ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ — КиберПедия — основные формы психики и их взаимосвязь

01.03.2018

Предложенную схему можно прилагать к различным видам деятельности (нас будут интересовать, прежде всего, художественная деятельность, учебная, педагогическая), что позволит полнее и глубже осознать особенности проявления психики в условиях той или иной деятельности и их взаимовлияния.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ

Деление психики на познавательные и эмоциональные процессы, состояния и личностные свойства условно. Все выделенные компоненты образуют сложную систему, неразрывно взаимосвязаны между собой, наслаиваются, «перетекают» друг в друга. Необходимо предположить существование и других, необозначенных в схеме, не доступных изучению проявлений психической активности человека (высшие проявления человеческого духа). Однако и изучение доступного способно существенно обогатить наше понимание природы Человека в целом и собственной психики в частности,

Предложенную схему можно прилагать к различным видам деятельности (нас будут интересовать, прежде всего, художественная деятельность, учебная, педагогическая), что позволит полнее и глубже осознать особенности проявления психики в условиях той или иной деятельности и их взаимовлияния.

ГЛАВА 1. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ РАЗВИТИЕ

ОЩУЩЕНИЯ

это способность психики принимать информацию об отдельных свойствах предметов, явлений, (а также телесных состояниях) при их воздействии на органы чувств (зрение, слух и др.). Ощущения человека многообразны, позволяют получить целостную картину мира вокруг него. Реальность нашего мира гораздо более широка, чем мы это можем ощутить (органы чувств ограничены в своих возможностях порогами чувствительности), однако и наших возможностей вполне достаточно, чтобы восхититься красотой Творения (Вселенной) и создать свою картину мира.

Сенсорная система человека представляет собой 5 основных видов чувствительности (зрение, слух, вкус, обоняние, кожная поверхность тела) – это место встречи внутреннего мира с внешним. Чувствительность– способность иметь ощущения, индивидуальна (одни способны различать тончайшие оттенки звука, вкуса, цвета, другие едва замечают значительные изменения в ощущениях), зависит от состояния человека, развивается в деятельности (напр. музыкальный слух).

Виды ощущений.: зрительные, слуховые, тактильные (осязательные), обонятельные, вкусовые, болевые, температурные, интероцептивные (внутриорганические: жажда, голод и пр.). Ощущения (О) – начальная ступень познания, в целом о. подчиняются объективным законам (все люди одинаково отличают белое от черного, ощущают кислый вкус лимона), но имеют и субъективные отличия (сравни слух музыканта и немузыканта).

Формы изменения чувствительности: адаптация– приспособление, привыкание к внешним условиям (так зрение адаптируется к темноте); сенсибилизация – различные ощущения могут усиливать или подавлять друг друга (музыкальное сопровождение танца усиливает его зрительное восприятие; резкий запах разрушает слуховое внимание). О взаимодействуют друг с другом, одно О может вызвать ассоциацию с другим О. Синестезия (слитность ощущений) лежит в основе художественного видения мира. Так явления «цветного слуха» — это зрительно-слуховая синестезия. Римский-Корсаков писал о тональностях: ля мажор – это «тональность молодости, весны, — и весны не ранней, с ледком и лужицами, а весны, когда цветет сирень, и все луга усыпаны цветами; это тональность утренней зари, когда чуть брезжиться свет, уже весь восток пурпуровый и золотой»; ми-бемоль мажор: «темный, сумрачный, серо-сиреневый, тон городов и крепостей»; фа мажор: «ясно-зеленый, пасторальный, цвет весенних березок»; си минор: «мрачный, темно-синий, со стальным, пожалуй, даже серовато-свинцовым отливом, цвет зловещих грозовых туч». Показатели цветного слуха не совпадают у разных музыкантов, т.о. качества синестезии индивидуальны. Слуховые ощущения могут взаимодействовать с др. органами чувств, тогда звук может становиться не только громким или тихим, но и высоким или низким, светлым или темным, мягким, колючим, пустым, тяжелым и пр. Подобные взаимодействия могут сопровождать и зрительные ощущения. Так, глядя на лимон, мы можем явственно ощутить во рту его характерный кислый вкус.

ВОСПРИЯТИЕ

Если ощущения дают информацию об отдельных свойствах предметов и явлений при непосредственном контакте с ними, то в восприятии все ощущения сливаются в единое целое, целостный образ предмета или явления. Так слушая музыку, мы не воспринимаем отдельно мелодию, ритм, тембр, но слышим музыку как нечто единое, целостное. Восприятие (Вс) – сложнейший процесс, связан с памятью (моменты узнавания, связь с тем, что воспринималось ранее), мышлением (осмысление воспринимаемого), с речью (воспринимая объект, мы называем его, можем описать словами). Вс зависит от жизненного опыта человека, его знаний, внимания, интересов, чувствительности рецепторов (органов ощущений), от установок, ожиданий (от того, что человек ждет или хочет увидеть/услышать), от психического состояния. Наш взгляд на мир определяется одновременно тем, что мы знаем и тем, что мы чувствуем, воспринимаем. Работа рецепторов ограничена (порогами), знания также ограничены. Мир гораздо разнообразнее, полнее, чем мы это воспринимаем и можем знать.

Свойства Вс:1 Целостность (воспринимаются целостные образы)

2 Константность (постоянство: узнаем мелодию вне зависимости от тембра, регистра, темпа исполнения)

3 Избирательность (способность фокусировать внимание на отдельных сторонах действительности – выделять фигуру и фон)

Качество художественного восприятия определяет общая и художественная культура человека, степень развития художественных способностей, возраст, уровень образования и др. условия.

Нередко то, что человек видит в том или ином объекте, оказывается проекцией на этот объект личностных свойств воспринимающего (так влюбленному мир вокруг него кажется прекрасным). В психологии используются так наз. Проективные тесты, где человеку предлагается некоторое неоднозначное изображение, в истолкование которого, сам того не замечая, он вкладывает информацию о себе, своих проблемах, желаниях и пр. Так при восприятии музыкального произведения происходит нечто подобное: при некотором сходстве переживаний, ассоциаций каждый услышит в музыке нечто свое, глубоко личное. Личное начало всегда присутствует и при восприятии произведений живописи, графики, вспомним, например, направления символизма, абстракционизма и нереалистических стилей.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Источник: http://cyberpedia.su/9×6595.html

Основные формы проявления психики. их взаимосвязь

Предметы и задачи псих

Психология – изучает мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком.

Предмет психологии – внутренний мир человека, возникающий в результате активного взаимодействия человека с окружающей средой. Предметом психологии являются закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувтсвенных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своего отношения к другим людям и к самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы.

Задачи психологиисновной задачей психологии как науки является изучение объективных психологических закономерностей (психических процессов, психологических свойств личности и психологических особенностей деятельности человека). 1. Изучение качественных (структурных) особенностей психических процессов, как отражений объективной действительности. «Психология, как изучение отражения действительности, как субъективный мир, известным образом заключающийся в общие формулы,— это, конечно, необходимая вещь. Благодаря психологии я могу себе представить сложность данного субъективного состояния» (И. П. Павлов). 2. Анализ становления и развития психических явлений в связи с обусловленностью психики объективными условиями жизни и деятельности человека. 3. Изучение физиологических механизмов, лежащих в основе психических процессов, поскольку без знания механизмов высшей нервной деятельности нельзя ни правильно понять существо психических процессов, ни овладеть практическими средствами их формирования и развития.

2 строение псих,ее основные отрасли.Современное состояние психологии характеризуется большим количеством отраслей. Более400 самост псих научных дисциплин. Некотор отр: общ псих-иследуют основн св-ва и общ закон псих и сознания чел.,соц псих-закон жизнедеят людей, обусл их включ в соц группы., пед псих, возр псих: детская псих,подраст,псих юности,псих взросл чел.,псих аномального развития-отклонение в процессе развития психики :патопсихологию( наруш деят мозга),олигофрено,сурдопсих,тифлопсих(слабовидящ и незряч люди). Сравнит и психофизиология— изуч физиолог основы психич явлений. И др.

3 понятие о психике. Функции психики.псих-св-во высоорганизованной материи( мозга)отражатьобъективную действительность и формировать образы,котор позвал чел целесообразн управл своим поведением и деятельн. Функ псих три: коммуникативная, познавательная и регулятивная. Ком– обеспечивает возможность общения людей друг с другом. Познав –позволяет человеку познавать окружающий внешний мир. Регул-обеспечивает регулирование всех видов деятельности человека (игровой, учебной, трудовой), а также всех форм его поведения.

Основные формы проявления психики. их взаимосвязь

Развитие психики в эволюции животных и становлении человека.

Формы отражения. Психическое отражение и его свойства.

Основные принципы псих. Связь псих со смежными науками.

Являясь составляющей научного знания, Псих тесно взаимодействует с рядом смежных научных областей и использует их данные при разработке теории и практической реализации. .Психология. связана со многими другими науками, которые можно объединить в несколь­ко блоков: мед — физиология, анатомия, невропатология, психиатрия, офтальмология оториноларингологией и др.; гуманитар — социология, философия, психология во всех ее разновидностях и др.; пед — общая педагогика, дефектология, методики преподавания различных пред. и др. общей и возрастной психологией.

Понятие о сознании. Структура сознания.

Психика, как отражение действительности в мозгу человека, характеризуется разными уровнями. Высший уровень психики, свойственный человеку образует сознание. Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. Стр: Первая дана уже в самом его наименовании: сознание. Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. В структуру сознания входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. К числу этих процессов могут быть отнесены ощущения и восприятия, память, воображение и мышление.

Вторая — закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит «Я» человека и его «не-Я»..

Третья— обеспечение целеполагающей деятельности человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий, и вносятся в него необходимые коррективы и т.д.

Четвертая — включение в его состав определенного отношения. В сознание человека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение сложные объективные и, прежде всего, общественные отношения, в которые включен человек.

Понят о восприя

Восп- познават процесс.в ходе которого в психике происходят целостное отражение предметов. Условно выдел 4 состовл:-обнаружение – различение – идентификация – опознание. Обнар-исходная фаза развития любого сенсорного процесса, возник в резул реакции на воздейств стимул. Идентиф-отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящ в памяти. Опозн-отнесение объекта к определенному классу объект, воспринимающ ранее и извлечение эталона из памяти.

20 виды воспият,их характ.В зависим от налич цели: непреднамеренные( нет цели) и преднамер(заранее поставл цель и условия). По форме: восп пространства( восприят величины и форм с помощью синтеза),воспр движения( изменение положения предметов в пространстве),воспр времени.

21 св-ва образа восприят. Предметность,целостность,константность,структурность,осмысленность.избирательность,апперцепция. Пред-св-во, указыв что в процессе возд многочислен раздражит человек « не теряется», а способ различать и выделять устойчив предмета.(отнесение внешн воздейст к предметам).цел-мы всегда восприним целостный образ предмета(явления).конт-восприн предмет по различ характер( цвет. Форма идр.) при изменинии условий восприятия. Структ- позвол видеть связи между элементами и способств формированию одекватного образа предмета.

Связь мышления и речь

Мышление –наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познавательными объектами. Оно связано с непосредственно воспринимаемым предметом. Только с появлением речи становится возможным отвлечь от познаваемого предмета свойство и закрепить, зафиксировать представление или понятие о нем в специальном слове. Мысль обретает в слове материальную оболочку. Мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью: чем глубже и основательнее продумана, тем более четко и ясно выражена.

Речь –процесс общения людей посредством языка.

Мышление проходит 2 стадии: 1. Допонятийное (начальная стадия развития мышления у ребенка). Суждения одиночные, о данном предмете. Особенность допонятийного мышления – эгоцентризм, поэтому ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, воспринимать чужую позицию.2. Понятийное мышление. Выготский, 5 этапов формирования понятий: 2 – 3 года.Ребенок складывает вместе похожие предметы (синкретизм).4 – 6 лет.Дети используют элементы объективного сходства, но 3-й предмет похож только на 1. 7 – 10 лет. Могут объединять группы предметов по сходству, но не могут осознать и назвать общие признаки.11 – 14 лет.Появляется понятийное мышление. Первые понятия формируются на основе житейского опыта, не подкрепленного научно.Юношеский возраст.Использование теоретических положений позволяет выйти за пределы собственного опыта.

Св-ва внимания.

Основные св-ва внимания, являются:концентрация.устойчивость,объем,распределение,переключение. Концен-св-во вним,указывающее на степень сосредоточения психики на объекте или деятельности при отвлечении от всего остального. Устой- св-во вним, связанное с длительностью сосредоточения на объекте или деятельности. Объем-св-во вним, отражающее количество одновременно воспринимаемых человеком объектов Распр-св-во вним,указывающее на одновременное удержание в поле сознания двух или более объектов при одновременном выполнении действий с ними или наблюдений за ними. Перекл-св-во вним,связанное с произвольным перемещением сознательного сосредоточения с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую.

40понятие о способностях в псих. способности и задатки.

41 виды способностей.. По происхожден природные и специфически чел спос:

1) природные (естественные) спос — это способности биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их основе через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;

2) специфически — это способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие человека в социальной среде.

Специфические человеческие способности, в свою очередь, подразделяются на общие и специальные высшие интеллектуальные способности, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные.

Общие— способности, которые определяют успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность движений рук и т.д.). Специальные— способности, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения. Теор— способности человека к абстрактно-логическому мышлению, к теоретическому интеллектуальному труду. Практспособности человека к конкретно-практическим действиям, к практическим видам труда. Учеб — способности, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, на формирование качеств личности. Твор — способности, связанные с успешностью создания произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Межличн — это способности к общению, к взаимодействию с людьми с помощью речи, способности восприятия и оценки людей, способности к социально-психологической адаптации. Предмет — способности, связанные с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами.

Концепции способ

43 понятие о темпераменте в психолог. Темпераментом называются индивидуальные психологические особенности, характеризующие личность человека со стороны динамики его психических процессов. К динамике психических процессов относятся: а) сила психических переживаний, их глубина или поверхностность, б) скорость протекания психических процессов и в) степень эмоциональной возбудимости, придающая поведению человека своеобразную эмоциональную окраску.

Предметы и задачи псих

Психология – изучает мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком.

Предмет психологии – внутренний мир человека, возникающий в результате активного взаимодействия человека с окружающей средой. Предметом психологии являются закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувтсвенных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своего отношения к другим людям и к самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы.

Задачи психологиисновной задачей психологии как науки является изучение объективных психологических закономерностей (психических процессов, психологических свойств личности и психологических особенностей деятельности человека). 1. Изучение качественных (структурных) особенностей психических процессов, как отражений объективной действительности. «Психология, как изучение отражения действительности, как субъективный мир, известным образом заключающийся в общие формулы,— это, конечно, необходимая вещь. Благодаря психологии я могу себе представить сложность данного субъективного состояния» (И. П. Павлов). 2. Анализ становления и развития психических явлений в связи с обусловленностью психики объективными условиями жизни и деятельности человека. 3. Изучение физиологических механизмов, лежащих в основе психических процессов, поскольку без знания механизмов высшей нервной деятельности нельзя ни правильно понять существо психических процессов, ни овладеть практическими средствами их формирования и развития.

2 строение псих,ее основные отрасли.Современное состояние психологии характеризуется большим количеством отраслей. Более400 самост псих научных дисциплин. Некотор отр: общ псих-иследуют основн св-ва и общ закон псих и сознания чел.,соц псих-закон жизнедеят людей, обусл их включ в соц группы., пед псих, возр псих: детская псих,подраст,псих юности,псих взросл чел.,псих аномального развития-отклонение в процессе развития психики :патопсихологию( наруш деят мозга),олигофрено,сурдопсих,тифлопсих(слабовидящ и незряч люди). Сравнит и психофизиология— изуч физиолог основы психич явлений. И др.

3 понятие о психике. Функции психики.псих-св-во высоорганизованной материи( мозга)отражатьобъективную действительность и формировать образы,котор позвал чел целесообразн управл своим поведением и деятельн. Функ псих три: коммуникативная, познавательная и регулятивная. Ком– обеспечивает возможность общения людей друг с другом. Познав –позволяет человеку познавать окружающий внешний мир. Регул-обеспечивает регулирование всех видов деятельности человека (игровой, учебной, трудовой), а также всех форм его поведения.

основные формы проявления психики. их взаимосвязь

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22; просмотров: 612

Источник: http://lectmania.ru/1xadd9.html

презентация Общая характеристика психологии как науки. Основные методы психологических исследований

Анализ закономерностей развития и функционирования психики как особенной формы жизнедеятельности человека. Изучение психических процессов, состояний и свойств личности. Основные формы проявления психики и их взаимосвязь. Место психологии в системе наук.

Нажав на кнопку «Скачать архив», вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку «Скачать архив»

РубрикаПсихология
Видпрезентация
Языкрусский
Дата добавления20.09.2015
Размер файла155,6 K

основные формы психики и их взаимосвязь

Подобные документы

Психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики — особой формы жизнедеятельности человека; основные направления: механизмы и закономерности психики, формирование психологических особенностей личности как сознательного субъекта.

шпаргалка [66,1 K], добавлен 24.01.2012

Методологические основы психологии, сознание как высшая форма психического развития, присущая только человеку. Место психологии в системе наук, закономерности проявления и развития психики человека. Характеристика методов психологических исследований.

реферат [29,9 K], добавлен 22.04.2010

История появления термина «психология», ее сущность и место в системе наук. Исследование механизмов и закономерностей психики человека, а также процесса формирования психологических особенностей личности. Предмет психологии в традиционных представлениях.

реферат [61,2 K], добавлен 25.02.2012

Место психологии в системе наук. Предмет, объект и методы психологии. Структура современной психологии. Причины и закономерности поступков человека, законы поведения в обществе. Взаимосвязь психологии и философии. Отличие житейской психологии от научной.

курсовая работа [41,5 K], добавлен 28.07.2012

Периодизация процесса эволюции психологии, ее предмет на основных этапах развития. Основополагающие суждения о природе и механизмах проявления психики. Уровень развития психических свойств различных форм живой материи. Проблемы научного познания психики.

реферат [22,6 K], добавлен 23.02.2011

Трудности становления и развития психологии. Вопросы о сущности и особенностях человеческой психики. Эстетическое воспитание как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности. Формирование мировоззренческих установок человека.

контрольная работа [51,7 K], добавлен 02.02.2015

Реализация системного подхода в психологических учениях. Соотношение личностного и деятельностного подходов в психологии. Сравнение психики животных и человека. Взаимосвязь обучения и развития психики. Планирование эксперимента и контроль переменных.

шпаргалка [196,8 K], добавлен 25.01.2009

Донаучный период развития психологии как науки гуманитарной и естественной одновременно, изучающей внутренние и внешние (поведенческие) проявления психики. Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологической науки о личности человека.

реферат [35,0 K], добавлен 13.12.2009

Рассмотрение основных этапов развития психологии как науки. Ознакомление с направлениями развития психологии. Изучение особенностей психики как способности к отражению окружающей действительности. Характеристика сознания и бессознательного человека.

презентация [434,6 K], добавлен 20.09.2015

Предмет психологии, методология и методы науки. Эволюционное введение в психологию. Изучение проблемы возникновения и развития психики, сознания человека, нейрофизиологических основ психической деятельности, особенностей поведения в социальной среде.

контрольная работа [28,2 K], добавлен 09.10.2014

Источник: http://knowledge.allbest.ru/psychology/d-2c0a65625b3ad69b4c43b89421316d36.html

Понятие о психике и её функциях. Основные формы проявления психики и их взаимосвязь.

ВОПРОС 2.

В древние времена считалось, что душа присутствует в природе везде, где есть движение и теплота. Первое философское учение, основанное на вере во всеобщую одухотворенность мира, получило название «анимизм» (от лат. «анима» — дух, душа). Анимизм явился и исторически первым учением о душе. Его основой выступило убеждение в том, что у всего, что существует на свете, есть элементы души. Душа же понималась как независимая сущность, отделенная от тела и способная управлять всеми живыми и неживыми предметами.

Примерно в это же время зародилось альтернативное материалистическому — идеологическое объяснение душевных явлений в трудах Платона и его последователей. В них была представлена классификация душевных явлений, их разделение на разум, мужество (в современном понимании — воля) и вожделение (в нынешней трактовке — мотивация). Каждый тип душевных явлений размещали в разных частях тела: разум — в голове, мужество — в груди, вожделение — в брюшной полости. Преобладание той или иной части души у человека связывалось с его индивидуальностью и соотносилось с социальным происхождением. Идея как нематериальная сущность души была объявлена в качестве вечной и неизменной первопричины

Еще в Др.выделились 2 напр в психологии:

Понятие о психике и её функциях. Основные формы проявления психики и их взаимосвязь.

Пси́хика (от др.-греч. «дыхание, душа») — сложное понятие в философии, психологии и медицине.

— Особая сторона жизнедеятельности животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой.

— Способность активного отражения реальности или совокупность душевных процессов и явлений (восприятие информации, субъективные ощущения, эмоции, память и т. п.).

Психика является основной, базовой, исторически самой ранней составляющей менталитета. Психику следует понимать как своего рода рефлексию организма, то есть его способность к различным рефлексам, точнее, проявление им способностей к реагированию на раздражители как внутреннего, так и внешнего миров человека.

— системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Психика находится во взаимодействии с соматическими (телесными) процессами. Психика оценивается по ряду параметров: целостность, активность, развитие, саморегуляция, коммуникативность, адаптация и т. д. Психика проявляется на определённой ступени биологической эволюции. Человеку присуща высшая форма психики — сознание. Изучением психики в основном занимаются науки психология, нейрофизиология, психиатрия.

Формы психического отражения:

Сенсорная. Отражение отдельных раздражителей: субъект реагирует только на биологически значимые раздражители (раздражимость).

Перцептивная. Выражается в способности отражать комплекс раздражителей в целом: ориентирование начинается с совокупности признаков, наблюдается реагирование и на биологически нейтральные раздражители, являющиеся лишь сигналами жизненно важных раздражителей (чувствительность).

Интеллектуальная. Проявляется в том, что в дополнение к отражению отдельных предметов возникает отражение их функциональных отношений и связей.

Можно выделить 3 основные функции психики:

1. отражение воздействий окружающего мира

2. осознание человеком своего места в окружающем мире

3. регуляция поведения и деятельности

основные формы психики и их взаимосвязь

Дата добавления: 2015-09-03 ; просмотров: 498 | Нарушение авторских прав

Источник: http://mybiblioteka.su/7-95509.html

Общее понятие о психике. Формы проявления психики и их взаимосвязь. Основные функции психики.

Предмет, объект, задачи научной психологии.

Психология– наука и система знаний о закономерностях, механизмах, психических фактах и явлениях в жизни человека.

В данном случае чётко определён объект психологии – психика, а в качестве предметавыделяются факты, закономерности и механизмы психики.

Среди многообразных проявлений психики выделяют психические процессы, психические состояния, психические свойства личности.

Различают познавательные, эмоциональные, регуляторные психические процессы. Главная функция познавательных процессов – отражение свойств внешнего мира и внутренних особенностей организма. Познавательные процессы информируют о свойствах и явлениях окружающего мира, являются источником разнообразных знаний и помогают открывать законы развития природы и общества. Познание имеет 2 ступени: образную и логическую. Образные познавательные процессы – ощущение, восприятие, представление. К процессам логического познания относится мышление.

Конкретные задачи психологии:

1.Выяснение природы и сущности психической деятельности и её связи с мозгом, функцией которого и является эта деятельность, её отношение к объективному миру.

2.Изучение возникновения и развития психической деятельности в процессе биологической эволюции животных и общественно-исторического развития человеческой жизни. Выяснение общего и отличного в психике людей и животных, особенностей сознания человека в различных общественных условиях жизни.

3.Изучение возникновения и развития психики ребёнка, а также выявление поступательного превращения ребёнка в сознательную личность; выявление, как в процессе обучения и воспитания формируются его психологические особенности.

4.Исследование структуры психической деятельности человека, основных форм её проявления и их взаимосвязи.

5.Изучение возникновения ощущений, восприятия, внимания и других отражений объективной реальности и как они регулируют эту реальность.

6.Раскрытие психологических основ обучения и воспитания, изучение качеств и свойств личности учителя.

7.Выявление и изучение психологических особенностей различных видов производственных, технических, творческих и других видов деятельности людей.

8.Изучение особенностей психической деятельности взрослых и детей с дефектами мозга и органов чувств.

Основные методологические принципы отечественной психологии.

Существо научного подхода выражается в методологических принципах, т.е. установках, организующих направление и характер исследования. Психология сознания с ее интроспективным методом представляет собой субъективистский подход к изучению психического. Бихевиоризм — это пример объективистского научного подхода к исследуемой реальности: он реализует методологический принцип детерминизма — включенности поведения в причинно-следственные зависимости от окружающего мира и т.д.

Научный подход в отечественной психологии основан на принципах детерминизма, единства сознания и деятельности, генетическом принципе, т.е. принципе развития.

основные формы психики и их взаимосвязь

Соотношение житейской и научной психологии.

Представления о психологических явлениях и процессах могут но­сить разный характер.

С одной стороны, человек как сознательное существо отра­жает и воспринимает воздействия окружающей действительности и других людей, он мыслит, чувствует и переживает, общается с другими людьми и влияет на них, а поэтому в процессе своей жизни и дея­тельности постоянно накапливает психический опыт и психологи­ческие знания. Все это житейская психология — психологические знания, почерпнутые людьми из обыденной жизни, из непосредствен­ного взаимодействия с реальным миром и другими людьми. Ей обыч­но присущи следующие основные отличительные характеристики:

конкретность, т. е. привязанность к реальным ситуациям, кон­кретным людям, конкретным задачам человеческой деятельности;

интуитивность, свидетельствующая о недостаточной осознан­ности их происхождения и закономерностей функционирования;

ограниченность, характеризующаяся слабыми представлениями человека о специфике и сферах функционирования конкретных психологических феноменов;

опора на наблюдения и размышления, обозначающая, что обыден­ные психологические знания не подвергнуты научному осмысле­нию;

ограниченность в материалах, свидетельствующая о том, что че­ловек, обладающий теми или иными житейскими психологиче­скими наблюдениями, не может их сравнить с подобными же у других людей.

С другой стороны, человек стремится с научных позиций си­стематизировать свои представления о психике. Это уже научная пси­хология, т. е. устойчивые психологические знания, полученные в про­цессе теоретического и экспериментального изучения психики людей и животных. Им присущи свои особенности:

обобщенность, т. е. осмысленность конкретного психологическо­го явления на основе специфики его проявления у многих людей, во многих условиях, применительно ко многим задачам челове­ческой деятельности;

рационализм, свидетельствующий о том, что научные психологи­ческие знания максимально исследованы и осознаны;

неограниченность, т. е. они могут использоваться множеством людей;

опора на эксперимент, когда научные психологические знания ис­следуются в различных условиях;

слабая ограниченность в материалах, означающая, что научные психологические знания изучены на основе многочисленных эк­спериментов и часто в уникальных (специально созданных или специально наблюдаемых) условиях.

Житейская и научная психология взаимосвязаны, выполняют одну функцию — совершенствовать представления о человеческой психи­ке. Однако они играют разную роль. Житейская психология лишь раз­вивает психологические представления, а научная — их систематизи­рует.

Общее понятие о психике. Формы проявления психики и их взаимосвязь. Основные функции психики.

Психика — функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.

основные формы психики и их взаимосвязь

1. Отражение воздействий окружающей действительности. Субъективность психического отражения, характерное для челове­ка активное преобразование отражаемого ни в какой мере не отрица­ют объективную возможность правильного отражения окружающего мира. В реальной жизни человек с помощью психики, отражая воздей­ствия реальной действительности, фиксирует и осмысливает их, фор­мируя в своем сознании реальную картину мира, в соответствии с кото­рой он и действует. Психические же процессы, состояния, образования и свойства людей, обладая определенной гибкостью, позволяют им адаптироваться к складывающимся условиям жизни и деятельности, преобразовывать их в соответствии со своими потребностями и инте­ресами.

2. Регуляция поведения и деятельности.Психика, сознание чело­века, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адапти­руются к ней, а с другой — регулируют этот процесс, составляя внут­реннее содержание деятельности и поведения. Последние не могут не опосредоваться психикой, так как именно человек с помощью ее осоз­нает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятель­ности, вырабатывает способы и приемы достижения ее результатов. Поведение же при этом выступает внешней формой проявления пси­хики.

3. Осознание человеком своего места в окружающем мире.Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адапта­цию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему эф­фективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним от­ношение. С другой стороны, с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивиду­альными и социально-психологическими особенностями, как предста­вителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от Других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях. Правильное осознание человеком своих личностных ха­рактеристик в то же время помогает ему приспосабливаться к другим людям, правильно строить общение и взаимодействие с ними, дости­гать общих целей в совместной деятельности, поддерживать гармонию в обществе в целом.

В обыденной жизни под индивидом понимают конкретного челове­ка, со всеми присущими ему особенностями.

Дата добавления: 2018-05-13 ; просмотров: 1087 ;

Источник: http://studopedia.net/5_81059_obshchee-ponyatie-o-psihike-formi-proyavleniya-psihiki-i-ih-vzaimosvyaz-osnovnie-funktsii-psihiki.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2017-2021 © Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статьи

Контакты
Читайте также:

  1. I. Восприятие формы
  2. I. Основные права граждан
  3. I. Основные термины и понятия
  4. I. Что подпадает под понятие «гражданские права и обязанности»?
  5. II. Исключить «лишнее» понятие
  6. II. Основные термины и понятия
  7. II. Основные формы существования материи.