Виды деятельности психологов — виды деятельности психолога

23.02.2018

— педагогическая деятельность (преподавание и пропаганда психологии);

Виды деятельности психологов

Следует выделить три вида деятельности, в рамках которых решаются основные задачи психологии:

— научно-исследовательская деятельность (получение, анализ и обобщение научных данных психологических исследований, рефлексия динамики научного психологического знания);

— педагогическая деятельность (преподавание и пропаганда психологии);

— практическая деятельность, состоящая в консультировании, психологической экспертизе, психотерапии (психологическая практика).

Психология как научно-исследовательская деятельность заключается в изучении специфических духовных механизмов, особых форм внутренней активности человека, которые обеспечивают:

а) восприятие того, что происходит вокруг человека и частично внутри него;

б) эмоциональную оценку полученной информации;

в) обработку информации в целях получения более сжатой и более адекватной модели ситуации и установления общих закономерностей;

г) использование созданной модели ситуации для преобразования этой ситуации и удовлетворения жизненных потребностей.

Важной перспективной задачей психологии является объединение всех наук о духе, выполнение по отношению к ним методологических функций.

Педагогическая деятельность в области психологии представлена не только преподаванием психологии, но и реализацией возможностей психологии (как практически ориентированного знания) в образовательной сфере. Важность психологических знаний в образовательной сфере объясняется тем, что они помогают выбрать наиболее подходящий способ педагогического воздействия, создать оптимальные психологические условия для полноценного психического и личностного развития обучаемых.

Психологическая практика связана с реализацией следующих социальных функций:

— повышением психологической культуры людей и общества в целом;

— гуманизацией социальных институтов (социального строя), экономики, политики, межличностных отношений, всех видов деятельности;

— совершенствованием условий жизни и деятельности людей, в том числе техники, инструментов;

— оказанием непосредственной практической помощи людям, испытывающим психологические затруднения и проблемы в личной жизни и профессиональной деятельности.

К настоящему времени в понимании сущности психологической практики, ее теоретико-методических особенностей сложилось два основных подхода. Первый подход трактует психологическую практику как психологическое обеспечение функционирования индивидов в различных сферах (сфере спорта, промышленности, образования и т.д.). Второй подход рассматривает психологическую практику как отдельную сферу деятельности практических психологов.

Появление психологической практики привело к качественному изменению и самой психологической теории. В ее составе активно формируется психотехническая теория, основными отличительными признаками которой специалисты считают (Ф.Е.Василюк):

практичность как выражение направленности теории не на внешний по отношению к исследователю объект, а на «работу-с-объектом»;

ценностную ориентацию на критерии истины, добра, красоты, святости, пользы, в отличие от критериев объективности, характерных для академической психологии;

адресность, направленность на психолога-практика как на своего «внутреннего персонажа» и релевантность его внутреннему опыту;

субъектность познания, обусловленную заинтересованностью всех участников психотехнической практики (и психолога, и клиентов) в качестве процесса и результатах своей деятельности;

гибкость и многообразие используемых методических средств,обеспечивающих создание оптимальных условий для самопознания и самораскрытия как клиента, так и психолога;

личностный характер получаемого в результате взаимодействия знания как знания не о чем-то внешнем по отношению к исследователю, а о том, что «присутствует во мне или в чем присутствую Я».

Те теоретические аспекты различных психологических наук, которые могут быть использованы для оказания помощи конкретным людям, а также положения психотехнической теории составляют контур развивающейся практической психологии. Практическая психологияотрасль психологии, предметом которой является психологическая помощь, т. е. практическая деятельность психологов, направленная на конкретного человека с его проблемами, запросами, потребностями и т.п.

Основные черты практической психологии показывают главное отличие психотехнической теории от традиционного психологического знания. Оно состоит в том, что в качестве предмета практической психологии выступает «метод, ограняющий и созидающий пространство психотехнической работы-с-объектом». Именно метод выступает центральным звеном в системе взаимодействия психолога-практика с клиентом. И в зависимости от того, что и как он делает, формируется понимание того, что и почему происходит в этот момент в психике клиента и психолога. В итоге психотехническая теория обогащается обобщениями особого рода, которые уже по своему происхождению представляют собой универсальные способы совместной деятельности по преодолению психологических затруднений.

Предметом деятельности практических психологов является психическая реальность людей, а также факторы, воздействующие на нее.

Психическая реальность это действительно существующее психическое, субъективное отражение; явления психики, сознания.

Причем если в академической психологии психическая реальность как бы поделена на отдельные понятия и категории, мыслимые в рамках тех или иных объяснительных схем, научных теорий и направлений, в психологической практике человек предстает целостно, в единстве своих специфических процессов, качеств, способностей. Поэтомупсихолог-практик вынужден использовать совокупность различных методов, сложившихся в разных школах и направлениях психотерапевтической практики.

Особенностью деятельности практического психолога является то, что он воздействует на внутренний мир человека, исходя из этических соображений и признания ценности его личности. Однако это воздействие имеет опосредованный характер (в отличие, например, от хирургического вмешательства врача). Психолог, используя обобщенные знания о людях вообще, помогает человеку осознать, с одной стороны, свою уникальность, с другой стороны, типичность тех проблем, с которыми он сталкивается. Тем самым задействуется основной мобилизующий фактор предстоящих изменений — психическая реальность данного человека.

Специфика деятельности практических психологов более отчетливо видна при сопоставлении их с деятельностью ученых-исследователей.Логика деятельности ученого — это логика постоянного поиска в мире идей и понятий (Б.П.Бархаев). Сначала он ищет еще не замеченные другими проблемы, а затем — неизвестные другим ответы на них. В качестве исходного материала для ученого выступают факты— явления действительности, представленные в свете имеющихся научных взглядов. То, что для деятеля выступает основой оценки — явление и его свойства, — для ученого выступает объектом понимания. Уже на этапе отбора явлений для последующего исследования ученый-психолог попадает в ситуацию выбора. Поэтому все дальнейшее имеет значение только в рамках избранного им теоретического подхода. Именно в этом понятийном пространстве разворачивается вся последующая работа исследователя, который на основе определенной концепции, изучения реальных явлений в достаточно большом объеме формирует (уточняет) представления о норме того или иного выявленного им качества.

Дата публикования: 2015-01-26 ; Прочитано: 458 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Источник: http://studopedia.org/8-93142.html

Виды деятельности психолога

2. Основные виды деятельности практического психолога

Методические указания

Деятельность практического психолога включает различные виды работ: психологическая профилактика, диагностика, психологическая коррекция, работа по развитию личности учащихся, психологическое консультирование и психологическое просвещение. Все эти виды работ взаимосвязаны и в практической деятельности психолога присутствуют в нерасторжимом единстве.

Школьному психологу необходимо владеть всеми видами работы, так как только в совокупности они дают возможность на высоком профессиональном уровне решать стоящие перед ним задачи.

На семинарских занятиях следует подробно обсудить содержание основных видов работ психолога. Для более глубокого понимания каждого из этих видов деятельности их можно выстроить в иерархический ряд в зависимости от степени углубления знаний о психическом развитии ребенка, что позволит усилить влияние психолога, учителей, родителей.

Психологическое просвещение — самое первое приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологическим знаниям. Основной смысл работы заключается в том, чтобы: а) знакомить учителей и родителей с основами возрастной, педагогической и социальной психологии, учащихся — с основами самовоспитания; б) популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований; в) формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития.

Основные формы этого вида работы школьного психолога — лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы и пр. При этом совсем не обязательно всю эту работу проводить школьному психологу лично — можно приглашать разных специалистов. Однако содержание всех этих форм обеслечивает психолог: важно, чтобы лекции, беседы, семинары не проходили только на абстрактно-теоретическом уровне, а имели предметом своего обсуждения конкретные проблемы данной школы, данного контингента учащихся, т. е. наглядно показывали бы, что психологические знания имеют непосредственное отношение к решению конкретных проблем обучения и воспитания школьников.

Психологическая профилактика — на основе своих знаний и опыта психолог проводит работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии ребенка. Задачами психопрофилактики являются: а) формирование ответственности за соблюдение в школе психологических условий, необходимых для полноценного психического и личностного развития школьника на каждом возрастном этапе; б) своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут способствовать появлению определенных сложностей или отклонений в его интеллектуальном или личностном развитии; в) предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.

Психопрофилактическая работа может проводиться как с отдельными учащимися или группами учащихся — классами, возрастными параллелями, так и с членами педагогического коллектива, родителями, другими взрослыми, которые могут оказать влияние на формирование личности школьника.

Психологическое консультирование — помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители. Нередко потребность в консультации осознается после просветительной и профилактической деятельности психолога. Консультации могут быть индивидуальными и групповыми. Центральным моментом консультации является процесс взаимодействия психолога и консультируемого (или консультируемых), установление доверительных взаимоотношений между ними.

В процессе изучения рекомендованной литературы и на семинарских занятиях необходимо раскрыть и понять основной психологический смысл консультации: помочь человеку самому решить возникающую проблему. Только таким образом накапливается опыт решения жизненных проблем. Очень часто, как показывает практика, неопытный психолог пытается засыпать советами пациента — в результате оба оказываются неудовлетворенными консультацией. И это несмотря на то, что пришедшие на консультацию, в большинстве случаев заинтересованные в контакте с психологом, надеются на быстрое решение своих проблем и, главное, на подтверждение собственного восприятия ситуации. Особенно это относится к учителям, с которыми постоянно взаимодействуют школьные психологи. Учителя нередко испытываю! бессилие в решении проблем, связанных с особенностями воспитания, обучения, поведения тех или иных детей. Причину этих проблем и трудностей они стремятся искать в недостатках семейного воспитания, не подвергая сомнению свои профессиональные и личностные качества. Поэтому во время консультации учителя сопротивляются активному вовлечению в продуктивный процесс всестороннего анализа и решения той или иной проблемы, предпочитая занимать пассивную позицию человека, перекладывающего решение вопроса на другого (консультанта). Школьный психолог не должен в таких случаях идти на поводу у учителя.

На семинарских занятиях следует глубоко проанализировать процедуру консультирования в рамках школьной психологической службы, познакомиться с различными видами и методами консультативной работы.

Следующие виды деятельности школьного психолога требуют особенно высокой профессиональной подготовки: психологическая коррекция — устранение отклонений в психическом и личностном развитии школьника; работа по развитию способностей, личности ребенка; психологическая диагностика — углубленное проникновение психолога во внутренний мир ребенка.

Безусловно, в любой конкретной ситуации каждый из видов работы может выдвигаться на первый план в зависимости от той проблемы, которую решает школьный психолог, и от специфики того учреждения, где он работает.

В настоящее время психодиагностика занимает одно. ш главных мест в психологической службе, так как в школе существуют многочисленные психологические проблемы.

При этом необходимо иметь в виду, что диагностика в школе не является самоцелью. Ее -данные необходимы для того, чтобы: 1) определить программу дальнейшей работы психолога с ребенком — акцентировать деятельность на развитии или коррекции; 2) проверить эффективность психо-профилактических мер; 3) дать правильное направление консультативному процессу; 4) выбрать наиболее актуальную для данной школы тематику психологического просвещения и пр.

Процедура диагностико-коррекционной или диагностико-развивающей работы сложна, объемна и ответственна. На семинарских занятиях следует изучить, а во время практики реально опробовать основные этапы проведения этой работы в системе школьной психологической службы: 1) изучение практического запроса; .2) формулировка психологической проблемы; 3) выдвижение гипотез о причинах наблюдаемых явлений; 4) выбор методов исследования; 5) формулировка психологического диагноза; 6) разработка рекомендаций, программы психокоррекционной или развивающей работы с учащимися; 7) осуществление этой программы; 8) контроль за ее выполнением.

Запрос к психологу. Когда перед школьным психологом встает задача психодиагностики? Когда к нему приходят учителя, родители или сами учащиеся с той или ниой проблемой, т. е. когда к психологу поступает запрос?

Любой запрос, формальный он или неформальный, является для психолога сигналом возникновения проблемы учащегося (или группы учащихся, класса). Следует отметить, что во многих случаях жалобы носят чрезвычайно расплывчатый, неопределенный характер.

Наиболее распространенные запросы к психологу со стороны учителей и родителей связаны с нежеланием некоторых учеников учиться, с низкой успеваемостью отдельных учащихся по всем или каким-то определенным учебным предметам, с жалобами на несоответствие — уровня учебной деятельности потенциальным возможг ностям ученика. Учащиеся обращаются к психологу с просьбой помочь им овладеть определенными умениями и навыками, развить свою память, стать внимательнее, сосредоточеннее на уроке, научить рационально распределять свое время и пр.

Помимо учебных, много запросов по так называемым личностным проблемам учащихся, таким, как тревожность ребенка (особенно обусловленная школьной дезадаптацией), различного рода комплексы, трудности в поведении, во взаимоотношениях с другими людьми. Учащиеся часто обращаются к психологу в связи со сложностями в общении со сверстниками, особенно лицами противоположного пола, трудностями во взаимоотношениях с учителями и родителями. Многие школьники, особенно подростки и юноши, стремятся развить определенные личностные качества, составить программу самовоспитания, определить для себя будущую профессию, поэтому они испытывают потребность в квалифицированной психологической помощи.

К психологу приходят запросы, касающиеся составления программы воспитательной работы с «трудными» классами (чаще всего — с подростковыми), с детьми из неблагополучных семей с целью предупреждения или преодоления межличностных конфликтов среди учащихся, учителей, родителей, налаживания контактов между школой и семьей.

Многие обращения к психологу связаны с профессиональной ориентацией тех учащихся, выбор профессии для которых осложняется отставанием их в учебе, неопределившимися интересами, частичными недостатками в структуре их способностей и пр.

Нередко к психологу обращаются с просьбой определить целесообразность ускоренного прохождения учебного курса («перешагивание» через классы) ребенком в связи с его яркой одаренностью или высоким уровнем развития способностей. Таким образом, запросы носят очень разнообразный характер.

Для определения точности запроса, для наполнения конкретным содержанием затронутой проблемы требуется проведение специальной беседы с человеком, сделавшим запрос. Такая беседа имеет и дополнительное значение — она служит для сбора первичной информации об учащемся, помогает прояснить его трудности перед взаимодействием с ним психолога.

Кроме того, школьный психолог, условно говоря, может сделать запрос самому себе по поводу какого-либо конкретного школьника или группы учащихся, если особенности поведения, общения и обучения привлекут его внимание и он почувствует необходимость выяснить причины этих особенностей с целью их коррекции или развития.

Определение психологической проблемы. На основе запроса или требования, идущих от практики, необходимо найти и сформулировать психологическую проблему. Это делается путем сбора и изучения возможно более полной информации об ученике. Сбор информации обычно происходит в процессе наблюдений за ребенком на уроках, во время перемен, внеклассных мероприятий» бесед с классным руководителем, другими учениками» родителями, товарищами. Психолог сопоставляет эти данные с «личным делом» школьника, в котором фиксируются все результаты психологических обследований» случаи обращений к школьному психологу, ход и результаты диагностической и коррекционно-воспитательной работы.

Очень важно, чтобы психолог получил данные об истории развития ребенка, это должно стать основным фоном всего дальнейшего исследования.

Когда психологическая проблема становится ясной, психолог выдвигает гипотезы о причинах нарушений в обучении, воспитании, развитии учащегося, о его потенциальных возможностях, о направленности его интересов. При этом следует помнить, что в ходе исследования необходима гибкая тактика. Психолог на основании новых данных, дополнительных сведений, результатов выполнения школьником того или иного задания, углубленного знания истории его развития может, в случаенеобходимости, менять исходные предположения и формулировать новые.

Например, учительница русского языка и литературы обратилась к психологу с жалобой на поведение мальчика во время уроков: невнимателен, не слушает объяснений учителя, плохо пишет сочинения.

Понаблюдав за ребенком на уроках, психолог сначала предположил, что у мальчика не развит интерес к o чтению, литературе, поэтому он скучает на уроке, не слушает учителя, отвлекается, испытывает трудности при написании сочинений. На основании этого психолог наметил программу работы с ребенком. Но в процессе этой работы он обнаружил, что мальчик очень начитан, увлекается литературой, у него очень развито воображение. Когда его упрекают за невнимательность на уроке, он не всегда бывает виноват: он старается слушать, но в его воображении возникают образы и сюжеты ярче oи интереснее, чем те, о которых рассказывает учитель. Ему не интересен урок — серый, формальный, скучный, а не предмет — литература.

Особенности его воображения проявляются и при работе над сочинением. Ученику очень трудно начать сочинение на заданную тему: эта тема идет не от него, она ему навязана, чужда. В процессе работы над сочинением юн тратит много времени на то, чтобы совместить свои представления с данной формулировкой темы, так или иначе отходит от темы, расширяет ее рамки, в результате не успевает написать в срок, вызывая тем самым очередное недовольство учителя. Сочинение же на свободную тему мальчик начинает писать сразу, как будто в голове у него множество готовых сюжетов и образов. Но писать такие сочинения учительница предлагает детям редко.

На основании обследования и предварительной работы с ребенком психолог формулирует новое предположение — противоположное первому: трудности данного ученика обусловлены его литературными способностями, богатым воображением, самостоятельностью мышления.

Выбор метода обследования — один из наиболее сложных этапов диагностико-коррекционной работы психолога. В процессе ответа на конкретный вопрос практики психолог применяет различные методы изучения или обследования учащегося. Поэтому он должен владеть самыми разнообразными методами как высокоформализованными (типа теста Векслера, MMPI, опросника Кэттелла, теста Амтхауэра и др.), так и низкоформализованными (наблюдение, беседа, проективные методы пр.).

Тестовые методики обладают целым рядом достоинств: по существу, хороший тест аккумулирует в себе богатый клинический опыт, накопленный в психологии и смежных дисциплинах, и дает четкий инструментарий в руки психолога.

Одна из сложностей использования любых стандартных методик заключается в кажущейся легкости постановки точного и надежного диагноза на основе результатов тестирования. Неопытному практическому психологу кажется, что сопоставление полученных им данных с «ключом» той или иной стандартизированной методики определяет диагноз. Это неверно. Даже прекрасное знание тестовых методик не дает права на категорическое экспертное решение — нужен еще глубокий психологический анализ и грамотная интерпретация комплекса разных показателей в их динамике. Особенно это важно учитывать в работе школьного психолога — полученные в результате тестовых исследований данные могут не раскрывать ближайших возможностей школьника. Л. С. Выготский убедительно показал, что наличное состояние возможностей ребенка еще не дает правильного представления о ходе его психического развития, т. к. существенно важным является не только то, что может выполнить ребенок в настоящее время, но и то, что он сможет достичь в ближайшем будущем, какова его «зона ближайшего развития» ( Выготский Л. С. Мышление и речь.//Собр. соч.: в 6-ти т., т. 2. М., 1982. С. 235-269).

Чтобы более глубоко и тонко определить причины того или иного психологического явления или образования, психолог анализирует в единстве данные, полученные в результате наблюдения, собственных впечатлений и с помощью тестовых и других объективных методик. Практическому психологу следует быть чрезвычайно наблюдательным и, проводя любое обследование, обращать внимание на состояние ребенка, на особенности его поведения, мимики, жестикуляции и пр.

Психологический диагноз производится не просто по результатам психологического обследования, но обязательно предполагает соотнесение полученных данных с тем, как выявленные особенности проявляются в жизненных ситуациях («жизненные показатели»). Большое значение при постановке диагноза имеет возрастной анализ полученных данных, причем анализ с учетом «зоны ближайшего развития» ребенка.

Значительные трудности в постановке диагноза связаны с недостаточно четким представлением школьного психолога о границах своей профессиональной компетенции. Существуют две основные формы отставания в развитии: отставания, связанные с органическими нарушениями нервной системы, требующие патопсихологической медицинской диагностики; и временные отставания в психическом развитии, связанные с неблагоприятными внешними и внутренними условиями развития в основном здоровых детей. Важно, чтобы в тех случаях, когда у психолога возникают подозрения о патопсихологическом или дефектологическом характере выявленных нарушений, он не пытался бы поставить диагноз самостоятельно, а в тактичной форме рекомендовал родителям обратиться в соответствующие учреждения. То же относится и к проблеме социальных факторов, обусловивших ту или иную психологическую характеристику ребенка. Психологический диагноз должен ставиться школьным психологом в строгом соответствии с профессиональной компетенцией и на том уровне, на котором может осуществиться конкретная психолого-педагогическая коррекция.

Формулировка диагноза обязательно должна содержать прогноз, т. е. на основе всех пройденных этапов исследования нужно наметить путь и характер дальнейшего развития ребенка в двух направлениях: при условии, если с ребенком будет своевременно проведена необходимая работа и если такая работа с ним осуществлена не будет. Следует тщательно продумывать, кому и в какой форме сообщать о диагнозе и прогнозе психического и личностного развития школьника. Сообщая диагноз тому, кто его запрашивал (учителям, родителям, учащимся), необходимо «перевести» его на доступный язык, «очистить» от научной терминологии, иначе он не будет понят, и труд психолога будет напрасным.

Практические рекомендации. Последним этапом является разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с учащимися, составление долговременного (или иного) плана развития способностей или других психологических образований. Д. Б. Эльконин замечал, что в отношении всех детей, как отстающих в своем развитии, так и опережающих своих сверстников, стоит вопрос о своевременной диагностике с целью предупреждения возможных отрицательных последствий для развития личности, своевременной педагогической коррекции ( Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989).

Программы коррекции и развития обычно включают психологическую и педагогическую части. Психологическая часть планируется и осуществляется школьным психологом. Педагогическая часть составляется на основе психологических рекомендаций совместно психологом и учителем (директором школы, классным руководителем, родителями — в зависимости от того, кто будет работать с ребенком) и выполняется педагогами и родителями под постоянным наблюдением и с помощью школьного психолога.

Рекомендации, даваемые учителям, родителям, учащимся, должны быть конкретными и понятными тем, кому они адресованы. Содержание и адрес рекомендаций зависят от сложности вопроса и области его разрешения. Психолог несет ответственность за осуществление рекомендаций и конечный результат.

На семинарских занятиях следует обратить внимание на роль личности самого психолога, осуществляющего диагностико-коррекциоиную, диагностико-воспитывающую деятельность. Высокий профессионализм психологического заключения является не только следствием удачно подобранных методов, но также результатом личного взаимодействия психолога и испытуемого, которое требует от диагноста выдержки, терпения, находчивости, умения контролировать свое поведение, способности вызывать у ребенка чувство симпатии и доверия. Психолог развивает в себе особое состояние эмпатического сопереживания с установками, чувствами, опытом и поведением другого человека.

Источник: http://psychologylib.ru/books/item/f00/s00/z0000019/st004.shtml

Психолог

Психолог – специалист, который занимается изучением принципов коррекции поведения и душевной жизни человека. Эти знания он использует для оказания помощи людям и оптимизации их деятельности.

виды деятельности психолога

Первая психологическая лаборатория была открыта Вундтом в Лейпциге в 1879 году. Позднее подобные школы и лаборатории были открыты и в других странах, в том числе и в России, где развивались всевозможные направления – психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология.

Виды деятельности психолога

К основным видам деятельности психолога можно отнести консультирование, психологическую диагностику, психологический тренинг.

Диагностика – изучение индивидуальных особенностей человеческой психики с помощью тестов. Консультирование – общение между клиентом и психологом, которое направлено на поиск вариантов решения проблем, беспокоящих клиента, а также на более полную реализацию его способностей. Тренинг – активное обучение способам личностного роста, эмоциональной регуляции и решения проблем. Психологический тренинг обычно проходит в виде групповых занятий, которые сочетают в себе разнообразные психологические упражнения и игры. Некоторые специалисты совмещают все эти виды деятельности, однако, чаще всего, психологи специализируются в чем-то одном.

Личные качества и место работы психолога

Психологи работают преимущественно в специализированных центрах. Кроме того, многие специалисты занимаются научными исследованиями и преподаванием. Нередко они реализуют свои знания в других видах деятельности с людьми. Например, менеджеры по кадрам во всевозможных организациях очень часто имеют психологическое образование.

Такая тонкая и сложная задача, как психологическая помощь, требует определенных как профессиональных, так и душевных качеств. Истинный специалист обязан уметь слушать и слышать собеседника. Он должен обладать развитой логикой, сообразительностью, стрессоустойчивостью, умением анализировать и делать правильные выводы.

Многие путают такие разные по значению специальности, как психотерапевт, психиатр и психолог. Однако надо отметить, что психиатр и психотерапевт – это врачи, которые получили образование в медицинских учебных учреждениях, а психолог не является врачом. Он изучает не психику человека, а его внутренний мир, душевное состояние и помогает обрести гармонию, как с окружающими людьми, так и с самим собой.

Консультация детского психолога

На консультацию психолога стоит записаться, если у ребенка детские страхи, навязчивые действия (кручение волос, сосание пальца), агрессия, тревога и истерики. Не лишней будет консультация детского психолога при психосоматических заболеваниях – тиках, энурезе, повышенном/пониженном давлении, заикании, а также при детской мастурбации. На консультации можно получить совет психолога относительно воспитания, развития и обучения ребенка.

Обычно детский психолог работает со здоровыми детьми. Он помогает здоровым детям преодолеть возникшие трудности. Если ребенок болен, то детский психолог работает вместе с неврологом или психиатром.

В начале консультации психолог беседует о беспокоящих проблемах с родителями, а затем проводит психологическую диагностику личностных особенностей и интеллектуального развития ребенка и беседует с ним для оценки существующей проблемы и подбора адекватных методик коррекции. Коррекционная работа, чаще всего, проводится у специалиста в кабинете, а родители получают рекомендации по коррекционной работе в домашних условиях. Для коррекционной работы используется арт-терапия (лепка, рисование, музыка), игровая терапия, сказкотерапия и телесно-ориентированная психотерапия. С помощью специальных методик специалист определяет уровень психологической готовности семилетнего ребенка к школьным занятиям.

Во время консультации психолог помогает снять заторможенность, повышенную возбудимость, гиперактивность у детей. Он попытается устранить причины плохой успеваемости и обучаемости (рассеянное внимание, нарушения логического мышления), выявить и решить проблемы во взаимоотношениях со сверстниками в школе или же в детском саду.

Семейный психолог

Консультация семейного психолога чаще всего помогает решить большую часть конфликтных вопросов в семье. Семейный психолог во время анализа проблем выступает в роли независимого эксперта, не занимая чью-либо сторону. Специалист пытается сделать все возможное для того, чтобы супруги решили все конфликтные ситуации и сохранили семью. При разрыве брака своевременный совет психолога помогает наладить цивилизованной общение между бывшими супругами.

Источник: http://www.neboleem.net/psiholog.php

Будь умным!

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-10

«>Тема 3. «>Виды и области деятельности психолога. Профессионально важные качества (ПВК)

  1. ;font-family:’Times New Roman'»>Основные виды профессиональной деятельности психолога
  2. ;font-family:’Times New Roman'»>Особенности деятельности практического психолога
  3. ;font-family:’Times New Roman'»>Основные социальные сферы деятельности практического психолога
  4. ;font-family:’Times New Roman’;color:#000000″>Задачи и основные этапы деятельности практических психологов
  5. ;font-family:’Times New Roman'»>Основные виды деятельности практического психолога
  6. ;font-family:’Times New Roman’;color:#000000″>Рабочее место практического психолога
  1. ;font-family:’Times New Roman'»>Карандашев В.Н. Психология. Введение в профессию. М. 2000.
  2. ;font-family:’Times New Roman'»>Вачков И.В. Введение в профессию «психолог», М., 2004.
  3. ;font-family:’Times New Roman'»>Бозаджиев В.Л. Психолог: профессия и личность. Челябинск, 2011.
  1. ;font-family:’Times New Roman’;text-decoration:underline»>Основные виды профессиональной деятельности психолога

;color:#000000″>Следует выделить три вида деятельности, в рамках которых решаются основные задачи психологии:

  1. ;font-family:’Times New Roman’;color:#000000″>научная деятельность (получение, анализ и обобщение научных данных психологических исследований, рефлексия динамики научного психологического знания) или научно-исследовательская;
  2. ;font-family:’Times New Roman’;color:#000000″>преподавательская деятельность (преподавание) иногда эту деятельность определяют как педагогическую (пропаганда психологии);
  3. ;font-family:’Times New Roman’;color:#000000″>практическая деятельность, состоящая в консультировании, психологической экспертизе, психотерапии (психологическая практика).

;color:#000000″>Схема. 1. Основные виды профессиональной деятельности психолога;

;color:#000000″>Таблица. 1. Особенности деятельности профессиональных психологов.

;text-decoration:underline»>2. ;text-decoration:underline;color:#ffffff»>мм ;text-decoration:underline»>Особенности деятельности практического психолога

;text-decoration:underline»>2.1. ;text-decoration:underline;color:#ffffff»>ии ;text-decoration:underline»>Основные социальные сферы деятельности практического психолога

;color:#000000″> Основными социальными сферами деятельности психолога являются:

  1. ;font-family:’Times New Roman’;color:#000000″>образование;
  2. ;font-family:’Times New Roman’;color:#000000″>производство;
  3. ;font-family:’Times New Roman’;color:#000000″>медицина;
  4. ;font-family:’Times New Roman’;color:#000000″>право.

;color:#000000″>Схема 2. ;color:#ffffff»>и «>Основные социальные сферы деятельности практического психолога.

«>Таблица 2. Основные сферы деятельности практического психолога.

;text-decoration:underline;color:#000000″>2.2. ;text-decoration:underline;color:#ffffff»>мм ;text-decoration:underline;color:#000000″>Задачи и основные этапы деятельности практических психологов

;color:#000000″>Среди обращающихся к психологу как специалисту можно выделить определенные позиции людей: клиент, заказчик, пользователь (по Г.С. Абрамовой).

;color:#000000″>Схема 3. Возможные позиции по отношению к практическому психологу как специалисту.

;color:#000000″>Клиент ;color:#000000″> – человек (взрослый или ребенок), который сообщает психологическую информацию, т. е. передает психологу знание о себе или о других людях, предполагая или реально указывая на свою роль в происхождении этого знания и считая себя прямо или косвенно ответственным за содержание этой психологической информации.

;color:#000000″>Заказчик ;color:#000000″>– человек, обращающийся к психологу за психологической информацией (о себе, своей организации или других людях); человек, сообщающий психологическую информацию, не видя своей роли и не считая себя ответственным за ее происхождение.

;color:#000000″>Пользователь ;color:#000000″>– человек, которому сообщают содержание психологической информации и ее назначение, а также критерии оценки содержания этой информации с точки зрения заказчика на нее.

;color:#000000″>Работа практического психолога ;color:#000000″> ориентирована на те группы населения, которые не являются психически больными людьми, а относятся к категории психически нормальных, способных потенциально к проявлению ответственности за свою индивидуальность.

;color:#000000″>Заказчиками в деятельности практических психологов выступают руководитель организации или частное лицо, обратившееся к психологу за консультацией психологического характера.

;color:#000000″>Взаимоотношения психолога и клиента (заказчика) устанавливаются исходя из трех возможных позиций пихолога-практика: эксперта, учителя или консультанта ;color:#000000″>(Жуков, ;color:#000000″>1999, с.28-34).

;color:#000000″>Схема 4. Основные позиции психолога-практика по отношению к клиенту/заказчику

;color:#000000″>Психолог как эксперт — носитель специальных знаний и опыта. К нему обращаются с заказом дать психологическую экспертизу, то есть оценку с профессиональной психологической точки зрения, какого-либо решения, проекта, события. Услуги психолога как эксперта нужны после завершения клиентом некоторой работы.

;color:#000000″>Психолог как учитель занят передачей специальных знаний, которые необходимы людям для эффективной организации их деятельности. Практический психолог в позиции учителя — не преподаватель, который в систематизированном виде излагает теории и факты. Он проводит психологические тренинга, деловые игры и другие активные методы обучения. Учитель выполняет свою миссию до того, как работа началась.

;color:#000000″>Психолог как консультант включается в деятельность клиента. Он предоставляет клиенту знания и опыт в тех объемах и формах, которые необходимы на данный момент. Его задача – оказать психологическую помощь клиенту в выполнении работы.

;color:#000000″>К числу основных задач деятельности практических психологов относятся:

;color:#000000″>1) выявление психологических характеристик конкретного человека, группы;

;color:#000000″>2) выявление психологических причин, вызывающих трудности в их повседневной жизнедеятельности;

;color:#000000″>3) оказание психологической помощи в преодолении этих трудностей, в решении клиентом различных психологических проблем;

;color:#000000″>4) содействие государственным, общественным, предпринимательским организациям в эффективном использовании психологического фактора при решении практических задач;

;color:#000000″>5) социально-психологическое сопровождение труда и жизни клиентов;

;color:#000000″>6) пропаганда психологических знаний и повышение психологической культуры людей;

;color:#000000″>7) оптимизация системы психологической работы и повышение собственной профессиональной компетентности.

;color:#000000″>Основные этапы работы психолога

;color:#000000″>1. Психолог получает заказ от заказчика (или клиента), на основании которого составляет программу работы, договаривается о распределении прав между психологом, заказчиком и клиентом, о взаимных обязательствах в совместной деятельности.

;color:#000000″>2. Психолог выбирает адекватные задачам психологической деятельности теоретические концепции, методы работы, конкретные методики исследования и формы работы с клиентом, способы регистрации и обработки первичных данных.

;color:#000000″>3. Психолог осуществляет работу с клиентом в форме беседы, анкетирования, интервью, наблюдения, тестирования, психофизиологического исследования.

;color:#000000″>4. Психолог обрабатывает первичные материалы, осуществляет их интерпретацию, обсуждает полученные данные с компетентными коллегами, формулирует выводы и заключения по интересующим заказчика проблемам.

;color:#000000″>5. Психолог передает заказчику свои заключения и рекомендации в форме письменного документа или устного сообщения. В них содержатся ответы на вопросы, поставленные заказчиком.

;color:#000000″>6. Заказчик использует рекомендации психолога. Использование рекомендаций может заключаться в изменении условий трудовой деятельности, саморазвитии личности, в организации психокоррекционного, психолого-педагогического, обучающего, административного воздействия. Во многих случаях психолог по поручению заказчика сам применяет рекомендации, например, проводя психотерапию, консультирование, тренинг. Или сам клиент применяет к себе рекомендации психолога ;color:#000000″>(Крылов, Юрьев, ;color:#000000″>1990, с.267).

;color:#000000″>Схема 5. Основные этапы деятельности практического психолога.

«>2.3. ;color:#ffffff»>мм «>Основные виды деятельности практического психолога

;color:#000000″>Основные виды деятельности в практической психологии

  1. ;font-family:’Times New Roman’;color:#000000″>психологическое просвещение;
  2. ;font-family:’Times New Roman’;color:#000000″>психологическая профилактика;
  3. ;font-family:’Times New Roman’;color:#000000″>психологическая диагностика;
  4. ;font-family:’Times New Roman’;color:#000000″>психологическое консультирование;
  5. ;font-family:’Times New Roman’;color:#000000″>коррекционная работа;
  6. ;font-family:’Times New Roman’;color:#000000″>развивающая работа;
  7. ;font-family:’Times New Roman’;color:#000000″>психологическая реабилитация.

;color:#000000″>Схема 6. Основные виды деятельности практических психологов

;color:#000000″>Психологическое просвещение ;color:#000000″> – вид деятельности психолога, основными задачами которого являются распространение психологических знаний и повышение психологической культуры населения, формирование потребности в психологических знаниях и желания использовать их в жизни и практической деятельности.

;color:#000000″>Психологическая профилактика ;color:#000000″> – работа по предупреждению социальной дезадаптации и отклоняющегося поведения, снижению нервно-психической заболеваемости среди населения.

;color:#000000″>Психодиагностика ;color:#000000″> – наука и практика, связанная с разработкой разнообразных методов распознавания индивидуально-психологических особенностей человека/группы людей и постановкой с помощью этих методов психологического диагноза; деятельность психолога, направленная на количественную (измерение) и качественную (анализ) оценку психических функций и психологических особенностей человека.

;color:#000000″>Психологическое консультирование ;color:#000000″> – вид деятельности практического психолога, целью которой является обеспечение человека необходимой психологической информацией и создание условий – в результате общения с психологом – для преодоления жизненных трудностей и продуктивного существования в конкретных обстоятельствах жизни; беседа, построенная определенным образом, в процессе которой оказывается психологическая помощь клиенту.

;color:#000000″>Коррекционная работа ;color:#000000″> – целенаправленное, длительное, глубокое воздействие психолога на определенные психические функции, качества или формы поведения личности, направленное на преодоление отклонения, приведение показателей в соответствие с возрастной или иной нормой.

;color:#000000″>Развивающая работа ;color:#000000″> – вид деятельности практического психолога, направленной на дальнейшее развитие качеств, способностей, умений человека.

;color:#000000″>Психологическая реабилитация ;color:#000000″> – проведение комплекса мероприятий, направленных на восстановление здоровья, трудоспособности, личного и социального статуса, социальных связей личности с ограниченными физическими и психическими возможностями, возникшими в результате заболевания или травмы.

;text-decoration:underline;color:#000000″>3. Рабочее место практического психолога

;color:#000000″>Успешной практической деятельности психолога способствует организация его рабочего места. В решении этого вопроса он сам должен быть достаточно активен. Психолог должен иметь свой отдельный кабинет. Однако это не означает, что большую часть рабочего времени он будет проводить в нем. Необходимо достаточно часто контактировать с людьми на их рабочих местах, быть полноправным членом коллектива и активным участником деятельности организации.

;color:#000000″>Рабочий кабинет необходим для хранения документации, методических материалов, проведения индивидуальных бесед или психологической диагностики.

;color:#000000″>Безусловно, практическому психологу важно самостоятельно, творчески подойти к организации рабочего места. Специалисты предлагают следующее примерное материальное обеспечение рабочего места психолога ;color:#000000″>(Рабочая книга. ;color:#000000″>1996, с. 34).

;color:#000000″>1. Рабочий кабинет психолога с сейфом для хранения материалов.

;color:#000000″>2. Комната психологической разгрузки для:

;color:#000000″>— проведения психологической релаксации;

;color:#000000″>— снятия нервно-психологического напряжения; эмоциональной разгрузки;

;color:#000000″>— индивидуального и группового психологического консультирования;

;color:#000000″>— психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий;

;color:#000000″>— работы пункта, почты или телефона доверия.

;color:#000000″>3. Материальная база психотерапевтического воздействия:

;color:#000000″>— аудиокассеты с записями психотерапевтического характера;

;color:#000000″>— проекционная аппаратура;

;color:#000000″>— проекционные материалы психотерапевтического характера;

;color:#000000″>— специальная светотехническая система и другие средства, способствующие осуществлению психотерапевтического воздействия.

;color:#000000″>4. Материальная база психодиагностики:

;color:#000000″>— канцелярские принадлежности;

;color:#000000″>— аудиотехника с записями стимульного материала, специальные бланки;

;color:#000000″>— персональный компьютер, калькулятор и другая организационная техника.

;color:#000000″>5. Материальная база психологического просвещения и психологической подготовки:

;color:#000000″>— учебно-методические материалы;

;color:#000000″>— наглядные пособия;

;color:#000000″>— специально оборудованное помещение.

;color:#000000″>В перспективе материальное обеспечение рабочего места психолога должно расшириться и включать: технические средства специального назначения, комплекс психодиагностических средств, диктофон, видеотехнику и др. ;color:#000000″>(Рабочая книга. ;color:#000000″>1996, с. 34).

виды деятельности психолога Узнать стоимость написания работы —>

Материалы собраны группой SamZan и находятся в свободном доступе

Источник: http://samzan.ru/227717

Open Library — открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Психология Основные направления и виды деятельности психолога

СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ВИДЫ

Для психологической службы образования характерны два направления работы: актуальное и перспективное.

В рамках актуального направления обсуждаются и решаются злободневные проблемы и вопросы, связанные с конкретными трудностями в обучении и воспитании детей, с нарушениями в их поведении, с трудностями в обшении (в той или иной системе отношений) и т.п.

В рамках перспективного направления реализуются, реа­лизуются своего рода прогностические программы с учетом ин­дивидуальных особенностей ребенка, его потенциальных воз-

можностей для гармонического развития и формирования его пси­хологической готовности к созидательной жизни в обществе. А это возможно только при создании благоприятных психологических условий для развития всœех и каждого.

Оба направления связаны между собой, влияют друг на друга; но более определяющим является всœе-таки перспективное направ­ление в достижении целœей школьной психологической службы. При этом чрезвычайно важным моментом является осуществление прак­тическим психологом стыковки начальной и конечной целœей дея­тельности по отношению к ребенку.

На начальном этапе взаимодействия школьного психолога с ребенком определяется готовность ребенка к систематическому обучению в школе. Разработано и используется много программ комплексного обследования детей. Результаты позволяют находить оптимальные для данного ребенка способы обучения и воспитания.

На конечном этапе взаимодействия психолога со школьни­ком целью является сформированность его психологической го­товности к жизненному самоопределœению, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ включает лич­ностное, социальное и профессиональное самоопределœение [16, с. 15]. Обратим особое внимание на указание специалистов о том, что речь идет не об окончательном, состоявшемся самоопределœе­нии старшеклассников, а именно о психологической готовности к такому самоопределœению, которая включает в себя: «а) сфор-мированность на высоком уровне психологических структур, в первую очередь самосознания школьников; б) развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность, внутреннее бо­гатство личности, среди которых центральное место занимают нравственные установки, временные перспективы и ценностные ориентации; в) становление индивидуальности как результата развития и осознания своих способностей и интересов каждым старшеклассником» (там же).

Работа практического психолога в системе образования осуществляется по следующим основным направлениям: психо­логическое просвещение, психопрофилактическое, психодиагнос­тическое, развивающее, психокоррекционное и консультативное.

Психологическое просвещение направлено на приобщение взрос­лых и детей к психологическим знаниям. Просветительская дея­тельность психолога может осуществляться в разной форме (лек­ции, беседы, семинары, выставки, подбор литературы и др.). Ос­новной смысл просветительской работы — знакомство с совре­менным состоянием психологической науки, основными законо-

16. Заказ J * 5 7 7 .

482 Глава X. Практическая психология образования

мерностями и условиями психического развития человека. Про­светительская деятельность психолога направлена на формирова­ние представления о практической значимости психологического знания и психологической помощи формирующемуся человеку, а также на построение педагогического процесса с учетом возраст­ных и индивидуально-психологических особенностей учащихся.

Психопрофилактическая работа — ф о р м и р о в а н и е у педагогов, детей, родителœей или лиц, их заменяющих, общей психологичес­кой культуры, желания использовать психологические знания в работе с детьми или в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития ребенка на каждом возраст­ном этапе; своевременное предупреждение нарушений в станов­лении личности и интеллекта.

Можно говорить о трех уровнях психопрофилактики. Первый уровень — первичная профилактика, направленная на детей, не имеющих значительных эмоциональных, поведенческих и учеб­ных проблем. Второй уровень — вторичная профилактика, работа с детьми «группы риска», у которых замечено появление соответ­ствующих проблем. Третий уровень — третичная профилактика в работе с детьми с ярко выраженными и запущенными учебными и поведенческими проблемами. На этом уровне собственно про­филактическая деятельность осуществляется параллельно с кор-рекционной.

Учитывая зависимость оттипа учебно-воспитательного учреждения, в котором работает психолог, психопрофилактическая работа вклю­чает в себя:

• адаптацию детей к детскому саду, рекомендации родителям или лицам, их заменяющим, по оказанию помощи детям в адап­тационный период;

• обследование детей при переходе из старшей группы в под­готовительную в плане их готовности к обучению, подготовка для родителœей или лиц, их заменяющих, и воспитателœей рекоменда­ций по ликвидации возможных отставаний и пробелов в подготовке к школе;

• определœение психологической готовности к обучению в школе для оптимального выбора учебного заведения, раннего выявления способностей, отклонений в развитии и их коррекции;

• подготовка совместно с учителœем программы индивидуаль­ной работы с теми детьми, которые в этом нуждаются;

• проведение психологического обследования детей при по­ ступлении в учреждение интернатного типа с целью создания

§ 2. Основные направления и виды деятельности психолога483

максимально благоприятных условий для развития детей и соци­ально-психологической реабилитации;

• предупреждение у детей психологической перегрузки и не­вротических срывов, вызванных условиями их жизни, обучения и воспитания;

• создание благоприятного психологического микроклимата в учебно-воспитательном учреждении через оптимизацию форм общения педагогов с детьми, педагогов с коллегами и родителя­ми, консультирование работников учреждения по широкому кру­гу проблем.

При п р о ф е с с и о н а л ь н о грамотном р е ш е н и и задач психо­логической службы и дошкольный, и школьный психолог зани­маются в основном психопрофилактической работой. Но если на одной из возрастных ступеней нормальные условия развития ре­бенка нарушаются, на последующей ступени приходится основ­ное внимание сосредоточивать на коррекции и проводить специ­альную развивающую работу 1 .

Психодиагностическая работа — психолого-педагогическое ис­следование детей на протяжении всœего периода дошкольного дет­ства и школьного, выявление индивидуальных особенностей их развития, определœение причин выявленных нарушений развития личности и интеллекта.

Для реализации этих задач практический психолог:

• проводит в случае крайне важности психологическое обсле­дование ребенка с целью определœения его психического разви­тия, соответствия развития возрастным нормам;

• проводит изучение психологических особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей с целью ранней диагно­стики одаренности, обеспечения индивидуального подхода к каж­дому ребенку, помощи в п р о ф е с с и о н а л ь н о м и ж и з н е н н о м самоопределœении;

• диагностирует психологические причины отклонений в ин­теллектуальном и личностном развитии детей разного возраста͵ причины нарушения поведения, уровень овладения необходимы­ми навыками и умениями;

• проводит диагностику общения детей со взрослыми и сверст­никами, выявляет психологические причины нарушения общения.

Психодиагностическая работа психолога предусматривает про­ведение и изучение практического запроса и формулировку пси- 1 См.: Практическая психология образования / Под ред. И.В Дуброви­ной. М., 1998.528 с.

484 Глава X. Практическая психология образования

хологической проблемы, выбор метода диагностики и проведение исследования, а также постановку психологического диагноза. За­ключительным этапом работы можно считать разработку практи­ческих рекомендаций.

Развивающая и психокоррекционная работа — активное воз­действие практического психолога на процесс формирования лич­ности ребенка. Для осуществления развивающей и психокоррек-ционной работы практический психолог разрабатывает и осуще­ствляет:

• программы, направленные на формирование личности с учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе;

• программы коррекции, направленные на устранение от­клонений в психическом развитии;

• программы психологической помощи детям и подросткам, оказавшимся в экстремальных и критических жизненных ситуа­циях.

Программы развивающей и психокоррекционной работы вклю­чают психологическую и педагогическую части. Психологическая часть планируется и осуществляется психологом. Педагогическая часть разрабатывается психологом совместно с педагогом, роди­телями или лицами, их заменяющими.

Развивающая и коррекционная работа может проводиться в процессе специальной работы практического психолога с отдель­ными детьми, с группами детей, в русле воспитательных мероп­риятий, с участием родителœей, лиц, их заменяющих, других род­ственников ребенка.

Психолого-педагогическая коррекция осуществляется в тех случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием органического поражения — центральной нервной системы или психического заболевания.

Консультативная работа психолога направлена на оказание помощи при решении человеком определœенных проблем. Направ­ления этой деятельности:

• консультирование администрации, педагогов, родителœей, лиц, их заменяющих, по проблемам обучения и воспитания детей;

• консультирование детей, родителœей, лиц, их заменяющих, по вопросам выбора учебного заведения и программы обучения при поступлении в школу, при переходе с одной ступени на другую;

• консультирование работников учреждений интернатного типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителœей, по вопросам социально-психологической реабилитации детей;

Читайте также

СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ВИДЫ Для психологической службы образования характерны два направления работы: актуальное и перспективное. В рамках актуального направления обсуждаются и решаются. [читать подробенее]

Источник: http://oplib.ru/psihologiya/view/885634_osnovnye_napravleniya_i_vidy_deyatel_nosti_psihologa

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *