Психология детского рисунка: Значение рисунка семьи, человека, дом — психолог рисунок

18.02.2018

Рисуем семью.Расшифровка детского рисунка семьи даёт представление о том, как ребёнок относится к тому или иному члену семьи. Достаточно просто дать ему карандаши, листок бумаги и попросить нарисовать свою семью. Дети любят рисовать и малыш охотно возьмётся за выполнение задания. Остаётся лишь узнать значение детских рисунков в психологии.

Психология детского рисунка

психолог рисунок

Оценить психологическое состояние ребёнка, порой очень сложная задача, ведь маленьких детей многое происходит исключительно на уровне подсознания, например, ребёнок боится отца, а может и ненавидит его в глубине души, но он слишком мал, чтобы понимать эти ощущения и, на вопрос об этом, наверняка ничего не ответит. Под внешней беспечностью, может скрываться целая буря эмоций. Как же определить, что на самом деле происходит с малышом? Всё очень просто – для этого существует психология детского рисунка, детский рисунок расскажет обо всём, что творится на душе у малыша.

Психология детского рисунка

Расшифровка детского рисунка семьи

Рисуем семью.Расшифровка детского рисунка семьи даёт представление о том, как психолог рисунокребёнок относится к тому или иному члену семьи. Достаточно просто дать ему карандаши, листок бумаги и попросить нарисовать свою семью. Дети любят рисовать и малыш охотно возьмётся за выполнение задания. Остаётся лишь узнать значение детских рисунков в психологии.

Желательно потихоньку наблюдать за процессом рисования. Чаще всего малыш начинает рисовать свою семью с человека, который для него наиболее авторитетен и значим. Если все нарисованные люди крохотного роста, это означает, что у ребёнка крайне низкая самооценка, если фигурки нарисованы вверху листа, это говорить о том, что малыш не доволен своим положением в семье и, подсознательно, стремиться исправить ситуацию. Если напротив, все нарисованы внизу, это свидетельствует о низком уровне притязаний ребёнка. Любимый член семьи, обычно, рисуется не только первым, но и прорисован лучше остальных.

Расстояние между нарисованными людьми, символизирует близость в семье. Если все люди расположены рядом друг с другом, значит в семье царят дружеские, доверительные отношения, особенно это очевидно, если между фигурками нет предметов и они держатся за руки. Если же расстояние большое, между людьми имеются различные предметы или все заняты чем-то своим, это говорит о том, что семья разобщена и в ней нет особой близости и теплоты.

Изображение самого малыша, поведает о нём практически всё, что нужно знать. Итак, если ребёнок изобразил себя ростом наравне, а то и выше чем взрослые, он чувствует себя особенным, уникальным и очень важным. Излишне маленький рост свидетельствует об ощущении униженности. Наличие шляпы, говорит о необходимости защиты. О закрытости ребёнка говорят не прорисованные черты его лица. Внутренняя агрессия изображается открытым ртом с зубами, а страхи, большими глазами. Широко расставленные ноги, говорят о том, что малыш уверен в себе, а убранные за спину или в карманы руки, напротив, о неуверенности. Дети редко рисуют уши, но если они всё же изображены, это значит, что малыш и правда слушается родителей и их слова для него имеют большой вес.

На детских рисунках почти всегда есть солнце, это символ тепла и благополучия. Но если на рисунке изображён кто-то, кто отгораживает малыша от солнца, скорее всего этот человек в жизни лишает его комфорта и теплоты.

Преобладание на рисунке всевозможных предметов, говорит о том, что семья ориентирована на материальное, а не духовное.

Очень плохо, если на рисунке нет кого-то из членов семьи, а ещё хуже, когда нет самого ребёнка. В первом случае это означает безразличие или неприязнь к отсутствующему члену семьи, а во втором, что ребёнок чувствует себя ненужным в этой семье.

Присутствие на рисунке лишних людей, говорит о том, что ребёнку не комфортно и он желает что-нибудь поменять.

Фигурка нарисованная резкими и прерывистыми линиями, изображает самого неприятного для ребёнка члена семьи, в то время как все те, кого малыш люби, будут нарисованы мягкими и плавными линиями.

Нарисованный домик

Ещё одним тестом в психологии детского рисунка является рисунок дома.психолог рисунок

Если дом нарисован большой, значит ребёнок открытый, гостеприимный, общительный. Если имеется лестница, ведущая в глухую стену, значит в семье есть скрытый конфликт. Нарисованный где-то вдалеке дом, говорит о том, что ребёнок ощущает себя отверженным и одиноким. Если вокруг дома много разных построек – ребёнок находится в тревожном состоянии.

В домике прорисована задняя стена – ребёнок стремиться держать себя в руках, контролируя эмоции. Если у стен нет основы, ребёнок витает в облаках, связь с реальностью слаба. У стен нижние конуры прорисованы особо чётко – малыш испытывает тревогу, затруднения. Прозрачные стены говорят о жажде лидерства, а тонкие боковые линии о нервном истощении.

Большие открытые двери – признак общительности, но если они очень большие, это может говорить о зависимости от других. Маленькие двери, говорят о неуверенности в себе. Если дверей много, нарисованы и задние и боковые – ребёнок стремится к одиночеству, а если их и вовсе нет, у ребёнка трудности с общением.

Много окон, означает жажду общения, а большое окно – символ общительности. Занавески на окнах – закрытость, а решётки – закомплексованность. Если окна нарисованы лишь на верхнем этаже, ребёнок живёт в мире фантазий и далёк от реальности.

Крыша, представляющая собой жирную линию, говорит о том, что ребёнок фантазёр. Если крыша не сочетается с основной стеной, ребёнок не может отыскать своего места в жизни. Карниз, выведенный за пределы крыши, означает, что ребёнок стремиться защититься от собственных страхов.

Спрятанная с другой стороны крыши труба, означает, что ребёнок стремится избегать эмоционального сближения с родными. Тонкая струйка дыма, говорит о недостатки общения с родителями, а густой дым о внутреннем напряжении.

Расшифровка детского рисунка дом, даёт понимание того, насколько ребёнок общительный, что ему ближе, фантазии или реальность и т. д.

Развитие ребёнка определяется рисунком человека

Расшифровывая детский рисунок человека в полный рост, можно определить насколько психолог рисунокребёнок соответствует по уровню развития своему возрасту.

Ребёнку даётся задание, в котором он должен нарисовать человека в полный рост, после чего проводится подсчёт баллов.

По 1 баллу начисляют за наличие шеи, бровей, ушей, пальцев, одежды, ступней или обуви, волос или шапки. Если пальцев по 5 штук, то добавляется ещё 1 балл. За пластичность человека добавляют 8 баллов, если же пластичность изображена частично, то 4 балла. В случае, когда руки и ноги изображены 2мя линиями, начисляется ещё 2 балла.

В итоге получается результат от 0 и до 30. Для каждого возраста, свой идеальный результат. Данный тест говорит об умственном развитии ребёнка и выявляет отстающих детей.

Итак, детский рисунок способен о многом рассказать и всё же, здесь очень много допущений. Например, ребёнок живущий в частном доме и наблюдавший дым из трубы, может рисовать густой дым, лишь повторяя увиденное. Тем не менее, детский рисунок практически единственный способ узнать, что же на самом деле творится в душе маленького человека, именно поэтому придаётся особое значение детским рисункам в психологии.

Источник: http://razvitiedetei.info/tvorcheskoe-razvitie/psixologiya-detskogo-risunka.html

Психолог предлагает рисовать.

психолог рисунок

Для чего психолог просит рисовать, да и бывает так, что просит множество рисунков сделать. Для чего психологу рисунки клиента? Очень часто просьба нарисовать что-нибудь встречает недоумевающий взгляд: «я же не в детском садике или в школе на уроке рисования?». Психолог не оценивает способности клиента, да ему это и не нужно. Психолог из рисунков клиентов берет дополнительный материал для дальнейшей работы с клиентом, а также помогает решить стоящую перед клиентом задачу. Однако, очень часто после того как клиент попробует рисовать, и поймет все прелести работы с рисунком, будет и самостоятельно прибегать к данному методу. Конечно рисунок, это не панацея от всего, но в некоторых ситуациях он очень полезен. Рисунок успешно используется при работе с детьми (правда для детей старше 5-6 лет), подростками, взрослыми, то есть его можно применять практически для любой возрастной категории.

Рисунок — это диалог с бессознательным, то есть сознание часто многие моменты просто упускает из вида, а рисунок может показать то, что обычно и на ум не всегда приходит при разговоре.

Я бы разделила работу с рисунком в психологии на несколько блоков: диагностический (использование проективных рисуночных тестов) – диагностика эмоциональных состояний, выраженности агрессивного поведения, тревожности, взаимодействие с другими людьми и т.д., и арт-терапевтический блок, в котором бы я выделила три этапа: «рисунки-врабатывание», «рисунок-проблема», и «проработка проблемы».

На первом этапе работы с рисунком практически у всех клиентов возникает сопротивление сознательной части: «Я не знаю, что рисовать!» И это на самом деле так, клиент сидит, в голове может быть пустота, либо наоборот много всего, он не будет знать, что надо нарисовать (особенно часто это наблюдается у взрослых, ведь у них сознательный контроль сильнее развит чем у детей). Это нормально. В определенный момент, после того как человек успокаивается, расслабляется и начинает просто водить карандашом какие-то каракули, черточки, закорючки, наступает озарение, надо здесь дорисовать это, это и это и вот рисунок готов. Но иногда чтобы получился рисунок, необходимо изрисовать, исчеркать, порвать несколько листов. А почему именно так происходит? Почему рисунок сразу не рисуется? Зачем столько тратить то времени? Дело в том, что рисунок сначала разгружает большое внутренне напряжение, а на это нужно время и приложить усилия. Снижение внутреннего напряжения происходит путем переноса его на бумагу: рисует, обсуждает, рвет, рисует и т.д. После того как градус напряжения снижен, внутренне человек готов к тому что бы спокойно проработать содержание, вот тут и приходит «чудо-образ», которого изначально в планах могло и не быть. Рисунок получается обычно очень значимый по посланию, которое он в себе несет – это рисунок-проблема. Обычно такие рисунки вызывают кучу негативных эмоций у клиента и это нормально. Ведь проблема, которую клиент идет решать к психологу далеко не приятное событие. И когда человек начинает вместе с психологом работать над этим рисунком выясняется очень много подводных камней данной ситуации, к которым при помощи разговора можно было бы довольно длительное время подбираться (рисунок, обходит психологические защиты и показывает суть дела). В работе с «рисунком-проблемой» очень важное место занимает обсуждение психологом и клиентом рисунка. Психолог сможет задать нужные прямые и косвенные вопросы, чтобы максимально раскрыть для клиента послание его творения.

После того как проблема обозначена психолог продолжает работать с клиентом рисованием по типу того, хочется ли нарисовать еще что то, либо нарисуйте как бы Вам хотелось, что хочется сделать с рисунком, рисуются новые рисунки при необходимости. Это уже третий этап: «проработка проблемы», после которого у клиента наступает облегчение. Рисунок помогает снять внутренне напряжение, и в комплексе с другими методами проработать запрос клиента. Конечно, методик работы с рисунком очень много, и чаще всего психолог применяет, то считает наиболее эффективным в каждом конкретном случае.

Если психолог предлагает рисовать, то пугаться не стоит, рисунки это один из методов работы с клиентом, причем метод зарекомендовавший себя не одним годом успешной практики.

Источник: http://psy-space.ru/?page=psiholog-predlagaet-risovat

Психология детского рисунка.

Детские рисунки очень ценный материал, когда необходимо выяснить есть ли у ребенка какие либо проблемы. Надо научиться читать детские рисунки и тогда вы поймете, какие у юного художника страхи, переживания и чем живет ваш малыш.

Ребенок стал плохо кушать и спать, вы замечаете что с ним что то не так, а он отказывается говорить, перевести с детского на взрослый помогут рисунки. Именно в них дети бессознательно выражают то что их беспокоит. Сам ребенок не способен осмыслить и рассказать, что с ним происходит, это задача психолога или родителя обнаружить и устранить проблему. Психология детского рисунка это инструмент получения информации у ребенка.

Не нужно выбрасывать старые художества ребенка, они могут понадобиться для сравнения, чтобы посмотреть, когда начались изменения в изображении окружающего мира малыша. Проанализируйте, что произошло в этот период и возможно это поможет определить причину изменения его психологического состояния.

Психология, что означают детские рисунки.

психолог рисунок

Самое замечательное если ребенок рисует с начало себя, а уже потом цветочки вокруг и солнышко, это говорит о том что его развитие абсолютно гармонично.

Отсутствие на рисунках людей и животных, может сигнализировать о проблемах связанных с общением.

Бывает так что ребенок нарисовал папу и маму, а себя не нарисует, это говорит о том что он имеет какую то обиду на родителей и вымещает себя из общего круга.

Рисунки со взрывами, оружием и злыми существами должны насторожить, особенно если они проявляются агрессией в реальной жизни. Возможно так на ребенка влияют компьютерные игры или мультфильмы, которые он смотрит и просмотр которых надо сократить.

Но за агрессией может скрываться и психологические проблемы о которых вам скажут детали. Это могут быть прерывистые линии, очень слабое нажатие на карандаш, если это рисунок домика то он будет без дверей и окон, это может быть большой забор вокруг домика, который указывает на чувство не защищенности ребенка. Если на многих рисунках идет дождь это тоже показатель тревожности ребенка.

Все значимое ребенок изображает больших размеров, а что для него не важно маленьким.

Рисуя людей, малыш изображает, кого то большого размера не потому. что он выше, а потому, что он пользуется авторитетом у ребенка.

Маленький человечек в нижней части листа с маленькими ручками и ножками или с заведенными за спину руками, все это говорит о неуверенности и пониженной самооценке малыша.

Обнаружили эти признаки, не устраивайте допрос с пристрастием, поговорите с воспитателем, не было ли у малыша конфликта в садике, понаблюдайте, как он ладит со сверстниками, а может быть ребенку не сладко в семье.

Садитесь и рисуйте вместе с ребенком, яркими красками, меняя друг друга, один нарисовал голову, другой туловище, это не только научит ребенка видеть цвета и формы но и установит доверительное отношение в семье. Чем больше времени вы проводите вместе тем меньше шансов что малышу потребуется помощь психолога. Все что нужно ребенку, знать что вы рядом и что вы его по настоящему любите.

Цвета в детских рисунках.

Чтобы разобраться в психологии детского рисунка, необходимо смотреть не только на сюжет и размер, но и на цвета, которые в нем преобладают. Если для своих рисунков малыш использует всю палитру, то это нормально, а вот если необоснованно много одного цвета , то надо разбираться.

Психология детского рисунка семьи.

Рисуя семью ребенок искренне отражает свои ощущения, что и дает необходимую информацию. Чтобы понять психологию детского рисунка семьи, ребенку нужно дать чистый лист бумаги и попросить нарисовать свою семью.

Некоторые дети сразу начинают спрашивать, а кто входит в свою семью, здесь нельзя давать подсказок пусть рисует того кого считает нужным. И вот ребенок допустим нарисовал маму, папу, дедушку, бабушку и себя, причем бабушку и дедушку со стороны мамы. Бабушки и дедушки с другой стороны нет на рисунке, они явно не близки ребенку.

Чтобы стать семьей нужно тратить время и заниматься ребенком, не надо думать что голос крови сделает вас частью семьи. Не редки случаи когда на рисунке нарисована няня, а бабушек и дедушек рядом нет. В общем смысл понятен, кого нет на рисунке тот не семья.

Бывают случаи когда ребенок на рисунке изображает только себя или наоборот рисует всех кроме себя, т.е ребенок обосабливается от членов семьи.

Смотрим где ребенок расположил себя, если по центру то это нормальная реакция малыша которого любят и защищают взрослые. Если ребенок нарисовал себя с краю то он не чувствует себя окруженным вниманием и заботой со стороны взрослых.

психолог рисунок

Анализируя психологию детского рисунка семьи, важно смотреть на пропорции рисунка, если ребенок в центре гигантского роста, а по бокам маленькие члены семьи то это косвенный признак эгоцентричности, умерьте гиперопеку.

Задайте несколько вопросов ребенку, например; « Кто на рисунка самый счастливый» и если ребенок выпалит «я» то это понятно ведь его все любят, а если вопрос поставил ребенка в тупик то есть повод задуматься. Второй возможный вопрос « если пойдем гулять то кого оставим дома» здесь понятно, что кто остается дома тот нелюбимый член семьи, если не последует комментария например, что кто то болеет и не сможет пойти. Чтобы понять психологию детского рисунка семьи, можно задать и другие вопросы по теме рисунка, ведь ребенок сможет вам рассказать больше, опираясь на свое творчество, чем в прямом разговоре.

Источник: http://vseprodetok.ru/dlya-roditelej/psixologiya-detskogo-risunka/

Психология рисунка: какие фигуры рисует подсознание

Разговаривая по телефону или сидя на совещании, мы часто неосознанно рисуем различные фигурки. Это успокаивает нас. Психологи утверждают, что фигурки появляются на бумаге не просто так.

Значение рисунков

У каждого зафиксированного вами изображения есть свое значение. Рассмотрим наиболее распространенные виды рисунков.

психолог рисунок

Рисуя траву или деревья, вы изображаете на бумаге свое текущее эмоциональное состояние. Если на дереве есть плоды и листья, значит, на данный момент вы счастливы. Если на дереве нет листьев, скорее всего, вы находитесь в подавленном состоянии или в депрессии.

Если вы рисуете кресты, значит, вас гложет чувство вины. Возможно, недавно вы совершили поступок, за который вам стыдно. Вы хотите все исправить, но сделать это уже невозможно. Если есть возможность извиниться за то, что вы совершили, то извинитесь и как можно скорее.

Вы знаете, как привлечь удачу на свою сторону. Таких людей, как вы, называют прирожденными лидерами. Посмотрите, насколько острые углы у изображенной фигуры. Чем они острее, тем сильнее преобладают в вашем характере лидерские качества.

Вас практически нереально обмануть.

Вас переполняет чувство любви. Однако вы скрываете это. Возможно, стоит выпустить свои чувства наружу и поделиться любовью со всем миром.

Возможно, в реальной жизни вы испытываете сильный стресс. Однако на бумаге вы всячески пытаетесь продемонстрировать обратное. Вам стоит проанализировать свою жизнь и подумать, что можно сделать, чтобы избавиться от раздражающих факторов. Начните уделять внимание своим близким. Они ответят тем же. А ваша жизнь заиграет новыми яркими красками.

Скорее всего, в вашей жизни длится не самый лучший период. Сейчас вас окружают множество проблем, с которыми трудно разобраться самостоятельно. Не исключено, что вы чувствуете себя загнанным в клетку зверем. Попросите близких людей о помощи. Они вам точно не откажут.

Вы поглощены материальными вопросами. Возможно, вы находитесь в поисках более высокооплачиваемой работы. Старайтесь иногда отвлекаться от мыслей о материальных благах.

Вы независимый человек, которого не волнует мнение окружающих. Прежде всего, вас волнует свое благополучие, а уже потом благополучие окружающих.

Источник: http://only-holiday.ru/raznoe/psixologiya-risunka.html

Что значат эти «каляки-маляки»: психология детского рисунка

психолог рисунок

Не каждый взрослый умеет выразить свои переживания и эмоции словами.

Что уж говорить о детях? Но и у них есть способ найти отражение своего внутреннего мира — рисование.

По изображениям вполне можно понять, что его интересует и волнует.

Что такое сказкотерапия для детей? Узнайте об этом из нашей статьи.

Зачем анализировать детские рисунки?

психолог рисунок

Степень взаимопонимания в семье в большей степени зависит от взрослых.

Родителям необходимо создавать дружелюбную атмосферу дома.

Но это трудно сделать, если вы не понимаете, что чувствует ваш ребенок.

Детский рисунок, который был создан без вмешательства взрослых, помогает лучше понять малыша. Его расшифровка помогает дать представление о его психическом состоянии.

Кроме того, вовремя отследив тревожные симптомы в художествах, можно успеть вовремя принять меры, избавив ребенка от состояния стресса.

Анализ рисунков ребенка позволят выявить:

Регулярно проводя анализ детского рисунка можно научиться лучше понимать своего малыша.

Что чаще всего рисуют дети и почему?

психолог рисунок

В основном дети рисуют то, что их окружает: семью, домашних животных, природу, дом и так далее.

На ребенка влияет все, что его окружает. Все эмоции, переживания, страхи и сомнения обязательно находят свое отражение в его творчестве.

Мальчики часто рисуют технику, богатырей, оружия, машины. При этом сюжет у них в основном динамичен, то есть показан в движении.

Девочки отдают предпочтение замкам, принцессам, животным, а сюжет у них, напротив, статичный.

Очень сильное воздействие на детей оказывают и то, какие книжки, мультфильмы и игры их окружают.

Психологический анализ

Психологическим анализом рисунков детей занимаются, как правило, социальные работники, психологи. Но важно, чтобы родители также вовремя заметили изменения в творчестве малыша.

При этом важно принимать во внимание возраст ребенка. Лучше всего оценивать психоэмоциональное состояния ребенка по рисунку 4-6 летнего ребенка. Он творит уже более осознанно.

Если рассматривать в общем, то можно выявить следующие закономерности:

  1. Оптимистичные дети рисуют легко и непринужденно. Само изображение у них имеет среднюю величину и расположено в середине листа. Персонажи приятные, на лице у них можно увидеть спокойствие и улыбку.
  2. Замкнутые дети часто совсем не рисуют руки — это как раз и говорит об их необщительности, застенчивости.
  3. Тревожные дети, неуверенные в себе, чаще всего мельчат в рисунках. Их творчество занимает только небольшую часть листа. У персонажей короткие руки и ноги, что выражает их ощущение незащищенности.

    Кроме того, тревожные дети часто чрезмерно штрихуют рисунки.

  4. Агрессивные дети рисуют руки непропорционально большими с крупными пальцами. В этом выражается их желание побеждать.
  5. к содержанию ↑

    О чем говорит сюжет?

    Проводя анализ творчества малыша необходимо обратить особое внимание непосредственно на изображенный сюжет:

      Отсутствие людей, а также животных, говорит о проблемах в общении, замкнутости.

    психолог рисунок

  6. Частое изображение опасных животных, хищников, с большими зубами, когтями или рогами — все это отражает имеющееся внутреннее напряжение у малыша.
  7. Оружие, танки, сражения, динозавры в рисунках мальчика являются нормой. Таким образом он начинает осознавать свой гендерный статус в обществе. А вот такие сюжеты у девочки говорят о скрытой агрессии у нее.
  8. к содержанию ↑

    Что передает цвет?

    Настроение, чувства и эмоции можно прочитать по цветам, которые преобладают на рисунках ребенка.

    1. Желтый цвет говорит о непосредственности, общительности, игривости, радости.
    2. Красный отражает как активность и целеустремленность, так и напряжение, тревогу и даже гнев.
    3. Темно-зеленый сигнализирует о постоянстве, стабильности, уверенности малыша.
    4. Зеленый свидетельствует о уравновешенности. Но довольно часто это говорит об эгоизме и упрямстве ребенка.
    5. Голубой цвет чаще всего предпочитают спокойные и чувствительные дети.

    психолог рисунок

  9. Оранжевый цвет — символ ярких эмоций, веселья, радости. Но если его слишком много, то это говорит о перевозбуждении малыша.
  10. Фиолетовый цвет предпочитают выдумщики и фантазеры. Такие дети восприимчивы, чувствительны и часто сомневаются в себе и том, что делают.
  11. Синий цвет выбирают доверчивые дети, обладающие артистичными способностями.
  12. Белый цвет в рисунке говорит об уравновешенности ребенка.
  13. Черный может быть как признаком решительности, так и агрессивного упорства.
  14. Коричневый цвет отражает трудолюбие и стойкость. Но также дети, отдающие ему предпочтение, отличаются медлительность.
  15. к содержанию ↑

    О чем сигнализируют детали?

    По деталям проще понять, что на душе ребенка. Так, например:

      Страшные звери, когти и зубы могут говорить о скрытой агрессии, страхе и дискомфорте.

    Но иногда это бывает просто следствием просмотра мультфильма или похода в зоопарк.

  16. В центре рисунка всегда располагается самое значимое для ребенка: это может быть кто-то из близких и знакомых, животное или предмет. На это тоже стоит обратить внимание.
  17. Когда центр листа ничем не заполнен, там осталось пустое место, то это сигнал о низкой самооценке малыша и его неуверенности в себе.

    психолог рисунок

  18. Ребенок поместил кого-то из своих знакомых в угол листа — это может говорить о том, что у него проблемы в общении с этим человеком.
  19. В углу листа малыш изобразил себя — может говорить о его одиночестве. Присмотритесь, хватает ли ему внимания? Нет ли у него страха перед общением с людьми?
  20. Тонкие ноги и руки у изображенных людей могут говорить о том, что ребенок боится браться за что-то новое, не уверен в себе и своих силах.
  21. Большая голова свидетельствует о том, что малыш может контролировать свои эмоции, не страдает от импульсивности.

    Над чувствами у него определенно преобладает разум.

  22. Когда на рисунке люди обнимаются или держатся за руки, то ребенок испытывает доброту и тепло во взаимоотношениях.
  23. Слишком много яркой одежды у персонажей? Значит малышу важно, что окружающие думают о нем. Он хочет привлечь внимание к себе.
  24. Предметы и фигуры будто зависли в воздухе и не касаются земли — это говорит о хорошей фантазии и мечтательности автора.
  25. На рисунках отсутствуют люди — это может быть сигналом о проблемах в общении.
  26. Обратите внимание на горизонт: если люди расположены ниже него, то у малыша пониженная самооценка; если же, наоборот, выше него — самооценка завышена.
  27. У персонажей рисунка есть уши — это свидетельствует, что малыш прислушивается к мнению окружающих.

    психолог рисунок

  28. На рисунках нет солнца или его застилают облака — это признак того, что ребенку не хватает ласки, заботы, нежности и тепла.
  29. Персонажи держат руки за спиной или в карманах? Присмотритесь внимательнее, это может быть признаком недоверия и лжи со стороны дитя.
  30. Что значит, если ребенок рисует:

      Круги. Это означает, что ребенок изучает мир вокруг, но больше занят своими собственными переживаниями. Ему может быть сложно общаться с окружающими, он немного замкнут.

    Когда же малыш начнет внутри круга прорисовывать линии и точки, то это будет знаком, что он готов к общению.

  31. Кресты. Скорее всего малыш очень переживает из-за чего-то, ощущает чувство вины, наказывает себя за что-то.
  32. Закрытые шкафы, замки и другие закрытые предметы. Когда в рисунке присутствуют любые закрытые элементы, то они означают запреты и секреты, к которым не допускается ребенок.
  33. Большое количество мелких деталей. Возможно, малыш не дает выхода эмоциям, скрывает от окружающих собственные чувства. Также для него важны правила и порядок.
  34. Солнце, цветы, птицы. Такие положительные и светлые элементы детского творчества говорят о его позитивном взгляде на мир, эмоциональной стабильности и душевном покое.
  35. к содержанию ↑

    Тревожные сигналы

    психолог рисунок

    Существуют следующие моменты, которые могут говорить о возможных проблемах:

    1. Хорошо прорисованные большие глаза — возможно у малыша есть скрытые тревоги и страхи.
    2. У людей или животных нет рта и глаз — ребенку сложно общаться, он испытывает с этим трудности.
    3. Неземные существа, фантастические миры — малыш может чувствовать себя неуютно и дискомфортно в настоящем мире, он хочет укрыться в выдуманном.

    к содержанию ↑

    Оценка уровня развития

    Как оценить соответствие уровня развития ребенка его возрасту через рисунок?

    Каждой стадии развития малыша и его возрасту соответствуют некие характерные черты, которые можно наблюдать в рисунке. Наиболее общими являются следующие ориентиры:

      Менее 3 лет. В основном рисунки состоят из нечетких изображений, линий и пятен.

    Но ближе к 3 годам уже начинают просматриваться контуры и более детальные изображения фигур.

    От 4 до 5 лет. Начинает появляться сюжет. Малыш уже самостоятельно может пояснить, что он изобразил и что именно его на это вдохновило. На рисунке становится больше деталей (одежды, фигуры и т.д.), более четко прорисовываются лица.

    психолог рисунок

  36. От 6 до 7 лет. Рисунок уже отражает не только фантазию ребенка, но и его навыки. Он уже способен изображать персонажей различными схемами рисования. В это время он также способен копировать чужие стили.
  37. От 7 до 8 лет. Объекты получают пропорциональность, сюжеты прослеживаются более четко.
  38. Психология детских рисунков очень важна для родителей, так как она позволяет узнать потребности их малыша и выявить проблемы на ранних сроках.

    Психология детского рисунка:

    Источник: http://psyholic.ru/deti/psihologiya-detskogo-risunka.html

    Читайте также:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *