Урок литературы на тему «Тёркин – кто же он такой? » — народные приметы в произведении василий теркин

08.12.2018

(Чтение от слов «Сабантуй бывает разный» до слов «Это главный сабантуй»).Но самое главное – в этой главе автор знакомит читателей с героем: «Тёркин – кто же он такой?» (чтение до конца главы).

Урок литературы на тему «Тёркин – кто же он такой?»

Автор: Бауло Елена Михайловна

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №2 г.Унеча Брянской области

Конспект урока

Тема: «Тёркин – кто же он такой?»

Цели: показать роль автора в лироэпическом произведении; раскрыть обобщающий смысл образа главного героя, расширить знания учащихся об изобразительных художественных средствах.

1. Проблемное изложение материала.

Поэма «Василий Тёркин» — это рассказ о том, как жил солдат на войне, как он воевал, сражался. Автор размышляет о том, без чего нельзя прожить на войне, рисует военные будни, показывает солдат на привале, в момент боя и короткого отдыха. В главе «От автора» Твардовский писал:

Эта сказка длинная одна

Про огонь, про снег. Про танки,

Про землянки да портянки,

Про портянки да землянки,

Про махорку и мороз.

Каждая отдельная глава поэмы – маленькое самостоятельное произведение со своим сюжетом и названием.

-Что помогают понять эти названия? «На привале», «Перед боем», «Два солдата», «Переправа», «О войне», «Поединок», «Теркин ранен», «О награде».

( В них отражен суровый военный быт и военные действия).

Сюжет книги складывался в ходе всенародной войны, это рассказ о судьбе всего народа, на чью долю выпало тяжкое испытание. Но в поэме отчетливо слышится голос автора .4 главы поэмы целиком посвящены раздумьям поэта о герое, о военных событиях, причем автор оказывается очень близок герою и по жизненным оценкам, и по фронтовому опыту. Некоторые главы носят ярко выраженный лирический характер, что также отражено в их названиях: «О любви», «О себе». В поэме два героя – Тёркин и рассказчик, сам поэт. По тому, что и как он рассказывает, можно многое понять об авторе, его мировоззрении, отношении к людям, событиям.

— Давайте познакомимся с содержанием первых трех глав.

2.Сообщения учащихся по 1 и 2 главам.

В начале главы «От автора» Твардовский рассказывает о том, что на войне не прожить без воды, « доброй пищи фронтовой», «не прожить без прибаутки», «хорошей поговорки», а главное – без Василия Тёркина. (Чтение от слов: «Словом, книга про бойца/ Без начала, без конца» до конца главы.) Жестокая правда войны отразилась в содержании многих глав, особенно таких, как «Переправа», «Бой в болоте»

Вторая глава знакомит читателя с военным бытом, ведь люди на войне не только сражались, но и жили: варили суп « на колесах прямо», спали «на пригретом взгорке» или прямо на снегу. Потом автор дает слово самому герою, который рассуждает «про сабантуй».

(Чтение от слов «Сабантуй бывает разный» до слов «Это главный сабантуй»).Но самое главное – в этой главе автор знакомит читателей с героем: «Тёркин – кто же он такой?» (чтение до конца главы).

3.Обобщающее слово учителя.

Твардовский утверждает, что его герой – самый обыкновенный, один из многих – молодой боец-парень. Такое определение подтверждается эмоционально – психологической характеристикой: добрый парень…бравый…бойкий…удалой…свой… Тёркин не унывает ни при каких обстоятельствах, он и людям помогает «шуткой самой немудрой», и умеет смягчить трагизм ситуации.

4.Работа с репродукцией.

— Какой момент фронтовой жизни изобразил художник?

— Чем центральная фигура напоминает героя поэмы Василия Тёркина?

— Какое настроение передал художник своей картиной? Как это характеризует людей, собравшихся вокруг Теркина?

(Люди, чья жизнь находится в постоянной опасности, ценят каждую минуту, они не падают духом, верят в победу и в редкие минуты отдыха стараются не думать о смерти)

— Почему именно вокруг Теркина собрались бойцы?

(Видимо, он снова рассказывает какую-то байку, старается поддержать дух солдат)

— И все же Твардовский отрицает, что его герой –этакий «рубаха парень», балагур. Тёркин — трагическая и героическая фигура, он воплощает в себе лучшие черты русского народа, является его собирательным образом.

-Что стало известно из второй главы о военной биографии Василия Тёркина?

(Он начал воевать во время финской кампании на Карельском перешейке, в июне 1941г. Вновь вступает в строй, вместе со всей армией отступает, несколько раз оказывается в окружении, выходит живым, хоть и получает ранение. Путь его автор прослеживает до Берлина)

5.Сообщение ученика по 3 главе.

В поэме часто рассказ ведется от лица главного героя, что придает особую достоверность описываемым событиям. В главе «Перед боем» Василий Тёркин рассказывает о бойце, который помогает хозяйке дома. В его памяти сохранились все подробности: «Той мне ночи не забыть» (чтение фрагмента до конца главы). Горькие слова поизносит герой об отступлении: «То была печаль большая,/ Как брели мы на восток.» Дорогу, по которой они пробирались, называет постылой.

6.Беседа по тексту главы «Переправа».

— Каким настроением пронизана глава? (Трагизм уже в первых строчках: «Кому память,/ Кому слава, / Кому темная вода, — / Ни приметы, ни следа».

— Проследите, как это настроение нарастает. Какие художественные приемы использует поэт, чтобы передать обстановку, в которой происходило действие? (Групповая работа: пейзаж – черный цвет: чернеет лес, черная вода; сравнение: «Берег правый, как стена»; эпитет: «след кровавый»; повторы: «Люди теплые,живые,/ Шли на дно, на дно, на дно…» Это горестный рассказ о том, «как переправа сорвалась».

_ Сегодня мы познакомимся еще с одним художественным средствомсинекдохой (запись на доске: синекдоха – перенесение значения одного слова на другое: часть вместо целого, единственное вместо множественного и наоборот)

— Найдите синекдоху в 6-8 строфах главы «Переправа»

(Поглядеть – и впрямь – ребята!

Как, по правде, желторот,

Холостой ли он, женатый,

Этот стриженый народ.

Тем путем идет суровым,

Что и двести лет назад

Проходил с ружьем кремневым

Русский труженик солдат)

— Как вы понимаете мысль автора, выраженную в этих строфах?

(Не одному поколению русского народа приходилось защищать родную землю, любовь к ней передается от отца к сыну, от поколения к поколению – в этом сила русского народа. На защиту Отечества встали будто все поколения разом, поэтому победить такой народ нельзя)

— Дома найдите синекдоху в тех главах, которые будете читать.

— Чем эта глава напоминает произведение УНТ?

(Здесь много повторов, просторечных выражений (скорчившись, стужа, расчудесный, покамест…) , есть даже приметы:

Долги ночи, жестки зори

В ноябре – к зиме седой.)

Фольклорные элементы особенно подчеркивают общенародный характер поэмы.

7. Работа над образом главного героя.

— Каким предстает в этой главе Василий Теркин?(Чтение фрагмента по ролям от слов: «Долги ночи, жестки зори…» до конца главы. В трудной ситуации он не теряет мужества, жизнестойкости, чувства юмора. Автор сам восхищается Теркиным и заставляет читателя испытать то же чувство по отношению к герою)

— Обратите внимание на то, что в 4 главе повторяются слова «Переправа, переправа», причем с разными словами и знаками препинания. С какой интонацией мы произносим эти слова? (Заключительные строки уже привносят другое настроение – звучит надежда на благополучный исход битвы, хоть бой и трагичен, но он идет «ради жизни на земле», а значит – люди гибли не зря.)

Домашнее задание.

Рассказать о встречах Тёркина на дорогах войны. Что нового мы узнаем о герое? Какими чертами наделяет его автор?

1. А.Т. Твардовский. Стихотворения и поэмы. М., «Просвещение», 1983.

2. Непринцев Ю.М. Отдых после боя . 1955.

3. Краткий словарь литературоведческих терминов. М., «Просвещение», 1978.

Источник: http://globuss24.ru/doc/urok-literaturi-na-temu-tiorkin-kto-zhe-on-takoy

А. Т. Твардовского «Василий Тёркин». Урок

Вид материалаУрок

Содержание

Слово учителя.
Демонстрация слайдов с фотографиями военных лет.
Звучит аудиокассета с записью фрагмента главы «Гармонь».
3.Слово об авторе.

Подобный материал:

«Тёркин — кто же он такой?» по поэме А.Т.Твардовского «Василий Тёркин».

Урок проведён в 7 классе Черемновой С.Ю.

1) раскрыть гражданское мужество поэта; показать роль произведений Твардовского в годы войны; помочь учащимся осознать истоки нашей победы;

2)совершенствовать умение анализировать лирическое произведение; составлять связный текст по заданным вопросам; развивать навыки актёрского мастерства;

3) вызвать эмоциональный отклик при беседе о войне; способствовать воспитанию патриотических чувств.

Оформление доски: эпиграфы к уроку, портрет А. Твардовского, иллюстрации к поэме; фотография “Памятник автору и его герою в Смоленске” проецируется на экран

Оборудование: диапроектор, магнитофон.

Слово учителя.

В этом году мы празднуем 100 лет со дня рождения Твардовского. И хотя его знаменитую поэму «Василий Тёркин» подробно вы будете изучать только в 8 классе, но нам хотелось бы познакомить вас с героем именно сейчас. Тема Великой Отечественной войны вам не нова. Мы не устаём обращаться к ней на уроках литературы. И, говоря о военной лирике, мы в первую очередь называли имена К.Симонова и А.Твардовского.

Чтение эпиграфа к уроку: Поэма “Василий Тёркин”- это лучшее из всего написанного о войне на войне” К. Симонов.

Василий Тёркин- персонаж вымышленный, но по истине народный, его знает вся страна.

Устное описание памятника А. Твардовскому и его герою В. Тёркину

На одном из тихих и уютных уголков города Смоленска расположен памятник участникам Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов. На постаменте высечены имена: Александр Твардовский, Василий Тёркин.

народные приметы в произведении василий теркин

Удобно расположившись на бревне, они увлечённо беседуют, вспоминают дороги пыльные, переправу, схватки боевые, своих друзей… Твардовский сидит, глубоко задумавшись. Он внимательно слушает рассказ об очередном бое, где наши одержали победу, и, возможно, размышляет о своей будущей главе “Книги про бойца”. Тёркин же, как всегда, весел и бодр. Вот- вот закончит свою речь и “заведёт другую песню”: заиграет на трёхрядке, забыв обо всём на свете… А завтра снова в путь-дорожку фронтовую.

Давайте и мы прислушаемся к разговору двух современников, двух боевых товарищей — автора знаменитой “Книги про бойца” Александра Твардовского и всенародного героя Василия Тёркина. Они вместе прошагали по дорогам войны, преданно выполняя долг перед Родиной и, несмотря ни на какие трудности и испытания, выжили, потому что любили жизнь, свою родную землю, свой народ и страну.

2.Инсценировка.

Твардовский: Я ушёл на фронт на второй день войны. Участвовал в битве за Москву, а позднее – в победоносном походе нашей армии за освобождение от немецких фашистов Белоруссии, Украины, Польши и дошёл до Берлина. Все эти годы работал военным корреспондентом. Писал очерки, стихи, фельетоны, листовки, заметки. Встречи с солдатами, испытанное и увиденное своими глазами на дорогах войны, повлияли на моё творчество. Все последние новости с фронта записывал в военную тетрадку и материал помещал в газету. Постепенно сложилась “Книга про бойца” и всеобщий любимец Тёркин.

народные приметы в произведении василий теркин

Грянул год, пришёл черёд

Нынче мы в ответе

За Россию, за народ

И за всё на свете.

Бой идёт святой и правый,

Смертный бой не ради славы-

Ради жизни на земле.

Демонстрация слайдов с фотографиями военных лет.

народные приметы в произведении василий теркин

Поэма Александра Твардовского «Василий Теркин» с газетного листа шагнула в ряд бессмертных произведений русской литературы. Как и всякое великое произведение, поэма Твардовского дает правдивую картину эпохи, картину жизни своего народа.

В образе Василия Теркина поэт сумел выразить главное в русском национальном характере, выявить его лучшие черты. «Книга про бойца» — это произведение «без особого сюжета», «без начала, без конца», так как на войне, когда в любую минуту можно погибнуть, «кто доскажет, кто дослышит — угадать вперед нельзя. » Сознавая свою большую ответственность очевидца, Твардовский размышляет о своем герое и говорит:

В чем-то я его богаче, —

Я ступал в тот след горячий,

Я там был. Я жил тогда.

Вот перед нами первая глава «От автора». Здесь Твардовский определил пафос поэмы: изображение правды, какой бы она ни была.

. А всего иного пуще

Не прожить наверняка —

Без чего? Без правды сущей,

Правды, прямо в душу бьющей,

Да была б она погуще,

Как бы ни была горька.

События поэмы происходят на фронте, то есть на той полосе земли, где непосредственно готовились и шли сражения. Сюжет «Теркина» дает ответ на всенародный вопрос: как победить, что для этого нужно?

Есть в поэме и героизм, и человечность, и та «скрытая теплота патриотизма», которая была у Льва Толстого при описании другой Отечественной войны — 1812 года. Эта параллель не случайна. Ведь эпический герой Твардовского — русский солдат, наследник своих героических предков:

Тем путем идем суровым,

Что и двести лет назад.

Проходил с ружьем кремневым

Путь русского труженика-солдата, советского солдата печальных дней отступления, возникает в главе «Перед боем»:

Вслед за властью за советской,

Вслед за фронтом шел наш брат.

Но в этой горькой картине больше оптимизма и веры в конечную победу, чем в иных бравурных маршах. В знаменитой главе «Переправа» трагическое переходит в героическое.

Обычное, «мирное» слово «переправа» приобретает трагическое звучание. Динамичные, скупые, точные в описании событий строки поэмы потрясают читателя. Твардовский разворачивает картину трагической гибели русских солдат. Глубокая скорбь звучит в этих строчках:

Берег левый, берег правый,

Снег шершавый, кромка льда.

Кому память, кому слава,

Кому темная вода, —

Ни приметы, ни следа.

И увиделось впервые,

Не забудется оно:

Люди теплые, живые

Шли на дно, на дно, на дно.

Не раз смерть встает в «Книге про бойца» в самых различных обстоятельствах и обличиях. О ней сказано без смягчений, в прямых словах и точных подробностях:

Ты лежишь ничком, парнишка

Двадцати неполных лет.

Вот сейчас тебе и крышка.

Вот тебя уже и нет!

Смерть тушит все краски жизни, она подло обкрадывает человека. Инстинктивному страху смерти нужно уметь по-человечески противостоять, если не можешь ее одолеть.

Нет, товарищ, зло и гордо,

Как закон велит бойцу,

Смерть встречай лицом к лицу

И хотя бы плюнь ей в морду,

Если все пришло к концу.

народные приметы в произведении василий теркин

В центре поэмы — народный характер, обобщенный в образе Василия Теркина. Это не просто балагур и весельчак, каким он кажется с первого взгляда. В главе «На привале», где он впервые рассказывает о себе — молодом бойце, мы узнаем, что ему уже порядком досталось от войны. Он был трижды в окружении: «Был рассеян я частично, А частично истреблен. Но, однако, жив вояка».

Тяжела война, страшны потери, но самый большой урон — это уныние, отчаяние, безверие. Солдату нужно крепиться. Вот и вся теркинская «пропаганда» , но сколько в ней спрессовано народной мудрости и уверенности в том, что зло не может быть бесконечным и безнаказанным.

И уже, пригревшись, спал

Крепко полк усталый.

В первом взводе сон пропал

На войне насчёт войны

Вёл беседу Тёркин.

Вам, ребята, с серединки

Начинать. А я скажу:

Я не первые ботинки

Без починки здесь ношу.

Вот вы прибыли на место,

Ружья в руки — и воюй.

А кому из вас известно,

Что такое сабантуй?

Вот под первою бомбёжкой

Полежишь с охоты в лёжку.

Жив остался – не горюй:

Это малый сабантуй.

Хуже, брат, как миномётный

Вдруг начнётся сабантуй

Тот проймёт тебя поглубже.

Это средний сабантуй.

Сабантуй тебе наука,

Враг лютует — сам лютуй.

Но совсем иная штука

Это главный сабантуй.

Вот ты вышел спозаранку,

Грянул – в пот тебя и в дрожь:

Прут немецких тыща танков…

Солдат: Тыща танков? Ну, брат, врёшь

Ладно, что там триста, двести

Повстречай один хотя б…

Хорошо, что он попал

Тёркин, в нашу роту.

2 солдат: Теркин — кто же он такой?

Просто парень сам собой

Впрочем, парень в этом роде

В каждой роте есть всегда,

Да и в каждом взводе.

Теркин встает перед всеми как бывалый солдат, для которого жизнь — это оставшийся от отца дом, милый, обжитой и находящийся в опасности. Он — работник, хозяин и защитник этого дома. В Теркине чувствуется большая душевная сила, стойкость, умение подниматься после каждого удара. Вот он шуткой смягчает рассказ о трех «сабантуях»; вот он ест «со смаком» солдатскую пищу; вот невозмутимо укладывается на сырой земле под дождем, укрывшись «одной шинелькой».

Мечта Теркина о награде («Я согласен на медаль») — это не тщеславное желание прославиться или выделиться. На самом деле это желание увидеть родные края и родных людей свободными. В главе «О горе», когда Теркин с любовью, с «дрожью сердечной» вспомнил смоленскую родную землю, глотнул ее воздух, услышал ее голос, восклицает от всей души:

Мне не надо, братцы, ордена,

Мне слава не нужна,

А нужна, больна мне Родина,

Знаменательно то, что Теркин живет как бы в двух измерениях: с одной стороны, это вполне реальный солдат, стойкий боец Советской Армии. С другой стороны, это русский сказочный солдат-богатырь, который в огне не горит и в воде не тонет.

Богатырь не тот, что в сказке —

А в походной запояске,

Человек простой закваски.

В муках тверд ,и в горе горд

Теркин жив и весел, черт!

3.Учитель. Тёркин необходим бойцам не только в бою, но и на привале. Без его задора, удали и гармони не обойтись.

Звучит аудиокассета с записью фрагмента главы «Гармонь».

Учитель. Василий Теркин стал любимейшим героем. Твардовский нигде не описал внешность Теркина, но этот боец узнаваем.

То серьезный, то потешный,

Нипочем, что дождь, что снег, —

В бой, вперед, в огонь кромешный,

Он идет, святой и грешный,

Так и уходит Василий Теркин сквозь все стихии мира в бой, в будущее, в духовную историю нашего общества.

Тёркин – настоящий патриот земли родной, как и большинство русских солдат. Свою любовь к Родине доказывает неустанным ратным трудом и подвигами. Кровь, смерть, испытания не смогли заглушить силу жизни, бодрость духа героя.

3.Слово об авторе. А какими же чертами характера, на ваш взгляд, должен был обладать автор поемы? Давайте познакомимся с его биографией.

(Показываются слайды)

народные приметы в произведении василий теркин

Чтение ученицей стихотворения, посвящённого памяти А.Т.Твардовского.

народные приметы в произведении василий теркин

Дудин Михаил Александрович «ПАМЯТИ АЛЕКСАНДРА ТРИФОНОВИЧА ТВАРДОВСКОГО»

Источник: http://geum.ru/next/art-60011.php

Чему учит произведение Твардовского «Василий Теркин»?

народные приметы в произведении василий теркин

народные приметы в произведении василий теркин

есть анализ и характеристика, нужно? а чему учит, очень легко написать. Произведения Василий Теркин учит нас любить свою родину, никогда не сдаваться. Придает такие качества как патриотизм и чувство военного долго перед своей страной. А в трудных ситуациях не унывать и идти с улыбкой на лице

Другие вопросы из категории

написать краткий пересказ в 4-5 предложениях.Самое основное.Очков много на кону.

мрачную хранят. Под нависшею скалою Уж не любит, меж цветов, Пахарь отдыхать порою От полуденных трудов. Зверь отважный поневоле Скрыться где-нибудь спешит. Ночью месяц тускл и поле Сквозь туман лишь серебрит

Читайте также

По плану:
1)Вступление:жанр(необычность книги о войне),история создания поэмы.
2)Образ Василия Теркина:
-Теркин как обобщенный образ
-Сходства героя с фольклерными образами
-Основные черты отвага,спокойность,смекалка,чувство юмора,патриотизм и где проявляется?
3)Заключение.Значение поэмы для народа,для солдат во время войны,популярность.

