Особенности психологии больного; Студопедия — особенности психики пациента
13.09.2018Наиболее общими изменениями психики у психосоматических больных надо считать перестройку интересов по направлению от внешнего мира к собственным ощущениям, к функциям своего тела, к ограничению интересов. При этом происходят различные изменения всех сторон личности: меняются аффективная настроенность, моторика, речь. При серьезной угрозе жизни и благополучию может меняться и восприятие времени в виде его ускорения или замедления. В ряде случаев большое значение приобретают наплывы воспоминаний, выраженность и некоторая насильственность которых могут быть связаны с интоксикацией, вызванной болезнью.
Особенности психики пациента
Все особенности сознания болезни можно разделить на две группы. Обычные формы сознания болезни представляют собой лишь особенности психологии больного человека, а сам он нуждается в повседневном разумном и щадящем подходе врача. Состояния сознания болезни, сопровождающиеся аномальными реакциями на нее, выходящими за рамки типичных для данного человека, а тем более порождаемые внутренней болезнью стойкие изменения психики больного, являются уже болезненными состояниями психики, которые дополняют и усложняют клиническую картину основной болезни.
Больной отличается от здорового человека тем, что у него наряду с изменениями функционирования внутренних органов и самочувствия качественно меняется психическое состояние. Болезнь меняет восприятие и отношение больного к окружающим событиям, к самому себе, в результате болезни у него возникает особое положение среди близких людей, иное положение в обществе.
Наиболее общими изменениями психики у психосоматических больных надо считать перестройку интересов по направлению от внешнего мира к собственным ощущениям, к функциям своего тела, к ограничению интересов. При этом происходят различные изменения всех сторон личности: меняются аффективная настроенность, моторика, речь. При серьезной угрозе жизни и благополучию может меняться и восприятие времени в виде его ускорения или замедления. В ряде случаев большое значение приобретают наплывы воспоминаний, выраженность и некоторая насильственность которых могут быть связаны с интоксикацией, вызванной болезнью.
Большое значение для больного имеет его представление о болезни, основанное на самых разнообразных сведениях. Психика больного с начала заболевания оказывается в необычном состоянии, так как в связи с болезнью нарушается привычный ритм жизни, труда, отдыха, сна и бодрствования. Происходит перестройка в значении ощущений. На внутренний мир больного обрушивается обилие интерцептивных сигналов, которые заполняют все его интересы и приобретают небывалую значимость. В это время особая роль принадлежит психотерапевтическому воздействию врача, который должен суметь объяснить больному особенности его состояния и ощущений от различных частей тела. Психотерапевтическое отношение к больному должно проявляться с первого осмотра и до постановки диагноза.
Большое значение для больного имеют обходы, особенно в клиниках, где проводится параллельное обучение студентов. Часто в присутствии больного приходится говорить учащимся о некоторых особенностях болезни, пользоваться непонятными для больных терминами, не зная, какую реакцию у больного это вызовет.
Не меньшие сложности представляет собой период выздоровления, когда у больного должна наступить компенсация или примирение с дефектом, который возник в результате болезни, с инвалидностью и в связи с этим — с новым положением в семье, в обществе. В тех случаях, когда болезнь неизлечима, врач должен уметь каждый день одобряюще смотреть в глаза больному, понять все своеобразие его состояния, быть внимательным ко всем мелочам по уходу за больным во время симптоматического лечения.
Каждому врачу теоретически хорошо известно, что все наши знания, наше поведение в процессе лечебной деятельности, более того — само лечение будет неудовлетворительными, если в основу его не будут положены целостное понимание человеческого организма, учет всей сложности его физических и психических проявлений.
Подход к состоянию больного на основе целостного понимания его организма всегда учитывает сложные взаимоотношения, которые существуют между психическим состоянием человека и его болезнью. Психическое напряжение, конфликтные ситуации могут отражаться на соматическом состоянии больного и вызывать так называемые психосоматические заболевания. Соматические же заболевания, в свою очередь, оказывают влияние на психическое состояние человека, на его настроение, восприятие окружающего мира, поведение и планы.
Источник: http://studopedia.ru/17_148819_osobennosti-psihologii-bolnogo.html
Общие особенности психологии соматического больного
Больной человек отличается от здорового человека тем, что у него наряду с изменениями функционирования внутренних органов и самочувствия качественно меняется психическое состояние.
Субъективное отношение к болезни формируется на базе различных факторов, которые можно сгруппировать в группы.
1. Социально-конституциональную группу и индивидуально-психологическую. При этом многие специалисты под социально-конституциональными параметрами понимают влияние пола, возраста и профессии человека.
2. Индивидуально-психологическую — сюда относят свойства темперамента, особенности характера, качества личности, мировоззрение и др. Эти факторы имеют свои определенные особенности.
Пол человека вполне оказывает влияние на субъективное отношение к болезни и формирование типа реагирования на заболевание.
К особенностям, имеющим определенные корреляции с полом человека, можно отнести такие, как лучшая переносимость женщинами болевого ощущения, состояний длительной ограниченности движений, обездвиженности. Что вполне может объясняться психофизиологическими особенностями пола, а также и психологическими традициями роли женщины и мужчины в определенных общественных отношениях и культурах.
Мужчины же гораздо хуже, чем женщины эмоционально переносят длительный период ограничения движений и полной обездвиженности. Это наблюдается в травматологических отделениях, когда пациенту приходится находиться в вынужденной позе в течение нескольких месяцев.
Физическая болезнь или увечье часто меняют субъективную ценность различных частей тела. С психологической точки зрения, на самооценку человека и его ценностные представления о различных частях собственного тела могут оказывать психотравмирующие факторы при возникновении какого-либо дефекта в человеческом теле.
По результатам некоторых психологических экспериментов наиболее ценными для людей оказались нога, глаз и рука. При этом психически больные люди менее ценно оценивали тело, чем нормальные испытуемые. Женщины оценивали тело важнее, чем мужчины.
Возрастные особенности человека важны при формировании субъективного отношения к болезни и становления определенного типа реагирования на нее. Например, есть данные, что для каждой возрастной группы существует свое представление о тяжести заболеваний. Некое распределение болезней по социально-психологической значимости и тяжести.
Например, для детей, подростков, юношей наиболее тяжелыми в психологическом отношении оказываются болезни, которые изменяют внешний вид человека, делают его непривлекательным. Это связано с системой ценностей, расстановкой приоритетов, имеющихся у больного молодого человека. Для него наивысшую ценность приобретает удовлетворение основополагающей потребности, такой, как удовлетворенность собственной внешностью. А наиболее тяжелые психологические реакции могут вызывать болезни, и не носящие с медицинской точки зрения угрозы для жизни человека. К ним относятся любые болезни, негативно изменяющие внешность — кожные, экземы, аллергии, калечащие травмы и операции, ожоги и т.д. Ни в каком другом возрасте не наблюдается более тяжелых психологических реакций человека на появление у него на коже лица фурункулов, угрей.
Люди зрелого возраста психологически более тяжело будут реагировать на хронические заболевания и заболевания, ведущие к инвалидности. Это может быть связано с системой ценностей и отражает устремленность человека зрелого возраста удовлетворять социальные потребности. Такие потребности, как потребность в благополучии, благосостоянии, независимости, самостоятельности. Само удовлетворение этих потребностей может быть невозможным с появлением любой хронической или приводящей к инвалидности болезни. Психологически тяжелыми для лиц зрелого возраста являются также такие болезни, как онкологические, хронические соматические болезни и т.д.
Другой повышенно значимой группой заболеваний для зрелого человека считаются так называемые «стыдные» или «неприличные» болезни, к которым общество и сами больные часто относят венерические и психические заболевания. Психологическая реакция на них обусловлена чаще переживаниями по поводу того, как изменится социальный статус и авторитет заболевшего такой болезнью в случае, если об этом станет известно окружающим. Для некоторых людей стыдно болеть, например, геморроем. Есть группы населения — это, как правило, люди, занимающие руководящие посты, для некоторых из них стыдными являются болезни сердца. Это, вероятно, может быть связано с возможностью продвижения по службе.
А для пожилых и престарелых людей наиболее значимыми являются болезни, которые могут привести к смерти. Скажем, инфаркт, инсульт, злокачественные опухоли страшны для них не тем, что могут приводить к потере трудоспособности и работоспособности, а тем, что ассоциируются у данной возрастной группы со смертельным исходом.
Профессия— довольно важный фактор. Человек часто оценивает тяжесть болезни, исходя из влияния симптомов заболевания на его настоящую и будущую трудоспособность. При этом значимой становится профессионально обусловленная ценность того или иного органа.
Например. Актер или певец может психологически более тяжело переносить ангину или бронхит, чем гастрит или язву желудка. Связано это с тем, как существенно влияют симптомы болезни на качество исполнения профессиональных обязанностей. А, скажем, для спортсмена или человека, занятого активным физическим трудом, более значимым может оказаться скорее остеохондроз позвоночника, нежели депрессия. Для человека творческой профессии — совсем наоборот. Вероятно, что альпинист более остро будет переживать гипертоническую болезнь и церебральный атеросклероз с частыми кризами и симптомом головокружения, чем кондуктор в транспорте. И т.д.
Особенности личности.
Особенности темперамента. Необходимо отметить, что к значимым для выработки определенного типа психического реагирования на заболевание параметрам темперамента можно отнести такие, как эмоциональность, переносимость боли. Признак эмоциональности и ограничения движений, и обездвиженности, отражающий параметр активности.
А субъективное чувство интенсивности ощущаемой боли оказывает влияние на степень сосредоточения внимания человека на этом ощущении и, как следствие, на ее переносимости. Отметим, что экстраверты и интроверты по разному реагируют на боль. По мнению известного психолога Айзенка, экстраверты воспринимают все уровни стимуляции менее интенсивно, чем интроверты.
Разное восприятие боли у людей зависит от различных болевых порогов у разных людей. Например, у одного человека в силу его психофизиологических особенностей может быть низкий порог, и он испытывает боль при небольшом повреждении или воздействии извне. А у другого — высокий порог, он чувствует боль только при серьезном повреждении. Часто порог болевой чувствительности может коррелировать с уровнем эмоциональности. В рамках известных типов темперамента некоторые исследования показали, что более низкие болевые пороги у холерика и меланхолика по сравнению с сангвиником и флегматиком.
Составной частью темперамента является параметр общей двигательной активности. Режим двигательной активности, подвижность, скорость движений, другие моторные характеристики человека, которые обусловлены наследственными психофизиологическими факторами. Скажем, ограничение подвижности или обездвиженность, вызванные болезнью, могут служить психологической фрустрацией для людей, чей двигательный режим нацелен на быстроту действий и склонность к физическим нагрузкам. А некоторыми исследователями плохая переносимость вынужденного ограничения движений относится к свойствам экстраверсии или интроверсии.
Особенности характера. Феноменологическая и синдромологическая особенность типа психического реагирования на заболевание зависит и от особенностей характера человека. А тип акцентуации может влиять на тип реагирования. Следует отметить, что субъективное отношение к болезни формируется также на основании семейного воспитании. В частности, воспитания отношения к болезням, способам переносимости болезней, и т.д.
Можно привести две противоположные семейные традиции воспитания субъективного отношения к болезням. Некоторые авторы называют такие традиции «стоическая» и «ипохондрическая». В одной из них ребенок постоянно поощряется за поведение, направленное на самостоятельное преодоление недугов, плохого самочувствия. Противоположна ей другая семейная традиция — формирование сверхценного отношения к здоровью. При этом родителями поощряется внимательное отношение к состоянию свою здоровья, тщательность в оценке болезненных проявлений, выявления у себя первых признаков заболевания. А в семье ребенок обучается при малейшем изменении самочувствия обращать собственное внимание и внимание окружающих на болезненные проявления.
Можно сказать, что семейные традиции определяют своеобразную иерархию болезней по степени их тяжести. Например, к наиболее тяжелым болезням могут относиться не объективно тяжелые, а те, от которых чаще всего умирали или которыми чаще болели члены семьи. Вследствие этого, субъективно наиболее значимой болезнью может оказаться гипертоническая болезнь, а не рак, инсульт, туберкулез или психическое заболевание. В семье, где есть прецеденты длительной и устойчивой ремиссии после лечения онкологического заболевания или даже выздоровление, подобная болезнь может оказаться менее психологически и даже психотравматически тяжелой, чем в семье с другой традицией, основанной на собственных наблюдениях.
Мировоззрение. К личностным особенностям относят ценностные ориентации человека, его морально-нравственные критерии и другие, социально обусловленные феномены. Из личностных особенностей, влияющих на формирование субъективного отношения к болезни, следует отметить мировоззрение. Психологические реакции на заболевание разнятся у глубоко верующих людей и атеистов. Верующие люди более психологически адекватно относятся к болезням, ведущим к смерти. А маловерующие и атеисты реагируют на появившуюся болезнь, которая может привести к утрате трудоспособности или даже к смерти, с обидой. Часто они начинают искать виновников заболевания, создают вокруг себя враждебную обстановку и сами психологически неадекватно реагируют.
Можно выделить несколько мировоззренческих установок в отношении происхождения заболеваний. Болезнь рассматривается как кара, как испытание, как назидание другим, как расплата за грехи предков и т.д. Эти трактовки происхождения болезней могут быть основаны на вере в связь между поведением человека, его нравственностью и возникновением у него недуга.
К другой группе мировоззренческих установок можно отнести представление о болезнях как вызванных наследственными или средовыми причинами. Болезнь как неизбежность, болезнь как стечение обстоятельств или как собственная ошибка и т.п. В рамках этого мировоззрения происхождение болезней рассматривается сквозь причину внешней или внутренней заданности. Скажем, многие люди убеждены в том, что «дурная наследственность» является фатальным фактором в генезе заболеваний. При этом все, что происходит с человеком, трактуется на принципе наследственно-конституциональной причины. Другая тенденция — полностью отрицать значение наследственности и рассматривать возникновение болезни, основываясь на внешних факторах и поведении человека. Эти позиции отражают так называемую обывательскую ментальность, и являются стойкими и консервативными. А такая позиция, как «Сам виноват» может быть связана с «локусом контроля» человека.
Существует и мировоззренческая оценка механизмов происхождения заболеваний, основывающаяся на мистическом подходе к процессам этиопатогенеза. Распространены так называемые «народные представления», к таким представлениям относят — болезнь вследствие зависти, болезнь вследствие ревности, сглаза, порчи, магических воздействий. Это своего рода мифологическая или, как отмечают священнослужители, «языческая» установка. При этом подходе источники болезней видятся в предвзятом отношении родных, близких, окружающих, соседей, знакомых, родственников, сослуживцев к человеку, а также колдунов, «нехороших людей» и т.д. А сам процесс возникновения болезней рассматривается как экстраполяция «негативной» или «черной энергии» на реципиента.
Можно отметить, что в наше время в России широко распространено мистическое истолкование происхождения болезней и отсутствие у многих пациентов научного подхода к анализу причин его заболевания. Следует отметить, что к особенностям личности, влияющим на выбор типа психологического реагирования на заболевание, относятся и различные суеверия. Разнообразие этих суеверий довольно широко и включает мистическое, магическое — иррациональное истолкование истоков их болезни и др.
Образование и культура. Следует отметить, что уровень образования человека и уровень его культуры также оказывают влияние на оценку субъективной тяжести болезни. В особенности это относится к уровню медицинской образованности и культуры. В этом аспекте отрицательным в психологическом отношении оказываются крайности. Это и низкая медицинская культура, и высокая. Они с одинаковой вероятностью способны вызвать психологически тяжелые, и даже неадекватные реакции. Механизмы же их будут различаться, в одном случае это будет связано с недостатком информированности, знаний, а в другом случае — с избытком информации о болезнях, их тяжести, течении, способах лечения и исходах болезней.
Болезнь меняет восприятие и отношение больного к окружающим событиям, к самому себе, в результате болезни создается для него особое положение среди близких людей, иное положение в обществе.
Наиболее общими изменениями психики у соматических больных можно считать перестройку интересов от внешнего мира к собственным ощущениям, к функциям собственного тела, к ограничению интересов. При этом происходят различные изменения всех сторон личности. При серьезной же угрозе жизни и благополучию может измениться восприятие времени в виде его ускорения или замедления.
Каждая болезнь, кроме типичных для нее клинических проявлений, всегда сопровождается большими или меньшими изменениями психики больного.
В некоторых случаях, например при органических поражениях центральной нервной системы, при эндогенных психических болезнях и при нейроинфекциях, изменения и расстройства психики могут быть обусловлены стойким и глубоким повреждением деятельности мозга. В других, в частности, на высоте острых общих инфекционных заболеваний и при массивных острых экзогенных интоксикациях, например, алкоголем, наркотиками, ядами, нарушения психики могут быть вызваны преходящими изменениями деятельности головного мозга. Однако, появление изменений психики при соматических болезнях не ограничивается этими двумя примерами.
Любая болезнь, даже если она не сопровождается разрушительными изменениями в биологических формах мозговой деятельности, обязательно видоизменяет психику больного вследствие появления новых, отсутствовавших до болезни форм реагирования больного на болезнь.
В таких случаях речь может идти о влиянии страхов, беспокойств, волнений больного на его личность — Аутопсихогении. Такого рода беспокойство имеет, как правило, сложный характер и включает в себя опасения индивидуальные. Например: «Чем мне угрожает болезнь?». Надо сказать, что эти опасения всегда и тесно взаимосвязаны с опасениями, имеющими общественный характер. Например, в связи со сложившимся в обществе особым отношением к некой болезни, с особенностями ее социального звучания. Такой вариант опасений особенно ясно выступает при заразных, социально опасных болезнях, таких, как: спид, чума, холера, сифилис, туберкулез и др.
В клинической картине болезней эти особенности опасений больного проникают одна в другую, а каждая из них может приобретать качественно особое значение.
Например, даже ангина у члена семьи, в составе которой имеются дети, подверженные инфекционным болезням, сопровождается не только индивидуальными опасениями, но и беспокойством за возможное ее «социальное и общественное звучание». «Звучание» внутри семьи, школы, которую посещают дети, и других социальных групп.
Сознание болезни. Не случайно приводят термины о «сознании болезни», о «внешней» и «внутренней» ее картинах. Сознание болезни или внутренняя картина болезни — наиболее распространенные понятия.
Внутренняя картина болезни — отражение в психике больного своей болезни.
Понятие «внутренней картины болезни» в настоящее время широко используется в медицинской психологии. В структуре внутренней картины болезни выделяют:
1. Сензитивныйуровень — совокупность болезненных ощущений и связанных с ними эмоциональных состояний больного,
2. Интеллектуальныйуровень — знание о болезни и ее рациональную оценку.
Наиболее распространенными методами исследования внутренней картины болезни являются клиническая беседа и специальные опросники.
Следует отметить, что множество жалоб, предъявляемых больным, находится в явном противоречии с незначительностью, а иногда и отсутствием объективных расстройств во внутренних органах. В таких случаях болезненная переоценка больным своего состояния выявляет гипернозогнозиюв сознании им болезни. А явления анозогнозииобразно сравнивают с «бегством от болезни». Явления гипернозогнозии сравнивают с «бегством в болезнь», «уходом в болезнь».
Психический фактор в течении соматической болезни прослеживается и в тех случаях, когда заболевание, скажем, возникающее на фоне аффективного напряжения, имеет под собой органическую основу в виде предшествующих изменений органа или системы. Примером таких заболеваний может являться, например, инфаркт миокарда, возникший вслед за аффективным переживанием у лица, страдающего атеросклерозом.
Существуют определенные основания предполагать, что возникновение и течение даже инфекционных заболеваний, таких как туберкулез легких, рак также связано с психическим фактором. А началу этих заболеваний нередко предшествуют длительные психотравмирующие переживания. Динамика же туберкулезного процесса характеризует эту связь — обострения часто наступают под влиянием неудачно складывающихся обстоятельств жизни, разочарований, потрясений, утрат.
Существуют интересные данные ряда отечественных авторов. Так, например, И.Е. Ганелина и Я.М. Краевский, изучив преморбидные особенности высшей нервной деятельности и личности больных коронарной недостаточностью, обнаружили имеющееся сходство. Чаще это были волевые, целеустремленные, работоспособные люди с высоким уровнем побуждения, а также с наклонностью к длительному внутреннему переживанию отрицательных эмоций. В.Н. Мясищев считает характерным для сердечнососудистых больных «социально-дисгармонический» тип личности, который обнаруживается у 60% больных. Такая личность ориентирована на себя, с концентрацией внимания и интересов на немногих, субъективно значимых аспектах. Такие лица, как правило, неудовлетворены своей должностью, неуживчивы, особенно в отношениях с администрацией, повышенно обидчивы, самолюбивы.
Наиболее подробно влияние соматической болезни на психику в нашей стране изучено Л.Л. Рохлиным, который так же, как и Е.К. Краснушкин, пользуется термином сознание болезни.
Он включает в него три звена:
1) отражение болезни в психике, гнозис болезни, ее познание;
2) вызванные болезнью изменения психики больного;
3) отношение больного к собственному заболеванию или реакцию личности на болезнь.
Первое звено — гнозис болезни. Оно основано на потоке интероцептивных и экстероцептивных ощущений, порождаемых болезнью и вызывающих эмоциональные соответственные переживания. При этом данные ощущения сравниваются с имеющимися представлениями о болезни. Например, пользуясь зеркалом, человек пытается определить — больной или здоровый у него вид. Кроме того, он также внимательно следит за регулярностью своих естественных отправлений, их видом, отмечает появившуюся на теле сыпь, а также прислушивается к разнообразным ощущениям во внутренних органах. При этом человек отмечает все различные нюансы и изменения в его привычных ощущениях и теле. Однако, здесь возможно и обратное явление. То есть асимптомные, в отношении психической сферы, соматические заболевания, когда поражения внутренних органов (туберкулез, пороки сердца, опухоли) обнаруживаются случайно при осмотре не подозревающих о своей болезни пациентов. После обнаружения болезни и осведомления о ней больных, у людей, как правило, возникают отсутствовавшие до того субъективные ощущения болезни. Этот интересный факт Л.Л. Рохлин связывает с тем, что внимание, обращенное на больной орган, снижает порог интероцептивных ощущений, и они начинают доходить до сознания. Отсутствие сознания болезни в периоде, предшествовавшем ее обнаружению, автор объясняет тем, что интерорецепция в этих случаях, по-видимому, тормозится более мощными и актуальными раздражителями внешнего мира.
«Сознание болезни», «внутренняя картина» охватывает весь спектр переживаний больного человека, связанных с его болезнью.
Сюда необходимо отнести:
а) представления о значении для больного первых, ранних проявлений болезни;
б) особенности изменения самочувствия в связи с усложнением расстройств;
в) переживания состояния и его вероятных последствий на высоте болезни;
г) представление о начинающемся улучшении самочувствия на этапе обратного развития болезни и восстановлении состояния здоровья после прекращения болезни;
д) представление о возможных последствиях болезни для себя, для семьи, для деятельности; представление об отношении к нему в период болезни членов семьи, сотрудников по работе, медицинских работников.
Не существует таких сторон жизни больного, которые бы не находили отражения в его видоизмененном болезнью сознании. Болезнь— это жизнь в измененных условиях.
Особенности сознания болезни можно разделить на две группы.
1. Обычные формы сознания болезни представляют собой лишь особенности психологии больного человека.
2. Состояния сознания болезни, сопровождающиеся аномальными реакциями на нее, выходящими за рамки типичных реакций для данного человека.
Надо отметить, что во многих случаях сказывается возникающее в ходе болезни несоответствие между сохраняющимися или даже растущими потребностями больного и сокращающимися его возможностями. Такой конфликт, особенно при затяжных и ведущих к инвалидности болезнях, может приобрести сложное содержание в связи с наложением противоречий между стремлением больного к скорейшему выздоровлению и сокращающимися возможностями больного. Они могут порождаться последствиями болезни, в частности изменением его профессиональных и социальных возможностей.
Надо отметить, что общие тенденции формирования клиники расстройств психики определяются рядом обстоятельств, и, в частности, особенностями преморбид-ного состояния психики соматического больного.
Преморбидное состояние (состояние, имевшее место до начала болезни). Преморбидное состояние психики соматического больного определяет факт возникновения нервно-психических расстройств в клинике внутренних болезней. Кроме того, и особенности их клиники.
По особенностям преморбидного состояния можно выделить три группы лиц.
1. Психически больные, находящиеся на разных этапах болезни, у которых болезнь внутренних органов может:
а) усилить, усложнить течение психической болезни;
б)спровоцировать новый приступ психической болезни или вызвать ее рецидив;
в) привести к послаблению течения основного психического заболевания.
2. Психопатические личности в разных фазах развития психопатии. В целом имеет место следующая закономерность: чем более значительны, массивны аномалии личности, патологические изменения ее, тем с меньшей критикой оценивает больной свою соматическую болезнь и тем ниже становится возможность выбора эффективных форм помощи, и наоборот. Развившаяся у них соматическая болезнь сопровождается различными изменениями психики: а) клиническими явлениями декомпенсации самой психопатии;
б) явлениями компенсации психопатических расстройств;
в) формированием собственно соматогенных расстройств психики, в содержании которых преобладают те радикалы изменений психики, которые типичны для клиники соответствую-щего варианта психопатии.
3. Психически здоровые лица. Их особенности психического реагирования индивидуально неодинаковы в связи с различием личности. Изменения у преморбидно психически здоровых лиц в первую очередь обусловлены особенностями ведущей причины болезни.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Источник: http://cyberpedia.su/10xdc87.html
Введение интервью с пациентом. Особенности психики пациента
Характеристика вербального общения. Десять советов как общаться с пациентом. Самые восхитительные качества медицинского персонала. Невербальное общение и его особенности: искусство слушать, язык тела и жестов. Советы для хорошего общения с пациентом.
Рубрика | Психология |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 15.09.2015 |
Размер файла | 25,8 K |
- посмотреть текст работы
- скачать работу можно здесь
- полная информация о работе
- весь список подобных работ
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Цели и задачи
2. Вербальное общение
2.1 Десять советов как общаться с пациентом
2.2 Самые восхитительные качества медицинского персонала
3. Невербальное общение
3.1 Искусство слушать
3.2 Язык тела и жестов
3.3 Советы для хорошего общения с пациентом
3.4 Перемещение и сопровождение
4. Управление конфликтными ситуациями
5. Особые случаи
В XX веке начали активно разрабатываться и внедряться новые модели взаимоотношения медицинского персонала и пациента, такие как «совещательная», «информационная», «контрактная», «этика заботы», призванные помочь пациенту в борьбе с его болезнью. Этика заботы — это попытка восстановить забытое значение медицины как врачевания, а терапии как практики заботы. Появление «этики заботы» видится нами актуальным, в связи с тем, что человек, живущий с хронической болезнью, вынужден примиряться с ее существованием, что делает его жизнь невыносимой, или скрывать ее, в силу чего она еще трудней поддается диагностированию и лечению. В последние десятилетия стало очевидно, что эффективность медицинской помощи определяется не только и не столько ресурсами здравоохранения, но и субъективными факторами — доверием пациентов к медицинскому персоналу, особенностями субъективных переживаний, собственных страданий, вызванных патологией, наконец, готовностью пациента вовремя обратится к врачу и следовать лечебным назначениям, приверженностью к лекарственной терапии. В связи с этим, в настоящее время на первое место выходят проблемы умения медперсонала наладить контакт с пациентом, умения подчинить свои интересы интересам больного. Эти умения рассматриваются, как показатель профессионализма и, в значительной степени, влияют на пациента, на его взаимоотношения с медицинским работником, а также могут подорвать или укрепить их авторитет, сказаться на эффективности лечения.
вербальный общение пациент жест
1. Цели и задачи
Целью данного пособия является знакомство медицинского персонала с навыками профессионального общения с пациентом, его родственниками (сопровождающими), а также с умением управления конфликтными ситуациями
Сформулировать правила общения с пациентом и сопровождающими его родственниками (вербальные и невербальные);
Определить правила общения с пациентом в сложных ситуациях
Сформировать навыки успешной и качественной работы медицинского персонала
2. Вербальное общение
2.1 Десять советов как общаться с пациентом
1. Попробуйте понравиться пациенту
По содержанию первых слов, по звучанию вашего голоса, также по вашей одежде, темпераменту и выражению лица пациент определяет ваш профессионализм и выбирает стиль общения с вами. Любое общение имеет информационную составляющую, определяемую смыслом сказанных слов, и составляющую, связанную с отношением к этой информации. В личном общении доминирующий (до 90%) вклад в формирование отношения определяется звуковыми характеристиками речи и визуально наблюдаемыми компонентами поведения: движения, взгляды, одежда, выражения лица, манера поведения. Музыка вашей речи — это темп ритмика, артикуляция, интонация. Они позволяют управлять реакциями собеседника. Звучание вашего голоса определяется позой, мимикой, осанкой. Не выливайте сразу на пациента много информации — дайте ему время настроиться. Говорите неспешно, четко и лаконично.
2. Держите пациента в известности.
Чувство потери связи с вами и непонимание того, что происходит — одна их худших ситуаций, которая может произойти, когда вы проводите какое-либо обследование. Даже если у вас нет никаких важных новостей, дайте знать клиенту, что работа идет. Перед вами встает выбор, как реализовать что-то лучше? Вы нашли что-то, что может вызвать проблемы в будущем? Информация о ходе обследования даст клиенту ощущение того, что он участвует в этом, а не является просто объектом.
Если у вас возникают какие-либо трудности, пусть пациент знает об этом сразу. Это показывает ему, что вы держите его в курсе и у вас все под контролем.
3.Сделайте то, что просит пациент.
Если пациент просит вас сделать что-то дополнительное, что не будет стоить вам много времени и сил, сделайте это. В результате вы получите счастливого пациента, который будет доверяться вам еще больше, а также значительно увеличите вероятность его дальнейших обращений по именно к вам.
4. Исправляйте свои ошибки.
Если вы сделали ошибку, вы должны исправить ее. Быстрый способ потерять пациента навсегда — говорить ему, что вашей вины здесь нет и не исправлять собственные ошибки. Вы всегда должны стремиться к высокому качеству вашей работы. Это показывает, что у вас высокий профессиональный уровень и мастерство. Не брать на себя ответственность за собственные промахи — это безошибочный способ получить плохую репутацию.
5. Слушайте ваших пациентов.
Важно прислушиваться к тому, что говорят ваши пациенты. Нужно понять, что они говорят и попросить их разъяснить вещи, которые кажутся вам неоднозначными. Клиенты могут быть незнакомы с некоторыми терминами нашей профессии и то, что поняли вы, может весомо отличаться от того, что хотят они. Выслушайте, что просит пациент, а затем предложите свои идеи, как это лучше реализовать.
6. Выполняйте свои обещания.
Если вы говорите, что собираетесь что-то сделать, убедитесь, что вы это сделаете. Это часть профессионализма. Если вам нужно на выполнение больше времени, дайте клиенту знать об этом сразу, а не после того, как закончится поставленный срок. Выполнять свои обещания очень важно.
7. Не смущайте пациента медицинскими терминами.
Старайтесь объяснять все так, чтобы пациент не чувствовал себя глупо. Предлагая решение, убедитесь, что вы изложили его теми словами, которые клиент понимает. Вы можете использовать аналогии, которые подходят к терминам. Не забывайте, что клиент не является профессионалом и многие, элементарные для вас слова, могут быть ему совершенно незнакомы.
8. Будьте терпеливы.
Можно сбиться со счета, сколько раз исчерпывается терпение при работе с некоторыми пациентами. Но не нужно показывать им свое волнение или недовольство. Если вы чувствуйте, что пациент превышает границы дозволенного, сообщите ему об этом, но в дружественной и профессиональной манере. Не стоит кричать и ругаться на людей. Нужно всегда быть профессионалом.
9. Знайте все, что нужно знать.
Вы всегда должны быть в курсе всех новшеств вашей профессии и быть готовым дать ответ на любой вопрос, который задает пациент. Если вы демонстрируете признаки того, что чего-то не знаете, вы рискуете разрушить вашу профессиональную репутацию.
10. Поставьте себя на место пациента.
Если бы вы были на месте вашего пациента, вы бы были удовлетворены тем, как вы обращаетесь с ним? Если да, то вы делаете работу хорошо. Если нет, то вероятно, пациент хотел бы, чтобы было немного лучше. Важно постоянно оценивать, как вы общаетесь с другими людьми.
2.2 Самые восхитительные качества медицинского персонала
Каждый день встречаются ситуации, в которых понимающая улыбка, приятные манеры и хорошее чувство юмора могут помочь. Хорошее общение заключается более в слушании, чем в говорении. Возможность хорошего словесного общения, дружественные жесты, приятный внешний вид, чувствительность к боли и страху пациента — самые восхитительные качества медсестры. Для медсестры важно понять сомнения, страхи и беспокойства пациентов, которые пришли за лечением. Это сочувствие возможно только если есть общение. Физический осмотр и операция могут стать рутиной для медперсонала, и это может сделать нас слепыми к сомнениям и огорчениям, которые так очевидны на лицах пациентов. Ответы на вопросы и убедительная улыбка могут сыграть роль в улучшении удовлетворения пациента. Опытные, посвятившие себя работе, медсестры не только выполняют порученную им работу, но и осведомлены и чувствительны к нуждам пациентов. он(она ) тратит время, чтобы утолить страх пациента и помогают им почувствовать себя более комфортно в сложившейся ситуации. У пациентов обычно бывают некоторые сомнения. Например, после первичного обследования пациентам предлагают расширение зрачка. Они хотят знать, зачем это необходимо. Почему врач не сделает им инъекцию или не припишет лекарства для глаз? Много таких вопросов возникает у пациентов. Хотя они могут и не задать их вслух, их выражение лица являет замешательство. В этой ситуации медсестра должна в очень вежливой форме объяснить пациенту необходимость расширения зрачка, чтобы врач смог лучше осмотреть глазное дно. Она так же должна объяснить, что капли могут раздражать глаз. Много пациентов приходят в больницу, чтобы сделать операцию по поводу катаракты. В предоперационной подготовке измеряется внутриглазное давление. Тонометр может напугать пациента, и он может отказаться сотрудничать. Можно также увидеть пациентов, которые кажутся потерянными, которым, возможно, нужно инвалидное кресло, или помощь. Бывают также обстоятельства, в которых пациент боится попросить о помощи, но потребность очевидна на его лице. Очень важно для медперсонала быть чувствительным к потребностям пациента и добровольно оказать помощь. Например, пациент, направленный на операцию, может сказать: «Что-то беспокоит меня по поводу операции, и я боюсь». Пациент высказал вслух действительное беспокойство, и медсестра должна выслушать внимательно и вежливо ответить на его вопросы. Важно так же говорить понимающим тоном с теми, кто не озвучил их действительного беспокойства. Могут возникнуть такие ситуации, в которых пациент может сказать : «Я сижу здесь 2 часа и жду пока доктор меня примет, в то время как другие пациенты, которые пришли позже уже были приглашены». Вступление в этот диалог может привести к негативному разговору о медперсонале или уменьшить уверенность пациента в клинике. Ответ медсестры должен быть очень вежливым. Она должна объяснить, почему другой пациент был приглашен раньше. Пациент может разозлиться из- за задержки и спросить причину, по которой он долго ждет. Лучший подход — это выслушать жалобы, объяснить причину и извиниться за задержку. Медсестра должна оставаться спокойной во время разговора. Пожилые пациенты составляют подавляющее большинство наших посетителей. Возрастные изменения касаются не только внешнего вида больных, но появляются и особенности мышления. Никогда не судите о посетителях и их финансовых возможностях по внешнему виду. Никогда не относитесь пренебрежительно или снисходительно к пациентам. Знание проблем, с которыми пожилые сталкиваются ежедневно, поможет вам понять их жалобы и точнее провести исследования. Каждый день встречаются ситуации, в которых понимающая улыбка, приятные манеры и чувство юмора могут помочь. Хорошее общение заключается более в слушании, чем в говорении. Будьте добры по отношению к пациенту и улыбайтесь ему. Говорите с достоинством и уважением. Объясняйте детали на родном языке пациента. Говорите четко и понятно. Один довольный пациент приведет вам 3 новых, но один недовольный уведет 10. Вы должны объяснять все в мягком и медленном темпе. В вашем голосе должна звучать твердость. Если Вы хотите говорить о серьезности заболевания пациента, Вы должны использовать подходящую модуляцию голоса. Нельзя говорить слишком громко или слишком тихо.
Пациенты, поступающие в стационар в день запланированной операции, встревожены больше обычного. Они боятся предстоящей операции, как таковой, боятся возможных болевых ощущений, осложнений, ухудшений в общем самочувствии после операции. Некоторые пациенты могут не задавать вопросов, но замешательство явно читается на их лицах. В ваших силах свести к минимуму отрицательные эмоции пациента в связи с этими переживаниями.
3. Невербальное общение
3.1 Искусство слушать
Нам даны два уха и только один рот, потому что слушать в два раза труднее, чем говорить. Слушать — это умение. Слышать и слушать — это не одно и то же. Слушать — это активный процесс, который включает в себя три основных шага:
Слышать означает услышать, уловить, о чем говорит человек, понимать услышанное. После того, как вы поняли, о чем идет речь, можно выносить суждение. Не делайте выводы до тех пор, пока не прекратите слушать.
3.2 Язык тела и жестов
Медперсонал должен хорошо разбираться в психологии больного человека. 60-80% сообщения передается через язык нашего тела и только 7-10% приходится на слова. Пациент всегда будет искать сочувствия, уважения и чувствительности от медперсонала. Он хотел бы свободно выражать свои реальные проблемы. Он ожидает, что медперсонал, мог бы оказать ему особое внимание и поддержать, а также соблюсти конфиденциальность.
Язык тела особенно часто используется, чтобы выразить чувства. Лицо является самой выразительной частью тела. Медперсонал должен всегда иметь доброжелательное выражение своего лица. Это помогает пациенту чувствовать себя спокойно и уверенно. Поддержание хорошего зрительного контакта свидетельствует об уважении и интересе к тому, с кем вы разговариваете. Наши глаза дают ключи к нашим эмоциям. Создание плохого зрительного контакта может сильно навредить вашему общению с пациентом. Руки очень выразительны. Открытость жестов, как правило, делает нас открытыми и честными. Указывая пальцем или перемещая наши руки ближе вместе, мы можем сделать акцент на то, что мы говорим. Прикосновение может быть дружелюбным или агрессивным.
Жесты могут сделать нас восторженными. Однако, делая слишком много жестов, мы можем показаться нервными и неконтролируемыми. Ломая руки или делая узлы, касаясь лица, и т.д. можно сделать себя напряженным и нервным. Наша поза дает сигналы о нашей заинтересованности в чем-то, нашей открытости и внимательности. Наша осанка передает нашу уверенности в себе. Путем ориентации нашего тела по отношению к пациенту, мы показываем внимательность. Отвернувшись от него или откинувшись назад, мы покажем отсутствие интереса к его проблеме. Расслабленное положение тела поможет нам чувствовать себя более спокойно и уверенно. То, как человек стоит, отражает уровень доверия и уровень комфорта. Чтобы чувствовать себя уверенно и авторитетно надо держать голову прямо, это покажет всю серьезность вашего разговора с пациентом.
Личное пространство имеет важное значение для пациента. Медсестра должна создать пациенту удобную ситуацию. Избегайте слишком близко или слишком далеко находиться от пациента, потому что слишком близкое расстояние может ставить их в неловкое положение, а слишком далекое может заставить его чувствовать себя отвергнутым.
Все большие и длительные паузы во время разговора позволят пациенту чувствовать, что тот человек, который с ним общается, является расплывчатым и неопределенным. Много таких звуков, как «э-э», «гм», повторы слов будут отвлекать пациентов. Медсестра должна избегать нежелательных звуков, которые не являются частью фактической речи.
3.3 Советы для хорошего общения с пациентом
*во время разговора с пациентами чуть наклониться вперед, показывая заинтересованность по отношению к ним.
* вашу мимика должна быть непринужденной и дружественной.
* Улыбайтесь, когда это уместно;
* старайтесь выглядеть приятными это показывает, тепло и вашу открытость Избегайте:
* таких жестов, как скрещивание ног, качание ногой и игра пальцами. Это показывает, что вы нетерпеливы и вам неинтересно
*Избегайте быстрого движения глазами и головой, когда пациент задает вопрос.
* не прикасайтесь руками ко рту и не трите руки или ноги, это показывает, что вы не можете успокоиться.
* старайтесь не говорить слишком громко или слишком тихо.
* при разговоре с пациентом не смотрите вниз и не хмурьтесь, это показывает, что вы являетесь ненадежным.
* старайтесь не протирать очки, кусать ногти, потирать глаза и нос.
* не смотрите вниз или в сторону. Смотрите прямо на человека с чувством уверенности, но не властно или угрожающе.
Правильное использование языка тела и жестов поможет вселить в пациента уверенность в себе.
3.4 Перемещение и сопровождение
Руководить пациентом при перемещении из одного подразделения в другое (лаборатория/административный отдел) называется сопровождением. Когда необходимо сопровождение? Пациенту могут понадобиться различные обследования и посещения, которые необходимо сделать в различных подразделениях (анализ крови/конъюнктивальный анализ, сканирование, услышать мнение врача, посетить подразделения или специализированные клиники, дневной стационар, бухгалтерию, кассу). Перед сопровождением четко и понятно объясните:
куда пациент отправится после обследования.
Встречая посетителей, необходимо кроме обычной вежливости проявить индивидуальный подход. Видеть пациента, а не его болезнь. Потеря зрения в любом возрасте радикально меняет жизнь пациента. Недавно ослепшим людям не хватает зрительной информации. Им хочется знать, как выглядят люди и их окружение. Обеспечение этой информацией — важный аспект помощи слабовидящим. Им необходимо время для адаптации в новых условиях. Слепые с рождения, как правило, адаптированы в обществе, могут учиться и работать в специально созданных условиях. У пожилых пациентов часто имеется несколько хронических заболеваний, снижающих качество жизни и возможности самостоятельной деятельности. Необходимо помогать им переходить из кабинета в кабинет, перемещаться по коридору, найти, где находится туалет, регистратура. Пациентам с тяжелыми поражениями опорно-двигательной системы вследствие различных заболеваний (артриты, последствия ОНМК, облитерирующий эндартериит, ампутации конечностей, последствия полиомиелита, ДЦП и т.д.) для передвижения требуется посторонняя помощь. Им может быть очень затруднительно переместиться из коляски и обратно. Медицинский работник должен проверить, следует ли за ним пациент или нет. Сопровождать пациента необходимо, держа его за руку. Организуйте кресло-каталку для слабовидящих или физически слабых людей. Будьте добры по отношению к пациенту и улыбайтесь ему. Говорите с достоинством и уважением. Объясняйте детали на родном языке пациента. Один довольный клиент приведет вам трех новых, но один недовольный уведет десять.
4. Управление конфликтными ситуациями
Достаточно часто конфликтные пациенты даже не подозревают о том, что они являются «проблемными». Просто они считают, что им предоставлен плохой сервис. В чем заключается недовольство пациентов? Как сделать так, чтобы конфликтов было меньше.
Конфликт — это ситуация, в которой каждая из сторон старается занять позицию, несовместимую с интересами другой стороны. Как следствие, конфликта без участия двух сторон не бывает, и, соответственно, каждая сторона предпринимает какие-либо действия, которые становятся неприемлемы для второй стороны, что и вызывает конфликтную ситуацию. Следственно, для того чтобы глубже понять причины конфликта, нужно принять во внимание, что проблема не только в пациенте, но и в работе медицинского учреждения. Наша клиника расценивает конфликтные ситуации только как ошибки в работе персонала, подлежащие анализу и исправлению.
Принято выделять три группы конфликтов:
конфликт, связанный с процессом оказания услуг,
конфликт, связанный с результатом лечения,
конфликт, связанный с некорректным поведением пациента.
Конфликт, связанный с процессом оказания услуг. Это может быть: отсутствие понимания между доктором и пациентом, медсестрой и пациентом, когда пациент не находит с ними общий язык. Примером того, что в такой ситуации возникнет конфликт, может быть невнимательное отношение к пациенту;
несогласованные действия администратора с пациентом. Это несогласованный план лечения с пациентом, не озвученная финальная цена услуги и т.д.;
четкость времени приема пациента. Задержка без объяснений и на длительный период приема пациента неизбежно влечет за собой конфликт.
Конфликт, связанный с результатом лечения. В ситуации, когда пациент недоволен результатом лечения, есть различные варианты разрешения ситуации: от оказания медицинских услуг повторно, либо же бесплатно, до частичной оплаты услуги со стороны пациента.
Конфликт, связанный с некорректным поведением пациента. Бывают ситуации, когда пациенты ведут себя некорректно с самого начала процесса общения (грубят или громко высказываются). Главное помнить, что гораздо легче предотвратить проблему. Говорите, выглядите и действуйте как профессионал и конфликтных ситуаций станет гораздо меньше!
В конфликте «врач-пациент» может быть виноват как врач, так и пациент, а могут и обе стороны. Если конфликт разгорелся, и вы чувствуете, что вина за вами (не долечили или «перелечили» больного, назначили слишком дорогое лекарство, выбрали неверный тон разговора и т.п.), — очень важно вовремя принести пациенту искренние извинения и признать свою неправоту, хотя, возможно, вашей первой реакцией на предъявление претензий будет отпор и желание «выяснить отношения. Ничто так не смягчает сердце обиженного пациента, как раскаяние доктора. Если же виновник конфликта — пациент (или врач и пациент) — полезными будут следующие советы.
1. Спокойствие. Очень важно контролировать собственные эмоции во время конфликта. Даже если пациент грубит или повышает голос, никогда не отвечайте ему тем же, несмотря на возможное желание отреагировать резко. Создайте хотя бы видимость спокойствия — не перебивайте собеседника, не повышайте голос и не переходите на личности. Любой скандал привлекает всё новых и новых участников: опустившись до крика или ответных оскорблений, доктор будет скверно выглядеть в глазах коллег, пациентов и руководства. В некоторых случаях единственная реальная причина конфликта — необходимость выбросить накопившиеся негативные эмоции. Эмоционально отвечая на подобные провокации, врач только усугубляет ситуацию. И наоборот, увидев разумную реакцию врача, многие пациенты успокаиваются и перестают предъявлять претензии, тем более что объективный повод для конфликта, как правило, бывает незначительным или вовсе надуманным.
2. Бумага все стерпит. Слишком эмоциональному пациенту полезно дать немного времени, чтобы высказаться, а потом предложить изложить свою жалобу в письменном виде и передать, например, заведующему отделением или главному врачу. Осведомите администрацию. Конфликтные ситуации часто решаются на уровне руководства лечебного учреждения. Администрация заинтересована в максимально быстром и тихом их разрешении. Задача лечащего врача — дать руководству возможность это сделать. Желательно информировать администрацию о конфликте до того, как это сделает больной. Получив сведения от вас, начальник будет иметь время обдумать свою позицию на случай, если с этой жалобой обратятся непосредственно к нему. Информировать всегда лучше письменно — составить рапорт или служебную записку с кратким описанием возникшей проблемы. Далее, вне зависимости от того, как будет развиваться ситуация, ответственность большей частью ложится на руководство. В любом случае, лучше попросить руководителя обозначить свое участие в виде консультации или хотя бы расписаться под совместным осмотром в истории болезни или карте.
3. Правильно оформляйте документы Конфликтная ситуация должна быть по возможности полно отражена в документах. Нужно понимать, что чем дальше зайдет ситуация конфликта, тем важнее иметь в запасе как можно большее количество доказательств правильности своих действий. В амбулаторной карте или истории болезни пациента необходимо отметить эмоциональную лабильность, астеничность психики или, наоборот, эйфорию при их наличии. Если пациент высказывает идеи или жалобы, характерные для психических заболеваний, нужно обязательно обращать на них внимание и также отмечать при опросе. В случае, если скандал затевает пациент, находящийся в алкогольном или наркотическом опьянении, важно зафиксировать в документации соответствующие симптомы: данные из анамнеза об употреблении спиртного или наркотического вещества, эйфорию или агрессивное поведение, шаткость походки, дискоординацию движений, запах алкоголя, гиперемию лица, спутанность речи, состояние зрачков, а также назначить анализ крови и мочи на наличие алкоголя и по возможности консультацию нарколога. Описать картину опьянения важно, поскольку, во-первых, в правилах внутреннего распорядка ЛПУ обычно оговаривается, что врач не обязан оказывать помощь пациенту, находящемуся в состоянии опьянения, если тот не нуждается в экстренной помощи, а во-вторых, послужит доказательством неадекватного восприятия больным адекватных действий врача, если от пациента последуют обвинения.
4. Знайте свои обязанности, правила внутреннего распорядка, стандарты и нормативы работы. Часто пациенты предъявляют запросы, которые врач не уполномочен удовлетворять. Отказ с отсылкой к нормативному документу выглядит более весомым и аргументированным, равно как и объяснительная с указанием инструкций, для исполнения которых проводились те или иные действия.
Отдельную сложность представляют собой пациенты, находящиеся на приеме в состоянии аффекта. Учитывая опасность, которую он создает для врача и других пациентов, уместно отказать ему в приеме и при необходимости вызвать охрану. После инцидента нужно как можно скорее подать рапорт о случившемся главному врачу.
Если врач и пациент не пришли к компромиссу, то подключается третья сторона, дающая авторитетное решение, обязательное для исполнения участниками конфликта. С психологической точки зрения это не исчерпывает конфликт, но стратегически завершает ситуацию.
5. Особые случаи
Мнительный пациент
Мнительный пациент — это тот, кто видит болезнь там, где ее на самом деле нет, либо преувеличивает значение самого заболевания или его симптомов. Мнительность становится хронической часто в результате того, что пациент, придя к врачу и пройдя у него обследование своего физического состояния, узнает от него лишь то, что у него ничего нет или ему кажется, что к нему невнимательно отнеслись при обследовании и упустили главное. Так как пациент все же чувствует себя плохо и объясняет это тяжелым заболеванием, он ищет другого врача, который, как ему кажется, смог обследовать его лучше и основательнее, при этом что-то обнаружив. Так как и в этом случае ничего обнаружить не удается, он идет затем к следующему специалисту. Часто такие пациенты за многие годы, в течение пяти или десяти лет, консультируются у десятков врачей. Нередко они ложатся на стационарное обследование. Эти сомнения и переживания можно было бы в значительной степени уменьшить, благодаря более тесному сотрудничеству между медицинским персоналом и пациентом. Последнее прежде всего позволило бы избежать многих человеческих страданий.
6. Помощь врачу
Опрос пациентов.
Наши пациенты привыкли излагать жалобы врачу, поэтому необходимо правильно построить общение с пациентом : представиться, сообщить цель опроса, использовать стандартные опросники, использовать технические средства поддержки опроса (программа симулятор нарушения зрения).
Цель опроса — собрать и записать жалобы пациентов, анамнез заболевания в краткой, но полной форме, получить всю информацию, относящуюся к заболеванию и причине обращения.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Общение и его значимость в лечебной деятельности. Особенности взаимоотношений между пациентом и медработником. Медсестра и больной — принципы общения с пациентом. Типы медицинских сестёр и их характеристика. Роль медсестры в общении с пациентом.
реферат [28,2 K], добавлен 14.05.2008
Общение как самостоятельный вид деятельности со специфическими мотивами, действиями и операциями. Проблемы понимания невербального общения. Гипотезы о происхождение некоторых жестов. Функции невербального общения и его особенности в разных странах.
курсовая работа [49,7 K], добавлен 30.08.2012
Невербальное общение как неречевая форма общения, состоящая из жестов, мимики, поз, визуального контакта, тембра, интонации. Основные правила беседы. Роль невербального общения и соблюдение правил его этикета. Сущность ассоциирования эмоций с мимикой.
реферат [26,2 K], добавлен 09.01.2011
Сущность общения: функция и виды. Три взаимосвязанных стороны этого процесса: коммуникативная, интерактивная и персептивная. Факторы межличностного общения. Паралингвистические особенности невербального общения. Характеристика основных категорий общения.
реферат [19,2 K], добавлен 06.10.2009
Невербальное общение, широко известное как «язык жестов», его формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы. Выражение лица (мимика) и визуальный контакт. Интонация, тембр голоса, позы и жесты. Ответ на невербальное общение.
контрольная работа [56,3 K], добавлен 23.08.2013
Основные аспекты общения: содержание, цель и средства. Вербальные средства общения: язык, знаковые системы, письменность. Рассмотрение невербального общения как общения при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты.
презентация [995,1 K], добавлен 28.10.2014
Условия эффективного общения: контакт, невербальное общение, правильное понимание собеседника, реагирование на информацию собеседника. Основные правила и приемы повышения эффективности общения: первое впечатление, улыбка, комплимент, умение слушать.
реферат [24,4 K], добавлен 22.04.2009
Психологическое состояние пациента. Основы создания позитивного настроения во взаимоотношениях «пациент – врач». Учет психологических особенностей работы с пациентом. Основные причины создания позитивного настроя при работе врача-стоматолога с пациентом.
реферат [15,4 K], добавлен 20.05.2013
Язык тела, как невербальное средство общения. Такесика — наука, которая изучает прикосновения в ситуации общения. Нормы приближения двух людей друг к другу, описанные Э. Холла. Интимное, персональное, социальное и публичное расстояние. Сигналы глаз.
презентация [419,0 K], добавлен 12.03.2014
Понятие общения в психологии. Виды общения с осужденными. Знание языка жестов, телодвижений. Средства невербального общения. Особенности изучения невербального общения в кинесике, такесике, проксемике. Особенности невербального общения в среде осужденных.
курсовая работа [50,4 K], добавлен 26.03.2012
Источник: http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00596594_0.html
Особенности психики пациента
webkonspect.com — сайт, с элементами социальной сети, создан в помощь студентам в их непростой учебной жизни.
Здесь вы сможете создать свой конспект который поможет вам в учёбе.
Чем может быть полезен webkonspect.com:
- простота создания и редактирования конспекта (200 вопросов в 3 клика).
- просмотр конспекта без выхода в интернет.
- удобный текстовый редактор позволит Вам форматировать текст, рисовать таблицы, вставлять математические формулы и фотографии.
- конструирование одного конспекта совместно с другом, одногрупником.
- webkonspect.com — надёжное место для хранения небольших файлов.
Источник: http://webkonspect.com/?id=2030&labelid=72217&room=profile
Особенности психического статуса больного при синдроме психотической дезорганизации
Название | Особенности психического статуса больного при синдроме психотической дезорганизации |
Дата | 30.03.2013 |
Размер | 308.37 Kb. |
Тип | Документы |
Особенности когнитивной сферы |
Особенности психического статуса больного при синдроме психотической дезорганизации Под психозом (или психотической дезорганизацией) понимается качественное нарушение психической деятельности, ярко выраженное в виде синдромов помраченного сознания, онейроидно-кататонических, аффективно-бредовых, бредовых синдромов и их сочетаний.
|
Добавить комментарий