404 ошибка — психолог характеристика профессии

10.03.2018

Возможно, запрашиваемая вами страница была удалена, переименована, или она временно недоступна.

404 ошибка

Возможно, запрашиваемая вами страница была удалена, переименована, или она временно недоступна.

Пикадор (исп. picador) — в корриде участник на лошади, который специальной пикой наносит удары в загривок быка, чтобы ослабить мускулы его шеи и убедиться в его реакции на боль. Это также понижа.

Пастух — человек, пасущий скот.В зависимости от страны пастухи имеют свою культурно-языковую специфику и название- Гаучо — (капмосы и пампасы — Аргентина, Уругвай, Южная Бразилия)- Г.

Мистик — приверженец мистицизма, человек, склонный к мистицизму, мистическим переживаниям; сторонник какой-нибудь мистической теории, мистического учения.Мистицизм (от др.-греч. μυ&si.

Источник: http://prof.biografguru.ru/about/psiholog/?dp=133&q=3000

Профессия психолог

Дата12.07.2016
өлшемі360 Kb.
түріКонкурс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

№93 с углублённым изучением отдельных предметов г.о. Тольятти

Городской конкурс проектов «Мой выбор»

Реферат на тему:

Выполнили ученицы 9 «Г» класса: Бурячёк Ирина

Руководитель проекта: Будина Анна Юрьевна

Содержание

  • Введение………………………………………………………………………….…3
  • Общая характеристика профессии: описание, история, общественная значимость…….………………………………..…………………………………. 4
  • Производственная характеристика профессии: объекты и виды профессиональной деятельности……………………..……………..……………..7
  • Требования, предъявляемые профессией к работнику……………….………….11
  • Перспективы профессии психолога: плюсы, минусы, востребованность, получение образования ……………………………………………………………14
  • Заключение………………………………………………………………………….16
  • Список источников информации………………………………………………….17
  • Приложение №1. Известные представители ……………………………………..18
  • Приложение №2. Интервью со специалистом……………………………………21

«Подлинное зрение — это способность видеть невидимое».
Джонатан Свифт

Ученые, работающие в области психологических наук, прогнозируют, что XXI век будет веком психологии, и явные тенденции, подтверждающие эти утверждения, можно наблюдать уже сегодня: стремительно оформляются различные виды практико-психологической помощи населению. Психологи сопровождают человека (во всяком случае, в развитых странах) от колыбели до кладбища. Сегодня появляются многочисленные новые специальности – специалист по психокоррекции трудновоспитуемых детей и психотерапевты, которые помогают пережить утрату близких. Не говоря уже о том, что психологи участвуют в бизнесе – от разработки продукта до его реализации.

Глубокое знание психологии никогда не подводило: даже выпускники психологических факультетов российских вузов, часто не имеющие возможности устроиться непосредственно по специальности, используя знания о человеке, могут устроиться на родственные социономические профессии (менеджер по персоналу, социальный работник, педагог и т.д.). А сегодня такие выпускники незаменимы. Психологи работают с президентами и чемпионами, консультируют ученых и артистов.

Таким образом, в ближайшее время будут востребованы специалисты-психологи, оказывающие эту помощь.

Проблема заключается в том, что выбирая профессию, мы должны связать её с собственными интересами, но мы не уверены, что профессия психолога нам подходит.

Главная цель – исследование особенностей профессии психолога,

Для достижения цели мы поставили перед собой задачи:

  1. С обрать информацию о профессии «психолог»;
  2. Изучить востребованность профессии на рынке труда г. о. Тольятти;
  3. Соотнести требования профессии с личностными особенностями .

Общая характеристика профессии: описание, история, общественная значимость

Психолог (греч. psycho — душа; logos — знание), специалист в области психологии, который занимается изучением душевного состояния и законов коррекции поведения человека, используя эти знания для оказания помощи в разрешении личностных проблем, адаптации к окружающему миру, улучшению психологического климата в семьях и коллективах. Главная задача психолога — помочь человеку обрести гармонию с самим собой и окружающим миром, выработать механизмы поведения, позволяющие человеку стать более творческим по отношению к своей жизни, помочь выявлению его психологических ресурсов.

Между родственными профессиями «психолог», «психотерапевт» и «психиатр» есть существенная разница. Психотерапевт и психиатр — врачи, окончившие медицинские учебные заведения. Психолог же получает образование по специальности «Психология» на психологических факультетах профильных ВУЗов и врачом не является. Предметом деятельности психолога является не патологическое нарушение психики человека, а его душевное состояние и внутренний мир.

Психолог — одна из тех профессий, которая становится частью её носителя. Становясь психологом, ты становишься им навсегда! Наблюдая за своими детьми, общаясь с родными и близкими, ты не можешь не использовать свои профессиональные знания и опыт. Предмет изучения психологии — человеческая душа — неисчерпаем. Древнегреческий философ Аристотель в трактате «О душе» писал, что среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как «оно — знание о наиболее возвышенном и удивительном». Но даже самый лучший психолог не может дать стопроцентный универсальный рецепт для избавления от всех проблем. Он ищет пути решения проблемы вместе с самим человеком, которому нужна помощь, помогает найти внутренние ресурсы организма. Психолог даёт возможность человеку взглянуть на жизнь в целом и на саму проблему под другим углом, направляя человека к мысли, что наша жизнь — в наших руках.

С древнейших времен людей интересовал внутренний мир человека. Проблемой души интересовались философы древности — Платон и Аристотель. В дальнейшем в связи с развитием науки и техники психология стала приобретать все большее значение в обществе. Датой возникновения психологии как науки принято считать открытие первой экспериментальной лаборатории в Лейпцигe в 1879 году. Появляются психологические лаборатории в Европе, России.

С течением времени появлялись и развивались различные направления психологического знания: психоанализ Зигмунда Фрейда, гуманистическая психология Абрахама Маслоу и Карла Роджерса, аналитическая психология Карла-Густава Юнга, бихевиоризм Дж. Уотсона гeштальт-психология и многие- многие другие.

В России существенный вклад в развитие психологии как науки внесли отечественные физиологи И. П. Павлов, И. М. Сеченов, психологи A. Ф. Лазурский, Л. С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и многие другие.

В настоящее время психология охватывает почти все сферы жизни и деятельности людей, психологические знания используются в политике, экономике, медицине, культуре и искусстве, на производстве и в образовании. И, несомненно, каждому человеку будет полезно и не безынтересно узнать больше о себе и других людях.

Для нашей страны психология – сравнительно новая специальность. Многие люди не обращаются за помощью к психологу, потому что совсем мало знают об этой службе. Но, тем не менее, уже появляются психологи в школах, в детских садах. Они помогают детям адаптироваться к новым для них условиям, проводят тестирование, определяют готовность ребенка к школе, работают индивидуально с проблемными и трудными детьми. Работают психологи и на отдельных предприятиях, помогая комфортно войти в коллектив молодым специалистам, наладить нормальные отношения между сотрудниками, выявить влияние некоторых факторов труда на психологию человека. Имеются психологи в кадровых агентствах, семейные психологи, клинические психологи. Как видим, эта профессия сегодня очень распространена.

Производственная характеристика профессии: объекты и виды профессиональной деятельности

Область профессиональной деятельности определена специфической проблематикой, которой занят профессиональный психолог. Эта проблематика предъявляет ряд совершенно особых требований к личности психолога, которая становится его главным профессиональным инструментом в работе как с индивидом, группой или целыми организациями и сообществами.

Психология призвана исследовать и постигать самое ценное и сокровенное, чем наделен человек — его душу, сложный, неповторимый и уникальный внутренний мир. Еще Аристотель утверждал, что учение о душе – это знание о самом совершенном, возвышенном и удивительном. И в самом деле, для науки нет более сложного предмета для изучения, чем человеческая психика.

Психолог занимается поиском ответов на интереснейшие вопросы о том, почему человек ведет себя так, а не иначе, почему он к одному стремится, а другое отвергает, почему счастлив или несчастлив, как управлять собой и быть эффективным в общении с другими.

Профессиональный психолог не советчик и не великий Учитель, но помощник, который умеет принимать клиента таким, какой он есть и помогает найти решение проблемы или выход из трудной ситуации. Главное, что делает психолог – общаясь с клиентом, создает условия, при которых клиент начинает понимать себя, разбирается в себе, обнаруживает ресурсы для своего развития и самостоятельно принимает верное решение . Быть психологом – это значит любить свою профессию, постоянно открывать новое в себе и окружающих, помогать людям становиться лучше и счастливее.

Психологию можно разделить на два основных направления – теоретическую и практическую. Однако настоящий психолог развивается в обоих направлениях, то есть работает и как психолог-исследователь (в науке) и как психологпрактик (помогая людям решать совершенно конкретные задачи и трудности).

В зависимости от объекта профессиональной деятельности, следует выделить несколько направленностей внутри профессии «Психолог»:

  • Организационный психолог – работает в государственных и коммерческих организациях, в консалтинговых фирмах — с организациями, предприятиями любого масштаба
  • Клинический психолог – работает в больницах, клиниках, санаториях или специальных психологических центрах, службах экстремального реагирования (МЧС, антитеррористических служб, реабилитации после попыток суицида, после аварий и катастроф), развивающих и обучающих центров, а также центров по работе с людьми с ограниченными возможностями, в организациях и частных кабинетах. Помогает людям справляться со сложными внутриличностными проблемами и комплексами, зависимостями и психологическими кризисами.
  • Юридический психолог — работает в специальных лабораториях судебно-психологической экспертизы, в органах правопорядка, службах дознания, контролирующих органах, службах безопасности крупных компаний, в пенитенциарных заведениях, в консалтинговых фирмах. Он проводит экспертные исследования преступного поведения, вменяемости в момент совершения преступного деяния, психического состояния и психофизиологических особенностей субъекта преступления, проводит анализ психологии преступника, мотивов преступления, ситуаций насилия, рассматривает психологические условия дорожно-транспортного происшествия, определяет особенности криминальной психологии, выступает медиатором в суде и в досудебном решении споров, работает с детекторами лжи и многое другое — помогая следствию и людям отстаивать свои интересы в суде и решать проблемы не доводя дела до суда.
  • Психологв образовании – в детских садах, общеобразовательных и спортивных школах, гимназиях, лицеях работает с детьми и педагогическим коллективом, помогая воспитанникам, учащимся познавать себя, выстраивать отношения со сверстниками, учителями, родителями, а учителям помогает найти оптимальные формы обучения и воспитания, свой подход к ученикам.
  • Спортивный психолог – работает в центрах спортивной подготовки, в спортивных школах, помогая спортсменам овладеть спортивным искусством. Кроме собственно технической спортивной подготовки (техники движений) в спорте крайне важна психическая и психологическая подготовка. Не секрет, что только тот спортсмен сможет показать всё на что он способен, который сумеет отбросить лишнее, сконцентрируется на текущих задачах, будет собран и в тоже время раскрепощен… Успех спортсмена зависит от его психического состояния.
  • Военный психолог – работает в военизированных и военных подразделениях, в органах безопасности, внутренней и внешней разведке, в спецподразделениях и прочих частях вооруженных сил и сил безопасности страны. Задачами военного психолога могут являться: реабилитация и настрой на бой, поиск и адаптация психологических знаний полезных в условиях военных действий внутри страны и на территории противника, разработка методов выявления угроз и террористических атак, развитие методов сбора информации, дознания и вербовки, обеспечение эффективности и безопасности в условиях информационной войны, поиск психологических средств предотвращения нападений, составление психологического портрета и предсказания поведения вероятного противника и т.д.
  • Психолог в СМИ — формирование общественных настроений и мнения, планирование и психологическая поддержка PR-компаний, исследование политических настроений и мотивов, психологическое обеспечение политических движений и выборов кандидатов на политические должности, контроль состояний групп и масс, состояний толпы, применение законов психологии к совершенствованию социальных процессов и систем, повышению эффективности информационного воздействия, в т.ч. в рекламе, продвижении товаров и услуг.
  • Психолог юзабилити — обеспечение удобства и целесообразности исполнения элементов управления сложных технических и компьютерных систем (интерфейсов). Современный человек постоянно использует самые разные интерфейсы (системы коммуникации с устройствами и управления ими) — в автомашине это всевозможные рычаги управления, зеркала и камеры, кнопки, переключатели и датчики; в компьютерной программе — это панель инструментов, окна настроек и различные меню функций; на сайте это система навигации и поиска информации, расположение и вид информационных и декоративных элементов.

Таким образом,в профессии психолог можно выбрать любую профессиональную деятельность, которая наиболее вам подходит.

Оплата труда

Профессия психолога в наши дни актуальна и востребована. Зарплата зависит от места работы и обязанностей психолога. Наиболее высокооплачиваемой является частная практика, где заработок также зависит от количества клиентов и консультаций.

Ступеньки карьеры и перспективы

Возможности карьерного роста, в основном, сводятся к профессиональному совершенствованию, что позволяет стать востребованным и высокооплачиваемым специалистом. Можно создать собственный бизнес, направленный на оказание психологических услуг. Чтобы работать на высоком профессиональном уровне и быть постоянно востребованным на рынке труда, фундаментального образования бывает недостаточно, необходимо регулярно проходить дополнительные курсы повышения квалификации и учиться разнообразным методам психологической диагностики и немедицинской психотерапии.

Требования, предъявляемые профессией к работнику

Все требования, условно можно разделить на 3 группы:

  1. Необходимые умения специалиста;
  2. Медицинские требования к работнику;
  3. Требуемые личностные качества специалиста.

Рассмотрим подробно каждое требование:

  1. Необходимые умения:
  • высокий уровень развития концентрации и устойчивости внимания (способность длительное время сосредоточиваться на одном предмете, не отвлекаясь на другие объекты и не ослабляя внимания);
  • высокий уровень развития переключения и распределения внимания (способность быстро переводить внимание с одного предмета на другой или с одного вида деятельности на другой, а также удерживать в центре внимания одновременно несколько предметов или совершать одновременно несколько действий);
  • хорошее развитие образной и словесно-логической памяти: высокий уровень развития образного мышления;
  • развитие логического мышления, хорошее развитие мнемических способностей (долговременная и кратковременная память);
  • коммуникативные способности (общение взаимодействие с людьми, умение устанавливать контакты);
  • умение слушать;
  • вербальные способности (умение говорить четко, ясно, выразительно);
  • ораторские способности (способность к самоконтролю, грамотное выражение мысли);
  1. Медицинские требования:

Работа психолога не рекомендуется людям с заболеваниями:

  • Нервно-психическими
  • Сердечно-сосудистыми
  • Хроническими инфекционными
  • Слухового и зрительного анализаторов
  • Речеголосового аппарата
  1. Требуемые личностные качества, интересы и склонности:
  • высокая степень личной ответственности
  • терпимость
  • интерес и уважение к другому человеку
  • стремление к самопознанию, саморазвитию
  • оригинальность, находчивость, разносторонность
  • любознательность и обучаемость
  • тактичность, воспитанность
  • инициативность
  • целеустремленность, настойчивость
  • интуиция, умение прогнозировать события
  • находчивость
  • умение хранить тайну
  • творческое начало
  • эрудированность

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

  • психическая и эмоциональная неуравновешенность
  • агрессивность
  • замкнутость
  • нерешительность
  • отсутствие склонности к работе c людьми
  • неумение понять позицию другого человека
  • ригидность мышления(неспособность изменять способы решения задач в соответствии с изменяющимися условиям среды);
  • низкий интеллектуальный уровень развития.

Таким образом, можно выделить список необходимых требований по профессии к человеку и соотнести их с личностными особенностями:

Основные требования профессии психологаПолинаИрина
терпимость++
находчивость++
интерес и уважение к другому человеку++
настойчивость++
коммуникативные способностиТребует развитияТребует развития
умение слушать++
высокий уровень развития образного мышления++
ораторские способностиТребует развитияТребует развития

Таким образом, если немного доработать собственные навыки, то мы сможем стать психологами.

Перспективы профессии психолога: плюсы, минусы, востребованность, образование

Проанализировав информацию о профессии, можно выделить основные плюсы и минусы в работе психолога:

Основные трудности, связанные с профессией возникают в начале трудовой деятельности. К ним можно отнести:

  • отсутствие опыта, практики, практических умений, профессиональных навыков;
  • недостаточная осведомленность о нормативно-правовой базе;
  • недостаток психологической подготовки отсутствие навыков психологического консультирования;
  • отсутствие навыков в оформлении документов
  • отсутствие взаимопонимания с руководством и при взаимодействии с сотрудниками подразделения:
  • недостаток психологических знаний и информированности о деятельности психолога у сотрудников и руководства подразделения
  • отсутствие рабочего места, специального оборудования
  • использование психолога не по назначению
  • недостаток уверенности в себе.

Востребованность профессии

Сегодняшняя жизнь ярко демонстрирует то, что профессия психолога стала востребованной. Например, по данным одной из психологических консультаций города Тольятти, за 2013 год к ним обратились более 4000 человек, а 7 лет назад – только 300. Это еще и потому, что психология – специальность в нашей стране молодая, самостоятельно существует около 15 лет. Поэтому долгое время вместо квалифицированной психологической помощи и поддержки люди искали способы разрешить свои конфликты у гадалок, целителей, которые не всегда работают профессионально и грамотно. Сейчас в России работают лишь 1500 профессиональных психологов.

Сведения о возможности получения профессии в г.о. Тольятти:

Волжский университет им. В.Н. Татищева;

Тольяттинский филиал Самарского государственного университета;

Тольяттинский филиал Университета Российской академии образования;

Тольяттинский филиал Современной гуманитарной академии.

Сведения о возможности получения профессии в г.о. Москва:

-Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

-Московский государственный педагогический университет

-Московский городской педагогический университет

-Московский городской психолого-педагогический университет

Следовательно, есть много учебных заведений, обучающих данной профессии

Так что такое работа психолога – призвание или обычные трудовые будни? Наверное, можно ответить, что это – работа. Обычная работа в сфере психологии, куда люди приходят из интереса и остаются по призванию.

Изучив материал из книг, журналов и газет, мы сделали вывод, что профессия психолога появилась очень давно, в этой профессии есть много направлений ( организационный психолог, клинический психолог, юридический психолог, психолог в образовании, спортивный психолог, военный психолог, психолог в СМИ, психолог юзабилити ), к тому же профессия психолога является очень интересной и творческой, требующей постоянного развития и совершенствования.

Нам удалось узнать о востребованности профессии на рынке труда г.о. Тольятти, выяснили какие учебные заведения обучают данной профессии, а так же мы взяли интервью у Александры Ветошко – психолога города Брест.

Проведя анализ собственных качеств, особенностей, мы можем говорить, что у нас есть желание и возможность стать психологом.

Чтобы получить профессию психолога в нашем городе, нужно окончить высшее учебное заведение. Изучив список заведений по профессии, мы остановили свой выбор на факультете психологии Тольяттинского Государственного университета, а по окончанию университета, надеемся найти работу в родном городе.

Список источников информации

  1. Вузы Тольятти. [Электронный ресурс] // Деловая газета Тольятти «Понедельник». URL http://ponedelnik.info/info/vuzi-togliatti (дата обращения 17.10.2014)
  2. Диагностика профессиональных предпочтений и интересов. Теориявыбора профессии Дж. Л. Голланда. Самара: Самарский областной центр рпофориентации и психологической поддержки населения. 2004 — 64с.
  3. Литвак М.Е. Профессия — психолог. Ростов-на-Дону: «Феникс» 1999 — 63с.
  4. Профессия Психолог. [Электронный ресурс] // Моё образование. URL : http://www.moeobrazovanie.ru/professions_psiholog.html (дата обращения 22.10.2014)
  5. Профессия Психолог. [Электронный ресурс] // 1001 expert. URL : http://1001expert.ru/p/psiholog.php (дата обращения 21.10.2014)
  6. Психолог. [Электронный ресурс] // Выбери профессию! URL : http://profesiay.narod.ru/p9.html (дата обращения 19.10.2014)
  7. Психолог. [Электронный ресурс] // ПрофГид центр профориентации Эльмиры Давыдовой. URL: http://www.profguide.ru/professions/psychologist.html (дата обращения 11.10.2014).
  8. Психолог. [Электронный ресурс] // ProProf о профессиях и профессионалах. URL : http://www.proprof.ru/professi/spetsialist/psikholog (дата обращения 16.10.2014)
  9. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. СПб.: Питер. 2004. — 464 с.
  10. Степанова Ю. Б. Проблемы деятельности практических психологов. [Электронный ресурс] // Cyberleninka. URL : http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-deyatelnosti-prakticheskih-psihologov (дата обращения 13.10.2014)

Приложение №1. Известные психологи

    1. Брушлинский Андрей Владимирович

Р
оссийский психолог, член-корреспондент РАН, один из ближайших учеников и последователей С.Л. Рубинштейна. С позиций субъектно-деятельностного подхода исследовал основания психологической науки, природу психологии субъекта, закономерности мышления, тенденции развития психологической науки в XX столетии. Главная тема научной деятельности А.В. Брушлинского – психология личности и мышления человека.

Рис. 1 Брушлинский Андрей Владимирович (1933-2002)

    1. Божович Лидия Ильинична

Советский психолог, ученица Л.С. Выготского. В 1930-е гг., формально работая в г. Полтаве, входила в Харьковскую школу психологов, которая развивала идеи деятельностного подхода в психологии.

О
сновной круг интересов Б. — детская психология. В этой области Б. написаны труды по проблемам развития личности ребенка, формирования его мотивации, по экспериментальному исследованию аффективных конфликтов, самооценок и динамики уровня притязаний в детском возрасте, личностной направленности, условиям формирования гармонической личности и др.

Рис.2 Божович Лидия Ильинична (1908-1981)

    1. Айзенк Ханс Юрген

А
нглийский психолог, один из лидеров биологического направления в психологии, создатель факторной теории личности. Образование получил в Лондонском университете (доктор философии и социологии). С 1939г. по 1945г. работал в качестве психолога–экспериментатора в госпитале Mill Hill Emergency, с 1946г. по 1955г. он — заведующий основанного им отделения психологии при Институте психиатрии госпиталей Маудсли и Бетлем, с 1955г. по 1983г. — профессор Института психологии при Лондонском университете, а с 1983г. по настоящее время — почетный профессор психологии.

Рис. 3 Айзенк Ханс Юрген (Hans Eysenck 4.3.1916 — 1997г.)

    1. Бэн Александр

Английский психолог, представитель ассоциативной психологии.

П
риобрел европейскую известность двумя трудами: «Чувства и интеллект» (1855) и «Эмоции и воля» (1859), в которых трактовал ассоциации в сфере психики в качестве нераздельно связанных с их физиологической основой.

Рис. 4 Бэн Александр (Bain, 1818-1903)

    1. Берт Антуан Хеллингер

Немецкий философ, психотерапевт и богослов. Автор метода — «системно — семейные расстановки ».

Широко известен благодаря эффективному краткосрочному терапевтическому методу, именуемому — «семейные расстановки».

Рис. 5 Берт Антуан Хеллингер (Bert Hellinger 16.12.1925)

    1. Вертгеймер Макс

Немецкий психолог, основатель гештальт-психологии. В своем знаменитом экспериментальном исследовании кажущегося движения (1912), считающимся «началом» гештальт — психологии как направления, В подверг экспериментальной и теоретической критике существовавшие теории восприятия, базировавшиеся на принципе элементаризма (свойства целого объясняются на основе знания свойств элементов).

Рис. 6 Вертгеймер Макс (Max Wertheimer, 1880-1943)

Приложение №2. Интервью со специалистом.

ФИО специалиста: Александра Владимировна Ветошко

Город: г. Брест (Беларусь)

День рождения: 1 августа 1980 г

Практикующий психолог, онлайн-консультант, в настоящее время обучаюсь по программе гештальт-терапия (МГИ). Область профессиональных интересов — поиск себя, решение внутриличностных конфликтов, отстаивание личностных границ, супружеские и детско-родительские отношения.

Дата проведения интервью: 6 ноября 2014 года

Вопросы интервью

— Всегда ли Вы хотели стать психологом?

Нет, в детстве хотела стать художницей. Но не сложилось, через какое-то время потеряла интерес. Потом поняла, что мне очень интересен мой внутренний мир и другие люди. Очень много думала о себе и своей жизни. Читала книги по психологии. Потом решила поступить в университет.

— Сложно ли было учиться в университете?

Нет, не сложно. Мне было очень интересно, очень хотелось понять себя, я училась хорошо. Преподаватели видели мой интерес и любили меня. С некоторыми я общаюсь до сих пор

— Как давно Вы работаете психологом? Были ли какие-нибудь трудности в работе?

Работаю второй год. Трудности есть. Я продолжаю учиться, сейчас заканчиваю обучение в филиале Московского института гештальта. Сложно найти клиентов, настроенных на работу и согласных платить деньги. Обычно люди хотят бесплатный совет, который решит все их проблемы. В нашей стране психология только набирает популярность.

— Сложно ли понять внутренний мир каждого человека, его проблему и найти путь решения этой проблемы?

Нет, это не очень сложно, если быть достаточно чувствительной к себе и к нему. Сложнее пройти с ним по этому пути. Это часто нелёгкий путь для человека. Он может переживать, на этом пути много страха, стыда, чувства беспомощности. Часто останавливаться и возвращаться назад. Иногда он пересматривает свою жизнь и понимает, что хочет всё изменить, но это слишком сложно. Я сейчас имею в виду глубокую работу над собой. Решить просто возникшую проблему проще, достаточно нескольких вопросов и человек сам видит варианты решений.

— Какими качествами должен обладать психолог? Какие знания необходимы, чтобы быть хорошим психологом?

Я бы выделила такие качества, как эмпатия, стрессоустойчивость, интерес к профессии, стремление развиваться профессионально, интеллект, умение слушать. Знания, те что дают в университете, по психологии и смежным наукам, плюс знание себя, работа над собой. В подготовке психотерапевтов есть курс личной терапии, очень важно побыть самому клиентом, чтобы быть хорошим психологом.

Источник: http://dereksiz.org/professiya-psiholog.html

Профессия психолог: определение, качества, сферы деятельности

Профессия психолог возникла относительно недавно. Поэтому существует большое количество неверных сведений в отношении содержания и методов науки психологии. Многие люди просто не видят разницы в специфике таких профессий, как психотерапевт, психиатр и психолог.

Кто такой психолог?

Сразу отмечу, что психотерапевт и психиатр – это окончившие мединститут врачи, а психолог получал гуманитарное образование по специальности «Психология». Он не имеет врачебных навыков и не занимается лечением. Его внимание сосредоточено не на психике человека, а на работе с его внутренним миром. Психолог – это специалист, изучающий душевную жизнь и законы коррекции человеческого поведения, использующий эти знания для оказания помощи клиентам и для максимальной оптимизации их деятельности. Он помогает людям обрести гармонию как с собой, так и с окружающим миром.

психолог характеристика профессии

Где учиться на психолога?

психолог характеристика профессии

Профессия психолог предполагает наличие высшего образования («Психология», «Организационная психология», «Клиническая психология», «Психология труда», «Конфликтология» и другие специальности). Его можно получить во многих коммерческих и государственных вузах. Но для выполнения своей работы на профессиональном уровне одного образования недостаточно. Для повышения своей квалификации необходимо регулярно проходить профильные курсы и тренинги.

У многих образ психолога сложился вследствие просмотра зарубежных фильмов, где он предстаёт благожелательным специалистом, внушающим безграничное доверие и расспрашивающим клиента, лежащего на удобной кушетке. Большинство людей думает, что психолог всесилен и способен решить любые проблемы. Это является одной из причин того, почему профессия психолог так популярна. Люди надеются, что, став психологами, смогут легко наладить собственную жизнь. Но не стоит забывать, что психология – это вовсе не мистическая наука. Оказание психологической помощи требует от специалиста-психолога таких профессиональных качеств, как наблюдательность, тактичность, внимательность, умение слушать, аналитический ум, хорошая образная и словесно-логическая память, умение сопереживать, ответственность, стрессоустойчивость. Если указанных качеств нет, то стоит обратить своё внимание на другие профессии.

психолог характеристика профессии

Профессия психолог востребована во многих сферах деятельности. Прежде всего, это образование (психолог в школе, в техникуме и.т.д.). Очень обширная сфера – здравоохранение (неврологические и психиатрические больницы, а также клиники общего профиля). Острая нехватка квалифицированных психологических кадров наблюдается в армии и пенитенциарных заведениях (тюрьмы, колонии). В последнее время существенный спрос на психологов появился в такой области, как PR или связи с общественностью. Причём потребность в специалистах PR-профиля есть как у отдельных фирм, так и у отделов в структуре организаций и учреждений. Не меньшим спросом пользуются сферы управления персоналом и политического консультирования.

Источник: http://www.syl.ru/article/91311/professiya-psiholog-opredelenie-kachestva-sferyi-deyatelnosti

Особенности профессии психолога

Профессия психолога – это интересное и перспективное направление, которое набирает популярность среди молодежи. Одних людей привлекают его востребованность и возможность быстро найти место работы. Остальным важно то, какую помощь такой специалист способен оказать людям. Не остаются без внимания уровень заработной платы работников с психологическим образованием, возможности карьерного роста, многочисленные варианты профессионального развития. Задумываясь о том, чтобы стать психологом, нужно оценить свои способности, возможности, личные качества. Для реализации потенциала недостаточно получить образование по выбранному профилю. Надо систематически работать над собой, повышать уровень профессионализма. Специалист должен уметь слушать людей, находить к ним подход, а такому не учат даже в самых лучших ВУЗах. Историческая справка Психолог – профессия относительно «молодая», но упоминания о попытках работать с духовной и эмоциональной сторонами жизни человека были найдены в трудах таких древних философов, как Платон, Аристотель. Технический прогресс в 18-19 веках послужил толчком к развитию ряда гуманитарных наук. В 1879 году в немецком Лейпциге была открыта первая экспериментальная лаборатория по этому профилю. Тогда же появились профессии, тесно связанные с психологией. В нашей стране изучением и продвижением направления активно занимались С.Л. Рубинштейн, И.М. Сеченов, И.П. Павлов. Сегодня выделяют ряд сфер, в которых может работать психолог. В основном его действия направлены на оценку жизни конкретного человека, взгляд на ситуацию…

Об авторе

Проконсультироваться

Особенности профессии психолога

Профессия психолога – это интересное и перспективное направление, которое набирает популярность среди молодежи. Одних людей привлекают его востребованность и возможность быстро найти место работы. Остальным важно то, какую помощь такой специалист способен оказать людям. Не остаются без внимания уровень заработной платы работников с психологическим образованием, возможности карьерного роста, многочисленные варианты профессионального развития.

психолог характеристика профессии

Задумываясь о том, чтобы стать психологом, нужно оценить свои способности, возможности, личные качества. Для реализации потенциала недостаточно получить образование по выбранному профилю. Надо систематически работать над собой, повышать уровень профессионализма. Специалист должен уметь слушать людей, находить к ним подход, а такому не учат даже в самых лучших ВУЗах.

Историческая справка

психолог характеристика профессииПсихолог – профессия относительно «молодая», но упоминания о попытках работать с духовной и эмоциональной сторонами жизни человека были найдены в трудах таких древних философов, как Платон, Аристотель. Технический прогресс в 18-19 веках послужил толчком к развитию ряда гуманитарных наук. В 1879 году в немецком Лейпциге была открыта первая экспериментальная лаборатория по этому профилю. Тогда же появились профессии, тесно связанные с психологией. В нашей стране изучением и продвижением направления активно занимались С.Л. Рубинштейн, И.М. Сеченов, И.П. Павлов.

Сегодня выделяют ряд сфер, в которых может работать психолог. В основном его действия направлены на оценку жизни конкретного человека, взгляд на ситуацию с учетом его эмоций и психического состояния. Специалист обладает особыми навыками, которые позволяют ему выделять ведущие черты характера клиента, его сильные или слабые стороны, уровень интеллекта, степень социальной адаптации. В услугах психологов нуждаются государственные учреждения и компании. К профессионалам все чаще обращаются частные лица, неспособные самостоятельно решить какие-то личные вопросы или проблемы.

Психолог, психотерапевт, психиатр, психоаналитик – в чем разница

Человек, желающий выучиться на психолога, должен ориентироваться в специфике профессии. В частности, следует разобраться, какие бывают специальности, созвучные с этой, и чем все они отличаются.

психолог характеристика профессии

Перед тем, как поступить в профильный ВУЗ, следует запомнить, что:

  • психологи работают с людьми без психических отклонений. Они изучают поведение индивидуумов, особенности их характера, помогают разобраться в себе. Специалист пытается помочь клиенту без применения лекарств и других лечебных методик. Чтобы работать психологом не нужно получать медицинское образование;
  • психиатры являются квалифицированными врачами. Они занимаются лечением людей с психическими отклонениями. В ходе лечения такие медработники применяют не только общение, но и сильнодействующие препараты, электросудорожную терапию, радикальные подходы;
  • психотерапевты – представители особой специализации врачей-психиатров. Они общаются с людьми, которые психически здоровы, но имеют серьезные расстройства эмоциональной сферы. Терапия основывается на вербальных техниках и подкрепляется лекарственными препаратами.

Особняком в этой группе стоит психоаналитик. Это человек, получивший образование психолога и освоивший ряд дополнительных навыков. Он способен работать с такими людьми, которые даже не подозревают о наличии у них проблем. Профессионал действует на уровне подсознания клиента.

Направления специальности психология

Работу в сфере психологии условно делят на два обширных направления – теоретическое и практическое. Первое больше подойдет людям, которые нацелены на научную деятельность, собираются преподавать, писать статьи или научные труды. Эти профессионалы изучают науку в целом, разрабатывают новые техники и методики, доносят информацию до общественности. Практическая психология предназначена для тех, кто хочет работать непосредственно с людьми. Такой эксперт нацелен на решение проблем конкретных клиентов в ходе личного общения.

психолог характеристика профессии

Чем конкретно занимается психология и ее представитель, зависит от специализации профессионала:

  • базовый специалист – оценивает особенности поведения человека в зависимости от условий среды и специфики ситуации;
  • клинический – для получения специальности необходимо иметь медицинское образование. Такой врач способен работать как со здоровыми клиентами, так и людьми с некоторыми отклонениями;
  • дошкольный – профильный педагог, который помогает решать проблемы детей с психическими отклонениями и без;
  • консультант – консультирует людей по самым разным вопросам личного характера с целью решения внутренних их проблем;
  • конфликтолог – работа психолога с этим образованием направлена на изучение отношений между людьми и решение возникающих на этом фоне проблем.

Перечисленные направления тесно связаны между собой, но все же у каждого есть свои нюансы. Можно поступить на психолога общего профиля и в дальнейшем выбрать специализацию. Если же специфика направления изначально влияет на поступление в выбранный ВУЗ, профориентация поможет принять правильное решение.

Методы работы специалиста

Чтобы получить более детальное описание профессии, необходимо изучить практические техники специалистов. Список это длинный и его содержание зависит от специфики ситуации. Есть три основных метода работы, о которых должен знать каждый психолог. Тестирование направлено на диагностику особенностей личности человека, определение его эмоционального фона, интеллектуальных способностей. Консультирование – возможность получить о человеке максимальную информацию во время прямого контакта, чтобы подсказать ему, что нужно делать с его проблемой. Тренинги предназначены для людей, которые не могут самостоятельно решить куда пойти учиться или работать, чем заняться в жизни, не знают, как избавиться от слабых сторон характера или навязчивы страхов.

Как стать профессиональным психологом

Разобравшись, какие бывают специальности в направлении, рано приступать к выбору ВУЗа. Сначала стоит оценить свои сильные и слабые стороны, цели, особенности характера. Люди, которых привлекает только потенциально высокая зарплата психолога, редко добиваются успеха и получают удовольствие от работы. Важно помнить, что основная цель специалиста – помощь людям в решении их проблем.

психолог характеристика профессии

Характеристика человека, способного стать хорошим психологом:

  • высокий уровень толерантности к чужим недостаткам, особенностям, причудам;
  • умение слушать людей, не осуждая их поступки;
  • способность оценивать ситуацию в жизни собеседника, сопереживая, но не зацикливаясь на чужих проблемах;
  • стремление постоянно учиться, повышать уровень интеллекта и профессиональный уровень;
  • тактичность, терпение, красивая и понятная речь;
  • наблюдательность, уверенность в себе, умение спокойно реагировать на нестандартные ситуации;
  • приятная внешность, располагающие к себе манеры;
  • хорошая память, способность быстро анализировать информацию.

Выбирая между самообразованием и классической формой обучения, выбор рекомендуется делать в пользу последнего. Люди, поступающие в профильные ВУЗы, имеют возможность получить базовые теоретические знания в полном объеме и приобрести необходимые для работы практические навыки. Одной только теории для эффективной работы в области недостаточно.

Плюсы и минусы профессии психолог

Принимая решение о получении образования по профилю «психология», следует основываться не только на собственном отношении к профессии. Важно оценить, востребована ли она в конкретном регионе, сколько зарабатывают молодые и опытные специалисты, есть ли перспективы профессионального развития. Бывают случаи, когда разумнее получить диплом в другой области, а затем пройти укороченную программу обучения на психолога по принципам второго высшего.

Положительные моменты

Даже если отучиться по профилю, но потом никогда не работать по специальности, полученные знания все равно пригодятся. Они особенно полезны тем, кто планирует вести деловые переговоры, работать в общественных службах, детских учреждениях, на государственных постах.

психолог характеристика профессии

Есть у направления еще ряд существенных плюсов:

  • зарплата психолога в России с каждым годом повышается пропорционально росту интереса к таким специалистам;
  • возможность помогать людям, в том числе, своим близким;
  • знания, которые получает психолог, можно применять не только в работе, но и в повседневной жизни;
  • постоянное личностное и профессиональное развитие, разнообразие сфер и вариантов применения навыков.

Все направления психологии тесно связаны между собой. Не обязательно сразу определяться, кем работать в будущем. Сначала достаточно получить базовые знания и навыки. Затем можно выбрать конкретную специализацию и достичь нужного уровня профессионализма с помощью профильных семинаров, курсов, лекций.

Отрицательные стороны

Минусы профессии психолога субъективны и в основном люди сами их себе создают. Проблемы могут возникнуть у человека, не умеющего отделять работу от личной жизни. Переживая за каждого клиента на глубоком уровне сознания, сотрудник рискует получить нервный срыв или эмоциональное истощение. Отрицательным моментом считается размер оклада у начинающего эксперта. Чтобы заработать авторитет в области, придется потратить несколько лет. Еще один минус в том, что в нашей стране психологи пока не так «раскручены» в коммерческом плане, как на Западе.

Где может работать психолог

Еще 10-15 лет назад в ВУЗах по направлению «Психология» отмечался систематический недобор абитуриентов. Причиной такой ситуации были проблемы с трудоустройством молодых специалистов. Чаще всего после окончания учебы выпускники устраивались в специализированные клиники или вынуждены были получать еще одно образование. Сегодня ситуация кардинальным образом поменялась.

психолог характеристика профессии

Психолог может работать по одному из таких направлений:

  • детское – оценивает уровень развития и интеллект ребенка, его тип личности и особенности характера, устанавливает своевременность перехода малыша в новую группу детского сада или школу;
  • школьное – помощь в адаптации детей, работа с трудными личностями, тестирование выпускников;
  • семейное – консультирование семейных пар с детьми и без в периоды кризисов, сложных жизненных ситуаций;
  • корпоративное – проверка и оценка новых сотрудников, решение конфликтов внутри коллектива;
  • спортивное – работа с самооценкой, помощь в снятии напряжения, борьба с эмоциональным истощением спортсмена;
  • социальное – сотрудники тюрем, клиник, реабилитационных центров, которые помогают людям с зависимостью или судимостью вернуться к нормальной жизни;
  • клиническое – работники психиатрических больниц, диспансеров, поликлиник. Ведут самостоятельный прием людей или помогают психиатру.

Каждая из перечисленных сфер имеет свою специфику. Она определяет то, какая будет зарплата у психолога, устанавливает перечень обязанностей специалиста, разделяет первоочередные и вспомогательные задачи.

Кому не стоит поступать на психолога

Хорошего специалиста не получится из человека, который выбирает профессию по принципу «где больше платят». Никакие учебные программы не научат сопереживать клиентам, но не переживать за них. Психология – это призвание. У представителей направления нет права на нерешительность, эмоциональность, агрессивность. Не стоит рассматривать этот вариант карьеры людям с низким уровнем интеллекта, ограниченностью мышления, пессимистам и интровертам.

Как стать психологом

Начало профессиональной деятельности возможно лишь после получения диплома ВУЗа. Варианты с прохождением профильных курсов уместны лишь для тех людей, которые имеют медицинское образование или специальность, тесно связанную с психологией. Вопреки распространенному мнению, самостоятельно научиться здесь не получится. В ходе освоения материала учащиеся должны практиковать полученные навыки, что возможно лишь в профильном образовательном учреждении.

Где учиться на психолога

Решая, куда поступать, необходимо четко понимать свои цели и задачи. Среди передовых ВУЗов сферы психолог характеристика профессиивыделяют: МГУ, НИУ ВШУ, Первый Медицинский, РГГУ. Во многих учреждениях слушателей готовят по многопрофильным международным программам. В качестве вступительных испытаний и профильных предметов чаще всего на первый план выходят русский язык, биология, обществознание, математика и иностранные языки.

Сколько лет учиться на психолога

Если начинать с нуля, то на получение образования уйдет не менее 4 лет. Для человека, уже получавшего высшее образование в прошлом, эти сроки могут быть сокращены до 2-3 лет. Когда ситуация позволяет обойтись профессиональными курсами, на получение сертификата уйдет 3-6 месяцев. Дипломированный сотрудник в любой момент может повысить свою квалификацию или расширить область специализации.

Сколько получают психологи в России

Зарплата выпускника профильного ВУЗа на старте карьеры составляет от 10-12 тыс. в регионах, от 20-25 тыс. в Москве и других крупных городах. Такие показатели характерны для муниципальных учреждений, общественных организаций. Со временем уровень оклада повышается до 30-40 тыс. в регионах, до 50-55 тыс. в Москве и областных центрах. Сколько зарабатывают сотрудники частных клиник зависит от типа их занятости, профессионализма, формы работы. В среднем они получают от 70-80 тыс. рублей. Частная практика в России пока не очень распространена, услуга только набирает популярность. Сколько получает такой психолог напрямую зависит от его деловой хватки, опыта, знаний, навыков.

Статистические исследования доказали пользу работы психологов и потребность современного общества в их услугах. Количество профильных клиник стремительно растет, повышается профессионализм представителей области. ВУЗы готовят сотрудников разного профиля и уровня квалификации. Соискателю профессии достаточно выявить свои сильные и слабые стороны, определить интересующее направление и можно приступать к построению перспективной карьеры.

Источник: http://educonsulting.ru/proforientaciya/professii/professiya-psixolog

Общая характеристика психолого-педагогической профессии.

И.А.Вишняков

«Введение

В психолого-педагогическую

деятельность»

Методические материалы

031000-Педагогика и психология

Содержание

Глава 1.Общая характеристика психолого-педагогической профессии.….4

1.1.Общие психологические особенности профессиональной

1.2.Профессиограмма социального педагога и психолога

Глава 2.Профессиональная деятельность и личность педагога-

психолога и социального педагога………………………………………. 10

2.1.Объективные характеристики психолого-педагогической

2.2.Субъективные характеристики психолого-педагогической

2.3.Основные виды деятельности в психолого-педагогической

2.4.Основные типы специализаций в психолого-педагогической

Глава 3. Подготовка, профессионально-личностное становление

и развитие педагога-психолога……………………………………………..40

3.1.Требования государственного образовательного стандарта к

личности и профессиональной компетентности педагога-психолога……40

3.2.Процесс профессионализации в психолого-педагогической

3.3.Профессиональное развитие психолога в вузе………………………. 55

Приложение 1. Программа курса «Введение в психолого-

Приложение 2.Рейтинговая оценка активности студента в процессе

освоения учебной дисциплины «Введение в психолого-педагогическую деятельность …………………………………………………………………75

Приложение 3. Тесты для самостоятельного изучения студентам……….76

Приложение 4. Тест по дисциплине «Введение в психолого-

Педагогическую деятельность» для студентов…………………………….82

Введение

Профессиональная психолого-педагогическая деятельность – это один из видов социальной деятельности. Социальная – значит направленная на людей как членов общества, социума. Люди в обществе вступают в различные отношения, взаимодействуют друг с другом, проявляя при этом определенные особенности, качества. Данные особенности и качества могут помогать или мешать устанавливать отношения и взаимодействовать. Профессиональные психологи и педагоги работают с людьми, помогая им обрести, сформировать, развить те качества и особенности, которые позволяют конкретному человеку эффективно вступать в различные отношения и взаимодействовать с другими людьми. Профессиональная деятельность педагогов и психологов имеет различные виды и осуществляется в разных формах. Но, не смотря на различия видов и форм, профессиональная деятельность требует наличия определенных качеств и особенностей у самого педагога и психолога. Это требования профессии к профессионалу.

Таким образом, существует две реальности: первая реальность – это человек, который хочет стать профессиональным психологом или педагогом; вторая реальность – это профессия психолога и педагога, которая существует в обществе, выполняет определенные функции в этом обществе и требует для выполнения данных функций от профессионала обладания знаниями, умениями, навыками и определенными человеческими качествами.

Учебная дисциплина «Введение в психолого-педагогическую деятельность» позволяет сформировать представление об особенностях данной профессии, представить основные виды деятельности психолога и педагога, узнать о том, какими знаниями, умениями и навыками он должен владеть и какими качествами обладать, чтобы эффективно выполнять профессиональную деятельность. Кроме этого, дается характеристика процесса профессионализации и профессионального развития, как в вузе, так и после его окончания и продолжения жизни в профессии психолога и педагога.

Глава 1.

Общая характеристика психолого-педагогической профессии.

Общие психологические особенности профессиональной

Деятельности.

В психологии выделяется три основных вида человеческой деятельности*игра, учение и труд.

[*Деятельность – форма активности** человека, регулируемая*** сознательно поставленной целью****.

**Активность – инициированные человеком действия по отношению к окружающей среде и самому человеку.

***Регуляция (психическая) – «системно-организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижение принимаемых человеком целей» (Конопкин О.А., 1995 г.).

****Цель – идеальный образ желаемого результата активности человека, существующий в его сознании.]

Основные виды человеческой деятельности – игра, учение и труд – различаются, прежде всего, по цели активности человека.

Целью игры является получение удовольствия от процесса активности. Человек вступает в игру, начинает играть, предчувствуя то удовольствие, которое доставит ему сам процесс выполнения игровых действий, проявления себя – своей сообразительности, скорости реакции, силы, ловкости, умения и т.д. — внутри системы игровых правил. Достижение определенного результата игры – выигрыша – является дополнительным мотивом, стимулом к игре, но не входит в цель игровой деятельности. Даже в случае проигрыша, человек может сказать: «Как хорошо поиграли! Какая была красивая, интересна игра! Мне очень понравилось! Я получил огромное удовольствие!».

Целью учения является овладение новыми знаниями и способами действия. Человек совершает учебные действия (читает, запоминает, решает задачи) чтобы владеть определенной информацией, уметь делать то, что он считает для себя важным, ценным, необходимым.

Целью труда является получение потребляемого или общественно значимого продукта. Человек совершает трудовые действия, чтобы получить продукты питания, одежды, жилья и т.д.

Вытачивая деталь, токарь знает, что эта деталь является частью целого механизма, например, пылесоса. Сам он эту деталь не может съесть или надеть на себя, но за процесс её изготовления он получает вознаграждение, которое может использовать для удовлетворения своих потребностей.

Результат труда композитора или художника является общественно значимым, то есть общество, в лице слушателей и зрителей, готово дать композитору и художнику вознаграждение за результаты их труда.

Среди всех видов труда можно выделить такие виды, в которых трудящийся человек имеет в качестве предмета труда другого человека. В данных видах труда целью деятельности является такое воздействие на другого человека, которое можно потребить, или результаты которого будут общественно значимы. Воспитатель в детском саду играет с детьми – дети получают удовольствие. Учитель в школе учит школьников — они становятся знающими и умеющими людьми. Психолог работает с человеком, пережившим сильный стресс – меняется эмоционально-психическое состояние человека, он может продолжить нормальную жизнь.

Результат трудовой деятельности человека тем лучше, тем ближе к цели данной деятельности, чем более подготовлен человек к выполнению именно этого вида труда. Подготовленность человека к определенному виду труда называется профессионализмом, а сам человек называется профессионалом.

Эффективной для анализа психологических особенностей профессионализма и профессионала в тех профессиях, где предметом деятельности является другой человек, является методологическая схема анализа человеческих взаимодействий. Данная схема отражает основу воздействия одного человека на другого (или на группу людей). Использование данной схемы при анализе любых форм и видов человеческого взаимодействия позволяет выделить наиболее важные особенности каждого из них.

Методологическая схема

Глава 2.

Психодиагностика

Предмет воздействия психолога – способность клиента

выполнить заданные действия.

Плюсы профессии: Минусы профессии:
интересная творческая работадушевная усталость, эмоциональное выгорание
возможность принимать участие в решении реальных проблем людейсложности в принятии мировоззрения клиента и в стремлении обязательно дать полезный совет
необходимость постоянного профессионального совершенствования и в связи с этим — возможность личностного ростапереживание проблем клиента как своих собственных
возможность использования профессиональных знаний в повседневной жизни
познание и изменение себя, своего отношения к событиям окружающего мира

Психотерапия

Предмет воздействия психолога — состояние клиента

(негативные психологические состояния, психологический

дискомфорт)

Психологическая коррекция

Предмет воздействия психолога – отклонения от

нормального психического развития.

Психологическое просвещение

Предмет воздействия психолога – психологические знания

клиента

2.4.Основные типы специализаций в психолого-педагогической профессии (школьного психолога).

М.Р.Битянова выделяет три вида организационно-содержательных моделей, различающихся по цели деятельности психолога в образовательном учреждении (2003). В соответствии с различиями в цели появляются различия и в задачах, основных направлениях, видах и алгоритмах деятельности, а также, в требованиях к методическому обеспечению и уровню профессиональных знаний и умений школьного психолога.

Первая модель «Методист». Цель деятельности — проектирование и реализация школьных программ образовательной развивающей среды. Сама М.Р.Битянова отмечает, что данный вид деятельности школьного психолога практически не встречается в реальной практике работы школ. Это связано с высокими требованиями к профессиональной квалификации и опыту психолога именно в образовательной деятельности, её концептуальной и содержательной организации, что редко можно встретить среди работающих в школе психологов. Личная практика автора данной работы показывает, что наиболее активно обращение к цели проектирования и реализации образовательной развивающей среды происходит в отношении руководителей образовательного процесса вузов — деканов и заведующих кафедрами.

Вторая модель «Куратор». Цель деятельности — сопровождение детей и группы — школьного класса — в образовательном процессе. Данная цель задает довольно высокие требования к квалификации психолога. Эффективность её реализации ограничена количественно — продуктивно работать психолог может работать с пятью-шестью классами, а лучше — со специализированными классами.

Третья модель «Консультант». Цель деятельности — сопровождение психического развития отдельного учащегося, создание определенных социально-психологических условий в школе. Данная модель в наибольшей степени подходит для выпускника вуза в соответствии с его подготовкой. Данная модель предполагает и индивидуализацию в деятельности школьного психолога в зависимости от его интересов.

2.Подготовить ответы на вопросы:

2.1.Консультант по организации образовательного процесса.

2.2.Практический психолог по коррекции и терапии.

2.3.Психолог, сопровождающий психическое развитие.

3.Подготовить сообщение (желающие):

3.1.Не образовательные специализации педагога-психолога.

Глава 3.

Подготовка, профессионально-личностное становление

Заключение.

Формирование представления о профессиональной деятельности педагога-психолога – основа, позволяющая соотнести себя, свои личные особенности и особенности выбранной профессии.

В результате такого соотношения можно принять решение:

1) да, Я выбрал именно ту профессию, о которой мечтал и Я буду активно её осваивать в процессе обучения в вузе;

2) нет, эта профессия не для Меня, нужно срочно переходить на другой факультет или в другой вуз.

Приложение 1.

Программа учебной дисциплины

«Введение в психолого-педагогическую деятельность»

Составитель: И.А.Вишняков, доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой практической психологии факультета психологии и педагогики Омского государственного педагогического университета (ОмГПУ).

Пояснительная записка.

Учебная дисциплина «Введение в психолого-педагогическую деятельность» относится к блоку общепрофессиональных дисциплин, федеральному компоненту ГОС ВПО. Наиболее целесообразно её осваивать на первом курсе в первом семестре.

Количество часов: Трудоемкость по стандарту – 80 часов. В том числе до 50% аудиторных занятий, то есть:

Семинарских занятий – 20 час.

Самостоятельная работа студента – 40 час.

Форма контроля: зачёт.

Основное содержание дисциплины:

Из стандарта 2000 года:

Общая характеристика психолого-педагогической профессии. Профессиональная деятельность и личность педагога-психолога. Требования государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога-психолога. Подготовка, профессионально-личностное становление и развитие педагога-психолога.

Из обновленного стандарта 2005 года:

Планы семинарских занятий по курсу

«Введение в психолого-педагогическую деятельность»

Занятий

Семинар 1. Особенности профессиональной деятельности психолога. Объективные характеристики профессии «педагог-психолог»

1.Читать литературу:

1.1.Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. Стр.1-48.

1.2.Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., Изд-во «Совершенство», 1997г.

1.3.Карандашев В.Н. Психология: Введение в профессию: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Смысл, 2003. Глава 6.1. – 6.4.

1.4. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М,1998.

1.5.Вишняков И.А. Методические материалы к курсу «Введение в психолого-педагогическую деятельность» по теме 1 и 2.

2. Подготовить ответы на вопросы:

2.1.Виды предмета труда.

2.2.Характеристики объекта труда.

2.3.Характеристики субъекта труда.

2.4. Характеристика цели труда – как обеспечение нормального развития в нормальных социально-образовательных условиях.

2.5. Характеристика предмета труда — как норм и способов регуляции активности у школьника в социуме.

2.6.Характеристики средств труда психолога.

3.Подготовить сообщение (желающие):

3.1.Подход Е.А.Климова к профессионализму.

3.2.Разные подходы к цели труда педагога-психолога.

3.3.Разные подходы к предмету труда педагога-психолога.

Приложение 2.

Рейтинговая система

учета (оценки) активности студента при освоении курса

«Введение в психолого-педагогическую деятельность»

Рейтинговая система учета активности студента по освоению учебной дисциплины заключается в следующем.

Каждый вид учебных действий студента оценивается в баллах. Если студент за весь период изучения учебной дисциплины в течение семестра набрал определенную (необходимую) сумму баллов, он получает зачет. Если необходимой суммы баллов студент не набрал, он сдает зачет, то есть получает для ответа вопросы. Если студент набрал сумму баллов меньше необходимой для сдачи зачета, он получает «незачтено», и вынужден выполнить определенные действия для того, чтобы быть допущенным к зачету.

Вид работыЗа единицу работыКолич.Мин.Макс.
Лекциято 5 до 10
Семинар5-присутствие 10-активность 15-поощрение
Конспектот 5 до 10 – своевременно 5 – поощрение 5 – опоздание
Реферат-сообщение10-объективно 15-рефлексивно
Блиц-опрос1 балл за 1 вопрос
Контрольная работа2 вопроса по 15 баллов
Зачет1 вопрос 50 баллов
Консультирование тематическое5 баллов за одно
Допуск к зачету
ЗАЧЕТ

Приложение 3.

Тесты для самостоятельного изучения студентами

4.1.Тест «Личностный дифференциал» для студента психолого-педагогических специальностей.

ЛИЧНОСТНЫЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ

(семантический дифференциал Ч.Осгуда)

(эмоциональная компонента установки)

Методика личностного дифференциала (ЛД) разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности. Методика ЛД адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В.М.Бехтерева. Методика предназначена для изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений. Она применима в социально-педагогической практике, психодиагностической и клинико-психологической работе.

В методике использованы три фактора, в наибольшей степени характеризующие полюса трех классических факторов семантического дифференциала:

а) вариант самооценки -«Оцените самих себя по отобранным чертам личности»

б) вариант оценки другого человека (другого учителя, мужа, жены, ребенка и т.п.) -«Оцените . по отобранным чертам личности».

Бланк ЛД и ключ

О + 1.Обаятельный 3 2 1 0 1 2 3 — Непривлекательный

С — 2.Слабый 3 2 1 0 1 2 3 + Сильный

А + 3.Разговорчивый 3 2 1 0 1 2 3 — Молчаливый

О — 4.Безответственный 3 2 1 0 1 2 3 + Добросовестный

С + 5.Упрямый 3 2 1 0 1 2 3 — Уступчивый

А — 6.Замкнутый 3 2 1 0 1 2 3 + Открытый

О + 7.Добрый 3 2 1 0 1 2 3 — Эгоистичный

С — 8.Зависимый 3 2 1 0 1 2 3 + Независимый

А + 9.Деятельный 3 2 1 0 1 2 3 — Пассивный

О — 10.Черствый 3 2 1 0 1 2 3 + Отзывчивый

С + 11.Решительный 3 2 1 0 1 2 3 — Нерешительный

А — 12.Вялый 3 2 1 0 1 2 3 + Энергичный

О + 13.Справедливый 3 2 1 0 1 2 3 — Несправедливый

С — 14.Расслабленный 3 2 1 0 1 2 3 + Напряженный

А + 15.Суетливый 3 2 1 0 1 2 3 — Спокойный

О — 16.Враждебный 3 2 1 0 1 2 3 + Дружелюбный

С + 17.Уверенный 3 2 1 0 1 2 3 — Неуверенный

А — 18.Нелюдимый 3 2 1 0 1 2 3 + Общительный

О + 19.Честный 3 2 1 0 1 2 3 — Неискренний

С — 20.Несамостоятельный 3 2 1 0 1 2 3 + Самостоятельный

А + 21.Раздражительный 3 2 1 0 1 2 3 — Невозмутимый

Интерпретация факторов ЛД

При применении ЛД для исследования самооценок значения фактора ОЦЕНКИ (О — в бланке) результаты свидетельствуют об уровне самоуважения. Высокие значения этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворен собой.

Низкие значения фактора О указывают на критическое отношение человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем достижений, особенностями личности, на недостаточный уровень принятия самого себя. Особо низкие значения этого фактора в самооценках свидетельствуют о возможных невротических или иных проблемах, связанных с ощущением малой ценности своей личности.

При использовании ЛД для измерения взаимных оценок фактор О интерпретируется как свидетельство уровня привлекательности, симпатии, которым обладает один человек в восприятии другого. При этом положительные (+) значения этого фактора соответствуют предпочтению, оказываемому объекту оценки, отрицательные (-) — его отвержению.

Фактор СИЛЫ (С — в бланке) в самооценках свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым. Его высокие значения говорят об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на свои силы в трудных ситуациях. Низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок. Особо низкие оценки свидетельствуют и указывают на астенизацию и тревожность. Во взаимных оценках фактор С выявляет отношения доминирования-подчинения, как они воспринимаются субъектом оценки.

Фактор АКТИВНОСТИ (А) в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности. Положительные значения (+) указывают на высокую активность, общительность, импульсивность; отрицательные (-) — на интровертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции. Во взаимных оценках отражается восприятие людьми личностных особенностей друг друга.

При интерпретации данных, полученных с помощью ЛД, всегда следует помнить о том, что в них отражаются субъективные, эмоционально-смысловые представления человека о самом себе и других людях, его отношения, которые могут лишь частично соответствовать реальному положению дел, но часто, сами по себе, имеют первостепенное значение.

Использование метода ЛД

ЛД может быть использован во всех тех случаях, когда необходимо получить информацию о субъективных аспектах отношений исследуемого человека к себе или к другим людям. В этом отношении ЛД сопоставим с двумя категориями психодиагностических методов — с личностными опросниками и социометрическими шкалами. О личностных опросниках. Некоторые традиционные, получаемые с помощью личностных опросников характеристики, могут быть получены с помощью ЛД. Уровень САМОУВАЖЕНИЯ, ДОМИНАНТНОСТИ-ТРЕВОЖНОСТИ И ЭКСТРАВЕРСИИ-ИНТРОВЕРСИИ является достаточно важным показателем при характеристике людей взаимодействующих с детьми. Краткость метода позволяет использовать его не только самостоятельно, но и в комплексе с иными диагностическими процедурами.

От социометрических методов ЛД отличается многомерностью характеристик отношений и большей их обобщенностью. Как метод получения взаимных оценок ЛД можно рекомендовать к применению в групповой и семейной психотерапии.

В групповой психотерапии ЛД может быть использован для исследования таких сторон личности и группового процесса в целом, как повышение уровня принятия членами группы друг друга, сближение реальных и ожидаемых оценок, уменьшение зависимости от психотерапевта или человека осуществляющего поддержку (например, социального педагога).

В семейной психотерапии может оказаться полезной та возможность сопоставления разных точек зрения на членов семьи (например, ребенка), между собой, которую представляет ЛД, а также возможность дифференцированной оценки эмоциональной привлекательности, статуса ДОМИНИРОВАНИЯ-ПОДЧИНЕНИЯ и уровня АКТИВНОСТИ членов семьи (например, супругов). Полезным может оказаться варьирование предметов оценки (например, «каким должен быть отец», «идеальная жена», «моя жена думает, что я. «) с последующим вычислением расстояния между идеальным и реальным, ожидаемым и реальным и т.д. ЛД может помочь в определении действительной природы недовольства супружескими взаимоотношениями (недостаточная эмоциональная привлекательность, избегание ответственности и т.д.), уяснить роль ребенка в семейном конфликте.

БЛАНК

Список качеств «Идеального школьного психолога»

Проранжируйте предлагаемый список качеств, учитывая, что самое важное, по Вашему мнению, качество получает ранг 1, а самое не важное — 20.

организаторские способности
альтруистичность
высоко ценит самоорганизацию другого человека
отвержение стереотипов
эмоциональная устойчивость
прогностичность по отношению к поведению другого человека
коммуникабельность
высоко ценит саморазвитие другого человека
развитое профессиональное самосознание
уравновешенность
коммуникативные способности
наблюдательность при взаимодействии с другим человеком
высоко ценит успешность в активности другого человека
действенная мотивация трудовой деятельности по приобретенной профессии
сила нервной системы
аккуратность
отношение к другому человеку как ценности, а не как к средству достижения своих целей
высоко ценит индивидуальные особенности другого человека
переживание (восприятие) профессиональной деятельности как образа жизни
высокий темп реакций

БЛАНК

Список умений «Идеального школьного психолога»

Проранжируйте список умений, учитывая, что самое важное, по Вашему мнению, умение получает ранг 1, а самое не важное — 20.

умение диагностировать нормальное психическое развитие
умение определять этапы решения задачи
умение организовать деятельность отдельного человека и группы людей
умение установления доверительных отношений
умение диагностировать психические особенности и состояния человека
умение выбора методов и стратегии действий
умение проведения тренинговых упражнений
умение эффективного восприятия логической и эмоциональной информации (события и переживания)
умение диагностировать нарушения психического развития
умение соотносить формы поведения и психические особенности человека
умение проведения танцевальных действий
умение логичного изложения фактов
умение эффективно использовать диагностические инструменты и, в том числе, диалогическую диагностику
умение поиска ресурсов решения проблемы
умение организовывать условия для осуществления необходимого психологического явления
умение непосредственного информационного (вербального и невербального) воздействия на сознание и бессознательное другого человека или группы людей
умение диагностировать свойства темперамента
умение предвидеть изменения поведения и состояний другого человека в зависимости от его действий
умение проведения игры
умение установления контакта с другим человеком

ТЕСТ

«Введение в психолого-педагогическую деятельность»

Вариант 1.

1. В методологической схеме анализа человеческих взаимодействий имеется:

1) 5 элементов (1-субъект воздействующий, 2-субъект, подвергающийся воздействию, 3-средства воздействия, 4-предмет воздействия, 5-цель-активность-результат) и связи между ними;

2) 2 элемента (1-субъекты и 2-объекты) и связи между ними;

3) 3 элемента (1-объект, 2-субъект, 3-цель) и связи между ними.

2. Субъект труда (субъект управляющий, оказывающий воздействие) – это:

1) человек как профессионал, который является источником своей профессиональной активности;

2) любой механизм, оказывающий воздействие на предметы материального мира;

3) любой человек, совершающий активные действия.

3. Предмет труда – это:

1) то, что использует профессионал для осуществления трудовой деятельности;

2) то, чем владеет профессионал,

3) то, на что воздействует, чем хочет управлять, чему обучать и что воспитывать, что хочет развивать субъект управления.

4. Субъектные характеристики в профессии – это:

1) те характеристики профессионального субъекта, которые он имеет от природы;

2) те характеристики профессионального субъекта (управляющего, оказывающего воздействие), которые соотносят его с объектом управления;

3) те характеристики профессионального субъекта, которые он мечтает иметь как активная и самостоятельная личность.

5. Основные разделы профессиограммы у А.К.Марковой:

1) Описание профессии и Профессиональные задачи;

2) Трудограмма и Психограмма;

3) Профессиональные знания, Профессиональные умения и Профессиональные навыки.

6. Цель деятельности педагога-психолога – это:

1) нормальное развитие школьника в нормальных социально-образовательных условиях;

2) регуляция психических состояний учащихся и учителей;

3) психологическая диагностика особенностей развития школьника в процессе обучения.

7. Предмет труда школьного психолога – это:

1) нормы и способы регуляции активности у школьника в социуме;

2) сознание личности;

3) психические особенности школьника.

8. Нормы регуляции активности – это:

1) определенные законом права и обязанности человека;

2) исторически сложившиеся формы взаимозависимости и зависимости людей и властных отношений в процессе жизнедеятельности общества и общественном производстве;

3) неписанные правила поведения человека в различных бытовых и общественных ситуациях межличностного взаимодействия.

9. Способы регуляции активности – это:

1) характеристика условий, в которых человек осуществляет определенные формы активности;

2) динамическая последовательность использования психологических механизмов для изменения активности с целью получения желаемого результата;

3) описание последовательности действий человека, которые необходимо выполнить для получения потребляемого продукта его активности.

10. Средства труда школьного психолога – это:

1) компьютер и видеокамера;

2) советы и другие формы устных рекомендаций клиенту;

3) способы коммуникации и организации деятельности.

11. Средства воздействия школьного психолога на клиента — это:

1) советы, пожелания, рекомендации, обещания, примеры, нотации, указания;

2) шантаж, угроза, подкуп, деньги, женщины, вино;

3) коммуникация, организация деятельности, тесты и опросники, компьютерные программы.

12. Наиболее разнообразное и широко применяемое средство воздействия школьного психолога на другого человека, которое почти всегда используется совместно с другими средствами:

1) коммуникация; 2) манипуляция; 3) интерпретация.

13. Выполнение клиентом и/или группой заданных психологом действий и деятельностей предполагает в итоге изменения:

1) в профессиональном, семейном, социальном, экономическом, политическом, региональном и геополитическом статусе клиента и/или группы;

2) финансового благосостояния психолога в положительную сторону;

3) в психических особенностях и характеристиках действующего человека и/или группы, корректирующих и/или развивающих данные особенности.

14. Наиболее важными личностными качествами для профессионального психолога являются:

1) коммуникабельность, организационная способность, прогностичность, социабельность, эмпатичность, эмоциональная устойчивость, сензитивность, наблюдательность, гибкость мышления;

2) настойчивость, логичность, пунктуальность, аккуратность, альтруистичность, беглость речи, высокий темп активности, инертность, ригидность, возбудимость, пролонгированность;

3) психастеничность, невротичность, эмоциональная лабильность, низкая сензитивность, доминантность, агрессивность, депрессивность, ипохондричность, беглость ума.

15. Ценностное отношение к другому человеку как самоисточнику активности, проявляющееся в общей системе организации и регуляции активности психолога – это:

1) самоидентичность; 2) субъектная позиция; 3) умение.

16. В субъективном компоненте профессиограммы педагога-психолога, или в психограмме, можно выделить несколько уровней, организующих связи между отдельными элементами на каждом уровне и между уровнями:

1) 3 уровня — высший, средний, нижний;

2) 4 уровня – два личностных и два индивидных;

3) 5 уровней – первый, второй, третий, четвертый, пятый.

17. Высший уровень субъективных характеристик педагога-психолога – это:

1) уровень субъекта деятельности; 2) уровень личности; 3) уровень индивида.

18. Средний уровень субъективных характеристик педагога-психолога – это:

1) уровень субъекта деятельности; 2) уровень личности; 3) уровень индивида.

19. Характеристика отношения реального человека и конкретной профессии, то есть, определенное соотношение личностных особенностей человека и всей системы требований, предъявляемых профессией к человеку, называется:

1) деятельный субъект; 2) субъективная деятельность; 3) субъектная позиция.

20. Готовность педагога-психолога к профессиональной деятельности выражена:

1) в наличии диплома государственного образца по специальности «Педагогика и психология»;

2) в приобретении формы педагога-психолога и оформлении соответствующего удостоверения;

3) в наличии действенной мотивации трудовой деятельности по приобретенной профессии, профессионального самосознания, субъектных технологий.

21. Личностный уровень профессиограммы школьного психолога характеризует:

1) личные знания, умения и навыки профессионала;

2) личностные отношения чел

психолог характеристика профессии

психолог характеристика профессии

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

психолог характеристика профессии

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

психолог характеристика профессии

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Источник: http://cyberpedia.su/3×3463.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2017-2021 © Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статьи

Контакты