ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ, Структура психических явлений — Психология — психическое явление это

02.02.2019

Однако одни события остаются в памяти надолго, а другие быстро забываются, но может быть и такое: информация вообще остается незамеченной. Это связано с тем, что любая информация может быть для человека значимой или незначимой, т. е. может иметь или не иметь эмоциональную окраску, поэтому выделяют эмоциональные психические процессы (радость, негодование, злость и др.). Например, определенное событие вызывает у человека положительные эмоции, что благоприятно сказывается на его деятельности и состоянии, и, наоборот, отрицательные эмоции ухудшают состояние человека и затрудняют его деятельность, но бывают и исключения. Например, событие, вызвавшее отрицательные эмоции, повышает активность человека, стимулирует его к преодолению возникших препятствий.

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Структура психических явлений

Психология — это паука о психике и психических явлениях. Существуют различные точки зрения на структуру психических явлений, те или иные психические явления в зависимости от позиции автора могут быть отнесены к разным структурным группам, также часто в научной литературе можно столкнуться со смешением понятий. Мы, придерживаясь точки зрения А.Г. Маклакова [14], разделяем психические явления па три основных класса: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности (рис. 7).

психическое явление это

Рис. 7. Структура психических явлений

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека и могут быть разделены па три группы: познавательные, эмоциональные и волевые.

К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе.

Однако одни события остаются в памяти надолго, а другие быстро забываются, но может быть и такое: информация вообще остается незамеченной. Это связано с тем, что любая информация может быть для человека значимой или незначимой, т. е. может иметь или не иметь эмоциональную окраску, поэтому выделяют эмоциональные психические процессы (радость, негодование, злость и др.). Например, определенное событие вызывает у человека положительные эмоции, что благоприятно сказывается на его деятельности и состоянии, и, наоборот, отрицательные эмоции ухудшают состояние человека и затрудняют его деятельность, но бывают и исключения. Например, событие, вызвавшее отрицательные эмоции, повышает активность человека, стимулирует его к преодолению возникших препятствий.

Подобная реакция свидетельствует о том, что для формирования поведения человека существенны и волевые психические процессы, которые проявляются в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением и др.

Психические свойства личности характеризуются большей устойчивостью и постоянством. Под психическими свойствами личности принято понимать наиболее существенные особенности личности: мотивация, темперамент, способности и характер.

Говоря о психических свойствах человека, надо понимать, что они более или менее устойчивы, по не неизменны, они вырабатываются, формируются в ходе жизни. Совершенно неизменных свойств в человеческой личности не бывает. Пока человек живет, он развивается и, следовательно, меняется.

Психические состояния характеризуют состояние психики в целом, имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью. В то же время психические состояния влияют на течение и результат психических процессов и могут способствовать или тормозить деятельность. К психическим состояниям относят: подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние и др. Психические состояния могут быть чрезвычайно сложными, имеющими объективную и субъективную обусловленность.

Уровень развития психических свойств, а также особенности развития психических процессов и преобладающие психические состояния определяют неповторимость человека, его индивидуальность.

Явления, изучаемые психологией, связаны не только с конкретным человеком, но и с группами. Все групповые психические явления могут быть также разделены па психические процессы, психические состояния и психические свойства. Таким образом, предметом психологии являются психика и психические явления как конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах.

Источник: http://studref.com/355886/psihologiya/psihicheskie_protsessy

Предмет и объект психологии. Психические явления и психологические факты

Как уже было сказано выше, первым этапом в становлении предмета психологии и явилось изучение, объяснение души, то есть тех явлений, которые в результате самонаблюдения человек мог обнаружить в собственном сознании (в научных исследованиях эти явления принято называть психическими, а все вместе взятые психические явления иногда обобщенно называют словом «психика»). На протяжении многих столетий попытки познать психические процессы и состояния сводились к описанию различных состояний «души» человека.

Психологическое знание исторически развивалось — одни представления сменялись другими (табл. 1).

Таблица 1 — Предмет психологии в традиционных представлениях Марцинковская Т.Д. История психологии. Учеб. пособие / Т.Д. Марцинковская — М.: Академия, 2008. — 544 с.

Предмет исследования (научные школы)

Представители научного мира

Все исследователи до начала XVIII века

Явления сознания (английская эмпирическая ассоцианистская психология)

Д. Гартли, Джон Стюарт Милль, А. Бэн, Герберт Спенсер

Непосредственный опыт субъекта (структурализм)

Интенциональные акты сознания (функционализм)

Происхождение психических деятельностей (психофизиология)

Иван Михайлович Сеченов

Процессы переработки информации и результаты этих процессов (гештальтпсихология)

Личный опыт человека (гуманистическая психология)

Абрахам Маслоу, К. Роджерс, Виктор Франкл, Ролло Мэй

Итак, как видим, предмет психологии менялся в ходе ее формирования как отдельной науки. Сначала предметом ее изучения была душа, потом сознание, затем — поведение человека и его бессознательное и т. д., в зависимости от тех общих подходов, которых придерживались психологи на определенных стадиях развития науки.

Таким образом, предметом психологии является — психика — совокупность психических явлений, как особая форма жизнедеятельности — психические процессы, свойства, состояния человека и закономерности его поведения.

Рисунок 1 — Предмет психологии

Первым и важнейшим объектом психологии является человек. Как и любой другой объект действительности, человек обладает бесконечным набором свойств — признаков, обнаруживающихся через его отношения к бесконечно разнообразной действительности, через способы воздействия действительности на человека (рис. 2)

Объектом изучения в психологии является обладающий психикой субъект и конкретные направления психологии, связанные с различными теоретическими представлениями о человеке.

Рисунок 2 — Психическая реальность

В психологии существует немало научных абстракций, выдвигающих на первый план в изучении человека либо его сознание, либо поведение, а также состояние нервной системы, способность ориентироваться во внешней среде, перерабатывать информации и т.д. Так, «человек-машина», «реактивное существо, отвечающее на внешние воздействия» — модель субъекта в психологии поведения человека, сформированная аффективным прошлым, которому нужно как бы заново пережить его, чтобы избавить себя от несовершенства, изучается в психоанализе. Подобные представления о человеке нужны для научного изучения разных сторон его реальной деятельности, отражают сложившиеся исследовательские методы, виды внедрения психологического знания в жизни. При этом наиболее общая, существенная характеристика человека — носителя психики и сознания — состоит именно в том, что он является субъектом деятельности, практики, бытия. Общая психология. Введение в психологию (Конспект лекций) / Ю.Н. Казаков, Г.К. Золотарёва. — М.: АСТ, 2009. — 192 с.

Житейская психология также выделяет в человеке его существенные черты. При этом в повседневности мы часто приходим к двум противоположным, но взаимодополняющим выводам. С одной стороны, все люди, с которыми мы встречаемся, и насколько можно предполагать, люди вообще — в чем-то похожи друг на друга. С другой стороны, каждый человек в чем-то неповторим, отличен от другого.

Методологический подход — это изучение общего и особенного, двух основных категорий в познании любых явлений. Для того чтобы выделить особое в каждом человеке, необходимо знать, по каким признакам и характеристикам можно сравнивать различных людей. Но тогда эти признаки и характеристики и есть общее в человеке. Тем самым выделение общего и особенного всегда взаимосвязано.

Общие признаки человека в научной психологии выделяют не разрозненными, а объединенными в целостные системы. Называя какую-либо систему целостной, обычно указывают на то, что для полноценного выполнения своих функций, для поддержания системы в рабочем состоянии все ее части должны представлять единство, быть взаимосвязанными и взаимозависимыми.

Когда понятие целостной системы применяется к человеку, необходимо устанавливать, какие из его многообразных связей и отношений становятся предметом изучения. Поскольку эти связи и отношения являются качественно своеобразными, то и объединения психических особенностей человека в целостные системы различаются по содержанию.

В качестве субъекта деятельности человек представляет собой «открытую систему»: его существование и развитие зависят от связей с окружающим миром, в котором он действует, живет и частью которого является. Во-первых, человек как любое живое существо есть часть природного мира и его можно рассматривать как биологический организм. Во-вторых, любой человек является членом того или иного общества, в связях и отношениях с которым он определяется как социальный индивид. И в третьих, человек так или иначе связан с общественно-историческим, культурным и нравственным опытом человечества, и освоение этого опыта необходимо для самоопределения человека, его развития как личности.

Одна из важных сторон взаимодействия человека с миром выделяется особо, входя в само определение вида — «homo sapiens» — «человек разумный». Это познание окружающего мира, его объективных закономерностей. «Человек познающий», или «человек-исследователь» — данная научная абстракция позволяет изучать человека с точки зрения его психических средств, способов, процессов познания, то есть как субъекта познавательной деятельности.

Учитывая, что «психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются и объект и субъект познания», а также представляя, в каком соотношении находятся обычно объект и предмет научного познания, под объектом психологии также понимают единство трех элементов: Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2009. — 656 с.

— часть материального мира, которая непосредственно и опосредованно влияет на психику;

— те изменения в материальном мире, которые непосредственно и опосредованно являются следствием психической активности;

— собственно психические явления, объясняемые сначала как следствие, а затем как причина фиксируемых материальных индикаторов, показателей, критериев оценки психики (рис. 3).

Рисунок 3 — Психические явления

Под психическими явлениями понимаются субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта. Психические явления — это ответы мозга на внешние (окружающая среда) и внутренние (состояние организма как физиологической системы) воздействия.

Психические явления — это постоянные регуляторы деятельности, возникающей в ответ на раздражения, которые действуют сейчас (ощущение и восприятие), были когда-то в прошлом опыте (память), обобщающие эти воздействия или предвидящие результаты, к которым они приведут (мышление, воображение).

Под психологическими фактами понимается гораздо более широкий круг проявлений психики, в том числе их объективные формы (в виде актов поведения, телесных процессов, продуктов деятельности людей, социально-культурных явлений), которые используются психологией для изучения психики — ее свойств, функций, закономерностей.

Ю.Б. Гиппенрейтер Марцинковская Т.Д. История психологии. Учеб. пособие / Т.Д. Марцинковская — М.: Академия, 2008. — 544 с. предлагает зафиксировать различие между понятиями: психические явления и психологические факты.

Психические явления — это внутренний или субъективный опыт человека. Что это такое, можно понять, если обратить свое сознание внутрь себя. Оглянитесь вокруг себя, что вы видите? Вы видите различные предметы: стол, ручка, книга, люди, деревья и т.д. В вашем сознании предметы отражаются в виде психического образа.

Однако, когда мы смотрим на предмет, трудно отделить образ от предмета, образ как бы наложен на предмет. Чтобы лучше понять, что же такое психический образ, посмотрите на предмет, затем закройте глаза и представьте этот предмет перед своими глазами. Это и есть психический образ.

Психические образы могут относиться к настоящему, прошлому и будущему. Образ может вызывать у нас различные эмоции. Представьте, пожалуйста, морской прибой. Какие эмоции вызывает у вас этот образ? Наверное, у кого-то возникнет радость, у кого-то легкая грусть. Или так: наверняка, образ моря вызвал какие-то желания — захотелось поехать провести каникулы на море. Таким образом, мы нашли еще одну составляющую нашего субъективного опыта: это желания, потребности, мотивы, то есть то, что побуждает нашу активность.

Наконец, в содержание нашего опыта входят значения. Мы означиваем (называем) то, что происходит в нашем сознании. Например, когда вы испытываете какую-то эмоцию, вы ее называете — «мне грустно», «радостно», «я расстроен». А теперь начните о чем-нибудь размышлять, например, планировать завтрашний день — очевидно, что вы будете это делать с помощью слов, то есть значений.

Можно сказать, что в содержание субъективного (психического) опыта входят четыре группы явлений: психические образы, мотивы, эмоции и слова (значения). Эти явления обнаруживаю тесную связь и зависимость, их нельзя оторвать друг от друга. Например, психический образ всегда эмоционально окрашен и может побуждать нас к активности, а также обозначается словом. Таким образом, психическая жизнь человека имеет целостную природу.

Психические явления обладают такой фундаментальной характеристикой как непосредственная представленность или данность субъекту. Действительно, все эти образы, эмоции, слова, желания открыты моему внутреннему взору, но они закрыты от другого человека (если, конечно, я не сообщу ему о них). Вспомним пословицы: «чужая душа — потемки», «человека видим, а души его не видим». Но тогда встает вопрос: а как их можно познавать. Вы можете мне ответить, путем самопознания, то есть обращения человека к собственному опыту. Действительно, самопознание может быть источником получения знаний о человеке, но является ли этот источник единственным? И другой вопрос: всегда ли можно доверять данным самонаблюдения. По всей видимости, нужно найти формы объективации психических явлений, то есть выражения их во вне, чтобы сделать их доступными для другого человека. Здесь и появляется такое понятие как — психологический факт.

В отличие от психических явлений, психологические факты существуют объективно и доступны для объективного изучения. Среди этих фактов: акты поведения, неосознаваемые психические процессы, психосоматические явления (то есть процессы, происходящие в нашем организме под влиянием психологических факторов), продукты материальной и духовной культуры. Во всех этих актах психика проявляется, обнаруживает свои свойства и поэтому посредством них может изучаться.

Задача психологической науки описать эти факты, объяснить их и осуществить прогноз человеческого поведения на основе их научной интерпретации. Савина Е.А. Введение в психологию. Курс лекций / Е.А. Савина. — М: МПГУ, 1998. — 252 с. При этом, научное понимание психики человека возможно лишь при целостном рассмотрении совокупности психических явлений. В структуре психики различают три основные группы: психические процессы, психические свойства, психические состояния (рис. 4). Щербатых Ю.В. Общая психология. Учебное пособие / Ю.В. Щербатых. — СПб.: Питер-Пресс, 2008. — 272 с.

психическое явление это

Рисунок 4 — Предмет изучения психологии: психические явления

Психические процессы имеют определенное начало, течение и конец; являются исходными в духовной жизни, обеспечивают отражение действительности. На их основе возникают состояния, осуществляется формирование знаний, убеждений, навыков и умений, приобретение жизненного опыта. Различают познавательные (ощущения, восприятия, представления, внимание, память, воображение, мышление, речь), эмоциональные (возбуждение, радость, негодование, злость и т. д.) и волевые (постановка и достижение целей, принятие решения, преодоление трудностей, усилия в управлении собой, напряжение моральных и физических сил) психические процессы.

Психические свойства в отличие от процессов устойчивы и постоянны, но не исключают возможности их развития. Возникая на основе психических процессов и состояний, свойства оказывают существенное влияние на психические процессы и состояния. Свойства личности — это существенные ее особенности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичного для данного человека (направленность, темперамент, характер, способности и мастерство и др.).

Психические состояния характеризуют психику человека в целом: влияют на течение и результаты процессов и могут способствовать или тормозить активную деятельность личности (состояние волевой активности, перенапряжение, подъем и угнетенность, страх, бодрость, уныние и т. д.).

Основные типы явлений, которые изучает современная психология, показаны на рис. 5.

психическое явление это

Рисунок 5 — Система явлений, изучаемых в психологии

Примеры некоторых групп психических явлений и соответствующих им конкретных феноменов, изучаемых в психологии (табл. 2). Немов Р.С. Психология: Учебник / Р.С. Немов. — М.: Юрайт, 2010. — 688 с.

Источник: http://studbooks.net/1300996/psihologiya/predmet_obekt_psihologii_psihicheskie_yavleniya_psihologicheskie_fakty

Психика как феномен. Психические явления. Психическое отражение, его специфика и основные характеристики

Психика— внутренние информационные процессы и структуры, осуществляющие ориентировку во внешнем мире, управление своим состоянием и поведением. Внутреннее информационное пространство, делающее человека адекватным для людей и жизни.

Психика — внутренний, субъективный мир человека. Его мысли, чувства и переживания, настроения и отношения, планы и мечты, ожидания и взгляды. Это мышление,восприятие, память, мотивы, чувства и эмоции, речь и внимание — все органы и функции, когда они происходят внутри нас. Когда человек для тех же самых целей (для ориентировки во внешнем мире, управлением своим состоянием и поведением) начинает пользоваться чем-то аналогичным внешним — внешней памятью, внешним вниманием и внешними побуждениями, это психикой не называется. В психике можно выделить управляющую и исполнительную часть. Управляющая часть психики — это то, что называют личностью в естественно — научном подходе. К исполнительной части психики относят мышление, речь и психомоторные процессы.

Сохранная и развитая психика.Сохранная и развитая психика — то, что обеспечивает адекватное поведение человека, возможность понимать окружающих и быть ими понятым. Нарушение психики выводит человека за пределы нормы. С другой стороны, высокое развитие психических процессов — памяти, мышления, речи, внимания — позволяет человеку быть более успешным и творческим.

Психика, сознание, воля.Если воспользоваться метафорой прожектора, то прожектор психики направлен вовне и освещает внешний мир. Прожектор сознания направлен внутрь и освещает внутренний мир. А воля – это инструмент, который согласовывает психику и сознание. Предположим, сознание говорит: мы должны идти вперед и вверх, а психика нам сообщает – эта вершина далеко, и путь к ней каменистый и через колючки. Между психикой и сознанием возникает конфликт, сознание настаивает, психика сопротивляется. Тогда приходит воля, разбирается и принимает решение. Какое?

Психика и тело.Психика влияет на тело (соматику), тело — на психику.

Развитие психики.Психика присуще не всем живым организмом, а формируется только на определённой ступени биологической эволюции. На какой конкретно — специалисты спорят. То, что психика есть у животных и птиц — все согласны. Есть ли она у червей — сомневаются. О наличии психики у простейших и амеб говорят очень редко.

Психические явления. Все психические явления делятся на три группы:

1) психические процессы;

2) психические состояния;

3) психические свойства личности.

Психический процесс — это акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию.

Психическое отражение — это формирование образа тех условий, в которых осуществляется данная деятельность. Психические процессы — это ориентировочно-регулирующие компоненты деятельности. Психические процессы подразделяются на познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение) , эмоциональные и волевые. Вся психическая деятельность человека — это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов. Психическое состояние — это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию. Психические состояния являются относительно устойчивой интеграцией всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Психические состояния проявляются в общей организованности психики. Психическое состояние — это общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей. Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными. Все психические состояния подразделяются на четыре вида:

1. Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти).

2. Эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния — стресс, аффект, фрустрация).

3. Волевые состояния —инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного волевого действия).

4. Состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности).

Психика – системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляция на этой основе своего поведения и деятельности.

Раздражимость — это свойство всего живого, способность отвечать на внешнее раздражение. Гипотеза о возникновении чувствительности. Критерием психического отражения у Леонтьева является наличие чувствительности. Чувствительность — способность субъекта реагировать на биологически нейтральные (абиотические) свойства среды, которые объективно связаны с биологически значимыми (биотическими) свойствами и как бы указывают на них (частный случай раздражимости). Дальнейшее развитие психики у Леонтьева связано с эволюцией поведения, приспособлением организмов к окружающей среде. Развитие ведет за собой деятельность (не будет деятельности, не будет и развития). Качественные изменения поведения ведут к качественным изменениям психики.

3 стадии развития поведения – 3 качественно новые формы психики (отражения):

Инстинкт – элементарная сенсорная психика, отражаются отдельные свойства окружающей среды, сенсорные ощущения;

Навык – перцептивная психика, отражаются предметы или ситуаций в целом, в виде образов восприятия; Интеллект – стадия интеллекта, происходит обобщение отражений, отражение отношений в виде предметных ситуаций в целом.

Дата публикования: 2015-02-03 ; Прочитано: 1225 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Источник: http://studopedia.org/8-161451.html

Психическое явление

Психоло́гия (от др.-греч. ψυχή «душа; характер» [1] ; λόγος «учение») — научная дисциплина [2] , изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей. Психология объединяет в себе гуманитарный и естественно-научный подходы [3] .

Включает в себя:

Прикладная психология тесно связана с психиатрией — отраслью медицины, назначением которой является распознавание и лечение психических расстройств, и психотерапией, занимающейся вопросами лечебного воздействия на психику и через психику на организм, направленного на избавление человека от проблем эмоционального, личностного, социального характера.

Содержание

Предмет психологии

Предмет психологии понимается различно в течение истории и с позиции различных направлений психологии. Для современной психологии поиск предмета психологии по-прежнему остаётся актуальным. [4]

Объект психологии

Объект психологии — это совокупность различных носителей психических явлений, основными из которых являются поведение, деятельность, взаимоотношения людей в больших и малых социальных группах.

Задачи психологии

Методы психологии

Количественные психологические исследования поддаются статистической проверке гипотез. Хотя в этой области широко используются рандомизированные и контролируемые эксперименты в лабораторных условиях, такие исследования могут оценить только ограниченный диапазон краткосрочных явлений. Таким образом, психологи также полагаются на творческие статистические методы, чтобы извлечь знания из клинических испытаний и данных о населении [5] .

Контролируемые эксперименты

Настоящий эксперимент со случайным распределением объектов по признакам позволяет исследователям делать убедительные выводы о причинно-следственных связях. В эксперименте исследователь изменяет параметры влияния, называемые независимыми переменными, и измеряет результаты, называемые зависимыми переменными. Опытные экспериментальные исследования проводятся в лаборатории с тщательно контролируемой средой.

Эксперименты с повторными измерениями — это эксперименты, которые проводятся в нескольких случаях. В исследованиях эффективности психотерапии экспериментаторы часто сравнивают данное лечение с лечением плацебо или сравнивают разные виды лечения друг с другом. Тип лечения является независимой переменной. Зависимые переменные — это результаты, которые в идеале оцениваются разными специалистами [7] . Используя перекрестный проект, исследователи могут ещё больше повысить силу своих результатов, протестировав оба из двух методов лечения на двух группах субъектов.

Экспериментальные исследователи обычно используют статистическую модель проверки гипотез, которая включает в себя прогнозирование перед проведением эксперимента, а затем оценку того, насколько данные подтверждают прогнозы. (Эти предсказания могут исходить из более абстрактной научной гипотезы о том, как на самом деле работает изучаемое явление.) Статистические методы анализа дисперсии используются для того, чтобы отличить уникальные результаты эксперимента от нулевой гипотезы о том, что вариации являются результатом случайных колебаний данных. В психологии широко используемый стандарт придает статистическую значимость результатам, вероятность которых менее чем на 5 % объясняется случайностью [8] .

Другие формы статистического анализа

Статистические обследования используются в психологии для измерения отношений и черт характера, мониторинга изменений в настроении, проверки достоверности экспериментальных манипуляций и для других психологических тем. Чаще всего психологи используют бумажно-карандашные опросы. Тем не менее, опросы также проводятся по телефону или по электронной почте. Веб-опросы все чаще используются для удобного охвата многих предметов.

Нейропсихологические тесты, такие как шкалы Векслера и тест сортировки карт Висконсина, в основном представляют собой вопросники или простые задачи, которые оценивают определённый тип психической функции у респондента. Они могут быть использованы в экспериментах, как и в случае экспериментов с поражением, оценивающих результаты повреждения определённой части мозга [9] .

Технологические анализы

психическое явление это

Классическим и популярным инструментом, используемым для сопоставления умственной и нервной активности, является электроэнцефалограмма (ЭЭГ), техника, использующая усовершенствованные электроды на коже головы человека для измерения изменений напряжения в различных частях мозга. Ханс Бергер, первый исследователь, который использовал ЭЭГ на не вскрытом черепе, обнаружил, что мозгу характерны «мозговые волны»: электрические колебания, которые соответствуют различным состояниям сознания. Впоследствии исследователи усовершенствовали статистические методы для синтеза электродных данных и определили уникальные паттерны мозговых волн, такие как дельта-волны, наблюдаемые в фазе медленного сна [10] .

Новые методы функциональной нейровизуализации включают функциональную магнитно-резонансную томографию и позитронно-эмиссионную томографию, которые отслеживают кровоток через мозг. Эти технологии предоставляют более точную локализацию активности мозга и создают разносторонние представления о нём. Они также обеспечивают, основанное на объективных данных, понимание, которое позволяет избежать классических проблем субъективной самоотчетности. Однако по-прежнему сложно сделать твердые выводы о локализации возникновения в мозгу конкретных мыслей, или даже о том, насколько полезно такая локализация соотносится с реальностью. Тем, не менее, нейровизуализация предоставила безошибочные результаты, свидетельствующие о наличии корреляции между разумом и мозгом. Некоторые из них основаны не на модели локальных функций, а на модели системы нейронных сетей [11] [12] [13] .

Отрасли психологии

Современная психология представляет собой многоотраслевую науку. Отрасли психологии являются относительно самостоятельными развивающимися направлениями. Их условно разделяют на фундаментальные (общие) и прикладные (специальные).

Фундаментальные отрасли психологии имеют общее значение в изучении психических явлений. Это базис, который объединяет все отрасли психологии, а также служит основой их развития. Фундаментальные отрасли, как правило, называют термином «общая психология». Основными понятиями, которые рассматривает общая психология, являются: познавательные процессы (ощущения, восприятия, внимание, представления, память, воображение, мышление, речь, эмоции, воля, рефлексия), исполнительные функции, психические свойства (способности, мотивация, темперамент, характер) и психические состояния. Возникновение общей психологии в качестве фундаментальной отрасли связывают с именем С. Л. Рубинштейна, создавшего в 1940 г. фундаментальный труд «Основы общей психологии».

Место психологии в системе наук

Положение психологии связано с двумя разноплановыми традициями. Первая представляет собой её стремление стать естественнонаучной дисциплиной, вторая — стремление занять место житейской психологии. Как указывают В. В. Петухов и В. В. Столин, обе цели принципиально недостижимы. В сравнении с житейской психологией научная представляет собой специальную дисциплину со своим понятийным и методологическим аппаратом для изучения психической жизни. Вместе с этим психология имеет особенности, связанные с тем фактом, что объект её изучения способен к внутреннему отражению своих состояний. Научная и житейская психология сохраняют принципиальные различия, но при этом взаимосвязаны друг с другом [15] .

Психология имеет связь как с естественными, так и с гуманитарными науками. Связь психологии с естественными науками имеет в своей основе биологическую природу человека. Однако особенностью человека является то, что он является социальным существом, психические явления которого во многом социально обусловлены. По этой причине психологию принято относить к гуманитарным наукам [16] . Отличительной особенностью психологии является совпадение объекта и субъекта познания, то есть необходимость применения в качестве инструмента исследования рефлексии.

Взаимосвязь психологии и современных наук

Философия

Вопросы психологии долгое время рассматривались в рамках философии. Только в середине XIX века психология стала самостоятельной наукой. Но отделившись от философии, она продолжает сохранять тесную связь с ней. В настоящее время существуют научные проблемы, которые изучаются как психологией, так и философией. К числу таких проблем относятся понятия личностного смысла, цели жизни, мировоззрение, политические взгляды, моральные ценности и другое. Психология использует экспериментальные методы для проверки гипотез. Однако есть вопросы, которые невозможно решить экспериментальным путём. В таких случаях психологи могут обращаться к философии. К числу философско-психологических проблем относятся проблемы сущности и происхождения человеческого сознания, природы высших форм человеческого мышления, влияние общества на личность и личность на общество [17] .

А. Г. Маклаков указывает, что, хотя долгое время философия разделялась на материалистическую и идеалистическую, сейчас наметилось сближение этих течений философии, и можно говорить об одинаковой значимости для психологии обоих направлений. Материалистическая философия является основной при рассмотрении проблем деятельности и происхождения высших психических функций. Идеалистическая философия, по мнению Маклакова, ставит такие проблемы как ответственность, совесть, смысл жизни, духовность. Маклаков отмечает, что использование в психологии обоих направлений (материалистического и идеалистического) «наиболее полно отражает двойственную сущность человека, его биосоциальную природу» [17] .

По мнению А. Г. Маклакова, к числу проблем, которые можно решить только при сотрудничестве психологов и философов, относятся проблемы эпистемологии [17] . Некоторые теории психологии имеют психолого-философский характер, как, например, теоретические работы неофрейдистов. К примеру, работы Эриха Фромма используются в психологии, социологии и философии.

Социология

Психология тесно связана с общественными науками. Она имеет много общего с социологией. Социология заимствует из социальной психологии методы изучения личности и человеческих взаимоотношений. Психология широко использует такие методы сбора научной информации как опрос и анкетирование, которые традиционно считаются социологическими. Существуют различные концепции, которые психология и социология перенимают друг у друга. Множество проблем, такие как национальная психология, психология политики, проблемы социализации и социальных установок психологи и социологи решают совместно [18] .

Экономика

Экономическая психология — отрасль психологии об экономическом поведении и психических процессах человека, связанных с: производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг. Предмет изучения экономической психологии являются — психологические закономерности экономического поведения и взаимодействия между людьми как субъектами экономических отношений. Выяснилось, что экономическое поведение людей далеко от рационального, которое рассматривалось ранее как единственно верное при изучении экономики, что это поведение существенно определяется психическими факторами.

В 2002 за исследования, выполненные совместно с Амосом Тверски и другими авторами, по установлению когнитивной основы для общих человеческих заблуждений в использовании эвристик, а также для развития теории перспектив лауреатом Нобелевской премии по экономике 2002 года «за применение психологической методики в экономической науке, в особенности — при исследовании формирования суждений и принятия решений в условиях неопределённости» (совместно с В. Смитом), стал Даниел Канеман несмотря на то, что исследования проводил как психолог, а не как экономист.

История

Важны для психологии также исторические науки. Примером синтеза истории и психологии является теория культурно-исторического развития высших психических форм Л. С. Выготского. Использование в психологии исторического метода заключается в изучении фило- и онтогенетического развития психических явлений от элементарных к сложным формам. В основе сближения истории и психологии лежит концепция о том, что современный человек является продуктом развития человечества [19] . Вопросы исторического развития психологических явлений также изучает эволюционная психология.

Биологические науки

Психология тесно связана с биологическими науками, включая медицину. Использование в психологии достижений этих наук основано на том, что большинство психических явлений и психических процессов физиологически обусловлены. Известны факты взаимного влияния психического и соматического друг на друга. Психическое состояние оказывает влияние на физиологическое. Особенности психики могут способствовать развитию определённых заболеваний (например, психосоматических). Обратная связь состоит в том, что многие заболевания влияют на психическое состояние [20] .

Особенно тесная связь у психологии существует с неврологией и психиатрией. Значительное число учёных, сделавших существенный вклад в психологию по основной своей профессии были неврологами и психиатрами. Именно изучение заболеваний нервной системы и расстройств психики позволило им выявить существенные особенности структуры и функционирования психики и её связей со структурой и функционированием нервной системы, которые в нормальном состоянии остаются скрытыми или трудно обнаруживаемыми. Для изучения смежных вопросов с психиатрией в психологии выделены такие отрасли, как патопсихология, клиническая психология, психосоматика, психология аномального развития; с нейробиологией, анатомией и физиологией центральной нервной системы, отрасли — нейропсихология, психофизиология. Значительный прогресс в развитии генетики привёл к созданию психогенетики, в рамках которой на основе секвенирования генома человека проводятся исследования, позволяющие выявить влияние генетических эффектов на особенности функционирования психики.

Нейропсихология

Подлинную революцию в психологии вызвало появление неинвазивных (неразрушающих) методик исследования, как пассивных (функциональная магнитно-резонансная томография, фМРТ), так и активных (транскраниальная магнитная стимуляция). С помощью этих методик психологи впервые получили возможность проведения воспроизводимых исследований таких прежде трудно поддававшихся объективному изучению феноменов, как сознание, сновидения, свобода воли и т. п.

Другие науки

Психология активно взаимодействует с большим числом других наук и отраслей научного знания. Это взаимодействие проявляется, прежде всего, в создании отраслей психологии, являющихся смежными, прикладными отраслями научного знания, исследующими закономерности объективной действительности с позиции предмета психологии. Например, связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; с педагогикой — педагогическая психология; с дефектологией — в существовании специальной психологии; лингвистика, взаимодействуя с психологией, рождает психолингвистику; с юриспруденцией связь отчётливо проявляется в таких отраслях психологии, как судебная психология, психология жертвы, криминальная психология, патопсихология, психология расследования преступлений [ источник не указан 1367 дней ] .

Дискуссии по поводу научного статуса психологии

Статус научности психологии на протяжении длительного времени является предметом обширных дискуссий. Как отметил в 2005 году член-корреспондент РАН, заместитель директора Института психологии РАН А. В. Юревич, паразитируя на сложности предмета [ стиль ] и успехах современной психологии, под давлением «здесь-и-теперь-психологию» [ стиль ] современного обывателя, широко распространившейся идеологии постмодернизма на её территорию постоянно вторгаются паранаучные доктрины [21] .

Большинство специалистов сходится во мнении, что в настоящее время психология представляет собой скопление различных фактов, теорий, предположений, методологий и целей. Среди психологов нет консенсуса ни относительно того, насколько научна современная психология, ни относительно того, может ли она быть научной в принципе. Даже среди тех, кто считает возможным приведение психологии к научным стандартам, нет согласия по поводу того, к какому типу наук её следует отнести.

Американский психолог Б. Р. Хегенхан в 2009 году указал, что учёные дают целый ряд ответов на вопрос, является ли психология наукой, и содержание этих ответов зависит от того, кто их даёт и какой аспект психологии при этом подразумевает:

Научный статус психологии служит предметом полемики в современной дискуссии между модернизмом и постмодернизмом [22] .

Из-за высокой сложности предмета изучения, для многих психологических теорий затруднено применение критерия Поппера, поскольку в них используются неоднозначные формулировки и пересекающиеся понятия, что затрудняет их применение. Хотя для ряда таких теорий понятие научной строгости не совпадает с применяемой в детерминистских теориях, они, тем не менее, оказываются полезными. Примерами могут служить теории Зигмунда Фрейда и Альфреда Адлера. Сам Поппер полагал, что доказательство ненаучности и метафизичности теории совсем необязательно делает такую теорию бесполезной и бессмысленной [23] .

Т. В. Корнилова и С. Д. Смирнов отметили, что из-за параллельного существования в психологии множества парадигм и постоянного появления новых мини-парадигм создаётся эффект перманентного кризиса и перманентной революции в данной науке, что, как отмечалось выше, определяется сложностью предмета исследования. Этот факт используется рядом исследователей как основание для заявлений, что психология не является развитой наукой или же вовсе не является наукой. В психологии до настоящего времени не произошло сколько-нибудь полного и чёткого размежевания между научным, околонаучным и псевдонаучным знанием. В отличие от астрономии и химии, которые полностью отмежевались от астрологии и алхимии, психология проявляет гораздо бо́льшую терпимость к парапсихологии и зачастую ассимилирует опыт житейской психологии [24] .

В американской психологической энциклопедии сформулированы следующие принципы научной психологии: «Профессиональная и научная психология требует осуществления строгого контроля за наблюдениями при четко заданных и допускающих повторное воспроизведение условиях. Там, где её работа опирается на случайные наблюдения, отдельные эпизоды и оценки свидетелей, она не достигает профессионального или научного уровня… Научная психология требует эмпирических наблюдений и экспериментирования для проверки своих умозрительных построений, которые нередко облекаются в форму научных теорий и воспринимаются как таковые». [25]

В соответствии с этими принципами множество теоретических построений в области психологии, таких, например, как квантовая теория психики, теория торсионных полей, не могут быть признаны научными, поскольку экспериментально не подтверждаются. [26] В то же время, иногда, они могут представлять собой объекты, достойные исследования научной психологий, как, например, любопытные факты игры ума, или служить некоторыми побуждениями, для построения теорий, которые уже экспериментально подтверждаются.

История

Отечественный психолог С. Л. Рубинштейн на момент 1940 года охарактеризовал психологию с исторической точки зрения следующим образом [27] :

«Психология и очень старая, и совсем ещё молодая наука, — она имеет за собой 1000-летнее прошлое, и, тем не менее, она вся ещё в будущем. Её существование как самостоятельной научной дисциплины исчисляется лишь десятилетиями, но её основная проблематика занимает её философскую мысль с тех пор, пока существует философия. Годам экспериментального исследования предшествовали столетия философских размышлений, с одной стороны, и тысячелетия практического познания людей — с другой».

Античность

Ранние античные авторы нередко уделяли в своём творчестве внимание проблемам природы человека, его души и разума. До настоящего времени из всего спектра взглядов древних авторов дошла лишь классификация темпераментов Гиппократа, хотя многие идеи Платона оказали влияние на развитие философских основ представлений о психике, в частности, представление о человеке, как существе, раздираемом внутренним конфликтом мотивов, нашло своё отражение в психоаналитических представлениях о структуре личности. Как и у большинства других наук, «дедушкой» психологии справедливо можно назвать Аристотеля, в своём трактате «О душе» давшего развёрнутый анализ предмета психологического исследования.

Средние века

Средневековые работы о психологии в Европе были в целом сконцентрированы на вопросах веры и разума, в заметной степени христианскими философами, начиная с Фомы Аквинского, были заимствованы идеи Аристотеля. Из восточных учёных внимание психологическим вопросам уделял Ибн Сина (Авиценна).

В Древней Руси было написано некоторое количество произведений, в которых ставились и решались такие психологические вопросы, как происхождение и сущность души, свойства ума, устройство органов чувств, борьба мотивов, возрастные и индивидуальные различия в психике людей, проблема характера, происхождение сновидений и др. Это касается, например, таких произведений, как «Повесть о Горе-Злочастии», «Домострой», «Голубиная книга», многочисленная переводная философская и медицинская литература: «Галиново на Ипократа», «Пчела», «Диоптра» Филиппа Пустынника, «Толковая Палея», «Тайная тайных» [28] .

Новое время

психическое явление это

В 1590 году Рудольф Гоклениус впервые использует термин «психология» для обозначения науки о душе. Его современник Оттон Касман считается первым, кто употребил термин «психология» в современном научном смысле.

Представители нового времени (например, Рене Декарт) считали, что тело и душа имеют разную природу — это был новый взгляд на проблему психологии. «Душа и тело живут и действуют по разным законам и имеют разную природу», — писал Декарт.

XVIII век

3 августа 1795 года британский королевский астроном Невил Маскелайн впервые обнаружил ошибки, допущенные его ассистентом Дэвидом Киннбруком в расчётах. Киннбрук был уволен, но анализ ошибок, проведённый другим астрономом — Фридрихом Беззелом, — положил начало систематическому изучению времени реакции, индивидуальных различий и «ментальной хронометрии» (mental chronometry), как критериев когнитивных процессов.

XIX век

психическое явление это

Девятнадцатый век стал для психологии веком постепенного зарождения её как научной дисциплины, выделения соответствующих областей из философии, медицины, точных наук.

Эрнст Вебер исследует зависимость интенсивности ощущений от интенсивности вызывающих их стимулов.

Герман Гельмгольц исследует нервную систему как основу психики, формулирует представления об «автоматических умозаключениях», лежащих в основе восприятия пространства.

Однако главное имя в истории оформления психологии как науки — Вильгельм Вундт. Ученик и соратник Гельмгольца, Вундт в 1879 году открыл первую в мире психологическую лабораторию, в которой проходили исследования феноменов сознания методом интроспекции. Этот год считается годом рождения психологии как науки.

XX век

Первые десятилетия

Самое начало двадцатого века отмечено бурным ростом нескольких направлений. С одной стороны, активно развивается психоанализ — школа психотерапии, первоначально основанная на работах Зигмунда Фрейда, в которых человек описывался как система из нескольких независимых структур личности, борющихся друг с другом — Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Суперэго). В этом конфликте Оно представляет собой биологические потребности человека, из которых основное внимание психоаналитики уделяли сексуальной потребности, а Сверх-Я представляет собой требования социума, культуры. Развитие этой школы оказало сильное влияние не только на практику, но и на науку, заставив учёных обратить внимание на феномены, находящиеся за пределами сознания, на неосознаваемые детерминанты психической деятельности. Идеи психоанализа Зигмунда Фрейда подверглись критике, развитию и расширению в различных направлениях глубинной психологии, преимущественно бывшими коллегами Фрейда, такими как Альфред Адлер (индивидуальная психология) и Карл Густав Юнг (аналитическая психология), а позднее неофрейдистами, такими как Эрих Фромм, Карен Хорни, Гарри Стек Салливан, Жак Лакан и др.

В США активно развивается бихевиоризм — основанная Дж. Уотсоном школа психологии, базирующаяся на работах И. П. Павлова и Э. Торндайка о научении. Бихевиористы следовали позитивистскому требованию об исключении из рассмотрения науки всех явлений, кроме непосредственно наблюдаемых. Человек рассматривался как «чёрный ящик», в который входят стимулы, а выходят — реакции на эти стимулы.

В Германии развивается гештальтпсихология (М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Кёлер), являющаяся дальнейшим развитием на пути изучения феноменов сознания. В отличие от предшественников, гештальтисты не пытались выделить «кирпичики», из которых построено сознание, напротив, они полагали основным своим законом, что «целое всегда больше суммы составляющих его частей». В рамках этой школы было открыто много феноменов восприятия и мышления.

Первая мировая война стимулировала развитие прикладных аспектов психологии, в первую очередь — психодиагностики, так как армии требовалось средство оценки возможностей солдат. Разрабатываются тесты интеллекта (А. Бине, Р. Йеркс).

1930—1940-е годы

В Германии приходят к власти нацисты, вследствие чего многие психологи (среди которых было немало евреев) вынуждены эмигрировать в США. Гештальтпсихология практически прекращает своё существование, однако К. Левин и последователи гештальтистов становятся основными фигурами американской социальной психологии. Тем не менее такие мыслители как Карл Юнг и Мартин Хайдегер остаются работать в нацистской Германии. Юнг продолжает развивать своё учение о коллективном бессознательном, в 1934 году он выпускает одну из своих фундаментальных работ «Архетипы и коллективное бессознательное».

Среди бихевиористов, с одной стороны, начинаются попытки, сохраняя естественно-научный фундамент, внести в объяснение поведения внутрипсихические переменные (Э. Толмен, К. Халл), с другой стороны Б. Ф. Скиннер развивает «радикальный бихевиоризм», развивая теорию оперантного научения.

Ж. Пиаже публикует результаты исследований мышления, в которых были обнаружены сходные типы ошибок у детей одного возраста, которых уже практически не встречается у более старших детей.

Активно развивается психологическая и психотерапевтическая практика. Продолжили развиваться различные направления глубинной психологии, формируются альтернативные психоанализу формы психотерапии (гештальттерапия и др.).

Л. С. Выготский формулирует основные принципы культурно-исторической психологии, основанные на марксизме. В рамках этого направления постулировалась необходимость изучать личность непосредственно в процессе развития, протекающем под влиянием истории и культуры. На базе этого направления в дальнейшем была построена теория деятельности.

Постановление «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» (1936), ликвидировавшее педологию, на несколько десятилетий практически замораживает развитие психологической науки в СССР.

Вторая мировая война вызывает новый всплеск активности психологов в области прикладных технологий. Особое внимание уделяется социальной психологии и эргономике.

1950—1960-е годы

Эти десятилетия являются эпохой расцвета психологической науки, активного роста во множестве направлений. В современных учебниках большая часть материала посвящена экспериментам и исследованиям, проведённым именно в этот период.

Теория бихевиоризма не могла дать ответы на многие вопросы, которые ставила перед наукой развивающаяся промышленность и военные технологии. Разработка максимально эффективных форм представления информации на пультах управления сложными устройствами и другие задачи требовали активного изучения не только простых реакций на стимулы, но сложных механизмов, лежащих в основе восприятия. Вследствие подобного запроса начинает развиваться область, которая позднее получит название «когнитивная психология» — ведёт свои исследования механизмов внимания Д. Бродбент, публикует знаменитую статью про «Магическое число семь плюс-минус два» Дж. Миллер.

Активно развиваются техники модификации поведения на основе теории бихевиоризма. Дж. Вольпе разрабатывает технику систематической десенсибилизации, которая оказывается весьма эффективной в лечении различных видов фобий.

На фоне этого появляются гуманистическая психология и психотерапия как попытка преодолеть сведение человека к автомату или животному (теории бихевиоризма и психоанализа). Гуманистические психологи предлагают рассматривать человека как существо более высокого уровня, наделённое свободой воли и стремлением к самоактуализации.

Происходит бурное развитие социальной психологии в США. Проводят свои знаменитые исследования Соломон Аш, Музафер Шериф, Стэнли Милгрэм, Леон Фестингер и другие известные психологи.

В конце 60-х годов вместе с ростом популярности Нью-Эйдж-культуры психология испытывает сильное влияние со стороны мистики; на волне успеха исследований психоделических веществ и новых областей сознания возникает трансперсональная психология, а также развивается ряд школ тренингов личностного роста, из которых некоторые со временем превращаются в религиозные культы: (саентология, лайфспринг).

В 1966 году создаются факультеты психологии в МГУ и ЛГУ, а также кафедра психиатрии и медицинской психологии в РУДН, что демонстрирует прекращение 30-летних гонений на психологов. В заметной степени это было связано с появлением спроса на психологов на производстве и в армии. В СССР активно развивается инженерная психология. Однако в силу объективных причин отечественной психологии приходится оставаться крайне идеологизированной в соответствии с марксистско-ленинскими построениями, — данное обстоятельство придаст её дальнейшему развитию определённую специфику. И по сей день марксистско-ленинские теории (см. теорию отражения) так или иначе сохраняют влияние на программу подготовки специалистов-психологов в некоторых вузах России.

1970—1980-е годы

Происходит бурный рост когнитивной психологии, которая шла по пути постепенного опровержения своих исходных постулатов о сущности человеческой психики как системы переработки информации с ограниченной пропускной способностью. В этот период психология устанавливает активные связи с лингвистикой, что стало неизбежным после «хомскианской революции»; возникает психолингвистика.

В остальных областях психологии происходит стабильный рост и накопление знаний, вместе с тем вновь обостряется ощущение «вечного кризиса» психологической мысли, так как ни одно из действующих направлений не даёт надежды на скорое появление действительно полной и объясняющей поведение человека теории.

Современность

В настоящее время важное значение в изучении психики приобрели методы, базирующиеся на различных видах томографии. Применение томографии позволяет определить структуру и исследовать функционирование нейронных сетей. Для изучения связей функционирования психики для различных видов психической деятельности при различных условиях со структурой и функционированием мозга применяется функциональная магнитно-резонансная томография, которая позволяет определить активацию областей головного мозга в ходе нормального его функционирования (см., например, [29] ). Для изучения психических процессов на молекулярном уровне, в том числе метаболизм, транспорт веществ, лиганд-рецепторные взаимодействия, экспрессия генов и т. д. применяется позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) (см., например, [30] ). В частности ПЭТ применяется для исследований участия различных нейромедиаторов в нейрофизиологических и психических процессах.

Психологи

Психолог — человек с психологическим образованием, выполняющий профессиональную деятельность в области психологии как науки, психологической помощи или прикладных исследований.

Следует обратить внимание на то, что деятельность психологов в Российской Федерации не является лицензируемой, а наименование «психолог» — защищённым законодательством званием.

То или иное формальное право называть себя психологами имеют люди, получившие профильное психологическое образование следующих форм и ступеней:

Критика

Американский психолог Стивен Пинкер отмечает, что психологи зачастую игнорируют содержание эмоций и не принимают во внимание способность разума обращаться с различными категориями последних по-разному. Так, по мнению Пинкера, теории памяти и мышления не отличают соображения о людях от соображений о камнях или зданиях; теории эмоций не видят разницы между страхом и гневом, ревностью и любовью; теории социальных отношений не проводят различий между семьёй, друзьями, врагами и незнакомцами. Пинкер указывает, что такие темы, как любовь, ненависть, еда, секс, статус, власть, зависть, дружба, религия и др., практически не затрагиваются в учебниках психологии [31] .

Одним из самых ярких и авторитетных критиков психологии был русский физиолог, нобелевский лауреат Иван Павлов [ источник не указан 681 день ] . Изучая работу нервной системы, Иван Павлов всегда стремился изучать её строгими методами естествознания, как он сам неоднократно выражался, именно «строго объективно». Академик критиковал психологию как науку из-за отсутствия методов, чётких категорий и понятий [ источник не указан 681 день ] . Например, в одной из своих лекций И. П. Павлов так писал о препятствиях, связанных с психологической наукой [32] :

Естествознание, в лице физиолога, изучающего высшие отделы центральной нервной системы, можно сказать, бессознательно, незаметно для себя, подчинилось ходячей манере — думать о сложной деятельности животных по сравнению с собой, принимая для их действия те же внутренние причины, которые мы чувствуем и признаем в себе. Итак, физиолог в данном пункте оставил твердую естественнонаучную позицию. И что он приобрел вместо неё? Он взял понятия из того отдела человеческого умственного интереса, который, несмотря на свою наибольшую давность, по заявлению самих его деятелей, не получил ещё до сих пор права называться наукой. Психология, как познание внутреннего мира человека, до сих пор сама ищет свои истинные методы. А физиолог взял на себя неблагодарную задачу гадать о внутреннем мире животных. После этого нетрудно понять, что изучение сложнейшей нервной деятельности высших животных почти не трогается с места. А этому исследованию — уже около ста лет.

Мы совершенно запрещали себе (в лаборатории был объявлен даже штраф) употреблять такие психологические выражения, как собака догадалась, захотела, пожелала и т. д. Наконец, нам все явления, которыми мы интересовались, стали представляться в другом виде [33] .

Источник: http://wikiredia.ru/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%8F%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА

СИСТЕМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И МНОГООБРАЗИЕ

Психика заключает в себе внутреннюю картину мира, неотторжима от тела чело­века и представляет собой совокупный результат функцио­нирования его организма, прежде всего центральной нерв­ной системы, она обеспечивает возможность существования и развития человека в мире. На человека влияет социальная среда, процессы, происходящие в ней на макро- и мик­роуровне, поэтому психика человека имеет свою системную и смысловую организацию. Психические явления, будучи продуктом взаимодействия индивида с внешней средой, сами являются активными причинными факторами (детерминантой) поведения. Под психи­ческими явлениями понимают факты внутреннего, субъективного опыта.

Психика человека сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют следующие группы психических явлений: 1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства, 4) психические образования. Системная организация и многообразие психических явлений человека показана на рис.

психическое явление это

Рис. . Системная организация и многообразие психических явлений человека

Психика человека проявляется у человека в следующих блоках психических явлений.

Психические процессы— динамическое отражение действительности в раз­личных формах психических явлений. Психический процесс — это течение психи­ческого явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реак­ции. При этом конец психического процесса тесно связан с началом нового процес­са. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

Психические процессы— это элементарные психические явления, для­щиеся от доли секунды до десятков минут и более. Психическое существует как живой, пре­дельно пластичный, непрерывный, никогда изначально полностью незаданный, а потому формирующийся и развивающийся процесс, который порождает те или иные продукты или результаты (например, понятия, чувства, образы, мыслительные операции и т.п.). Психи­ческие процессы всегда включены в более сложные виды психической деятельности.

Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раз­дражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на познавательные – к ним отно­сятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные – активные и истинные переживания; волевые – решение, испол­нение, волевое усилие; и т. д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В сложной психической деятельности различные процессы связаны и состав­ляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действитель­ности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы про­текают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности и как элементарные психические явле­ния, длятся от доли секунды до десятков минут и более.

Второй блок представляет собой психические состояния, которые более продолжитель­ны по сравнению с психическими процессами (могут продолжаться в течение нескольких ча­сов, дней или даже недель) и более сложны по структуре и образованию. К ним относятся, например, состояние бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, раз­дражительности, рассеянности, хорошего или плохого настроения.

Третий блок — это психические свойства личности. Они присущи человеку если не на протяжении всей жизни, то, по крайней мере, достаточно длительного ее периода: темпера­мент, характер, способности и стойкие особенности психических процессов у индивида.

Некоторые психологи выделяют и четвертый блок психических явлений человека — психические образования, т.е. то, что становится результатом работы психики человека, его развитие и саморазвитие. Это — приобретенные знания, умения, навыки, привычки и т.п.

Психические процессы, состояния, свойства, а также поведение человека выделяются только для целей изучения, в действительности же все они выступают как единое целое и взаимно переходят друг в друга. Так, например, состояние, которое часто проявляется, может стать склонностью, привычкой или даже чертой характера. Состояния бодрости и активности обостряют внимание и ощущения, а подавленности и пассивности ведут к рассеянности, по­верхностному восприятию и даже вызывают преждевременную усталость.

Второй блок представляет собой психические состояния,которые более про­должительны по сравнению с психическими процессами (могут продолжаться в те­чение нескольких часов, дней или даже недель) и более сложны по структуре и обра­зованию. К ним относятся, например, состояние бодрости или подавленности, рабо­тоспособности или усталости, раздражительности, рассеянности, хорошего или пло­хого настроения. В целом психические состояния проявляются в повышенной или пониженной активности личности.

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом — трудно и неэффективно. Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиоло­гических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, пори­цание и т. п.).

Наиболее изученными сейчас являются:

о общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности,

о эмоциональные состояния или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т.д.),

о особое, творческое, состояние личности, которое называют вдохновением.

Третий блок — это психические свойства личности.Они присущи человеку если не на протяжении всей жизни, то, по крайней мере, достаточно длительного ее периода. Свойства личности являются высшими и устойчивыми регуляторами пси­хической деятельности человека. Под психическими свойствами человека понимаются устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количест-венный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека: темперамент, характер, способности, направленность и другие. Каждое психиче­ское свой-ство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в прак­тике. Следовательно, оно, является результатом отражательной и практической деятельности.

Свойства личности многообразны и их можно классифицировать в соответст­вии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. На этой основе, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека. Для примера приведем:

о интеллектуальные свойства — наблюдаемость, гибкость ума;

о волевые — решительность, настойчивость;

о эмоциональные — чуткость, нежность, страстность, эффективность и т. п.

Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

1. Жизненные позицию личности (систему потребностей, интересен, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);

2. Темперамент (систему природных свойств личности — подвижность, уравно­вешен-ность поведения и тонус активности,— характеризующую динамическую сторону поведения);

3. Способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных, свойств, определяющую творческие возможности личности)

4. Характер как систему отношений и способов поведения.

Некоторые психологи — выделяют и четвертый блок психических явлений чело­века — психические образования.Это то, что становится результатом работы пси­хики человека, его развитие и саморазвитие. К ним относятся — приобретенные зна­ния, умения, навыки, привычки и т.п.

Психические процессы, состояния, свойства, а также поведение человека выде­ляются нами только для целей изучения. В действительности же все они выступают как единое целое и взаимно переходят друг в друга. Так, например, состояние, кото­рое часто проявляется, может стать склонностью, привычкой или даже чертой харак­тера. Состояния бодрости и активности обостряют внимание и ощущения, а подав­ленности и пассивности ведут к рассеянности, поверхностному восприятию и даже вызывают преждевременную усталость.

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 821 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник: http://studopedia.su/16_64279_psihicheskih-yavleniy-cheloveka.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *