Психоанализ З — психоанализ предмет изучения
01.02.2019Фрейд выделял 4 источника развития личности: процессы физиологического роста, фрустрации, конфликты и угрозы. Из-за них возникает напряжение, что приводит к тому, что человек овладевает все новыми способами снижения этого напряжения, и это и есть процесс развития личности. Развитие личности заканчивается к 5 годам, а весь последующий рост представляет собой развитие базовой структуры.
Психоанализ З. Фрейда (предмет исследования, основные методы; образ человека; достоинства и ограничения данного направления)
Психоанализ – врачебный метод исследования, зародившийся в начале 90-х гг. XIX в. В Вене, Австрии, в работах Ж. Шарко и И. Бернгейма, использовавших гипноз в лечении многих нервных заболеваний, и развитый З. Фрейдом (1856 – 1939). Работу З. Фрейда «Толкование сновидений» (1900) принято считать первым психоаналитическим трудом и началом психоанализа.
Биологический детерминизм: тело человека (его сексуальные и физиологические составляющие) является единственным источником всей его психической энергии.
Психологический детерминизм: всякая мысль и поведение имеют значение или повод, а всякое явление вызывается сознательными или бессознательными намерениями и определяется событиями, которые ему предшествовали.
Выделяются три уровня психической жизни:
— сознание, которое содержит в себе неблокируемые, осознаваемые и переживаемые индивидом явления, мысли, чувства и другие феномены;
— предсознание – латентная (скрытная) часть психики, которая не содержит в себе четко осознаваемых представлений и мыслей, но при усилии памяти может воспроизвести необходимую информацию;
— бессознательное – самая важная часть психики, оказывающая решающее значение на поведение и личность человека, содержащая в себе неосознаваемые им феномены, вытесненные цензурой из сознания: инстинкты, воспоминания, чувства, события и целые куски жизни. Содержание бессознательного оказывает воздействие на человека, проникая в сознание через сны, оговорки, забывания и т. п., а в патологических случаях и через различные невротические проявления (как на соматическом, так и на психическом уровнях).
Изучение бессознательных компонентом психики и перевод их в сферу сознания состовляет ядро психотерапевтического метода Фрейда и может осуществляться с помощью анализа сновидений, ошибок повседневной жизни (забывание имен, событий, дат), невротических симптомов, через метод анализа свободных ассоциаций, которые связаны у пациента с травмирующим событием или чувством.
Фрейд выделял 4 источника развития личности: процессы физиологического роста, фрустрации, конфликты и угрозы. Из-за них возникает напряжение, что приводит к тому, что человек овладевает все новыми способами снижения этого напряжения, и это и есть процесс развития личности. Развитие личности заканчивается к 5 годам, а весь последующий рост представляет собой развитие базовой структуры.
На основе психоанализа были созданы почти все теории бессознательного, а также был дан толчок к развитию антагонистических психоанализу теорий: гуманистической психологии, экзистенциальной психологии, гештальттерапии Ф. Перлза и многим другим. Фрейд является одним из основателей современной психологии как науки не только о человеческой психике – сознании и бессознательном психическом, но и о личности, и их носителе.
Введение в область исследования таких феноменов человеческой психики, которые до психоанализа оставались без внимания: исследование характера и причин возникновения нервозов, внутреннего мира «Я» и тех структур, которые не вписывались в собственно «сознательное» в человеке.
Эмпирическая ценность психоанализа: предмет психоанализа – бессознательное – изучался не в лаборатории, а на практике, что дает психоанализу большие преимущества перед многими другими теоритически ориентированными школами.
Дата публикования: 2015-02-03 ; Прочитано: 4480 | Нарушение авторского права страницы
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .
Источник: http://studopedia.org/8-139056.html
Введение в психоанализ
Психоанализ как предмет изучения теории общего психического развития, психологического происхождения неврозов и психоаналитической терапии, развитие психоанализа. Концепция о стадиях детской сексуальности. Психосексуальные стадии развития личности.
Рубрика | Психология |
Предмет | Психология |
Вид | доклад |
Язык | русский |
Прислал(а) | slehka |
Дата добавления | 12.05.2009 |
Размер файла | 30,7 K |
- посмотреть текст работы
- скачать работу можно здесь
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Классический психоанализ — направление психотерапии по учению З. Фрейда, ставящее в центр внимания движущие силы душевной жизни, мотивы, влечения, смыслы. Структура, динамика и психосексуальные стадии развития личности в классическом психоанализе.
реферат [70,3 K], добавлен 14.06.2010
Патофизиологическая природа невротических состояний по И. Павлову. Концепция невроза в гештальт-подходе. Психоанализ как метод терапии неврозов. Конкурентная теория Анохина. Гуманистический, бихеовиоральный, экзистенциальный подходы к пониманию неврозов.
курсовая работа [75,8 K], добавлен 13.03.2015
Психоанализ как метод лечения. Философские и естественнонаучные предпосылки психоанализа. Развитие и распространения теории и практики психоанализа. Классическая форма психоанализа З. Фрейда. История психоанализа в России, обзор судеб его сторонников.
курсовая работа [107,5 K], добавлен 24.03.2011
Отличие врачебной практики от психоаналитической. Чем сон отличается от бодрствования. Сходство и различие естественного и гипнотического сна. Связь между амнезией и защитным механизмом психики. Основные половые различия проявления сексуальности.
контрольная работа [121,8 K], добавлен 09.03.2008
Понятие личности в психологии и классификация теорий личности. Сущность теории личности З. Фрейда и ее значение для психологической науки. Периодизация развития согласно психоанализу. Дополнения к теории З. Фрейда других представителей психоанализа.
реферат [27,4 K], добавлен 29.03.2010
История возникновения и теоретические аспекты глубинной психологии. Психоанализ, его понятие и суть. Ключевые понятия ученых и роль сновидений. Глубинная психология, бихевиоризм и психоанализ Фрейда. Основные приемы психоаналитической терапии, гипноз.
контрольная работа [26,5 K], добавлен 27.05.2009
Психоанализ З. Фрейда: предположение о бессознательных психических процессах, признание теории сопротивления и подавления, детской сексуальности и Эдипова комплекса. Понятие защитных механизмов как внутреннего предохранителя. Личность как триединство.
курсовая работа [25,4 K], добавлен 25.11.2009
Биография. Приход Фрейда в медицину. Предпосылки создания психоанализа. Первое упоминание о сексуальности. Ошибки Фрейда в разработке теории психоанализа. Мировое признание Фрейда. Недостатки подхода, основанного только на изучении сексуальности.
реферат [29,9 K], добавлен 23.07.2008
История возникновения глубинной психологии. Психоанализ: понятие и суть, сравнение с направлением бихевиоризма. Ключевые понятия ученых и роль сновидений. Основные приемы и методы психоаналитической терапии. Особенности воззрений последователей З. Фрейда.
курсовая работа [29,8 K], добавлен 08.06.2016
Особенности понятия «психоанализ». Сущность метода лечения функциональных психических заболеваний, теории личности и теории общества по Зигмунду Фрейду. Основной принцип аналитической психологии К. Юнга. Анализ индивидуальной психологии А. Адлера.
контрольная работа [44,3 K], добавлен 10.12.2008
Источник: http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00018087.html
Психоанализ
Психоана́лиз (нем. Psychoanalyse ) — семейство психологических теорий и методов, направленных на систематизированное объяснение бессознательных связей через ассоциативный процесс. Один из методов психотерапии, получивший широкое распространение в Европе (начало ХХ века) и США (середина-конец ХХ века).
История Править
Психоанализ создан в конце XIX в. австрийским ученым З. Фрейдом. Первоначально Фрейд занимался физиологическими исследованиями, даже изобрёл метод окрашивания нервных тканей, однако позднее, увидев неприменимость данных знаний в психологическом консультировании, отказался от какой-либо опоры на психофизиологические данные в своих работах. Вплоть до 1910, когда психоанализ поддержал психиатр со степенью К. Г. Юнг, это направление игнорировалось научным миром. В первой половине ХХ в. от «классического фрейдизма» отпочковался ряд направлений — К. Г. Юнга, Альфреда Адлера, Эриха Фромма и др., оспаривавших те или иные постулаты Фрейда.
В СССР пережил период бурного расцвета (начало 1920-х гг.), когда И. Д. Ермаков открыл Государственный психоаналитический институт, издал переводы работ Фрейда и Юнга. Затем был отвергнут, как «буржуазное учение» и практически не развивался. Многие идеи психоанализа вошли в современную психологию и психотерапию (в том числе так называемые «неосознаваемые формы высшей нервной деятельности» по Узнадзе, и другие).
Как направление комплементарной медицины психоанализ активно практикуется в странах Западной Европы и в США. Однако в современной психотерапевтической практике западных стран постепенно теряет популярность, вытесняется более новыми, модными «авторскими методиками» (психодрама и др.). Оказал существенное влияние и на формирование идей последующей сексуальной революции.
Американская психологическая ассоциация считает психоанализ лженаукой, а занятие психоанализом — несовместимым с членством в ассоциации. В то же время, психоаналитическое отделение существует в Американской психиатрической ассоциации. В США всякое лицо, желающее заниматься психоаналитической практикой, должно иметь учёную степень в медицине. Джон Килстром в своей статье «Фрейд все еще жив? Вообще говоря, нет» полагает, что влияние психоанализа в настоящее время сошло на нет, и большее влияние Фрейд оказал на культуру, нежели на развитие психологии. Однако точка зрения Килстрома остается спорной.
Сущность психоанализа Править
Во время сеанса психоанализа пациенты Фрейда лежали на этой софе…
- Теория человеческого поведения, первая и одна из наиболее влиятельных теорий личности в психологии. Обычно относится к классическому психоанализу, созданному Зигмундом Фрейдом, но употребляется также к любой производной, даже сильно отличающейся от него теории, например аналитической психологии Юнга или индивидуальной психологии Адлера, которые некоторые предпочитают обозначать термином неопсихоанализ.
- Набор методов исследования основных мотивов человека, и их приложение для лечения психических расстройств. Фундаментальный предмет изучения психоанализа — бессознательные мотивы поведения, берущие начало в скрытых сексуальных расстройствах. Они раскрываются через свободные ассоциации, высказываемые пациентом. Цель психоаналитика — помочь освобождению пациента от скрытых или бессознательных барьеров переноса и сопротивления, то есть, от оставшихся шаблонов отношений, более не пригодных или подавляющих свободу.
Основные идеи психоанализа Править
Структура человеческой психики Править
Структура человеческой психики — выделяют две сферы: сознательное и бессознательное проявление психики (теория Зигмунда Фрейда)
- Бессознательное — представляет собой биологическую природу человека и управляется инстинктами, которые регулируют чувственную сферу естественных потребностей.
- Сознательное — контролирует бессознательное, определяет выбор поведения в общественной среде. Между сознательным и бессознательным возникает конфликт, тогда равновесие между двумя сферами психики нарушается. Психика автоматически регулируется принципом удовольствия который модифицируется в принцип реальности и при нарушении баланса осуществляется сброс через бессознательную сферу.
Позднее Фрейд предложил следующую структуру психики:
Защитные механизмы Править
Зигмунд Фрейд выделил несколько защитных механизмов психики:
- Замещение
- Вымещение
- Обратная реакция
- Вытеснение
- Проекция
- Сублимация
Комплексы Править
- Эдипов комплекс
- Кастрационный комплекс
- Комплекс неполноценности
Психоанализ литературы Править
Психоанализ в ХХ веке широко применялся при анализе литературного творчества, понимаемого как проявление неосознанных влечений автора. Ему близки методы патографического анализа литературы и психиатрического литературоведения.
Источник: http://science.wikia.org/ru/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7
Психоанализ: теория и психоаналитическая терапия
Психоанализ как психологическая теория появился на рубеже XIX-XX веков благодаря работе австрийского невролога Зигмунда Фрейда. Теория стала основой для практического метода психотерапии, который заслужил огромный авторитет в последующие годы. Принципы психоанализа в значительной степени повлияли на последующие психологические теории, а само направление получило название «неофрейдизм». Представителями этого направления психологии считаются Эрих Фромм, Жак Лакан, Карен Хорни. Они не только развили метод психоанализа, но и внесли огромный вклад в изучение мотивов человеческого поведения.
- 1. Определение психоанализа
- 2. Защитные механизмы
- 3. Психоаналитическая психотерапия
- 3.1. Свободные ассоциации
- 3.2. Анализ сновидений
- 3.3. Интерпретация сопротивления
- 3.4. Эмоциональное переучивание
Концепции, положенные в основу классического психоанализа, существовали задолго до Фрейда. Но они были разрозненны и носили фрагментарный характер, лишь косвенно затрагивая главную часть фрейдистской теории – бессознательное. Именно Фрейд — первый автор, четко описавший механизм действия бессознательных процессов, подавляемых сознанием человека. Причиной этого являются неприятные, травмирующие психику события, произошедшие в раннем детстве, которые в силу раннего возраста не могли быть полноценно осмыслены сознанием, но отложились в подсознании. Уже во взрослом возрасте эти подавленные воспоминания дают о себе знать в виде неявных символов, приходящих во сне или в состоянии эмоционального потрясения. Они вызывают у пациента тревогу и страх, но сам он не может избавиться от них и нуждается в помощи психотерапевта.
Будучи долгое время практикующим неврологом, Фрейд обнаружил, что мотивы тех или иных поступков пациентов часто не могут быть внятно объяснены даже ими самими и являются результатом бессознательных психических процессов. Ему удалось выявить конфронтацию сознательного и бессознательного, которая нередко становилась причиной психоневрологических расстройств его пациентов.
Продолжив изучение психических механизмов, Фрейд установил, что существует три уровня сознания:
- 1. Сознательное – основная составляющая психики, осознаваемая самим человеком и формирующая в большей степени его поведение в социуме и семье. В процессе формирования и взаимодействия с другими людьми в сознании происходит конфликт между двумя его составляющими: принципом удовольствия и принципом реальности. Чаще всего принцип удовольствия подавляется реальностью и вытесняется в другой уровень сознания.
- 2. Бессознательное – структура психики, в которой находятся вытесненные сознанием желания. Подавляемые, они проявляются только во сне, когда граница между уровнями размывается, и оставляют след в сознательной части психики, что и приводит к внутреннему конфликту.
- 3. Предсознательное – область, находящаяся между двумя предыдущими. Процессы, протекающие в ней, не так глубинны, как в бессознательном, и могут быть проанализированы, если уделить им внимание. К этой области психики относятся среди прочего свободные ассоциации, на которых строится терапевтический метод психоанализа.
Разделение психики человека на уровни стало основой теории психоаналитической психологии, где главенствующую роль играет бессознательное, управляющее большинством сознательных процессов в мышлении и поведении. Фрейд установил, что рациональные поведенческие мотивы — это скрытые подавленные желания, которые не могут быть проявлены открыто в силу этических или моральных ограничений, и поэтому сублимируются в другие виды деятельности. Под сублимацией психолог понимает перенаправление сексуальной энергии от прямой, желанной цели к социально приемлемой. В большей степени такое характерно для чрезмерно религиозных людей, которым кажется, что сексуальное желание будет осуждено не только обществом, но и Богом.
Подавление желаний и их сублимированное проявление стало основой метода свободных ассоциаций при проведении психоанализа. Суть его заключается в том, что пациент, лежа на кушетке в расслабленном эмоциональном и физическом состоянии, должен давать ответы на вопросы психолога первой пришедшей на ум ассоциацией. Вопросы составляются заранее, а образ ответов дает психоаналитику представление о характере содержания бессознательного.
Особенное внимание Фрейд уделял тревожности как подавленному состоянию страха. Он выделил 3 формы тревоги:
- реалистическая;
- невротическая;
- моральная.
Реалистическая тревога – это обоснованный страх за свою жизнь при реально существующей угрозе, но с длительным периодом. Испытанное чувство не оставляет человека длительное время после происшествия, снова и снова возвращая его к травмирующему переживанию.
Невротическая тревога – это подавление страха наказания, испытанного в раннем детстве. Ярким примером этого является пациент Фрейда Дэниел Шребер, который в детстве страдал от жестокого обращения отца. На приемах у психоаналитика он рассказывал, что ему часто снится, как в его теле начинают происходить изменения, и он превращается в женщину. Это так пугало его, и он не мог понять, почему этот сон снится снова и снова. В ходе лечения выяснилось, что отец молодого человека был с ним груб и холоден, не разрешал ему плакать и проявлять сентиментальные чувства. Если это случалось, он жестоко наказывал ребенка, в результате чего у мальчика сформировался устойчивый страх быть похожим на девочку. Все это Фрейду удалось выяснить после полутора лет психоанализа Дэниела. Стоит сказать, что у молодого человека в период лечения у известного психоаналитика отмечались невроз, паранойя и выраженное психическое расстройство, из-за чего он считал себя родоначальником новой расы.
Моральная тревога возникает как результат борьбы подавленного сексуального влечения с социальными и моральными нормами. Это может быть и внутренняя борьба инстинктивных желаний человека с его моральными принципами. Подавление естественных желаний ведет к появлению тревоги, отстранению от общества, исключению близких и интимных отношений.
Определение тревоги как основного инструмента конфликта сознательного и бессознательного позволило Фрейду дополнить свою теорию уровней сознания. Вместо сознательного, бессознательного и предсознательного, он ввел такие понятия, как:
- Эго – область, отвечающая за сознательные действия и за работу психологических механизмов защиты.
- Суперэго – структура, располагающаяся над Эго и осуществляющая контроль за соблюдением установленных моральных кодексов и принципов. В более широком смысле под Суперэго понимается совесть.
- Ид – область подавленных страхов и желаний, которая ранее относилась к бессознательному.
Новая модель психических структур стала толчком к развитию психоаналитической теории, позволив выявить больше психических расстройств и подобрать методы лечения для каждого из них. Основным достижением новой теории структур психики стали защитные механизмы, выявленные в ходе работы с пациентами. Фрейдом были подробно описаны такие психологические защиты, как:
- замещение — подмена объекта желания другим, «разрешенным»;
- компенсация – необходимость преодоления воображаемых или реальных недостатков;
- вытеснение – намеренное удаление из памяти и игнорирование предмета конфликта;
- реактивное образование – преобразование без очевидных причин негативных чувств в позитивные, и наоборот;
- проекция – ошибочное восприятие внутренних событий как реально происходящих в окружающем мире;
- отрицание – неприятие информации, которая противоречит внутренней позиции человека;
- регрессия – возвращение человека к простым формам поведения во время конфликта или угрозы, мнимой и действительной;
- сублимация – перенаправление энергии на другой объект, отличный от желаемого;
- рационализация – попытка post factum объяснить свои действия логикой и избежать потери самоуважения.
Полный список механизмов психологической защиты насчитывает более тридцати пунктов. Он был составлен уже после смерти Фрейда его последователями, в основном Анной Фрейд и такими известными психологами, как Гарднер Линдсей, Кэлвин Холл и Карл Юнг. Последний в итоге разработал собственную концепцию теории психики и мотивации человеческого поведения. Вклад в развитие теории психоанализа внес советский психолог Артур Владимирович Петровский, разработавший теорию конформизма и нонконформизма как реакции человека на внешнее социальное давление.
Источник: http://neurofob.com/therapeutic-measures/another-therapy/psixoanaliz-eto.html
Бессознательное как предмет изучения психологии
Использование термина бессознательное для характеристики индивидуального и группового поведения. Иррационалистическое учение о бессознательном Шопенгауэра. Изучение психоанализа Фрейда в качестве метода изучения психики. Влияние Фрейда на структурализм.
Рубрика Психология Вид реферат Язык русский Дата добавления 10.04.2015 Размер файла 60,5 K - посмотреть текст работы
- скачать работу можно здесь
- полная информация о работе
- весь список подобных работ
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Понятие сознательного и бессознательного в психологии
2. История становления глубинной психологии
3. Фрейд — центральная фигура бессознательного
4. Карл Густав Юнг — коллективное бессознательное
5. Влияние учения Фрейда на структурализм
Список использованной литературы
бессознательное фрейд психоанализ структурализм
В любой области науки изучение любого вопроса обязательно предусматривает ознакомление с его историей. Эта аксиома имеет особое значение для психологии — науки, пребывающей в постоянном развитии. Полноценное психологическое образование и самообразование непременно должно включать изучение истории психологии.
Изучение истории психологии следовало бы начинать с древнейших времен, ибо многие современные концепции уходят корнями в воззрения Гиппократа, Платона, Аристотеля, Лао-Цзы и иных мыслителей древности, каждого из которых в известном смысле можно назвать и психологом.
Нельзя ни отметить влияние на психологию философии (причем исключительно философии Нового времени). Это довольно спорная позиция, поскольку воззрения Р. Декарта, Д. Гартли, Д.С. Миля и других являются столь же психологическими, сколь и философскими. Впрочем, если вести отсчет времени со дня основания первой психологической лаборатории, то и такой подход имеет право на существование (если, конечно, читатель учитывает его некоторую ограниченность).
В широком смысле этого понятия представляет собой совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. В ряде психологических теорий бессознательное — особая сфера психического или система процессов, качественно отличных от явлений сознания. Термин «бессознательное» используется также для характеристики индивидуального и группового поведения, действительной цели, последствия которого не осознаются.
1. Понятие сознательного и бессознательного в психологии
Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни. Психоанализ не может перенести сущность психического в сознание, но должен рассматривать сознание как качество психического, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам.
Быть сознательным — прежде всего, чисто описательный термин, который опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Опыт показывает, что психический элемент, например представление, обыкновенно не бывает длительно сознательным. Характерным является то, что состояние сознательности быстро проходит; представление в данный момент сознательного, в следующее мгновение перестает быть таковым, однако может вновь стать сознательным при известных, легко достижимых условиях. Каким оно было в промежуточный момент — мы знаем; можно сказать, что оно было скрытым, подразумевая под этим то, что оно в любой момент способно было стать сознательным. Если мы скажем, что оно было бессознательным, то мы также дадим правильное описание. Это бессознательное в таком случае совпадает со скрыто или потенциально сознательным.
Под бессознательным можно понимать две разные вещи: во-первых, — это действие, совершаемое автоматически, рефлекторно, когда причина его не успела дойти до сознания, а также при естественном отключении сознания (во сне, при гипнозе, в состоянии сильного опьянения, при лунатизме и пр.), во-вторых, — это активные психические процессы, непосредственно не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, а поэтому и сами в данный момент не осознаваемые.
К термину или понятию бессознательного ученые пришли другим путем, путем разработки опыта, в котором большую роль играет душевная динамика. Они вынуждены были признать, что существуют весьма напряженные душевные процессы или представления, которые могут иметь такие же последствия для душевной жизни, как и все другие представления, между прочим, и такие последствия, которые могут быть осознаны как представления, хотя в действительности и не становятся сознательными.
Разобравшись, что есть сознательное и бессознательное, можно выделить следующие основные положения, которые будут более полно описаны ниже: господствующее над психикой бессознательное задерживается в глубинах психики “цензурой” — психической инстанцией, образованной под влиянием системы общественных запретов — табу. В особых “конфликтных” случаях бессознательные влечения “обманывают” цензуру и предстают перед сознанием под видом сновидений, оговорок, описок, невротических симптомов (проявлений заболеваний) и т.п. Так как психическое не сводится к соматическому (телесному), то и исследовать психику нужно особыми методами, которые были разработаны З. Фрейдом и его последователями. Эти методы призваны за явным смыслом (или видимой бессмысленностью) проявлений бессознательного угадать их истинную подоплёку.
Здесь начинается психоаналитическая теория, которая утверждает, что такие представления не становятся сознательными потому, что им противодействует известная сила, что без этого они могли бы стать сознательными, и тогда мы увидели бы, как мало они отличаются от остальных общепризнанных психических элементов. Эта теория оказывается неопровержимой благодаря тому, что в психоаналитической технике нашлись средства, с помощью которых можно устранить противодействующую силу и довести соответствующие представления до сознания. Состояние, в котором они находились до сознания, ученые называем вытеснением, а сила, приведшая к вытеснению поддерживавшая его, ощущается психологами во время их психоаналитической работы как сопротивление.
2. История становления глубинной психологии
Общая идея о бессознательном, восходящая к идеям Платона о познании — воспоминании (анамнезис), оставалась господствующей вплоть до нового времени. Идеи Декарта, утверждавшего тождество сознательного и психического, послужили источником представлений о том, что за пределами сознания может иметь место только чисто физиологическая, но не психическая деятельность мозга. Концепция бессознательного впервые четко сформулирована Лейбницем («Монадология», 1720 г.), трактовавшим бессознательное как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений, возвышающихся, подобно островкам, над океаном темных перцепций (восприятий). Первую попытку материалистического объяснения бессознательного предпринял Гартли, связавший бессознательное с деятельностью нервной системы. Кант связывает бессознательное с проблемой интуиции, вопросом о чувственном познании (бессознательный априорный синтез).
Своеобразный культ бессознательного как глубинного источника творчества характерен для представителей романтизма. Иррационалистическое учение о бессознательном выдвинул Шопенгауэр, продолжателем которого выступил Э.Гартман, возведший бессознательное в ранг универсального принципа, основы бытия и причины мирового процесса.
В XIX веке началось собственно психологическое изучение бессознательного (И. Ф. Гербарт, Г. Т. Фехнер, В.Вундт, Т. Липпс). Динамическую характеристику бессознательного вводит Гербарт (1824 г.), согласно которому несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт, причем более слабые вытесняются из сознания, но продолжают на него воздействовать, не теряя своих динамических свойств.
Новый стимул в изучении бессознательного дали работы в области психопатологии, где в целях терапии стали применять специфические методы воздействия на бессознательное (первоначально — гипноз). Исследования, особенно французской психиатрической школы (Ж. Шарко и др.), позволили вскрыть отличную от сознательной психическую деятельность патогенного характера, неосознаваемую пациентом. Продолжением этой линии явилась концепция З. Фрейда, начавшего с установления прямых связей между невротическими симптомами и воспоминаниями травматического характера, которые не осознаются в силу действия особого защитного механизма — вытеснения. Отказавшись от физиологических объяснений, Фрейд представил бессознательное в виде могущественной силы, антагонистичной деятельности сознания. Бессознательные влечения, по Фрейду, могут выявляться и ставится под контроль сознания с помощью техники психоанализа. Ученик Фрейда Юнг, помимо личного бессознательного, ввел понятие коллективного бессознательного, разные уровни которого идентичны у лиц определенной группы, народа, всего человечества. Учение Фрейда о бессознательном получило чисто иррационалистическую трактовку в ряде современных философско-психологических концепций.
Фрейд и его сторонники одними из первых попытались подобрать ключ к тайникам сознания и открыли за ним мир «вытесненных» или просто «забытых» им и поэтому уже бессознательных психических переживаний. Они же одними из первых попытались понять эти явления, а через них и всю символическую активность сознания. «Для нас основной смысл фрейдовского психоаналитического бессознательного состоит в том, что, согласно Фрейду, бессознательное представляет собой оборотную сторону сознания, психологическую сущность которого можно понять только через соответствующее толкование этого, если употребить здесь несколько искусственно звучащее словосочетание, «сознания — оборотня». Ели бы не это свойство бессознательного психического проявляться в виде символических образов сознания, давно уже отчужденных от него самого, то есть в виде отчужденного сознания, мы о нем вообще ничего бы не узнали».
3. Фрейд — центральная фигура бессознательного
Приняв бессознательное за главную характеристику человека, Фрейд, в конечном счете, подчинил ему и сознание, и личность в целом, в силу чего его драматическая теория личности стала полностью иррационалистической.
Фрейд — центральная фигура, вокруг которой группируются почти все теории бессознательного, после того как им была предложена тотальная система анализа человеческой психики вплоть до анализа ее подспудных образований — бессознательной психики, причем это касается не только теорий, одна за другой потянувшихся вслед за ним, но и теорий, также одна за другой потянувшихся против него. Как раз в этом и заключается смысл «коперниковского поворота», совершенного им в современной психологии XX века. Поэтому за Фрейдом остается роль одного из основателей этой психологии как науки не только о человеческой психике — сознании и бессознательном психическом, но и о личности их носителя.
Одним из распространенных и влиятельных направлений в современной философской мысли является неофрейдизм, который в своих различных вариантах и модификациях воспроизводит идеи психоаналитического учения австрийского врача — невропатолога и психиатра Зигмунда Фрейда. Возникнув в рамках психиатрии, как своеобразный подход к лечению неврозов методами «катарсиса» или самоочищения, психоанализ первоначально не претендовал на роль философского учения, раскрывающего и объясняющего наряду с механизмами функционирования человеческой и закономерности общественного развития. Однако постепенно он завоевал популярность не только в медицинских кругах, и его теоретические положения и установки стали применяться в философии как способ объяснения личностных, культурных и социальных феноменов. Несмотря на то что сам Фрейд в своих работах стремился отмежеваться от какой-либо философии, заявляя, что психоанализ не может быть рассмотрен как философское учение, тем не менее тенденция к философским обобщениям не только отчетливо просматривается у основоположника психоанализа, но и составляет скрытую сущность его теоретических воззрений.
Психоанализ в его классической форме был основан З.Фрейдом на рубеже XIX и XX вв., когда намечалась ломка традиционных представлений о психической жизни человека. В этот период новые открытия и достижения в естественных науках рельефно обнажили неудовлетворительность механистических и натуралистических толкований природы человека. Для многих мыслителей становится очевидным, что сведение человека к природным характеристикам не позволяет проникнуть в тайну человеческого бытия, в область «внутренней» жизни человека, которая не поддается натуралистическим интерпретациям и не выявляется посредством эмпирического наблюдения. «Внутренний» мир человека можно лишь описать, наблюдая за различными проявлениями жизнедеятельности индивида и раскрывая смысл и значения последних. В связи с этим, особенно в области отвлеченного мышления, не связанного с традиционным эмпиризмом, начинает складываться антирациональное восприятие мира и человека.
Фрейдовский психоанализ в известной степени был попыткой синтезирования двух плоскостей исследования человеческой природы: не ограничиваясь исследованием природных элементов человеческого существа, он направлен и на раскрытие психических влечений человека, его внутреннего мира, смысла человеческого поведения и значения культурных и социальных образований для формирования психической жизни человека и его психологической реакции. Это в свою очередь предполагало более глубинное изучение структуры личности, поскольку при анализе и оценке человеческой деятельности исследователь постоянно сталкивался с такими поведенческими характеристиками, которые не покрывались областью сознательного и рационального в человеке.
Дофрейдовская психология в качестве объекта исследования имела нормального, физически и психически здорового человека и исследовала феномен сознания, Фрейд же как психопатолог, исследуя характер и причины возникновения неврозов, натолкнулся на ту область человеческой психики, которая оставалась вне поля зрения предшествующей психологии. Он оказался перед необходимостью исследования природы психического, внутреннего мира «Я» и тех структур, которые не вписывались в собственно «сознательное» в человеке, и пришел к заключению, что человеческая психика представляет собой некий конгломерат, состоящий из различных компонентов, которые по своему характеру являются не только сознательными, но и бессознательными и предсознательными.
В общем плане психика человека представляется Фрейду расщепленной на две противостоящие друг другу сферы сознательного и бессознательного, которые представляют собой существенные характеристики личности. Но во Фрейдовской структуре личности обе эти сферы представлены не равнозначно: бессознательное он считал центральным компонентом, составляющим суть человеческой психики, а сознательное — лишь особой инстанцией, настраивающейся над бессознательным. Своим происхождением сознательное, по Фрейду, обязано бессознательному и «выкристаллизовывается» из него в процессе развития психики. Поэтому, согласно Фрейду, сознательное не есть суть психики, а лишь такое ее качество, которое «может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам».
Более того, онтология бессознательного по существу всегда совпадает в психоанализе с онтологией сознания. Фрейд, подобно своим великим предшественникам Лейбницу и Канту, строит свою систему анализа — психоанализ в целом — на одном только отрицательном понятии, понятии бессознательного, понимая таковое как психику минус сознание.
Окончательная дифференциация различных инстанций в психике человека была осуществлена Фрейдом в работах «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), «Массовая психология и анализ человеческого «Я»» (1921), «Я и Оно» (1923). Созданная Фрейдом модель личности предстает как комбинация трех элементов:
«Оно» (Id) — глубинный слой бессознательных влечений, психическая «самость», основа деятельного индивида, которая руководствуется только «принципом удовольствия» безотносительно к социальной реальности, а порой и вопреки ей;
«Я» (Ego) — сфера сознательного, посредник между «Оно» и внешним миром, в том числе природными и социальными институтами, соизмеряющий деятельность «Оно» с «принципом реальности», целесообразностью и внешнеполагаемой необходимостью;
— «Сверх — Я» (Super — Ego) — внутриличностная совесть, своего рода цензура, критическая инстанция, которая возникает как посредник между «Оно» и «Я» в силу неразрешимости конфликта между ними, неспособности «Я» обуздать бессознательные порывы и подчинить их требованиям «принципа реальности».
Пытаясь проникнуть в механизмы работы человеческой психики, Фрейд исходит из того, что глубинный, природный ее слой («Оно») функционирует по произвольно выбранной программе получения наибольшего удовольствия. Но поскольку в удовлетворении своих страстей индивид сталкивается с внешней реальностью, которая противостоит «Оно», в нем выделяется «Я», стремящееся обуздать бессознательные влечения и направить их в русло социально одобренного поведения. «Оно» исподволь, но властно диктует свои условия «Я».
Как покорный слуга бессознательных влечений, «Я» пытается сохранить свое доброе согласие с «Оно» и внешним миром. Это ему не всегда удается, поэтому в нем самом образуется новая инстанция — «Сверх — Я» или «Идеал — Я», которая царит над «Я» как совесть или бессознательное чувство вины. «Сверх — Я» как бы является высшим существом в человеке, отражающим заповеди, социальные запреты, власть родителей и авторитетов. По своему положению и функциям в психике человека «Сверх — Я» призвано осуществлять сублимацию бессознательных влечений и в этом смысле как бы солидаризируется с «Я». Но по своему содержанию «Сверх — Я» ближе к «Оно» и даже противостоит «Я», как поверенный внутреннего мира «Оно», что может привести к конфликтной ситуации, ведущей к нарушениям в психике человека. Таким образом, фрейдовское «Я» предстает в виде «несчастного создания», которое, подобно локатору, вынуждено поворачиваться то в одну, то в другую сторону, чтобы оказаться в дружеском согласии, как с «Оно», так и со «Сверх — Я».
Хотя Фрейд признавал «наследственность» и «природность» бессознательного, вряд ли правильно утверждать, что он абсолютизирует силу и власть бессознательного и всецело исходит из необузданных влечений человека. Задача психоанализа, в том виде, как ее сформулировал Фрейд, заключается в том, чтобы бессознательный материал человеческой психики перевести в область сознания и подчинить его своим целям. В этом смысле Фрейд был оптимистом, так как верил в способность осознания бессознательного, что наиболее рельефно было им выражено в формуле: «Там где было «Оно», должно быть «Я»». Вся его аналитическая деятельность была направлена на то, чтобы по мере раскрытия природы бессознательного человек мог овладеть своими страстями и сознательно управлять ими в реальной жизни.
Фрейд осознавал трудности, которые вставали на пути овладения бессознательным, долго бился над решением этой проблемы, постоянно внося коррективы в понимание природы бессознательного и составляющих его ядро так называемых «первичных влечений».
Проблема «первичных влечений» оказалась камнем преткновения всего психоанализа, и именно в этом пункте обнаружилось серьезное расхождение между Фрейдом и такими приверженцами фрейдизма, как К. Юнг, А. Адлер, В. Рейх, К. Хорни, Э. Фромм. В качестве основы «первичных влечений», движущей силы бессознательного Фрейд принял сексуальные влечения. За подтверждением своей гипотезы он обратился к мифологическим сюжетам, художественным и литературным памятникам истории. В древнегреческом мифе о царе Эдипе, по мнению Фрейда, содержаться не только доказательства того, что сексуальные влечения являются основой деятельности человека, но и обнаруживаются те сексуальные комплексы, которые с детства заложены в человеке. Согласно фрейдовскому «эдипову комплексу», мальчик постоянно испытывает влечение к своей матери и видит в отце реального соперника. С позиции описания детских сексуальных переживаний Фрейд пытается анализировать все творчество таких великих мастеров кисти и пера, как Леонардо да Винчи, Шекспир, Гете, Достоевский.
В более поздних работах Фрейда понятие «сексуальные влечения» заменяется понятием «либидо», которое охватывает уже всю сферу человеческой любви, включая любовь родителей, дружбу, общечеловеческую любовь и так далее. В конечном счете, он выдвигает гипотезу, что деятельность человека обусловлена наличием как биологических, так и социальных «влечений», где доминирующую роль играют так называемые «инстинкт жизни» (Эрос) и «инстинкт смерти» (Танатос).
Обращаясь к исследованию социальной и культурной жизни общества, Фрейд отталкивается от созданной им модели личности. Поэтому принцип психологизации, используемый при рассмотрении природы человека, неправомерно переносятся им на общественные явления. Человек, подчеркивает Фрейд, не существует изолировано от других людей; в его психической жизни всегда присутствует «другой», с которым он вступает в контакт. В этом смысле психология личности, по мнению Фрейда, является одновременно и психологией социальной. Психоанализ может быть использован не только в исследовании чисто личностных, но и социальных проблем, поскольку механизмы психического взаимодействия между различными инстанциями в личности якобы находят свой аналог в социальных и культурных процессах в обществе. Причем анализируя эти процессы, Фрейд прибегал к неоправданно широким обобщениям: антагонизмы между индивидом и обществом, которые наблюдались им в культуре, он считал неотъемлемой частью развития культуры вообще.
В отличие от других, Фрейд сделал анатомию сознания и бессознательного психического научным фактом. Но объяснил он этот факт на основе лишь «отрицательного» понятия — неосознаваемой психики, понимаемой только путем отрицания за ней атрибута сознания.
В конечном счете, критическая направленность мышления Фрейда, попытки соотнесения абстрактных философских понятий о сущности человека и его внутреннем мире с эмпирическими данными психоаналитического исследования и наблюдения, рассмотрение художественных произведений под углом зрения психологии художника и писателя, выявление причин и специфических условий возникновения неврозов, выделение в особый объект исследования той сферы человеческой деятельности, которая не покрывается областью сознательного в человеке, — все это составляет сильные стороны его психоаналитического учения. Вместе с тем психоанализ Фрейда содержал в себе столько явных и скрытых противоречий, методологически неверных установок и научно не обоснованных утверждений, граничащих с мифологическим вымыслом, иллюзорностью и утопизмом, что многие его теоретические положения (признание врождённости и наследственности «первичных влечений» человека, теория сексуального развития ребенка, мифологическое объяснение «сексуальных комплексов», антиисторический подход к анализу культурных и социальных процессов общества, экстраполяция выводов, сделанных на основе частного наблюдения, на более общие закономерности развития природы и общества) не только были поставлены под сомнение теми мыслителями, кто не разделял общефилософских рассуждений Фрейда, но подверглись критике даже приверженцами фрейдизма.
Дальнейшая реконструкция классического психоанализа наглядно свидетельствует о тех просчетах и методологически неверных установках, которые имели место у основателя психоанализа. Критика З. Фрейда была в основном направлена на биологизаторские тенденции его концепции, — неофрейдисты пытались социологизировать его учение.
4. Карл Густав Юнг — коллективное бессознательное
Коллективное бессознательное — это разум наших древних предков, способ, которым они думали и чувствовали, способ, которым они постигали жизнь и мир, богов и человеческие существа.
В качестве критиков теоретических постулатов Фрейда одним из первых выступил швейцарский психиатр Карл Густав Юнг, вплоть до 1913 г. разделявший основные идеи своего учителя. Существо расхождений Юнга с Фрейдом сводилось к пониманию природы бессознательного. Юнг считал, что Фрейд неправомерно свел всю человеческую деятельность к биологически унаследованному сексуальному инстинкту, тогда как инстинкты человека имеют не биологическую, а всецело символическую природу. Он предложил, что символика является составной частью самой психики и что бессознательное вырабатывает определенные формы или идеи, носящие схематический характер и составляющие основу всех представлений человека. Эти формы не имеют внутреннего содержания, а являются, по мнению Юнга, формальными элементами, способными оформиться в конкретное представление только тогда, когда они проникают на сознательный уровень психики. Выделенным формальным элементам психики Юнг дает особое название «архетипы», которые как бы имманентно присущи всему человеческому роду.
«Архетипы», согласно Юнгу, представляют формальные образцы поведения или символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием образы, соответствующие в реальной жизни стереотипам сознательной деятельности человека.
В отличие от Фрейда, который рассматривал бессознательное как основной элемент психики отдельного человека, Юнг провел четкую дифференциацию между «индивидуальным» и «коллективным бессознательным». «Индивидуальное бессознательное» (или, как Юнг его еще называет, «личное, персональное бессознательное») отражает личностный опыт отдельного человека и состоит из переживаний, которые когда-то были сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления.
Одно из центральных понятий юнговской «аналитической психологии», «коллективное бессознательное», представляет скрытые следы памяти человеческого прошлого: расовую и национальную историю, а также дочеловеческое животное существование. Это — общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народностей. Именно «коллективное бессознательное» является тем резервуаром, где сконцентрированы все «архетипы».
Юнг ввел понятие «архетип» и «коллективное бессознательное», чтобы рассмотреть природу бессознательного не в биологическом плане, а с точки зрения символического обозначения и схематического оформления структурных представлений человека. Однако Юнгу не удалось избавиться от биологического подхода к бессознательному, против чего он, собственно, и выступал в своей полемике с Фрейдом. Как «архетипы», так и «коллективное бессознательное» в конечном счете, оказываются внутренними продуктами психики человека, представляя наследственные формы и идеи всего человеческого рода. Разница между теоретическими построениями Фрейда и Юнга заключается в том, что наследственным, а, следовательно, и биологическим материалом для Фрейда были сами инстинкты, предопределяющие мотивы деятельности человека, а для Юнга — формы, идеи, типичные события поведения. Механизм биологической предопределенности и наследственности сохраняется как в том, так и в другом случае, хотя он и действует на разных уровнях человеческой психики.
Одним из элементов «аналитической психологии» Юнга является теория «комплексов», то есть психических сил индивида, которые, находясь в бессознательной форме, постоянно дают знать о себе. В бессознательном, по мнению Юнга, всегда находятся наготове «комплексы» воспоминаний индивидуального прошлого, прежде всего родительские, детские «комплексы», «комплекс власти» и другие. «Комплексы» — это своего рода «психологические демоны», свидетельствующие о силе власти бессознательного над сознательными процессами.
Отталкиваясь от теории «комплексов», Юнг попытался глубже проникнуть в механизм бессознательного, выявить сложные взаимоотношения между бессознательными и сознательными процессами психики, роль бессознательных влечений в формировании поведения человека. Однако, по сути дела, концепция «комплексов» Юнга мало чем отличалась от теории вытеснения бессознательного, разработанной Фрейдом.
Как и у Фрейда, так и у Юнга бессознательное составляет то внутреннее и сущностное ядро, которое образует психический мир человека. Правда, в отличие от Фрейда Юнг проводит более глубокую дифференциацию уровней развития психики и вводит ряд понятий, которые, по его убеждению, характеризуют новое видение тотальной личности. Наряду с такими инстанциями, как «Я», «индивидуальное бессознательное» и «коллективное бессознательное», он выделяет:
«Персону» (Persona) — своеобразную маску, которую надевает личность в ответ на требования социального окружения. Если «Я» тождественно «Персоне», то личность предстает в виде отчужденного существа, играющего определенную социальную роль, навязанную обществом;
«Аниму» (Anima) — абстрактный образ, представляющий женский «архетип» в мужчине. Посредством него достигается взаимопонимание между обоими полами;
«Анимус» (Animus) — абстрактный образ, представляющий мужской «архетип» в женщине. Посредством него также достигается взаимопонимание между обоими полами;
«Тень» (der Schatten) — «архетип», состоящий из животных инстинктов и являющийся средоточием темных, низменных сторон личности. Агрессивные и антисоциальные устремления «Тени» могут не проявляться в открытой форме, поскольку они скрываются под маской «Персоны» или вытесняются в «индивидуальное бессознательное»;
«Самость» (der Selbst) — центральный «архетип» личности, вокруг которого концентрируются все психические свойства человека. Сфера «Самости» — нечто среднее между сознательным и бессознательным, центр тотальной личности.
Юнговская структура личности, таким образом, отличается от фрейдовской, прежде всего тем, что Юнг идет по пути дальнейшей дифференциации фрейдовского «Оно». У Фрейда «Оно» является всецело биологическим, природным данным, у Юнга же бессознательное включает и социальные моменты. Но в отличие от многих неофрейдистов, которые постулируют тезис о «социальном бессознательном», «архетипы» юнговского бессознательного носят наследственный характер. «Архетипы» от «Тени» до «Анимы», от «индивидуального» до «коллективного бессознательного» остаются непосредственными «данностями» человеческой психики, которые имеют право на существование лишь в лоне «природности» и «естественности» человеческого организма. Не случайно, поэтому Юнг принижает значение сознательной деятельности человека и в большей мере обращается к анализу бессознательных «архетипов», чем к сознательному «Я».
Юнгу, как и Фрейду, присуща психологизация культурных и социальных процессов. Впрочем, такой подход к исследованию закономерностей общественного развития характерен не только для «новаторов» типа К. Юнга, но и для многих других неофрейдистов, включая К. Хорни, Г. Салливэна, Э. Фромма.
5. Влияние учения Фрейда на структурализм
История организует свои данные по отношению к сознательным выражениям, а этнология — по отношению к бессознательным условиям общественной жизни.
Проследим теперь какое влияние учение о психоанализе Зигмунда Фрейда оказало на структурализм, как идеи неофрейдистов повлияли на это течение.
Бессознательное у структуралистов подвергается членению и рациональной упорядоченности посредством выявления механизмов функционирования именно языка. Оно, иными словами, и есть объект структуралистской формализации. Бессознательное, посредством, которого обнаруживается полномочный представитель человеческой культуры — язык, скрывает в себе структуру, то есть совокупность регулярных зависимостей, общественных отношений, внедренных в индивида и переведенных на язык сообщений. Бессознательные отношения регулируют либо социальную жизнь (и тогда они составляют предмет этнологии), либо межличностные отношения (и тогда они представляют собой преломление общественных отношений в плоскости индивидуальной психологии). Первое направление представлено в этнологии Леви-Стросса, второе — в структурном психоанализе Лакана. Фуко же, стремясь использовать идеи Леви-Стросса и Лакана, скорее, объективно демонстрирует неправомерность универсалистских притязаний структурализма.
Многие психологи в этот же период обнаружили зависимость сознания от бессознательных механизмов психического. Эти открытия показали, что субъект деятельности является эксцентричным по отношению к сознанию, открылась его управляемость внешними силами. Роль бессознательных и неосознаваемых механизмов регуляции жизнедеятельности субъекта, по мысли Фуко, стала столь великой, что привела, в частности, при рассмотрении душевной жизни к замещению ценностной дихотомии «норма — патология» дихотомией «сознательное — бессознательное». Отсюда и проистекает, по Фуко, первенствующее положение психологии, исследующей бессознательные механизмы человеческой деятельности, и этнологии как источников позитивного знания о человеке.
Этнология, исследующая механизмы социальных регуляций примитивных обществ, по Леви-Строссу, отличается от истории тем, что «история организует свои данные по отношению к сознательным выражениям, а этнология — по отношению к бессознательным условиям общественной жизни». Бессознательные механизмы общественной жизни Леви-Стросс рассматривал, опираясь на идеи этнолога и лингвиста Ф. Боаса, который видел отличие между лингвистическими и другими социальными феноменами в том, что «первые никогда не доходят до ясного сознания, в то время как вторые, хотя и имеют такое же бессознательное происхождение, часто возвышаются до уровня сознательного мышления, порождая тем самым вторичные рассуждения и интерпретации». Бессознательный характер языковой деятельности, по мысли Боаса, позволяет исследователю занять в данной области такую же объективную позицию, в какой находится естествоиспытатель перед лицом природы. При этом Боас пришел к выводу, что «переход от сознательного к бессознательному сопровождается прогрессирующим переходом от специального к всеобщему».
Трактовка бессознательного как арены, где действуют универсальные законы, была использована Леви-Строссом при рассмотрении центральной оппозиции его этнологии — оппозиции «природа — культура». Во введении к работе «Элементарные структуры родства» (1945 г.) Леви-Стросс писал: «Все, что есть в человеке универсального, зависит от порядка природы и характеризуется спонтанностью, а все, что подчинено норме, принадлежит культуре и представляет признаки рельефного и особенного». Тем самым создавалась предпосылка для денатурализации бессознательного, рассмотрения его как чистой формы, а собственно личностного или культурного — как нормализованного, подчиненного лингвистическим моделям слоя человеческой психики. Леви-Стросс приходит к выводу, что «бессознательное перестает быть невыразимым прибежищем индивидуальных особенностей, хранителем уникальной истории, которая делает каждого из нас незаменимым существом. Оно сводится к одному термину, которым мы обозначаем одну функцию — символическую, специфически человеческую, но которая у всех людей подчинена одинаковым законам».
Бессознательное предстает, таким образом, как пустая рамка, сотканная из универсальных законов, не являясь больше источником творческой индивидуальности. Выполняя символическую функцию, оно оказывается лишь формальным условием языковой деятельности, организующим словарный запас в речевой поток. Хранилищем словаря оказывается подсознательное, а сам словарь «имеет меньшее значение, чем структура».
В основе человеческой деятельности лежит, по Леви-Строссу, подлежащая выявлению в ходе исследования концептуальная схема, коренящаяся в бессознательном и выступающая активным формообразующим моментом деятельности. «Не подвергая сомнению бесспорный примат инфраструктур, мы считаем, — пишет Леви-Стросс, — что между практикой и отдельными видами деятельности всегда вклинивается посредник в виде концептуальной схемы, с помощью которой материя и форма, не имеющие каждая в отдельности независимого существования, осуществляется как структура, то есть как нечто одновременно эмпирическое и умопостигаемое».
Если в воззрениях Фуко нашел свое крайнее выражение первый член леви-строссовской формулы структурализма — его кантовский формализм, то в операции по ниспровержению субъекта, которой занимается Лакан, наиболее полно выразилась тенденция структурализма к исключению субъективного момента из человеческой деятельности. Эта тенденция прослеживается у Лакана в большей мере, что поле его деятельности — рационализация бессознательного, этого главного пласта психологической реальности в психоаналитической концепции З. Фрейда. Если Леви-Стросс занимается исследованием бессознательного субстрата феноменов общественного сознания примитивных обществ, то Лакан концентрирует свое внимание на роли по-структуралистски прочитываемого бессознательного в жизни отдельного индивида.
Несмотря на то, что Лакан значительно отошел от биологизма фрейдовского учения, его психоаналитики сохраняет все слабости фрейдовского подхода к проблеме личности и в определенном смысле усугубляет их. Наибольшую связь с учением Лакана имеют две особенности психоанализа, подмеченные его критиками. Один из критиков психоанализа обратил внимание на то, что «эмпирические события имеют для психоаналитика реальность в «речи» и в силу «речи» пациента» (Э. Бенвенист. «Общая лингвистика»). Главное отличие психоанализа от прочих наук в силу этого состоит в том, что «начиная с констатации душевного расстройства до выздоровления все происходит как бы вне сферы материального».
Сущность структурного психоанализа как раз и заключается в том, что в нем происходит дальнейшая дематериализация психоаналитической ситуации. Личность, по Лакану, состоит из трех слоев:
Лакан конструирует слой реального в личности как причину поведения, выраженную в форме языковых эффектов, отторгнутых от внешней предметной опоры. Функции воображаемого и символического слоев личности сводятся к тому, что через них общество внедряется в индивида.
Значение языка для формирования личности Лакан определяет, опираясь на работы Леви-Стросса. Сетка символов, по Лакану, пронизывает насквозь бытие индивида и составляет его транссубъективную реальность. Приобщение к символическому начинается еще до рождения человека: брак родителей и соглашение о зачатии ребенка; и продолжается после смерти: обряд погребения. Овладение языковыми кодами приводит к тому, что языковые правила оформляют, структурируют бессознательное, это хранилище хаотических влечений, желаний и тому подобного. Бессознательное в учении Лакана предстает не в биологическом, природном обличье, оно «окультуривается», а бытие личности сводится к языковым обнаружениям бессознательного. Языковые символы, в которых объективируется бессознательное, окутывает собеседников, происходит замыкание речевых цепей, вовлекающих в свою орбиту говорящего и слушающего.
Сведя человеческое бытие к цепям высказываний, Лакан идет дальше Фрейда в направлении дематериализации психоаналитической ситуации. В трактовке субъекта Лаканом, в сущности, воспроизведен тот же мыслительный ход, что и в переносе особенностей психоаналитического курса на общую концепцию человека, свойственному учению Фрейда.
Психоанализ представляет собой не только мир, но и философию. Она далеко от оптимизма. Мы обладаем такой, а не иной физической и психической организацией и мало на что способны, что бы изменить в своем положении. Реальность не подчиняется нашим желаниям и не подвластна мольбам. С нею можно примириться, как и со своей судьбой. Психоанализ — это урок скромности для человека, поскольку ему следует отучиться принимать иллюзорное за самоочевидное, а желаемое за действительное. Обнаружив себя рабом собственных влечений, человек способен уменьшить зависимость, но от цепей ему не избавиться, как и от смерти. Освобождение от иллюзий, от сновидений дает познание необходимости. Такая философия не утешает, она помогает одному бесстрашному принятию судьбы.
Список использованной литературы
1. А. Ф. Лосев, А. А. Тахо — Годи. Платон, Аристотель. М., «Молодая Гвардия», 1993.
2. Ж. Политцер. Избранные философские и психологические труды. М., «Прогресс», 1980.
3. А. Е. Шерозия. Психика, сознание, бессознательное. Тбилиси, «МЕЦНИЕРБА», 1979.
4. З. Фрейд. Das «Ich» und das «Es». Тбилиси, «Мерани», 1991.
5. История зарубежной психологии: 30-е — 60-е годы XX века. Тексты. Под редакцией П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. МГУ, 1986.
6. Б. В. Зейгарник. Теория личности в зарубежной психологии. МГУ, 1982.
7. И. С. Кон. Социология личности. М., «Издательство политической литературы», 1967.
8. О. К. Тихомиров. Психология мышления. МГУ, 1984.
9. Краткий психологический словарь. Под редакцией А.В.Петровского, М. Г. Ярошевского. М., «Издательство политической литературы», 1985.
10. К. Г. Юнг. Психоаналитические типы. М., 1967.
11. Философский словарь. Под редакцией М. М. Розенталя, П.Ф.Юдина. М., «Политиздат», 1968.
12. Ф. В. Бассин. Проблема бессознательного. М., 1968.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
З. Фрейд и появление психоанализа. Основные идеи психоанализа. Деление психики человека на сознательное и бессознательное. Основные понятия психоанализа. Методы расшифровки бессознательного. Проблемы и философия психоанализа.
реферат [26,1 K], добавлен 12.11.2002
Проблема соотношения сознания и бессознательного в понимании З. Фрейда. Неофрейдизм как направление в психологии, развившееся в 20—30-е годы XX века. Анализ взглядов К. Юнга, А. Адлера, Э. Фромма, К. Хорни, Г. Салливана на проблему бессознательного.
реферат [30,7 K], добавлен 29.11.2012
Личность З. Фрейда. Влияние идей рационализма и естественнонаучного эмпиризма на формирование его мировоззрения. Исследование неврозов с помощью изучения сновидений анализанта с использованием метода свободных ассоциаций. Познание бессознательного.
реферат [12,3 K], добавлен 20.08.2016
Соотношение топографической и динамической моделей психики в психоаналитической теории Зигмунда Фрейда. Психическая карта личностной организации: сознание, предсознательное и бессознательное. Понятие катексиса внимания. Структуры Ид, Эго и Супер-Эго.
реферат [244,8 K], добавлен 13.12.2009
Понятие психологии как науки, место и роль в ней психоанализа, история его возникновения и развития. Становление и значение теории психоанализа З. Фрейда. Структура и элементы психики по Фрейду, их взаимосвязь. Изучение психоанализа Юнгом и Адлером.
реферат [15,5 K], добавлен 08.04.2009
Работы Зигмунда Фрейда о проблеме бессознательного. Цепочка: инстинкт — эмоции — ощущения — желания. Мотивационная структура личности. Бессознательное как источник внутреннего конфликта. Теории неофрейдизма. Бессознательное в современных исследованиях.
реферат [28,3 K], добавлен 08.01.2009
Детство и юношество, профессиональное становление Зигмунда Фрейда, его интерес к гипнозу и применению метода свободных ассоциаций и анализа сновидений. Зарождение и развитие психоанализа. Основные труды Фрейда и их значение для современной психологии.
реферат [32,9 K], добавлен 14.04.2012
История возникновения психоанализа, его сущность и основные идеи. Экспериментальные разработки понятия бессознательного в работах Фрейда, Юнга и Лакана. Схема психосоциального развития личности. Психоаналитически ориентированные методы тестирования.
курсовая работа [41,9 K], добавлен 05.10.2012
Взгляды З. Фрейда на отношения между сознанием и бессознательным. Сновидения как замаскированное исполнение вытесненных желаний. Представления К.Г. Юнга про коллективное и личное бессознательное. Основные положения структурного психоанализа Ж. Лакана.
реферат [35,2 K], добавлен 15.02.2011
Психоанализ и искусство. Сущность понятия «коллективное бессознательное». Эволюция художественных форм по Ранку. Творческий процесс и мотивация искусства. Особенности метода «автоматического письма». Бессознательное в живописи на примере сюрреализма.
контрольная работа [26,7 K], добавлен 09.04.2016
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к началу текста
- вернуться к подобным работам
- Рубрики
- По алфавиту
- Закачать файл
- Заказать работу
- Вебмастеру
- Продать
- весь список подобных работ
- скачать работу можно здесь
- сколько стоит заказать работу?
Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.Источник: http://revolution.allbest.ru/psychology/00537388_0.html
Читайте также:- Сколько зарабатывает психолог? - психолог зарплата в россии
- Психолог в Щелково, запись на консультацию психолога в Щелково - психолог щелково
- Современная психология, её основные направления - современные психологи
- Ребенок (2 года) часто психует и капризничает - ребенок 2 года часто психует и капризничает
- ПРОВЕРКА ПСИХИКИ - ТЕСТЫ ДЛЯ ЩЕНКОВ - проверка на психику
- Главная - Психолог Татьяна Чувильчикова (Гавриляк) - психолог татьяна
- Повышение квалификации психологов - повышение квалификации психологов
- Известные психологи - известный психолог
- Карты для психологов - карты для психологов
- Психолог в Пензе - консультация семейного, детского, медицинского психолога - психолог пенза
Добавить комментарий