Введение в фгос педагога-психолога — фгос педагог психолог

18.02.2018

— обеспечивает контроль развития воспитанников; учет особенностей развития каждого ребенка в процессе воспитания и обучения, соответствие этого процесса его индивидуальным возможностям;

Введение в фгос педагога-психолога

Дата13.05.2016
Размер58 Kb.
Введение в ФГОС педагога-психолога
Педагог-психолог дошкольной организации оценивает современное образование, любую учебно-воспитательную программу и систему с точки зрения того, обеспечивают ли они условия, необходимые для сохранения и укрепления психического и психологического здоровья детей. Только в этом случае педагог-психолог представляет и защищает интересы ребенка как развивающейся личности и индивидуальности.

Введение новых ФГОС и связанные с ними изменением в системе дошкольного образования определяет ряд новых функций педагога-психолога образовательного учреждения. Прежде всего, это касается включения в качестве результатов дошкольного образования начальный этап формирования универсальных учебных действий. Необходимость измерения личностных компетенций требует создания системы психодиагностики образовательного процесса.

Концепция психолого-педагогического сопровождения направлена на совершенно новые отношения между педагогами и педагогом – психологом, это способ междисциплинарной коммуникации в дошкольном учреждении. Для взаимодействия и решения практических задач выстраивается вся работа педагога-психолога в ДОУ, которая предполагает не только знакомство педагогов с основными теоритическими положениями психологии, особенностями и разновидностями деятельности педагогики но и совместное проектирование ситуаций, в которых формируются начальные универсальные учебные действия, а также совместный анализ структуры воспитательно-образовательной деятельности дошкольников.

В условиях введения ФГОС педагог-психолог МАДОУ «Лукоморье» решает следующие задачи:

— обеспечивает контроль развития воспитанников; учет особенностей развития каждого ребенка в процессе воспитания и обучения, соответствие этого процесса его индивидуальным возможностям;

— дает оценку комфортности образовательной среды, уровню ее безопасности для детей;

— принимает участие в разработке основной общеобразовательной программы и активно участвует в ее реализации;

— проводит психологическое проектирование, экспертизу и мониторинг условий и результатов воспитательно-образовательной деятельности;

— прогнозирует социальные риски воспитательно-образовательного процесса, проводит профилактическую работу;

— оказывает качественную психолого-педагогическую и социальную помощь всем участникам воспитательно-образовательного процесса;

— ведет психологическое просвещение педагогов и родителей в вопросах формирования социально-личностных компетенций;

— взаимодействует с участниками воспитательно-образовательного процесса для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий детей и образовательной, развивающей траектории дошкольного учреждения.

Введение нового стандарта дошкольного образования существенно изменяет воспитательно-образовательную ситуацию в детском саду, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации воспитательно-образовательной среды в ДОУ, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога как полноценного участника воспитательно-образовательного процесса.

Профессиональная деятельность педагога-психолога МАДОУ «Лукоморье» прежде всего направлена на создание социально-психологических условий и психологического развития ребенка в ситуациях дошкольного взаимодействия, т.е. на создание на системы психологического сопровождения каждого ребенка. Важное место в воспитательно-образовательном процессе занимают психологическое здоровье воспитанников, создание психологически безопасной и комфортной воспитательно-образовательной среды и индивидуализация воспитательно-образовательных маршрутов.

Основные направления профессиональной деятельности педагога-психолога

в условиях ДОУ:

  1. Психодиагностика

Применительно дошкольному возрасту психодиагностика определяется как деятельность по

психологическому обучению ребенка на протяжении всего дошкольного детства, в контексте семьи и образовательно-развивающей среды детского сада. Предметом психологической диагностики в ДОУ являются индивидуальные возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом развитии.

Психодиагностика дифференцируется по направлениям (объектам) психологических воздействий: дети, родители и педагоги.

Цель психодиагностики — получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников ВОП.
Обязательная психодиагностика детей в МАДОУ «Лукоморье» включает:
— наблюдения за детьми в период адаптации к ДОУ, за детьми из семей учетных категорий;

— диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе;
— диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк)

— диагностические обследования воспитанников с целью выявления уровня психологической готовности к обучению детей в школе, мотивационной сферы, индивидуальных особенностей общения и поведения и т.д.

Психодиагностика педагогов включает:

— определение психологической атмосферы коллектива;

— выявление самооценки уровня развития профессиональных и личностных компетенций и творческого потенциала в профессиональной деятельности.

Психодиагностика родителей включает:

— анализ семейного воспитания;

— определение уровня удовлетворенности родителями результатами воспитательно-образовательной деятельности ДОУ;

— диагностические обследования, опросы родителей с целью изучения детско-родительских взаимоотношений, внутрисемейных отношений в семье, выявления жестокого обращения с детьми и т.д.

  1. Психологическое просвещение и психопрофилактика

Психопрофилактика – это предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.

Главной целью профилактической работы в учреждении является вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, психолого-педагогическое и правовое

просвещение, осуществление социально – психологической помощи семьям воспитанников; содействие развитию и укреплению института семьи, улучшение показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, развитие связи семьи с обществом, установление гармоничных внутрисемейных отношений.

1. Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей)
— анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска,
— групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;
— информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса;
2. Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.
Работа с воспитанниками ДОУ:

— мини-тренинговые занятия с элементами сказко-терапии и психогимнастики, направленные на

развитие эмоционально-личностной сферы воспитанников;

— индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение детей, имеющих недостатки в развитии психических процессов;

— индивидуальные и подгрупповые занятия в сенсорной комнате с целью снятия психоэмоционального напряжения с воспитанниками.

Работа с педагогами:

Психологическое просвещение в условиях ДОУ носит профилактический и воспитательно-образовательный характер. В МАДОУ «Лукоморье» функционирует творческая группа «Сотрудничество» под руководством педагога-психолога. Основной целью работы творческой группы является совершенствование воспитательно-образовательного процесса, развитие профессиональных умений педагогов, сотрудничество, расширение поля позитивного общения с семьей, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей. В целях активизации участия родителей в образовательном процессе используются разнообразные формы взаимодействия с семьей: беседы и консультации, родительские собрания, семинары-практикумы, открытый диалог, семейный клуб «Первоклашка», лектории для родителей, оформление и выпуск корпоративных журналов МАДОУ «Лукоморье для родителей и детей, фольклорное развлечение, выпуск брошюр и памяток для родителей.

-информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса ;

— обучение педагогов психологической специфики педагогических воздействий в контексте возрастной педагогической детской психологии;

— тренинговые мероприятия на темы: «Развитие коммуникативных навыков», «Я — педагог», «Взаимодействие педагогов с родителями»;

— содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ;

— снятие психоэмоционального напряжения у педагогов с целью профилактики эмоционального выгорания (консультативно-тренинговые занятия: «Выбор и личностные смыслы педагога», «Профессиональные возможности педагога», «Профилактика эмоционального выгорания педагога»).

— ознакомление родителей с основами психологических дисциплин: «Психология семьи», «Детская психология», «Возрастная психология»;

— Семинары-практикумы: «Способы выхода из конфликтных ситуаций», «Психологическая безопасность и психологическое здоровье детей дошкольного возраста», «Открытый диалог с родителями», «Особый ребенок и его развитие» и т.д.;

— реализация Программы по оказанию комплексной социально-психологической помощи,

предотвращению детского семейного неблагополучия «СЕМЬ — Я»;

— выпуск корпоративных журналов МАДОУ «Лукоморье» для родителей и детей на темы: «Здоровье детей», «Семья – здоровый образ жизни», «Физическое воспитание детей» и т.д.

Наряду с вербально-коммуникативными средствами в психологическом просвещении родителей и педагогов широко используется и не вербальные (наглядные средства) в условиях ДОУ они представлены стендовой информацией, специально оформленными брошюрами и буклетами, распечаткой памяток и рекомендаций. Кроме того в кабинете педагога-психолога представлен подбор психологической литературы по вопросам семьи и брака для родителей, а также психолого-педагогическая литература для педагогов.

С целью организации инклюзивного образовательного пространства в МАДОУ «Лукоморье» организована работа Лекотеки. Деятельность педагога-психолога с родителями заключается в обучении их игровым приемам, направленным на развитие психических процессов в домашних условиях, а также психолого-педагогическом консультировании по запросу родителей.

3. Коррекционная и развивающая работа

Психокоррекционная система в условиях ДОУ представляет собой диференцированный цикл игр, специальных и комбинированных занятий, направленных на стабилизацию и структурирование психического развития детей.

Психолого-педагогическая коррекция – это деятельность психолога, направленная на повышение возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношении с другими людьми – детьми и взрослыми, на раскрытии его потенциальных творческих резервов.

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

Коррекционная работа строится не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психологической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений. В дошкольном возрасте универсальной формой коррекции является игра. Игровая деятельность может быть с успехом использована как для коррекции личности ребенка, так и для развития его познавательных процессов, речи, общения, поведения. Так же, в дошкольном возрасте формой коррекции является особым образом организованная учебная деятельность, например с помощью метода поэтапного формирования умственных действий.

Коррекция развития носит опережающий, предвосхищающий характер. Она стремится не к упражнению и совершенствованию того, что уже есть, что уже достигнуто ребенком, а к активному формированию того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе в соответствии с законами и требованиями возрастного развития и становления личностной индивидуальности. Иными словами, при разработке стратегии коррекционной работы мы не ограничиваемся сиюминутными потребностями в развитии, а учитываем и ориентируемся на перспективу развития. Ценность коррекционной работы развития в том, что она дает возможность ребенку ощутить себя перспективным в той деятельности, которая является для него личностно значимой.

Коррекционная и развивающая работа ведётся с учетом приоритетных направлений и особенностей ДОУ: работа с детьми, имеющими нарушения речи, подготовка детей к обучению в школе.

Дети, имеющие речевые нарушения направляются в логопедическую группу с согласно разрешения родителей и решения психолого-медико-педагогической комиссии. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа сданными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

В данном направлении реализуется:

— выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка, планирование работы;

— проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми речевой группы (старший возраст) с целью развития познавательных процессов и речевых навыков;

— проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с целью формирования психологической готовности к школьному обучению (развитие психических процессов, мотивации обучения в школе);

— индивидуальные занятия с детьми имеющими ниже среднего и низкий уровни развития психических процессов, психологической готовности к школе.

— проведение занятий с детьми других возрастных групп (вторая младшая, средняя группы) с целью развития социального мира детей, умения понимать эмоции других людей, договариваться, развитие знаний о своём «Я».

4. Психологическое консультирование — оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Психологическое консультирование в ДОУ это система коммуникативного воздействия педагога-психолога с педагогами и родителями, нуждающимися психологической помощи рекомендательного характера. Данное взаимодействие осуществляется по запросу администрации, родителей и педагогов. Результатом является выработка рекомендаций коррекционно-профилактического информативного характера.

В МАДОУ «Лукоморье» функционирует консультационный центр помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на дому.

Психолого-педагогическое консультирование родителей в консультативном центре осуществлялся на основе перспективного плана работы педагога-психолога, который был направлен на ознакомление родителей с методами и приемами гармонизации детско-родительских отношений, повышение реабилитационной культуры семьи, в которой воспитывается ребенок с ограниченными возможностями здоровья.

Источник: http://dogmon.org/vvedenie-v-fgos-pedagoga-psihologa.html

Фгос педагог-психолог

Изменения в работе педагога-психолога,
связанные с введением ФГОС

Введение новых ФГОС влечет серьезные изменения в деятельности педагога-психолога образовательного учреждения, ведь новые стандарты, по словам разработчиков, «особенно психологичны» и требуют при реализации обновленной роли психолога в школе.
Занимая одну из ключевых позиций в образовательном учреждении, психолог получает новые обязанности. Он будет отвечать за измерение результатов обучения, то есть, в частности, за определение уровня формирования компетенций учащихся. Но это лишь одна сторона вопроса, ведь «Новая школа» школа для всех, в том числе и для детей с особенностями развития, поэтому функционал психолога будет кардинально меняться. У него возникает другая зона ответственности: психолог отвечает за учет особенностей развития каждого ребенка в процессе обучения, соответствие этого процесса его индивидуальным возможностям.
Модернизация образования подразумевает обновление содержания образования в целом и переориентацию деятельности педагога-психолога в частности. В связи с этим, первое с чего должно начинаться введение ФГОС в деятельность школьного психолога это внесение изменений в его должностную инструкцию. Компетентности педагога-психолога должны включать представление о планируемых результатах образования, знание Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), умение проектировать зону ближайшего развития, умение психологически обеспечивать учебную деятельность учащихся, профессиональную деятельность учителей, создавать психологически безопасную, комфортную образовательную среду.
Основным приоритетом работы школьного психолога становится создание психолого-педагогических условий, способствующих реализации ФГОС НОО. Таким образом, перед психологом появляется ряд новых задач.
Участие в разработке основной образовательной программы (ООП), планировании и реализации ее составляющих, а также в формировании индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения ФГОС нового поколения.
Разработка и реализация мониторинга возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья.
Итак, попытаемся конкретизировать данные задачи и раскрыть суть их содержания более подробно.
1. Педагог-психолог в целях обеспечения условий реализации ООП принимает участие в планировании и реализации ее составляющих:
программы формирования и развития универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
программы отдельных учебных предметов (в части описания личностных, метапредметных результатов освоения конкретного учебного предмета);
программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
программы внеурочной деятельности;
программы коррекционной работы.
Кроме того, педагог-психолог принимает участие в разработке и внедрении системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы в образовательном учреждении, прежде всего в части обеспечения комплексного подхода к оценке результатов освоения основной образовательной программы, позволяющего вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов.
2. Основой системы психологического сопровождения является единство требований, предъявляемых ребенку в школе, семье, обществе, а эффективность всей деятельности педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения развития учащихся в процессе образования будет зависеть от совпадения целей и задач, решаемых психологической и методической службами школы, взаимодействия с административным звеном.
Цель психологического сопровождения: содействие психологическому и личностному развитию участников образовательного процесса в условиях введения ФГОС нового поколения.
Задачи психологического сопровождения:
— повышение компетентности участников образовательного процесса в вопросах организации психологического сопровождения в условиях введения ФГОС;
— качественная реализация программ психологического сопровождения личности в образовании, соответствующих требованиям ФГОС;
— обновление характера и форм профессионального общения и деятельности педагога-психолога в рамках системно-деятельностного
подхода;
— создание специальных социально-психологических условий для успешного развития и формирования УУД учащихся;
— организация психологического сопровождения внеурочной деятельности обучающихся, в том числе их духовно-нравственного развития и воспитания.
Содержание деятельности психологической службы в условиях реализации ФГОС НОО можно разделить на 4 группы.
1. Взаимодействие с администрацией. Повышение психологической компетентности управленческого звена (администрации ОУ) по вопросам введения ФГОС:
— взаимодействие психолога с администрацией по вопросам планирования и анализа деятельности (в т.ч. психологический анализ эффективности педагогической модели при реализации ФГОС НОО);
— участие в экспертных и творческих группах по разработке ООП;
— участие в разработке ООП;
— рекомендации по расстановке кадров в процессе реализации ООП;
— разработка методических рекомендаций по реализации ФГОС;
— выработка рекомендаций по организации предметно – развивающей среды в ОУ.
2. Взаимодействие с педагогическим коллективом. Формирование психологической культуры педагогов ОУ в условиях реализации ФГОС:
— формирование потребности у педагогов в самопознании, саморазвитии и самосовершенствовании по вопросам ФГОС;
— создание предпосылок к овладению педагогами системно-деятельностным методом;
— разработка методического инструментария для изучения готовности педагогов к переходу на новые ФГОС;
— разработка игр, тренингов, семинаров по развитию деятельностных способностей и творческого потенциала педагогов;
— осуществление общей координации по взаимодействию всех участников воспитательно – образовательного процесса для обеспечения эффективной реализации ООП.
3. Взаимодействие с обучающимися. Психологическое сопровождение детей ОУ в условиях реализации ФГОС НОО:
— развитие и формирование универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных;
— разработка, апробация и внедрение мониторинга УУД;
— предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становление личности ребенка в процессе введения ФГОС;
— составление индивидуальных образовательных маршрутов и коррекционных программ;
— элиминирование неблагоприятных психологических факторов в образовательной среде, в семье;
— обеспечение преемственности ООП.
4. Взаимодействие с родителями. Организация совместной деятельности с семьей в условиях реализации ФГОС:
— психологическое просвещение родителей по теме ФГОС: проведение тематических вечеров, бесед, собраний, лекций консультаций, семинаров и практикумов, тренингов;
— проведение индивидуальных и групповых консультаций с родителями по проблемам развития детей, особенностям их обучения в условиях реализации ООП;
— формирование потребности в психологических знаниях и их практическом применении, а также желания родителей использовать приобретенные знания в общении с ребенком, в развитии у него деятельностных способностей;
— развитие рефлексивного общения родителей с ребенком;
— диагностика, опрос, анкетирование родителей с целью выявления запроса родителей к психологу по вопросам введения ФГОС.
3. В рамках данной задачи педагогом-психологом может быть осуществлена следующая деятельность:
— определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося;
— изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
— оценка сформированности УУД обучающихся;
— выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
— определение особых образовательных потребностей одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Результативность деятельности педагога-психолога в рамках ФГОС определяется по следующим критериям:
достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы;
психолого-педагогическое обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса;
обеспечение учета специфики возрастного психофизического развития обучающихся при реализации образовательной программы;
достижение необходимого уровня психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности;
обеспечение дифференцированного и индивидуализированного обучения, в том числе реализация индивидуальных образовательных маршрутов
и психологического сопровождения инклюзивного образования;
функционирование системы мониторингов возможностей и способностей обучающихся, выявления и поддержки одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
сформированность коммуникативных навыков обучающихся;
Список литературы:
1. Зиновьева М.В., Никифорова Г.В. Специфика деятельности педагога-психолога в условиях введения ФГОС // Справочник педагога-психолога. Школа. — №4. – 2012 г.
2. Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения ФГОС нового поколения / авт.-сост.: Г.А. Шешерина. – Тамбов, 2011. – 65 с.
3. Рубцов В.В. Ключевая роль в обновленной системе образования // Школьный психолог. — № 1. – 2010 г.

  • fgos_pedagog-psiholog
    Размер файла: 48 kB Загрузок: 2

Источник: http://educontest.net/ru/1542333/%D1%84%D0%B3%D0%BE%D1%81-%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3-%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3/

ФГОС ДО, особенности работы педагога-психолога в новых условиях.

Давайте станем чуть добрее, Не будем злиться на других. Жить с добрым сердцем веселее. Ценить друзей, любить родных. Мы все зависим друг от друга, Плоха ли жизнь, иль хороша. Дождь за окном, кружит ли вьюга. С добром всегда светла душа.

Навигация

ПОЛЕЗНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ САЙТЫ

http://azps.ru/ на сайте представлены тесты, методики и их описание, статьи по психологии, касающиеся различных проблем.

http://psihe.ru/news.php сайт психологии, где Вы можете получить самую актуальную и информацию о развитии человека, психологии личности, влияния социума на человека и другие не менее интересные сведения.

http://psychology.net.ru/top/?cat_id=1&g=4 сайт, который будут полезен не только педагогам-психологам, педагогам ДОУ, но и родителям. Актуальная информация из мира психологии, статьи, форум, а также раздел психологическое консультирование.
http://www.gestalt.kz/ На сайте размещены статьи и книги, описание программ и тренингов, которые могут быть вам полезны. В разделе форума «Консультации» можно получить профессиональную психологическую помощь.

http://upsihologa.com.ua/ Здесь можно просто пообщаться, а так же найти материалы по психологии, анонсы тренингов, психологических конференций, фестивалей. Можно легко найти психолога в своём регионе, или же записаться на платную онлайн-консультацию.
http://psyfactor.org/partners.htm информационный ресурсный центр по научной и практической психологии.

http://flogiston.ru/reviews/sites проект создан с целью дать достоверную и актуальную информацию о психологии сегодняшнего дня: информация о психологах и психотерапевтах России и стран СНГ, новости об актуальных событиях в мире психологии, авторские публикации по психологии и психотерапии, обзоры новых психологических книг, анонсы интересных психологических сайтов.

http://vch.narod.ru/ Материал сайта может быть использован для подготовки к практическим занятиям по различным направлениям в психологии, поможет в написании курсовых, дипломных, квалификационных и диссертационных работ.
Материал сайта составляют психологические тесты, книги, программы обработки результатов тестирования, ссылки на полезные для студента ресурсы по психологии.

http://magazine.mospsy.ru/dictionary/dictionary.php?term=1272000 На сайте представлены развивающие и коррекционные методики, игря для детей. Будет полезен широкому кругу читателей.

http://www.psychologos.ru/Психологос энциклопедия практической психологии, которая создается профессионалами для широкого использования. Здесь вы найдете внятные определения основных психологических понятий и видео-иллюстрации к ним, современные взгляды специалистов и практичные рекомендации по решению личных и деловых проблем.

Альбомы

фгос педагог психолог

фгос педагог психолог

фгос педагог психолог

фгос педагог психолог

С 1 сентября 2013 года вступил в силу Новый Закон об образовании, в котором четко прописано, что дошкольное образование перестало быть падчерицей по отношению к другим структурам образовательной системы, а вошло в стандарт общего образования, т. е. стало являться обязательным уровнем. Таким образом, любое дошкольное образование должно быть обязательным, доступным, качественным. Дошкольники теперь уравнены в праве на образование наравне со школьниками. Для реализации данного закона был разработан ФГОС ДО.

УВАЖАЕМЫЕ ПСИХОЛОГИ.

Обсудим

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС.

Работа педагогов-психологов ДОУ в эпоху новых стандартов

ФГОС – это совокупность трёх систем требований:
-требований к структуре основной образовательной программы;
-требований к результату освоения основной образовательной программы;
-требований к условиям реализации основной образовательной программы ДОУ.

Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции РФ, законодательства РФ.

Стандарт утверждает основные принципы дошкольного образования:
· Полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификация (обогащение) детского развития;
· Создание благоприятной социальной ситуации развития для каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
· Содействие и сотрудничество детей и взрослых, их взаимодействие с людьми, культурой и окружающим миром;
· Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
· Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включенность в различные виды деятельности;
· Возрастная адекватность дошкольного образования
· Учет социальной и этнокультурной ситуации развития детей.

В соответствии со стандартом у ребенка должны быть развиты все задатки. Любой жизненный путь ребенка — это отклонение альтернатив и выбор наиболее оптимальных условий развития.

В связи с этим, стандарт определяет особую программу дошкольного образовательного учреждения это психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста, через направления:

— Социально-коммуникативное развитие,
— познавательное развитие
— речевое развитие
— художественно-эстетическое развитие
— физическое развитие

В связи с этим перед педагогом-психологом ставятся следующие задачи:

— Психологический анализ социальной ситуации развития в ОУ, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их решения.
— Содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности.
— Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в ОУ.
— Профилактика и преодоление трудностей в социальном и психическом здоровье воспитанников, а также развитии воспитанников.
— Участие в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования;
— помощь в составлении и написании программ ДОУ, индивидуальных маршрутов детей.

НОВОЕ в квалификационных характеристика по должности «ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ» раздел «Должностные обязанности» (I часть)

Проводит психологическую диагностику (было добавление: различного профиля и предназначения) используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
— Проводит диагностическую, психокоррекционную реабилитационную, консультативную работу, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и современных информационных технологий.
— Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей воспитанников, в обеспечении уровня подготовки, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям.
— Оценивает эффективность образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива, учитывая развитие личности обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.
— Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).

НОВОЕ в квалификационных характеристика по должности «ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ» раздел «Должен знать» (I часть)

— приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
— законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
— методы и приемы работы с обучающимися,воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья;
— методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных;
— современные педагогические технологии: продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
— основы работы с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
— технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
— методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
— правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
— правила по охране труда и пожарной безопасности.

Основанием преемственности дошкольного образования и начального образования являются целевые ориентиры.

Целевые ориентиры – это социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования:

● ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;
● ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
● ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;
● творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;
● у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.;
● ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.

Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;
● ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга).

Все эти психологические характеристики лежат в основе высокой мотивации детей к обучению в школе и предполагают формирование у дошкольников предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Психопрофилактика подразумевает работу по предупреждению дезадаптации (нарушений процесса приспособления к среде), просветительскую деятельность, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки людей и т. п.

Психологическое просвещение — повышение психологической культуры педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам.

Цель и задачи психологической службы ДОУ

Цель психологической службы ДОУ – создание условий для сопровождения и развития как субъектов образовательного процесса, так и учреждения в целом.

Основными задачами психологической службы в ДОУ являются:
1. Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
2. Проведение индивидуальной работы с детьми с учетом их индивидуально-психологических особенностей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ и семье.
3. Содействие развитию образовательного учреждения в целом, психологическая под-держка процесса формирования команды единомышленников.

Функции психологической службы ДОУ

Создание условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья и эмоционального благополучия детей.
• Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию ребенка.
• Подготовка детей к новой социальной ситуации развития.
• Изучение индивидуальных особенностей детей в единстве интеллектуальной, эмоцио-нальной и волевой сфер их проявления.
• Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных формах организации деятельности.
• Участие в создании оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей в моменты инновационных изменений работы ДОУ.
• Профилактическая и пропедевтическая работа с педагогами и родителями по развитию у детей личностных новообразований дошкольного возраста.
• Обучение сотрудников ДОУ и родителей полноценному развивающему общению с детьми.
• Содействие формированию психологической компетентности сотрудников ДОУ и родителей в закономерностях развития ребенка, в вопросах обучения и воспитания.

Основные направления деятельности психолога ДОУ

Предлагаемое содержание деятельности педагога-психолога ДОУ конкретизируется в двух плоскостях – обязательных видах деятельности и дополнительных. Данное разграничение продиктовано тем обстоятельством, что нагрузка психологов в ДОУ различна (может составлять 0, 25 ставки, 0, 5 ставки и т. п.) . Тем не менее, в ДОУ должен быть обеспечен минимум психологического сопровождения. При наличии запроса со стороны педагогического коллектива, администрации или родителей психолог может осуществлять дополнительные виды работ, либо переадресовывать обратившихся с запросом в соответствующие службы психолого-педагогической и медико-социальной помощи, специализирующиеся на решении данных проблем. В последнем случае психолог должен представить исчерпывающую информацию о том, где и как можно получить данную консультационную услугу.

1. Психодиагностика
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач.
Обязательно:
• Обследование детей второй младшей группы (3 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.
• Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе.
• Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк.
• Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.
Дополнительно:
• По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

2. Психопрофилактика
Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.
В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.
Обязательно:
• Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:
— анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;
— групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;
— информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.
• Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.
Дополнительно:
• Отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей.
• Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.
• Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.
При введении новшеств в ДОУ психолог может выступать помощником администрации в планировании, организации и преодолении психологического сопротивления инновациям.

3. Коррекционная и развивающая работа.
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
Если в коррекционной работе психолог имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического.
Коррекционную и развивающую работу рекомендуется планировать и вести с учетом приоритетных направлений и особенностей конкретного ДОУ, специфики детского кол-лектива, отдельного ребенка.
Педагог-психолог ДОУ осуществляет коррекционную и развивающую работу в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме. Развитие ребенка в пределах возрастной нормы не исключает наличие тех или иных проблем в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой и т. п. сферах, что и может быть объектом коррекционной и развивающей работы психолога. Важно помнить, что в том случае, если отклонения выражены в значительной степени, ребенка необходимо направить на консультацию к специалистам психолого-медико-педагогической комиссии или в психолого-педагогические и медико-социальные центры. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, с участием психологов, дефектологов, лечащего врача и других специалистов.
Обязательно:
• Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка в процессе консультирования.
• Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с целью формирования учебно–важных качеств (с учетом полученных диагностических данных старшей группы).
Дополнительно:
• Проведение занятий с детьми других возрастных групп.
• При изменении статуса учреждения, программы развития, образовательной программы учреждения (выборе комплексной программы) — участие в экспертной оценке проектируемой социально-образовательной среды.

4. Психологическое консультирование
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. В случае необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах психолого-педагогической и медико-социальной помощи Ярославской области.
Обязательно:
• Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.
Дополнительно:
• Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей.
• Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста.

5. Психологическое просвещение и обучение
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:
— актуализация и систематизация имеющихся знаний;
— повышение уровня психологических знаний;
— включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Необходимо опираться на результаты изучения конкретных особенностей данного ДОУ, учитывать традиции и местные условия, квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.
Обязательно:
• Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов (возможная тематика – см. «Примерный перечень»).
• Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей (возможная тематика – см. «Примерный перечень»).
Дополнительно:
• Создание информационных уголков по типу «Советы психолога».
Каждое из названных направлений должно строиться с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности и, по возможности, опираться на игровые технологии и приемы.

Примерный перечень тем для психологического просвещения
Педагоги
1. Психофизиологические особенности детей каждой возрастной группы.
2. Закономерности развития детского коллектива.
3. Особенности работы педагога с проблемными детьми.
4. Стили педагогического общения.
5. Психологические основы работы с семьей.

Родители
1. Адаптация ребенка к ДОУ.
2. Кризисы 3-х лет и 6-7 лет.
3. Наиболее типичные ошибки семейного воспитания.
4. Профилактика неблагоприятного развития личности ребенка: инфантилизма, демонстративности, вербализма, ухода от деятельности и прочее.
5. Воспитание произвольности поведения и управляемости.
6. Психологическая готовность к обучению.
7. Половое воспитание и развитие.

Источник: http://nsportal.ru/group/davayte-zhit-druzhno

«Введение новых ФГОС влечет серьезные изменения в деятельности педагога-психолога образовательного учреждения, ведь новые стандарты, по словам разработчиков, «особенно психологичны» и . »

Изменение содержания деятельности педагога-психолога в рамках

МОУ СОШ № 31, педагог-психолог

Введение новых ФГОС влечет серьезные изменения в деятельности

педагога-психолога образовательного учреждения, ведь новые стандарты, по

словам разработчиков, «особенно психологичны» и требуют при реализации

обновленной роли психолога в школе.

По мнению Рубцова В.В. «занимая одну из ключевых позиций в

образовательном учреждении, психолог получает новые обязанности. Он будет отвечать за измерение результатов обучения, то есть, в частности, за определение уровня формирования компетенций учащихся. Но это лишь одна сторона вопроса, ведь «Новая школа» — школа для всех, в том числе и для детей с особенностями развития, поэтому функционал психолога будет кардинально меняться. У него возникает другая зона ответственности: психолог отвечает за учет особенностей развития каждого ребенка в процессе обучения, соответствие этого процесса его индивидуальным возможностям» [3].

Модернизация образования подразумевает обновление содержания образования в целом и переориентацию деятельности педагога-психолога в частности. В связи с этим, первое с чего должно начинаться введение ФГОС в деятельность школьного психолога это внесение изменений в его должностную инструкцию. Компетентности педагога-психолога должны включать представление о планируемых результатах образования, знание Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), умение проектировать зону ближайшего развития, умение психологически обеспечивать учебную деятельность учащихся, профессиональную деятельность учителей, создавать психологически безопасную, комфортную образовательную среду.

Основным приоритетом работы школьного психолога становится создание психолого-педагогических условий, способствующих реализации ФГОС НОО. Таким образом, перед психологом появляется ряд новых задач.

Участие в разработке основной образовательной программы (ООП), 1.

планировании и реализации ее составляющих, а также в формировании индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

Психолого-педагогическое сопровождение участников 2.

образовательного процесса в условиях введения ФГОС нового поколения.

Разработка и реализация мониторинга возможностей и 3.

способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья.

Итак, попытаемся конкретизировать данные задачи и раскрыть суть их содержания более подробно.

1. Педагог-психолог в целях обеспечения условий реализации ООП принимает участие в планировании и реализации ее составляющих:

программы формирования и развития универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

программы отдельных учебных предметов (в части описания личностных, метапредметных результатов освоения конкретного учебного предмета);

программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

программы внеурочной деятельности;

программы коррекционной работы.

Кроме того, педагог-психолог принимает участие в разработке и внедрении системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы в образовательном учреждении, прежде всего в части обеспечения комплексного подхода к оценке результатов освоения основной образовательной программы, позволяющего вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов.

2. Основой системы психологического сопровождения является единство требований, предъявляемых ребенку в школе, семье, обществе, а эффективность всей деятельности педагога-психолога в системе психологопедагогического сопровождения развития учащихся в процессе образования будет зависеть от совпадения целей и задач, решаемых психологической и методической службами школы, взаимодействия с административным звеном.

Цель психологического сопровождения: содействие психологическому и личностному развитию участников образовательного процесса в условиях введения ФГОС нового поколения.

Задачи психологического сопровождения:

— повышение компетентности участников образовательного процесса в вопросах организации психологического сопровождения в условиях введения ФГОС;

— качественная реализация программ психологического сопровождения личности в образовании, соответствующих требованиям ФГОС;

— обновление характера и форм профессионального общения и деятельности педагога-психолога в рамках системно-деятельностного подхода;

создание специальных социально-психологических условий для успешного развития и формирования УУД учащихся;

организация психологического сопровождения внеурочной деятельности обучающихся, в том числе их духовно-нравственного развития и воспитания.

Содержание деятельности психологической службы в условиях реализации ФГОС НОО можно разделить на 4 группы.

1. Взаимодействие с администрацией. Повышение психологической компетентности управленческого звена (администрации ОУ) по вопросам введения ФГОС:

— взаимодействие психолога с администрацией по вопросам планирования и анализа деятельности (в т.ч. психологический анализ эффективности педагогической модели при реализации ФГОС НОО);

— участие в экспертных и творческих группах по разработке ООП;

— участие в разработке ООП;

— рекомендации по расстановке кадров в процессе реализации ООП;

— разработка методических рекомендаций по реализации ФГОС;

— выработка рекомендаций по организации предметно – развивающей среды в ОУ.

2. Взаимодействие с педагогическим коллективом. Формирование психологической культуры педагогов ОУ в условиях реализации ФГОС:

— формирование потребности у педагогов в самопознании, саморазвитии и самосовершенствовании по вопросам ФГОС;

создание предпосылок к овладению педагогами системнодеятельностным методом;

— разработка методического инструментария для изучения готовности педагогов к переходу на новые ФГОС;

— разработка игр, тренингов, семинаров по развитию деятельностных способностей и творческого потенциала педагогов;

— осуществление общей координации по взаимодействию всех участников воспитательно – образовательного процесса для обеспечения эффективной реализации ООП.

3. Взаимодействие с обучающимися. Психологическое сопровождение детей ОУ в условиях реализации ФГОС НОО:

— развитие и формирование универсальных учебных действий (УУД):

личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных;

— разработка, апробация и внедрение мониторинга УУД;

— предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становление личности ребенка в процессе введения ФГОС;

составление индивидуальных образовательных маршрутов и коррекционных программ;

элиминирование неблагоприятных психологических факторов в образовательной среде, в семье;

— обеспечение преемственности ООП.

4. Взаимодействие с родителями. Организация совместной деятельности с семьей в условиях реализации ФГОС:

— психологическое просвещение родителей по теме ФГОС: проведение тематических вечеров, бесед, собраний, лекций консультаций, семинаров и практикумов, тренингов;

— проведение индивидуальных и групповых консультаций с родителями по проблемам развития детей, особенностям их обучения в условиях реализации ООП;

формирование потребности в психологических знаниях и их практическом применении, а также желания родителей использовать приобретенные знания в общении с ребенком, в развитии у него деятельностных способностей;

— развитие рефлексивного общения родителей с ребенком;

— диагностика, опрос, анкетирование родителей с целью выявления запроса родителей к психологу по вопросам введения ФГОС.

3. В рамках данной задачи педагогом-психологом может быть осуществлена следующая деятельность:

— определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося;

— изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

— оценка сформированности УУД обучающихся;

выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;

— определение особых образовательных потребностей одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Результативность деятельности педагога-психолога в рамках ФГОС определяется по следующим критериям:

достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы;

психолого-педагогическое обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса;

обеспечение учета специфики возрастного психофизического развития обучающихся при реализации образовательной программы;

достижение необходимого уровня психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности;

обеспечение дифференцированного и индивидуализированного обучения, в том числе реализация индивидуальных образовательных маршрутов и психологического сопровождения инклюзивного образования;

функционирование системы мониторингов возможностей и способностей обучающихся, выявления и поддержки одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;

сформированность коммуникативных навыков обучающихся;

Список литературы:

1. Зиновьева М.В., Никифорова Г.В. Специфика деятельности педагогапсихолога в условиях введения ФГОС // Справочник педагога-психолога.

Школа. — №4. – 2012 г.

Психологическое сопровождение участников образовательного 2.

процесса в условиях введения ФГОС нового поколения / авт.-сост.: Г.А.

Шешерина. – Тамбов, 2011. – 65 с.

3. Рубцов В.В. Ключевая роль в обновленной системе образования // Школьный психолог. — № 1. – 2010 г.

«ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: ЛОГОПЕДИЯ ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ВВЕДЕНИЕ Целью изучения учебной дисциплины «Специальная психология» является формирование у студентов базовых представлений о методологических основах и структуре специальной психологии как самостоятельной науки, основ системного видения специалистом проблем в психическом развитии ребенка. Задачи: Формирование представлений о сущности феномена отклоняющегося развития, его структуре и свойствах;. »

«ИТОГОВЫЙ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ОТЧЁТ Одно из основных направлений работы АКООРДИИД «Незабудка» – организация развивающих занятий с детьми, имеющими тяжёлую степень инвалидности и эмоционально-психологическая коррекция состояния их родителей. Проект «Тёплый дом» направлен на расширение ассортимента и увеличение количества услуг, посредством улучшения материальнотехнической базы организации. В рамках реализации проекта были решены поставленные задачи: отремонтированы 2 помещения, оборудованы и запущены. »

«Государственный университет – Высшая школа экономики Факультет психологии ПРОГРАММА вступительного экзамена «Психология личности» в магистратуру по направлению 030300.68 – Психология магистерская программа «Персонология и экзистенциальная психотерапия» УТВЕРЖДЕНА на заседании Ученого совета факультета психологии _2010г. Председатель _ В.Д. Шадриков Москва 2010 Необходимые сведения о характере и требованиях к экзамену по психологии личности при поступлении в магистратуру факультета психологии. »

«Потапова Анастасия Александровна Воспитатель, педагог-психолог 1-й категории МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 133» города Кирова [email protected] МАТЕРИАЛЫ КОНКУРСА «Современный детский сад – 2014» «Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями воспитанников по формированию у выпускников мотивационной готовности к школе». Пояснительная записка. В работе приведено содержание программы взаимодействия воспитателей и психолога ДОУ с родителями воспитанников, направленной на формирование у детей. »

«Cодержание диска “Психология и НЛП» Публикации НЛП в бизнесе Предисловие научного редактора к книге Роберта Дилтса «Навыки эффективного лидерства». Михаил Гринфельд НЛП и миссия компании. Михаил Гринфельд Статья опубликована в журнале о рекламе «Yes!», осень 2000 г. Особенности стратегического PR. М. Баканова, М. Гринфельд Статья опубликована в журнале о рекламе «Yes!» №1, 2000 г. НЛП – тайное оружие рекламиста. М.С. Гринфельд Статья опубликована в журнале о рекламе «Yes!» №6, осень 1999 г. »

«СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Общая характеристика психологии как науки. Основные этапы развития представлений о предмете психологии. Психика как субъективный образ объективного мира. Проблема зарождения психики в филогенезе. Критерии психического. Этапы развития психики в филогенезе. Основные особенности психики и поведения человека. Гипотеза А.Н. Леонтьева о происхождении сознания. Структура и динамика сознания. Высшие психические функции: понятие, основные свойства. Развитие высших. »

«АННОТАЦИЯ учебной дисциплины «Психология управления» Характеристика и целевая установка учебной дисциплины «Психология управления». Настоящий курс развивает содержание таких дисциплин федерального и национально-регионального (вузовского) компонента, как «Общая психология», «Психология труда», «Инженерная психология и эргономика», «Социальная психология», «Методологические основы психологии», что в свою очередь закладывает основу для изучения таких дисциплин, как «Организационное. »

Источник: http://programma.x-pdf.ru/16psihologiya/587896-1-vvedenie-novih-fgos-vlechet-sereznie-izmeneniya-deyatelnosti-pedagoga-psihologa-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-ved-nov.php

Содержание деятельности педагога-психолога в рамках введения и реализации ФГОС.

фгос педагог психолог

Занимая одну из ключевых позиций в образовательном учреждении, психолог получает новые обязанности. Он должен будет отвечать за измерение результатов обучения, то есть, в частности, за определение уровня формирования компетенций учащихся. Но это лишь одна сторона вопроса, ведь «Новая школа» — школа для всех, в том числе и для детей с особенностями развития, поэтому функционал психолога будет кардинально меняться. У него возникает другая зона ответственности: психолог отвечает за учет особенностей развития каждого ребенка в процессе обучения, соответствие этого процесса его индивидуальным возможностям.

Просмотр содержимого документа
«Содержание деятельности педагога-психолога в рамках введения и реализации ФГОС.»

Содержание деятельности педагога-психолога

в рамках введения и реализации ФГОС.

Введение новых ФГОС влечет серьезные изменения в деятельности педагога-психолога образовательного учреждения, ведь новые стандарты, по словам разработчиков, «особенно психологичны» и требуют при реализации обновленной роли психолога в школе.

Занимая одну из ключевых позиций в образовательном учреждении, психолог получает новые обязанности. Он должен будет отвечать за измерение результатов обучения, то есть, в частности, за определение уровня формирования компетенций учащихся. Но это лишь одна сторона вопроса, ведь «Новая школа» — школа для всех, в том числе и для детей с особенностями развития, поэтому функционал психолога будет кардинально меняться. У него возникает другая зона ответственности: психолог отвечает за учет особенностей развития каждого ребенка в процессе обучения, соответствие этого процесса его индивидуальным возможностям.

Модернизация образования подразумевает обновление содержания образования в целом и переориентацию деятельности педагога-психолога в частности. В связи с этим, первое с чего должно начинаться введение ФГОС в деятельность педагога — психолога это внесение изменений в его должностную инструкцию. Компетентности педагога-психолога должны включать представление о планируемых результатах образования, знание Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), умение проектировать зону ближайшего развития, умение психологически обеспечивать учебную деятельность учащихся, профессиональную деятельность учителей, создавать психологически безопасную, комфортную образовательную среду. Основным приоритетом работы педагога — психолога становится создание психолого-педагогических условий, способствующих реализации ФГОС НОО. Таким образом, перед педагогом — психологом появляется ряд новых задач:

1. Участие в разработке основной образовательной программы (ООП), планировании и реализации ее составляющих, а также в формировании индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

2. Психолого-педагогическое сопровождение участников сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения ФГОС нового поколения.

3. Разработка и реализация мониторинга возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание данных задач:

1. Педагог-психолог в целях обеспечения условий реализации ООП принимает участие в планировании и реализации ее составляющих:

программы формирования и развития универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

программы отдельных учебных предметов (в части описания личностных, метапредметных результатов освоения конкретного учебного предмета);

программы духовно-нравственного развития, воспитания учащихся на ступени начального общего образования;

программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

программы внеурочной деятельности;

программы коррекционной работы.

Кроме того, педагог-психолог принимает участие в разработке и внедрении системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы в образовательном учреждении, прежде всего в части обеспечения комплексного подхода к оценке результатов освоения основной образовательной программы, позволяющего вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов.

2. Основой системы психологического сопровождения является единство требований, предъявляемых ребенку в школе, семье, обществе, а эффективность всей деятельности педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения развития учащихся в процессе образования будет зависеть от совпадения целей и задач, решаемых психологической и методической службами школы, взаимодействия с административным звеном.

Цель психологического сопровождения: содействие психологическому и личностному развитию участников образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС нового поколения.

Задачи психологического сопровождения:

— повышение компетентности участников образовательного процесса в вопросах организации психологического сопровождения в условиях введения и реализации ФГОС;

— качественная реализация программ психологического сопровождения личности в образовании, соответствующих требованиям ФГОС;

— обновление характера и форм профессионального общения и деятельности педагога-психолога в рамках системно-деятельностного подхода;

— создание специальных социально-психологических условий для успешного развития и формирования УУД учащихся;

— организация психологического сопровождения внеурочной деятельности учащихся, в том числе их духовно-нравственного развития и воспитания.

Содержание деятельности психологической службы в условиях реализации ФГОС НОО можно разделить на 4 группы.

Взаимодействие с администрацией.

— повышение психологической компетентности управленческого звена (администрации ОУ) по вопросам введения ФГОС:

— взаимодействие психолога с администрацией по вопросам планирования и анализа деятельности (в т.ч. психологический анализ эффективности педагогической модели при реализации ФГОС НОО);

— участие в экспертных и творческих группах по разработке ООП;

— участие в разработке ООП;

— рекомендации по расстановке кадров в процессе реализации ООП;

— разработка методических рекомендаций по реализации ФГОС;

— выработка рекомендаций по организации предметно – развивающей среды в ОУ.

2. Взаимодействие с педагогическим коллективом. Формирование психологической культуры педагогов ОУ в условиях реализации ФГОС:

— формирование потребности у педагогов в самопознании, саморазвитии и самосовершенствовании по вопросам ФГОС;

— создание предпосылок к овладению педагогами системно-деятельностным методом;

— разработка методического инструментария для изучения готовности педагогов к переходу на новые ФГОС;

— разработка игр, тренингов, семинаров по развитию деятельностных способностей и творческого потенциала педагогов;

— осуществление общей координации по взаимодействию всех участников воспитательно – образовательного процесса для обеспечения эффективной реализации ООП.

3. Взаимодействие с обучающимися. Психологическое сопровождение детей ОУ в условиях реализации ФГОС НОО:

— развитие и формирование универсальных учебных действий (УУД):

личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных;

— разработка, апробация и внедрение мониторинга УУД;

— предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и

-становление личности ребенка в процессе введения ФГОС;

-составление индивидуальных образовательных маршрутов и коррекционных программ;

— обеспечение преемственности ООП.

4. Взаимодействие с родителями. Организация совместной деятельности с семьей в условиях реализации ФГОС:

— психологическое просвещение родителей по теме ФГОС:

— проведение тематических вечеров, бесед, собраний, лекций консультаций, семинаров и практикумов, тренингов;

— проведение индивидуальных и групповых консультаций с родителями по проблемам развития детей, особенностям их обучения в условиях реализации ООП;

— формирование потребности в психологических знаниях и их практическом применении, а также желания родителей использовать приобретенные знания в общении с ребенком, в развитии у него деятельностных способностей;

— развитие рефлексивного общения родителей с ребенком;

— диагностика, опрос, анкетирование родителей с целью выявления запроса родителей к психологу по вопросам введения ФГОС.

3. В рамках данной задачи педагогом-психологом может быть осуществлена следующая деятельность:

— определение уровня актуального и зоны ближайшего развития учащегося;

— изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей учащихся;

— оценка сформированности УУД учащихся;

— выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;

— определение особых образовательных потребностей одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Результативность деятельности педагога-психолога в рамках ФГОС определяется по следующим критериям:

достижение учащимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы;

психолого-педагогическое обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса;

обеспечение учета специфики возрастного психофизического развития учащихся при реализации образовательной программы;

достижение необходимого уровня психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности;

обеспечение дифференцированного индивидуализированного обучения, в том числе реализация индивидуальных образовательных маршрутов и психологического сопровождения инклюзивного образования;

функционирование системы мониторингов возможностей и способностей обучающихся, выявления и поддержки одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;

сформированность коммуникативных навыков обучающихся;

Список литературы:

1. Зиновьева М.В., Никифорова Г.В. Специфика деятельности педагога- психолога в условиях введения ФГОС // Справочник педагога-психолога. Школа. — №4. – 2012 г.

2. Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения ФГОС нового поколения / авт.-сост.: Г.А. Шешерина. – Тамбов, 2011. – 65 с.

3. Рубцов В.В. Ключевая роль в обновленной системе образования //Школьный психолог. — № 1. – 2010г.

Источник: http://multiurok.ru/files/sodierzhaniie-dieiatiel-nosti-piedaghogha-psikholo.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2017-2021 © Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статьи

Контакты