главы «Переправа»? 4. что подчеркивает автор в характере героя в главе «О награде»? 5. в начальной главе «От автора» звучит почти гимн питьевой воды. Твардовский знал, как дорог солдату глоток воды. что же поэт говорит о воде? 6. в главе «на привале» поэт расскизывает о сабантуе. что это такое?

1. Что значит фамилия Теркин
2. Характер Теркина
3.Какие строки главы «От автора» являются,по-вашему, ключевыми для понимания характера Василия Теркина? Подтвердите вашу мысль примерами.
4.

парень сам собой / Он обыкновенный? Итак, Теркин «обыкновенный». Так ли это? Ведь дальше автор рассказывает о том, что Теркин много воевал, достоин медали, трижды был окружен, задет осколком, он мог легко подняться «с места — в бой». Что скрывается за авторским определением «обыкновенный»?

мне нужен только ответ на последний вопрос :3

1) что автор хотел передать этим стихотворением?
2) почему автор использует 2 раза слово переправа? И зачем?
3) и как вы думаете почему Твардовский написал именно это стихотворение?

Переправа,переправа
Берег левый.берег правый
Снег шершавый, кромка льда

Каму память, Каму слава,
Каму темная вода
Ни приметы ни следа

Ночью! Первый из колонны,
Обломив у края лед
Погрозился на полтонны
Первый взвод!
Погрузился, оттолкнулся
И пошел! Второй за ним!
Приготовился, пригнулся!
Третий следом за вторым!

Как плоты пошли полтонны,
Громыхнул один, другой!
Басовым, тяжелым тоном,
Точно крыша под ногой.

И плывут бойцы куда-то,
Притаив штыки в тени,
И совсем свои ребята.
Сразу будто не свои.

Сразу будто не похожи
На своих, на тех ребят
Как-то все дружней и строже
Как-то все тебе дороже и родней, чем час назад.

Поглядеть- и впрямь- ребята,
Что по правде желторот
Холостой ли он женатый
Этот стриженный народ.

Но идут уже ребята,
На войне живут бойцы,
Как когда-нибудь в двадцатых
Их товарищи-отцы!

Тем путем идут суровым,
Что и двести лет назад
Проходил с ружьем кремниевым
Русский труженик солдат.
Оооогроооомнооое спасибо тем, кто ответит:*

Источник: http://literatura.neznaka.ru/answer/223464_cemu-ucit-proizvedenie-tvardovskogo-vasilij-terkin/

«Человек на войне» по поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин»
план-конспект урока по литературе на тему

«Василий Теркин» — это лучшее

из всего написанного о войне на войне»

Скачать:

ВложениеРазмер
otkr_urok_tvardovskiy.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок. Учитель Ковалева С.В.

Тема «Человек на войне» по поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин»

«Василий Теркин» — это лучшее

из всего написанного о войне на войне»

1.Вступительное слово учителя:

А) на фоне фотографии А.Т.Твардовского

Посмотрите на портрет А.Т.Твардовского, загляните в его глаза, полные грусти и тепла, озабоченности и доверчивости, на мягкое доброе лицо, особую силу притяжения во взгляде. «Видит насквозь», — говорят о таких глазах в народе. И действительно, он видел то тяжкое и губительное, что несла война.

Еще во время финской кампании пришло к поэту «ощущение великой трудности войны» и её трагизма. Выходец из смоленских крестьян он хорошо понимал мысли и чаяния, душу простого солдата.

Ученик — Твардовский « В сентябре 1939 года я был мобилизован как рядовой Красной Армии и участвовал в освободительном походе в Западную Белоруссию. В начале войны в Финляндии я получил назначение в газету Ленинградского военного округа «На страже Родины» на должность писателя в звании батальонного комиссара. Будучи батальонным комиссаром, я то и дело ставил себя на место рядового красноармейца и испытывал чувство прямо-таки нежности ко всем этим людям, из которых многим не возвратиться домой. На одном из митингов перед решительным наступлением на сильно укрепленную полосу дотов «линии Маннергейма» я сказал несколько неказенных и, может быть, неуставных слов о том, что родина знает, какие подвиги совершают бойцы и какие видят трудности. Во время этого выступления несколько сидевших в полутьме землянки бородатых людей плакали – нервы у всех были в перенапряжении. Люди только вчера вернулись «оттуда» и знали, что нужно идти обратно туда, знали, что вряд ли кому вернуться.

Здесь на Карельском перешейке, изрезанном озерами и протоками, лесными каменистыми тропами, в условиях суровой зимы и трудной войны, в среде простых людей, ежечасно выполнявших нечеловечески трудную и смертельно опасную работу, произошло мое открытие нового мира – открытие, без которого невозможно было бы создание поэмы «Василий Теркин»

«Люди, с которыми за эти месяцы довелось встретиться, и все, что довелось увидеть, сделали из меня почти совсем другого человека. Короче говоря, мне открылся новый, необычайно суровый и вместе с тем очень человеческий, дружный и радостный мир. Я рад, что он стал доступен и понятен мне» об этом я писал М.Исаковскому.

А между тем жизнь внесла свои коррективы. Снова страшная година пришла на мою землю. На фронт я ушел на второй день войны.

Я мечтал о сущем чуде:

Чтоб от выдумки моей

На войне живущим людям

Было, может быть теплей…»

Ученик. Читает главу «От автора».

II. Беседа по главам поэмы

Запись в тетради:

В центре поэмы стоит образ Теркина, композиционно объединяющий отдельные главы произведения в единое целое. Теркин Василий Иванович – главный герой поэмы, рядовой пехотинец из смоленских крестьян. Он воплощает лучшие черты русского солдата и народа в целом. Запишите сами: ( мужество, смелость, любовь к труду, скромность, простота, чувство юмора)

Из биографии А.Т.Твардовского мы знаем, что над поэмой он работал на протяжении всей войны. По мере работы образ героя укрупнялся, типизировался.

Фамилия Теркин созвучна слову «тереть»

фразеологизм «Тертый калач» — побывал в переделках.

Поэма построена как цепь эпизодов из военной жизни главного героя, которые не всегда имеют непосредственную событийную связь между собой. Поэма «Василий Теркин» состоит из отдельных глав, каждая из которых имеет свое название

. Что помогают понять названия глав поэмы. (анализ содержания).

Названия глав выявляют солдатский взгляд на ход войны. Книга рассказывает о том, как жил человек на войне («в быту суровом»). Эта сторона содержания поэмы отражена во многих зарисовках, например, «На привале», «Перед боем», «Два солдата» …. О том, как он воевал, рассказано в главах «Переправа», «О войне!», « Поединок», «Теркин ранен», «О награде».

Обратим внимание, что II глава вводит читателя в военный быт. Ведь люди на войне не только ходили в атаки, но и жили: варили суп «на колесах прямо», спали то «на пригретом взгорке», а то и на снегу, «крыша –небо, хата – ель, корни жмут под ребра»

Ученик. «На привале». (отрывок)

Каким Вася Теркин предстает в начале поэмы? ( немудрящий, простак — балагур, , считающий, что лучшее место в армии – это «повара в пехоте» глава «На привале»)

Нужен был такой человек на войне? Да. Он с юмором рассказывает молодым бойцам о буднях войны; говорит, что воюет с самого начала войны, трижды был в окружении, был ранен.

Твардовский настаивает на обыкновенности своего героя. Василий задумывался как молодой боец – парень. Это определение насыщается эмоционально-психологической характеристикой: добрый парень…бравый…бойкий…удалой…свой! Жизнестойкость его удивительна. Он и людям помогает «шуткой самой немудрой», и умеет смягчить трагизм обстановки. Конечно, такие люди были необходимы на войне.

Поэт сосредоточен на фронтовой повседневности. Он размышляет о том, без чего нельзя прожить на войне. Автор воспевает землянку, солдатскую шинель.

Чтение отрывка из главы «Перед боем»

Все товарищи уснули,

А меня не гнет ко сну.

Дай-ка лучше в карауле

На крылечке прикорну.

Взял шинель, да, по присловью,

Смастерил себе постель,

Что под низ, и в изголовье,

И наверх, — и все – шинель.

Эх, суконная, казенная,

У костра в лесу прожженная,

В бою огнем врага

Да своей рукой зашитая,- кому не дорога!

Упадешь ли, как подкошенный,

Пораненный наш брат,

На шинели той поношенной

Снесут тебя в санбат.

А убьют – так тело мертвое

Твое с другими в ряд

Той шинелкою потертою

Укроют – спи, солдат!

Спи, солдат, при жизни краткой

Ни в дороге, ни в дому

Не пришлось поспать порядком

Ни с женой, ни одному…

Каким настроением пронизана глава «Переправа»?

Трагическое ощущение вызывают уже первые строки

«Кому память, кому слава,

кому темная вода,-

ни приметы, ни следа.

Давайте проследим, как это настроение нарастает. Какие художественные приемы использует поэт, чтобы выразительно нарисовать сцену переправы?

( Трагизм происходящего подчеркивает пейзаж – дважды упоминается черный цвет (цвет траура): чернеет лес, черная вода; используется сравнение: «Берег правый, как стена…», эпитет «след кровавый» и , наконец, повторы усиливают трагизм происходящего: «Люди теплые, живые шли на дно, на дно, на дно…» Это горестный рассказ о том, как «переправа сорвалась». Стоит отметить, что в этой главе 4 раза повторяются слова «Переправа, переправа», причем их сопровождают разные знаки препинания и разные слова. Этот повтор усиливает ощущение трагичности ситуации, делит главу на смысловые фрагменты, приводя к кульминации,

Пушки бьют в кромешной мгле.

Бой идет святой и правый,

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

Эти слова привносят уже другое настроение – звучит надежда на благоприятный исход битвы; хоть она и трагична, но этот бой…Ради жизни на земле», и потому могут быть оправданы любые потери.

Но ведь жизнь человеку дается один только раз, можно так ею распоряжаться? Не лучше ли остаться в тылу, (как делали некоторые, можно было дезертировать как Андрей из повести Распутина «Живи и помни») Что по этому поводу говорит А.Т.Твардовский?

— Чтение главы «О войне»

«Солдат войны не выбирает»

Судьба главного героя поэмы – это судьба солдата, одного из тех, кто вынес на плечах всю тяжесть войны, и это становится олицетворением национальной силы духа, воли к жизни.

Человек на войне не может быть одинок. Это против человеческих правил, поэтому нельзя не вспомнить и о фронтовой дружбе. Какая глава повествует об этом?

Глава «Теркин ранен» заканчивается гимном военному братству. (чтение отрывка).

С какой новой стороны предстает Теркин в главе «Гармонь».

В этой главе поэт снова воспевает то, без чего нельзя прожить на войне человеку. Это музыка, в частности музыкальный инструмент, гармонь.

В Теркине проявилась природная тонкость, деликатность, тактичность (история осиротевшей гармони). Вместе с тем мы осознаем его как яркую талантливую личность. Отрывок из главы «Гармонь»:

… И опять долой перчатку…

Где жена и где тот дом.!

Плясуны на пару пара

С места кинулися вдруг.

Задышал морозным паром,

Разогрелся тесный круг.

Взяли милого, хорошего –

Меня любит автоматчик,

пулеметчик и пилот.

За того пойду я замуж,

Кто фашиста крепче бьет.

Скоро с ёлочки иголочки

На землю упадет.

Скоро нам с тобой, подружка,

По винтовочке дадут.

И на фронте и в труде

Наш народ – герой везде!

Кто на нивах, кто в бою –

Все за Родину свою!

_ Веселей кружитесь, дамы!

На носки не наступать!

Да! умел воевать, умел и отдыхать человек на войне.

«Мастак», так говорят о нем танкисты, которые отдали гармонь Теркину. Подберем синонимы – мастер, умелец, виртуоз, артист, искусник, специалист; человек талантливый: талантлив наш народ)

Учитель: Солдат, человек на войне, неприхотлив, приспосабливается к любым обстоятельствам. Непривычно было оказаться после дымных окопов на недельном отдыхе: «Теркин на отдыхе»

Занимать кровать свою,

Спать в сухом тепле постельном,

Спать в одном белье нательном,

Как положено в раю.

…как тоскует о постели

на войне солдат живой!

Что ж не спится в самом деле?

Не укрыться ль с головой? (стр.125-126)

А пока — в пути, в теплушке,

В тесноте любой избушки,

В блиндаже иль погребушке,

Где нам случай приведет, —

Лучше нет, как без хлопот,

Без перины, без подушки,

Примостясь плотней друг к дружке,

Отдохнуть. А там – вперед.

Прототипом Василия Теркин стал весь русский народ. Не случайно в главе «Теркин-Теркин» мы встречаем еще одного бойца с такой же фамилией и таким же именем, и он тоже герой. Теркин говорит сам о себе во множественном числе, показывая тем самым, что он собирательный образ.

Василий Теркин — обобщенный, но вместе с тем индивидуализированный образ.

«Мать – земля моя родная,

Вся смоленская родня,

Ты прости, за что-не знаю,

Только ты прости меня!

Не в плену тебя жестоком,

По дороге фронтовой,

А в родном тылу глубоком

Оставляет Теркин твой.

Минул срок годины горькой,

Не воротится назад…

_Что ж ты, брат, Василий Теркин,

Ничто человеческое ни чуждо Теркину, не чужды ему и слезы, слезы горя и слезы радости.

Книга «населена» множеством эпизодических героев: дед — солдат, воевавший во время I мировой войны, и бабка, жена его, танкисты в бою и на марше, девчонка, медсестра в госпитале, солдатская мать, возвращающаяся из плена, солдат, потерявший всех родных…

Край известный до куста.

Но глядит — не та дорога,

Местность будто бы не та.

Вот и взгорье, вот и речка,

Глушь, буоьян солдату в рост,

Да на столбике дощечка:

Мол, деревня Красный Мост.

И нашлись, что были живы,

И скажи ему спроста

Все по правде, что служивый – достоверный сирота.

У дощечки на развилке,

Сняв пилотку, наш солдат

Постоял, как на могилке,

И пора ему назад.

И подворье покидая,

За войной спеша скорей,

Что он думал, не гадаю,

Что он нес в душе своей…

Но бездомный и безродный,

Воротившись в батальон,

Ел солдат свой суп холодный

После всех, и плакал он.

На краю сухой канавы,

С горькой, детской дрожью рта,

Плакал, сидя с ложкой в правой,

С хлебом в левой, — сирота.

Плакал, может быть о сыне,

О жене, о чем ином,

О себе, что знал: отныне

Плакать некому о нем.

Должен был солдат и в горе

Закусить и отдохнуть,

Потому, друзья, что вскоре

Ждал его далекий путь.

Ученица: Василий Теркин шуткой скрашивает трудный час солдатской службы, но шутка в его устах – лишь внешнее выражение характера, очень самобытного, и очень серьезного. Как бы следуя традиции русских сказок и былин, Твардовский говорит о своем герое в подчеркнуто скромных тонах. Внешность героя – самая обыденная, он не красив, не высок, не статен. Мне кажется, для того чтобы придать Василию Теркину всеобщий всенародный характер, Твардовский выбрал человека, не выделяющегося, на первый взгляд, никакими особыми качествами. Но за этой обыденной внешностью стоит человек, обладающий подлинным героизмом, подчас требующим напряжения всех физических и душевных сил.

Когда я готовилась к уроку, то нашла интересные мысли литературоведа Тарасенкова. Он говорит: «С полным правом к Василию Теркину можно было бы применить слова, сказанные Дмитрием Фурмановым о Чапаеве:

« Многие были и храбрей его, и умней, и талантливей…но имена этих «многих» забыты, а Чапаев живет и будет долго-долго жить в народной молве, ибо он коренной сын этой среды и к тому же удивительно сочетавший в себе то, что было разбросано по другим индивидуальностям его соратников, по другим характерам»

Разумеется, между Теркиным и Чапаевым много различий: Теркин – лицо вымышленное, Чапаев – реальное; Теркин – один из миллионов, Чапаев – военачальник, полководец. Кроме того, Теркин действует в годы ВОВ, а это иные исторические, социальные и бытовые условия. Но, на мой взгляд, роднит их собирательность, роднит то, что оба они воплощают народное представление о героизме, о том, как должен вести себя человек на войне.

—Ну что ж, подведем итог:

Так какой он — человек на войне?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОУ «Средняя общеобразовательная школа» села Усть-Вымь Республики Коми Час поэзии «Вася Теркин – мой герой» по поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин», посвященный 65 — ой г.

Данный тест предназначен для уроков литературы в 8 классе с целью проверки усвоения обучающимися текста поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин».

Урок обобщающего повторения, цель которого подвести итоги изучения поэмы, систематизация литературоведческих понятий, развитие творческих способностей, самостоятельности и наблюдательности.

Презентация по теме «Образ главного героя в поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин».

Раскрытие стилистических возможностей личных и притяжательных местоимений в поэме «Василий Теркин»,показ с их помощью , что участие в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов было н.

Раскрыть гражданское мужество поэта; показать роль поэмы и героя в годы войны; помочь обучающимся осознать истоки нашей победы.

Сценарий постановки «Василий Теркин» по мотивам поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин». Не лгать,Не трусить,Верным быть народу,Любить родную землю-мать,Чтоб.

Источник: http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/04/01/chelovek-na-voyne-po-poeme-at-tvardovskogo-vasiliy-terkin

Почему Василий Теркин главный герой поэмы Твардовского? Почему о нем это произведение?

народные приметы в произведении василий теркин

василий теркин- это образ неодноплановый.
Он символический образ, человек-народ, собирательный русский тип. Он «большой охотник» жить лет до 90, человек мирный, гражданский, солдат по необходимости. Обычная его жизнь в колхозе прервана войной. Тернкий- из числа чернорабочих войны, на которой держится страна, которые вынесли на плечах тяжесть войны. У всех в полку был василий теркин. Это человек, который всегда в трудную минуту войны развеселит людей. Он никогда не падал духом!

Другие вопросы из категории

ЗІ СВІТОВОЇ ЛІТЕРАТУРИ

Читайте также

По плану:
1)Вступление:жанр(необычность книги о войне),история создания поэмы.
2)Образ Василия Теркина:
-Теркин как обобщенный образ
-Сходства героя с фольклерными образами
-Основные черты отвага,спокойность,смекалка,чувство юмора,патриотизм и где проявляется?
3)Заключение.Значение поэмы для народа,для солдат во время войны,популярность.

Лермонтов написал
Кто главный герой?И почему?

1) что автор хотел передать этим стихотворением?
2) почему автор использует 2 раза слово переправа? И зачем?
3) и как вы думаете почему Твардовский написал именно это стихотворение?

Переправа,переправа
Берег левый.берег правый
Снег шершавый, кромка льда

Каму память, Каму слава,
Каму темная вода
Ни приметы ни следа

Ночью! Первый из колонны,
Обломив у края лед
Погрозился на полтонны
Первый взвод!
Погрузился, оттолкнулся
И пошел! Второй за ним!
Приготовился, пригнулся!
Третий следом за вторым!

Как плоты пошли полтонны,
Громыхнул один, другой!
Басовым, тяжелым тоном,
Точно крыша под ногой.

И плывут бойцы куда-то,
Притаив штыки в тени,
И совсем свои ребята.
Сразу будто не свои.

Сразу будто не похожи
На своих, на тех ребят
Как-то все дружней и строже
Как-то все тебе дороже и родней, чем час назад.

Поглядеть- и впрямь- ребята,
Что по правде желторот
Холостой ли он женатый
Этот стриженный народ.

Но идут уже ребята,
На войне живут бойцы,
Как когда-нибудь в двадцатых
Их товарищи-отцы!

Тем путем идут суровым,
Что и двести лет назад
Проходил с ружьем кремниевым
Русский труженик солдат.
Оооогроооомнооое спасибо тем, кто ответит:*

1. Что значит фамилия Теркин
2. Характер Теркина
3.Какие строки главы «От автора» являются,по-вашему, ключевыми для понимания характера Василия Теркина? Подтвердите вашу мысль примерами.
4.

Источник: http://russkij-yazyk.neznaka.ru/answer/207838_pocemu-vasilij-terkin-glavnyj-geroj-poemy-tvardovskogo-pocemu-o-nem-eto-proizvedenie/

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *