Карты для психологов — карты для психологов

25.01.2019

· Интерпретация данных (обобщенные данные исследования, рекомендации к дальнейшему обследованию). Выводы.

А. Индивидуальная психологическая карта

карты для психологов

карты для психологов

карты для психологов

В. Психологическое заключение по индивидуальному/ групповому обследованию (протокол, заключение)

Протокол психодиагностического обследования

2. Возраст испытуемого.

3. Дата проведения.

4. Запрос (от кого исходит, причина обращения, заявленная проблема).

5. Цель обследования (исследование познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и пр.), обоснование выбора методов, методик психодиагностического обследования.

6. Методы исследования, методики, психодиагностический материал.

7. Описание хода исследования.

№ п/пИсследуемая функцияМетоды и материалыКоличественные или обобщенные данныеИнтерпретация данных

8. Заключение по результатам психодиагностического исследования.

С. Заключение по результатам психодиагностического исследования ребенка/взрослого/группы

· Цель исследования, обоснование выбора методов, методик для обследования.

· Интерпретация данных (обобщенные данные исследования, рекомендации к дальнейшему обследованию). Выводы.

· Рекомендации (консультативная работа, коррекционная работа и т.д.).

Отчет о психологической консультации

3. Для взрослых: профессия, место работы, семейное положение.

4. Для ребенка: образовательное учреждение, состав семьи.

5. Дата обращения, жалобы клиента при обращении.

6. Ситуация обращения (обратился самостоятельно, направлен кем и по какому поводу, пришел в сопровождении и пр.).

7. Консультативный запрос.

8. Анамнез (основные сведения о семье, особенностях развития, проблемах адаптации, стрессовых ситуациях, фрагменты личной истории).

9. Информация о проблеме. Когда возникла проблема, изменения в каких сферах жизни она за собой привлекла, как прежде справлялся с этой проблемой, обращался ли за профессиональной помощью, что явилось непосредственной причиной обращения.

10. Психический статус на момент обследования.

11. Данные дополнительного обследования.

12. Заключение по психологической проблеме (оценка психологических трудностей на основе жалоб, психологического анамнеза, психического статуса, дополнительных методов диагностики).

13. Консультативный контракт (совместное соглашение психолога-консультанта и клиента о проблеме и способах ее решения).

14. Описание хода консультирования.

План конспект коррекционно — развивающего занятия составляется на основе тем, предусмотренных в программе работы психолога.

Источник: http://lektsii.org/9-45623.html

“Метафорические ассоциативные карты”

карты для психологов

Хотелось бы вам иметь в своей психологической практике универсальный инструмент, способный в кратчайшие сроки решить проблему вашего клиента? Вы применяете в своей работе несколько методов и хотели бы научиться эффективно их сочетать друг с другом? Желаете максимально расширить спектр проблемных ситуаций, с которыми вы могли бы работать в ходе индивидуального консультирования?

Если ваш ответ «Да!», то ждем вас на обучающей программе «Метафорические ассоциативные карты»! В своем курсе мы объединили все свои знания и практический опыт, чтобы передать их вам. МАК – действительно эффективный инструмент, которому стоит обучиться, чтобы расширить свой арсенал практических инструментов в работе с клиентами!

Программа обучения авторская, разработана на основе личного опыта кандидата психологических наук, НЛП практика и тренера, эриксоновского гипнотерапевта и расстановщика по Б. Хеллингеру Алины Колесовой.

Что такое метафорические ассоциативные карты?

Метафорические ассоциативные карты (проективные карты) применяются психологами в своей практике уже более 20 лет. Немецкий издатель Моритц Егетмейер популяризовал карты по всему миру. В России карты появились сравнительно недавно благодаря Любови Мошинской (Израиль), Леониду Тальпису и Татьяне Колошиной, которые привезли этот метод психологической работы в нашу страну.

Сфера применения:

Проективные карты можно применять, как в групповой, так и в индивидуальной работе со взрослыми и детьми. Их можно использовать в совершенно различных направлениях психологической работы:

В каких случаях они помогут?

Метафорические ассоциативные карты – это настолько универсальный метод, что он будет являться эффективным для решения практически любых проблем!

Что получит ваш клиент в результате?

Для кого эта программа?

Обучающая программа разработана для:

— людей других помогающих профессий (психотерапевтов, социальных работников, бизнес-тренеров и т.д.);

— тех, кто хочет лучше познать себя и окружающих.

Программа:

Часть 1. В первой части нашего обучения вы узнаете, историю возникновения карт, какие метафорические ассоциативные карты существуют в настоящее время (их более 12 колод). Мы рассмотрим основные области применения карт, обозначим их преимущества.

Часть 2. Колода « PERSONA » . Мы рассмотрим, как на практике использовать набор, включающий в себя две колоды карт: 1-я состоит из карт с изображением лиц различных людей, 2-я колода отражает возможные схемы взаимодействий внутри любой человеческой системы. Карты помогают выявить внутриличностные и межличностные конфликты клиента и найти для них оптимальные решения. Карты с изображением людей можно использовать в качестве «виртуальных» заместителей при индивидуальной работе в гештальттерапии, при использовании системной семейной терапии (Б. Хеллингер) или в работе с субличностями в рамках других подходов. Схемы взаимодействия помогают увидеть реальные взаимоотношения клиента внутри его системы.

карты для психологов

Также мы будем работать с картами AlterEgo, которые являются отечественным аналогом немецких карт Persona (автор – К. Довлатов). Этот набор состоит только из карт-портретов, но их больше. Сами карты многим моих клиентам больше импонируют по стилю изображения лиц. По функционалу их можно использовать так же, как и немецкие.

карты для психологов

Часть 3. Колода « TANDOO » . Мы изучим практическое применение карт TanDoo, которые иллюстрируют сцены из жизни пар, символизирующие чувства, потребности, конфликты и ресурсы, возникающие в их отношениях. Карты отражают различные этапы этих отношений: влюбленность, страсть, тоска, конфликты, ревность, страх, боль, отчужденность и т.д. В колоду входят 99 карт-картинок и 44 карты-знака, которые указывают направление движения для исцеления отношений или обозначают препятствия, возникающие на его пути.

карты для психологов

Часть 4. Колода « OH » . Мы на практике исследуем, как применять набор, который состоит из 88 карт, обозначающих различные жизненные ситуации и 88 карт с изображениями, раскрывающими возможное содержание этих ситуаций. Сочетание этих двух колод позволяет прояснить неосознаваемые мотивы поведения человека в различных проблемных ситуациях и найти внутренние ресурсы для их решения. Эти карты являются эффективным инструментом, помогающим получить доступ к бессознательному клиента в процессе формировании им терапевтического запроса, а также в ходе самой терапии.

карты для психологов

Часть 5. Колода «COPE». Будет изучен набор карт, изображающих в символической форме травматические и стрессовые ситуации и способы их решения. Карты запускают внутренние процессы самоисцеления и поиска своего уникального пути выхода из кризиса.

карты для психологов

Часть 6. Колода “Portals” — это абстрактные изображения, художественные миниатюры, сделанные в формате обычных игральных карт (автор К. Довлатов). Каждая карта помогает разыграться полету фантазии: появляющиеся картины, приходящие истории никогда не повторяются даже у одного человека, т.к. чувства и состояния приходят спонтанно. Каждый по-разному воспринимает эти карты, и это дает свободу выражения, возможность увидеть свой внутренний мир. Карты “Portals” — это виртуальная дверь в мир фантазий. Являются аналогом немецких карт ECCO.

карты для психологов

Часть 7. Мы рассмотрим набор “Архетипы и тени”, разработанный Чаком Спеццано (американским психотерапевтом). Он создал эту колоду, основываясь на своем 35-летнем опыте консультирования, обучения и исцеления людей. Карты предназначены для глубокой проработки различных качеств личности, работы с теневыми сторонами, стереотипами, воспоминаниями, душевными травмами и т.д.
Колода делится на два блока: светлые Архетипы и темные Тени. Каждая из карт представляет собой законченный архетип, помогающий разобраться в психологической подоплеке поступков, стереотипов, поразмышлять над мотивами своих действий.

карты для психологов

Часть 8. Вам представится уникальная возможность поработать на авторских метафорических ассоциативных картах “In-Sight”, разработанных Алиной Колесовой, где каждая карта – картина ее отца художника Олега Колесова. Набор состоит из 108 карт-образов (сакральное число выбрано не случайно), 80 карт со словами, указывающими на причину проблемы и 80 карт – на ее решение. Карты “In-Sight” позволят вам заглянуть в самую глубину вашего подсознания и запустить процесс позитивных трансформаций внутри себя.

карты для психологов

Кроме того, во время обучения у каждого из вас будет возможность отработать на практике свой личный запрос, а также побывать в роли терапевта. Также мы рассмотрим возможные способы сочетания различных колод карт между собой.

Дата проведения: 29 сентября 2019 года

Тренинг состоится с 11.00 до 21.00 в мастерской Центра Развития “Открытый Мир”.

Стоимость участия: 9000 р.

Каждому участнику тренинга выдается сертификат.

Количество мест в группе ограничено!

Регистрация ОБЯЗАТЕЛЬНА!

Чтобы принять участие в тренинге напишите сообщение по номеру WhatsApp\Viber:

8(903)7173569

Некоторые фотографии с одного из тренингов:

карты для психологов

карты для психологов

карты для психологов

карты для психологов

Полный фотоотчёт с тренингов смотрите в разделе “Фотогалерея”.

Некоторые отзывы с предыдущих тренингов:

карты для психологовкарты для психологов

С остальными отзывами вы можете ознакомиться ЗДЕСЬ.

Источник: http://www.psychology4u.ru/trenings/mak/

Карты для психологов

ГЕНЕЗИС

Книги по психологии.

Профессионалам — необходимы, остальным — интересны

ОТЗЫВЫ

карты для психологов

“Благодарна Наоми Ананьевой за книгу. В дни декретного отпуска особо актуальна помощь со стороны. Только я ее не нашла, а помогла мне справиться ее книга. Настоятельно рекомендую прочитать мамам, которые совсем забыли про себя. Вы хотите, чтобы ваши дети были счастливы? Так вот мама должна показать детям, что она себя любит и заботиться о себе, тогда и дети будут брать с вас пример.”

карты для психологов

“очень ее люблю. она очень нравится детям)”

карты для психологов

“Добрый день! Купила игру, чтоб играть с сыном. И не могу понять как играть в нее вдвоем. Если мы вбираем четыре линейки, как говорится в инструкции, и раздаем каждому поровну, то получается я знаю какие карточки у сына, а он знает какие у меня. Как же играть? Или я что-то не понимаю?”

карты для психологов

“Приобрела данное пособие. Качество печати оставляет желать лучшего. Картинки размытые, не чёткие. Не соблюдены пропорции картинок, задания не последовательные, нет логики их последовательности. Масштаб заданий очень маленький, трудный для восприятия, задания для рисования 2 руками очень мелкие их трудно сделать даже взрослым о детях вообще говорить не приходится. Не учтены особенности детского возраста, особенности зрительного восприятия. В таблицах Шульте не соблюдены требования к размеру, тест Струпа выполнить невозможно из-за размытого шрифта. Задания подобраны не по возрасту, который заявлен автором » дошкольный и младший школьный». Нет методических рекомендаций по использованию данного пособия, не все родители знают принцип выполнения заданий, что может закрепить не правильную стратегию выполнения заданий”

карты для психологов

“Книга интересная, игры простые и вместе с тем развивающие.Игры рассчитаны на детей от 2 до 7 лет, но думаю можно в них играть и с детьми начальной школы, если немного усложнить,добавить своей фантазии, адаптировать учитывая способности своего ребенка..”

карты для психологов

“Спасибо. Отличные книги для работы нейропсихолога. Это мои настольные книги для практической работы.”

карты для психологов

карты для психологов

“Здравствуйте! У второго издания настольной игры «Лепешка» увеличено поле. Теперь его размер составляет 69х69 см.”

карты для психологов

“Здравствуйте, в чем различие от первого издания?”

карты для психологов

“Карты отличного качества. Набор очень насыщенный. Пришли до Владикавказа очень быстро. В работе еще не использовала. Цена приемлемая. Спасибо. Рекомендую коллегам.”

карты для психологов

“Отличные карты. Одно удовольствие с ними работать. Спасибо издательству!”

карты для психологов

“Отличный вариант подарка коллегам на Новый год. Над некоторыми страницами посмеялись от души!”

карты для психологов

“Пустая книга, да еще и с ошибками! Название книги не соответствует действительности(( Тест 4 лишний представлен с ошибками( таблицы все перепутаны) им работать нельзя. ”

карты для психологов

“Спасибо за презентацию! Все очень понятно, интересно, много практики)) а главное бесплатно, что сейчас редкость- делиться знаниями бесплатно! Заинтересовалась картами, планирую прикупить.”

карты для психологов

“Долгожданная первая отечественная книга по интермодальной терапии экспрессивными искусствами. Охвачен широкий спектр вопросов — от философских основ до практических упражнений. Книга также позволяет прикоснуться к бесценному личному опыту автора в преподавании и практике терапии искусствами. Must have для профессионалов в области, а также увлекательнейшее чтение и вдохновение для всех интересующихся.”

карты для психологов

“Работаю давно по этой программе, не понимаю почему не выпускаете данный товар, если есть спрос на него.”

карты для психологов

“Отличная книга! С хорошей структурой и внятным изложением. Содержит в себе много примеров из практики и путей их решения в процессе терапии со сложными детьми.”

карты для психологов

“Большое спасибо, что так быстро заменили колоду! С радостью буду и дальше покупать у Вас метафорические карты! Успехов Вам и процветания!”

карты для психологов

“Очень понравилась игра! Карточки большие и плотные, думаю долго нам прослужат. Играем всей семьей: вначале было трудновато, но потом раскачиваешься и начинается игра на скорость. Мы с мужем, как взрослые, никаких преимуществ не имели, казалось, что дочь даже быстрее находит верные комбинации. У нас еще есть нейропсихологическая игра «Попробуй повтори», решили их совместить, т.к. карточки-мозголомки, которые призваны усложнять игру, очень похожи с карточками из «Попробуй повтори». Сейчас играем так: заранее выбираем простые карточки из «Попробуй повтори» с позами, которые реально повторить. Потом перемешиваем и открываем одну карточку из колоды «мозголомок», запоминаем ее, а потом кладем рубашкой вверх. Кто находит верную комбинацию, должен повторить позу с закрытой карточки и крикнуть «На дачу». Если поза правильная, то можно забирать комбинацию и открывать новую карту из колоды «мозголомок», если не правильная, то участник может повторить попытку, после того как кто-то из соперников попробует забрать комбинацию.”

карты для психологов

“Книга (1-я часть) очень понравилась моим детям. Слушали с удовольствием, задавали много вопросов. После каждой главы есть упражнения, которые усложняются от главы к главе. По этому книгу лучше читать не перед сном, а запастись временем для интересного диалога с детьми. Упражнения составлены так, что дают поле для творчества родителям и детям в зависимости от конкретной ситуации. Моим детям особенно понравилось рисовать свои портреты, заселять дома доброты, щедрости и пр. После раздела о восприятии мы развеселились и начали придумывать свои упражнения на 5 органов чувств. Еще детям понравилось разыгрывать сказку с участием 4-х типов темперамента. Пожалуй самая любимая игра на познание себя и своего характера. Мы ее немного усовершенствовали, добавили несколько качеств, которые не были предложены автором. Например, честность, хитрость, чувство собственного достоинства. Каждый из нас заполнял по 4 листа – 1 о себе и 3 других участниках семьи. Пока заполняли, разговаривали, уточняли, объясняли, проясняли, изображали и даже хохотали. Мои дети любят такие задания, где можно и о себе узнать больше, показать другому его портрет и увидеть себя глазами другого. Они запоминают такие моменты и время от времени просят их повторить. Кстати, когда надумаете сделать такую штуку со своими детьми, не забудьте на каждом листе написать имя и дату. Все меняется. Сохраните эти листочки. Через время можно к ним вернуться, сделать ещё раз и посмотреть, что изменится, а что останется прежним. Очень рада, что автор решил сделать продолжение 1-й части Психологии для малышей. Дети с нетерпением ждут новых приключений Юли и ее папы. На рынке мало детской литературы, направленной на познание себя, своего внутреннего мира. Еще меньше изданий качественных. Сказка о самой душевной науке Игоря Вачкова основана на лучших достижениях психологической науки за последние годы, написана простым языком и по сути приглашает детей и взрослых в увлекательное путешествие. Путешествие, которое работает на развитие ребенка и взрослого. С удовольствием рекомендую к активному прочтению родителям, учителям и всем, кто заинтересован в развитии личности ребенка.”

карты для психологов

“Мелкий шрифт, иногда слишком маленькие карточки. Использовать не удобно. Материал не уникален, многое взято из тестов. За означенную цену хотелось бы более качественные пособия (((”

карты для психологов

“Отличнейший журнал школьного педагога-психолога. Его давно уже нет в продаже. Жаль. ”

карты для психологов

“Добрый день, пособие очень хорошее. Пользуюсь им, только хотелось бы, чтобы данное издание переработали в соответствии с ФГОС, как для среднего звена было сделано. И ещё для детей с ЗПР.”

карты для психологов

“Просмотрела темы кандидатских диссертаций авторов, они очень далеки от практики дошкольного образования. Создается впечатление, что вся работа строится на умозаключениях, а не на результатах научных исследований. Вся информация давно известна ученым, занимающимся этой проблемой. Авторы-филологи совсем не знают психолого-педагогических исследований в этой области, а их достаточно много. Содержание работы напоминает ВКР бакалавра или магистра по Педагогическому образованию, филологическое образование проявляется местами. Вот и все. Авторам спасибо за реферативный труд.”

карты для психологов

“Замечательная программа по развитию эмоционального интеллекта детей. Я — педагог-психолог, проработала в детских садах 14 лет. Занималась с детьми по разным хорошим программам. Последние 2 года занималась со старшей и подготовительной группами по программе «Жизненные навыки». Она отличается от других программ тем, что очень хорошо прописана теоретическая база, все практические задания привязаны к теории, и дано много пояснений к тому, что, зачем и как делать. Там есть и простые, а есть и очень сложные задания. Кажется, что дети с ними не справятся. Ан нет, справляются. И детям очень нравится.”

карты для психологов

“Отличные метафорические карты! Структура необычная: колода состоит из 31 набора фотографий (в каждом наборе по 3 карты). Можно работать как с наборами (на помощь придет инструкция), так и с отдельными картами (по стандартному принципу). Возможностей использования колоды — масса! Качество самих карт тоже очень хорошее. Спасибо издательству, что продолжаете искать нечто новое в мире метафорических карт!”

карты для психологов

“Наборы так себе. Старого образца, кое где с рисунками каледнаря 2007 года, а плакат с эмоциями вцелом полезен и есть ценные цитаты. Например биль о правах личности. Но проще их самим найти в интернете, заказать печать в типографии чем переплачивать за доставку.”

карты для психологов

“Я — детский психолог, проработала в детском саду 12 лет. За это время я вела групповые занятия по различным программам, в том числе по этой. Я считаю, что это ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ программа. И детям она интересна, и психологу интересно работать и смотреть, что получается, как меняются дети. Очень рекомендую, несмотря на то, что сейчас много других хороших программ. Единственное, в подгруппе должно быть человек 6-7 максимум, чтобы все работало.”

карты для психологов

“Выражаю благодарность автору за глубину рассмотрения вопроса. После знакомства с книгой исчезает суеверия на тему что одним детям дано, а другим нет. Возникает понимание процесса формирования грамотности. Фактически книга даёт: 1. Понимание как формируется грамотность у разных детей. 2. Простой пошаговый инструмент для освоения грамотности. С уважением, Михаил.”

карты для психологов

“Книга для думающих педагогов и ответственных родителей. Помогает лучше понять истоки проблем. Написана хорошим языком, автор доступно и увлекательно излагает специфический материал. Я преподаю иностранный язык, но даже для меня книга оказалась полезной в плане методики и психологических аспектов.”

карты для психологов

“Недавно приобрела и прочитала книгу. Она написана хорошим и понятным даже не специалисту языком.Выражаю огромную благодарность автору и издательству за такую книгу , которая поможет в обучении моих внуков.”

карты для психологов

“Совершенно замечательная игра, в которую интересно играть и взрослым, и детям! Развивает скорость мышления, кругозор, устойчивость в стрессовых ситуациях.”

Источник: http://www.knigi-psychologia.com/metaforicheskie-assotsiativnye-karty-c-60.html

Метафорические ассоциативные карты в работе психолога с детьми

В статье описаны достоинства МАК, правила работы с картами. Приведены примеры опыта использования МАК в психологической работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
metaforicheskie_assotsiativnye_karty_v_rabote_s_detmi.docx24.83 КБ

Предварительный просмотр:

Метафорические ассоциативные карты в работе с детьми

Гафурова Гульнара Нязифовна, педагог-психолог.

МБДОУ ДС№19, город Кузнецк Пензенской области.

Статья посвящена метафорическим ассоциативным картам — бурно развивающемуся инструменту психологической работы, используемому в консультировании, психотерапии, коучинге, в индивидуальной и групповой развивающей и коррекционной работе с детьми и взрослыми. Описаны достоинства МАК, принципы работы с картами, правила работы. Приведены примеры опыта использования МАК в психологической работе с детьми.

Ключевые слова: метафорические ассоциативные карты, проекция, инструмент психологической работы, детские психологи, метафора.

Работая в течение последних трех лет психологом в детском саду, я обучалась психологическому консультированию с основами психотерапии. Так как функции педагога-психолога весьма широки, и запросы клиентов разнообразны, работать только в одной психотерапевтической парадигме весьма сложно. Поэтому я сторонник интегративного подхода, и постоянно занимаюсь самообразованием, чтобы использовать в каждом конкретном случае индивидуальный подход. Так как в наше динамичное время клиенты не настроены на длительную терапию, все хотят быстрых результатов, поэтому востребовано краткосрочное консультирование. Для меня актуальной является выработка собственного пути эффективной работы с клиентами, с детьми, с семьями, поиск инновационных технологий и инструментов индивидуальной и групповой работы, обладающих высокой степенью экологичности, безопасности, результативности, эффективности. Одним из таких инструментов считаю метафорические ассоциативные карты (МАК), являющиеся достаточно популярными в среде практических психологов разных направлений во всем мире. Целью данной статьи является описание опыта использования МАК в психологической работе с детьми.

Метафорические ассоциативные карты (МАК), известные также как проективные, ассоциативно-метафорические, терапевтические являются качественным, удобным проективным дидактическим материалом, используемым в консультировании, коучинге, психотерапии, в групповой и индивидуальной работе с детьми и взрослыми. Диапазон применения метафорических карт огромен, мне нравится их использовать в гештальт-терапии, в трансактном анализе, в психодраме, в НЛП, в семейной терапии.

С точки зрения Г. Кац, Е. Мухаматулиной и других авторов, МАК – это не методика работы, а средство взаимодействия с клиентом, выборы которого нельзя оценивать. Достоинства МАК подробно описаны в литературе, основными из них можно считать, опираясь на Г. Кац, Е. Мухаматулину, Е. Морозовскую, Г. Попову и Н. Милорадову, следующие: работа с картами связана с феноменами «инсайта» (относительно сути своей проблемы и методов ее решения) и «катарсиса»; в работе с МАК проявляется принцип синхронности; применение МАК предоставляет клиенту возможность метафорического моделирования реальности в игровой форме [4]; создание общего контекста для психолога и клиента, общего метафорического языка при обсуждении той или иной ситуации из жизни клиента» [2, с. 14]; в групповой работе стимулируют мышление, навыки кооперации и ведения дискуссий; гибкие правила использования, возможность разрабатывать новые авторские техники и адаптировать существующие под требования актуальной ситуации, широкое поле для безопасных экспериментов и проявлений творчества [3, с. 10]; снижают защиты и помогают создать безопасную обстановку для самораскрытия, помогают в группе «растопить лед» на начальных стадиях работы; являясь зрительной метафорой, карты открывают человеку нетривиальную перспективу для анализа своей жизни, при этом становятся доступными такие процессы восприятия, которые протекают за пределами сознания; помогают вывести на поверхность глубинные переживания и тем самым способствуют самопознанию; задействуют в первую очередь иррациональную часть личности и активизируют правое полушарие мозга [1, с.17]; метафоричность МАК позволяет клиенту воспринимать проблемы на расстоянии, диссоциированно и символично [4, с. 67]; работа с МАК представляет собой интегративный подход к поиску ресурса, предполагает опору на ресурс в самом человеке [4, с. 68]; и др.

Вопросы об особенностях использования МАК в работе с детьми остаются актуальными. С какого возраста можно работать с МАК? Я работаю с детьми старше 5 лет, у которых развит определенный уровень абстрактного мышления, необходимый для работы с картами. Какие карты лучше выбрать? В работе с детьми можно использовать любую колоду, но предварительно лучше отобрать карты. Я не включаю карты с изображением голых тел, отрезанных частей тела, гробов, то есть карточек, травмирующих ребенка. Сколько карточек необходимо предъявлять ребенку? Количество должно быть оптимальным, то есть не слишком мало и не слишком много: для дошкольников 20-30 карт, для подростков — 40-50. Для гиперактивных и тревожных детей сокращаю вдвое.

Для каждого психолога очень важным шагом является установление первоначального контакта. Здесь будут уместны метафоры, рисунки, игры, и карточки на этом этапе являются «палочками-выручалочками». Их внешний вид сразу притягивает детей, действуют успокаивающе на тревожных клиентов, создает безопасное пространство. Дети, увидев карточки, сразу задают вопрос: «О! А во что мы будем играть?». Или на сеансе семейной терапии дети молчат, напряжены, но, увидев карточки, сразу начинают их рассматривать, перебирать. Или, как часто бывает, родители приходят к психологу часто не по своей воле, а по запросу педагогов со своими защитами, отрицаниями. В таких случаях зрительная метафора помогает осторожно войти в проблемное поле семьи в игровой форме. Ведь картинки — это что-то несерьезное, нестрашное, можно расслабиться, поиграть, поговорить, и обнаружить что-то…

Я использую МАК в следующих направлениях психологической работы с детьми:

— проработка Я-образов и образов других людей, различных эмоциональных состояний – наборы МАК: «Фейсбук» (Е. Морозовская), «Personita» (М. Эгетмейер), «Роботы» (Т. Ушакова), «Семейка Гномс».

— работа с детско-родительскими отношениями – наборы МАК: «Фейсбук» (Е. Морозовская); «Из сундука прошлого» (Г. Кац, Е. Мухаматулина); « Семейка Гномс».

— работа с невротическими страхами – наборы МАК: «Saga» (М. Эгетмейер); «Фейсбук» (Е. Морозовская).

— работа с поиском ресурса – наборы МАК: положительные» карты из наборов «Соре» и «Saga» (М. Эгетмейер), «Пути-дороги (Г. Кац, Е. Мухаматулина); «Быть, действовать, обладать» (Е. Морозовская).

— развивающая работа с использованием карт в качестве стимульного материала, направленная на развитие речи, логического мышления, памяти, эмоционального интеллекта, креативности.

Карты облегчают диагностику, например, можно попросить найти себя и членов своей семьи и рассказать о каждом персонаже; найти карту, которая похожа на то, что сейчас чувствует ребенок; сгруппировать карты по симпатиям. Можно попросить ребенка рассказать сказку по трем картам.

В коррекционной работе со страхами темноты детей 5-7 лет я работаю следующим образом. Ребенку предлагаю выбрать из колоды «Фейсбук» карту с изображением симпатичного мальчика или девочки (зависит от пола ребенка). Ребенок должен рассказать о своем персонаже. Затем я рассказываю сказку об этом герое, вводя ребенка в ситуацию, приближенную к его страху. После этого рассказываю о том, какими положительными качествами обладает герой, используя информацию, полученную из рассказа ребенка о выбранной карте. Несмотря на это, герой все равно боится темноты. Далее я прошу продолжить сказку и уточнить, чего боялся мальчик. Затем из колоды «SAGA» ребенок выбирает героев, которые присутствуют в страхе. Далее я продолжаю сказку, опираясь на рассказ ребенка, еще раз упоминаю о ночных страхах. На следующем этапе ресурсный персонаж, который помогает герою. Ребенок его описывает, затем продолжает сказку до благополучного окончания. Мы закрепляем положительный результат, я интересуюсь его ощущениями, мыслями, чувствами. Мы придумываем, какие волшебные слова помощник может сказать ребенку, заучиваем их. Или рисуем помощника, находим общие черты между ним и персонажем, подводя его к мысли, что и он сможет побороть свой страх. Практика показала эффективность использования такого способа борьбы со страхами у детей.

Мне нравится использовать карты «Роботы» в семейном консультировании по вопросам детско-родительских отношений. Работа с ними позволяет сделать наглядными проблемы для всех членов семьи. Ребенку предлагается собрать робота, который был бы на него похож, но у него должно быть что-то от мамы, что-то от папы и что-то абсолютно ни на кого не похожее. Портрет ребенка собирают и родители — по той же инструкции, но каждый самостоятельно. Потом каждый участник рассказывает о получившемся роботе, и все внимательно слушают друг друга и отвечают на вопрос: «Что удивило в услышанном?» Первоначально родители приходят с жалобой на ребенка — ребенок какой-то не такой, неправильный, плохо себя ведет, а они такие «белые и пушистые». В итоге родители признаются, что они увидели живую иллюстрацию отношений в семье. Получается, что мы говорим о ребенке, но при этом родители многое узнают о себе, что способствует их личностному росту.

Отмечу, что дети очень любят работать с МАК, с удовольствием рассматривают и выбирают картинки. Но на занятиях работа с картами не составляет содержания всей встречи, а, в зависимости от темы и задач, обычно занимает до 1/3 всего занятия.

Каждый специалист может найти собственное применение картам. Эффективность работы повышается, если удается включить в работу родителей и педагогов.

Выводы . Учитывая необходимость в инновационных эффективных технологиях в психологической работе с детьми, рассмотрела МАК как один из таких методов. МАК представила как разновидность проективных методов с присущими им особенностями и спецификой; описала достоинства МАК как инструмента работы практического психолога. Описала собственный опыт использования МАК в работе с детьми.

  1. Кац Г. Метафорические карты: Руководство для психолога / Г. Кац, Е. Мухаматулина. – М.: Генезис, 2013. – 160 с.
  2. Морозовская Е. Мир проективных карт: Обзор колод, упражнения, тренинги / Е. Морозовская. – М.: Генезис, 2014. – 168 с.
  3. Морозовская Е. Проективные карты в работе психолога: полное руководство / Е.Р.Морозовская. – Одесса, Институт Проективных Карт, 2013. – 128 с.
  4. Попова Г. Метафорические ассоциативные карты в работе практического психолога: методика и практика / Г.Попова, Н.Милорадова. – Х.: ФОП Бровин А.В., 2015. – 224 с.

Источник: http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2017/05/29/metaforicheskie-assotsiativnye-karty-v-rabote

Направления психологии

Метафорические ассоциативные карты как инструмент в работе психотерапевта

карты для психологов

(психотерапевт по методу символдрамы Александра Дибаже)

Метафорические ассоциативные карты (МАК, карты ОХ или проективные карты) – это не гадание и не волшебство. Это – проективная психологическая методика, эффективный инструмент в руках профессионального психотерапевта.

У метафорических карт нет определенных значений, как в Таро или Оракуле Ленорман. Здесь важно личное видение каждого клиента, его ассоциативный ряд, мысли, ощущения и чувства, которые вызывает изображение на выбранной карте. Одну и ту же карту разные клиенты воспринимают абсолютно по-разному, каждый видит в ней что-то свое, важное непосредственно для него на данном жизненном этапе.

Анализ именно этой информации помогает найти причины происходящих с человеком событий и скорректировать ситуацию.

Преимущества МАК

Универсальность и простота

Проективные карты просты в использовании и подходят для работы с клиентами всех возрастов и национальностей. Высокоэффективны они как при индивидуальной и семейной терапии, так и при групповой.

Мягкость, комфорт и безопасность

Карты ОХ позволяют мягко и деликатно обращаться к подсознанию. Работать с ними комфортно для человека, ведь он рассказывает и фантазирует о персонажах и действиях, изображенных на карте, а не о своей жизни. Клиент сам выбирает карты, в своем темпе трактует их, рассказывает о своих ассоциациях.

Язык метафор и образов снижает шансы дополнительной ретравматизации, потому что в метафорической карте человек увидит только то, с чем готов работать.

Именно в такой безопасной обстановке можно найти корни проблемы и смоделировать конструктивное решение.

Сниженное сопротивлениекарты для психологов

Работая с проективными картами, легче обходить сопротивление и другие защитные механизмы психики клиента. Обращение к правому полушарию через образ позволяет проникнуть непосредственно к внутреннему подсознательному конфликту. Страхи, неуверенность, обиды и т.д., с которыми человек хотел разобраться, открываются в его историях и ассоциациях. Распознав их и проведя параллели со своей жизнью, клиент может начать корректировать свое поведение.

Быстрота и глубина диагностики

При правильном сопровождении терапевта и нужных уточняющих вопросах работа с Метафорическими ассоциативными картами позволяет выйти на реальный запрос клиента за несколько минут. Карты ОХ очень быстро помогают прояснить и осознать проблему клиента, понять его восприятие и неконструктивные шаблоны поведения. При этом на поверхность выходят субъективные причины сложностей клиента, лежащие в глубоких слоях подсознания. И задачей терапии является не залечивание симптомов и избавление только лишь от болезненных последствий, а трансформирование установки, которая лежит у истоков проблемы.

Терапевтический эффект и уникальный способ выхода из ситуации

Вербализовать проблему (т.е. проговорить ее вслух, признаваясь себе в том, что она существует) – само по себе является очень важным шагом на пути к преодолению.

Метафорические карты помогают реконструировать травматическое событие, произошедшее с клиентом, и выразить его словами. А после запускают ресурс – внутренние процессы самоисцеления и поиска своего уникального пути выхода из кризиса.

Все правильные ответы и решения всегда есть внутри самого человека. Анализируя выпавшую карту, клиент сам отвечает на поставленный вопрос. Потому что только он сам способен найти оптимальный выход из ситуации.

Моделирование будущего

Сначала рождается мысль и наше видение ситуации, а только потом происходят реальные события. Поэтому очень важно вкладывать в подсознание продуктивные установки и образы. Работа с проективными картами дает возможность исследовать любые процессы в прошлом, настоящем и будущем и моделировать новые варианты разрешения ситуаций. Впоследствии положительные установки и настрой на успех принесут свои плоды в реальной жизни клиента.

карты для психологовКак проходят сеансы с использованием МАК?

  1. Клиент и терапевт обсуждают ситуацию, выясняют цель работы, формируют запрос. Например: «Я хотел бы избавиться от страха одиночества и начать жить полноценной жизнью»; «У меня очень большая обида на отца. Как мне ее отпустить?»; «В чем причина моих финансовых проблем? Как нормализовать свое материальное состояние?» и т.д.
  2. Начинается работа по методике, предложенной терапевтом. Клиент вытаскивает в открытую или вслепую карты и рассказывает, что он на них видит, что чувствует в этот момент. Терапевт слушает очень внимательно и задает нужные уточняющие вопросы.
  3. Клиент и терапевт обсуждают и анализируют то, что было увидено на картинке. Проводят параллели с реальной жизнью клиента, устанавливают причинно-следственные связи.
  4. Терапевт сопровождает клиента на пути к решению его вопроса. Клиент самостоятельно ищет вариант выхода из ситуации, осознает свой ресурс, отмечает для себя первые шаги для достижения цели.

Какие сложности помогает преодолеть работа с Метафорическими ассоциативными картами?

Как вы видите, с Метафорическими ассоциативными картами работать безопасно, интересно и очень эффективно, особенно если сочетать их с терапией по методу символдрамы.

Источник: http://psychologies.today/metaforicheskie-associativnye-karty-kak-instrument-v-rabote-psichoterapevta/

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *