, должна быть истинной. Основная помеха здесь заключается, конечно, в том, что мы очень немного знаем о функциях мозга. В результате, это в большей степени вопрос веры, чем истинная философская позиция. 5. Психика как внезапно появляющееся свойство. Аргументы здесь такие же, как и в эмерджентизме: когда биологическая система достигает точки достаточной сложности и организованной структуры, возникает психика (или сознание). 6. Психика как список синонимов. Например, psyche, душа, самость и т.д. Таким употреблением ничего не достигается, и здесь смешиваются различные проблемы, связанные с определениями терминов. 7. Психика как интеллект. В действительности это только разговорная модель употребления данного термина. 8. Психика как характеристика или черта. Также используется непрофессионально, как во фразах подобно: «психика художника» или «северно-европейская психика». См. материи и духа, проблема.

ПСИХИКА

от греч. psyche – душа) – высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем. На уровне человека П. приобретает качественно новый характер, в силу того что его биологическая природа преобразуется социо-культуpными факторами, благодаря которым возникает внутренний план жизнедеятельности – сознание, а индивид становится личностью. Знание о П. менялось на протяжении столетий, отражая достижения в исследованиях функций организма и в понимании зависимости человека от социальной среды. Это знание, осмысливаясь в различных идейных контекстах, служило предметом дискуссий, поскольку затрагивало коренные философские вопросы о месте человека в мироздании, о материальных и духовных основах его бытия. В течение веков П. обозначалась термином «душа», трактовка которой, в свою очередь, отразила расхождения в объяснении движущих сил, внутреннего плана и смысла человеческого поведения. Наряду с восходящим к Аристотелю пониманием души как формы существования живого тела сложилось направление, представляющее ее в образе бесплотной сущности, история и судьба которой, согласно различным религиозным вероучениям, зависят от внеземных начал. Сущностными чертами П. являются: а) П. – субъективный, всегда упрощенный и неполный образ объективного мира; б) П. – функция мозга; в) П. – высшая форма отражения; г) П. – продукт длительной эволюции форм отражения. П. – центральное звено, играющее ключевую роль в возникновении и развитии конфликтов всех типов и видов.

Психика

от греч. psychikos — душевный), высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем, опосредствованная активным отражением признаков объективной реальности. Активность отражения проявляется прежде всего в поиске и опробовании будущих действий в плане идеальных образов. На уровне человека П. приобретает качественно новый характер, в силу того, что его биологическая природа преобразуется социокультурными факторами, благодаря которым возникает внутренний план жизнедеятельности — сознание, а индивид становится личностью. Знание о П. менялось на протяжении столетий, отражая достижения в исследованиях функции организма (как его телесного субстрата) и в понимании зависимости человека от социальной среды его активности. Это знание, осмысливаясь в различных идейных контекстах, служило предметом острых дискуссий, поскольку затрагивало коренные философские вопросы о месте человека в мироздании, о материальных и духовных основах его бытия. В течение многих веков П. обозначалось термином «душа», трактовка которой, в свою очередь, отразила расхождения в объяснении движущих сил, внутреннего плана и смысла человеческого поведения. Наряду с восходящим к Аристотелю пониманием души как формы существования живого тела, сложилось направление, представляющее ее в образе бесплотной сущности, история и судьба которой, согласно различным религиозным вероучениям, зависят от внеземных начал. Изучается психологией.

Психика

Способность активного отражения субъектом реальности, осуществляющая в его поведении регуляторную функцию. Основные компоненты П. – ощущение, восприятие, память, чувства и мышление.

Психика

греч. Psyche, нем. Seele – душа) — 1. термин, обозначающий «достаточно избитый результат объединения усилий философии и психологии» в стремлении более или менее внятным образом представить внутренний мир человека. Например, «психика есть свойство высокоорганизованной материи отражать объективную реальность в процессе взаимодействия с ней», что-то «регулировать», «проверять», «действовать», при этом «важнейшей характеристикой психики является ее активность». При этом не человек обладает психикой, нет, он сам находится в полной от нее зависимости. Вообще в употреблении этого термина обнаруживаются две противоречивые тенденции. Одна из них состоит в том, чтобы рассматривать психику как некое метафизическое явление, отдельное от механистических систем, то есть как некий объяснительный принцип; другая – как удобную биологическую метафору, представляющую проявления все еще не малопонятных нейрофизиологических процессов мозга. Помимо упомянутой существуют другие модели употребления термина, в которых еще более отчетливо можно увидеть этот основной конфликт. 2. Психика суть множество гипотетических мысленных процессов и действий, которые могут служить «объяснительными приемами для психологических данных». Эта модель использования термина становится, как считают, доминирующей. «Мысленные процессы и действия» в данном подходе являются сугубо гипотетическими, потому что они имеют то или иное объяснение лишь в рамках соответствующих теоретических систем. Ее сторонников объединяет нежелание, даже отказ исследовать и концептуализировать нейропсихологические структуры, с которыми могли бы соотноситься некие реальные ментальные феномены. Внимание сосредоточивается при этом преимущественно на объяснительной эффективности той или иной модели сознания, а не на описании или эмпирических исследованиях того, что обозначается термином «психика». Наиболее часто это значение термина используется теми, кто работает в области искусственного интеллекта, современными когнитивными психологами и некоторыми философскими школами, в частности, функционализмом (утверждающим положение о функциональной эквивалентности психологических и нейрофизиологических процессов). 3. Психику представляет множество сознательных и бессознательных умственных опытов организма индивида (чаще имеется в виду человеческий организм). Это определение является попыткой избежать упомянутую метафизическую путаницу, но оно создает проблемы «второго порядка» из-за неясности того, что понимается под сознанием, бессознательным и как их следует представлять. Данную позицию наиболее последовательно защищает психоанализ. Например: «Общая теория психоанализа, если определять ее более обобщенно, есть психология психических процессов и их организации. В такой психологии психика перестает быть статической структурой или чем-то вещественным и становится динамической сущностью, тем, что объединяет действия и последовательность адаптивных реакций (Brierlie, 1951). 4. Психика есть совокупность процессов, таких, как восприятие и познание. Считается, что это вторая по распространенности точка зрения на психику. В сущности, в таком подходе нет собственно определения психики, а есть лишь лаконичный или более пространный перечень того, что рассматривается как психологическая реальность. Этот подход в сущности мало чем отличается от предыдущего. 5. Психика рассматривается как эквивалент мозга – позиция, которая восходит к У. Джемсу. Ее можно переформулировать так: изучайте мозг и вы узнаете абсолютно все о том, что есть психика или даже сущность человеческого. Это похоже на то, чтобы изучать материальные объекты Вселенной в надежде познать, наконец, в них самого Бога. Между тем все науки о космосе, как бы далеко они не продвинулись в изучении последнего, до сих пор нигде не обнаружили и следов присутствия Бога как в персонифицированном его представлении, так и в качестве источника информации, посредством которой организована Вселенная. Можно разобрать компьютер на отдельные атомы и ничего не понять в том, как он работает. Точно также изучение мозга человека ни на один шаг не продвинет понимания его души. Тем не менее сохраняется вера в то, что позиция У.Джемса «в конечном счете должна быть истинной». «Конечного счета», очевидно, не может быть в том, что является самой бесконечностью. 6. Психика есть спонтанное свойство сложно организованной структуры – позиция, связанная с философской концепцией эмерджентизма (лат. emergens – выбивающийся, неожиданно
возникающий). Указывается, что в любой биологической системе, достигающей достаточной степени сложности в организации ее структуры, неизбежно возникает психика (или сознания). Такой системой логично считать не только отдельного индивида, но также общество, биосферу в целом, и тогда придется говорить о социальной, планетарной или вселенской психике (сознании), упершись в конце концов в идею Бога, поверить в существование верховного разума. Данная позиция фактически является достаточно изящной реакцией избегания на ситуацию, в которой требуется решение проблемы определения психики по существу. 7. Психика есть список или набор синонимов. Например, душа, самость, сознание, psyche, mens, Seele, self и т.д. Таким формальным определением ровно ничего не достигается, кроме смешения в одну группу различных проблем, связанным с дефинициями терминов. 8. Психика суть интеллект. Это не определение термина в прямом его значении, а скорее разговорная модель употребления термина «психика». 9. Психика – это характеристика или черта. Это определение, как и предыдущее, является непрофессиональным употреблением термина в таких выражениях, как психика художника», «северно-европейская психика» и др.; 10. Психика есть особая субстанция, обладающая некоторыми материальными свойствами. Это средневековое представление психики, которую, как считалось, мозг выделяет подобно тому, как печень продуцирует желчь. И ныне иногда утверждают что психические явления, как нечто осязаемое, можно запечатлеть на ЭЭГ, зафиксировать на фотопленке, взвесить (душа, как указывают, имеет массу 5-7 г). Аналогичную позицию занимают некоторые психоаналитики; например: «Только энергия является жизнью, и она – из тела, а разум есть граница и внешняя периферия энергии» (Блейк). Сходные сложности возникают и при попытках определить столь же сложные категории, такие, как «материя», «энергия», «информация», «время», пространство», но все это примеры того, как отсутствие четких дефиниций понятий мешает, но не является непреодолимым препятствием к научному исследованию стоящих за ними конкретных аспектов действительности. Синонимы: Психическая деятельность, Сознание.

Источник: http://medidi.ru/diseases-of-the-eye/chto-takoe-psihika-v-psihologii-opredelenie-opredelenie.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *