Психология и психика разница — психология и психика

14.04.2018

Молодой амбициозный руководитель неожиданно столкнулся с ситуацией: он не может выдержать взгляда своего подчиненного, который вдвое старше его и пользуется особым авторитетом среди коллег. Проблему свою он, возможно, сформулирует так: «Что делать, чтобы не краснеть на совещании и не опускать глаза, как школьник?»

Психология научная и житейская: в чем разница? Психология и психика разница

Психология научная и житейская: в чем разница?

психология и психика

Осознаем мы это или нет, с психическими явлениями мы сталкиваемся каждый день: наблюдаем перепады собственного настроения, видим, как по мере взросления меняется характер наших детей, понимаем, когда не в духе руководитель. Казалось бы, специальные знания нам для этого не нужны. Более того: житейская психология – сфера, безусловно, более древняя. Еще до появления психологии как науки знания закреплялись в виде архетипов, фиксировались в пословицах и поговорках.

У психологии как у науки и житейской практики общая цель: научиться понимать психические явления и управлять ими. Так в чем же разница между ними?

Приведу пять отличий, которые сформулировала российский психолог Юлия Борисовна Гиппенрейтер.

1. Житейские психологические знания конкретны, научная психология выводит закономерности.

Многочисленные телевизионные передачи («Давай поженимся», «Пусть говорят», «Мужское и женское», «Про любовь») строятся по одному и тому же сценарию. Обсуждаются детали проблемы, эксперты и зрители сопереживают герою, высказывают мнения и советы. Но решаются ли таким образом психологические проблемы? Нет. Чаще всего в результате обсуждения возникает ощущение совпадения с жизненным опытом приглашенных экспертов. Зритель переживает эмоцию, но свою проблему не решает. То же самое происходит, если в роли «психолога» выступает подруга или соседка.

Молодая мама жалуется своей ровеснице, соседке по дому, на своего четырехлетнего сына: тот совсем перестал слушаться, разбрасывает и ломает игрушки.

«Ты этого так не оставляй, – дает соседка универсальный совет. – Скажи мужу, чтобы был с ним построже! Наш теперь как шелковый стал – так отца боится».

Профессиональный психолог давать советы не будет. Он прежде всего постарается выяснить, что послужило причиной такого поведения ребенка. Может быть, сцены агрессии, которые тот увидел по телевизору? (Научная основа такого предположения – теория социального научения Альберта Бандуры.) Или же отсутствие должного внимания со стороны родителей? (Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда.) А может, раздражительность матери или отца по выходным? («Воскресный невроз» или проявление экзистенциального кризиса из-за отсутствия смысла в жизни по Виктору Франклу.)

Выяснив причину, психолог будет работать именно с ней, адекватно подобрав метод коррекции.

психология и психика

2. Житейская психология опирается на опыт обыденной жизни, научная – на экспериментальные методы.

В повседневной жизни мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями: «Почему это произошло со мной?» Научный путь состоит в схеме «эксперимент – теория – практика» и опирается на научные методы: анализ и синтез, эксперимент, проективные методики.

Молодой амбициозный руководитель неожиданно столкнулся с ситуацией: он не может выдержать взгляда своего подчиненного, который вдвое старше его и пользуется особым авторитетом среди коллег. Проблему свою он, возможно, сформулирует так: «Что делать, чтобы не краснеть на совещании и не опускать глаза, как школьник?»

Бытовой ответ может быть таким: «Смотреть не прямо в глаза, а чуть выше, на область лба». Даже если молодой человек опробует этот метод и временно решит проблему, такая «победа» будет мнимой.

Психолог будет решать более глубокую проблему, а не устранять ее «симптомы»

Психолог будет решать более глубокую проблему, а не устранять ее «симптомы». В социальной психологии известен ряд экспериментов, описывающих поведение неформальных лидеров в организации: таким, вероятно, и является подчиненный. Так, эксперименты Элтона Мэйо выявили, что для деятельности группы важно неформальное лидерство. И задача руководителя не в том, чтобы уметь подавлять при общении, а в том, чтобы знать ресурсы своей команды и направлять их максимально эффективно на достижение организационных целей. Именно к этому и нужно стремиться.

психология и психика

3. Житейские психологические знания интуитивны. Научные – рациональны и осознанны.

Способность к неосознанной обработке информации позволяет даже годовалому ребенку прекрасно понимать, с кем из взрослых он может капризничать, с кем нет, однако такие данные не подкрепляются ни логическими рассуждениями, ни доказательствами. Это интуиция. Конечно, у некоторых исследователей прекрасно развита интуиция, но свои догадки они всегда подкрепляют результатами экспериментов.

История с сыном-девятиклассником доводит мать до отчаяния: «В школе на него жалуются: учится хорошо, но на уроках смешит одноклассников, срывает занятия. Дома он тихий, внимательный. Я его хорошо чувствую – ну не может он так себя вести! Не знаю, кому верить: себе, сыну или учителям? Муж советует написать жалобу в департамент образования, пусть они разберутся. Но что-то меня останавливает от такого шага…»

Интуитивные «чувствую» и «что-то» совершенно правильно не дают женщине сделать неверный шаг, однако ответа на свой вопрос при помощи интуиции она не получает.

Каково научное объяснение этой ситуации? В социальной психологии давно изучена и описана зависимость поведения от присутствия других людей. Американский психолог Норман Триплетт еще в конце XIX века обратил внимание на то, что велосипедисты ехали быстрее, когда вокруг было много людей, и медленнее, когда в парке было безлюдно. Так был открыт эффект, позднее получивший название социальной фасилитации. Именно он стоит за действиями подростка, а подкрепляет его социальный мотив «занять определенный статус в референтной (эталонной, значимой) группе сверстников»: не удается через отметки, попробуем через шутки.

психология и психика

4. Научные знания передаются посредством закрепления в терминах и научной литературе. Возможности передачи житейских знаний весьма ограничены.

Передается ли житейский опыт от старшего поколения к младшему? Как бы нам ни хотелось верить в это, нет. В 30 лет мы сокрушаемся: «Надо было слушать маму», но в 15 твердо уверены, что «ничего она не понимает». Накопление и передача научных знаний возможны благодаря тому, что эти знания формулируются и фиксируются в понятиях, определениях и законах. Основным способом передачи таких знаний становится научная литература.

Вопрос на одном из форумов: «Посоветуйте, что почитать, чтобы лучше разбираться в людях, находить подход к любому».

В ответ посетители форума активно рекомендуют разную литературу: от Евангелия до Кастанеды. Форум занимает несколько страниц, на одной из них пользователь предлагает почитать учебник по психологии. Реакция остальных участников – сугубо негативная: «туман», «сложная терминология, абсолютно бесполезная для обывателя».

С точки зрения науки бурный протест против учебников психологии вызван именно стремлением сохранить свою «Я-концепцию» (по Роберту Бернсу): она запускает механизмы психологической защиты, если новый опыт не вписывается в существующие представления о себе, и помогает личности интерпретировать травмирующий опыт либо отрицать его.

психология и психика

5. Научная психология опирается на обширный фактический материал.

Во всем своем объеме такой материал не доступен ни одному носителю житейской психологии, какую бы насыщенную жизнь он ни вел и с каким количеством людей ни общался.

Молодой специалист впервые в жизни назначен на руководящую должность. Ему предстоит выстроить отношения в команде, утвердив лидерскую позицию, но он не знает, на что опереться.

Непрофессиональный сценарий решения противоречий в рабочем коллективе предполагает ситуативную рекомендацию, такую как: «Если хочешь сделать хорошо, сделай сам» или «Пропиши все в должностных инструкциях».

Психолог, консультируя клиента по проблеме лидерства в организации, будет опираться на теории трансформационного лидерства Джеймса Бернса, типов лидерства Фреда Фидлера, человеческих ресурсов Дугласа Макгрегора и другие. Каждая из них опирается на обширный эмпирический материал.

Не стоит рассматривать научную и житейскую психологию как противоборствующие стороны: они дополняют друг друга. Практика общения и жизненный опыт служат материалом для научного осмысления психических явлений и наоборот. Время отвлеченных идей прошло: сегодня главная задача тех, кто занимается проблемами человеческой психики, не произвести на свет еще одну гениальную идею, а сделать так, чтобы «она работала».

Об авторе

психология и психика

Наталья Курдюкова – руководитель магистерской программы «Лидерство в управлении гражданскими и общественными инициативами» Московского института психоанализа, бизнес-тренер, коуч-консультант.

В чём различие психологии и этологии человека?. ЧАВО

В чём различие психологии и этологии человека?

При всей внешней схожести эти науки принадлежат разным научным царствам. В общем и целом они не антагонизируют, а вполне взаимодополняют друг друга. Можно назвать следующие основные различия между ними:

Этология, являясь разделом биологии, – естественнонаучная дисциплина; психология – гуманитарная, тяготеющая к философии. А это влечёт принципиальное различие парадигм.[1] Например, этология насквозь материалистична; психологии же материализм практически не нужен, впрочем и не слишком мешает.

Психология изучает преимущественно человека, постоянно подчёркивая его исключительность среди других жителей Земли; этология же изучает человека, как равноправного (разве что слегка зазнавшегося) представителя животного мира, широко используя сравнение его поведения с поведением других животных. Можно сказать, что психология больше интересуется тем, что человека от животных отличает, а этология – тем, что роднит.

Этология изучает почти исключительно инстинктивно-обусловленное поведение; психологию же (в том числе – зоопсихологию) больше интересует поведение, возникающее как результат научения, и обусловленное работой более высоких слоёв подсознания и сознания.

Методы работы психолога в очень существенной степени основаны на анамнезе пациента – то есть рассказе о мотивах своего поведения. Конечно психолог не принимает рассказ пациента безоглядно на веру, но активно с ним работает; этолог же анамнез практически не использует. В этом смысле изучение поведения человека этологом мало отличается от изучения поведения животного, с котором просто невозможно поговорить. То есть оцениваются главным образом внешние проявления поведения – в ответ на такие-то и такие-то внешние раздражители человек (или животное) поступил так-то и так-то. А как он сам формулирует причины и мотивы – этологу малоинтересно. Анамнез интересен этологу лишь для анализа противоречий между сознательно продекларированным и фактически реализованным поведением.

Поделитесь на страничке

Житейская и научная психология — Психологос

Фильм «Лекции в МГУ»

Профессор В.В. Петухов о научной и житейской психологии. скачать видео

Фильм «Формула любви»

Житейская психология всегда конкретна и приземлена, в этом ее сила и слабость. скачать видео

Житейский опыт, житейская психология — база для психологии научной. Научная психология опирается на житейский психологический опыт, извлекает из него свои задачи и на последнем этапе житейским опытом проверяется.

Основное различие житейской и научной психологии — в качестве и характере знания. Житейские знания и опыт обычно более конкретны, носят интуитивный характер и чаще невысокого культурного уровня: основаны на стихийных наблюдениях, случайных размышлениях, часто негативны и безответственны, сильно подвержены моде, настроениям, страхам и слухам, во многом иррациональны. Научные психологические знания — продуманы, обобщены, рациональны, обоснованы профессиональным наблюдением и организованным экспериментом.

Конкретность — обобщенность

Житейские психологические знания конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам.

Официанты и водители такси, как правило, хорошие житейские психологи, но, как правило, только в рамках своей профессии.

Дети — профессора психологии, с мамой он один, с отцом — другой, с бабушкой — совсем третий: в каждом конкретном случае ребенок хорошо знает, как надо себя вести, чтобы добиться желаемой цели. Но за рамками своей семьи дети, как правило, наивны и беспомощны. Их знания так далеко не распространяются.

Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Она ставит себе такие задачи и к этим задачам, пусть постепенно, но движется.

Интуитивность — продуманность

Житейские психологические знания носят интуитивный характер. Как правило, они приобретаются путем практических проб и прилаживаний, а такой путь не требует рационального осмысления.

Например, дети приобретают свой опыт в ходе ежедневных и даже ежечасных испытаний, которым они подвергают взрослых. Опыт богатейший, он есть у каждого, но словесно его изложить может мало кто.

Научные психологические знания — продуманы, рациональны, вполне осознанны.

Культурный уровень

Культурный уровень научного знания и научных понятий, как правило, более высок. Житейские психологические знания основаны на стихийных наблюдениях, случайных размышлениях, часто негативны и безответственны, сильно подвержены моде, настроениям, страхам и слухам, во многом иррациональны и нередко ничем не отличаются от суеверий.

Основания, откуда взяли?

Любители желтой прессы редко задаются вопросом, на чем основаны те или иные суждения. Например,

Подобные суждения подаются уверенно и якобы убедительно. Яркость и новизна суждения, близость к привычным точкам зрения чаще оказываются более важными обстоятельствами, нежели подтверждающие или опровергающие суждения факты.

Подвержены ли моде, слухам, страхам и настроениям научные знания? В области точных наук — в малой степени, в области психологии — к сожалению, да. Неофициальный запрет на слово «формирование», сложившийся в психологии в последние десятилетия, едва ли имеет под собой какие-либо объективные, научные основания. Тем не менее и в области психологии научные суждения более обоснованы, чем житейские понятия, и с развитием психологической культуры постепенно все более приближаются к высоким стандартам науки.

Распространенные в психологическом сообществе убеждения, не имеющие серьезной доказательной базы:

Негатив и безответственность — определенность, ответственность

Учитывая, что культурный уровень населения невысок и находится скорее на уровне человека-ребенка, основные черты верований житейской психологии — негативизм и безответственность. Типовые образцы негативных и безответственных верований житейской психологии:

Психологи, работающие в научно-ориентированной традиции, стремятся быть более определенными и ответственными в своих формулировках.

Методы проверки

Житейские знания проверяются личным опытом, научно обоснованы профессиональным наблюдением и организованным экспериментом.

Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется.

Научные знания осознанно систематизируются и аккумулируются.

Научная психология располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких, как возрастная психология, педагогическая психология, пато- и нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология и др. В этих областях, имея дело с различными стадиями и уровнями психического развития животных и человека, с дефектами и болезнями психики, с необычными условиями труда — условиями стресса, информационных перегрузок или, наоборот, монотонии и информационного голода и т. п., — психолог не только расширяет круг своих исследовательских задач, но и сталкивается с новыми неожиданными явлениями. Общая психология развивается через разработку специальных отраслей психологии, и именно это является основным Методом (методом с большой буквы) общей психологии. Житейская психология такого метода лишена.

Позиция научного психолога в отношении житейской психологии

Какова же должна быть позиция научного психолога по отношению к носителям житейской психологии? Развитие науки напоминает движение по сложному лабиринту со многими тупиковыми ходами. Чтобы выбрать правильный путь, нужно иметь, как часто говорят, хорошую интуицию, а она возникает только при тесном контакте с жизнью. Нужно чутко откликаться на запросы, идущие от жизни, и стремиться к тому, чтобы научные разработки входили в жизнь, повышали психологическую культуру людей, формировали более здоровую и позитивную житейскую психологию. Научный психолог должен быть одновременно хорошим житейским психологом, а если быть точнее — психологом практическим.

Психика и психология разница — Психика и психология. Какая разница? — 22 ответа

Психика и психология разница

В разделе Философия, Непознанное на вопрос Психика и психология. Какая разница? заданный автором You by my side лучший ответ это Психика — особая сторона жизнедеятельности животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой; способность активного отражения реальности или совокупность душевных процессов и явлений (восприятие информации, субъективные ощущения, эмоции, память и т. п.) .Психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики. (Наука, изучающая процессы и закономерности психической деятельности.)

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Психика и психология. Какая разница?

Ответ от Phoenix[мастер]звезды и астрономия. какая разница?

Ответ от Пользователь удален[гуру]Психология — наука, изучающая процессы и закономерности. Совокупность психических процессов, обуславливающий какой-нибудь род деятельности. Душевный склад психика.

Ответ от Григорий Спичак[гуру]Ну и каждый раз — разберись, понимаешь ли морфологию других слов. Русских и нерусских.

Ответ от Профессор Де Жа Ву[гуру]Разница такая же, как между желудком и наукой о вкусной и здоровой пище. Не все, что предписывается гастрономией, принимается реальным желудком.

Ответ от Любовь Любимова[гуру]Пси́хика (от греч. — душевный) — особая сторона жизнедеятельности животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой; способность активного отражения реальности или совокупность душевных процессов и явлений (восприятие информации, субъективные ощущения, эмоции, память и т. п.) .Психология-наука об этом всем

Ответ от Алексей[гуру]Прихос душа логос наука ( психология ) наука о душе ( только странно как-то большинство психологов существование души не признают. Психика, понятно, сама душа, то есть по простому характер.

Ответ от Оля Ломакова[гуру]Психика — это устойчивость человека к проблемам, а психология — наука изучающая психику!

Ответ от Lusena[гуру]психология-наука, психика-состояние ( она либо нарушена у людей. либо в норме)

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот еще темы с нужными ответами:

Ответить на вопрос:

Психическое и психологическое здоровье — В чем разница между психический и психологический? Не важно к чему относится, а в общем. — 22 ответа

Психический и психологический разница

В разделе Гуманитарные науки на вопрос В чем разница между психический и психологический? Не важно к чему относится, а в общем. заданный автором Медиокритас лучший ответ это психический от слова психика (психическое здоровье, например, имеется в виду состояние психического состояния) , а психологическое (психика плюс наука) — в принципе, одинаково, только в психиатрии используются медицинское вмешательство, а в психологии — разные немедиц. методы (а вот еще есть психотерапия — между этими двумя понятиями): тренинги, методы коррекции, релаксация, арттерапия, песочная терапия, игротерапия и пр. и пр. вопрос классный, постаралась ответить как учили

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: В чем разница между психический и психологический? Не важно к чему относится, а в общем.

Ответ от Леха полазнов[новичек]Воспользуйтесь тренингом ссылка

Ответ от Іитрамон[гуру]Ответы полная чушьРечь не идёт о психиатрии.А об ПсихикеНельзя сказать к примеру Психологическое состояние ну если речь не идёт о состоянии психолога..Можно сказать Психическое от слова психика то есть состояние а не психология Наука

Ответ от Александр К[активный]Психика — «душа» с какого-то языка. Психология — наука о душе. Соответственно психический — это что-то относящееся к психике (психическое состояние). Психологический — относящееся к науке психологии (психологический метод).

Ответ от Paulo_b[активный]Психический — это медицина психология -наука

Ответ от ЃПР[новичек]психическое возникает спонтанно а психологическое путем логических рассуждений

Ответ от Казмагамбетов Кайыржан[активный]Психический-это медецина.. психология наука.

Ответ от Лариса[гуру]Психический — это ближе к медицине, к организму и подобным расстройствам. Психологический — ближе к душе.

Ответ от ЀЫЖАЯ[гуру]А в общем-большая. В первом случае нарушение психики, во втором просто может быть вегетоневроз. Первая лечится у психиатра, вторая у психотерапевта или психоаналитика. Лучше у психотерапевта.2-ое функциональное нарушение.

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот еще темы с нужными ответами:

Источник: http://madamvong.ru/psiholog/psihologiya-i-psihika-raznica.html

Психология и психика

Психика является предметов изучения психологии. Психика представляет собой продукт деятельности коры человеческого мозга, а конкретнее – его больших полушарий. Психика в психологии — это высшая нервная деятельность. Психика и мозг — это два неразрывных понятия. И в основе современной науки психологии лежат как раз принципы, а также законы этой деятельности (в свое время они были открыты Павловым и Сеченовым, как мы можем помнить из школьных учебников).

Но люди далеко не всегда верно понимали связь между человеческим мозгом и психикой. Психика как предмет психологии изучается только в последнее столетие. В частности, однажды появилось даже течение психофизического параллелизма, связанное с ошибочным представлением о такой связи. Этого течения придерживались многие ученые, представляющие эмпирическую психологию со временем Декарта. Если верить такому неправильному взгляду, то физиологические, а также психологические процессы в человеческом мозгу текут параллельно друг другу и психика зачастую рассматривается в качестве эпифеномена, то есть второстепенного и даже побочного явления, которое параллельно мозговым и физиологическим явлениям.

Еще одно неправильно понимание связи между психикой и мозгом может быть связано с отождествлением психологических и физиологических явлений. Так представители вульгарного материализма в Германии (тот же Фохт или Молешотт) считали, что человеческая мысль – такое же мозговое выделение, как желчь – выделение печени.

Но для корректного понимания взаимосвязи психики с мозгом нужно представлять строение и функции человеческой нервной системы. Нервная клетка, имеющая свои отростки, — это морфологическая единица общей нервной системы и называется нейроном. А общая нервная система может быть поделена на центральные и периферические части.
Центральная часть – это мозг спинной и головной. Периферическая часть – это нервные волокна, расходящиеся по всему человеческому телу. Периферическая часть способствует соединению мозга с органами, ответственными за чувства, а также с исполнительными органами (например, с ткаными и мышцами). Вследствие этого любой живой организм способен реагировать на изменения физиологического и химического плана в окружающей среде.

Традиционно все стимулы, связанные с внешней средой (а это звук, запах, свет и так далее) трансформируются с помощью специальных чувствительных нервных клеток (рецепторов) в нервные импульсы. Импульсы же представляют собой серию изменений электрического и химического плана, происходящих в нервном волокне. Они могут передаваться благодаря чувствительным волокнам непосредственно в область спинного и головного мозга. Уже на месте происходит выработка соответствующих командных импульсов, передающихся с помощью моторных нервных волокон в области исполнительных органов (к тем же железам с мышцами). Такие органы называют эффекторами. Главной функцией нервной системы является интеграция воздействия внешнего плана с адаптированной реакцией человеческого организма.

Не забывайте, что, главным образом, психика является предметов изучения психологии, но многое также берет от физиологии. Общая нервная система центрального типа включает в себя спинной и головной мозг. Мозг представляет собой серое вещество, которое является клеточным скоплением, а также белое вещество, представляющее собой пучки волокон с нервами. Вообще, психика и мозг являются неразрывными понятиями.

Серое вещество спинного мозга располагается в самой глубине мозга и обладает формой, которая напоминает бабочку. Сзади спинного мозга располагаются клетки, которые получают импульсы с периферийных областей и передают их в переднюю часть спинного мозга или же в головной мозг. Передняя часть состоит из двигательных клеток, которые получают импульсы от задней части или центров, располагающихся свыше и передающих эти импульсы в область периферии.

Серое вещество окружено веществом белого цвета и так называемыми столбами – переднего, бокового и заднего типа, которые состоят из нервных пучков. Возбуждение проходит по передним столбам от центра в области периферии, и по задним столбам – от областей периферии прямо к центру. Временами нервный импульс не способен подняться выше, чем спинной мозг, а нервная деятельность осуществляется по спинномозговым рефлексам. Так, если спящему человеку уколоть руку, он обязательно отдернет ее. Что касается хода нервного импульса при этом, то он будет происходить от рецептора до спинного мозга. Мышца связана со спинным мозгом с помощью эфферентных и афферентных нервных волокон. По ним осуществляется сигнал про сокращение или расслабление мышц. Таким образом, осуществляется простейшая обратная связь нервной регуляции с деятельностью организма, функционирует психика и мозг.

По собственному строению нервные отделы человеческого головного мозга похожи на спинной мозг и тоже представляют собой центральный аппарат, делающий сложные и жизненно важные процессы. У животных имеется несколько другое строение с другими взаимосвязями, поэтому психика животных и человека различается.

Источник: http://studopedia.ru/15_30337_spetsifika-chelovecheskoy-psihiki.html

Open Library — открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Психология Мозг и психика

РЕФЛЕКСИЯ

ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОСОЗНАНИЯ

Следует подчеркнуть социальный характер само­сознания. Ребенок, а потом и взрослый человек реагируют на то, как смотрят, как оценивают его окружающие люди. Каждый социальный контакт формирует, корректирует мне­ние человека о себе. Оценки самого себя через тех, с кем при­ходится контактировать дома, на работе, в магазинœе и т.п., делают самооценку многогранной. При этом эта многогран­ность является системой, которая основывается на целост­ности и системности самой личности. Целостность и констант­ность своего «я», когда человек остается самим собой и узнает себя в различных ситуациях, предопределяет независимость личности от среды.

Главная функция самосознания — сделать доступными мотивы и результаты поступков, оценить себя. В случае если же са­мооценка не удовлетворяет человека, то он приходит к идее самосовершенствования либо старается вытеснить эти непри­ятные оценки из своей памяти, из своего сознания.

3. Фрейд считал, что «Я» — это центр сознательной адап­тации к среде, включающий восприятие, интеллект и моторику (Фрейд, 1924).

Самосознание делает возможным возникновение рефлексии. Рефлексия — это одно из проявлений самосозна­ния, это имитация мыслей другого, что позволяет предвидеть поведение другого человека. Это именно то, что выражается фразой «Поставь себя на его место». Заметьте разницу меж­ду детской ролевой игрой и рефлексией. В игре — имитация поведения, а при рефлексии — имитация мыслей.

(5) Физиологические основы психики человека (мозг и психика, мозг и сознание).

Материальным субстратом протекания психических процес­сов, является нервная система. Здесь следует заметить, что на формирование психических образов оказывают влияние многие факторы — организм целиком, физическая среда, социальные условия. При этом собственно психические образы являются следствием деятельности нервной системы, идеальным порождением материального субстрата͵ оказывающим обратное влияние на нервную систему, а посредством ее и на организм. В свою очередь, вступая во взаимодействие со средой, организм изменяет и ее.

Особую роль в построении психических образов играет головной мозг, кото­рый представляет собой скопление тел нервных клеток, соединœенных между со­бой особыми отростками — аксонами и дендритами. Наиболее важной особен­ностью нервных клеток является их способность проводить нервные импульсы, в которых кодируется информация, поступающая из организма и внешней сре­ды, а также способность сохранять следы этих воздействий.

Идея о связи психических явлений с деятельностью головного мозга вы­сказывалась очень давно, еще в античные времена. Так, Алкмеон из Кротоны (VI в. до н. э.) в результате наблюдений и хирургических операций пришел к вы­воду, что мозг есть орган души. Он обнаружил, что из мозговых полушарий «идут к глазным впадинам две узкие дорожки». Он утверждал, что мозг достав­ляет нам ощущения слуха, зрения и обоняния, из последних же возникают память и представление (мнение), а из памяти и представлений, достигших непо­колебимой прочности, рождается знание, являющееся таковым в силу этой прочности» (Ярошевский М. Г., 1985).

Не всœегда, однако, душевная жизнь связывалась с деятельностью мозга. В част­ности, живший намного позже Алкмеона великий античный философ Аристо­тель считал, что мозг является аппаратом, охлаждающим и регулирующим жар крови. Гиппократ рассматривал мозг как орган психики, но считал его желœезой. Римский врач Гален (II в. н. э.) связывал разумную, рассудочную деятельность с мозгом, но иные психические явления локализовал в других органах: эмо­ции — в сердце, а вожделœения (в современной терминологии — мотивацию) — в печени.

С накоплением сведений о строении организма и функциях отдельных орга­нов крепло убеждение в том, что именно головной мозг отвечает за психические явления. Постепенно проблема локализации в организме превратилась в про­блему локализации в органе (в средние века психическую жизнь связывали с желудочками мозга), а затем вместе с процессом дифференциации психических явлений — в проблему локализации отдельных психических феноменов в отде­лах мозга. В конце XVIII в. австрийский врач и анатом Ф. Галль, впервые опи­сав серое и белое вещество мозга, также впервые попытался разместить всœе «ум­ственные силы» и качества человека в коре больших полушарий головного моз­га. С этого времени именно кора стала рассматриваться в качестве субстрата психической деятельности. Рассуждения Галля были, однако, слишком прямо­линœейными: составив список из 27 базовых «способностей», он каждую из них связал с определœенным участком коры. Далее он рассуждал: если у человека раз­вита данная способность, то соответственно развит и соответствующий участок коры, который, оказывая давление на находящийся над ним участок черепа, приводит к образованию в данном месте «шишек» и «бугров» способностей. Со­ставив карту способностей человека, Галль получил, как ему казалось, инстру­мент для их диагностики. Учение Галля о локализации «способностей» — фре­нология — приобрело широкую популярность, на десятилетия овладев умами его современников.

Только спустя приблизительно полтораста лет стало отчетливо ясно, в чем заключалась ошибка Галля. Он в качестве единичных способностей рассматри­вал психические образования, в формировании которых принимает участие ог­ромное количество более частных психических функций, которые, в свою оче­редь, формируются при участии еще более простых психических операций. Не­которые из перечисленных им «способностей», к примеру речь, арифметический счет, рассматриваются в настоящее время как высшие психические функции чело­века, осуществление которых возможно при выполнении множества частных операций. Вот эти частные операции локализованы в определœенных участках коры. Οʜᴎ (к примеру, различение фонем) могут входить составной частью в различные целостные психические акты, образуя на время их совершения функциональную систему, соответствующую высшей психической функции более высокого порядка, к примеру письму.

Для того чтобы показать связь между элементарными и высшими психиче­скими функциями, кратко опишем процесс письма, отдельные его функциональные компоненты и их локализацию в коре головного мозга по современным данным.

1. Чтобы написать слово, нужно вначале проговорить его, а для этого — рас­членить его на фонемы (отдельные звуки). Процесс различения фонем лока­лизован в левой височной области коры. Поражение этой зоны приводит к тяжелым расстройствам письма у европейцев, а, скажем, у китайцев — нет, так как иероглиф связан не с отдельной фонемой, а с целым понятием.

2. В процессе написания слова в скрытой форме принимает участие и собственно арти­куляция (проговаривание), управление которой локализовано в нижних от­делах двигательной области коры. При их поражении человек не может пра­вильно сформировать слово (вместо халат — хадат, стол — слот).

3. Далее, чтобы изобразить букву, крайне важно ее себе представить, т.д. «пере­кодировать» фонему в графему, что и осуществляется в затылочных и теменно-затылочных отделах коры, при поражении которых человек не может отыскать нужную букву (оптическая аграфия).

4. Написание слова требует также обеспечения плавности тончайших движе­ний и размещения букв в определœенной последовательности, за что отвеча­ют нижние отделы премоторной зоны.

5. И, наконец, написание слова или буквы редко бывает самоцелью, обычно с их помощью мы записываем свои мысли, в связи с этим письмо — это разновид­ность речи, что в свою очередь означает, что фактором, направляющим пись­мо и сохраняющим свой контроль на протяжении всœего акта письма, являет­ся замысел или намерение. Замысел и контроль любой целœенаправленной деятельности связаны со сложнейшей по своей структуре активностью лоб­ных отделов коры. Одна больная с поражением лобных отделов в своем письме выдающемуся нейрохирургу Н.Н. Бурденко написала: «Дорогой профессор, я хочу вам сказать, что я хочу вам сказать, что я хочу вам ска­зать. » и т.д. на четырех листках писчей бумаги (Лурия А.Р., 1970). Итак, для осуществления какой-то целœенаправленной деятельности, разные отделы мозга, отвечающие за выполнение элементарных психических функций, на время ее выполнения объединяются. После ее осуществления они же могут участвовать в деятельности иных функциональных систем.

Другие выделœенные Ф. Галлем «способности» и вовсœе являются результатом деятельности всœего мозга как целого, к примеру «алчность», «хитрость», «воров­ство», «дружба».

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, мозг представляет собой сложнейшую нейрональную систе­му, в пространстве которой реализуются нервные процессы, протекающие в определœенном режиме и составе, порождающие психические процессы, которые в свою очередь оказывают регулирующее влияние на нервные процессы и дея­тельность всœего организма в целом.

Было бы грубой ошибкой связывать психические процессы только с корой больших полушарий головного мозга. Психика является продуктом деятельно­сти всœей нервной системы. В формировании психических явлений принимают участие и кора, и скопления нервных клеток (так называемые ядра) в толще больших по­лушарий, и более древние образования (тот же гипоталамус), и так называемый ствол головного мозга, располагающийся в черепе, но представляющий собой видоизмененное продолжение спинного мозга, и, наконец, сенсорные (чувству­ющие) органы. Каждый из этих отделов вносит свой вклад в осуществление пси­хической деятельности.

Идея функциональной организации высших психических функций человека делает понятным, что: а) нарушение одних и тех же видов психической деятель­ности может встречаться при различных по локализации повреждениях мозга и б) одно и то же локальное повреждение мозга может привести к поражению це­лого комплекса, казалось бы, очень разнородных функций.

Выдающийся отечественный нейропсихолог (нейропсихология это область психологии, изучающая связи между психическими явлениями и соответствую­щими им участками мозга) А.Р. Лурия выделил три наиболее крупных отдела мозга, которые он назвал блоками, существенно отличающимися друг от друга по своим основным функциям в организации целостного поведения.

Первый блок, включающий в себя те участки, которые наиболее тесно и мор­фологически, и функционально связаны с древними отделами, управляющими состоянием внутренней среды организма, обеспечивает тонус всœех вышелœежа­щих отделов мозга, ᴛ.ᴇ. его активацию. Упрощая, можно сказать, что данный отдел является основным источником, в котором побудительные силы животных и человека черпают энергию для действий. При его повреждениях у человека не возникает нарушений ни зрительного, ни слухового восприятия, он по-прежне­му владеет всœеми полученными ранее знаниями, его движения и речь остаются сохранными. Содержанием базовых нарушений при этом являются именно нарушения психического тонуса: человек проявляет повышенную психическую истощаемость, быстро впадает в сон, внимание колеблется, нарушается органи­зованный ход мыслей, изменяется его эмоциональная жизнь — он становится либо чрезмерно встревоженным, либо крайне безразличным.

Второй блок включает в себя кору больших полушарий, располагающуюся кзади от центральной извилины, ᴛ.ᴇ. теменные, височные и затылочные отделы. Повреждение этих отделов при сохранном тонусе, внимании и сознании прояв­ляется в разнообразных нарушениях ощущений и восприятия, модальность ко­торых зависит от конкретных зон поражения, обладающих высокой специфич­ностью: в теменных отделах — кожная и кинœестетическая чувствительность (больной не может узнать на ощупь предмет, он не чувствует взаимного распо­ложения частей тела, ᴛ.ᴇ. нарушается схема тела, в связи с этим теряется четкость движений); в затылочных отделах — нарушается зрение при сохранении осяза­ния и слуха; в височных долях — страдает слух при сохранном зрении и осяза­нии. Таким образом при поражении этого блока нарушается способность стро­ить полноценный чувственный образ окружающей среды и своего собственного тела.

Третья обширная зона коры занимает у человека треть от общей поверхнос­ти коры и располагается кпереди от центральной извилины. При ее поражении наступают специфические нарушения: при сохранении всœех форм чувствитель­ности, сохранности психического тонуса нарушается способность к организации движений, действий и осуществлению деятельности по определœенной заранее программе. При обширных повреждениях нарушается речь и понятийное мышление, играющие важнейшую роль в формировании этих программ, поведение теряет характер произвольности.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, с определœенными оговорками можно сказать, что выявлен­ные специфические функции названных отделов мозга соответствуют трем вы­делœенным нами в начале основным компонентам психики, составляющим це­лостную психическую деятельность при выполнении отдельного приспособительного акта — активация (побуждение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ переживается в форме мотива), образ и действие.

Помимо перечисленных функциональных различий между отделами мозга можно указать еще на функциональные различия между двумя полушариями. Большие полушария головного мозга — парный орган, однако в отличие от дру­гих парных органов в организме они не обладают характером взаимозаменяемо­сти. Каждое из полушарий выполняет собственные функции в организации пси­хической деятельности. В самой общей форме можно сказать, что в левом полу­шарии осуществляется создание логически непротиворечивой картины мира, которая является результатом дискретных, ᴛ.ᴇ. связанных с использованием знаков (слов), аналитических, в форме последовательных операций, процессов. В правом полушарии происходит одномоментное «схватывание» воспринимае­мых свойств и связей, ᴛ.ᴇ. с известными оговорками — интуитивное постижение окружающего. В левом полушарии происходит процесс категоризации и обоб­щения с использованием знаков, в правом — формирование и опознание высо­коиндивидуализированных образов предметов, явлений и ситуаций. Совмест­ная их работа дает всœестороннюю, логически упорядоченную и в то же время целостную картину мира.

Читайте также

Рефлекторная деятельность мозга. Кора больших полушарий. Строение нервной системы и психика. Взгляды идеалистов и материалистов на природу психики. Тема 1.2. Психика и ее развитие План:1. Взгляды идеалистов и материалистов на природу. [читать подробенее]

Нервная система в функциональном и структурном отношении делится на перифери­ческую и центральную нервную системы. Центральная нерв­ная система — совокупность связанных между собой нейро­нов. Она представлена головным и спинным мозгом. На разрезе головного и спинного. [читать подробенее]

Соотношение физиологического и психологического Сознание и мышление человека, его идеалы и духовные потребности, планы и образы окружающей действительности, какие бы возвышенные чувства у нас ни вызывали, прозаически связаны с функционированием вещественного. [читать подробенее]

Лекция 11. Существует множество определений психики. Некоторые из них приведены ниже. Психика – 1. Общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых в психологии [Немов, с. 564]. Психические явления – это психические познавательные процессы. [читать подробенее]

Основные вопросы, рассматриваемые на лекции Методологические основы психологии. Место психологии в системе наук. Грани взаимодействия психологии и медицины. Общая характеристика основных психологических школ и направлений (обзор) 1. Психика: определение. [читать подробенее]

РЕФЛЕКСИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОСОЗНАНИЯ Следует подчеркнуть социальный характер само­сознания. Ребенок, а потом и взрослый человек реагируют на то, как смотрят, как оценивают его окружающие люди. Каждый социальный контакт формирует, корректирует мне­ние человека о. [читать подробенее]

Тема 2. Понятие психических свойств. Структура личности. Индивид, личность, индивидуальность Тема 1. Введение в психологию Место психологии в системе науки и практики. Житейская и научная психология. Соотношение теоретической и практической психологии. Цели и задачи. [читать подробенее]

Тема 2. Понятие психических свойств. Структура личности. Индивид, личность, индивидуальность Тема 1. Введение в психологию Место психологии в системе науки и практики. Житейская и научная психология. Соотношение теоретической и практической психологии. Цели и задачи. [читать подробенее]

Или Тема 1. Предмет и методы психологии Содержание семинарских занятий (ЧАСТЬ 1)Цель занятия:проанализировать основные этапы исторического развития и современное состояние психологии и ее предмета, раскрыть специфику методов изучения психики. Понятия. [читать подробенее]

Или Тема 1. Предмет и методы психологии Содержание семинарских занятий (ЧАСТЬ 1)Цель занятия:проанализировать основные этапы исторического развития и современное состояние психологии и ее предмета, раскрыть специфику методов изучения психики. Понятия. [читать подробенее]

Источник: http://oplib.ru/random/view/843373

Психология как наука о психике и психических явлениях

Психология как наука о психике и психических явлениях

Психология -этонаука о закономерностях особенностях развития и функционировании психики человека в процессе его жизнедеятельности.Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.В научном употреблении термин «психология» появился впервые в 16 вв. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в 17—19 вв., сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.

Психика – особая форма отражения окружающего мира, свойственная высокоорганизованной материи (человеку и животным).

Психика человека — это субъективный образ объективного мира, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающей его средой и другими людьми.

Психические процессы: познавательные

Психические процессы-этодинамическое отражениедействительности в различных формах психических явлений.психологический процесс -этотечение психологического явления имеющего начало развития и конец.кпозновательным процессам относятся ощущение и восприятие.ощущение -это простейший позновательно психический процесс непосредственное отражение свойств предметов и явлений виды ощущений обоняние вкус осязание зрение слух.ощущениеделится на 3 вида :1-внешние это контактные обонятельные дистантные,2-двигательные это равновесие кинестетические т.е.согласованность движения частей тела,3-это внутренние органические голод жажда и болевые. порог ощущения-это величина раздрожения дающие заметное ощущение.ощущения зависят от состояния нервной системы и индивидуальной особенности человека от характера проффесиональной деятельности. Восприятие-этопсихологический процесс направленный на отражение предметов окружающего мира в совокупности всех их качеств.в отличии от ощущений в кот.отражаются только качества и св-ва предметов в восприятии отражаются предметы в целом.свойства восприятия предметность отнесенность наглядного образования восприятия к определенным предметам внешнего мира.целостностьвосп-тия это сенсарная мысленная достройка совокупности некоторых воспринимаемых элементов объекта до его целостного образа.константностьсв-во воспринимать объекты и видеть их относительно постоянно по величине структурность осмысленность воспр-тия.характер восприятия зависитот общего запаса знаний чел-ка,от его взглядов и убеждений,интересов и склонностей,от потребностей кот. Испытывает в данный момент.отэмоциональногосостояния от всего того что он ожидает и что хочет найти в воспринимаемых вещах.

Основные отрасли психологии.

Педагогическая психология изучает психологические закономерности обучения и воспитания человека.к разделам относятся:психологическое обучение , возростная психология к ней относятся детская психология,психология подростка,психология юнности,психология взрослого чел-ка ,герентопсихология(старость).психология анамального развития(т.е специальная),медицинская психология,сравнительнаяпсихология.социальная ,психология труда.юридическая и т.д.

Переодизация развития личности по Э.Эриксону

Психология как наука о психике и психических явлениях

Психология -этонаука о закономерностях особенностях развития и функционировании психики человека в процессе его жизнедеятельности.Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.В научном употреблении термин «психология» появился впервые в 16 вв. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в 17—19 вв., сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.

Психика – особая форма отражения окружающего мира, свойственная высокоорганизованной материи (человеку и животным).

Психика человека — это субъективный образ объективного мира, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающей его средой и другими людьми.

психология и психика

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

психология и психика

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

психология и психика

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

психология и психика

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Источник: http://cyberpedia.su/16x1a34.html

Психика как предмет исследования психологии

Психология является одной из наук о человеке. Предметом ее изучения является психика (т. е. душа человека), представляющая собой сложнейшее системное образование. Сложность психики обусловлена тем, что она является высшим продуктом биологического и общественного, социального развития человека. Психика (от греч. душевный) – системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Сложность психологических знаний определяется тремя основными факторами:

во-первых, уникальностью каждого отдельно взятого человека. Не случайно К. Г. Юнг говорил, что для него каждый человек – это почти что новая теория. Плюс к этому мы имеем дело с постоянно развивающейся живой психикой. Мы каждое мгновение изменяемся за счет обмена с окружающей средой материей, энергией и информацией, причем изменяемся каждый по-своему, каждый из нас имеет свою уникальную историю жизни;

во-вторых, в каждом человеке неразрывно слиты воедино объективное и субъективное начала. То есть каждый человек является и объектом (как часть реальности окружающего мира) познания себя и других, и субъектом познания – активным преобразователем окружающей его реальности. Поэтому на практике психические факты обнаруживаются объективно, т. е. внешне (в действиях, движениях, жестах и мимике, физиологических реакциях, творчестве и т. д.), и субъективно, т. е. внутренне (в психических процессах восприятия, внимания, воображения, памяти, чувствах и т. д.);

в-третьих, человека нельзя изменить «напрямую» без его желания, а можно изменить, лишь меняя отношение к нему.

Основным критерием познания психики является практика. Только взаимодействуя друг с другом, мы можем познавать психику другого человека. И вот почему древние императоры, чтобы узнать человека, предлагали ему: «Встань и говори, чтобы я тебя видел!» Таким образом они хотели увидеть человека в простейшем акте действия, каковым является произнесение речи.

Системный анализ психики начинается с рассмотрения ее функций, определения их состава и отношений между ними, т. е. с рассмотрения ее функциональной структуры. В отечественной психологии за методологическую основу приняты следующие принципы:

1. Принцип детерминизма, т. е. принцип причинной обусловленности психических явлений, – означает, что они опосредуются естественными и социальными условиями и изменяются с изменением этих условий.

2. Принцип единства сознания и деятельности – означает, что сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют неразрывное единство.

3. Принцип развития – означает, что психика может быть правильно понята и адекватно объяснена, если она рассматривается как результат и процесс развития.

4. Принцип личностного подхода – ориентирует исследователей на знание индивидуально- и социально-психологических особенностей человека, на конкретную личность.

Более подробно следует остановиться на двух основных принципах отечественной психологии – 1) о принципе единства сознания и деятельности и 2) о принципе развития, до сих пор не нашедших отражения в единой схеме функционирования психики. Идея отечественного психолога и философа Сергея Леонидовича Рубинштейна о единстве сознания и деятельности впервые была сформулирована в 1933 г.: «Психические свойства личности и ее поведение, сознание и деятельность человека включаются как звенья, как стороны в единый процесс, в котором причина и следствие непрерывно меняются местами. Таков для нас подлинный смысл положения единства сознания и деятельности» [2].

В дальнейшем эта проблема разрабатывалась в трудах А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, А. В. Запорожца и др. Согласно их исследованиям и выводам, психика и сознание представляют собой побудительную, регулирующую, ориентирующую и контролирующую часть деятельности; сама же деятельность есть единство двух компонентов психического – отражательно-побудительного (внутреннего) и исполнительного (внешнего).

В психологии существуют различные мнения об основных функциях психики – сюда включают отражение, интеграцию и регуляцию (В. А. Ганзен); отражение и объективирование (К. К. Платонов); отражение, ориентирование и управление (Ю. М. Забродин). По три функции называют М. Г. Ярошевский и А. В. Петровский, авторы словаря «Психология», (1990) – отражение, построение мира и саморегуляция и С. Д. Максименко (1999) – отражение, проектирование и опредмечивание.

Как мы знаем, психика способна охватывать все времена. Человек реализует свою активность, обращаясь к прошлому, опираясь на настоящее и предвосхищая будущее. «Для человека, – отмечали Б. Ф. Ломов и Е. Н. Сурков, – наиболее типичным является не только отражение настоящего, не только сохранение прошлого, но и активное овладение перспективой будущего» [3]. А сохранение прошлого – это не что иное, как запоминание. В свою очередь, активное овладение перспективой будущего – это творческое преобразование реальности.

5. Целостную картину функций психики невозможно представить без учета принципа синхронизма, напрямую связанного со временем и введенного в психологию К. Г. Юнгом, который предполагает синхронизацию нашего восприятия с оценкой ситуации и последующей реакцией на нее. А задолго до появления принципа синхронизма К. Юнга об учете времени писал выдающийся русский психолог и физиолог Алексей Алексеевич Ухтомский: «В сущности, ни одного более сложного механизма жизни мы не научимся понимать до совершенной прозрачности, пока не научимся учитывать влияние следов в «истории системы», т. е. пока не примем время как самостоятельный фактор» [4].

Таким образом, суммируя вышесказанное, можно выделить следующие основные функции психики – это:

– восприятие окружающего мира;

– регуляция или проектирование поведения;

– фиксация реальности (запоминание);

– творчество (создание новых форм);

– зона проявления активности поведения и синхронизации внутренних темпо-ритмов (биопсихические часы).

Существуют три основные формы отражения реального мира:

а) физическое, свойственное всему материальному миру (отражение в зеркале, отражение на воде, в камне и т. д.);

б) физиологическое (свойственное всему живому – растениям, животным и человеку);

в) психическое (свойственное только человеку, обладающему способностью к образной речи).

Кроме того, необходимо учесть, что психическое отражение и регуляция могут проявляться как в активной, так и в реактивной формах (В. А. Ганзен), обладают свойствами предвосхищения деятельности и поведения самого человека и окружающих его людей, носят сугубо индивидуальный характер и постоянно находятся в развитии, в динамике. Регулятивная или проектировочная функция психики заключается также в гармонизации воспринимаемой информации с целями деятельности человека.

Каждая наука всегда имеет свой объект и предмет исследования, а также свои задачи. Объектом психологии являются, как правило, те явления и процессы, которые исследует данная наука, предметом психологии – закономерности формирования, развития и проявления психических явлений и механизмов. Представления о предмете психологии иногда весьма расплывчаты. Зачастую психологи просто указывают на психические процессы (ощущения, восприятие, мышление, память, чувства и т. д.) как на предмет своего изучения или психические состояния и свойства. В других случаях говорится о человеке, о личности как предмете психологии. Но и первый, и второй подходы к предмету психологии явно неудовлетворительны, т. к. все вышеназванное изучается не только психологией, но и многими другими науками. Связь психологии с другими науками может быть двусторонней: в одних случаях психология использует достижения других наук для решения своих проблем, а в других – смежные науки используют психологические знания для объяснения или решения своих вопросов. Существует множество различных классификаций наук, начиная с первой, созданной Платоном.

Доктор философских наук, профессор, специалист в области материалистической диалектики и философских вопросов естествознания Бонифатий Михайлович Кедров предложил в свое время простую классификацию различных наук, в которой психологии отведено центральное место как «телу» науки (рис. 1). Уточняя положение психологии в данной схеме, Б. М. Кедров подчеркивал, что психология располагается внутри треугольника ближе к его вершине, т. е. ближе к философским наукам, поскольку, например, мышление является предметом не только психологии, но и диалектики, и логики.

Философия

Естественные науки Гуманитарные науки

Рис. 1. Классификация наук по Б. Кедрову

Без четкого представления о предмете затруднительными становятся экспериментальные исследования. Для успешной практической работы психологов также необходимо понимание предмета психологии. Иначе невозможно понять, что существенно иное делают психологи по сравнению с другими специалистами (медиками, педагогами и т. д.).

Вопрос о предмете важен и для изучения механизмов психических явлений. Одни исследователи ищут эти механизмы в физиологии мозга, другие изучают законы, управляющие отношениями между объектами. Если допустить правильность такой ориентации психологических исследований, то это будет означать, что психические явления не имеют собственно психологических механизмов и что психология ограничена одними «явлениями». Но тогда исчезают предмет психологии и ее притязания на самостоятельную сферу человеческого знания. В силу вышеизложенного представляется крайне важным определить собственно предмет психологии, в связи с этим можно выделить основные направления психологии, которые и определяют собственно предмет исследования.

Источник: http://lektsia.com/6x6a16.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *