Суеверия Википедия — суеверие разбор википедия

28.05.2019

Кроме явлений несуществующих и естественных, принимаемых за сверхъестественные, в появлении и укреплении многих суеверий участвуют падшие духи, которым, по произвольному доверию к ним человека, попускается Богом исполнять свои намерения.

Суеверия

суеверие разбор википедия

Суеверие (букв. — суетное, тщетное, то есть ложное верование [1] [2] ) — религиозный предрассудок [3] , представляющий собой веру или практику, основанную на восприятии сил, необъяснимых законами природы [2] , поскольку эти силы не находят себе обоснования в самом религиозном учении. Верование, которому противопоставляется истинная вера, формулируемая в вероучениях развитых религий. [1] Как правило, проявляет себя на поведенческом уровне в упрощённых обрядовых формах: использовании талисманов, татуировке, магических жестах и прочими вещами, связанными с апотропеической магией. Особое место занимают приметы: определённым событиям приписывается прогностическое значение. Предмет суеверного отношения, в отличие от предмета веры, поддается познанию человеческим разумом, что и дает критерий отличия веры от суеверия по их содержанию: вера неотделима от истины, а суеверие от заблуждения. Заповедь *не делай себе кумира* (Исх.20.4) возлагает на нас ответственность за то, чтобы религиозное поклонение не становилось суеверным, чтобы оно совершалось в духе истины. В истории религий нередки подмены веры суеверием. *Религиозная вера и суеверие совершенно различны. Одно вырастает из страха и представляет собой род лженауки. Другая же доверие* (Витгенштейн, Людвиг) [4] .

Содержание

Этимология

Русское новообразование на базе сложения с соединительным -е- церк.-слав. сꙋи «пустой, тщетный» и церк.-слав. вѣрїе по церковнославянскому образцу. См. вера, суета [5] .

Суеверия и общество

Суеверия по своей природе противоречат понятиям большинства членов человеческих сообществ, но тем не менее сохраняются в этих сообществах в течение длительного времени. Среди причин живучести Р. Ландин (англ. R. W. Lundin ) [6] упоминает:

Суеверия и религия

В словаре Ушакова суеверие определяется как «религиозный предрассудок, возникший на почве первобытных представлений о силах природы» [3] .

Фома Аквинский определял суеверие (superstitio) как «порок, который противоположен религии со стороны избытка», т.е. избыточное поклонение.

По своей сути, суеверия, это своего рода закамуфлированная, суррогатная «религия», основанием для которой является вера в необъяснимое и сверхъестественное. Большинство суеверий имеют глубокие исторические корни, часть относятся к древним религиозным верованиям. [ источник не указан 229 дней ]

С точки зрения традиционного православного богословия, Суеве́рие — есть суетная, то есть ложная вера: в приметы, предзнаменования, гадания, обычаи…, то есть идолопоклонство перед некоторыми предметами и народными преданиями. Основание суеверия всегда заключается в духовном невежестве — недостатке правильных религиозных познаний, в легкомысленности, а главное — в слабости или отсутствии истинной веры. [7]

«Суеверные приметы в мирских людях сопротивляются вере в Промысел Божий; а в нас, монахах, — духовному разуму» (прп. Иоанн Лествичник, 58, 193).

Кроме явлений несуществующих и естественных, принимаемых за сверхъестественные, в появлении и укреплении многих суеверий участвуют падшие духи, которым, по произвольному доверию к ним человека, попускается Богом исполнять свои намерения.

Суеверие осуждается Словом Божиим (Втор. 18:10-14; 1Тим. 4:7) [7] .

Таким образом, сущность суеверия, с точки зрения церкви, заключается в том, что суеверный человек принадлежащее только Богу приписывает творению и, вместо того, чтобы надеяться на Бога, возлагает свои упования на тварей. В истинной религии суеверие всегда осуждалось, а служители обязывались к борьбе с ним. «Священники в своем приходе должны наблюдать, чтобы не было чародеев, волшебников, ворожей и бабьих шептаний. Вся эта наука вышла из адской школы, равно и те, которые выливают воск и олово для того, чтобы предузнать что-либо; шептанием стараются свести бельма, также шепчут от укушения гадов, заговаривают кровь или носят выписки на шее; утверждают также, что такой-то человек для встречи хорош, а такой-то день благоприятен для путешествия или для начала какого-либо дела; если кто-либо с пустым ведром перейдет дорогу или известное животное перебежит её, то случится несчастье; во время чтения 12 Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа вяжут узелки и по ним толкуют сны, и бесчисленное множество других суеверий рассеивают в мире на пагубу людям, и от них простой народ на дно адово валится и погибает. Это зло и вред, губительный для души, надо стараться всячески искоренять» [8]

«Женщины, кормилицы и служанки, берут в бане грязь и, обмакнув в неё палец, помазывают чело младенца; если кто спросит: „Что значит эта грязь, это брение?“ — то говорят: „Она предохраняет от дурного глаза, от зависти и ненависти“. Увы! Грязи и брению приписывают такую способность и такую силу — разрушать всякие козни диавола! „Не стыдно ли вам“, — скажите мне? Поймете ли вы когда-нибудь, как диавол с раннего возраста человека мало-помалу раскидывает свои сети и употребляет свои хитрые уловки? Если грязь производит такие действия, то почему не помазываешь ею своего чела ты, достигший возмужалого возраста и имеющий у себя завистников более младенца? Почему не помазываешь грязью всего тела? Если она на челе имеет такую силу, то почему бы тебе не помазать грязью всего себя? Смешное и забавное внушение сатаны, впрочем, не смеху только, но и геенне подвергающее обольщаемых! Если это делается у язычников, то нисколько не удивительно; а когда поклоняющиеся Кресту, приобщающиеся неизреченных Таинств и достигшие любомудрия держатся таких постыдных обычаев, это достойно многих слез» (свт. Иоанн Златоуст, 54, 121). [9]

Суеверия и психология

Понятие «суеверие», и отнесение того или иного представления или ритуала к суевериям во многом субъективно, и зависит как от мировоззрения человека, так и от уровня образования и этнокультурной среды. Как правило, к суевериям относят представления, связывающие между собой предметы и явления, между которыми невозможно установить объективной связи (так, например, сложно установить связь между удачей и числом 13, учитывая условный характер любого порядкового счёта).

Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных, гадание и астрология — самым безумным, суеверие и деспотизм — самым несчастным. [10]

Психологическая специфика исключительной устойчивости суеверий связана с тем, что случаи их подтверждения (которые при достаточной массовости могут происходить просто в силу случайных совпадений) прочно фиксируются, а факты явной ошибочности (которых, в действительности, большинство) вытесняются. Подобное объяснение возникновения суеверий с точки зрения психологии было впервые предложено Б. Ф. Скиннером. В результате человек устанавливает ложную связь между своими действиями и некоторым независимым от них событием, которое начинает считать следствием своих действий. Скиннер экспериментально смоделировал возникновение суеверного поведения и, кроме того, показал, что суеверное поведение может быть присуще не только людям, но и животным. Также возникновение суеверий связано с эффектом Розенталя (Пигмалиона) и хоторнским эффектом.

Эти причины и особенности психики способствуют распространению суеверий, особенно в экстремальных обстоятельствах.

Большинство суеверий имеют глубокие исторические корни, часть относятся к древним религиозным верованиям.

Источник: http://wikiredia.ru/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F

Суеверие

Суеверие (образовано от «суе» — напрасно (без осознания причин) и «вера», букв. «напрасное верование») — предрассудок, представляющий собой веру в какие-либо потусторонние силы.

Цитаты [ править ]

В этой статье не хватает ссылок на источники информации.

Суеверия приносят несчастье. — Эпиграф к роману Умберто Эко «Маятник Фуко» (1988).

— Рэймонд Смаллиан, «5000 до н. э.»

Вся жизнь чувства состоит только из суеверия.

Единственное лекарство против суеверия — это знание.

Избегать суеверий — суеверие.

Когда суеверие проникает в голову народа, оно оставляет там запас глупостей на многие столетия.

После того как в 1833 году в Зондском проливе взорвался вулкан Кракатау, у берегов Явы появились массы мигрирующих бабочек. Яванцы были единодушны: это появились души погибших при вулканическом извержении. Нередко с особым страхом суеверные люди относятся к одной из самых крупных бабочек, встречающихся в Европе, ― «мёртвая голова». На ее темной спинке действительно можно разглядеть рисунок, напоминающий череп. По народному поверью, если эта бабочка влетает, боже упаси, в комнату, где лежит больной, ― дела его плохи. Еще хуже, если она начинает кричать. Ее крик ― отпевание покойника! [1]

— Владимир Мезенцев, «Чудеса: Популярная энциклопедия», 1991

Страх есть причина, благодаря которой суеверие возникает, сохраняется и поддерживается.

Суеверие составляет элемент самого существа человека; иной раз нам кажется, что мы совершенно от него избавились, а оно между тем прячется в потайные уголки и вдруг снова появляется, когда считает себя в полной безопасности.

Суеверия, с которыми мы выросли, не теряют своей власти над нами даже тогда, когда мы познали их. Не все те свободны, кто смеется над своими цепями.

Суеверие проходит с успехом цивилизации.

Суеверие — это способ объяснить необъяснимое необъяснимым образом.

Существуют ли домовые, колдуны, ведьмы, упыри, оборотни, бабы-яги и прочая нежить?
В нашем городе — Рибнике, лежащем посреди далматического Приморья, едва ли кто в этом сомневается. А ведь в Рибнике почти четыре тысячи крещёных душ, и если такая уйма народу верит, то это, значит, не шутки. — «Злодеяние болтуна»

Има ли мора, видина, вјештица, вједогоња, здухача, гвоздензуба и осталијех утвара?
У нашем мјесту — у Рибнику, насред приморја далматинског — мало ко сумња да нема света тога. А у Рибнику живе до четири тисуће крштенијех глава, те вјеровање толика народа није, ваљда, ситница.

Источник: http://ru.wikiquote.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B5

Суеверие

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 Суеверия и религия
  • 3 Суеверия и психология
  • 4 См. также
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
  • 7 Ссылки

Этимология

Слово образовано от старославянского слова «суе», что значит напрасно (без пользы и без осознания причин) и «вера», то есть буквально «напрасное верование», «бесполезное верование».

Суеверия и религия

Пожалуйста, улучшите и дополните этот раздел. Замечания о том, что нужно улучшить, могут быть на странице обсуждения статьи.

По своей сути, суеверия, это своего рода закамуфлированная, суррогатная «религия», основанием для которой является вера в необъяснимое и сверхъестественное. Большинство суеверий имеют глубокие исторические корни, часть относятся к древним религиозным верованиям.

Суеверия и психология

Понятие «суеверие», и отнесение того или иного представления или ритуала к суевериям во многом субъективно, и зависит как от мировоззрения человека, так и от уровня образования и этнокультурной среды. Как правило, к суевериям относят представления, связывающие между собой предметы и явления, между которыми невозможно установить объективной связи (так, например, сложно установить связь между удачей и числом 13, учитывая условный характер любого порядкового счёта).

Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных, гадание и астрология — самым безумным, суеверие и деспотизм — самым несчастным.

Психологическая специфика исключительной устойчивости суеверий связана с тем, что случаи их подтверждения (которые при достаточной массовости могут происходить просто в силу случайных совпадений) прочно фиксируются, а факты явной ошибочности (которых, в действительности, большинство) вытесняются. Подобное объяснение возникновения суеверий с точки зрения психологии было впервые предложено Б. Ф. Скиннером. В результате человек устанавливает ложную связь между своими действиями и некоторым независимым от них событием, которое начинает считать следствием своих действий. Скиннер экспериментально смоделировал возникновение суеверного поведения и, кроме того, показал, что суеверное поведение может быть присуще не только людям, но и животным. Также возникновение суеверий связано с эффектом Розенталя (Пигмалиона) и хоторнским эффектом. Суеверия являются мемом.

  • желание заглянуть в ближайшее будущее,
  • избежать неблагоприятных ситуаций,
  • утешить человека,
  • желание подсказать человеку правильное поведение: или с помощью страха негативных последствий или поманив позитивными последствиями;
  • содержание приметы или то, что ее заметили, может коррелировать с действительными закономерностями, которые слишком сложно подтвердить научно;
  • приметы являются частью народного фольклора и коммуникативной культуры.

Эти причины и особенности психики способствуют распространению суеверий, особенно в экстремальных обстоятельствах.

Большинство суеверий имеют глубокие исторические корни, часть относятся к древним религиозным верованиям.

См. также

В Викисловаре есть статья «суеверие» В Викицитатнике есть страница по теме
Суеверие

  • Магия
  • Язычество
  • Колдовство
  • Оккультизм
  • Астрология
  • Таро в эзотерической традиции
  • Список когнитивных искажений
  • Псевдонаука
  • Критическое мышление
  • Протонаука
  • Сциентизм
  • Антисциентизм

Примечания

  1. Армейские афоризмы. Крылатые выражения. Выпуск 83.. Архивировано из первоисточника 13 февраля 2012.

Литература

  • Флоренский П. А. «О суеверии»
  • Даль В. И. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа

Ссылки

  • Суеверие // Философский энциклопедический словарь. 2010.
  • Собрание русских народных примет

суеверие, суеверие 1 сезон, суеверие и вяра, суеверие это грех, суеверието

Суеверие Информацию О

суеверие разбор википедия

Суеверие Комментарии

Суеверие beatiful post thanks!

Суеверие
Суеверие
Суеверие Вы просматриваете субъект

There are excerpts from wikipedia on this article and video

Случайные Статьи

Маура, Кармен

Ворошиловский район (Донецк)

Moonlight Shadow

Коты-Воители

суеверие разбор википедия суеверие разбор википедия

поисковая система

Наш сайт имеет систему в функции поисковой системы. Выше: «что вы искали?»вы можете запросить все в системе с коробкой. Добро пожаловать в нашу простую, стильную и быструю поисковую систему, которую мы подготовили, чтобы предоставить вам самую точную и актуальную информацию.Поисковая система, разработанная для вас, доставляет вам самую актуальную и точную информацию с простым дизайном и системой быстрого функционирования. Вы можете найти почти любую информацию, которую вы ищете на нашем сайте. На данный момент мы служим только на английском, турецком, русском, украинском, казахском и белорусском языках.
Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Жизнь известных людей дает вам информацию, изображения и видео о сотнях тем, таких как политики, правительственные деятели, врачи, интернет-сайты, растения, технологические транспортные средства, автомобили и т. д.

Источник: http://www.turkaramamotoru.com/ru/%D0%A1%D1%83%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B5-68470.html

ЕЭБЕ/Суеверия

← СудьяСуеверия
Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Сузы →
Словник: Стиглиц — Таршиш. Источник: т. 14: Сараево — Трани, стлб. 629—633 ( скан )

Суеверия — В Библии. Взгляды и обычаи, заимствованные древними евреями y языческих народов и противоречащие монотеистическому характеру их религии, как, например, чародейство, гадание и прорицания, не могли, конечно, скоро исчезнуть из народного сознания, и библейскому законодательству, a также и пророкам приходилось вести усиленную борьбу с С. О них говорится как «о мерзости народов», раньше населявших Обетованную землю, противопоставляемых Израилю, который «должен быть непорочен перед Господом Богом своим» (Второз., 18. 9 и сл.). Хотя колдовство каралось смертью (Исх., 22, 17), однако оно глубоко укоренилось в народе, как показывает, например, обращение Саула к колдунье с просьбой вызвать дух Самуила (I Сам., 28, 8 и след.), укрепление суеверных обычаев при царе Менаше (см.) в Иудейском царстве, a в Израильском — под влиянием Изебели (ср. II Цар., 9, 22; ib., 21, 6; II Хр., 33, 5 и след.). Все пророки выступали против чародейства и связанных с ними безнравственных поступков (Миха, 5, 11; Нахум, 3, 4; Иер., 27, 9; Ис., 47, 9, 12; Малахи, 3, 5). См. Ворожба, Некромантия.

С. в побиблейское время. С окончательным установлением монотеизма С. не исчезли, но они потеряли свой языческий характер и не сопровождались больше безнравственными обычаями. Но как велико было влияние старых верований, указывает отношение к С. талмудического законодательства; законоучители запретили, с одной стороны, многие суеверные обычаи (Хул., 40а) и заклинание как целебное средство (Санг., 90а) и пр.; но, с другой стороны, они разрешили некоторые способы лечения несомненно языческого происхождения: египетского, вавилонского и персидского; удостоились внимания и некоторые греческие и римские С. Но вообще можно сказать, что Талмуд боролся против С., связанных с идолопоклонством (см. Демонология). Приведем несколько примеров С., которые упоминаются в Талмуде. Пребывание между двумя собаками, двумя пальмами и двумя женщинами предвещает несчастие; означает также несчастие, если одна собака, пальма или женщина окажутся между двумя мужчинами (Пес., 111a). Если умерли несколько братьев, то и оставшихся ожидает скорая смерть (Шаб., 106а). Опасно одолжить y кого-нибудь воды для питья или же ступить на вылитую воду (Пес., 111a). [Особенно считалось опасным все парное, זוגות ‎: нельзя есть за одной трапезой два (или 4) блюда, пить два (или 4) бокала вина и т. д., большое значение придавали парному в Вавилонии. Вообще относительно С. есть громадная разница между палестинскими таннаями и вавилонскими амораями; в то время как на последних заметно сильное влияние халдейских традиций, палестинские законоучители были почти совершенно свободны от С. и даже прямо запрещали их, как нечто языческое, как «обычаи эморейские», דרכי האמורי ‎. В Тосефте (Шабб., VI) имеется глава, где исчисляется все, что запрещено как обычаи эморейские, и многие из приведенных там пунктов интересны в том отношении, что они y многих народов встречаются и в настоящее время. Приведем некоторые из них: если y кого взяли кусок хлеба и он говорит: «Верните мне его, иначе потеряю свое счастие», то это эморейский обычай. Если кто приступает к какому-нибудь делу и говорит: «Пусть начнет это дело NN — y него легкая рука», или каркнула ворона, и человек говорит: «Вернись назад», или если кто говорит: «Надень рубашку наизнанку, и тебе будут видеться сны» и т. д., то это тоже эморейские обычаи, запрещаемые законом. Маймонид (Hilchot Akkum, XI), исчисляя все виды чародейства и суеверия, заканчивает главу так: «Все эти поверия — сплошная ложь и неправда, коими древние язычники увлекали за собою многие народы, и разумным израильтянам не следует увлекаться этими глупостями… Кто в душе верует в эти приметы, считая их истиной, но воздерживается только потому, что наша Тора их запретила, тот должен быть причислен к невеждам, лишенным разумения, подобно малым детям, ум которых не созрел. Мудрые люди на основании неопровержимых доказательств убеждены, что все эти вещи, которые запретила Тора, — представляют собою ложь и суету, которыми могли увлекаться люди, лишенные всякого смысла». — Л. К.].

В Средние века под влиянием окружающей среды сильно разрослась y евреев область суеверия; появилась обширная литература С.; ими прониклись религиозные церемонии. Евреи и христиане заимствовали суеверия друг y друга. В латинских и греческих заклинаниях, магических амулетах часто употреблялись еврейские слова, значения которых не были понятны христианам, с другой стороны, в еврейских магических формулах появились греческие и латинские слова, непонятные евреям. Борьба раввинов с распространением суеверных взглядов и обрядов не имела успеха; только в новые времена становится возможным искоренять С. из чистой монотеистической религии иудаизма. — Ср.: Güdemann, Geschichte des Erziehungswesens und der Cultur der abendländischen Juden, Вена, 1880—88; D. Joël, Der Aberglaube und die Stellung des Judentums zu demselben, в Jahresbericht des jüdisch-theologischen Seminars Fränckelscher Stiftung, Бреславль, 1881—83; Blau, Das altjudische Zauberwesen, в Jahresbericht der Landes-Rabbinerschule, Будапешт, 1898.

C. в новое время. В последние годы появилось несколько сочинений, где собраны суеверные взгляды и обычаи еврейского простонародья, распространенные особенно в Восточной Европе. Во многих случаях весьма трудно определить, имеют ли С. оригинальное еврейское происхождение или позаимствованы от других народов. Из Восточной Европы С. перенесены в Англию и Америку, особенно в восточные кварталы Нью-Йорка. Глубоко укоренилась вера в действительную силу дурного глаза и сновидений. С целью предохранения от дурного глаза и вообще от всякого зла матери прибегают часто к такому средству: они трижды целуют ребенка, отплевываясь после каждого поцелуя. Вообще отплевыванию придается большое значение в еврейском фольклоре. Если кто-нибудь видел дурной сон и хочет забыть ο нем, то он должен три раза сплюнуть (Mitteilung; der Gesellschaft für jüdische Volkskunde, X, 114). — Интересны способы борьбы с эпидемическими болезнями. В крупном бедствии виноват большой грешник, живущий в данной местности; раввин объявляет, что отлучается от общины тот, кто, совершив большой грех, не заявит ему тотчас об этом. Когда грешник объявится и понесет возложенное на него наказание, эпидемия, по народному поверью, прекратится. Во время холеры литовские евреи устраивают на кладбищах свадьбы между калеками. В Пинске и других местах устраивали свадьбу двух сирот под черным балдахином (хуппа) на могилах их родителей. В некоторых захолустных местностях в таких случаях устраивают даже на кладбище формальное венчание между женщиной и каким-либо мертвецом. В Галиции принято во время эпидемии делать на стенах домов надпись: «Здесь уже была холера» (или тиф и др.), или же вешают на дверь запертый замок, a ключ забрасывают (ib., 80—82). Несколько курьезных обычаев указаны в замечательном завещания Иуды Хасида. Так, при освящении нового кладбища принято убивать петуха и хоронить как первую добычу смерти. Особенное внимание обращается на то, кто первый будет похоронен на новом кладбище. Небольшие общины иногда приписывают к себе дряхлого старика, чтобы он был первым похоронен. Евреи южно-русских еврейских земледельческих колоний верят, что по ночам в конюшнях бродят «мазиким», красиво заплетающие гривы их лошадей и даже волосы людей, там спящих. Очень много С. связано с религиозными воззрениями народа. До сих пор счастливым днем для начала дела или путешествия считается вторник, потому что в описании третьего дня сотворения мира два раза сказано: «Бог увидел, что было хорошо». Напротив, несчастным днем считается понедельник, потому что в этот день ни разу не сказано: «Бог увидел» и т. д. Об этом поверье, распространенном поныне, упоминается еще в Талмуде (Пес., 2а). Месяц Адар считается счастливым потому, что в этом месяце родился Моисей. Как известно, связь между временем и судьбой признается почти всеми народами; однако следовать этому прямо запрещается талмудическим законом (см. Маймонид, ibid., XI, § 8, 9). Таким же общераспространенным среди всех народов является поверье, что не надо делать починок на платье в то время, когда человек одет в это платье, потому что при этом можно «зашить память». Если в доме есть опасно больной, его ближайшие родственницы отправляются на кладбище и свечными фитилями измеряют длину могил благочестивых мужей, там похороненных; эти фитили идут на свечи, которые зажигаются в синагоге. — В «Сефер Рефуот» приводится множество суеверных обрядов, производимых над больным с целью его излечения. Алжирские евреи убивают черного петуха и вымазывают его кровью грудь и лоб больного. В Галиции считают, что если y ребенка конвульсии, виновником их является вошедший в ребенка злой дух; чтобы изгнать его, надо разбить горшок или тарелку пред лицом ребенка (Urquell, II, 33). — Если после венчания жених первый дотронулся до руки невесты, то он будет господином в семье, и наоборот. Сестры не должны выходить замуж в один день, чтобы дурной глаз не повредил родителям (Сефер Хасидим, 23). He следует переступать через ребенка, ибо он вследствие этого не будет расти; чтобы исправить неосторожность, надо переступить еще раз в обратную сторону (Urquell, II, 111). У всех народов распространено поверие, что можно стать невидимкой, если совершить некоторые подвиги, Существует поговорка, указывающая, как саркастически народ иногда сам относится к суевериям в области народной медицины: «Это помогает, как прошлогодний снег против головной боли». — Ср.: Brecher, Das Transcendentale im Talmud; Güdemann, Gesch., II, 326, и след.; Leo Wiener, Yiddisch Litterature, стр. 50, 51, примечание; Mitteilungen der Gesellschaft für jüdische Volkskunde, 1897—1905. Много суеверных обычаев и взгляд
ов собрал Шиффер среди нью-йоркских эмигрантов из Восточной Европы (Urquell, 2 тома). [Jew. Enc., XI, 597—601]. См. Амулеты.

Источник: http://ru.wikisource.org/wiki/%D0%95%D0%AD%D0%91%D0%95/%D0%A1%D1%83%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F

Что такое суеверие?

Что такое суеверие?

автор Геринна в Сб Дек 06, 2014 8:00 pm

Слово «суеверие», как написано в словаре Владимира Даля, означает: «ошибочное, пустое, вздорное, ложное верованье во что-либо; вера в чудесное, сверхъестественное, в ворожбу, гадания, в приметы, знаменья; вера в причину и последствие, где никакой причинной связи не видно».

Образовано слово «суеверие» с помощью наречия «суе», или «всуе» — «напрасно, даром, тщетно, попусту». Таким образом, «суеверие» можно перевести как «пустая вера», «напрасная вера», «тщетная вера». Суеверие — это вера, которая не приносит пользы и бессмысленная.

Основание суеверия всегда заключается в духовном невежестве — недостатке правильных религиозных познаний, в легкомысленности, а главное — в слабости или отсутствии истинной веры. Есть более узкое, церковное, определение: «суе» — «противоположное вечному благу нашему, жизни духовной».

Re: Что такое суеверие?

автор Геринна в Сб Дек 06, 2014 8:01 pm

Все суеверия делятся на несколько групп:

1. Языческие суеверия напрямую связаны с антихристианским языческим миросозерцанием. Они имеют свои истоки в политеистических религиях, которые отрицают бытие Бога, отвергают Творца мира. Вместо Бога они обожествляют созданные Богом явления тварного мира, наделяя их свойствами Божества. Так возникает масса мелких «божков», которые обладают атрибутами всеведения, вездесущия, всемогущества, способностью создавать мир и др., но в то же время являются частью самого преходящего и изменчивого мира.

Например, астрология обожествляет безличные космические объекты, наделяя их способностью влиять на жизнь людей, контролировать и определять человеческие судьбы. Но такой способностью может обладать лишь Создатель человека, который знает его жизнь от момента зачатия до смерти.

Оккультизм учит о «скрытых силах», способных влиять на человеческую жизнь, обожествляет их, категорически отрицая благодатную силу Самого Творца Вселенной. Не объяснив вразумительно природу скрытых сил, оккультизм оправдывает сомнительную практику целительства, якобы избавляющую человека от всех плохих жизненных ситуаций. Причем избавление происходит вне всякого обращения к Богу, создавшему человека и всегда способного прийти ему на помощь.

К наиболее модным оккультным доктринам можно отнести фэн-шуй, который с помощью скрытых сил помогает человеку обустроить свой дом вплоть до определения даты покупки мебели и материала интерьера.

К языческим суевериям несомненно принадлежит и уфология, смыкающаяся с оккультизмом. Она развертывает сомнительное учение о творении человека неведомыми пришельцами. Последние, согласно доктринам уфологов, уже давно превратились в скрытые оккультные силы, манипулирующие человеком и даже космосом, что позволяет рассматривать их как языческих богов, создавших человека и управляющих миром.

2. Суеверия, распространенные в народе. От языческих их отличает то, что они не представляют целостного языческого миросозерцания, а существуют отрывочно и обособленно, не включаясь в какую-либо целостную систему миропонимания.

Для удобства их лучше назвать народными, поскольку их передача осуществляется не от некоего «эксперта» языческих знаний (целителя, колдуна, оккультиста, экстрасенса или уфолога), а от простого, неосведомленного в религии человека к такому же человеку.

Вместе с тем эти суеверия несомненно связаны с язычеством. Их можно охарактеризовать как неосознанное язычество, поскольку безотчетный страх человека перед числами, датами, поступками, предметами представляет собой тот или иной фрагмент языческого мировоззрения или языческое отношение к миру. Так, вера в завязанные узелки, платочки, счастливые или несчастливые дни предполагает веру во всемогущество вещей и чисел, а значит, ведет к их обожествлению.

Языческие суеверия всегда стремились проникнуть в Церковь. Но Церковь твердо противостоит им своим догматическим учением, утверждающим первопричину мира только во всемогущем Боге. Тем не менее для языческого сознания остается возможность использовать религиозную практику Церкви для своих нехристианских целей. Такое использование Церкви не по назначению рождает околоцерковные суеверия.

3. Околоцерковные суеверия. Например, использование богослужебной практики с нехристианскими (недушеспасительными) целями ведет к обрядоверию. Здесь уже нет места Богопознанию и Богопочитанию, поскольку богослужение используется для достижения сиюминутных выгод, а не для наставления души и стяжания Божественной благодати. Околоцерковные суеверия – всегда псевдохристианство. Они не имеют ничего общего с христианской религией, а только прикрывают церковной практикой не преодоленное языческое мировоззрение.

Источник: http://woman-goddess.mirbb.com/t2761-topic

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2017-2021 © Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статьи

Контакты