Понятие кризисных ситуаций — кризисная ситуация это
05.04.2020- Понятие кризисных ситуаций. Виды кризисных ситуаций
- Кризисная ситуация это
- Виды и понятие кризисных ситуаций
- Классификации кризисных ситуаций. Понятие кризисной ситуации. Психология кризисной ситуации Общая психология
- Текст книги «Психология кризисных и экстремальных ситуаций. Индивидуальные жизненные кризисы; агрессия и экстремизм»
· Возникающий кризис дает время для планирования, где основная задача – это коррекция кризиса, причем до того как кризис перейдет в критическую фазу
Понятие кризисных ситуаций. Виды кризисных ситуаций
Страницы работы
Содержание работы
Стивен Кори – книжка.
Сначала нужно научиться помогать себе, а уже потом клиенту. Работать с собой, менять в себе что-то.
Понятие кризисных ситуаций. Виды кризисных ситуаций.
Кризисная ситуация – это ситуация, которая выбивает его из колеи, невозможно соображать адекватно.
Рассматривая понятие кризисная ситуация, для начала нужно разобраться что такое ситуация.
Ситуация — это совокупность условий и обстоятельств, создающих определенное положение, обстановку, отношение.
Иногда мы не сможем отследить, что человек находиться в ситуации кризиса.
Кризис – понимается переломный момент от регресса к прогрессу какой-либо системы. Это именно тяжелый переход. Под системой понимается человек, семья, работа, рабочие отношения, финансы, экономика и политика.
В зависимости от системы кризисы могут проявляться по-разному.
Кризисная ситуация – это происшествие, которое причиняет вред человеческой жизни, окружающей среде, организации, изделию или услуге и возникающие тогда, когда его меньше всего ожидают. Это ситуация эмоционального и интеллектуального стресса, требующая значительного изменения представления о себе, о мире за короткий промежуток времени.
Стадии развития кризисных ситуаций:
· Первичный рост напряженности, стимулирующий привычные способы решения проблемы. Это означает, что в первую очередь приходит то, что уже отработано.
· Дальнейший рост напряжения в условиях, когда эти способы становятся безрезультатными
· Всё большее увеличение напряженности, требующее мобилизации внешних и внутренних источников. Нужно повлиять на окружение так, чтобы оно поверило, что вы изменились.
· Если всё оказывается тщетным, то наступает дезорганизация личности, повышается тревожность, депрессия, чувство беспомощности и безнадежности. Очень опасная стадия, на ней человек достигает пика физического напряжения, которое он может выдержать. Физическое и психическое напряжения
· Негативные или позитивные изменения, ведущие к деградации или развитию индивида, проходящего через кризисные ситуации
Для выхода из кризисной ситуации человек использует три способа:
· Человек не намерен мириться со сложившийся ситуацией. В этом случае происходит разрушение, которое проявляется в неудовлетворенности, стремление избегать кризисных ситуаций, через разрушение сложившихся условий. Это означает, что разрушив и поменяв жизненные обстоятельства, человек может выйти из кризиса и перед ним откроются новые возможности, и они принесут в дальнейшем удовлетворение. Второй сценарий который тут может быть это завершение –это понимание что кризисная ситуация помогает понять, что привычная устоявшаяся жизненная установка исчерпала себя. Происходит окончание одного жизненного этапа, который требует подведения итогов и перехода на новый этап. Но это завершение должно быть до конца, нельзя перейти на следующий этап не завершив предыдущий.
· Человек через размышление рассматривает создавшуюся кризисную ситуацию где преобладает желание сохранить сложившиеся жизненные обстоятельства. Два этапа решения:
ü Человек делает выводы которые помогают ему принять данную жизненную ситуацию и найти приемлемые варианты выхода из кризиса и дальнейшего развития имеющегося
ü Удержание. Это связанно со страхом потери, со страхом перемен это заставляет человека любой ценой сохранять имеющиеся жизненные обстоятельства, условия к которым он привык
· Человек подстраивается под сложившиеся обстоятельства. Здесь важны изменения, человек принимает сложившуюся обстановку, чтобы оценить кризисную ситуацию и найти оптимальное решение выхода из неё. Приспособление наблюдается так же тут – кода человек плывет по течению, полагаясь на принятое решение и действия других людей. Здесь преобладает нежелание принимать ответственность за последствия, или наблюдается неуверенность в собственных силах. В этих случаях рано или поздно ситуация приведет к условиям, где придется принимать решение
Кризисная коммуникация. Разрабатывалась пиар-менеджерами избирательных компаний. Кандидат совершал поступки, из-за которых его программа не принималась.
Прежде чем говорить о кризисной коммуникации необходимо рассмотреть причины возникновения кризиса и его величину.
· Рутинные жалобы – самый низкий вариант кризиса, с ним справится нетрудно. Но необходимо использовать слова вроде – как я вас понимаю
· Жалобы, которые требуют быстрого реагирования – решение нужно принять быстро
· Возможный кризис – означает, что ситуация может выйти из-под контроля. Слово не воробей – вылетит, не поймаешь. Здесь приходиться крутится исходя из того что уже сказали
· Большой кризис – когда ситуация уже вышла из-под контроля, и выход один — необходимо достигнуть контроля и минимизировать ущерб
Кризисную коммуникацию делят на 2 вида:
· Преактивная – создание различных сценариев и моделей, которые могли бы помочь действовать в кризисной ситуации. Т.е. вы предполагаете определенные поведения во время кризиса
· Реактивная – конкретное действие в кризисной ситуации. Основное значение при этом приобретают скорость и оперативность. Считается, что в кризисной ситуации пауза не приемлема.
Характеристики основные кризисных коммуникаций:
· Событие произошло, ничего уже изменить нельзя – ключевой момент, который важно принять и принять
· Следует немедленно заняться «лечением» информационного представления события — теперь нужно позаботиться о том, чтобы оно не сыграло вам во вред
· Информационное представление события начинает развиваться в независимой плоскости – если не вылечить событие, то неизвестно его развитие, неизвестна плоскость его развития
Типы кризисов и возможные сценарии их развития:
· Внезапный кризис – нет времени на подготовку и планирование сценария его развития
· Возникающий кризис дает время для планирования, где основная задача – это коррекция кризиса, причем до того как кризис перейдет в критическую фазу
· Постоянные кризисы, которые могут длиться месяцами или годами, не смотря на усилия по их приостановке
Ли Якока – лучший менеджер 20 века, раскрепощенный менеджер
Источник: http://vunivere.ru/work57620
Кризисная ситуация это
Каждый психолог отдает себе отчет в том, что кризисные ситуации и кризисы разнообразны, как сама жизнь человека. Основные виды кризисов, мимо которых он не может пройти, следующие:
кризисы отношений; л
кризисы состояния души;
кризисы смысла жизни;
Кризис —.состояние человека при блокировании его целенаправленной жизнедеятельности в дискретный момент развития личности. Затяжной, хронический кризис несет в себе угрозу социальной дезадаптации, суицида, нервно-психического или психосоматического страдания. Хронизация кризиса присуща людям с выраженной акцентуацией характера, незрелым мировоззрением («мир прекрасен» — «мир ужасен»), однонаправленностью жизненных установок. Именно такие люди нуждаются в помощи в период переживания кризиса, который рассматривается не только как трудный и ответственный период жизни, но как тупик, делающий дальнейшую жизнь бессмысленной.
И теоретики, и практики считают, что в ситуации кризиса при попытке овладения стрессовым состоянием человек переживает
определенный вид физической и психологической перегрузки Эмоциональные напряжения и стрессы могут приводить либо к овладению новой ситуацией, либо к срыву и ухудшению выполнения жизненных функций. Хотя некоторые ситуации могут быть стрессовыми для всех людей, они оказываются кризисами для тех кто особенно раним в силу личностных особенностей.
В отечественной и зарубежной литературе представлены разнообразные классификации ситуаций: критические ситуации (Ф.Е.Василюк);.
конфликты, ситуации физической опасности, ситуации неизвестности (К.Левин);
аффектогенные жизненные ситуации (Ф. В.Бассин); конфликтные ситуации, ведущие к психологическому кризису (А. Г.Амбрумова);
трудные ситуации (А.Я.Анцупов, А.Н.Шипилов) и др. Кризисной называют ситуацию, когда человек сталкивается с препятствием в реализации важных жизненных целей и не может справиться с этой ситуацией с помощью привычных средств. Выделяются два типа кризисных ситуаций: обусловленные изменениями в естественном жизненном цикле или травмирующими событиями жизни.
Ситуации, относящиеся к разряду критических, в своей основе могут иметь объективный и субъективный компоненты. Объективный компонент представлен воздействиями внешнего, предметного и социального мира, в то время как субъективный заключается в восприятии и оценке человеком ситуации как критической. Исходя из этого, критическую ситуацию можно охарактеризовать как социальную ситуацию, динамика которой развивается по двум направлениям (А. Г.Амбрумова):
а) личностному, когда формирующийся внутренний конфликт обоснован характерологическими особенностями личности и появляется первым, независимо от благополучной еще в это время внешней ситуации; только затем внутренняя конфликтная напряженность психики начинает видоизменять формы поведения и общения человека, создавая поводы и причины для ухудшения внешней ситуации и перестройки ее в конфликтную, вплоть до стрессовой;
б) ситуационному, когда целый ряд неблагоприятных внешних воздействий, психотравмирующих стимулов падает на почву неотчетливо работающих защитных механизмов психики, низкую толерантность по отношению к эмоциональным нагрузкам.
Следовательно, можно выделить две группы критических ситуаций:
1) детерминированные внешними условиями;
2) детерминированные характером восприятия, а также индивидуально-типологическими особенностями человека.
Анализ психологической литературы показывает, что ситуации, peajii.no или потенциально имеющие неблагоприятный исход для личности, можно разделить на два класса: [ 1) обусловленные особенностями и условиями деятельности субъекта;
;. 2) детерминированные особенностями социальных взаимоотношений человека, условий его существования, а также их интерпретацией как несущих угрозу.
Ф.Е.Василюк определил критическую ситуацию как «ситуацию невозможности» реализовать ценности своей жизни. Он описывает такую ситуацию в четырех понятиях: стресс; фрустрация; конфликт; кризис.
Тип критической ситуации определяется жизненной необходимостью, которая оказалась парализованной, т.е. составляющими направленности личности, которые не имеют возможности для реализации. Это, в свою очередь, ведет к нарушениям социально-психологической адаптации субъекта. ‘ Ф.В.Бассин выделил «аффектогенные жизненные ситуации», т.е. ситуации эмоционального напряжения. Они ведут к возникновению психологических травм, которые:
затрагивают наиболее значимые’ценности личности; нарушают меры психологической защиты;
1 создают неопределенность там, где требуется преобладание стабильных стереотипов отношения к окружающему.
Это влечет за собой нарушение равновесия личности, а также ее адаптированности во внешнем мире. Критический компонент ситуации определяется наличием эмоционального напряжения, а степень его влияния на личность — силой аффекта и реакциями ^Человека.
А. Г.Амбрумова связывает кризисную ситуацию с внутрилич-ностным переживанием и реакциями. Она подразделяет ситуационные реакции на шесть типов:
1) реакция эмоционального дисбаланса;
2) пессимистическая ситуационная реакция;
3) реакция отрицательного баланса;
4) ситуационная реакция демобилизации;
5) ситуационная реакция оппозиции;
6) ситуационная реакция дезорганизации.
Необходимым условием возникновения кризиса являются значительные эмоциональные нагрузки, блокирование важнейших потребностей индивида и его специфическая личностная реакция На это.
Согласно Т. Гринингу, с получением психотравмы связан посттравматический синдром (ПТС). Травма может быть физической, нервной, эмоциональной. Независимо от ее характера она сопровождается угрозой права на жизнь, личное благополучие, ощу-
щением того, что мир враждебен. Причинами посттравматическо-го стресса являются негативный жизненный опыт, отсутствие оптимизма.
Анализ основных подходов для определения ситуации как критической, несущей угрозу личностному развитию, нарушающей взаимодействие и адаптацию человека в социальной среде, позволяет выделить следующие необходимые условия ее возникновения:
• эмсшиогенный источник, находящийся в окружающей среде, который воздействует на человека, представляет определенную «значимость» для него и таким образом создает конфликте-образующую почву;
• индивидуально-типологические особенности личности, которые определяют внутриличностный компонент развития критической динамики. Этот элемент может быть представлен направленностью личности и выражаться в активно- или пассивно-приспособительном типе поведения;
• индивидуальные восприятия-когниции ситуации, которые представляют субъективную картину критической ситуации. Если человек воспринимает ситуацию, интерпретирует и типизирует ее как критическую, тб это предполагает наличие у него представлений о том, что это есть критическая ситуация для него.
Критическая ситуация — это вид социальной ситуации; она складывается в результате одномоментного сильного или слабого, но длительного психологического травматизирования совокупностью событий внешнего или внутреннего мира. Эти воздействия преломляются в психике человека и сопровождаются ситуационными реакциями, имеющими тенденцию перехода в индивидуальные паттерны реагирования (стереотипы поведения) в виде «защитно-компенсаторных» образований.
Критическая ситуация отражается на когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах, а также проецируется на психологическое время личности. Ее проявлениями являются: стресс, фрустрация, психологический кризис, внутриличностный конфликт, ситуационные реакции на эмоциогенные раздражители и т.п.
Для критической ситуации характерно то, что она не всегда осознается человеком. О ее наличии или переживании судят по косвенным признакам. Особенно отчетливо это проявляется в де-виантном поведении подростков как форме компенсации и защиты.
Основаниями для выделения критической ситуации могут выступать: концепты потребностей — в зависимости от того, какая потребность, мотив блокированы; внутреннее психическое напряжение; индивидуальные ситуационные реакции; индивидуальные паттерны реагирования — стереотипы поведения.
Основания для выделения критической ситуации
Концепты блокированных потребностей:
Неблагоприятные Негативный опыт восприятия
Стресс Фрустрация Конфликт Кризис
Внутреннее психическое напряжение:
Фрустрационное Эмоциональное Психическая
напряжение возбуждение напряженность
компенсаторно-уступчивое изменения в структуре перцептивная
конфликтно-демонстратив- деятельности интеллектуальная
ное изменения в направ- эмоциональная
компенсаторно-защитное лении деятельно- волевая
изменения в сфере
Индивидуальные ситуационные реакции:
Пессимизм Демобилизация Дезорганизация Эмоциональный Оппозиция
Индивидуальные паттерны и стереотипы поведения: Отрицание Рационализация Эмансипация Аутизм Хобби-реакция Протест
Попадая в критическую ситуацию или воспринимая ее как таковую, человек начинает»‘взаимодействовать с ней. Он и ситуация выступают друг для друга в качестве объекта и субъекта взаимодействия, которое можно представить как переживание-преодоление критической ситуации.
На начальном этапе возникновения критической ситуации человек выступает в качестве объекта ее воздействия. По мере развития ситуации человек становится действенным субъектом взаимодействия. В ходе этого процесса происходит изменение ситуации в сторону ее преодоления или ухудшения, углубления. Поэтому человек либо идет по пути становления-развития, либо деградирует [Как личность.
Рассматривая девиации поведения как «инволюцию» личности, можно предположить, что критическая ситуация выступает в качестве причины, в то время как девиантное поведение есть следствие ее переживания-преодоления.
Таким образом, происходит преобразование, трансформация Критической ситуации, а не ее элиминирование. Обратные связи
изменяют чаще не саму причину, а лишь условия ее действия Следовательно, переживание критической ситуации может влиять на все стороны человеческой жизни.
При взаимодействии индивида с ситуацией происходит трансформация, перестройка внутреннего мира человека (или какой либо его части): нарушается устойчивость, целостность «Я-кон-цепции» субъекта; изменяется его самосознание, возникают нигилизм, нравственный скептицизм, цинизм, моральная неустойчивость, душевное опустошение и т.п. Эти феномены отражают, скорее, переходное состояние личности, оказавшейся в ситуации невозможности жить по-прежнему, уберечь некогда устойчивую систему «Я» от разрушения. Это состояние есть «утрата себя» (Т.Б.Карцева).
Необходимо учитывать, что устойчивая система «Я» может формироваться в процессе переживания-преодоления критической ситуации. Это зависит от качественного характера переживания-преодоления критической ситуации. При неконструктивном переживании девиантное поведение подростков выступает как защитно-компенсаторное образование, которое, с одной стороны, поддерживает целостность. «Я», а с другой — ухудшает адаптацию подростка к среде. Кроме этого, возникают трудности при решении задач, встающих перед подростком в процессе выхода из критической ситуации. Этим объясняется то, почему подростки с отклоняющимся поведением не стремятся изменить себя в лучшую сторону.
Как только под воздействием критической ситуации произошла «утрата себя», индивид совершает напряженную внутреннюю работу по перестройке, преобразованию своего внутреннего мира, которую можно назвать процессом «обретения себя».’При этом усложняется и дифференцируется рефлексивное «Я», ведется поиск преодоления внутриличностных противоречий, для того чтобы выстроить новый, усложненный, сбалансированный и достаточно устойчивый образ «Я». Эти противоречия связаны с нарушением целостности и устойчивости представлений о себе.
Т.Б.Карцева выделяет следующие формы разрешения этих противоречийГ
• процесс развития личности, «обретение себя», процесс «становления»;
• быстрая адаптация, идущая по облегченному, проложенному кем-то пути;
• инволюция личности, вызванная неспособностью человека справиться с усложняющейся, дифференцированной системой «Я»;
• конструктивное решение противоречия, связанное с нахождением внутренних ресурсов личности;
• творческое создание индивидуализированной, вновь выстроенной «Я-концепции».
Следствием переживания критической ситуации подростком может выступать процесс переосмысления, переоценки своего прошлого, изменения целей и смысла жизни, а также связанная с перестройкой образа «Я» потеря или смена ведущих мотивов.
Таким образом, устойчивость личности, ее «Я-концепции» является для человека условием успешного преодоления возникающих трудностей, порожденных критической ситуацией. При угрозе нарушения устойчивости срабатывают многообразные защитные механизмы.
Травматический характер определенного события зависит от того значения, которое оно имеет для человека, т.е. от «личностного смысла» воздействующего стимула.
Девиантное поведение подростка как следствие его выхода из критической ситуации может приобретать для него определенный смысл. Существование личности в необычных условиях формирует се новый смысловой центр, не совпадающий с предшествующим, но и не отметающий его. Между тем два смысловых центра поляризуют вокруг себя смысловые содержания, которые при пересечении друг с другом вступают в конфликтные отношения взаимного обессмысливания, создавая то, что можно назвать смыс-лоутратностью (М. Ш. Магомед-Эминов). Следовательно, подростки могут искать смысл в искусственном возбуждении себя; вступать в различные группировки или становиться «независимыми и самостоятельными», демонстрируя реакции оппозиции, протеста, эмансипации и т.п.
Таким образом, критическая ситуация порождает следующие противоречия, способствующие развитию девиантного поведения I подростков:
1) противоречие образа «Я» — возникает в момент ощущения человеком «утраты себя»»и еще не наступившего «обретения себя», противоречие смыслов и их содержания; вследствие этого возникает смыслоутратность;
2) возникающее в критической ситуации внутриличностное противоречие сопровождается переживанием-преодолением его самого и ситуации в целом; это ведет к трансформации личности;
3) психологические коллизии подростка и его девиантное поведение детерминированы этой трансформацией, коренящейся в
Источник: http://studopedia.ru/17_5348_IV-psihologicheskiy-krizis-i-vidi-krizisnih-situatsiy.html
Виды и понятие кризисных ситуаций
По практике видно, что каждая новая кризисная ситуация не бывает похожей на своих предшественниц, и последующие тоже будут достаточно сильно от нее отличаться. Все кризисы отличаются друг от друга, у каждого свои причины и свои последствия. И даже сама суть бывает разной. Кризисная ситуация не укладывается ни в какие, даже самые разветвленные классификации, а потому нет способа полноценно управлять ею. Конечно, при всевозможной дифференциации средств появляются некоторые возможности для того, чтобы снизить остроту бедствия, сократить время его протекания и сделать менее болезненными последствия.
Масштабы и проблематика
По масштабам кризисная ситуация может быть локальной или общей. Последняя охватывает буквально всю социальную и экономическую систему, а локальная — только ее часть. Но и это разделение весьма условного характера. Конкретный анализ должен учитывать границы, где происходит кризисная ситуация, разгадать ее структуру, а также исследовать среду, где она функционирует.
С точки зрения проблематики можно выделить микрокризисы и макрокризисы. Один охватывает либо одну какую-то проблему или группу их, а другому присущи объемы гораздо большие. Но самая главная особенность в том, что кризисная ситуация похожа на страшную заразную болезнь: даже если она невелика — локальный кризис или микрокризис, — пандемия начинается цепной реакцией, распространяется на всю систему, где каждый элемент органически связан с другими.
Виды кризисов
Ни одна проблема не может решиться вне зависимости от других, обычно ее появление влияет на систему проблематики во всем объеме, а потому и помощь в кризисных ситуациях чаще всего запаздывает, движется на несколько шагов позади. Особенно если она плохо организована, и чем хуже организация, тем дальше помощь от страждущих. Управление кризисными ситуациями в некоторой степени возможно, если принимать меры для их локализации, всемерно снижая их остроту.
Однако бывает и так, что развитие кризиса осуществляется намеренно, и для этого всегда есть определенная мотивация («рыбка хорошо ловится в мутной воде» или «некоторым и война — что мать родна»). Помощь в кризисных ситуациях должна поступать незамедлительно и адресно в зависимости от структурной составляющей случившегося. Это может быть кризис экономический, социальный, организационный, психологический, технологический. Далее рассмотрим каждую разновидность более подробно.
Экономические
Кризисные ситуации в России (да и в любой другой стране), связанные с экономикой, прежде всего отражают противоречия в этой сфере, и различать можно такие случаи только по масштабу. Либо это экономический кризис в государстве, либо в отдельной отрасли, либо в отдельном учреждении.
Последние происходят в настоящее время практически постоянно: кризисная ситуация на предприятии — отличительная примета сегодняшнего дня. Это трудности в реализации продукции, это производственные кризисы, нехватка специалистов, непонимание между экономическими агентами, неплатежи, потери в конкурентных преимуществах, банкротства и многое еще.
Финансовые
Тесно связаны с экономическими и финансовые кризисы, хотя они и стоят отдельной строкой в классификации. Однако они — суть денежного выражения тех же экономических процессов. Их характеризуют те же противоречия, только в состоянии возможностей всей системы финансирования. Кризисная ситуация организации, принадлежащей к финансовой сфере, сегодня никого не удивит.
Если в Беларуси по сей день вспоминают банкротство в «Дельта-банке» (украинская «дочка»), произошедшее довольно давно, то в России лицензии Центробанк отзывает порой у нескольких банков в день. Причем у белорусских соседей негативных последствий не случилось — государство полностью удовлетворило всех вкладчиков, но никак нельзя порадоваться за вкладчиков российских.
Социальные
Когда сталкиваются интересы разных социальных образований или групп (работодателей и работников, предпринимателей и профсоюзов, менеджеров и персонала или просто работников разных профессий), случаются кризисные ситуации. МЧС здесь не поможет, поскольку это не наводнение в Крымске, которое было реальным стихийным бедствием, здесь кризис как бы продолжает и дополняет кризисы экономические и финансовые.
Но никак нельзя сказать, что он менее болезненный. Чаще всего масштаб у социального кризиса локальный, но по мере роста он вполне может охватить большие территории, если не принять меры в самом его начале. Так случаются и революции, и перевороты. Перед глазами — украинский пример, когда не слишком ярко выраженное недовольство отдельных социальных групп было подхвачено и раздуто до неимоверных масштабов людьми, которые как раз не прочь порыбачить в мутной водице.
Политические
Социальный кризис далеко не всегда возникает сам по себе. Если кризисная ситуация появляется по причине недовольства стилем управления в компании, условиями труда, они по мере изменений данных факторов исчезают. Но перманентны кризисные ситуации по поводу недовольства землепользованием, в связи с экологическими проблемами, у общества очень много общих поводов для тревоги, а также много значат и патриотические чувства.
Это тоже можно наблюдать повсеместно. На особом месте в группе социальных кризисных ситуаций находятся политические кризисы, когда не удовлетворяет устройство общества, власть, попираются интересы отдельных социальных групп или классов. Этот кризис целиком и полностью находится в поле управления обществом, а затрагивает он обычно абсолютно все стороны жизнедеятельности государства и практически всегда переходит в кризисную ситуацию экономического толка.
Организационные
Проявление организационных кризисов можно увидеть в разделении деятельности, в интеграции, в распределении функций, в отделении административных единиц и целых регионов, в обустройстве филиалов или дочерних организаций, в регламентации работы некоторых подразделений. Организационные отношения обостряются в абсолютно любой социальной и экономической системе, если складываются неблагоприятные условия. Это проявляется в появлении неразберихи, безответственности, в деловых конфликтах, в исключительной сложности контроля.
Все проявления даже и перечислить невозможно, но наверняка каждый взрослый человек неоднократно видел такие кризисные ситуации вживе. В масштабе страны мы наблюдаем это воочию: засилье коррупции, безнаказанность одних социальных групп и предвзятое отношение к другим, очень странные вещи происходят в судебной системе. Специалисты уверены, что такие кризисные ситуации организационного типа происходят всегда при чрезмерно быстром росте экономики, при изменениях условий ее развития, а также из-за ошибок в реконструкции системы или перестраховке, когда рождаются тенденции бюрократизма.
Психологические
Современные условия развития большинства сегментов общества и социально-экономического состояния страны в целом все чаще заставляют сталкиваться с кризисными ситуациями психологического типа. Это проявления в виде стрессов, которые приобретают массовый характер. Тогда обществом овладевают чувства страха относительно самого ближайшего будущего, паника, неуверенность.
Ощущается неудовлетворенность собственной деятельностью и результатами труда, отсутствие правовой защищенности и бедственное социальное положение. Такие кризисы могут случиться как в отдельном коллективе, так и в большой социальной группе, все зависит от социально-психологического климата в обществе.
Технологические
Кризисная ситуация технологического плана — это отсутствие новых идей, когда ярко выражена потребность в новых технологиях. Это очень тяжелый кризис для общества. Когда раз за разом безуспешны усилия не только в покорении космоса, но и обработку выловленной селедки не получается выполнить собственными силами, когда у разных предприятий несовместимы изделия, созданные для одного узла, когда новые технологические решения появляются где-то не у нас.
Такие кризисные ситуации, если говорить обобщенно, выглядят кризисом научно-технического прогресса, противоречиями между возможностями, тенденциями, последствиями. Как пример можно привести идею «мирного атома». Использовать его тоже в целом получается слабо: то Чернобыль, то Фукусима. Атомные электростанции и ядерные боеголовки, корабли и подводные лодки, строительство громаднейших токамаков — все это грозит планете страшной гибелью, и общество явно ощущает этот путь в никуда.
Центр управления в кризисных ситуациях
ЦУКС был создан в 2009 году при Штабе Всероссийской службы медицины катастроф и его взяла в свою структуру Единая госсистема предупреждения и ликвидации ЧС. Создание ЦУКСа преследовало следующие цели: повысить эффективность в управлении средствами и силами ВСМК при постоянном взаимодействии с МЧС РФ и остальными ведомствами в случаях угрозы чрезвычайных ситуаций и для ликвидации последствий. В результате согласованные решения относительно помощи пострадавшим и их эвакуации принимаются гораздо быстрее.
Только уходящий 2017 год принес нашей стране более двухсот ЧС. Это немного меньше количества прошлогодних, но все равно много. Центр кризисных ситуаций всемерно помогал Национальному центру в прогнозировании и моделировании развития каждой ситуации, в контроле за мероприятиями, за своевременностью выдвижения средств и сил, за привлечением как региональных, так и федеральной группировки. В итоге и погибших в результате чрезвычайных ситуаций 2017 года значительно меньше, чем было в 2016-м.
Психологическая помощь
В кризисных ситуациях применяются новые подходы к деятельности психологической службы ведомства, и значимость этой работы отмечается повсеместно. Пожары тушили не психологи, в дорожно-транспортных происшествиях они тоже не занимались ликвидацией последствий на трассе, однако работа с травмированным человеком, пережившим катастрофы и аварии, может быть, и сложнее. Психологи поддерживают семьи погибших и пострадавших, пропуская их боль через собственное сердце.
В 2017 году 577 специалистов были экстренно вызваны около двадцати тысяч раз, чтобы оказать психологическую помощь. Сто раз они работали при ликвидации крупнейших ЧС в стране. Это авиакатастрофа ТУ-154 (Сочи), взрыв в петербургском метро, ураган в Москве, авария на руднике «Мир». Были и паводки, и пожары, и дорожно-транспортные происшествия в самых разных уголках страны. Таким образом и получилось двадцать тысяч экстренных вызовов.
О видах кризисных ситуаций
Страна у нас огромная, плотность населения небольшая, расстояния велики, многие населенные пункты транспортно почти недоступны. Но при любом виде чрезвычайных ситуаций — при экологических и природных — МЧС всегда моментально реагирует, а люди получают помощь. Землетрясения и ураганы, пожары и наводнения, климатические изменения — все это не может не отражаться на процессах социальных и политических, на экономике страны и психологии человека. Именно эти явления природы при определенном масштабе могут породить настоящий кризис.
Человек уже давно нарушает природное равновесие на планете. Результатом его деятельности — а это опасные технологии, нарушения равновесия в природе, загрязнения атмосферы, водоемов (включая мировой океан), почвы, истощение ресурсов — стало учащение экологических кризисных ситуаций. Такие кризисы предсказуемы, поскольку являются этапами развития. Их даже прогнозируют. И практически никогда не предотвращают. Но большинство кризисных ситуаций наступает неожиданно — одни в результате грубейших ошибок в управлении, другие — из-за недосмотра или халатности.
Источник: http://fb.ru/article/366787/vidyi-i-ponyatie-krizisnyih-situatsiy
Классификации кризисных ситуаций. Понятие кризисной ситуации. Психология кризисной ситуации Общая психология
- Общая психология 1443041709109272 2018-11-30 18:49:57
1 ответ(а)
Основные виды кризисов следующие:
· кризисы состояния души;
· кризисы смысла жизни;
Кризис —.состояние человека при блокировании его целенаправленной жизнедеятельности в дискретный момент развития личности. Затяжной, хронический кризис несет в себе угрозу социальной дезадаптации, суицида, нервно-психического или психосоматического страдания. Хронизация кризиса присуща людям с выраженной акцентуацией характера, незрелым мировоззрением («мир прекрасен» — «мир ужасен»), однонаправленностью жизненных установок. Именно такие люди нуждаются в помощи в период переживания кризиса, который рассматривается не только как трудный и ответственный период жизни, но как тупик, делающий дальнейшую жизнь бессмысленной.
И теоретики, и практики считают, что в ситуации кризиса при попытке овладения стрессовым состоянием человек переживает определенный вид физической и психологической перегрузки Эмоциональные напряжения и стрессы могут приводить либо к овладению новой ситуацией, либо к срыву и ухудшению выполнения жизненных функций. Хотя некоторые ситуации могут быть стрессовыми для всех людей, они оказываются кризисами для тех кто особенно раним в силу личностных особенностей.
Согласно классификации возникают общие и локальные кризисы. Общие кризисы охватывают всю социально-экономическую систему, локальные – одну или несколько подсистем. По проблематике кризиса следует указать макро — и микрокризисы. Макрокризис охватывает всю народнохозяйственную систему. Микрокризис распространяется на отдельную проблему или группу проблем. Но кризис, даже будучи минимальным, по принципу «домино» может вовлечь в противоречия всю систему или весь процесс развития, так как все элементы взаимосвязаны и взаимодействуют в системе, проблемы решаются комплексно. Кризис охватывает все элементы, когда нет управления кризисными ситуациями, нет мер локализации и снижения его остроты, или наоборот, когда осуществляется намеренная мотивация развития кризиса. По структуре отношений в народнохозяйственной системе по различной проблематике развития установлены следующие виды кризисов. Экономические кризисы вызваны резкими противоречиями в экономике страны или отдельного хозяйствующего субъекта. К ним относятся кризисы производства и реализации товара, отношений экономических агентов, кризисы неплатежей, конкурентных преимуществ, банкротства и пр. Среди экономических кризисов существуют финансовые кризисы в состоянии финансовой системы и финансовых возможностей. Социальные кризисы возникают при развитии противоречий различных социальных групп. Часто социальные кризисы являются продолжением кризисов экономических, но иногда возникают и отдельно. В совокупности социальных кризисов следует указать политический кризис – противоречия в политическом устройстве общества, кризис власти, кризис противоречий в интересах различных социальных групп, классов, в управлении обществом. Организационные кризисы возникают вследствие противоречий в процессах обособления и интеграции, распределения функций, проектирования организационной структуры как отделения административных единиц. Организационный кризис проявляется обострением противоречий в процессе организации производства и управления, например, в виде излишней бюрократизации. Психологические кризисы – это кризисы психологического состояния человека (стресс, чувство неуверенности, неудовлетворенности работой, страха, правовой защищенности). Технологический кризис – это кризис новых технологических идей в условиях наличия потребности в новых технологиях.
По причинам возникновения кризисы разделяются на природные, экологические, общественные. Первые вызваны воздействием человека на окружающую среду, землетрясениями, ураганами, пожарами, климатическими изменениями, наводнениями. Экологический кризис возникает при изменении природных условий, вызванных деятельностью человека, истощении ресурсов, загрязнении окружающей среды, возникновении опасных технологий, пренебрежении требованиями законов природного равновесия . Кризисы также могут быть предсказуемыми (закономерными) и данными (случайными). Предсказуемые кризисы могут предсказываться и возникают под воздействием объективных факторов развития – необходимости модернизации производства, бизнес-процессов под воздействием макроэкономических факторов. Неожиданные кризисы возникают вследствие ошибок в управлении, действия сил природы, активизации социально-экономических процессов. Разновидностью предсказуемых кризисов является циклический кризис, возникающий периодически и имеющий известные фазы своего наступления и протекания, существуют также кризисы явные и латентные (скрытые). Первые протекают заметно и просто распознаются. Вторые – скрытые, развиваются незаметно и крайне опасны. Кризисы подразделяются на легкие и глубокие. Глубокие кризисы могут дестабилизировать части или всю социально-экономическую систему. Легкие, мягкие кризисы протекают более последовательно и безболезненно. Совокупность возможных кризисов также делится на кратковременные и затяжные. Фактор времени чрезвычайно важен в кризисной ситуации чем длительнее кризис, тем он проходит болезненнее. Затяжные проходят болезненно и сложно. Они, как правило, связаны с отсутствием навыков управления критическими ситуациями, непониманием сути и параметров кризиса, его причин и возможных последствий. Опасность кризиса существует всегда, поэтому важно видеть предпосылки возникновения кризисов и определять вредоносные последствия кризисов. Социально-экономическая система является саморегулируемой системой, т.е. в ее существовании действуют механизмы восстановления равновесия.
Понятие
Для характеристики психологической помощи в кризисных ситуациях необходимо кратко рассмотреть понятие «кризисная ситуация». Ситуация (от лат. situation — положение) – совокупность условий и обстоятельств, создающих определенные отношения, обстановку, положение. Кризис (от греч. crisis – переломный момент, время выбора) — тяжёлое переходное состояние от регресса к прогрессу какой либо системы
психологическое и клиническое определения кризиса различаются. Психологи понимают кризис как острое эмоциональное состояние, возникающее при блокировании целенаправленной жизнедеятельности человека, как дискретный момент развития личности*. Характерно то, что человек не может преодолеть кризис способами, известными ему из прошлого опыта.
В клинической теории кризиса это понятие используется для обозначения такой реакции на опасные события, которая переживается как болезненное состояние. Такое понимание кризиса, сужая границы понятия, оказывает влияние на формирование критериев кризисного состояния. Например, в клинической теории кризиса одним из основных критериев считается наличие в недавнем прошлом ситуации, опасной для здоровья или жизни человека. Однако, если мы будем определять кризис как состояние экстремального напряжения сил для преодоления принципиально новых препятствий, понимание кризисной помощи и представление о тех, кто в ней нуждается, станет более широким.
Обычно человек может самостоятельно преодолеть кризисное состояние. В начале кризиса усиливаются напряжение и тревога, затей активизируются стратегии решения проблем. Для разрешения кризиса и облегчения состояния используются все психологические и физические ресурсы. В этот период человек восприимчив к самой минимальной помощи и может извлечь значительную пользу из простой поддержки и выслушивания. Поэтому кризисное состояние не входит в категорию болезненных нарушений, это — нормальная реакция человека на аномальные события.
В процессе преодоления кризиса человек может приобрести новый опыт, расширить диапазон адаптивных реакций. С другой стороны, в том случае, если человек склонен реагировать на кризис дезадаптивными реакциями, кризис может углубиться, а болезненное состояние — усилиться. Развитие клинических симптомов вызывает новые дезадаптивные реакции, которые могут принять катастрофический характер и привести к тяжелым нарушениям психики, смерти или суициду.
Кризис, в свою очередь, можно определить как восприятие или переживание события или ситуации как невыносимую трудность, которая превышает текущие ресурсы человека и механизмы преодоления.
Кризис
Кризис может происходить на личном или общественном уровне. Личная травма определяется как опыт человека в ситуации или событии, в котором он чувствует, что исчерпал свое умение справляться с ней и ощущает потерю самоуважения, социальной поддержки и контроля. Это могут быть ситуации, когда человек, к примеру, испытывает угрозы, становится свидетелем убийства или переживает личную потерю.
Социальная или массовая травма затрагивает большую группу или общество. Это такие случаи как террористические атаки и стихийные бедствия.
Признаки реального кризиса:
- гиперчувствительность;
- низкая концентрация;
- неуверенность в себе;
- неспособность справляться с проблемами;
- отсутствие аппетита;
- бессонница;
- отсутствие интереса к социальной деятельности;
- физические симптомы: тремор, головокружение, слабость, озноб, обмороки, головная боль, потливость, усталость;
- эмоциональные симптомы: апатия, депрессия, раздражительность, беспокойство, паника, безнадега, гнев, страх, вина, отрицание.
По отдельности эти признаки могут ничего не значить, но вместе являются достаточным основанием для того, чтобы в контексте ситуации сделать вывод о необходимости кризисного вмешательства.
Пять универсальных принципов кризисной психологии
Первый принцип: так как есть вероятность, что жертва кризиса начнет деструктивное лечение, нужно провести вмешательство как можно быстрее.
Второй принцип: необходимо предоставить жертвам инструменты, необходимые для приведения себя в порядок и нормальное состояние, в дополнение к возможному независимому функционированию.
Третий принцип: облегчить понимание события путем обработки ситуации или травмы. Это делается для того, чтобы помочь жертве лучше понять, что произошло, и позволить ему или ей выразить свои чувства о пережитом опыте.
Четвертый принцип: консультант должен помогать жертве в решении проблем в контексте ситуации и вызванных чувств. Это необходимо для возвращения уверенности в своих силах.
Пятый принцип: снабдить жертву работающими методами, которые она сможет применять самостоятельно в дальнейшем. Это поможет человеку самостоятельно справиться с пережитым в дальнейшем.
Методы и стратегии кризисной психологии
Общий подход к кризисному вмешательству объединяет многочисленные инструменты, оценки и процедуры. Познакомимся с каждым из них отдельно.
Этап оценки
Первым шагом является этап оценки; это делается путем определения потребностей жертв, других вовлеченных лиц, оставшихся в живых, их семей и скорбящих членов семьи.
Необходимо провести три типа оценок:
- Первая – оценка сортировки, которая представляет собой определение соответствующих дальнейших действий: неотложная стационарная госпитализация, амбулаторное лечение или частный терапевт.
- Оценка кризиса, которая заключается в сборе информации о его состоянии, окружающей среде и межличностных отношениях человека для урегулирования нынешнего кризиса. Этот шаг помогает облегчить разработку эффективного и соответствующего плана лечения.
- Биосоциальная и культурная оценка. Нужно определить текущий уровень стресса, влияния ситуации, состояние проблемы пациента и тяжелый кризисный эпизод.
Модель кризисной интервенции ACT была разработана А. Р. Робертсом после событий 11 сентября 2001 года. Первый этап (оценку) мы представили выше.
Цель этапа кризисной интервенции (второго) в модели ACT Робертса заключается в разрешении проблем клиента – стресса, психологической травмы и эмоциональных конфликтов. Это нужно делать с минимальным количеством контактов, поскольку кризисное вмешательство ограничено по времени.
Модель состоит из семи шагов.
Первый шаг: оценка человека, который находится в состоянии кризиса или страдания от последствий кризиса.
Консультант должен планировать и проводить тщательную биопсихосоциальную оценку опасности; это необходимо сделать незамедлительно во время прибытия пациента. После определения летальности необходимо установить связь с пациентом.
Второй шаг: изучение кризисной ситуации человека.
Следующий этап – выявить проблему, включая то, что привело к кризису. На этом этапе важно, чтобы пациент мог рассказать историю своими словами.
Третий шаг: понять, какой стиль (копинг-стратегию) для преодоления стресса использует человек.
В то время как он описывает ситуацию, специалист по вмешательству должен разработать концептуализацию «модального стиля преодоления» клиента, который, скорее всего, будет нуждаться в корректировке по мере того, как появляется больше информации.
Четвертый шаг: изучение эмоций и преодоление неадекватного адаптивного стиля.
На этом этапе чувства пациента будут превалировать, поэтому обращение с ними будет важным аспектом вмешательства. Управляя чувствами, консультант должен позволить клиенту выразить свою историю и исследовать чувства и эмоции посредством активного прослушивания и проверки. Здесь нужно изменить неадекватные мысли и убеждения пациента.
Пятый шаг: обучение жертвы лучшим копинг-стратегиям.
Жертва и консультант должны начать совместное изучение альтернатив для преодоления стресса. Консультант также обязан убедить пациента в том, что его предыдущие копинг-стратегии хоть и работали раньше, сейчас работают неэффективно.
Шестой шаг: разработка конкретного плана лечения.
Цель на данном этапе – сделать план лечения максимально конкретным и простым для пациента.
Седьмой шаг: организация последующего контакта.
Организовать последующий контакт с клиентом для оценки его посткризисного состояния.
SAFER-R
Модель SAFER-R зачастую используется вместе с ACT. Она состоит из 5 этапов.
- Стабилизация состояния. После знакомства с пациентом, необходимо убедиться, что его базовые потребности удовлетворяются в условиях безопасности.
- Признание состояния. Консультанту нужно выслушать историю пациента о том, «кто», «что» и «когда». Если пациент будет отклоняться от темы, необходимо возвращать его к перечислению фактов. При этом нельзя отрицать его чувства и состояние.
- Содействие пониманию. Консультант должен поощрять пациента выражать сложные эмоции. Перефразирование содержания для лучшего понимания сказанного. Это период нормализации: нужно приписать реакцию и эмоции ситуации, а не личной слабости.
- Поощрение адаптивного преодоления. Консультант должен определить личные инструменты управления стрессом. Эти методы могут включать психорегуляцию, диету, избежание стрессоров, обучение релаксации, физические упражнения.
- Восстановить функционирование. Консультант должен оценить способность человека безопасно вернуться к обыденным условиям жизни.
10 шагов по протоколу Лернера и Шелтона
Всесторонний взгляд на то, как лечить кризисную травму, придумали Лернер и Шелтон (2001). Он состоит из десяти этапов.
- Первым шагом является оценка опасности/безопасности – как для жертвы, так и для консультанта.
- Затем консультант рассматривает физические и перцептивные механизмы травмы.
- После оценки травмы следует оценить уровень отзывчивости жертвы.
- Если существуют какие-либо медицинские потребности, этот вопрос следует решить сразу.
- Свидетели кризисной ситуации также должны быть осмотрены на предмет психологической травмы.
- После того как оценка ситуации будет завершена, консультант должен представиться, указать свою должность и начать выстраивать взаимопонимание с пациентом.
- Хорошее взаимопонимание позволяет использовать более гибкий подход к лечению человека: это можно сделать, попросив пациента рассказать свою историю.
- Консультант оказывает поддержку посредством активного и чуткого слушания.
- Консультант должен нормализовать, подтвердить и высветить индивидуальные эмоции, стресс и копинг-стратегии пациента.
- Специалист по вмешательству должен «привести» человека к настоящему, описать будущие события и предоставить поддержку по мере необходимости.
После оценки кризисной ситуации и применения кризисных вмешательств, цель заключается в устранении стрессовых симптомов, поэтому необходимо лечение травматического опыта.
Психологический дебрифинг
В книге «Кризисная психология» автор Л. А. Пергаменщик предлагает несколько методов кризисного вмешательства. Один из них – психологический дебрифинг.
Это групповая терапия. Группа состоит из людей, которые вместе пережили одинаковое стрессовое событие.
Суть дебрифинга состоит в том, чтобы слушать, говорить, принимать решения и обучаться копинг-стратегиям. От консультанта требуется участие на всех этапах группового обсуждения, знание закономерностей групповой динамики, контроль за перемещением членов группы и контроль за временем.
Первая часть: проработка основных чувств и измерение интенсивности стресса.
Вторая часть: детальное обсуждение симптомов и обеспечение чувства спокойствия и поддержки.
Третья часть: мобилизация ресурсов, обеспечение информацией и формирование планов на будущее.
Кризисная ситуация — это ситуация эмоционального и интеллектуального стресса, требующая значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени. Человек, находящийся в кризисной ситуации, не может оставаться прежним. Ему не удастся осмыслить свой психотравмирующий опыт, оперируя знакомыми, шаблонными категориями и использовать привычные модели решения проблем. Кризисные ситуации следует воспринимать как предупреждение о том, что нужно что-то предпринять, пока не произошло нечто худшее. В практической психологии выделяют следующие стадии развития кризисных ситуаций:
- первичный рост напряжения, стимулирующий привычные способы решения проблем
- дальнейший рост напряжения в условиях, когда эти способы оказываются безрезультатными
- еще большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних и внутренних источников
- если всё оказывается тщетным, наступает дезорганизация личности, повышается тревожность, депрессия, чувство беспомощности и безнадежности
- негативные или позитивные изменения, ведущие к деградации или развитию индивида, проходящего через кризисные ситуации
Источник: http://students-library.com/library/questions/183-psihologia-krizisnoj-situacii
Текст книги «Психология кризисных и экстремальных ситуаций. Индивидуальные жизненные кризисы; агрессия и экстремизм»
Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО «ЛитРес» (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.
Оплатили, но не знаете что делать дальше?
Автор книги: Коллектив авторов
Жанр: Социальная психология, Книги по психологии
Возрастные ограничения: +16
Текущая страница: 12 (всего у книги 35 страниц) [доступный отрывок для чтения: 23 страниц]
Глава 4
Индивидуальные жизненные кризисы
Скорость и глобальность изменений, происходящих в мире, требуют от человека изменений на разных уровнях его психологической организации, когнитивной, поведенческой, эмоциональной. Нарушается устоявшая система значимых отношений человека к себе и миру. Вероятность возникновения психологического дисбаланса резко возрастает. Рост за последние годы числа обращений к психологу свидетельствует о том, что проблема индивидуальных кризисов является актуальной.
Профилактика, диагностика индивидуальных психологических кризисов и психологическая поддержка человека в этих ситуациях важны для людей любого возраста, различных профессий, обладающих разными психологическими свойствами.
Это ставит следующие задачи целостного и системного понимания индивидуального психологического кризиса:
• типология индивидуальных кризисов;
• понимание причин (внутренних и внешних) их возникновения;
• этапы развития и закономерностей переживания;
• ресурсы преодоления кризисов.
Только реализовав принцип системного подхода, можно говорить о разработке конкретных подходов и методов психологической помощи.
4.1. Теория индивидуальных кризисов
В учебно-методическом пособии «Виды кризисов и психологическая помощь в кризисных ситуациях» Н. С. Хрусталева определяет личностный кризис как «особое, тяжелое, достаточно длительное критическое состояние человека, вызванное переживанием противоречия между имеющимися у него в данное время недостаточными возможностями и непреклонными требованиями внешних и внутренних обстоятельств жизнедеятельности, которое он не в состоянии быстро каким-то способом преодолеть» (Хрусталева Н. С., 2010, с. 12).
В течение жизни человек как сложная психологическая система находится под влиянием противоположно направленных сил. Как любой живой системе, внутренней жизни человека свойственны: способность к сохранению собственной целостности, способность взаимодействовать с окружающей средой, способность к развитию и изменчивости, способность к самоорганизации. То есть, стремление к сохранению «статуса-кво», быть неизменным, сталкивается с необходимостью меняться.
Требование изменений человека исходит из самой логики его развития, с одной стороны, и под влиянием внешних событий – с другой. Результатом столкновения этих разнонаправленных сил является нарушение внутреннего баланса психологической жизни человека. Преодоление этого рассогласования и необходимость существенных изменений приводят к болезненным переживаниям ситуации. При этом требования перемен касаются самых разных сторон жизни человека (поведения, социальных ролей, образа себя и мира и т. д.). Трудность преодоления этих ситуаций и сопутствующий комплекс болезненных переживаний свидетельствуют о возникновении индивидуального жизненного кризиса. Следовательно, центральным звеном индивидуального психологического кризиса является потеря идентичности.
Понятие «идентичность» можно понимать вслед за Э. Эриксоном (2006) следующим образом:
1. Идентичность как осознание своей особенности, «непохожести».
2. Идентичность как ощущение собственной целостности во времени: То, чем Я являюсь в настоящий момент, продолжение того, чем Я был раньше. Тождественность во времени. Жизнь имеет смысл.
3. Идентичность как единство представлений о себе, как синтез образов себя. Представление о себе как гармоничном целом.
4. Идентичность как внутренняя солидарность с теми идеалами, которые приняты в обществе и в референтной группе.
Феномен «индивидуальный психологический кризис» сложен и объемен, что позволяет при определении этого понятия сделать акценты на различных его сторонах.
Наиболее распространены следующие подходы к пониманию этого феномена. Кризис рассматривается как:
1) частный случай критической ситуации (Герасимова В. С., Гамезо М. В., Горелова Г. Г., Орлова Л. М., 1999);
2) переживание эмоционального дисбаланса (Донченко Е. А., Титаренко Т.М, 1987; Брюдаль, 1998; Глуханюк Н.С., 2001);
3) состояние, порождаемое вставшей перед человеком проблемой, от которой он не может уйти и которую не может разрешить в короткое время и привычным способом присутствует в описаниях многих типов кризисов (Ахмеров Р. А., 1994; Маничев С. А., 2001; Ремшмидт X., 1994; Солдатова Г. У, Шайгерова Л. А., 2002 и др.);
4) необходимость отказаться от привычных поведенческих моделей, которые перестали быть адекватными (М. С. Соловейчик);
5) изменения в ценностно-мотивационной и смысловой сферах личности (Леонтьев Д. А., 1999);
6) перемены в восприятии себя и своей жизни (Кон И. С., 1998; Слободчиков В. И., Исаев Е. И., 1998);
7) ситуация невозможности реализации жизненного замысла (Ф. В. Василюк).
4.1.2. Введение понятий и феноменология
«Любая проблема таит дар для тебя. Ты ищешь проблемы, поскольку нуждаешься в их дарах»
Индивидуальный кризис можно определить эмоционально, интеллектуально и поведенчески как ситуацию, которая требует значительных изменений представлений о себе и мире. По мнению Г. Олпорта (2002), масштабность изменений не может не затронуть изменения личностные. Можно сказать, что индивидуальный кризис – это переживание потери на двух уровнях: на личностном уровне – потеря идентичности, на социально-психологическом – потеря способности к адекватному мышлению и поведению (дезадаптация).
Сложность ситуации усугубляется еще и тем, что в такие моменты актуальна внутренняя потребность человека реализовать эти изменения максимально быстро.
В самом понятии кризис, как мы помним, в переводе с китайского языка – «полный опасности шанс». Эта чеканная формула дает ясное понимание двойной роли кризисных состояний в индивидуальной судьбе человека. С одной стороны, это трудный, порой мучительный период. С другой, это такой момент, когда мы как никогда в другое время готовы к обновлению.
Человек, переживающий жизненный кризис, не может оставаться прежним: возникает жесткая необходимость преодолеть устоявшиеся установки и отказаться от привычных форм поведения. Он стоит перед необходимостью осмыслить, переработать и присвоить новый опыт. Эти изменения могут носить как позитивный характер, так и негативный. И первое, и второе – поиск иного варианта адаптивности. Негативным можно считать переход к варианту адаптивности за счет регресса. В этом случае человек теряет возможность личностного роста. Это может выражаться в отказе от ответственности и выполнения каких-то социальных ролей, в пассивности, личностной изоляции или формировании зависимости от других людей. Типичным в таких ситуациях может быть стремление действовать «как все», шаблонно (а значит, безопасно) или опираясь на мнение и требования окружающих.
Позитивный вариант преодоления индивидуального жизненного кризиса состоит в том, чтобы использовать потенциал сложной ситуации, а потенциал кризиса – в возможности развития и даже толчке к нему. Пройдя болезненный этап изменений, человек не просто меняется, а приобретает новые качества и способности, открывает для себя новые пути развития. Его представления о себе и мире становятся более адекватными и дифференцированными. Человек становится более зрелым, независимым и ответственным. Таким образом, не всегда опасность кризиса в угрозе и только в этом. Очень важно, что кризис – это вероятность, даже опасность упустить шанс для развития.
В кризисной ситуации человек стоит перед выбором своего пути. Как это сформулировал Абрахам Маслоу (1999), человек постоянно осуществляет выбор между безопасностью и развитием. В ситуации кризиса требования этого выбора становятся особенно жесткими. Выбор в пользу развития – это, на наш взгляд, и есть «выбор в пользу развития».
Кризис – это ситуация, в которой жизнь «тестирует» человека на его готовность и способность стать тем, кем он может стать. Итак, центральным звеном кризиса как жизненного вызова является потер я устоявшихся представлений о себе, идентичности. Поиск идентичности возможен по негативному и позитивному варианту.
Негативными вариантами являются:
• неспособность справиться с новой, более сложной системой образа «Я», что приводит к личностному регрессу;
• адаптация по принципу минимизации затрат, следование чьим-то советам, указаниям, примерам;
• стремление остаться в тени, признание своей малой ценности и низкой значимости.
Позитивными вариантами обретения идентичности являются:
• исследование своих возможностей и принятие более сложного, порой более противоречивого, образа себя, творчески выстроенная «Я-концепция»;
• опора на внутренние ресурсы для разрешения сложных ситуаций и отказ от стандартных вариантов решения проблем;
• выбор пути развития в противовес избегания трудностей, комфорта и безопасности.
При описании анализа феномена жизненного кризиса различными авторами наиболее часто используются следующие понятия.
Кризисная ситуация – это совокупность внешних и внутренних условий и обстоятельств, создающих необходимость кардинальных системных изменений хода своей жизни.
Кризисной называют ситуацию, когда человек сталкивается с препятствием в реализации важных жизненных целей и не может справиться с этой ситуацией с помощью привычных средств. Выделяются два типа кризисных ситуаций: обусловленные изменениями в естественном жизненном цикле или травмирующими событиями жизни.
Часто в качестве синонима «кризисной ситуации» используется понятие «трудная жизненная ситуация», которая является термином более социальным, чем психологическим.
Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. п.), которую он не может преодолеть самостоятельно (Российская Федерация. Законы. Об основах социального обслуживания в РФ: федеральный закон: принят 10 декабря 1995 г.; в ред. 22 августа 2004 г.).
В понятии «кризисное событие», близком к термину «кризисная ситуация», системообразующим является элемент «нежелательное явление». Данная характеристика ставит кризисное событие в зависимость от личностной оценки и личностного восприятия. Нежелательность кризисного события определяется тем, что оно опасно («совместная опасность» – второй системообразующий элемент данного понятия) для жизнедеятельности человека. Это может быть угроза его здоровью, материальному благополучию, социальному статусу, внутриличностному равновесию.
Психологический анализ обращает внимание на следующие параметры кризисного события:
1) неблагоприятные условия для жизнедеятельности;
2) угрожающий характер события;
3) резкое возрастание внутриличностной напряженности;
4) истощение адаптационных ресурсов и «прорыв» адаптационного барьера;
5) изменение динамических стереотипов поведения;
6) кризисное состояние личности (Пергаменщик, 2004).
Часто используется также понятие «личностный кризис», которое является наиболее близким к термину «индивидуальный жизненный кризис». Личностный кризис определяется как самостоятельный кризис индивидуальной жизни, возникающий в условиях субъективной невозможности реализации внутренних необходимостей жизни, сопровождающийся переживанием состояния внутренней дезинтеграции, которое возникает в результате осознания субъектом рассогласования реальных жизненных отношений и глубинных смысловых структур личности (Жедунова Л. Г. Динамика базисных убеждений личности в процессе переживания личностного кризиса // Ярославский педагогический вестник. Сер. Гуманитарные науки. 2009. № 4(61). С. 145–150).
Менее широким понятием является термин «кризисное состояние» (Амбрумова А. Г., Полеев А.М., 1986) – это психическое (психологическое) состояние человека, внезапно пережившего субъективно значимую и тяжело переносимую психическую травму (вследствие резкого изменения образа жизни, внутриличностной картины мира) или находящегося под угрозой возникновения психотравмирующей ситуации. Кризисное состояние развивается под влиянием внутренних процессов. Внешние события могут являться запускающим механизмом.
Кризисное состояние определяется фрустрацией – психическим состоянием человека, вызываемым объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи, переживанием неудачи и стрессом.
Компоненты кризисного состояния
В психологии для описания любых феноменов, как правило, рассматривают эмоциональный, когнитивный, мотивационный и поведенческий компоненты. В реакции на кризисную ситуацию эти компоненты тесно связаны друг с другом и определяют содержание кризисного переживания и психологического состояния.
1) Эмоциональный компонент
Эмоциональный компонент является наиболее выраженным в кризисном состоянии. Для него характерны следующие особенности:
• Выраженно негативный характер переживаний. На первое место в кризисной ситуации выходят ощущения и эмоции отрицательного характера («Мне плохо»).
• Высокая интенсивность переживаний. Сила и интенсивность чувств в кризисной ситуации значительно превосходят те эмоции, которые человек испытывает в повседневной жизни («Я этого не вынесу»).
• Многообразие переживаний: подавленность, страх, чувство вины, обида, злоба, беспомощность, безнадежность, одиночество и т. д.
• Противоречивость переживаний. Часто чувства, испытываемые человеком в кризисной ситуации, имеют противоречивый характер. То, что в нормальной жизни обычно несовместимо, в кризисном состоянии переживается одномоментно. Например, облегчение и боль в случае смерти больного родственника.
• Необычность переживаний. Большинство чувств, которые испытывает человек, необычны и непривычны для него («Я не знаю, что со мной»).
• Неприемлемость переживаний. Некоторые чувства обычно считаются неприемлемыми, недопустимыми или патологическими (например злость, гнев, паника). В результате человек, испытывающий эти чувства, ощущает себя «ненормальным» и изолированным от общества, поскольку он не может рассказать о них окружающим, что еще более усугубляет его кризисную состояние («Я схожу с ума»).
• Неприятие переживаний. Ряд чувств, которые характерны для кризисного состояния, неприемлемы не только для окружающих, но и не принимаются самим человеком. В результате значительная часть кризисного состояния наполнена так называемыми мета-чувствами, или чувствами по поводу своих чувств. Главным образом, это отрицательные чувства, которые проявляются в борьбе человека со своей реакцией на кризисную ситуацию («Я пытаюсь держать себя в руках»).
2) Когнитивный компонент
Когнитивный компонент тесно связан с эмоциональным и проявляется в неспособности человека самому найти выход из создавшейся ситуации: «Я не знаю, что мне делать». В этом смысле до определенной степени кризисной можно считать любую ситуацию, в которой затруднен поиск выхода из создавшегося положения. Когнитивный компонент кризисного состояния также выражается в одномерном видении ситуации, например, человек видит выход из своего состояния в том, чтобы «избавиться от невыносимых чувств». Иногда это состояние называют «тоннельным видением».
3) Мотивационный и поведенческий компоненты
В кризисном состоянии человек теряет важные смысложизненные ориентиры. В некотором смысле глубокая апатия – это естественная реакция на потерю этих ориентиров. Человек может говорить: «Я ничего не хочу», «мне ничего не надо». Человек отказывается не только от своих желаний, но и от каких-либо действий, и не в силах взять на себя какую-либо ответственность за происходящее с ним. Таким образом, в кризисном состоянии человек испытывает ощущение хаоса, раздробленности и «потери себя», он может чувствовать себя неадекватным или даже психически ненормальным, поскольку все, что происходит с ним, может совершенно не вписываться ни в его Я-концепцию, ни в его концепцию окружающего мира. Это выходит за рамки его представлений о себе, представлений о нормальном поведении и состоянии (Трунов Д., Бячкова Н., 2004).
4.1.3. Развитие кризиса
Прежде чем говорить о течении кризисов, логично остановиться на их типах в зависимости от тех психологических механизмов, которые испытывают максимальные напряжения.
Известно, что психологические процессы, которые мы вслед за Ф. Е. Василюком будем называть переживанием, имеют свои внутренние цели. Их четыре:
1) испытать сейчас («здесь и теперь») удовлетворение;
2) реализовать какую-то деятельность соответственно какому-то мотиву;
3) обеспечить упорядоченность своего внутреннего мира;
4) обеспечить личностный рост – прогресс личностной структуры – стать психологически совершеннее.
Осуществление совокупности этих целей – в реализации психической жизни. Невозможность реализации любой из них приводит к разным видам психологических кризисов.
4.1.4. Этапы кризиса
Причины кризиса могут быть внешние и внутренние. Когда говорят о внешних причинах кризиса, прежде всего, имеют в виду неблагоприятные изменения среды и внешние события. Однако причиной кризиса могут быть и радостные события, например первая любовь, новая должность, рождение ребенка. «Кризисный потенциал» таких событий в том, что они имеют особую эмоциональную значимость и вызывают нарушение привычного течения жизни.
Иногда невозможно точно указать внешнюю причину кризиса, он как будто вызревает внутри человека. Вроде бы все в жизни человека осталось по-прежнему, но он чувствует, что стал другим. Тогда можно говорить о внутренних причинах кризиса. Примерами такого рода кризисов являются возрастные кризисы, отчасти семейные и экзистенциальные.
Какова бы ни была причина кризиса, его развитие следует определенной логике. Можно выделить следующие этапы развития кризисного состояния у человека (Соловьева С. Л., 2003, с. 48):
1) игнорирование травмирующего события, шок, оцепенение;
2) осознание действительности и поиск смысла. Часто сопровождается гневом, чувством несправедливости происходящего;
3) острое горе и отчаяние (душевная боль, трудности концентрации, утрата энергии);
4) реорганизация и рождение нового (создание образа памяти).
В книге «Мастерство психологического консультирования» (под. ред. А. А. Бадхена, А. М. Родиной, с. 99) авторы описывают следующие стадии развития кризисного состояния:
1. Стадия нормальной адаптации. Характеризуется ростом напряжения, стимулирующим привычные способы решения проблем. При столкновении с проблемной ситуацией человек, чтобы с ней справиться, использует прошлый опыт. На этой стадии человек использует привычные способы для решения проблем, задействует знакомые ресурсы, при этом напряжение и релаксация сбалансированы и сохраняется гибкость в решении проблемы. Если привычные способы решения проблем не срабатывают, наступает вторая стадия.
2. Стадия мобилизации. Характеризуется дальнейшим ростом напряжения. На этой стадии человек нуждается в помощи со стороны и готов ее принять. Он ощущает рост неуверенности и страха, напряжения. Нарушается эмоциональная сбалансированность, и напряжение преобладает над релаксацией. Происходит мобилизация новых ресурсов, внешних и внутренних. Возникает некоторая амбивалентность. С одной стороны, пробуждается готовность для новых путей преодоления ситуации, с другой, уменьшается гибкость в подходе к проблеме. Если человек не получает помощи, наступает третья стадия.
3. Критическая стадия. Характеризуется повышением тревоги, чувства беспомощности и безнадежности, проявляется внутренняя психологическая дезорганизация, эмоциональная, интеллектуальная, личностная. Разрушаются привычные механизмы преодоления, нарастает ощущение хаоса. Система поддержки разрушается, так как человек перестает воспринимать семью, близких как источник помощи.
На этой стадии могут возобладать деструктивные формы разрешения ситуации (противоправные действия, суицид, убийство и пр.).
Кризис может завершиться на любой стадии, если исчезнет опасность или обнаружится решение.
4.1.5. Феномен одиночества
Любой индивидуальный жизненный кризис по определению сталкивает человека с кризисной ситуацией – один на один. Поэтому, стоя лицом к лицу перед комплексом нерешенных проблем, человек ощущает себя в одиночестве и изоляции. Это переживание универсально для всех видов индивидуальных кризисов.
Проблема одиночества изучается в рамках различных гуманитарных наук и не имеет единого толкования. Понятие одиночества по-разному определяется представителями философских, социологических, психологических дисциплин, что обусловлено сложным противоречивым содержанием этого феномена, отражающим сущность человеческого бытия. С одной стороны, человек индивидуален и имеет потребность в автономии; с другой стороны, человек – существо социальное, испытывающее потребность в общении, в контактах с другими людьми. Английский ученый биолог и этнолог Дж. Рэлф Оди в своей статье «Человек – существо одинокое: биологические корни одиночества» перечисляет разнообразные явления, которые различные авторы относят к феноменологии одиночества. Среди них: добровольное уединение, вынужденная изоляция, собственно одиночество, пребывание наедине с самим собой, ностальгия, остракизм, горе из-за потерянного дома или человека, тоска по дому, тоска по кому-то, скука, замкнутость, аномия, бесцельность существования, непохожесть на других, страсть к перемене мест, некоторые формы депрессии, уединение, изоляция, самоустранение, независимо от того, кто окружает человека – люди или природа, страх, боязнь остракизма, сенсорная депривация. Другие исследователи отождествляли одиночество и сенсорную депривацию, одиночество и изоляцию, одиночество и уединение (Ильин С. П., 2009). Представитель психодинамического направления Д.Зилбург четко обозначил грань между одиночеством и уединенностью, считая последнюю нормальным и преходящим умонастроением. Зилбург полагал, что уединенность наступает тогда, когда человек нуждается в общении с какой-то конкретной личностью. Одиночество же, напротив, носит постоянный характер и является непреодолимым ощущением. Психологи описывают одиночество чаще как напряженное психическое состояние, сопровождающееся негативными эмоциональными переживаниями тревоги, тоски, депрессии, скуки, ностальгии по утраченным связям. Так, например, Ю. Рубинстейн и П. Шейвер считают, что потеря близкого человека, сопровождающаяся эмоциональной изоляцией, приводит к отчаянию, а социальная изоляция, связанная с отчуждением от социальной группы, – к тоске (Ильин С. П., 2009). Зилбург рассматривает одиночество как непреодолимое, постоянное ощущение, тягостное эмоциональное переживание субъективной отъединенности, овладевающее мыслями и поступками личности (Корчагина С. Г.).
Выделяют негативную и позитивную тенденции в оценке влияния одиночества на жизнь человека. С одной стороны, одиночество рассматривается как деструктивное, разрушительным образом влияющее на личность явление. С другой – одиночество определяют как конструктивное явление, необходимый этап самопознания и самоопределения. В истории философии и в работах современных исследователей встречаются понимание одиночества как деструктивного либо конструктивного явления. Например, в античные времена одиночество рассматривали как величайшее зло, «проклятье человечества». Аристотель и Платон определяли одиночество как резко негативное для человека явление, избавление от которого они видели в наслаждении благом дружбы и любви. Представители психоаналитической школы, одними из первых изучавшими проблему
В современном мире участились случаи насилия, агрессии, со специфическими переживаниями, сопровождающими ощущение одиночества. Мотивами подобных преступлений является не ненависть, а невыносимое чувство одиночества, скуки, беспомощность и потребность увидеть хоть какие-то нестандартные ситуации, как-то проявить себя, на кого-то произвести впечатление, убедиться, что существуют такие деяния, которые могут прекратить монотонность повседневной жизни, дают возможность почувствовать реальность своего существования, возможность оказать воздействие на другое существо. Вот один из примеров, случай, имевший место в 1972 г. в Аризоне. Шестнадцатилетний подросток, который отлично учился в школе и пел в церковном хоре, был доставлен в тюрьму для несовершеннолетних после того, как он признался полиции, что застрелил своих родителей; оказалось, что ему просто необходимо было увидеть, как это происходит, когда кто-то кого-то убивает. Трупы Йозефа Рот (6о лет) и его жены Гертруды (57 лет) были обнаружены в их квартире. Власти сообщили, что они были убиты выстрелом в грудь из охотничьего ружья. Рот был учителем вуза, его жена тоже преподавала на младших курсах вуза. Прокурор Кошиза Рихард Рили сказал: этот Берднард И. Рот был «милейший юноша; в четверг он явился в полицию на допрос и вел себя весьма вежливо и непосредственно». Как сообщает Рили, юноша сказал о родителях следующее: «Они очень постарели. Я на них совершенно не сержусь и вообще ничего против них не имею». Юноша сказал, что его уже давно посетила идея убить родителей. Рили записал после допроса: «Ему хотелось узнать, как происходит убийство».
одиночества в психологическом ключе, рассматривали его как патологическое явление, разрушительное для личности. Эрих Фромм – представитель гуманистического психоанализа – подчеркивал, что сама природа человека не может быть согласна с одиночеством. По мнению Э. Фромма, чувство одиночества расщепляет, фрагментирует личность, раскалывает на дискретные части, а это, в свою очередь, ведет к агрессивности, насилию, терроризму.
Как к позитивному явлению, необходимому для творческого развития личности, относились к одиночеству на Древнем Востоке. Некоторые современные исследователи рассматривают одиночество как необходимое условие здорового развития психики. Л. П. Гримак утверждает, что для нормального функционирования организма и психики человеку периодически необходимо оставаться в полном одиночестве.
Современные исследователи проводят различия между понятиями «одиночество», «изоляция» и «уединение». При этом под изоляцией понимают внешне обусловленную локализацию человека по отношению к социальному окружению (физическую, пространственную и временную). Изоляция может быть вынужденной и добровольной. Добровольную изоляцию называют уединением. Примером вынужденной изоляции может служить тюремное заключение, иллюстрацией добровольной изоляции – религиозное затворничество, длительные путешествия в одиночестве. Например, часто в добровольной изоляции оказывался известный путешественник Ф. Конюхов, в полном одиночестве пересекавший моря.
В психологии одиночество чаще понимают как специфическое психическое состояние, которое может возникать в ситуациях изоляции, дисгармонии межличностных отношений, дефицита полноценного общения, разлада с миром и с самим собой.
Приведем определения одиночества разных авторов.
1. Необходимый этап в определении возможностей своего «Я», как свободного самоопределения и самоутверждения в мире (Андрусенко В. А.).
2. Эпизодическое острое ощущение беспокойства и напряжения, связанное со стремлением иметь дружеские или интимные отношения (Вейс R).
3. Психологический мотив, интернальность и имманентность которого независимы от конкретных физиологических и средовых факторов (Миюскович Б.).
4. Отсутствие или воображаемое отсутствие удовлетворительных социальных отношений, сопровождаемое симптомами психического расстройства (Янг Д.).
5. Психическое состояние человека, отражающее переживание своей отдельности, субъективной невозможности или нежелания чувствовать адекватный отклик, принятие и признание себя другими людьми (Корчагина С. Г.).
Под одиночеством понимают психическое состояние, которое рассматривают в контексте его взаимоотношения с другими психологическими образованиями и проявлениями. Возможны различные теоретические подходы к рассмотрению психического состояния одиночества, при этом предметом изучения психического состояния одиночества могут быть причины и механизмы возникновения, содержательные характеристики состояния, динамика состояния, отношения с внешне– и внутрисредовыми характеристиками.
В психологии экстремальных и кризисных ситуаций одиночество рассматривается как критическая, экстремальная ситуация и как психическое состояние критического уровня.
Причины возникновения одиночества
Одни авторы считают, что одиночество определяется внутренними факторами, коренится во внутренней природе человека, в его психологической конституции. Другие полагают, что одиночество определяется внешними факторами, связано с изменениями, происходящими в обществе.
Представители психодинамического направления Д. Зилбург, Г. Салливан, Ф. Фромм-Рейхман, Д. Перлман, Л.Песло, Э.Лидерман концентрируют внимание на том, какие внутриличностные факторы (черты характера, внутренние конфликты и др.) приводят к состоянию одиночества. 3. Фрейд и его последователи указывают на то, что ранние влияния на личностное развитие ребенка, внутриличностные факторы, такие как нарциссизм, мания величия, агрессивность, играют решающую роль в формировании комплекса «одиночества». Ребенок, окруженный только акцентуированной любовью, в будущем проявляет нарциссические черты, стремление быть объектом любви и почитания со стороны других людей. Вокруг нарциссической личности возникает зона дефицита общения и враждебности, с неизбежностью приводящая к чувству одиночества. Ранний детский опыт определяет, будет ли человек одинок в последующей своей жизни.
Сущность одиночества
Фрида Фромм-Рейхман в статье «Одиночество» описывает результаты клинического исследования психических заболеваний. Автор изучала одиночество на группе больных шизофренией.
Ф. Фромм-Рейхман приходит к выводу, что одиночество является экстремальным состоянием, носит разрушительный характер, приводит к развитию психотических состояний и превращает людей в «эмоционально парализованных и беспомощных». Большое значение в формировании одиночества, по мнению автора, имеет преждевременное отлучение ребенка от материнской ласки.
Сторонники социологического направления (Д. Рисмен, К. Боумен, Р. Слейтер) считают, что причины одиночества находятся вне индивида, это продукт действия социальных сил, побочное следствие социальных изменений, происходящих в обществе, что приводит к неустойчивости межличностных связей, потере глубины человеческого общения, переживанию одиночества.
Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО «ЛитРес» (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.
Источник: http://iknigi.net/avtor-kollektiv-avtorov/145948-psihologiya-krizisnyh-i-ekstremalnyh-situaciy-individualnye-zhiznennye-krizisy-agressiya-i-ekstremizm-kollektiv-avtorov/read/page-12.html
- Как избавиться от панических атак самому без посторонней помощи - как избавиться от панических атак
- Гормон кортизол у женщин – его норма, причины повышенного и пониженного уровня - гормон стресса у женщин
- Панические атаки? - панические атаки форум
- Паническая атака что это - Тревога - панические атаки что это
- Гормон стресса кортизол – повышен, понижен, причины - гормон стресса кортизол
- ПАТОФИЗИОЛОГИЯ АДАПТАЦИОННОГО СИНДРОМА И СТРЕССА - патофизиолог сформулировавший концепцию стресса
- Как поведение может усилить чувство тревоги и беспокойства без причины? - чувство тревоги
- Смешные картинки про стресс - стресс картинки
- Правила бесконфликтного общения - правила бесконфликтного общения
- Altair и Abbi - Свела с ума (AlZaBi) текст песни, слова трека скачать бесплатно - фантастика у меня паника
Добавить комментарий