Труд и примета – залог успеха: народные поверья, помогающие садоводам — народные приметы связанные с трудом крестьян

21.06.2018

Если в декабре земля хорошо промерзла, и выпало много снега, то следующий год урожайный будет.

Труд и примета – залог успеха: народные поверья, помогающие садоводам

Издавна на Руси говорили: «Не вырастишь овощей – не сваришь и щей». Выращивание овощей, сбор ягод, яблок, грибов – все это было важнейшей составляющей земледельческой жизни. Поэтому народ всегда старался примечать взаимосвязь между погодными явлениями и урожаем. Из глубин веков идут народные приметы, связанные с погодой, и крестьяне всегда следовали этим поверьям, чтобы урожай был богатым. Многие из примет актуальны и сейчас.

народные приметы связанные с трудом крестьян

Если в декабре земля хорошо промерзла, и выпало много снега, то следующий год урожайный будет.

Бытовал в народе и такой ритуал. В ночь на Крещенье выносили на мороз посуду с разными семенами, а утром смотрели – те культуры, чьи семена покрылись инеем, должны были в наступившем году дать хороший урожай.

народные приметы связанные с трудом крестьян

Весна

Начиналась самая ответственная пора в жизни крестьянина. Подготовка земли к посадке, сев, высадка рассады.

Народ издавна определил самые оптимальные сроки для посадок тех или иных культур и отразил их в проверенных временем приметах. Большинство их так или иначе связано с цветением определенных растений, кустарников, распусканием листвы на деревьях. Это один из главных показателей того, что земля достаточно прогрелась, и сеянцы не замерзнут. Например, цветение красной рябины обозначало, что заморозков больше не будет.

народные приметы связанные с трудом крестьян

«Сей в грязь, будешь князь», — напитанная влагой почва гарантировала обильные урожаи.

Считалось, что растущая луна «тянет» за собой «вершки», поэтому листовые культуры (укроп, салат, листовую свеклу, петрушку на зелень и прочие «вершки») сеяли при растущей луне. И наоборот, при убывающей луне лучше всего сажать корнеплоды – морковь, репу, свеклу и др.

Все посадочные работы старались закончить к Троице, потому что иначе овощи могли и не успеть вызреть.

Следующий после Троицы Духов день считался днем именин земли. И работать на земле в этот день нельзя – земля отдыхала.

народные приметы связанные с трудом крестьян

Теплое лето, естественно, предвещало хороший урожай.

Если дождь идет с утра, то он, как правило, прекращался к обеду. Ну а коли с обеда полил – то мог зарядить на весь день.

С 18-го июня (Дорофеев день) начинали борьбу с сорняками.

народные приметы связанные с трудом крестьян

19 июня – день Лариона-пропольника. Если выполоть все сорняки в этот день, то они больше не вырастут.

Обильная роса на Ивана Купалу (7 июля) – хороший урожай огурцов.

Когда созревают ягоды, то нельзя обрывать их все, иначе урожая в следующем году не будет.

Барыня на грядке

Капусту на Руси сравнивали с барыней на грядке и для нее существует больше всего примет, связанных с овощами.

народные приметы связанные с трудом крестьян

Капуста возделывается на Руси с 11-го века, и у неё есть своя покровительница – Арина-рассадница (18 мая). В этот день крестьяне старались высадить капусту, так как считали, что это лучший день для того, чтобы она хорошо уродилась. Исключением было, если 18-е мая приходилось на четверг – считалось, что посаженную в четверг капусту могут съесть черви.

А о том, каков будет урожай пузатой красавицы, 14-го марта смотрели на погоду: «на Авдотью солнечно – будет год урожайным на капусту». В этот же день сеяли семена капусты на рассаду (по поверьям, посеянные в этот день семена пузатой красавицы дадут крепкие всходы, растения будут устойчивы к заморозкам).

«Капуста любит воду и хорошую погоду», — говорили в народе. И верно, чем обильнее полив и теплее лето, тем лучше будет урожай этой «барыни на грядке».

народные приметы связанные с трудом крестьян

8 октября – день Сергия Радонежского, считался началом зимы и наиболее удачным днем для сбора капусты. Ну а коли на Сергия снег шёл, то и в следующем году погода будет благоприятна для капусты.

Ну и напоследок самая главная примета для любых садово-огородных дел: если делать все с любовью, с добрым словом, с усердием, то урожай всех культур будет просто отменный!

Источник: http://akaoray.ru/trud-i-primeta-zalog-uspexa-narodnye-poverya-pomogayushhie-sadovodam/

Народные приметы на урожай

народные приметы связанные с трудом крестьянРусские крестьяне сложили тысячи пословиц и примет, содержащих советы, как вести сельское хозяйство. Это была своеобразная народная энциклопедия земледелия. Только о севе существуют десятки изречений: «До поры до времени не сеют семени», «Кто рано сеет, семян не теряет», «Днем раньше посеешь — неделей раньше пожнешь», «Весною час упустишь — годом не наверстаешь», «Всякое семя знает свое время», «Зяблые семена всегда поздно всходят», «Ранний пар родит пшеничку, а поздний — метличку», «Ранний посев к позднему в амбар не ходит», «Землю согрело, не опоздай с посевом».

Приметы связывали срок сева с живым календарем природы: «Жаворонок запел — пора выходить на пашню», «Сей ячмень, когда загудит слепень», «Молодые галчата [грачата] кричат — время сеять овес», «Лягушка квакчет — овес скачет», то есть можно его сеять. Крестьяне определяли время для посева ржи появлением рыжиков, побегов на корневище чернобыля, для сева гречихи — когда зацветала ольха, пшеницы — черемуха, ячменя — калина.

Сельские труженики говорили: «Сей пшеницу, когда весна стоит красными днями», «Сей овес до распускания осин», «Самый поздний посев овса, когда зацветут яблони», «Земляника красна — не сей напрасно овса», «Рябина зацветет — пора сеять лен», «Сей лен на легких землях, когда распускаются почки на дубах», «Ко¬гда на елке шишки красные, а на сосне зеленые — сей ячмень», «Гречиху сей, когда трава [роса] хороша», «Когда распускается дуб — сей горох». Время сева определяли состоянием земли: вспахав и переворотив пласт, брали землю в руку. Если она слипалась в комок, то пахать рано — земля сырая, а если рассыпалась — время пахать.

Земледельцы нередко догадывались, что урожай зависит не от молитв, а от семян и» удобрений: «Какое зерно, такой и сноп», «Старые семена вырождаются», «Доброе семя — добрый и всход», «Без назема-батюшки не жди хлеба от землицы-матушки», «Земля навоз помнит», «Удобряй щедрей поля — наградит тебя земля», «Удобряй землицу — снимешь пшеницу», «Клади навоз густо — в амбаре не будет пусто», «Рожь говорит: „Сей меня в золу да в пору», а овес говорит: „Топчи меня в грязь, так буду князь»» и т. д. Пословицы отмечали тяжелый труд землепашца: «Не польешь земли потом, не уродит земля рожь», «Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится», «В пашне огрехи — а на кафтане прорехи», «Мни лен доле — волокна будет боле».

В деревне знали сроки произрастания растений: «В цвету трава — косить пора», «Перестоялась трава — не сено, а труха», «Рожь две недели зеленится, две неде¬ли колосится, две недели наливает, две недели подсыхает да две недели поклоны бьет, жать себя просит, торопись, говорит, а то зерно уплывет», «Лен две недели цветет, четыре недели спеет, а на седьмую семя летит». Еще только начиная сеять, крестьянин уже думал о том, что принесет ему весна. «Если весною дружно тает снег и дружно бежит вода, то лучше уродятся яровые хлеба раннего посева», потому что земля, промоченная на значительную глубину, создаст хороший запас влаги для яровых. «Осень ненастная — к урожаю», «Снежная зима — хороший рост трав».

Одни приметы радовали крестьянина, другие страшили — как предвестье надвигающейся засухи или града.

«Сильная роса — к урожаю», — говорили крестьяне. «Коли в мае дождь —будет и рожь», «Если уродится рябина, то рожь будет хороша, если уродится черемуха, то плоха». Сельские жители примечали, как зацветает колос: снизу, с середины или сверху. Чем Ниже, тем дешевле будет хлеб, говорили в старину, чем выше, тем дороже. Здоровый и обильный колос должен зацветать снизу, тогда урожай будет богатый, а чем выше зацветает, тем меньше зерна соберут. «По соломе жита не узнаешь», — сокрушался крестьянин. «Не верь гречихе в цвету, верь в закрому», «Коли есть метла да костра — будет хлеба до Петра [12 июля1], а синец да звонец [названия разных трав] — хлебу конец». Крестьянин осторожно советовал предсказывать урожай: «Взошли хлеба — не дивись, налились хлеба — не хвались, хлеб на току — про урожай толкуй», «Хвали урожай, когда в сусек засыпаешь».

Академик Е. Н. Павловский считал, что при рассмотрении истоков науки о природе следует учитывать па¬мятники народного творчества. «Благодаря вековым наблюдениям жизни природы и учета результатов сельскохозяйственной работы в конкретных условиях минувших лет складывались более или менее обоснованные приметы,— писал Е. II. Павловский. — Календарное пользование ими позволяло рассчитывать на урожай сельскохозяйственных культур и на ожидаемую погоду.

Такие приметы получали даже прямой характер календаря, ко¬торым люди руководствовались в практике производства различных сельскохозяйственных работ»2. Ученый объяснял это тем, что в основу верных примет положены наблюдения, связывающие последовательность или одно¬временность проявления жизни природы в весьма различных ее формах. Он видел в рациональных приметах как бы народную фенологию — отрасль биологии, изучающую периодичность явлений в жизни растений и животных, в их взаимной связи и зависимости от факторов внешней среды, прежде всего климата. Так, в Ленинградской области начало сокодвижения в березе означает переход к устойчивой температуре плюс 5 градусов, цветение черемухи совпадает с ранней посадкой картофеля и капусты, а начало кладки яиц капустной мухи — с началом цветения вишни.

В народном календаре отмечены сроки цветения груши, яблони, созревания малины, земляники, начала листопада, прилета грачей, скворцов, жаворонков, трясогу¬зок, соловьев, вскрытия рек, отлета гусей, журавлей и другие сезонные явления. Например: «Увидал грача — весну встречай», «Грач на горе — весна на дворе», «Грач на проталину, скворец — на прогалину», «Увидал скворца — знай: весна у крыльца», «Жаворонок к теплу, зяблик— к стуже», «Журавушка курлычет — о тепле весть подает». Прилет чаек и трясогузок совпадал с движени¬ем льдов на реках Средней России. Поэтому говорили: «Чайка прилетела — лед идет», «Трясогузка-ледоломка хвостом лед разбивает» и т. д.
Натуралисты так шутливо расшифровывали весеннюю песню овсяночки: «Покинь сани, возьми воз», летнюю: «Скинь кафтан, скинь кафтан», весеннее бормотание тетерева: «Продам шубу, куплю балахон», а осеннюю: «Продам балахон, продам балахон, куплю шубу».

Народные фенологические наблюдения не всегда правильны. Они связывают, например, появление инея, росы или ярких звезд с урожаем овса, проса, гороха. Примета «лебеди летят — к снегу» устанавливает несуществующую связь между цветом оперения птиц и снегом по принципу: подобное вызывает подобное.

Источник: http://chudopredki.ru/2175-narodnye-primety-na-urozhaj.html

Исследовательская работа «Народные приметы и суеверия: прошлое и настоящее»

народные приметы связанные с трудом крестьян

Проблема: почему приметы и суеверия, возникшие в древности, существуют до сих пор и в связи с чем появляются новые.

Целью работы является исследование примет и суеверий в жизни современного человека.

Задачи:

Объект исследования – приметы и суеверия.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа «Народные приметы и суеверия: прошлое и настоящее»»

Министерство образования и науки РБ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Санномыская средняя общеобразовательная школа»

Районная научно-практическая конференция «Шаг в будущее»

«Народные приметы и суеверия: прошлое и настоящее»

Выполнил: учащаяся 7 класса

Руководитель: учитель русского языка и литературы

Скворцова Светлана Витальевна

Причины возникновения примет и суеверий. Виды примет…………….. ……4

Приметы и суеверия в наши дни ………………………………………………..7

Список использованной литературы

Год за годом, день за днем мы становимся свидетелями все новых и новых научных открытий, технических изобретений. Нас уже трудно чем-то удивить. Но вот что интересно – независимо от социального статуса, количества дипломов и званий люди все также суеверно продолжают плевать через левое плечо и стучать по деревяшке, «чтоб не сглазить». Далеко не каждый рискнет отправиться в дальнее путешествие, не присев на дорожку. И, наверное, даже у самого отъявленного скептика при виде разбитого зеркала промелькнет-таки мысль, что это не к добру.

Актуальность данной темы заключается в том, что суеверия настолько вошли в нашу жизнь, что стали неотъемлемой частью нашей натуры. Каждый день человек разумный плюет через левое плечо, стучит по дереву, умалчивает о своих достижениях, только чтобы никто не сглазил. Почему человек доверяет подобным обстоятельствам? Что заставляет поступать его так, а не иначе? Ответы на эти вопросы я попыталась найти в ходе исследования.

Возникает проблема: почему приметы и суеверия, возникшие в древности, существуют до сих пор и в связи с чем появляются новые.

Целью работы является исследование примет и суеверий в жизни современного человека.

изучить литературу по теме;

выяснить, что такое народная примета и суеверие; провести опрос респондентов;

выявить функции примет;

узнать происхождение некоторых примет и дать им толкование;

узнать, происходит ли обновление примет и суеверий в наши дни;

по результатам наблюдений оформить выводы исследования.

Объект исследования – приметы и суеверия.

Гипотеза: я предполагаю, что многие приметы часто используются в нашей повседневной жизни и многие верят в распространенные суеверия.

Методы исследования: теоретические (анализ литературы, работа с Интернет-ресурсами, обобщение данных), практические (социологический опрос).

Практическая значимость работы:

формирование интереса школьников к народной культуре;

возможность использования материала для проведения тематических классных часов;

информационный, просветительский материал.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Причины возникновения примет и суеверий. Виды примет

Довольно сложно объяснить, как именно зарождаются суеверия. Может, причина – в каких-то явлениях природы, пугающих людей своей таинственностью, или событиях, наступление которых бы они хотели предотвратить. Однако люди начинают верить в какое-то объяснение происходящих явлений или укрепляются в мысли, что в их силах определенными действиями заставить эти явления происходить по их желанию.

Миллионы людей во всем мире заражены суевериями и вовсе не собираются от них отказываться. Почти невозможно объяснить, как именно зарождаются суеверия. Суеверия могут иметь различное происхождение, но все они порождены невежеством и страхом.

Что же такое приметы и суеверия? В Современном толковом словаре русского языка можно найти такие объяснения: «Примета — признак, предвещающий что-либо. Суеверие — предрассудок, основанный на вере во что-либо сверхъестественное».

Энциклопедия «Всё обо всём» предлагает такое объяснение суеверия: «Это вера или обычай, сохраняющийся у людей по отношению к чему-либо, даже после того, как новые знания и факты подрывают веру в предрассудки».

В.И. Даль дает своё толкование: «Суеверие – ошибочное, пустое, вздорное, ложное верование во что-либо; вера в чудесное, сверхъестественное, в ворожбу, гадания, в приметы, знаменья, в причину и последствие, где нет никакой причинной связи нет. Приметы — явления, обещающие добро или худо».

Слово «суеверие» старославянского происхождения, образовано от «суе» (вспомним слова «суета», «суетиться» и изречение — не поминай имя Божье всуе), что означает «напрасно» и «вера» — т.е. напрасная вера.

Суеверный человек считает, что от этих потусторонних, необъяснимых для него сил (явлений) можно защититься, используя магические жесты, заговоры, талисманы, татуировки, следуя приметам, которые прогнозируют то или иное событие.

Например, предметом мистификаций и страхов людей в течение веков были небесные тела, в связи с которыми возникали суеверия. Особенный страх вызывали таинственные пришельцы – кометы. По убеждению суеверных людей, комета является знаком надвигающейся войны или бедствия. Поскольку древние люди не могли понять поведения животных, они создавали вокруг них суеверия. Черная кошка, перешедшая вам дорогу, – знак неудачи, крик совы – признак приближающейся смерти.

Приметы и суеверия существуют с незапамятных времён. Вот, к примеру, русская примета «Если соль рассыпал – к ссоре». Объясняется примета просто — соль на Руси стоила больших денег, и если кто-то её просыпал, то на него могли обозлиться, и возникла бы ссора. Такая примета была и в Древнем Риме, а значит, и там пряности считались дорогим удовольствием.

Люди издавна с затаенным вниманием присматривались к окружающей их природе, и улавливали связь между поведением животных и погодными изменениями. Например, если кошка начинает прятать нос, когда спит — это к холодам. Если ласточки или стрижи начинают низко и беспокойно летать — к дождю или буре.

Создавались приметы связанные с положением, формой и цветом облаков, указывающие на повышение или понижение температуры, ветер, дождь или бурю. Так, красный закат в теплое время года говорит о том, что на следующий день будет сильная жара. В то же время, красный закат зимой — примета наступления холодов.

Бытовые приметы связаны также с поверьем о домовых. Например, свистеть в доме – высвистеть домового. Домовой обидится, уйдет и богатства в доме не будет. Эти приметы появились в те времена, когда люди чутко ощущали присутствие в доме потусторонних сил, и старались с ними ладить. К этим приметам относится оставление на столах небольшого количества еды для задабривания домового.

Многочисленны и приметы, так или иначе связанные с дорогой, путем. Например, примета о том, что нельзя ничего зашивать на дорогу, иначе зашьешь сам путь. Возникновение такой приметы может быть связано с тем, что, зашивая вещи, можно опоздать на транспорт, и естественно, никакой дороги не получится. Хороша примета «посидеть на дорожку». Это не столько приметы касается, как необходимости посидеть и хорошенько обдумать — все ли необходимое собрали в путь, еще раз мысленно пройти по предстоящим делам, чтобы удостоверится, что вы готовы и ничего не забыли.

Как мы видим, все приметы основаны на обыденном наблюдении за бытом, и правильно сделанных выводах. Просто многие приметы так прочно вошли в нашу жизнь своеобразным ритуалом, что мы не задумываемся, откуда эти приметы произошли, что явилось причиной их появления.

Суеверия часто путают с приметами, поскольку они очень похожи по своему построению. Но между этими двумя понятиями есть существенные различия. Примета по большей части несет информацию о явных причинно-следственных связях между одним природным явлением и другим, а суеверие имеет под собой мистический подтекст. Поэтому основными причинами возникновения суеверий можно считать:

желание заглянуть в ближайшее будущее;

стремление избежать неблагоприятных ситуаций;

порывы утешить человека;

желание подсказать человеку правильное поведение: или с помощью страха негативных последствий, или поманив позитивными последствиями.

Например, существует примета о том, что нельзя стол рукой вытирать, а то нищим будешь. Объясняется эта примета так: раньше столы делали из дерева, и, тщательно убирая стол, хозяйка скоблила его ножом. После такой уборки, вытирая стол рукой, можно было загнать занозу. Плох тот работник, у кого больные руки, так и до нищеты недолго.

Виды примет по происхождению.

Приметы, возникшие из языческих верований («Спилишь ель – леший задерёт»).

Приметы, возникшие в противовес уже существующим приметам («Оставишь вещь на улице днём — бес из неё выселится»). Такие приметы можно называть приметами – оберегами.

Приметы, возникшие из многолетних наблюдений. Ласточки низко летают – к дождю»).

Есть ещё приметы — шутки. Сколько морщин между бровями, столько раз жениться или замуж выходить. Чешется кончик носа – в рюмку смотреть. Чихнуть – подтвердить правдивость сказанного. Икота одолевает – кто-то вспоминает.

  1. Функции примет

Первые две функции относятся к приметам о погоде.

Первой и главной функцией является прогнозирующая функция. Именно она отличает примету от поговорки и загадки. Поговорки и загадки не содержат прогноза, а приметы его содержат:

Деревья в инее – небо будет синее.

Апрель с водою – май с травою

Сух январь – крестьянин богат

В шубе сеять – в рубашке жать

Второй функцией народной приметы следует считать ее регуляторную функцию. Приметы помогали ритмически организовывать трудовые процессы. Они говорили крестьянину, когда сеять, когда убирать:

Евсей – овсы отсей.

На день святого Пуда вынимай пчёл из-под спуда.

Редьку сей, когда калина в кругу – будешь с урожаем.

Козьма и Демьян пришли, а мы на покос пошли.

В день Козьмы и Демьяна косить не рано.

Сей морковку и свеклу на Козьму.

Третьей функцией народных примет является воспитывающая функция, которая больше проявляется в бытовых приметах и суевериях. Здесь их можно разделить на приметы, связанные с предметами и животными, регулирующими поведение человека.

Приметы, связанные с предметами и животными

Веник ставят ручкой вниз – к богатству.

Не ешь с ножа – злым будешь.

Положишь пятак под пятку перед экзаменом – хорошо сдашь.

Разбить зеркало – к несчастью.

Убьёшь кошку – семь лет счастья не видать.

Приметы, регулирующие поведение человека.

Не выноси мусор из дома после захода солнца – удачи не будет.

Нельзя показывать посторонним новорожденного до 40 дней.

Нельзя здороваться или передавать что-либо через порог.

Возвратиться за забытой вещью – пути не будет.

Зашивать вещь на себе – зашьешь память.

Нельзя вечеромс резать горбушку от нового хлеба.

Из сказанного можно сделать вывод, что каждая из примет появилась неслучайно. Есть приметы, в которых явно прослеживается здравый смысл, они помогают избегать неприятностей, в некоторых через народную мудрость воспитываются положительные черты характера. Даже на первый взгляд бесполезные мистические суеверия выполняют функцию предостережения.

Приметы и суеверия в наши дни

Недавно я прочитала статью в «Комсомольской правде» «Приметы XXI века» (автор Светлана Кузина). Мои предположения о том, что, несмотря на бурное развитие науки и техники, в век всеобщей компьютеризации, приметы не только не перестают влиять на умы современных людей, руководить их действиями и поступками, но они продолжают активно пополняться, подтвердились.

В своей работе хочу привести примеры самых современных примет, которые возникли совсем недавно. Это действительно приметы XXI века.

Приметы о машинах.

Если новую машину стукнул в первый месяц – продавай, она несчастливая. Машина показывает свой характер в первый месяц.

Если машину сфотографировали – к аварии.

Приметы о мобильных телефонах.

Если ваш мобильный телефон оказался в руках вашей девушки, и она стала читать телефонную книгу – к неожиданной ссоре.

Если в вашем номере присутствуют сразу три одинаковые цифры подряд – к счастью.

Приметы об Интернете.

После того, как интернет вошел в нашу жизнь, ни один день не обходится без его использования. Конечно же, исходя из наблюдений активных пользователей сети, успели появиться и новые суеверия, связанные с этой системой. Считается, что в современном мире именно таким способом мы получаем немало важных знаков.

Если во время поисков нужной информации вы случайно наталкиваетесь на религиозный сайт, это является плохой приметой. Верующие считают, что таким способом Святые предупреждают вас о грядущих проблемах в жизни.

Если вы во время отправления письма перепутали адрес электронной почты, значит, скоро вас ожидает новое случайное знакомство.

Путешествуя по многочисленным сайтам в поисках нужной информации, можно очень долго стараться отыскать то, что нужно, но так и не найти. Оказывается, даже это является определенным знаком. Готовьтесь к тому, что вас ожидает долгосрочная и бесполезная поездка.

Наверняка многие из вас не придают особого значения изображению на рабочем столе компьютера и редко чистят память от ненужных файлов. Как и вашей квартире, в нем тоже присутствует свой домовой, пользователи дали ему название «хомовой». Считается, что если ваше устройство начинает постоянно зависать или самостоятельно выключаться без повода, то маленького хранителя вашего компьютера начинает что-то не устраивать. В этом случае смена фонового изображения поможет вам успокоить его.

Приметы и суеверия, связанные с шариковыми ручками

Наверное, каждый человек хотя бы раз в день вынужден что-то записывать. Конечно же, в этом случае не обходится без использования шариковой ручки. Несмотря на её относительно недавнее появление в нашей жизни, за несколько десятков лет образовалось множество примет, связанных с ней.

Если вам на подпись дают документ, следует обратить внимание, какой рукой вам подадут ручку. Левой – вас пытаются обмануть. Правой – ожидается финансовый успех.

Если в начале месяца необходимо приобрести ручку, это значит, что скоро ожидает новый этап жизни. Чаще всего это связано с повышением по должности или с увеличением зарплаты.

Негативное отношение окружающих может скопить вокруг вас отрицательную энергию. Чаще всего такое происходит на работе, особенно если ваш коллектив не отличается дружелюбием. В этом случае у вас начинают всё чаще случаться неприятности, и все буквально валится из рук. Если на рабочем месте потекла ручка, значит, коллеги строят козни против вас.

Как правильно пить кофе

Кофе, как напиток, появился сравнительно недавно. Раньше его попробовать могли лишь состоятельные люди. Тем не менее существует огромное количество примет, связанных с ним. Вот только некоторые из них:

Оставлять на видном месте в доме хлеб и кофе, значит избавиться от призраков.

Хорошая примета пить кофе постоянно из одной и той же чашки.

Если пузырьки в кофе двигаются по направлению к вам, это означает к скорому богатству. Если от вас, то следует ждать неприятностей.

Кофе с мелкими пузырьками должно быть выпито немедленно, пока пузырьки не исчезли. Это означает к получению прибыли из неожиданного источника.

Пузырь или пузырьки в чашке с кофе означают, что скоро вы встретитесь с другом.

Подтвердить или опровергнуть эти приметы мы сейчас не можем. Возможно, это сделает за нас время.

Результаты опроса

В ходе анкетирования было опрошено 36 человек. Это учащиеся и работники школы. Я разделила их по возрастам: до 20 лет и после 20 лет.

По результатам опрос большая часть респондентов верит в приметы и суеверия. Но молодежь меньше верит в приметы и суеверия, чем взрослые. Если же и верим, чисто инстинктивно или по аналогии со взрослыми, то не знаем как избежать той или иной неприятности. Например, при встрече с черной кошкой 30 % указали, что нужно взяться за пуговицу, а взрослые почти 100 %. Загадывать желание на падающую звезду: взрослые – 100%, учащиеся – 50%. Беседуя со взрослыми, я выяснила, что свои знания люди старшего возраста получили от бабушек, родителей.

При ответе на 2 вопрос: «Какие приметы о погоде вы знаете?», выявилась проблема: мы, подрастающее поколение, не знаем примет. (Приложение 1).

Сейчас ведется много споров по поводу того, верить ли в приметы.

Приметы – это тысячелетние наблюдения наших предков, которые помогали им предсказать грядущие события и уберечься от надвигающихся несчастий.

Работая над данной темой, я убедилась, что это — неисчерпаемый источник познания не только красоты русского языка, но и самой жизни. Ещё совсем недавно, в прошлом веке, приметы считались суеверием, а сегодня биологи и астрономы, генетики и энтомологи, орнитологи и фенологи профессионально подтверждают справедливость примет.

Возросший интерес к духовному наследию России делает актуальным приобщение учащихся к народной культуре, ведь народная культура обладает широчайшими возможностями для формирования у людей национального самосознания. К сожалению, немало того, что накапливалось веками, постепенно забывается, утрачивается.

Так происходит и с народными приметами, которые, в отличие от других фольклорных микрожанров (пословиц, загадок), практически не исследованы, не описаны и даже, если не считать примет о погоде, не собраны. Что подтверждается результатами анкетирования.

Каждый думает и верит лишь в то, что кажется ему правильным. Не нужно все приметы примерять на себя. Но можно научиться создавать свои приметы, которые будут нести скрытый смысл именно для вас. Ведь недаром говорят, что человек сам создает свою действительность: о чем он думает, то с ним и происходит.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Даль В.И. «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа». – СПб., 1996.

Отличия примет и суеверий: www.pern-flower.org

Панкеев И. А. «Тайны русских суеверий». – М.: Яуза, 1998.

Происхождение примет и их история. Откуда берутся приметы: www.sueveriya.ru

Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. — М.: Ридерз Дайджест, 2004.

Источник: http://multiurok.ru/files/issledovatelskaia-rabota-narodnye-primety-i-suever.html

Народные приметы связанные с трудом крестьян

Жанр: История

Просмотров: 584

2. крестьянский труд

Традиционным занятием русского крестьянства было земледелие. Земля и труд на ней выступали для крестьянина основой его жизни. Хлебопашество сформировало у мужика особое, трепетное отношение к земле. Не будучи по натуре сентиментальным, крестьянин в определениях земли использовал самые нежные эпитеты: «матушка – земля»,

«земля – кормилица». Сакральное отношение жителей села к земле обнаруживалось в распространенном обычае клятвы землей и в тех многочисленных деревенских обрядах, которые были с ней связаны. В мировосприятии селянина земля – «дар Божий», а право на ней трудиться – священно.

Характер аграрного труда выработал архетип слитности крестьянина с землей. Обладание ею для русского мужика являлось высшей справедливостью. Земледельческий труд для крестьянина был больше, чем просто процесс материального воспроизводства, он составлял основу его духовной жизни. Философ Ф.А. Степун писал, что «русский мужик никогда не чувствует себя хозяином своей жизни, он всегда знает, что над его жизнью есть настоящий хозяин –

Бог». Не случайно, что в восприятии великорусского пахаря «земля» и «душа» выступали понятиями одного порядка. Проницательный А.И. Шингарев, итожа свои наблюдения за жизнью воронежских крестьян, отмечал: «Крестьяне во всех своих разговорах и рассказах об их горестях, не перестают употреблять слова «Земля, земля, земля», «Душа … душа … душа», до бесконечности варьируя сочетание этих слов и эпизоды своего грустного прошлого и настоящего,

– ибо надежды есть и у них – на лучшее будущее».

«Кормит не пашня, а нива», – говорили в деревне, подчеркивая определяющее значение труда в получении конечного результата. Забота о «хлебе насущном» пронизывала всю канву сельского бытия. От рождения и практически до самой смерти житель села был включен в привычный круговорот работ земледельца. От пахоты до жатвы череда дней хлебороба была наполнена изнурительным трудом по созиданию плодов земных. Для любого исследователя,

пытающегося познать «великого незнакомца», наверное, нет более важной задачи, чем постижение содержания жизненного предназначения крестьянина – труда на земле. Содержание трудовых будней русского крестьянина определяли традиции агрикультуры и условия хозяйственной деятельности.

В воззрениях русского народа упорный и прилежный труд рассматривался как приближение к Богу, как один из способов его почитания. Труд давал возможность развить способности, данные свыше, сделать человека полезным для общества. «Кто не знает, что труд и прилежание умножают данные нам от Бога силы и способности вдвое и втрое, а леность и беспечность и с лучшими способностями остается без плода, как семя, упавшее при пути и потоптанное проходящими».

Труд служил и способом изменения мира. Как проявление соработничества человека с Богом в деле восстановления утраченной мировой гармонии рассматривал труд С.Н. Булгаков. Повседневная хозяйственная деятельность становится исполнением библейской заповеди «возделывать и хранить» землю.

Среди крестьянства труд представлялся единственно справедливым источником благосостояния и богатства. Это проявлялось, в том числе, и при разделе семейного имущества. Притязания на большую долю в наследовании имущества могли быть обоснованы большим трудовым вкладом. Напротив, отсутствие такого вклада становилось причиной

отказа в выделении доли наследства.

К отличительным особенностям российского отношения к труду относят ценность знаний и умений в разных хозяйственно-бытовых областях. Такая многопрофильность крестьянского труда, видимо, стала одним из следствий длительного сохранения натурального хозяйства. Помимо земледельческих навыков каждый крестьянин должен был быть немного и плотником, и столяром, и печником, и сапожником.

Повседневные потребности крестьянской семьи определили перечень сельскохозяйственных культур, производимых земледельцами. Их выбор зависел от качества почв, погодных условий, урожайности и т.п. Производство «рыночных» культур было обусловлено нуждой крестьян в средствах, необходимых для уплаты налогов и приобретения промышленных товаров.

Составной частью земледельческой культуры русской деревни являлись приемы обработки земли. Многовековой опыт хлеборобов выработал систему технологических операций, направленных на получение урожая. Повседневные заботы крестьянина практически в любое время года были прямо или косвенно связаны с землей. И это объяснимо.

Ведь от того, как «родит» нива, зависело существование крестьянской семьи. В основе традиций крестьянского земледелия лежали Божественные установления о предназначении человека кормиться от трудов праведных, добывая свой хлеб в поте лица.

Сроки обработки земли (пахота, сев) определялись многолетними фенологическими наблюдениями. Жесткая зависимость земледельческого труда от погодных условий нашла свое отражение в народных приметах. Приметы жителей села «на погоду», «на урожай» были органично связаны с перечнем традиционно выращиваемых культур и природно-климатическими особенностями данной местности. Суть этого опыта землепашца, верно, передал исследователь середины XIX века М. Стахович. «Он (то есть крестьянин) знает, когда что посеет, в какой день, даже в какой час дня, по весьма верным приметам, например, когда и в какой день за столько-то месяцев шел зимой снег или светило солнце и т.д. Но он приобрел все эти сведения не пытливостью экспериментальную, а опытом жизни, сросшись, так сказать, со своей природной местностью. Он видит на аршин в землю, никакое земледелие не определит вам хозяйственного достоинства той или иной десятины, как он это знает исстари, по преданиям отца и деда и, так сказать, по чутью». Агрономия – это местное искусство. Многолетний опыт хозяйствования в сочетании со знанием особенностей почв, природно-климатических условий и местного ландшафта позволял крестьянам определить наиболее рациональные приемы обработки земли.

Характерно, что основные полевые работы в селе были «привязаны» к церковным праздникам. Так, взмет пара осуществлялся после «Тихвинской» (26 июня/9 июля), а озимые культуры, как правило, сеяли на Второй Спас (6/19 августа). То, что православные праздники в аграрном труде хлеборобов являлись своеобразными вешками, определяющими временные границы земледельческих операций, еще раз доказывает значение веры Христовой в сельском бытие. Труд и православная вера неразрывно переплетались в народном сознании крестьянина, понимавшего тяжелую, но необходимую будничную работу как меру богоугодности человека; отсюда – тесная связь трудового распорядка с датами православного церковного календаря.

Однако предвосхитить плоды своих усилий русский мужик был не в силах. Даже если крестьянин и сделал все необходимое, он не мог быть до конца уверен в том, что получит ожидаемый урожай. Эту особенность земледельческого труда русского крестьянина тонко подметил Ф. Степун. Он, в частности, писал: «В крестьянстве как ни работай, доделать до конца человеку все равно ничего нельзя. Хлеб можно посеять, но его нельзя взрастить. Прекрасные по весне луга всегда могут к покосу и сгореть, и перестоять под дождями. …Все это в русском мужицком хозяйстве никак не предусмотримо, и отсюда основное религиозное чувство мужика, чувство реального ежедневного сотрудничества с Богом, с живой душой земли…».

Повседневный труд русского земледельца, основанный на хозяйственном опыте предыдущих поколений, характеризовался традиционными и, в целом, рациональными приемами обработки земли. Орудия труда были не столь примитивны и позволяли хлеборобам достаточно качественно производить необходимые технологические операции. Комплекс культурных мероприятий был несложным, но он требовал больших затрат тягловой силы и ручного труда.

Крестьянский труд отличался высокой степенью интенсивности и не ограничивался только земледельческими работами. В 1907 году журнал «Нужды деревни» (№ 21) обнародовал «трудовой крестьянский год в цифрах». Из приведенных данных следовало, что крестьянин затрачивал на ведение сельского хозяйства 25…40 \% трудового времени. В различные периоды резко менялись как количество рабочих дней, так и напряженность в течение дня. Так, средняя продолжительность рабочего дня составляла в феврале 2,8, апреле – 6,3, июне – 9,3 и октябре 2,1 часа. По расчетам экономиста С.Г. Струмилина, осуществленным в начале 1920-х годов, производственный труд в крестьянской семье составлял около двух тысяч часов на каждого трудоспособного человека в год. Сухие статистические цифры подтвер-

ждаются суждениями сторонних наблюдателей. Вот что писал по этому вопросу князь Г.Е. Львов: «Я видел труд земледельца … и впечатления юных лет и последующие в ближайшем соприкосновении с мужицкой работой и в личном участии в ней говорят одно: такой тяжелой работы, как у нас, нет нигде … Работают не по 8 часов в день, а по 20, не днями, сутками … И домашняя жизнь у печки, у двора, такая же, с теми же чертами. Бабы сидят ночь за прядевом и холстами, вздувают огонь печи к свету, к скотине выходят несколько раз за ночь …».

Наивны утверждения отдельных авторов о якобы вынужденной праздности крестьян в период от окончания полевых работ до их возобновления. Осень для крестьянина также была временем напряженной работы. За отдаленностью полей перевозка снопов у многих крестьян продолжалась до глубокой осени, а порой и в зимнее время. В сентябре, октябре в погожие дни сельские мужики спешили перекрыть дома и сараи соломой, поправить плетни и изгороди, делали и чинили сани, заготавливали лыко и плели лапти. Одновременно производилась копка картофеля и рубка капусты. Сельские женщины в этот период были заняты работой по вымочке конопли и ее последующей обработке. С наступлением первых зимних морозов осуществляли молотьбу, в которой принимала участие вся крестьянская семья.

Исторически сложившаяся трехпольная система земледелия в наибольшей мере соответствовала как объективным условиям хозяйствования (почва, климат), так и экономическим возможностям крестьянских дворов. «Живучесть трехпольного севооборота, – по мнению академика Л.В. Милова, – помимо действенности фактора целесообразности и рациональности опиралась и на натуральный характер крестьянского хозяйства».

В большинстве своем просвещенное общество воспринимало трехполку как хозяйственный анахронизм, фактор, сдерживающий интенсификацию сельского хозяйства. Крестьяне же продолжали упорно придерживаться традиционной системы полеводства. На все предложения перейти к более рациональным приемам земледелия они неизменно отвечали, что «будем хозяйствовать, как отцы и деды» И в этой мужицкой твердолобости был свой резон. Трудно спорить с тем, что трехпольный севооборот снижал долю производственного риска. Высокий уровень распаханности земель в черноземных губерниях, фактически исключал возможность обновления пашни, делая систему замкнутой. Исключение составляло то, что в отдельных местностях дальние участки на три-четыре года уводили в залежи, используя их в качестве сенокоса. Вновь поднятые залуженные участки давали обильный урожай.

Трехпольная система земледелия была не столь примитивна. Структура крестьянских посевов определялась всей совокупностью условий хозяйствования: качеством почвы, особенностью ландшафта, климатом и пр. Например, в Тамбовской губернии лучшие земли отводились под просо, в землях похуже сеяли овес. В низинах, на неудобьях выращивали горох или чечевицу. Паровое поле служило традиционным средством повышения плодородия. Большой проблемой для крестьянства черноземной полосы являлась засоренность почвы. По свидетельству источников, сорняки часто «забивали» хлеба, снижая и без того невысокую урожайность.

Объективные условия развития русской деревни вели не только к модернизации традиционной системы полеводства, но к поиску возможностей перехода крестьянского земледелия на многополье. Дальнейшее увеличение населения в условиях ограниченности пахотных земель побуждало к интенсивному использованию сельскохозяйственных угодий. Земельные переделы к началу ХХ века достигли своего предела. Доведя земельно-распределительный механизм до совершенства, крестьяне с точки зрения землеустроительной техники вполне могли освоить земли на четырех и более полях.

Процесс модернизации вызвал соответствующие изменения в системе крестьянского полеводства. Оставаясь в целом натурально-потребительским, крестьянское хозяйство во все большей мере вынуждено было ориентироваться на рыночную конъюнктуру. Это отразилось на системе севооборота. В начале ХХ века ряд сельских обществ региона стал практиковать травосеяние. Огановский Н.П. отмечал, что общинные порядки не только не мешали, но, напротив, способствовали введению регулярных полевых посевов трав. Семенной материал стоил недешево, традиция действовать «миром» решала проблему поиска средств на их приобретение.

Содержание трудовой повседневности российского крестьянства составляли традиционные формы аграрного производства. Производственная деятельность крестьянских хозяйств основывалась на хозяйственном опыте предыдущих поколений. Духовные основы земледелия выражались в эстетическом восприятии производственного процесса

и этике трудовых отношений. Условия крестьянского труда определялись циклом сельскохозяйственных работ и православным календарем. Природно-климатический фактор выработал рациональные сроки и приемы обработки земли, а также меры для минимизации хозяйственного риска. Общинное землепользование не препятствовало модернизации традиционной системы полеводства.

Источник: http://vuzmen.com/book/111-istoriya-selskoj-povsednevnosti-bezgin-vb/5-2-nbspkrestyanskij-trud.html

Народный календарь и круг жизни русского крестьянина

Происхождение и значение слова «календарь», характеристика различных видов календарей. Народный календарь «Месяцеслов» как явление традиционной культуры, его структура, назначение и роль. Народные погодные приметы, связанные с месяцами и временами года.

РубрикаКультура и искусство
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления26.07.2010
Размер файла50,7 K

народные приметы связанные с трудом крестьян

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Народный календарь и круг жизни русского крестьянина

1. Русский народный календарь — Месяцеслов

1.1 Понятие слова «Календарь»

2. Народный календарь как явление традиционной культуры

3. Без примет ходу нет

Народный календарь — это сложное явление, включающее в себя знание природы, осмысление закономерностей человеческой жизни, сельскохозяйственный опыт, произведения устного народного творчества, нормы общественной жизни.

В огромном количестве присказок, баек, пословиц, загадок сохранился для нас бесценный опыт множества поколений, универсальные правила поведения буквально для каждого дня в году.

Давным-давно прошли те времена, когда люди всецело зависели от капризов окружающего их огромного непознанного мира, когда старались «играть по правилам» изменчивой матушки-природы, полностью подчиняя ей свой уклад жизни. Но память о тех временах сохранилась, и не только теоретическая. Все чаще современный урбанизированный человек устремляется прочь от благ цивилизации: в загородные дома, на дачи, просто на пикники и в туристические походы. Все чаще мы пытаемся обратиться к приметам, известным нашим предкам. А для сельских жителей многие приметы никогда и не теряли своей актуальности.

Если вдуматься — сколько чисто житейской, практической мудрости в таком педантичном указании сроков для разных видов работ, отдыха, праздников! Как часто мы суетливо хватаемся за все сразу, а потом удивляемся, что работаем не покладая рук, а забот все не убавляется. Вот от такой беспорядочной торопливости, неорганизованности и спасала наших предков традиция отводить для каждого дела строго установленный день, а то и час. Пожалуй, стоит иногда больше доверять приметам, т.е. опыту и знаниям, передаваемым изустно, чем застывшим данным календаря, — «обычай старше закона».

Цель данной работы: выяснить истоки народного календаря и его роль в жизни русского крестьянина.

Структура работы: работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы 23 страницы.

1. Русский народный календарь — Месяцеслов

1.1 Понятие слова «Календарь»

Календарь (от лат. Calendarium, буквенная долговая книжка; в Др. Риме должники платили проценты в день календ), система счета больших промежутков времени, основанная на периодичности видимых движений небесных тел.

Наиболее распространен солнечный календарь, в основу которого положен солнечный (тропический) год.

Современный календарь называется григорианским (новый стиль), он был введен папой Григорием XIII в 1582 и заменил юлианский календарь (старый стиль), который применялся с 45 года до н.э. В юлианском календаре средняя длительность года в интервале 4 лет равнялась 365,25 суток, что на 11 минут 14 секунд длиннее тропического года. Длина года в григорианском календаре в среднем равна 365,2425 суток, что лишь на 26 секунд превышает тропический год. Григорианский календарь более точен, поэтому в нем меньше високосных годов, вводимых для устранения расхождения календаря со счетом тропических лет.

В СССР григорианский календарь введен с 14 февраля 1918 года. Различие между старым и новым стилями составляет в XVIII веке 11 суток в XIX веке 12 суток и в XX веке 13 суток.

В ряде мусульманских стран пользуются не солнечным, а лунным календарем, в котором начало календарных месяцев соответствует моментам новолуний. Лунный месяц (синодич) составляет 29 суток 12 часов 44 минуты 2,9 секунд. 12 таких месяцев дают лунный год в 354 суток, который оказывается на 11 суток короче тропического года.

Существовал еще лунно-солнечный календарь, в котором смена фаз Луны согласовывалась с началом астрономического года. В этом календаре важную роль играет период в 19 солнечных лет = 235 лунных месяцев (так называемый Метонов цикл).

Как видно и по сей день существует множество календарей, имеющих принципиальные различия. И наша страна меняла используемый календарь, переходя от юлианского к григорианскому — более точному.

Месяцеслов (по Далю) — это календарь, в котором означены месяцы и дни всего года, с показанием особого их значения и с означением небесных явлений. В современном же общем понимании народный календарь, или месяцеслов, — это годовой круг крестьянского бытия, выраженный в устном народном творчестве и расписанный по дням каждого месяца, за которыми закреплены отдельные приметы, обычаи, обряды, суеверия и наблюдения за явлениями природы.

В народном календаре практически не существовало дней «неотмеченных», ибо каждый день рассматривался в едином целом со всем годом, был подготовлен днем предыдущим и готовил день последующий.

Месяцеслов создавался для того, чтобы помогать крестьянину в его нелегкой жизни при начале и окончании работ в поле и на огороде, и был связан с явлениями природы и всевозможными приметами (по научным подсчетам, примет в народном календаре около 1000). Недаром в народе утверждалось: «Приметами домок держится», а Александр Сергеевич Пушкин писал в своем стихотворении «Приметы»:

«Старайся наблюдать различные приметы.

Пастух и земледелец в младенческие леты,

Взглянув на небеса, на западную тень,

Умеют уж предречь и ветр, и ясный день,

И майские дожди, младых полей отраду,

И мразов ранних хлад, опасный винограду»

Михаил Васильевич Ломоносов в 1759 году указывал, что земледелец, «которому во время сеяния и жатвы — вёдро, во время ращения — дождь, благорастворенный теплотою, надобны», обращал внимание, прежде всего, на предсказания погоды.

Народный календарь (иногда его называют «народными святцами») связан с церковным православным календарем, в нем называются особо почитаемые в народе святые, святители, мученики, апостолы, пророки и т.д., которые, по убеждениям крестьян, помогали им в различных нуждах. Со временем имена их (часто довольно сложные и непонятные для простого люда) получали более простые и доступные имена и прозвища, понять которые порой можно только в контексте со временем года, когда отмечается тот или иной праздник.

Что же такое Русский народный календарь? Или иначе — Месяцеслов.

Русский народный календарь — это свод обрядов, обычаев, народных праздников и самой трудовой жизни нашего народа.

Русский народный календарь — это и земледельческий календарь, хранящий твердые знания нашего народа о ведении хозяйства, о земле. По сути дела — это руководство жизнью, которое складывалось столетьями и которое сопутствовало русскому человеку от рождения до смерти.

В седой старине из поколения в поколение передавались нравственные завещания отцов и дедов, о сохранении основы жизни — семьи, благочестия, доброго имени.

Русский народный календарь складывался задолго до того, как великий князь Владимир положил начало распространению православной веры на Руси. Но воззрения русского народа на жизнь влились в Православный календарь, в христианскую веру, стали Духовными сказами, Духовными стихами, Духовными повествованиями, которые разносили по всей Руси калики перехожие, странники, паломники по святым местам и монастырям. Эти самобытные изложения Житий святых — сокровенные родники, и к ним приложены народные примеры из жизни простых людей.

Христианские святцы наш народ связал с исконными именами своих земных богов, как бы объясняя корневым родным своим языком характер Евангельских историй, делая их своими родными историями. Так, к примеру, Сретение Господнее, когда младенец Иисус в сороковой день по рождении был принесен в Иерусалимский храм, обрело связь со «стречей», Сретением, когда весна с зимой встречается.

Образы христианских святых были щедро наделены чертами исконно русских героев, борцов за родной край. Так Георгий Победоносец унаследовал сказочный образ Егория-пастуха, а равноапостольная Елена, мать царя Константина, промыслом Божиим обретшая Крест, на котором был распят Иисус — образ Олены-льносейки и т.д.

Русский народный календарь — это и само русское слово.

Русский народный календарь — это древняя культура наших предков, принявшая христианскую культуру и принимающая самые светлые образцы настоящей культуры. И потому Русский народный календарь не просто жив — он в движении, он в развитии.

Русский месяцеслов всегда привлекал внимание фольклористов, филологов, историков, этнографов, агрохимиков.

2. Народный календарь как явление традиционной культуры

Народный календарь относится к важнейшему историко-культурному достоянию русского народа — своеобразный дневник и подлинная энциклопедия русского крестьянского быта.

Надо помнить, что народный календарь — сложное культурное явление, формирование и эволюция его происходили в течение длительного времени и, разумеется, под воздействием многих внешних и внутренних факторов.

Становление календаря неразрывно связано с осмыслением времени и его исчислением, с установлением годовой системы будней/праздников. В первую очередь календарь, конечно же, это система отсчета времени. Однако у любого народа он насыщен самыми разнообразными элементами, имеющими различное происхождение, свою скорость эволюции, особое функциональное предназначение. Здесь знания, полученные путем эмпирических наблюдений и опыта, тесно переплетены с иррациональными представлениями и верованиями. Причем, это надо особенно подчеркнуть, здесь не простая совокупность, некая сумма, а живой, сложный организм, столетиями действовавший механизм культуры, который обеспечивавший удивительную жизнестойкость и работоспособность традиционного календаря.

Глубинной основой русских календарных обычаев и обрядов является земледельческое мировоззрение с характерным для него осознанием взаимосвязи человеческого и природного, с идеей обмена между этими сферами, с верой в наличие внешних (часто сверхъестественных) сил, с которыми человек связан отношениями ритуального договора. В народном представлении календарь обладал сакрально-профанным единством, что закреплено в таких важнейших понятиях, как обряд, порядок, обычай, которые у восточных славян обозначали конкретные стереотипизированные способы человеческой жизнедеятельности, а также систему символических действий, придающих прагматической, мирской стороне календаря сакрализованный и эмоционально окрашенный характер.

Формальной основой русского традиционного календаря были церковные святцы, в соответствии с которыми за каждой датой закреплялись церковные праздники и дни чествования православных святых. Однако этот месяцеслов создавался не сразу и не на пустом месте. Формируясь на протяжении веков, он учитывал, приспосабливался, но и существеннейшим образом корректировал бытовавший задолго до него и параллельно ему земледельческий календарь, превратив последний в стройную и удобную систему времяисчисления и придав ему статус высокой духовности.

Синхронизация природных ритмов и хозяйственной деятельности человека привела к особой отмеченности начальных и завершающих моментов природных циклов, обрядовых комплексов, ритуалов, возрастных этапов и т.п. Магия начала и окончания ярко прослеживается в существовавших в народном сознании и актуализируемых в культурной деятельности «кругов» с относительно замкнутым пространством и временем. Круги эти имели разные масштабы — от годового круга до обыденного обряда, того, который справлялся в течение одного дня. При этом рамки, которыми оформлялось какое-либо действие, не только отгораживали, замыкали, но и соединяли, сопрягая его с другими явлениями, пластами календаря. Здесь каждый день и цикл наполнены своим содержанием (богатым или скромным) и всегда подготовлены предшествующими циклами или отрезками времени и всегда были проецированы на следующие. Особенно это касается переходных, переломных периодов — времени начал и итогов, свершений, откровений и проекций на будущее: это святки, масленица, Иван Купала, троицкий цикл и, конечно же, время уборки урожая — жатва.

Напомню, что русский аграрный материал консервативен и архаичен. При очевидной рациональности он сохранял такой взгляд на природу, когда все, что окружает человека, одухотворено, наделено жизненной силой, способно помогать или препятствовать, причинять зло или доставлять радость. Живыми, почти что одушевленными, в глазах земледельца были не только земля (вспомните наше выражение: матушка-земля!), но и водоемы, напомню такие выражения как: Волга-матушка, Онего-батюшка. Живыми были и растения, явления природы, и, самое поразительное, — годовой круг с составляющими его единицами времени. Не случайно и календарь в народе называли месяцесловом — все его части (сезоны, месяцы, недели, дни, посты, праздники) поименованы. Собственное имя было у многих недель (пестрая, всеядная, Фомина, русальная, зеленая, сборная, сырная и т.д.); названия имели посты (холодный, голодный, великий, лакомка), даже морозы и оттепели (введенские, никольские, афанасьевские, сретенские, власьевские и пр.). День, наделенный именем того или иного святого, как бы оживлялся, переводился в область реального и чувственного.

Кроме того, крестьянин был уверен, что слово обладает особой силой воздействия на природу и человека. «Чем далее в старину, тем обычнее и крепче вера в способность слова одним своим появлением производить то, что им означено», — писал когда-то А.Потебня. Считалось, что даже просто назвав явление или предмет, человек уже приобретает над ним власть. Это, кстати, очень хорошо видно на заговорах. Слово, соединенное с музыкой и движением, обладало еще большей силой. Тем более неудивительно, что в обрядовых текстах столь часты обращения и повелительная интонация:

«Родись, капуста, бела и крута! Солнышко, покажись, красное, появись!»

«Жаворонки, прилетите, весну красну принесите!» и пр.

Народный календарь дает прекрасную возможность увидеть, услышать, прочувствовать всю красоту и емкость фольклорного слова. Наши неграмотные предки умели находить особую прелесть и смысл в звучании слова. Яркий пример — обыгрывание имен святых в народном календаре.

Интереснейший феномен, к сожалению, мало изученный в отношении народного календаря, так называемая народная этимологию, с помощью которой неясные (чаще всего иноязычные) слова, выражения подвергаются фонетической адаптации и получают семантическую мотивировку, т.е. приобретают внутреннюю форму путем сближения с созвучными, близкими, понятными, «своими» словами.

Народную этимологию обычно называют ложной в сравнении со строго научной. Это справедливо. Однако не достаточно для того, чтобы игнорировать народную этимологию при изучении традиционной культуры, в частности, народного календаря.

Народ совершал «словесную операцию» на собственных основаниях и придавал ей огромный смысл, при этом очень лихо, красиво, творчески обращался со словом.

Напомню, что, скажем, Антип мог называться и водопол и полово, что от слова «роса» было произведено и росенник и росяный и росовыдающий, т.е. это особое отношение к слову, которое, действительно не читалось, как мы это сегодня чаще всего делаем, а слышалось и в него вслушивались.

Еще в 1870-е годы И.П.Калинский, автор «Церковно-народного месяцеслова на Руси», писал: «Простым нашим людям не понятно само значение церковного праздника Обновления Царяграда (он приходится на 12/25 мая), и неудивительно потому, если по звуковому сходству в представлении народном Царьград или Царь-город смешался с Царь-градом или просто градом, т.е. физическим явлением, и таким образом праздник Обновления Царя-града сделался праздником умилостивления царя (повелителя) града».

На то же указывал в свое время и А.Н.Афанасьев: «Созвучие имени святого со словом, указывающим на дар земного плодородия, оказало. несомненное влияние на убеждения пахаря».

В традиционной культуре с помощью народной этимологии нередко мотивируется совершаемое действие, запрет, существующее представление, обуславливается система сходств и различий, устанавливаются связи между отдельными, казалось бы далекими, явлениями. Народная этимология выполняет и генерирующую роль, порождая обрядовое действие.

Примеров можно привести много:

— в Чистый понедельник или Чистый четверг все должно быть чистым, и, действительно — крестьяне и сами моются, и белье стирают, и избу всю вычищают и вымывают, вплоть до потолков;

— в мае (это хорошо известно до сегодняшнего дня и можно спросить у наших, даже городских пожилых людей), в мае нельзя жениться — будешь всю жизнь маяться;

— на Пестрой неделе тоже нехорошо выходить замуж потому, что пестро жить будешь;

— при болях следует обратиться к святому Тихону, он снимет боль и она, как говорят в народе, утихнет, утихает; На святого Луку пекли пирожки с луком и т.д.

Родство, сближение понятий часто устанавливается на основе звуковой ассоциации, как мы только что видели, нередко усиленной внутренней рифмой:

— На Прокла нечисть проклинают, или На Прокла поле от росы промокло. Сеют лен у семи Ален;

— На Прохора зима заохала, Пришел Пахом — запахло теплом, На Феклу — дергай свеклу,

— На Благовещение дождь — родится рожь (в народе говорят «дош», поэтому получается более точная рифма).

Поразительно, что красочные, яркие, смелые в языковом отношении суждения обычно точны в самом прямом — погодном, временном, хозяйственном смыслах.

Например, зиме действительно приходится «заохать» с Прохора, день памяти которого выпадает на 10/23 февраля. Примета «Мокро на Мокея, жди лета еще мокрее» относится к 11 мая, когда часто выпадают дожди и, начавшись, действительно, могут надолго затянуться.

Однако за верными в целом наблюдениями и «правдой жизни» здесь стоит и «правда поэтическая». Именно она определяет притягивание примет, правил поведения к конкретным дням и датам, не к периоду, а именно к конкретным дням и датам и служит основанием для «индивидуальной» характеристики дня.

25 ноября — день св. Климента, папы Римского, он отмечен выражением «С Климента зима клин клином вышибает» — фиксация холодов именно в этот день объясняется не столько реальной погодой (хотя и не противоречит ей), сколько созвучием имени святого и выражением «клин клином».

Хорошо известно, что имя, по народным представлениям, не внешний, случайный знак лица, оно, как отмечено не один раз и как написано в недавно вышедшем этнолинвистическом словаре «Славянские древности», — «персональный знак человека, определяющий его место в мироздании и социуме: мифологический заместитель, двойник или неотъемлемая часть человека». Отмечена также вера в сакральность и судьбоносность имени, использование его как инструмент и объект магии, функционирование в качестве знака и (или) символа культуры. С последним мы сталкиваемся при обращении к народному календарю с его особым отношением к именам святых — покровителей того или иного дня, с особым прочтением этих имен или названий праздников, с типично фольклорным развертыванием наименования, актуальным для земледельца. Другими словами, нередко именно имя, наименование порождают обряд; развертывание имени, реализация его прямых и переносных значений (на уровне слова) оправдывает или прямо вводит конкретное действие, поступки, правила, оценки.

«Прочтение» имени святого может исходить из фактов жития соответствующего праведника или тех качеств, которые ему приписывает народная легенда. Иногда именно календарная приуроченность и определяемые ею «заботы», «обязанности» святого создают новую легенду и приводят к закреплению за святыми новых качеств.

Так, первые русские святые — благоверные князья Борис и Глеб, невинно убиенные — конечно же, не имели никакого отношения к труду земледельца, но поскольку дни памяти их приходятся на 2 (15) мая и 24 июля (6 августа), они, эти связые, издавна связывались с началом и завершением полевых работ. Определялось это и календарной приуроченностью борисоглебских дней, и своеобразной «расшифровкой» имен страстотерпцев, когда слух земледельца улавливал созвучность Глеба с хлебом, а в Борисе — напоминание о бороне, борозде, барышах. Потому 2 мая называлось «Борисоглебы-сеятели», «барыш день» и предписывало начинать обработку земли или сев: Борис и Глеб сеют хлеб, Пришел Борис — сам боронись.

Такие присловья можно записать в любом почти месте нашей огромной России. У купцов и торгового люда, по свидетельству В.И.Даля, Борисов — «барыш день» — праздновался «для получения во весь год барышей». 24 июля, соответственно, ознаменованы были поговорками «Борис-Глеб поспел (дозревает) хлеб», «На Бориса и Глеба берися до хлеба». В некоторых местах из уважения к святым в этот день запрещался выход в поле и тогда поговорку как бы переделывали, апеллировали к ее другому варианту — «На Глеба и Бориса за хлеб не берися», иначе гроза спалит копны на поле. Отсюда и широко распространенное наименование князей Паликопы, грозные полики (говорят полъки), и известная легенда, приписывающая Борису создание первого плуга.

Многие народные названия праздников в условиях устного бытования легко превращались в типичную фольклорную формулу с присущими ей вокативностью и порождающим началом, становились, повторю, чем-то вроде руководства к действию.

Скажем, ритуалы, характеристики праздника Вознесения осмыслялись как реализация понятия роста, подъема, восхождения. Повсеместно на Вознесенье пекли лесенки, да еще с семью ступеньками, эти лесенки у нивы, помолясь на все четыре стороны, подбрасывали вверх, чтобы рожь росла так же высоко. В Подмосковье молодежь отправлялась в поле, где каждый, подбросив три раза вверх яйцо и немножко откусив от него, разбивал его и остатки закапывал в полосу, приговаривая: «Христос, полетишь на небеси, потяни нашу рожку за колоски».

Большим праздником и важной датой считался Покров Пресвятой Богородицы, отмечаемый 1/14 октября. Русская церковь вспоминает в этот день о чуде, свершившемся в 910 году в Константинополе, когда христианам, молящимся о спасении от сарацинов, явилась Богородица и распростерла над ними свой омофор (головное покрывало). Вдохновленные чудесным видением жители Византии изгнали врагов.

На Руси праздник Покрова установлен был князем Андреем Боголюбским еще в ХII веке и с тех пор неизменно пользуется у всех православных особым почитанием.

Россия всегда верила в то, что Богородица покровительствует ей, незримо простирая свой Покров над русским людом, спасая его от невзгод, бед, всякого лихолетья. Свидетельство тому — огромное количество храмов во имя Покрова Богородицы, построенных в разные времена и в различных уголках России.

Покров в сознании земледельца — рубежная дата, сопрягающая разные начала и концы, начинания и завершения. Это граница между теплой и холодной половинами года, между временем работы на земле ради урожая (пахота, сев, жатва, уборка огородных культур, заготовка ягод, грибов и пр.) и временем потребления урожая. С Покрова шел отсчет зимнего времени. В народе говорили: «До Покрова — осень, за Покровом — зима идет!» или «Покров-Батюшка, до обеда — осень, после обеда — зима». Резко менялся после Покрова образ жизни, поведение, внешний вид, состояние как людей, так и природы во всем ее разнообразии.

«Сидящие на земле» россияне не сомневались, что именно с 1 октября земля заменяет свой зеленый наряд белым или, по крайней мере, должна заменить, прикрывая наготу полей и лесов пушистым снегом, что Покров заставляет журавлей улетать в южные края, белок — линять, приспосабливаясь к зимним условиям, что в эту пору засыпают медведи и пчелы. Действительно, в климатических условиях средней России к Покрову обычно выпадает снег, а в южных областях заканчивается листопад, и многочисленные поговорки, присловья, приметы, построенные на обыгрывании названия праздника, как бы закрепляли и узаконивали связь Покрова с началом зимы.

Вот два лишь примера: «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается», «Покров землю покроет где листом, где снежком».

Добрым знаком воспринимался первый снегопад, случившийся в этот день. Он обещал «правильное» становление зимы и нужное состояние природы в ближайшие значимые дни земледельческого календаря. Белоснежный Покров рассматривался и как одеяние и как засыпание, «умирание» земли. Бесснежный праздник грозил бесснежной зимой и недородом, гибелью озимого хлеба. В тех местах, где Покров ассоциировался с завершением листопада, существовала своя примета: «Если лист с дуба и березы на Покров упадет чисто — к легкому году, не чисто «т.е. на до конца» — к строгой зиме».

К этому времени мужской работы в хозяйстве заметно убавлялось, и многие мужчины охотно, ну а кто и победней —поневоле отправлялись на заработки, занимались отходничеством, «бурлачеством», как говорили в народе. Покров был одной из наиболее устоявшихся дат заключения разного рода договоров о найме на работу или о завершении работы. Сроки обычно устанавливались «от Покрова до Крещения», «от Покрова до Евдокеи» (1/14 марта), «от Покрова до Егория» (23 апреля / 6 мая).

Некоторые виды работ, напротив, заканчивались к 1 октября, и отходники возвращались домой. Женщины с этого же времени, после Покрова всерьез садились за рукоделье — главным женским занятием до Рождества становилось прядение. Начиналась пора девичьих посиделок. Ближе к концу XIX столетия, когда вошли в моду частушки, тема посиделок в них заняла заметное место. Зафиксировали они и связь Покрова с вечерками, приведу один лишь пример:

Скоро, девушки, Покров,

Скоро нам гуляночка,

Скоро, скоро заиграет

Как видим, осмысливая праздник, Покрова в данном случае, русский крестьянин выходил далеко за рамки его церковного содержания. Обрядовое и хозяйственное наполнение праздника, исходя из «фольклорной» логики, было заложено, мы бы сказали «запрограммировано», в самом названии его, производном от глагола «крыть», и большая часть того, что традицией предписывалось делать в этот день, мотивировалось идеей открывания, покрывания, закрывания и т.д.

Понятие заботы, тепла, сохранения переносилось на избу: в Покров принято было конопатить домашние строения, утеплять их к холодному времени года. При этом ссылались на авторитет давнишней поговорки: «Чини избу до Покрова, не то не будет тепла».

Превосходный знаток этнографии и фольклора Вологодского края, П.А. Дилакторский, писал в конце XIX века: «Некоторые хозяева в этот день затыкают кое-где пазы стен мохом и приговаривают: «Батюшка Покров, покрой нашу избу теплом, хозяина добром»». Жители Вятского края при этом произносили: «Батюшка Покров, покрой избу теплом, а старую старушку горячим пирогом!».

Едва ли не по всей России с Покрова «закрывали» скот, т.е. прекращался пастбищный выпас скота, его переводили на стойловое содержание. В самых разных концах страны крестьяне придерживались обычая закармливать домашнюю скотину последним («пожинальным») снопом, сопровождая это словами: «Покров, Покров! Покрой нашу избушку теплом, а хозяина животом» («животом» здесь имелось в виду скотина и добром, прежде всего — благополучием), или «Матушка-Покров! Покрой земелюшку снежком, а коровушку спориной» (т.е. здоровьем, готовностью давать хорошие удои).

Идея покрова объединяла далекие для нас, но почти что родственные для человека традиционной культуры представления — снежный покров земли, священное покрывало Богородицы, погребальный саван и символ вступления в брак — свадебный плат, которым покрывали голову невесты после просватанья.

Традиционно Покров считался покровителем женихов и невест. С него принято было засылать сватов и начинать играть свадьбы. По всей России можно было услышать приговорки, вроде следующих: «Бел снежок землю покрывает, не меня ль, молоду, замуж снаряжает», «Придет Покров, девке голову покроет», «Не покрыл Покров, не покроет и Рождество», то есть, если в Покров или сразу за ним не пришли сваты, то, значит, нечего надеятся и на свадьбу в этом году. На Треском и Онежском берегах Белого моря Покров был днем, когда устраивались своеобразные смотрины невест. Девушки приходили в церковь в лучших своих нарядах. Ставя свечи перед иконами, они приговаривали: «Покров, покрой мне голову золотым кокошником!». Желание посмотреть на будущих невест собирало в церкви много народу. Кем-то руководило чистое любопытство, а родные женихающихся парней рассматривали девушек строго и с пристрастием, полагая, что в храме, да еще в праздник Покрова Богородицы характер, манеры, внешняя и внутренняя красота (или изъяны) каждой девушки будут явлены, раскрыты в полной мере и этому впечатлению можно доверять.

Замечу, что даже погодные покровские приметы зачастую трактовались в свадебном ключе: Если на Покров ветер — будет большой спрос на невест, Снег на Покров — к счастью молодым. Если на Покров выпадет снег, то это предвещает много свадеб. Разумеется, соединение образов ветра, непогоды, метели с темой просватанья далеко не случайно. Поэтическая параллель «ветер — приход сватов» хорошо и широко используется русским фольклором, прежде всего свадебными песнями и причитаниями. Например, приведу начало знаменитых, по всей России известных песен:

Не было ветру, вдруг понавеяло,

Не было гостей — вдруг понаехали.

Сват у ворот дожидается.

Не сама я к вам залетела,

Занесло меня погодою,

Что погодой — буйным ветром.

Популярная лирическая песня «Вдоль по улице метелица метет, за метелицей мой миленький идет. », представляющая собой переделку стихотворения поэта начала ХIХ в.

Д.Л. Глебова, дает еще один образ, характерный для русской песенности, образ метели — соединение ветра и снега. Из этого снежного вихря и появляется милый, в соответствии с народной поэтикой как бы «придуваемый» к девушке.

Опыт земледельца реально доказывал связь снега с плодородием земли: «Зима без снега — лето без хлеба», «Снег на полях — хлеб в закромах» и т.д. Урожайность земли, по народным представлениям, соотносима с плодовитостью скота и людей. Это с одной стороны, с другой — снежный покров земли осмыслялся и как временное умирание земли (обычно сравнение снежного покрывала с саваном), что в свою очередь сближалось с уподоблением (для девушки прежде всего) перехода из добрачного положения в замужнее и осмысливалось это как умирание в одном состоянии и возрождение в другом, а это опять-таки оправдывало «прописку» темы снега и брака в празднике Покрова. Образ «снега белого», «снега, наметенного ветром» в традиционном сознании ассоциировался с ситуацией свадьбы и через идею покрывания, являющуюся смысловой доминантой праздника Покрова Богородицы. В контексте Покрова свадебная накидка на голову невесты (платок, фата, шаль, полотенце), безусловно, сближалась с омофором Богородицы. Поэтому девушки перед сном считали необходимым произнести вполголоса: «Покров-батюшка! Покрой землю снежком, а меня молоду женишком!» или «Покров Пресвятая Богородица! Покрой землю снежком, меня, молоду, платком» и т.д.

Подобных примеров использования имени собственного, названия праздника, развертывания его в действия, приметы, правила поведения и прочее, в народном календаре можно найти немало.

3. Без примет ходу нет

«Все быстрее нарастает познание в современном мире. Обрисовывается точнейшая взаимосвязь, обусловленность кажущихся различными явлений мира и жизни. Всеобщее переплетение отдаленных случайностей, вырастающее в необходимость, то есть в законы природы, — пожалуй, самое важное прозрение современного человека», — так начинается роман И.Ефремова «Лезвие бритвы». Не правда ли, очень современно звучит?

Давным-давно прошли те времена, когда люди всецело зависели от капризов окружающего их огромного непознанного мира, когда старались «играть по правилам» изменчивой матушки-природы, полностью подчиняя ей свой уклад жизни. Но память о тех временах сохранилась, и не только теоретическая. Все чаще современный урбанизированный человек устремляется прочь от благ цивилизации: в загородные дома, на дачи, просто на пикники и в туристические походы. Все чаще мы пытаемся обратиться к приметам, известным нашим предкам. А для сельских жителей многие приметы никогда и не теряли своей актуальности.

Исстари существуют приметы, освященные веками, которые передаются из века в век, как заповедь. Эти приметы основаны на климатических условиях, отчасти атмосферных и астрономических.

Январь — На Крещение день теплый — будет хлеб темный.

Февраль — Бокогрей, воду подпустит, а март подберет.

Ни в марте воды, ни в апреле — травы.

В апреле — земля преет. Апрель с водой — май с травой.

Май — Холодный — год хлебородный.

Июнь — Конец полетья — начало лета.

Июль — Начало покоса.

Август — Овес да лен в августе смотри.

Сентябрь — Много желудей — к теплой зиме и плодородному лету.

Октябрь — Первый снег за сорок дней до зимы.

Ноябрь — Коли лед на реке становится грудами — будут хлеба груды.

Декабрь — Большой иней, бугры снега, глубоко промерзлая земля — к урожаю.

Календарные обычаи и обряды — важнейший элемент традиционно-бытовой культуры народа.

Труд отдельной крестьянской семьи на ее земельном участке носил, как правило, изолированный характер, что порождало замкнутость сельского семейного быта, хозяйственную разобщенность дворов. Вместе с тем сама жизнь властно диктовала необходимость объединения крестьянских семей в соседскую организацию — община оказывалась одной из гарантий нормального функционирования мелкого индивидуального хозяйства.

Стабильность же общинной организации зависела от степени развитости внутри нее различных форм общения, социальных контактов и связей. В условиях разобщенности труда важное значение приобретало поэтому общение в сфере досуга. И в частности, одной из функций календарных праздников у крестьян в как раз являлась стабилизация общины, общинного коллективизма, корпоративных элементов в общественном сознании крестьянства.

Вообще обычаи и обряды народных праздников, посвященных проводам зимы, встрече весны и лета, завершению уборки урожая и другим вехам и датам крестьянского календаря, несли в себе огромный культурно-созидающий смысл. Они включали в себя музыкальные, хореографические произведения малых размеров, театрализованные представления, декоративно-оформительские элементы. На праздник крестьяне являлись в своих лучших одеждах. При этом каждый стремился продемонстрировать индивидуальный художественный вкус, а деревенские богатеи — и свои имущественные возможности.

Главное свое выражение эстетическая сторона праздничной обрядности находила в различных произведениях искусства, составляющих обязательный ее элемент. Песни, пляски, игры, представляющие собой драматические сценки, театрализованные представления насыщали дни календарных праздников.

Список использованной литературы

1. Миненко Н.А. Социальные функции календарных обычаев и обрядов в деревне / Н.А.Миненко. — Новосибирск: Наука, 1997.

2. Некрылова А.Ф. Народный календарь как явление традиционной культуры / А.Ф.Некрылова. — СПб.: Питер, 2001.

3. Петрова Н.Г. Тайны древних календарей / Н.Г.Петрова. — М.: Издательство: «Вече». 2003.

Подобные документы

Основные народные приметы относительно погоды в зависимости от времени года, история их возникновения и ценность для культурного наследия народа. Приметы по птицам, по небу, деревьям, насекомым. Особенности применения старинных примет в современном мире.

презентация [509,5 K], добавлен 12.12.2012

Доколумбовая Америка. История племени майя. Возникновение, расцвет и причины исчезновения майянской культуры. Астрономические и религиозные познания майя поражают современных историков. Календарь племени майя-структура и принципы его использования.

реферат [26,2 K], добавлен 11.11.2007

Бог коляда как Вышний Бог, управляющий Великими Переменами в жизни людей, его значение в мифологии и религии древних славян. Принципы составления древнеславянского календаря, источники формирования названий времен года, их одушевление и значение.

презентация [7,5 M], добавлен 05.01.2014

Знакомство с народным календарем России. Характеристика традиций и обрядов, которые широко отражены в народных праздниках. Самые популярные праздники народного календаря: колядование, гадания, Рождество Христово, Крещение, Васильев день, Масленица.

дипломная работа [3,1 M], добавлен 08.06.2012

Народный костюм как бесценное, неотъемлемое достояние культуры, накопленное веками. Историко-социальные процессы, способствующие созданию особых форм одежды, роль местных культурных традиций. Русский народный костюм. Знаки и символы русской вышивки.

реферат [30,8 K], добавлен 21.12.2009

Понятие русского народного костюма в целом, его история и основное значение, место в современной жизни человека. Изучение преемственности элементов русского народного костюма в коллекциях современных модельеров. Ведущие модные тенденции последних 5 лет.

курсовая работа [4,0 M], добавлен 20.05.2015

Народный календарь праздников и обрядов белорусов. Изучение культурных потребностей населения. Программа технологии опроса населения в ходе изучения культурных потребностей. Основные положения Закона РБ «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь».

контрольная работа [114,3 K], добавлен 09.09.2011

Ольмекская культура, происхождение ольмеков. Города ольмеков и их архитектура. Письменность, система исчисления и календарь. Происхождение Теотиуакана, социальная структура общества. Культура тольтеков, их мировоззрение. Этапы развития цивилизации Майя.

курсовая работа [2,2 M], добавлен 11.08.2014

Игра как вид человеческой деятельности. Основные черты народных игр: свободная развивающая деятельность, поле для творчества и импровизации, эмоциональное напряжение, наличие прямых или косвенных правил. Игровые формы народной праздничной культуры.

курсовая работа [52,6 K], добавлен 27.01.2014

Символ и его значение для конкретной культуры. Становление символов как отражение народной культуры Европы. Значение и смысл некоторых древнейших символов: креста, чаши, якоря, дерева жизни, свастики, пятиугольной звезды. Средневековый культ этих знаков.

реферат [327,2 K], добавлен 19.11.2016

Источник: http://otherreferats.allbest.ru/culture/00066075_0.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *