Психоанализ З — психоанализ предмет изучения

01.02.2019

Фрейд выделял 4 источника развития личности: процессы физиологического роста, фрустрации, конфликты и угрозы. Из-за них возникает напряжение, что приводит к тому, что человек овладевает все новыми способами снижения этого напряжения, и это и есть процесс развития личности. Развитие личности заканчивается к 5 годам, а весь последующий рост представляет собой развитие базовой структуры.

Психоанализ З. Фрейда (предмет исследования, основные методы; образ человека; достоинства и ограничения данного направления)

Психоанализ – врачебный метод исследования, зародившийся в начале 90-х гг. XIX в. В Вене, Австрии, в работах Ж. Шарко и И. Бернгейма, использовавших гипноз в лечении многих нервных заболеваний, и развитый З. Фрейдом (1856 – 1939). Работу З. Фрейда «Толкование сновидений» (1900) принято считать первым психоаналитическим трудом и началом психоанализа.

Биологический детерминизм: тело человека (его сексуальные и физиологические составляющие) является единственным источником всей его психической энергии.

Психологический детерминизм: всякая мысль и поведение имеют значение или повод, а всякое явление вызывается сознательными или бессознательными намерениями и определяется событиями, которые ему предшествовали.

Выделяются три уровня психической жизни:

— сознание, которое содержит в себе неблокируемые, осознаваемые и переживаемые индивидом явления, мысли, чувства и другие феномены;

— предсознание – латентная (скрытная) часть психики, которая не содержит в себе четко осознаваемых представлений и мыслей, но при усилии памяти может воспроизвести необходимую информацию;

— бессознательное – самая важная часть психики, оказывающая решающее значение на поведение и личность человека, содержащая в себе неосознаваемые им феномены, вытесненные цензурой из сознания: инстинкты, воспоминания, чувства, события и целые куски жизни. Содержание бессознательного оказывает воздействие на человека, проникая в сознание через сны, оговорки, забывания и т. п., а в патологических случаях и через различные невротические проявления (как на соматическом, так и на психическом уровнях).

Изучение бессознательных компонентом психики и перевод их в сферу сознания состовляет ядро психотерапевтического метода Фрейда и может осуществляться с помощью анализа сновидений, ошибок повседневной жизни (забывание имен, событий, дат), невротических симптомов, через метод анализа свободных ассоциаций, которые связаны у пациента с травмирующим событием или чувством.

Фрейд выделял 4 источника развития личности: процессы физиологического роста, фрустрации, конфликты и угрозы. Из-за них возникает напряжение, что приводит к тому, что человек овладевает все новыми способами снижения этого напряжения, и это и есть процесс развития личности. Развитие личности заканчивается к 5 годам, а весь последующий рост представляет собой развитие базовой структуры.

На основе психоанализа были созданы почти все теории бессознательного, а также был дан толчок к развитию антагонистических психоанализу теорий: гуманистической психологии, экзистенциальной психологии, гештальттерапии Ф. Перлза и многим другим. Фрейд является одним из основателей современной психологии как науки не только о человеческой психике – сознании и бессознательном психическом, но и о личности, и их носителе.

Введение в область исследования таких феноменов человеческой психики, которые до психоанализа оставались без внимания: исследование характера и причин возникновения нервозов, внутреннего мира «Я» и тех структур, которые не вписывались в собственно «сознательное» в человеке.

Эмпирическая ценность психоанализа: предмет психоанализа – бессознательное – изучался не в лаборатории, а на практике, что дает психоанализу большие преимущества перед многими другими теоритически ориентированными школами.

Дата публикования: 2015-02-03 ; Прочитано: 4480 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Источник: http://studopedia.org/8-139056.html

Введение в психоанализ

Психоанализ как предмет изучения теории общего психического развития, психологического происхождения неврозов и психоаналитической терапии, развитие психоанализа. Концепция о стадиях детской сексуальности. Психосексуальные стадии развития личности.

РубрикаПсихология
ПредметПсихология
Виддоклад
Языкрусский
Прислал(а)slehka
Дата добавления12.05.2009
Размер файла30,7 K

психоанализ предмет изучения

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Классический психоанализ — направление психотерапии по учению З. Фрейда, ставящее в центр внимания движущие силы душевной жизни, мотивы, влечения, смыслы. Структура, динамика и психосексуальные стадии развития личности в классическом психоанализе.

реферат [70,3 K], добавлен 14.06.2010

Патофизиологическая природа невротических состояний по И. Павлову. Концепция невроза в гештальт-подходе. Психоанализ как метод терапии неврозов. Конкурентная теория Анохина. Гуманистический, бихеовиоральный, экзистенциальный подходы к пониманию неврозов.

курсовая работа [75,8 K], добавлен 13.03.2015

Психоанализ как метод лечения. Философские и естественнонаучные предпосылки психоанализа. Развитие и распространения теории и практики психоанализа. Классическая форма психоанализа З. Фрейда. История психоанализа в России, обзор судеб его сторонников.

курсовая работа [107,5 K], добавлен 24.03.2011

Отличие врачебной практики от психоаналитической. Чем сон отличается от бодрствования. Сходство и различие естественного и гипнотического сна. Связь между амнезией и защитным механизмом психики. Основные половые различия проявления сексуальности.

контрольная работа [121,8 K], добавлен 09.03.2008

Понятие личности в психологии и классификация теорий личности. Сущность теории личности З. Фрейда и ее значение для психологической науки. Периодизация развития согласно психоанализу. Дополнения к теории З. Фрейда других представителей психоанализа.

реферат [27,4 K], добавлен 29.03.2010

История возникновения и теоретические аспекты глубинной психологии. Психоанализ, его понятие и суть. Ключевые понятия ученых и роль сновидений. Глубинная психология, бихевиоризм и психоанализ Фрейда. Основные приемы психоаналитической терапии, гипноз.

контрольная работа [26,5 K], добавлен 27.05.2009

Психоанализ З. Фрейда: предположение о бессознательных психических процессах, признание теории сопротивления и подавления, детской сексуальности и Эдипова комплекса. Понятие защитных механизмов как внутреннего предохранителя. Личность как триединство.

курсовая работа [25,4 K], добавлен 25.11.2009

Биография. Приход Фрейда в медицину. Предпосылки создания психоанализа. Первое упоминание о сексуальности. Ошибки Фрейда в разработке теории психоанализа. Мировое признание Фрейда. Недостатки подхода, основанного только на изучении сексуальности.

реферат [29,9 K], добавлен 23.07.2008

История возникновения глубинной психологии. Психоанализ: понятие и суть, сравнение с направлением бихевиоризма. Ключевые понятия ученых и роль сновидений. Основные приемы и методы психоаналитической терапии. Особенности воззрений последователей З. Фрейда.

курсовая работа [29,8 K], добавлен 08.06.2016

Особенности понятия «психоанализ». Сущность метода лечения функциональных психических заболеваний, теории личности и теории общества по Зигмунду Фрейду. Основной принцип аналитической психологии К. Юнга. Анализ индивидуальной психологии А. Адлера.

контрольная работа [44,3 K], добавлен 10.12.2008

Источник: http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00018087.html

Психоанализ

Психоана́лиз (нем. Psychoanalyse ) — семейство психологических теорий и методов, направленных на систематизированное объяснение бессознательных связей через ассоциативный процесс. Один из методов психотерапии, получивший широкое распространение в Европе (начало ХХ века) и США (середина-конец ХХ века).

История Править

Психоанализ создан в конце XIX в. австрийским ученым З. Фрейдом. Первоначально Фрейд занимался физиологическими исследованиями, даже изобрёл метод окрашивания нервных тканей, однако позднее, увидев неприменимость данных знаний в психологическом консультировании, отказался от какой-либо опоры на психофизиологические данные в своих работах. Вплоть до 1910, когда психоанализ поддержал психиатр со степенью К. Г. Юнг, это направление игнорировалось научным миром. В первой половине ХХ в. от «классического фрейдизма» отпочковался ряд направлений — К. Г. Юнга, Альфреда Адлера, Эриха Фромма и др., оспаривавших те или иные постулаты Фрейда.

В СССР пережил период бурного расцвета (начало 1920-х гг.), когда И. Д. Ермаков открыл Государственный психоаналитический институт, издал переводы работ Фрейда и Юнга. Затем был отвергнут, как «буржуазное учение» и практически не развивался. Многие идеи психоанализа вошли в современную психологию и психотерапию (в том числе так называемые «неосознаваемые формы высшей нервной деятельности» по Узнадзе, и другие).

Как направление комплементарной медицины психоанализ активно практикуется в странах Западной Европы и в США. Однако в современной психотерапевтической практике западных стран постепенно теряет популярность, вытесняется более новыми, модными «авторскими методиками» (психодрама и др.). Оказал существенное влияние и на формирование идей последующей сексуальной революции.

Американская психологическая ассоциация считает психоанализ лженаукой, а занятие психоанализом — несовместимым с членством в ассоциации. В то же время, психоаналитическое отделение существует в Американской психиатрической ассоциации. В США всякое лицо, желающее заниматься психоаналитической практикой, должно иметь учёную степень в медицине. Джон Килстром в своей статье «Фрейд все еще жив? Вообще говоря, нет» полагает, что влияние психоанализа в настоящее время сошло на нет, и большее влияние Фрейд оказал на культуру, нежели на развитие психологии. Однако точка зрения Килстрома остается спорной.

Сущность психоанализа Править

Во время сеанса психоанализа пациенты Фрейда лежали на этой софе…

  1. Теория человеческого поведения, первая и одна из наиболее влиятельных теорий личности в психологии. Обычно относится к классическому психоанализу, созданному Зигмундом Фрейдом, но употребляется также к любой производной, даже сильно отличающейся от него теории, например аналитической психологии Юнга или индивидуальной психологии Адлера, которые некоторые предпочитают обозначать термином неопсихоанализ.
  2. Набор методов исследования основных мотивов человека, и их приложение для лечения психических расстройств. Фундаментальный предмет изучения психоанализа — бессознательные мотивы поведения, берущие начало в скрытых сексуальных расстройствах. Они раскрываются через свободные ассоциации, высказываемые пациентом. Цель психоаналитика — помочь освобождению пациента от скрытых или бессознательных барьеров переноса и сопротивления, то есть, от оставшихся шаблонов отношений, более не пригодных или подавляющих свободу.

Основные идеи психоанализа Править

Структура человеческой психики Править

Структура человеческой психики — выделяют две сферы: сознательное и бессознательное проявление психики (теория Зигмунда Фрейда)

Позднее Фрейд предложил следующую структуру психики:

Защитные механизмы Править

Зигмунд Фрейд выделил несколько защитных механизмов психики:

Комплексы Править

Психоанализ литературы Править

Психоанализ в ХХ веке широко применялся при анализе литературного творчества, понимаемого как проявление неосознанных влечений автора. Ему близки методы патографического анализа литературы и психиатрического литературоведения.

Источник: http://science.wikia.org/ru/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7

Психоанализ: теория и психоаналитическая терапия

Психоанализ как психологическая теория появился на рубеже XIX-XX веков благодаря работе австрийского невролога Зигмунда Фрейда. Теория стала основой для практического метода психотерапии, который заслужил огромный авторитет в последующие годы. Принципы психоанализа в значительной степени повлияли на последующие психологические теории, а само направление получило название «неофрейдизм». Представителями этого направления психологии считаются Эрих Фромм, Жак Лакан, Карен Хорни. Они не только развили метод психоанализа, но и внесли огромный вклад в изучение мотивов человеческого поведения.