Методы психоанализа — методы психоанализа

05.04.2020

Свободные ассоциации — своего рода фантазии пациента наяву, это полет мысли, своего рода творческий процесс; сон — это тоже фантазии, мечты, грезы; рисунки — это результат творческой, фантазийной деятельности человека. И свободные ассоциации, и сны, и рисунки, и какой-либо другой продукт творческой деятельности человека являются непосредственным объектом для интерпретации.

Психоанализ. Методы работы в психоанализе

ПСИХОАНАЛИЗ — направлении психологии, основанное в конце XIX века австрийским психиатром и психологом Зигмундом Фрейдом.

Психоанализ в классическом виде представляет собой работу, подразумевающую частоту встреч 4-5 иногда 6 раз в неделю. Пациент при этом принимает положение лёжа на кушетке, а психоаналитик находится у изголовья кушетки таким образом, чтобы пациент его не видел или видел небольшую часть его одежды, тела. Психоаналитик имеет возможность видеть пациента, а пациент его нет.

Первоначально психоанализ возник как метод изучения и лечения истерических неврозов. Результаты психотерапевтической практики, а также анализ различных явлений нормальной психической жизни — сновидений, ошибочных действий, остроумия — были проинтерпретированы Фрейдом как результат действия общих психологических механизмов.

Основной предпосылкой психоанализа является разделение психики на сознательное и бессознательное. Поведение и мышление человека предопределяют бессознательные влечения, уходящие корнями в травмирующие переживания детства или вступающие в столкновение с существующими в обществе нравственными и культурными нормами. Так возникают внутрипсихические конфликты. Разрешение этих конфликтов осуществляется путем вытеснения из сознания «дурных», но естественных влечений и желаний. Вытесненные из сознания влечения и желания не исчезают бесследно. Они загоняются в глубины человеческой психики и так или иначе, рано или поздно дают знать о себе, вызывая напряжения.

Процесс психоанализа состоит в изучении и реорганизации личности; делается это для того, чтобы индивид мог хранить свои напряжения с меньшими затруднениями, пока не придет время их снять. Необходимо сделать подсознательное сознательным и привести под наблюдение неудовлетворенные напряжения. Считается, что для того, чтобы полностью провести этот процесс, он должен длиться, по меньшей мере, год и составлять от трех до шести сеансов в неделю каждый продолжительностью около часа. Если исследование длится менее года, то эффективное проведение процесса почти невозможно.
методы психоанализа

Основные методы работы, которые используются в психоанализе это:

МЕТОД СВОБОДНЫХ АССОЦИАЦИЙ.

Метод свободных ассоциаций (от лат. associatio — соединение, присоединение) — исследовательский, диагностический и терапевтический прием психоанализа З. Фрейда. Основан на использовании феномена ассоциативности мышления для познания глубинных (преимущественно бессознательных) психических процессов и явлений и применения полученной информации для коррекции и лечения функциональных расстройств психики, посредством осознания пациентами причин, источников и характера их проблем. Особенностью Методом свободных ассоциаций является совместная, осознанная и целенаправленная борьба психоаналитика (врача, психотерапевта) и пациента против состояния психического дискомфорта или (и) заболевания.

Метод свободных ассоциаций — метод исследования психического, разработанный в психоанализе. Пациент говорит обо всем, что ему приходит в голову, не обращая внимание на то, насколько это пристойно, обыденно или фантастично.

«Свободные ассоциации — это высказывние всех, без разбора, мыслей, которые приходят в голову — либо отправляясь от какого-то элемента (слова, числа, образы сновидения, представления), либо самопроизвольно.» (Ж.Лапланш, Ж.-Б.Понталис «Словарь по псхоанализу»)

Фрейд предложил отказаться от контролирующей роли сознания при наблюдении за психическими процессами. По его мнению, сознание отсекает возникающие на периферии мысли и образы ещё до того, как они попадут в поле внимания анализирующего субъекта, тем не менее, при анализе душевных движений именно эти мысли и образы могут оказаться наиболее важными.

Фрейд стал использовать метод свободных ассоциаций. Он предлагал расслабиться на кушетке и говорить все, что приходит им в голову, каким бы абсурдным, неприятным или непристойным оно не представлялось с точки зрения обыденных стандартов. Когда это происходило, оказывалось, что мощные эмоциональные влечения уносили неконтролируемое мышление по направлению к психическому конфликту. Фрейд утверждает, что первая случайная мысль содержит как раз то, что нужно, и представляет собой забытое продолжение воспоминания.

МЕТОД ТОЛКОВАНИЯ СНОВИДЕНИЙ.

По Фрейду, с помощью сновидения открывается наличие интенсивной психической жизни в глубинах мозга. Анализ сновидения заключается в том, что в нём отыскивают скрытое содержание, деформированную бессознательную истину, которая таится в каждом сновидении. Чем оно запутаннее, тем больше значимость скрытого содержания для человека.

Это явление на языке психоанализа называется сопротивлениями, и они проявляются даже тогда, когда видевший сон отказывается от толкования ночных образов, населяющих его ум. С помощью сопротивлений бессознательное устанавливает барьеры для собственной защиты.
Они отделяют бессознательное от сознательного мира, делают бессознательное неясным или деформируют беспокойные мысли. Сновидение выражает тайные желания посредством символов. У ребенка различия между явным содержанием и скрытым менее заметны. Тайные мысли, преобразуясь в символы, становятся приемлемы для сознания, что позволяет им преодолеть цензуру. Проявление бессознательного в форме сновидения — это одна из великих тайн.

Интерпретировать сновидение означает выявить его смысл. Фрейд решил обрабатывать сновидения как симптомы болезней и применять для этого тот же метод, что и для анализа, т.е. метод свободной ассоциации. Фрейд замечает, что для правильного применения этого метода не следует рассматривать сновидение как нечто единое целое, потому что такое «расследование» ведет в никуда. Напротив, при рассмотрении сновидения нужно брать элемент за элементом, фрагмент за фрагментом и применять правило ассоциаций. Сновидение для Фрейда представляет не только объект, достойный научного интереса, но ещё и средство глубже познать самого себя и других, обнаруживая скрытое содержание, которое прячется за внешним.

МЕТОД ИНТЕРПРЕТАЦИИ.

Интерпретация является основным, наиболее важным инструментом аналитика. И в свободных ассоциациях и в толковании сновидений психоаналитик использует интерпретации. Так что же это такое — интерпретация.

Интерпретация (от лат. interpretatio — посредничество) -1) истолкование, объяснение, разъяснение смысла, значения чего-либо; 2) творческое раскрытие какого-либо художественного произведения, определяющееся идейно-художественным замыслом и индивидуальными особенностями актера, режиссера, музыканта и т.п. Интерпретировать — истолковывать, раскрывать смысл чего-нибудь, объясняя.

Свободные ассоциации — своего рода фантазии пациента наяву, это полет мысли, своего рода творческий процесс; сон — это тоже фантазии, мечты, грезы; рисунки — это результат творческой, фантазийной деятельности человека. И свободные ассоциации, и сны, и рисунки, и какой-либо другой продукт творческой деятельности человека являются непосредственным объектом для интерпретации.

Интерпретации в психоанализе — это перевод важной значимой информации о человеке с бессознательного уровня на сознательный. В процессе психотерапевтической работы напряжения в человеке снижаются, а, следовательно — исчезают симптомы заболевания, которые возникают в результате вытеснения «негативной» информации на бессознательный уровень.

Источник: http://www.lpsy.ru/metody_raboty_psihoanaliz

Метод психоанализа

Цель методик психоанализа – вывести бессознательное в сферу сознания без использования гипноза.

1. Методика свободных ассоциаций. Пациент помещается на комфортную кушетку в небольшом звукоизолированном помещении с мягким освещением, без рисунка на обоях. Цель такой организации – отсутствие посторонних стимулов. Даже психоаналитик помещается в кресле в изголовье пациента, чтобы тот не видел его и практически не ощущал его присутствия. Инструкция пациенту: «Говорите все, что приходит вам в голову, не останавливаясь ни на секунду; не останавливайте ваш поток мысли волевым усилием». Психоаналитик должен следить за тем местом, где инструкция нарушается, появляются паузы. сеанс длится не боле 40 минут, так как дальше наступает утомление. Мысль пациента в какой-то момент «натыкается» на некую преграду и резко сворачивает в сторону. Психоаналитик не прерывает рассказ пациента, но помечает это место в блокноте. Психоаналитик просит пациента рассказать о проблемных местах. Со временем проблема для психоаналитика становится очевидна. Он четко рассказывает её пациенту. Пациент обычно все отрицает, иногда это отрицание переходит в агрессию. Психоаналитик должен заставить пациента заново пережить эту проблему, принять её, и, таким образом, освободиться.

2. Толкование сновидений. Бодрствующая психика не пропускает некоторые образы, запрещенные цензурой, некими внутренними барьерами. Однако во сне мы видим эти образы, хотя они также завуалированы психикой, так как сознание даже во сне не пропускает их в чистом виде.

3. Толкование ошибочных действий. Ошибочные действия – это неловкие движения, оговорки, оплошности, шутки. Всё это – прорывы бессознательного в область сознания.

Фрейд создает целостное учение о человеческой личности. В структуре личности он выделяет:

· Ид (Оно) – бессознательное, с которым человек рождается. Оно подкрепляется принципом удовольствия. Бессознательное наполнено либидозной энергией продолжения рода и агрессией. Возрастание энергетического потенциала либидо создает напряжение, а его разрядка есть наслаждение.

· Эго (Я) – наше сознание, подчиненное принципу разумности. Я находится всегда между Ид и Супер-Эго, в противоборстве этих двух структур. Если мы подчиняемся Ид, мы расплачиваемся муками совести, запретами морали и закона. Следуя Супер-Эго, мы расплачиваемся неврозами и расстройствами.

· Супер-Эго (Сверх-Я) – идеализированный человек, следующий принципам общественной морали и долга. Это социальная часть личности. Это образ личности, то какой бы она могла быть, если бы следовала всем правилам и нормам общества. Однако у Сверх-Я нет собственного источника энергии, оно вынуждено питаться от той же либидозной энергии бессознательного. Либидо должно приводить в действие сразу два механизма, и это порождает внутриличностные противоречия. Фрейд использует платоновский образ возница, который правит колесницей, запряженной двумя лошадями, которые рвутся в разные стороны, а возница вынужден управлять ими.

Теория строения личности Фрейда дополняется теорией развития личности.

Ещё одной важной частью теории личности Фрейда стало учение о методах психологической защиты личности. Когда в психике человека возникают конфликты между сознанием и бессознательным, возможны 2 принципиальные формы поведения: агрессия и отступление от объекта. Агрессия может проявляться в агрессии по отношению к другим людям и объектам, которые мы считаем неприемлемыми. Агрессия может выражаться как в социализированных формах протеста, так и в асоциальных формах. Также возможна аутоагрессия, то есть агрессия, направленная на самого себя. Проблеме отступления от объекта посвящен отдельный раздел теории Фрейда. Методы психологической защиты:

§ Вытеснение. Подавление, исключение из сознания неприятных или неприемлемых импульсов. В этом случае они переводятся в бессознательное.

§ Замещение.Переориентация импульса с одного объекта на другой, более доступный.

§ Рационализация.Попытка рационально обосновать желания и поступки, вызванные такой причиной, признание которой грозило бы потерей самоуважения.

§ Проекция.Бессознательный перенос собственных чувств и влечений на другое лицо.

§ Соматизация.Фиксация на состоянии своего здоровья как форма защиты от конфликтов.

§ Реактивное образование.Замена неприемлемых тенденций на прямо противоположные.

§ Регрессия.Возврат к примитивным формам поведения в затруднительной ситуации.

§ Отрицание.Невыполнимые желания, мысли, побуждения не признаются. Отрицается само их существование.

§ Сублимация.Преобразование социально неприемлемых импульсов в социально приемлемые и поощряемые. Ярчайший пример – сфера искусства.

Минус психоанализа состоял в том, что он недооценивал тот факт, что человек – общественное существо и взаимодействует в системе общественных отношений.

Понятие «гештальт» в психологии и значение целостного подхода к изучению психических явлений.

Время наибольшего расцвета гештальтпсихологии – 20е годы XX века – пора бурного прогресса психологической науки, плодотворная для многих её направлений. Гештальтпсихология строго обосновывает свои положения, результаты исследований не подвержены субъективному фактору, что выгодно отличает эту школу от интроспективной психологии и психоанализа. Начало гештальтпсихологии было положено ещё перед первой Мировой Войной, когда трое исследователей – Макс Вертгеймер, Курт Коффка и Вольфганг Келер приняли попытку опровергнуть теоретическую концепцию Вундта на основе изучения особого рода зрительных иллюзий – фи-феномена. Сущность его заключалась в том, что при определенном времени свечения двух попеременно включающихся источников света (около 60 миллисекунд) возникало впечатление маятникообразного движения света от одного источника к другому. Если частота мерцания лампочек достигала 24 в секунду, наблюдатель видел уже две непрерывно горящие лампы. Однако согласно концепции Вундта наблюдатель не мог видеть ничего кроме двух исходных элементов – источников света.

Значение этого эксперимента состояло в том, что он знаменовал начало новой системной концепции психологии, согласно которой в основе всех психических явлений лежит понятие целостного образа – гештальта. Для психики важны не элементы, а их система, структура связей.

«Гештальт» по-немецки обозначает «целостная форма». Основной принцип этого направления – целостность имеет примат над частями. Процесс порождения образа восприятия идёт не по направлению от отдельных элементов, ощущений к целостному образу, а, наоборот, от целостного образа к отдельным ощущениям, то есть, образ не выводим из суммы ощущений. Законам гештальта подчиняется любой психический процесс. Так, для запоминания важным оказывается объединение материала в некоторую структуру.

Мышление трактовалось как процесс последовательного применения различных структур «видения» (гештальтов) к структуре проблемной ситуации, в которой возникла задача. Согласно гештальтпсихологии, в случае совпадения этих структур наступает момент инсайта, озарения, и возникшая задача оказывается решенной. Для объяснения механизмов, обеспечивающих возможность совпадения структур, было постулировано не только существование гештальтов восприятия и мышления, но и наличие соответствующих им физиологических и физических гештальтов.

Келер проводит классические эксперименты, позволившие установить один из важнейших законов гештальтпсихологии – закон инсайта. Согласно этому закону принятие решения в нестандартной ситуации осуществляется в три этапа:

1. попытка решить задачу известными способами (на основе прежнего гештальта)

2. осознание несостоятельности этих попыток, отказ от деятельности, происходит разрушение прежнего гештальта.

3. инсайт – момент озарения, возникший благодаря новому восприятию ситуации и построению нового гештальта.

Ещё одно направление гештальтпсихологии было посвящено исследованию личности и заявляло целостность её структуры.

В своих исследованиях гештальтисты использовали экспериментальные исследования, посвящённые анализу восприятия (например, на соотношение фона, цвета и фигуры).Считается, что гештальтистами было открыто примерно 104 закона гештальтпсихологии. Некоторые из них:

1. Закон транспозиции. Возникает целостный образ не на отдельные раздражители предметной ситуации, а на соотношение этих раздражителей.

2. Закон фигуры и фона. Человек одновременно в иллюзиях фигуры и фона может обращать внимание только либо на фон, либо на фигуру. То есть, у него преобладает либо один гештальт, либо другой.

3. Закон постоянства форм (константность восприятии)

4. Закон заполнения до целого.

5. Закон хорошей формы. Напряжение вызывают объекты неправильные, неуравновешенные, негармоничные, несимметричные.

Как целостная психологическая концепция гештальтпсихология не выдержала испытания временем. Её слабыми пунктами оказались неисторическое понимание психики, преувеличение роли формы в психической деятельности и связанные с этим элементы идеализма в философских основаниях. Однако серьёзные достижения гештальтпсихологии как в изучении восприятия, мышления и личности, так и в общей антимеханистической ориентации психологии были восприняты в последующем развитии психологии.

Сравнительный анализ вклада различных направлений психологии в научное познание человека.

Психология сознания.В результате развития психологии сознания появлялись многочисленные проблемы и трудности. Психология сознания не достигла успехов, и к концу первой четверти двадцатого века, практически, перестала существовать. Для этого были причины:

1. исследования были ограничены таким узким кругом явлений, как содержания и состояния сознания.

2. идея разложения психики на простейшие элементы была ложной. Выявились «нечувственные» элементы сознания, такие как чистые движения мысли

3. ограниченным был основной метод психологии сознания – интроспекция. Начали выявляться неосознаваемые, скрытые для интроспекции причины психических явлений. Невозможной оказалась идея раздвоения сознания. Кроме того, интроспекция поставляет нам факты в сильно искаженном виде.

В наши дни методы самонаблюдения также используются, но только в рамках экспериментов как материал для научного анализа, и требуется обычный ответ в обычных терминах

Бихевиоризм.С развитием бихевиоризма появлялись всё новые и новые проблемы

1. Обнаружена чрезвычайная ограниченность схемы S-R. Как правило, S и R находятся в чрезвычайно сложных отношениях, часто связь между ними выявить почти невозможно. Э.Толмен вводит среднее звено это схемы, «промежуточные переменные» — опыт человека. Это внутренние процессы, которые опосредуют действие стимула. Это цели, намерения, гипотезы и т.д.

2. требование «неприкасаемости» к сознанию рушится.

2. он внёс в психологию материалистический дух, психология была повёрнута на естественнонаучный путь развития.

3. ввёл объективный метод регистрации и анализа наблюдаемых внешне процессов и явлений. Получили развитие инструментальные приёмы исследования психических процессов.

4. продвинуты проблемы учения, образования навыков и др.

1. недоучёт сложности психической деятельности человека

2. сближение психики животного и человека и игнорирование процессов сознания, высших форм научения, творчества и др.

Гештальтпсихология.Как целостная психологическая концепция гештальтпсихология не выдержала испытания временем. Её слабыми пунктами оказались неисторическое понимание психики, преувеличение роли формы в психической деятельности и связанные с этим элементы идеализма в философских основаниях. Однако серьёзные достижения гештальтпсихологии как в изучении восприятия, мышления и личности, так и в общей антимеханистической ориентации психологии были восприняты в последующем развитии психологии. Гештальтспихологами были открыты многие законы психической деятельности, в том числе закон инсайта, который необычайно важен для таких областей психологии как психология творчества. Также сейчас получил развитие такое направление как гештальт-терапия.

Психоанализ.Плюсы учения З.Фрейда:

— З.Фрейд формулирует: «Психика отнюдь не сводится к системе осознаваемых психических явлений и процессов». Введено понятие бессознательного в психике. Построена целостная теория личности и выявлены методы психологической защиты личности.

— Концепция З.Фрейда резко разграничивала индивидуальное и общественное, игнорируя тот факт, что человек – это общественное существо.

Различные подходы к пониманию предмета и принципов исследования в отечественной психологии.

Дата публикования: 2014-11-28 ; Прочитано: 478 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с) .

Источник: http://studopedia.org/5-61550.html

Наиболее эффективные методы психоанализа, помогающие в борьбе с психологическими заболеваниями

методы психоанализаФундаментальное место в современной психологии занимает психоанализ — особая методика исследования психики с целью сбора и дальнейшего анализа информации о клиенте.

Психоанализ в психологии появился и развивался благодаря учению Фрейда и стал полноценным самостоятельным направлением. Современный психоанализ — важный инструмент в работе психотерапевта, используемый для диагностики и лечения.

Особенности психоанализа, отличия направления от других течений в психологии

Понятие «психоанализ» было введено в научный психологический дискурс Зигмундом Фрейдом. Он использовал его для определения новой методики, разработанной во время исследований психических расстройств. По теории Фрейда, психика состоит из осознаваемой части, скрытой и цензурирующей прослойки. Предсознание не позволяет скрытым страстям и желаниям человека проникнуть в сознание. Чтобы высвободить их и избавить пациента от противоречий, Фрейд придумал несколько способов извлечения из подсознания скрытой информации. Комплекс методик он назвал психоаналитическим методом.

В дальнейшем исследования Фрейда изучали и развивали многие психоаналитики, в частности, его дочь — Анна Фрейд. Своей целью они видели поиск взаимосвязи сознательной и бессознательной части психики. Именно посредством этой связи происходит передача информации. Нарушения в работе психики обусловлены конфликтами между сознанием и подсознанием. Человек, одновременно являясь биологическим и социальным существом, вынужден постоянно искать компромисс между своими желаниями и приемлемым в социуме поведением. Задача психотерапевта — найти причину конфликта и помочь пациенту разрешить его доступным способом.

Помимо психоанализа, для постановки правильного диагноза психологи работают с несколькими сферами:

Психоаналитики рассматривают только личные данные индивида, и это значительно затрудняет поиск истинной причины заболевания, ограничивая инструментарий психолога.

Становление науки, авторские идеи психоаналитиков

Среди постфрейдистов наиболее изученным и распространенным являются психоаналитические теории Адлера и Юнга. Они поддерживали изначальные идеи Фрейда, но стремились отойти от теории о сексуальном влечении, как движущей силе личности.

Теория Юнга о коллективном бессознательном

методы психоанализаПредметом исследования Юнга стала структура бессознательной психики. Он полагал, что индивид не наполняет психику вытесненными желаниями, а получает образы, накопленные его далекими предками. Таким образом, его бессознательное — кладовая, в которой хранится не только индивидуальная, но и коллективная информация, и личность не может рассматриваться в отрыве от них.

Юнг разделил личное и коллективное, выделив первое в верхний, более осознаваемый слой психики. К нему относятся личные воспоминания, забытые желания, переживания, связанные с индивидуальным опытом. Наполнение личного бессознательного зависит от социальных условий человека, его личной истории.

Коллективное уходит вглубь, в неосознаваемый слой психики. В него включены инстинкты, природное знание, влечения и архетипы. Все знания, полученные людьми от животных, расовые и религиозные предрассудки становятся наследством и переходят в бессознательное каждого человека, независимо от его локальной культуры.

Накопленные архетипы и инстинкты определяют поведение человека, его внутренне содержание. Юнг полагал, что человеческих типа всего два: экстравертивный и интровертивный. Первый направлен во внешнюю среду. Такой человек нуждается в регулярном контакте с другими людьми, энергетический заряд он может получить только во время общения. Второй — направлен внутрь себя. Интровертивные люди нуждаются в частом уединении, они поглощены собственными переживаниями и мыслями. Чистые типы встречаются редко, большинство людей представляют собой смесь из двух типов, лишь немного склоняясь к одной из полярностей.

Также Юнг пересмотрел фрейдовское понимание термина «либидо». Он определял его как влечение, но не отождествлял только с сексуальным инстинктом.

Теория Адлера о потребности в компенсации

методы психоанализаРассматривая процесс становления личности, Адлер в качестве движущего мотива назвал чувство неполноценности. Чаще всего причиной неполноценности становятся физические недостатки. Индивид, осознавая свое отличие от других людей, стремится вернуть чувство полноценности, занять более выгодное положение в обществе.

Для этого он использует компенсацию, реализуясь в других сферах, не связанных с дефектной. Невозможность получить компенсацию вызывает невроз.

Адлер отрицал утверждения Фрейда о подверженности поведения человека инстинктам и влечениям. По его мнению, главным стимулом личности является стремление к общению, реализация себя как члена общества. Жизнь индивида определяет ориентированность на других субъектов, а не врожденные качества.

Теория психоаналитической транзакции Берна

Изучая теорию психоанализа Фрейд, Берн разработал собственную теорию, основанную на нескольких видах социальных игр. Под играми Берн понимал варианты взаимодействия, используемые индивидами в повседневном общении. Способ передачи информации он называл «транзакцией». Принимая на себя одну из социальных ролей, человек использует подходящий вид транзакции, позволяя собеседнику выбрать свой вариант взаимодействия.

Человек всегда пребывает в одном из 3 состояний: взрослый, ребенок или родитель. Динамика психики зависит от выбранного состояния, направляя поведение человека. В отличие от других психоаналитиков, Берн рассматривал личность в контексте истории жизни предков. Он полагал, что паттерн поведения наследуется или формируется под влиянием родителей

Идея, цели и задачи психоаналитического направления

Психоанализ в психотерапии — средство для получения полной информации о клиенте. Основные задачи психоанализа:

методы психоанализа

  1. Сбор необходимой информации о клиенте. Психоанализ позволяет собрать необработанные данные. В отличие от анкетирования и других методов, предполагающих выбор из нескольких вариантов ответов, психоаналитические методы позволяют не ограничивать клиента.
  2. Установление истинной причины психопатологии. Чем глубже находятся корни проблемы, тем сложнее установить первопричину. Психоанализ позволяет просмотреть все данные, заложенные в человеке, вплоть до обусловленных генетически.
  3. Устранение внутреннего конфликта противоречий. Психоанализ, высвобождая подавляемые желания, одновременно избавляет клиента от скопившегося напряжения, вызванного постоянной потребностью бороться с ними.

Идея психоанализа, как отдельного направления, подвержена общей концепции мотивации человеческого поведения. По мнению психологов, истинные мотивы поведения скрыты и зачастую непонятны самому человеку.

Отдельные направления, способы применения в психологии

методы психоанализаВ современной психоаналитической практике классические методы лечения применяют не только для лечения невроза, но и для изучения причины многих других заболеваний.

Отдельные приемы психоанализа используют, чтобы диагностировать и облегчить состояние клиента при депрессии, биполярном расстройстве, диссоциации, а также для решения проблем по личному запросу клиента.

Наиболее перспективными направлениями в психоанализе считают неофрейдизм и структурный психоанализ. Последователи теории Фрейда, взяв за основу его наработки, пытались пересмотреть их, чтобы приблизить представление о бессознательном к социальному, а не биологическому компоненту. Юнг скептически относился к роли бессознательного, рассматривая главной движущей силой структуры личности — приобретенные в социуме навыки. В структурном психоанализе для изучения бессознательного используют смысловые особенности речи: клиенты, имеющие разный жизненный опыт, наделяют одни и те же термины разным смыслом.

Этапы анализа психики, инструментарий психоаналитика

В психоанализе используют поэтапную работу с человеком, состоящую из 3 ступеней:

  1. Продуцирование материала. На этом этапе психоаналитик собирает информацию, не пытаясь оценивать или фильтровать. Важно добиться полного откровения клиента, чтобы собрать правдивые данные.
  2. Анализ информации. Собранный материал рассматривается с точки зрения профессиональных знаний, подбирается модель работы с клиентом.
  3. Рабочий альянс с клиентом. Устанавливаются рабочие отношения с клиентом, в которых психолог выполняет направляющую роль.

Для сбора информации в психотерапии используют методы, позволяющие получить истинные данные. К таким методам относятся:

методы психоанализа

  1. Толкование сновидений. Клиент ведет дневник снов, куда ежедневно записывает все сны, которые может запомнить. Психолог использует записи для дальнейшего толкования.
  2. Проговаривание мыслей. Клиент в течение заданного времени проговаривает все мысли, не пытаясь обдумывать свою речь. Психотерапевт записывает информацию на диктофон, никак не комментируя услышанное при клиенте.
  3. Свободные ассоциации. Классический метод, разработанный Фрейдом и используемый им для характеристики внутренних состояний клиента. Заключается в применении ассоциативного мышления. Клиент слышит ряд несвязанных по смыслу слов, на каждое называя первую ассоциацию. На основе полученной данных делаются предположения о настоящих мотивах человека. Важно, чтобы ассоциации были первыми, клиент не должен задумываться и пытаться угадать, какая ассоциация будет предпочтительнее.

Достоверность получаемой информации зависит от степени доверия между психотерапевтом и клиентом. Правильный тип отношений устанавливается, если возникает феномен переноса: клиент видит в терапевте родительскую фигуру и переносит на него чувства и желания, испытываемые в раннем детстве.

Влияние З. Фрейда на развитие психоаналитического подхода

методы психоанализаВ основе психоанализа по Зигмунду Фрейду лежит представление о сознании, как главном механизме, регулирующем поведение. Изучая природу неврозов, Фрейд выяснил, что помимо сознания у человека есть скрытая, неосознаваемая сторона личности, в которой хранятся желания, стремления и мотивы. Подавление желаний вызывало такие сильные скрытые переживания, что у многих людей из-за них развивались неврозы и другие психические расстройства. Установив истину причину заболеваний, Фрейд начал искать средство избавления от них. Так появилась его авторская теория метода исцеления — психоанализ.

Философия психоанализа Фрейда базируется на нескольких компонентах:

По мнению психоаналитика, врач не может диагностировать пациента, если он не знаком с психоаналитической базой.

Психоанализ Фрейда дал психологии несколько основных понятий. К ним относится «либидо» — неосознаваемое половое влечение. Психоаналитик рассматривал любое творческое стремление как реализацию недоступных половых влечений. Творчество отображало истинные желания индивида, помогая снять эмоциональное напряжение. Также в работах Фрейда впервые появилось описание деструктивных процессов. Их развитие провоцирует конфликт «Танатоса» и «Эроса», антагонистических движущих сил, символизирующих фундаментальные понятия (любовь и ненависть, жизнь и смерть, потребность и отвержение).

Теория Фрейда о психоанализе ставит под сомнение даже рациональность мышления. Официально в науке разумность воспринималась главной ценностью и основным человеческим стремлением. Но Фрейд предположил, что разум не всегда дает индивиду то, чего он действительно хочет. Возможно, что рациональные размышления — лишь попытка подсознания маскировать реальные желания и чувства, делая их более приемлемыми. Занимаясь лечением неврозов, Фрейд считал необходимым позволить пациенту высвободить эти желания.

методы психоанализаПроцесс лечения был простым: пациент, лежа на удобном диване, должен был проговаривать все, что приходило ему на ум. Главное — не пытаться контролировать речь, озвучивая первый вариант мысли, даже если он звучит абсурдно. Фрейд во время сеанса сидел рядом с пациентом и записывал все, что он говорил. После на основе обработанной информации он строил предположения о скрытых желаниях и забытых воспоминаниях.

Также для изучения подсознания Фрейд работал со сновидениями. По его мнению, сон — попытка подсознания пробиться сквозь пелену социальных запретов и донести до человека подавляемое желание. Чем сложнее и запутаннее сон — тем большую значимость для пациента он имеет. В психоанализе это называется сопротивлением: подсознание стремится сломать волю человека, подавая ему скрытые символы. Анализ символов позволяет понять скрытое содержание сна, избавить человека от внутреннего напряжения.

Особое место в теории психоанализа Фрейда занимали страхи и, вызванная ими, тревожность. Его концепция выделяет 3 вида тревожности:

Каждая форма тревожности — защитная реакция, предупреждающая об опасности, позволяющая вовремя подготовиться к угрозе. Внутренний конфликт разрешается благодаря искажению объективной реальности, изменению отношения к угрозе.

Полезное видео

Из видео Вы узнаете об особенностях современного психоанализа, в также о других его аспектах.

Источник: http://mystroimmir.ru/psihologiya/psihoanaliz.html

Методы психоанализа, основные методы психоанализа, методы классического психоанализа

Метод психоанализа
Психоанализ возник на заре XX века благодаря усилиям известного венского психиатра и психолога Зигмунда Фрейда, и был одновременно и революционным подходом к пониманию многих психических феноменов, объяснению природы человеческих чувств и переживаний, и методом, позволяющим помочь людям с самыми различными психологическими проблемами, начиная от проблем обыденной жизни и кончая глубокой психопатологией.

Он помог понять, что так называемый «сознательный» взрослый, более или менее успешно действующий в «реальности», является только частью всей личности. Под его рациональным (логическим) всегда лежит бессознательное (алогичное), и Фрейд сумел показать, какое могучее влияние оказывают неосознаваемые мысли, чувства и скрываемые даже от самого себя желания и влечения на здоровье его пациентов.

Рациональное в каждом из нас подчинено принципу реальности. Оно, как правило, соответствует социальным эталонам поведения, и всегда делает определенный шаг в определенном времени. Бессознательное — подчинено всегда социально отвергаемому, но, тем не менее, властному принципу удовольствия; оно алогично, в нем нет причинно-следственных отношений, нет противоречий, нет времени. Наиболее ярким примером проявлений бессознательного являются наши сновидения, где мы почти всегда сталкиваемся с персонажами и событиями, в реальной жизни несовместимыми и даже несуществующими. Но, как Вы сможете убедиться в процессе анализа, такая алогичность присутствует не только в сновидениях…

В процессе психоанализа бессознательное пациента становится доступным для самонаблюдения, осознается. Открывается и воспринимается глубинная сущность каждого из нас, в результате чего происходит исцеление, облегчение страданий и духовный рост.

Почему же все больше людей избирают психоанализ в качестве предпочтительного метода психотерапии?

Даже если Вы читали какие-то работы Фрейда, видели образы аналитиков в фильмах и слышали то, что рассказывали другие о своем собственном «анализе», Вы все равно не знаете того, что в действительности происходит во время психоаналитических сессий и никогда не поймете этого, не испытав. В психоанализе нет стандартных приемов. И все, что будет происходить, исходно обусловлено спецификой именно Вашей личности и Вашей индивидуальной историей развития, которая всегда уникальна и неповторима.

Психоаналитика очень мало интересует диагноз или отдельные симптомы заболевания. В центре его внимания всегда будет Ваша личность в целом — и ее «хорошая», и ее «плохая» составляющие. Психоанализ не ставит в качестве своей основной цели просто «убрать» тот или иной симптом, который, как свидетельствует практика, через некоторое время может проявиться вновь в том же или ином виде. Главная задача — установить психологическую природу симптома, выявить его источник и понять динамику его развития. Самосознание и самопонимание — вот два самых важных ключа к изменению своих установок и поведения, к преодолению тревоги и страха, к формированию адекватных стереотипов поведения.

Однако, также как без зеркала мы не можем увидеть некоторые части своего тела (например, нос, уши, заглянуть себе в глаза), так и без аналитика, которому мы рассказываем наши эмоции и переживания, нам не дано разглядеть глубинные пласты нашей памяти, обратиться к сущности наших тайных чувств.

Любая личность детерминирована своей историей. В этой истории могут быть очень яркие и светлые, но нередко — одновременно — и темные, и даже мрачные страницы. В силу своего образования и практики, психоаналитики знают, что о многом из своей истории Вы вообще никогда и ни с кем не говорили, а если говорили, то скорее всего Вы еще никогда не были выслушаны до конца или сами предпочли рассказать далеко не все. Что-то в Вашей индивидуальной истории может быть настолько неприемлемым, что даже Вы сами не можете помнить об этом.

Чаще всего пациент обращается за помощью потому, что он (или она) испытывает какую-то эмоциональную (нередко — приобретающую характер непереносимой) боль. Обычно первой целью такого обращения является желание избавиться от неприятных чувств, навязчивых мыслей или переживаний, затяжной депрессии или тревоги, неудач в общении — профессиональном, бытовом или сексуальном. И лишь в процессе лечения пациент, как правило, начинает понимать, что все эти проявления — лишь вершина айсберга.
Психоанализ нередко называют «лечением разговором», потому что основное содержание регулярных встреч с аналитиком — это именно беседа о всех Ваших чувствах, поступках, мечтах, фантазиях, сновидениях и переживаниях — в прошлом и настоящем. Во время анализа можно и нужно говорить обо всем: о своих текущих проблемах и заботах, о работе, о взаимоотношениях с другими, о своих чувствах, о детстве, о своих родителях, своих мечтах и фантазиях (даже если они кажутся Вам извращенными или преступными), о юношеских годах или о том, что именно в данный момент кажется наиболее важным. Помощь аналитика в процессе этой в некотором смысле односторонней беседы позволяет пациенту узнать гораздо больше об источниках своих проблем, и о том, как изменить свою жизнь к лучшему.

ПСИХОАНАЛИЗ — направлении психологии, основанное в конце XIX века австрийским психиатром и психологом Зигмундом Фрейдом.

Психоанализ в классическом виде представляет собой работу, подразумевающую частоту встреч 4-5 иногда 6 раз в неделю. Пациент при этом принимает положение лёжа на кушетке, а психоаналитик находится у изголовья кушетки таким образом, чтобы пациент его не видел или видел небольшую часть его одежды, тела.Психоаналитик имеет возможность видеть пациента, а пациент его нет.

Первоначально психоанализ возник как метод изучения и лечения истерических неврозов. Результаты психотерапевтической практики, а также анализ различных явлений нормальной психической жизни — сновидений, ошибочных действий, остроумия — были проинтерпретированы Фрейдом как результат действия общих психологических механизмов.

Основной предпосылкой психоанализа является разделение психики на сознательное и бессознательное. Поведение и мышление человека предопределяют бессознательные влечения, уходящие корнями в травмирующие переживания детства или вступающие в столкновение с существующими в обществе нравственными и культурными нормами. Так возникают внутрипсихические конфликты. Разрешение этих конфликтов осуществляется путем вытеснения из сознания «дурных», но естественных влечений и желаний. Вытесненные из сознания влечения и желания не исчезают бесследно. Они загоняются в глубины человеческой психики и так или иначе, рано или поздно дают знать о себе, вызывая напряжения.

Процесс психоанализа состоит в изучении и реорганизации личности; делается это для того, чтобы индивид мог хранить свои напряжения с меньшими затруднениями, пока не придет время их снять. Необходимо сделать подсознательное сознательным и привести под наблюдение неудовлетворенные напряжения. Считается, что для того, чтобы полностью провести этот процесс, он должен длиться, по меньшей мере, год и составлять от трех до шести сеансов в неделю каждый продолжительностью около часа. Если исследование длится менее года, то эффективное проведение процесса почти невозможно.

Метод группового анализа
В последние годы активно развивается метод группового анализа, когда один аналитик работает одновременно с группой из 7-10 человек. По мере установления доверия между членами группы, формируется специфическое (терапевтическое) сообщество людей, стремящихся понять и принять друг друга, развивается способность слушать другого и уверенность, что каждый будет услышан. Одновременно усваиваются рациональные стереотипы межличностных отношений, нормативы общения и преодолеваются психопатологические комплексы.

Детский психоанализ
Отличия детского психоанализа весьма существенны. Во-первых, о проблеме ребенка обычно заявляет не он сам, а кто-то из взрослых, и он же приводит маленького пациента (иногда 3-5, а иногда 6-12 лет) к психотерапевту. Как правило, психоанализ с детьми проводится в форме игры в специально оборудованной для этого комнате — с игрушками, конструкторами, пластилином, кистями и красками, и даже песочницей. Важнейшее условие успешности детской терапии — установление доверительных отношений с ребенком, на что уходит несколько первых сессий. При этом аналитик никогда не навязывает ребенку форму общения — ребенок сам избирает ее, иногда предпочитая говорить языком мимики, жеста, рисунка, цвета или действия. Но каково бы ни было поведение ребенка, включая агрессивность, он всегда безусловно принимается терапевтом.

Значительное внимание в процессе детского психоанализа уделяется изучению семейного фона и общению со взрослыми, поведенческие особенности которых (чаще всего — невольно) провоцирует появление психопатологических комплексов у детей. Но осознание и даже исключение тех или иных негативных причин взрослыми далеко не всегда и не автоматически приводит к позитивным сдвигам в поведении детей. Коррекция однажды возникшей психопатологии или отклоняющегося поведения ребенка требует длительной и кропотливой работы. Детский психоанализ — это, вероятно, самая трудная и самая ответственная область психотерапии, и как правило, детские психотерапевты — это исходно очень терпеливые, добрые, отзывчивые и искренние люди. И если они порекомендуют Вам параллельно с Вашим ребенком самим пройти курс психотерапии, постарайтесь им поверить.

Более подробнуюую информацию о методе психоанализа Вы можите получить, познакомившись с работой Решетникова М. М. Что такое психоанализ? Популярное изложение. — СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1998. — 24 с.

Методы психоанализа, основные методы психоанализа, методы классического психоанализа

Источник: http://i-putnik.net/metody-psikhoanaliza/

Методы психоанализа

методы психоанализа

Читайте также:

  1. Cтруктуры внешней памяти, методы организации индексов
  2. II. Методы искусственной детоксикации организма
  3. II. Методы несанкционированного доступа.
  4. III. Методы манипуляции.
  5. IV. Традиционные методы среднего и краткосрочного финансирования.
  6. IX. Методы СТИС
  7. R Терапевтическая доза лазерного излучения и методы ее определения
  8. V. Способы и методы обеззараживания и/или обезвреживания медицинских отходов классов Б и В
  9. Административно-правовые методы государственного управления. Государственное регулирование.
  10. Административные и правовые методы управления. Принуждение как метод управления.
Выполнила Мартилова Елена

Приложение 2. Зигмунд Фрейд. Очерки истории психоанализа (фрагмент)

Не следует удивляться субъективному характеру предлагаемого «Очерка истории психоаналитического движения» и той роли, которая отведена в нем моей личности, потому что психоанализ – мое творение. В течение десяти лет им занимался один только я, и все неудовольствия, вызванные у современников этим явлением, всегда обращались против меня одного. Поэтому я считаю себя вправе отстаивать ту точку зрения, что еще и теперь, когда я уже давно перестал быть единственным представителем психоанализа, никто лучше меня не может знать, что такое психоанализ, чем он отличается от других способов исследования душевной жизни, чему можно дать такое имя и чего не следует так называть.
Когда я впервые в 1909 г . получил возможность говорить публично о психоанализе с кафедры одного американского университета, взволнованный значением этого момента для распространения моих идей, я объявил, что психоанализ – вовсе не мое детище. Я приписал эту заслугу другому, J. Breuer’y, и отнес ее к тому времени, когда я еще студентом был занят государственными экзаменами (с 1880 до 1882 г .)
Однако я должен был согласиться с возражениями моих доброжелательных друзей, что, выражая таким образом мою благодарность, я погрешил против действительного положения вещей. Мне следовало бы, как и прежде, указать на значение «Катартического метода» Breuer’a как предварительной стадии психоанализа, а началом самого психоанализа считать тот момент, когда я, отбросив гипнотическую технику, ввел метод свободных ассоциаций.

Содержание открытия Breuer’a сводится к положению, что симптомы у истерических больных зависят от потрясших их, но забытых сцен из их жизни. Основанное на этом положении лечение заключается в том, чтобы заставить больных вспоминать эти переживания в гипнозе и воспроизводить их (Katharsis). Отсюда вытекает частичная теория о том, что эти симптомы соответствуют ненормальной связи определенного количества неразрешенной энергии возбуждения (конверсия).

Breuer при всяком упоминании о конверсии в своем теоретическом очерке «Studien ?ber Hysterie» ставит в скобках мое имя, как будто эта первая попытка теоретического обоснования была исключительно моим научным открытием. Я думаю, что эта ссылка имеет отношение к номенклатуре, тогда как теоретическое понимание конверсии одинаково выяснилось для нас обоих.

Известно также, что Breuer после первого опыта не применял катартическое лечение в течение целого ряда лет и взялся вместе со мной за него снова после моего возвращения от Charcot. Как терапевт, Breuer слишком был занят обширной врачебной практикой; я же неохотно сделался врачом, однако в то время по некоторым серьезным причинам у меня было сильное желание помочь нервнобольным или хотя бы кое-что понять в их состояниях. Вначале я возлагал надежды на физикальную терапию, но оказался беспомощным вследствие разочарований, которые во мне вызвала богатая советами и назначениями книга Erb’a «Electrotherapie». Если я тогда самостоятельно не мог дойти до усвоенного мной позже благодаря М?bius’y взгляда, что успехи электрического лечения при нервных расстройствах основаны на внушении, то в этом было виновато исключительно отсутствие каких бы то ни было успехов. Удовлетворительной заменой дискредитированной электротерапии казалось тогда лечение внушением в глубоком гипнозе, с которым я познакомился благодаря производившим большое впечатление демонстрациям Liebault и Bernheim’a. Но расспрашивание больного в состоянии гипноза, чему я научился у Breuer’а, должно было больше привлечь меня как автоматичностью действия, так и удовлетворением любознательности, нежели однообразное и исключающее всякое исследование подавление при помощи внушения.

Недавно мы услышали, что одним из самых последних завоеваний психоанализа является требование выдвигать на первый план анализ ближайшего по времени конфликта как повода к заболеванию. Именно это мы и делали с Breuer’ом в начале наших работ с помощью катартического метода, направляя внимание больного непосредственно на вызвавшую потрясение сцену, во время которой возник симптом, старались открыть в ней психический конфликт и освободить подавленный аффект. При этом мы открыли характерное для психических процессов при неврозах явление, которому я дал позже название «регрессии». Ассоциации больного шли от сцены, которую желательно было объяснить, назад, к более ранним переживаниям, и принуждали анализ, желавший изменить настоящее состояние больного, обратиться к его прошлому. Эта регрессия вела все дальше назад, как казалось, сначала до периода первой юности, а потом неуспехи и пробелы в понимании завлекали аналитическую работу в более ранние годы детства, которые были до тех пор недоступны какому бы то ни было исследованию. Это «обратное» направление стало важной характерной чертой анализа. Выяснилось, что психоанализ не может объяснить ничего в настоящем состоянии больного, не сведя его к прошлому, более того, что всякое патогенное переживание предполагает другое, более раннее переживание, которое, не будучи само патогенным, придает это свойство позднейшему. Но искушение придерживаться только актуального повода было так велико, что я поддавался ему еще и в позднейших моих анализах. В проведенном в 1899 г. лечении пациентки, под именем Доры, я знал сцену, вызвавшую вспышку настоящего заболевания. Бесчисленное множество раз старался я проанализировать это переживание, но так и не добился достаточного и полного описания этой сцены. В то время, когда мы дошли до воспоминаний самого раннего детства, пациентка увидела сон, при анализе которого ей удалось вспомнить забытые подробности упомянутой выше сцены, что сделало возможным понимание и разрешение актуального конфликта.

Из этого примера видно, насколько ошибочно требование выдвигать на первый план настоящий конфликт как повод к заболеванию и какая громадная научная реакция выражается в совете пренебречь регрессией в аналитической технике.

Первое разногласие между Breuer’ом и мной возникло в вопросе о деталях понимания психического механизма истерии. Он предпочитал еще, так сказать, «физиологическую» теорию, хотел объяснить раздвоение психики у истерических больных разобщением между различными душевными состояниями (или, как мы тогда говорили, состояниями сознания) и создал таким образом теорию «гипноидных состояний», после которых остаются в душе как бы неассимилированные чуждые тела и застревают в бодрствующем сознании. Я объяснял все это менее научно, предполагая всюду тенденции и наклонности, аналогичные явлениям обыденной жизни, видя в самом психическом раздвоении результат процесса отталкивания, который я тогда назвал отражением, а позже «вытеснением» (Verdr?ngung). На время я пытался допустить одновременное существование обоих механизмов, но так как опыт обнаруживал всегда одно и то же, т. е. вытеснение, то вскоре «гипноидной» теории Breuer’a я противопоставил учение об «отражении».

Однако я вполне убежден, что это противоречие не имело ничего общего с последовавшим между нами вскоре после этого разрывом. Разрыв этот имел более глубокие причины, но произошел так, что сначала я и не догадывался о нем и понял только позже, на основании различных косвенных признаков, что разрыв уже произошел. Нужно помнить, что Breuer высказал о своей знаменитой первой пациентке, что сексуальные моменты у нее были удивительно неразвиты и никогда ничего не привносили в богатую картину ее болезни. Я всегда удивлялся, что критика так редко пользовалась этим утверждением Breuer’а, как противоположением моему мнению о сексуальной этиологии неврозов, и до сих пор не знаю, следует ли усматривать в этом упущении доказательство их скромности или их невнимательности. Кто перечтет теперь снова историю болезни Breuer’а, тот при свете добытых за последние двадцать лет знаний не сможет не понять символики змей, оцепенения, паралича руки и, учитывая положение у постели больной отца, легко поймет значение каждого симптома. Его оценка роли сексуальности в душевной жизни этой больной резко разойдется с мнением врача. Больная поддавалась при лечении в самой сложной степени внушению со стороны Breuer’a, и ее отношение к нему может нам служить образцом того, что мы называем «перенесением» (Uebertragung). У меня были все основания полагать, что Breuer, по устранении всех проявлений болезни, должен был открыть по новым симптомам у нее сексуальную мотивировку этого «перенесения», но от него ускользнул общий характер этого неожиданного явления, так что он, как пораженный «untoward event», на этом месте оборвал исследование. Я не получил от него по этому вопросу никаких прямых указаний, но в различное время он дал мне достаточно оснований для изложенных выше предположений. Когда я впоследствии все решительнее настаивал на значении сексуальности в этиологии неврозов, он первый проявил ко мне то неприязненное отношение, которое мне впоследствии стало так хорошо знакомо, но которое я тогда еще не понимал как мою роковую судьбу.

Факт грубо сексуально окрашенного, нежного или враждебного перенесения, возникающего при всяком лечении невроза перенесения, хотя и нежелательного и не вызываемого ни одной из сторон (больным и врачом), казался мне всегда неопровержимым доказательством происхождения творческих сил невроза из области сексуальной жизни. Это доказательство еще до сих пор недостаточно серьезно оценено, так как в этом случае при исследовании не было бы собственно другого выбора. Для меня оно сохраняет свое решающее значение одинаково и даже больше, чем соответствующие результаты аналитической работы.

Из других моментов, присоединившихся затем к катартическому методу благодаря моим исследованиям, преобразовавших его в психоанализ, я упомяну следующие:

Учение о вытеснении и сопротивлении, значение детской сексуальности и применение толкования сновидений для познания области бессознательного.

В создании учения о вытеснении я был, безусловно, самостоятелен, мне неизвестно никакое влияние, которое сколько-нибудь приблизило меня к этому пониманию. Я долгое время считал эту идею совершенно оригинальной, пока О. Ранк не показал нам место в «Welt als Wille und Vorstellung» Шопенгауэра, где философ старается объяснить, что такое безумие. То, что этот мыслитель говорит о сопротивлении (противодействии) какому-либо мучительному явлению действительности, настолько совпадает с содержанием моего понятия о вытеснении, что только благодаря моей неначитанности я имел возможность сделать это оригинальное открытие.

Однако многие читали это место и проглядели его, не сделав такого открытия, и, вероятно, со мной произошло бы то же самое, если бы я в более ранние годы находил больше интереса в чтении философа. Позже я вполне сознательно отказался от громадного наслаждения, которое дает чтение произведений Ницше, благодаря тому убеждению, что никакие предвзятые идеи не должны служить мне помехой в переработке моих психоаналитических впечатлений. Зато я должен был быть готовым и готов и теперь отказаться от всех притязаний на первенство в тех частных случаях, когда кропотливое психоаналитическое исследование может только свестись к подтверждению интуитивных суждений философов.

Учение о вытеснении – фундамент, на котором зиждется все здание психоанализа, – составляет существеннейшую его часть и представляет собой ни что иное, как теоретическое выражение наблюдения, которое можно повторять сколько угодно раз, если, не применяя гипноза, приступить к анализу невротика. Тогда чувствуется сопротивление, которое противодействует аналитической работе, и из-за пробела в воспоминаниях сделать эту работу невозможно. Применение гипноза должно было скрыть это сопротивление; поэтому история настоящего психоанализа начинается только с момента определенного технического нововведения – отказа от гипноза. Теоретическая оценка того, что это сопротивление совпадает с амнезией, ведет неизбежно к психоаналитическому пониманию бессознательной душевной деятельности, к пониманию, которое очень заметно отличается от философских умозрений. Поэтому можно сказать, что психоаналитическая теория является попыткой объяснить два рода наблюдений, которые поразительным образом повторяются при всякой попытке открыть в жизни невротика причины проявления его страданий, т. е. факты «перенесения» и «сопротивления». Всякое исследование, которое признает оба эти факта, как исходное положение работы, может называться психоанализом, если даже оно приходит к каким-либо другим результатам, отличным от моих. Того, кто берется за другие стороны проблемы и отступает от этих обеих предпосылок, вряд ли можно не упрекнуть в покушении на чужую собственность при помощи мимикрии, особенно если он будет упорно называть себя психоаналитиком.

Я бы самым решительным образом протестовал против того, чтобы считать учение о вытеснении и о сопротивлении предпосылками психоанализа, а не выводами. Такие предпосылки общепсихологической и биологической природы действительно существуют, и было бы целесообразно поговорить о них в другом месте, но учение о вытеснении – результат психоаналитических исследований – законным образом добыт из бесчисленных наблюдений. Такое же приобретение, только гораздо более позднего времени, составляет разработка вопроса о детской сексуальности, о которой в первые годы нащупывания пути аналитического исследования еще не было и речи. Можно было только заметить, что причину влияния актуальных впечатлений у больного приходится видеть в прошлом. Но «ищущий находит часто больше, чем хотел найти». Приходилось все дальше и дальше углубляться в прошлое, и, наконец, как будто бы являлась надежда, что можно будет остановиться на периоде возмужалости, на эпохе традиционного пробуждения сексуального чувства. Напрасно: следы вели дальше, назад в детство, и даже далее, в ранние его годы. На этом пути пришлось преодолеть заблуждение, которое чуть не стало роковым для молодой науки. Под влиянием связанной с Charcot травматической теории истерии приходилось считать реальными и имеющими этиологическое значение рассказы больных, которые приписывали пассивным сексуальным переживаниям в раннем детстве, т. е., грубо выражаясь, половому соблазну, значение причины симптомов болезни. Когда эта этиология рухнула вследствие ее неправдоподобия и противоречия с несомненно установленными фактами, то непосредственным следствием этого явился период полнейшей растерянности. Анализ приводил вполне правильным путем к этого рода инфантильным сексуальным травмам, и, тем не менее, они оказывались ложью. Почва действительности была, таким образом, утеряна. В это время я охотно бросил бы всю работу подобно моему почтенному предшественнику Вгеueг’у после сделанного им неприятного открытия. Может быть, я устоял только потому, что у меня не было выбора начинать что-либо другое. В конце концов, я стал понимать, что никто не имеет права отчаиваться только потому, что обманулся в своих ожиданиях, но что следует проверить, не ошибся ли он в своих предположениях. Если истерики указывают на вымышленные травмы как на причину симптомов болезни, то сущность этого нового факта сводится к тому, что они фантазируют о таких сценах, и поэтому необходимо считаться с этой психической реальностью так же, как и с практической. Вскоре я имел возможность убедиться, что назначение этих фантазий – прикрыть и приукрасить аутоэротические проявления детских лет и поднять их на более высокую ступень (сублимировать). И вот тут-то за этими фантазиями и открылась во всем ее объеме половая жизнь ребенка.

В этой сексуальной деятельности раннего детства могла проявиться и прирожденная конституция. Предрасположение и переживание связывались здесь в одно этиологическое целое благодаря тому, что вследствие предрасположения получали значение возбуждающих и фиксирующихся травм такие впечатления, которые иначе по своей обычности не имели бы никакого влияния: эти переживания пробуждали в больном такие факторы предрасположения, которые без них долго бы дремали и, может быть, остались бы в зародышевом состоянии. Последнее слово в вопросе о травматической этиологии было сказано затем Аbrаhаm’ом, указавшим, какая именно особенность сексуальной конституции ребенка умеет провоцировать своеобразные сексуальные переживания, т. е. травмы.

Мои положения о сексуальности детей были вначале основаны почти исключительно на результатах анализа у взрослых, углубляющихся в прошлое. Для прямых наблюдений над ребенком у меня еще не было случая.

Поэтому необычайным триумфом оказалась возможность несколькими годами позже подтвердить прямым наблюдением и анализом детей в очень ранние годы жизни большую часть этих заключений. Но триумф этот постепенно бледнел при мысли, что открытиями такого рода следует, пожалуй, стыдиться: чем больше углублялись в наблюдение над ребенком, тем более естественным становился самый факт сексуальности, и в то же время тем более удивительным казалось, что столько труда положено было другими на то, чтобы его не замечать.

Такую твердую уверенность в существовании и значении детской сексуальности можно получить только путем анализа, идя от симптомов и особенностей невротиков к их первоисточникам, вскрытие которых объясняет то, что в них вообще объяснимо, и дает нам возможность изменить то, что поддается изменению. Я прекрасно понимаю, что приходят к другим результатам, когда (как это недавно сделал Jung) сперва создают себе определенное теоретическое представление о природе полового влечения и, исходя уже из него, хотят понять жизнь ребенка.

О толковании сновидений я скажу очень немного. Оно далось мне само как первый плод технического нововведения, после того как я, следуя смутному предположению, решился заменить гипноз свободными ассоциациями. Моя любознательность не была с самого начала направлена на понимание сновидений. Мне неизвестны какие-либо влияния, которые привлекли бы мой интерес к сновидениям или вызывали бы во мне ожидания определенных результатов работы. Я едва успел до разрыва моего с Breuer’ом как-то сказать ему одну только фразу, что умею теперь разгадывать сны.

Толкование сновидений стало для меня утешением и поддержкой в те тяжелые первые годы анализа, когда я должен был осилить в одно и то же время технику, клинику и терапию неврозов. Я был совершенно одинок и часто боялся утратить способность ориентироваться и уверенность в себе среди путаницы возникающих и нагромождающихся трудностей. Проверка моего предположения, что невроз должен быть объяснен посредством анализа, заставляла часто до того долго себя ждать, что это обстоятельство могло сбить с пути; в сновидениях же, в которых можно видеть аналогию симптомам, это предположение находило почти полное подтверждение. Только эти успехи дали мне силу, уверенность и выдержку. Поэтому я привык измерять степень понимания работающего в области психологии его отношением к проблемам толкования сновидений и с удовлетворением заметил, что большая часть противников психоанализа избегала вообще вступать на эту почву или вела себя в высшей степени неловко, когда пыталась это сделать. Мой самоанализ, необходимость которого стала для меня очевидной, я провел с помощью ряда своих сновидений, которые ввели меня во все события моих детских лет. Я еще и до сих пор остаюсь при том мнении, что у человека, имеющего хорошие сны и в достаточной степени нормального, такого рода анализ может быть вполне достаточен.

Дата добавления: 2014-11-13 ; просмотров: 19 ; Нарушение авторских прав

Источник: http://lektsii.com/1-19524.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *