Предание Википедия — поверье это определение
01.09.2018Предание — жанр фольклорной несказочной прозы, разрабатывающий историческую тематику в её народной трактовке [1] . Его передают из поколения в поколение.
Предание
Предание — жанр фольклорной несказочной прозы, разрабатывающий историческую тематику в её народной трактовке [1] . Его передают из поколения в поколение.
В отличие от легенд, которые ориентированы на объяснение происхождения природных и культурных явлений и их моральную оценку, сюжеты преданий связаны с историей, историческими личностями, локальной топонимикой. От других жанров фольклорной несказочной прозы — легенд и быличек — отличаются рядом признаков: содержание преданий — исторические события и деяния исторических персонажей, действующие лица — исторические или «квазиисторические» личности (цари, правители, разбойники), мифо-эпические персонажи (великаны, мифологизированные аборигены края, первопоселенцы, воинственные противники). Для преданий характерно повествование от третьего лица (действие отнесено к прошлому, рассказчик не является очевидцем событий). Коллективная память фиксирует исторические факты не только в рамках местных топонимических легенд, но связывает сведения о конкретных событиях с представлениями о миротворении, вводит то и другое в единый историко-мифологический нарратив, охватывающий события от библейской древности до современности. В рассказах об исторических лицах и событиях действуют те же механизмы мифологизации, что и в фольклорных легендах, так или иначе связанных с каноническими и апокрифическими текстами [1] .
Источник: http://ru-wiki.ru/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5
Предание: определение, понятие, значение
«Преданье старины глубокой, дела давно минувших дней. » Эти строки с самого детства слышит, видит, читает каждый русскоязычный человек. Так начал свое произведение «Руслан и Людмила» Александр Пушкин. Являются ли действительно преданиями его сказки? Чтобы знать точно, нужно разобраться в понятиях.
Поэзия поэзией, сказки сказками, но что значит слово «предание»? Определение и особенные черты этого явления мы рассмотрим в нашей статье.
Предание как жанр
Свое ознакомление с миром народных преданий мы начнем с определения самого понятия. Так, различные источники дают нам следующее.
Предание — прозаический фольклорный жанр, сюжетом в котором выступают исторические факты в народной трактовке. Предания народа не связаны с жанром сказки, хотя порой события и напоминают мифические или сказочные.
Предания в теории литературы принято делить на две большие группы по типу сюжета: исторические и топонимические.
Предания — часть устной народной прозы
Мы узнали, что такое предание. Определение дало нам общее представление. Поговорим об одной особенности данного жанра. Примечательно, что предания являются жанром устного народного творчества. Это значит, что истории, услышанные сегодня, были созданы сотни лет назад и переходили из уст в уста. К тому времени, как предание было записано на информационном носителе, могли произойти десятки или даже сотни трансформаций сюжета, образов.
Творения известного поэта Греции Гомера «Илиада» и «Одиссея», имеющие невероятный размер, также передавались устным способом. Они также описывали исторические события, приукрашенные и несколько видоизмененные. В этом прослеживается некоторая схожесть данных творений с более новыми преданиями.
Как жанр устной прозы, предания восхищают своей долгой историей. К счастью, а может и нет, в наше время их распространение в записанном виде гораздо проще. Нам стоит ценить каждое слово, предание, дающее важные духовные знания о предках.
Сравнение с другими фольклорными прозаическими жанрами
Предания порой можно ошибочно определить как легенду или былину. Во избежание этого назовем такую закономерность: сюжеты легенд направлены на объяснение происхождения какого-либо культурного или природного явления. Они часто дают определенную моральную оценку описываемым событиям. А предание — это пересказ на народный лад истории с участием широко известных или знаменитых в локальной местности героев.
От былин предания народа отличаются содержанием, действующими лицами (исторические лица: разбойники, правители, простые люди, ремесленники), участием реальных известных в определенной местности личностей, ставших мифологическими героями.
Характерным для данного жанра фольклорной прозы является повествование от третьего лица о событиях, относящихся к прошлому. Рассказчик преданий не был очевидцем событий, а передает историю, услышанную от третьих лиц.
Исторические предания
Коллективная народная память создала древние предания из реальных фактов, о которых в несколько ином свете мы можем прочесть в учебниках истории. Так создавались исторические предания.
К историческим относят предания о Жанне д’Арк, царе Иване Грозном, атамане Мазепе и других.
Сюда же относим библейские рассказы о сотворении мира, выходе израильтян из Египта в поисках своей земли и множество других.
В данную группу входят такие предания, которые впитывают представления людей о творении их мира. Все фольклорные единицы создают единый историко-мифологический мир, отображающий широкую картину народного взгляда на окружающую действительность.
Временные рамки, охвачиваемые преданиями, трудно определить: это сведения от самой библейской древности до современности.
Топонимические предания
К топонимическим относят предания, фиксирующие события, ставшие основой для происхождения того или иного названия. Их героями становятся, соответственно, местные известные персонажи и события, имеющие значение только там. Изучение таких вот местных историй — интересная часть топонимических и этнографических исследований.
Топонимическими являются краткие предания о Змиевых Валах (от Змия), городе Киеве (о Кие, его братьях и сестре), городе Орше (князь Орш и его дочь Оршица), городе Львове и многих других топонимических объектах.
Перспективы для исследователей
В каждом городе, каждом селе есть такие краткие истории о том, откуда взялось какое-нибудь местное название. Сборники подобных преданий можно составлять бесконечно. Поле для исследований есть и сегодня. Поэтому каждому, кто открыл для себя предания и нашел их интересным объектом деятельности, есть работа.
Издать сборник преданий, собранных в конкретной местности, — вполне реальная перспектива. Новые названия появляются и сегодня, прямо в этом момент. Также в отдаленных уголках России существуют такие поселения, в которых фольклор активно развивается. Значит, появляются новые границы для этнографической и фольклорной работы.
Примечательно, что в нынешнее время больше появляется топографических преданий. Исторические сохраняются с предыдущих эпох, поскольку с некоторого времени фиксация всех фактов происходит моментально после их появления.
Предания, мифы и их историческая основа
Предание, определение которому мы уже дали, порой связывают с мифологией. Так, рассказы о подвигах греческого героя Геракла, как считают исследователи, не могли возникнуть без реальных исторических фактов. Те мифические события и герои, которыми обросла вероятная реальная история похождений Геракла, появились с течением времени.
Были подтверждены некоторые факты из Книги Еноха, в которой упоминались исполины. Таким же образом, найдены архитектурные памятки, которые могли быть свидетелями событий, ставших основой предания о Всемирном Потопе.
Выводы
Таким образом, мы узнали, что предание — это преданный из уст в уста народный рассказ об исторических событиях. В процессе передачи носителям свойственно приукрашать предание. Определение и черты данного фольклорного жанра теперь нам известны. Мы можем легко отличить его от легенд и сказок.
Древние предания — это отражение самых глубоких пластов культуры и истории определенного народа. Изучая и сопоставляя их с фактами истории тех или иных народностей, можно сделать выводы о мировоззрении живших в то время людей. Ценность пересказов для этнологии также крайне велика.
Народные предания, исторические и топонимические, слышал каждый человек, но мог не обратить внимания на этот алмаз, ограненный за годы передачи из уст в уста. Теперь мы можем ценить то, что знаем и что слышим об окружающем культурном мире. Пусть же наша статья окажется вам полезной и даст возможность взглянуть на творчество народа с другой стороны.
Источник: http://monateka.com/article/128938/
Этимология термина « легенда» приводит нас к легендарному слову, которое принадлежит латыни. Легенда может быть переведена как то, что «должно быть прочитано» : именно поэтому в своем происхождении легенда была повествованием, которое было выражено в письменном тексте, чтобы его можно было прочитать публично, обычно внутри церкви или другого религиозного здания.,
Легенды характеризуются не точным и точным изложением реальных фактов, а их целью было подчеркнуть духовный компонент или намерение, связанное с моралью и хорошими манерами.
История развивалась, и идея легенды стала увязываться с повествованием, письменным или устным, которое показывалось как истинное (основанное на реальном), но включающее в себя определенные компоненты воображения и вымысла . Легенды передаются из поколения в поколение, что позволяет изменять их в соответствии с социальным контекстом и временем.
Таким образом, легенда позволяет объяснить и поддержать определенную культуру . Он всегда связан с персонажем, географическим пространством или конкретным объектом и показывает, как этот конкретный элемент интегрирован в историю или повседневную жизнь сообщества.
Принимая во внимание все вышесказанное, необходимо пояснить, что не существует отдельного типа легенды, но есть несколько ее категорий, которые характеризуются или определяются в основном тематикой среды, в которой они вращаются. Таким образом, мы могли бы подчеркнуть, что существуют легенды исторического, мифического, религиозного характера, эсхатологические, которые относятся к миру мертвых, или этиологические призывы, объясняющие различные явления, связанные с природой.
Так, например, в отношении первого упомянутого стоит подчеркнуть тот, который вращается вокруг фигуры Эль Сид и определяет, что он выиграл битву после смерти. Устная традиция перенесла до наших дней историю, в которой войска Эль-Сид должны были вести воинственную конфронтацию после того, как эта кончилась. Это известие о смерти рыцаря, которая вызвала радость соперников, которые были полностью уверены в его победе.
Однако его армия решила разыграть его карты и положила труп Эль Сид на свою лошадь. Следовательно, когда произошла битва, и солдаты противоборствующей стороны увидели того, кто присутствовал в битве, они подумали, что даже когда он был мертв, он все еще боролся за то, что они оставили, в бегстве от ужаса. Вот почему говорят, что он выиграл битву уже несуществующей.
Одна из самых известных легенд в мире — история Робина Гуда, принадлежащая английскому фольклору. Согласно легенде, Робин Гуд жил в лесу Шервуда во времена Хуана Син Тьерры, посвящая себя краже самых богатых, чтобы распределить добычу среди самых бедных крестьян. Историки нашли несколько предметов с похожими именами, но они так и не смогли доказать историческое существование Робин Гуда .
В дополнение ко всему вышесказанному, мы также должны пояснить, что понятие легенды также часто используется для обозначения текстов, сопровождающих таблицы, карты или схемы, где объясняется часть их значения.
Источник: http://ru.tax-definition.org/66087-legend
Окружающая действительность в народных поверьях
Окружающая действительность в народных поверьях и приметах
В поверьях отражено стремление человека объяснить и упорядочить окружающий мир , осмыслить свое место в природе , в окружении разнообразных животных и растений .
Огонь и вода в народных поверьях
Огонь и вода – святые, поэтому считалось большим грехом ругать эти святыни, или плевать на них.
- Нельзя бросать в огонь грязь и мусор; все знали, что с ним надо быть осторожным. Об огне говорили так: «Это наш дорогой гость. Если он рассердится и заберет, то уже никогда не вернет».
- Кто на огонь плюет, тот на том свете будет лизать раскаленную сковороду.
- Огни на болотах и в ярах могли указывать на зарытые клады. Увидев такой огонек, надо бросить в него шапкой, и клад выйдет из—под земли.
- Если кто на пожаре украдет, тот в свой дом пожар перенесет.
- Человека, который подпалил дом, можно было увидеть через обручальное кольцо.
- Очень ценилась «непочатая вода». Эта вода, набранная до восхода солнца из трех или семи колодцев, была пригодна для всяких чар и оберегов.
- Нельзя посторонним людям пить воду из семейной кружки. В одних поверьях это значило, что мужа уведут, а в других, – что в семью будут вмешиваться посторонние.
- Нельзя вечером воду выливать, потому что, вступив в нее, можно заболеть.
- Вода считалась священной. Наши предки старались ее не осквернять. От кожных болезней произносили заговор на воду: «Ульяна—водица, как ты очищаешь луга, берега, очисти и исцели раба божьего…». Чудодейственной силой, считали, обладала наговоренная вода, над которой шептал знахарь.
- Был обычай бросать деньги в колодец, чтобы не переводилась вода, или бросали монетки в реку, как выкуп за душу утопленника.
Растения в традиционных верованиях и обычаях
Растения так же жизненно необходимы человеку, как и вода, поэтому их место значительно в традиционных верованиях и обычаях.
- Дуб ассоциировался с казаком. Когда рождался сын, родители по народному обычаю высаживали два желудя. Когда рождалась дочь – сеяли зерна калины.
- Бузина считалась дьявольским растением, в ее ветвях черт отдыхает. Под ней нельзя сидеть или лежать, так как может скрутить человека.
- Липа отводит проклятья, которые посылают мужьям жены. Наросты на липах – это и есть женские проклятья. Их липа нейтрализует.
- Где верба, там и вода, где вода, там и верба.
- В любистке купали девочек, чтобы их потом парни любили.
- Трава зверобой – от ста недугов.
- Кол из осины забивали в могилу того, кто ходил после смерти.
- Широко распространенным было верование в чудодейственную силу мака. Особую силу имел полевой мак. По поверьям, нечистая сила очень неравнодушна к зернам мака; увидев их, ведьма ничего не могла делать, пока не соберет все до единого зернышка. Особенно их завораживал мак, освященный на праздник Спас. Чтобы оградить от ведьмы дойную корову, хозяин ее обсыпал освященным маком, приговаривая: «Когда этот мак соберешь, тогда от коровы молоко отберешь».
- Наблюдения за дикой природой помогали крестьянам вести сельское хозяйство. Цветет черемуха – лучшая пора для посадки картофеля.
- В какой день недели выпадал первый снег осенью, в тот день весной лучше высаживать картофель – будет хороший урожай.
- Огурцы лучше солить в тот день недели, на какой попадал праздник Рождества.
- Нельзя давать кому—то семена, если еще не начал сеять на своем огороде, а то не взойдут.
- Не щелкай семечки на огороде, а то вредители испортят посаженное.
- Весной, когда слышали кваканье жабы, старались ничего не высаживать, особенно – лук, так как уродит таким маленьким, как жабьи глазки.
Животный мир в представлениях древних славян
Разнообразный животный мир занимает большое место в представлениях древних славян. Животные и птицы могут быть благосклонны к людям, а могут быть и союзниками злых сил.
- Если конь, выезжая со двора, упрямится, то дорога будет неудачной. В дороге кони фыркают, – радость ожидает в конце пути. Хорошую, породистую лошадь домовой может загонять ночью, конь становится порченым. Поэтому три дня после покупки лошади в конюшне на ночь ставили молоко и печенье, задабривая домового.
- Быки могут разговаривать перед Новым годом человеческим языком, и все сказанное ими сбывается. Поэтому стараются перед Новым годом особенно хорошо накормить домашних животных, чтобы не говорили плохо о хозяевах.
- Считалось, что козы – создания темных сил. Ведьмы не могут у коз отобрать молоко. Если козе подстричь бороду, то она не будет давать молоко.
- Чтобы корова не била ногами, перед тем, как доить, надо покормить ее из рук кусочками хлеба, освященного в церкви.
- Когда корова отелилась, нельзя никому ничего давать в долг, – будет уменьшаться молоко.
- Свиньи не переведутся, если купишь их на ярмарке не у женщины, а у мужчины.
- Наблюдая за животными, предсказывали погоду. У баранов шерсть стала ровной и длиннее – на сырую погоду, а укоротилась и закрутилась – на сухую.
- Куры утром не выходят из курятника – жди днем дождь. Кот ложится ближе к печи, будут морозы, а если лежит на полу у дверей, то будет оттепель.
- Коты и собаки считаются друзьями человека. Если кот умывается лапкой, то будут гости.
- Если переходит дорогу, – надо подержаться за пуговицу, и все задуманное получится.
- Хозяйки старались держать во дворе возле курей черного петуха, — его боялись ведьмы и обходили стороной этот двор.
- Собака бежит напротив человека, то это хороший знак. Если девушку укусит собака, то она скоро выйдет замуж.
- Плохой приметой считалось, если собака воет.
- Собаку и кота не корми пересоленной едой, а то блохи заедят.
- Птицы в представлениях древних народов считались посредниками между небожителями и людьми. Залетевшая птица в дом означала плохую примету. Синица стукнет в окно – к гостям. Если филин на доме кричит, то кого—то выживает из дома. Сова смеется – замуж кто—то выйдет. Сорока кричит во дворе – гости будут. Гнездо с ласточкой на доме считалось оберегом от воров и пожаров.
- Зайца сотворили нечистые силы. Если заяц перебегает кому—то дорогу, то будут неприятности. Надо бросить ему вслед сорванной тут же травы, чтобы он вернулся назад и забрал неудачу.
- Существовало поверье, что на Благовещенье (25 марта по ст.ст.) открывается земля и с нее выползают змеи, ужи и другие пресмыкающиеся. И только после этого праздника начинали полевые работы. Раньше же «беспокоить» землю считалось большим грехом.
- Весной змеи очень злые, могут укусить, если их потревожить. Было поверье, если гадюка укусит, то ее надо разрезать и этим разрезом смазать укушенное место. Уж в древности был в почете.
- В каком дворе плодятся ужи, там будет счастливая жизнь.
- Корова, у которой сосет молоко уж, будет хороша на удой.
- Нельзя брать жабу в руки, а то на руках появятся бородавки. Если жабы лезут в дом, – к убыткам.
- На Юрьев день (23 апреля по ст.ст.) роса, по поверьям, имела чудодейственную силу. Домашних животных рано выводили в поле «на Юрьеву росу». Верили, что в этот день святой Юрий открывает ключами землю, чтобы выпустить теплую росу и теплое лето.
Большим грехом считалось кушать яблоки и груши до праздника Спас (19 августа по ст.ст.), особенно тем, кто потерял близких родственников; чтобы на том свете и им на праздник яблочко досталось. Верили, что на Спас лето с зимой встречается, потому и говорили: «Пришел Спас, готовь рукавички про запас».
Праздник Покрова торжественно праздновали 1 октября на Запорожской Сечи в храме святой Покровы. Казаки считали Богородицу своей покровительницей. В народе в это время предугадывали будущую зиму. Если ветер с севера, то зима будет очень холодной, а если с юга, – теплой. Говорили, что Покрова покроет или листом, или снегом. До октября заканчивали сев озимых, и начиналась пора свадеб. Девушки, которые хотели выйти замуж в этом году, молились: «Святая Покрова, покрой мне головоньку».
Ограничения и предостережения
Очень были важны в древние времена разные ограничения и предостережения.
- В древности территорию своего хозяйства огораживали деревянными кольями. У славян такой кол назывался «чур», а его охранное значение было перенесено и в быт. От нечистой силы «чурались», произнося: «чур» не я». Этот оберег встречается и в детских играх: «чур» я первый», «чур» – мое».
- Когда дети ходили в лес за грибами и ягодами, то чтобы не попасть в топи и болото, они бросали перед собой щепотку соли, произнося: «Не хочу, то и не вскочу».
- Первые девять дней марта считались неудачными, в понедельник старались не пускать постороннюю женщину в дом и что—либо давать в долг, в среду и в пятницу сбываются проклятья.
- Верили в лихие часы и дни. Чтобы себя обезопасить, говорили с предостережением: «В добрый час сказать, а в лихой – промолчать».
- На Благовещенье нельзя трогать руками семена, а то не сойдут.
- На Илью не работали в поле, а то Илья спалит урожай.
- Нельзя бить по голове, а то ум отобьешь.
- Не бейся веником – «злыдни» нападут. В народном представлении «злыдни» – это ненасытные существа, которые отбирают все добро: «Богатство – временно, а злыдни вечны. Просились злыдни на три дня, да вот выгнать их нельзя». Избавиться от них можно, заманив в горшочек с чем—то вкусным, и вынести на сильный мороз. Через три дня они замерзнут, а горшок следовало отнести подальше в лес.
- Не маши ногами под столом, а то покусают собаки.
- Нельзя давать подаяние левой рукой, а то денег не будет; так же, как и свист в доме может к этому привести.
- Нельзя оставлять недоеденным хлеб, – в кусочках вся сила остается.
- Не давай хлеб через порог, – обеднеешь.
- Нельзя есть на улице, на виду у всех, – будешь рассеянным.
- Нельзя жене примерять шапку своего мужа, – любовь к ней угаснет.
- Если кому—то передавали лишние деньги, это считалось плохой приметой для того, кому передают.
- Ночь будет бессонной для того, кто оставлял ложку в чашке или тарелке – «торчком ложка стоит, спать не велит».
- Входя первый раз в новый дом, брали с собой хлеб, скатерть, вышитый рушник, – на счастливую долгую жизнь.
Судьба отождествлялась со счастьем. «Под какой звездой» и «в какую минуту» родится человек, такова его и судьба. Чтобы добиться успеха, следовало найти свою судьбу. Считалось, что судьба – от Бога и ее не обойдешь.
Обряды в комплексе с поверьями и сейчас дают возможность человеку быть здоровым, укрепить достаток семьи, уберечься от нечистой силы. Древние славяне жили в гармонии с окружающим миром. Это и отражено в народных поверьях.
Источник: http://moyamamma.ru/okruzhayushhaya-dejstvitelnost-v-narodnyh-poveryah
ТОП 10 лучших статей российской прессы за Сен. 23, 2015
Есть поверье на Руси
Рано-рано утром, еще до восхода солнца, русские крестьяне выходили в поле, чтобы начать жатву. Старшая женщина в семье срезала первые колосья нового урожая и связывала их в зажинный сноп. Его украшали цветами, перевязывали лентами, несли в дом с песнями и ставили в красный угол под иконы, а после дня Успения Богородицы освящали в церкви. Считалось, что зажинное зерно обладает особой силой, поэтому его добавляли в закрома к семенам, чтобы в следующем году был хороший урожай. Солому же отдавали животным, чтобы те не болели и приносили богатый приплод. Для русского земледельца зажинки были одним из самых важных праздников.
Именно с этого красивого старинного обряда началось наше знакомство с фольклорным ансамблем «Поверье» и Юлией Алакиной, которая руководит коллективом со дня его основания. В 2006 году тогда еще студентки Московского государственного университета культуры и искусств решили организовать собственную группу. За несколько лет учебы девушки сдружились и хорошо спелись, дело пошло на лад. Полгода ансамбль выступал без имени, и только в начале осени, перед одним из конкурсов, девушек попросили придумать название, чтобы написать на афише. Им очень хотелось, чтобы в названии было что-то, связанное со словом «вера»: все они выросли и были воспитаны в православной традиции. Думали, искали, пересмотрели множество книг и словарей. Из евангельской строки «…по вере вашей да будет вам» и появилось «Поверье». Позже в одном из словарей нашлось и такое толкование слова: «древние народные предания». Это помогло окончательно определиться с названием.
Любой музыкант коллектива похож на налитой жизненной силой колос. Артисты из разных регионов — Липецкой, Саратовской, Орловской, Калининградской, Волгоградской областей, Пермского края, Москвы — принесли в репертуар что-то из традиций своей малой родины. «Поверье» — это единство самобытных и ярких людей, подобно снопу колосьев. Вместе они способны создавать настоящий праздник.
Каждый согласится с тем, что праздник нужен, чтобы получить удовольствие от богатого застолья и безудержного веселья. Но главное — это состояние, в котором мы находимся, когда поем и танцуем. Когда звучат музыка, песня либо просто ритм, человек через это звучание способен ощутить связь и с небом, и с корнями, и вообще со всем окружающим. Недаром говорится, что работаем мы для себя, а время праздника отдаем предкам, высшим силам и миру. Поэтому и нельзя вести себя во время праздника обыденно, нужно, чтобы душа могла петь. Чередование будней и праздников, так же как смена дня и ночи, зимы и лета, рождения и смерти, сохраняет равновесие мира. А земледелие, как никакое другое занятие, всегда подчинено природным ритмам, по-этому большинство крестьянских праздников (те же зажинки) было связано с сельскохозяйственным циклом, и каждому времени года соответствовали особые песни, танцы и обряды. Например, летом не пели песен про увядшие цветы, зимой не водили хороводы. Вспомните зимние Святки, Масленицу или Троицу — истоки этих праздников в древнеславянском аграрном календаре.
Но у каждого есть и свои личные праздники-вехи: рождение, взросление, свадьба, появление детей и внуков. По сути это переход человека из одного состояния в другое. Мы все по опыту собственной жизни знаем, как это бывает непросто и волнующе. Веками народная мудрость отбирала обряды и ритуалы, которые помогали человеку совершать подобные переходы.
Понимая суть обрядов, «Поверье» старается не просто развлечь своих зрителей, но и донести до них дух и суть праздника. Когда-то сами артисты постигали эту праздничную школу, общаясь с различными музыкантами, песенниками и настоящими знатоками русской культуры. Они отправлялись в экспедиции к подлинным носителям народных традиций, ведь самое лучшее — это живая передача от исполнителя к исполнителю. С годами артисты пришли к пониманию, что важнее всего в фольклоре целостность восприятия. И стало невозможно только петь и не заниматься танцами или петь только частушки и не слушать былин, баллад, духовных песен. Талантливые исполнители «Поверья» сочетают в себе способности певца, танцора, игрока, сказочника и даже ремесленника.
Но современный зритель, конечно, подготовлен хуже артиста. Сегодня далеко не каждый способен воспринимать древние ритуалы и песнопения. Понимая это, участники «Поверья» стремятся не только реконструировать, но и адаптировать фольклор для современников. Для этого сочиняются аранжировки старинных мелодий. Юлия Алакина и Елена Ковалева пишут для коллектива новые песни, но согласно традиции, так что порой их и не отличишь от народных. Сестры Емельяновы, казачки родом из Волгоградской области, обладают даром сочинять скоморошины и щедро украшают своими стихами каждый праздник. И конечно, музыка. Все участники «Поверья» играют на народных музыкальных инструментах: балалайках, калюках, кугиклах, жалейках, гуслях. Анна Татаринцева и Юлия Некрасова могут сыграть и на самой настоящей косе — орудии труда крестьянина. Дмитрий Голованчиков — самородок, по наитию осваивающий практически любой инструмент; Игорь Захаров — профессиональный гармонист (окончил РАМ им. Гнесиных), может на гармони и Баха сыграть, и плясовую. А какой же праздник без танца! Танцуют в «Поверье» так зажигательно, что подключаются все, будь то плясовая, кадриль или хоровод. Народные танцы ведь хороши тем, что танцует сразу большое количество людей, часто держась за руки, рушники, платки. Мужчины показывают свою энергичность, женщины — плавность движений, стать. Танец как характер народа, в нем есть все: величавая скромность и вместе с тем открытость, удаль, разгул, задор. Что еще может так объединять и дарить веселье? В зависимости от региона России различаются движения в танце, постановка рук, ног. На севере характерна большая сдержанность, здесь почти не поднимали руки, ступали вполноги, смотрели вполглаза. А в южных регионах всегда более широкие, открытые движения, руки тянутся к солнцу, подобно стеблям пшеницы, по которым течет жизнь. Эх, широка матушка Россия, и так же широк настоящий русский праздник!
Чудо происходит, когда соединяются такие разные состояния: человек чувствует себя частью целого в хороводе, а потом может проявить индивидуальность, выделиться и удивить своей импровизацией окружающих. Вот он веселится, а следом всплакнет, слушая старинную песню; узнает что-то новое, соблюдая обычаи предков.
Нужны знания традиций, талант и много труда, чтобы праздник получился. Фольклор прекрасен тем, что передается из поколения в поколение, ото всех всем. Он в наших генах. И, если мы хотим хотя бы приблизиться к традициям, хорошо бы насмотреться и наслушаться. Артисты «Поверья» знакомят зрителей с исконными распевами, представляют аутентичные песни в современных аранжировках, устраивают мастер-классы по старинным музыкальным инструментам и включают в программу общерусские песни, чтобы люди могли подпевать. Разучивают с гостями народные танцы и игры, объединяют всех, кружат в хороводе и заставляют понастоящему забыть о буднях. Для самого ансамбля «Поверье» главные праздники в годуприходят вместе с наступлением осени: зажинки, день рождения коллектива, Покров Пресвятой Богородицы… Раз в пять лет, на свой юбилей, фольклорный ансамбль «Поверье» организует большой фестиваль «Осенины», на котором артисты вместе с друзьями-коллегами показывают свои новые программы и обмениваются творческими идеями. Среди самых важных и желанных гостей всегда много детей. Это наиболее благодарная и чуткая публика: живо откликается на каждый посыл артистов, но вместе с тем не прощает халтуры или фальши.
Понимая, как важно еще в детстве донести до человека знание о традициях и культуре своего народа, «Поверье» всегда с удовольствием соглашается выступить для детей на любых мероприятиях или фестивалях. Как говорится: хороший хозяин всегда в первую очередь заботится о семенах для будущего урожая. Ведь если ребенок с младенчества не будет приобщаться к истокам, то потеряет потребность самовыражения в традиционных песнях, плясках и даже играх. Своих собственных детей артисты «Поверья» воспитывают в православной традиции, как выросли они сами. Дети часто и с удовольствием принимают участие в концертах: умеют играть на кугиклах, участвуют в хороводах и играх. Даже если они и не станут артистами, то уж точно будут знать обычаи и культуру своего народа и творчески подходить к любому делу в жизни.
Конечно, невозможно и не нужно в XXI веке жить так же, как жили наши предки сотни лет назад, но важно сохранять многовековую мудрость своего народа и уметь ее использовать в своей жизни. Артисты ансамбля «Поверье» смогли умело и тонко соединить традиции и современность. Попытайтесь и вы сделать свою собственную аранжировку преданий старины. У вас обязательно получится.
Источник: http://pressa.ru/ru/top10/detail/est-povere-na-rusi
- Приметы для беременных: помогут будущим мамам благополучно выносить ребенка - приметы и суеверия для беременных
- Приметы про птиц - народные суеверия и легенды - на востоке существует поверье что птицы
- Алоэ в доме: приметы и суеверия - можно ли держать и куда ставить? - алоэ приметы и суеверия для дома
- Примета: голубь сел на подоконник за окном - к чему они садятся? - примета голуби сели на подоконник за окном
- От куда пошло суеверие про пятницу 13-е? - пятница 13 откуда пошло суеверие
- Из суеверия пастернак анализ - из суеверия пастернак анализ
- Народные приметы о предсказании погоды - сообщение на тему народные приметы предсказания погоды
- Народные приметы определения пола ребенка - народные приметы узнать пол ребенка
- Народные приметы на Красную горку - Прочее - приметы и суеверия на красную горку
- Фатсия японская в доме: приметы и суеверия - фатсия японская в доме приметы и суеверия
Добавить комментарий