Суеверие в исламе — суеверие в исламе

01.02.2019

В доисламский период арабы считали месяц сафар несчастливым и из-за этого отказывались от совершения тех дел, которые без страха совершали в другие месяцы. Но с приходом Ислама это заблуждение исчезло, поскольку наш Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Нет суеверий, связанных с больными, и нет суеверий, связанных с совой, и нет суеверий, связанных с сафаром (путешествие)».

Суеверие. Во всем виноваты черные кошки и совы?

В Исламе нет суеверий.

суеверие в исламеМногие заблуждаются, считая, что некоторые люди, животные, местность, месяцы и дни могут быть злосчастными, видя в этом «злое предзнаменование» и «плохой знак». И если их постигает неудача, несчастье, они связывают это с каким-то днём или месяцем, или с чем-то ещё, забывая при этом о предопределении Аллаха и о своих грехах, которые и являются истинными причинами всех бедствий и болезней!

Наш Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям) предостерегал нас от подобного рода суждений, называя это «тиярат», так как это разновидность ширка. Аллах повествует в Коране о неверных народах, которые видели в пророках и в верующих злые предзнаменования. В Коране есть аят со следующим смыслом — Аллах говорит о народе Фараона: «Если коснётся их беда, то они видят причиной этого Мусу и тех, кто с ним».

Также в другом аяте передаётся такой смысл: народ племени самуд считал их пророка Салиха (аляйхи салям) зловещим знаком, и в Коране так говорится о них: «Они сказали: «Мы видим в тебе и в тех, кто с тобой, предзнаменование дурное».

И язычники Мекки видели в Мухаммаде (салляллаху аляйхи васаллям) дурное предзнаменование. Как говорит об этом Всевышний (смысл аята): «А если их коснётся несчастье, они говорят: «Это из-за тебя!»». Но так как всё это было предопределено Аллахом, а несчастья они заслужили своим греховным поведением, то в следующем аяте Корана (передаётся смысл) Аллах им отвечает: «Скажи: всё от Аллаха, что же с этим народом, они не способны понять. То, что коснулось тебя хорошего — от Аллаха, а то, что коснулось тебя плохого — от тебя самого».

В доисламский период арабы считали месяц сафар несчастливым и из-за этого отказывались от совершения тех дел, которые без страха совершали в другие месяцы. Но с приходом Ислама это заблуждение исчезло, поскольку наш Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Нет суеверий, связанных с больными, и нет суеверий, связанных с совой, и нет суеверий, связанных с сафаром (путешествие)».

Слова Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) «и нет совы» означают, что в период джахилийи (невежества до Ислама — примечание редакции) люди считали, что если сова сядет на чей-то дом, то их обязательно постигнет несчастье. Люди говорили: «Сова сообщила мне (или кому-то из его семьи) о смерти». И рассказывающий подобное был убеждён, что он сам или кто-то из его семьи скоро умрёт. Арабы также считали, что и месяц сафар приносит несчастья и беды. Но и это было опровергнуто Посланником Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям). Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) пояснил, что все месяцы, в том числе и сафар, являются благодатным временем для совершения добрых дел. Однако, эти и подобные им, суеверия существуют и по сей день. К примеру: человек идёт навстречу вам с пустыми вёдрами… дорогу перебежала чёрная кошка… возвращение домой за чем-то забытым… и другие случаи, толкуемые как приметы.

Некоторые считают, что в месяц сафар нельзя жениться. Арабы считали таким месяцем шавваль, но Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) также опроверг это, женившись на Айше и Умму Салиме именно в месяце шавваль.

Что касается суеверий, которые связаны с днями и месяцами, об этом можно сказать следующее. Время, которое человек проводит в грехах и неподчинении Аллаху, обернётся для него временем, приносящим беды и несчастья. Вспомните хадис Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), в котором говорилось, что место, где не выплачивается закят, будет лишено дождя, а в месте, где распространено прелюбодеяние (зина), появятся такие болезни, которых не было раньше. И если мусульманин окажется в том месте, где распространено совершение больших грехов, то нет гарантии, что и его не постигнет бедствие, посланное Всевышним. Желательно как можно скорее покинуть это место, ибо туда может в любой момент обрушиться гнев Аллаха. Так, Пророк (салляллаху аляйхи васаллям), проходя с асхабами мимо местности, где когда-то жили самудяне, наказанные Аллахом каменным дождём, поторопил асхабов, чтобы они там не задерживались.

Человек, совершающий запретное, и тот, кто предостерегает от плохого и наставляет на совершение благого, и равнодушный человек — подобны трём пассажирам одной лодки, каждый из которых занял своё место. Первый стал дырявить дно лодки в месте, которое он занял, второй стал его останавливать и запрещать ему делать это, а третий сказал: «Оставь его, какое тебе до него дело, пусть делает, что пожелает!». Последнему невдомёк, что если позволить и дальше дырявить дно лодки, она пойдёт ко дну и погибнут все трое. И как глупо и смешно будет выглядеть равнодушный человек, говорящий: «Это случилось из-за того, что мы вышли в путь в среду, или что это произошло из-за этого месяца, или из-за чёрной кошки, появившейся на пути. Тогда как на самом деле, их могло погубить лишь равнодушие одного из них! Так же и мы, живя в каком-то городе, подобны пассажирам одного корабля: и среди нас есть те, кто медленно дырявит его дно… и те, кто равнодушно наблюдает за такой картиной… и те кто, пытается противостоять этому. Но если гнев Аллаха обрушится на нас, этот корабль начнёт тонуть и нас уже не спасёт наше хорошее поведение — а приметы и суеверия тут будут совсем ни при чём!

Хорошее и плохое, беды и несчастья происходят по предопределению Аллаха и, как сказано в Коране: «Скажи: «Всё от Аллаха».

Что же может предупредить беды, несчастья и болезни? Совершение благих поступков, которые стирают предыдущие, греховные; искреннее покаяние; повеление совершать благое и предостережение от совершения худого; борьба с несправедливостью: если это возможно совершить рукой, то рукой, если словом, то словом, а если и это невозможно, то необходимо хотя бы быть недовольными несправедливостью в сердце. Суеверия появились на почве невежества и отсутствия знаний, вот почему Аллах так высоко ценит знающих людей, вот почему поиск знаний поощряется, даже если для этого придётся идти в Китай. Поэтому учёные люди Ислама подобны пророкам из сынов Исраиля. Все мы обязаны искать знания, поскольку Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) говорил, что стремиться к знаниям обязан каждый мусульманин и мусульманка. И ещё он говорил: «Знающие занимают такое же положение по отношению к незнающим, как я по отношению к самому низкому из вас». Да поможет нам Всевышний избавиться ото всех ложных суеверий и дурных примет!

А избавление возможно, если мы будем истинно бояться только одного Аллаха — станем надеяться только на Него и строить нашу жизнь согласно предписаниям Корана и Сунны, переживая за каждого брата и сестру, как за себя. Как об этом сказал Пророк (салляллаху аляйхи васаллям): «Не уверует истинно из вас ни один до тех пор, пока не будет желать для брата своего того же, чего желает для себя».

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник: http://islamdag.ru/verouchenie/22635

Суеверие в исламе

суеверие в исламе

Как перестать верить в приметы?

Многим из нас, наверняка, приходилось наблюдать подобные сцены. Совершенно здравомыслящий человек, с высшим образованием, вдруг бледнеет и останавливается на полпути (и даже меняет свои планы на весь день), если видит перебегающую дорогу черную кошку.

Семья сидит за столом и обедает, вдруг кто-то нечаянно просыпал соль – остальные домочадцы пугаются: «ну вот, мы теперь поссоримся». Человек собирается в дорогу и даже уже выходит из дома, но вдруг вспоминает, что забыл дома зонтик или кошелек, и огорчается – «теперь мне пути не будет».

Этот список можно продолжать до бесконечности. К примеру, в странах Европы и Америки многие люди панически боятся 13-го числа, особенно, если оно выпадает на пятницу. Поэтому в гостиницах обычно не бывает 13-го номера, а в домах – 13-го этажа, за 12-м сразу следует 14-й. Многие люди в этот день боятся выходить на работу. Американские экономисты даже подсчитали ущерб, который ежегодно наносит национальной экономике эта боязнь – это примерно 800-900 млн долларов!

В наших республиках страх перед этим числом редкость, зато существует множество других примет: нельзя проходить под лестницей, разбивать зеркало; при упоминании несчастья или болезни следует постучать по дереву; нельзя зашивать одежду на себе – «пришьешь память»; на свадьбе следует дать невесте в руки мальчика, чтобы первым ребенком был мальчик; женщина с пустым ведром приносит несчастье – а с полным, наоборот, удачу; вечером нельзя давать в руки деньги; до рождения ребенка нельзя покупать детские вещи. И так далее, и тому подобное.

Все это называется одним словом – суеверие, то есть, суетная, пустая вера, за которой ничего не стоит. Откуда берутся подобные приметы, почему люди верят, что есть связь между, вроде бы, не связанными друг с другом вещами – как ссора и просыпанная соль, что говорит о них наша религия – об этом мы, с дозволения Аллаха, поговорим далее.

Откуда берут начало наши суеверия?

Вера в приметы и суеверия ведет свое начало от языческих убеждений наших предков. Окружающий мир внушал этим людям страх – поскольку у них не было знаний ни о Творце этого мира, ни о научной картине мира.

Вместо этого язычники верили, что мир населен множеством богов и духов, многие из которых связаны с нашим жилищем, с определенными вещами и предметами, поэтому каким-то, вроде бы, невинным действием можно вызвать гнев этих существ и навлечь на себя беду. И наоборот, с помощью определенного действия можно обмануть какое-то божество – заставив его сделать то, что нам хочется, дать нам богатство или послать удачу.

Откуда, допустим, идет вера в страх перед разбитым зеркалом? Считалось, что зеркало забирало часть энергии людей, которые в него ежедневно смотрятся. Человек мог быть не всегда в хорошем расположении духа, зол или обижен, поэтому при разбивании зеркала наружу высвобождалась накопленная за годы негативная энергия – и в семье начинают происходить неприятности.

По другой гипотезе, это суеверие возникло из древнего представления об отражении как о душе человека. Если отражение разбивается, душа также страдает, и человек может умереть или тяжело заболеть.

С помощью соли в некоторых странах скрепляли договоры — при заключении союза вожди брали ее в рот из одной солонки. Возможно, отсюда и пошла примета: если рассыпать соль, то это приведет к ссоре и вражде.

Также эта примета могла иметь под собой чисто практическое объяснение – соль во многих странах стоила дорого, поэтому, естественно, что на неловкого человека, который ее просыпал, обрушивался гнев остальных домочадцев.

Почему говорят, что если свистеть в доме, то в нем не будет денег? Наши предки предполагали, что свистом переговаривается нечистая сила, и таким образом человек может ее позвать, притянуть к себе – нечисть откликнется на его зов и устроит ему что-то неприятное, к примеру, лишит его денег.

Черная кошка считалась спутником колдунов и ведьм – которые сами якобы могли превращаться в черных кошек. Так что, если с тобой пробежало такое создание, значит где-то рядом находится и сам его хозяин, который служит злым силам.

Наши предки верили, что в деревьях живут духи, которых можно позвать на помощь стуком. Поэтому люди до сих пор стучат по дереву при упоминании какого-то несчастья.

С дурными суеверными убеждениями не следует путать обычные народные приметы, по которым люди пытались определить, каким будет зима или лето, урожайным или неурожайным будет год и т.д. К примеру, если небо на закате краснеет, значит, на следующий день будет ветреная погода; если много росы, день будет жаркий, много ягод на рябине, зима будет холодная. Здесь нет ничего мистического – эти убеждения основаны на наблюдениях за погодой и народном опыте.

В настоящее время в нашей стране очень мало осталось людей, которые верили бы в языческую картину мира. Так почему же вера в приметы продолжает жить среди людей, которые уже давно не помнят смысла этих действий, но продолжают им следовать?

Очень часто причиной этого служит простое совпадение. У кого-то из тех, кому дорогу перешел черный кот, действительно сложился неудачный день. После этого он уверился в истинности этой приметы – «я не обратил на нее внимания, а оказывается, в этом что-то есть!».

Людям трудно сказать себе правду – «у меня не получилось задуманное дело, поскольку я не приложил должных усилий, допустил ошибку, не проверил все как следует». Легче обвинить в неудаче какие-то посторонние силы – соседку с пустым ведром, приставную лестницу, просыпанную соль.

Психологи утверждают, что вера в приметы часто свойственна людям, неуверенным в себе, которым не хватает ощущения безопасности, уверенности в будущем. Такое явление – как вера в приметы — в психологии называют иллюзорная корреляция (или иллюзия связей) – суть его заключается в том, что человек воображает наличие связи между определенными явлениями или их свойствами.

На фундаменте иллюзорной корреляции построены целые «системы знания» — такие как астрология. До сих пор многие люди верят в связь между датой рождения человека и его характером, и способностями. Хотя такие суеверные убеждения не имеют основания ни в науке, ни в религии.

Пророк (мир ему и благословение) говорил о дурных приметах:

«Дурные приметы — ложь, плачущая сова — ложь, и злополучность месяца сафар — ложь» (Бухари, Муслим).

Ибн Амра (да будет доволен им Аллах) привел слова Пророка (мир ему и благословение): « Кто бросил какое-либо дело из-за дурной приметы, тот впал в многобожие». Люди спросили: «А каково искупление этого?» Он ответил: «Вам следует сказать: «О, Аллах! Нет добра, кроме Твоего добра, и нет зла, кроме Твоего зла, и нет никого достойного поклонения, кроме Тебя» (Ахмад).

Как перестать верить в приметы?

Чтобы избавиться от суеверий, следует укреплять в себе веру в истинную картину мира, о которой говорит наша религия. У нашего мира есть только один Господин – Всевышний Аллах, и нет иной силы и могущества, помимо Его силы и могущества. Никто другой не способен причинить нам вред или принести пользу без Его воли.

Если человек будет верить в Творца этого мира, от которого зависит и хорошее, и плохое в нашей жизни, в его жизни не будет места дурным приметам. Когда у него что-то не получается, хотя он приложил все усилия для достижения цели – значит, причина в том, что Всевышний не предопределил для него этой вещи, а не в том, что он вернулся домой с полдороги и забыл посмотреть в зеркало.

«Воистину, только Аллах обладает знанием о Часе, ниспосылает дождь и знает о том, что в утробах. Ни один человек не знает, что он приобретет завтра, и ни один человек не знает, в какой земле он умрет. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий» (сура «Лукман», 34).

Если вы следуете каким-то приметам, поскольку так принято в вашей семье, чтобы не огорчать близких людей, следует мягко объяснить им, что это суеверные, пустые убеждения, за которыми ничего не стоит. Если человек боится какого-то вреда, ему следует просить Аллаха о защите от зла, произнося определенные дуа, молитвы, которые приводятся в Сунне Пророка (мир ему и благословение), и ничто не сможет причинить ему вред.

Перед началом какого-то дела следует произнести: «Бисмиллях» или «Бисмилляхи ррахмани ррахим» (С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного), а от защиты от зла: «Аузубилляхи мина шшайтани рраджим» (Прибегаю к защите Аллаха от проклятого шайтана). И тогда, по милости Аллаха, с вами не случится ничего дурного.

Пусть Аллах укрепит в нас твердую веру и поможет избавиться от ложных, пустых убеждений.

Источник: http://m.islam-today.ru/veroucenie/est-li-mesto-sueveriam-v-islame/

Суеверие – поклонение приметам

суеверие в исламе

Суеверие – поклонение приметам

«Человеческое понимание таково,

Что, когда предположение создано, оно заставляет

все остальное лишь добавлять все новые

доказательства и подтверждения».

В 1943 году известный психолог, гуманист Абрахам Маслоу опубликовал свою работу под названием «Пирамида потребностей Маслоу», в которой была освещена теория иерархии человеческих потребностей: от низших до высших. В этой пирамиде на втором месте, после утоления физиологических нужд, располагается потребность в чувстве безопасности, в основе которой лежит инстинкт самосохранения. Когда я анализирую примеры суеверного поведения людей, я прихожу к выводу, что именно потребность в безопасности, выражающаяся в чувстве спокойствия, заставляет людей действовать и думать алогично, неразумно, внушая себе и другим: «не делай так – и все будет хорошо», «делай вот так – и беда обойдет стороной» и т.п.

Но обо всем по порядку.

Истоки суеверия

В русском языке это слово наиболее точно отражает сущность этого явления. Слово образовано от слияния двух основ «суе» (напрасный, беспричинный) и «вера» — то есть буквально вера в беспричинные связи, как суррогат истинной веры.

Подобно тому, как заброшенный участок зарастает бурьяном, так и суеверие появляется на почве невежества и неверия. Суеверие возникает из двух потребностей:

Приметы тянутся в современность из времен язычества, когда люди, не имевшие истинной веры (но имея потребность в ней), наделяли окружающий мир сверхъестественными качествами и посредством определенных действий искали защиты от его потенциального вреда. Датский психолог Альфред Леманн пишет, что человечество всегда стремилось при помощи подобных заблуждений и связанных с ними «магических операций» получить власть над внешним миром и вместе с тем познать факты, лежащие за пределами обыкновенного опыта.

Каждый человек нуждается во внутренней опоре, способствующей его выживанию. В качестве этой опоры могут выступать: во-первых, знание (опора мозга или разума) и, во-вторых, вера (опора сердца). Когда нет ни твердых знаний, ни глубоких убеждений, человек начинает верить в приметы, в скрытые связи между черной кошкой и неудачной дорогой, пустыми ведрами и неблагополучием, привычкой свистеть и материальным недостатком и т.д. Так на смену истинной вере приходит ее «голограмма» — суеверие.

Иллюзорная корреляции

«Пристрастие» к суеверию можно объяснить психологическими особенностями, присущими людям. Одной из таких является «иллюзорная корреляция».

Иллюзорная корреляция (или иллюзия связей) – это психологическое явление, суть которого заключается в том, что человек воображает наличие связи между явлениями, свойствами, параметрами. На фундаменте иллюзорной корреляции построены целые «системы знания» — например, астрология, хиромантия, физиогномика и т.п. До сих пор очень популярным развлечением среди населения являются гороскопы (иллюзорная связь между датой рождения и характером, способностями и даже судьбой). В широком смысле все эти верования относятся к суеверию, так как подобные «суезнания» не имеют подтверждений ни в науке, ни в религии.

Безосновательность даже таких «невинных» верований, как вера в связь между погодой и болезнями, была доказана путем экспериментов. Исследователи в течение года наблюдали за пациентами, страдающими артритом. Несмотря на убежденность пациентов в связи между погодой и состоянием здоровья, ученые не обнаружили реальной взаимосвязи между их дискомфортом и погодными условиями.

Ислам vs Суеверие

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Инфекция — ложь, дурные приметы — ложь, плачущая сова — ложь, и злополучность месяца сафар — ложь»[1].

«Нет заразы (вирусов), нет тайры (аналогия суеверия о чёрной кошке), нет хамы (то есть убеждение древних арабов о том, что неотомщённая, убитая душа человека становится летучей мышью), нет сафра (по убеждению древних арабов, в животе каждого человека есть змея «сафр», кусающая человека, когда тот хочет есть, и поэтому человек испытывает голод), нет нау-а (по убеждениям древних арабов, это дождь, выпадавший по истечению каждых тринадцати ночей из-за «падения» одного из 28 ежемесячных положений луны), нет гаваля (по убеждению древних арабов, это обобщённое наименования вида джиннов, показывавшихся перед людьми в пустыне, чтобы сбить их с пути) и больной не может заразить здорового».

Бедуин спросил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Посланник Аллаха, а как же тогда верблюды? Они в песке, как газели, и тогда появляется паршивый верблюд и входит в их (стадо) и передает паршу всем». Пророк, да благословит его Аллах, ответил: «Тогда кто же заразил первого?»

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, остерегал и словно идолов разбивал ошибочные представления людей о связи тех или иных явлений. Согласно хадису, переданному Ахмадом: «Вера в дурные предзнаменования свидетельствует о многобожии»[2].

Когда же его спросили о том, что является суеверием, он, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Суеверие — это то, что толкает тебя на какой-либо поступок или отвращает тебя от него»[3].

Как много людей, даже в период доступности религиозного знания, все так же поклоняется своим ошибочным убеждениям. Их поклонение – это не просто вера сердцем в предзнаменования, а конкретные действия, ритуалы, которые иногда носят даже «народный» характер. Например, обычай давать невесте в руки ребенка-мальчика (у некоторых северокавказских народов). Объяснение: чтобы в новой семье обязательно появился младенец мужского пола. Или писать женское имя в обуви невесты: чтобы вскоре обладательница этого имени вышла замуж. Или ставить ведро с водой и булкой хлеба, на которое при выходе невеста обязательно должна взглянуть: чтобы в новой семье всегда был материальный достаток и благополучие. Удивляет также невежество людей, которые недовольны количеством детей или их полом. Как будто детей можно «заказать». Подобными суеверными заблуждениями, возведенными в ранг традиций, стереотипов, предрассудков, мы противоречим Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришедшему к нам с истинным знанием. Мы пытаемся «предугадать» будущее и даже повлиять на него своими «магическими операциями» как в древности. Только сегодня в качестве магических ритуалов выступают и вера в приметы, и обычаи языческих времен, подобные тем, которые были перечислены выше.

Всевышний Аллах в Коране говорит:

«Воистину, только Аллах обладает знанием о Часе, ниспосылает дождь и знает о том, что в утробах. Ни один человек не знает, что он приобретет завтра, и ни один человек не знает, в какой земле он умрет. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий»[4].

Человек должен смириться с тем, что ему недоступно сокровенное знание. Но это не отрицает стремления к знаниям вообще. Наоборот, стремление к дозволенным и полезным знаниям похвально и щедро вознаграждается. Согласно хадисам, для человека, идущего по пути знаний, облегчается дорога в рай.

В то же время человеку тяжело избавиться от «суеверных наущений». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Ни один человек не может избавиться от трех вещей: предположения, сомнений и зависти»[5].

Сомнения, подозрения, зависть могут возникнуть в душе человека, но он не должен подпитывать их дальнейшими размышлениями о них и ни в коем случае не подкреплять поступками на их основе… Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, (в продолжение хадиса) сказал: «Продолжи свой путь, невзирая на приметы (суеверие), пришедшие в голову; если зависть проявляется, усмири ее; если закрадется подозрение, не принимай его за правду и не воплощай в жизнь!»

Если даже при таком мудром руководстве человек оступился и не совладал с душевной слабостью, то ему следует признать свою ошибку и покаяться. Ибн Амра, да будет доволен им Аллах, привел слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто бросил какое-либо дело из-за дурной приметы, тот впал в многобожие». Люди спросили: «А каково искупление этого?» Он, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Вам следует сказать: «О, Аллах! Нет добра, кроме Твоего добра, и нет зла, кроме Твоего зла, и нет никого достойного поклонения, кроме Тебя»[6].

Подобно тому, как и в ухоженном саду может иногда вырасти сорняк, так и душа верующего не свободна от предположений. И вместо того, чтобы начать ухаживать за ним, мудрый садовник должен вырвать его. Помните Буратино, который закопал, то есть «засеял» поле чудес золотыми монетами, надеясь, что на следующее утро там вырастет «денежное дерево»? И потерял свои деньги. Каждому человеку Аллах даровал веру в Единого Бога, непорочность сердца. И когда мы начинаем следовать приметам, предрассудкам, гороскопам, разделять народные верования и тому подобные ошибочные убеждения, мы будто закапываем свою истинную веру на кладбище суеверия.

Контрубеждением суеверия может стать убеждение в том, что всякое благо и всякое зло происходит только по воле Аллаха, а также вера в Его всезнание и всемогущество и смирение перед незнанием сокровенного, доступного только Всевышнему Аллаху.

Источник: http://islam-today.ru/obsestvo/sueverie__poklonenie_primetam_/

Приметы и суеверия в Исламе

суеверие в исламе

طِيرَةٌ , طِيَرَةٌ — «тыра»
дурное предзнаменование

от طَائِرٌ мн. طَيْرٌ , طُيُورٌ — «таира», мн. «тайр», «туюр»
птица

т.к. во времена джахилии арабы перед тем как отправиться в пусть сгоняли с земли стаю птиц и в зависимости от того, в какую сторону они взлетели, они определяли — ехать им или нет. Люди видели в птицах благое идли дурное предзнаменование, и поэтому любые суеверия называются в Исламе «тыра».

Ислам отрицает любые суеверия и Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не передаётся зараза (иначе как по воле Аллаха), и не является дурным предзнаменованием ни полёт птиц, ни сова, и не сулит ничего дурного месяц сафар.» (Бухари, Муслим)

Аллах Всевышний сказал:

«Поистине, злосчастие их — (во власти) Аллаха, но вбольшинстве своём они не знают.» (Преграды, 131)

Сообщается также,что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Верав дурные предзнаменования есть многобожие, вера в дурные предзнаменования есть многобожие!»(Ахмад, аль-Хаким, ат-Тирмизи)

суеверие в исламе

Что же касается ИбнМас’уда, да будет доволен им Аллах, то сообщается, что он сказал: «Нет среди нас такого, кому подобное не было быприсуще хоть в какой-то мере, однако Аллах удаляет это посредством упования».

Передают со слов Абдуллаха Ибн Амра, да будет доволен им Аллах, что однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Человек, которого дурное предзнаменование удержало от совершения того, что ему необходимо, впал в многобожие».

Люди спросили: «Что же может послужить искуплением это­го?»

Пророк сказал: «Искупление состоит в том, чтобы произнестислова: «О Ал­лах, нет блага, кроме Твоего блага, нет, кроме Твоих птиц , и нет бога, кромеТебя!» /Аллахумма, ля хайра илля хайру-кя, ва лятайра илля тайру-кя ва ля иляха гайру-кя!» (Ахмад)

Сообщается также,что Пророк сказал: «Лучше всего хорошее предзнаменование, а дурное пусть не оста­навливает мусульманина. Если же кто-нибудь из вас увидит что-ни­будь такое, что ему не понравится, пусть скажет: «О Аллах, никто не дарует благого, кроме Тебя, и никто не отвращает дурного, кроме Тебя, и никто не даётмощи и силы, кроме Тебя.»

/Аллахумма,ля йa , mu би-ль-хасанати илля Анта, ва ля йадфа ‘у-с-са , ийати илля Анта ва ля хауля ва ля куввата илля бu-кя/ (Абу Дауд)

Источник: «200 вопросов по вероучению Ислама» аль-Хаками (скачать)

Источник: http://sestram.info/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%8B-%D0%B8-%D1%81%D1%83%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%B2-%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%B5/

Суеверие в арабо-мусульманском мире

Образ жизни бедуинов, особенности их быта, пищевые пристрастия, отношения мужчин и женщин, религия и мифология. Организация племени бедуинов, его подвижный характер. Место и значение суеверий в исламе, исповедываемом большинством современных бедуинов.

РубрикаРелигия и мифология
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления06.01.2011
Размер файла15,4 K

суеверие в исламе

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Суеверие в арабо-мусульманском мире

Понятие «мусульманский мир» имеет несколько значений. С точки зрения культуры, это мировое сообщество мусульман, которое сейчас насчитывает примерно 1 млрд. 570 млн. людей, одна пятая численности населения планеты, сообщество, которое распространено на огромную территорию и на большое количество различных этнических групп. В геополитическом смысле, понятие «мусульманский мир» обозначает совокупность важнейших, наиболее развитых стран, в которых ислам — государственная религия и основа политики.

Говоря об арабо-мусульманском мире, мы подразумеваем 23 страны (включая Джибути, Палестину и Западную Сахару), говорящие на арабском языке, с их мусульманским населением. Особое внимание мы уделим бедуинам. Теперь необходимо обратиться к другой стороне нашей темы, понятию «суеверие».

Суеверие (букв. — суетное, тщетное, т.е. ложное), верование, которому противопоставляется истинная вера, формулируемая в вероучениях развитых религий. С рационалистической точки зрения — всякая вера в сверхъестественные явления.

Суеверие — явления и события в жизни проявлением чудесных сверхъестественных сил и предзнаменованием будущего. С. возникло на почве первобытных, пережиточных представлений о силах природы. Вера в приметы — одно из характерных проявлений суеверия.

Суеверие 1. Вера в то, что некоторые явления представляют собою проявление сверхъестественных сил или служат предзнаменованием будущего.

2. Предрассудок, основанный на такой вере.

1. Образ жизни бедуинов

Суеверие формируется исходя из образа жизни народа, его быта, условий обитания. Поэтому обратимся к данной информации и попробуем выявить закономерности и влияния.

Большинство бедуинов живет в Аравии и в соседних пустынных районах Иордании, Сирии и Ирака, но часть бедуинов, настаивающих на своем арабском происхождении, проживает в Египте и в северной Сахаре. Точная численность бедуинов неизвестна, поскольку серьезных попыток проведения переписи этих кочевников не предпринималось. По приблизительным оценкам, их число составляет от 4 до 5 млн. человек.

Бедуины ведут строго племенной образ жизни. Племя у бедуинов состоит из нескольких групп, считающих себя связанными родством по мужской линии и происходящими от общего предка мужского рода.

Племена могут насчитывать от нескольких сотен до пятидесяти тысяч членов. Каждая группа племени подразделяется на имеющие собственные наименования мелкие подгруппы со своими собственными общими предками и т.д. вплоть до подразделения из нескольких семей, называемого «хамула» (hamulah). Некоторые наиболее крупные племена насчитывают до пяти-шести уровней подобных подгрупп. «Хамула» состоит из ряда близкородственных семей, это может быть группа братьев или кузенов с их семьями, живущих вместе, пасущих свой скот вместе и остающихся вместе при перекочевках. Семья — это наименьшая социальная единица, состоящая из мужчины, его жены или жен, их детей и иногда включающая жен и детей сыновей этого мужчины.

Организация племени бедуинов подвижна. Его части нередко отпочковываются и соединятся вновь, время от времени к племени присоединяются чужаки. Но при этом сама идея родства остается неизменной, а генеалогии преобразуются через измышление новых родственных связей и другими способами в соответствии с изменениями, происходящими в составе племени или его подразделений.

Племя и каждая из его частей возглавляется шейхом, считающимся старшим по мудрости и опыту. В наиболее крупных подразделениях должность шейха может наследоваться в кругу определенных семей. Шейхи всех уровней осуществляют управление совместно с советом взрослых мужчин.

Бедуины отдают предпочтение бракам внутри «хамулы». Нередко это бывают родственные браки, поскольку все люди одного поколения в «хамуле» являются кузенами и кузинами. В идеальном случае браки организуются родителями молодой четы, а «приданое» для невесты обеспечивается семьей жениха. Несмотря на эти обычаи, поэзия бедуинов богата историями о тайной любви и побегах с возлюбленными.

Бедуины ведут кочевой образ жизни. Зимой, когда выпадают небольшие дожди, «хамулы» постоянно перекочевывают со стадами и отарами по пустыне в поисках воды и пастбищ. Большинство из них придерживается регулярной последовательности в посещении определенных колодцев и оазисов, т.е. участков плодородия в безжизненных пространствах пустыни. В совершенно сухое летнее время «хамулы» собираются вблизи племенных колодцев, где обеспечение водой более надежно. Каждое племя и его подразделения вынуждено защищать свои пастбищные земли, им часто приходится бороться за права на землю и воду. Некоторые шейхи бедуинов владеют целыми сельскохозяйственными районами, получая с них дань в дополнение к обычным средствам своего существования.

Бедуины признают два основных вида деятельности — разведение верблюдов и разведение овец и коз. Верблюдоводы считают себя стоящими выше овцеводов, и иногда вторые иногда платят дань первым. Овцеводы часто поддерживают тесные отношения с жителями деревень и городов, иногда нанимаясь к ним пастухами. Верблюдоводы, считающие себя единственными истинными арабами, стараются не прибегать к такому способу деятельности, усматривая в нем унижение своего достоинства. Для всех бедуинов верблюд — животное очень ценное как для верховой езды, так и для транспортировки грузов. Бедуинов-верблюдоводов это животное снабжает молоком для питания и шерстью для изготовления ткани, а также служит ценным предметом торговли.

Необходимость заставляет бедуинов самим производить часть нужных продуктов питания, но обычно они считают занятия такого рода унижающими их достоинство и поэтому вступают в бартерные отношения с деревенским и городским населением, предлагая шкуры, шерсть, мясо и молоко в обмен на зерно, финики, кофе и другие продукты, а также на фабричные ткани (которыми они дополняют свое собственное производство), металлическую посуду, орудия труда, огнестрельное оружие и боеприпасы. Бедуины мало пользуются деньгами.

Поскольку все их имущество должно легко умещаться на животных для частых перекочевок, то бедуины используют очень мало мебели. Их шатры быстро разбираются и состоят из широких полотнищ вязаной овечьей шерсти, укладываемых на остов из шестов и жердей.

Мужчины у бедуинов занимаются уходом за животными и руководят операциями по перекочевкам. Они любят охоту и бои различных животных, достигая в этом большого искусства. Они часто оказываются вовлеченными в межплеменные и междоусобные разборки, связанные не только с вопросами собственности (например, права водопользования), но и с вопросами чести. Бедуины, как и большинство других арабов, очень чувствительны к проблемам чести и достоинства; их ущемление считается серьезным оскорблением и может привести к кровопролитию.

Случаи кровопролития бывают связаны также с нападениями на караваны и деревни с целью грабежа или вымогательства платы за так называемую «защиту». Однако в последнее время, когда самолеты и грузовики заменили собой верблюжьи караваны в качестве основной формы транспорта, а полицейские силы ближневосточных правительств стали эффективнее, такие рейды и нападения становятся более редкими.

Самой большой гордостью бедуина-мужчины является его конь. Знаменитая арабская лошадь используется, однако, главным образом для скачек и легких прогулок и никогда — для тяжелой работы. Она плохо приспособлена к условиям пустыни и служит в основном предметом престижа, доступным только тем мужчинам, которые могут позволить себе эту роскошь.

Женщины бедуинов заняты делами по дому, иногда ухаживают за овцами и козами, но большую часть времени заботятся о детях, ткут материал для палаток и одежды и занимаются кухней. Хотя они сегрегированы обычно в меньшей степени, чем женщины деревень и городов, бедуинские женщины тщательно оберегаются от контактов с чужаками. Как правило, они живут в отдельной части семейного шатра, обозначаемой в арабском языке словом «гарем», и должны уходить туда при появлении незнакомцев.

Основным продуктом ежедневного рациона бедуинов служит верблюжье молоко в свежем виде или после специального сквашивания. Дополнением к нему являются финики, рис и изделия из пшеничной муки или из сорго. Мясо бедуины едят редко, по случаю праздников и других особых торжеств, для чего забивают овцу и жарят ее на открытом огне. Их любимыми горячими напитками являются чай и кофе.

В стиле одежды бедуинов наблюдается значительное региональное разнообразие. Для Западной Африки типичны мужская верхняя одежда с капюшоном — «геллаба» и халат тоже с капюшоном — «бурнус». Далее на восток мужчины-бедуины носят длиннополое, похожее на ночную рубаху, одеяние — «галабею», а поверх него — просторный открытый спереди халат — «аба», для тех же, кто больше контактирует с деревнями, более характерен пиджак европейского стиля. Мужчины носят особый головной убор — «куфию», закрепленный на голове шнурковым кольцом — «агалем». Аба и куфию могут носить в свободно наброшенном виде или обернутыми вокруг тела и головы для защиты от непогоды. Женщины носят одежды, напоминающие «галабею» или платья с определенно выделенным лифом. Кроме того, они могут носить свободные шаровары и разнообразные жакеты или разного типа «аба». Волосы женщин всегда закрыты платком. У некоторых бедуинов женщины могут носить также «хаик» — особую занавеску для лица, а в других группах при появлении незнакомого мужчины женщины просто прикрывают лицо частью своего головного платка.

Особенности образа жизни бедуинов свидетельствуют нам о том, что уровень развития данного народа, довольно низок, мировоззренческие позиции, условия быта практически не изменились в процессе исторического развития. Сильно племенное родство и патриархальная традиция передачи знаний, обычаев из поколения в поколение.

Обратимся же теперь к религиозным взглядам бедуинов. Бедуины живут в пустыне не менее 4-5 тысяч лет. Сначала они были язычниками, позже, в IV веке н.э. бедуины стали исповедовать христианство. В VII веке бедуины приняли ислам и стали говорить на арабском языке.

Израильские бедуины по своему происхождению являются выходцами с территории современной Саудовской Аравии, пришедшие в пустыню Негев в VII веке (на волне мусульманских завоеваний). Выходцы из Судана (их легко отличить, так как они принадлежат к негроидной расе) изначально попадали к бедуинам, кочевавшим по пустыням Аравийского полуострова, в качестве рабов, но, в дальнейшем, переходили на характерный для бедуинов Аравийского полуострова диалект арабского языка и становились полноправными бедуинами.

Среди бедуинов есть и христиане, и мусульмане-шииты, но большинство принадлежит номинально либо к мусульманам-ваххабитам, либо к мусульманам-суннитам. Иногда бедуины селятся возле монастырей и в дальнейшем принимают христианство. В районе монастыря Санта-Катарина, построенном императором Византии Юстинианом в Синае с 6 в., живет огромное бедуинское племя, тесно связанное в своей жизни с монастырем. Они получают до сих пор бесплатный хлеб. Многие из окрестных бедуинов в связи с этим даже приняли крещение, став оседлыми, и, изменив традиции, начали строить поселения вокруг монастыря.

2. Суеверие в исламе

Мы уделим большее внимание самым многочисленным бедуинам — мусульманам.

Вообще по исламу какие-либо суеверные верования запретны. В первую очередь это касается различных верований в потусторонние силы, тайные средства познания или достижения каких-либо целей. Ислам говорит о потустороннем, но предостерегает от суеверий. Человеку надлежит верить только в то, что известно из авторитетных источников, самый достоверный из которых — Откровение Всевышнего — Коран. Прибегать к помощи астрологов, магов, колдунов и гадалок Ислам категорически запрещает — это является большим грехом.

Очень распространены суеверия, некоторые из них сохранились с доисламских времен, некоторые были переняты у соседних народов. Вера в приметы порицается в Коране и сунне. По исламу никто, кроме Всевышнего, не знает будущего, и никто не сможет ничего предсказать, поэтому, уповать на приметы глупо.

Мусульманин верит в тайное и сокровенное так, как этому учит Коран, и не обращается к сомнительным источникам знания, ведь никто не ведает будущего и скрытого, кроме Аллаха. «Воистину, только Аллах обладает знанием о часе; Он низводит дождь и знает, что в утробах. Но не знает душа, что она приобретет завтра, и не знает душа, в какой земле она умрет». (Коран, 31:34).

По исламу есть существа вводящие людей в заблуждение — джинны. Но удивительно, что даже сами джинны, обманывающие людей своим всезнанием, признают собственное неведение: «Мы не знаем, зло ли задумано для тех, кто на земле, или Господь пожелал направить их на прямой путь» (Коран, 72:10).

Тайного не знает никто, кроме тех, кому это было открыто Аллахом: «Он — Ведающий сокровенное, и Он не открывает Своего сокровенного никому, кроме тех посланников, которыми Он доволен и к которым Он приставляет спереди и сзади стражей» (Коран, 72:26-27).

Так же предостережение распространяется и на использование различных предметов для защиты, удачи, забывая, что все это приходит и уходит только по воле Аллаха. Подкова, надпись, или талисман не могут уберечь или принести успех.

Но у мусульман существует вера в сглазы. Как известно, Посланник (мир ему и благословение) советовал читать больным, или тем, кого сглазили, суры из Книги Аллаха, особенно «Альфатиху» и три последние суры, а также учил просить защиты и помощи у Всевышнего искренним обращением.

Для спасения мусульманин должен использовать только слова, известные нам из Корана и сунны.

Суеверие, как события, проявления чудесных сверхъестественных сил (помимо Аллаха), предзнаменования будущего, исламом категорически отрицаются. Поэтому приметы, талисманы, гадания, гороскопы в арабо-мусульманском мире отсутствуют.

3. Суеверия бедуинов

Но насколько нам известно, бедуины не настолько религиозны, как мусульмане сел и городов. Они регулярно совершают предписываемые исламом пять ежедневных молитв. Но так как большинство бедуинов неграмотно, они не могут сами читать Коран и вынуждены полагаться на изустную передачу религиозных идей. Многие традиции, обычаи, обряды и верования сформировались у бедуинов до прихода ислама и передавались из поколения в поколение. Бедуины разделяют веру в дурной глаз и злых духов как причину болезней и несчастий, а также в целительные и защитные силы гробниц различных мусульманских святых. Одним из культовых сооружений бедуинов являются могилы шейхов. Сюда приходит па праздники, устраивают жертвоприношения, приносят подарки. Могилы являются традиционным местом встречи семей и родов. Умершие шейхи у бедуинов, как и у арабов, считаются посредниками между Богом и человеком. Рядом со склепами иногда появляются бедуинские мечети без крыш, навесы от солнца, а крыши на бедуинских мечетях стали строить только в наше время. Иногда рядом образуется обычное кладбище.

Это и есть основные суеверия арабо-мусульманского мира, а именно, бедуинов.

Список литературы

1. Ислам: энциклопедия культуры и искусства. М., Эксмо, 2010. — 512 с.

2. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. М., Русский язык, 2000. — 685 с.

Источник: http://knowledge.allbest.ru/religion/2c0a65625b2ad78a4c43a89521306d27_0.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *