Психология, как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики — изучает законы психики

16.01.2019

Как психические процессы, так и психологические черты личности всегда проявляются в деятельности человека. Они могут быть познаны только через свое выражение в этой деятельности.
В предмет психологии обязательно входят так¬же и психологические особенности различных видов человеческой деятельности — труда, учения, творчества в различных областях искусства, игры, спортивной деятельности и т. д.
Современная научная психология рассматривает сознание, психику как свойство высокоорганизованной материи — мозга, как субъективное отражение объективного мира.Психологическая наука пришла к этому единственно правильному взгляду на природу психики не сразу, а в процессе длительного развития.На протяжении всего своего существования психология была ареной ожесточенной борьбы двух мировоззрений — материалистического и идеалистического. Для правильного понимания предмета психологии необходимо познакомиться с основными этапами этой борьбы.

Изучает законы психики

Психология, как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики. Психология изучает психические процессы, психологические черты личности и психологические особенности человеческой деятельности.
Сам термин «Психическое» происходит от греческого слова «псюхе», что значит «душа».
Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества.
Сознание всегда принадлежит тому или другому отдельному человеку — индивидууму. Оно отличается характерными особенностями в зависимости от индивидуальных черт личности этого человека. Таким образом, психология включает в свой предмет не только психические процессы, но и психологические особенности личности человека — направленность личности, темперамент, характер, интересы, способности данного человека.

изучает законы психики
Как психические процессы, так и психологические черты личности всегда проявляются в деятельности человека. Они могут быть познаны только через свое выражение в этой деятельности.
В предмет психологии обязательно входят так¬же и психологические особенности различных видов человеческой деятельности — труда, учения, творчества в различных областях искусства, игры, спортивной деятельности и т. д.
Современная научная психология рассматривает сознание, психику как свойство высокоорганизованной материи — мозга, как субъективное отражение объективного мира.Психологическая наука пришла к этому единственно правильному взгляду на природу психики не сразу, а в процессе длительного развития.На протяжении всего своего существования психология была ареной ожесточенной борьбы двух мировоззрений — материалистического и идеалистического. Для правильного понимания предмета психологии необходимо познакомиться с основными этапами этой борьбы.

изучает законы психики

Поведение человека с нормальной психикой всегда обусловлено воздействия объективного мира. Отражая внешний мир, человек не только познают законы развития природы и общества, но и оказывает на них определенное воздействие , чтобы приспособить окружающий мир к наилучшему удовлетворению своих материальных и духовных потребностей. В реальной деятельности человека его психические проявления (процессы и свойства) не возникают спонтанно и изолировано друг от друга. Они тесно взаимосвязаны между собой в едином акте социально обусловленной сознательной деятельностью личности.

изучает законы психики

В процессе развития и формирования человека как члена общества, как личности многообразные психические проявления, взаимодействующие между собой, постепенно превращаются в устойчивые психические образования, которые человек направляет на разрешение встающих перед ним жизненно важных задач. Следовательно, все психические проявления человека обусловлены его жизнью и деятельностью как общественного существа, как личности. Современная психология рассматривает психику как свойство особой формы организованной материи, как субъективный образ объективного мира, как идеальное отражение реальной действительности в мозгу. Физиологические процессы, проходящие в мозгу человека, являются основой психической деятельности, но они не могут быть отождествлены с нею. Психика всегда имеет определенное содержание, т.е. то, что она отражает в окружающем человека мире. Поэтому психику человека следует рассматривать не только с точки зрения их содержания.
Современная психология представляет собой ряд научных дисциплин, находящихся на разных степенях формирования, связанных с различными областями практики. Как же классифицировать эти многочисленные отрасли психологии? Одна из возможностей классификации содержится в сформулированном выше принципе развития психики в деятельности. Исходя, из этого в качестве основания классификации отраслей психологии может быть избрана психологическая сторона:
1. конкретной деятельности;
2. развития;
3. отношения человека (как субъекта развития и деятельности) к обществу (в котором осуществляется его деятельность и развитие).

Источник: http://liberty-rb.ru/interesnaya_psihologiya/psihologiya_kak_nauka_izuchaet_fakty_zakonomernosti_i_mehanizmy_psihiki.html

Почему психолог должен знать математические методы?

Психология — наука, открывающая и изучающая законы человеческой психики. Теория вероятности, математическая индукция и прогнозирование как важнейшие инструменты познания необходимых, существенных, устойчивых, повторяющихся отношений между явлениями.

РубрикаСоциология и обществознание
ПредметПрогнозирование
Видстатья
Языкрусский
Прислал(а)non-stop.aleksandra
Дата добавления02.12.2010
Размер файла17,2 K

изучает законы психики

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Социологическое исследование: общее понятие, функции, виды. Методы сбора социологической информации, их характеристика. Основные правила работы с документами, которые должен знать социолог. Сущность, содержание, цели и задачи социального эксперимента.

контрольная работа [25,7 K], добавлен 16.01.2015

Животный строй психики. Строй психики биоробота, «зомби». Готическая субкультура. Демонический строй психики. Человечный строй психики. Противоестественный строй психики, значение для государства. Как избавиться от зомбирующих стереотипов поведения?

контрольная работа [34,7 K], добавлен 21.02.2009

Социальная жизнь общества как предмет изучения социологической науки. Теоретическое и эмпирическое уровни познания, их цели и методы. Общие и специфические законы в социологии, способы их проявления. Функции социологии как самостоятельной отрасли знаний.

контрольная работа [23,0 K], добавлен 22.12.2013

Становление функционального подхода в теории и практике социальной работы. Теория о взаимодействии с клиентом. Психология изменения в социальной индивидуальной работе. Подходы к личности клиента. Выстраивание отношений между клиентом и агентством.

презентация [5,6 M], добавлен 29.11.2015

Социальное прогнозирование как метод научного познания. Понятие и сущность методологии социального прогнозирования. Основные способы получения прогнозной информации. Основные преимущества коллективных экспертных оценок. Метод прогнозной экстраполяции.

курсовая работа [316,7 K], добавлен 08.06.2016

Исследование понятия эксперимента, метода, обеспечивающего эмпирические данные для проверки гипотез о наличии причинной связи между явлениями. Анализ экспериментов по определению зависимости между физическими условиями работы и производительностью труда.

курсовая работа [45,8 K], добавлен 01.10.2011

Демография – наука о типах, способах и природе воспроизводства населения и факторах, обуславливающих и влияющих на этот процесс. Как наука демография изучает закономерности и факторы, определяющие или существенно влияющие на явления человеческой жизни.

реферат [36,6 K], добавлен 20.11.2010

Социальная работа как наука, изучающая процессы и явления, которые имеют непосредственное отношение к жизнедеятельности личности, конкретной социальной группы или общины. Взаимосвязи социальной работы с психологией и другими гуманитарными дисциплинами.

реферат [20,0 K], добавлен 29.03.2012

Изучение понятия собственности, эволюции прав собственников и производственных отношений, проблем эффективности экономики и управления обществом. Анализ связи политических и хозяйственных задач, классификация ошибок в управлении экономикой в России.

учебное пособие [240,7 K], добавлен 21.12.2010

Наука в культуре техногенной цивилизации. Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. Традиционные и техногенные цивилизации. Специфика научного познания. Главные отличительные признаки науки.

курсовая работа [123,6 K], добавлен 24.11.2008

Источник: http://knowledge.allbest.ru/sociology/3c0a65625b3ac78b4d53b89421306c27.html

Психология это наука, изучающая феномены и объективные закономерности психики человека

Дата01.02.2019
Размер29.62 Kb.
Название файлаПсихология.docx
ТипЗакон
Психология – это наука, изучающая феномены и объективные закономерности психики человека.

Психология – сложная отрасль знаний, исследующая многогранные явления и процессы. Психология изучает познавательные процессы, с помощью которых человек познает окружающий мир: ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. Психология изучает волю, чувства человека, различные свойства личности, такие как темперамент, характер, способности, потребности. Психология изучает такие особенности деятельности человека, как навыки, привычки, трудовую и творческую деятельность.

Предметом психологии являются психические процессы, свойства, состояния человека и закономерности его поведения. Существенным моментом при этом оказывается рассмотрение порождения сознания, его функционирования, развития и связи с поведением и деятельностью.

При этом психология ставит перед собой следующие взаимно связанные задачи:

1. Изучение качественных (структурных) особенностей психических процессов, как отражений объективной действительности. «Психология, как изучение отражения действительности, как субъективный мир, известным образом заключающийся в общие формулы,— это, конечно, необходимая вещь. Благодаря психологии я могу себе представить сложность данного субъективного состояния» (И. П. Павлов).

2. Анализ становления и развития психических явлений в связи с обусловленностью психики объективными условиями жизни и деятельности человека.

3. Изучение физиологических механизмов, лежащих в основе психических процессов, поскольку без знания механизмов высшей нервной деятельности нельзя ни правильно понять существо психических процессов, ни овладеть практическими средствами их формирования и развития.

Отрасли психологии:

— Общая психология – изучает общие законы и механизмы функционирования психики.

— Дифференциальная психология – раздел научной психологии, изучающий психологические различия между индивидами и группами, а также психологические принципы и следствия этих различий.

— Возрастная психология – изучает возрастные закономерности и механизмы психического развития, психологические особенности каждого возрастного этапа.

— Педагогическая психология – изучает психологические закономерности обучения и воспитания человека.

— Социальная психология – раздел психологической науки, изучающий психологические закономерности и особенности поведения, взаимодействия и общения людей, обусловленные их включенностью в различные социальные группы.

— Психология личности – изучает психические особенности человека как носителя сознания и самосознания, субъекта деятельности и межличностных отношений, а также как индивидуальности, стремящейся к самореализации и саморазвитию.

— Психология труда изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда и имеет ряд разделов: инженерная психология, авиационная психология, космическая психология

— Медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного.

— Юридическая психология рассматривает психологические вопросы, связанные с реализацией системы права.

— Военная психология исследует поведение человека в условиях боевых действий, психологические стороны взаимоотношений начальников и подчиненных, методы психологической пропаганды и т.д.

Первое появление в науке предположения о том, что психические явления как-то связаны с работой мозга, связано с именем древнегреческого философа Алкмеона Кротонского (IV в. до н.э.). Многие другие античные ученые, например Гиппократ, поддержали эту идею. В дальнейшем происходило постепенное накопление данных, подтверждающих, что психика и мозг тесно связаны. Другими словами, то, что психическое (душа человеко) «гнездится» в головном мозге.

Психика – свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений окружающего реального мира.

Источник: http://refnew.ru/psihologiya-eto-nauka-izuchayushaya-fenomeni-i-obektivnie-zako.html

Open Library — открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

  • Астрономия
  • Биология
  • Биотехнологии
  • География
  • Государство
  • История
  • Лингвистика
  • Литература
  • Менеджмент
  • Механика
  • Образование
  • Охрана труда
  • Педагогика
  • Политика
  • Право
  • Психология
  • Социология
  • Физика
  • Химия
  • Экология
  • Электроника
  • Электротехника
  • Энергетика
  • Юриспруденция
  • Этика и деловое общение

Психология Общее понятие о психике и психологии.

Задачи и значение психологии.

Структура современной психологии.

Краткая история развития психологии.

Общее понятие о психике и психологии.

Тема 1.1. Предмет, задачи,значение науки психологии.

План:

Любой психически здоровый человек способен воспринимать и познавать окружающий мир, различные предметы и явления.

— Мы слышим различные звуки: шорох травы, пение птиц, гул самолета͵ транспорта.

— Мы видим различные предметы, явления, людей и животных, различаем форму, цвет, высоту.

— Мы ощущаем ароматы и запахи (к примеру, запах бензина и аромат духов).

— Мы мыслим над прочитанной книгой, над фильмом, обдумываем действия, принимаем решения.

— Наш мозг способен запомнить, вспомнить, припомнить.

— Мы способны представить то, чего никогда не воспринимали (к примеру, тропический лес, мамонтов) и представить то, чего не существует на свете (к примеру, события фантастических книг, фильмов, сказок).

Человек не только познает окружающий мир, но и имеет свое отношение к предметам и явлениям. Что-то его радует, доставляет удовольствие, к чему-то он равнодушен, чем-то огорчен.

Каждый человек по-своему своеобразен и имеет свои особенности: одни занимаются танцами, другие музыкой, спортом, книгами.

Все эти разнообразные психические явления, проявления темперамента͵ характера, чувств и воли составляют в своей совокупности психику. А наука, изучающая психические явления, принято называть психологией.

Психология — ϶ᴛᴏ наука о психике и закономерностях ее проявления и развития.

Название это произошло от слияния двух древнегреческих слов – «псюхе» — душа и «логос» — учение, слово, и означает «наука о душе».

Предметом психологии является изучение психики животных и человека.

Психика – способность мозга получать информацию об окружающей действительности, создавать образ объективного мира и регулировать на этой основе собственное поведение и деятельность.

Психика в себя включает, а, следовательно, психология изучает психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.

Психические процессы -отдельные формы или виды психической деятельности. Психические процессы описывают три основные стороны душевной жизни человека: познание, чувство и волю. Соответственно в психических процессах выделяют познавательные процессы — чувство, память, восприятие, мышление, воображение, речь, и эмоционально-волевые к ним относят чувства, эмоции и волю.

Познавательными психические процессы называют потому, что с их помощью человек познает окружающий мир и самого себя.

Ощущение – процесс, который связан с выделœением каких-то отдельных свойств предметов (цвет, форма, запах, вкус).

Восприятие — ϶ᴛᴏ процесс восприятия предметов в совокупности их свойств.

Память — ϶ᴛᴏ процесс, который дает нам право и возможность запомнить всœе, что мы когда-то делали, видели, чувствовали и в какой-то момент вспомнить и воспроизвести.

С помощью мышления человек познает общие законы, устанавливает взаимоотношения между предметами и явлениями окружающего мира.

Воображение дает возможность представить себе то, что человек раньше не видел, не слышал, не делал, и не чувствовал.

Речь позволяет передавать знания, информацию от одного поколения к другому, позволяет воздействовать друг на друга, вызывать чувства, призывать к действиям.

Особое место среди познавательных процессов занимает внимание, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ присутствует во всœех процессах и позволяет сосредоточиться на чем-либо. Оно лежит в основе всœех познавательных психических процессов.

К эмоциональным процессам относятся чувства и эмоции. Οʜᴎ отражают переживания человеком своего отношения к явлениям окружающего мира, событиям своей внутренней жизни, устанавливают личностную значимость того или иного события.

К волевым психическим процессам относится воля. Воля обеспечивает сознательную регуляцию повелœения, возможность действовать по сознательно поставленной цели, принятому намерению.

Психические свойства -наиболее существенные и устойчивые психические особенности, отличающие человека или группу людей от других. К психическим свойствам относятся особенности человека – темперамент, характер, способности и направленность личности, выражающаяся в потребностях, мотивации, интересах, желаниях, убеждениях…

Темперамент — ϶ᴛᴏ индивидуальное сочетание существенных свойств личности, определяющих динамику психической деятельности человека.

Характер— ϶ᴛᴏ сочетание существенных свойств личности, проявляющихся в поведении.

Способности – индивидуальные особенности человека, проявляющиеся в деятельности.

Интерес– проявляется в направленности личности на тот или иной предмет.

Мотивация – процесс внутреннего психического управления поведением.

Психические состоянияэто особая характеристика психической деятельности человека за некоторый периодвремени. Психические состояния вызываются внешней ситуацией, самочувствием человека, его индивидуальными особенностями и влияют на поведение человека в течение этого периода. К ним относятся: бодрость, утомление, апатия, рассеянностью, аффект, переживание, фрустрация, эйфория, адаптация, агрессивность, радость и др.

Агрессивность – повелœение человека, проявляющееся в стремлении причинить другому человеку неприятность, нанести вред.

Адаптация – приспособление, привыкание к новой сфере.

Утомление плохое настроение, усталость.

Фрустрация – эмоциональное тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающейся чувством безысходности, крушения надежд в достижении желаемой цели.

Эйфория состояние чрезмерной веселости, не вызванное какими-либо объективными обстоятельствами.

Рассеянность — ϶ᴛᴏ состояние забывчивости, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ оказывает влияние на человека.

Самоактуализация– стремление к личному самосовершенствованию.

Психические состояния, психические процессы и психические свойства не существуют отдельно друг от друга, они взаимодействуют друг с другом.

Психика человека проявляется, формируется и развивается в деятельности. Судить о психических процессах и о психических свойствах человека можно, только наблюдая и изучая его деятельность. По этой причине психология изучает также различные виды деятельности человека (игровую, учебную, трудовую, продуктивные).

Проявление психики свойственны только животным и человеку. Психика человека качественно отличается от психики животного. Психика животного гораздо проще и более элементарна, чем психика человека. Только человеку присуща высшая форма психической жизни – сознание. По этой причине психология занимается вопросами сознания.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, психология — ϶ᴛᴏ наука, изучающая психические свойства, процессы и состояния, закономерности из развития и проявления.

2. Краткая история развития психологии.

Психология – наука с одной стороны очень старая, а с другой — очень молодая. С одной стороны ее возраст насчитывает 2400 лет. Первое систематическое изложение психических явлений было предложено древнегреческим ученым Аристотелœемв его трактате «О душе».

Аристотель считается основоположником психологии.

С другой стороны – научно-экспериментальные исследования психических явлений и закономерностей начались с середины XIX века, а подлинно научная психология стала складываться позже – на рубеже XIX-XX веков.

В истории развития психологии как науки можно выделить 4 периода.

I период: Психология — сфера научных знаний о душе. Этот период длился от IV века до нашей эры до XVI века нашей эры.

Началась наука психология с трактата Аристотеля «О душе», в связи с этим в переводе с древнегреческого психология означает «наука о душе». Ученые в данный период занимались изучением душевных или психических явлений, которые каждый человек может обнаружить в своем сознании путем самонаблюдения. Основным методом изучения психики была интроспекция, ᴛ.ᴇ. самонаблюдение.

В данный период большой вклад в развитие науки внесли Сократ, Платон, Гераклит, Демокрит.

II период: Психология — сфера научных знаний о сознании. Он длился от XVI века до начала XIX века нашей эры.

Это время открытий в области физиологии и анатомии. Открытия в области физиологии и анатомии являлись новой отправной точкой в развитии психологии, они внесли новый импульс в развитие науки. Это новая эпоха в развитии психологических данных.

Декарт открыл рефлекс. Чешский ученый И. Прохазка – рефлекторную дугу. Немецкий ученый Э.Вебер исследовал работу органов чувств. Ч. Дарвин и русские ученые И.П. Павлови И.Н. Сеченов исследовали работу нервной системы и головного мозга.

Эти открытия в области физиологии позволили прийти к мысли, что психика определяется работой нервной системы и коры головного мозга, ᴛ.ᴇ. в основе психики лежит деятельность нервной системы и головного мозга.

III период: Психология — сфера научных знаний о поведении. Начало XIX века до середины ХХ века.

Это этап экспериментальной и дифференциальной психологии. На этом этапе складывается подлинно научная психология – появляются первые лаборатории, специальное оборудование, приборы для изучения психики. Появляются новые методы исследования, к примеру, лабораторный эксперимент. Одна из первых лабораторий появилась в Лейпциге в Германии, ее основатель немецкий ученый В.Вундт. Появляется новый метод исследования – естественный эксперимент, его автор русский ученый А.Ф.Лазурский. Появляются новые методы: тестирование, анкетирование. Разрабатываются новые методики.

Огромное количество ученых и в России и за рубежом разрабатывают науку психологию. К примеру, Г.Айзенк – создает «Тест по определœению темперамента». Р.Кеттел – «16- факторный опросник по изучению личности». Психоаналитик З.Фрейд занимается вопросами бессознательного. Огромный вклад внесли русские ученые Д.М. Теплов С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский,А.В. Петровский.

IV период: Современный этап развития психологии. Ученые занимаются изучением фактов, закономерностей, механизмов психики. Создаются новые отрасли психологии: генетическая, парапсихология, психодиагностика. Представителями этого этапа являются: И.ВДубровина, П.Я.Ярошевский, Е.ЕКравцова, Н.И. Гуткина.

3. Структура современной психологии.

Сегодня психология представляет сложную структуру разных ее отраслей. Образно психологию можно представить в виде дерева, где ствол составляет общая психология, а ветви, отходящие от нее – отрасли психологии. Отраслей очень много.

Общая психология изучает историю данной науки, методы и теории исследования человека. Изучает общие закономерности познавательной и практической деятельности взрослого человека.

Психодиагностика ставит и решает проблемы психологической оценки уровня развития взрослого и ребенка.

Парапсихология изучает необычные явления психики: ясновидение, летаргический сон, телœепатию, экстросœенсорику.

Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения.

Предметом изучения экопсихологии является экологическое сознание. Одной из задач является изучение влияния внешней среды на психическое состояние человека.

Возрастная психология исследует особенности развития психики на различных возрастных этапах. Здесь выделяются разделы:

1. Детская психология – от рождения до 10 лет.

2. Психология подростка – от 10 лет до 14-15 лет.

3. Психология юности – от 14-15 до 17-18 лет.

4. Психология взрослого – от 7-18 лет до 60 (по этапам).

5. Геронтопсихология – от 60 лет до 90 лет.

6. Психология долгожителя – свыше 90 лет.

Педагогическая психология занимается психологическими закономерностями воспитания и обучения молодого поколения.

Предметом изучения социальной психологии является психология группы и коллективов, взаимоотношения людей в них.

Патопсихология изучает болезненные расстройства психики. Ее разделы:

1. Олигофренопсихология – врожденные дефекты мозга.

2. Сурдопсихология – дефект слуха.

3. Тифлопсихология – дефект зрения.

Медицинская психология изучает деятельность врача и поведение больного.

Зоопсихология изучает психику и поведение животных.

Психология труда рассматривает психологические особенности различных видов трудовой деятельности.

Космическая психология изучает психику в условиях невесомости.

Военная психология изучает психические особенности человека в условиях боя, военной обстановки; психическую деятельность военнослужащих.

Психология спорта исследует законы выработки спортивных навыков; деятельность и личность спортсмена.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, современная психология представляет сложную систему различных ее отраслей.

Читайте также

Задачи и значение психологии. Структура современной психологии. Краткая история развития психологии. Общее понятие о психике и психологии. Тема 1.1. Предмет, задачи,значение науки психологии. План:Любой психически здоровый человек способен. [читать подробенее]

Источник: http://oplib.ru/random/view/833878

Ю.В. Щербатых выделяет второй взгляд на предмет психологии: «Факты психической жизни, психологические законы и механизмы психической деятельности.

изучает законы психики

Факты психической жизни— скорость сенсомоторной реакции, некоторые процессы ощущения и восприятия действительности (оптические иллюзии), факты психологической защиты устоявшихся убеждений, эмоциональные реакции, возникающие при поступлении новой информации.

Примером психического законаявляется закон Вебера – Фехнера, касающийся относительных порогов ощущений: «интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражения».

Другой пример: закон изменения скорости развития двигательного навыка. Скорость работы на клавиатуре: сначала результат растет очень быстро, а затем замедляется.

Механизмы психических явлений наиболее трудно выявлять и исследовать. К настоящему времени они изучены мало, однако прогресс психологии связан именно с этим направлением. Примером может является возникновение чувства удовольствия при повышении электрической активности определенных центров гипоталамуса в промежуточном мозге.»

Задача и объект психологии

Главной задачей психологии является исследова­ние психических явлений. Характеризуя задачу психологии, С. Л. Рубинштейн пишет: «Психологическое познание — это опосредованное познание психическо­го через раскрытие его существенных, объективных связей».

Частными задачами психологии являются:

— изучение механизмов психических явлений;

— анализ закономерностей развития психических явлений в процессе онтогенеза, социального взаимодействия людей и трудовой деятельности;

— содействие внедрению знаний психологической науки в практику жизни и деятельности людей.

Объектом изучения в психологии выступает человек (группа людей), а также животные, обладающие психикой, – как носители психики.

«Считается, что объектомнауки являются носители тех явлений и процессов, которые данная наука исследует. В нашем случае это человек. Однако, согласно этическим нормам отечественной методологии человек не может быть объектом, так как является субъектом познания. Чтобы выйти из этого терминологического противоречия, можно обозначить объект общей психологии как психику во всем многообразии ее проявления в процессе взаимодействия организма и окружающего мира».[4]

Психология, как и любая др. наука, имеет свои методы. Методы научных исслед. – это приемы и средства, с помощью которых получают сведения, необходимые для вынесения практических рекомендаций и построения научных теорий. Развитие любой науки зависит от того, насколько используемые ею методы совершенны, надежны и валидны.

Надежность метода – это характеристика метода, показывающая устойчивость, постоянство результатов, получаемых с его помощью.

Валидность метода – важнейший критерий доброкачественности метода, характеризующий точность измерения исследуемого свойства; оценка адекватности метода исследуемой проблеме.

Все методы, используемые в настоящее время в психологии, могут быть разделены на две группы: объективные — эксперимент и тесты; субъективные — наблюдение, опрос и тесты (тест-опросник и тест-задание).

(с) Маклаков А. Г. Общая психология: ответы на экзаменационные билеты: Санкт-петербург; 2012

Проблемы

«Фундаментальные проблемы психологии затрагивают самые основы психологии и, несмотря на неоднократные попытки их решения, так и остались нерешенными, в силу чего и получили название фундаментальных.

Сейчас мало кто осмеливается взяться за их решение. По мнению В. М. Аллахвердова, это объясняется тем, что просто «никто не знает, как их решать»[5]

Неудачи в попытках решения фундаментальных проблем психологии обусловливаются, на наш взгляд, недостатками в формулировках их исходных теоретических положений, среди которых можно выделить:

– логическую несостоятельность (противоречивость);

Фундаментальные проблемы психологии касаются определения сущности психики и сознания, соотношения психических и физиологических процессов».[6]

Окончательного ответа на вопросы типа «что такое душа?» или «что такое психика?» не существует, хотя различные направления психологической науки иногда дают определения. Более продуктивным путем является, по-видимому, рассмотрение того, как менялись представления о душе (психике), т. е. как менялся предмет психологии; тем самым может быть обозначен спектр возможных подходов, в которых реализовались попытки развивать психологию и как естественно-научную, и как гуманитарную дисциплину.

В разных школах в качестве основного предмета изучения выступали: закономерности взаимоотношений бессознательного и сознания (психоанализ); поведения (бихевиоризм); формирования и функционирования целостных психических структур (гештальтпсихология и связанные с ней направления); деятельности (деятельностный подход), установки (теория установки), самоактуализации (гуманистическая психология), особых состояний сознания (трансперсональная психология).

Представление о душе только как о внутреннем мире субъекта оказывается недостаточным; в ряде подходов психическое как бы выносится и во внешний план, план взаимодействия субъекта с миром (в том числе с другими людьми), за пределы индивидуальности. Поэтому «психика» понимается сейчас содержательно иначе, чем «душа» в традиционном смысле; определение же психологии как науки о душе обычно сопровождается существенными оговорками.

Почти в каждой из психологических школ оказался затронут ряд проблем, большинство из которых остается актуальными до настоящего времени и определяет главные линии психологических поисков – как теоретических, так и практических. Вот наиболее важные из них:

Что такое психика? Как соотносятся понятия «психика» и «психический процесс»? Как соотносятся психические и физиологические процессы? Что такое «сознание» и каков механизм его возникновения в фило- и онтогенезе? Какие психологические понятия и на каком основании должны быть включены в состав категориальной системы психологии? В каком соотношении оказываются врожденное и приобретенное? Биологическое и социальное? Индивидуальное и социальное? Обучение и развитие? Как связаны человек и мир? Каковы основные психологические уровни и формы познания? Как соотносятся сознательное и бессознательное? Что такое личность? Как строятся взаимоотношения личности и общества? Что такое нормальное и аномальное в психическом? Каковы механизмы появления и развития психических отклонений? На каких принципах, какими методами возможно строить психологическую помощь?

изучает законы психики

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

изучает законы психики

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

изучает законы психики

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Источник: http://cyberpedia.su/4x2e89.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2017-2021 © Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статьи

Контакты