Тема 2 — психика включает в себя

03.07.2019

Человеческое сознание включает в себя совокуп­ность знаний об окружающем нас мире.В структуру сознания, таким образом, вхо­дят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых че­ловек постоянно обогащает свои знания. К числу этих процес­сов могут быть отнесены ощущения и восприятия, память, вообра­жение и мышление. С помощью ощущений и восприятий при не­посредственном отражении воздействующих на мозг раздражите­лей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент. Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого, воображение — строить образные модели того, что является объектом потребностей, но от­сутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указан­ных психических познавательных процессов, неизбежно становит­ся расстройством сознания.

Психика включает в себя

Возникнув в процессе биологической эволюции как особый аппарат управления поведением, психика человека становится качественно иной. Под воздействием законов общественной жиз­ни поведение человека приобретает личностный характер.

Наличие психики позволяет строить последовательную про­грамму действий и производить операции сначала во внутреннем плане (например, осуществлять перебор возможных вариантов поведения) и только потом действовать.

Все сказанное позволяет теперь конкретизировать определе­ние предмета психологии, которое было дано выше: психология — наука о фактах, закономерностях и механизмах психики как складывающегося в мозгу образа действительности, на основе и при помощи которого осуществляется управление поведением и деятельностью, имеющей у человека личностный характер коры головного мозга. Сигнальная деятельность коры головного мозга.

Трудности выяснения специфики психического связаны с тем, что хотя психические свойства и предполагают нервно-физиологическую деятельность, являясь ее результатом, однако эти нервно-физиологические процессы оказываются, по существу,непредставленными в психическом явлении или .как-то «замаскиро­ванными» в нем. Психические процессы содержат в себе харак­теристики внешних объектов (форму, величину, взаимодействие предметов), а не внутренних, физиологических, процессов, при помощи которых эта специфическая черта психического, т. е. отраженность, представленность внешнего мира в состояниях телес­ной системы, возникает и обнаруживается.

Психика человека включает:

1. психические процессы, которые, в свою очередь делятся на:

а) познавательные (ощущение, восприятие, внимание, память, речь. мышление, воображение);

б) эмоциональные (стрессы, аффекты, чувства)

2. психические состояния – это определенный уровень работоспособности психики в тот или иной момент деятельности;

3. психические свойства – темперамент, характер, способности, направленность;

4. психические образования – знания, умения, навыки, привычки, убеждения человека.

Как отражение действительностив мозгу человекапсихика характеризуется разными уровнями.

Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Сознаниеесть высшая, интегрирующая форма психи­ки, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле сознание, как это подчеркивали классики марксизма, есть «общественный продукт», сознание есть не что иное, как осознанное бытие.

Какова же структура сознания, его важнейшие психологи­ческие характеристики?

Человеческое сознание включает в себя совокуп­ность знаний об окружающем нас мире.В структуру сознания, таким образом, вхо­дят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых че­ловек постоянно обогащает свои знания. К числу этих процес­сов могут быть отнесены ощущения и восприятия, память, вообра­жение и мышление. С помощью ощущений и восприятий при не­посредственном отражении воздействующих на мозг раздражите­лей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент. Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого, воображение — строить образные модели того, что является объектом потребностей, но от­сутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указан­ных психических познавательных процессов, неизбежно становит­ся расстройством сознания.

Вторая характеристика сознания—закрепленное в нем отчет­ливое различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит «я» человека и его «не-я». Человек, впервые в истории ор­ганического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании эго противопоставление и различение. Он единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т. е. обратить пси­хическую деятельность на исследование самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и себя самого в целом. Отделение «я» от «не-я» — путь, который прохо­дит каждый .человек в детстве, осуществляется в процессе форми­рования самосознания человека.

Третья характеристика сознания — обеспечение целеполагающей деятельности человека. В функции сознания входит фор­мирование целей деятельности, при этом складываются и взве­шиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитыва­ется ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы и т. д. К. Маркс подчеркивал, что «человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано приро­дой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, ко­торая как закон определяет способ и характер его действий и ко­торой он должен подчинять свою волю» 1 . Всякое нарушение в результате болезни или по каким-то иным причинам возможно­сти осуществлять целеполагающую деятельность, ее координа­цию и направленность рассматривается как нарушение соз­нания.

Наконец, четвертая характеристика сознания — включениев его состав определенного отношения. В сознание чело­века неизбежно входит мир чувств, где находят отражение слож­ные объективные и прежде всего общественные отношения, в ко­торые включен человек. В сознании человека представлены эмо­циональные оценки межличностных отношений. И здесь, как и во многих других случаях, патология помогает лучше понять сущность нормального сознания. При некоторых душевных забо­леваниях нарушение сознания характеризуется именно расстрой­ством в сфере чувств и отношений: больной ненавидит мать, ко­торую до этого горячо любил, со злобой говорит о близких лю­дях и т. д.

Обязательным условием формирования и проявления всех указанных выше специфических качеств сознания является язык. В процессе речевой деятельности происходит накопление знаний, обогащение человека теми богатствами человеческой мысли, которые выработало до него и для него человечество, за­крепило и передало ему в языке. Язык— особая объективная система, в которой запечатлен обществен­но-исторический опыт или общественное сознание. Будучи усвоен конкретным человеком, язык в известном смысле становится его реальным сознанием.

Понятие «сознание» употребляется в психологии психиатрии и других науках в смысле, отвечающем приведенным вышеегоосновным характеристикам. При этом психиатры, перед которы­ми постоянно возникает вопрос о наличии, сохранении или нару­шении сознания у больного, под сознанием понимают заключен­ные в психике данного человека возможности отдавать отчет о месте, времени, окружающей обстановке, состоянии и образе дей­ствий собственной личности. Человек, у которого сохранено яс­ное сознание, оценивает вновь поступающую в мозг информацию с учетом уже имеющихся у него знаний и выделяет себя из окру­жающей среды, сохраняет сложившуюся систему отношений к другим людям и к обстановке деятельности и на основе всехэтихданных управляет своим поведением.

Сознание, будучи общественным продуктом, присуще только человеку. Животные сознанием не обладают. Низший уровень психики образует бессознательное (подсоз­нательное). Оставаясь психическим (отсюда ясно, что понятие психики шире, чем понятие «сознание» «сознательное» 3 ), бессоз­нательное представляет собой такую форму отражения действи­тельности, при которой не отдается отчет в совершаемых дей­ствиях, утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения.

В область бессознательного входят психические явления, воз­никающие во сне (сновидения); ответные реакции, которые вы­зываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздра­жителями («субсенсорные», или «субцептивные», реакции); дви­жения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повто­рению автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует со­знание цели, и др. К бессознательным явлениям относятся и неко­торые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д. Было бы неверно на том ос­новании, что бессознательное — это противоположное сознанию, приравнивать его к животной психике. Бессознательное — это столь же специфически человеческое психическое проявление, как и сознание, оно детерминировано общественными условиями существования человека, выступая как частичное, недостаточно адекватное отражение мира в мозгу человека.

Дальнейшее рассмотрение отношения психики к мозгу как и отношения психики к окружающей действительности и деятель­ности, которая осуществляется с помощью психического регули­рования, программирования и управления, вызывает необходи­мость обратиться к проблеме развития психики. Только понимая, как возникло, развивалось, изменялось на разных ступенях эво­люционной лестницы психическое отражение, как возникло и фор­мировалось человеческое сознание, можно установить важнейшие закономерности психики и выявить существенные психологиче­ские факты.

Источник: http://studopedia.ru/5_45004_tema—psihika-i-soznanie-struktura-psihiki-ee-osnovnie-komponenti.html

Психика включает в себя

Развитие психики — последовательные, прогрессирующие (хотя и включающие в себя отдельные моменты регресса) и в целом необратимые количественные и качественные изменения психики живых существ. Эти изменения обусловливают переход живых существ от низших (более простых) к высшим (более сложным) формам взаимодействия с окружающей средой. Определяясь биологическим, общественно-историческим и онтогенетическим развитием жизни, изменения психики в этом процессе взаимодействия в качестве одного из важных его факторов. Научное изучение возникновения и развития психики — путь познания ее природы и сущности. Проблема развития психики имеет три аспекта изучения: возникновение и развитие психики в животном мире (филогенез); возникновение и развитие человеческого сознания; развитие психики в онтогенезе человека, т.е. начиная от рождения и до конца жизни.
Филогенез (греч. phyle — род, племя, вид; genos — происхождение) — историческое формирование группы организмов. В психологии филогенез понимается как процесс возникновения и исторического развития (эволюции) психики и поведения животных; возникновения и эволюции форм сознания в ходе истории человечества.
Онтогенез — развитие индивида в отличии от развития вида (филогенеза). Онтогенез психики означает ее развитие от рождения до конца жизни человека или животного.
Каждый человек в процессе онтогенеза как бы повторяет в «сжатом» виде весь процесс эволюционного развития видов.
Движущая сила всякого развития — борьба внутренних противоречий, борьба между старым и новым, между отживающим и нарождающимся. Именно в этом состоит источник развития психики. Психическое развитие есть всегда возникновение чего- то нового, переход к которому носит скачкообразный характер, оно неизменно включает в себя перерывы постепенности.
Развитие психики в животном мире тесно связано с возникновением и развитием нервной системы, особенно головного мозга.
Существуют разные подходы к пониманию того, какому объекту присуща психика:
1) антропсихизм (Р. Декарт) — психика присуща только человеку;
2) панпсихизм (французские материалисты) — всеобщая одухотворенность природы, всей природе, всему миру присуща психика (и камню в том числе);
3) биопсихизм — психика — это свойство живой природы (присуще и растениям);
4) нейропсихизм (Ч. Дарвин) — психика свойственна только организмам, которые имеют нервную систему;
5) мозгопсихизм (К.К. Платонов) — психика только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг (при таком подходе у насекомых психики нет, так как у них узелковая нервная система, без выраженного головного мозга);
6) критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности (А.Н. Леонтьев) — способность реагировать на жизненно незначимые раздражители среды (звук, запах и т.п.), которые являются сигналами для жизненно важных раздражителей (пища, опасность) благодаря их объективно устойчивой связи. Критерием чувствительности является способность образовывать условные рефлексы — закономерная связь внешнего или внутреннего раздражителя с той или иной деятельностью через посредство нервной системы.
Эволюционная теория утверждает, что наиболее приспособленные к данной среде особи оставят больше потомства, чем менее приспособленные, потомки которых постепенно будут уменьшаться и исчезать. Эта теория позволяет понять, как происходила эволюция поведения и психики со времени появления жизни на Земле до наших дней. Психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и существовать.
Как же начиналось и шло развитие психики и поведения у животных? Материалистически точно ответить на этот вопрос сейчас, когда на Земле давно уже не осталось практически никаких следов этих процессов, невозможно. Ныне живущие простейшие существа — обладатели элементарных форм психического отражения — это не те, с которых, вероятно, начиналась эволюция психического. Ведь вместе с человеком и другим живым миром они прошли миллионы лет эволюции, и вряд ли можно рассчитывать на то, что за такое колоссальное время они не изменились. Мы сейчас в лучшем случае можем высказывать более или менее вероятные предположения о том, как все это было, начиналось и шло.
Одну из гипотез, касающуюся стадий и уровней развития психического отражения, начиная от простейших животных и заканчивая человеком, предложил А.Н. Леонтьев в книге «Проблемы развития психики», выделяя три стадии
развития психики животных:
1) на стадии элементарной чувствительности животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира;
2) на стадии предметного восприятия деятельность животного определяется воздействием уже не отдельных свойств предметов, а вещами в целом. Отражение действительности осуществляется в виде целостных образов;
3) стадия интеллекта характеризуется еще более сложной деятельностью и сложными формами отражения действительности. Существенной для этой стадии является способность решать двухфазные задачи, требующие предварительных подготовительных действий для своего решения. Особенности психики животных обнаруживаются в их поведении. Выделяют врожденные и приобретенные в процессе жизни формы поведения животных.
Сложные акты поведения, направленные на удовлетворение биологических потребностей и основанные на безусловных рефлексах, называются инстинктами. Различают инстинкты питания, самосохранения, размножения и др. Для инстинктов характерны их относительное постоянство, однотипность проявления у животных одного и того же вида.
Индивидуально приобретенные закрепленные в упражнениях способы поведения животных называются навыками. То есть навык — автоматизированный способ выполнения действия, сформированный в процессе упражнения. Образование навыков зависит от уровня развития нервной системы и психики животных. Чем выше стоит животное по уровню развития, тем легче и быстрее образуются у него навыки, тем сложнее по своему характеру они могут быть.
Интеллектуальное поведение представляет собой тип поведения, являющийся вершиной психического развития животных и выражающийся прежде всего в умении животного решать некоторые наглядно-действенные задачи. Интеллектуальное поведение животных характеризуется «изобретением» ими новых способов решения задачи, использованием внешних предметов как орудий, обходом препятствий, решением двухфазных задач, явлением инсайта (внезапное нахождение решения) и т.д.
Интеллектуальный характер носят, прежде всего, действия человекообразных обезьян. Однако заметим, что интеллектуальные действия животных, в отличие от человеческих, не вытекают из знания объективных законов и не осознаются ими, не обобщаются и не передаются «человеческими» способами (через речь, орудия и продукты труда). Интеллектуальные действия даже высших обезьян крайне элементарны по своему характеру и не выходят за пределы круга задач, возникающих в естественных условиях их жизни. Особенностью поведения высших обезьян является их подражательность (например, обезьяна может «подметать» пол, «тушить» огонь и т.д.). Но обезьяны подражают не результату действия, а самому действию. Подражание результату действий у обезьян не доказано. Интеллектуальное поведение является вершиной психического развития животных. Для него характерен перенос усвоенного в новые ситуации, но отсутствует обобщение способа решения в абстракции. Все развитие психики животных подчинено биологическим законам (наследственность, естественный отбор).
Интеллект обезьян при всей его кажущейся сложности ограничен. Он всецело определяется образом жизни и чисто биологическими закономерностями. Обезьяна не способна понимать причинно-следственные связи. Она способна решать лишь те задачи, которые встречаются в естественных условиях ее жизни.
Интеллект обезьян качественно отличен от мышления человека. Обезьяна решает совершенно конкретные задачи, связанные с непосредственно действующими на нее раздражителями. Осознать бессмысленность своих действий она не может. Например, целесообразно применив однажды лестницу для того, чтобы достать приманку, подвешенную к потолку у стенки, обезьяна затем пытается использовать ту же лестницу и для того, чтобы достать приманку, подвешенную к потолку посреди помещения.
Развитие психики животных обусловлено чисто биологическими законами. Именно биологическая обусловленность делает психику животных, даже в высших ее проявлениях, качественно отличной от сознания человека, которое с самого начала носит общественный характер.
Позднее она была доработана и уточнена К.Э. Фабри на основе новейших зоопсихологических данных, поэтому теперь ее правильнее называть концепцией Леонтьева-Фабри. Вся история развития психики и поведения животных, согласно этой концепции, делится на ряд стадий и уровней (табл. 1). Выделяется две стадии элементарной сенсорной психики и перцептивной психики. Первая включает в
себя два уровня: низший и высший, а вторая — три уровня: низший, высший и наивысший.
Каждая из стадий и соответствующие ей уровни характеризуются определенным сочетанием двигательной активности и форм психического отражения, причем в процессе эволюционного развития то и другое взаимодействуют друг с другом. Совершенствование движений ведет к улучшению приспособительной деятельности организма. Эта деятельность, в свою очередь, способствует улучшению нервной системы, расширению ее возможностей, создает условия для развития новых видов деятельности и форм отражения. То и другое опосредствуется совершенствованием психики.

Таблица 1. Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А.Н. Леонтьеву и К.Э. Фабри)

психика включает в себя

Окончание табл. 1

психика включает в себя

Стадия элементарной сенсорной психики характеризуется примитивными элементами чувствительности, не выходящими за пределы простейших ощущений. Эта стадия связана с выделением у животных специализированного органа, осуществляющего сложные манипулятивные движения организма с предметами внешнего мира. Таким органом у низших животных являются челюсти. Они заменяют им руки, которые есть только у человека и некоторых высших животных. Челюсти сохраняют свою роль как орган манипуляций и исследования окружающего мира в течение длительного периода времени, вплоть до освобождения передних конечностей животного для этой цели.
Низший уровень стадии элементарной сенсорной психики, на котором находятся простейшие и низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде, характеризуется тем, что здесь в достаточно развитом виде представлена раздражимость — способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия среды повышением уровня своей активности, изменением направления и скорости движений. Чувствительность как способность живого организма реагировать на биологически нейтральные свойства среды, но готовность к научению методом условных рефлексов еще отсутствует. Двигательная активность животных еще не имеет поискового, целенаправленного характера.
Высший уровень стадии элементарной сенсорной психики, которого достигают живые существа типа кольчатых червей и брюхоногих моллюсков, характеризуется появлением первых элементарных ощущений и челюстей как органа манипулирования. Изменчивость поведения здесь дополняется появлением способности к приобретению и закреплению жизненного опыта через условнорефлекторные связи. На этом уровне уже существует чувствительность. Двигательная активность совершенствуется и приобретает характер целенаправленного поиска биологически полезных и избегания биологически вредных воздействий.
Виды приспособительного поведения, приобретаемые в результате мутаций и передаваемые из поколения в поколение благодаря естественному отбору, оформляются в качестве инстинктов — генетически закрепленных, структурно и функционально довольно жестких систем целесообразно устроенных органических и поведенческих реакций.
Качественный скачок в развитии психики и поведения животных происходит на перцептивной стадии. Ощущения здесь объединяются в образы, а внешняя среда начинает восприниматься в виде вещно оформленных, расчлененных на детали в восприятии, но образно целостных предметов, а не отдельных ощущений. В поведении животных с очевидностью выступает тенденция ориентироваться на предметы окружающего мира и отношения между ними. Наряду с инстинктами возникают и более гибкие формы приспособительного поведения в виде сложных изменчивых двигательных навыков.
Весьма развитой оказывается двигательная активность, включающая в себя движения, связанные с изменением направления и скорости. Деятельность животных приобретает более гибкий целенаправленный характер. Все это происходит уже на низшем уровне перцептивной психики, на котором, по предположению, находятся рыбы, другие низшие позвоночные, некоторые виды беспозвоночных и насекомые.
Высший уровень перцептивной психики включает в себя высших позвоночных: птиц и некоторых млекопитающих. У них уже можно обнаружить элементарные формы мышления, проявляемого в способности к решению задач в практическом, наглядно-действенном плане. Здесь мы обнаруживаем готовность к научению, усвоению способов решения таких задач, их запоминанию и переносу в новые условия (в ограниченных, правда, пределах).
Наивысшего уровня развития перцептивной психики достигают обезьяны. Их восприятие внешнего мира носит, по- видимому, уже образный характер, а научение происходит через механизмы подражания и переноса. В такой психике особо выделяется способность к практическому решению широкого класса задач, требующих исследования и манипулирования с предметами. В деятельности животных выделяется особая ориентировочно-исследовательская, или подготовительная, фаза. Она заключается в изучении ситуации прежде, чем приступить в ней к практическим действиям.
Развитие психики в животном мире тесно связано с возникновением и развитием нервной системы, особенно головного мозга. Нервная система у низших животных существует в разнообразных формах: сетчатой, кольцевой, радиальной и т.д. Благодаря нервной системе организм начинает функционировать как единое целое. По мере своего ра
звития нервная система погружается под мышечную ткань, продольные тяжи становятся более выраженными. Одновременно все большее значение начинает приобретать передний конец тела, в нем происходят скопление и уплотнение нервных элементов — постепенно возникает головной мозг.
Чувствительность возникает на базе раздражимости как всеобщего свойства живой материи. Чувствительность — первое проявление психики и показатель ее возникновения. «Чувствительность ориентирует организм в среде, выполняя сигнальную функцию» (А.Н. Леонтьев), т.е. организм начинает реагировать на биологически нейтральные раздражители, лишь сигнализирующие о биологически значимых раздражителях.

Источник: http://txtb.ru/149/8.html

V. Информационный материал. Сознание — высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

Сознание — высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

Сознание, как оно открывается субъекту, представляет собой картину мира, в которую включен и окружающий человека мир, и он сам, и его переживания.

· различение субъекта и объекта;

· ориентация во времени и пространстве;

· активность: сам субъект обусловливает содержание сознания;

· произвольность: сознание вплетено в целенаправленную деятельность субъекта;

· интенциональность – направленность на предмет: сознание – это всегда сознание чего-либо;

· способность к рефлексии: сознание включает в себя и осознание самого субъекта. Рефлексия — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

«Сознание есть отражение объекта, знания о нем и форма жизни субъекта. Сознание обусловливает поведение, деятельность людей; деятельность же людей изменяет природу и перестраивает общество. И сознание, и деятельность — это связь человека с миром. То, что в процессе осознания переходит из мира в человека, приобретая в нем идеальную форму существования, преломляясь через субъекта, в качестве его помыслов и замыслов, через действие переходит в мир, преобразуя его, и воплощаясь в нем, приобретает материальную форму существования» (С.Л. Рубинштейн).

Сознание характеризуется активным отношением человека к действительности, к самому себе, к своим поступкам и действиям, деятельности, направленной на достижение поставленных целей. Сознание является способностью человека понимать окружающий мир, процессы, происходящие в нем, свои мысли и действия, и свое отношение к миру и себе самому.

Сознание не есть ёмкость для психических процессов, не есть плоскость, на которой развёртываются психические содержания, не есть сумма психических процессов, т.е. оно не аддитивно. Сознание есть внутренняя деятельность субъекта. «Деятельность человека и составляет субстанцию его сознания» (А.Н. Леонтьев).

Факторы возникновения сознания в филогенетическом аспекте:

1) деятельность — сделала сознание необходимым, т.к. деятельность должна направляться целью. Цель представляет образ будущего результата, и образ цели постоянно должен быть представлен в сознании;

2) речь — сделала сознание возможным. Именно в речи в виде понятий накапливается информация об общих и существенных признаках предметов. В понятиях закреплен опыт человеческого развития. Сознание имеет социокультурную природу и формируется под влиянием совместной производственной практической деятельности с непременным ее атрибутом — общением (по А.Н. Леонтьеву).

Эти же факторы определяют возникновение и развитие сознания в онтогенезе.

А.Н. Леонтьев выделил уровни развития сознания: развитое и примитивное сознание. Примитивное сознание, в отличие от развитого, характеризуется:

· невозможностью абстракции, зависимостью от конкретной ситуации и от конкретного действия субъекта;

· зависимостью от коллективного мнения.

Структура сознания по А.Н.Леонтьеву:

· чувственная ткань сознания — чувственные переживания различной модальности, интенсивности, степени ясности. Обычно чувственная ткань сознания не открывается субъекту как таковая, а переживается как чувство реальности. Чувственная ткань сознания связана с объектом, который мы отражаем. В обычном состоянии у субъекта слито воедино отражение объекта и сам объект, именно поэтому возникает ощущение реальности происходящего вокруг нас. Отделение чувственной ткани сознания от предметного содержания отражаемых объектов происходит только в случае нарушений условий восприятия. Психический образ представлен двояко: чувственная ткань и предметное содержание. Благодаря сознанию человек освобождается от зависимости от чувственных впечатлений. Функция чувственной ткани: обеспечение слитности образа и предмета, который вызвал этот образ;

· система значений. Носителями значений являются: предметы материальной культуры, нормы и образцы поведения (ритуалы, традиции), знаковые системы (прежде всего язык). В значении зафиксированы общевыработанные способы взаимодействия субъекта с предметной средой. Посредством системы значений сознанию субъекта открывается образ мира, других людей и самого субъекта. Выпадение анализаторных систем не разрушает сознание, выпадение же системы значений деформирует сознание человека;

· личностный смысл – индивидуализированное отражение отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность, осознаваемое «значение для меня» усваиваемых субъектом безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные нормы, роли, ценности и идеалы. Личностный смысл – это индивидуальное значение общепринятого значения.

Структура сознания по С.Л. Рубинштейну:

· знание. Момент знания в сознании заключается в каждом психическом явлении, т.к. каждый психический процесс является отражением объективной реальности, познанием в подлинном смысле слова, все более глубоким активным познавательным проникновением в действительность оно становится лишь у человека по мере того, как он в своей общественной практике начинает изменять и, изменяя, все глубже познавать действительность;

· переживание. Первично, дано субъекту прежде всего как психический факт, как кусок собственной жизни индивида, специфическое проявление его индивидуальной жизни. Переживанием является психическое образование, т.к. оно определяется контекстом жизни индивида. В сознании переживающего индивида этот контекст выступает как связь его активности и мотивов. Они определяют смысл пережитого как чего-то со мной происшедшего. «В переживании на передний план выступает не предметное содержание того, что в нём отражается, а его значение в ходе моей жизни — то, что я это знал, что мне уяснилось, что этим разрешились задачи, которые были передо мной. » (С.Л. Рубинштейн). Переживание – это психическое образование, выступающее как событие внутренней жизни данного субъекта.

Знание и переживание взаимосвязаны: переживание является переживанием чего-то, а значит, знанием о чём-то; всякое переживание включает в себя как нечто подчиненное и аспект знания; вместе с тем, знание может стать глубочайшим личностным переживанием.

Самосознание –сознание человеком самого себя, своих собственных качеств. Самосознание – это не осознание собственного сознания, а осознание себя как субъекта, отличного от других субъектов, как субъекта собственной активности (С.Л. Рубинштейн). Самосознание — сложный психический процесс, включающий в себя:

· Познание человеком самого себя. Самопознание как процесс развернуто во времени, начинается с единичных ситуативных образов, которые в дальнейшем интегрируются, формируется понятие собственного «я» как субъекта, отличного от других субъектов. Основной механизм самопознания – сравнение себя с другими людьми. С.Л. Рубинштейн писал: «Человеческое «я» не может быть раскрыто только как объект непосредственного сознания, через отношение только к самому себе обособленно от отношения к другим людям. Каждое конкретное «я» выступает как объект других конкретных «я». Человек постоянно изменяется, поэтому самопознание относительно. Разворачиваясь как процесс, самопознание представляет собой непрерывное уточнение знаний о себе.

И.И. Чеснокова выделяет в самопознании 2 уровня:

o самовосприятие, самонаблюдение — накопление знаний человека о себе самом. Эти знания конкретны, связаны с конкретной ситуацией общения, деятельности;

o соотнесение знаний о себе уже не со знаниями других людей, а с самим собой, соотнесение «я» прошлого и «я» настоящего, «я» настоящего и «я» будущего. Человек соотносит свое поведение не с конкретными результатами, которых он достиг, а с мотивацией, при этом возникает обобщённый образ собственного «я», который постоянно уточняется и совершенствуется; на этом уровне возникают возможности самоанализа;

· Эмоционально-ценностное отношение к себе. Эмоционально-ценностное отношение к себе – специфическое эмоциональное переживание, в котором отражается отношение личности к себе (простые эмоции, оценочные суждения). Знание и переживание проявляют себя в самопознании. Отношение личности к себе отражается в категории самооценки, которая может быть завышенной, заниженной, адекватной (критерий — знание о себе). Истинность самооценки устанавливается на основе реальных проявлений личности, ее деятельности и поведения;

· Саморегулирование такая форма регуляции поведения, которая включает в себя результаты самопознания и самооценку. Для социально зрелой личности характерна развитая способность адаптироваться к самым различным ситуациям и способам общения. Такое саморегулирование возможно на уровне устойчивых знаний о себе и адекватной самооценки. В этом случае человек способен соотносить свое поведение с ожиданиями других людей, а также социальными ожиданиями в целом. И.И. Чеснокова выделяет два уровня саморегулирования:

o управление течением поведенческих актов от формирования мотива до достижения целей, отчет в том, почему человек так действует;

o самоконтроль – постоянный отчет человека о проявлениях своей индивидуальности, способах поведения и деятельности. Предоставляет человеку возможность владеть собой, т.е. возможность действовать достойно в любых ситуациях.

Бессознательное –характеристика психических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание.

Используя понятие бессознательного, З. Фрейд предложил следующую структуру психики:

– Сознание. Включает в себя все процессы, происходящие с человеком в данный момент, которые могут быть осознаны им: различного рода ощущения, воспринимаемые образы, акты внимания, мысли и т.д.

Предсознание. Заключает в своем содержании ранее осознанные факты и явления, знания и умения человека. В связи с неактуальностью их на текущий момент они вытеснены из сознания, однако легко могут быть возвращены назад.

Бессознательное. Основным содержанием являются инстинкты и влечения субъекта, а также информация, вытесненная из сознания как травмирующая или социально неприемлемая. Между бессознательным и предсознанием существует жесткая цензура, поэтому человек не может обращаться к данной информации. Бессознательное может прорываться в сновидениях, оговорках, описках и т.д.

Точки зрения на понятие бессознательного (по Ф.В. Бассину):

· психические процессы непосредственно «даны», непосредственно «известны» их субъекту, т.е. они осознаваемы. Работа же мозга, лежащая в их основе, «непосредственно субъекту не «дана», ему не представлена, непосредственно субъект ничего о ней не знает, т.е. она «неосознаваема»». Таким образом, психическое – это то, что осознается, физиологические же процессы, на основе которых совершается психическая деятельность, неосознаваемы и, следовательно, бессознательное как «психическое» — это абсурд;

· игнорировать неосознаваемую психическую деятельность недопустимо. Ее следует рассматривать лишь как своеобразный психологический автоматизм, вовсе не требующий для своего протекания включения сознания. Бессознательное – это только вспомогательное средство для полноценной работы памяти, восприятия, воли, всех других высших психических функций;

· любая наша поведенческая реакция на любой воздействующий на нас стимул определяется той «психологической установкой», которая нами в данный момент владеет и имеет свойство не осознаваться человеком;

· бессознательное — это такая активность нашего мозга, которая поддается лишь особой форме постижения, и в этом смысле не походит ни на один другой объект научного познания.

Все неосознаваемые процессы можно разделить на три класса:

(по Ю.Б. Гиппенрейтер):

· неосознаваемые механизмы сознательных действий:

o неосознаваемые автоматизмы – действия или акты, которые совершаются «сами собой», без участия сознания:

а) первичные автоматизмы — никогда не осознаются. Другое название — автоматические действия. В их группу входят либо врожденные акты, либо те, которые формируются очень рано (в течение первого года жизни). Например, сосательные движения, мигание, ходьба;

б) вторичные автоматизмы – прошли через осознание и перестали осознаваться – навыки. Пример: путём продвижения от простых действий к сложным, благодаря передаче на неосознаваемые уровни действий уже освоенных, человек приобретает мастерство. И, в конце концов выдающиеся пианисты достигают такого уровня, когда «рояль исчезает, и нам открывается одна музыка»;

o явление неосознаваемой установки. Узнадзе Дмитрий Николаевич (1886-1950) – грузинский психолог, создавший теорию установки. Установка–готовность организма или субъекта к совершению определённого действия или к реагированию определенным образом. Различают:

а) моторную установку – это преднастройка позы руки по отношению к исследуемому предмету (например, человек, пытаясь взять предмет, подстраивает кисть руки под его форму);

б) перцептивную установку (например, если вы сидите в тёмной комнате со страхом ждете чего-то угрожающего, то иногда и в самом деле начинают слышаться шаги и шорохи);

в) интеллектуальную (умственную) установку (например, когда вам даётся какой-нибудь математический пример, выраженный в тригонометрических формулах и символах, то создаётся установка решать его с помощью именно тригонометрических формул, хотя иногда это решение сводится к простым алгебраическим преобразованиям).

Бессознательное понимается как совокупность досознательных образований (установок), которые подготавливают наше сознание к поведению и определенным действиям. Установка рассматривается как состояние, которое «не будучи сознательным, представляет собой своеобразную тенденцию к определенным содержаниям сознания» (Д.Н. Узнадзе). Асмолов А.Г. предложил классификацию установок, выделив следующие:

— смысловые установки, связаны с мотивами и смыслами деятельности;

— целевые установки, готовность субъекта совершать определенные действия в соответствии с выбранной целью;

— операциональные (фиксированные) установки, актуализируются под влиянием предшествующего опыта субъекта;

o неосознаваемые сопровождения сознательных действий – непроизвольные движения, топические напряжения, мимика и пантомимика, а также большой класс вегетативных реакций, сопровождающий действия и состояния человека;

· неосознаваемые побудители сознательных действий. Бессознательное, описываемое в терминах теории психоанализа З. Фрейда. Фрейд открыл сферу динамического бессознательного и описал формы его проявления. По мнению Фрейда, в психике человека существуют три сферы:

— сознание, содержание которого полностью определяется нашим вниманием;

— предсознательное (бессознательное в данный момент) – совокупность впечатлений, которые могут быть осознанными, но в данный момент не осознаются, скрытые знания;

— бессознательное (о содержании его человек не догадывается вообще, иногда люди даже отрицают возможность его существования) — такие впечатления, побуждения, которые не совместимы с моральными принципами личности, – это влечения, соответствующие инстинктам (инстинкт жизни включает сексуальное влечение, инстинкт смерти – влечения деструкции. агрессии). Бессознательное детерминирует все сознательные явления;

· «надсознательные» процессы – процессы творчества, потеря и приобретение веры, которые происходят для человека неосознанно, но им предшествует длительная и напряженная работа сознания.

Схема соотношений сознания и неосознаваемых процессов различных классов (по Ю.Б. Гиппенрейтер).

Сознание в виде острова, погружённого в море неосознаваемых процессов.

I – неосознаваемые механизмы сознательных действий. Это технические исполнители или «чернорабочие» сознания. Многие из них образуются путём передачи функций сознания на неосознаваемые уровни.

II – неосознаваемые побудители сознательных действий (наравне с процессами сознания на схеме). Они вытеснены из сознания, эмоционально заряжены и время от времени прорываются в сознание в особой символической форме.

III – «надсознательные» процессы.

VI. Литература для самоподготовки:

1. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. — М., 1995.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. — М., 1998.

3. Еникеев М.И. Общая и социальная психология М., 2000.

4. Тайны сознания и бессознательного. Хрестоматия. Сост. К.В. Сельченок. — Минск, 1998.

VII. Вопросы для самоконтроля.

1. Объясните, почему сознание считают высшим уровнем психического отражения.

2. Перечислите атрибуты сознания.

3. Какие факторы способствуют возникновению сознания?

4. Опишите структурные элементы сознания, выделенные С.Л. Рубинштейном.

5. Охарактеризуйте структуру сознания по А.Н. Леонтьеву.

6. Охарактеризуйте структуру самосознания.

7. Опишите структуру психики по З. Фрейду.

8. Как понимается бессознательное в теории установки?

9. Приведите примеры проявлений бессознательного в поведении и психических процессах человека.

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://vikidalka.ru/2-109856.html

Общее понятие психики человека

Понятие психики человека является одним из самых изучаемых и в то же время загадочных. Несмотря на огромное количество фундаментальных исследований по данной теме, остается еще огромное количество вопросов и загадок, на которые человечеству только предстоит найти ответ.

психика включает в себя

Основные понятия психики

Изучением особенностей человеческой психики занимается огромное количество ученых и исследователей. Естественно, каждый из них формирует собственное определение данного понятия. Стоит рассмотреть самые употребляемые из них.

Понятие психики № 1 подразумевает деятельность по отражению и регуляции явлений действительности. Благодаря этому, происходит активное взаимодействие с окружающим миром, а также познание общечеловеческого опыта.

Понятие психики №2 подразумевает законы становления и функционирования внутреннего мира и образов реальности, складывающихся в сознании человека.

Понятие №3 определяет психику как субъективное отражение действительности через систему идеальных образов, посредством которых происходит взаимодействие с окружающей средой, а также ориентация в ней.

психика включает в себя

Основные положения о психике

На основании выводов разных специалистов, занимающихся изучением понятия психики, можно выделить несколько ключевых положений, определяющих специфику данного явления:

Понятие и структура психики

Психика — это сложное системное явление, которое включает в себя такие структурные элементы:

психика включает в себя

Структура сознания

Определение понятия психики тесно связано с понятием сознания. Последняя категория характеризуется такой структурой:

Основные виды психических процессов

Понятие психики включает в себя такую категорию как психические процессы. Это все, что происходит в голове человека и находит свое отражение в психических явлениях. Вот какие виды процессов можно выделить:

Ключевые функции психики

При изучении понятия психики функции психики играют определяющее значение. Вот основные из них:

психика включает в себя

Психика и головной мозг

Понятие психики в психологии ассоциировано с центральной нервной системой, которая, в свою очередь, берет начало в головном мозге человека. В связи с этим целесообразно углубиться в изучение механизма формирования психики. Вот какие процессы происходят в разных отделах головного мозга:

Понятие о психических образах

Понятие психики неразрывно связано с понятием психического образа, который представляет собой интегративное отражение действительности. Это своего рода информационная модель, на основании которой определяется жизнедеятельность человека. Психическим образам присущи такие свойства:

Характеристика здоровой психики

Рассматривая понятие психики человека, стоит обратить внимание на признаки ее нормального функционирования. Здоровой психике присущи такие характеристики:

психика включает в себя

Подходы к определению обладания психикой

В общей психологии понятие психики изучается только в отношении человека. Тем не менее некоторые исследователи придерживаются мнения, что другие существа также обладают этим свойством. На основании разности взглядов по данному вопросу было сформировано несколько теорий, а именно:

Ключевые отличия психики человека от психики животных

Если рассмотреть понятие психики человека в сравнении с другими живыми существами (а именно с животными), напрашиваются определенные выводы. Итак, отличие психики людей выражается в следующем:

Эволюционное развитие психики

Важно обратить внимание на эволюционное развитие отражения действительности, чтобы глубже разобраться в рассматриваемом понятии. Развитие психики происходит в соответствии с такими последовательными стадиями:

психика включает в себя

Теории личности

Определение понятия психики неразрывно связано с понятием личности, которая формируется под ее влиянием. В связи с этим исследователи предлагают различные теории личности. Наиболее широкое распространение получили следующие из них:

Психическая структура личности

Личность — это своего рода отражение понятия психики. В связи с этим уместно рассмотреть психическую структуру личности, которая представляет собой совокупность свойств, качеств, отношений, позиций, алгоритмов и прочих факторов, определяющих поведение человека. Данным вопросом занимались многие психологи, но наибольшее распространение получила теория Платонова. Он определил такие составляющие психической структуры личности:

психика включает в себя

Характер и психика

При рассмотрении сути понятия «психика» неизменно возникает вопрос о характере. Первым делом стоит отметить, что это совсем не одно и то же.

Характер можно определить как совокупность психических свойств, которые накладывают отпечаток на поведение и поступки в различных жизненных обстоятельствах. На его основании можно предвидеть, как поступит индивид, оказавшись в тех или иных условиях. Психические свойства личности, определяющие поведение, — это черты характера. Можно сказать, что характер отражает отношение к себе, к окружающим и к миру в целом. Причем это отношение имеет сознательное выражение в виде мировоззрения.

Характер находится в тесной взаимосвязи со всеми аспектами психики. На линию поведения влияют познавательные процессы, воля, чувства, которые преобладают в психическом складе индивида и определяют его поведение. В связи с этим следует выделить четыре группы черт характера:

  1. Общие черты, формирующие психический склад личности. Это, например, принципиальность, мужественность, активность, дисциплинированность. То есть первая характеристика, которая приходит на ум при мысли о человеке, а также та, что присуща большому количеству людей.
  2. Черты, выражающие отношение к окружающим. Это общительность или замкнутость, откровенность или скрытность, чуткость или черствость и так далее.
  3. Черты, которые отражают отношение индивида к себе самому. Это может быть чувство собственного достоинства или самоуничижение, скромность или заносчивость и так далее.
  4. Черты, которые отражают отношение индивида к своей деятельности и труду в целом. В этой связи можно выделить инициативность и настойчивость (или же пассивность и лень).

Психологи сходятся во мнении, что характер не является врожденной и постоянной характеристикой. Это свойство формируется на протяжении всей жизни под воздействием внешних факторов и собственных усилий индивида.

Источник: http://fb.ru/article/19887/ponyatie-psihiki-cheloveka

Что включает в себя психическое отражение?

1. Активно воздействует на среду

2. Отражает явления только в момент его непосредственного воздействия

3. Дает приблизительно правильную копию предметов и явлений действительности

4. Является фотографией окружающей действительности

Установите соответствие

Вид памятиВремя сохранения информации
1. Кратковременная память 2. Оперативная память 3. Долговременная память 4. Сенсорная памятьа) Неопределенно долго б) 20 секунд в) ¼ секунды г) До тех пор, пока информация актуальна

10. Дополните. Высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку, называется _______

В структуру деятельности входит все, кроме

12. Дополните. Язык – система ______

13. Дополните. Модель отраженного мира – это _________

14. Заполните схему. Классификация психических процессов

15. К функциям речи относятся следующие, за исключением одной:

2. Средство мышления

3. Средство обобщения

4. Функция эмоционального отреагирования

16. К способам воображения относятся все, кроме:

17. В каком типе памяти время сохранения информации составляет 20 секунд:

К процессам памяти относятся все, за исключением

Когда человек начинает носить жесткие контактные линзы, они ему очень мешают, но со временем он перестает их замечать. Что является причиной этого?

20. К психическим свойствам относятся указанные, кроме:

Как называется акт, целевой реакцией которого является причинение вреда себе или другим людям

Вариант 2

1.Создателем первой психологической лаборатории явился:

2. Психика – это:

А) Объективная реальность

Б) Субъективное отражение объективного мира

В) Субъективное отражение субъективного мира

Г) Субъективная реальность

3. Один из методов психологии, представляющий собой краткие стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определенную шкалу значений:

4. Укажите правильные ответы. Факторы возникновения сознания (по А.Н. Леонтьеву):

Подходы к изучению ощущения

А) Психолингвистический подход

Б) Психологический подход

В) Психогигиенический подход

Г) Психофизиологический подход

6. Процесс лучшего запоминания незавершенных действий по сравнению завершенными называется:

А) Эффектом края

Б) Законом Эббингауза

В) Эффектом Зейгарник

Г) Эффектом ореола

Установите соответствие

Стадии психики (по А.Н. Леонтьеву)Особенности психического отражения
1. стадия элементарной сенсорной психики 2. стадия перцептивной психикиа) отражение в форме образов б) раздражимость в) ощущение г) элементарные формы мышления

Заполните схему. Формы психических явлений

психика включает в себя

1. Психические процессы

2. Психические явления

3. Психические состояния

7. Психические свойства

9. Дополните. Осознанный образ предвосхищаемого результата деятельности называется _______________________

10. Способность предвидеть развитие событий или результаты действий называется:

11. Непроизвольное перемещение с основной деятельности на незначимые объекты называется:

12. Дополните. Процесс или явление, несущее сообщение о каком-то событии или явлении и ориентирующее живую систему относительно этого явления называется ___________

13. К психическим процессам относятся все, кроме:

Установите соответствие.

Виды рецепторовХарактеристика
Дистантные рецепторы Контактные рецепторыа) Зрение б) Слух в) Обоняние г) Осязание д) Вкус

15. Дополните. Действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием сознательной регуляции, называется ____________

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: http://zdamsam.ru/b20306.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *